Внесены изменения в законодательство о банкротстве. Закон о банкротстве физических лиц Вопросы изменения в закон о несостоятельности

При возникновении кризисных явлений в экономике многие компании становятся банкротами. Причин банкротства достаточно много: это и задолженность по налогам, и долги за поставленную продукцию, и отсутствие заказов, неисполнение контрагентами своих обязательств. Ранее учредители и директора просто бросали компании и не несли ответственности, но ситуация будет меняться в связи с внесенными поправками.

Субсидиарная ответственность

Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены значительные поправки, которые позволяют привлечь учредителя, директора к субсидиарной ответственности.

Для этого необходимо подать заявление в арбитражный суд. Согласно букве закона, заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями или его органами управления, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве должника либо арбитражным судом.

Дополнены обязанности конкурсного управляющего. Одновременно с отчетом о проведении конкурсного производства, конкурсный управляющий должен направить в суд ходатайство о привлечении к субсидиарной ответственности.

В ходатайстве указываются:

  • контролирующие лица должника, которые привлекаются к субсидиарной ответственности;
  • размер субсидиарной ответственности;
  • лица, чьи требования остались непогашенными в связи с недостаточностью имущества должника.

Суд выносит определение о привлечении контролирующих должника органов к субсидиарной ответственности. На основании определения выдается исполнительный лист.

Следует отметить, что несмотря на то, что поправки вступили в силу лишь недавно, судебная практика уже сформировалась. Например, в от 26.09.2017 суд обязал конкурсного управляющего представить документы, касающиеся банкротства, в том числе привлечения к субсидиарной ответственности.

Взыскание убытков по делу о банкротстве

В случае возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле, кредитор вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании убытков. Сумма не должна превышать размера требований такого кредитора к должнику, при наличии оснований для возмещения убытков должнику.

Следует обратить внимание, что убытки по делам о банкротстве суды и ранее взыскивали в порядке привлечения к субсидиарной ответственности.

В соответствии с п.1 ст.10 Закона о банкротстве в случае нарушения руководителем или учредителем должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии, гражданином-должником положений настоящего Федерального закона, указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

В силу п.4 ст.10 Закона о банкротстве, если должник признан несостоятельным вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан банкротом при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;
  • документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют;
  • документы бухгалтерского учета не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством РФ, формирование которой является обязательным, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

В качестве примера взыскания убытков можно назвать по делу. Размер субсидиарной ответственности (убытков) обоснованно определен судом исходя из суммы требований единственного кредитора и непогашенных текущих расходов по делу о банкротстве. Однако в этом деле сумма субсидиарной ответственности была небольшой - 23 699,25 руб.

Отражение в ЕГРЮЛ данных о банкротстве

На практике компаниям достаточно сложно отследить такие моменты, как: подан ли иск о банкротстве, будет ли компания исключаться из реестра ЕГРЮЛ. Дело в том, что процесс взаимодействия судов и налогового органа не был серьезно налажен. Теперь, в соответствии с поправками информация должна отражаться быстрее. В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.

Снизятся и случаи подачи исков, когда компания уже была признана банкротом и давно исключена из ЕГРЮЛ. В настоящее время такие случаи имеют место. В качестве примера можно назвать от 26.09.2017 . Учитывая, что в отношении ООО «Гут-Конструктор» внесена запись от 21.06.2017 о прекращении деятельности данного юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ, суд считает необходимым прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Оперативное же внесение записей позволило бы избежать судебных издержек и подачи иска о банкротстве в отношении той компании, которая фактически уже не существует.

  • перечень требований кредиторов по текущим обязательствам, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора);
  • перечень требований кредиторов, которые признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора).

Напомним, что в настоящее время отчет включает в себя:

  • документы, подтверждающие продажу имущества должника;
  • реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
  • документы, подтверждающие погашение требований кредиторов;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Перечень данных документов очень важен, поскольку именно представление их в суд является основанием для завершения процедуры конкурсного производства. Если ранее перечень документов для прекращения процедуры был сокращенным, то теперь он расширен.

Примером является N Ф01-875/2017 , в котором суд оценил исполнение положений статьи 147 закона «О банкротстве» и завершил процедуру конкурсного производства, поскольку в ходе ее проведения конкурсный управляющий принял все предусмотренные законом меры к погашению требований кредиторов должника. Реальных источников пополнения конкурсной массы с целью удовлетворения требований кредиторов не имеется. Наличие возможности обнаружения у должника имущества, за счет которого могли бы быть покрыты расходы по делу о банкротстве и погашена задолженность перед кредиторами, не доказано.

Меры по предупреждению банкротства кредитной организации

Поправки, касающиеся предупреждения банкротства

Федеральный закон от 01.05.2017 N 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес поправки, касающиеся предупреждения банкротства.

Напомним, что до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

  • финансовое оздоровление кредитной организации;
  • назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
  • реорганизация кредитной организации.

Кроме того, расширен пункт 189.9 Закона о банкротстве. В качестве мер до отзыва лицензии применяются:

  • меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», которые осуществляются с участием Банка России или Агентства в соответствии с настоящим параграфом.

Меры по предупреждению банкротства банка с участием Банка России осуществляются в соответствии с решением Совета директоров Банка России. От имени Банка России указанные меры осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора».

Поправка, касающаяся прав кредиторов

Банк не должен утаивать ситуацию о финансовых проблемах. Кредитные организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Поправка, касающаяся введения моратория на удовлетворение требований кредиторов

Кредитные организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Во время данного моратория приостанавливается исполнение денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств кредитной организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, в том числе путем их исполнения в натуре, предоставления отступного, новации, зачета, а также приостанавливается обращение взыскания на предмет залога во внесудебном порядке.

В заключение необходимо отметить, что только в 2017 году в законодательство о банкротстве был внесен ряд поправок, которые касаются субсидиарной ответственности, банкротства кредитных организаций. Но при этом существует ряд проблем банкротства физических лиц, банкротства директоров и учредителей по налоговым спорам, которые тоже должны найти свое место в законе о банкротстве.

Законодательство РФ в части регулирования гражданских сделок часто меняется. Это можно сказать, например, о сфере долговых правоотношений. В частности, закон о финансовой несостоятельности — в числе правовых актов, которые достаточно часто подвергаются корректировке. Какие из недавних новшеств законодателя, содержащихся в данном источнике, заслуживают особого внимания?

Законодательные нюансы

Говоря о нововведениях, касающихся законодательства о банкротстве, следует отметить, что в РФ есть только один правовой акт, регулирующий сферу долговых правоотношений в аспекте финансовой несостоятельности как с участием организаций, так и граждан. Речь идет о ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)». Он был принят 26.10.2002 г.

Регулирование банкротства физлиц

Долгое время данный правовой акт в полной мере регулировал долговые правоотношения только с участием организаций. Обращаться в суды могли, апеллируя к положениям, которые содержал закон о несостоятельности, предприятия, но не физлица. Однако в 2014 году в данный правовой акт были добавлены положения, благодаря которым заявить о своем банкротстве получили возможность и граждане.

Есть не совсем корректная точка зрения, что есть отдельный закон о несостоятельности физических лиц. Это не так. Банкротство как граждан и организаций регулирует один правовой акт, отмеченный ФЗ №127. С недавних пор это также и закон о несостоятельности кредитных организаций.

Регулирование банкротства кредитно-финансовых организаций

Дело в том, что до декабря 2014 года процедура банкротства, собственно, банков, регулировалась отдельным правовым актом — ФЗ №40, принятым 25.02.1999 г. Сейчас законодательство, касающееся финансовой несостоятельности, таким образом, объединено в общем источнике. Неважно, как его интерпретировать — как правовой акт, регулирующий банкротство бизнесов, банков, или же как закон о несостоятельности физических лиц — текст закона будет во многих его положениях одним и тем же, несмотря на то, что правовой статус субъектов долговых правоотношений разный.

Специфика новшеств

Сам факт того, что в закон о несостоятельности были включены положения, касающиеся соответствующей процедуры с участием физлиц, можно рассматривать как сенсацию: более 10 лет, таким образом, законодатель игнорировал возможность регулирования банкротства граждан, но вдруг решил пересмотреть свое отношение к соответствующим сферам активности. Поэтому если говорить о неких масштабных новшествах, внедренных в юридическую практику посредством ФЗ №127, то это как раз тот факт, что в РФ появился полноценный закон о несостоятельности физических лиц. Текст соответствующего правового акта с энтузиазмом начали изучать рядовые граждане. В частности, те, которые успели набрать различных кредитов и начали испытывать сложности с их выплатой.

После того как соответствующий правовой акт приобрел полноценный вид, в РФ появился закон о несостоятельности физических лиц, хозяйственных обществ — новые правки в него все же продолжают вноситься законодателем. Касаются они самых разных аспектов сферы долговых правоотношений. Наша задача — рассмотреть ключевые.

Регулятор внимателен к юридическим лицам

Можно отметить, что недавние корректировки имеют отношение, главным образом, к коммуникациям с участием предприятий. Активности физлиц пока что регулируются прежними положениями, которые, однако, сами по себе очень новые. Внесенные в закон о банкротстве последние изменения, принятые 29 декабря 2014 года, можно считать касающимися непосредственно предприятий (хотя при детальном рассмотрении некоторые из них можно трактовать и в отношении граждан). Поэтому в статье под термином «должник» мы будем подразумевать, прежде всего, юридическое лицо. Те положения, о которых пойдет речь, в полной мере применимы для организаций.

Взаимодействие банков с арбитражами

Изменения в коснулись такого аспекта, как взаимодействие кредиторов — в статусе банковских организаций, с арбитражными судами. В соответствии с нововведениями финансовые учреждения получили право обращаться в данные инстанции, даже если у них нет решения суда общей юрисдикции о взыскании с должника финансовых средств. В этом смысле получили преимущественное положение соотносительно с правомочиями конкурсных субъектов, которые, в свою очередь, должны иметь в подобных случаях на руках соответствующее судебное решение.

Минимум инстанций

До соответствующих нововведений кредиторы должны были обращаться в суд в порядке, соответствующем исковому производству. После этого им нужно было ждать, пока будет принято соответствующее решение о признании за заемщиком долга и о необходимости его взыскания. Следующий этап был связан с ожиданием того, пока постановление суда вступит в законную силу. К тому же должник мог подать апелляцию, что предполагало участие кредитора в новых судебных заседаниях, и хорошо, если с успехом для него. Теперь же предварительное обращение в суд не требуется. Но следует отметить, что данная норма касается только банков, то есть, структур, официально зарегистрированных как кредитная организация.

Последовательность действий банков

Будет полезно рассмотреть порядок некоторых действий, которому должен, в соответствии с законодательными нововведениями, следовать банк при инициировании банкротства должника.

Так, кредитная организация с момента вступления соответствующих поправок в силу, а именно, с 1 июля 2015 года, должна за 15 дней до обращения в арбитраж опубликовать уведомление, касающееся намерения инициировать процедуру признания должника несостоятельным. Данный документ направляется в Единый федеральный реестр сведений об активностях юридических лиц. Отметим, что до вступления поправок в силу срок подачи соответствующего уведомления составлял до 30 дней, при этом направлять документ нужно должнику, а также известным банку кредиторам.

В результате законодательных нововведений банк может инициировать процедуру банкротства заемщика без дополнительных судебных процессов. Более того, он вправе начать соответствующую работу раньше остальных кредиторов, тем самым, первым получив в распоряжение необходимые документы, касающиеся деятельности должника.

Выбор временного управляющего отменен

Изменения в законе о банкротстве коснулись такого аспекта, как процедура назначения временного управляющего. До нововведений должник имел право выбрать человека, выполняющего соответствующие функции, исходя из собственных предпочтений. После того как изменения в законе были утверждены, временные управляющие стали назначаться посредством случайного выбора. Правда, конкретный механизм подобной жеребьевки пока не определен. В связи с этим временный управляющий будет назначаться судом до момента утверждения в законах необходимых механизмов.

До нововведений заемщик мог назначить управляющего, который был, фактически, подотчетен фирме. Человек, занимающий данную должность, мог никак не препятствовать тому, чтобы компания-должник продолжила вести деятельность. Также нельзя было исключать, что «свой управляющий» закроет глаза на реальные финансовые проблемы компании-должника. Сохранялась вероятность того, что в реестр требований не будут включены кредиторы, претензии которых нежелательны для заемщика. Также управляющий, назначенный компанией-должником, мог помогать фирме совершать различные противоправные действия, например, производить сокрытие тех или иных фактов, значимых для суда и для кредиторов.

Каков порядок действий предписывают должнику изменения в законе о банкротстве? Перед тем если именно заемщик является инициатором процедуры признания финансовой несостоятельности, он должен опубликовать уведомление, касающееся данной активности, в Едином реестре. После этого в случайном порядке назначается арбитражный управляющий, но, как мы отметили выше, пока эта процедура не регламентирована, и выбор человека на соответствующую должность находится в компетенции суда.

Минимальный размер долга

Изменения в законе о несостоятельности затронули также такой критерий, как минимальная величина долга, которая дает право сторонам долговых отношений инициировать процедуру банкротства. В данном случае мы говорим только о должниках-организациях. До нововведений соответствующая величина составляла 100 тыс. руб. (для естественных монополий — 500 тыс.). После корректировок в законодательстве цифры увеличились: банкротство может быть инициировано, если компания должна не менее 300 тыс., а если она имеет статус естественной монополии, — от 1 млн. руб. Закон о несостоятельности физических лиц, что примечательно, характеризуется более строгими условиями в аспекте минимальной величины долга: банкротство гражданина возможно, только если он занял и не может отдать 500 тыс. руб. и более. Корректировок этой нормы пока что законодатель не осуществлял.

Права залоговых кредиторов

Изменения в законе о банкротстве дали повод говорить о том, что залоговые кредиторы — те, чьи требования обеспечены теми или иными активами, находящимися в собственности должника, получили дополнительные права. Какие именно? В частности, это право голоса на собраниях, где решаются вопросы о выборе управляющего, а также при обращениях в суд по поводу отстранения человека на соответствующей должности, о переходе компании к внешнему управлению. До нововведений залоговые кредиторы могли реализовывать право голоса чаще всего только на стадии наблюдения.

После внесения изменений в законодательство получили право фиксировать изначальную стоимость предмета залога, а также то, в каком порядке должны быть проведены торги. Если мнение соответствующих субъектов долговых правоотношений не найдет понимания у других участников процедуры банкротства, то в дело должен вмешаться суд.

Если на предприятии, которое рассматривается в качестве неплатежеспособного, осуществляется замещение активов, например, когда на базе фирмы создается несколько хозяйственных обществ, то залоговые кредиторы получают право на удовлетворение своих запросов за счет акционерных активов.

Кредиторы соответствующей категории получили право сохранить за собой предмет залога в процессе торгов. Для этого им необходимо составить публичное предложение, если заявки на участие в данного типа торгах отсутствуют. Это, как считают эксперты, можно трактовать как дополнительный механизм, обеспечивающий защиту интересов залоговых кредиторов.

Срок исковой давности

В числе иных примечательных новшеств, которые привнесли изменения в закон о банкротстве, можно выделить механизм, в соответствии с которым могут заявлять о том, что срок в отношении долгов иных субъектов, выдвигающих заемщику претензии, истек. Ранее такой возможности законодательство не предусматривало.

Ответственность за своевременное уведомление о банкротстве

Руководители фирм, в которых возникли финансовые сложности, дающие повод говорить о появлении признаков банкротства, обязаны уведомлять об этом собственников. Если директор организации не выполнит это обязательство, то в отношении него может быть наложен штраф в размере 25-50 тыс. руб. Также можно отметить, что ужесточена ответственность за иные неправомерные действия руководства фирмы при процедуре банкротства.

Банкротство должно быть обоснованным

До того как изменения в закон о банкротстве были внесены, каких-либо оснований для прекращения дел, предмет которых — банкротство, не предусматривалось. То есть, например, при выявлении судом каких-либо злоупотреблений со стороны инициатора процедуры банкротства могло не наступить никаких правовых последствий. В новой редакции закона сказано, что обращение в суд, предмет которого — инициирование процесса признания должника несостоятельным, не должно ограничиваться формальной обоснованностью. Важно, чтобы заемщик был неплатежеспособным фактически.

Если, таким образом, суд установит, что должник либо кредитор, которые инициировали процедуру банкротства, знали, что соответствующий субъект вполне платежеспособен, то есть преследовали выгоду, производство по делу может быть в законном порядке приостановлено. При условии, разумеется, что к тому моменту заемщик не утеряет платежеспособности. Подобная норма позволяет судам пресекать сговоры между должниками и кредиторами, которые могут в силу тех или иных обстоятельств выгодны им, но в то же время наносят ущерб иным заинтересованным лицам.

Реальная ответственность

Поправки вводят в закон о банкротстве норму, позволяющую привлекать к субсидиарной ответственности ее реальное руководство и собственников, а не так называемых номинальных директоров — подставных лиц, в реальности не управляющих компанией и, главное, не имеющих имущества для расплаты по ее долгам. В новой редакции закона «номиналы» освобождаются от ответственности, если укажут на реальное руководство и собственников банкрота.

Мнения юристов относительно этой новеллы разделились.​

По мнению адвоката московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Зиннура Зиннятуллина, это необходимая норма, которая обеспечит эффективное взаимодействие номинальных директоров с арбитражными управляющими (курируют процесс банкротства) и правоохранительными органами для выявления и привлечения к ответственности реально виновных в банкротстве лиц. «Просто человека с улицы, у которого нет никакого имущества и который был назначен на руководящий пост номинально, в том числе в целях уклонения от гражданской ответственности в виде погашения задолженности, привлекать к субсидиарной ответственности бессмысленно», — добавляет он.

Управляющий партнер бюро «Деловой фарватер» Роман Терехин, напротив, скептичен: «Не думаю, что такое изменение будет действительно эффективно работать на практике. В России на данный момент есть ряд законов, позволяющих избежать привлечения к ответственности в том случае, если сдашь правонарушителей. Однако об их эффективности говорить не приходится. Достаточно, например, вспомнить ту же программу послабления наказаний, предусматривающую освобождение от наказания в случае раскрытия картельного сговора. Если в Европе она работает эффективно и повсеместно, то у нас, можно сказать, не реализуется вовсе». Все дело в том, продолжает Терехин, что западный менталитет кардинальным образом отличается от российского: сдать своего некогда бизнес-партнера — значит стать изгоем в глазах общественности: «Сегодня ты станешь информатором правоохранительных органов, а завтра от тебя отвернутся твои компаньоны, в результате чего дальнейшее извлечение прибыли может оказаться труднодоступным, а бизнес и вовсе может оказаться на грани банкротства. Поэтому-то такие программы и не пользуются популярностью в России».

Старший юрист BGP Litigation Антон Помазан также считает, что массовой сдачи реальных виновных в банкротстве не будет, но по другой причине: «Такие «директора», как правило, осведомлены о рисках привлечения их к субсидиарной ответственности, не страшатся этого, за что и получают свое вознаграждение».

Контролирующие лица

Поправки устанавливают круг лиц, которые могут быть признаны контролирующими компанию-должника. До сих пор этот круг в законодательстве очерчен не был.

Теперь он довольно широк: от непосредственного руководства компании (и родственников) и собственников, лично или в группе распоряжающихся более чем 50% акций или долей фирмы либо имеющих право назначать руководителя, до лиц, действующих по доверенности (замещающих отсутствующее руководство) или извлекающих выгоду из недобросовестного поведения менеджмента компании. «Например, если все средства от совершенных через многочисленные компании-прокладки сделок поступили на счет одного лица, это лицо будет признано конечным получателем экономической выгоды и привлечено к ответственности», — поясняет Кирилл Захаров.

Раньше, когда понятие «контролирующее лицо» не было конкретизировано, судьи по своему внутреннему убеждению принимали решение, кого именно привлекать к субсидиарной ответственности. «Конкретизация положительно скажется на единстве судебной практики», — считает Зиннур Зиннятуллин. «Впрочем, прежде чем она сформируется, может пройти не один год», — предупреждает Роман Терехин. Дело в том, что перечень контролирующих лиц должника, которых можно привлечь к субсидиарной ответственности по долгам компании, в новой редакции закона остается открытым, поясняет он. «Арбитражный суд может признать лицо контролирующим должника по иным основаниям», — говорится в новой редакции закона о банкротстве.

Фото: Kevin Coombs / Reuters

Априори виноватые

Поправками закрепляется принцип автоматической субсидиарной ответственности руководства и собственников, если у компаний-должников недостаточно средств для полного погашения долгов перед кредиторами при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: ими или в их пользу, или с их одобрения совершались сделки, существенно навредившие компании, не в порядке бухгалтерские документы, отсутствуют обязательные к хранению бумаги компании либо информация в них искажена и пр.

До принятия поправок доказывать виновность директоров и учредителей в банкротстве компании приходилось арбитражным управляющим или самим кредиторам, в зависимости от того, кто подавал заявление о привлечении к субсидиарной ответственности.Теперь же ответчикам нужно будет доказывать свою невиновность.

По мнению Романа Терехина, это существенно упростит наработку судебной практики по взысканию с руководства и собственников денег для расплаты с кредиторами.

За банкротным рублем

Изменения в закон о банкротстве вводят новый вид вознаграждения для арбитражных управляющих в размере 30% от размера требований кредиторов, погашенных за счет привлеченных к субсидиарной ответственности лиц. При этом вознаграждение управляющему в размере 7% от общей конкурсной массы, действующее сейчас, сохраняется.

Старший юрист BGP Litigation Антон Помазан поддерживает такую поправку. «На практике большинство заявлений от арбитражных управляющих о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности являются лишь необходимой формальностью и не приводят к каким-либо результатам. После изменений закона появится достаточно серьезная финансовая мотивация для управляющих добиваться привлечения к ответственности контролирующих лиц и реального взыскания с них денежных средств», — считает он.

Впрочем, столь высокий уровень вознаграждения сопряжен с рисками чрезмерного увлечения управляющих инструментом субсидиарной ответственности, предупреждает Зиннур Зиннятуллин. «У управляющего есть другие инструменты пополнения конкурсной массы для расчета с кредиторами, в том числе об истребовании имущества и оспаривании сделок, направленных на отчуждение имущества. С установлением существенного дополнительного вознаграждения от взыскания субсидиарной задолженности требования по ней могут стать прерогативой управляющих», — рассуждает он. По мнению Зиннятуллина, было бы оптимальным установить единую процентную ставку вознаграждения 15% от общей конкурсной массы.

Вопросы о целесообразности столь высокого вознаграждения могут возникнуть и у кредиторов: ведь выплата осуществляется из средств, взысканных в их интересах, указывают юристы. Впрочем, во избежание конфликта законом предусмотрено, что право на получение 30% управляющий имеет, только если докажет, что деньги в конкурсную массу поступили именно в результате его действий по привлечению руководства и собственников компании к субсидиарной ответственности​.

Защита для должника

Поправки защищают не только кредиторов, но и должников. Важное изменение именно такой направленности содержится в еще не принятом проекте поправок, направленном правительством в Госдуму.

Документ предусматривает возможность параллельной подачи в арбитражный суд не только заявления о банкротстве, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов. Последнее предполагает защиту от банкротства: если суд рассмотрит такое заявление в пользу компании, в отношении нее не может быть введено конкурсное производство. «В рамках банкротства предлагается новая процедура, фактически являющаяся процедурой финансового оздоровления должника, — при ее применении не будет реального банкротства», — констатирует партнер международной юридической фирмы Herbert Smith Freehills Алексей Панич.

«Это позволит должнику прекратить большую часть исполнительных производств и отменить все имеющиеся ограничения, после чего продолжить деятельность», — говорит юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев. «Часто действия, предпринимаемые судебными приставами, приводят к неплатежеспособности должника, снятие же запретов на реализацию имущества и, например, моратория на удовлетворение требований кредиторов могли бы позволить компании рассчитаться с долгами и продолжить деятельность», — поясняет он. «Должник должен будет в суде раскрыть свои активы, предоставить отчет о финансовом состоянии и предложить свой план погашения задолженности. В дальнейшем на собрании кредиторов проходит голосование за утверждение данного плана. Если большинство принимают план, а затем его утверждает арбитражный суд, то в течение нескольких лет (максимум четырех, однако по решению кредиторов этот срок может быть продлен еще на четыре года) план реструктуризации реализуется», — рассказывает партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская.

Сейчас встречаются случаи, когда процедура банкротства прекращается мировым соглашением между кредиторами и должником, но это возможно только при согласии сторон, говорит Владимир Шалаев. «Процедура же​ реструктуризации долгов дает шанс должнику, испытывающему временные трудности, если кредиторы изначально не намереваются идти на уступки или в ситуациях, когда компанию по каким-либо причинам просто «топят», — поясняет он.

Однако, по мнению юристов, в этой поправке есть риск, что должник будет пользоваться реабилитационным механизмом недобросовестно. «К примеру, за четыре месяца компания может успеть вывести свои активы и имущество, и возможности у кредиторов противодействовать этому не будет», — поясняет партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» выступает одним их основополагающих нормативно-правовых актов для целого правового сегмента, регулирующего экономические правоотношения. Ниже пойдёт речь о структуре закона, последних изменениях, особенностях законодательства касательно процедуры банкротства и многих других нюансах.

Так, закон абсолютно не регулировал процедуру и порядок признания банкротом частных предпринимателей, которые становились неотъемлемым элементом экономики.

Затем поочерёдно были приняты несколько правовых актов, регулирующих банкротство для организаций в отдельных отраслях (например, кредитных и финансовых учреждений, монополистических предприятий топливно-энергетического комплекса и прочее).

Что представляет собой закон о банкротстве

Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят 2 декабря 2002 года. Разработкой данной сферы правительство РФ занялось ещё в 1992 году, когда экономика страны начала переходить на принципы рыночного регулирования. Тогда был принят первый закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», однако ввиду быстрых темпов развития экономики и появлениях новых сфер он не мог охватить все нюансы.

Спустя 10 лет наконец был принят унифицированный . Закон привнёс множество позитивных изменений, поэтому акт является действующим по сей день. Из наиболее значимых особенностей следует выделить следующее:

  • Детально регламентирован судебный порядок – теперь данными вопросами занимаются исключительно арбитражные суды. Закон предусмотрел пре нюансы на каждой стадии .
  • При злостном несоблюдении процедуры банкротства виновная сторона теперь может подвергаться уголовной ответственности.
  • Процедура стала содержать множество детально прописанных стадий, теперь исключена возможность ранее популярного «внезапного» банкротства.
  • Был расширен перечень лиц, которых может затронуть процедура банкротства. Определённые сферы экономики, банкротство которых ранее регулировалось отдельным законом, теперь унифицировано в едином нормативно-правовом акте.
  • Детально расписана правомочность организаций, регулирующих процесс банкротства, им предоставлена большая автономия (раньше они ввиду недочётов законодательства часто зависели от самих должников, что сказывалось на объективности процедуры).

Состоит из 233 статей, подразделяемых на следующие 13 глав:

  1. Общие положение – предусматривает основные взаимоотношения, регулируемые ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливает права и обязанности участников дел о банкротстве, устанавливает правомочность контролирующих лиц и организаций при проведении .
  2. Меры касательно предупреждения банкротства, в том числе санация – получения материальной помощи с целью предотвращения банкротства.
  3. Судебный (арбитражный) порядок рассмотрения дел о банкротстве.
  4. Оспаривание договоров и сделок, заключённых должником.
  5. Процедура временного наблюдения и управления имуществом банкрота в ходе проведения процедуры банкротства; правомочность временных управляющих в процедуре банкротства.
  6. Финансовое оздоровление должника.
  7. Внешнее управление имуществом должника; порядок распоряжения имуществом.
  8. Нормы касательно конкурсного производства вследствие решения арбитражного суда.
  9. Мировое соглашение между должником (лицом, подвергающимся процедуре банкротства) и взыскателями. Участие и правомочность третьих лиц. Основания для расторжения соглашения.
  10. Особенности порядка банкротства для определённых категорий должников – юридических лиц: градообразующие и сельскохозяйственные предприятия, финансовые и кредитные учреждения, предприятия стратегического предназначения, монополистические предприятия, предприятия-застройщики, клиринговые организации.
  11. Процедура банкротства для физических лиц. Глава рассматривает как банкротство обычных граждан, так и физических лиц-предпринимателей в общем и отдельных категорий. Особенности процесса банкротства в случае смерти физического лица, являющегося должником.
  12. Упрощённая процедура банкротства
  13. Заключительная глава, предусматривающая правила и порядок вступления в законную силу этого закона и отдельных его норм, обязательность применения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражными судебными инстанциями.

Банкротство физического лица

Существенное изменение в законодательстве закон «О несостоятельности (банкротстве)» привнёс в октябре 2015 года, когда были приняты очередные дополнения. Теперь банкротом может быть признано не только юридическое лицо (организация) но и обычный гражданин – физическое лицо. Ранее закон касался только физических лиц, занимающихся частной предпринимательской деятельностью.

Физическое лицо имеет как право обращения в арбитражную инстанцию с целью признания себя банкротом в случае, когда он явно не может исполнять взятые на себя материальные обязательства.

Также любой должник имеет обязанность подачи соответствующего заявления о признании себя банкротом в ряде случаев.

Аналогично правом обращения в арбитражную инстанцию согласно ст. 33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обладает кредитор, которому должник не в силах выполнить взятые на себя материальные (финансовые) обязанности.

Прочие изменения

Также существенные изменения коснулись правосубъектности работников должника. Закон теперь предоставляет возможность работникам требовать признания такого работодателя должником в судебном порядке. Ранее работник не имел данных прав, хотя в случае признания своего работодателя должником ему выплачивались причитающиеся суммы в установленном порядке, который с тех пор не претерпел изменений.

Изменения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2016 года

Буквально несколько недель назад были приняты очередные изменения, коснувшиеся процедуры банкротства:

  • В состав арбитражных управляющих процессом банкротства теперь не могут входить лица, временно замещающие муниципальные или государственные должности (ранее запрет касался только постоянных государственных и муниципальных служащих).
  • Сведения о банкротстве теперь публикуются в специальных изданиях, принятых Правительством.
  • Организатор проведения торгов теперь не уведомляет об их проведении в местных печатных изданиях, а публикует их только Едином Федеральном реестре и официальном издании, предусмотренным контролирующим органом.

Кто должен знать закон

Ввиду недавних изменений, согласно которым банкротом теперь может быть признано не только юридическое лицо, но и физическое лицо знать нормы Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» теперь полезно будет не только различным предприятиям и организациям (юридическим лицам), но и простым гражданам.

Важным знание закона будет для работников предприятия, поскольку теперь они имеют дополнительные рычаги влияния на работодателя в случае невыплаты с его стороны заработной платы либо иных причитающихся сумм.

Также знание закона потребуется и наследникам умершего лица, признанного гражданином, поскольку законодательные нормы регулируют и данную сферу.

Наша страна «богата» на кризисы, причем - внезапные. Например, на такие, которые провоцируют скачки курса доллара как минимум в 2 раза, как это случилось в 2014-2015 году. И тут начинаются «ягодки» - простое население, которое и так борется за выживание, сводя концы с концами, с наступление нового кризиса просто хватается за голову.

Самый стандартный вариант - люди идут в банки и берут кредиты, чтобы перекрывать старые. В итоге долги накапливаются, как снежный ком, и однажды утром такой человек просыпается с миллионным долгом, совершенно не понимая, как дальше жить.

В 2015 году, наконец, власти снизошли с Олимпа к простонародью, и приняли Закон о банкротстве физических лиц . За последующие 3 года он претерпел немало изменений, и мы сейчас расскажем, что сделали законодатели для улучшения ситуации с банкротством.

Бесплатная консультация

Изменения в законе состоянием на 2019 год

Итак, давайте начнем с самых новых реформ. Какие изменения в законе в 2018 году начнут действовать?

29 июля 2017 года в основной закон о банкротстве (№ 127-ФЗ) были внесены положения, которые вступили в силу с начала 2018 года. Теперь должник, который планирует обратиться в суд с заявлением о признании своей финансовой несостоятельности, должен опубликовать соответствующее уведомление и включиться в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности компаний, организаций.

Обращаем ваше внимание, что новые изменения в большей степени касаются юридических лиц. То есть каждая компания-должник должна опубликовать в соответствующих изданиях свои намерения обанкротиться. Это защищает ее потенциальных партнеров и клиентов от рисков.

Например, вы решили приобрести пакетный тур в агентстве «Звезды заката». Все, деньги уже собраны, осталось оформить договор, отдать деньги и улететь в теплые края. Но тут вы решаете проверить свое агентство, и случайно наталкиваетесь на информацию Федресурса, что агентство планирует признать банкротство. Будете ли вы доводить свои намерения до конца? Вряд ли. Вы просто пойдете в другое, более надежное туристическое агентство, и купите тур там.

Какие изменения о банкротстве физических лиц были приняты в законодательстве за 2015-2017 годы?

Итак, банкротство стало доступным для простых граждан в октябре 2015 года, а уже 3 марта 2016 года было завершено первое дело. какие поправки были приняты относительно банкротства физ.лиц за эти годы?

  1. Прежде всего, законодатели увеличили размер вознаграждения для финансовых управляющих , что случилось летом 2016 года. Если ранее был установлен размер 10 000 рублей, то его увеличили до 25 000 рублей. также за процедуру реализации имущества финуправляющий уже получал не 2% вознаграждения, а 7%. Поправка была связана с назревающей забастовкой арбитражных управляющих, которые отказывались работать за столь мизерный гонорар.
  2. Между тем, специалисты и эксперты не раз отмечали низкую популярность процедуры среди простых лиц. Решив, что проблема в дороговизне процедуры (напомним, только управляющему необходимо было выплатить 25 000 рублей + судебные расходы, затраты на почту, адвоката и так далее), законодатели уменьшили госпошлину в 20 раз! Это было главным изменением в 2017 году - вместо 6 000 рублей при подаче заявления о банкротстве, граждане платили уже 300 рублей.
  3. Несмотря на уменьшение госпошлины, банкротство граждан по-прежнему не работало, как надо. В воздухе начались носиться слухи об упрощенном банкротстве . Более того, два ведомства одновременно занялись разработкой данного проекта. Идеей нового закона стало отсутствие управляющих - соответственно, отпадали расходы на их услуги. Сроки признания банкротства тоже сокращались до 4-х месяцев. Сейчас законопроект проходит слушания/правки, однако о его принятии и вступлении в силу пока говорить не приходится.
  4. По мнению компетентных властей одной из проблем банкротства среди населения также является низкий уровень юридической грамотности (не говоря уже о финансовой грамотности, ведь неумение управлять доходами/расходами часто и вгоняет людей в долги). Человек, которому нечем платит кредит, часто не может себе позволить квалифицированную юридическую консультацию. Исходя из этого, мир увидела новая идея - делегировать сотрудникам многофункциональных центров составление заявлений в АС для граждан, желающих обанкротиться. Также сотрудники должны будут консультировать таких лиц, и помогать им со сбором документов. Что из этого выйдет - пока неясно, вопрос остается открытым.
  5. Нельзя не упомянуть об еще одной идее - изъятии единственного жилья. Год назад законодатели всерьез загорелись идеей, которая предполагала изъятие квартир/домов у должников, если такое имущество гораздо превышало нормы квадратных метров, положенных на человека. То есть, если должник живет в загородном коттедже в 200 квадратных метров с женой и ребенком, а по нормам им положена квартира на 50 квадратных метров, то дом должен быть продан, взамен следует купить «правильную» квартиру, а оставшуюся часть денег отправить кредиторам. Идея сразу же была воспринята в штыки - как самыми банкротами, так и юристами, экспертами. Потому что норма грубо нарушала положения ст. 446 ГПК РФ, и вообще, открывала двери для самых извращенных форм мошенничества.

Если у вас копятся долги, и вы совершенно не понимаете, что с этим делать, но боитесь потерять имущество - обратитесь к нам! Мы поможем вам избавиться от долгов в судебном порядке, и при этом сделаем все, чтобы вы остались со своим имуществом. Звоните, наши консультации прольют свет на вашу ситуацию!

Видео по банкротству физических лиц от Верховного Суда

Бесплатная консультация

Получите ответ на любой вопрос по банкротству физических лиц