Образец. Договор найма жилого помещения. Типовой бланк договора найма жилого помещения: скачать заполненный образец в word бесплатно Договор найма жилого помещения старый образец

Для многих жителей насущной проблемой является нерешенный квартирный вопрос. На сегодня, на одного человека в России приходится всего лишь 22 квадратных метра недвижимости. И это в то время как, например, в Германии, данный показатель превышает отметку в 50 квадратных метров на гражданина. Для изменения данной проблемы властями РФ было принять решение о запуске программы по началу процесса строительства недвижимости некоммерческого найма.

Законодательство РФ о программе некоммерческого найма

Суть термина «некоммерческий найм» содержится в том, что государство должно предоставить жилье в аренду для граждан с низким уровнем дохода, по ценам, которые в нынешнее время должны быть ниже среднерыночных. Степень дохода, при которой гражданин может предъявить права на такого рода жилье, будет установлена согласно законодательному акту РФ определенной области, отталкиваясь от рыночных цен на недвижимость в данном регионе.

Основной критерий: уровень дохода гражданина, который претендует на квартиру по системе некоммерческого найма, а также членов его семьи обязан превышать уровень дохода тех людей, которые законодательно признаны малоимущими (для этого типа граждан предусмотрены другие программы предоставления социального жилья). Но в то же время уровень дохода претендента на жилье не может позволить ему самостоятельно купить квартиру.

Аннулирование договора о некоммерческом найме.

Период аренды недвижимости может быть как от одного года, так и до десяти лет. Договор о предоставлении жилья на условиях некоммерческого найма может быть расторгнут стороной наймодателя досрочно, в случае, если будет обнаружено, что наниматель:

  • Систематически не оплачивает квартплату;
  • Сдает жилье в субаренду третьим лицам;
  • Постоянно нарушает права своих соседей;
  • Повредил квартиру, которая была предоставлена государством;
  • Если у нанимателя или его членов семьи есть какая-либо другая недвижимость, расположенная в том же муниципальном образовании.

В случае аннулирования договора между наймодателем и нанимателем, последнему не предоставляется новой объект недвижимости.

Также соглашение может расторгнуть и сторона нанимателя. Но в этом случае ему необходимо иметь письменное согласие всех проживающих в квартире членов семьи. Также наниматель обязан уведомить о своем решении наймодателя не менее чем за три месяца до аннулирования договора.

Тонкости получения жилья по некоммерческому найму.

Гражданин, который претендует на жилье, должен для себя тщательно рассмотреть все законодательство региона его проживания и сопоставить это с уровнем семейного дохода, чтобы понять: сможет ли он получить такую недвижимость.

Также стоит знать, что все граждане, которые вступили в очередь для получения недвижимости социального найма в период до 1.01.2005, автоматически зачисляются в данную категорию. Другим же гражданам нужно для начала собрать все документы, которые могут подтвердить их уровень дохода, после этого написать заявление на очередь по программе «некоммерческий найм» и подать его в многофункциональный центр или любой другой орган, что отвечает за постановку граждан на учет. В случае, если заявление будет удовлетворено, гражданин должен обратиться напрямую к организация, занимающейся выдачей жилья некоммерческого найма в районе своего проживания.

Все, что нужно знать о понятии «некоммерческий найм».

С первого взгляда – некоммерческий найм – это реальная возможность для многих граждан РФ получить собственное жилье по очень доступной цене. Но у такого жилья также есть и ряд недостатков, о которых необходимо знать.

Во-первых, размер платы за жилье некоммерческого найма не фиксирован. Законодательно она не может превысить ограничения, которые установлены соответствующими территориальными органами определенного региона, где расположена квартира. Но в это время суммы должно хватить для покрытия всех расходов на строительство недвижимости, которые имеет застройщик. Помимо этого, чтобы сделать окупаемость в такого типа доме, в теории государство должно бесплатно предоставить земельный участок на строительство домов под некоммерческий найм, а также бесплатно подключать их к инженерным сетям.

На сегодняшний день уже возведено 624 тысячи квадратных метров жилья некоммерческого найма, а по информации, полученной из Минстроя, уже через пять лет данная сумма увеличится до 4.7 миллионов квадратных метров.

Сейчас некоммерческий найм дается преимущественно сотрудникам местных учреждений, а также бюджетникам. Строительство домов осуществляется при помощи агентств по ипотечному кредитованию во многих областях Российской Федерации. В скором времени к процессу строительства присоединятся еще 17 областей.

Вконтакте

Договоры социального и коммерческого найма жилых помещений, имея определенное сходство между собой, в то же время различаются весьма существенно. Как отмечается в научной литературе, для договора коммерческого найма характерными признаками являются свобода договора, срочность отношений, отсутствие нормирования предоставляемой жилой площади, отсутствие необходимости пребывания нанимателя на учете нуждающихся в жилых помещениях и т.д., в то время как для договора социального найма особенностями являются отсутствие цели извлечения прибыли, отсутствие признака свободы договора, бессрочность отношений, наличие определенных требований к размеру предоставляемого жилища, наличие ряда административных предпосылок для заключения договора и т.п. Васильев П.П. Правовое регулирование отношений по предоставлению и пользованию служебными жилыми помещениями по жилищному законодательству Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. Белгород, 2006. С. 57.

При согласии обеих сторон относительно всех значимых пунктов договора коммерческого найма жилья такой договор может считать законно заключённым.

При этом от нанимателя не требуется выполнение предписанных процедур, как при заключении соглашению по социальному найму, например, получение статуса лица нуждающегося в оптимизации условий проживания и нахождение в очереди на получение жилого помещения, сбор и представление значительного числа документов при заключении договора и др. Договор коммерческого найма заключается на основе свободной воли и равноправного положения сторон в гражданском обороте и является единственным основанием возникновения жилищных правоотношений.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2012 г. N 1556-р предусмотрено законодательное закрепление еще одного вида договорных отношений в сфере жилищного обеспечения граждан - по договору некоммерческого найма. Распоряжение Правительства РФ от 29. 08.2012 N 1556-р «Об утверждении перечня мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода» // СЗ РФ. 2012, N 36, ст. 4971

Необходимость внедрения данной новой формы жилищного обеспечения граждан обусловлена тем, что в настоящее время в рамках государственной жилищной политики, помимо возможности использования института социального найма жилых помещений, который ограничен определенными требованиями к гражданам (отнесением к малоимущим или специальным категориям, например, к военнослужащим, и признанием нуждающимися в жилых помещениях) и института коммерческого найма, основное назначение которого состоит в извлечении собственниками прибыли от использования принадлежащих им жилых помещений, становится все более актуальной задача повышения доступности получения жилья гражданами, которые не являются малоимущими, но которые не могут самостоятельно приобрести жилые помещения в собственность за счет личных средств.

Решение данной задачи требует разработки законодательных предложений в целях создания правовых оснований для внедрения в российскую практику заключения договоров некоммерческого найма жилых помещений (что и предписано осуществить распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2012 г. N 1556-р) Распоряжение Правительства РФ от 29. 08.2012 N 1556-р «Об утверждении перечня мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода // 2012, N 36, ст. 4971.

Реализация этого распоряжения обеспечит возможность предоставления в пользование жилых помещений на специальных условиях, отличных от социального найма (разд. III ЖК РФ), найма жилых помещений специализированного жилищного фонда (разд. IV ЖК РФ) и коммерческого найма жилых помещений (гл.35 ГК РФ), гражданам, которые не попадают в категории граждан, имеющих право на получение в пользование жилых помещений жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда, а также не имеют возможности получить в пользование жилые помещения на коммерческих условиях найма.

Специалисты отмечают, что "идея о закреплении в жилищном праве института предоставления жилых помещений по договорам некоммерческого найма возникла еще в период разработки ныне действующего ЖК РФ, однако в силу ряда причин в окончательном варианте названного Кодекса отражения не нашла" Корякин В.М. Договор некоммерческого найма жилого помещения и его отличия от договоров социального и коммерческого найма // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 11.С. 28. .

Первый вариант законопроекта, предусматривающего реализацию данной идеи, был внесен в Государственную Думу еще в 2009 г. Один из его авторов, депутат Государственной Думы Г.П. Хованская, характеризуя суть выработанных предложений, отмечала, что "жилищный фонд некоммерческого использования находится между жилищными фондами социального и коммерческого использования, т.е. договор некоммерческого найма жилого помещения будет иметь существенные отличия как от договора социального найма, так и от договора коммерческого найма жилого помещения" Хованская Г. Некоммерческий наем жилья: все за. Кто против? // Московская жилищная газета "Квартирный ряд". 2009. 30 апреля. .

Основные отличия некоммерческого жилищного фонда от коммерческого заключаются в следующем:

а) коммерческий жилищный фонд предназначен для извлечения прибыли; некоммерческий фонд такой цели не ставит;

б) плата за жилье в некоммерческом жилищном фонде будет намного доступнее гражданам, чем в коммерческом фонде (по расчетам разработчиков, она будет ниже рыночной минимум в 2 - 3 раза).

Одновременно жилищный фонд некоммерческого использования будет существенно отличаться от фонда социального. К числу таких отличий можно отнести следующее:

а) плата по договору некоммерческого найма не будет символической, как в социальном жилье, а такой, которая будет полностью компенсировать все издержки бюджета, учитывая и затраты на строительство. Коммунальные услуги и обслуживание наниматели будут оплачивать в полном объеме. В связи с этим не потребуется выделять средства из бюджета на содержание и ремонт жилых домов, в том числе и на капитальный ремонт. Такой дом, относящийся к фонду некоммерческого использования, согласно имеющимся оценкам, будет полностью окупаться за 25 - 30 лет;

б) жилые помещения в домах некоммерческого использования не будут подлежать приватизации (в отношении жилых помещений, находящихся в пользовании граждан по договорам социального найма, до 1 марта 2015 г. действует возможность их безвозмездной передачи в собственность граждан) Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (ред. от 07. 06.2013) // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 15. ;

в) договор некоммерческого найма жилого помещения будет заключаться на срок до пяти лет с преимущественным правом нанимателя на его продление. Договор же социального найма, как уже указывалось выше, является бессрочным.

Обобщенный итог сравнительно-правового анализа договоров найма жилых помещений - социального, коммерческого и некоммерческого - приведен в таблице (см. приложение 2).

Таким образом, в недалеком будущем у граждан Российской Федерации появится дополнительная возможность сравнительно недорогим способом решить свою жилищную проблему. Например, как представляется, в полной мере это относится и к жилищному обеспечению военнослужащих. Предусмотренная ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма о предоставлении военнослужащим жилых помещений, арендованных воинскими частями (органами военного управления, организациями), наполнится реальным содержанием Федеральный закон от 27. 05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 02. 07.2013)"О статусе военнослужащих" // СЗ РФ. 1998. N 22, ст. 2331. Минобороны России, иные федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, думается, должны после внесения рассмотренных выше дополнений в ЖК РФ иметь в своем распоряжении жилищный фонд некоммерческого использования, за счет которого они смогут более эффективно и оперативно решать вопросы жилищного обеспечения как военнослужащих, так и лиц гражданского персонала.

Новый вид договора найма жилого помещения в фонде социального использования

Необходимость решения жилищной проблемы подталкивает отечественного законодателя искать все новые формы реализации права на жилище. Статистика показывает, что ежегодно с 2000 года количество семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия, не превышает 9 %. На конец 2012 года по данным Росстата на учете в качестве нуждающихся стояли 2748 тыс. семей. Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия в 2012 году составляет 186 тыс., это всего 7% от общего числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся.
С целью решения проблемы обеспечения жильем, для стимулирования жилищного строительства и развития рынка арендного жилья был принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ (далее – ФЗ N 217) , который на федеральном уровне закрепил некоммерческий наем жилья. Можно сказать, что этот закон – один из совокупности актов в жилищной политике государства. Федеральный закон N 217 принят во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» , где предусматривается формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода. Кроме того с 2005 года идет Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё - гражданам России». Можно сказать, что названный федеральный закон – также способ повышения доступности жилья.
Раздел III.1 Жилищного Кодекса РФ (далее ЖК РФ) , введенный Федеральным законом N 217, назван «Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования». Возможно, данный институт назван не очень удачно, поскольку велика вероятность смешения с социальным наймом. Хотя можно предположить, что таким образом законодатель хотел отметить общественно полезную направленность данного института. Далее в статье наряду с нормативным наименованием данного института и договора будет использовано наименование «некоммерческий наем». По отношению к домам, где жилые помещения предназначены для сдачи по договору некоммерческого найма, в печати встречается также наименование «арендный дом» или «доходный дом» (по аналогии с доходными домами, известными в истории России). Последнее представляется недостаточно точным, поскольку не отражает социальную цель использования подобного жилья.
Новый договор некоммерческого найма занял промежуточное положение между наймом социальным и коммерческим. Однако для наиболее полного понимания места нововведенного договора среди уже существующих договоров найма жилого помещения необходимо их сравнение.
Наймодателем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть как публичное образование, так и частное лицо. Однако если собственником наемного дома может быть и физическое лицо, то наймодателем может быть только организация (ст. 91.2 ЖК РФ). Это одна из характеристик данного договора, которая дает основания поместить его между социальным наймом, где жилые помещения принадлежат государству или муниципалитету, и коммерческим наймом частных лиц.

Важно отметить, что законодатель стремится создать именно фонд арендного жилья и не нацелен на разделение этого фонда между множеством собственников. Эту же цель преследует норма о том, что наемный дом может находиться в руках только одного собственника. Данное положение критикуется. Например, Н.Е. Сосипатрова пишет, что «трудно объяснить, почему такой дом не может возводиться и эксплуатироваться несколькими индивидуальными предпринимателями или (и) коммерческими организациями, заключившими договор о совместной деятельности. Ещё сложнее будет ответить на вопрос, который со временем возникнет в правоприменительной практике, о том, почему двое или более наследников владельца наёмного дома не могут быть сособственннками данного имущества и кто в таком случае будет иметь преимущественное право на него при разделе наследства» . Этот пробел можно решить либо путем разрешения нахождения наемного дома в собственности нескольких лиц, либо проработки преимущественного права наследования. Из цели формирования фонда арендного жилья вытекает и невозможность приватизации жилого помещения, занимаемого по договору найма в фонде социального использования, даже в случае, если наемный дом принадлежит не частному собственнику, а публично-правовому образованию.

Нацеленность данного договора на более широкий круг лиц (а по мнению Галины Хованской введение некоммерческого найма затронет «где-то 40 процентов населения Российской Федерации»), наличие определенных критериев, которым должен отвечать наниматель, отличают данный договор от договора коммерческого найма, где могут участвовать любые физические лица и юридические лица в интересах граждан. В социальном найме для нанимателей установлены жесткие критерии нуждаемости и отнесения лица к категории малоимущих. Можно сказать, что для заключения договора социального найма необходимо находиться практически на грани бедности. По договору некоммерческого найма наниматель также должен отвечать критерию нуждаемости. Несмотря на единую терминологию, данный критерий по своим характеристикам не может и не должен совпадать с критерием нуждаемости по договору социального найма. Нуждаемость в получении жилого помещения по договору некоммерческого найма будет определяться ЖК, федеральными законами, законами субъектов, актами местного самоуправления. Основным отличием от социального найма должно стать то, что критерии будут иные, чем перечисленные в ст. 51 ЖК РФ.

Что касается критерия отнесения лица к категории малоимущих, то закон прямо указывает на то, что «гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке» (ст. 91.3 ЖК РФ). И хотя законодатель попытался урегулировать объем дохода, который должен иметь наниматель для заключения договора некоммерческого найма, можно отметить пробельность и недоработанность положения, указанного в ч.2 ст. 91.3 ЖК РФ.

При оценке имущественного положения гражданина, как и в социальном найме, учитываются доход его и членов семьи, а также стоимость подлежащего налогообложению имущества. Если по договору социального найма при определении имущественного положения учитывается размер дохода за 10 лет и стоимость имущества не может превышать среднюю стоимость среднего по благоустроенности жилого помещения площадью соответствующего нормам предоставления по количеству членов семьи, то по договору некоммерческого найма доход и стоимость имущества «не может превышать размер, позволяющий такому гражданину и таким членам его семьи приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на приобретение жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования». Здесь нет указания ни на срок приобретения, ни на качество жилого помещения, ни на его площадь. Можно предположить, что срок не должен превышать 10 лет (максимального срока договора некоммерческого найма). Редакция ст. 91.3 ЖК РФ вызывает настороженное отношение у некоторых авторов. Н.Е. Сосипатрова пишет: «Какое жилое помещение, которое не в состоянии приобрести гражданин в собственность имел в виду законодатель? Жилые помещения по размеру, степени благоустроенности, местоположению, времени постройки и другим криериям, которые влияют на цену, могут быть различными. …Таким образом, норма ч.2 ст. 91.3 ЖК РФ оставляет слишком большой простор для усмотрения правоприменителя и, видимо, должна обрести точные критерии в законодательстве субъектов РФ» .

Для получения жилого помещения по договору социального или некоммерческого найма необходимо пройти процедуру учета в качестве нуждающихся. Необходимо отметить, что право оставаться на учете для получения жилого помещения в одном муниципальном образовании по договору некоммерческого найма при выезде в другое муниципальное образование в связи с предоставлением жилого помещения по договору некоммерческого найма сохраняется, тогда как с учета для получения жилого помещения по договору социального найма при тех же условиях гражданин снимается. Данные правила расположены в ст. 56 ЖК РФ, в главе, посвященной социальному найму. Представляется целесообразным расположить норму, касающуюся некоммерческого найма, в главе 8.2 ЖК РФ, где содержатся другие нормы, регулирующие учет граждан для заключения договоров некоммерческого найма.

Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся наемным домом социального использования жилой дом. В данном случае нет отличий от социального найма, но есть существенные отличия от коммерческого найма, где предметом может быть часть жилого помещения.
В отличие от социального найма договор некоммерческого найма срочный. Срочность договора некоммерческого найма обусловлена его направленностью. Получение жилья по данному договору рассматривается в качестве «буфера» для последующего приобретения жилья в собственность, поэтому максимальный срок – 10 лет. Кроме того, срочность договора должна стимулировать граждан-нанимателей к приобретению собственного жилья, т.к. в случае истечения срока новый договор может быть заключен с тем же нанимателем только в случае отсутствия иных кандидатов. Здесь видно отличие от коммерческого найма, где максимальный срок 5 лет, а также предусмотрено преимущественное право на заключение нового договора для нанимателя в долгосрочном (от 1 до 5 лет) договоре коммерческого найма.
Плата по договору некоммерческого найма не будет символической, как в социальном жилье, а такой, которая будет полностью компенсировать все издержки бюджета, учитывая и затраты на строительство в долгосрочной перспективе. В целом, она должна быть значительно ниже рыночной. Разработчики проекта указывают цифры за жилье площадью 42 кв.м. в зависимости от срока окупаемости от 4 до 10 тысяч рублей. Коммунальные услуги и обслуживание наниматели будут оплачивать в полном объеме.
Помимо доступности платы в отличие от коммерческого найма жилья, который изначально предназначен для извлечения прибыли, некоммерческий наем такой цели не ставит. Однако здесь важно упомянуть, что до половины жилых помещений в домах некоммерческого найма могут быть отведены под коммерческое использование. Однако Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству негативно оценивает этот аспект в правовом регулировании наемных домов: «Мы решаем не проблему быстрого возврата средств застройщику, а государственную задачу обеспечения жильем. Поэтому мне так не нравится схема 50 на 50. Правда в законе написано, что субъект РФ может эти 50% тоже отдать очередникам. Я считаю, что эту формулировку нужно переделать и написать, что отдавать на коммерческие цели жилье можно только в том случае, если нет очередников, нуждающихся в этом жилье. В изначальной концепции закона все 100% квартир отдавались в некоммерческий наем».
Права и обязанности сторон договора в целом схожи с договором социального найма, поэтому не перечисляя, законодатель делает отсылку к нормам, регулирующим социальный наем. Вместе с тем некоторые особенности в правовом статусе сторон усматриваются. Так, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, являются обязанностью наймодателя, что, однако, может быть изменено в договоре. Кроме того наниматель в данном договоре ограничен в праве сдавать жилое помещение в поднаем и обмене. Представляется, что такие ограничения введены, чтобы свести к минимуму возможность «заработать» на социальном жилье. Нанимателю также не предоставлено право приватизировать жилое помещение, в отличие от договора социального найма.

Договор может быть расторгнут по основаниям, указанным в ст. 91.10 ЖК РФ. В целом основания схожи с социальным наймом за некоторыми исключениями. Например, по-разному будет исчисляться задолженность, являющаяся основанием для расторжения договоров.
Важным отличием от договора социального найма, где последствие в виде выселения без предоставления другого жилого помещения является санкцией за противоправное поведение нанимателя, в договоре найма жилого помещения в фонде социального использования выселение без предоставления другого жилого помещения — общее правило.
Как и для договора коммерческого найма, необходимой является регистрация обременения права собственности, возникающего на основании договора найма жилого помещения фонда социального использования.
Представляется, что данный договор будет, безусловно, востребован гражданами, что видно из сложившейся ситуации на арендном рынке. Что же может привлечь инвесторов? Целенаправленного строительства многоквартирных домов с арендными квартирами в России почти не ведется, тогда как в Северной Америке и Европе такое строительство - одна из емких ниш девелоперского бизнеса.
«Поскольку в настоящее время наемные (арендные) дома отсутствуют, реализация законопроекта связана со значительными инвестициями в строительство таких домов. Реализация долгосрочных проектов инвестирования в создание наемных (арендных) домов некоммерческого использования может потребовать следующих мер государственной и (или) муниципальной поддержки:
— частичное бюджетное финансирование затрат на строительство таких домов, а также процентов по строительному кредиту в период строительства таких домов;
— бесплатное предоставление земельных участков;
— бесплатное подключение (присоединение) к сетям инженерно-технической инфраструктуры;
— бесплатное предоставление типовой проектной документации;
— освобождение от налога на землю;
— использование специального режима налогообложения» .

Приводя сценарные расчеты строительства наемных домов, разработчики данного закона выделяли три основные меры государственной и муниципальной поддержки. Это «бесплатное предоставление земельных участков, софинансирование инвестиционных проектов по строительству и эксплуатации наемных (арендных) домов некоммерческого использования за счет средств бюджета Российской Федерации и (или) бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) местных бюджетов в размере от 1 122 до 1 445 млрд. рублей (или от 62,3 млрд. рублей до 80,2 млрд. рублей в среднем за год) в период с 2013 по 2030 гг. в зависимости от варианта доли софинансирования таких проектов за счет бюджетных средств, предоставление налоговых льгот».
Налоговые преференции могут послужить «одним из двигателей рынка арендного жилья в России» . Сегодняшний арендный рынок в большинстве представлен отдельными собственниками (гражданами, приобретшими жилье с целью сдачи внаем), которые уклоняются от налоговых отчислений. С другой стороны, государство, заинтересованное не только в получении налоговых отчислений, но и в структурном развитии рынка арендного жилья, может предложить определенные налоговые послабления для данного бизнеса, если он будет поставлен на поток. Подобные предложения уже неоднократно обсуждались на нескольких уровнях власти и касаются, как НДС, так и налога на прибыль. В любом случае, такая инициатива может вызвать взрывной эффект на рынке арендного жилья, так как неприемлемая на сегодняшний день доходность 4–6% может вырасти до 7–9%, что уже сопоставимо с доходностью по коммерческой недвижимости, которая является приемлемой для большинства девелоперов и инвесторов.

В целом в 2015 — 2030 гг. реализация таких мер государственной и (или) муниципальной поддержки позволит решить жилищную проблему, как минимум, 1 815 тыс. семей. Более 57 тыс. семей смогут улучшить свои жилищные условия при помощи некоммерческого найма жилых помещений уже в 2015 году.

Таким образом, если со стороны нанимателя интерес в наемном жилье по цене ниже рыночной очевиден, то для потенциальных наймодателей он может быть несколько сомнительным, и есть разумная вероятность, что застройщики будут достаточно активны даже при условии наличии льготного режима. Могут возникнуть вопросы с качеством и обслуживанием вновь выстроенных домов.
Если в мире уже давно действует отлаженная система найма жилья, предназначенного для нуждающихся граждан. Например, во Франции, в настоящее время жилье с низкой платой составляет там примерно половину рынка аренды (46% в 2006 году). Россия только делает первые шаги в данной сфере, однако уже сейчас есть позитивный опыт. В Минске состоялась V международная конференция «Аренда жилой недвижимости». В качестве успешного примера в решении вопроса развития арендного жилья участникам конференции был представлен опыт Югры в строительстве наемных домов. В Югре уже сделаны первые шаги по поддержке инвестпроектов строительства доходных домов. Так, в 2013 году в автономном округе принят закон о полном освобождении от уплаты налога на имущество организаций, реализующих проекты по развитию рынка доступного арендного жилья. Инвестором строительства выступило Ипотечное агентство Югры. В настоящее время Агентство реализует еще три проекта по возведению наемных домов – два жилых дома в Сургуте и дом в Ханты-Мансийске. В начале октября 2014 года в Нефтеюганске началось заселение первого арендного дома в автономном округе, построенного в рамках региональной программы развития рынка доступного арендного жилья.
«Основная задача – показать инвесторам уже готовый продукт, что в него можно вкладывать деньги, ведь для них важна доходность, которую можно получить в долгосрочной перспективе. Главные клиенты – бюджетники – учителя, врачи, воспитатели. В доходных домах они будут снимать квартиру с мебелью и платить за аренду жилья, коммунальные услуги. Цена при этом в разных городах будет различная, а плата будет зависеть от среднемесячной зарплаты в муниципалитете. Второй этап – 2016-2020 годы – ежегодное строительство около 50 тысяч квадратных метров жилья».
Подводя итог, стоит отметить, что законодательное нововведение – безусловный шаг к решению жилищной проблемы России. Но тем не менее, сейчас многое зависит от развития подзаконного регулирования и нормотворчества на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. К тому же для того, чтобы говорить об устойчивости новых отношений должно пройти еще некоторое время, ведь пока имеется только единичный практический опыт в этой сфере.

Подготовлено младшим юристом компании Нарушевой Натальей Владимировной

В июле этого года вступил в силу федеральный закон, который является прямым следствием Указа Президента РФ от 07.05.2012 г., предусматривающий создание доступного арендного жилья для россиян путем развития жилищного фонда на некоммерческой основе. Кому будет предоставляться жилье в наемных домах социального использования, каковы основные положения договора некоммерческого найма жилья, кто заинтересован в строительстве наемных домов, на каких условиях наемное жилье будет предоставляться гражданам, как относятся застройщики к этой инициативе?

Так уж получается, что в нашей стране всегда существует очередь на социальное жилье и это при том, что коммерческого строится все больше и раскупается оно еще на стадии строительства. Времена меняются, однако жилищных проблем у россиян не становится меньше. Государство пытается решать социальные задачи, в том числе и жилищные вопросы. Но получается ли это, вот в чем вопрос. В любом случае, новые законодательные инициативы интересны с практической точки зрения для специалистов, занимающихся недвижимостью, и для простых людей, которые хотят решить свои жилищные вопросы.

22 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования».

Данный федеральный закон является прямым следствием Указа Президента РФ от 07.05.2012 г., который предусматривал создание доступного арендного жилья для россиян путем развития жилищного фонда на некоммерческой основе.

Предполагается, что за счет создания наемных домов будут улучшены жилищные условия граждан, которые не могут себе позволить купить жилье по рыночным ценам или каким-либо другим способом.

Кому будет предоставляться жилье из жилищного фонда социального использования?

Согласно ст. 91.3 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения из жилищного фонда социального использования будут предоставляться нуждающимся при следующих условиях.

Доход граждан и членов их семей, не имеющих жилья, не должен позволять им купить себе жилое помещение за собственные средства, за кредитные денежные средства или за счет иных займов. Однако он не может быть признан малоимущим и не должен состоять на учете в качестве малоимущего.

Жилое помещение из жилищного фонда социального использования предоставляется исключительно российским гражданам. Иностранцы или не граждане не вправе претендовать на аренду жилья в наемных домах.

Чтобы получить жилье из жилищного фонда социального использования, необходимо встать на учет в органах местного самоуправления путем подачи соответствующего заявления и документов.

После постановки на учет в качестве нуждающегося необходимо подать заявление наймодателю о предоставлении жилого помещения на некоммерческой основе.

Согласно ст. 91.14 Жилищного кодекса РФ, наймодателями некоммерческого жилья могут быть уполномоченные государственные или муниципальные органы, юридические лица, которые являются собственниками наемных домов. Отказать в принятии заявления о предоставлении жилого помещения на некоммерческой основе вышеуказанные лица не вправе.

Предполагается, что основными нанимателями в наемных домах станут многодетные семьи, которые не имеют возможности купить жилье и не являются малоимущими. Также будут претендовать на получение жилья в наемных домах молодые семьи, жилье которыми еще не нажито и их доход не позволяет им купить недвижимость.

«Тонкости» договора найма жилого помещения из жилищного фонда социального использования

Согласно ст. 91.6 Жилищного кодекса РФ, договор некоммерческого найма может быть заключен на срок до десяти лет по решению нанимателя, но не менее чем на один год. У нанимателя есть право продлить договор некоммерческого найма, если срок договора истекает.

Права и обязанности наймодателя и нанимателя по договору некоммерческого найма предусмотрены ст. 91.7 Жилищного кодекса РФ. Условием договора некоммерческого найма будет являться отсутствие возможности у нанимателя сдать наемное жилье в аренду.

Получить в собственность жилое помещение из жилищного фонда социального использования не получится ни при каких обстоятельствах. Наниматель обязан за свой счет осуществлять ремонт арендованного жилого помещения по договору некоммерческого найма.

Основания расторжения и прекращения договора некоммерческого найма предусмотрены ст. 91.10 Жилищного кодекса РФ. Договор может быть расторгнут по взаимному соглашению сторон в любое время, а также по решению нанимателя при наличии согласия на расторжение всех членов его семьи.

Наймодатель в судебном порядке может просить расторгнуть договор некоммерческого найма с нанимателем при следующих условиях:

При неоплате или несвоевременной оплате жилья нанимателем;

Сдаче жилья нанимателем в аренду третьим лицам;

При наличии у нанимателя или членов его семьи других жилых помещений, которые можно использовать для проживания;

В случае разрушения жилого помещения нанимателем или членами его семьи, или лицами, ответственность за которых несет наниматель;

При нарушении нанимателем прав соседей, если совместное проживание невозможно в результате действий нанимателя;

При использовании жилого помещения в других любых целях, кроме проживания в нем нанимателя и членов его семьи.

Прогнозируемые недостатки и минусы

1. Наемные дома будут строиться частными застройщиками, которые в настоящее время не заинтересованы в постройке таких домов, так как это лишние расходы и никакой прибыли. В очередь за «наемными» квартирами выстроится много нуждающихся, но пока совершенно не ясно, куда их будут вселять.

2. Жилые помещения, которые планируется сдавать на некоммерческой основе, скорее всего, будут низкого качества, что объясняется нежеланием наймодателей вкладывать большие деньги в не приносящие доходов проекты.

3. В связи с тем, что в наемных домах в основной своей массе будут жить семьи с небольшим достатком, зачастую не работающие, можно ожидать повышенный уровень преступности и прочих негативных явлений для общества.

4. Предполагается, что наемные дома будут заполняться процентов на пятьдесят на некоммерческой основе, а другая половина будет продаваться за деньги. В данных обстоятельствах возможны бытовые конфликты между жильцами по некоммерческим и коммерческим договорам, так как речь идет о разных уровнях доходов, возможностях, взглядах на жизнь и др.

5. Плата за предоставление жилья на некоммерческой основе устанавливается наймодателем, что, вероятно, приведет к завышению цены за аренду жилья в наемных домах. По крайней мере, наймодатели будут к этому стремиться. При этом следует отметить, что наймодатель не вправе ставить цель извлечения прибыли при сдаче жилья из наемных домов, и все полученные денежные средства должны пойти на оплату обслуживания наемных домов и улучшение условий жизни жильцов.

6. Если процедурные вопросы не будут проработаны как следует, наемные дома станут лакомым куском для коррупционеров, которые за откаты будут предоставлять гражданам возможность стать на учет или заключить договор некоммерческого найма.

Очевидные плюсы использования некоммерческого жилья

1. При определении размера платы на аренду жилья в наемных домах будут устанавливаться ограничения, выше которых плата за жилье не может быть назначена. Хотя это и не исключает злоупотреблений со стороны наймодателей различными способами.

2. Цена за аренду жилья в наемных домах может быть изменена один раз в три года, и не чаще. С учетом ежегодной инфляции и роста цен на товары и услуги фиксация цены на три года - положительный фактор для нанимателей жилья.

3. Предполагается, что для увеличения объемов строительства наемных домов будут выработаны дополнительные меры для стимулирования застройщиков, что, возможно, заставит их по-другому взглянуть на бесприбыльное для них дело.
Одна из мер - получение застройщиками государственной земли для освоения без проведения соответствующих аукционов. Также возможно субсидирование регионами деятельности застройщиков по постройке наемных домов.

4. В результате постройки наемных домов появляется надежда на улучшение жилищных условий простых российских граждан и их семей.

5. Цена аренды в таких домах, скорее всего, будет значительно ниже рыночных арендных цен, иначе зачем было бы все это затевать?

6. При благоприятном развитии ситуации, когда некоммерческого жилья будет много и на него не будет большой очереди, данное обстоятельство может сказаться на рыночных ценах арендного жилья. То есть цены на аренду жилья могут снизиться, но это, как говорится, скорее всего из области фантастики.

В целом специалисты со скептицизмом относятся к перспективам развития проекта жилищного фонда социального использования, так как по большому счету это необходимо только российским гражданам, которые не имеют жилья. Застройщики не особо заинтересованы в строительстве наемных домов по причине дополнительных расходов с неизвестными результатами.

Если подобные наемные дома и будут строиться, то низкого качества. Вполне вероятно, что наемные дома будут напоминать старые советские хрущевки, условия проживания в которых всегда оставляли желать лучшего.

Также можно отметить, что прослеживается желание государства в лице соответствующих органов перекинуть часть потенциальных очередников из очереди на получение бесплатного жилья на праве собственности в очередь некоммерческого найма жилья. Но можно говорить и о том, что законотворческие органы в соответствии с поставленными перед ними задачами предпринимают попытки решения жилищных проблем граждан, по крайней мере, делают вид.