Видовая классификация административно правовых норм. Источники. Классификация административно-правовых отношений

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.

Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они

юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность

участников регулируемых административным правом управленческих отношений, то есть фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику

государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т. п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие

позитивные стороны повседневной деятельности по управлению, прежде всего,

практической работы аппарата управления, можно выделить в особую группу -

административно-процедурные нормы. Это, например, нормы, содержащиеся в

утвержденном Правительством РФ 18 июня 1998 г. Регламенте заседаний Правительства, определяющем основы формирования их плана, порядок их подготовки и проведения, оформления принятых решений в редакции от 5 октября 2000 г.

Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные

административно-правовые нормы.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в

зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношений. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, то есть предписывающие в предусмотренных данной нормой

условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ;

По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта

государственно-управленческой деятельности. Применительно к гражданам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;

1 См. САПП РФ. 1993. № 5. Ст. 398; СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4091.

Б) запрещающие, то есть предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения.

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов

свидетельствует о наличии иного "рычага" юридического воздействия, а именно - разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.

Конкретное юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных)

административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.

Так, гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы,

связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностного лица и т. п.).

Если адресатом административно-правовых норм являются исполнительные органы

(должностные лица), ситуация, не изменяясь по существу, приобретает особую юридическую окраску. Указанные субъекты самостоятельно выбирают определенный вариант поведения из числа предлагаемых правовой нормой

в) стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Удельный вес подобного рода административно-правовых норм имеет тенденцию к возрастанию. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти так называемых экономических рычагов (методов) управления. Например, чаще всего в таком аспекте говорится об установлении налоговых и иных льгот, освобождении от налогообложения, применении

льготного кредитования и т. п.;

г) рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований, а также федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации и др. Такого рода рекомендации не содержат в себе прямо выраженных предписаний, а дают возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач. По своей сути они близки к содержанию административно-дозволительных норм, хотя и не лишены определенных элементов авторитарности.

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по

адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, то есть различных

звеньев аппарата государственного управления;

б) административно-правовой статус государственных служащих - работников

управленческого аппарата;

в) ключевые вопросы организации и деятельности государственных предприятий и

учреждений;

г) административно-правовой статус общественных объединений;

д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур,

включая частные;

е) административно-правовой статус граждан.

С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы по

своему масштабу подразделяются на общефедералъные, а также устанавливаемые

субъектами Федерации (республиканские, территориальные или региональные и т. п.). По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.


Похожая информация.


Учитывая многообразие сфер государственного управления, административно-правовые отношения различны по своему характеру, содержанию и направленности.

Наиболее общая классификация видов административно-правовых отношений дана в работах профессора А.П. Коренева, который их разделил:

По соотношению прав и обязанностей участников отношений;

По характеру порождающих их юридических фактов.

Профессор Ю.Н. Старилов помимо названных видов, классифицирует административно-правовые отношения:

По целям;

По составу участников;

По направлению деятельности и др.

Есть ряд других научных подходов по данному вопросу. Рассмотрим некоторые критерии классификации.

По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные.

По составу участников административно-правовые отношения классифицируются на отношения:

Участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

По направлению деятельности выделяются:

Административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции. (По всем вопросам жизнедеятельности – Правительство Российской Федерации, субъектов РФ; правительство (администрации) краев, областей; городская, районная, сельская администрации);

Административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

Административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции подведомственного характера, по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

Административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

Материальными административно-правовыми отношениями называются также общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

Административно-процессуальные правоотношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Примерами административно-процессуальных правоотношений могут служить отношения, которые складываются при рассмотрении и разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами. Взаимоотношения материальных и процессуальных правоотношений характеризуются тем, что материальные отношения реализуются посредством процессуальных отношений. Кроме того, административно-процессуальные отношения «обслуживают» правовые отношения ряда других отраслей права. Так, посредством административно-процессуальных отношений реализуются материальные отношения финансового, земельного и других отраслей права.

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:

Отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

Отношения, участники которых не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Они характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения. Например, между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления.

Вертикальные административно-правовые отношения возникают также в случаях, когда акт одного субъекта административного правоотношения в соответствии с законодательством является обязательным для другого субъекта. Так, органы исполнительной власти наделяются полномочиями принимать акты, которые являются обязательными не только для непосредственно подчиненных им органов и организаций, но и для органов, организаций, предприятий, учреждений, объединений, служащих, не находящихся в подчинении, и граждан. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения.

Горизонтальные административно-правовые отношения возникают между субъектами, которые не связаны с подчиненностью. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникнуть также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Субъекты этих правоотношений не связаны с подчиненностью.

Таким образом, если одним из субъектов горизонтальных правоотношений является гражданин, то он, как правило, реализует свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны соблюдать и защищать конституционные права граждан.

По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами.

Административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.

административный право трудовой спор

Существуют различные виды административно-правовых норм (см. рис. 2.1.). Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

Рис.2.1.

Существуют различные критерии классификации административно-правовых форм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, то есть, предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общественное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.

В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование н своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предписаниям, характер которых может быть различным.

В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта государственно-управленческой деятельности. Применительно к гражданам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;

  • б) запрещающие, то есть, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершеннолетних) и т.п. Это -- специальный запрет;
  • в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно -- разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.
  • г) стимулирующие - обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.
  • д) рекомендательные - носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимоотношения субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

  • а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;
  • б) административно-правовой статус государственных служащих -- работников управленческого аппарата;
  • в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;
  • г) административно-правовой статус общественных объединений;
  • д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;
  • е) административно-правовой статус граждан,
  • 1. закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;
  • 2. определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;
  • 3. устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;
  • 4. регулирующие административно-процессуальную деятельность;
  • 5. обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;
  • 6. определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.
  • а) общие - регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер;
  • б) особенные - регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на:

  • - общефедеральные,
  • - устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.).
  • - По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть:
  • - общи ми,
  • - межотраслевыми,
  • - отраслевыми,
  • - местными.

Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.

Классификация административно-правовых отношений.

Учитывая многообразие сферы государственного управления, административно-правовые отношения различаются по своему характеру, содержанию и направленности.

Наиболее общая классификация видов административно-правовых отношений дана в работах профессора Коренева А.П., который разделил их:

По соотношению прав и обязанностей участников отношений;

По характеру порождающих их юридических фактов.

Профессор Старилов Ю.Н. помимо названных оснований дифференциации, классифицирует административно-правовые отношения в зависимости от: целей; состава участников; направлений деятельности и др.

Есть ряд других научных подходов по данному вопросу, рассмотрение которых позволяет в совокупности предложить следующие критерии классификации: по целям, по составу участников, по направлению деятельности, по содержанию, по юридическому характеру взаимодействия субъектов, по характеру юридических фактов, их порождающих, по способу защиты, по сфере действия, по соотношению прав и обязанностей участников.

По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные.

По составу участников административно-правовые отношения классифицируются на отношения:

Участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными объединениями, трудовыми коллективами;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

По направлению деятельности выделяются:

– административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции;

– административно-правовые отношения органов исполнительной власти отраслевой компетенции;

– административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного (межведомственного) характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

– административно-правовые внутриорганизационные отношения,затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

Материальными административно-правовыми отношениями называются такие общественные отношения, которые возникают в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления и регламентируются материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена его властная природа.



Административно-процессуальные правоотношения складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Примерами административно-процессуальных правоотношений могут служить отношения, возникающие при рассмотрении и разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами. Взаимоотношения материальных и процессуальных правоотношений характеризуются тем, что материальные отношения реализуются посредством процессуальных отношений. Кроме того, необходимо иметь в виду, что административно-процессуальные отношения «обслуживают» правовые отношения ряда других отраслей права. Так, посредством административно-процессуальных отношений реализуются материальные отношения финансового, земельного и других отраслей права.

По юридическому характеру взаимодействия субъектовадминистративно-правовых отношений административно-правовые отношения делятся на две группы:

Отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

Отношения, участники которых не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Они характеризуются наличием субъекта, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения. Такая ситуация наиболее характерна, например, для отношений между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления.

Вертикальные административно-правовые отношения возникают также в случаях, когда правовой акт одного субъекта административного правоотношения в соответствии обязательным для исполнения другим субъектом, не находящимся в подчинении у первого. Для вертикальных административно-правовых отношений значимым является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного властными полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть не только без учета мнения иной стороны, но даже вопреки воле других его участников.

Горизонтальные административно-правовые отношения возникают между субъектами, которые не связаны подчиненностью. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникнуть также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Данные отношения обычно возникают в связи с реализацией участниками своих субъективных прав в сфере управления. Таким образом, если одним из субъектов горизонтальных правоотношений является гражданин, то он, как правило, реализует свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны не только соблюдать и защищать данные права граждан, но и содействовать их реализации.

По характеру юридических фактов , порождающих административно-правовые отношения, они делятся на отношения, обусловленные правомерными и неправомерными фактами.

Административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется следующими способами: в административном или судебном порядке.

Административный порядок защиты состоит в непосредственном воздействии органов государственного управления на участников административно-правовых отношений, которое заключается в применении уполномоченными органами управления мер государственного принуждения к субъектам, не выполняющим обязанностей, вытекающих из правоотношения. Непосредственное воздействие органов управления на участников правоотношений позволяет оперативно реагировать на факты нарушения административно-правовых норм и быстро восстанавливать нарушенные права и законные интересы. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке.

Вместе с тем в установленных законодательством случаях административно-правовые отношения защищаются и в судебном порядке , урегулированном федеральным законом.

По сфере действия среди административно-правовых отношений выделяются также внешние отношения и отношения внутриорганизационные.

Первые возникают в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации субъектом управления своих функций применительно к управляемым объектам.

Вторые возникают в пределах внутренней организационно-обеспечительной деятельности органов управления (кадровое обеспечение, организация делопроизводства и т.д.). Такие отношения могут возникнуть в связи с решением организационно-структурных и кадровых вопросов, распределением обязанностей среди сотрудников и т.д.

В зависимости от соотношения прав и обязанностей участников административно-правовые отношения бывают субординационными, координационными и реординационными.

Субординационные отношения – такие отношения, для которых характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления. Эти отношения базируются на компетенции одного субъекта использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участникам отношений. (Например, отношения, складывающиеся между должностными лицами в системе государственной службы).

Основное назначение координационных правоотношений – это обеспечение эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достижения общей цели и решения схожих задач. Например, отношения между не находящимися в подчинении федеральными исполнительными органами власти, решающими важные государственные задачи: обеспечения безопасности дорожного движения, борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и детской безнадзорностью, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и т.п.

Реординационные отношения возникают в связи с необходимостью обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий. Примером таких отношений являются обращения граждан в органы управления.

1. Литература основная :

1.1. Административное право России. Курс лекций. М., 2003 под редакцией И.Ш. Килясханова.

1.2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М., 1997.

1.3. Бахрах Д.Н. Административное право России.– М., 2003.

1.4. Коренев А.П. Административное право России. ч. 1.– М., 2001.

1.5. Россинский Б.В. Административное право.– М., 2010.

1.6. Старилов Ю.Н. Административное право. т. 1.: Изд-во Воронежского гос. университета., 1998.

2. Литература дополнительная:

2.1. Административно-правовые отношения: Изд-во Московского университета МВД России. - М., 2002.

2.2. Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. – М., 1984 г.

2.3. Бельский К.С. О системе административного права: Г и П., 1998, № 3

2.4. Курашвили Б.П. Очерки теории государственного управления. – М., 1987.

2.5. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. – Санкт-Петербург., изд. «Юридическая институт», 2002.

2.6. Тихомиров Ю.А. Концепция развития административного законодатель

Административно-правовые виды норм регулируют правоотношения в сфере государственного управления и в первую очередь касаются органов исполнительной власти. Они не представляют собой разрозненную массу и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Значение и основные виды классификаций видов норм административного права

Типология административно-правовых норм помогает понять их сущность, назначение и особенности, увидеть перспективы развития и вносить предложения по их совершенствованию.

Основания

Можно разделить административно-правовые нормы в зависимости от предмета регулирования, формы предписания, пределам действия, субъекту регулирования и методу регулирования и многим другим основаниям.

Систематизация правовых норм по предмету регулирования

Наиболее распространена классификация по предмету регулирования. По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные

Материальные – закрепляют административно-правовой статус участников правоотношений, фиксируя их права, обязанности и возможную ответственность. Они устанавливают порядок взаимодействия органов исполнительной власти с другими участниками управленческого процесса.

Примерами таких норм стали нормы о сроках реагирования на запросы граждан, полномочиях органов исполнительной власти. В связи с этим в юридической науке их называют статичными.

Процессуальные

Процессуальные – лишь устанавливают порядок и регулируют процесс государственного управления.

Например, нормы о порядке приема в ряды военнослужащих или о порядке применения ответственности за совершение административных проступков. Они служат для реализации материальных норм.

Оба вида норм содержатся в одних нормативных актах и административно–процессуальные аспекты не выделены в отдельную науку. Это вызвано их тесной взаимосвязью и разрозненностью источников административного права.

Предписание

Вторая распространенная типология основана на форме предписания.

Выделяются:

  • императивные
  • диспозитивные

Что означает императивность

Императивность означает обязывающий характер. Такие нормы не предполагают свободы воли участников управленческих правоотношений.

Например, водитель обязан иметь при себе документы подтверждающие право собственности на автотранспортное средство, договор обязательного страхования автогражданской ответственности и водительское удостоверение.

Нормы, носящие рекомендательный характер , служат для оптимизации взаимодействия участников правоотношений. Например, правительство РФ может издавать постановления для разъяснения правильного исполнения указов президента.

В зависимости от предмета регулирования

Выделяют:

  • обязывающие,
  • управомочивающие
  • запрещающие,
  • стимулирующие
  • рекомендательные нормы.

Обязывающие

Обязывающие нормы включают императивные предписания для участников отношений. В соответствии с ними лицо должно совершить действия в установленном порядке.

Например, все граждане мужского пола, достигшие 18 летнего возраста, получившие повестку о призыве на военную службу, должны явиться в военный комиссариат по месту жительства. Работа государственных органов по обращению граждан во многом регулируется именно этими нормами.

В данном ключе не стоит забывать про юридические факты в административном праве. Вся подробная информация указана в данной

Управомачивающие

Управомочивающие или дозволительные нормы не содержат прямого запрета на совершение действия, но и не обязывают к ним.

Российская система права построена на принципе «что не запрещено – разрешено», а значит, такие нормы можно рассматривать как подвид разрешающих. Например, гражданин может принимать участие в акции по сбору крови для пострадавших в чрезвычайных ситуациях, но делать этого не обязан.

Запретительные

Запретительные – предусматривают запрет на определенное поведение и могут подкрепляться возможностью привлечения к ответственности. Запреты могут быть общими и специальными. Запрещение совершения административных правонарушений типичный общий запрет. Специальные регулируют поведение в отдельных ситуациях.

Например, во многих регионах страны несовершеннолетние не могут находиться в общественных местах после 23.00. Одна из особенностей административного права в наличии собственного санкционного аппарата.

Стимулирующие

Стимулирующие -предполагают поощрение участников правоотношений за должное поведение, а рекомендательные помогают найти оптимальный способ взаимодействия участников правоотношений. Примером могут стать постановления правительства, дающие рекомендации по исполнению указов президента.

По субъекту регулирования

Выделяют:

  • устанавливающие административно-правовой статус: граждан, коммерческих юридических лиц, государственных предприятий и учреждений, общественных организаций и негосударственных структур, органов местного самоуправления и органов государственного управления.

По подчиненности

Можно выделить, зафиксированные в законах и подзаконных актах. Первые всегда имеют приоритет над вторыми.

Функции, обобщенность и пределы действия - основания классификации административных норм
Типология по пределам действия во времени выделяет срочные и бессрочные нормы. Так, при введении чрезвычайного положения будет указан предел его действия.

Бессрочные не предполагают ограничения по времени, но все равно бывают долгосрочными и краткосрочными.

Территориально норма административного права для ее субъектов действуют как на территории России, таки за границей. Исходя из этого, выделяют: нормы, работающие на всей территории страны, в пределах одного субъекта и межтерриториальные.

Например, нормы об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в ходе расследования административных правонарушений действуют на всей территории страны. В некоторых регионах существуют отдельные нормы, регулирующие пребывание несовершеннолетних в общественных местах после 23. 00. А решение о введении чрезвычайного положения может касаться нескольких регионов.

В зависимости от функционального назначения

Можно выделить:

  • дефиниции,
  • декларации,
  • оперативные
  • коллизионные.

Нормы – дефиниции закрепляют понятия или определения. Это широко распространенные нормы, ведь практически каждый нормативный акт содержит определения основных понятий, использованных в нем.

Декларативные – закрепляют основные принципы административного права в целом, его институтов и подотраслей. В большом количестве включены в КоАП РФ
Коллизионные нормы разрешают спорные аспекты применения нормативных актов, разъясняют, какой акт применяется при возникновении противоречий.

Оперативные – изменяют или отменяют действие административно-правовых норм. Например, существует отдельный закон о введение в действие КоАП.

Так же не мало важно знать и понимать

По уровню обобщения

Можно выделить:

  • общие
  • специальные.

Общие

Общими регулируется группа отношений в пределах института права. Это положения о военной службе, привлечении к административной ответственности и т. д.

Специальные

Специальные – создают исключения из общих правил. Например, нормы об отсрочке от службы в вооруженных силах, невозможности управления автотранспортным средством лицами, страдающими определенными заболеваниями и т. д.

Видео

Больше полезной информации касательно норм административных правоотношений смотрите на видео.

Общественные объединения административном праве.

Классификация административно-правовых норм не только позволяет лучше понимать их сущность и особенности, но и дает возможность развития юридической науке. Выбирая основание для классификации нужно учесть цель, которую она преследует.

Так, вопрос выделения административно-процессуальных норм в отдельную отрасль права до сих пор остается открытым. Это может служить основой для законотворческой деятельности с целью систематизации и оптимизации источников, упрощения применения норм административного права.