Публикации. Требуется инспектор службы безопасности Требования к квалификации

РОСА-Орел пишет:

Привет Всем! Только что вернулись из Ирака, наших погранцов видел только в Шереметьево, придирчивые откормленные и невменяемые, смотрели на нас как на жирных наемников..., но это отдельная тема...Наше посольство в Багдаде охраняют ребята из "заслона", нормальные парни из совершенно официальной структуры. Кстати об арабской вязи на снаряжении и экипировке - "руси" - Россия. Наша группа, на этот раз, работала в провинции Басра, на станции Наджибия...

Внутреннюю охрану посольств осуществляют сами россияне. Согласно законодательству России в "мероприятиях по обеспечению безопасности учреждений" и "дипломатических представительств за границей" участвуют Служба внешней разведки (СВР) , Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная пограничная служба (с 2003 г. в составе ФСБ) , а также Департамент безопасности МИД.
Департамент безопасности МИД выполняет:
координирующие и инспекционные функции,
а также обеспечивает посольство техническими средствами защиты общего назначения: бронированными автомобилями, аппаратурой сигнализации, камерами слежения и видеозаписи, системами допуска и контроля.
Представители ФСБ отвечают:
за охрану государственных секретов в рамках деятельности посольства. Это в частности включает в себя защиту связи и пресечение попыток внедрения прослушивающей аппаратуры (до 2003 г. эти функции выполняло Федеральное агентство правительственной связи).
Сотрудники пограничной службы ФСБ отвечают:
за обеспечение физической защиты посольства и его персонала.
И наконец самая важная роль в обеспечении безопасности диппредставительства, особенно в условиях военного времени, отводится
"Управлению К" внешней контрразведки СВР, доставшейся этой службе от Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР.

По свидетельству Виктора Буданова, бывшего начальника "Управления К" еще в 1984 году его служба имела секретны контакты с ЦРУ на предмет взаимодействия против захвата иностранных заложников шиитскими террористами в Ливане (газета Сегодня, февраль 2000 г.). В настоящее время, особенно в иракских условиях, внешняя контрразведка СВР отвечает за контрразведывательное обеспечение безопасности посольства и его сотрудников. Как и прежде, это включает в себя:
негласное сотрудничество с иностранными спецслужбами, но в первую очередь, ведение агентурной разведки среди населения, в частности сотрудников силовых структур, членов террористических группировок и деятелей духовенства, с целью выявления потенциальных угроз для посольства и его персонала. Любой выезд работников за пределы диппредставительства становится для сотрудников внешней контрразведки целой спецоперацией. С помощью местных информаторов, они обязаны не только иметь сведения о возможных акциях против дипломатов, но и заранее определить общую степень опасности по маршруту их передвижения. На этом основании, до выезда из посольства, представители внешней контрразведки готовят отчет по оперативной обстановке в районе предстоящей поездки. Они же участвуют в определении времени выезда и возвращения в посольство, а также маршрута передвижения. С учетом предоставляемой ими информации, может быть принято решение об отмене запланированного мероприятия.
Полная статья

ccsr >> но по качеству боевой подготовки и умению пользоваться различными видами стрелкового вооружения и инженерными боеприпасами, все они уступают офицерам-общевойсковикам
U235 > А зачем им это? ФСО - это охранники-телохранители. Для общевойскового боя у них есть есть Президентский полк и взаимодействующие с ними столичные части ВВ и мотострелковая бригада в Теплом стане.
Вообще-то речь идет об охране посольств, и там для офицеров КГБ (ФСБ) это лишь одна из задач, причем не самая главная, т.к. они обязаны и другими вопросами заниматься. А поэтому там никаких охранников-телохранителей нет - там другие навыки для работы требуются.
ccsr >> И там служили многие, перешедшие из Минобороны - им гораздо проще набрать уже готовых специалистов для переподготовки, чем самим учить всему, начиная с азов стрелкового дела.
U235 > Упаси Боже, если б ФСОшники стреляли как военные Трупов с перепугу застреленных граждан было бы немерянно. У ФСО своя, ГБшная, школа стрельбы и свои, совершенно не похожие на армейские правила ношения и применения оружия.

"Андрей Константи́нович Лугово́й(19 сентября 1966, Баку, АзССР) - российский политический деятель и предприниматель, депутат Государственной думы Российской Федерации от ЛДПР. Бывший сотрудник органов государственной охраны России, экс-глава группы охранных предприятий «Девятый вал». Подозревается прокуратурой Великобритании в убийстве Александра Литвиненко.
Родился в семье военнослужащих. В 1987 году окончил Московское Высшее общевойсковое Краснознаменное орденов Ленина и Октябрьской революции командное училище имени Верховного Совета РСФСР, был распределён в Кремлёвский полк. Полк подчинялся 9-му управлению КГБ (государственная охрана). Был командиром взвода, учебной роты полка. В 1991‑1996 годах работал в Главном управлении охраны РФ, Службе безопасности президента РФ, Федеральной службе охраны. Охранял высших государственных лиц, включая и. о. премьера Егора Гайдара, главу администрации президента РФ Сергея Филатова, главу МИД РФ Андрея Козырева, 1-го вице-премьера Большакова А. А.
После увольнения возглавил службу безопасности телеканала ОРТ.
Ряд СМИ называют Лугового бывшим сотрудником ФСБ. Сам он принадлежность к ФСБ категорически отрицает, утверждая, что работал в органах государственной охраны (сначала в девятом управлении КГБ СССР, затем в Главном управлении охраны РФ) и не занимался «оперативной работой, вербовкой или еще чем-то».

U235 >Да и оружие другое. Основным оружием охранника-телохранителя является пистолет. А стрелять из пистолетов в армии мало где умеют. По этой части в ФСО все равно переучивают почти что полностью. Равно как и по тактике и вообще психологии.
Вы это все применительно к территории России рассказываете, и забываете, что в большинстве посольств офицеры ФСБ занимаются совсем другими делами, тем более что их там зачастую меньше чем пальцев на одной руке. Они же не нелегалы в конце концов, и пользуются дипломатическим иммунитетом. Да и посла им своим телом прикрывать на приемах не приходится...
U235 >Военный опыт телохранителю может быть даже вреден, так как диктует порой поведение прямо противоположное требуемому от охранника. Поэтому во многих конторах, в том числе и в ФСО, воевавших в охранники берут неохотно. Там нужны скорее оперативники, чем военные. Иван не даст соврать. Основной кадровый источник ФСО - Президентский полк.
Там еще нужны и люди с высшим образованием, а поэтому начинать учить бывшего срочника из полка охраны утомительно и долго, да еще и неизвестно каким он станет офицером. Вот поэтому и берут со стороны проверенных людей - так дешевле обходится.

U235 >Большая часть оперативников ФСО, с большим отрывом, - бывшие солдаты-срочники этого полка. Следом идут бывшие ФСБшники и пограничники. Из МВОКУ если и брали - то офицеров того же президентского полка.
Не берусь обсуждать откуда и кого они брали, но у нас служил командиром взвода прапорщик, служивший рядовым в этом полку - отличный командир взвода, но на большее не тянул, а поэтому даже экстерном военное училище не окончил. Хотя командиром взвода был отличным - пользовался заслуженным авторитетом.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации *


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 261, 21.11.2011);
(Российская газета, N 290, 24.12.2013).
____________________________________________________________________

________________
приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ..


В целях совершенствования деятельности подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (преамбула в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087

приказываю:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (абзац редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

Министр
генерал армии
Р.Нургалиев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 июня 2008 года,
регистрационный N 11836

Приложение. Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ..

I. Общие положения

1. Подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются в установленном порядке по согласованию с Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации при открытии в субъектах Российской Федерации дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
________________
Далее - "подразделения" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

Далее - "ГУОООП" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

Далее - "МВД России" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

Далее - представительства и консульства.

2. В своей деятельности подразделения руководствуются Конституцией Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации и настоящим Положением (пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

3. Подразделения действуют на основании Положения, соответствующего настоящему Типовому положению, которое утверждается руководителем территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .

4. В положении о подразделении указывается полное и сокращенное наименование, почтовый адрес, место нахождения и иные справочные сведения о подразделении по усмотрению территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .

5. Подразделения по своему структурному положению и штатному расписанию делятся на специализированное отделение, в структуре строевых подразделений патрульно-постовой службы, отдельный взвод, отдельную роту, отдельный батальон, полк (пункт дополнен со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

6. Подразделения находятся в оперативном подчинении заместителей начальников полиции (по охране общественного порядка) территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Обязанности по организации деятельности подразделений возлагаются на управление (отдел, отделение) организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления территориальных органов МВД России на региональном уровне и отдел (отделение, группу) охраны общественного порядка территориальных органов МВД России на районном уровне соответственно.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .

7. Деятельность подразделений организуется на основании планирования, сочетания принципов единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении с установлением персональной ответственности каждого сотрудника за состоянием дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

8. Подразделения осуществляют возложенные на них задачи и функции во взаимодействии с заинтересованными подразделениями органов внутренних дел, другими правоохранительными органами, соответствующими органами исполнительной власти.

II. Основные задачи подразделений

9. Основными задачами подразделений являются:

9.1. Обеспечение охраны и безопасности представительств и консульств с целью их защиты от несанкционированного проникновения, противоправных действий и иных преступных посягательств.

9.2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, пресечение преступлений и административных правонарушений на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам, в том числе во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел.

III. Основные функции подразделений

10. Подразделения осуществляют следующие функции:

10.1. Обеспечивают неприкосновенность представительств и консульств, их защиту от противоправных посягательств, пресекают попытки совершения преступных, провокационных и иных действий, которые могут привести к осложнению межгосударственных отношений и другим нежелательным последствиям.

10.2. Обеспечивают совместно с другими подразделениями органов внутренних дел охрану представительств и консульств в период подготовки и проведения протокольных мероприятий, а также других публичных мероприятий.

10.3. Принимают по согласованию с администрацией представительств и консульств неотложные меры по обеспечению охраны и безопасности сотрудников представительств и консульств, членов их семей, а также помещений и имущества в случае чрезвычайных происшествий.

10.4. Проводят анализ и оценку состояния охраны представительств и консульств, обеспечения правопорядка на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам. Ведут учет результатов своей деятельности, подготавливают соответствующие информационные и отчетные документы, изучают и внедряют передовые формы и методы организации работы.

10.5. Вносят в подразделения организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления территориальных органов МВД России на региональном уровне или отдел (отделение, группу) охраны общественного порядка территориальных органов МВД России на районном уровне соответственно предложения по организации охраны и обеспечению безопасности представительств и консульств, а также по взаимодействию с другими правоохранительными органами.
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .

10.6. Участвуют в пределах своей компетенции в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны и обеспечения безопасности представительств и консульств.

10.7. Участвуют в установленном порядке в подготовке и реализации федеральных, региональных и иных программ и мероприятий по охране и обеспечению безопасности представительств и консульств.

10.8. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

IV. Организация и обеспечение деятельности подразделений

11. Подразделение возглавляет командир, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
________________
Приказ МВД России от 30 ноября 2012 года N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2012 года, регистрационный N 26499).
(Сноска дополнительно включена с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879)

12. Командир имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.

13. Командир подразделения:

13.1. Осуществляет общее руководство деятельностью подразделения, является прямым начальником личного состава подразделения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций.

13.2. Совершенствует методы управления подразделением, внедряет достижения научно-технического прогресса, передовые формы и методы по обеспечению охраны и безопасности представительств и консульств.

13.3. Организовывает подготовку и проведение инструктажей заступающих на службу нарядов полиции, осуществляет постоянный контроль за несением службы, следит за внешним видом, подготовкой снаряжения и правилами ношения форменного обмундирования личным составом подразделения (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

13.4. Контролирует соблюдение личным составом подразделения необходимых мер безопасности при несении службы, правил обращения с табельным оружием, техникой и специальными средствами.

13.5. Обеспечивает подбор и расстановку кадров подразделения, проводит в установленном порядке аттестование личного состава подразделения, вносит предложения о перераспределении штатной численности между строевыми подразделениями.

13.6. Организует профессиональную подготовку, руководит обучением и воспитанием личного состава подразделения (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

13.7. Отвечает за соблюдение законности, служебной дисциплины, режима секретности, внутреннего распорядка, выполнение правил противопожарной безопасности.

13.8. Назначает на должность и освобождает от должности лиц рядового и младшего начальствующего состава, присваивает первые и очередные специальные звания рядовому и младшему начальствующему составу подразделения, готовит представления к присвоению первых и очередных специальных званий лиц среднего начальствующего состава.
________________
Относится исключительно к полномочиям командира полка, отдельного батальона (сноска дополнена со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

13.9. В установленном порядке готовит представления: к назначению на должность (освобождению от должности); к присвоению первых и очередных специальных званий рядового, младшего и среднего начальствующего состава.
________________
Относится исключительно к полномочиям командира отдельной роты (отдельного взвода) (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

13.10. Поощряет в установленном порядке личный состав подразделения и налагает дисциплинарные взыскания.

13.11. Проводит в установленном порядке служебные проверки по фактам нарушения законности и служебной дисциплины личным составом подразделения.

13.12. Уделяет постоянное внимание вопросам социальной и правовой защищенности личного состава подразделения.

13.13. Представляет необходимую отчетность о деятельности подразделения.

13.14. Организует и ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности подразделения, принимает по ним необходимые меры.

14. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение подразделений осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Заработная плата: от 42000 до 60000 руб. в месяц .

Работодатель: Спец. подразделение полиции по охране иностранных дипломатических представительств ГУ МВД по г. Мос.

Описание вакансии

Должностные обязанности

Охрана общественного порядка на прилегающей к охраняемому объекту территории. Недопущение противоправных действий в отношении дипломатического представительства.

Требования к квалификации

Специальное подразделение полиции по охране иностранных дипломатических представительств ГУ МВД России по г. Москве приглашает на работу мужчин в возрасте от 18 до 35 лет, образование не ниже среднего специального. Группа здоровья - ОБЯЗАТЕЛЬНО "А" (Годен к строевой службе) Регистрация - Москва, Московская область. Необходимы сотрудники на сержантские должности (без высшего или средне-специального образования) с зарплатой от 42.000 рублей и на офицерские должности (обязательно высшее или средне-специальное образование) с зарплатой от 45.000 рублей. Бывшие или действующие сотрудники полиции приветствуются. Лица старше 35 лет, не проходившие ранее государственную службу, не трудоустраиваются. При прохождении собеседования обязательно прохождения входного тестирования по физической подготовке (челночный бег, силовой комплекс). Старший офицерский состав не рассматривается, вакансия имеется только по должности "ИНСПЕКТОР СЛУЖБЫ" других вакансий нет. Строгое отсутствие административных взысканий (серьезные нарушения ПДД). А так же отсутствие судимостей у Ваших ближайших родственников. При трудоустройстве необходимо полное медицинское обследование (ВВК, ЦПД, тестирование у психолога) прохождение тестирования по физической подготовке. Прохождение комиссии бесплатное, направления выдаются.

Условия работы и компенсации

Охрана дипломатических представительств в г. Москве. График работы по 12 часов: день, ночь, трое суток выходной. Зарплата от 42.000 р до 60.000 р. Полное соблюдение ТК РФ, медицинское страхование. Предоставляется бесплатный проезд в метро, отпуск 35-60 суток, путёвки в санатории и пансионаты МВД РФ, выплачивается денежное вознаграждение по итогам года, а также другие выплаты и льготы. Сотрудники подразделения имеют возможность получения бесплатного высшего образования в высших учебных заведениях МВД РФ. Лица, прослужившие более 20 лет, имеют право на оформление пенсии.

Убийство посла России в Турции Андрея Карлова спровоцировало дискуссии о том, насколько эффективно обеспечивается охрана работающих за рубежом дипломатов. В среду Госдума призвала принять меры по усилению защиты российских диппредставительств. Завтра схожее заявление должен принять Совет федерации (СФ).

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Впрочем, по словам опрошенных экспертов и дипломатов, самое уязвимое место - это не охрана зданий, а выездные мероприятия. Единственный выход - их максимально строгий отбор, а также обязательное требование к стране пребывания обеспечивать повышенную безопасность сотрудников российского МИДа.

«В перекрестье прицелов»

Выразив соболезнования родным, близким и коллегам убитого в Анкаре посла Андрея Карлова, депутаты Госдумы отметили: должны быть приняты дополнительные меры безопасности, исключающие в дальнейшем саму возможность нападения на сотрудников российских диппредставительств.

В Совете федерации этот вопрос планируется поднять в пятницу. По словам члена комитета СФ по международным делам Игоря Морозова, должна быть пересмотрена «организация обеспечения безопасности для послов и диппредставительств в зоне боевых действий и в странах с высоким уровнем политической угрозы».

«Думаю, проанализировать это может Совбез России или межведомственная комиссия в силовых органах»,- сказал господин Морозов. Кроме того, по его словам, в пятницу сенаторы «выступят с осуждением терроризма, предложением сделать все возможное для создания общего антитеррористического фронта и обращением к парламенту Турции с просьбой оказать полное содействие расследованию теракта в Анкаре».

То, что вопрос об усилении безопасности дипломатов стоит в повестке заседания, подтвердил первый зампред комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров, предположив: конкретные меры сейчас в соответствии с указанием президента РФ Владимира Путина разрабатывают «силовики и в первую очередь МИД».

Владимир Джабаров выразил мнение, что охрана должна предоставляться послам (особенно работающим в горячих точках) в обязательном порядке. Сейчас глава диппредставительства сам принимает решение о том, нужна ли ему охрана, и этот порядок после теракта в Анкаре не поменялся.

О том, что «пока никаких изменений в регламенте выездных мероприятий не предусмотрено», в среду сообщил, в частности, пресс-секретарь посольства РФ в Аргентине Валентин Смирнов.

Нет уверенности, что все дипломаты согласятся с предложением сенатора Джабарова. «Если посол будет ходить “под зонтиком”, то толку от него не будет никакого. Он должен быть свободен в своих отношениях, встречах, разговорах, появлениях на публике.

Он должен быть открытым. В общем, я ходил без охраны»,- заявил экс-посол РФ в Колумбии Виталий Макаров, работавший в этой стране в разгар военного конфликта между правительством и повстанческими группировками.

Напомним, посол Андрей Карлов находился 19 декабря в Центре современного искусства Анкары без охраны. Это позволило 22-летнему Мевлюту Мерту Алтынташу приблизиться к нему и нанести девять огнестрельных ранений.

Как заявил в среду глава МИД РФ Сергей Лавров, трагедия стала новым подтверждением того факта, что «дипломат всегда находится в перекрестье прицелов - не только фигуральных, но и фактических».

Под защитой спецназа

«С точки зрения международного права ответственность за сохранность посольств, безопасность зданий и жизни персонала возлагается на местную сторону»,- напомнил зампред Ассоциации российских дипломатов, бывший посол РФ в Саудовской Аравии Андрей Бакланов.

Обязательство «уважать и охранять помещения представительств», а также обеспечивать безопасность дипломатов - «даже в случае вооруженного конфликта» - записано в Венской конвенции о дипломатических сношениях от 1961 года.

«Если местная сторона чувствует, что в силу тех или иных причин не в состоянии обеспечить безопасность посольства на должном уровне, она должна связаться с его руководством и сообщить об этом, желательно в письменном виде, чтобы внести необходимые корректировки в работу по обеспечению безопасности дипмиссии и ее сотрудников,- продолжает Андрей Бакланов.

Кроме того, посольство может обратиться к местной стороне с просьбой принять дополнительные меры по обеспечению безопасности».

«Могу сослаться на личный опыт. Когда я был дуайеном группы европейских посольств в Эр-Рияде (старшим по дипломатическому классу и времени аккредитования дипломатом), то от их имени передавал коллективное обращение к министру иностранных дел Саудовской Аравии для принятия дополнительных мер по охране посольств, учитывая напряженную обстановку с безопасностью, возникшую после терактов 11 сентября 2001 года,- рассказывает Андрей Бакланов.- Речь шла об использовании комплексных мер, включая установление полицейского оцепления по периметру посольств и даже использование бронетранспортеров».

В целом обеспечение безопасности диппредставительств РФ за рубежом возложено на Службу внешней разведки (СВР). В каждом посольстве есть офицер по вопросам безопасности. Вход в дипучреждения охраняют дежурные коменданты, а внешний периметр - местные полицейские.

Что касается особо горячих точек, то охраной дипломатов там занимается созданный в 1997 году в рамках СВР отряд спецназа «Заслон». «Когда я работал послом в Йемене, у меня тоже была такая охрана, поскольку были угрозы в мой адрес. Мне прислали ее из Москвы.

Телохранители сопровождали меня при всех выездах,- рассказал радиостанции “Коммерсантъ-FM” экс-посол России в Йемене и Иордании Александр Калугин.- Также можно нанять за деньги частных охранников. В Иордании помимо дежурных комендантов по периметру были еще и сотрудники местной частной компании».

По словам президента Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосифа Линдера, разумным было бы создание специального подразделения при самом МИДе, потому что «Заслон» действует в рамках СВР, а это может вызывать опасения у принимающей страны.

«Когда разрешение на работу в стране получает сотрудник службы охраны МИДа, а не разведки, это будет совсем другое дело»,- пояснил эксперт. По его словам, для повышения уровня защиты посольств необходимо увеличение финансирования и политическая воля, однако «если вопрос поставит сам президент, то и все проблемы решатся».

Пока новые возможные меры еще только обсуждаются, но охрана российских дипмиссий уже была усилена - об этом после убийства посла Карлова распорядился Владимир Путин. Циркулярное указание было направлено всем российским диппредставительствам за рубежом.

Причем оно затронуло не только горячие точки, но и вполне благополучные страны. Так, с понедельника у здания российского посольства в Аргентине (расположено в центре Буэнос-Айреса в фешенебельном районе Реколета) дежурят дополнительные наряды федеральной полиции. О принятии «всех необходимых мер» сообщили и в целом ряде других посольств, при этом из соображений безопасности не раскрывая никаких деталей.

За периметром безопасности

О том, как обеспечивается безопасность российской дипломатической миссии в Анкаре, рассказал экс-посол РФ в Турции (2003–2007 годы) Петр Стегний. Комплекс зданий российского посольства в столице Турции расположен на большой территории (4 га) и прекрасно защищен с помощью самых разных инженерных решений.

«Там очень хорошо продуман режим работы и есть одна особенность - своей резиденции у посла нет, он живет в самом посольстве,- рассказал господин Стегний.- Выход из столовой посла - прямо в кабинет. Этот режим уходит корнями в непростые советские годы, когда Турция была форпостом НАТО. Пребывание нашего посла на рабочем месте требовалось постоянно».

Впрочем, опрошенные эксперты и дипломаты сходятся во мнении, что главная проблема как в Турции, так и в других странах - не в охране зданий, а в обеспечении безопасности на выездных мероприятиях. Что и подтвердила трагедия 19 декабря.

По мнению одного из собеседников, много лет проработавшего в странах Ближнего Востока и осуществлявшего там взаимодействие с местными силовыми структурами, организаторы теракта в Анкаре «выбрали самое узкое место в системе безопасности российских послов за рубежом и нанесли удар именно туда».

«Это узкое, уязвимое место - общественное мероприятие, на котором не присутствуют местные высокопоставленные чиновники»,- говорит собеседник. И добавляет: «Если бы в открытии фотовыставки участвовал, например, какой-то турецкий министр, безопасность мероприятия обеспечивалась бы совсем на другом уровне.

Проверка была бы гораздо более тщательной, террорист едва ли смог бы усыпить бдительность охранников своим полицейским удостоверением и пронести в зал пистолет».

Как считает источник, «силами посольств, которые весьма ограниченны, едва ли можно обеспечить безопасность посла на каждом мероприятии, которое он посещает».

Выходом, по мнению собеседника, может стать «максимально строгий отбор мероприятий, в которых участвует посол, и обязательное требование к стране пребывания обеспечивать повышенную безопасность на этих мероприятиях - с обязательным привлечением местных спецслужб, специализирующихся на охране официальных лиц».