Пожарная безопасность. Общие требования пожарной безопасности Какие требования пожарной безопасности

Пожарная безопасность подразумевает надлежащее состояние объекта с исключением возможности возникновения очага возгорания (пожара) и его распространения в пространстве. Обеспечение пожарной безопасности – приоритетная задача для любого предприятия, организации, учреждения, офиса и частного дома. Более глобальной задачей является обеспечение такой безопасности для населения в пределах конкретного населенного пункта. Создание системы защиты регламентировано законом и нормативными документами различных ведомств.

На каждом объекте обязательно существует инструкция и правила противопожарной безопасности. Нужно помнить, что к факторам, влияющим на возникновение пожара, относятся:

  • Открытый огонь;
  • Искра;
  • Повышенная температура воздуха;
  • Наличие продуктов горения;
  • Недостаточное количество кислорода в воздухе;
  • Замыкание электрической проводки;
  • Взрыв и т. п.

Приоритетные направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности имеет несколько направлений. Выполнение предписанных требований по каждому направлению обеспечивает полноценное функционирование противопожарной системы в целом. Во всех отраслях народного хозяйства необходимо неукоснительно соблюдать Правила и инструкции по противопожарной безопасности. Эти предписания являются общими.

Специальные поправки могут вноситься при составлении инструкций на конкретном объекте.

Порядок обеспечения пожарной безопасности включает в себя следующие направления:

  • Соблюдение всех правил противопожарного режима;
  • Наличие необходимой документации об установлении противопожарного режима;
  • Исключение факторов, влияющих на возникновение пожара;
  • Выполнение норм и требований по содержанию эвакуационных путей и выходов;
  • Соответствие архитектурных и конструктивно-плановых решений установленным требованиям;
  • Установка в зданиях, сооружениях, помещениях систем автоматической защиты от пожара;
  • Техническое обслуживание подсистем автоматической защиты;
  • Контроль над работой коммуникаций здания;
  • Всестороннее обеспечение работы структурных подразделений пожарной охраны;
  • Проведение спасательных работ.

Перечисленные основные направления в обеспечении пожарной безопасности, несомненно, являются важными. Особое внимание нужно уделить соблюдению противопожарного режима. Для выполнения этого требования необходимо проводить обучение ответственных лиц и руководителей предприятий по специальной программе. На каждом объекте (независимо от сферы деятельности) должна разрабатываться инструкция о противопожарной безопасности, а с работниками необходимо проводить регулярные инструктажи. Возможно создание добровольных дружин. Периметр объекта должен быть оснащен средствами пожаротушения. Такого рода средства являются первичными, и к их числу можно отнести:

  • Огнетушители (ручные, передвижные, автоматические);
  • Пожарные щиты.

Какие основные требования необходимо выполнить?

Противопожарный режим для каждого структурного органа является индивидуальным. Он должен отвечать общим требованиям, установленным законодательными актами, но с учетом специфики деятельности предприятия. В распорядительном документе должна отображаться следующая информация:

  • Определение и создание мест для курения;
  • Четкое установление места и количества находящегося в помещении сырья, готовой продукции и т. п.;
  • Составление графика уборки;
  • Установление режима хранения спецодежды;
  • Порядок отключения источника энергоснабжения в штатной ситуации и в случае возникновения ЧС.

В типовой инструкции или приказе также регламентируются проведение любого вида пожароопасных работ, осмотр помещений по окончании рабочего дня, алгоритм действий сотрудников в случае обнаружения источника возгорания. Для решения вопросов по проведению систематического инструктажа и специальных занятий назначается ответственное лицо. Для исключения условий, которые могут спровоцировать пожар, следует соблюдать технику безопасности, например: электрические приборы должны эксплуатироваться и содержаться в соответствии с технической документацией.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем соблюдения всех норм по содержанию эвакуационных выходов. Их количество должно быть достаточным для эвакуации всех сотрудников. Они обязаны соответствовать требованиям по высоте, ширине и продолжительности. Двери на таких выходах должны быть, как правило, противопожарными. План эвакуации при пожаре должен быть разработан и размещен в помещении таким образом, чтобы он был доступен для обозревания. Эвакуационные выходы должны оснащаться указательными знаками, показывающими направление движения.

В зависимости от функциональных особенностей и назначения здания определяется подкласс пожарной опасности. При проектировании и строительстве должна учитываться степень огнестойкой пожарной опасности. Здания обязательно оснащаются пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения, системами оповещения и управления эвакуационным процессом, подсистемами защиты от дыма.

На видео – о занятиях о противопожарной безопасности с персоналом предприятий:

Типовые инструкции о мерах пожарной безопасности

Руководители или ответственные лица на каждом объекте разрабатывают инструкцию о мерах пожарной безопасности. Специализированные положения должны вноситься в такой распорядительный документ, если на предприятии имеется взрывоопасный или пожароопасный участок. В вопросах обеспечения противопожарной безопасности могут дополнительно создаваться комиссии или добровольные отряды.

Если в инструкции описываются специальные правила, то они должны быть согласованы с органами пожарного надзора в установленном законом порядке.

Работники подразделений могут допускаться к рабочему месту только после проведения инструктажа. Руководители учреждений, а также лица, ответственные за противопожарную безопасность, обязаны выполнять следующие требования:

  • Обеспечивать контроль над выполнением требований инструкции о противопожарной защите;
  • Создавать пожарную охрану (подразделения) и обеспечивать всесторонний контроль над выполнением ими своих обязанностей.

При возникновении пожара ответственные лица должны выполнять такие действия:

  • Оповестить службу охраны и дежурные посты о возгорании;
  • Организовать незамедлительную эвакуацию работников и посетителей;
  • Отключить источник электропитания, остановить работы производственного оборудования;
  • Выполнить действия, препятствующие распространению пожара по всему периметру;
  • Осуществить руководство и контроль над тушением пожара;
  • Контролировать действия работников согласно требованиям инструкции о противопожарной защите;
  • Обеспечить эвакуацию товарно-материальных ценностей с целью сохранности имущества;
  • Предоставить подразделению МЧС полную информацию о возможном нахождении на территории легковоспламеняющихся или взрывоопасных веществ.

Выполняя различного рода работу на производстве, важно учитывать причины возникновения пожара:

  • Курение в неположенном месте;
  • Неосторожная работа с легковоспламеняющимися жидкостями;
  • Неправильная транспортировка пожароопасных предметов;
  • Неисправная электропроводка;
  • Наличие открытого огня вблизи взрывоопасных или легковоспламеняющихся средств;
  • Отсутствие средств первичной защиты.

Если на одном этаже здания постоянно находятся от 10 до 50 человек, то, помимо планов эвакуации, помещение должно быть оборудовано системой оповещения. Как минимум два раза в год необходимо проводить специальные учения по эвакуации в случае возникновения пожара. Если учреждение работает круглосуточно, то в инструкции обязательно должны содержаться предписания относительно пожарной безопасности в дневное и в ночное время в отдельности. В помещениях, где есть люди с ограниченными физическими возможностями, должны находиться специальные системы оповещения, в т. ч. звуковые, световые, голосовые, визуальные.

Основные проблемы в сфере защиты от пожаров

Возникновение пожара вызывает множество факторов. Зачастую к такому бедствию приводит обычная халатность человека или несоблюдение им установленных норм и правил. Проблемы обеспечения пожарной безопасности, в первую очередь, связаны с увеличением показателей пожароопасности в стране и в мире. На это влияет множество факторов, например: использование новых средств и материалов, которые содержат нефтепродукты, газ и иные легковоспламеняющиеся вещества.

Количественный рост пожаров связан с тем, что различные материалы, применяемые и в работе, и в быту, производятся в соответствии с техническими достижениями: с применением высокого давления и температур.

Изначально такое сырье обладает повышенным порогом опасности возникновения пожаров. Увеличение количества населения, постройка новых сооружений в случае возникновения пожара влечет за собой огромные убытки и потери.

Решение проблемы высокого уровня пожароопасности можно подразделить на три категории:

  • Экономическую;
  • Психологическую;
  • Техническую.

Только при сочетании всех трех аспектов возможно решение острых проблем в сфере обеспечения противопожарной безопасности. Указанные вопросы являются общими. Самой распространенной проблемой в этой сфере на сегодняшний день является несоблюдение людьми элементарных правил безопасности и требований противопожарной защиты. Возникновение пожара также может быть вызвано:

  • Отсутствием специальных инструктажей с населением;
  • Разработкой и проектированием защитных систем без согласования с государственными органами;
  • Отсутствием или нерабочим состоянием спецсредств пожаротушения и личной защиты на объектах;
  • Недостаточным финансированием .

На видео – пример учений по противопожарной безопасности:

В каких случаях используется технический регламент о требованиях пожарной безопасности, и к каким объектам он применяется? В статье мы расскажем о ФЗ 123 о пожарной безопасности с изменениями на 2017-2018.

из статьи вы узнаете:

Проблемы пожарной безопасности остаются актуальными как в целом для страны, так и для каждого конкретного хозяйствующего субъекта. Ежегодно по всем регионам регистрируются десятки тысяч пожаров, ущерб от которых считается в миллиардах рублей. Возгорания приводят не только к повреждению имущества, но и к гибели людей. Каждый год в России на пожарах погибает несколько тысяч человек.

Государство с такой ситуации вынуждено ежегодно ужесточать требования к обеспечению пожарной безопасности. Они касаются как зданий и сооружений, так и выпускаемой продукции и материалов. Главный нормативный акт, в деталях описывающий требования в данном направлении – ФЗ 123 о ;.

Технический регламент о пожарной безопасности ФЗ 123

ФЗ 123 о пожарной безопасности выпущен именно в качестве технического регламента, определяющего:

  • основные моменты технического регулирования в части защиты от пожаров;
  • главные принципы, с опорой на которые обеспечивается пожарная безопасность.

Соблюдение прописанных в этом документе положений позволит защитить жизнь и здоровье граждан, а также сберечь частное, коммерческое и государственное имущество.

Требования закона распространяются на различные защищаемые объекты. Помимо строений к ним относятся изделия самого разного характера. Положения федерального закона 123 ФЗ о пожарной безопасности принимаются в расчет как при подготовке строительного проекта, так и в процессе эксплуатации объектов.

В законодательном акте представлена информация самого разного свойства. Здесь указываются классы строительных объектов, разрешенное расстояние между ними, допустимые первичные средства тушения пожаров и так далее. Положения документа обязательно учитываются при:

  • разработке проектов, ведении строительных работ, капитальном ремонте и реконструкции зданий;
  • смене функционального назначения объектов и их техническом перевооружении;
  • в процессе эксплуатации и технического обслуживания объектов и изделий, а также при выполнении в отношении них утилизационных мероприятий;
  • создании, принятии, использовании и выполнении прочих нормативных актов, в которых содержатся требования противопожарной безопасности;
  • подготовке документов на самые разные объекты и изделия.

Техрегламент о пожарной безопасности 123 ФЗ начал работать в 2009 году, и с того момента подвергался неоднократным корректировкам. Его появление привело к оформлению серьезных последствий для владельцев защищаемых объектов. Эти последствия имели как административный, так и технический характер.

В соответствии с регламентом пожарная безопасность в нашей стране начала обеспечиваться по новому принципу – ее декларированию. Это позволило разгрузить контролирующие органы. По ФЗ 123 о пожарной безопасности основная ответственность за ее обеспечение была переложена на владельцев. Именно они теперь сами определяют те нормативные требования, которые должны выполняться для конкретного объекта.

Подготовка декларации пожарной безопасности может производиться силами владельца объекта либо с участием специализированной организации. Декларация должна быть зарегистрирована. В процессе регистрации проводятся испытания, по результатам которых может последовать отказ в декларировании (при выявлении недостатков).

Для определенных объектов сохраняется также и схема сертификации. Она может быть добровольной или обязательной, здесь все зависит от типа объекта или изделия.

В технический регламент в этом году было внесено несколько важных корректировок. Одним из изменений стало появление статьи 6.1, которая предусматривает идентификацию объектов. С этого момента все строения и изделия разделяются на классы. Классификация происходит с учетом функциональных и конструктивных особенностей, влияющих на пожарную опасность, а также степени стойкости к возгораниям. Для производственных объектов разделение на классы происходит на основе уровня опасности их возгорания и риска взрывов.

Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности веществ и материалов в зависимости от их агрегатного состояния


Классификация горючих строительных материалов по значению показателя токсичности продуктов горения


Классы пожарной опасности строительных материалов


Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от внешних твердых предметов


Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от проникновения воды

В ФЗ 123 о пожарной безопасности расширился список возможных преград от огня. К их числу отнесены шторы, занавесы и экраны. В разрешенные первичные средства пожаротушения внесены мобильные аэрозольные генераторные огнетушители.

Определенные изменения коснулись и порядка декларирования пожарной безопасности. По действующему закону собственники объектов размером до 1 500 м2 в некоторых ситуациях могут в добровольном порядке готовить такую декларацию. В нее включается информация о наличествующих защитных средствах. Эти сведения нужно обновить в течение 1 года, если на объекте происходят следующие изменения:

  • проводится капитальный ремонт и реконструкция;
  • происходит перевооружение;
  • меняется собственник.

В ФЗ 123 о пожарной безопасности также произошел пересмотр санкций за нарушение предпринимателями установленных норм. Для предприятий и должностных лиц штрафы остались теми же. Для индивидуальных предпринимателей были предусмотрены специальные санкции – им были назначены штрафы в размере 20 000-30 000 рублей.

Если ИП не соблюдает нормы в случае с особым режимом, то наказание для него может составить 30 000-40 000 рублей. Для предприятий эта санкция на порядок больше – 200 000-400 000 рублей. Должностные лица наказываются штрафами в размере 6 000-30 000 рублей, конкретный размер определяется тяжестью допущенных нарушений.

На этой странице вы можете скачать ФЗ 123 о пожарной безопасности в его актуальной редакции. Документ обновляется по мере внесения в него изменений.

Вложенные файлы

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.docx

В данной публикации мы поговорим о том, каким образом определяется соответствие объекта требованиям пожарной безопасности.

Заодно рассмотрим основные подходы, применяемые на практике, исходя из требований действующих нормативных документов.

Основным из документов, устанавливающим правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности является Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент о требованиях пожарной безопасности).

Соответствие объекта требованиям пожарной безопасности однозначно определено в части 1 статьи 6 Технического регламента, которые рассмотрены далее.

Условия соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает нормативных значений, устанавливаемых Техническим регламентом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.

Обязательные требования пожарной безопасности.

Все, казалось бы, предельно просто!

Требования пожарной безопасности, которые устанавливают технические регламенты, принятые в развитие федерального закона о техническом регулировании, должны быть выполнены в обязательном порядке. На данный момент такие требования содержатся в двух нормативно-правовых актах, а именно:

— технический регламент о требованиях пожарной безопасности (он же федеральный закон от 22.07.2008 года №123-ФЗ);

— технические регламент о безопасности зданий и сооружений (он же федеральный закон от 23.12.2009 года №384-ФЗ).

Вначале определяем, соответствует ли объект защиты требованиям указанных технических регламентов. Допустим, объект соответствует.

В таком случае, государство дает нам право выбора: либо соблюдать наряду с требованиями пожарной безопасности, установленными Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, требования нормативных документов по пожарной безопасности, либо подтверждать, что пожарный риск не превышает нормативного значения.

Теперь по порядку…

Требования нормативных документов по пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 ноября 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативными документами по пожарной безопасности признаются следующими:

— национальные стандарты, содержащие требования пожарной безопасности;

— своды правил, содержащие требования пожарной безопасности;

— правила пожарной безопасности;

— действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В настоящее время перечень нормативных документов по пожарной безопасности определен следующим документом:

— Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 года №474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Документы из этого перечня в среде специалистов и проектировщиков принято называть «пожарными» сводами правил и «пожарными» ГОСТами.

Возникает вопрос: «почему не нужно учитывать требования пожарной безопасности из перечня к Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений»?
Ведь есть перечень документов, содержащих требования пожарной безопасности, т.н. «строительные» своды правил и ГОСТов:

— Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Данные документы содержат нормативных документы, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение требований которых позволяет обосновать соответствие объекта требованиям не пожарной безопасности, а лишь требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Ответ прост. Он содержится в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которая гласит:

— к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона, т.е. Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Некоторые специалисты, так или иначе связанные с проектированием, экспертизой или проверкой требований пожарной безопасности, относятся к слову «добровольный» напрямую.

В этой связи, хотелось бы отметить, что требования нормативных документов по пожарной безопасности носят добровольный характер тогда, и только тогда, когда пожарный риск на объекте защиты не превышает нормативного значения.

В остальных случаях, когда значения пожарного риска на объекте защиты превышают нормативные значения, то все требования нормативных документов по пожарной безопасности будут носить обязательный характер.

Еще раз, другими словами: если на объекте защиты не выполняется хоть одно из требований нормативных документов по пожарной безопасности, то это невыполнение следует обосновывать расчетом пожарного риска. При этом, пожарный риск не должен превышать нормативного значения, установленного на данный момент Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

В любом случае, либо добиваемся условий, при которых уровень пожарного риска не превысит нормативного значения, либо выполняем требования нормативных документов по пожарной безопасности! Как говорится: «третьего не дано».

Требования пункта 4 статьи 4 Технического регламента.

При установлении условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, если этот объект только проектируется и фактически существует только на «бумаге» или в мыслях проектировщиков, возникает резонный вопрос:

— как подтверждается соответствие объекта требованиям пожарной безопасности, если он был построен очень давно, еще до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности?

Ответ на этот вопрос лежит в пункте 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, который гласит (цитата из 123-ФЗ):

— В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

— При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Теперь разберем, что в этой части статьи 4 123-ФЗ имеется ввиду.

Вполне ясно, что на все объекты, которые были построены до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности распространяются «старые» требования, которые действовали на момент ввода в эксплуатацию объекта, либо на момент подачи на экспертизу проектной документации на него.

Другими словами, на все объекты, которые никак не были изменены до вступления в силу Технического регламента, в части соответствия требованиям пожарной безопасности, распространяются «старые» требования.

Да, важно отметить, что для этих же объектов (не подвергнутых капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению), расчет пожарного риска в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не требуется!

Перечень требований, перечисленных в скобках в первой части пункта 4 статьи 4, носит обязательный характер обратного действия, т.е. должны быть выполнены для всех объектов защиты, независимо от того, когда они были построены и какие изменения претерпели. Вот эти требования:

— положения статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Капитальный ремонт, реконструкция и техническое перевооружение.

Определения капитального ремонта и реконструкции даны в Градостроительном кодексе, а вот определение технического перевооружения на данный момент отсутствует.

Каким образом подтверждается соответствие требованиям пожарной безопасности для объектов, где был проведен капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение? Ответ на этот вопрос также содержится в части 4 статьи 4 Технического регламента, а именно:

требования Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Т.е. как только в объекте защиты произошли какие-то изменения, подпадающие под определение капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения, то в объеме выполненных работ объект должен соответствовать требованиям Технического регламента о пожарной безопасности, в том числе статье 6 этого федерального закона.

Другими словами, соответствие требованиям пожарной безопасности для объекта, который подвергся капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению, устанавливается одновременным выполнением следующих условий:

— выполнены требования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а также требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами, которые действовали до момента осуществления капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения, в части объекта, не затронутого указанными работами;

— объект в полной мере соответствует требованиям пункта 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в том числе соответствие нормативным документам по пожарной безопасности в части объема работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (равно как и пожарный риск не превышает нормативного значения).

Здесь следует отметить, что если мы провели на объекте капитальный ремонт, реконструкцию или техническое перевооружение, то к объему выполненных работ уже предъявляются «новые» требования пожарной безопасности, — либо нормативных документов по пожарной безопасности, либо проводится расчет пожарного риска, при обязательном в обоих случаях выполнении требований техрегламентов.

Какие требования пожарной безопасности можно не выполнять при расчете пожарного риска?

Этот вопрос является на данный момент ключевым и ставится практически при проектировании каждого объекта защиты. Рассмотрим его подробнее.

Как следует из требований статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, расчетом пожарного риска можно уйти от требований нормативных документов по пожарной безопасности, т.е. от всех требований пожарной безопасности, за исключением тех, что содержатся в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности и Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений.

Но так ли это на самом деле? Прямого ответа, в самом 123-ФЗ не содержится, попробуем разобраться.

Сразу оговорюсь, что на излагаемую точку зрения могут быть другие мнения, которые с удовольствием готов выслушать в комментариях ниже.

На данный момент для объектов защиты, в зависимости от функциональной принадлежности, утверждены две методики для оценки пожарного риска (оба приказа об их введении зарегистрированы в Министерстве Юстиции РФ):

— методика расчетного определения пожарного риска в зданиях различного класса функциональной пожарной опасности (жилые и общественные здания, в том числе со встроенными вспомогательными складскими и производственными помещениями);

— методика для расчета пожарного риска на производственных объектах (производства, склады, сельскохозяйственные объекты).

В отличие от методики для производственных зданий, методика для расчета пожарного риска для зданий различных классов функциональной пожарной опасности (непроизводственные объекты) содержит следующую запись:

— результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений и строений, которые учитываются в настоящей Методике.

Смысл этой записи настолько противоречив, что на основании нее мнения пожарного сообщества разделены на прямо противоположные, что отрицательно сказывается на результатах предъявления требований пожарной безопасности в целом.

Одни говорят, что пожарным риском можно обосновать только параметры путей эвакуации и систем противопожарной защиты, которые учтены в рисковой методике напрямую или в виде коэффициентов в соответствующих формулах.

Другая часть пожарного сообщества утверждает, что можно обосновать любые требования нормативных документов по пожарной безопасности.

Одни из самых частых требований пожарной безопасности, споры о которых возникают и в настоящее время, являются следующие:

— необходимость внутреннего противопожарного водопровода;

— необходимость наружного противопожарного водопровода;

— обоснование степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания;

— обоснование площади пожарного отсека и этажности здания.

Мое мнение было и оставалось таким, что нужно придерживаться выполнения статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Другими словами, если мы не выполняем какие-либо требованиях нормативных документов по пожарной безопасности, то ключевым является значение пожарного риска.

Т.е., если люди в случае пожара успели эвакуироваться за пределы здания, либо достигнуть безопасной зоны, то ущерб от пожара нас уже не интересует. К тому же наличие внутреннего и наружного противопожарного водопровода никак не влияют на безопасность людей в случае пожара.

Степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности вполне могут быть обоснованы при моделировании динамики опасных факторов пожара в рамках расчета пожарного риска.

Площадь пожарного отсека и этажность здания могут повлиять как на протяженность путей эвакуации, так и на динамику развития пожара, что также обосновывается при расчете пожарного риска.

Основная логика в том, что обоснованию через расчет пожарного риска могут подвергнуться те требования пожарной безопасности, которые напрямую либо не влияют на безопасность людей при пожаре, либо влияют на безопасность, но их наличие не оказывает существенного влияния на конечный результат.

Вместе с тем, по моему скромному мнению, ряд требований все же не может быть обоснован пожарным риском. Это, например, высота путей эвакуации, которая должна составлять не менее 1,9 м, различная высота ступеней лестничного марша и т.п. Эти требования напрямую будут влиять на процессы безопасной эвакуации.

Итак, в данной статье мы поговорили о том, как устанавливается соответствие объекта требованиям пожарной безопасности. Для каждого объекта защиты существуют свои нюансы, но в целом его необходимо приводить в соответствие с требованием статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», с учетом требований статьи 4 того же федерального закона.

Соответствие объекта требованиям пожарной безопасности устанавливается на стадии разработки проектной документации, на стадии прохождения государственной экспертизы, при проведении мероприятий по контролю и надзору государственным пожарным надзором (в том числе с привлечением экспертных учреждений). Последнее может включать и проведение нормативных пожарно-технических экспертиз в рамках мероприятий по контролю и надзору, в случае пожара по уголовным, арбитражным или гражданским делам о пожарах.

Спасибо за внимание, жду вас снова на блоге о пожарной безопасности!

Коснулось собственников помещений. По новому закону они самостоятельно определяют требования, выполнение которых обеспечит сохранность объекта от воспламенения. Для этого установлена специальная форма – Декларация пожарной безопасности.

Это документ, который содержит информацию о требованиях, которые необходимо выполнять, чтобы поддерживать приемлемый уровень риска возгорания на объекте. Декларация выдается после проведения экспертизы. Чтобы экспертиза прошла успешно, здание должно поддерживать показатели пожарного риска. так же важно соблюдать нормы « «.

Показатели включают:

  • воспламеняемость;
  • огнестойкость, горючесть;
  • дымообразование;
  • скорость распространения огня;
  • выделение токсичных веществ.

Федеральный закон 23 «О пожарной безопасности» устанавливает базовые положения о поддержании сохранности помещений в противодействии воспламенению. Данный закон устанавливает основные требования по поддержанию уровня риска воспламенения на различных объектах – здания, жилые строения, промышленные объекты.

Федеральный закон 123 решает следующие задачи:

  • гарантия комплексной системы защиты от возгорания, включая безопасность таких объектов, как: здания, транспорт, техническое оборудование, и другое имущество;
  • гарантия минимального уровня пожарной безопасности;
  • появление новой системы нормирования. Такая система является гибкой, использует разные механизмы для оценки рисков пожарообразования. Система гарантирует страховку имущественной ответственности перед третьими лицами.

Среди нововведений ФЗ 123 выделяется:

  • новый документ предоставляет широкий спектр классификации пожарной безопасности, позволяющий клиенту выбрать подходящий способ защиты;
  • способ страховки ответственности за повреждение имущества третьих лиц при пожаре. Такое нововведение позволяет застраховать чужое имущество в случае возгорания подконтрольного собственнику объекта.

Регламент «О требованиях пожарной безопасности» включает следующие условия:

  • выполнение в полном объеме требований безопасности, которые устанавливаются федеральным законом. Риск возникновения пожара, не должен превышать нормы, установленной законом;
  • здания, для которых не установлены требования о противодействиях возгоранию, считаются безопасными, если обеспечен приемлемый уровень риска возгорания.

Последние изменения ФЗ-123 «О пожарной безопасности»

Последние изменения 123 Федерального закона в основном уточняющие. Из большинства статей была убрана классификация — «конструкция». Теперь, согласно закону, пожарная безопасность касается только «зданий» и «сооружений». Крупное изменение коснулось собственников помещений. Согласно новому закону, они сами назначают требования, определяющие сохранность помещений от возникновения пожаров. Также, собственники могут застраховать соседние здания от ущерба, нанесенного пожаром.

Последняя редакция 123 Федерального закона «О пожарной безопасности» коснулась следующих статей:

  • Статью 4 дополнила информация о том, что на территории Крыма и Севастополя, на защищенных объектах, действующие требования о противодействиях возгоранию, продлеваются до 1 сентября 2018 года;
  • В ст. 32, в список охраняемых объектов добавились образовательные организации;
  • Изменения в статье 54 коснулись необходимости оснащения объектов системами пожарной сигнализации. Теперь, они не обязательны;
  • Согласно изменениям в статье 64 в декларации указывается только перечень статей, требования которых соответствуют одному из объектов защиты;
  • Статья 67, в новой редакции закона, исключена;
  • Ст. 69 устанавливает протвивопожарные расстояния между различными строениями;
  • Ст. 82 предполагает установку источников бесперебойного питания в зданиях, для питания систем противопожарной безопасности;
  • Согласно статье 83, в зданиях классов функциональной опасности возгорания Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 необходимо дублирование сигналов о возгорании объекта, на пульт охраны по месту дислокации;
  • Согласно дополнениям статьи 84, здания социального обслуживания, с постоянным прибыванием людей, следует обеспечить системой оповещения при возникновении пожара;
  • Из статьи 87 исключили требования к огнестойкости для строений;
  • Из статьи 90, были исключены пункты 4 и 5 первой части, а также части с 3 по 17. Из части 2 было исключено обеспечение выходов на кровлю для строений, из п.2 ч.1 – пожарные лестницы.

Скачать

Федеральный закон 123 «О пожарной безопасности» в последней редакции можно скачать

Планы и схемы эвакуации людей при пожаре

В случае чрезвычайной ситуации в организации будет необходимо эвакуировать всех работников. Должны ли мы предусмотреть наличие в организации таких схем (планов) эвакуации людей в случае пожара и инструкции по эвакуации?

В соответствии с требованиями п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (в ред. от 17.02.2014; далее — Правила противопожарного режима), руководитель организации обязан обеспечить наличие схем (планов) эвакуации людей на следующих объектах:

При этом на плане эвакуации людей при пожаре необходимо обозначить места хранения первичных средств пожаротушения (огнетушителей и т. п.).

Инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре должны быть на объектах с массовым пребыванием людей. Согласно этой инструкции не реже одного раза в полугодие нужно проводить практические тренировки для персонала, осуществляющего свою деятельность на данном объекте . При разработке инструкции для объектов с ночным пребыванием людей (в том числе в школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) в ней нужно предусмотреть два варианта действий: в дневное и в ночное время .

При разработке схемы (плана) эвакуации людей в случае пожара, а также инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре необходимо руководствоваться требованиями Правил противопожарного режима.

Планы эвакуации людей при пожаре могут изготавливаться как на бумажном носителе, так и в фотолюминесцентном исполнении. Вместе с тем при изготовлении и применении планов эвакуации в фотолюминесцентном исполнении необходимо учитывать требования ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» . Вид материала для изготовления плана эвакуации собственник объекта защиты вправе определить самостоятельно.

Необходимо учитывать, что для разработки и изготовления планов эвакуации не требуется каких-либо разрешительных документов МЧС России, в том числе их не нужно согласовывать с территориальными органами федерального государственного пожарного надзора (письмо МЧС России от 11.03.2014 № 19-1-13-969).

Требования пожарной безопасности

Инспекцией по пожарному надзору в ближайшее время запланировано посещение нашей организации. Соблюдение каких требований проверяет государственный инспектор по пожарному надзору?

Соблюдение требований пожарной безопасности проверяет государственный инспектор по пожарному надзору.

Требования пожарной безопасности — это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 12.03.2014; далее — Федеральный закон № 69-ФЗ)). Они содержатся в технических регламентах, принятых в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 28.12.2013), федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливающих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а также в национальных стандартах, сводах правил и иных документах, определяющих требования пожарной безопасности .

Основными нормативными актами, содержащими требования пожарной безопасности, являются:

  • Федеральный закон № 69-ФЗ;
  • Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 123-ФЗ);
  • Правила противопожарного режима.

Обратите внимание!

Противопожарный режим — это требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ).

Следует иметь в виду, что ведомственные (отраслевые) документы по пожарной безопасности являются для организации документами добровольного применения и не могут применяться сотрудниками надзорных подразделений МЧС России при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (письмо МЧС России от 18.12.2013 № 19-3-1-5587 «О ведомственных документах по пожарной безопасности»).

При проведении в организации, например, плановой проверки, государственный инспектор по пожарному надзору проверяет соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе :

1) выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знание требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством РФ. Такой перечень приведен в Приложении № 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (в ред. от 12.08.2013);

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению, соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Пункт 43 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (в ред. от 27.12.2013).