Радиоактивного химического и биологического заражения. Радиационная и химическая опасность. Сигналы оповещения о заражении. Действия личного состава по сигналам оповещения

Является осуществление наблюдения или разведки. Главная цель этого мероприятия заключается в сборе информации о произошедшей ситуации, источнике, масштабах и уровне заражения. На основе полученных данных принимаются дальнейшие действия, включающие мероприятия по ликвидации последствий, а также определяется необходимость применения средств защиты, эвакуации населения и проведения последующей обработки.

Помимо определения самого факта заражения и выявление границ его распространения, к задачам разведки также относятся:

  • С помощью средств радиационной, химической и биологической разведки ведется контроль изменения мощности излучения, наличия в воздухе радиационных частиц.
  • Отправка проб воды, грунта, растительности в лабораторию.
  • Проведение необходимого обеззараживания.

Разведывательные мероприятия в большей степени осуществляются специальными подразделениями ГО – химические, медицинские войска, при взаимодействии с ветеринарными службами.

Дополнительные материалы про каждый вид разведки представлены в статьях:

Характеристика основных приборов

Эффективность наблюдения во многом зависит от качественной и четкой работы используемых в наблюдении приборов. Именно помогают установить характер отравляющего вещества, его дозу, ограничить зону поражения и определить степень заражения местности, населения, сооружений и продовольствия.

Все их можно разделить в зависимости от происхождения источника заражения:

Приборы радиационной разведки

Для обнаружения и уточнения уровня радиации используются дозиметрические приборы, в основе которых лежит ионизационный метод обнаружения. По назначению в работе применяются индикаторы, дозиметры, радиометры и рентгенометры. Разведка в первую очередь использует индикаторы, которые сигнализируют об обнаружении и/или изменении радиационного фона, а уровень заражения измеряется с помощью рентгенометров.

Для постоянного контроля местности вблизи объектов, имеющих потенциальную опасность заражения, устанавливаются в помещении у диспетчера дежурной группы индикаторы-сигнализаторы типа ДП-64. Они осуществляются постоянное наблюдение, и в случае обнаружения повышения допустимого уровня радиации подают звуковой и световой сигнал.

Приборы химической разведки

Все приборы для осуществления химического наблюдения делятся на войсковые и те, что используются только специализированными химическими службами. К первым относят газоопределители и газосигнализаторы, работающие в автоматическом режиме. Они используются для точного измерения наличия иприта, зарина, фосгена в зоне поражения, включая военную технику и личный состав. Больше распространены войсковой и полуавтоматический приборы химической разведки. В их состав входят специальные индикаторные трубки, противодымные фильтры, электрофонарь, ручной насос и запасные к нему насадки.

ПБРиК (приборы биологической разведки и контроля) предназначены для распознавания в атмосфере различных биологических веществ, представляющих угрозу и опасность для местной фауны и населения. В случае обнаружения их подается сигнал и производится взятие проб земли и воды для их тщательного исследования. Существуют портативные приборы и стационарные системы, также распространены сигнализаторы для обнаружения аэрозолей опасных примесей

Все приборы радиационной, химической и биологической разведки имеют большое практическое значение для выполнения задач, стоящих перед разведывательными службами специального назначения. Кроме того от четкости их показаний во многом зависит организация защитных мероприятий, от своевременности которой зависят жизни и здоровье людей.

Частичная и полная специальные обработки

Подобные мероприятия производятся с целью обнаружения, обезвреживания и ликвидации с поверхности кожи человека, а также иных объектов и сооружений химических, биологических и радиоактивных отравляющих частиц.

Специальная обработка входит в число обязательных мероприятий в борьбе с последствиями техногенных аварий с выбросом опасных веществ, а также при применении противником биологического или химического оружия массового поражения. Обработка включает в себя (удаление опасных частиц), дезактивацию (обеззараживание) и дезинфекцию (уничтожение возбудителей инфекций).

Проводится частичная и полная специальная обработка. При частичной проводится лишь обезвреживание открытых частей тела, индивидуальных средств защиты и объектов использования. Для этого используется тщательное встряхивание одежды, обмывание или орошения поверхности специальными растворами или мыльной водой. Желательно принять тщательный душ. В войсковых подразделениях с этой целью применяются противохимические индивидуальные пакеты.

Полная обработка проводится в специально созданных пунктах. Она включает полную дегазацию и дезактивацию всех объектов подвергшихся опасному заражению, замену верхней одежду и ее уничтожение, а также санитарную тщательную обработку людей, находящихся в зоне поражения.

Для обработки местности используются следующие методы обеззараживания:

  • Поверхность объектов механически очищают любым шлифовальным инструментом
  • На открытых участках земли срезают верхний слой на 15 см и заменяют его на новый
  • Все поверхности зданий, конструкций и сооружений моют специальными растворами с добавлением поверхностно-активных веществ
  • Пыль убирается с помощью пылесосов
  • Осуществляют вырубку и захоронение в специально отведенных местах зараженных кустарников и деревьев, а также ветхих сооружений.

Для проверки и оценки результата проведенных защитных мероприятий осуществляется . Он необходим, чтобы удостоверится в достаточности принятых мер. Он осуществляется с помощью дозиметров конденсаторного типа, камер Гейгера-Мюллера и счетных устройств. Неплохо себя раньше проявлял и фотохимический метод, основанный на том, что различные излучения воздействуют на пленку. Впоследствии по плотности почернения фиксировался и уровень заражения.

Дозиметрический контроль может применяться как индивидуально при измерении у каждого человека, полученную им дозу излучения, так и при контролировании рабочих мест и помещений, замеряя в них уровень допустимой дозы опасных веществ.

При чрезвычайных ситуациях он осуществляется сразу после проведения специальной обработки и выхода из опасной зоны. В мирное время это практикуется на предприятиях атомной промышленности.

При индивидуальном контроле каждому сотруднику выдается специальный прибор, который тот должен постоянно носить с собой в течение определенного времени. После он сдается в лабораторию, и по имеющимся показателям производятся вычисления о дозе полученной радиации. Для определения средних значений и категории работоспособности трудового коллектива может применяться и групповой контроль. Тогда прибор выдается на 15 человек. Все данные записываются в специальные журналы учета нарастающим итогом.

Зараженные участки (районы) в зависимости от боевой обстановки могут обходиться или преодолеваться по направлениям с наименьшими уровнями радиации либо после спада уровня радиации с использованием средств индивидуальной или коллективной защиты. Преодолевать их необходимо на максимальной скорости.

При преодолении участков местности, зараженных радиоактивными веществами, при наличии в воздухе радиоактивной пыли (сухая ветреная погода, метель, поземка) личный состав, действующий в БМП и закрытых БТР, надевает респираторы, а при действиях на открытых машинах, кроме того, и защитные плащи. В сырую погоду средства защиты обычно не надевают. При действиях в пешем порядке надевают респираторы, а в сырую погоду – только защитные чулки.

При преодолении на БМП (БТР) участков (районов) местности, зараженных зарином, надевают противогазы, а при действиях б пешем порядке -- противогазы и общевойсковые защитные комплекты. Если местность заражена отравляющими веществами типа иприт, VX или биологическими средствами, то преодоление зараженных участков (районов) в пешем порядке производится в противогазах и в общевойсковых защитных комплектах.

Перед преодолением зараженного участка отделение по команде командира останавливается, не доезжая до его передней границы, и производит подготовку к его преодолению: готовятся к работе приборы радиационной и химической разведки; закрываются жалюзи и люки БМП (БТР); включается система защиты от оружия массового поражения, на автомобилях поднимаются боковые стекла кабин, укрывается имущество; личный состав, не выходя из машин, надевает средства защиты.

После преодоления участка местности, зараженного отравляющими веществами типа иприт, VX или биологическими средствами, как только позволит обстановка, по указанию старшего командира проводится полная дегазация (дезинфекция) техники.

Средства индивидуальной защиты снимаются по команде командира после того, как проведением химического контроля будет установлено отсутствие опасности поражения.

Приготовление и прием пищи на местности, зараженной отравляющими веществами и биологическими средствами, не разрешаются.

Использование защитных и маскирующих свойств местности и военной техники ослабляет воздействие поражающих факторов оружия массового поражения противника на личный состав, вооружение, военную технику и материальные средства.

Подразделения при выполнении боевых задач, на марше и при расположении на месте должны умело использовать лесные массивы, рельеф местности, подземные выработки и другие естественные укрытия. Подвижные, особенно бронированные, объекты значительно ослабляют воздействие ударной волны, проникающей радиации и радиоактивного облучения, надежно предохраняют личный состав от поражения световым излучением и капельножидкими 0В, а оборудованные системами защиты от оружия массового поражения – и от поражения радиоактивными веществами, парами и аэрозолями отравляющих веществ и биологическими средствами.

Обеспечение безопасности и защиты личного состава при действиях в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения достигается: непрерывным ведением радиационной, химической и биологической разведки (наблюдения); своевременным и умелым использованием средств индивидуальной и коллективной защиты, защитных свойств боевой техники, транспорта и местности, противорадиационных препаратов, антидотов, средств экстренной медицинской помощи, инженерных сооружений; выбором наиболее целесообразных способов преодоления зон заражения; строгим соблюдением установленных правил поведения личного состава на зараженной местности. Перечень и содержание указанных мероприятий в каждом конкретном случае определяются условиями обстановки.

При заблаговременной подготовке подразделения к действиям или преодолению разведанных районов заражения должны быть определены меры по обеспечению защиты личного состава, допустимые сроки действия в зонах заражения и режим поведения личного состава с учетом защитных свойств техники, инженерных сооружений и местности.

Оповещение подразделений о радиоактивном, химическом и биологическом заражении организуется во всех условиях обстановки в целях обеспечения своевременного принятия подразделением мер защиты от поражения радиоактивными, отравляющими веществами и биологическими средствами. Для этого устанавливаются единые и постоянно действующие сигналы: о радиоактивном заражении – «Радиационная опасность»; о химическом и биологическом заражении – «Химическая тревога». При подаче используются все технические средства связи (радио, телефон, средства зрительной и звуковой сигнализации и др.). Во взводе сигналы дублируются голосом. Сигналы оповещения по всем каналам связи передаются вне всякой очереди. Сигналы оповещения подаются на основании данных радиационной, химической и биологической разведки (наблюдения). Распоряжение о подаче сигнала «Радиационная опасность» отдают, как правило, командиры подразделений (роты, батальона) при уровнях радиации 0,5 Р/ч и выше. Наблюдательные посты подразделений подают сигнал оповещения самостоятельно только при химическом заражении, обнаруженном с помощью имеющихся у них приборов. При подаче сигнала оповещения подразделения не прекращают выполнения поставленных задач и действуют по указанию своих командиров, используя средства индивидуальной защиты, а если позволяет обстановка, то и укрытия. Каждый военнослужащий, обнаруживший признаки наличия отравляющих веществ или биологических средств в воздухе или на местности, не ожидая сигнала оповещения, должен надеть противогаз и доложить своему командиру.

МЧС РОССИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СТУАЦИЯМ,

ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

обнаружение и обозначение районов подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению

г. Владимир


Страница

Общие положения.

Историческая справка.

Нормативное правовое регулирование деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны , ее цели и задачи.

Основа деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на субъектовом уровне

Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на субъектовом уровне

Проведение мероприятий по обнаружению и обозначению биологическому (бактериологическому) и иному заражению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому.

Обеспечение готовности сил и средств сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на субъектовом уровне

Приложение

Приложение

по организации обнаружения и обозначения

районов, подвергшихся радиоактивному,

биологическому и иному заражению

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации предназначены для использования координационными органами единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – РСЧС) субъектов Российской Федерации, структурными подразделениями территориальных органов МЧС России и учреждениями, входящими в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (далее - СНЛК ГО) при подготовке и организации тренировки.

Цели и задачи

дать оценку способности координационных органов РСЧС на основании данных полученных по линии СНЛК ГО принимать решения направленные на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;

выявить проблемные вопросы, возникающие в результате взаимодействия сил и средств территориальной подсистемы РСЧС;

оценить возможности Головных учреждений, учреждений СНЛК ГО, нештатных формирований объектов в решении задач по своему предназначению;

Основанием для финансирования учреждений СНЛК являются планы текущего и перспективного их развития, разрабатываемые министерствами и ведомствами, организациями и учреждениями, согласованные с МЧС России и его функциональными органами на местах.

Финансирование мероприятий, связанных с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуации, страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых министерствами и ведомствами, а также органами местного самоуправления на местах.

Ущерб и убытки, причиненные учреждениям СНЛК не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.

Проведение мероприятий по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению).

При обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) основная роль отводится поведению разведки.

Разведка - важнейший вид обеспечения действий формирований. Она организуется и ведется с целью своевременного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Разведка ведется непрерывно всеми формированиями и учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основными задачами разведки являются:

в мирное время - периодическое наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью воздуха, воды, почвы и других объектов внешней среды радиоактивными, химическими веществами и бактериальными средствами; проведение анализа состояния природных очагов особо опасных инфекций; выявление санитарно-гигиенического состояния в городах и других населенных пунктах и эпизоотического состояния мест размещения, выпаса и водопоя животных; определение наличия в воздухе и на посевах спор - возбудителей заболеваний сельскохозяйственных растений; выявление обстановки в районах стихийных бедствий (аварий, катастроф);

при угрозе нападения противника - непрерывное наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью объектов внешней среды; выявление эпидемиологической и санитарно-гигиенической обстановки в районах расположения формирований;

после применения противником оружия массового поражения - определение мест, времени и вида примененного им оружия, уточнение районов (объектов), по которым оно применено; обнаружение радиоактивного, химического и бактериологического заражения; определение уровней радиации, типа и концентрации отравляющих (ядовитых) веществ и вида бактериальных средств; отыскание обходов зон заражения; ведение непрерывного наблюдения за изменениями обстановки в местах (районах) действий формирований и прилегающих участках местности.

Для ведения общей разведки привлекаются силы и средства воздушной, речной (морской) разведки, разведки на средствах железнодорожного транспорта , разведывательные подразделения воинских частей, разведывательные группы городов, районов и объектов народного хозяйства, звенья разведки формирований, а также головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.

Специальная (радиационная, химическая бактериологическая) разведка ведется с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения.

Для ведения специальной разведки привлекаются группы (звенья) радиационной и химической разведки, посты радиационного и химического наблюдения, а также учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.

Разведка наблюдением осуществляется постами радиационного и химического наблюдения, наблюдательными постами и наблюдателями в формированиях.

Посты радиационного и химического наблюдения выставляются на территории объектов, а также в районах расположения формирований в загородной зоне. Задачи посту ставит структурное подразделение, уполномоченное на решение задач гражданской обороны, организации (муниципального образования).

Наблюдательный пост выставляется в районе расположения пункта управления и состоит из 2-3 человек, один из которых назначается старшим.

Наблюдатели выставляются в формированиях из разведчиков-химиков, а там, где их нет, - из разведчиков-дозиметристов формирований.

Задачи наблюдательному посту и наблюдателю ставит командир или орган управления формирования.

Пост обеспечивается приборами радиационной и химической разведки, компасом, схемой района (полосы) наблюдения, журналом наблюдения и средствами связи. Личный состав поста оснащается противогазами, средствами индивидуальной защиты кожи, светозащитными очками и другим необходимым имуществом.

При постановке задачи посту указываются: место расположения и порядок его оборудования; район (полоса) наблюдения, задачи; порядок действий при ядерном взрыве, обнаружении радиоактивного, химического заражения, а также при появлении признаков бактериологического заражения; сигналы оповещения и порядок доклада о результатах наблюдения.

Наблюдательный пост (наблюдатель) выполняет, свои задачи с помощью приборов радиационной и химической разведки. Обнаружив радиоактивное, химическое заражение или признаки бактериальных средств, наблюдатель докладывает старшему наблюдательного поста (командиру формирования), по его указанию подает сигнал оповещения.

После применения противником оружия массового поражения для выявления обстановки на маршрутах движения сил гражданской обороны и на объектах в очаге поражения высылаются разведывательные формирования общей и специальной разведки.

Экипаж разведывательного самолета (вертолета) уточняет центры (эпицентры) ядерных взрывов; определяет уровни радиации в очаге поражения и по следу радиоактивного облака. Свои задачи экипаж выполняет визуальным наблюдением, с помощью приборов радиационной разведки, перспективным и плановым фотографированием, а также с помощью телевизионной аппаратуры.

Звено речной (морской) разведки уточняет радиационную, химическую обстановку в очагах поражения на прибрежной территории и на объектах речного (морского) флота: в портах, на пристанях, причалах, в шлюзах и на акваториях ; определяет уровни радиации, наличие и тип отравляющих (ядовитых) веществ. Свои задачи звено выполняет на ходу и с коротких остановок наблюдением, непосредственным осмотром объектов и сооружений на прибрежной территории и с помощью приборов радиационной и химической разведки. При необходимости разведчики выходят на берег и ведут разведку пешим порядком.

Звено разведки на средствах железнодорожного транспорта выявляет радиационную, химическую обстановку на железнодорожном направлении и на объектах железнодорожного транспорта в очаге поражения. Свои задачи звено выполняет на ходу и с коротких остановок наблюдением, непосредственным осмотром местности, объектов и с помощью приборов радиационной и химической разведки. При необходимости звено может вести разведку пешим порядком.

Разведывательная группа района (города), двигаясь по назначенному маршруту на максимально возможной скорости, ведет разведку на ходу, с коротких остановок и пешим порядком. С помощью приборов радиационной и химической разведки устанавливает наличие и степень заражения маршрута, при необходимости производит отбор проб внешней среды.

Пути обхода зон заражения обозначают указателями.

В очаге поражения разведывательная группа района (города), обходя или преодолевая препятствия, измеряет уровни радиации, определяет тип отравляющих (ядовитых) веществ, обозначает их по пути продвижения в глубину очага поражения и на указанных ей объектах народного хозяйства и, не задерживаясь на детальном осмотре объектов, выполняет задачу на всю глубину очага поражения, продвигаясь к конечным пунктам разведки.

Разведывательная группа объекта народного хозяйства и разведывательные звенья формирований определяют (уточняют) уровни радиации на маршруте и на своем объекте, выявляют наличие химического заражения.

Уровни радиации обозначаются указателями.

Разведывательная группа объекта народного хозяйства поддерживает связь с разведывательными формированиями, ведущими разведку на соседних участках (объектах) работ, и осуществляет с ними обмен информацией об обстановке.

Группа (звено) радиационной и химической разведки определяет степень радиоактивного и химического заражения местности; выявляет участки и маршруты с наименьшими уровнями радиации, уточняет тип отравляющих (ядовитых) веществ; определяет места, где нельзя вести работы без изолирующей одежды; отыскивает вторичные источники химического заражения и определяет их характер; определяет направление распространения радиоактивного облака и воздуха, зараженного отравляющими веществами; обозначает границы зон заражения и пути их обхода; осуществляет контроль за изменениями радиационной и химической обстановки на объекте народного хозяйства и прилегающей местности.

Группа эпидемиологической разведки выявляет в очаге бактериологического поражения характер заболевания людей, определяет количество больных, подвергшихся непосредственному воздействию бактериальных средств; производит отбор проб воздуха, почвы, воды, продовольствия, растений; собирает образцы примененных боеприпасов , насекомых, грызунов; устанавливает способ применения бактериальных средств, места вскрытия (разрывов) боеприпасов, направление распространения аэрозольного облака, границы очага поражения; устанавливает необходимость проведения карантинных мероприятий; осуществляет наблюдение за изменением обстановки в очаге поражения. Вид возбудителя инфекционных заболеваний людей определяется лабораторными исследованиями.

Звенья ветеринарной и фитопатологической разведки на объектах сельскохозяйственного производства отбирают пробы внешней среды, фуража, растений и других объектов ветеринарного и фитосанитарного надзора для лабораторных исследований; устанавливают характер и степень заражения посевов сельскохозяйственных культур, мест выпаса, размещения и водопоя животных; определяют границы зон заражения, характер заболеваний животных, их количество и необходимость проведения карантинных мероприятий; определяют пути эвакуации и перегона животных. Вид возбудителя инфекционных заболеваний животных и растений определяется лабораторными исследованиями.

О результатах разведки командиры разведывательных групп (звеньев) докладывают начальникам (командирам), выславшим разведку, по радио, с помощью подвижных средств, а с прибытием начальников (командиров) в район действий формирований - лично.

Радиационная, химическая и бактериологическая разведка и наблюдение организуются всеми командирами формирований в целях своевременного обнаружения наличия радиоактивного, химического и бактериологического заражения, принятия мер защиты личного состава и обеспечения успешного выполнения поставленных задач.

Обеспечение готовности сил и средств сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на субъектовом уровне

Подготовка тренировки

1. Решение на проведение тренировки с участием учреждений входящих в СНЛК ГО, принимается на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и противопожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ) субъекта Российской Федерации в присутствии руководителей головных учреждений СНЛК ГО. На заседании планируется׃

внесение корректировок в Положение о СНЛК ГО субъекта РФ (по необходимости);

вопросы, отрабатываемые в ходе тренировки;

состав сил и средств, задействованных в тренировке;

распределяются задачи подготовки контрольных проб;

сроки проведения.

Территориальные органы МЧС России на основании Решения КЧС и ПБ, согласованного всеми органами исполнительной власти территориальной подсистемы РСЧС:

вносят сроки проведения тренировки в план основных мероприятий на очередной год;

готовят сценарий проведения тренировки (приложение 1) отрабатывают вопросы организации передачи вводных и способов контроля их отработки, а также системы сбора отчетных материалов;

вносят вопросы, отрабатываемые в ходе тренировок в учебный процесс учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны муниципальных образований.

2. Головные учреждения СНЛК ГО:

Готовят контрольные пробы по направлению своей деятельности;

Организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК ГО по вопросам предстоящей тренировки;

Уточняют схемы взаимодействия и передачи информации по СНЛК ГО;

Совершенствуют техническую и научно-методическую оснащенность лабораторной базы.

3. Учреждения СНЛК ГО:

Уточняют схему взаимодействия учреждения в СНЛК ГО;

Уточняют планы перевода деятельности учреждения в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;

3. В ходе тренировки отрабатывается проверка способности учреждений СНЛК ГО практически решить вопросы исследования проб на наличие соответствующих загрязнений. Это осуществляется путем выдачи контрольных проб.

Контрольные пробы выдаются Головными по направлению своей деятельности учреждениями подчиненным учреждениям СНЛК ГО в соответствии с определенной формой (приложение 2).

4. Учет результатов проводят через 48 часов. Аналитические справки с формами учета результатов исследования, поступают в оперативный штаб.

Подведение итогов

1. Оценка степени организации деятельности учреждения СНЛК ГО (Поста) дается на основании зафиксированных действий по вводным поступившим от посреднического аппарата в ходе тренировки (журнала телефонограмм, приказов руководителя), результатов проведенных анализов контрольных проб.

2. Действия координационных органов РСЧС как субъекта РФ, так и муниципального образования, оценивается по результатам анализа принятых ими решений основанных на данных СНЛК ГО.

3. Состояние сил и средств территориальной подсистемы РСЧС оценивается исходя из степени готовности технических средств (лабораторного оборудования , научно-методического оснащения), материальных средств (наличия средств специфической профилактики, антивирусных препаратов, койко-мест, аппаратов искусственного дыхания, препаратов йода, финансовых средств необходимых для компенсации при проведении отчуждения сельскохозяйственных животных, на ветеринарно-санитарные мероприятия, средств индивидуальной и коллективной защиты, и т. д.), подготовки кадрового состава.

4. Результаты тренировки оформляются актом, в котором дается анализ и оценка организации СНЛК ГО в субъекте Российской Федерации, и вносятся предложения по ее совершенствованию. Акт утверждается председателем КЧС и ПБ и подписывается начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

5. Акт в электронном виде направляется в Департамент гражданской защиты МЧС России. Акт с приложением соответствующих документов на бумажном носителе и в электронном виде направляется во Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Приложение 1

Сценарий тренировки СНЛК ГО по теме:

«__________________________________».

Исходная обстановка.

В течение ______ (периода времени) на территории РФ и _______ (сопредельного государства) складывалась следующая обстановка:

За ___ суток до начала тренировки.

В (время, дата) в результате аварии (проектная авария) на _________ АЭС (исследовательский реактор и т. д.) произошёл выброс радиоактивных веществ в атмосферу. Ожидается перенос радиоактивного облака и выпадение радиоактивных осадков на территории _______ субъекта (место проведения учений) к ______ (время, дата).

В _______ районе ______ области РФ (сопредельного государства) в одном из фермерских хозяйств зарегистрирован падёж Х голов КРС (других сельхозживотных). В населённом пункте_____ с _____ введён карантин, в _______ области начато проведение профилактических мероприятий. Через ____ часов в пробах, отобранных в фермерском хозяйстве ______________ района _______ области (сопредельного государства), обнаружен возбудитель заболевания (ООИ сельскохозяйственных животных). В ______ районе введён режим ЧС.

В _________, ________ районах ________ области (сопредельного государства) отмечена массовая гибель посевов ____________ культур, предположительно от (карантинное заболевание растений). Поражено сельхозугодий ___ га в _______ районе, ___ га в __________ районе, ___ га в __________ районе. В _________ районах ________ области с ________ введён карантин, начато проведение профилактических мероприятий по защите сельхозугодий.

Постом метеонаблюдения в н. п. ________ зафиксировано увеличение мощности дозы до ____ мкЗв/ч.

В медицинские учреждения _______ области (субъект, граничащий с районом проведения тренировки) обратилось за помощью ___ жителей ____________ района с симптомами КВГЛ (контагиозные вирусные геморрагические лихорадки).

Вводные по первому этапу тренировки:

1. В _______ лаборатории ________ района ________ области (район проведения тренировки) (время, дата) в пробах, доставленных из _____ фермерского (животноводческого) хозяйства ___________ района (расположенного в субъекте, граничащем с районом проведения тренировки), обнаружен возбудитель (ООИ сельхозживотных).

2. В ______ лабораторию (станцию защиты растений) ______ района _________ области (район проведения тренировки) (время, дата) доставлена проба растительного материала из _________ сельхозугодий агропредприятия «______» (расположенное в субъекте, граничащем с районом проведения тренировки). В пробах определено наличие возбудителя (карантинное заболевание растений).

3. В пробах воды, отобранных в районе водозабора н. п. _________ (по пути следования пятна) отмечено превышение ПДК по _______, _______ веществам.

4. Постом метеонаблюдения в н. п.________ (время, дата) зафиксировано увеличение мощности дозы до _____ мкЗв/ч. Повторные замеры радиационного фона через ___ и ___ часов выявили увеличение мощности дозы до ______мкЗв/ч и _____мкЗв/ч соответственно.

5. В _________ лаборатории ___________ района ___________ области (район проведения тренировки) (время, дата) в пробах, доставленных из _____ (лечебное учреждение, расположенное в субъекте, граничащем с районом проведения тренировки), обнаружен возбудитель (ООИ человека).

В связи с ухудшением химической обстановки в ______ (район проведения тренировки) и эпидемической, эпизоотической и фитосанитарной обстановкой в ______ районах областях и возможным переносом ООИ сельскохозяйственных животных и карантинного заболевания растений на территорию ______ субъекта, ухудшением радиационной обстановки (место поведения тренировки) силы и средства СНЛК перевести в режим повышенной готовности.

Второй этап: «Выявление РХБ обстановки на территории __________ субъекта Российской Федерации в режиме чрезвычайной ситуации».

Продолжительность этапа:

по астрономическому времени: 9.00- __________ (___ часов)

по оперативному времени: 9.00-__________ (___ часов)

Учебные вопросы:

Выявление и оценка возможной РХБ обстановки на территории ___________ субъекта РФ в режиме ЧС.

2. Отработать вопросы взаимодействия между руководством МЧС и СНЛК при возникновении ЧС, связанных с возникновением (угрозой возникновения) химического, радиоактивного и биологического заражения.

3. Практически отработать вопросы сбора информации и информационного обмена о РХБ - обстановке с органами управления взаимодействующих систем и органами исполнительной власти.

4. Своевременное определение типа загрязнителей и его количественного содержания в различных пробах.

5. Определение границ РХБ - заражения.

Наращивание обстановки на втором этапе тренировки:

В медицинские учреждения _____ (район проведения тренировки) области обратилось за помощью __ жителей ______ района с симптомами острого инфекционного заболевания, напоминающие симптомы _______ (или любых других ООИ человека).

В результате аварии на железнодорожном перегоне ________ в (время, дата) разрушено___ цистерн с метанолом и ___ цистерн с бензином. Вылив АХОВ составил ___ %. Отмечено попадание АХОВ в реку _________.

На водозаборах н. п. _______ и н. п. _______ (по пути следования пятна) отмечено значительное превышение ПДК ________, _________ веществ.

Отмечены случаи гибели посевов сельскохозяйственных культур, предположительно поражённых (карантинное заболевание растений) в _______, _______ районах _______ (район проведения тренировки) области.

Постами метеонаблюдения в н. п. _______, н. п. ________ зафиксировано увеличение мощности дозы до ____ и _____ мкЗв/ч соответственно.

В _______ районе ________ области (место проведения тренировки) в одном животноводческих хозяйств зарегистрирован падёж ___ голов КРС (других сельхозживотных) предположительно от (особо-опасная инфекция животных).

Вводные по второму этапу тренировки:

1. В _____ лаборатории ______ района ______ области (район проведения тренировки) (время, дата) в пробах, доставленных из _____ фермерского (животноводческого) хозяйства ____________ района (место проведения тренировки), обнаружен возбудитель (ООИ сельхозживотных).

2. В _____ лабораторию (станцию защиты растений) ______ района ______ области (район проведения тренировки) (время, дата) доставлена проба растительного материала из _______ сельхозугодий агропредприятия «______» (район проведения тренировки). В пробах определено наличие возбудителя (карантинное заболевание растений).

3. В пробах воды, отобранных в районе водозаборов н. п. _______ и н. п. _________ (по пути следования пятна) отмечено превышение ПДК по _______, ______ веществам.

4. Постом метеонаблюдения в н. п. ________ и н. п. ________ (время, дата) зафиксировано увеличение мощности дозы до ______ мкЗв/ч. Повторные замеры радиационного фона через ____ и ____ часов выявили увеличение мощности дозы до ____мкЗв/ч и _____мкЗв/ч соответственно.

5. В __________ лаборатории _________ района ________ области (район проведения тренировки) (время, дата) в пробах, доставленных из ___________ (лечебное учреждение в районе проведения тренировки), обнаружен возбудитель (ООИ человека).

В связи с резким ухудшением эпидемиологической, химической, эпизоотической, радиационной и фитосанитарной обстановки в ___________ субъекте ввести режим ЧС.

Окончание тренировки: ______

Подведение итогов тренировки: с ________ до _________

Приложение 2

Оснащение нештатных постов радиационного, химического и биологического наблюдения согласно приказа МЧС России от 01.01.01 г. № 000

«Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»

Пост радиационного, химического и биологического наблюдения имеет рекомендованную численность расчёта 3 человека, и оснащается следующим имуществом:

1. Для измерения мощности экспозиционной и поглощённой дозы гамма-излучения, радиационного фона местности, дозиметрический контроль расчёта нештатного поста:

Дозиметр-радиометр ДРБП-03 или его аналоги (ДКГ-03Д «Грач», ДКГ-07БС, ДКГ-02У «Арбитр-М») - 1к-т;

Индивидуальный дозиметр ДКГ-05Б или его аналог - 1 шт;

Комплект индивидуальных дозиметров типа ИД-02 (ДДНТ-02), (ДВГ-02Т) – 1 к-т.

Рекомендованные к оснащению поста дозиметры-радиометры ДРБП-03, ДКГ-03Д «Грач», ДКГ-07БС, ДКГ-02У «Арбитр-М» представляют собой более современные аналоги дозиметрического прибора ДП-5 и предназначены для измерения мощности экспозиционной и поглощённой дозы гамма-излучения.

Индивидуальный дозиметр ДКГ РМ-1621 предназначен для измерения мощности поглощённой дозы гамма-излучения.

ДРБП-03 также может обнаруживать бета-излучение и измерять его удельную активность. Его корпус в отличие от других приборов выполнен из металла и защищён от попадания влаги.

Данные приборы имеют удельную погрешность измерений до ± 25%. Дозиметрические приборы (индивидуальный дозиметр ДКГ-05Б, комплект индивидуальных дозиметров типа ИД-02 (ДДНТ-02), (ДВГ-02Т) предназначены для измерения поглощенной человеком дозы гамма-излучения.

Основные характеристики дозиметрических приборов.

Наименование прибора

Диапазон изм. мощности дозы, мкЗв/ч

Диапазон изм. энергий излучения, МэВ

Чувствительность, в ед. чувств-ти СБМ-20

Время выдачи первого (оценочного) результата, сек, для фона

Индикация погрешности

Аналогами дозиметрических приборов, перечисленных в приложении к Приказу № 000, пригодными к оснащению поста радиационного, химического и биологического наблюдения, являются МКС-5, МКС-14ЭЦ, ИМД-2Н, ДРГ-01М, и другие отечественные и импортные приборы, обеспечивающие измерение мощности поглощённой и экспозиционной дозы гамма-излучения с погрешностью до ±25%.

2. Для постоянного контроля и индикации в воздухе паров ОВ зарин, зоман, их производных и сигнализации об их наличии.

Автоматический газоанализатор войсковой ГСА-3 или его аналог.

Рекомендованный к оснащению поста автоматический газосигнализатор войсковой ГСА-3 предназначен для постоянного контроля и индикации в воздухе паров ОВ зарин, зоман и их производных и сигнализации об их наличии. Прибор имеет вес до 3 кг, быстродействие его составляет до 5сек. Прибор работает по принципу детектирования изменения электропроницаемости слоя ионизированного воздуха, находящегося между двумя заряженными пластинами. Ионизация воздуха осуществляется источником ионизирующего излучения.

Прибором ГСА-3 можно оснащать посты РХБН при условии, что пост электрифицирован, оборудован источником бесперебойного питания, обеспечивающим непрерывную работу прибора.

Аналогами прибора ГСА-3, пригодными к оснащению поста радиационного, химического и биологического наблюдения, являются:

Газоанализатор КУБ-К;

Любые газоанализаторы отечественного и импортного производства, отградуированные на ФОВ (фосфорорганические вещества), могущие работать в постоянном режиме (спектрометры ионной подвижности «Корсар», «Вега», «Barringer» и другие);

Любые газоанализаторы отечественного и импортного производства, имеющие электрохимический сенсор на ФОВ и могущие работать в постоянном режиме;

Войсковые газосигнализаторы ГСА-12 и ГСА-13

3. Для определения в воздухе, в почве и на технике паров отравляющих и аварийно - химически опасных веществ с помощью индикаторных трубок:

войсковой прибор химической разведки ВПХР, или медицинский прибор химической разведки МПХР, или миниэкспресс-лаборатория типа «Пчёлка»- 2 к-та.

Рекомендованный к оснащению поста войсковой прибор химической разведки ВПХР представляет собой комплект для определения в воздухе, почве и на технике паров ОВ и АХОВ с помощью индикаторных трубок. Номенклатура определяемых веществ соответствует ассортименту имеющихся индикаторных трубок. Стандартная комплектация прибора ВПХР включает в себя насос с встроенным ампуловскрывателем и ножом для вскрытия трубок, набор противодымных фильтров, противодымную насадку, бункеры для грунта, лопатку, комплект химических нагревательных капсул, устройство для подогрева трубок, индикаторные трубки ИТ-44 или 51- на ФОВ, ИТ-45- на синильную кислоту, хлорциан, фосген и дифосген, ИТ-36-на сернистый иприт, ИТ-46-на ОВ ВZ, электрический фонарь. К насосу ВПХР подходят любые индикаторные трубки диаметром до 5мм. Масса комплекта составляет около 1,5кг, нормативное время на контроль воздуха по парам ОВ составляет около 5 минут.

Рекомендованная к оснащению поста миниэкспресс-лаборатория типа «Пчёлка» представляют собой комплекты для определения в воздухе паров ОВ и АХОВ индикаторными трубками, так же позволяет проводить экспресс-анализ воды на различные загрязнители. Номенклатура определяемых веществ соответствует ассортименту имеющихся индикаторных трубок и индикаторных элементов. Стандартная комплектация миниэкспресс-лаборатории «Пчёлка» включает в себя насос, набор индикаторных трубок, набор индикаторных элементов для экспресс-анализа воды, ампуловскрыватель, пинцет, 2 банки для воды ёмкостью 10 мл, пипетку. К насосу «Пчёлки» подходят все индикаторные трубки отечественного и импортного производства.

Миниэкспресс-лаборатория «Пчёлка» подходит для оснащения поста радиационного, химического и биологического наблюдения как замена или дублёр прибора ВПХР, при условии оснащения его индикаторными трубками на боевые отравляющие вещества (ИТ-44 или 51- на ФОВ, ИТ-45- на синильную кислоту, хлорциан, фосген и дифосген, ИТ-36-на сернистый иприт, ИТ-46-на ОВ ВZ).

Аналогами прибора ВПХР и миниэкспресс-лаборатории «Пчёлка», пригодными к оснащению поста радиационного, химического и биологического наблюдения, являются любые отечественные и импортные комплекты для контроля загрязнённости воздуха с помощью индикаторных трубок:

DLE-SET производства фирмы DRAGER, Германия;

Медицинский прибор химической разведки МПХР.

4. Для отбора проб почвы, воды, растительности, сыпучих материалов , биологических объектов:

комплект отбора проб КПО-1 или укладка для отбора проб.

Комплект отбора проб КПО-1 представляет собой комплект принадлежностей для отбора проб воды, грунта, почвы, сыпучих материалов, растительности, насекомых и т. д., тары для их хранения и доставки к месту анализа. Масса комплекта - около 5 кг. Включает в себя банки для жидких проб, пакеты полиэтиленовые, нож, ножницы, высекатель в комплекте, сачок, батометр, пинцет, карандаш и комплект чистых ярлыков, лопатку (совок).

Аналогов нет. Можно заменить укладкой, укомплектованной из приобретённых отдельно инструментов и принадлежностей, аналогичных составу КПО-1.

5. Средства связи: телефон, портативная радиостанция.

6. Для защиты кожи и органов дыхания расчёта:

Противогаз войсковой или гражданский противогаз типа ГП-7 (допускается замена на универсальную защитную систему ВК-УЗС-ВК с дополнительными патронами ПЗУ-ПК, ДПГ-3)-3шт.;

Респиратор типа Р-2;

Защитный комплект Л-1, или ОЗК (общевойсковой защитный комплект), или любые совместимые с противогазом аналоги отечественного или импортного производства -3 к-та;

Сапоги резиновые (в комплекте с портянками или носками) - на каждый защитный костюм Л-1.

8. Индикаторные трубки – 1 к-т (на ОВ и АХОВ):

На боевые нервно-паралитические отравляющие вещества (ФОВ) – ИТ - 44 или ИТ-51;

На синильную кислоту, хлорциан, фосген и дифосген - ИТ-45;

На сернистый иприт - ИТ-36;

На ОВ ВZ - ИТ-46;

На аварийно-химически опасные вещества, запасы которых имеются в каждом населённом пункте - аммиак , хлор, углеводороды.

На продукты горения - двуокись углерода, окись углерода (угарный газ), диоксид серы, окислы азота ;

На другие вещества, запасы (производства) которых располагаются в данном муниципальном образовании.

Биологическая составляющая РХБ - наблюдения.

Приборов, способных обнаружить биологическое заражение местности и идентифицировать тип возбудителя, пригодных к оснащению постов РХБ - наблюдения, на данный момент не существует. В войсковой практике данная задача решалась применением прибора АСП (автоматический сигнализатор специальных примесей). Несмотря на низкую избирательность, значительный расход специального реагента, высокое энергопотребление и большие габариты прибор отвечал задачам неспецифической биологической разведки (НБР) и устанавливался на все типы армейских машин РХБ - разведки. Его производство прекратилось в начале 80-х годов. К настоящему времени прибор безнадёжно устарел, на его замену были разработаны и приняты на вооружение более современные аналоги – АСП-11, АСП-12 и АСП-13. Данные приборы пока не получили широкого распространения в войсках в связи с недостаточными объёмами финансирования на перевооружение армии. Оснащение постов РХБ - наблюдения подобными приборами нецелесообразно в связи с их невысокой доступностью (ограниченный выпуск), высоким расходом реагента при работе, специальными требованиями для установки в помещение.

Расчёт поста ведёт наблюдение за косвенными признаками применения противником биологического оружия. При появлении хотя - бы одного из них расчётом поста производится оповещение о возможном применении противником биологического оружия и отбор проб для последующей передачи их для анализа в специализированные организации (учреждения).

Признаками применения противником биологического оружия:

Появление несвойственных данной местности насекомых или животных (живых или мёртвых);

Выпадение порошкообразных аэрозолей;

Множественные или одиночные глухие (маломощные) разрывы;

Появление на растительности, дорожных покрытиях, кровлях и на технике маслянистых пятен;

Обнаружение керамических, пластиковых, стеклянных или картонных осколков (фрагментов) или изделий неизвестного происхождения.

Радиационная защита. Радиационная защита - это комплекс организационных, инженерно-технических и специальных меро­приятий, направленных на предупреждение или максимальное ос­лабление воздействия ионизирующих излучений на людей и умень­шение радиоактивного загрязнения окружающей среды до допу­стимых уровней. Она обеспечивает состояние защищенности лю­дей от вредного для них воздействия ионизирующих излучений и является основным механизмом достижения радиационной без­опасности. Следовательно, основная цель радиационной защи­ты - это обеспечение радиационной безопасности населения и персонала РОО.

Осуществление радиационной защиты основывается на следу­ющих принципах:

непревышение допустимых пределов индивидуальных доз об­лучения населения и персонала от всех источников ионизирующих излучений;

запрещение всех видов деятельности с использованием ионизи­рующих излучений, при которых получаемая для людей и обще­ства в целом польза не превысит риска возможного вреда от допол­нительного к естественному радиационному фону облучения;

поддержание на возможно низком уровне индивидуальных доз и числа людей, подвергшихся облучению.

Основными задачами радиационной защиты являются: .предупреждение о возникновении аварии на РОО;

ограничение радиационных последствий аварии.

Первая задача решается на этапах проектирования, размещения, строительства и нормального функционирования РОО. При этом предусматривается проведение ряда организационных и инженер­но-технических мероприятий, к основным из которых относятся:

размещение РОО с учетом риска возникновения природных чрезвычайных ситуаций и возможных последствий аварии;

специальные меры по предупреждению аварий и ограничению распространения выбросов радиоактивных веществ за пределы санитарно-защитной зоны;

меры по защите персонала радиационных опасных объектах и близживущего населения.

При размещении в конкретной местности предусматриваются ограничения по минимальному расстоянию между АЭС и насе­ленными пунктами:

населенный пункт с населением до 50 тыс. человек размещает­ся не ближе 8 км от АЭС;

город с населением от 500 тыс. до 1 млн человек - не ближе 30 км;

город с населением более 2 млн человек - от 100 км и более.


При размещении POO должны учитываться сейсмичность тер­ритории, ее геологические, гидротехнические и ландшафтные условия.

Меры по предупреждению аварий и ограничению распростра­нения выбросов включают в себя:

использование быстродействующих систем защиты, прерыва­ющих неконтролируемое развитие процессов в ядерном реакторе;

создание нескольких барьеров безопасности, препятствующих выходу радиоактивных продуктов при взрывных процессах;

качественная подготовка персонала РОО;

создание санитарно-защитной зоны вокруг РОО.

Специальные меры по защите персонала РОО и населения в примыкающих к АЭС районах предусматривают создание:

системы автоматизированного мониторинга радиационной об­становки;

автоматизированной локальной сети оповещения на РОО;

защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укры­тий и т.п.) в 30-километровой зоне от АЭС.

При аварии на РОО проводятся мероприятия по защите насе­ления в условиях радиационной ЧС и по ликвидации последствий аварии, которые рассмотрены ниже.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Опасность пора­жения людей в чрезвычайной ситуации радиационного характера обусловлена дозой облучения:

внешнего гамма-излучения от загрязненной местности;

внутреннего, возникающего при попадании радиоактивных веществ внутрь организма через органы дыхания и через пищева­рительный тракт.

Роль этих факторов и соответствующее противодействие им зависят от фазы развития аварии. Обычно рассматривают три фазы.

Ранняя фаза развития аварии - время от начала аварии до момента прекращения выброса радиоактивных веществ в атмо­сферу и окончания формирования радиационного загрязнения ме­стности. Продолжительность этой фазы может составлять от не­скольких часов до 10 сут.

Средняя фаза - от момента завершения формирования РЗМ до задействования всех мер защиты и жизнеобеспечения на­селения. Длительность фазы может составлять от нескольких суток до одного года.

Поздняя фаза- длится до завершения (прекращения не­обходимости) выполнения защитных мер. Фаза завершается од­новременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения на РЗМ и переходом к обычному санитарно-радиаци-онному контролю радиационной обстановки.

Определение границ зон загрязнений и проведение защитных мер на ранней фазе аварии проводится по данным радиационной

4 Киршин 97


разведки и планируется на основании действующих «Критериев для принятия решения о мерах защиты населения в случае аварии ядерного реактора», утвержденных Минздравом России (табл. 6.1).

Если ожидаемые дозы достигают или превосходят верхний уро­вень, то приведенные в табл. 6.1 меры обязательны, даже если они связаны с нарушением деятельности населения. Продолжи­тельность ранней фазы 10 сут, она установлена на основе опыта аварии на Чернобыльской АЭС.

Для принятия решений о режимах поведения населения, ха­рактерных для среднего и позднего этапов развития аварии, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, о дез­активации населенных пунктов и их реабилитации по уточнен­ным данным радиационной разведки и радиационного контроля определяются районы РЗМ и находящиеся в них населенные пун­кты. При получении данных о плотности загрязнений, Ки/км 2 , из разных районов на карте административной территории прово­дится зонирование РЗМ, т. е. нанесение соответствующих зон. Границы этих зон устанавливаются в зависимости от определен­ных плотностей загрязнения территорий. С учетом изменения ра­диационной обстановки не реже чем раз в три года эти границы пересматриваются решением Правительства России. Для этих зон определяется величина годовой эффективности дозы, которая может быть получена населением при отсутствии радиационной защиты, и планируются меры защиты.

По опыту ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС выделяют определенные зоны РЗМ и соответствующие им мероприятия по защите населения и территорий.

Таблица 6.1 Критерии для принятия решений на ранней фазе

* Числитель - нижний уровень, знаменатель - верхний. По щитовидной железе.


На территориях, где годовая доза не превышает 0,1 рад, про­водится обычный контроль загрязнения среды и сельскохозяй­ственной продукции, по результатам которого оценивается годо­вая доза. Проживание населения и хозяйственная деятельность на этой территории по радиационным факторам не ограничивается, и территория не относится к зонам РЗМ. Плотность загрязнения по цезию-137 в этой зоне 1 - 5 Ки/км 2 .

На территориях, где годовая эффективная доза превышает 1 рад, устанавливается зона РЗМ.

Зона радиационного контроля -территория, на ко­торой годовая доза составляет от 0,1 до 0,5 рад. В этой зоне осуще­ствляется радиационный мониторинг природной среды и сельс­кохозяйственных продуктов, контроль облучения населения. Ис­пользуются средства снижения доз (защиты кожи и органов дыха­ния, йодная профилактика).

Зона проживания с правом на отселение - часть территории с плотностями загрязнения 5-15 Ки/км 2 по цезию-137, годовой дозой от 0,5 до 2 рад. Осуществляются те же меры защи­ты, что и в зоне радиационного контроля. Добровольный въезд в эту зону для постоянного проживания не ограничивается. Въезжа­ющим разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный дей­ствием радиации.

Зона отселения - территория с плотностью загрязне­ния 15 - 40 Ки/км 2 . Среднегодовая доза превышает 2 рад. Въезд в зону для постоянного проживания запрещен. Осуществляются меры радиационной и медицинской защиты. Запрещается проживание детей, лиц репродуктивного возраста.

Зона отчуждения - территория с чрезвычайно опасным РЗМ. Плотность загрязнения более 40 Ки/км 2 , годовая доза более 5 рад. В зоне не допускается постоянное проживание, хозяйствен­ная деятельность и природопользование строго регулируются. При временном пребывании используются средства индивидуальной защиты, режим радиационной защиты и другие меры.

Проводимые в зонах РЗМ защитные мероприятия могут при­водить к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территорий, т.е. являются вмешательством, влекущим за собой не только эко­номический ущерб, но и неблагоприятное воздействие на населе­ние. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятиях) руководствуются специальными прин­ципами:

предлагаемое вмешательство должно принести населению боль­ше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате сни­жения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать стоимость вмешательства и возможный (прежде всего социальный) вред от него (принцип обоснования вмешательства);


форма, масштабы и длительность вмешательства должны быть выбраны такими, чтобы чистая польза от снижения дозы за выче­том ущерба, связанного с самим вмешательством, была бы мак­симальной (принцип оптимизации вмешательства).

Таким образом, при организации непосредственной радиаци­онной защиты населения основные усилия сосредоточиваются на исключении или уменьшении воздействия ИИ, что достигается:

укрытием в защитных сооружениях;

использованием средств индивидуальной защиты;

сокращением времени пребывания в зонах РЗМ, вплоть до эва­куации;

специальной обработкой (дезактивацией);

применением лекарственных профилактических средств.

Действия населения при радиационной аварии и в условиях ра­диоактивного загрязнения местности. Услышав сигнал оповещения «Внимание всем!», необходимо включить средства вещания (теле­визор, радиоприемник, проводное радио), прослушать информа­цию и действовать в соответствии с ней. Если рекомендации для конкретной обстановки отсутствуют, то следует защитить органы дыхания (платком, шарфом и т.п.) и по возможности быстро ук­рыться в ближайшем здании, лучше всего в собственной квартире.

В помещении следует:

сменить верхнюю одежду и обувь и поместить их в пластиковые пакеты или пленку;

плотно закрыть окна, форточки, двери, выключить вентиля-i
цию; I

включить средства вещания и быть готовым к приему инфор­мации;

при наличии бытового измерителя загрязнения периодически проводить измерения.

Герметизировать помещения (подручными средствами заделать щели в окнах и дверях, заклеить вентиляционные отверстия) и надежно укрыть продукты питания (открытые продукты поместить в полиэтиленовые пакеты, запастись водой в закрытых сосудах, продукты и воду разместить в холодильнике, закрытых шкафах, кладовках).

При получении указаний следует провести йодную профилак­тику (подручное средство - 3 - 5 капель 5 % раствора йода на стакан воды для взрослых; 1 - 2 капли на 100 г воды для детей до двух лет; прием повторить через 5 -7 ч). Строго соблюдать прави­ла личной гигиены: открытые участки тела мыть с мылом не­сколько раз в день.

Помещение следует оставлять только в крайних случаях и на короткое время. При выходе на улицу защищать органы дыхания и кожу табельными, а при их отсутствии - подручными средствами. После каждого возвращения следует переодеваться.


Необходимо подготовиться к возможной эвакуации, для чего должны быть наготове:

средства индивидуальной защиты, в том числе подручные;

одежда и обувь по сезону, нижнее белье;

однодневный запас продовольствия, медикаменты;

документы, деньги и другие необходимые вещи.

Перед выходом из помещения для эвакуации надо отключить холодильник, все электрические и газовые приборы, перекрыть воду, выбросить все скоропортящиеся продукты.

На загрязненной местности нельзя снимать средства защиты, поднимать пыль, запрещается курить, принимать пищу, лежать, садиться; двигаться следует по задерненной почве или по асфаль­ту. Периодически проводится дезактивация средств защиты, одежды и вещей путем осторожного обтирания или обтряхивания, а так­же обтирание и обмывание открытых участков кожи. После ради­ационного контроля необходимо переодеться. В районах загрязне­ния можно употреблять продукты питания только после проведе­ния радиационного контроля или продукты, находящиеся в гер­метичной упаковке.

Соблюдение норм и правил поведения в условиях РЗМ являет­ся важной защитной мерой, снижающей риск радиационных по­ражений.

Химическая защита

Химическая защита - комплекс организационных, инженер­но-технических и специальных мероприятий, направленных на предупреждение и максимальное снижение воздействия АХОВ на людей и окружающую среду при аварии на ХОО. Так же, как и по каждому виду защиты (инженерной, радиационной, медицин­ской), мероприятия химической защиты по предназначению под­разделяются на две основные группы:

связанные с предупреждением возникновения и развития ава­рии на ХОО;

связанные с ограничением последствий возникшей ЧС хими­ческого характера (защита населения в Ч С).

Мероприятия первой группы достаточно типичны:

проектирование и размещение ХОО на территории с учетом наличия природных ИЧС, плотности населения и размещения населенных пунктов;

использование автоматических систем безопасности, предназ­наченных для вывода объекта из предаварийного состояния, без­аварийной остановки отдельных агрегатов или всего производства и т.д.;

создание химического мониторинга на ХОО и в его санитарно-защитной зоне;


создание автоматизированной локальной сети оповещения;

обучение персонала и повышение его квалификации.

При возникновении аварии на ХОО следует иметь в виду, что ее масштаб, как правило, носит локальный (объектовый или ме­стный) характер: объект, санитарно-защитная зона, территории, примыкающие к ней.

В зонах химического заражения люди могут быть поражены как при попадании АХОВ внутрь организма через органы дыхания, так и в результате соприкосновения с капельно-жидкой фазой, находящейся на земле, местных предметах, одежде и т.д. Роль за­щиты и заключается в том, чтобы перекрыть основные пути воз­действия АХОВ на организм человека.

1. Оперативное получение информации о характере аварии на ХОО и результатах ее развития, оповещение населения о возмож­ной угрозе или начале химического заражения.

2. При возникновении угрозы - принятие предупредительных мер по предотвращению воздействия АХОВ на людей.

3. При свершившемся воздействии - принятие мер по ограни­чению его результатов и ликвидации последствий.

Реализация первого принципа основывается на проведении мероприятий по информационному обеспечению химической за­щиты (прогнозирование химической обстановки, химический мониторинг, разведка и контроль заражения, оповещение насе­ления).

К числу защитных мер, направленных на предотвращение воз­действия АХОВ и ликвидацию последствий (мероприятия непо­средственной защиты), относятся:

использование защитных сооружений, защитных свойств жи­лых и производственных зданий;

использование средств индивидуальной защиты;

применение медикаментозных, профилактических и лечебных средств;

специальная обработка (дегазация) местности и объектов;

эвакуация населения.

На основании данных химического мониторинга и разведки подается сигнал оповещения о химическом заражении. Этот сиг­нал приводит в действие непосредственную защиту. По результа­там химического контроля (мониторинга) принимается решение на специальную обработку, делается вывод о возможности сня­тия средств индивидуальной защиты.

Поведение людей в зонах химического заражения. Оповещение населения об угрозе поражения АХОВ в случае аварии на ХОО возлагается на дежурных диспетчеров объектов через локальные


сети оповещения. Проводится оно немедленно после установле­ния факта аварии и предварительного прогноза о направлении распространения облака АХОВ.

Население, проживающее вблизи АХОВ (до 2,5 км), оповеща­ется диспетчерской службой предприятия, а те, кто проживают далее 2,5 км, оповещаются оперативными службами РСЧС. Обыч­но в информации об аварии говорится, какое вещество выброше­но в атмосферу, в каких районах (жилых кварталах) может воз­никнуть наибольшая опасность распространения облака загрязне­ний, какие меры защиты надо срочно предпринимать.

Для населения существует два основных способа защиты: вы­ход из зоны заражения и укрытие в домах.

Ощутив первые признаки паров АХОВ внутри помещения, не­обходимо надеть противогаз (если он имеется) или простейшие средства защиты органов дыхания, изготовленные своими руками.

В крайнем случае надо смочить полотенце (водой, раствором соды) и прикрыть им рот и нос. Меры по герметизации помеще­ний и укрытию продуктов питания и воды аналогичны использу­емым при аварии на РОО. Для защиты от хлора следует использо­вать марлевую повязку, смоченную 2 % водным раствором пище­вой соды, а от аммиака - 5 % водным раствором лимонной кис­лоты. При выходе из зон заражения необходимо использовать про­тивогазы, а при их отсутствии - простейшие повязки, маски, смоченные водой.

При обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) основная
роль отводится проведению разведки.

Основными видами разведки являют ся:
биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая, химическая, пожарная.

Общие требования к разведке, наблю дению и контролю:
. непрерывность;
. своевременность;
. полнота и достоверность данных.

Биологическая разведка:
. определяет масштабы и границы зон заражения;
. выявляет источники, определяет вид и характер заражения;
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

Инженерная разведка:
. определяет состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
. определяет места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;
. определяет состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;
. устанавливает наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;
. устанавливает нахождение пострадавших.

Медицинская разведка:
. выявляет пораженных, их численность и состояние;
. определяет пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;
. определяет районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

Радиационная разведка:
. выявляет источники радиоактивного загрязнения;
. определяет характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
. определяет направления и районы с наименьшими уровнями радиации;
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;
. предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

Санитарно-эпидемиологическая раз ведка:
. определяет санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;
. предоставляет необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

Химическая разведка:
. выявляет источники химического загрязнения;
. определяет вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
. определяет маршруты обхода участков химического заражения;
. предоставляет необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

Пожарная разведка:
. определяет виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление
распространения огня в очагах пожаров;
. оценивает степень загазованности и задымления в очагах пожаров;
. определяет пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
. выявляет потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;
. определяет состояние систем противопожарного водоснабжения.

Для ведения общей разведки привлекаются силы и средства воздушной, речной (морской) разведки, разведки на средствах железнодорожного транспорта, разведывательные подразделения воинских частей, разведывательные группы городов, районов и объектов народного хозяйства, звенья разведки формирований, а также головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.
Специальная (радиационная, химическая бактериологическая) разведка ведётся с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения.
Для ведения специальной разведки привлекаются группы (звенья) радиационной и химической разведки, посты радиационного и химического наблюдения, а также учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации (СНЛК), общегосударственная структура и является составной частью сил и средств наблюдения и контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:
. своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
. принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ, биологических (бактериологических) средств — возбудителей инфекционных заболеваний.

Сеть наблюдения и лабораторного контр оля имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.

Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения.

Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона.

Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории.

Наблюдение — это способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами (РВ), боевые токсичные химические вещества (БТХВ), аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и биологическими средствами (БС) с помощью технических средств.

Лабораторный контроль — это обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС — после проведения специфической индикации).

Индикация — это комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, БТХВ, АХОВ, БС и определить их вид.

Функционирование СНЛК

В режиме повседневной деятельности
(мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий)

Наблюдение и лабораторный контроль проводится в объёме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом.

В режиме повышенной готовности
(ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидро-метеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны).

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

В режиме чрезвычайной ситуации
(возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время).

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Пост радиационного и химического на блюдения (ПРХН)
Пост радиационного и химического наблюдения (ПРХН) выставляется начальником штаба ГО организации с получением распоряжения на проведение мероприятий гражданской обороны и состоит из 3 человек: начальника поста, разведчика-дозиметриста, разведчика-химика.
Начальник поста наблюдения назначается из наиболее подготовленных в специальном отношении работников организации. В мирное время пост должен быть полностью экипирован, документирован и готов к выполнению своих задач.

На пост наблюдения возлагаются сле дующие задачи:

Определение исходных данных для засечки ядерных взрывов, времени взрыва, времени от момента вспышки до прихода ударной (звуковой) волны к месту расположения поста, расстояния до центра (эпицентра) взрыва, магнитного азимута (направления на взрыв), вида и ориентировочной мощности ядерного взрыва;
. своевременное обнаружение радиационного и химического (РХ) заражения территории организации;
. определение времени начала и окончания выпадения РВ, прохождения первичного облака зараженного воздуха;
. подача сигналов оповещения «Радиационная опасность» и «Химическая тревога»;
. определение уровней радиации и типа примененного противником БТХВ в районе расположения поста наблюдения;
. контроль за изменением уровней радиации и концентраций БТХВ в воздухе и на местности в районе расположения поста наблюдения;
. определение направления распространения облака БТХВ или АХОВ;
. ведение метеорологического наблюдения (при наличии метеокомплекта).

Пост наблюдения оснащается:

Измерителем мощности дозы (рентгенметром) типа ДП-5 (б, в);
. войсковым прибором химической разведки ВПХР;
. дозиметрами ИД-1, ДП-24 (ДКП-50А);
. метеокомплектом МК-3 (при наличии);
. простейшими средствами засечки ядерных взрывов: компасом, азимутальным планшетом или другими угловыми приборами, часами с секундной стрелкой или секундомером;
. средствами защиты глаз от светового излучения ядерного взрыва (защитными очками);
. средствами индивидуальной защиты;
. аптечками индивидуальными;
. индивидуальными противохимическими пакетами;
. средствами связи и оповещения.

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) является также одной из основных задач нештатных аварийно-спасательных формирований.

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!