Условия для признания банкротства муп и последствия ликвидации. Банкротство ГУП (государственных унитарных предприятий) Банкротство унитарных предприятий

Несостоятельность, то есть невозможность исполнить денежные обязательства пред контрагентами или государством, может возникнуть у юридического лица любой организационно-правовой формы. Но банкротство некоторых из них имеет свои особенности, связанные со спецификой имущественных отношений между учредителями и созданными ими предприятиями.

Что это

  1. Унитарные предприятия, государственные и муниципальные, относятся, согласно Гражданскому кодексу, к тому типу юридических лиц, учредители которых не являются их участниками ().

    Это отличает их от корпоративных организаций. Помимо ГУП и МУП к унитарным организациям относятся также учреждения, фонды и АНО.

  2. Второй особенностью МУП является право на имущество. В отличие от других юрлиц, МУП не является собственником (). Он получает имущество на праве хозяйственного ведения. Собственником же будет являться муниципалитет, то есть публично-правовое образование.

Орган управления в МУП единоличный - это его руководитель. Он назначается собственником, а точнее уполномоченным им органом. Руководитель подотчетен учредителю.

Но все решения, касающиеся распоряжения имуществом, исключая недвижимость, он принимает самостоятельно.

В то же время, МУП по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом. А собственник (муниципалитет) несет субсидиарную с МУП ответственность только в том случае, когда собственного имущества предприятия окажется недостаточно. Это определяет особенности применения процедур банкротства к таким юридическим лицам.

Видео: ЖКХ

Законодательство

  1. Процессы создания, реорганизации и ликвидации МУП регулируются Гражданским кодексом () и специальным законом.

Зависит ли от вида организации

Банкротом может признано практически любое юридическое лицо. Исключением являются учреждения, казенные предприятия, политически партии и религиозные организации (). Их ликвидация производится в ином порядке.

Несостоятельность должна быть признана решением арбитражного суда. Для этого придется обратиться к нему с заявлением.

Сделать это могут несколько категорий лиц ():

  • сам должник;
  • его кредиторы;
  • работники должника;
  • государственные органы.

После вынесения решения о банкротстве, к должнику применяются различные предусмотренные законом процедуры.

Их цель - как можно более полно удовлетворить требования всех кредиторов. Завершается банкротство ликвидацией юридического лица.

Закон устанавливает особые правила проведения банкротства для некоторых категорий должников-юрлиц.

К таким исключениям из общего правила, согласно относятся:

  • градообразующие предприятия;
  • сельхозпроизводители;
  • финансовые организации;
  • стратегические предприятия;
  • субъекты естественных монополий;
  • застройщики.

А вот ГУП и МУП в эти исключения из общего правила не вошли. Но, тем не менее, особенности банкротства этих предприятий существуют. Они связаны с правами собственника этих юридических лиц.

Процедура признания несостоятельным муниципального предприятия

К основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:

  • наблюдение;
  • санация;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • заключение мирового соглашения.

Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.

Но до этого возможно проведение таких процедур как наблюдение и санация (финансовое оздоровление).

Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.

Если эти меры не помогли, то вводится внешнее управление.

Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий ().

Он назначается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов - арбитражных управляющих ().

В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:

  • прекращении производства по делу о банкротстве;
  • заключении мирового соглашения;
  • введении следующей процедуры - конкурсного производства.

С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия.

Ее цель - максимально полное удовлетворение требований кредиторов.

С этой целью выявляется и оценивается все оставшееся у МУП имущество, которое затем будет реализовано, а средства пойдут на погашение долгов.

Критерии признания

МУП, также как и любое юридическое лицо, для того, чтобы быть признанным несостоятельным должно отвечать следующим признакам ():

  • не имеет возможности исполнять требования кредиторов, выплачивать зарплаты и пособия, а также вносить обязательные платежи в бюджет в течение трех месяцев;
  • размер задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.

Такие МУП, как управляющие компании в сфере ЖКХ, могут иметь и еще один признак наступления несостоятельности.

Помимо задолженности перед поставщиками воды, газа, электроэнергии и государством, он теряют способность исполнять свои обязательства перед потребителями-гражданами.

То есть предоставлять им коммунальные услуги надлежащего качества.

Основания для принудительной ликвидации

  1. Если заявление о признании себя банкротом подает само предприятие-должник, речь идет о плановом банкротстве. Это право предоставляется ему законом.

    При возникновении обстоятельств, указывающих на наступление несостоятельности, МУП как и любое юридическое лицо может им воспользоваться. С соблюдением надлежащего порядка принятия решения.

  2. Если же заявление о введении в отношении МУП процедуры банкротства исходит от его кредиторов, работников, или как в случае банкротства управляющей компании ЖКХ от потребителей коммунальных услуг, то это уже принудительная ликвидация. Ее порядок такой же, как и при плановом банкротстве.

Основанием для подачи заявления являются просроченные обязательства перед заинтересованными лицами, а именно:

  • кредиторами - по денежным обязательствам;
  • работниками, в том числе бывшими - по выплате заработной платы и выходным пособиям;
  • государством - по обязательным платежам (налогам и сборам).

Если сумма такой задолженности превысила указанную в законе, а срок погашения долгов истек более трех месяцев назад, то это повод требовать признания МУП несостоятельным. Та сторона, которая полает в суд заявление о банкротстве имеет право предложить в дальнейшем кандидатуру арбитражного управляющего.

Ключевое отличие от обычной организации

Главным отличием МУП является то, что его руководитель не входит в число собственников-учредителей. Следовательно, его право принимать решение о плановом банкротстве, находится под вопросом. Даже если финансовая ситуация такова, что банкротство видится неминуемым.

Для предупреждения возникновения несостоятельности руководитель МУП обязан направить сведения о том, что возникли признаки приближающегося банкротства собственнику имущества, то есть местной администрации (). Именно она обладает правом принять решение о подаче заявления в арбитражный суд.

После того, как такое решение будет принято, руководитель предприятия-должника обязан обратиться арбитражный суд с заявлением (). Сделать это он должен в кратчайший срок. Который, впрочем, ограничен месяцем с момента принятия решения собственником имущества.

Если руководитель не исполнит эту, предусмотренную законом, обязанность, он будет нести ответственность. Она заключается в обязанности возместить те убытки, которые возникнут в связи с этим нарушением (). Собственник же будет нести в таком случае субсидиарную ответственность ().

Вопросы

Рассмотрим детально все встречающиеся в практике вопросы.

Что с имуществом

Согласно закону, МУП отвечает по своим обязательствам, включая долги, своим движимым имуществом. То есть удовлетворение требований кредиторов осуществляется из него до определенного момента. До тех пор, пока не будет принято решение об открытии конкурсного производства.

То есть муниципальное образование утрачивает право собственности на ту недвижимость, что была передана МУП.

Иногда всего имущества, имеющегося у МУП, не хватает для полного удовлетворения требований кредиторов. Муниципальное образование обязано добавить недостающие средства только в том случае, если именно оно выступало инициатором банкротства (). В ином случае местные власти не отвечают по обязательствам МУП.

Судебная практика

Судебная практика показывает, что зачастую, предвидя банкротство МУП, муниципальные образования выводят из хозяйственного ведения предприятий недвижимое имущество, чтобы избежать его включения в конкурсную массу. Впрочем, кредиторы успешно оспаривают эти сделки, добиваясь их отмены.

Одним из оснований кредиторов подать заявление о банкротстве может являться попытка собственника имущества МУП вывести активы, чтобы затем создать с их помощью новое предприятие, свободное от долгов.

Сейчас, когда рынок подвержен колебаниям, вызванного причинами объективного и субъективного характера, практически никто не застрахован от ситуаций, когда невозможно выполнить свои кредитные обязательства. Таким образом, банкротство муниципального унитарного предприятия - такое же обыденное явление. Крайне неприятное для кредиторов, но – обыденное. Поэтому нелишним будет знать каковы важные моменты и особенности процесса ликвидации МУП через признание его банкротом.

Принципиальные отличия банкротства МУП

Обычно, для начала процедуры закрытия фирмы из-за неспособности погасить долги руководитель должен обратиться с соответствующим заявлением в суд, занимающийся делами юридических лиц. Туда может обратиться также и кредитор или работник предприятия, которому не выплачивают заработную плату, то есть, по сути, тот же кредитор. В случае с признанием банкротом муниципального образования есть спорный законодательный вопрос о возможности обратиться в судебные органы именно руководителю предприятии. Это связано с тем, что у предприятий такого типа есть только возможность оперативного управления имуществом. Право собственности принадлежит городу или иному муниципалитету. Таким образом, фактически, решение о направлении в суд заявления о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия принимает не руководитель, а собственники имущества, то есть органы власти местного уровня.

Есть еще несколько отличий:

  • учредители фирмы не могут быть его участниками;
  • организация управляется одним руководителем единолично;
  • МУП отчитывается перед учредителями, но управляет имуществом самостоятельно;
  • в случае банкротства сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП, а затем, на условиях субсидиарной ответственности – имущество учредителей.

Положения законодательства

На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.

Для муниципальных предприятий действуют особые условия банкротства

В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.

Критерии, по которым организацию ликвидируют, как неспособную погасить долги

Несмотря на все отличия унитарной организации от обычной, критерии для признания муниципального предприятия банкротом ничем не отличаются. Таких критериев два:

  • организация в течение трех месяцев не выплачивает заработную плату и выплаты социального характера, имеет налоговую задолженность и не имеет денег для таких выплат;
  • сумма задолженности не менее трехсот тысяч рублей.

Для организаций - коммунальщиков есть еще один дополнительный критерий: неисполнение обещаний перед поставщиками и, следовательно, перед гражданами – конечными получателями услуг.

Кто выступает инициатором процедуры банкротства муниципального предприятия

Сообразуясь с законодательством России и здравым смыслом, можно определить категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности организации в связи с невозможностью оплачивать суммы долга.

  • Сама организация – должник. Если руководство осознает, что сумма долга перед кредиторами превышает обозначенную в законе сумму, и вариантов для положительного разрешения ситуации нет, то руководитель предприятия, заручившись согласием муниципалитета, подает заявление о признании банкротом.
  • Организации – кредиторы. Поставщики природных ресурсов, финансовые организации, поставщики товарно–материальных ценностей, осуществлявшие поставки в кредит. Эта группа подает заявление, после продолжительной, не погашаемой задолженности для взыскания средств за счет муниципального имущества или иным законным способом. Поставщики идут на такие шаги, когда риск получить не всю сумму долга ниже риска полного непогашения, если организация продолжает существовать.

Обращение в арбитражный суд дает возможность кредиторам вернуть сумму долга

  • Работники МУПа, не получающие оплату за труд или различные пособия установленное законом время. Смысл их действий по признанию организации банкротом – получение своей законной компенсации за труд.
  • Государственные органы. Деятельность организации может быть признана нерациональной. Ее функции передаются другой конторе, с более эффективным управлением.

Порядок процедуры банкротства

Если суд удовлетворит заявление истца, то далее происходит стандартная процедура, включающая в себя несколько пунктов. Начальным этапом будет являться наблюдение. Контролирующие структуры собирают всю информацию о фирме, создают планы выхода из финансового кризиса без ликвидации. Данный этап продолжается максимум 7 месяцев с момента подачи заявления.

Затем наступает этап санации. Здесь внешний управляющий получает некоторую возможность влиять на решения действующего руководителя. Составляется график погашения долгов. Действующий руководитель по-прежнему работает. Может продолжаться до двух лет.

Если на этапе санации восстановления платежеспособности не произошло, процесс переходит в третью стадию. Внешний управляющий полностью контролирует деятельность организации, проводит мероприятия по оздоровлению финансового состояния. Печати организации также находятся у внешнего управляющего. Единственное, что он не может делать – продавать имущество МУП для погашения обязательств перед кредиторами. Этот период длится до года, но может быть продлен еще на полгода. Если в периоде заключаются договора на крупные суммы, этот процесс обычно согласовывается с советом кредиторов организации.

По итогам третьего этапа возможны несколько вариантов. Если действия внешнего управляющего возымели успех, процедура банкротства прекращается и МУП возвращается к обычному режиму работы.

Грамотная деятельность внешнего управляющего является гарантией успешного финансового оздоровления предприятия

Если с кредиторами удалось договориться, то заключается мировое соглашение, организация продолжает функционировать, долги гасятся по плану.

Важно: мировое соглашение с кредиторами можно заключить на любом этапе банкротства. Если для кредитной организации, по каким-либо причинам важно существование конкретного МУПа, то оно может пойти на соглашение даже на этапе наблюдения.

Если улучшений не наступило, назначается конкурсное производство, в функционал которого входит продажа имущества и погашение долгов за счет полученных средств. Срок устанавливается до полутора лет. В этот период прекращаются все начисления неустоек, документация по кредитным обязательствам находится у внешнего управляющего.

Условия ликвидации

Основные условия ликвидации МУП – непогашение долгов в течение трех месяцев и размер долга свыше 300 тысяч – были описаны выше. Кроме этого, при ликвидации в добровольном порядке муниципалитет должен издать приказ о ликвидации, назначить комиссию для ликвидации. Как правило, она создается при участии сотрудников муниципалитета. Необходимо оповестить налоговые органы, рабочих предприятия, кредиторов.

Официальная информация о предстоящем банкротстве публикуется в средствах массовой информации. Создаются планы погашения долгов, которые затем воплощаются в жизнь. По итогам всех действий ломаются печати организации. Фирма исключается из учета в налоговых органах. Вся документация отправляется в архив.

Последствия и ответственность

К последствиям процедуры банкротства напрямую относится ликвидация унитарной структуры и продажа ее имущества для погашения долгов. Ответственность физических лиц при подобных мероприятиях не выходит за рамки административной и уголовной ответственности. Рабочие МУП, согласно должностным обязанностям, несут ответственность за полноту и правильность бухгалтерского учета, за полное отражение в нем всего имущества организации, а также за создание препятствий внешнему управляющему. Фиктивное преднамеренное банкротство также является наказуемым деянием.

Узнать о банкротстве предприятия можно из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

ПРИКАЗ


В целях усиления координации работы структурных подразделений и территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом по функциональным направлениям, связанным с предупреждением банкротства федеральных государственных унитарных предприятий, акционерных обществ, полномочия акционера - Российской Федерации - которых осуществляет Росимущество, и повышения эффективности работы по сопровождению процедур банкротства и предупреждению несостоятельности указанных организаций, в соответствии с Федеральными законами от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2 декабря 2001 года, N 48, ст.4746), от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1 января 1996 года, N 1, ст.1), от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 28 октября 2002 года, N 43, ст.4190), постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 9 июня 2008 года, N 23, ст.2721), от 3 декабря 2004 года N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 13 декабря 2004 года, N 50, ст.5074), от 3 декабря 2004 года N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 13 декабря 2004 года, N 50, ст.5073), приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13 апреля 2010 года N 90 "О закреплении федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием за структурными подразделениями Росимущества" (с изменениями и дополнениями), Типовым положением о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом , утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 ноября 2008 года N 374 ,

приказываю:

1. Утвердить Положение об организации работы по предупреждению и сопровождению процедур несостоятельности (банкротства) федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, в Росимуществе и его территориальных органах (далее - Положение) в соответствии с приложением N 1 к настоящему Приказу.

2. Управлению материально-технического обеспечения и государственного заказа в срок до 15 декабря 2011 года обеспечить доработку информационных систем Росимущества в части организации учета и автоматизации мероприятий, осуществление которых предусмотрено Положением (далее - ИС "Банкротство").

3. Территориальным органам Росимущества ежемесячно в последний день отчетного месяца представлять на имя заместителя руководителя Росимущества Г.С.Никитина отчетную информацию по формам согласно Приложению N 2 к настоящему Приказу, в том числе в электронном виде на адрес электронной почты: [email protected].

Заместителю руководителя Росимущества Г.С.Никитину обеспечить в 10-дневный срок доведение информации о банкротстве до сведения заместителей руководителя Росимущества, осуществляющих координацию и контроль за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ в соответствующих сферах управления (отраслях) согласно установленному распределению обязанностей между заместителями руководителя Росимущества.

Действие настоящего пункта прекращается с даты ввода в эксплуатацию ИС "Банкротство".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. руководителя
Г.С.Никитин

Приложение N 1. Положение об организации работы по предупреждению и сопровождению процедур несостоятельности (банкротства) федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, в..

Положение об организации работы по предупреждению и сопровождению процедур несостоятельности (банкротства) федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, в Росимуществе и его территориальных органах

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в целях усиления координации работы структурных подразделений и территориальных органов Росимущества по функциональным направлениям, связанным с предупреждением банкротства федеральных государственных унитарных предприятий, а также акционерных обществ, полномочия акционера - Российской Федерации - которых осуществляет Росимущество, и повышения эффективности работы по сопровождению процедур несостоятельности (банкротства) указанных организаций.

1.2. В настоящем Положении применяются следующие сокращения:

Закон - Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" .

ФГУП - федеральное государственное унитарное предприятие (в целях настоящего Положения рассматриваются унитарные предприятия, полномочия собственника и/или полномочия собственника имущества должника в отношении которых осуществляет Росимущество).

АО - акционерное общество, акции которого принадлежат Российской Федерации и полномочия акционера в отношении которого осуществляются Росимуществом.

Организация - ФГУП или ОАО.

ТУ Росимущества - территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, осуществляющий полномочия на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано юридическое лицо - АО или ФГУП.

ЦА Росимущества - центральный аппарат Росимущества.

Заявление - заявление должника, уполномоченного органа, конкурсного кредитора о признании ФГУП, АО несостоятельным (банкротом).

Требование - заявление о включении в реестр требований кредиторов организации-должника ФГУП, АО.

Делегированное АО - акционерное общество, полномочия акционера (учредителя) которого приказом Росимущества от 13 апреля 2010 года N 90 частично делегированы Территориальному управлению Росимущества.

Отраслевой ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого (в соответствии с нормативными правовыми документами Правительства Российской Федерации или отраслевой принадлежностью) находится ФГУП, АО.

2. Сопровождение процедур несостоятельности (банкротства)

2.1. При сопровождении процедур несостоятельности (банкротства) Организаций Росимуществом осуществляются следующие мероприятия:

2.1.1. Ежедневный или еженедельный мониторинг данных интернет-сайтов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, официального издания, определенного регулирующим органом, Единого федерального реестра сведений о банкротстве на предмет выявления следующей актуальной информации в отношении Организаций:

- подача заявления о признании должника банкротом;

- введение, продление, прекращение или завершение процедур несостоятельности (банкротства);

- прекращение производства по делу о банкротстве;

- утверждение, отстранение или освобождение арбитражного управляющего;

- удовлетворение заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;

- проведение торгов по продаже имущества должника, результаты проведения торгов;

- иная значимая с позиций интересов Российской Федерации информация.

2.1.2. В 10-дневный срок с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом:

а) с привлечением единоличного исполнительного органа (руководителя, генерального директора) Организации проводится проверка законности и обоснованности Заявления, в том числе на наличие правовых оснований для отказа в удовлетворении или в принятии Заявления, или прекращения производства по делу о банкротстве;

б) проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности, динамики финансового состояния Организации за три предшествующих финансовых года и отчетные периоды текущего года, выявляются факторы, приведшие к ухудшению финансового состояния, и степень их влияния;
________________
При проведении анализа можно руководствоваться следующими документами:

приказ Минэкономразвития России от 5 февраля 2009 года N 35 ;

постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 года N 367 ;

приказ ФСФО РФ от 23 января 2001 года N 16 .

в) проводится анализ сделок должника - ФГУП или ОАО, вследствие исполнения или неисполнения которых образовалась просроченная кредиторская задолженность, в том числе с позиций соблюдения сроков исковой давности:

- действительное наличие неисполненного или ненадлежаще исполненного должником обязательства и его размер;

- наличие признаков крупной сделки и (или) сделки с заинтересованностью, соблюдение порядка их заключения;

- наличие взаимосвязанных сделок, приведших к возникновению безнадежной дебиторской задолженности;

- для ФГУП - в случае включения ФГУП в Прогнозный план (программу) приватизации проводится проверка соблюдения положений ;

- для ОАО - в случае, если ОАО было создано путем преобразования ФГУП после 2002 года, проводится проверка соблюдения положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" за весь период после включения соответствующего ФГУП в Прогнозный план (программу) приватизации;

- наличие иных оснований для признания соответствующих сделок недействительными;

- проводится экспресс-анализ юридических лиц, являющихся кредиторами Организации, на предмет наличия признаков "фирмы-однодневки" (сопоставление сроков регистрации организации-кредитора в Едином государственном реестре юридических лиц и сроков возникновения задолженности АО или ФГУП перед кредитором), при наличии фактов купли-продажи задолженности проводится такой анализ в отношении и покупателя, и продавца кредиторской задолженности должника;

г) проводится выездная проверка порядка использования объектов недвижимого имущества, закрепленных за ФГУП или находящихся в составе имущественного комплекса АО;

в акте проверки отражаются сведения обо всех объектах, переданных в хозяйственное ведение ФГУП (с 2002 года и по настоящее время) или переданных в состав имущественного комплекса АО, а также фактах их изъятия, отчуждения (в том числе путем передачи в уставный капитал дочерних и зависимых организаций), передачи в пользование третьих лиц (с указанием документов-оснований), о фактическом использовании и правах на объекты, а также о перспективных направлениях использования объектов в целях улучшения финансового положения;

д) проводится совещание или серия совещаний с вызовом единоличного исполнительного органа (руководителя, генерального директора) Организации или лица, его замещающего, приглашением ответственных представителей уполномоченного органа, территориального органа ФОИВ, при необходимости представителей правоохранительных органов (пункт 2.1.3 настоящего Положения). В отношении АО на совещание также приглашаются члены совета директоров и ревизионной комиссии. В рамках совещания в числе прочих рассматриваются вопросы о выявленных признаках преднамеренного банкротства и предпринимаемых в связи с этим мерах, о размере и структуре кредиторской задолженности и возможностях ее погашения в рамках досудебной санации;

е) прорабатывается вопрос о целесообразности привлечения специализированной организации в целях оказания аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (в пределах финансирования, установленного федеральным бюджетом), в рамках которого специализированной организации могут ставиться дополнительные задачи, направленные на анализ причин ухудшения финансового состояния и выработку предложений по восстановлению платежеспособности, в том числе экспертизу сделок, экономико-правовой анализ принятых руководством организации управленческих решений, разработку планов финансового оздоровления, бизнес-планов организации;

в случае целесообразности организации аудиторской проверки в целях, указанных в настоящем пункте Положения, издается распоряжение заместителя руководителя Росимущества, осуществляющего координацию и контроль деятельности отраслевого структурного подразделения ЦА Росимущества, в ведении которого находится предлагаемая к проверке Организация, о проведении аудиторской проверки результатов деятельности Организации, которое представляется в Управление организации оценки федерального имущества и аудита (ТУ Росимущества направляют свои предложения в отраслевые структурные подразделения ЦА Росимущества, которые в случае согласия с представленными обоснованиями и материалами принимают меры по изданию в установленном порядке вышеуказанного распоряжения заместителя руководителя Росимущества и направлению его в Управление организации оценки федерального имущества и аудита).

2.1.3. По результатам проведения мероприятий, указанных в подпунктах а)-е) пункта 2.1.2 настоящего Положения, осуществляется экономико-правовой анализ факторов, приведших к ухудшению финансового состояния Организации, и при выявлении признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства, превышения руководителем Организации или лицом, его замещающим, своих полномочий следует:

а) незамедлительно направить мотивированное обращение в органы прокуратуры для принятия соответствующих мер реагирования;

б) в 10-дневный срок подготовить предложения о кандидатуре на должность и.о. руководителя (генерального директора) с мотивированным обоснованием необходимости прекращения полномочий действующего исполнительного органа (руководителя, генерального директора) Организации, или лица, его замещающего (не применяется для Организаций, в отношении которых введено внешнее управление или открыто конкурсное производство);

в) в 10-дневный срок проинформировать Правовое управление о наличии оснований для организации претензионной исковой работы с требованиями о признании недействительными или применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных Организацией.

2.1.4. В рамках участия в деле о банкротстве следует в зависимости от текущей процедуры несостоятельности (банкротства):

а) выступить в качестве лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или лица, участвующего в деле о банкротстве;

б) принимать участие во всех судебных заседаниях, в арбитражном процессе по делу о банкротстве ФГУП;

в) отслеживать движение дела о банкротстве Организации, знакомиться с его материалами, проводить комплексный экономико-правовой анализ реализации соответствующих процедур банкротства;

г) участвовать во всех собраниях кредиторов, знакомиться с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения; участвовать (без права голоса) в собраниях кредиторов и выступать по вопросам повестки дня собрания кредиторов, знакомиться с протоколом собрания кредиторов и прилагаемыми к нему документами, снимать с них копии и делать выписки;

д) проводить совещания и иные согласовательные процедуры с уполномоченными представителями кредиторов в целях рассмотрения вопроса о возможности заключения соглашения об отсрочке или рассрочке платежа, заключения мирового соглашения, при необходимости принимать участие в разработке соответствующих документов.

2.1.5. В случае выявления фактов нарушения прав и законных интересов собственника имущества должника - ФГУП или учредителя должника - АО, нарушения требований Закона и иных нормативных правовых актов, наличия в действиях (бездействиях) арбитражного управляющего и иных лиц, в том числе руководителя Организации, признаков составов административных правонарушений или уголовных преступлений, в том числе предусмотренных статьей 195 (неправомерные действия при банкротстве), статьей 196 (преднамеренное банкротство), статьей 197 (фиктивное банкротство) Уголовного кодекса Российской Федерации , принимать в рамках установленной компетенции меры по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации и привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе:

а) подача в арбитражный суд, рассматривавший дело о банкротстве:

- жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов и комитета кредиторов;

- ходатайства о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства (ч.2 ст.34 Закона);

- ходатайства об освобождении или отстранении арбитражного управляющего;

б) подготовка и направление в Росимущество проекта жалоб в орган по контролю (надзору) о проведении проверки деятельности арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих, привлечению их к ответственности (с приложением всех необходимых документов, устанавливающих факты нарушения требований Закона и иных нормативных правовых актов).

2.2. Особенности сопровождения процедур несостоятельности (банкротства) АО:

2.2.1. В отношении АО, в которых Российская Федерация является единственным акционером, мероприятия по сопровождению процедур банкротства осуществляются в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения.

2.2.2. В отношении АО, в которых Российской Федерации принадлежит от 50% плюс одна голосующая акция до 100% голосующих акций, мероприятия, предусмотренные пунктом 2.1 настоящего Положения, осуществляются через реализацию корпоративных процедур согласно Федеральному закону от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" . Инициирование и проведение указанных корпоративных процедур осуществляется в максимально сжатые сроки.

2.2.3. В отношении АО, в которых Российской Федерации принадлежит менее 50% голосующих акций, с учетом анализа структуры акционерного капитала, наличия иных крупных акционеров этого АО, распределения количества голосов в совете директоров АО принимаются исчерпывающие меры в целях обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Положения (в том числе проведение предварительных переговоров с иными акционерами АО на предмет поддержки ими принятия соответствующих решений). Инициирование указанных корпоративных процедур осуществляется в максимально сжатые сроки.

2.3. Мероприятия по сопровождению процедур несостоятельности (банкротства) Организаций осуществляются следующими структурными подразделениями Росимущества:

2.3.1. В отношении ФГУП, включенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 1226-р в перечень стратегических организаций , а также АО, не делегированных ТУ Росимущества:

а) пункт 2.1.1, пункт 2.1.2, пункт 2.1.3, подпункты в)-д) пункта 2.1.4, подпункт б) пункта 2.1.5 - отраслевые структурные подразделения ЦА Росимущества;

б) подпункты а)-в) пункта 2.1.4, подпункт а) пункта 2.1.5 - Правовое управление Росимущества.

Заместитель Руководителя Росимущества, курирующий отраслевое структурное подразделение ЦА Росимущества, за которым закреплена Организация, вправе полностью или частично поручить реализацию мероприятий, указанных в подпункте а) настоящего пункта, ТУ Росимущества. По подпункту б) настоящего пункта поручение может быть дано в ТУ Росимущества по согласованию с заместителем Руководителя Росимущества, курирующим работу Правового управления.

Отраслевое структурное подразделение ЦА Росимущества готовит поручение в срок не позднее 3-х рабочих дней после опубликования на сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации информации о подаче Заявления в отношении Организации. Исполнение пункта 2.1.1 не может быть поручено ТУ Росимущества.

ТУ Росимущества исполняет поручение в соответствии со сроками и порядком, указанными в настоящем Положении и поручении.

2.3.2. В отношении иных ФГУП и делегированных АО мероприятия, предусмотренные пунктом 2.1 настоящего Положения, осуществляются ТУ Росимущества самостоятельно.

Заместитель Руководителя Росимущества, курирующий отраслевое структурное подразделение ЦА Росимущества, за которым закреплена Организация, вправе давать отдельные поручения ТУ Росимущества, обязательные для исполнения.

2.3.3. При исполнении мероприятий, указанных в подпунктах а)-в) пункта 2.1.4, подпункте а) пункта 2.1.5 настоящего Положения, ТУ Росимущества взаимодействуют с Правовым управлением Росимущества в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Росимущества.

2.3.4. В случаях и порядке, предусмотренном приказом Росимущества от 29 апреля 2010 года N 100 (в редакции приказа Росимущества от 30 июня 2010 года N 179), проекты решений Росимущества (Правительства Российской Федерации), предложений Росимущества в федеральные органы власти, поручений в территориальные органы Росимущества по вопросам, связанным с предотвращением банкротства организаций, подлежат согласованию с заместителем Руководителя Росимущества, осуществляющим координацию и контроль деятельности в сфере приватизации государственного имущества.

2.3.5. Отраслевые структурные подразделения ЦА Росимущества и ТУ Росимущества обеспечивают получение уведомлений о собрании кредиторов Организаций. В случае поступления в ЦА Росимущества уведомления о собрании, участие в котором должен принимать сотрудник ТУ Росимущества, отраслевые структурные подразделения ЦА Росимущества обеспечивают направление уведомления в соответствующее ТУ Росимущества в срок, не превышающий 1 (один) рабочий день со дня получения (при необходимости, в том числе факсимильной связью).

По итогам участия в собрании кредиторов принявший участие сотрудник обеспечивает в 3-дневный срок представление в Росимущество Отчета об итогах собрания кредиторов, в том числе в электронном виде обеспечивает прикрепление в информационно-аналитических и информационных системах Росимущества, а также направляет по адресу электронной почты [email protected] по форме согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Положению.

2.4. Отдельные вопросы, связанные с сопровождением процедур несостоятельности (банкротства) АО и ФГУП:

2.4.1. Взаимодействие с ФОИВ по вопросам, связанным с предупреждением несостоятельности, сопровождением процедур банкротства АО и ФГУП, осуществляет исключительно ЦА Росимущества. ТУ Росимущества может взаимодействовать и координировать работу с территориальными органами ФОИВ или обращается в ЦА Росимущества о необходимости обеспечить взаимодействие с центральным аппаратом ФОИВ.

2.4.2. Позиция ТУ Росимущества, осуществляющего полномочия собственника имущества должника ФГУП, представителя учредителей (участников) должника АО, по следующим вопросам определяется по согласованию с ЦА Росимущества:

а) обращение к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии;

б) план финансового оздоровления должника, график погашения задолженности;

в) план внешнего управления должника;

г) положение о порядке, условиях и сроках реализации имущества должника;

д) заключение мирового соглашения;

е) ходатайство временного управляющего об отстранении руководителя должника;

ж) предложения арбитражного управляющего о продаже предприятия должника (имущественного комплекса, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности);

з) предложения арбитражного управляющего о замещении активов должника;

и) предложения арбитражного управляющего о продаже имущества должника посредством публичного предложения и установлении минимальной цены продажи этого имущества.

2.4.3. По вопросам, перечисленным в пункте 2.4.2 настоящего Положения, ТУ Росимущества в течение 3-х рабочих дней с момента получения материалов направляет мотивированную позицию и материалы в отраслевое структурное подразделение ЦА Росимущества. В случае, если ТУ Росимущества в рабочем порядке получена информация о рассмотрении указанных вопросов, однако арбитражный управляющий отказывается представить материалы по вопросу, ТУ Росимущества обязано проинформировать ЦА Росимущества о соответствующих фактах, в том числе факсимильной связью.

3. Информационное сопровождение процедурнесостоятельности (банкротства) АО и ФГУП

3.1. Структурные подразделения ЦА Росимущества и ТУ Росимущества обеспечивают учет и хранение сведений и документов, связанных с сопровождением процедур банкротства ОАО и ФГУП, на бумажных носителях, в информационных и информационно-аналитических системах Росимущества. Порядок и сроки определяются регламентами работы с системами. В случае отсутствия утвержденного регламента работы с системой вопрос урегулируется отдельными поручениями Руководителя Росимущества или Заместителя Руководителя Росимущества в рамках установленных компетенций.

Примерный перечень документов, подлежащих хранению в электронном виде в информационных и информационно-аналитических системах, приведен в приложениях N 3 и 4 к настоящему Положению.

4. Меры по предупреждениюнесостоятельности (банкротства) АО и ФГУП

4.1. В целях принятия своевременных мер для недопущения банкротства Организаций отраслевые структурные подразделения или ТУ Росимущества в соответствии с распределением полномочий не позднее 10-ти рабочих дней с даты предоставления годовой или промежуточной бухгалтерской отчетности в налоговые органы, установленной Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" , осуществляют экспресс-анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период:

4.1.1. Анализ динамики показателей бухгалтерской отчетности:

- выручка (код 2110 формы N 2);

- чистая прибыль (убыток) (код 2400 формы N 2);

- затраты на 1 рубль продаж (отношение себестоимости к выручке);

- обязательства (код 1400 + код 1500 формы N 1);

- дебиторская задолженность (код 1230 формы N 1);

- балансовая стоимость объектов недвижимого имущества.

Сопоставление показателей отчета о прибылях и убытках проводится с аналогичными периодами предшествующих лет, показателей баланса - с предыдущими периодами. Ретроспективный анализ проводится за 3 финансовых года, предшествующих отчетному периоду.

4.1.2. Определение показателя Z модели Альтмана (по результатам работы за отчетный год):

Z=0,71х+0,847х+3,1х+0,42х+0,995х,

где:

СОК - собственный оборотный капитал (оборотный капитал код 1200 формы N 1 за вычетом краткосрочной задолженности код 1500 формы N 1);

ВБ - валюта баланса (код 1700 формы N 1);

ЧП - чистая прибыль за отчетный период (код 2400 формы N 2);

ППр - прибыль от продаж за отчетный период (код 2200 формы N 2);

СК - собственный капитал (стр. 1300 формы N 1);

КЗ - сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств (код 1400 + код 1500 формы N 1);

В - выручка (код 2110 формы N 2).

4.2. В случае, если экспресс-анализ показал отрицательную динамику выручки, чистой прибыли и внеоборотных активов, при одновременном росте доли себестоимости в выручке, дебиторской и кредиторской задолженности, а также при приближающемся к критическому значению показателе Z модели Альтмана (нижний порог 1,23; для финансово устойчивых организаций значение показателя превышает 2,0), требуется провести анализ финансово-хозяйственной деятельности Организации в соответствии с подпунктом б) пункта 2.1.2 настоящего Положения, а при необходимости осуществить весь комплекс мероприятий, предусмотренный пунктами 2.1.2 и 2.1.3 настоящего Положения.

Приложение N 1. Отчет об итогах участия представителя собственника имущества должника - ФГУП в работе собрания кредиторов

Приложение N 1
к Положению, утвержденному
приказом Росимущества
от 16 ноября 2011 года N 364

ОТЧЕТ
об итогах участия представителя собственника имущества должника - ФГУП в работе собрания кредиторов

________________
Настоящий отчет отправляется в адрес Росимущества в срок не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем проведения собрания кредиторов.

Приложение N 2. Отчет об итогах участия представителя учредителей (участников) должника - АО в работе собрания кредиторов

Приложение N 2
к Положению, утвержденному
приказом Росимущества
от 16 ноября 2011 года N 364

ОТЧЕТ*
об итогах участия представителя учредителей (участников) должника - АО в работе собрания кредиторов

(наименование и место нахождения должника)

(Ф.И.О. представителя - сотрудникаТерриториального органа Росимущества)

_______________
* Настоящий отчет отправляется в адрес Росимущества в срок не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем проведения собрания кредиторов.

Полное фирменное наименование и адрес должника

Наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве должника, номер дела, реквизиты судебного акта о введении последней процедуры банкротства и об утверждении арбитражного управляющего

Фамилия, имя и отчество арбитражного управляющего. Наименование СРО арбитражных управляющих, членом которой он является

Дата, место и время проведения собрания кредиторов. Первое или повторное собрание кредиторов. Инициатор проведения собрания кредиторов

А) Общая сумма требований кредиторов, включенная в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов (тыс.руб.).

Б) Общая сумма требований кредиторов, включенная в реестр требований кредиторов и имеющая право голоса на дату проведения собрания кредиторов (тыс.руб.).

В) Сумма требований уполномоченного органа, включенная в реестр требований кредиторов и имеющая право голоса на дату проведения собрания кредиторов (тыс.руб.).

Г) Наличие/отсутствие кворума на собрании кредиторов.

Вопросы повестки дня собрания кредиторов, поставленные на голосование (в том числе дополнительные вопросы)

Решения, принятые по вопросам повестки дня собрания кредиторов

Ответственный сотрудник Территориального управления Росимущества, подготовивший отчет, его телефон и адрес электронной почты

Приложение N 3. Примерный перечень документов и информации в отношении ФГУП, находящихся в процедуре банкротства (досье банкротства - ФГУП)

Приложение N 3
к Положению, утвержденному
приказом Росимущества
от 16 ноября 2011 года N 364


Заявление должника или кредитора (в том числе уполномоченного органа) о банкротстве; отзыв должника на заявление кредитора о банкротстве; судебные акты по делу о банкротстве; отчеты арбитражного управляющего, реестр требований кредиторов должника, иная переписка с арбитражным управляющим; финансовый анализ должника, заключения о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства; поквартальная и годовая бухгалтерская отчетность (ф. N 1, 2), заключения ревизионной комиссии и/или аудитора за 3 финансовых года, предшествующих возбуждению дела о банкротстве; сведения об имуществе должника, не включенном в конкурсную массу (в том числе изъятом из оборота); протоколы собрания кредиторов и комитета кредиторов (при наличии); план финансового оздоровления, план внешнего управления, положение о порядке, условиях и сроках реализации имущества должника, мировое соглашение или предлагаемые к утверждению проекты указанных документов; отчеты независимого оценщика об оценке рыночной стоимости имущества должника и представленные по ним заключения государственного финансового контрольного органа; публикации о торгах по продаже имущества должника; договоры купли-продажи имущества должника, заключенные по результатам проведения торгов, и прямые договоры купли-продажи имущества должника; переписка Территориального управления с Росимуществом, федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам банкротства; выписка из ЕГРЮЛ и свидетельства налогового органа по месту государственной регистрации должника о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника; аналитические и информационные материалы в отношении ФГУП - банкрота.

Приложение N 4. Примерный перечень документов и информации в отношении АО, находящихся в процедуре банкротства (досье банкротства - АО)

Приложение N 4
к Положению, утвержденному
приказом Росимущества
от 16 ноября 2011 года N 364


Заявление должника или кредитора (в том числе уполномоченного органа) о банкротстве; отзыв должника на заявление кредитора о банкротстве; судебные акты по делу о банкротстве; отчеты арбитражного управляющего, реестр требований кредитов должника, иная переписка с арбитражным управляющим; финансовый анализ должника, заключения о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства; протоколы общего собрания акционеров, заседаний совета директоров по вопросам, связанным с проведением процедур банкротства; бухгалтерская отчетность (ф. N 1, 2), заключения ревизионной комиссии и/или аудитора за последние три финансовых года, предшествующих возбуждению дела о банкротстве; сведения об имуществе должника, не включенном в конкурсную массу (в том числе изъятом из оборота); протоколы собрания кредиторов и комитета кредиторов (при наличии); план финансового оздоровления, план внешнего управления, положение о порядке, условиях и сроках реализации имущества должника, мировое соглашение или предлагаемые к утверждению проекты указанных документов; отчеты независимого оценщика об оценке рыночной стоимости имущества должника и представленные по ним заключения государственного финансового контрольного органа; публикации о торгах по продаже имущества должника; договоры купли-продажи имущества должника, заключенные по результатам проведения торгов, и прямые договоры купли-продажи имущества должника; переписка Территориального управления с Росимуществом, федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам банкротства; выписка из ЕГРЮЛ и свидетельства налогового органа по месту государственной регистрации должника о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника; аналитические и информационные материалы в отношении АО - банкрота.

Приложение N 2. Сведения о процедуре банкротства ОАО

Наимено-
вание ОАО

Юриди-
ческий адрес

Доля РФ в уставном капитале

N дела о банкрот-
стве

Теку-
щая про-
цедура

Рек-
визиты судеб-
ного акта о вве-
дении соответ-
ствую-
щей

Утверж-
денный срок про-
цедуры

Ф.И.О. арбит-
ражного управ-
ляющего, наиме-
нование СРО

Наимено-
вание заявителя, сумма требо-
ваний заявителя

Общая сумма требо-
ваний по реестру, руб. (на послед-
нюю отчетную дату)

Сумма требо-
ваний нало-
говых органов

Балан-
совая стоимость иму-
щества (на послед-
нюю отчетную дату)

Ф.И.О. сотруд-
ника ТУ Росиму-
щества - предста-
вителя собствен-
ника имущества

Приме-
чание

Коли-
чество акций

проце-
дуры

в деле о бан-
кротстве

Сведения о процедуре банкротства ФГУП

Наиме-
нование ФГУП

Юри-
дичес-
кий адрес

N дела о банк-
рот-
стве

Теку-
щая про-
це-
дура

Рекви-
зиты судеб-
ного акта о введе-
нии соот-
ветст-
вующей проце-
дуры

Утверж-
денный срок про-
цедуры

Ф.И.О. арбит-
ражного управ-
ляю-
щего, наиме-
нование СРО

Наиме-
нование заяви-
теля, сумма требо-
ваний заяви-
теля

Общая сумма требо-
ваний по реестру (на послед-
нюю отчет-
ную дату)

Сумма требо-
ваний нало-
говых органов

Балан-
совая стои-
мость иму-
щества (на послед-
нюю отчетную дату)

Ф.И.О. сотрудника ТУ Рос-
имущества - пред-
ставителя собствен-
ника имущества в деле о бан-
кротстве

Приме-
чание

Известно, что быть эффективным собственником коммерческих предприятий государству удается далеко не всегда. Это утверждение в полной мере можно отнести и к проблеме плачевного состояния многих унитарных предприятий, которые из-за неповоротливого и неквалифицированного менеджмента, а иногда и злого умысла, оказываются на грани банкротства.

Значительная часть предприятий, находящихся в государственной собственности и относящихся к малому и среднему бизнесу, управляется неэффективно, приводя к росту задолженностей по обязательным платежам (налогам и сборам), электроэнергии и газу, по заработной плате.

Изменить ситуацию к лучшему можно, если у предприятия появляется заинтересованный собственник, имеющий возможность глубоко и целенаправленно его развивать. Основной механизм смены собственника, применяемый государством, - это приватизация. Хотя зачастую используется и банкротство.

Механизм банкротства акционерных обществ апробирован многими, но дело в том, что правовой статус ГУПов накладывают особенности и на их банкротство.

Основные моменты законодательства, регламентирующего деятельность ГУПов

Вступивший в силу 02 декабря 2002 г. Федеральный закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. ввел ограничения в деятельности ГУПов.

Во-первых, в нем четко прописывается, что руководитель унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества.

Кроме того, назначенный руководитель унитарного предприятия не может быть учредителем или участником другого юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках. Все, чем руководителю ГУПа дополнительно разрешается заниматься - это преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Практика показывает, что руководители ГУПов занимали руководящие должности в других организациях, зачастую в тех, через которые предприятие вело свои операции, тем самым, контролируя финансовые потоки и образование кредиторской задолженности.

Во-вторых, закон накладывает некоторые ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не может продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным образом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества.

Кроме того, согласие собственника должно быть получено на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, а также на совершение крупной сделки. Причем для ГУПа крупной считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения им прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Ранее, все эти договоры использовались для так называемого вывода ликвидных активов. Теперь же процесс «реструктуризации» ГУПа осложнился.

Для решения проблем с переоформлением прав собственности на активы можно выбрать уже изученный путь - это инициирование контролируемого банкротства предприятия. Хотя здесь тоже не все так просто.

Закон о ГУПах запрещает создание дочерних предприятий. Созданные же ранее дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям. А если на «материнском» предприятии возбуждена процедура конкурсного производства? В этом случае вполне благополучное дочернее предприятие должно попасть в конкурсную массу. Парадокс.

На практике предприятия, попав в такую ситуацию, пытаются решить вопрос, посылая запросы и ходатайства в Минимущество с просьбой позволить дочерним предприятиям стать «независимыми» ГУПами.

Но, не смотря на все трудности, банкротство ГУПов является возможным.

Законодательство, регламентирующее банкротство ГУПов

Банкротство предприятий в России регламентируется Гражданским кодексом РФ (ст. 65) и соответствующими законами.

Самым первым был Закон РФ от 19.11.1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В нем была прописана возможность для органа, уполномоченного государством управлять имуществом предприятия, в составе которого имеется вклад государства не менее 50 %, внести предложение о проведении санации. В этом случае он обязан был гарантировать удовлетворение имущественных требований всех кредиторов и возмещение арбитражных расходов.

Закон от 1992 г. перестал действовать с момента введения в действие Федерального закона от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением продления процедур, введенных до 01 марта 1998 г., в этом случае арбитражные суды должны были руководствоваться первым законом. В настоящее время еще существуют дела, производство по которым осуществляется по закону от 1992 г.

По второму закону юридическое лицо считалось неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности составляли в совокупности не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда и не были им исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (иной размер требований и сроки непогашения были предусмотрены позднее для предприятий естественных монополий топливно-энергетического комплекса). По этим основаниям, которые имеются практически у любого предприятия, суд принимал заявления о признании предприятия несостоятельным, что привело к использованию процедуры банкротства как механизма для массового передела собственности.

Немного позднее вышел Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», который определял, что должник (субъект естественных монополий или организация топливно - энергетического комплекса) считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией - должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации - должника, в том числе права требования.

На сегодняшний день действует Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступивший в силу с 03 декабря 2002 г. (по истечении тридцати дней со дня официального опубликования). С этого момента закон от 1998 г. действует только для процедур, введенных при нем. К правоотношениям же, возникшим с момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу нового закона, применяются положения закона от 2002 г., за исключением случая открытия конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной по одному из предыдущих законов. В этом случае применяют нормы закона от 1998 г.

Процедура инициирования процедуры банкротства по новому закону немного усложнилась. Во-первых, минимальный размер задолженности, являющейся основанием для подачи заявления о признании должника банкротом, увеличился до 100 тысяч рублей.

Во-вторых, право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по истечении тридцати дней с момента направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Право на обращение в арбитражный суд у уполномоченного органа по обязательным платежам возникает по истечении тридцати дней с момента принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества.

То есть для подачи заявления о признании предприятия банкротом необходимо пройти процедуру признания арбитражным судом факта наличия задолженности и процедуру исполнительного производства.

Следующим интересным моментом в новом законе является обязательное наличие судебного акта с указанием состава и размера кредиторской задолженности для включения ее в реестр кредиторов. Это снимает ответственность с арбитражного управляющего, но существенно добавляет работы для судов в отношении предприятий, которые имеют широкую базу поставщиков или которые в свое время часто прибегали к бартерным схемам, оставляющим за собой большое количество кредиторских задолженностей на мелкие суммы.

Здесь можно дать только одну рекомендацию для должника, арбитражного управляющего и суда - списание такой задолженности до подачи заявления о признании должника банкротом (как правило, в общем объеме такая кредиторская задолженность не превышает 2 %).

Существенным отличием от предыдущих законов является возможность собственника имущества оказывать влияние на ход процедуры банкротства.

Во-первых, он может обратиться к первому собранию кредиторов и в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, предоставив соответствующие гарантии погашения кредиторской задолженности, или же в любое время вправе удовлетворить все требования кредиторов с целью прекращения производства по делу.

Во-вторых, продажа предприятия или замещение активов должника путем создания на базе его имущества ОАО может быть включена в план внешнего управления на основании решения собственника имущества.

В-третьих, все имущество ГУПа, подлежащее продаже, оценивается оценщиком с предоставлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведению оценки, что дает дополнительные гарантии независимой оценки.

То есть арбитражный управляющий ориентируется теперь не только на решения собрания или комитета кредиторов, но и на мнение собственника имущества.

Основные причины и инициаторы банкротства ГУПов

Как показывает практика, механизм банкротства в отношении ГУПов используется в основном для очищения предприятия от кредиторской задолженности или для переоформления прав собственности на активы. Заказчиком в первом случае является само государство, во втором - потенциальный покупатель - будущий хозяин предприятия.

Положительным моментом при проведении процедуры банкротства в интересах государства является относительно легкое получение его согласия на реализацию части активов или всего предприятия в целом, которое требуется при внешнем управлении или конкурсном производстве. Таким образом, собственник имущества может влиять на проведение процедуры банкротства.

В зависимости от причин банкротства и его «заказчиком», инициаторами могут быть разные лица.

По закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 г. заявление о признании предприятия банкротом могут подать должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.

В случае очищения предприятия от кредиторской задолженности, основными инициаторами могут быть как сам собственник, так и уполномоченный орган, представляющий интересы кредитора по задолженности по обязательным платежам (налогам).

Сам собственник может инициировать процедуру банкротства, используя механизм добровольной ликвидации предприятия. По закону о ГУПах, при ликвидации унитарного предприятия по решению собственника имущества в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель ГУПа или ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом.

Хотя, надо отметить, что добровольная ликвидация предприятия наблюдается довольно редко, так как собственник имущества, как правило, не готов принимать столь кардинальные решения. Чтобы добиться согласия собственника имущества, необходимо заручиться поддержкой администрации и Министерства, в ведомственном подчинении которого находится ГУП, предлагая новые рабочие места, стабильные налоговые платежи, оптимизацию социального климата, развитие предприятия и т.п.

Вторым инициатором банкротства в интересах государства может быть ФСФО, при условии, что налоговая инспекция, перед которой у предприятия есть задолженность, выдаст ФСФО доверенность. В этом случае также желательно иметь вышеуказанных союзников.

В случае переоформления прав собственности на активы предприятия или в целом на все предприятие, «заказчик» банкротства может инициировать процедуру через кредиторов третьей очереди. Это опять же кредиторы по налоговым задолженностям, кредиторы-монополисты и прочие коммерческие кредиторы.

От лица налоговой задолженности заявителем может выступать как ФСФО (при выполнении вышеуказанных условий), так и сама налоговая инспекция.

Кредиторы за потребляемую электроэнергию, газ, воду, тепло - монополисты - стараются не инициировать банкротство своего абонента. Для них больше важны текущие платежи, чем вопросы собственности. Для взыскания своей дебиторской задолженности монополисты прибегают к исполнительному производству - целостность предприятия их не волнует. А при введении процедуры банкротства делают все, что возможно, чтобы дольше ее продлить для получения текущей абонентской платы. Инициировать процедуру банкротства монополисты могут только при большой заинтересованности.

Прочих коммерческих кредиторов можно разделить на кредиторов по обычной хозяйственной деятельности и кредиторов по подконтрольной задолженности.

Первая разновидность кредиторов относится к процедуре банкротства пассивно. Но их голоса могут оказаться решающими при проведении собраний кредиторов, поэтому целесообразнее проводить с ними переговорную работу, склоняя их голоса на свою сторону или собирая доверенности.

Подконтрольная кредиторская задолженность чаще всего подвергается «нападкам» со стороны противников процедуры банкротства. Иски об оспаривании сделок, о признании сделок недействительными или ничтожными, подают как недовольные кредиторы, так и прокуратура в интересах государства.

Для минимизации таких рисков необходимо тщательно оформлять документы по соответствующим сделкам (договоры, доверенности, акты, входящую и исходящую корреспонденцию, журнал ее регистрации, наличие передаваемых ценностей и т.п.), так как прокуратура имеет право запрашивать любую информацию, в том числе по наличию фирм у ИМНС, по подтверждению прохождения денежных средств по счетам в банках и др.

При проведении процедур банкротства необходимо помнить, что окончательное решение всегда остается за судьей, сильное влияние на которого оказывает местная администрация.

Именем Российской Федерации

г.Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2010 года. Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

председательствующего: Русаковой Л.Г.,

судей: Новоселовой В.Л., Мирошниченко В.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красильниковой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

заявитель-должник: ФГУП «Главное управление ведомственной охраны» (ИНН 7801004031, ОГРН 1037800025933)

о несостоятельности (банкротстве)

при участии:

От заявителя-должника: ген. директора Нооль В.А., по паспорту, представителя должника Журавлевой С.Б., по доверенности №664 от 22.11.2010, вр. упр. Павловой Е.А., по паспорту,

От ФНС: представителей Яковлева А.Л., по доверенности от 14.09.2010, Дикова Ю.С., по доверенности от 14.09.2010,

От ТУ ФАУГИ в СПб: представителя Омельченко Т.А., по доверенности от 11.11.2010,

От иных лиц: не явились, уведомлены,

установил:

В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена состава суда: судья Каменев А.Л. заменен на судью Новоселову В.Л.

Рассматриваются заявление ФГУП «Главное управление ведомственной охраны» (ИНН 7801004031, ОГРН 1037800025933) (далее -Должник, ФГУП «ГУВО») о признании ФГУП «ГУВО» несостоятельным (банкротом) и отчет временного управляющего по итогам процедуры наблюдения Должника.

Руководитель Должника поддержал заявление о признании ФГУП «ГУВО» несостоятельным (банкротом) по основаниям указанным в заявлении Должника и выводам временного управляющего по результатам проведения процедуры наблюдения.

Представитель уполномоченного органа заявил устное ходатайство об объявлении в судебном заседании перерыва для проведения первого собрания кредиторов.

Ходатайство лицами, участвующим в деле, не поддержано.

Из объяснений временного управляющего следует, что первое собрание им созывалось и проводилось дважды 29.11.2010 и 06.12.2010 года.

Оба собрания по ходатайствам представителя уполномоченного органа, который обладает 99,57% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов Должника, были перенесены: собрание кредиторов от 29.11.2010 на 06.12.2010, а собрание от 06.12.2010 перенесено без указания даты, поскольку уполномоченный орган не получил указаний по порядку голосования на первом собрании кредиторов Должника.

В соответствии с п.2 ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перерыв в судебном заседании может быть объявлен на срок, не превышающий 5-ти дней, что исключает проведение собрания кредиторов без нарушений по его созыву, в порядке установленном ст. 13 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее -Закон о банкротстве). Согласно п.1 ст.13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов должно быть направлено конкурсному кредитору, в уполномоченный орган по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.

При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении ходатайства об объявлении перерыва в судебном заседании для проведения собрания кредиторов следует отказать.

Представитель уполномоченного органа заявил устное ходатайство об отложении рассмотрения дела для проведения первого собрания кредиторов. При этом он не подтвердил, какие указания по порядку голосования на первом собрании кредиторов Должника уполномоченный орган получил.

При разрешении данного ходатайство суд исходит из положений п.2 ст.75 Закона о банкротстве, в соответствии с которым суд может отложить рассмотрение дела с целью проведения первого собрания кредиторов в пределах сроков, установленных ст.51 Закона о банкротстве, т.е. в пределах семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Заявление о признании Должника банкротом было принято к производству определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2009, т.е. на день заседания указанный срок истек.

Кроме того, суд принимает во внимание, что определением суда от 26.08.2010 Арбитражный суд уже поручал временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов до завершения рассмотрения требований кредиторов предъявленных в установленный срок.

Особенности согласования позиции уполномоченного органа на первом собрании кредиторов с вышестоящим налоговым органом, не могут быть основанием к нарушению прав Должника и других кредиторов на рассмотрение дела в установленные Законом о банкротстве сроки, в связи с чем суд отказывает уполномоченному органу в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела.

Рассмотрев и оценив материалы дела, дополнительно представленные материалы, заслушав отчет временного управляющего, объяснения представителей лиц, участвующих в деле и арбитражном процессе по делу о банкротстве, суд установил:

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2010 в отношении Должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Павлова Елена Александровна.

Из отчета временного управляющего, заключения о финансовом состоянии Должника, обоснования возможности или невозможности восстановления платежеспособности Должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур следует:

ФГУП «ГУВО» является неплатежеспособным и не имеет возможности восстановить платежеспособность и продолжать уставную деятельность.

По результатам заключения о финансовом состоянии Должника временный управляющий считает, что у предприятия достаточно средств для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения Арбитражному управляющему за счет дебиторской задолженности.

Заключение о финансовом состоянии Должника сделано временным управляющим на основании Отчета аудитора ООО «АРДАС-АУДИТ-КОНСАЛТИНГ» (приложение т.1), что соответствует п.2 ст.70 Закона о банкротстве.

Признаки преднамеренного банкротства временным управляющим не установлены, что следует из заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства.

Временный управляющий считает, что в отношении Должника должна быть открыта процедура конкурсного производства, о чем он ходатайствовал перед первым собранием кредиторов. Указанные выводы сделаны временным управляющим по итогам анализа финансового состояния Должника и подтверждены материалами дела, а именно:

Из бухгалтерского баланса Должника по состоянию на 30.09.2010 следует, что основной актив Должника составляет дебиторская задолженность. При этом временный управляющий полагает, что реально взысканию подлежит не вся дебиторская задолженность, размер которой по указанному бухгалтерскому балансу около 50 млн.руб. Из пояснений временного управляющего следует, что недвижимость, транспорт, специальная техника у Должника отсутствует, что подтверждено перепиской с компетентными органами по розыску имущества Должника. Кредиторская задолженность по этому же балансу Должника составляет более 50 млн. руб.

Установленная кредиторская задолженность составляет 39 820 892,29 руб., из которых 37 455 888,6 руб.- основной долг, 2 365 003,69 руб. -неустойки, пени, на что указывает реестр требований кредиторов за подписью временного управляющего.

Руководитель Должника пояснил, что предприятие не ведет основную деятельность с 31.12.2009, задолженность погасить не представляется возможным.

Таким образом, ни временным управляющим, ни руководителем Должника, ни материалами дела не установлены и не представлены суду доказательства того, что Должник способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, не исполненных должником в течение более трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Размер задолженности превышает 100 000 руб. Таким образом, налицо наличие признаков банкротства, установленных п.2 ст.3 Закона о банкротстве.

Из материалов, представленных с отчетом, следует, что временный управляющий исполнил требования ст. 67 Закона о банкротстве.

Опубликовал в газете «Коммерсантъ» от 08.05.2010 сообщение о введение в отношении должника процедуры наблюдения, на что указывает текст публикации, уведомил известных кредиторов Должника о введении процедуры наблюдения в отношении Должника, что видно из текста уведомлений, почтовых квитанций, подтверждающих рассылку уведомлений.

В заседании представители лиц, участвующих в деле и в арбитражном процессе по делу о банкротстве возражений в отношении ходатайства об открытии конкурсного производства в отношении должника суду не представили. Ходатайства о введении других процедур банкротства с приложением обосновывающих материалов суду также не представлялись.

Представители уполномоченного органа и Росимущества решение вопроса о следующей процедуре банкротства в отношении Должника оставили на усмотрение суда.

Руководитель Должника представил в заседание письмо в адрес ТУ ФАУГИ в СПб, в котором ставит в известность о направлении в Росимущество ходатайства о рассмотрении возможности направления собственником ФГУП «ГУВО» обращения к первому собранию кредиторов с предложением о введении в отношении Должника финансового оздоровления (исх.№1133 от 28.04.10). Пояснил, что до настоящего времени ответ на обращение не получен.

Представитель Росимущества пояснения по этому вопросу в заседании дать не смог.

Выводы временного управляющего о введении в отношении Должника процедуры конкурсного производства сроком на 6 месяцев были представлены первому собранию кредиторов.

Суду представлен протоколы первого собрания кредиторов от 29.11 и 06.12.2010., из которых следует, что собрания правомочны, т.к. на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, включенные в реестр требований кредиторов, задолженность которых соответствует 99,75% установленной кредиторской задолженности, что отвечает требованиям ст.ст. 12 и 72 Закона о банкротстве.

Из повестки дня первого собрания следует, что на собрание внесены вопросы, входящие в компетенцию первого собрания кредиторов: о выборе следующей процедуры банкротства в отношении должника, о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий и других, предусмотренных ст.73 Закона о банкротстве.

Из протокола первого собрания кредиторов следует, что первое собрание кредиторов не приняло решений в отношении следующей процедуры банкротства Должника и о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий из-за обстоятельств, которые изложены выше.

В соответствии с п.2 ст.75 Закона о банкротстве в случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкростве, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст.51 Закона о банкротстве, и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.

Как было указано выше заявление о признании Должника банкротом было принято определением суда от 08.12.2009, т.е. более года назад. В тоже время срок для рассмотрения дела о банкротстве установленный ст.51 Закона о банкротстве определен в 7-мь месяцев, который на день заседания истек.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания к отложению рассмотрения дела.

Согласно п.2 ст.75 Закона о банкротстве при отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст.51 Закона о банкротстве, при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Основанием для принятия такого решения в настоящем деле суд считает выводы временного управляющего в анализе финансового состояния должника и отчете временного управляющего.

В соответствии со ст.75 Закона о банкротстве с даты открытия конкурсного производства прекращается процедура наблюдения.

Согласно ст.127 Закона о банкротстве конкурсный управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с принятием решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Поскольку первое собрание кредиторов не избрало кандидатуру конкурсного управляющего и не избрало саморегулируемую организацию, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий, суд лишен возможности утвердить конкурсного управляющего Должника.

Согласно ст.75 Закона о банкротстве в случае, если конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с открытием конкурсного производства, арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей конкурсного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 52, 75, 124-127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ, ст.ст.167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Отказать ФНС в удовлетворении ходатайств о перерыве в судебном заседании и об отложении рассмотрения дела.

Прекратить процедуру наблюдения в отношении ФГУП «ГУВО».

Признать ФГУП «ГУВО» несостоятельным (банкротом) и открыть в отношении Должника конкурсное производство сроком на шесть месяцев.

Возложить исполнение обязанностей конкурсного управляющего ФГУП «ГУВО» на временного управляющего Павлову Елену Александровну.

Обязать исполняющего обязанности конкурсного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего. Протокол собрания представить суду и направить в избранную саморегулируюмую организацию.

Назначить рассмотрение отчета конкурсного производства по результатам конкурсного производства ФГУП «ГУВО» в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 08 февраля 2011 года в 12 час. 20 мин. в помещении суда по адресу: Санкт-Петербург, Суворовский пр., дом №50/52, зал № 113, тел. 577-44-24.

Решение подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий Русакова Л.Г.

Судьи Новоселова В.Л.

Мирошниченко В.В.