«Пограничные маневры» российских таможенников. Таможенный извращенец бельянинов

Ведь, по слухам, у СКР «на крючке» находится замглавы ФТС, начальник Главного управления тылового обеспечения Сергей Комличенко, сообщили корреспонденту The Moscow Post в СКР.

Малая взятка грозит большим скандалом

Как выяснилось, обыск в главном офисе ФТС из-за дела о мошенничестве на 80 тыс. руб. вызвал серьезный конфликт между ФТС и СКР. Напомним, что все это началось с того, что накануне (21 августа 2013 года - прим.ред.) в штаб-квартиру центрального аппарата ведомства прибыла следственно-оперативная группа сотрудников СКР и ФСБ, которую сопровождали бойцы спецназа. Двое из пришедших перепрыгнули через турникет на входе в ФТС и, предъявив охранникам свои удостоверения, стали выяснять, где расположено управление товарной номенклатуры. Туда затем и проследовала группа. Начальнику управления следователи предъявили постановление о проведении выемки, а бойцы спецназа в мягкой, но довольно настойчивой форме попросили таможенников выйти из кабинетов в коридор.

В ФТС утверждают, что после получения списка требуемых следствием документов начальник управления распорядился их сразу выдать.

Сейчас уже известно, что этот обыск проводился в рамках расследования уголовного дела в отношении начальника отдела криминалистики Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы (ФТС) России Владимира Макаренко, подозреваемого в покушении на мошенничество (ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 159 УК РФ).

По данным следствия, Владимир Макаренко и неустановленные сотрудники ФТС ввели в заблуждение гендиректора Владимир Макаренко о необходимости передачи им денежных средств в размере 80 тыс. рублей за получение предварительного классификационного решения по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в управлении товарной номенклатуры ФТС, не обладая при этом полномочиями в принятии этого решения.

31 июля 2013 года в одном из московских кафе Макаренко получил требуемые денежные средства, так что вина Макаренко очевидна.

Впрочем, вся беда в том, что в СКР, по слухам, смогли выяснить, что Владимир Макаренко поставить систему поборов (вымогательств) в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении Федеральной таможенной службы (ЦЭКТУ ФТС) на поток, а требуемая взятка с гендиректора ООО «Владполитекс» могла быть далеко не первой!

Кто был «крышей» Владимира Макаренко?

Разумеется, сам Владимир Макаренко без одобрения руководства ЦЭКТУ ФТС не мог организовать такой «бизнес на поборах», а, значит, у него должны быть серьёзные покровители в руководстве ЦЭКТУ ФТС, которые пока фигурируют в деле, как «неустановленные сотрудники ФТС».

А ведь в СКР поговаривают, что, по их версии, Владимир Макаренко, по слухам, мог делиться «откатами» с начальником Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Петром Токаревым.

Петр Токарев, глава ЦЭКТУ ФТС

Разумеется, пока что версия о возможной причастности Токарева к делу Макаренко публично озвучена не была, но, по слухам, вскоре представители СКР озвучат и эту версию. Однако, разумеется, дальнейшее развитие дела Макаренко может зависеть от «политической конъюнктуры», то есть от отношений главы СКР Александра Бастрыкина и руководителя ФТС Андрея Бельянинова.

Кстати, не стоит исключать и ту версию, что «крышевать» так называемую «схему Макаренко» мог не только сам Петр Токарев, но и его заместители, к примеру, первый заместитель начальника Управления Сергей Метельков, заместитель начальника Управления Павел Кормаков или заместитель начальника Управления Дмитрий Хоршев.

первый заместитель начальника Управления Сергей Метельков

заместитель начальника Управления Павел Кормаков

Разумеется, пока что участие в «схеме Макаренко» заместителей Токарева (как и его самого) – это лишь версия, но, по слухам, Владимир Макаренко уже решил пойти на сделку со следствием! Поговаривает, что, дабы облегчить свою участь он может «сдать» следствию свое непосредственное начальство!

А прав ли Андрей Бельянинов?

Разумеется, вчерашние обыски в ФТС уже вызвали приступ гнева у «таможенника Всея Руси» Андрея Бельянинова.

Так глава ФТС Андрей Бельянинов объяснил инцидент с обысками «низкой квалификацией сотрудников Следственного комитета по городу Москве, занимавшихся этим делом» , добавив, что «в подобных операциях нет никакой нужды».

«Руководство ФТС считает, что факты задержания сотрудников и изъятия документов можно и нужно предавать гласности,- заявил он,- но лишь при наличии судебного решения или как минимум неопровержимого доказательства вины».

В прочем, в СКР уже заявили, что Андрей Бельянинов не прав (и фактически уличили его во лжи - прим.ред.), так как «сотрудники СКР действовали строго в рамках закона».

Напомним, что выемка документов проводилась сотрудниками Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) СКР совместно с управлением «К» Службы экономической безопасности ФСБ.

Заместитель Бельянинова находится «на крючке» у Бастрыкина?

Отметим, что участие сотрудников ФСБ в этих обысках было не случайно, так как, по слухам, СКР и ФСБ «копают под» самого Андрея Бельянинова. Более того, поговаривают, что следователи СКР уже вышли на след участия в преступлении самого начальника Главного управления тылового обеспечения Сергея Комличенко!

Напомним, что Следственный комитет уже возбудил уголовное дело о превышении полномочий в отношении начальника отдела Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы (ФТС) России Дмитрия Кузнецова, а уже после этого были проведены обыски в кабинетах центрального аппарата ФТС.

Кузнецова подозревают в незаконной выдаче спецталонов, освобождающих автовладельцев от досмотра. Спецоперация была проведена Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России совместно с Управлением «К» СЭБ ФСБ. Дмитрию Кузнецову вменяют ст. 286 УК РФ – «превышение должностных полномочий».

Дмитрий Кузнецов, начальник отдела Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы (ФТС)

Обратите внимание, что и по делу Кузнецова, и по делу Макаренко работают фактически одни и те же следователи!

«Неприкасаемые» из ФТС

Кстати, следствие не исключает «возможного получения злоумышленником незаконного денежного вознаграждения за предоставление вышеуказанных «услуг», ведь, когда Кузнецова брали с поличным, на его столе лежали свежеизготовленные спецталоны на будущих неприкасаемых, в числе которых, по слухам, оказались и непосредственные руководители ФТС.

Отметим, что, по данным СМИ, спецталоны были оформлены на личные автомобили начальника Главного организационно-инспекторского Управления ФТС России Сергея Лобанова. 1 марта 2011 года ему было выдано сразу два предписания – на два личных автомобиля: «Тойоту» и «Лексус». После чего Лобанов оформил на себя и третье предписание – на личный 500-й «Мерседес-бенц».

А вот 28 февраля 2011 года получил аналогичный подарок на личный автомобиль «Ауди-8» замглавы ФТС, начальник Главного управления тылового обеспечения Сергей Комличенко, в чьем подчинении находится Дмитрий Кузнецов

Сергей Комличенко, замглавы ФТС, начальник Главного управления тылового обеспечения

Кстати, поговаривают, что именно Сергей Комличенко «крышевал» Дмитрия Кузнецова, а ведь Комличенко – это бывший личный водитель самого главы ФТС Андрея Бельянинова. Так знал ли господин Бельянинов о «делишках» своего заместителя?!! Да и как он мог об этом не знать…

Коррупция в ФТС расцвела при Андрее Бельянинове?

Таким образом, получается, что следователи СКР сумели разоблачить «коррупционный спрут», который фактически обвил своими щупальцами все «хозяйство» Андрея Бельянинова. А ведь это лишь коррупционные скандалы в федеральном руководстве ФТС. А ведь, по слухам, в регионах коррупция вообще «разъела» всю таможню!!!

Здесь стоит вспомнить скандал на Шереметьевской таможне. А ведь тогда были арестованы вовсе не рядовые таможенники, а высокопоставленные чиновники. Так Ирина Ходакова была заместителем начальника отдела применения системы управления рисками Шереметьевской таможни, а Владлен Лавриков - главным государственным таможенным инспектором этого отдела.

А совсем недавно (15 марта 2013 года – прим.ред.) Мещанский суд Москвы заключил под стражу на два месяца заместителя начальника Центрального таможенного управления (ЦТУ) ФТС России Валерия Жовтобрюха, подозреваемого по делу о попытке дачи взятки сотруднику Счетной палаты.

Кстати, Жовтобрюх стал третьим фигурантом этого дела. Ранее московским межрегиональным следственным управлением на транспорте было возбуждено дело в отношении заместителя начальника тыловой службы Центрального таможенного управления Сергея Вострикова и начальника финансово- бухгалтерской службы ЦТУ Светланы Игнатовой по статье УК РФ «покушение на дачу взятки в особо крупном размере».

Счетная палата РФ в ходе комплексной проверки ЦТУ выявила многочисленные нарушения закона при реализации государственных контрактов. Следствие полагает, что должностные лица ФТС вступили в преступный сговор, чтобы дать взятку проверявшему их представителю Счетной палаты за невнесение им в акт проверки выявленных нарушений. 11 марта Востриков в кабинете представителя Счетной палаты передал взятку в 3 млн рублей.

Андрей Бельянинов, глава ФТС

И вся эта коррупция происходит в Москве – под самым носом у Андрея Бельянинова.

Кстати, по слухам, деятельность Бельянинова в последнее время перешла все границы, так как он фактически уже начал влиять даже на политику (например, роль ФТС в «таможенной войне» с Украиной).

Похоже, что господин Бельянинов думает, что он настолько «неприкасаемый», что позволяет себе публично критиковать руководство СКР. Что же, по слухам, скоро Александр Бастрыкин доберется и до него самого, так как при Бельянинове уровень коррупции в ФТС, по мнению экспертов, стал просто «запредельным»…

Честно говоря, такой реакции на первый материал о ситуации, сложившейся в российской Федеральной таможенной службе (ФТС ), я, как автор, не ожидал. После публикации статьи «Таможня не отдаёт добро» со мной встретилось сразу несколько, скажем так, «не рядовых» сотрудников центрального аппарата ФТС. И помимо того, что они передали ряд сенсационных документов, у нас состоялся очень серьёзный разговор. Мы говорили, безусловно, и о коррупции, но главным образом о проваленной идее Таможенного союза и, самое главное, о том, что таможня может оказаться настоящим тормозом экономического развития всей страны.

Вы начали с РОСТЭКа, но надо понимать, что это лишь инструмент - речь идёт о том, что вся таможенная служба превратилась в огромный механизм по извлечению коммерческой прибыли в пользу строго конкретного круга лиц. Андрей Юрьевич Бельянинов (руководитель ФТС. - Ред.) часто любит повторять, особенно на встрече с руководством страны, что российская таможня - это 57% бюджета страны (около 6 трлн рублей в прошлом году), - говорят мои собеседники. - Парадокс ситуации в том, что если исходить из общего потока грузов, пересекающих нашу границу, то в наш бюджет должно поступать от 8 до 12 трлн рублей. Разница между реально перечисленными в бюджет 6,5 трлн и этими суммами и есть цена прямой коррупции на таможне!

Везите хоть атомную бомбу

В доказательство своих слов мои собеседники предъявляют ряд документов - как аналитику, так и конкретные факты. В частности, расчёты специальной группы под руководством члена-корреспондента РАН В. Цветкова, которая по заказу Государственной думы провела расчёты исходя из реального экспорта и импорта товаров через российскую таможню.

Но проблема даже не в этом. Дело в том, что и эти указанные плановые цифры таможня уже по факту сегодня не собирает, - утверждают мои собеседники. - По факту на 2013 год примерно одна шестая часть платежей (за два месяца) собрана авансом. То есть за 2014 год. Иными словами, план не выполнен примерно на 1 трлн рублей. Грубо говоря, у таможни образовался своего рода кассовый разрыв, и чтобы его закрыть в 2013 году, в декабре, ФТС обратилась к основным участникам внешнеэкономической деятельности, отчаянно требуя у них заплатить сборы авансом за первый квартал 2014 года. Наглядным примером, подтверждающим, как таможня работает с этими финансовыми дырами, стало возбуждение уголовного дела в отношении Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) по факту исполнения судебного решения. Таможня взяла неправильно платёж с коммерсантов в районе 3 млрд рублей. Проиграла все арбитражные суды, но всё равно отказалась возвращать эти деньги по одной простой причине: они уже были официально зачислены в платёж. Если бы ЦЭТ вернула эти деньги на тот момент, когда ещё не было показано перед президентом выполнение плана по платежам, то у неё тут же образовалась бы дыра. Эта ситуация, кстати, хорошо показывает тот факт, что вся история - действительно финансовая пирамида и может рухнуть в любой момент. И, кроме всего прочего, это ещё и настоящее очковтирательство, обман всей страны. Это оборотная сторона коррупционных связей, которые установились на таможне. Система выстроена так, что теперь ведомство работает на государство по остаточному принципу - сначала рисует себе роскошный имидж, а потом уже думает о выполнении плановых показателей. Как я считаю, самое страшное, что многие таможенники это прекрасно понимают, но уже ничего изменить не могут - руководство просто не даёт. Сегодня наша таможня управляется, что называется, в ручном режиме. Не дай бог изменить эту систему в любом территориальном управлении - сразу последует грозный окрик руководства сверху: не сметь трогать, это наша поляна! Иногда такие крики происходят в буквальном смысле. Как, например, с известной историей на таможне в Кубинке, когда под видом благотворительного груза для фонда «Единство» просто внаглую завезли 400 тонн ширпотреба. Руководству ведь оперативные службы об этом докладывали прямо, что это уже просто какой-то беспредел, но, на мой взгляд, последовало указание никого не трогать. Люди всё правильно «растомаживали», то есть через подконтрольные им и РОСТЭКу фирмы, а значит, их не имели право трогать. Везите хоть атомную бомбу.

Какая свита делает короля?

[...] В прошлом материале я подробно рассказывал о деятельности главы Федеральной таможенной службы Андрее Бельянинове, скажем так, о его личном вкладе в сложившуюся ситуацию. Сегодня стоит рассказать, какая свита делает этого «короля». Тем более что поводов для этого более чем достаточно.

Персона № 2. Спрятанная сенсация

13 декабря прошлого года в одном московском ресторанчике задержали с поличным двух бизнесменов - Игоря Береговского и Станислава Сорокина. Оперативники взяли предпринимателей, когда те получали 7 млн рублей, как предполагает следствие, для передачи якобы первым лицам российской таможни. На первых же допросах задержанные начали сотрудничать со следствием и назвали имена первых лиц, а также будто бы упоминали первого заместителя руководителя ФТС генерала Владимира Малинина .

Здесь нужно отметить один момент: дело это действительно по всем меркам громкое. Поскольку, как читатель поймёт из дальнейшего, касалось если не первых лиц ФТС, то как минимум очень масштабной коррупции в центральном аппарате таможни. Причём, судя по присланному мне видео, по следам этих арестов в главном здании ФТС прошли очень серьёзные, что называется «силовые», обыски, с участием спецподразделений. Но ни в одном СМИ, даже в самом «сливном», не появилось ни строчки об этих событиях - представляете, какие силы были задействованы, чтобы не допустить даже мало-мальской утечки.

Как я считаю, смысл таких усилий заключался как раз в том, что нити этого дела могут привести к Владимиру Малинину, которого называют персоной № 2 на российской таможне. Широкой публике этот человек стал известен несколько месяцев назад по анекдоту. Якобы у него хватило ума на служебной машине с включённой мигалкой приехать сдавать брюки в химчистку. Однако профессиональному сообществу он хорошо известен прежде всего по скандалу вокруг блокирования таможней платёжной системы «Зелёный коридор» (а в настоящее время открытым лоббированием введённой вместо неё платёжной системы «Таможенная карта»).

Как писал тогда ряд изданий, платёжная система «Зелёный коридор» была вытеснена с таможни распоряжением Малинина. Причём до сих пор таможенные брокеры указывают на одно важное обстоятельство: система «Зелёный коридор» гарантировала равноценный доступ к таможенным финансовым услугам целому консорциуму банков (несколько десятков), а пришедшая ей на смену система сбора таможенных платежей под названием «Таможенная карта» является фактически «ведомственной платёжной системой».

И, как отмечают СМИ, хотя эта система работает и с другими банками, основные сливки в виде самых крупных платежей снимают в ней только два банка. Угадайте какие? Правильно, я писал о них в прошлом материале - «Новиком» и «Нефтехимпром» - банки, где, на мой взгляд, прослеживаются интересы Бельянинова и его окружения. Возможно, в рамках этого расследования я попытаюсь разобраться с этой ситуацией - кому всё же выгодно было, чтобы на смену «Зелёному коридору» пришла «Таможенная карта» и, самое главное, как работают огромные деньги, крутящиеся в новой платёжной системе? А пока давайте вернёмся к господину Малинину.

Когда Бельянинов сразу после своего назначения в 2006 году посадил этого человека в кресло первого зама, экспертное сообщество слегка недоумевало: Малинин был мало кому известен. Причём делались некие предположения, что в своё время этот человек якобы «двинул» Бельянинова на повышение в Рособоронэкспорт и сейчас в благодарность он устроил ему назначение своим замом. Тем не менее считалось, что он сильный экономист и аудитор, знающий тонкости финансового дела. Обратите внимание, самые авторитетные издания открыто тогда писали, что Малинин - это такой антикоррупционный человек, призванный Бельяниновым разгребать авгиевы конюшни, оставшиеся после предыдущего начальника ФТС. То есть этому человеку верили и надеялись на него.

И вдруг такое разочарование - уголовное дело, в котором он может быть замешан. Дело вот в чём: даже если следователи и не смогут доказать прямую заинтересованность генерала в указанных деньгах, на мой взгляд, ему всё равно не удастся выйти из этой ситуации без ущерба. Так как история, которую вскрыли следователи, сама по себе просто вопиющая и очень наглядно иллюстрирует, что творится в прямой зоне ответственности этого чиновника.

Аудитор-разочарование

Вернёмся к нашим задержанным. Я излагаю версию, которую рассказали Береговский и Сорокин. Суть истории в том, что некоторое время назад, под конец финансового года, в Главном управлении информационных технологий, а также в параллельном ему Центральном информационно-техническом таможенном управлении ФТС начали решать, куда истратить выделенные на программное обеспечение 330 млн рублей. Здесь надо объяснить, что оба управления напрямую подчинены Малинину. Причём с некоторых пор эти подразделения стали критиковать именно за раздутые финансы. Вот, например, что говорит депутат Государственной думы Дмитрий Горовцов, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции, руководитель секции по взаимодействию с правоохранительными органами, который уже не один год ведёт собственное расследование деятельности первых лиц ФТС:

В прошлом году на информационно-техническое обеспечение ФТС была выделена чудовищная сумма - 6,5 млрд рублей. Причём, если посмотреть в динамике, то год от года - больше и больше. То есть денег на это не жалеют, но при этом посмотрите, как они тратятся. Возьмите официальный сайт ФТС, который, с моей точки зрения, просто убогий. На него потрачено, по официальным данным, 40 млн рублей и ещё 12 запросили в этом году. А специалисты оценивают максимальную стоимость такого сайта не более 10 млн рублей, причём со всеми заявленными примочками и наворотами вроде прямой обратной связи, которых на нынешнем сайте пока нет. Спрашивается, на что ушли деньги? Кто вообще контролирует расходование средств по этим статьям?

Собственно, когда возникла необходимость истратить указанные 330 млн рублей, Береговский и Сорокин, по одной из версий, представившись людьми, близкими Малинину, обратились к некоему предпринимателю с предложением создать на базе платформы «Оракл» некий программный продукт для всего ФТС. Предприниматель подумал, посчитал - и сообщил, что сможет сделать эту работу за 120 млн рублей. Ему сказали - отлично, но ты должен осметить всё на 330 миллионов. А разницу ты нам вернёшь, причём 50 млн - наличными. Взамен Береговский и Сорокин якобы пообещали провести фирму предпринимателя через сито госзакупок.

Система госзакупок имеет чудовищные дыры

И здесь я хочу вновь обратить внимание: Береговский и Сорокин с лёгкостью обходят всю эту якобы очень совершенную систему госзакупок и действительно заключают с указанным бизнесменом госконтракт на сумму, которая как минимум в три раза завышена. Ещё раз: с лёгкостью! Буквально за какие-то считанные дни, чтобы успеть уложиться в финансовый год! То есть как минимум эта наша система госзакупок имеет чудовищные дыры. И вывод здесь самый очевидный - без помощи первых лиц таможни в центральном аппарате ФТС такой контракт в такие сроки просто невозможно заключить.

Но тем не менее идём дальше. Наш предприниматель (его имя в интересах следствия не раскрывается) на этой стадии подумал-подумал - да и написал заявление в органы. И собственно при передаче первого платежа господ посредников и повязали.

Даже если бы дело ограничилось только этим, то всё равно на некотором руководстве ФТС было бы очень серьёзное пятно. Здесь есть как минимум вопросы к генералу Малинину - как он вообще допустил подобное в своём ведомстве? Но следователи начали, что называется, копать вглубь. По одной из версий следствия, указанные товарищи - Береговский и Сорокин, - поскольку долгое время работали с Малининым, вообще играли роль таких, я бы сказал, «генеральных посредников». Операция с «Оракл», судя по всему, лишь одна из множества. В частности, сейчас, насколько известно, следователи с подачи этих задержанных активно изучают ситуацию с поставками офисного оборудования для ФТС.

Следователи наткнулись на интересный факт - много лет ФТС пользуется оборудованием исключительно американской фирмы «Хьюлетт Паккард» (НР) . Это само по себе вопрос - почему на всех аукционах побеждают поставщики именно этой фирмы? И вот, по версии следствия, утверждается, что в российском представительстве этой фирмы работает женщина по фамилии Миркотан, которая может быть близким другом Малинина. То есть из самых близких, которых называют боевыми подругами. Эта женщина, работая в компании НР, якобы могла получать некие личные скидки на поставки оборудования НР. В некоторых случаях - до 40%. Но самое интересное заключается в том, что, несмотря на колоссальные скидки, которые могли быть использованы для экономии бюджета, выбиралась фирма, которая побеждала в конкурсах ФТС, выставлявшая цену на лоте без учёта этого дисконта. Тем самым осваивалась вся бюджетная сумма, принося фирме сумасшедшую прибыль. Конечно, можно сказать, что это личное дело каждого, но здесь всё может поменяться, если следствие установит тесные отношения Миркотан с Малининым. Кроме того, надо знать, что все контракты на поставки НР заключаются на начало года, а по факту они поступают, как правило, в конце. Хитрость заключается здесь ещё и в том, что оборудование, которое было заявлено в начале года как самое новое, к концу года устаревает и чаще всего вообще распродаётся как товарные остатки. И если сложить всё вместе, то получается, что общий дисконт по этим поставкам может составлять до 90%. То есть «навар» как минимум может составлять просто астрономические суммы. По моей информации, на закупки оборудования в прошлом году ФТС потратила 1,2 млрд рублей. Вот и считайте сами.

И вот здесь у меня вопрос. Сможет ли следствие установить причастность к этому делу якобы друзей генерала Малинина: Березовского, Сорокина, Миркотан? Когда дело дойдёт, в конце концов, до самого Малинина? И самое главное - этот человек пришёл в ведомство под видом борца с коррупцией. Какое разочарование! И вот сейчас у него в ведомстве происходит такое - я буду очень смеяться (горько, конечно), если нам в очередной раз скажут, что этот генерал ничего не знал про коррупцию у него под носом. И, само собой, никаких купонов с этого не стриг.

Пирамида может рухнуть в любой момент

Таким образом, если подытожить всё вышесказанное, выражая исключительно своё личное мнение, то, наверное, можно сказать так: Бельянинов извратил систему таможенных платежей, загнав её в авансовую сферу. То есть, как часто говорят экономисты, просто тупо рисуя отчётность на бумаге. И это, между прочим, идёт вразрез с позицией Владимира Путина, который требует фактического зачисления платежей. То есть бюджет должен работать не с тем, что нарисовано на бумаге, а с тем, что есть в наличии. Иными словами, речь идёт о реальной экономике. Даже не надо особых расчётов, чтобы понимать, что таможня ходит по краю - в любой момент построенная ею финансовая пирамида может рухнуть, и тогда какие будут последствия для страны? Ведь эти сборы - половина бюджета?

Марат Хайруллин

****

За таможню обидно

Как считает депутат Государственной думы Дмитрий Горовцов, в 2012 году около 80% всех таможенных платежей, перечисленных таможней в бюджет, составляли пошлины и акцизы за экспорт углеродов. А в 2013 году это соотношение предположительно превысило уже 90%. Представляете, что происходит? Мы везде декларируем, что ВВП нашей страны растёт, внешняя торговля расширяется, мы переводим экономику на инновационные рельсы, а если исходить из официальных данных, кстати говоря, самой таможни, мы становимся исключительно нефтяной провинцией мира. В чём же тут дело? Вот что говорят мои собеседники.

Я продолжаю разговор с сотрудниками центрального аппарата Федеральной таможенной службы (ФТС), которые предложили встретиться после первой публикации.

В первой статье я ссылался на обнародованное в YouTube видео, где человек, похожий на главу Федеральной таможенной службы, поёт песни. Многие восприняли это как личное дело - мол, у человека хобби такое. Караоке в исполнении первого лица - это у нас уже притча во языцех. В последние годы практически каждое выездное совещание ФТС с участием первого лица ведомства превращается в корпоратив. Причём, что называется, не отходя от рабочего места - прямо в помещениях таможни. В какой-то момент Андрей Юрьевич, если говорить образно, насытившись атмосферой, выходит на сцену и порой часами поёт песни. У него, конечно, красивый голос, но есть и оборотная сторона этих выступлений - после таких «мероприятий» главу ведомства иногда подолгу не видят на рабочем месте. Знаете, в стране ведь на самом деле очень непростая ситуация, особенно с бюджетом - экономика замедляет свой рост, соответственно падают платежи и сборы. А глава ведомства, которое собирает больше половины бюджета, не на рабочем месте. Насколько это вообще соответствует статусу государственного деятеля такого масштаба?

50 тысяч бюрократов

В подтверждение своих слов собеседники из ФТС показали мне видео с телефона, где нетвёрдо стоящий на ногах человек самозабвенно пел песню. Человек действительно был очень похож на главу Федеральной таможенной службы.

Но самое важное, как многие в ведомстве считают, - следствием такого отношения к делу стала очень опасная ситуация, сложившаяся с платежами в бюджет страны, за перечисление которых отвечает таможня.

Если принять эти цифры за точку отсчёта, то тогда встаёт вопрос: а зачем нам вообще такая таможня? Сейчас её штат составляет более 60 тыс. человек и продолжает расти. При таком раздутом штате реальный доход в бюджет приносят не более тысячи человек. Это аппарат Центральной энергетической таможни и собственно аппарат ФТС. А зачем тогда остальные 59 тыс. бюрократов? Чем они занимаются, если структура платежей в бюджет не отражает итогов их деятельности?

Но самый главный здесь вопрос: куда же деваются деньги, прежде всего от многократно выросшего импорта в Россию? Давайте ещё раз вернёмся к исследованиям члена-корреспондента РАН Валерия Цветкова. Он сравнивает цифры официального импорта в Россию ООН и Всемирной торговой организации с цифрами, которые предоставляет официально российская ФТС. И здесь получается, что по некоторым группам товаров наша российская таможня даёт практически в два раза более низкие цифры. Причём не занижая объёмов поставок. То есть, говоря образно, получается, что при пересечении российской границы ряд иностранных товаров вдруг резко дешевеет - в два, иногда в три-четыре раза.

В чём тут фокус? - объясняют мне таможенники. - Система выстроена таким образом, что на ряде направлений, мы подчёркиваем, в массовом порядке, поставка товаров в Россию осуществляется якобы через так называемые налоговые гавани специальными фирмами-посредниками. Грубо говоря, предприниматель хочет ввезти партию товара. Он может задекларировать реальную цену на границе с Россией и условно заплатить 20% от 100 рублей. А может обратиться в такую фирму-посредник, которая переоформляет товар в налоговой гавани, например в Эстонии, на себя и уже декларирует, допустим, цену товара не 100 рублей, а 30 и платит уже 20% сбора от 30 рублей. Понятно, что при таких условиях, вероятно, нужно заплатить «откат». Кому? Догадаться очень просто, потому что, как правило, большинство тропинок от таких фирм ведут в так горячо любимый Андреем Юрьевичем РОСТЭК.

Самое смешное и горькое во всей этой ситуации то, что эти махинации - секрет Полишинеля только для россиян, всему остальному миру это очень хорошо видно. Потому что в Европе подобное занижение товарной стоимости с целью ухода от налогов - тяжёлое уголовное преступление. Именно поэтому наша страна - один из лидеров всевозможных коррупционных рейтингов. Потому что составители этих рейтингов прекрасно видят, что происходит в массовом порядке на нашей границе! И по одному этому можно судить, что творится в стране.

Тем не менее сейчас стоит продолжить перечисление первых лиц нашей российской таможни, которые, по моему мнению, несут личную ответственность за создание такой системы.

Персона номер три: генерал-водитель

Сегодня в Сети разгорается очередной скандал. На этот раз вокруг федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница). На некоторых сайтах появилась информация, что руководителя «Росграницы» Дмитрия Безделова уволили из-за подозрения в коррупции: якобы по его попустительству был допущен серьёзный перерасход государственных средств, выделенных на обустройство российской границы. И что интересно, ряд СМИ при назначении Безделова открыто писали, что это прямая креатура главы ФТС Андрея Бельянинова. И вот теперь его сняли в общем-то по серьёзным обстоятельствам. Но, внимание, на тех же сайтах тут же появилась информация, что Андрей Юрьевич теперь хлопочет о назначении на это место своего заместителя по тыловому обеспечению генерала Сергея Комличенко.

Здесь надо понимать, кто такой Комличенко. Его называют человеком номер три по влиянию в российской таможне. Долгие годы он работал личным водителем Бельянинова, а потом пошёл на повышение. И фактически за четыре года (!) стал генерал-лейтенантом. Как пишут в Сети, Бельянинов вроде как возил его на встречу с Рогозиным. Представляете, что произойдёт, если такой человек без фактического опыта управления сложными государственными структурами будет главой Росграницы!

Здесь вывод напрашивается сам собой: получается, что Бельянинов очень заинтересован, чтобы на этом месте сидел не просто «его» человек, а «совсем его», такой как бывший личный водитель (который наверняка знает про его дела больше, чем, например, супруга или ближайшие друзья), что называется, проверенный, который рядом с ним долгие годы. Для чего? Мне на ум приходит только одно объяснение: чтобы прикрыть от чего-то самого Бельянинова.

И здесь нелишне внимательно присмотреться к человеку, которого называют номером три в иерархии ФТС. В прошлом году тот же депутат Горовцов опубликовал документы, касающиеся служебного самолёта Ту-134, переданного ФТС для оперативных целей. По распоряжению Бельянинова, Комличенко за счёт бюджета оборудовал его вип-салоном. И самое главное, депутат подозревает, что Бельянинов мог использовать его для «неслужебных» целей, в частности для поездок в Тель-Авив, Стамбул и даже Италию.

Но, с моей точки зрения, самым показательным является скандал с так называемыми талонами оперативного обеспечения, который также разразился прошлым летом. Это специальные талоны, гарантирующие, что машины с оперативниками таможни, которые выслеживают контрабандистов, не будут досматриваться сотрудниками МВД. Это нужно для того, чтобы гарантировать оперативников от утечки информации, например, со стороны коррумпированных гаишников и так далее. Что же происходит с этими талонами? До прошлого года, по моей информации, примерно на четыре оперативных подразделения ФТС выделялось около 200 таких талонов. Некоторая часть из них якобы передавалась в центральный аппарат. Как их использовали, до поры до времени никто не знал. Но, судя по всему, они играют какую-то очень важную роль для руководства ФТС. Потому что в этом году в связи с сокращениями оперативных функций таможни ФТС дали порядка 50 талонов. И примерно 25 из них глава ФТС предположительно забрал на центральный аппарат.

А затем произошла следующая ситуация. Совершенно случайно сотрудники МВД в рамках спецоперации остановили автомобиль с таким талоном. И за рулём оказался совершенно посторонний человек. Да ещё лишённый прав за пьяную езду. Единственное достоинство указанного гражданина заключалось в том, что он являлся соседом по даче Бельянинова.

Разразился страшный скандал. Потому что это очень серьёзные документы, но при этом было допущено их прямое использование не по назначению. Но суть даже не в этом. Когда с проверкой пришли в службу тыла и автохозяйство центрального аппарата ФТС, то выяснилось, что такие талоны получили не только первые замы, но, например, и его советник по фамилии Лобанов. По некоторой информации, и прочим посторонним лицам выдавались такие талоны. И здесь я хочу задать вопросы: а зачем всем этим людям эти талоны и где остальные два десятка талонов? У кого они?

Речь ведь идёт на самом деле о весьма серьёзных делах. Вы только вдумайтесь, какая удобная вещь - эти талоны! Например, под их прикрытием очень удобно возить крупные суммы. Вспомните дело Александра Романова. Я уже рассказывал о том, что согласно материалам следствия большие суммы взяток якобы передавались Романову в одном из ресторанов. Иногда из рук в руки могло переходить и до 30 млн рублей и больше. Представляете, как удобно можно было бы возить эти деньги под таким прикрытием?

Только одна эта ситуация со спецталонами может демонстрировать уровень вовлечённости Комличенко в эти дела. Мало того, что этот человек, с моей точки зрения, очень мало заслуживает звания генерала, так он ещё и вполне может иметь отношение к делам, касающимся теневой жизни ФТС. И его прочат в руководители Росграницы...

Таможенный мезальянс - вместо эпилога

Знаете, лучше всего показывает состояние дел в Российской таможне ситуация с Таможенным союзом. Заключая его, наши государственные деятели исходили из того, что Россия всё-таки лидер среди наших трёх стран по товарообороту и соответственно по развитию таможенного дела. То есть мы рассчитывали, что наша ФТС станет таким локомотивом развития Таможенного союза. Что произошло на деле? При всех очевидных плюсах российской таможни поставщики товаров стали предпочитать провозить товары через белорусские и даже казахские таможни? Почему? Ответ открыто печатают в наших и международных СМИ. Вы только вдумайтесь - ни одна машина, ни одна партия грузов через российскую таможню не может проехать без поборов. И поэтому импортёры готовы делать многокилометровые петли, стоять в многокилометровых очередях. Только ради того, чтобы не иметь дела с нашей таможней. То есть вместо равноправного союза у нас случился мезальянс. Мы активно поддержали экономику братских Казахстана и Белоруссии. Вернее, с моей точки зрения, господин Бельянинов и Ко.

Во время обыска у главы российской таможни Андрея Бельянинова следователи нашли килограммовый слиток золота, пять 200-граммовых золотых самородков и около 100 млн рублей наличными. Это не считая вызывающего великолепия коллекций часов, драгоценностей и картин. Обыскивали мытаря явно напоказ, намеренно демонстрируя стране его несметные богатства.

Помнится, аналогичные обыски проводились у губернаторов Вячеслава Гайзера и Александра Хорошавина , вот только Бельянинова в отличие от этих двоих «закрывать» почему-то не стали. Хотя, казалось, к тому и шло. Но всё закончилось банальной отставкой. Почему?

Не потому ли, что глава ФТС в отличие от проворовавшихся губернаторов не сам по себе управленец? За Гайзером и Хорошавиным не стояли высокие – выше некуда! – покровители, представляющие одну из «кремлёвских башен». А Бельянинов – от макушки до пяток человек из обоймы Сергея Иванова , главы президентской администрации. Казалось бы, положение Иванова при дворе выглядит стабильным – портал «Полит.ру» даже прочит его в скорые сменщики Дмитрия Медведева. Зачем же тогда показательно прессовать его протеже, выставляя напоказ всей стране драгоценные цацки и россыпи крупных купюр? Вот как объяснил происходящее политолог Лев Вершинин: Бельянинов, по его словам, «очень близок к некоему чиновнику высшего уровня» – к Сергею Иванову. «Есть основания предполагать, – продолжает Вершинин, – что именно этот чиновник рассматривается на Западе как готовая к компромиссам фигура, способная при определённых обстоятельствах сохранить преемственность власти и контроль над ситуацией в стране». «Арест Бельянинова, – полагает эксперт, – очень серьёзный, густо-красного цвета сигнал ему и группировке, которую он представляет». Сажать обладателя несметных богатств, таким образом, нет никакого смысла. Вот и позволили главному мытарю унести ноги подобру-поздорову – в отставку.

«Курочка по зёрнышку клюёт, а сыта бывает»

О скандалах вокруг ФТС и её руководства «Наша Версия» за последние годы опубликовала более десятка статей. Конечно, жаль, что оскандалившегося чиновника в конце концов сместили в результате политических игр, а не следственных действий. Однако «на дорожку», пожалуй, следовало бы припомнить Бельянинову хотя бы малую часть его «художеств». Особняком в послужном списке мытаря стоит эпизод с ввозом в Россию армейских бронемашин IVECO. Прежний министр обороны Анатолий Сердюков поручил наклеить на импортные броневики красные кресты, а внутрь каждой машины положить носилки и разную врачебную утварь – таким образом продукция военного назначения превращалась в медицинскую технику, а на её ввозе экономилась 20-процентная пошлина – министру Сердюкову на радость. При чём же здесь Бельянинов? – спросите вы. Да при том, что именно он визировал документ, гласивший: «ФТС России считает возможным классифицировать указанные автомобили в подсубпозиции 8703 33 1910 ТН ВЭД ТС (автомобили, специально предназначенные для медицинских целей. – Ред.). В феврале 2012 года вопрос о снятии пошлины вынесли на заседание специальной подкомиссии правительства России, где признали «нецелесообразным отмену ставки ввозной пошлины», – вспоминал депутат Госдумы Дмитрий Горовцов. – Правительство, таким образом, прямо сказало хитрым ребятам Сердюкову и Бельянинову: пожалуйста, платите в бюджет». Но, несмотря на это, казалось бы, прямое указание, 57 деклараций на бронемашины были зарегистрированы с нулевой таможенной ставкой. «Ущерб только по одной партии броневиков составил до 10 млн долларов», – сокрушается депутат.

Стеснительность Бельянинову, похоже, не была свойственна в принципе. В 2008 году глава ФТС «пошутил», что неплохо бы в качестве поощрения дать таможенникам «хоть полдня поработать на себя».

А как вам такая история: однажды через Домодедовскую таможню злоумышленники пытались ввезти самолёт Ил-76 министерства обороны Армении – якобы на ремонт. «Чтобы не платить таможенный сбор, объявили, что самолёт ввезли временно как выставочный образец, – вспоминал Дмитрий Горовцов. – Хотя на самом деле его везли для ремонта и, следовательно, должны были уплатить пошлину – 4 млн рублей. Деньги небольшие, но именно это и примечательно: структура Бельянинова никогда не гнушалась мелочёвкой. По документам декларантом самолёта выступала российская военная компания, а штамповал все документы таможенный пост аэропорта Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни».

Росграницу мог возглавить водитель чиновника

Усердной курочкой поклёвывал Бельянинов мелочишку и у водителей-дальнобойщиков. Именно он ввёл вместо книжек международных дорожных перевозок (МДП) стоимостью 2 тыс. рублей систему страховых сертификатов обеспечения по уплате таможенных платежей, которые выдавали страховые компании, аккредитованные ФТС. На границе таможня оформляла процедуру внутреннего таможенного транзита (ВТТ), а вместо «закрытой» книжки МДП перевозчика обязывали купить страховой полис. Удовольствие было недешёвым: тем, кто гонял фуры из России в Казахстан, приходилось выкладывать до 160 тыс. рублей вместо 2 тысяч! При этом Бельянинов, отменив процедуру оформления книжек МДП, не ввёл чёткую систему оформления страховых сертификатов, по сути, отдав её на откуп таможенным постам. Результат – многокилометровые пробки на границе. И, само собой, взятки.

Однако это далеко не худшее из того, что можно припомнить Бельянинову, случались скандалы и похлеще. Так, пару лет назад глава ФТС хлопотал о назначении главой Росграницы своего заместителя по тыловому обеспечению генерала Сергея Комличенко, «человека номер три» по влиянию в российской таможне. Этот самый Комличенко в своё время работал личным водителем Бельянинова, а потом, всего за каких-то четыре года, дослужился до генерал-лейтенанта. Вот это карьера! Только представьте себе, чем может быть чревато для страны назначение человека без опыта управления государственными структурами главой Росграницы! А вот Бельянинова это совсем не смутило. Видимо, он был крайне заинтересован в том, чтобы высокий пост занял его протеже, пусть хоть бывший водитель. Подчинённые главного таможенника зубоскалили: скажите спасибо, что водитель – а ведь мог бы и коня предложить, как Калигула.

Полдня работаем на Россию, ещё полдня – на себя?

Воистину, подчинённые знали, что говорят: стеснительность Бельянинову, похоже, не была свойственна в принципе. В 2008 году, встречаясь с Владимиром Путиным, возглавлявшим тогда правительство, глава ФТС «пошутил», что неплохо бы в качестве поощрения за хорошую работу дать таможенникам «хоть полдня поработать на себя». Правда, Путин «шутку» не оценил, жёстко одёрнув главу ФТС. Но Бельянинов тем временем издал приказ № 532, согласно которому владельцы незаконно ввезённого в страну товара получали возможность легализовать его на таможне. В течение пяти дней контрабандистам предлагали уплатить все необходимые пошлины и тогда незаконный товар не конфисковали, а пускали в свободную продажу наравне с товарами, ввезёнными легально. Доля «серого импорта», таким образом, превысила все мыслимые размеры. Фактически Бельянинов узаконил контрабанду, предоставив своим подчинённым всласть «поработать на себя». В связи с этим интересно: насколько изменятся порядки в российской таможне с приходом на пост главы ФТС нового начальника?

Три года назад казалось, что Бельянинов окончательно перегнул палку и на его карьере вот-вот поставят крест. Следственный комитет возбудил тогда уголовное дело о превышении полномочий в отношении начальника отдела Главного управления тылового обеспечения ФТС Дмитрия Кузнецова – его обвиняли в том, что он «организовал незаконное оформление и выдачу третьим лицам специальных документов оперативного прикрытия». Оцените масштаб явления: при предъявлении оперативного «вездехода» правоохранители не имели права проверить ни водительское удостоверение, ни регистрационные документы на автомобиль, ни путевой лист, ни само транспортное средство и перевозимый груз, ни даже водителя и сопровождающих его пассажиров. Оформлялись «вездеходы» от ФТС и на личный автотранспорт, что, в общем-то, противозаконно. «Вездеходами» без зазрения совести пользовались граждане, лишённые водительских прав за езду в нетрезвом состоянии. После скандала со спецталонами и обысков в здании ФТС казалось, что кресло под Бельяниновым всерьёз зашаталось, но за «своего человека», судя по всему, замолвил словечко высокий покровитель, и Бельянинов тогда усидел.

Из 150 спецталонов, выписанных таможенниками в 2011 г., около сотни оформили на личные автомобили, включая Audi A8 замглавы ФТС

Оригинал этого материала
© "Независимая газета" , 14.06.2013, На дороге под таможенным прикрытием, Фото: "Коммерсант" , ФТС

Александра Самарина

Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело о превышении полномочий в отношении начальника отдела Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы (ФТС) России Дмитрия Кузнецова. По информации «НГ», это произошло еще 11 июня, а вчера Генеральная прокуратура утвердила это решение. После чего были проведены обыски в кабинетах центрального аппарата ФТС. Кузнецова подозревают в незаконной выдаче спецталонов, освобождающих автовладельцев от досмотра.

Спецоперация была проведена Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России совместно с Управлением «К» СЭБ ФСБ. Дмитрию Кузнецову вменяют ст. 286 УК РФ - «превышение должностных полномочий».

Следствием установлено, что в прошлом году он «организовал незаконное оформление и выдачу третьим лицам специальных документов оперативного прикрытия», - сообщил вчера сотрудник пресс-службы МВД. При предъявлении документа прикрытия - «Предписания на транспортное средство» не проверяются ни водительское удостоверение, ни регистрационные документы, ни путевой лист, ни транспортное средство, ни перевозимый груз, ни водитель, ни сопровождающие его граждане. Процедура получения чиновниками спецталонов такова. МВД по запросу ведомства, в структуре которого есть оперативно-разыскная служба, выдает ему соответствующие бланки. По информации «НГ», по состоянию на 2011 год, из 150 предписаний ФТС выдала около сотни талонов на личные автомобили. А спустя некоторое время подразделение, занимавшееся оперативно-разыскной деятельностью, было упразднено.

Следствие не исключает «возможного получения злоумышленником незаконного денежного вознаграждения за предоставление вышеуказанных «услуг». Как рассказал «НГ» источник, близкий к силовым структурам, производившим вчера обыски в центральных офисах ФТС, Кузнецова брали с поличным: на его столе лежали свежеизготовленные спецталоны на будущих неприкасаемых. По словам собеседника «НГ», силовикам не сразу обеспечили доступ на объект: «Кроме того, в кабинет во время обыска и после него приходил министр, который требовал прекратить осмотр помещения».

[Коммерсант.Ру, 13.06.2013, "Спецталон заменил права" : Как стало известно “Ъ”, оперативная разработка высокопоставленного таможенника велась на протяжении нескольких месяцев. […]
После задержания таможенника оперативники провели санкционированный судом обыск, изъяв в кабинете Дмитрия Кузнецова всю документацию, касающуюся выдачи спецталонов. Как пояснили “Ъ”, таких предписаний на транспортное средство, выделявшихся ФТС в 2011–2012 годах, было 250. Каждое из них находится на особом учете, а выдача владельцу транспортного средства визируется руководством Дмитрия Кузнецова.
Вчера весь день с Дмитрием Кузнецовым работало следствие, выясняя все обстоятельства выдачи талонов неприкосновенности. При этом не исключено, что в деле о превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ) могут появиться новые эпизоды и прозвучать фамилии лиц, занимающих более высокие должности. Во всяком случае, в книге регистрации выдачи предписаний, как свидетельствует проведенная при обыске съемка, есть записи, позволяющие заподозрить, что спецталоны могли выдаваться посторонним людям и без участия Дмитрия Кузнецова. - Врезка К.ру]

По данным газеты, среди «счастливчиков», пользовавшихся незаконными привилегиями, оказался некий Владимир Ежов, который 18 декабря 2009 года за «пьяную» езду был лишен (по суду!) водительских прав на полтора года - с 21 февраля 2010 года по 21 августа 2011-го. Это не помешало 3 марта 2011 года оформить индульгенцию на имя Ежова - предписание № 024346, закрепленное за РОПУ (Региональное оперативно-поисковое управление. - «НГ») ФТС РФ. В частности, по данным «НГ», спецталоны были оформлены на личные автомобили начальника Главного организационно-инспекторского Управления ФТС России Сергея Лобанова. 1 марта 2011 года ему было выдано сразу два предписания - на два личных автомобиля: «Тойоту» и «Лексус». После чего Лобанов оформил на себя и третье предписание - на личный 500-й «Мерседес-бенц». 28 февраля 2011 года получил аналогичный подарок на личный автомобиль «Ауди-8» замглавы ФТС (в прошлом - личный водитель нынешнего министра. - «НГ»), начальник Главного управления тылового обеспечения Сергей Комличенко, в чьем подчинении находится Дмитрий Кузнецов. Источник «НГ» высказал уверенность, что виновные в злоупотреблениях получат обвинения по нескольким статьям УК: «Речь о ст. 285 - превышение служебных полномочий должностным лицом, и ст. 159 - мошенничество. Если докажут, что за выдачу предписаний брали деньги, то налицо будет и иной состав преступления. То есть речь пойдет о наживе - в личных целях, с использованием должностного положения».

Вокруг назначения нового главы Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница) произошел крупный скандал. Ведь основной претендент на эту должность, заместитель главы Федеральной таможенной службы Сергей Комличенко, по слухам, уже попал в поле зрения Следственного Комитета РФ, сообщили корреспонденту The Moscow Post в СКР

Отбор у Рогозина

Тот факт, что именно заместителя главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Сергея Комличенко назначат на пост руководителя главы Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница), подтвердили журналистам сразу несколько источников в Правительстве РФ. Все дело в том, что накануне Сергей Комличенко побывал в Белом доме, где встретился с Дмитрием Рогозиным, который курирует деятельность Росграницы.

Именно на этом совещании у Рогозина Комличенко, по слухам, и проинформировали о грядущем назначении.

Более того, в ближайшее время вице-премьер направит соответствующее представление о назначении Сергея Комличенко Дмитрию Медведеву.

Отметим, что эксперты видят немалый риск в этом назначении, ведь одной из основных задач, которые будут поставлены перед господином Комличенко, станет наведение финансового порядка в ведомстве с учетом обновленной федеральной целевой программы (ФЦП) на 2012-2020 годы, бюджет которой предусмотрен на уровне 134 млрд руб .

Однако, сможет и захочет ли Комличенко уберечь эту ФЦП от «откатов» и «распилов» - большой вопрос!

Как Безделов остался без дела

Напомним, что Росграница была создана указом президента Владимира Путина 11 октября 2007 года, как ведомство, отвечающее за обустройство государственной границы, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска.

Так вот большую часть времени его возглавлял Дмитрий Безделов, со скандалом уволенный 21 октября 2013 года .

Дмитрий Безделов

Кстати, отставке Безделова предшествовала инициированная вице-премьером Дмитрием Рогозиным проверка ведомства.

В ее ходе выяснилось, что около 1 млрд руб. из целевой программы «Развитие государственной границы РФ на 2003-2011 годы» оказались на счетах банка «Агросоюз», крупнейшим бенефициаром которого является отец экс-главы Росграницы Александр Безделов. Материалы проверки, как ожидается, будут направлены в правоохранительные органы.

Более того, в сделках Росграницы было зафиксировано немало подозрительных махинаций!

Вот, к примеру, что получилось со строительством пункта пропуска на автодороге Краскино - госграница с Китаем, где должны были обеспечить пропуск 250 автомашин в сутки!

Так в начале 2013 года ГУ МВД по ДФО возбудило уголовное дело по статье «мошенничество» в отношении гендиректора компании-подрядчика «Стройконструкция». Выяснилось, что он подписал с одним из замруководителей Росграницы акт о приемке фактически не выполненных работ. Кроме того, подрядчик самовольно изменил проект пропускного пункта, из-за чего изменились расчеты объемов и стоимости работ. Общий ущерб федеральному бюджету оценен в полмиллиарда рублей.

Летом Росграница с трудом расторгла этот контракт в арбитражном суде. Однако пропускной пункт Краскино до сих пор не построен.

Похожая ситуация сложилась с пропускным пунктом «Пограничный», являющимся крупнейшим автомобильным узлом Дальнего Востока на российско-китайской границе. Подрядчик ООО «Стройсити» сорвал сроки, и Росгранице пришлось опять в арбитражном суде Москвы аннулировать контракт и и взыскать аванс и пени на 1,2 млрд руб. Аналогичные вещи происходили в других местах, например, при реконструкции железнодорожного пункта пропуска «Адлер» в Сочи. Судебная тяжба на 1,5 млрд руб. с подрядчиком «РСУ№5» продолжается до сих пор

В итоге вопросы возникли к начальнику управления капитального строительства и эксплуатации Даниле Вавилову и еще нескольким сотрудникам.

Но знал ли об этих аферах господин Безделов?! Эксперты уверяют, что он не просто знал об этих аферах, но и, возможно, был одним из их организаторов!..

Список «технических» претендентов

И вот теперь на борьбу с подобными сомнительными схемами вызван из ФТС Сергей Комличенко. Впрочем, пока что у него ест формальные конкуренты – это исполнявший обязанности главы ведомства Юрий Мальцев, первый зампред комитета по обороне Госдумы Сергей Жигарев (ЛДПР), а также один из высокопоставленных сотрудников спецслужб.

Сергей Комличенко

Причем, кандидатуру Жигарева из-за его связей с целым рядом коррупционных скандалов сразу же забраковали в ФСБ, силовика в Росгранице якобы не захотели видеть в Белом Доме, а Юрий Мальцев, назначение которого лоббировали сами сотрудники Росграницы, по слухам, не устроил Кремль (как выходец из команды Безделова)

Таким образом, Сергей Комличенко фактически остался без конкурентов!

Обыкновенный лоббизм?

При этом, по слухам назначение Сергея Комличенко на должность главы Росграницы – это результат усилий по лоббированию своего протеже со стороны главы ФТС Андрея Бельянинова.