Разница между объективами EF и EF-S для Canon. Обозначения на объективе. Маркировка объективов Canon

/ Байонеты /

Байонет (от французского baionnette - штык) - способ крепления объектива на фотоаппарате и предназначен для быстрой смены объективов. Это разъёмное соединение, при повороте которого деталь с выступом входит в деталь с вырезом, и стопорится. У каждой камеры и объектива имеется подобная "деталь" и речь идёт о механической совместимости. Т.е. объектив с байонетом F подойдёт только к фотоаппарату с байонетом F — его не поставишь на фотокамеру Canon и наоборот. Даже техника одной и той же фирмы не всегда совместимы друг с другом.

Важной характеристикой байонета является рабочий отрезок, который равен расстоянию от плоскости крепления объектива до плоскости плёнки или матрицы. Возможна установка объектива одной системы на камеру другой системы через переходник, если рабочий отрезок объектива больше чем у камеры.


Байонет KAF-2 (разновидность байонета K Pentax). Видна красная метка, которая служит для совмещения с такой же меткой объектива при его установке. Слева внизу — группа из 7 контактов для передачи в камеру информации о фокусном расстоянии, состоянии диафрагмы, расстоянии до объекта съемки и т.д. Справа внизу видна отвёртка автофокуса. Остальное — крестообразные винты крепления.

Байонеты и рабочий отрезок

Байонетное крепление Рабочий отрезок Размер матрицы
Байонет F (Nikon) 46,5 мм 36x24 мм
Байонет K (Pentax) 45,5 мм 36x24 мм
Байонет EF (Canon) 44 мм 36x24 мм
Байонет EF-S (Canon) 44 мм 22,3x14,9 мм
Байонет A (Sony) 44,5 мм 36x24 мм
Байонет E (Sony NEX) 18 мм 23,4x15,6 мм
Байонет 4:3 (Olympus) 38,67 мм 17,3x13 мм
Байонет Micro 4:3 (Olympus) 20 мм 17,3x13 мм
Байонет NX (Samsung) 25,5 мм 23,4x15,6 мм

Байонет F (Nikon)

Байонетное соединение объектива и зеркальных фотоаппаратов фирмы Nikon (с 1959 года и по настоящее время). Рабочий отрезок байонета: 46,5 мм. Байонет предназначен для 35 мм фотокамер. За всю историю фототехники лишь два крепления сумели пережить внедрение автофокусной системы: Nikon F и байонет К от Pentax. Все другие крепления утратили совместимость с ранее выпущенной техникой и были заменены. Поэтому вполне можно установить старый "плёночный" (т.е. полнокадровый) объектив F на цифровой фотоаппарат Nikon с меньшей матрицей (формата APS-C). Но в случае с камерами D40, D40x и D60 фокусироваться придётся вручную (в этих камерах "для удешевления" убрали вал (т.н. "отвёртку") привода автофокуса) — и получилась "новая камера с новыми возможностями!" :)

Полезно учитывать тем, кто уже имеет набор старых полнокадровых объективов, в т.ч. и советские линзы с байонетом H (подойдут для никоновского байонета F). Например, Зенитар Н, Гелиос Н и другие.

Можно наоборот — установить объектив, выпущенный под фотоаппарат с меньшей матрицей (формата APS-C) на полнокадровую зеркалку Nikon. Мы вообще живём в свободном обществе, где можно всё!:) Но при этом объектив будет давать сильное затемнение по углам кадра:) Это естественно, ибо эти линзы кроют меньшее поле, чем 36х24 мм.

Байонет K (Pentax)

Стандартизированное крепление объектива для 35 мм пленочных и цифровых однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Рабочий отрезок байонета: 45,5 мм. Предложен фирмой Pentax (в то время Asahi Optical) в 1974 году в качестве основы для единого стандарта, который до сих пор используется для всех выпускаемых Pentax малоформатных зеркалок. Кроме того, с байонетом "K" выпускалось и выпускается до настоящего времени множество других камер и объективов сторонних разработчиков: Зенит, Cosina, Vivitar, Sigma, Samsung, Tamron, и другие. Я снимал на камере Pentax K10D объективом Гелиос 44к-4 58/f2 (буква "К" в названии как раз и говорит о байонете К) и не знал проблем ни с автофокусом, ни с диафрагмой. Копеечная советская оптика может давать вполне приличные результаты, если её использовали и хранили должным образом.

У Pentax и на поздних модификациях байонета (KAF, KAF-2) есть поддержка объективов без ультразвукового мотора, т.е. всех автофокусных объективов, которые были выпущены компанией для 35мм. Всё остальное аналогично Nikon: "маленькие" объективы можно поставить на "большие" камеры (с кадром 36х24) и также снимать дозволено — имея виньетирование по углам. А вот "большие" объективы (кроющие поле 36х24) можно без проблем использовать на цифровых фотоаппаратах с меньшей матрицей (формата APS-C).

Байонеты Canon

Фирма отказалась от старых байонетов (R, FL, FD, FDn), имеющих подвижные механические соединения между камерой / объективом и перешла на электронное управление через специальные контакты, с помощью которых электроника камеры производит фокусировку объектива и управляет диафрагмой. Зеркалки Canon имеет 2 типа байонетов обозначаемых EF и EF-S.
Байонет Canon EF
Canon EF - байонетное крепление объектива полнокадровых (35 мм) фотоаппаратов Canon EOS, а также название соответствующих объективов. Рабочий отрезок - 44 мм. Диаметр байонета 54 мм, тип крепления - штыковой (три несимметричных направленных внутрь лепестка). Название EF происходит от английского Electro-Focus.
Байонет Canon EF-S
- байонет, разработанный для использования с фотоаппаратами Canon EOS с меньшей матрицей (формата APS-C). Рабочий отрезок: 44 мм. Буква «S» в названии EF-S означает «Short back focus». Это подразумевает, что объективы EF-S не могут устанавливаться на камеры с байонетом Canon EF, т.к. задний оптический элемент объектива EF-S расположен ближе к матрице, чем в полнокадровых (EF) зеркальных фотоаппаратах и может упереться в зеркало. Практически специальный предохранитель не позволит вам установить эти объективы, чтобы не нанести повреждение. Здесь речь идёт о полной несовместимости.

Байонет Minolta A (Sony A)

Байонет Minolta A обеспечивает электрическую и механическую связь камеры с объективом. Рабочий отрезок 44.5 мм. Этот байонет нашёл применение в фотоаппаратах, выпускаемых с 1985 года компанией Minolta, позже - Konica Minolta и в настоящее время - Sony. Все объективы и камеры с байонетом Minolta A выпущенные с 1985 года компаниями Minolta, Konica Minolta и Sony совместимы между собой. Некоторые объективы и камеры имеют ограничения (снимать будут, но определенные функции могут быть недоступны). Для байонета Minolta A также выпускаются объективы от сторонних производителей, таких как Tamron, Sigma, Tokina.

Байонет E (Sony NEX)

Байонетное крепление объектива для беззеркальных фотокамер серии Alpha NEX компании Sony. Рабочий отрезок 18 мм. Впервые байонет "E" был реализован в камерах серии Sony NEX (NEX-3 и NEX-5) в 2010 году. Крепление включает цифровой контактный интерфейс для управления объективами Sony. Эта система призвана не уменьшая матрицы уменьшить габариты и вес корпуса цифровых фотоаппаратов за счёт удаления из конструкции камеры механизма подъёма зеркала и зеркального видоискателя. Вместо него используется электронный видоискатель, или режим просмотр на экране как в мыльницах. Это дает ряд преимуществ, таких как 100-% соответствие будущего снимка наблюдаемому изображению, усиление изображения в условиях низкой освещённости, возможность вывода большого количества служебной информации в поле зрения. Недостатки фокусировки по экранчику тоже известны — потеря скорости фокусировки. Разумеется, эти объективы не подойдут к байонету Sony A и наоборот (только через дорогостоящий адаптер). Если эти недостатки удастся когда-либо устранить, то смысл у новой системы появится и зеркалки Sony потерпят крах:)

Байонет Four Thirds System (Стандарт 4:3)

4:3 стандарт крепления объективов для цифровых зеркальных фотокамер, созданные компаниями Olympus и Kodak. Тип крепления: трёхлепестковый байонет, рабочий отрезок: 38,67 мм, размер сенсора: 17,3х13 мм. Название — от соотношения сторон 4:3. Кроп = 2, площадь матрицы примерно в 4 раза меньше площади 35 мм плёночного кадра. Стандарт 4:3 не основывается ни на каком предыдущем стандарте и подразумевает полную совместимость камер и объективов от разных производителей. Этот байонет был поддержан фирмами Kodak, Fujifilm, Leica, Olympus, Panasonic, Sanyo и Sigma. Впрочем, Кодак уже ничего не поддерживает, поскольку разорился:) А вот остальные японские гранды — Canon EF, Nikon F, Pentax K и Sony A (Minolta) — "совмещаться" не торопится, и более совместимы с плёночными камерами.

Минусы системы 4:3 сводятся по сути к маленькой матрице: выше шумы, а большая ГРИП затрудняет фотосъёмку портретов. Плюс 4:3 — большая ГРИП облегчает съёмку пейзажей:)

Байонет Micro Four Thirds System (Olympus и Panasonic)

Стандарт Микро, созданный фирмами Olympus и Panasonic в 2008 г. для разработки и производства совместимых цифровых фотоаппаратов, видеокамер и оптики к ним. Байонеты Микро 4:3 имеет уменьшенный диаметр и рабочий отрезок (20 мм) по сравнению с байонетом 4:3. Стандарт включает байонет с электронным интерфейсом и является модификацией стандарта 4:3, но не является открытым стандартом (не удовлетворяет требованию свободного использования любым производителем). Размер сенсора остаётся тем же, что и в системе 4:3. Стандарт Микро призван уменьшить габариты и вес корпуса цифровых фотоаппаратов за счёт удаления из конструкции камеры механизма подъёма зеркала и зеркального видоискателя без потери качества получаемых снимков. По этой причине рабочий отрезок уменьшается в два раза, толщина корпуса фотоаппарата соответственно уменьшается. Вместо зеркального видоискателя используется электронный или режим просмотр на экране как в мыльницах. Недостатки фокусировки по экранчику тоже известны — потеря скорости фокусировки. Разумеется, объективы Микро не подойдут к байонету 4:3 и наоборот (только через дорогостоящий переходник!). Так как рабочий отрезок фотоаппаратов Микро 4:3 составляет всего 20 мм, в качестве сменных могут быть применены объективы многих производителей (только через соответствующий адаптер!), однако применение адаптеров не гарантирует сохранения функций автофокусировки, стабилизации изображения и автоматики диафрагмы. Если все вышеперечисленные недостатки удастся когда-либо устранить, то смысл у новой системы появится и зеркалки Olympus и Panasonic потерпят крах:)

Байонет NX (Samsung)

Байонетное крепление объективов для беззеркальных фотокамер серии NX компании Samsung с матрицей 23,4х15,6 мм. Рабочий отрезок: 25,5 мм. Samsung выпускает специальный адаптер для объективов с байонетом K (Pentax).

Резьбовое соединение M42х1

Устаревшее резьбовое соединение объектива и зеркальных фотоаппаратов с диаметром резьбы 42 мм и шагом резьбы 1 мм. Рабочий отрезок 45,5 мм. Разработано немецким инженером Зигфридом Бёмом в 1947 году. Кроме фотоаппаратов, резьбовое соединение M42х1/45,5 применялось на кинокамерах "Красногорск-3" производства КМЗ. Рабочий отрезок крепления М42х1 равен рабочему отрезку байонета "К" (Pentax) - 45,5 мм. Это даёт возможность использовать через адаптер-переходник объективы с резьбовым креплением M42х1 с ручным управлением диафрагмой. Pentax, КМЗ, ЛОМО и другие производители поставляют адаптеры для установки объективов с резьбовым креплением M42х1 на камеры с байонетом К. Недостатки резьбового крепления объектива относительно байонетного крепления:
менее оперативные установка и снятие объектива с камеры;
неоднозначность положения управляющих элементов объектива при соединении с камерой.
М42 внедрено в СССР на серийной модели «Зенит-Е» с 1967 г. до этого на зеркалках был стандарт M39х1/45,2 который и заменили на М42, т.к. резьбу M39х1/45,2 путали с резьбой M39х1/28,8 для дальномерных камер.

M39х1/28,8

Рабочий отрезок 28,8 мм. Распространён как резьбовое соединение дальномерных фотоаппаратов ФЭД, «Зоркий» и «Ленинград».


На этой странице очень часто повторяется слово "стандарт". Поскольку большинство из "стандартов" не подходит к другому без переходников, адаптеров, и прочих ограничений, а то и вовсе не подходит, то единого стандарта нет, а несовместимость объективов с фотоаппаратами вредят фотолюбителям. Нередко, даже аккумуляторы одной и той же фирмы не подходят к разным фотокамерам (той же фирмы!), чтобы потребитель не мог воспользоваться ничем из купленного ранее, не заплатив за это ещё раз! Такие, с позволения сказать, стандарты наносят вред обществу, природе (отходов больше), тормозят развитие прогресса (далеко не только в фототехнике) и, самое главное, подрывают веру в светлое будущее человечества! :)

И, придя от него в полный восторг, сдал мне "полтинник" в бесплатную долгосрочную аренду. Вот уже несколько дней я занимаюсь испытаниями объектива, придумывая ему все более и более сложные задания. Несмотря на свою дешевизну (и по деньгам и по внешнему облику), объективчик очень скоро подтвердил истину о том, что недорогие но качественные вещи в природе все же встречаются. В этой статье я хотел бы написать отзыв об объективе Canon EF 50 F1.8 , показать тестовые фотографии, описать свои личные ощущения от общения с ним.

Отношение к объективам с фиксированным фокусным расстояние довольно двойственное. С одной стороны, считается, что они дают гораздо более качественную картинку, чем их собратья - зумы. С другой: не всегда удобно носить с собой целую гирлянду объективов и постоянно переставлять их во время съемки.

Сейчас мы настолько уже привыкли к объективам с переменным фокусным расстоянием, что даже немного удивляемся, как это раньше фотолюбители ухитрялись фотографировать все одним и тем же объективом - фиксом. Я не говорю о продвинутых любителях или профи - они уже тогда вовсю пользовались прелестями фиксов, постоянно переставляя их в зависимости от конкретных условий съемки.

Тем не менее, если вам нужно весьма пристойное качество изображений, свобода от так называемых "хроматических аберраций", почти одинаковая четкость изображения и в центре и по углам, а самое главное, если вы еще не скопили денег на линзу профессиональной серии, то вам стоит обратить внимание на объектив Canon EF 50 f1.8. Конечно, его сложно назвать универсальным объективом на все случаи жизни, но время от времени и он может оказаться весьма полезным.

Достоинства объектива Canon EF 50 f1.8

Очень сложно сказать, что именно является главным достоинством: очень низкая стоимость объектива или довольно высокое качество картинки, которое он обеспечивает. Скорее всего - и то и другое вместе. Иметь такое качество фото за такую стоимость - это просто подарок судьбы! Конечно, какой-нибудь профессиональный фотограф, имеющий парк серьезной оптики, посмотрит на Canon EF 50mm снисходительно. Да еще скажет какой-нибудь уничижительный эпитет.

Да, до качества профессиональных объективов "элек" наш герой явно не дотягивает. Чуть ниже я приведу сравнительный тест двух фотографий, сделанных объективом Canon EF 50mm за 8.5 тысяч и объективом профессиональной серии за 26 тысяч. Знаете, разница все таки есть. Сами увидите.

Это я к тому, что неоднократно сталкивался с мнением, "знающих мальчиков" что, мол, "вот куплю себе полтинник Canon EF 50mm F1.8 и качество фото у меня будет такое же, как с профессиональных объективов".

Проверил на себе: НЕ БУДЕТ. Подробности чуть позже.

Но, тем не менее, если сравнивать качество фотографии с зеркалки с Canon EF 50mm F1.8 и какой-нибудь мыльницы (даже самой навороченной), то выигрыш будет явно не за мыльницей. Причем с большим отрывом.

Более того, наш герой-полтинник "рвет в клочья" на сравнительных тестах даже более дорогие объективы фирм Samyang, Tamron и т.д.

Одним словом: первое и самое главное достоинство объектива Canon EF 50mm F1.8 - его комбинация невысокой цены и неожиданно высокого для нее качества картинки.

Вторая важная характеристика, которая так нравится всем фотографам, это довольно высокая светосила . Что это такое, вы уже наверное знаете. Если очень кратко для совсем новичков: чем меньше число после буковки f , тем больше света "проходит" через объектив на матрицу, тем меньше света требуется при съемке для получения нормальной фотографии. Это очень полезно для фотографирования в сумерках, ночью, дома при свете трех лампочек стандартной люстры под потолком.

Я, например, пользуюсь фотоаппаратом Canon EOS 5D MII, у которого нет выпрыгивающей вспышки. Раньше приходилось сильно увеличивать чувствительность матрицы при домашних съемках, что приводило к появлению зерна. С объективом Canon EF 50mm F1.8 при полностью открытой диафрагме чувствительность можно держать в "пределах разумного" и получать нормальные фото даже в сложных домашних условиях (фото моего сына с развивающими карточками взято с его сайта mark.kashkanov.com ):

Правда, обратной стороной съемки с полностью открытой диафрагмой будет очень небольшая . На приведенной фотографии это не так заметно, поскольку ребенок находился от камеры на значительном расстоянии и все объекты вокруг него попали в так называемую зону резкости.

Однако, если мы начинаем снимать непосредственно "в упор", то зона резкости при диафрагме f1.8 превращается в тонкую пленочку: в фокусе только то, на что мы сами навели резкость, а то, что на пару сантиметров дальше или ближе уже размыто:

Посмотрите на этот снимок: резкость навелась автоматом на волосы над ухом ребенка, челка получилась "слегка не в фокусе", не говоря уже про кота, который находился всего на 20-30 сантиметров дальше точки фокусировки. Вот здорово! - скажут любители поэкспериментировать с художественными приемами. Полный отстой! - скажут любители четких кадров по всей глубине.

К этому явлению надо элементарно привыкнуть, чтобы важные детали не выпадали из зоны резкости. Кстати, в простеньких мыльницах подобного эффекта размытия областей почти не наблюдается; картинка получается резкая по всей глубине.

С одной стороны это вроде бы и неплохо: все видно, все четко... С другой, для создания художественных эффектов размытие заднего плана иногда бывает очень кстати.

Не хотите, чтобы размывался задний план и все фото получалось резким? Никто не запрещает установить большее значение диафрагмы. Посмотрите на эти два снимка:

Это вид из моего окна (высоко сижу - далеко гляжу:). Значение диафрагмы f1.8. В зоне резкости только часть стены в центре кадра - именно на нее я и фокусировался. То, что находится дальше и ближе этой точки безнадежно размыто.

Вот другой вариант этого же снимка:

Здесь диафрагма полностью зажата: f22. Как видите, глубина резкости уже достаточна, чтобы отработать объекты, находящиеся в полуметре от меня, и те, расстояние до которых почти километр (высотное здание).

Таким образом, не стоит попадать под влияние расхожей легенды, что, мол, у этого объектива зона резкости недостаточно глубока. Этот ошибочный слух порожден желанием снимать с полностью раскрытой диафрагмой в потемках. К чему это приводит мы уже видели.

Итак, мы разобрались со вторым достоинством объектива Canon EF 50mm f1.8 - довольно большим значением светосилы за такую малую цену. Давайте пойдем дальше.

Третье достоинство объектива - небольшой вес

Знаете, есть некоторая разница в том сколько весит ваш фотоаппарат (с объективом), когда вы, например идете в поход в горы, или даже просто долго бродите по городу. Одно дело нацепить огромный и тяжелый объектив, и совсем другое - наш полтинник. Он гораздо легче, в большинстве случаев компактнее, а качество фотографий получается примерно такое же, как с большого и тяжелого.

Дело в том, что в объективе много пластмассовых деталей вместо металлических. Знаю, сейчас некоторые замахают руками и скажут, что это несерьезно, однако, за счет использования пластика объектив получился действительно легкими не таким дорогим.

Качество фотографий с объективом Canon EF 50mm f1.8

Не хотелось бы описывать словами то, что можно увидеть глазами: посмотрите на этот снимок. Он сделан в яркий солнечный морозный день на окраине города (это важно - смог не такой плотный как в центре):

Наверное вы догадались, что круглый фрагмент - это часть фотографии в натуральную величину. Нельзя сказать, что качество идеально, но все же мелкие детали вполне читаются и даже есть намек на видимость отдельных кирпичиков на стене дома. При всем уважении к компактным фотокамерам, придется признать, что такого качества они обеспечить скорее всего не смогут.

Но, с другой стороны, этот же снимок через объектив Canon EF 24-105 4L IS USM выглядит немного, но четче:

Обратите внимание: на стене появилось больше отдельных кирпичиков, а ограждение на крыше смотрится несколько четче, чем на предыдущем снимке. Но, не стоит убиваться, что наш полтинник оказался не таким хорошим в этом сравнении. Разница в стоимости объективов, через которые были сделаны данные снимки составляет почти 7 раз, и то, что дешевенький полтинник дал качество, сопоставимое с качеством фото профессионального объектива, дает нам повод относиться к нему с уважением.

Теперь хочется показать вам еще одну картинку. Это не что иное, как левый верхний уголок предыдущего снимка:

Можете сами найти это здание на общем снимке. Обратите внимание на то, что оно как бы завалено влево. Это так называемые угловые искажения, которые превносит объектив. К сожалению, это еще одна его слабая сторона. Однако справедливости ради стоит сказать, что подобные искажения есть практически у всех объективов (в разной степени, разумеется).

Этот фрагмент фотографии показывает нам еще один минус объектива Canon EF 50mm f1.8. Это постепенное ухудшение резкости при удалении от центра фотографии к ее углам. Фотографы называют данный эффект "размыливание". Опять таки, если сравнивать эту фотографию с подобной, полученной с компактной фотокамеры, то сравнение будет явно не в пользу компакта.

Продолжая говорить о недостатках объектива Canon EF 50mm f1.8, нельзя не упомянуть о том, что он далек от желаемой пыле-влагозащищенности. Например, на внутренней линзе объектива, который попал в мое распоряжение, уже имелось несколько пылинок. Они, правда, не оказывают сильного влияния на качество фотографии, однако, со временем, когда пыли внутри будет много, картинка будет получаться все более и более мутной.

С одной стороны это печально, с другой - при стоимости объектива в пределах 8.5-9 тысяч рублей можно запросто покупать себе новый объектив каждый год-два вместо того, чтобы задумываться о чистке старого от пыли.

И еще один факт, который может быть для вас интересен. Опытные фотографы знают, что у каждого объектива есть некое конкретное значение диафрагмы, при котором он дает максимально резкую картинку.

Предлагаю вам посмотреть на эти три фотографии (средние части в 100% масштабе). Они сделаны с разным значением диафрагмы: f1.8, f6.3 и f22 соответственно. Посмотрите, как отличается качество фотографий:

Хотя любое сравнение Nikon с Canon может привести к излишне длинным и эмоциональным дебатам – и лично я считаю такие дискуссии глупыми – существует несколько явных отличий между этими двумя системами, которые стоит отметить, особенно для тех, кто только стоит перед выбором системы.

Некоторые различия связаны с текущим уровнем развития технологий, и когда одна компания догонит и перегонит другую – всего лишь вопрос времени. Например, владельцы Nikon и Sony часто хвастаются удивительным динамическим диапазоном, который способны захватить их камеры, указывая на слабую сторону зеркалок Canon в этом плане. И в настоящее время это действительно так – Canon в плане динамического диапазона смотрится слабее своих прямых конкурентов. Тем не менее, это именно та область, в которой Canon в будущем может потенциально обойти своих соперников, начав использовать сенсоры с более высокой производительностью в плане передачи динамического диапазона изображения.

Другие различия имеют более постоянный характер и со временем могут переходить в разряд фирменного отличительного признака. Одним из таких отличий можно считать крепление объектива – оба рассматриваемых нами производителя используют байонеты разных размеров. Какой из них лучше и почему? Давайте попробуем это выяснить, поговорив подробнее о различиях между байонетами Nikon F и Canon EF.

Я много лет подряд снимаю на Nikon, и сейчас я нисколько не жалею о своём выборе. Несмотря на некоторые недавние проблемы Nikon с контролем качества, мне нравятся мои зеркалки Nikon и объективы Nikkor из-за их превосходной производительности, и я стараюсь постоянно обновлять свое фотооборудование по мере выхода новинок. Тем не менее, были времена, когда я не был уверен, что Nikon – это правильный выбор, особенно в начале, когда я обнаружил некоторые из слабых сторон байонета Nikon F.

Итак, в чем же дело? У Nikon F в сравнении с Canon EF есть несколько как преимуществ, так и недостатков, поэтому мне хотелось бы подробно их разъяснить.

Один из самых существенных недостатков байонета Nikon F является механический рычаг диафрагмы, который присутствует на большинстве объективов Nikon. Этот рычаг вы можете найти и на классических мануальных объективах Nikkor, и на более новых объективах D-серии, и на новейших объективах G-серии. Именно при помощи этого рычага камера Nikon устанавливает диафрагму для каждого снимка, если только не выбрана самая широкая диафрагма.

Когда вы демонтируете объектив, подпружиненный рычаг переходит в стандартное положение, которое обычно соответствует минимальному отверстию диафрагмы. Как только вы установите объектив на камеру, соответствующий рычаг в корпусе камеры сместит рычаг на объективе, открыв диафрагму до заданного значения.

Механический рычаг управления диафрагмой объектива Nikon

Как правило, при установке объектива на камеру его диафрагма остается максимально открытой для того, чтобы до и системы автофокусировки доходило как можно больше света. Следовательно, на DSLR-камере диафрагма изменяется непосредственно перед съемкой кадра. После того как снимок сделан, рычаг возвращается в исходное положение, и диафрагма вновь раскрывается максимально широко, пропуская максимальное количество света в камеру. Это означает, что при использовании объективов, оснащенных такими механическими рычагами, диафрагма закрывается и открывается каждый раз посредством физического воздействия на рычаг объектива. Поскольку рычаг контролируется камерой посредством механического воздействия на него, то он должен быть чрезвычайно точным, чтобы быть способным обеспечить точное получение требуемой яркости и глубины резкости. Тем не менее, при постоянной съемке на высокой скорости, точность работы рычага может падать, поскольку ему может просто напросто не хватать времени на перемещение из одного положения в другое. Кроме того, если рычаг неточно откалиброван или уже изношен, каждый кадр может иметь неверные значения диафрагмы и яркости.

В дополнение к вышесказанному стоит отметить, что объективы с механическими рычагами сложно использовать с другими системами через переходники сторонних производителей. Если до этого момента вы были удивлены, почему адаптеры для объективов Nikon сложны в использовании и не обеспечивают возможности полной и точной регулировки диафрагмы, то теперь вы знаете ответ. Камеры сторонних производителей просто-напросто не имеют необходимого механизма управления рычагом диафрагмы объектива. Адаптер, способный механически перемещать рычаг, должен быть оснащен приводом с электронным чипом, что делает такое решение неоправданно затратным.

Совсем другое дело – объективы, комплектующиеся электромагнитными диафрагмами. В них нет механических рычагов, а управление размером диафрагмы происходит посредством электронных команд, передаваемых камерой объективу через контакты на байонете. Такой способ управления диафрагмой более предпочтителен, поскольку объективы с электромагнитными диафрагмами способны более точно и последовательно устанавливать отверстия диафрагмы, без вариативности от снимка к снимку.

Как упоминалось выше, использование механического рычага для изменения диафрагмы потенциально может приводить к несогласованности в и проблемам с механизмами как в камере, так и в объективе. В Canon это осознали и с некоторого времени полностью перешли на электронное управление диафрагмой на обоих типах байонета: EF и EF-S. Nikon же лишь недавно начал модернизировать свои объективы Е-серии, оснащая их электромагнитной диафрагмой. К сожалению, линейка таких объективов ограничена супер телефото и топовыми зум-объективами. Так что, несмотря на очевидные недостатки, Nikon все еще продолжает выпускать многие современные объективы G-серии с механическими рычагами.

Байонеты Nikon F и Canon EF: Различия размеров

Еще одним ключевым отличием является физический размер крепления объективов – диаметр байонета Nikon F составляет 44 мм, в то время как Canon EF – 54 мм. Эта разница в 10 мм может показаться незначительной, но когда дело доходит до конструкции объектива, она становится крайне важной. Именно в этой особенности конструкции кроется ответ на вопрос, почему у Nikon нет светосильного f/1.2 объектива с , в то время как у Canon есть отличные объективы: 50mm f/1.2L и 85mm f/1.2L II. Попытка разработать f/1.2-объектив с автофокусом из-за ограниченного пространства на задней части объектива была бы для Nikon экономически нецелесообразной.

Такая конструктивная особенность байонета накладывает ограничения на фокусное расстояние – оно не может превышать 60 мм – и даже в этом случае контакты микропроцессора придется размещать прямо на заднем оптическом элементе. В самом деле, если вы посмотрите на заднюю часть Canon 85mm f/1.2 L II, которая существенно больше задней части любого объектива Nikkor, то увидите, что инженерам Canon пришлось разместить контакты прямо на поверхности линзы. Взгляните на изображение ниже:

Canon 85mm f/1.2 L II (слева) и Nikon 85mm f/1.4 G (справа)

Различия в размерах очевидны. Следовательно, компания Nikon не сможет сделать подобный объектив из-за меньшего диаметра байонета Nikon F. Конечно, спроектировать короткофокусный f/1.2-объектив возможно, но это потребует врезки контактов непосредственно в линзу, что усложняет и разработку и производство такого объектива, делая его неоправданно дорогим, а его производство нерентабельным с точки зрения массовых продаж. Такой объектив должен изготавливаться в ограниченных количествах на заказ подобно некоторым экзотическим супер-телеобъективам.

Canon же в этой области имеет преимущество – его инженерам гораздо проще разработать и сконструировать короткофокусные объективы f/1.2 в диапазоне 50 мм и более, поскольку диаметр байонета достаточно большой для того, чтобы вместить такие оптические конструкции. В самом деле, байонет Canon EF позволяет конструировать объективы 50mm f/1.0 и 200mm f/1.8 (и в прошлом мы видели такие объективы). Для байонета Nikon F это остается практически невозможным. Большой диаметр байонета не является необходимым условием для создания светосильных фиксов, но он потенциально может упростить конструкторам задачу.

Еще одно преимущество, которое отмечают пользователи – долговечность. Поскольку байонет Canon EF физически больше, то некоторые полагают, что он более долговечен. Я не стал бы придавать этому преимуществу большое значение, потому что байонет Nikon F достаточно большой для того, чтобы быть довольно прочным, и я сомневаюсь, что у Canon EF в этом плане есть сколь-либо заметное преимущество…

Байонеты Nikon F и Canon EF: Варианты установки

Из-за вышеупомянутых различий в размерах байонетов, объективы Canon EF не могут использоваться на DSLR-камерах Nikon, в то время как объективы Nikon посредством адаптеров . Это еще один недостаток байонета Nikon F, поскольку это не дает владельцам Nikon использовать объективы Canon, в то время как обладатели камер Canon могут наслаждаться объективами Nikon на своих зеркалках. Действительно, до тех пор, пока Canon не выпустила свой отличный, но дорогой EF-объектив 11-24mm f/4L USM, многим владельцам Canon нравились результаты, которые они получали с Nikkor 14-24mm f/2.8G в сочетании с адаптером.

Байонеты Nikon F и Canon EF: Особенности монтажа

При монтаже объективов Nikon, вы вращаете их по часовой стрелке – если смотреть со стороны камеры. Объективы Canon всегда устанавливаются в обратном направлении – против часовой стрелки. Не слишком существенная деталь, но при переходе с одной системы на другую, конечно же, может потребоваться время, чтобы привыкнуть к этому.

Байонет Nikon F: Старый и обратно совместимый

До этого момента я указывал на недостатки байонета Nikon F, но это не значит, что он лишен преимуществ. И одно из главных его преимуществ, обусловленное его возрастом — обратная совместимость. Байонет Nikon F увидел свет в 1957 году и с тех пор, почти любой объектив с байонетом Nikon F был совместим с любой недавно выпущенной камерой Nikon. То есть вы можете взять какой-нибудь действительно старый мануальный объектив и установить его на современную зеркалку. В случае с байонетом Canon EF у вас это не получится. Представив в 1987 году новый байонет EF, Canon не позаботился об обратной совместимости с объективами, выпущенными до этого. Многие владельцы камер Canon были недовольны этим, поскольку им приходилось начинать с нуля – все старые объективы на новых камерах стали бесполезны – в то время как владельцы Nikon благополучно избежали этой проблемы. Таким образом, в то время как сегодня Canon может предложить фотографам больше возможностей своих объективов, общее количество линз, доступных к установке на камеру, у Nikon существенно больше.

Совместимость объективов Canon EF и EF-S

Хотя у байонетов EF и EF-S одинаковый диаметр, который по идее должен был бы обеспечить совместимость со всеми современными зеркальными камерами этого производителя, Canon ввёл ограничения на возможность использования EF-S объективов на полнокадровых камерах. То есть если вы соберетесь перейти с зеркалки с APS-C сенсором на полнокадровую камеру, то вам придется сменить все объективы с байонетом EF-S на объективы с байонетом EF. У Nikon нет таких ограничений – DX-объективы будут работать на всех полнокадровых камерах, но будут выдавать очень сильное виньетирование. Избежать виньетирования можно, активировав в полнокадровой камере кроп режим. Иногда DX-объективы на определенных фокусных расстояниях могут фактически покрывать весь круг изображения полнокадровой камеры, т.е. объектив может быть использован в режиме полного кадра без проблем. Это существенное преимущество для пользователей Nikon – перейдя на полнокадровую камеру, первое время можно использовать объективы, оставшиеся от неполнокадровой камеры, постепенно приобретая новые объективы.

Вывод

В конце концов, и Nikon и Canon предлагают широкий выбор объективов для практически любой цели. В то время как некоторые владельцы Nikon хотел бы видеть светосильный f/1.2 объектив с автофокусом, можно достаточно уверенно утверждать, что такой объектив был бы сложен в использовании в плане точности автофокуса (спросите любого владельца Canon 50mm f/1.2 L). Кроме того, проектирование и производство такого объектива было бы крайне сложным и неоправданно дорогим. И если говорить о стоимости, я не думаю, что можно было бы ожидать большой спрос на объектив Nikon 50mm f/1.2 стоимостью более 2 000 долларов, когда за существенно меньшие деньги можно приобрести превосходный .

Еще раз обращаю внимание, что целью этой статьи не было дать начало очередным дебатам Nikon против Canon, а осветить различия между байонетами двух гигантов фотоиндустрии. Я знаю, что о каждом из плюсов и минусов, обозначенных в статье выше можно долго рассуждать, и уверен, что опытные фотографы, работающие с камерами обоих производителей, могут раскрыть еще больше преимуществ и недостатков каждого из типов байонета. Если у вас есть что добавить, или вы просто хотите высказать свое мнение – напишите об этом в комментариях ниже.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Первоначально на фотоаппаратах Canon использовались объективы Nikon, а между компаниями не было жёсткой конкуренции. Дух соперничества зародился в 80-х годах XX века. От конкурентной борьбы пострадали потребители: комплектующие к зеркальным фотоаппаратам перестали быть универсальными. Крепления объектива Canon теперь подходят только для одноимённых фотокамер.

При покупке фотоаппараты комплектуются простым китовым объективом. Он не отличается качественной оптикой или светосилой, но даёт возможность любителю поэкспериментировать с разными жанрами. Но по мере постижения фотоискусства новички входят во вкус и желают получать более резкие и сочные фотографии. Встаёт закономерный вопрос: какой объектив Canon выбрать? Однозначного ответа на него нет.

Прежде всего, необходимо определиться с жанровыми предпочтениями. Для портретов лучшей считается оптика с фиксированным фокусным расстоянием, для насекомых – макрообъективы, а для дикой природы или спортивных событий – длиннофокусные. Для каждого вида съёмки Canon выпускает десятки моделей: от бюджетных вариантов за 200–300 долларов, до дорогой профессиональной оптики стоимостью более 10 тысяч долларов.

Вне зависимости от цены существуют более и менее удачные модели. Линейки объективов постоянно обновляются. В нашем рейтинге представлены лучшие современные объективы Canon 2015–2016 года выпуска, получившие признание фотографов. Обзор составлен на основе эксплуатационных свойств и отзывов.

Лучшие стандартные объективы с постоянным ФР для фотокамер Canon

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием есть у любого профессионального фотографа. Светосильная оптика снимает без вспышки в помещениях с низкой освещённостью и даёт приятное размытие заднего фона. Стандартные объективы не искажают геометрию пространства и передают картинку так, как её привык видеть человеческий глаз. Единственный недостаток фиксов, который шокирует обывателей, - отсутствие зума. Чтобы приблизить/удалить предмет, нужно подойти к нему ближе или отойти дальше.

2 Canon EF 40 mm f/2.8 STM

Выгодная цена. Лучший полупрофессиональный объектив
Страна: Япония
Средняя цена: 14 990 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Бесспорное достоинство объектива – универсальность. Глядя на технические характеристики, профессионалы могут сморщить нос – «ни то, ни сё», но среди любителей объектив Canon EF 40 mm f/2.8 STM претендует на статус лучшего. Он не подпадает под привычные классификации: это ещё не портретник, но в полной мере и не широкоугольник. Незначительное искажение пространства с такими характеристики обзора неизбежно, но оно не бросается в глаза. При этом меньшее, чем у полтинника фокусное расстояние позволяет фотографу развернуться в небольших помещениях, а также снимать пейзажи и портреты на улице.

Эксперты и потребители отмечают высокое качество сборки, нехарактерное для недорогих моделей фиксов. Металлическое кольцо байонета, качественный пластик с резиновыми вставками. Лёгкость и компактность объектива выручает в поездках. Картинки оставляет приятное впечатление. Плавные цветовые переходы, немного уходит в пастельные тона. Цепкий автофокус.

При максимальном открытии диафрагмы 2,8 не стоит рассчитывать на эффектное боке, но размытие заднего фона приятно глазу. Владельцы зеркальных фотоаппаратов отмечают, что по выраженности боке объектив не уступает бюджетному полтиннику со светосилой 1,8. Но в слабоосвещённых помещениях фотографировать им не так комфортно. Без вспышки вряд ли получится добиться приличного результата при использовании света от окна в глубине комнаты. Громкий шум мотора портит звук.

Производитель обещает плавную фокусировку STM, объектив адаптирован к видеосъемке. Но здесь потребителей ждёт разочарование: громкий шум мотора портит звук. Это далеко не лучшая оптика для съёмки сюжетов.

1 Canon EF 50 mm f/1.4 USM

Оптимальное соотношение цены и качества. Самый популярный стандартный объектив
Страна: Япония
Средняя цена: 27 990 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Объектив Canon редко задерживается на витринах магазинов. Самым популярным стандартным объективом он стал по двум причинам:

  • О «полтиннике» мечтает каждый фотолюбитель
  • Эта модель воплощает лучшее соотношение цены и качества

Цена остаётся доступной для любителей, но качества оптики хватает для съёмки портретов профессиональной фотокамерой. По сравнению с дешёвыми «полтинниками» от Canon объектив EF 50 mm f/1.4 USM выглядит солидно. Увесистая конструкция – 290 грамм – создаёт приятное первое впечатление. И оно не обманчиво.

Классический портретник даёт резкую картинку и эффектное размытие фона. Красивое боке появляется благодаря восьмилепестковой диафрагме. Объектив относится к самым светосильным, с ним приятно работать без вспышки даже в слабоосвещённых помещениях. Но пользователи отмечают, что открытие диафрагмы 1,4 фактически является нерабочим. Вылезают хроматические аберрации, качество изображения падает. Объектив подойдёт как для кропов, так и полнокадровых фотоаппаратов. Но на бюджетных зеркалках возможности оптики в полной мере не раскроются, оптимальный вариант съёмки – поясной портрет. Портреты в полный рост, пейзажи будут смотреться не так выигрышно, но добиться хорошего результата реально.

Ультразвуковой мотор автофокуса работает быстро и бесшумно, но автоматика нередко промахивается. К недостаткам объектива относится ненадёжность конструкции: пластиковое кольцо ручной настройки фокусировки требует деликатного обращения.

Лучшие стандартные объективы с переменным ФР для фотокамер Canon

Начинающему фотолюбителю объективы с переменным фокусным расстоянием покажутся самыми комфортными. Подкручивая кольцо зума, можно удалять и приближать объекты, стоя на месте. Подобная функция есть в цифровых мыльницах, поэтому кажется привычной. Однако универсальность отражается на качестве снимков. При одинаковых настройках жанровая оптика даст лучшую картинку. Важно понимать, что приближение/удаление объектов меняет не только заполнение кадра, но и угол обзора. Китовый объектив с фокусным расстоянием 18–55 на минимальных значениях фокусировки превращается в широкоугольник, а на максимальных – в портретник. Но возможности kit-комплекта ограничены, любителям путешествий и репортажной съёмки имеет смысл обратить внимание на объективы с широким диапазоном фокусных расстояний и просветлённой оптикой.

3 Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM

Лучшая замена китовому объективу для неполнокадровых фотоаппаратов
Страна: Япония
Средняя цена: 38 100 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Среди оптики для неполнокадровых фотоаппаратов объектив считается дорогим. Внушительная стоимость неизбежно диктует высокие требования к качеству оптики. Судя по отзывам, стекло оправдывает ожидания фотолюбителей.

Узкий диапазон позволил достичь высокой эффективности работы оптики: резкие кадры получаются на всех фокусных расстояниях. В отличие от бюджетных моделей на Canon EF-S 17–55 mm f/2.8 IS US установлен рабочий 3-ступенчатый стабилизатор. С ним комфортно снимать на коротких выдержках без штатива.Объектив светлый, подойдёт для съёмки в помещении без вспышки вблизи окна.

Некоторые фотолюбители отмечают эффект виньетирования и дисторсию, но «бочки» и «подушки» нельзя назвать выраженными. Единственный существенный недостаток для столь дорогого стекла – ненадёжный корпус. При длительном использовании увесистый «хобот» расшатывается и начинает выпадать под собственной тяжестью. Но несмотря на недостатки, эта оптика станет лучшей заменой китовому объективу для неполнокадровых фотокамер.

2 Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM

Оптимальное соотношение цены и качества. Широкие возможности за низкую цену
Страна: Япония
Средняя цена: 24 999 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Несмотря на доступную стоимость, объектив имеет солидный вид и внушительный вес (480 грамм). По характеристикам похож на китовый, который приобретается в комплекте с фотоаппаратом, но выигрывает за счёт увеличенного диапазона фокусных расстояний – от широкоугольника до длиннофокусного объектива. Из достоинств обладатели неполнокадровых фотоаппаратов отмечают цепкую автофукусировку. От стабилизатора в низких ценовых категориях не приходится ожидать многого, но он рабочий.

Ещё более универсальным делает его тихий мотор STM, адаптированный к съёмке видео. Шаговый двигатель плавно и быстро наводится на резкость, без скрипящего звука и временной потери чёткости.

Главный недостаток – низкая светосила, но для бюджетного объектива это предсказуемо. EF-S 18–135 mm f/3.5–5.6 IS STM – прекрасный вариант для начинающего фотолюбителя, представляющий лучшее соотношение цены и качества.

1 Canon EF 24-105mm f/4L IS USM

Лучший репортажный объектив для полнокадровых фотокамер
Страна: Япония
Средняя цена: 39 890 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Среди профессионалов объектив считается лучшим репортажным объективом. Широкий диапазон фокусных расстояний позволяет снимать вблизи и делать крупные планы объектов, находящихся вдалеке. Это идеальный объектив для репортажной съёмки, который пригодится в путешествиях и на мероприятиях. Шустрый мотор, хваткая автофокусировка помогают оперативно подстроиться под различные условия съёмки.

Но из-за низкой светосилы (диафрагма открывается на 4) с ним комфортнее работать на улице, а не в помещении. При съёмке удаленных объектов оптика даёт неплохое размытие фона, но резкость картинки вызывает нарекания поклонников «звенящих кадров».

Из недостатков покупатели отмечают работу стабилизатора, который откровенно слабоват для объективов L-серии. Низкая светосила частично компенсируются качеством фотокамеры, поэтому приобретать EF 24–105 mm f/4L IS USM рекомендуется обладателям полнокадровых Canon. Этот союз помогает достичь резкой картинки на высоких значениях ISO без использования вспышки.

Лучшие телеобъективы для фотокамер Canon

Габариты телеобъективов привлекают повышенное внимание окружающих. В корпусе скрывается несколько оптических линз и моторчиков, позволяющих фокусироваться на далёких объектах. Некоторые профессиональные модели достигают метровой длины.

Телевики сложны в изготовлении, недешево стоят, но имеют ограниченную сферу применения. Они незаменимы при съёмке дикой природы или спортивных мероприятий, но не используются в качестве штатной оптики.

Более популярны объективы с переменным фокусным расстоянием, фиксы используются профессионалами для строго определённых целей. Например, 135-миллиметровое стекло имеет спрос у фотографов, специализирующихся на свадебной съёмке и Love Story на природе. Оптика ценится за резкую картинку, эффектное размытие заднего фона и возможность работать на расстоянии, не нарушая личного пространства влюблённых.

3 Canon EF-S 55-250mm f/4.0-5.6 IS II

Лучший объектив для неполнокадровых фотоаппаратов
Страна: Япония
Средняя цена: 9 390 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Супербюджетная модель даёт достойное качество картинки. Для неполнокадровых фотоаппаратов объектив лучший в своём классе и в комплекте с китом покроет весь диапазон фокусных расстояний, необходимых фотолюбителю.

Механика работает плавно, при первом знакомстве конструкция кажется надёжной. На низкую стоимость модели указывает лишь пластиковое кольцо байонета. При таком весе оптика потребует бережного отношения, иначе крепление рискует не выдержать нагрузку.

Стабилизатор нельзя назвать шустрым, но эффект от его включения заметен. Профессионалы разглядят хроматические аберрации, пожалуются на медленный мотор автофокуса, недостаточную резкость и низкую светосилу. Упрёки справедливы, но предсказуемы: за такую стоимость рассчитывать на большее не приходится. Объектив добротный, однозначно стоит своих денег и заслуживает звание лучшего бюджетного телевика.

2 Canon EF 135mm f/2L USM

Лучший телеобъектив с постоянным ФР
Страна: Япония
Средняя цена: 54 980 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Среди профессионалов данный объектив L-серии получил славу одного из самых резких. Определение «звенящая резкость» - как раз про него. Среди прочих достоинств: внушающая доверие сборка, скорость фокусировки, насыщенная картинка, мягкое и ровное боке. Объектив не даёт искажений и станет находкой для портретистов, предпочитающих вести съёмку на природе или безлюдных улицах. Отходить придётся далеко, поэтому в кадр не должны попасть лишние люди и предметы.

Высокая светосила в союзе с полнокадровым фотоаппаратом «вытащат» картинку в сумерках или в затемнённом помещении. С EF 135 mm f/2L USM комфортно работать даже на концертной съёмке.

При отличных характеристиках профессиональная оптика имеет адекватную стоимость, это лучшее соотношение цены/качества в линейке телеобъективов Canon. По отзывам фотографов, стекло практически не имеет недостатков. Самые требовательные сетуют на отсутствие стабилизатора, пыле- и влагозащиты. Опции, безусловно, удобные, но при выборе оптики не являются определяющими

1 Canon EF 70-200mm f/4L USM

Лучший телеобъектив с переменным ФР
Страна: Япония
Средняя цена: 26 940 руб.
Рейтинг (2018): 4.9

Телеобъектив L-серии обладает надёжной конструкцией. Зум и фокусировка скрыты под монолитным корпусом, который защищает оптику от попадания влаги и пыли. С таким стеклом профессиональному фотографу не страшны никакие капризы погоды.

Несмотря на скромную светосилу, кадры получаются резкими по всему диапазону фокусных расстояний. Canon EF 70–200 mm f/4L USM подходит для съёмки деталей, репортажей, портретов на улице и в просторных студиях. В условиях квартиры с ним не развернуться, но это следует из технических характеристик. Ультразвуковой мотор работает цепко и почти безошибочно. Переключатель фокуса станет незаменимым помощником для спортивных фотокорреспондентов.

При всех достоинствах эта модель имеет небольшой вес, что делает возможным съёмку с рук. Расстраивает только полное отсутствие стабилизатора, который так необходим телеобъективам, чтобы компенсировать дрожание рук при фокусировке на дальние расстояния.

Лучшие широкоугольные объективы для фотокамер Canon

Как следует из названия, широкоугольные объективы имеют значительный угол обзора, вмещают в кадр много пространства и передают его объем. С ними комфортно снимать помещения типовых квартир и архитектуру узких улиц. Но нестандартный угол обзора неизбежно выдаёт дисперсию и искажение пространства. Особенно заметно закругление по углам кадра у сверхширокоугольных объективов (так называемый «рыбий глаз»). Поэтому широкоугольники не подходят для портретной съемки. У людей меняются пропорции лица: визуально увеличивается нос, лоб и скулы. Однако при фотографировании животных особенность широкоугольников может быть использована для творческих решений.

3 Canon EF-S 10–22 mm f/3.5–4.5 USM

Лучший сверхширокоугольный объектив для неполнокадровых фотоаппаратов
Страна: Япония
Средняя цена: 27 000 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Объектив подходит для съёмки масштабных пейзажей и тесных помещений, поскольку в кадр вмещается практически все окружающее пространство. При этом искажения неизбежны: зная эту особенность широкоугольников, профессиональные фотографы используют её как творческий приём. Приятно, что хроматические аберрации и дисперсия не столь значительны для широкоугольника. Объектив неплохо справляется с контровым светом. Искажения присутствуют, но при умелом выстраивании композиции они не бросаются в глаза. Резкость нельзя назвать звенящей, но она сохраняется даже по краям кадра.

Canon EF-S 10–22 mm f/3.5–4.5 USM имеет отличное расстояние фокусировки – 24 сантиметра, которое даёт возможность расставить акценты на деталях переднего плана. Благодаря ультразвуковому мотору, автофокус быстрый и бесшумный. Оптику отличает надёжное качество сборки, сравнимое с профессиональными объективами.

К стеклу люкс-серии близка и цена, но при этом светосила не внушает оптимизма. Для неполнокадровых фотокамер оптика темновата, но лучшего сверхширокоугольного объектива Canon в этом сегменте не найти.

2 Canon EF 28 mm f/1.8 USM

Лучший широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием
Страна: Япония
Средняя цена: 27 600 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Главное достоинство широкоугольного фикс-объектива – высокая светосила. Это один из лучших объективов для работы в слабоосвещённых тесных помещениях. Цепкий автофокус, бесшумность и лёгкостью делают его комфортным для работы. Добавив к этому плавное размытие заднего фона, получаем отличный штатный объектив для кроп-камер. В то же время стекло не имеет ограничения в использовании для полнокадровых фотоаппаратов.

Canon EF 28 mm f/1.8 USM подойдёт для съёмки пейзажей, архитектуры, предметов и даже ростовых портретов. Крупных планов лучше избегать, чтобы не допустить искажений пропорций лица.

При всех достоинствах на максимально открытой диафрагме оптика выдаёт замыленные кадры, но дальше картинка достаточно резкая. В целом качество изображения владельцы зеркалок оценивают как высокое. Ещё один неприятный минус - хроматические аберрации: на фиолетовую окантовку контрастных линий обращают внимание даже любители. Чтобы довести снимки до идеала, потребуется знание фоторедакторов для исправления дефекта.

1 Canon EF 17–40 mm f/4L USM

Оптимальное соотношение цены и качества
Страна: Япония
Средняя цена: 33 200 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Один из самых многозадачных широкоугольных объективов Canon. При съёмке на полнокадровой фотоаппарат на малых фокусных расстояниях становится сверхширокоугольным. В то же время сохраняется возможность сузить угол обзора до 40 миллиметров и получить картинку близкую к тому, как видит её человеческий глаз. На кропах EF 17–40 mm f/4L USM станет отличной заменой штатному объективу.

Профессионалы отмечают выносливость оптики: с такой прочной конструкцией, защитой от влаги и пыли не страшно повредить технику при съёмке в сложных условиях. К достоинствам оптики относятся быстрый, бесшумный автофокус, цветопередача и резкость для шикороугольника.

Единственный существенный недостаток – объектив темноват, но на полнокадровом фотоаппарате это компенсируется ISO. Зато низкая светосила делает цену низкой: широкоугольник считается одним из самых доступных и лучших в L-серии. Пользователи отмечают, что при малых фокусных расстояниях на контрастных изображениях вылезают хроматические аберрации и дисторсии, которые без труда правятся в фоторедакторе.

Фокусное расстояние 24 мм — минимальная граница трансфокации для большинства стандартных зум-объективов. Однако «зумы» вряд ли способны тягаться по качеству получаемого изображения с «фиксами». Поэтому в арсенале оптики многих систем есть не только объективы 24—70 мм с трансфокатором, но и отдельные 24-миллиметровые с аналогичной и более высокой светосилой. Canon выпускает несколько таких объективов, и в этом материале мы приведем результаты сравнения двух из них — «старшего» Canon EF 24mm f/1.4L II USM и «младшего» Canon EF 24mm f/2.8 IS USM.

«Большой брат» из линейки профессиональной оптики Canon почти вдвое дороже младшего объектива, но и светосила у него больше на две ступени. Он должен считаться старшим в буквальном смысле, поскольку эта версия увидела свет на 3,5 года раньше, чем более скромный Canon EF 24mm f/2.8 IS USM. Посмотрим на детали подробнее.

Технические характеристики (данные производителя)

Canon EF 24mm f/1.4L II USM Canon EF 24mm f/2.8 IS USM
Байонет Canon EF
Фокусное расстояние 24 мм
Максимальная диафрагма F1,4 F2,8
Минимальная диафрагма F22
Число лепестков диафрагмы 8 7
Оптическая схема 13 элементов в 10 группах 11 элементов в 9 группах
Минимальная дистанция фокусировки 0,25 м 0,20 м
Угол обзора 84°
Максимальное увеличение 0,17× 0,23×
Привод автофокуса ультразвуковой мотор (USM)
Стабилизация нет оптическая (IS), до 4 ступеней
Защита от влаги и пыли есть нет
Резьба для светофильтров ∅77 мм ∅58 мм
Размеры (диаметр × длина) ∅83,5×86,9 мм ∅68,4×55,7 мм
Вес 650 г 280 г

Зачем нужна светосила

Сверхвысокая светосила — конечно же, роскошь (это заметно по цене), но роскошь порою необходимая: есть ситуации, когда обойтись без нее невозможно. Разъясним нашу позицию.

В типичном случае, когда широкоугольная оптика используется по своему основному назначению (для фотографирования пейзажей, городских ландшафтов и интерьеров помещений), ей надлежит обеспечить наибольшую глубину резкости, чтобы хорошо проработать детали на всех планах. Для этого диафрагму прикрывают до F8—F16 (в зависимости от свойств оптического инструмента и съемочных условий), а камеру часто ставят на штатив, поскольку при сохранении ISO 100 (что желательно для обеспечения максимальной детализации) длительность выдержки ночью может достигать нескольких минут, да и в пасмурный день может оказаться недостаточно короткой для съемки с рук без «смаза». Из-за традиции сильно диафрагмировать такие объективы при съемке традиционных сюжетов некоторые их марки сильно ограничены в своем максимальном раскрытии. Это делается, главным образом, с целью уменьшить размеры стекол и, соответственно, вес и размеры объектива. В качестве иллюстраций приведем великолепные Voigtländer Heliar Ultra Wide 12mm f/5.6 и Super Wide 15mm f/4.5 для Leica-M и Sony FE, редуцированный ad absurdum Carl Zeiss Hologon 16mm f/8.0 (!) для Contax G/G2, а также венец миниатюризации — сверхтонкие «блинчики» MS Optics Perar 21mm f/4.5 и 17mm f/4.5 японского мастера Садаяшу Миязаки. В этих оптических инструментах светосила не важна, главное — рекордно малые размеры. А раскрытие более F2,0 будет востребовано, когда требуется следующее:

  1. Запечатлеть динамичную сцену на достаточно короткой выдержке «без смаза».
  2. Обеспечить адекватное размытие заднего или переднего планов (по отношению к объектам в зоне фокуса) в соответствии с творческим замыслом фотографа.
  3. Снимать видео в условиях недостатка освещения, чтобы избежать подъема ISO и/или уменьшения частоты кадров, то есть эквивалента выдержки.
  4. Сфотографировать ночное звездное небо, при этом ограничив длительность экспозиции, чтобы точки звезд не превратились в черточки (дуги), то есть «не размазались» из-за вращения Земли.

Конструкция

Оба наших подопечных отличаются безукоризненным качеством сборки и хорошо продуманной конструкцией, в которой нет ничего лишнего, а все полезное расположено с расчетом на максимальное удобство для пользователя. Canon EF 24mm f/1.4L II USM подтверждает свою принадлежность к линейке профессиональной оптики (L) не только более значительными светосилой, весом, размерами и ценой, но и гарантированной герметизацией (при использовании соответствующих моделей фотокамер Canon).

Canon EF 24mm f/1.4L USM Canon EF 24mm f/2.8 IS USM
«Старший брат» имеет лишь один переключатель — режима фокусировки (автомат/ручная), а «младший» сверх того оснащен выключателем системы оптической стабилизации.
Оптическая схема: ASPH (Aspherical) — асферические элементы; UD (Ultra-low Dispersion) — элемент со сверхнизкой дисперсией; SWC (Sub-Wavelength Coating) — субволновое покрытие; IS — элемент системы оптической стабилизации.
Вид сбоку. Ближе к передним линзам расположены прорезиненные кольца управления ручной фокусировкой. Шкала расстояний — в футах (зеленого цвета) и метрах (белого цвета).
Вид сзади. Стыковочные узлы байонетного крепления тщательно отшлифованы. У «старшего брата» это обеспечивает адекватную герметизацию для защиты от проникновения внутрь камеры пыли и влаги.
Вид спереди. У Canon EF 24mm f/1.4L II USM передняя линза снабжена герметизирующей прокладкой.
Графики MTF (данные производителя): черный цвет — F2, синий цвет — F8; толстые линии — 10 линий/мм, тонкие — 30 линий/мм; сплошные кривые — для сагиттальных структур, пунктирные — для тангенциальных. В целом, картина неплохая у обоих объективов.

«Младший брат» лишен этих новшеств; в нем присутствует лишь один асферический элемент.

Лабораторный тест

Сравним наших подопечных в стендовых испытаниях.

Стендовые съемки традиционно проводились в RAW, после чего подвергались проявке с использованием последних профилей Adobe. В ходе этого процесса слабые хроматические аберрации в центре кадра, которые в «камерном» JPEG были едва заметными, отчетливо визуализировались по вине проявщика и использованного им профиля объектива. Впрочем, в углах кадра хроматические аберрации достаточно заметные у обоих объективов. Несмотря на центрально-взвешенный режим экспозамера, на открытых диафрагмах углы получаются очень темными. Насколько такой перепад освещенности критичен, покажут только полевые снимки. Подобная виньетка возникает у обоих объективов на открытых диафрагмах, а с ее прикрытием практически пропадает. Если браться за оценку светопропускания, то в обоих случаях оно одинаковое в пределах погрешности измерения, так что оценить относительную эффективность просветляющих покрытий сложно.

Canon EF 24mm f/1.4L II USM Canon EF 24mm f/2.8 IS USM
Разрешение в центре кадра
Разрешение на краях кадра
Дисторсия и хроматические аберрации в центре кадра
Дисторсия и хроматические аберрации на краях кадра
Графики разрешения

Итак, хроматические аберрации у обоих объективов находятся на примерно одинаковом (низком) уровне. Дисторсия у «старшего брата» менее выражена — здесь надо отдать должное асферическим линзам, которые позволяют заметить эту небольшую разницу между двумя объективами. А вот с разрешающей способностью все очень непросто. «Младший брат» демонстрирует кривые, характерные для высококачественного объектива: небольшой перепад разрешения между открытой и прикрытой диафрагмой, высокое среднее значение и хорошая стабильность в центре и на краю кадра. А вот Canon EF 24mm f/1.4L II USM ведет себя как минимум странно. Провал разрешения на краю кадра при полном раскрытии ему еще можно простить — это привычное поведение широкоугольного оптического инструмента. Но то, что на F2,8 он уступает по разрешению младшей модели и не может догнать ее даже на F8, уже настораживает. Зато здесь край кадра практически не отстает от центра. Впрочем, разрыв между двумя объективами небольшой: оба могут похвастать высокой и достаточно стабильной разрешающей способностью.

Canon EF 24mm f/2.8 IS USM оснащен стабилизатором изображения. Производитель обещает эффективность в 4 ступени EV. Тестирование по нашей методике дает оценку эффективности в 3⅔, что очень близко к заявленной.

По результатам теста нельзя однозначно сказать, какой объектив лучше, потому что они слишком разные — и слишком одинаковые. В общем-то, это хорошо: производитель по-разному позиционирует объективы, что не мешает ему в обоих случаях ставить высококачественную оптику. Те, кому нужно снимать в студии с гарантированным качеством и хорошей светосилой, наверняка будут смотреть в сторону L-серии. Те, кто хочет мобильности, вероятно, предпочтут модель попроще, но технически более пригодную для своих задач. Но и первые, и вторые в итоге смогут получать изображения достаточно высокого качества.

Практическая фотосъемка

Полевые испытания объективов мы проводили в связке с камерой Canon EOS 5D mark IV. При этом использовали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде несжатых RAW-файлов, которые впоследствии подвергались преобразованию в JPEG со минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.

Главное назначение широкоугольных объективов — съемка ландшафтов. Для первой серии полевого теста мы как раз выбрали чисто русский пейзаж: Боголюбский луг, что под Владимиром, и стоящий на нем храм Покрова на Нерли. Он был возведен в 1165 г., затем много раз перестраивался, теряя архитектурные детали, но даже в том состоянии, в котором он предстает перед нами сегодня, есть волшебное очарование лаконизма форм и их органичного сочетания с природным окружением.

Мы будем сравнивать объективы только при доступных обоим значениях диафрагмы. Для каждого из них приведем по паре снимков: первый — результат «проявки» без коррекции с помощью профилей, второй — с использованием таких профилей. Эквивалентную светочувствительность на всех снимках удалось удержать на ISO 100.

Canon EF 24mm f/1.4L II USM Canon EF 24mm f/2.8 IS USM
F2,8 1/2500 c 1/3200 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F4 1/1250 c 1/1600 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F5,6 1/640 c 1/800 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F8 1/320 c 1/320 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F11 1/160 c 1/160 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F16 1/80 c 1/80 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F22 1/40 c 1/40 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем

На первых трех парах кадров (диафрагмирование от F2,8 до F5,6) «младший брат» обнаруживает недодержку примерно на ⅔ ступени, которую почему-то допускает автоматика. Отчасти это подтверждается тем, что экспозиция ею выбирается короче на ⅓, но откуда берется оставшаяся разница, остается неясным. Начиная с F8 длительность выдержки при съемке с помощью обоих подопечных выравнивается, но у Canon EF 24mm f/2.8 IS USM при этом все равно сохраняется картина общей недодержки — правда, уже всего ⅓ EV.

Оба объектива на максимальном раскрытии виньетируют (до ⅔ EV у «старшего брата» и до 2 EV у «младшего»). Виньетка сохраняется вплоть до F4. Приложение профилей в ходе «проявки» в Adobe Camera RAW устраняет этот недостаток, а допущенная недодержка уменьшается наполовину.

Canon EF 24mm f/1.4L II USM рисует картинку с дрейфом АББ в более холодные тона, а Canon EF 24mm f/2.8 IS USM — в более теплые.

Резкость в центре практически одинаковая у обоих испытуемых при всех сравнимых степенях диафрагмирования. А вот на периферии картина явно не пользу «старшего брата»: при F2,8—F4 он сильно уступает Canon EF 24mm f/2.8 IS USM, демонстрируя то, что на фотожаргоне обычно именуют «мылом» (хотя F2,8 — далеко не максимальное для этого объектива значение диафрагмы). Оговоримся: вполне возможно, что в столь демонстративном отставании Canon EF 24mm f/1.4L II USM от младшего соперника виновата специфика конкретного (неудачного) экземпляра объектива.

Хроматические аберрации на периферии кадра заметны у обоих испытуемых на любом раскрытии. Если приложить соответствующие профили, то при «проявке» они эффективно удаляются, но резкость при этом, конечно, не повышается.

Проведем контрольное испытание и обратимся к сцене, более сложной по характеру освещения: контражур, высокий контраст, обилие мелких деталей на периферии. В ней перед нами утренней порой предстает замечательный памятник древнерусского зодчества — Георгиевский собор в Юрьеве-Польско́м Владимирской области. Именно так, с ударением на последнем слоге, и принято называть этот город. Нынче в именительном падеже он пишется как «Польский», и несведущие люди произносят это прозвище соответственно, однако оно не имеет ничего общего с соседним европейским государством, а лишь отражает местонахождение среди полей (а не за лесами, в отличие от знаменитого Переславля).

Георгиевский собор был построен в 1234 г. князем Святославом, сыном Всеволода Большое Гнездо. По свидетельству Тверской летописи, Святослав Всеволодович «сам бе мастер» — он возложил на себя обязанности главного архитектора и начальника строительства. И за четыре года поставили суздальцы чудесную церковь, «вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».

Спустя два столетия значительная часть здания обрушилась (все-таки Святослав не был профессионалом в архитектуре и строительстве), и плашки с каменной резьбой осыпались. Уже в 1471 г. храм был восстановлен бригадой зодчих под началом Василия Ермолина, однако, не имея представления о том, как должны располагаться эти плашки, а равно и за недостатком времени, резьбу размещали на стенах как попало, не подбирая отдельные фрагменты по сюжетам, а некоторые — даже развернув на 90 градусов. К тому же часть резьбы вообще отыскать не удалось: то ли рвения было мало, то ли окрестные жители растащили камень на личные нужды. Но то, что дошло до нас, радует, удивляет и ставит в тупик своими загадками: драконы, слоны, львы, грудастые русалки — всё это трудно назвать традиционными элементами оформления храмов России.

Вернемся к нашему тестированию и на этот раз исследуем весь диапазон доступных значений диафрагмы у обоих испытуемых. Аналогично предыдущей серии, для каждого объектива мы приведем по паре фотографий: первая — результат «проявки» без коррекции, вторая — с приложением соответствующего профиля. Благодаря яркому солнцу, эквивалентную светочувствительность удалось сохранить на отметке ISO 100.

Canon EF 24mm f/1.4L II USM Canon EF 24mm f/2.8 IS USM
F1,4 1/8000 c

Без профиля

С профилем
F2 1/8000 c

Без профиля

С профилем
F2,8 1/5000 c 1/6400 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F4 1/2500 c 1/3200 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F5,6 1/1000 c 1/1250 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F8 1/500 c 1/800 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F11 1/250 c 1/400 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F16 1/125 c 1/200 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем
F22 1/60 c 1/125 c

Без профиля

Без профиля

С профилем

С профилем

При раскрытии F1,4—F2 «старший брат» ведет себя так же, как и при F2,8 в предыдущей серии. То есть резкость в центре кадра хорошая, а ее падение на периферии выражено примерно так же, как и с F2,8. Это подтверждает наше предположение об особенностях конкретного экземпляра объектива, поскольку эта самая нерезкость должна была бы возрастать от F2,8 к F1,4.

Canon EF 24mm f/2.8 IS USM вновь демонстрирует недодержу от ⅔ до 2 EV на всех снимках. Она примерно наполовину компенсируется при приложении профиля, но все же остается заметной по сравнению со «старшим братом». Однако благодаря этой особенности, сцена больше подходит именно младшему объективу: недодержка хотя и «давит» детали в тенях, но позволяет лучше проработать фактуру облаков в ярких светах изображения.

Видимой на глаз разницы в балансе белого нам выявить не удается. Но в таком «противосолнечном» сюжете воспроизведение цветов вообще сильно страдает из-за высокого контраста, поэтому цветопередачу в этой серии оценивать не стоит. Лучше возьмем другой сюжет: сцену в Преображенском соборе суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря. Здесь иногда проводят службы, но в основном это экспозиция Суздальского музея-заповедника, куда водят толпы иностранных туристов. Этот сюжет мы снимали при одинаковых параметрах: F2,8; 1/30 c; ISO 320. Благодаря тому, что для освещения использованы светодиодные лампы, коррекции АББ не потребовалось. Верхние снимки — без коррекции, нижние — с коррекцией при помощи соответствующих профилей объективов.

Цветопередача в столь непростых условиях хорошая. Дополнительно двигать ползунки в Adobe Camera RAW нам не понадобилось. Кроме виньетирования, сильнее выраженного у Canon EF 24mm f/2.8 IS USM, обращает на себя внимание интересное явление: та нерезкость на периферии, которая сильно ухудшила качество фотографий храма Покрова на Нерли, снятых с помощью «старшего брата», здесь стала значительно менее выраженной, и теперь менее привлекательным кажется «младший брат».

Вопреки традиции, мы не станем изучать специфику наших подопечных в деле размытия заднего плана, потому что, во-первых, при сравнимых диафрагмах (F2,8) его получить чрезвычайно трудно (нужно работать на макродистанциях), во-вторых, при столь широком угле обзора, как у наших подопечных, оно обычно никого не интересует, а в-третьих, 24-миллиметрового объектива с по-настоящему красивой картиной бокэ, кажется, не существует в природе.

Оба наших подопечных предоставляют широкие возможности для съемки не только ландшафтов и интерьеров, но и репортажа, причем преимущества «старшего брата» по части светосилы с лихвой покрываются оптической стабилизацией, которой оснащен «младший». Дополнительные иллюстрации можно найти в галерее, куда мы решили собрать другие снимки без подписей и комментариев. Параметры Exif в исходных файлах доступны во всех случаях.

Итог

Из арсенала широкоугольной оптики Canon для полнокадровых ЦЗК мы сравнили характеры двух «братьев» — старшего Canon EF 24mm f/1.4L II USM и младшего Canon EF 24mm f/2.8 IS USM. Их роднит величина фокусного расстояния и заметно отличают цены, размеры, вес и светосила. Менее «продвинутая» младшая модель для компенсации светосилы оснащается оптическим стабилизатором изображения, который позволяет получить выигрыш не менее чем в три с половиной ступени экспозиции, то есть дает возможность работать с нею на выдержках менее 1/3 с (или так, как будто ее максимальная диафрагма составляет F1,0).

Canon EF 24mm f/1.4L II USM имеет максимальное раскрытие F1,4 — на сегодняшний день это практический максимум для 24-миллиметровых объективов для «полного кадра». Как и любой другой представитель профессиональной линейки (L) оптики Canon, этот объектив обладает защитой от проникновения пыли и влаги (при использовании с теми камерами, которые в состоянии это обеспечить).

По качеству получаемого изображения оба испытуемых близки, но младшая модель обладает более выраженным виньетированием, а старшая — более заметной периферийной нерезкостью при диафрагме до F5,6.

Несмотря на неоднозначные результаты, которые показывают оба испытуемых в лабораторном и полевом тестах, каждый из них вправе рассчитывать на то, что он найдет себе заботливого хозяина, которому сможет подарить много отличных снимков.

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор объектива Canon EF 24mm F1.4L II USM:

Наш можно также посмотреть на iXBT.Video

Благодарим компанию Canon за объективы и фотокамеру, предоставленные для тестирования