Председатель правительства рф является государственным служащим. Государственный служащий и государственная служба. Территориальные органы исполнительной власти

    Государственный служащий: понятие и классификация

    Государственная должность: понятие и содержание

    Права, обязанности, ответственность государственных служащих

Впервые эта категория появилась в Росси под названием «служилые люди»(дворяне) в XV веке. Они находились на службе государя и Русского государства, получая не денежное содержание, а земельный надел с крестьянами (поместье).

Реформы Петра I изменили «государеву службу» и вместо служилых появились чиновники. Они были жалованы чином, денежное содержание в соответствии с Табелем о рангах (все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов).

Государственный служащий – гражданин РФ, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Все граждане РФ имеют равный доступ к ГС.

Не есть государственными служащими лица, являющиеся заместителями руководителей некоторых государственных органов – заместитель Председателя Правительства, заместитель Председателя Совета Федерации, Заместитель Председателя Государственной Думы.

Перечень государственных должностей не является стабильным. Он может пересматриваться в связи с изменениями в государственном аппарате.

Кроме того, не являются государственными служащими:

    Служащие государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений;

    Лица, замещающие должности в органах МСУ;

    Служащие аппаратов, общественных объединений, добровольно создаваемых гражданами. Они содержат платный аппарат и должности там занимают профессиональные служащие;

    Служащие религиозных организаций. Они имеют свои руководящие должности, учреждения профессионального религиозного образования;

    Служащие кооперативных организаций, создаваемых гражданами для совместной производственной, хозяйственной, социальной деятельности в сфере образования, медицины.

Но, государственным служащим является тот, кто в государственном органе повседневно исполняет обязанности по должности государственной гражданской службы за денежное вознаграждение.

К государственным служащим военной и правоохранительной служб относятся военнослужащие (имеющие звания и чины), но не рядовые, курсанты военных учебных заведений, сотрудники ОВД, судов, прокуратуры, налоговой службы, службы безопасности, юстиции, таможни, нотариата.

Правовой статус таких служащих регулируется специальным ФЗ.

Нанимателем федерального государственного служащего является РФ, а государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ (РФ и субъект РФ – работодатели, необходимая сторона трудовых правоотношений, нанимающих в лице органов государственной власти и их должностных лиц)

Должность – уполномоченная социальная роль, выполняемая человеком в организации.

Управленческая должность - первичный структурный элемент в органах управления, определяемый установленными задачами, обязанностями, правами и ответственностью, предназначенный для регулирования той или иной сферы общественной жизни и деятельности.

Схема должностей формирует строго ранжированные, статистические отношения в организации.

Люди, занимая должности придают организационной структуре динамический характер, превращая ее в живой социальный организм.

Должности ГС разделяют на: должности ФГГС, должности ГГССФ, воинские должности, должности правоохранительной службы.

Должности ГГС

Государственные должности (политические) РФ и субъектов РФ – не входят в состав ГС.

Президент, Председатель СФ ФС, Председатель ГД ФС, Председатель Правительства, Федеральные министры, депутаты, полномочные представители Президента, руководитель СП, ЦИК, УПЧ, ЦБ, аудиторы СП, Генеральный Прокурор, прокуроры, судьи.

Их замещают лица:

    Осуществляющие свои полномочия самостоятельно (Президент, Губернаторы, Полпреды Президента, Председатель ЦБ, судьи, депутаты);

Руководители государственных органов всех ветвей власти (Председатель Правительства, Министры);

Отличительными особенностями таких лиц являются:

    Их избрание всенародно (Президент, депутаты);

    Утверждение высшими законодательными органами по представлению глав исполнительной власти (Председатель Правительства, федеральные министры, губернаторы, Генеральный прокурор, Председатель ЦБ, судьи);

    Принадлежат только государственному органу. Политики не являются государственными служащими, их правовой статус определяется специальными ФЗ(например, «О Правительстве РФ», «О судьях» и др.)

«Б» и «В»

Должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".

Должности государственной гражданской службы (административные):

Руководители (они могут замещать и политические должности);

Помощники;

Специалисты;

Обеспечивающие специалисты.

Заместитель федерального министра, Руководитель аппарата федерального министра, Руководитель (директор) департамента, Начальник управления, Начальник отдела, Помощник федерального министра

Советник федерального министра, Референт.

Должности ГГС имеют следующие категории:

Такое деление отражает различия в характере государственно-властных полномочий служащих.

    Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

Должность руководителя выделяется из общей системы должностей ГГС – наличием административно-распорядительных полномочий – издание НПА, дача указаний, нанимать и увольнять, применять меры дисциплинарных воздействий. То есть должность руководителя – ключевая. Это реализация властных полномочий.

    Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

Замещаются не по конкурсу, а по ходатайству лица, замещающего должность руководителя;

С прекращением полномочий лиц, замещающих должность руководителей, прекращаются полномочия и лиц, замещающих должности помощников;

С такими служащими заключается срочный трудовой договор.

В федеральном Министерстве Министры, замещающие политические должности не есть государственные служащие, а их помощники являются государственными служащими.

Их функции:

    Информирование и консультирование руководителя;

    Разработка и внесение предложений по вопросам компетенции лица, деятельность которого обеспечивается;

    Участие в подготовке проектов решений, требующих профессиональных знаний;

    Участие в подготовке документов, речей шефа;

    Подготовка и организация встреч, приемов;

    Контроль за выполнением решений руководителя.

Должности категорий «Руководитель» и «Помощник (советник)» относят к самым высшим классификационным группам: высшие, главные, ведущие. Это объясняется самыми высокими квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицам, замещающим должности. Они выполняют сразу несколько социальных ролей – политики, эксперты, аналитики, специалисты.

    Специалисты – главная функция – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

Особенности:

Осуществляют профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов;

Осуществляют карьерное происхождение ГС в результате конкурсного отбора и аттестаций;

Работают на основе служебного контракта без ограничения срока полномочий. Для них характерна стабильная ГГС (Федеральный инспектор, специалист-эксперт, референт).

    Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Это также административная должность, карьерная должность, для них также характерна стабильная служба.

Все должности ГС имеют 5 групп

Классификация должностей по группам (от младшей – к высшей) показывает, что каждая из должностей (входящая в ту или иную группу) представлена определенным содержанием служебных функций (функционалом должности, который следует исполнять служащему).

К каждой группе предъявляют квалификационные требования:

Уровень профессионального образования: для высших – высшее профессиональное образование, для младших – среднее профессиональное образование);

Стаж работы

Профессиональные знания и навыки , необходимые для выполнения должностных обязанностей (закреплены в должностном регламенте).

В рамках каждой группы выделяют классные чины:

Действительный государственный советник РФ (замещение должности федеральной гражданской службы высшей группы)

Действительный государственный советник ТО

Государственный советник РФ (замещение должности федеральной гражданской службы главной группы)

Государственный советник ТО

Советник государственной гражданской службы РФ (замещение должности федеральной гражданской службы ведущей группы)

Советник государственной гражданской службы РФ

Референт государственной гражданской службы РФ (замещение должности федеральной гражданской службы старшей группы)

Референт государственной гражданской службы РФ

Секретарь государственной гражданской службы РФ (замещение должности федеральной гражданской службы младшей группы)

Секретарь государственной гражданской службы РФ

Присвоение: высших классных чинов производится Президентом РФ

Главных – Правительством РФ

Остальные – руководителем государственного органа

Классный чин выступает как служебный разряд.

Условия присвоения классного чина:

    Персональная характеристика присвоения (присваивается конкретному служащему, а не группе служащих, занимающих ту или иную должность). Соответствие классного чина профессионализму и компетентности служащего означает, что чин присваивается не как приложение, а как признание действительных заслуг (на основе квалификационного экзамена);

    Последовательность присвоения – производится последовательно (начиная с третьего);

    Соответствие чина профессионализму и компетентности;

    Возможно досрочное присвоение в качестве поощрения очередного классного чина ГГС (только на одну ступень).

Конфликт интересов

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.

Особенность социального и правового статуса государственного служащего заключается в том, что он занимает должность, посредством которой определяется содержание и границы воздействия служащего на людей. Общество, социальные институты, процессы в процессе труда.

Статус ГС – это положение, занимаемое им в системе ГС, это меры должного и возможного поведения служащего, установленные законом в соответствии с занимаемой должностью ГС.

Одним из первых документов, регламентирующего статус ГС, стало Уложение о Службе (1556 год).

В 1722 году – «Табель о рангах всех воинских, статских и придворных» устанавливал три рода государственной службы – военную, гражданскую и придворную. Вводилась единая система чинов, их номенклатура и иерархия (14 классов и 262 должности).

Наш рамочный закон устанавливает виды ГС и правовой статус государственного служащего.

Статус государственного служащего предполагает:

    Непосредственную причастность государственного служащего к подготовке, принятию и реализации решений в сфере исполнительной власти государства (с осознанием того, что действия подобного плана могут повлечь экономические и социальные последствия для общества);

    Наличие у служащего правомочий и возможности выступать от имени государственного органа (в пределах своей компетентности), представлять государственный интерес (предварительно его осознав);

    Сочетание строгой нормативной регламентации с широкими возможности принятия решений (при чем в этом случае ситуация интерпретируется субъективно на основании деловых, профессиональных и личностных качеств служащих);

    Принадлежность к особой профессионально-статусной группе (ГГС) – людей разных профессий объединяет факт работы в государственных органах.

Элементы статусного набора государственного служащего

Прежде всего, чиновник имеет личностный статус – основан на социально-психологических характеристиках. Это сформированный статус, социометрический статус. Основан на полусознательных предпочтениях.

Гражданский статус – во-первых, он – гражданин страны, а как гражданский служащий он вправе участвовать в урегулировании дел других лиц и организаций (в соответствии с принципами демократии, гражданственности, законности).

Служебный статус – в зависимости от выполняемых им функций.

Политический статус – вопрос о его наличии – дискуссионен. Служащий должен реализовывать властные полномочия и проводить в жизнь политику государства (политический статус рассматривается с этой позиции).

Нравственный статус – соблюдение этических правил и моральных норм на ГС.

Социальный статус – это позиция, положение в обществе, престиж, уважение, которыми пользуется государственный служащий – с одной стороны. Это место чиновника в иерархии ГС – с другой стороны. То есть социальный статус имеет двойное содержание.

Критерии социального статуса:

    Образование;

    Профессия;

    Квалификация;

    Должность;

    Уровень дохода;

    Семейно-бытовые условия.

    Для служащего – это еще и:

    Объем властных полномочий;

    Престиж профессии;

Социальный статус определяет социальную роль (способ поведения, задаваемый обществом).

Правовой статус – признанная Конституцией РФ и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав, обязанностей, ответственности, ограничений и запретов.

По новому законодательству у гражданских служащих появились 4 новых права – доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; защиту сведений о гражданском служащем; на рассмотрение индивидуальных служебных споров; предварительное уведомление представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу.

Права государственного служащего

Права государственных служащих – обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральными законами, иными правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

В соответствии с Конституцией РФ государственные служащие как граждане РФ равны перед законом и пользуются правами и свободами, гарантированными Конституцией РФ и ФЗ (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, тайну переписки, телефонных переговоров, неприкосновенность жилища, на объединения, на труд, на жилище, охрану здоровья, образование).

Вместе с тем, государственным служащим предоставляются особые права для успешной реализации своих функций (Гл. 3 ст. 14 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»):

1) Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения функций (безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие вредных факторов исключено, охрана труда – система сохранения жизни и здоровья).

2) Ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста. Государственный служащий от должностного лица вправе требовать четкого письменного закрепления своих служебных прав и обязанностей. И ему не может быть поручена работа, выходящая за пределы его полномочий и не предусмотренная документами (правила внутреннего распорядка, должностная инструкция, положения, Устав, правила работы с информацией);

3) Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (норма продолжительности служебного времени, не более 40 часов в неделю);

4) Оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом (оплата труда производиться в виде денежного содержания). Право на совместительство, если это не повлечет конфликта интересов, и с обязательным уведомлением представителя нанимателя;

5) Получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа. Государственный служащий вправе запрашивать и получать любую необходимую информацию, пользоваться средствами ее хранения и обработки, а так же вносить предложения по усовершенствованию информационной деятельности органа;

6) Доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) Доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) Ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. Государственный служащий имеет право изучить личное дело, сделать необходимые записи, снять копии, потребовать приобщения к делу своих объяснений. Это право является личным правом, то есть с личным делом не могут быть ознакомлены ни родственники государственного служащего, ни посторонние лица. Но государственный служащий вправе уполномочить на ознакомление со своим делом адвоката, представителя профсоюза, другого государственного служащего;

9) Защиту сведений о гражданском служащем;

10) Должностной рост на конкурсной основе. На основании: квалификационного экзамена, аттестации, профессионального конкурса;

11) Дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (переподготовка, переквалификация и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета). Успешное прохождение обучения учитывается при решении вопросов о продвижении по службе и присвоении квалификационных разрядов;

12) Членство в профессиональном союзе. Каждый государственный служащий решает самостоятельно вопрос о вступлении или невступлении в профессиональный союз, избрании или создании профессионального союза;

13) Рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Право на служебное расследование – для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего. При служебном расследовании должностное лицо оценивает полученные сведения, определяет обстоятельства, имеющие значение, принимает решения, касающиеся государственного служащего;

14) Проведение по его заявлению служебной проверки;

15) Защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) Медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) Государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) Государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

На государственную службу поступают для того, чтобы посвятить ей наиболее активную часть трудовой жизни, из этого следует – право на карьеру – неотъемлемое право государственного служащего.

Обязанности государственных служащих (Гл. 3 ст. 15 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»)

1) Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (описание процесса и операций) – вместо должностной инструкции и трудового договора введены регламенты и служебные контракты. Должностной регламент – часть административного регламента государственного органа; содержит алгоритм выполнения функций государственного органа;

3) Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (если служащий получает неправомерное поручение, он не в праве его исполнять, должен дать письменное обоснование с указанием статьи закона);

4) Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) Соблюдать служебный распорядок государственного органа. В государственном органе разрабатываются правила внутреннего распорядка и административные регламенты (комплексное описание отдельного делового процесса), то есть процессный подход, который позволяет сориентировать работу на конечный результат, проводить ее поэтапно;

6) Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей (уровень квалификации определяется в соответствии с иерархической позицией должности ГС. Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей ГС (уровень профессионального образования, стаж работы по специальности, профессиональные знания и навыки));

7) Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»: «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Предусматривает уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственности);

8) Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей (не имеет права использовать не по назначению средства коммуникации, оргтехнику);

9) Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, об обязательствах имущественного характера;

10) Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»);

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (такая обязанность направлена на повышение доверия общества к государственным органам, исключение злоупотребления на ГС);

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Ограничения, связанные с гражданской службой

Ограничения – установленные Конституцией РФ и другими НПА условия и правила, ставящие гражданского служащего в определенные правовые рамки, выходить за которые запрещено.

Они обусловлены особым правовым режимом гражданского служащего и предназначены для обеспечения его эффективной профессиональной деятельности.

Гл. 3 ст. 16 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу (основание – решение суда), то есть вследствие психического заболевания он не в состоянии понимать значения своих действий. Он может быть признан ограничено дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами. Инициатор дела о признании – руководитель государственного органа, члены семьи, представители прокуратуры;

2) Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости (основание – решение суда);

3) Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений. Это ограничение играет роль в том случае, если по регламенту работа предполагает работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

5) Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Четко определена степень родства – родители, супруги, дети, братья, сестры;

6) Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) Наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) Непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу. Если гражданин не желает раскрывать сведения о себе имущественного характера, не может находиться на ГС. Доходы государственного служащего должны быть прозрачными для руководства государственного органа. Такие сведения носят конфиденциальный характер. Сведения о расходах контролю и огласке не подлежат.

Сведения о доходах – заработная плата, денежные средства в банках, ценные бумаги;

Сведения об имуществе – недвижимое (квартира, дом, дача, гараж), движимое (автомобиль, катер, яхта);

Сведения об обязательствах имущественного характера.

Все сведения подлежат проверке, но механизм не отработан.

10) Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

11) Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Для сравнения.

Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ « Об основах государственной службы Российской Федерации» предъявлял служащим 12 ограничений (ФЗ-79 – 11). Некоторые перешли в запреты, так как раньше этой категории не было.

В Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сняты некоторые ограничения:

Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме педагогической, научной (по новому закону чиновнику запрещено заниматься предпринимательством и коммерцией);

Исключен пункт, запрещающему чиновнику получать гонорар за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

Был запрет на участие в забастовках. Теперь запрет «» прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора» (что в принципе и есть забастовка);

Откорректирована норма закона о получении вознаграждения. Теперь подарки, полученные служащими на официальных мероприятиях признаются Федеральной собственностью (или субъекта) и по акту передается в государственный орган. Запрет вознаграждение после выхода чиновника на пенсию снят.

Запреты, связанные с гражданской службой

Запреты – обусловленные и установленные действующим законодательство нормы, однозначно запрещающие служащим производить те или иные действия как на службе, так и вне ее.

Запреты на период осуществления полномочий:

1) Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом – ИСКЛЮЧЕН с 1 января 2015 года;

2) Замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность (это должности, установленные Конституцией, ФЗ и законами субъектов для исполнения полномочий государственных органов). Перечни должностей закреплены НПА, не должны иметь расширительного толкования. Это политические должности. Существует запрет на совмещение административных и политических должностей. Если он назначен на политическую должность, то его деятельность в качестве гражданского служащего приостанавливается;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) Заниматься предпринимательской деятельностью (главная цель которой – получение прибыли) лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке)(может заниматься только научно-педагогической, творческой деятельностью, которая не повлечет за собой конфликт интересов).Если служит государству, то может получать заработную плату только из государственного бюджета;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Данный запрет касается не всех гражданских служащих, только если это ведет к конфликту интересов, служащий обязан передать все ценные бумаги, акции в доверительное управление (сертификаты, цены, векселя);

5) быть поверенным (не использовать должностной ресурс в пользу третьих лиц) или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы (либо он обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа, чтобы не возникло конфликта интересов);

Сущность представительства состоит в деятельности представителя по реализации полномочий в интересах и от имени представляемого.

*Представительство - это правоотношение, в котором сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (ст. 182 Гражданского кодекса РФ).

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данный запрет введен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения к-л лицам на основе семейных/дружественных связей и не оказывались обязанными по отношению к организациям, желающим получить выгоду через подарки;

Вознаграждение считается принятым, если:

    В договоре дарения или на подарке указана должность лица, его принимающего;

    Вручено по месту службы или во время участия служащего в мероприятиях, в которых он представляет государственный орган;

    Даритель заинтересован (прямо/косвенно) в управленческом решении, действии (либо отсутствии действа), и принявший вознаграждение участвует в этом.

УК РФ это может расцениваться как злоупотребление служебным положением, получение взятки.

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

Не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны (транспорт, питание, размещение), НО в пределах обычного гостеприимства!

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера (не тайная информация, но и не общедоступная), или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

Каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну. Сбор, хранение и использование такой информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

В структуре государственного органа есть должности и подразделения, обязанностью которых является взаимодействие со СМИ. Если служащий не связан с подобной деятельностью, то он не имеет права публично высказываться, обсуждать конституционный строй, политику государства.

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

Смысл запрета:

    предотвращение использования служебного положения во внеслужебных целях;

    защита служащих от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность (исключение – случаи, когда взаимодействие с иностранными государствами входит в должностные обязанности).

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума (использование административных ресурсов и должностного положения в предвыборной агитации может поставить участников выборного процесса в неравные условия);

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

Такой запрет связан с деполитизацией. Служащие должны руководствоваться в своей деятельности только законодательством и не должны быть связаны решениями партий.

Запрещена пропаганда отношения к той или иной религии.

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

Но, вправе участвовать в религиозных церемониях (добровольно) как граждане РФ, но не как представители государства/государственных органов.

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

Речь идет о возможных забастовках.

Может возникнуть ситуация – неурегулированный спор между представителями нанимателя и государственным служащим – разногласия по вопросам применения законов, НПА, служебного контракта.

Эти вопросы (индивидуальные служебные споры) рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам (представители нанимателя и представители профсоюзного органа), судом.

Запрет носит как коллективный, так и индивидуальный характер.

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Запреты для уволенных с государственной службы

Замещение в течение 2 лет должности в организациях, если отдельные функции государственного управления этих организаций непосредственно входили в должностные обязанности государственного служащего (исключение возможности использования служебной информации и служебных связей в интересах некоторых организаций);

Разглашение сведений - использование в интересах организаций или физических лиц сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными государственному служащему в связи с использованием должностных обязанностей.

Требования к служебному поведению гражданского служащего

(Моральные требования)

Мнение о включение в закон моральных требований неоднозначно. Потому что каждый самостоятельно интерпретирует для себя эти нормы.

Но поскольку они закреплены законодательно, это позволяет сгладить противоречие между должным и сущим.

Кроме того, мораль не должно основываться только на собственных представлениях о нравственности, она определяется и общественными потребностями.

Требования включают в себя три типа нравственных форм:

Предписывающие – как нужно поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего;

Запретительные – что недопустимо в рамках служебного поведения;

Для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем применяемый для оценки других граждан (требования должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы).

Указом Президента РФ РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» утверждены общие принципы не только для государственных служащих, но и лицам, замещающим должности РФ, субъектов РФ и выборные муниципальные должности (действовал до принятия Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Указ принят в целях повышения доверия общества к государственным институтам. В Указе впервые дано понятие «Конфликт интересов».

Конфликт интересов – разглашение тайны (информации) заинтересованным в ней лицам; использование возможностей, данных должностью во вред организации; принятие подарков и оказание предпочтений; связь с конкурентами, клиентами с целью получения выгоды для себя и близких.

Это ведет к нарушению конституционных прав и свобод граждан, причинение ущерба престижу государства или авторитету к-л лица, имущественному ущербу, причинение ущерба третьим лицам. Коррупция!

Государственный служащий обязан сам оценивать действия, которые могут повлиять на исполнение его полномочий. Следовательно очень важно знать все требования к служебному поведению и особенности своего правового статуса.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» статья 18 «Требования к служебному поведению гражданского служащего»:

«Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений».

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Территориальные органы исполнительной власти

Правовой статус главы администрации субъекта РФ

В своей деятельности глава администрации субъекта РФ руководствуется: Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, уставом и законодательством субъекта РФ.

Глава администрации субъекта РФ обладает следующими полномочиями:

Представляет интересы своего субъекта РФ в Правительстве РФ и других федеральных органах;

Разрабатывает и представляет на утверждение законодательного органа субъекта РФ бюджет и обеспечивает его исполнение;

Формирует органы исполнительной власти субъекта РФ, назначает на должность и освобождает от должности руководителей этих органов;

Принимает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их официального опубликования, если иное не определено в самом акте.

Территориальные органы исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность под их руководством. Они не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ, но взаимодействуют с администрациями субъектов РФ по вопросам, входящим в их компетенцию.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов производится соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Деятельность территориальных органов регулируется постановлением Правительства РФ «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РФ» № 491 от 27 мая 1993 г.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной исполнительной власти. Они являются формой осуществления населением власти на местах. Деятельность этих органов регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.

Государственная служба регулируется федеральными законами «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ».

Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах с установленными обязанностями по исполнению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения полномочий РФ и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов.



Государственная служба делится на три вида:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

Принципы государственной службы закреплены в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» и ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

К ним относятся следующие принципы:

Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами (принцип законности).

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие.

Единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.

Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями.

Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе.

Профессионализм и компетентность государственных служащих.

Гласность в осуществлении государственной службы.

Ответственность государственных служащих за принимаемые решения.

Внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства.

Стабильность кадров государственной службы.

Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Из системы должностей государственной службы исключаются должности лиц, непосредственно исполняющих полномочия государственных органов. К ним относятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи. Они не являются государственными служащими.

Государственным служащим может стать гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям.

Административно-правовой статус государственных служащих определяется их правами, обязанностями, ограничениями, запретами и ответственностью перед обществом и государством.

Основные права государственного гражданского служащего закреплены в ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ». К ним относятся:

Ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности;

Получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

Доступ в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

Защита сведений о гражданском служащем;

Защита своих прав и законных интересов

и другие.

Обязанности государственного гражданского служащего (ст. 15):

Исполнять поручения вышестоящих руководителей, за исключением явно незаконных;

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

Соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;

Хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну;

Ежегодно представлять декларации о полученных доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности,

и другие.

Основаниями ограничений , связанных с гражданской службой, являются (ст. 16):

Недееспособность;

Осуждение, наличие не снятой или не погашенной судимости;

Отказ от прохождения процедуры допуска к государственной тайне;

Близкое родство с непосредственным руководителем по гражданской службе;

Наличие гражданства другого государства

и другие.

Государственному гражданскому служащему запрещается (ст. 17):

Осуществлять предпринимательскую деятельность;

Приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

Получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды иностранных государств, а также политических партий и других общественных объединений;

Выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;

Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации;

Использовать свое служебное положение в интересах политических партий и общественных объединений;

Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность .

1) Основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный или должностной проступок. Меры дисциплинарной ответственности:

Замечание;

Выговор;

Предупреждение о неполном должностном соответствии;

Освобождение от замещаемой должности;

Увольнение.

2) Административная ответственность наступает на основе законодательства об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений, связанных со служебной деятельностью. Например, вмешательство в работу избирательной комиссии (ст. 5.2 КоАП), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП), использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21 КоАП), невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (ст. 17.1 КоАП) и другие.

3) Государственные служащие несут уголовную ответственность за совершение должностных преступлений на основании Уголовного кодекса РФ: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), халатность (ст. 293), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292) и другие.

4) Материальная ответственность состоит в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к другим видам ответственности.

Государственная служба уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства. Система государственных и муниципальных органов - это огромная иерархическая структура. Очевидно, что чем выше позиция - тем она привлекательнее. Разберемся с классификацией должностей госслужащих в России и узнаем, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ , который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаютсязаконами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Ихосновная функциязаключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты.Этограждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие:руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие:специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.

В законодательстве РФ нет общего понятия государственной службы.

В юридической литературе государственная служба определяется как деятельность, связанная с профессиональным осуществлением по поручению общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях. Государственная служба регулируется нормами , и других .

Универсальной и удачной представляется классификация государственной службы, даваемая в юридической литературе. Государственная служба может пониматься в широком смысле как выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях) и в узком смысле как выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

С учетом федеративного устройства Российской Федерации государственная служба может быть разделена на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. “Об утверждении Положения о федеральной государственной службе” и утвержденное им Положение непосредственно регулируют условия прохождения федеральной государственной службы. В Положении перечислены должности, на которых осуществляется федеральная государственная служба (в администрации президента, аппарате правительства, в аппаратах палат Федерального собрания, судов РФ и т. д.).

Государственная служба в субъектах РФ осуществляется в соответствии с , федеральными законами и другими правовыми актами; некоторые вопросы государственной службы регламентируются конституциями и иными правовыми актами субъектов РФ. Например, указом президента РФ установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности глав администраций субъектов РФ.

Различается государственная служба в органах представительной, и судебной властей.

Все служащие в зависимости от вида , на основе которого действуют организации, в которых они работают, могут быть служащими: частных предприятий, организаций; международных, иностранных организаций; государственных организаций, предприятий.

Государственные служащие

В российском законодательстве нет единого нормативного акта, содержащего общее понятие служащего. Такое положение обусловлено многообразием социальных функций, выполняемых служащими и множеством законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные виды службы, что не позволяет установить единый критерий в определении понятия служащего. Поэтому мы предлагаем дать такое определение понятия “служащий”: служащим признается гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий управленческую деятельность или социально-культурное обслуживание (преподаватель, врач) за вознаграждение.

Государственные служащие — один из видов служащих. Они составляют большинство в общей массе служащих нашей страны.

В зависимости от государственной организации, в которой занимает должность служащий, понятие “государственный служащий” следует понимать в широком и узком смысле по аналогии с классификацией государственной службы.

Государственный служащий в широком смысле — лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле — лицо, занимающее должность в государственном органе.

Должность — это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу. Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.

Специальным актом, регламентирующим государственную службу, является Положение о федеральной, государственной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г.

Положение ввело понятие федерального государственного служащего как гражданина РФ, занимающего в порядке, предусмотренном этим Положением, оплачиваемую государственную должность. В данном контексте под государственной должностью понимается должность в федеральных государственных органах, организациях, служба в которых определяется названным Положением.

Государственных служащих по характеру полномочий делят на должностных лиц, оперативный состав, технический и вспомогательно-обслуживающий состав .

Должностные лица — государственные служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последствиями (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т. д.). К ним относятся также служащие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления).

Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники милиции, другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).

Оперативный состав — это государственные служащие — специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций. Они не имеют права совершать юридически властные акты в отношении граждан. Это служащие, которые работают над подготовкой проектов различных решений (юристы, экономисты и др.).

Технический и вспомогательно-обслуживающий состав — государственные служащие, служебная деятельность которых не связана с выполнением действий, влияющих на решения этого органа (например, технические секретари).

Согласно ст. 21 закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления” муниципальными служащими являются “лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления”. В уставе муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами определяются правовое регулирование муниципальной службы, в том числе и требования к должностям, правовой статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой.

§ 1. Понятие государственной службы и ее виды

В Советском государстве за все время его существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе.

Широкое распространение получило следующее ее понимание: государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хо­зяйственных услуг (например, ремонт), а в осуществлении адми­нистративных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций.

В таком широком пони­мании государственная служба сводилась, по существу, к работе в любого рода государственных организациях, т.е. в государствен­ных органах, государственных учреждениях (школы, больницы, вузы, культурно-просветительные учреждения и др.), на государ­ственных предприятиях (руководители, инженерно-технический персонал и др.).

Нетрудно заметить, что в подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой ос­новной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян.

При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государствен­но-бюджетных средств.

Наряду со столь широким пониманием государственной служ­бы существовала ее трактовка в узком смысле.

Соответственно го­сударственной службой считалось не любое выполнение непроиз­водственных функций в той или иной государственной организа­ции, а только деятельность людей, входящих в аппарат государст­венных органов, в состав администрации государственных пред­приятий и учреждений.

Применительно к сфере государственного управления это означало, что государственная служба представля­ет собой деятельность административно-управленческого персона­ла государственных организаций, т.е. таких работников, которые являются непосредственными участниками в той или иной форме процесса реализации функций исполнительно-распорядительного (государственно-управленческого) характера.

В порядке осущест­вления государственной службы в узком (управленческом) смысле происходит и руководство поведением государственных служа­щих в широком смысле (например, ректор вуза и его профессорско-преподавательский состав, заведующий поликлиникой и лечащие врачи).

Нормами административного права регулировалась деятель­ность государственных служащих, составляющих административ­но-управленческий персонал, в то время как деятельность других категорий государственных служащих была объектом регулирова­ния преимущественно нормами трудового права, т.е. как и ра­бочих.

Такой была ситуация до 1993 г. Конституция РФ 1993 г. закре­пила в ведении РФ федеральную государственную службу (п. «т» ст. 71).

В декабре 1993 г. Президентом РФ было утверждено Поло­жение о федеральной государственной службе – по существу, пер­вый нормативно-правовой акт, специально посвященный государ­ственной службе.

Дальнейшее развитие оно получило в Федераль­ном законе «Об основах государственной службы Российской Фе­дерации» от 31 июля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990).

И сей­час имеются достаточные основания для того, чтобы получить ответ на вопрос: что представляет собой государственная служба в ее современном понимании?

В самом общем виде государственная служба понимается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения пол­номочий государственных органов (ст. 2 Закона).

Сразу же обращает на себя внимание ограничительное понима­ние этого вида деятельности.

Таковой не признается работа в госу­дарственных учреждениях и на государственных предприятиях, даже если она связана с выполнением чисто управленческих или иных организационных функций, поскольку учреждения и пред­приятия не являются государственными органами.

Следующее ограничение понятия государственной службы свя­зано с тем, что для того, чтобы быть признанным в качестве госу­дарственного служащего, необходимо занимать государственную должность, учрежденную в соответствующем государственном ор­гане.

Ограничение в данном случае состоит в том, что далеко не всякая должность, занимаемая лицом в аппарате того или иного государственного органа, признается в качестве государственной.

Существуют специальные реестры (перечни) государственных должностей.

А это свидетельствует о том, что не любой работник государственного органа может быть признан государственным служащим (например, лица обслуживающего персонала типа уборщика, гардеробщика, истопника и т.п.).

Наконец, даже занятие некоторых государственных должнос­тей не влечет за собой автоматического признания факта государ­ственной службы и соответственно лица, занимающего такую должность, государственным служащим.

Законодателем установ­лено, что государственные должности, устанавливаемые Консти­туцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, не имеют отношения к государственной службе.

Точнее, лица, занимающие должности такого типа, государствен­ными служащими не являются.

Какие же должности имеются в виду в данном случае?

Оказы­вается, что это Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители ор­ганов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ, депутаты, министры, судьи.

В буквальном смысле, следовательно, Председатель Правительства РФ не является государственным служащим, а его заместители являются; федеральный министр – не государственный служащий, а его заместители – служащие и т.п.

Государственные должности, не влекущие за собой признание лиц, их замещающих, государственными служащими, тем не менее учреждаются для непосредственного исполнения полномо­чий государственных органов (ст. I Закона).

Ясный и четкий ответ на этот вопрос практически отсутствует.

Можно ли после всего изложенного считать, что под государст­венной службой подразумевается замещение государственных должностей в государственных органах? Конечно, нельзя, так как можно занимать государственную должность и не быть государст­венным служащим.

В русском языке термин «государственная служба» означает состояние на службе у государства, пребывание на государствен­ной службе.

Что же она собой представляет?

Законом определено следующее:

а) государственная служба есть профессиональная деятель­ность.

Но профессиональной является и деятельность инженера, врача, преподавателя и т.п. Значит, одного этого признака еще недостаточно для правильного понимания государственной службы;

б) государственная служба внешне выражается в замещении государственной должности.

Сам по себе и этот признак еще ни о чем не говорит, ибо, как уже отмечалось, даже занимая такую должность, можно оказаться за рамками государственной служ­бы. Однако должность как категория предусматривается в качест­ве первичной ячейки организационной структуры государствен­ных предприятий и учреждений. Так, государственные вузы объ­являют конкурсы на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава. Эти должности определены государством, а потому имеют все основания также именоваться государственными. Следовательно, требуется дальнейшее уточне­ние признаков государственной службы;

в) государственная служба находит свое выражение в замеще­нии особой категории государственных должностей – законода­тель называет их государственные должности государственной службы.

Их особенность заключена в обеспечении исполнения полномочий государственных органов. Это уже существенно отли­чает государственную службу от работы на государственных пред­приятиях и в учреждениях;

г) государственная служба выражается в ответственной дея­тельности по реализации служебных обязанностей, определяе­мых характером данной государственной должности государст­венной службы.

Это наиболее значимый признак государственной службы;

д) государственная служба предполагает выполнение лицом, замещающим соответствующую должность, таких обязанностей, которыми обеспечивается реализация полномочий, которыми на­делен данный государственный орган;

е) государственная служба предполагает денежное содержание лица, замещающего государственную должность государственной службы, за счет средств государственного бюджета.

В свое время это называлось жалованьем.

Данный признак не специфичен для государственной службы. В таком же порядке получают денежное вознаграждение лица, занимающие государственные должности, но не являющиеся при этом государственными служащими. Ана­логично содержание многих работников государственных пред­приятий и учреждений.

Приведенные положения в совокупности дают представление о современном понимании государственной службы.

Государственная служба в видовом варианте подразделяется на:

а) федеральную;

б) службу субъектов РФ.

Кроме того, можно выделить военную службу, а также (предположительно) гражданскую службу. Особое место отводится муни­ципальной службе, которая по своему характеру не является госу­дарственной.