Познавательный проект «Пришла весна, прилетели птицы. Работа над проектом "птицы весной"


Наш мир удивителен и многообразен, но мы часто проходим мимо многого, не замечая. Только тогда, когда мы научимся все замечать, жизнь наша наполнится чудесами, и мы будем любить все, что создано на земле и относится ко всему бережно. Главное, что должен научиться понимать ребенок: Быть добрым – это счастье! Поэтому надо как можно раньше приучать его любить животных, птиц, лес, поле, солнце, и синее небо. Весь мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, и именно в мире природы начинает он свое путешествие в познание.






Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети и их родители Ожидаемые результаты: Расширение кругозора детей о зимующих птицах. Сближение детей и родителей в процессе совместной работы. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.


Выполнение проекта: Загадки о зимующих птицах; Наблюдение за птицами на участке; Чтение и заучивание стихов про птиц; Игра «Собери птичку» из 2 – 3 частей; Занятие «Веточка рябины», лепка; Игра с персонажем «У кормушки»; Работа с родителями: Изготовление кормушек, приобретение корма для птиц, засушивание ягод рябины.





Прилет птиц

Природа щедра, разнообразна и насыщена знаменательными событиями, которые мы, живя в городе, не только не замечаем, но иногда даже и не догадываемся об их существовании. Особенно богаты на события весенние месяцы: даже, если бы не было таяния снегов и разлива рек, появления первоцветов и движения соков деревьев, одного прилета птиц хватило бы на то, чтобы весь апрель провести в поле, в лесу, у реки, на озерах и болотах. Мне повезло, и несколько дней в конце первой декады апреля я провел в Мещере, в районе Великих озер. Все фото сделаны там 8-11 апреля этого года. Первыми прилетают, конечно, грачи. Это происходит еще в разгар зимы - в середине марта. Потом, ближе к апрелю как-то сразу появляются чайки, утки, некоторые кулики. Это вторая волна прилета.
Из певчих птиц во второй волне прилетают скворцы - они сразу заметны в городах в районе теплотрасс, а в деревнях - у скворечников, которых, правда, почти уж и не осталось. Поэтому скворцы сидят на проводах. Вот так: Это скворцы местные, здесь они родились и выросли, здесь они будут гнездоваться. От пролетных, которые выжидают погоду в более северных районах, их отличить просто: пролетные скворцы не поют. А ночуют пролетные скворцы плотными стаями на каком-то выбранном ими дереве. Вот так:
В стаях скворцов часто встречаются дрозды, причем, разные: и певчие, и рябинники и крупные дерябы. В одно время со скворцами прилетают зяблики, трясогузки, зарянки, овсянки обыкновенные и камышовые, жаворонки. Но я забыл сказать про чибисов. Чибисы прилетают одними из первых. Я видел чибиса в районе старицы Оки в Солотче двадцатого или двадцать первого марта: кругом лежали нетронутые снега, стояли настоящие зимние морозы, а он летел, как ни в чем не бывало. Чем он кормился? Как он выжил? Выжил ли вообще? У меня что-то сжимается в сердце каждый раз, когда я вспоминаю этого отважного разведчика, посланного проверить, когда можно лететь стае. Посланного, возможно, на верную смерть.
Чибисы - отважные кулики. В эту поездку я наблюдал, как несколько чибисов напали на черного коршуна - и он спасался бегством! Настоящий воздушный бой, с виражами, боевыми разворотами - чибисы очень маневренны, одно время авиаконструкторы даже пытались использовать их форму крыльев для истребителей воздушного боя.
Чибисы сейчас живут на слегка оттаивающих днем, но замерзающих ночью болотах, в соседстве с чайками и с другими куликами: травниками, красноножками. Ночью они жмутся к кочкам, распушают перья, а днем носятся над болотами стаями, часто тоже смешанными.
Но главное событие начала апреля - пролет гусей. С приходом волны тепла над Мещерой летят сотенные гусиные стаи - за день можно насчитать тысячи гусей, настоящие караваны. Часть из них остается и гнездится на здешних бесчисленных болотах, так что гусиные косяки можно встретить в Мещере до первых чисел мая. В этом году весна была поздняя, холодная, затяжная, и первые гуси появились только 11 апреля, в день, когда мне нужно было уже уезжать. Но несколько стай я все-таки успел сфотографировать. А вот уток в этом году в Мещере почти нет. Не было их и осенью: егеря говорили мне, что осенью 2005 при отлете вместо десятков тысяч уток на озерах собирались стаи только в пятьсот-шестьсот птиц.

(ФОТО И СТАТЬЯ ОТ НИКОЛАЯ ЧУКСИНА)

Разновозрастная группа

Цель проекта : закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми.

Задачи: расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах; учить детей составлять описательный рассказ по картинкам; развивать монологическую и диалогическую речь; развивать мелкую моторику рук; научить выделять и называть их характерные особенности: оперение, размер, голос; развивать наблюдательность, память; формировать доброе отношение к птицам.

Вид проекта : групповой, семейный, краткосрочный.

Сроки реализации : 1 неделя.

Участники проекта : дети от 4 до 6 лет, родители воспитанников и воспитатель.

Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проблема:

Недостаточное знание детей о перелётных птицах.

Утрата нравственных форм современных родителей.

Ожидаемые результаты :

1. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о перелётных птицах;

2. Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им (изготовление скворечников), конкурс- выставка скворечников « Самый лучший скворечник»;

3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению отношений между родителями и детьми;

4. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

5. Активное участие родителей в реализации проекта.

Идеи проекта :

  1. Развитие познавательных способностей дошкольника и родителя.
  2. Проявление интереса детей.
  3. Подготовка родителя к сотрудничеству с воспитателем и ребёнком.

Проект опирается на научные принципы её построения (в соответствии с ФГОС).

Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

Опора на внутреннюю мотивацию: с учётом опыта ребёнка, создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.

Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.

1 этап: Подготовительный.

Чтение рассказов и стихов о птицах. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображениями птиц. Приобщение родителей к совместной деятельности. Дидактические игры.

2 этап: Основной.

Беседа на тему «Берегите птиц!». Чтение художественной литературы о птицах. «Вечер загадок». Узнавание птиц по описанию, по повадкам (клюёт, летает, вьёт гнездо).

Познавательное развитие.

Птицы, которые прилетают весной. (Грач, скворец, ласточка, жаворонок.)

Закрепить знания детей о перелетных птицах и их названиях: грач, скворец, жаворонок, ласточка. (Дети слушают рассказы и стихи о птицах, рассматривают картинки и иллюстрации, находящиеся в группе на доске.)

Художественно-эстетическое развитие. Конструирование

Домики для птиц (из конструктора, имеющегося в группе).

Учить делать несложные постройки и обыгрывать их. Развивать навыки анализа и сравнения, сравнивать по виду, месту обитания, особенностями жилища, питания, выведения птенцов.

Речевое развитие.

Заучивание и чтение стихотворений о перелётных птицах, обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах. Отгадывание загадок о птицах. Чтение художественных произведений о птицах

К.Д. Ушинский «Ласточка»; Н.Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А.Плещеев «Сельская песенка»; О.Высотская «Журавли»; А.Майков «Ласточка примчалась»; Н. Сладков «Ласточка».

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Прилет птиц.

Учить сравнивать и передавать в рисунке характерные черты строения птиц; показать красоту перелетных птиц и их птенцов.

Художественно-эстетическое развитие. Лепка.

Показать красоту природных объектов: перелетных птиц и их птенцов; создавать декоративные композиции из фигурок птиц, деревьев, гнезд, «Птичий двор»; развивать мелкую моторику.

3 этап: Заключительный.

Подведение итогов по реализации проекта «Перелетные птицы».

Выставка рисунков детей, поделок. Выставка скворечников.

Вывод .

Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных птицах. Узнали о их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Принимали участие в изготовлении скворечников, что помогло укрепить взаимоотношения родителей и детей. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными родителями. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые должны помогать птицам. Дети с гордостью показывают свои скворечники, которые находятся на участке, всем гостям. Они стали более отзывчивыми и добрыми.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска детский сад общеразвивающего вида №136

  • Тип проекта: творческо-информационный.
  • Вид проекта: средней продолжительности.
  • Тип проекта: информационно-творческий.
  • Продолжительность проекта: 3 недели (30 марта - 14 апреля 2015г.) .
  • Участники проекта: дети подготовительной группы - 22 человека; воспитатели группы; родители.
  • Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа) .
  • Форма работы: индивидуальная, групповая.

Актуальность:

Проблема: недостаточное представление у детей о временах года.

С развитием информационно-коммуникационных технологий и в условиях повышенной занятости родителей дети ограничены в общении с природой и социумом, и имеют слабые представления о мире природы, о процессах, происходящих в определённые времена года, что значительно искажает картинку окружающего мира. В условиях Заполярья, когда весна приходит позже календарной весны, особенно трудно изучать основные признаки весны.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту людей в весенний период, о весенних праздниках и историей их возникновения.

В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Планирование детской деятельности в режимных моментах, свободной деятельности, занятий в образовательных областях , «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» в ходе реализации проекта помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Просыпается весной природа…» .

Задачи проекта:

  • Расширить представления о сезонных изменениях в природе (просыпание природы от зимнего сна, появление почек, первой травы, увеличение светового дня, прилёт птиц с юга и т.п.) , о труде людей весной.
  • Расширить и углубить знания о жизни птиц и животных в весенний период.
  • Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
  • Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к природе.
  • Продолжать учить детей формулировать причины всех весенних изменений.
  • Развивать у детей, любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно - творческой деятельности
  • Совершенствовать у детей умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
  • Познакомить с весенними праздниками, приметами.
  • Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.
  • Разучить стихотворения русских поэтов о весне.

Предполагаемые результаты:

  • Расширение представлений о весенних сезонных изменениях в природе, о труде людей весной.
  • Расширение и углубление знаний о жизни птиц и животных в весенний период.
  • Обогащение словаря детей.
  • Повышение уровня умений интонационной выразительности речи и темпа, умения передавать различные эмоции.

Этапы проекта:

1 этап – организационный.

Получение сведений о первоначальном уровне знаний на тему «Признаки весны» , выявление «пробелов» в этой области. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. Методическое обеспечение проекта. Подбор художественной литературы.

Интервьюирование детей на тему «Признаки весны»

Беседа: «Весенние месяцы»

Создание развивающей среды в групповом помещении для реализации проекта;

2 этап –практический.

Что было проведено:

Образовательные области Виды детской деятельности

Игровая деятельность Д/и «Времена года» , «Картинки из сюжета» , «Контрасты» .

Физическое развитие П/и с правилами «Перелет птиц» , «Ручеек» , «Скворцы и кошка» .

Физминутки «Лесная лужайка» , «Дерево» .

Познавательное развитие Занятия «Птицы прилетели – весну принесли» , «Беседа о весне» .

Работа с календарём погоды – развивать наблюдательность.

Наблюдение за деревьями, за таянием снега, обратить внимание на более освещенные места.

Наблюдение за посадками фасоли и лука.

Упражнение «Кто весной к нам прилетит» - закреплять знания о перелетных птицах.

Рассматривание книги «Времена года» .

Д/у «Назови перелетных птиц» .

Социально-коммуникативное развитие Занятие «О чем поют птицы весной» , «Первоцветы» .

Беседа «Почему мы любим весну» , «Насекомые – польза и вред» . Пословицы и поговорки о весне.

Ситуативный разговор с детьми: «Осторожно – сосульки/снег с крыши» .

Д/и «Назови весенние месяцы» .

Сл. /и «Назови ласково» , «Я знаю 5 признаков весны» .

Речевое развитие Занятие «Весна идет» , «Птицы» , «Лес» , «Стихотворение Г.Новицкой «Вскрываются почки» », «Цветы» .

Беседа «К нам весна пришла, радость принесла» , «Перелетные птицы» .

Игры «Времена года» , «Загадки о весне» , «Пословицы и поговорки о весне» .

Разучивание Ф.Тютчев «Весна недаром злится» .

Чтение Я.Аким «Апрель» , Г.Скребицкий «Весна» , «На лесной полянке» , «Март, апрель, май» , А.Прокофьев «Веснянка» , А.Барто «Веревочка» .

Художественно-эстетическое развитие Рассматривание картин Левитана «Весна» , «Грачи прилетели» .

Аппликация «Сосульки»

Рисование: «Весенние цветы» , декоративное рисование «Завиток» , «В мире животных» .

Слушание «Звуки живой природы» .

3 этап – заключительный.

Проведение итогового занятия «Беседа о весне» .

Результаты проекта:

  • Знания детей о весенних сезонных изменениях в природе, о труде людей весной расширились.
  • Знания детей о жизни птиц и животных в весенний период расширились.
  • Словарь детей пополнился новыми словами.
  • Накопление опыта передачи различных образов в рисунке.
  • Усовершенствование умения подбирать существительные к прилагательному, синонимы, антонимы, способности сочинять оригинальные рассказы, пересказа литературных произведений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «БЕСЕДА О ВЕСНЕ»

Цель: формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

  1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.) .
  2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички) ; развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; закрепить умение конструировать из бумаги; развивать коммуникативные навыки.
  3. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Планируемые результаты: сформированы представления о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, возвращаются перелетные птицы) ; умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Ход занятия

Воспитатель: – Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте.

1. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (весной)

2. Была белая седая

Пришла зелёная молодая? (зима-весна)

Воспитатель: - Молодцы вы правильно отгадали загадки.

Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель» .

Воспитатель: – Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Дети слушают мелодию весенняя капель.

Воспитатель: – Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: – Почему ты Арина (Таня, Артём и т.д.) так думаешь?

Дети: – Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: – Значит, о каком времени года эта музыка?

Дети: – О весне.

Воспитатель: – Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

За дверью слышится карканье

Воспитатель: – Ой, ребята мне показалось или вы тоже, что-то слышали. Пойду-ка я посмотрю.

Воспитатель за дверью берёт Каркушу и вносит в зал

Воспитатель: – Дети, посмотрите кто нам за дверью каркал, кто это?

Дети: – Каркуша.

Воспитатель: – Узнали, молодцы, а Каркуша ребята очень, обеспокоена.

Воспитатель подносит Каркушу к уху.

Она говорит, что летала в лес и там ещё морозно и холодно, а в городе давно уже весна и Каркуша просит вас помочь ей позвать весну в лес, поможем Каркуше?

Дети: – Поможем.

Воспитатель: – Ребята, а чтобы Каркуше помочь, нужно нам до леса добраться. На чём можно быстро добраться до леса?

Дети: – На машине, на самолёте, вертолёте.

Воспитатель: – Хорошо, а я предлагаю построить самим летательный аппарат и назвать его как-то по - весеннему, как мы назовём наш летательный аппарат?

Дети: – Весналёт и т.д.

Воспитатель: – Вот мы и построили наш весналёт занимайте места.

Дети по 3 человека встают в обручи

Воспитатель: – Каркушу берём с собой. Заводим мотор. Полетели ребята! А чтобы весну в лес позвать, о ней надо многое знать. Вот мы прилетели в лес.

На экране фото леса

Воспитатель: – Посмотрите ребята, а в какой мы лес прилетели? В весенний или зимний?

Дети находят признаки весны

Дети: – В весенний, потому что нет сугробов, снега на ветках, видно проталины и светит солнце.

Воспитатель: – А какие признаки весны вы ещё знаете?

Дети: – Капают сосульки, снег потемнел и тает ит. д.

Воспитатель: – Какие вы молодцы, назовите первый месяц весны?

Дети: – Март.

Воспитатель: – Правильно, а март в народе называют капельником, дни со звонкими капелями-солнечниками.

Воспитатель: Какие еще весенние месяцы вы знаете? Правильно, апрель и май!

За изменчивый характер апрель на Руси получил много народных прозвищ: капризник, обманщик, плут, лукавец; в апреле куда ни глянь - везде вода, а отсюда новые имена: водолей, снегогон, “месяц живой воды”.

А почему апрель называют: “месяцем живой воды”?

Ещё, в древней Руси этот месяц называли “цветнем”, потому что именно в апреле появились первые цветы-первоцветы.

Может быть. Вы знаете какие-нибудь первые цветы? (ответы детей)

Мать-и-мачеха, одуванчик, подснежник.

  1. Один из первых цветов весны с необычным названием, но объяснение ему существует: если взять в руки, но не рвать листочки этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху твёрдый и холодный. Вот и назвали его мать - и - мачеха.
  2. Каждую весну встречаю я на своей полянке чудесное растение- гусиный лук. В каждом цветке у него шесть жёлтых лепесточков. Цветки собранны букетиком на не высоком стебельке. А рядом со стеблем поднимаются из земли один единственный длинный и узкий листок. Это и есть гусиный лук. В земле у гусиного лука небольшая луковица, что остаётся зимовать. За эту луковицу и назвали гусиный лук луком. Ну, а почему гусиный лук назвали именно гусиным? Когда – то гусиного лука было очень много. И старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, которые они очень любили… Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка – гусиный лук. И верно, стоит появиться первым цветкам гусиного лука, как тут же замечаю я высоко – высоко в небе стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою Родину.
  3. Медуница. В апреле начинает цвести необыкновенно красивый цветок. Любят это растение шмели и пчёлы за обильный для ранней весны нектар. За медовую дань так и прозвали этот цветок. Его ни с каким другим цветком не спутаешь: на одном стебле и розовые, и фиолетовые, и синие цветки красуются.
  4. Одуванчик:

А я цветочек желтенький
С зелёным стебельком,
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.

5) Фиалка:

На солнечной опушке
В траве стоит она
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.

И тут поможет нам смекалка
Все зовут цветок… (фиалка)

6) Хохлатка: Зацветает этот весенний цветок очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. А у каждого цветочка длинный вырост – хохолок. Радует нас этот хрупкий цветок недолго.

А теперь ваши глазки должны отдохнуть.

Упражнение для глаз.

Быстро – быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай, (моргать 10 раз)
Чтобы зоркими нам быть, нужно глазками крутить,
Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала, (повернуть глаза влево, вправо, вверх вниз 10 раз)

Зорче глазки чтоб глядели

Разотрём их еле – еле (массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз)

Нужно глазки открывать,

Чудо чтоб не прозевать (широко открывать глаза, закрывать с интервалом в 30 секунд) .

Воспитатель: Давайте послушаем сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему так назвали этот прекрасный цветок.

Сказка о подснежнике (обыгрывают сказку) .

Однажды старуха Зима со своим спутником Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Пригрело ласковое Солнышко, растопило потемневший снег, появились лужицы. А на поляне под деревом цветок вырос. Синий – синий и очень тонкий. Родился он под снегом, вот его и назвали – Подснежник.

Вы и в правду о весне много знаете, а теперь пришла пора весну закликать.

Физкультминутка:

Улыбаются все люди,
Весна! Весна! Весна!
Она везде она повсюду,
Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянки,
Идёт! Идёт! Идёт!
На солнышке зовёт погреться,
Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,
Звенит! Звенит! Звенит!
По камушкам река широко,
Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,
Цветы! Цветы! Цветы!
И всё живое сразу слышит,
Весенний звон!

Воспитатель: – Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?

Дети: – Грач.

Воспитатель: – Правильно.

Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на вскач
А зовётся птица-грач.

Воспитатель: – А каких перелётных птиц вы ещё знаете?

Дети: – Скворцы, ласточки ит. д.

Воспитатель: – Ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется «Прилетели птицы» .

Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.

  1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
  2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.
  3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

Воспитатель: - молодцы вы были очень внимательны.

Посмотрите дети, что-то наша Каркуша заскучала. Я предлагаю вам сделать для Каркуши подарок. Давайте сядем за столы. Сядем красиво, спинка прямая. Мы подарим Каркуши жаворонка (из бумаги, приготовить заранее) .

Воспитатель: - Жаворонки – жавороночки, летите весну на крыльях несите.

Каркуша, посмотри, какого для тебя жаворонка мы сделали. Теперь ты не одна о весне стрекотать будешь. Ребята, Каркуша очень довольная осталась и говорит вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад. Экипаж занимает места. Заводи мотор! Полетели!

Вот мы с вами и в детском саду.

Ребята, как вы думаете, мы помогли Каркуше весну позвать?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А как вы помогли?

Дети: - Загадки отгадывали, весну закликали, жаворонков делали.

Воспитатель: - Вы молодцы! Много знаете о весне. Вы дружные ребята. На этом наше занятие окончено.

Сценарий общешкольного мероприятия «Встречаем перелетных птиц – наших соседей.
У каждого живого существа должен быть свой дом!»

Подготовила: воспитатель, педагог-организатор СОГБОУ «Красноборская санаторно-лесная школа» Худобец Ольга Владимировна
Цель: Помочь птицам в весенний период обустроить свои гнезда. Привлечь внимание обучающихся школы и педагогического коллектива к проблеме выживания и сохранения популяции птиц. Формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся школы в природоохраняемой зоне Красный Бор.
Задачи:
Обучающие:
Привлечь внимание обучающихся к природоохраняемой зоне Красный Бор;
Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
Выбрать и изучить чертежи для построения скворечников;
Учить видеть и понимать красоту живой природы;
Учить основам экологических знаний;
Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, птиц, животных и человека.
Воспитательные:
Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.
Сплочение детского коллектива обучающихся;
Развивающие:
Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
Возрождение традиций изготовления скворечников, как способ сохранения численности популяции птиц в природоохраняемой зоне Красный Бор.
Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.
Инвентарь: готовые скворечники, проволока для крепления скворечников, лестницы
Участники: обучающиеся 3-9 классов, учителя, воспитатели, администрация школы
Время проведения: 30 минут.
Начало в
Ход проведения:

Вед:
На Руси всегда любили мелких птиц, селившихся рядом с человеческим жильем, их считали божьими созданиями и добрыми вестниками. На Руси мода на птичьи теремки пришла с Петром Первым. Великий государь любил приятные мелочи и забавные вещицы. Увидев во время своего путешествия по Европе скворечник, он ввел эту традицию строить для птиц жилища. Этой традиции уже больше трехсот лет.
И наша школа приняла участие в проекте «Встречаем перелетных птиц – наших соседей. У каждого живого существа должен быть свой дом!»
Первым этапом в январе месяце была подготовка кормушек из подручного материала. Активное участие приняли в этом мероприятии обучающиеся 3,4,5 и 6 классов. Совместно с учителем химии и биологии Чеберяко Еленой Владимировной и классным руководителем 4 класса Зуевой Натальей Петровной подготовлены и вывешены кормушки для зимующих птиц и лесных животных. Вторым этапом было разработка схематического плана построения скворечников. Самостоятельное изготовление скворечников при непосредственной помощи учителя технологии Попова Алексея Владимировича. Активное участие в изготовлении скворечников приняли обучающиеся 6 и 8 классов. Вывешивание скворечников сделанных руками обучающихся школы, как забота о пернатых друзьях, встреча с ними. Привлечение обучающихся к практической деятельности по охране родной природы. Возрождение популяции птиц в природоохраняемой зоне Красный Бор.
Какие же птицы обитают в нашей полосе.
Послушайте загадки и отгадайте о каких птицах идет речь. 3-4 класс рассказывают загадки, а обучающиеся других классов пытаются отгадать о каких птицах идет речь.

На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птица бойкая.(Щегол)

Звонко свистнет тут и там
Мышкой лазит по стволам,
Тонкий свист достигнет уха,
Значит где-то здесь(Пищуха)

Над волнами в бурном море
Реют птицы на просторе
Птицы рыбку любят очень,
Днем охотятся и ночью.
По одной летят и стайкой
Гордых птиц зовем мы (Чайкой)

Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках
Часто хвостиком трясет,
И под крышею живет
Комары ее закуска
Это птичка (Трясогузка)

Синих крылышков красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком (Сойка)

Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья,
Промелькнет не разглядишь,
Так летает только (Стриж)

Все ворует, что блестит,
Глаз ее за всем следит.
На хвосте, приносит вести,
Нрав болтливый, всем известен
На ветвях сидит высоко,
А зовут ее (Сорока)

Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами (Сова)

Вот пернатый. Городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
Дайте хлеба крошку!
Я устал чирик-чирик,
И замерз немножко (Воробей)

Посмотрите на балкон
Он с утра воркует тут.
Эта птица почтальон,
Пролетит любой маршрут (Голубь)

Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик,
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми, ее бедняжку.
Дай и семечек, и сала
Чтоб зимой ей легче стало (Синица)

Вот пернатый сел на сук
И колотит, тук-тук-тук.
Ищет пищу под корой
Он голодною порой (Дятел)

Во дворе я- королева,
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна (Ворона)

Майским вечером в прохладу.
А в июне и в жару
Вывожу свои рулады
В парке. Роще и в бору.
Эти трели, переливы
Мелодичны и красивы (Соловей)

Встали братья на ходули.
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти (Овсянка)

Вед: Молодцы, все загадки отгадали. Как много птиц обитают у нас в Красном Бору. А теперь переходим к главной части нашего мероприятия вывешивание деревянных домиков для перелетных птиц.
Обучающиеся совместно с учителем технологии Поповым Алексеем Владимировичем крепят скворечники совместно с обучающимися 6 и 8 класса.
Фотоотчет отправлен на сайт школы.