Подлежит ли лицензированию деятельность по оценке движимого имущества предприятия? О лицензировании оценочной деятельности Где можно сделать оценку недвижимости

Информационное сообщение
по отдельным вопросам лицензирования оценочной деятельности

10 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Во исполнение вышеназванного Федерального закона было принято постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 395 «О лицензировании оценочной деятельности», которое вступает в силу 26.06.2002. Положение о лицензировании оценочной деятельности было опубликовано в Российской газете 16 июня 2002 года. В соответствии с Положением о лицензировании оценочной деятельности лицензирование оценочной деятельности осуществляется Минимуществом России.

Лицензии на осуществление оценочной деятельности, выданные в соответствии с Положением о лицензировании оценочной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 № 285 «О лицензировании оценочной деятельности», сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, что в соответствии с Положением о лицензировании оценочной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 395 «О лицензировании оценочной деятельности» одним из лицензионных требований и условий является наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы. Лицензиат, получивший лицензию на осуществление оценочной деятельности и имеющий в штате единственного работника, обладающего профессиональными знаниями в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с Минимуществом России образовательными программами, и работающий по совместительству, обязан предоставить сведения о наличии в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы.

В случае непредставления лицензиатами в месячных срок с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 395 «О лицензировании оценочной деятельности» сведений о наличии в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы, действие лицензии на осуществление оценочной деятельности будет приостановлено с 26.06.2002 в связи с нарушением лицензионного требования и условия о наличии в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы.

С 10.02.2002 - момента вступления в силу Федерального закона от 08.08.2002 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - лицензирование оценочной деятельности осуществляется без разделения на работы (услуги).

Документы на получение лицензии на осуществление оценочной деятельности соискатели лицензий направляют в Минимущество России.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган документы в составе, определенном пунктом 4 Положения о лицензировании оценочной деятельности:

1) Заявление о предоставлении лицензии.

2) Нотариально заверенная копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя.

3) Нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.

4) Нотариально заверенные копии учредительных документов, а также нотариально заверенные копии изменений и дополнений к учредительным документам соискателя лицензии (для юридических лиц).

5) Документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение заявления (копия платежного поручения с отметкой банка, подтверждающей перечисление платы за рассмотрение заявления (либо квитанция Сбербанка России формы ф. ПД-4).

По информации Главного управления федерального казначейства (письмо Минфина России от 20.06.2001 № 03-07-24/9) в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» плата за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии на осуществление оценочной деятельности, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, перечисляется соискателем лицензии на счета территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по месту нахождения (жительства) соискателей с указанием кода бюджетной классификации - 1020431 «Прочие лицензионные и регистрационные сборы, подлежащие уплате в федеральный бюджет».

Реквизиты счетов территориальных органов федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации (месту нахождения (жительства) соискателей лицензий) уточняются в налоговом органе по месту постановки на учет, либо непосредственно в соответствующих территориальных органах федерального казначейства Минфина России.

В поле платежного поручения «Назначение платежа» (разделе платежного документа ф. № ПД-4 «наименование платежа») обязательно указывается: «1020431 Плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии на осуществление оценочной деятельности».

ВНИМАНИЕ. Платежные документы представляются с подлинными отметками (штампами) и подписями ответственных исполнителей кредитных организации. Платежные документы без правильного указания плательщика - соискателя лицензии на осуществление оценочной деятельности, назначения (наименования) платежа - «1020431 Плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии на осуществление оценочной деятельности», а также отметки банка об оплате, не могут быть приняты к рассмотрению.

6) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

7) копии документов, подтверждающие трудовые отношения штатных работников, для которых данное юридическое лицо является основным местом работы (приказ (распоряжение) о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке - для юридического лица;

ВНИМАНИЕ. В соответствии с подпунктом б пункта 3 Положения документы работников, работающих по совместительству, не могут быть приняты Минимуществом России к рассмотрению.

8) нотариально заверенные копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами (документ о высшем профессиональном образовании, диплом о дополнительном (к высшему) образовании или диплом о профессиональной переподготовке специалиста с высшим образованием) - для юридического лица;

9) нотариально заверенные копии документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности (документ о высшем профессиональном образовании, диплом о дополнительном (к высшему) образовании или диплом о профессиональной переподготовке специалиста с высшим образованием), - для индивидуального предпринимателя;

ксерокопии документов, удостоверяющих личности штатных работников, по которым представляются образовательные документы, а также (при необходимости) ксерокопии свидетельств о перемене имени.

ВНИМАНИЕ. Для получения лицензии на осуществление оценочной деятельности ее соискатель представляет в Минимущество России копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с Минимуществом России образовательными программами.

Перечень образовательных учреждений, прошедших согласование образовательных программ в области оценочной деятельности в Минимуществе России, утвержден распоряжением Минимущества России от 27.02.2002 № 500-р.

Для получения лицензии на осуществление оценочной деятельности ее соискатель представляет в Минимущество России копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с Минимуществом России образовательными программами, перечисленными в приложении 1 к распоряжению Минимущества России от 27.02.2002 № 500-р.

По лицензиям на осуществление оценочной деятельности, выданным до 10.02.2002, для подтверждения соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 3 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 395 «О лицензировании оценочной деятельности», в Минимущество России представляются копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с Минимуществом России образовательными программами, указанными приложении 2 к распоряжению Минимущества России от 27.02.2002 № 500-р.

В случае истечения 3 лет с момента выдачи документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, при подаче документов в Минимущество России к нему необходимо приложить документ, подтверждающий повышение квалификации в области оценочной деятельности работника (для юридического лица) или индивидуального предпринимателя, соответствующий требованиям Минимущества России.

Индивидуальными предпринимателями - соискателями лицензий представляются документы, предусмотренные настоящим пунктом, за исключением копий трудовых книжек и приказов о приеме на работу.

10) Справочно: в случае, если заявление соискателя лицензии подписано по доверенности его представителем, представляется нотариально заверенная доверенность на право подписания заявления на предоставление лицензии.

Специального порядка лицензирования или каких-либо льгот для отдельных категорий соискателей лицензий НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО.

Минимущество России принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении заявления со всеми необходимыми документами.

После принятия решения о предоставлении лицензии Минимущество России направляет соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора. После представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора, Минимущество России бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензия будет выдаваться представителю лицензиата, имеющему соответствующую доверенность.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ. У юридического лица либо индивидуального предпринимателя в наличии может быть только одна лицензия на осуществление оценочной деятельности.

Порядок переоформления лицензии на осуществление оценочной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом. При переоформлении лицензии, а также при получении новой лицензии на осуществление оценочной деятельности наряду с другими документами необходимо приложить документ, подтверждающий наличие лицензии (подлинник ранее выданной лицензии).


Одним из факторов регулирования оценочной деятельности служит ее лицензирование.
Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в ст. 23 которого было установлено, что оценочная деятельность подлежит лицензированию, вступил в законную силу 3 марта 1998 г., однако Положение о лицензировании оценочной деятельности долгое время находилось в стадии разработки. Это привело к тому, что в ряде регионов, в том числе в Москве, были приняты собственные нормативные акты, регламентирующие лицензирование этого вида деятельности. Если у лицензиата были ранее выданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации лицензии, то их
88 действие прекратилось 16 июля 2001 г. и переоформлению они не подлежат.
Кроме того, Определением Верховного суда РФ от 2 марта 2001 г. признано недействительным Распоряжение мэра Москвы «О лицензировании оценочной деятельности в городе Москве» от 21 апреля 1999 г. №388. Таким образом, можно отметить, что законность выданных ранее органами исполни-тельной власти субъектов Федерации лицензий поставлена под сомнение, и все они, безусловно, утратили юридическую силу с 16 июля 2001 г. - с момента вступления в силу Постановления «О лицензировании оценочной деятельности». В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного приведенным Постановлением, органом, осуществляющим лицензирование, было ус-тановлено Минимущество России (см. примечание №18).
После вступления в силу этого Постановления появилось единое правовое поле лицензирования оценочной деятельности. Государство взяло этот вид деятельности под свой жесткий контроль, а это значит, что с рынка уходят нелегальные оценщики, сокращается число недобросовестных сделок. С 16 июля 2001 г. оценочная деятельность без лицензии рас-сматривается как незаконное предпринимательство, договоры могут быть признаны недействительными, и доходы, полученные оценщиком в результате выполнения работ, могут быть обращены налоговой инспекцией в доход государства.
Ранее согласно п. 4 Положения о лицензировании оценоч-ной деятельности лицензия выдавалась на оценку стоимости:
недвижимого имущества;
машин, оборудования и транспортных средств;
нематериальных активов и интеллектуальной собственности;
предприятия (бизнеса).
В 2001 г. был принят Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа №128, который Закон вступил в силу 10 февраля 2002 г. Данный Закон упростил процедуру получения лицензий, а также сократил
89
число видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию. Однако оценочная деятельность, наоборот, появилась в перечне услуг, подлежащих лицензированию согласно этому Закону.
В настоящее время выдаются лицензии нового образца на осуществление оценочной деятельности без разделения на работы (услуги), со сроком действия 5 лет. Лицензии, выданные до 10 февраля 2002 г., будут сохранять юридическую силу до окончания срока своего действия.
Для получения лицензии соискатель лицензии пред-ставляет в лицензирующий орган следующие документы:
заявление о предоставлении лицензии с указанием:
S для юридического лица - наименования, организационно-правовой формы и места его нахождения; S для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, места жительства; данных документа, удостоверяющего личность; S лицензируемой деятельности;
копии учредительных документов и свидетельства о госу-дарственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица; индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копии не заверены нотариусом);
копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оце-ночной деятельности и трудовые отношения (приказ (распоряжение) о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством РФ порядке, - для юридического лица или копия документа об об-разовании, подтверждающего получение профессиональ90 ных знаний в области оценочной деятельности, - для индивидуального предпринимателя. Если копии документов не заверены в порядке, установленном законодательством РФ, вместе с копиями представляются оригиналы.
Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением.
Лицензирующий орган принимает решение о или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами.
Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил лицензионные сборы и платы за:
рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.;
предоставление лицензии - 1000 руб.;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб. (плата зачисляется в соответствующий бюджет);
предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах - 10 руб.
Поскольку оценочная деятельность включает соответственно оценку предприятия (бизнеса), одно из лицензионных требований - наличие у соискателя лицензии диплома, под-тверждающего получение оценщиком образования по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» с количеством аудиторных часов более 800.
Положение о лицензировании оценочной деятельности предусматривает следующие требования к лицензиатам:
соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ по вопросам оценочной деятельности;
наличие в штате юридического лица как минимум одного работника (для которого данное юридическое лицо - основное место работы), имеющего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полу91
ченную в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в России профессиональными образовательными программами и подтвержденную документом об образовании;
наличие у индивидуального предпринимателя соответствующей квалификации в области оценочной деятельности, полученной в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в России профессиональными образовательными программами и подтвержденной документом об образовании;
повышение не реже 1 раза в 3 г. квалификации в области оценочной деятельности работника (работников) юридического лица и индивидуального предпринимателя;
страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки;
предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.
При выдаче лицензии лицензирующий орган не требует договор страхования ответственности, хотя это одно из лицензионных требований. Однако после получения лицензии это требование является обязательным.
Соискателями лицензии на осуществление оценочной деятельности выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, представляющие собой хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 2 марта 1991 г. №948-1 хозяйствующие субъекты - это российские и иностранные коммерческие организации и
92 их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Согласно ст. 7 Закона запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами отмеченных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами России. Поэтому не могут быть соискателями лицензий органы госу-дарственной власти. Филиалы и представительства также не могут быть соискателями лицензий, так как не являются юридическими лицами.
Иностранные инвесторы могут быть соискателями лицензии при условии:
если они созданы на условиях и в порядке, предусмотренных ГК РФ и другими федеральными законами;
если они зарегистрированы в органах юстиции;
если они аккредитованы в порядке, определяемом Пра-вительством РФ;
наличия филиала иностранного инвестора на территории России.
К главным законодательным актам, которые необходимо соблюдать лицензиатам, относятся Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. №135 Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности. В Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Стандартов оценки» разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соот93
ветствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке возложены на Минимущество России.
Чтобы защитить потребителя услуг оценочной деятельности, лицензии подлежат, наряду с иными данными, данные о сотруднике, который имеет соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности. Это может быть один специалистов. Такое требование выражено в п. 5 (г) и п. 24 (г) Положения о лицензировании оценочной деятельности, в которых обращается внимание на то, что в штате работников юридического лица должен быть хотя бы один сотрудник, имеющий документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности. В настоящее время в среднем лицензии включают двух сотрудников, имеющих соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности.
Документом, подтверждающим наличие в штате сотрудника, имеющего соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности, является его тру-довая книжка, а также приказ (распоряжение) о приеме его на работу. В случае с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, трудовая книжка не требуется, так как они сами должны обладать профессиональными знаниями оценщика.
В приложении к лицензии указывается специалист, который обладает профессиональными знаниями оценщика в соот-ветствующей области оценки. В случае если заявленный в лицензии сотрудник уволился с работы, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в порядке, установленном п. 18 Положения о лицензировании оценочной деятельности. При этом сама лицензия не переоформляется, а лишь вносятся изменения в приложение к лицензии и в реестр лицензий. Если же в штате не остается ни одного сотрудника, имеющего профессиональные знания в области оценочной деятельности, то лицензия может быть приостановлена по причине несоблюдения лицензионных требований и условий.
94 Учитывая, что лицензия на осуществление оценочной деятельности только одна, но в ней до 10 февраля 2002 г. отмечались работы (услуги) в области оценочной деятельности, соискатель лицензии при наличии в его штате сотрудника, имеющего документ об образовании, например, по программе «Оценка недвижимости» более 500 час., мог получить лицензию на осуществление работ (услуг) только по оценке недвижимости и т. д.
Если на момент подачи заявления о выдаче лицензии в штате был работник, прошедший профессиональную переподготовку по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» более 800 час., организация имела право на получение лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием всех работ (услуг) в области оценочной деятельности, а в настоящее время имеет право на получение лицензии нового образца на осуществление оценочной деятельности без разделения на работы (услуги).
2.4.1. Подготовка специалистов в области оценочной
деятельности
Подготовка оценщиков является одним из основных вопросов создания полноценных профессиональных кадров. Развитие учебного процесса - приоритетное направление в вопросах подготовки и переподготовки оценщиков.
В целях реализации положений Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.) были разработаны Государственные требования к программам профес-сиональной переподготовки оценщиков, утвержденные Министерством образования РФ 12 мая 2000 г. Кроме того, Распоряжением Минимущества России от 3 ноября 2000 г. №946 создана Комиссия по рассмотрению образовательных программ в области оценочной деятельности в целях повышения качества оценочной деятельности в России, обеспечения ее лицензирования, контроля за соответствием образовательных программ образовательных учреждений, подготавливающих
95
специалистов в области оценочной деятельности, государственным стандартам и требованиям, а также в целях обеспечения высокого уровня подготовки специалистов, осуществляющих работы (услуги) в области оценочной деятельности.
Программы, выносившиеся на согласование образовательными учреждениями, также учитывали разделение оце-ночной деятельности на виды и теперь пересмотрены.
Распоряжением Минимущества России от 27 февраля 2002 г. №500 установлена необходимость для соискателей представлять в Минимущество России копии документов об образовании, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными Минимуществом России программами, которые перечислены в приложении №1 к данному Распоряжению. Разработка программ профессиональной переподготовки предусматривает, например, программу «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» (количество аудиторных часов составляет более 800), а разработка программ основного высшего образования - программу «Финансы и кредит» со специализацией «Оценка собственности» и др.
Приложение №2 к данному Распоряжению содержит перечень образовательных программ, дипломы об обучении по которым могут быть образованы для поддержания лицензий на осуществление оценочной деятельности, полученных до 10 февраля 2002 г. и предусматривающих разделение на работы (услуги), например, программа «Оценка стоимости недвижимости» (количество аудиторных часов более 500).
Перечень образовательных учреждений, прошедших согласование образовательных программ в области оценочной деятельности в Минимуществе России, публикуется на офи-циальном сайте Министерства в Интернет в разделе Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности (www.mgi.ru).
96 2.4.2. Порядок проведения контроля за соблюдением
лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
В целях обеспечения выполнения возложенных в соответствии с п. 2 Положения о лицензировании оценочной дея-тельности на Минимущества России полномочий принято Распоряжение «О предоставлении информации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности» от 2 сентября 2002 г. №3061. Согласно Распоряжению информация должна предоставляться в Минимущество России за 2001 г. до 1 ноября 2002 г., а за 2002 г. и последующие годы - до 1 мая г., следующего за годом, за который предоставляется информация.
Объектом контроля Минимущества является соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении ими оценочной деятельности.
Мероприятия по контролю включают документальную проверку деятельности лицензиатов, проведение экспертиз отчетов по оценке стоимости объектов оценки, составление актов и принятие решений. Такие мероприятия проводятся на основе:
вводного плана проверок, утвержденного Минимущест- вом России;
заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов Минимущества России и органов местного самоуправления, а также по предоставлению сведений структурных под-разделений об отчетах по оценке стоимости объектов оценки, используемых в работе Минимущества России. Если заявление не позволит установить лицо, обратившееся в лицензирующий орган, или в заявлении юридического или физического лица не указывается мотивированное нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, мероприятия по контролю не будут проводиться.
97
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановое мероприятие по контролю проводится не чаще одного раза в 2 года.
При проведении мероприятий по контролю должностные лица не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции лицензирующего органа;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России;
превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
При проведении проверки должны запрашиваться исключительно те документы, которые имеют отношение к проверке лицензиата, например:
договор об оценке объекта оценки;
приложения и изменения к данному договору;
отчет об оценке объекта оценки;
договор (страховой полис) страхования гражданской ответственности оценщика;
учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями к ним; свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя;
копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающих получение профессиональных знаний по отмеченным в заявлении работам (услугам) в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, согласованными с лицензирующим органом, и др.
По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, осуществляющим проверку, составляется акт проверки в 2 экземпляр, один из которых передается лицензиату. Если лицензиат не согласен с актом проверки, он
98 имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки. Нарушениями могут считаться:
непредставление в срок документов, затребованных территориальным органом Минимущества России;
установление факта представления в территориальный орган Минимущества России недостоверной информации;
несообщение в установленный срок в территориальный орган Минимущества России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);
отсутствие у лицензиата договора (страхового полиса) страхования гражданской ответственности оценщика;
обнаружение факта отсутствия в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной дея-тельности;
иные нарушения действующего законодательства об оценочной деятельности, в том числе Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности.
При обнаружении нарушений может быть вынесено одно из следующих решений:
обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения с указанием срока их устранения. Срок устранения не может превышать 6 мес.;
предупреждающее лицензиата, обязывающее лицензиата исправить нарушения, которые могут повлечь приостановление действия лицензии;
об утрате юридической силы лицензии (в случае обнаружения в ходе проверки данных о ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразо-вания, либо прекращения действия свидетельства о го99
сударственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);
о приостановлении лицензии (лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений (два раза и более) или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий);
об обращении в суд с исковым заявлением об аннулировании лицензии основанием для приостановления действия лицензии служит выявление лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае приостановления действия лицензии срок, на
который она выдана, не продлевается, плата за возобновление действия лицензии не взимается.
Лицензиат обязан устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, и направить в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок эти обстоятельства не будут устранены, лицензия в установленном порядке аннулируется.
Лицензирующий орган в течение трех дней со дня получения заявления проверяет устранение лицензиатом указанных обстоятельств и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо о невозможности возобновления действия лицензии.
Лицензия считается возобновленной с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения. О таком решении лицензиат уведомляется в трехдневный срок со дня его принятия.
Основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии фиксируются в реестре лицензий.
Документ, подтверждающий устранение обстоятельств приостановления действия лицензии, определяется лицензирующим органом при принятии решения о приостановлении. Для установления факта устранения лицензиатом обстоя100 тельств, повлекших приостановление действия лицензии, лицензиат имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Приостановление действия лицензии означает за-прещение лицензиату заключать договоры о проведении оценки объекта оценки.
Представление лицензиатом в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для приостановления действия лицензии, служит основанием для возобновления действия лицензии. Действие приостановленной лицензии возобновляется с момента издания соответствующего приказа Минимущества России.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России.
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оценочная деятельность (в том числе по оценке движимого имущества) лицензированию не подлежит.

Обоснование вывода:
Требование о лицензировании того или иного вида деятельности может содержаться либо в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", либо в нормативных актах о конкретных видах деятельности (государственная тайна, кредитные организации, страховая деятельность и т.д.).
Среди видов деятельности, подлежащих лицензированию, перечисленных в ч. 2 ст. 1, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, оценочная деятельность не упоминается.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. При этом субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ (часть первая ст. 4 Закона N 135-ФЗ). Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Закона N 135-ФЗ (часть вторая ст. 4 Закона N 135-ФЗ). Положений о необходимости лицензирования оценочной деятельности данный нормативный акт не содержит.
Таким образом, для осуществления оценочной деятельности, в том числе и деятельности по оценке движимого имущества, лицензии не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Подготовка оценщиков является одним из основных вопросов создания полноценной профессиональной среды. Развитие учебного процесса является приоритетным направлением в вопросах подготовки и переподготовки оценщиков.

В целях реализации положений Закона N 135-ФЗ были разработаны Государственные требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков, утвержденные Минобразования России 12.05.2000. Кроме того, Распоряжением Минимущества России от 03.11.2000 N 946-р создана комиссия по рассмотрению образовательных программ в области оценочной деятельности в целях повышения качества осуществления оценочной деятельности в Российской Федерации, обеспечения лицензирования оценочной деятельности, а также контроля за соответствием образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в области оценочной деятельности, государственным стандартам и требованиям, достижения высокого уровня подготовки специалистов в области оценочной деятельности. Программы, выносившиеся на согласование образовательными учреждениями, также учитывали разделение оценочной деятельности на виды и теперь пересмотрены.

Распоряжением Минимущества России от 27.02.2002 N 500-р установлена необходимость для соискателей с 10 февраля 2002 г. представлять в Минимущество России копии документов об образовании, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными Минимуществом России программами, которые перечислены в Приложении N 1 к данному Распоряжению. Например , программы профессиональной переподготовки, предусматривающие количество аудиторных часов более 800 ("Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"), а также программы основного высшего образования по специальности "Финансы и кредит" со специализацией "Оценка собственности".

Приложение N 2 к Распоряжению N 500-р содержит перечень образовательных программ, дипломы об обучении по которым могут быть использованы для поддержания лицензий на осуществление оценочной деятельности, полученных до 10 февраля 2002 г. и предусматривающих разделение на работы (услуги). Это, например, оценка стоимости недвижимости с количеством аудиторных часов более 500.

Перечень образовательных учреждений, прошедших согласование образовательных программ в области оценочной деятельности в Минимуществе России, публикуется на официальном сайте Министерства в сети Интернет (www.mgi.ru).

Осуществление такого вида предпринимательской деятельности, как оценочная деятельность, без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования является в соответствии со ст.171 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконным предпринимательством. Если оценщиком заключен договор на оценочную деятельность без соответствующего разрешения и извлечен доход по этому договору в крупном размере (свыше 200 МРОТ), то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Кроме того, в соответствии со ст.ст.28.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в силу с 1 июля 2002 г., должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях в случае обнаружения фактов осуществления предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и составлять протоколы об административных правонарушениях, которые затем передаются для рассмотрения дел в суды.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа в размере:

от 20 до 25 МРОТ — на граждан;

от 400 до 500 МРОТ — на юридических лиц.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа в размере:

от 15 до 20 МРОТ — на граждан;

от 300 до 400 МРОТ — на юридических лиц.

В соответствии с п.2 Положения о лицензировании на Минимущество России возложены функции по лицензированию оценочной деятельности, в том числе по контролю за соблюдением лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности (лицензиатами). В целях обеспечения выполнения возложенных полномочий Минимуществом России принято Распоряжение от 02.09.2002 N 3061 "О предоставлении информации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности". В соответствии с этим Распоряжением информация должна представляться в адрес Минимущества России за 2001 г. до 1 ноября 2002 г., за 2002 г. и последующие годы — до 1 мая года, следующего за годом, за который представляется информация. Объектом контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении ими оценочной деятельности. Мероприятия по контролю включают документальную проверку деятельности лицензиатов, проведение экспертиз отчетов по оценке стоимости объектов оценки, составление актов и принятие решений.

Мероприятия по контролю осуществляются на основе:

сводного плана проверок, утвержденного Минимуществом России;

заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов Минимущества России и органов местного самоуправления, а также по представлению сведений структурных подразделений об отчетах по оценке стоимости объектов оценки, используемых в работе Минимущества России.

Если заявление не позволит установить лицо, обратившееся в лицензирующий орган, или в заявлении юридического или физического лица не указывается мотивированное нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, то мероприятия по контролю не будут проводиться.

Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановое мероприятие по контролю проводится не чаще одного раза в два года.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции лицензирующего органа;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

При проведении проверки должны запрашиваться исключительно те документы, которые имеют отношение к проверке лицензиата, например:

договор об оценке объекта оценки;

приложения и изменения к данному договору;

отчет об оценке объекта оценки;

договор (страховой полис) страхования гражданской ответственности оценщика;

учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями к ним; свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя;

копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающих получение профессиональных знаний по указанным в заявлении работам (услугам) в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, согласованными с лицензирующим органом, и др.

По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, осуществляющим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату. Если лицензиат не согласен с актом проверки, то он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.

а) непредставление в срок документов, затребованных территориальным органом Минимущества России;

б) установление факта представления в территориальный орган Минимущества России недостоверной информации;

в) несообщение в установленный срок в территориальный орган Минимущества России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);

г) отсутствие у лицензиата договора (страхового полиса) страхования гражданской ответственности оценщика;

д) обнаружение факта отсутствия в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной деятельности;

е) иные нарушения действующего законодательства об оценочной деятельности, в том числе Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных Постановлением N 519.

В случае обнаружения нарушения может быть вынесено:

решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения с указанием срока их устранения; срок устранения не может превышать 6 месяцев;

предупреждение лицензиату о приостановлении действия лицензии; при этом лицензиат обязан исправить нарушения, которые могут повлечь приостановление действия лицензии;

решение об утрате юридической силы лицензии (в случае обнаружения в ходе проверки данных о ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);

решение о приостановлении лицензии; лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений (два и более раза) или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;

решение об обращении в суд с исковым заявлением об аннулировании лицензии.

Основанием для приостановления действия лицензии являются выявление лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае приостановления действия лицензии срок, на который выдана лицензия, не продлевается, плата за возобновление действия лицензии не взимается. Лицензиат обязан устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, и направить в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок указанные обстоятельства не будут устранены, лицензия в установленном порядке аннулируется.

Лицензирующий орган в течение 3 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указанных обстоятельств и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо о невозможности возобновления действия лицензии. Лицензия считается возобновленной с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения. Об указанном решении лицензиат уведомляется в 3-дневный срок со дня принятия решения.

Основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии указываются в реестре лицензий. Документ, подтверждающий устранение указанных обстоятельств, определяется лицензирующим органом при принятии решения о приостановлении действия лицензии. Для установления факта устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, лицензиат имеет право требовать проведения независимой экспертизы.

Приостановление действия лицензии означает запрещение лицензиату заключать договоры о проведении оценки объекта оценки. Представление лицензиатом в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии. Действие приостановленной лицензии возобновляется с момента издания соответствующего приказа Минимущества России.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через 3 дня со дня принятия решения.

Аннулирование лицензии влечет за собой прекращение права лицензиата осуществлять оценочную деятельность и исключение лицензиата из реестра лицензий.

В заключение отметим, что целью мероприятий по контролю за соблюдением оценщиками лицензионных требований и условий являются формирование рынка высококачественных услуг, предоставляемых оценщиками, и защита интересов потребителей этих услуг.

Департамента экономики

и регулирования оценочной деятельности

Минимущества России

Профессиональная деятельность в качестве оценщика в обязательном порядке подлежит лицензированию, которое утверждается Правительст­вом РФ. В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в РФ» (ста­тья 24) установлено три основных требования к лицензированию оценоч­ной деятельности:

1) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (для юридического лица — наличие государственной регистра­ции в качестве юридического лица);

2) наличие документа об образовании, подтверждающего получение
профессиональных знаний в области оценочной деятельности (для юридического лица — наличие в штате не менее одного работника, имеющего соответствующий документ об образовании);

3) уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной дея­тельности.

Орган, выдающий лицензию на осуществление оценочной деятельнос­ти, осуществляет контроль за соблюдением требований к осуществлению этой деятельности оценщиками в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» и законодательством Российской Фе­дерации о лицензировании.

Профессиональный оценщик и юридическое лицо могут быть лишены лицензии на осуществление оценочной деятельности. Отзыв лицензии на осуществление оценочной деятельности осуществляется на основании:

— признания в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке недействительным факта государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— признания в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке индивидуального предпринимателя или юридического лица банкротом;

— признания в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке недействительным имеющегося у оценщика, являющегося ин­дивидуальным предпринимателем, документа об образовании, подтвержда­ющего получение профессиональных знаний в области оценочной деятель­ности; если оценщиком является юридическое лицо — признания недействи­тельным документа об образовании работника этого юридического лица при условии, что он один имеет документ об образовании, подтверждающий по­лучение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

— выхода данным оценщиком в своей деятельности за пределы прав, пре­доставленных ему лицензией на осуществление оценочной деятельности;

— несоблюдения требований, установленных законодательством Рос­сийской Федерации;

— решения суда, арбитражного суда, третейского суда.

Ходатайство об отзыве лицензии на осуществление оценочной дея­тельности может быть представлено уполномоченным органом, саморегулируемыми организациями, а также иными заинтересованными лицами.

Указанный перечень оснований отзыва лицензии на осуществление оценочной деятельности является исчерпывающим и не может быть изме­нен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ».

Требования к проведению оценки в соответствии

Со стандартами оценки

Важнейшее место в нормативно-правовой и информационной базе оценочной деятельности занимают постановление Правительства Россий­ской Федерации от 6 июля 2001 г. № 519 об утверждении стандартов оцен­ки и стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценоч­ной деятельности (утвержденные этим постановлением).

Утвержденные постановлением Правительства РФ стандарты оценки являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельно­сти при определении цели оценки, вида стоимости объекта оценки, подхо­дов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки имущества.

При проведении оценки объекта на основании определения суда, арби­тражного суда, третейского суда или решения уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Фе­дерации оценщик обязан использовать вид стоимости объекта оценки, указанный в соответствующем определении или решении.

При подготовке и составлении отчета об оценке оценщик обязан ис­пользовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оцен­ке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

В стандартах оценки определена рыночная стоимость объекта оценки и приведены виды стоимости объекта оценки, отличные от ры­ночной стоимости.

Лицензия на оценочную деятельность

Кроме этого, в стандартах даны определения трех подходов к оценке имущества (затратного, сравнительного и доходного) и следующих терминов: «метод оценки», «дата проведения оценки», «цена», «аналог объекта оценки», «срок экспозиции объекта оценки», «итоговая величина стоимости объек­та оценки», «экспертиза отчета об оценке».

Метод оценки — способ расчета стоимости объекта оценки в рамках од­ного из трех подходов к оценке имущества.

Дата проведения оценки — календарная дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.

Цена — денежная сумма, предлагаемая или уплаченная за объект оценки или его аналог.

Аналог объекта оценки — сходный по основным экономическим, матери­альным, техническим и другим характеристикам объекту оценки другой объ­ект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.

Срок экспозиции объекта оценки — период времени начиная с даты представления на открытый рынок (публичная оферта) объекта оценки до даты совершения сделки с ним.

Итоговая величина стоимости объекта оценки — величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобще­ния результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

Экспертиза отчета об оценке — совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требова­ний законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используе­мой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке.

Проведение оценки имущества профессиональным оценщиком вклю­чает в себя следующие этапы:

а) заключение с заказчиком договора об оценке объекта (объектов)
имущества;

б) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;

в) анализ рынка, к которому относится объект оценки;

г) выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оцен­ке и осуществление необходимых расчетов;

д) обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки
(согласование результатов, полученных в рамках разных подходов к оценке имущества);

е) составление и передача заказчику отчета об оценке.

Оценка объекта оценки может проводиться профессиональным оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке.

При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Фе­дерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирова­ния оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к до­говору об оценке и к отчету об оценке, а также о стандартах оценки.

Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

Оценщик осуществляет сбор и обработку:

— правоустанавливающих документов, сведений об обременении объек­та оценки правами иных лиц;

— данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;

— информации о технических и эксплуатационных характеристиках объекта оценки;

— информации, необходимой для установления количественных и каче­ственных характеристик объекта оценки с целью определения его стоимо­сти, а также другой информации, связанной с объектом оценки.

Оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объ­ект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает выбор таких аналогов для исполь­зования информации об их стоимости в расчетах стоимости оцениваемого объекта.

Оценщик осуществляет в отношении объекта оценки необходимые расчеты стоимости того или иного вида (вида стоимости, выбранного и обоснованного оценщиком) с учетом полученных количественных и качественных характеристик объекта оценки, результатов анализа рынка, к которому относится объект оценки, а также обстоятельств, уменьшаю­щих вероятность получения доходов от объекта оценки в будущем (рис­ков), и другой информации, которая важна для определения стоимости объекта оценки.

Оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оцен­ке результатов определяет итоговую (согласованную) величину стоимос­ти объекта оценки.

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмо­трено иное, например, с указанием точности расчетов и интервала воз­можных значений рассчитанной величины стоимости.

Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установлен­ных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ», стандар­тами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельно­сти в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления от­чета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Лицензии

Внимание!

Очень часто к нам обращаются клиенты, которым по каким то причинам нужна лицензия на оценочную деятельность:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18.

Переходные и заключительные положения (в ред.

Как вывести оценщика на чистую воду.

Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

  • оценочная деятельность ;

Таким образом, все требования различных органов особенно нотариусов предоставит лицензию, да еще и нотариально заверенную — не обоснованы. Оценочная деятельность не является лицензируемой .

В настоящие время регулирование оценочной деятельности осуществляется несколько иным способом:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в действующей редакции гласит:

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Закона.

ВОПРОС: задаёт Владимир Сергеевич (7 июля 2008 года)

Добрый день!

Хочу оценить свой загородный коттедж. Обратился в оценочную компанию. На вопрос о наличии у них лицензии на оценочную деятельность мне ответили, что лицензию на оценку отменили.
Так ли это? Не рискую ли я, обратившись в такую компанию? Какие требования установлены законами к оценщикам?

Уважаемый Владимир Сергеевич!

Действительно, лицензирование оценочной деятельности прекращено с ""01"" июля 2006 года (пункт 5.1 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ ""О лицензировании отдельных видов деятельности"").

Лица, имевшие по состоянию на ""30"" июня 2006 года лицензии на осуществление оценочной деятельности, были вправе осуществлять ее до ""01"" января 2008 года в соответствии с Федеральным законом от ""29"" июля 1998 года № 135-ФЗ ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации"" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона №157-ФЗ от ""27"" июля 2006 года ""О внесении изменений в Федеральный закон ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации"".

Согласно статье 15.1. Федерального закона от ""29"" июля 1998 года № 135-ФЗ ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации"" (в ред. от 24.07.2007 № 220-ФЗ), юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано:

иметь в штате не менее двух лиц, соответствующих требованиям части второй статьи 24 Федерального закона № 135-ФЗ;

обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;

сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;

предоставлять по требованию заказчика договор обязательного страхования ответственности оценщика, заключенный в соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от ""29"" июля 1998 года № 135-ФЗ;

не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

предоставлять саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, для проведения контроля за осуществлением им оценочной деятельности доступ к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну юридического лица или заказчика, либо иной конфиденциальной информации;
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ""29"" июля 1998 года № 135-ФЗ ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации"" (в ред. от 24.07.2007 № 220-ФЗ), субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Федерального закона от ""29"" июля 1998 года № 135-ФЗ.

Таким образом, компания, которая намерена заключить с Вами договор на проведение оценки должна соответствовать следующим требованиям:

1) иметь в штате не менее двух оценщиков;

2) оценщики такой компании должны:

2.1. быть членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков;
2.2. застраховать свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона от ""29"" июля 1998 года № 135-ФЗ.

Если все вышеперечисленные требования выполнены, нет причин опасаться.

Заметим, однако, что законодательство, регламентирующее оценочную деятельность, постоянно меняется.

В настоящее время в Конституционном Суде Российской Федерации находится жалоба ""О несоответствии Конституции РФ норм Федерального закона ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации"".

В частности в вышеуказанной жалобе заявитель оспаривает конституционность статьи 15 Федерального закона ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации"", предусматривающей одним из требований к осуществлению оценочной деятельности для оценщика - членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков.
Заявитель считает, что данные требования Закона нарушают его права, гарантированные ему Конституцией РФ, а именно: Требование обязательного членства в саморегулируемой организации, которое, по его мнению, противоречит пункту 2 статьи 30 Конституции РФ.

Согласно пункту 2 статьи 30 Конституции РФ, ""Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем"".

Конституционный Суд Российской Федерации, в соответствии со статьей 100 Федерального конституционного закона Российской Федерации №1-ФКЗ от ""21"" июля 1994 года ""О конституционном Суде Российской Федерации"", по итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан примет одно из следующих решений:
1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;
2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

  • Нужна ли лицензия на оценочную деятельность
  • условия получения лицензии оценщика
  • Где и как получить диплом о переподготовке?
  • Оформление строительной лицензии.
  • Необходимость лицензирования услуг логопедов-психологов