Ношение фликеров в темное время суток. Пять вопросов о фликерах. Штрафы в России за отсутствие фликеров

Аварии, в которых пострадавшими оказываются пешеходы, регулярно происходят во всех регионах нашей страны. Для предотвращения подобных происшествий все участники дорожного движения должны быть более внимательными и соблюдать ПДД. Специально для пешеходов есть и дополнительное средство защиты - фликеры. Это световозвращатели, помогающие водителю заметить человека на дороге в темное время суток.

Виды и разновидности фликеров

Световозвращатели сегодня выпускаются в самых разнообразных вариантах. Это подвески, брелоки, значки, наклейки, термонаклейки для одежды, браслеты. Некоторые производители одежды и обуви предлагают своим покупателям готовые модели, имеющие вставки-фликеры. Что именно выбрать - зависит от вашего вкуса и индивидуальных потребностей. По мнению большинства людей один из самых удобных вариантов - ношение одежды со световозвращательными элементами. Украсить каждую вещь отражающей термонаклейкой непросто, но наверняка у каждого из нас есть любимые джинсы, ветровки и кроссовки для вечерних пробежек. Идеальное место для размещения значков - головные уборы или рюкзаки. Брелоки-фликеры - это отличный аксессуар для украшения женской сумочки, школьного портфеля.

Как и где носить фликеры, если вы хотите быть более заметным? На самом деле это тот самый случай, когда «чем больше - тем лучше». Специалисты советуют носить отражатели слева и справа, а также сзади и спереди. К примеру, если вы хотите защитить своего ребенка, светоотражающие фликеры следует повесить на его рюкзак (спина), в виде значка на грудь, а также на ремень (с одной стороны) и браслет на руку (с другой стороны). Детям и подросткам нравятся яркие аксессуары, а как быть взрослым? Ассортимент фликеров в продаже сегодня невероятно велик. Вы можете подобрать совершенно незаметные отражатели, или выполненные в интересном дизайне. Не стоит забывать о том, что обезопасить себя на дороге следует не только пешеходам. Велосипедисты, любящие кататься по ночам, обязаны прикрепить к своем транспортному средству светодиодный катафот. Отлично, если и одежда обладателя велосипеда будет иметь отражатели.

Обязательно ли носить световозвращатели?

Во многих европейских странах ношение фликеров для пешеходов обязательно. В нашей стране поправки в ПДД, затрагивающие данный вопрос, были внесены только в 2014 году. Согласно российскому законодательству, носить световозвращательные элементы пешеходы обязаны при движении по дороге или ее обочине в темное время суток/при плохих условиях видимости. За неисполнение данного требования предусмотрены Стоит заметить, что правила действуют только вне населенных пунктов. Получается, что жители городов не обязаны носить фликеры для пешеходов? С законодательной точки зрения, это так. Однако стоит понимать, что приобретение и ношение световозвращательных элементов - это забота о собственной безопасности. регулярно происходят не только на трассах, но и в крупных городах, а также малонаселенных селах. Один фликер сегодня стоит от 25 рублей. А это значит, что каждый может приобрести комплект отражателей для себя и своих близких. Многие люди замечают, что стоит начать носить фликеры и совсем скоро это входит в привычку. Так почему бы не позаботиться о

С какого расстояния автомобилист может заметить правильного пешехода?

При езде с ближним светом водитель видит пешехода с расстояния 25-30 метров. А ведь этого бывает порой недостаточно для того, чтобы среагировать правильно. Если же в наряде пешехода присутствуют заметить его автолюбитель может с расстояния 130-140 метров. Согласитесь, это внушительная разница. При езде с дальним светом водитель может увидеть отражатель с расстояния около 400 метров. А это значит, что фликеры - это, действительно, простое и эффективное средство стать более заметным на дороге.

Штрафы в России за отсутствие фликеров

Что грозит пешеходам, гуляющим без фликеров? За передвижение по обочине дороги в темное время сток предусмотрен штраф в размере 17,5 тысяч рублей. Если же «незаметный» пешеход находится в стадии алкогольного опьянения, сумма штрафа возрастает до 35-105 тысяч рублей. Если отсутствие отражателя признано причиной аварийной ситуации на дороге, пешеход может быть оштрафован на 350 тысяч рублей. Согласитесь, приобрести светоотражатели намного дешевле. Во многих городах нашей страны регулярно проводятся акции, напоминающие о том, что фликеры - это очень полезные аксессуары. Во время подобных мероприятия иногда даже можно получить комплект личной защиты совершенно бесплатно.

Защита или милый сувенир? Мнение сотрудников ГАИ

Сотрудники автоинспекции напоминают о том, что не вся продукция, продаваемая под наименованием «фликер», одинаково полезна. Наиболее качественными считаются светоотражатели белого и лимонного цвета, выполненные в простом дизайне. А вот разноцветные игрушки с рисунками чаще всего оказываются самыми обычными декоративными брелоками. При покупке вы можете попросить продавца показать сертификат на фликер. Отдавайте предпочтение аксессуарам простых форм - полоскам, геометрическим фигурам. Считается, что их светоотражательная способность выше, чем у сложных по форме брелоков. Теперь вы знаете, как выглядят считающиеся самыми лучшими фликеры. Фото-пример вы можете увидеть в начале этого абзаца.

Людей, обозначенных световозвращающими элементами, на улицах Минска стало несравненно больше. Почему? Кто-то на вопрос корреспондента «АиФ» отвечал, что не хочет платить большой штраф: напомним, что согласно изменениям в статье 18.23. КоАП РБ с 23 февраля текущего года за отсутствие фликера у пешехода, участвующего в дорожном движении, ему придется выложить от 1 до 3 базовых величин (1 б.в. - 35 тыс рублей). Кто-то проявил сознательность - на всякий случай, без особого вникания в нюансы Правил дорожного движения (ПДД).

Хотя, казалось бы, в столице не может быть мест, в которых появление без световозвращающего элемента влечет за собой наложение штрафа. На этом настаивает и наш читатель, юрист Анатолий Науменко , рассказавший, что ему известны случаи, когда штрафам подвергались граждане, не нарушавшие ПДД. В своем письме Анатолий рассуждает: «Такое движение пешехода возможно в основном за пределами населенных пунктов, где отсутствуют тротуар, обочина, пешеходная/велосипедная дорожки. Но если на дороге между населенными пунктами, по которой движется пешеход в темное время суток без фликера, имеется специально обозначенная сплошной линией обочина, то он, двигаясь по ней, не может быть привлечен к административной ответственности по статье 18.23. КоАП РБ. Напомню, что ПДД обязывают пешеходов двигаться исключительно по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии по обочине в обоих направлениях дорожного движения, запрещая двигаться по краю проезжей части дороги при наличии тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины. И только в случае отсутствия тротуара, пешеходной, велосипедной дорожки, специально обозначенной обочины или невозможности движения пешеходов по ним ПДД разрешают движение пешехода по краю проезжей части, но только навстречу движению транспортных средств. В данном случае пешеход обязан обозначить себя световозвращающим элементом».

Места для нарушений есть

Как говорится: доверяй, но проверяй поступившую информацию. Поэтому корреспондент «АиФ» вышла на улицы Минска в поисках правды и обнаружила по крайней мере три точки, где штраф за отсутствие у пешехода в темное время суток световозвращающего элемента будет обоснован. Например, около одного из гипермаркетов граждане смело двигаются по проезжей части, игнорируя обочину и даже не навстречу движению транспортных средств. Обнаружена подобная картина была и около одной из заправок, где отсутствуют какие бы то ни было элементы дороги. Сплошь и рядом такое можно встретить в частном секторе. Тем не менее, кто осведомлен, тот вооружен. Поэтому нелишне будет освежить память читателям, которые по каким-то причинам забыли или не очень внимательно изучали ПДД, права и обязанности пешеходов. И еще личный совет: даже если вы обозначили себя фликером (а тем более, если не обозначили), не теряйте бдительности на дороге и надейтесь только на себя. Безрассудно думать, что теперь все водители будут перед вами расступаться и объезжать. Проезжая часть - не место для самоутверждения. Не задерживайтесь на ней надолго, а если так складываются обстоятельства, будьте предельно внимательны и осторожны.

Начальник отдела научно-методического и правового обеспечения УГАИ МВД РБ Анатолий СУШКО :

Пешеход обязан обозначать себя световозвращающим элементом, когда движется по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств. Обозначать себя световозвращающим элементом рекомендуется в темное время суток при переходе проезжей части. Логика понятна: водитель должен обнаружить пешехода. Конечно, нам бы хотелось чтобы норма была обязательной, потому что это позволит сохранить пешеходам жизнь.

Пешеходы намного реже, чем водители попадают в конфликтные ситуации с сотрудниками ГАИ. Ведь правил, которым должен подчиняться пешеход, гораздо меньше. И среди наиболее частых вопросов пешеходов – вопрос об обязанности обозначения себя световозвращающими элементами.
Ежедневно за отсутствие фликеров в Беларуси привлекается к административной ответственности 200–300 пешеходов, сообщает пресс-служба УГАИ МВД.
Там где не работает инстинкт самосохранения, может сработать страх потерять кровно заработанные. Однако, если за отсутствие фликера вас могут оштрафовать, то за его неправильное ношение – максимум «пожурят». А ведь световозвращающий элемент – это не оберег, его наличие само по себе не гарантирует безопасности. Водитель должен увидеть фликер – тогда он заметит вас и успеет отреагировать.
Добиться максимального эффекта от использования фликеров можно, если прикреплять их так, чтобы они были видны со всех сторон.
Светоотражающую ленту можно завязать на рукаве или штанине, а подвеску пристегнуть булавкой к одежде. Она должна висеть на высоте колена со стороны проезжей части.
Лучше всего использовать одновременно два или больше световозвращателей – с правой и с левой стороны.
Также напомним, что световозвращающие элементы только двух цветов – белого и лимонного – проходят сертификацию и соответствуют всем требованиям. Красные, синие, зеленые фликеры – малоэффективны.

Правила дорожного движения о световозвращающих элементах

Глава 4. Права и обязанности пешеходов
17. Пешеход обязан:
17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине.
В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами
17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.
При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).
19. В темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги пешеход, ведущий велосипед, мопед, мотоцикл без бокового прицепа, обозначенный габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами), должен двигаться по ходу движения транспортных средств.
Глава 19. Остановка и стоянка транспортных средств
141. При вынужденной остановке транспортного средства на проезжей части дороги и в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для выведения его за пределы проезжей части дороги.
Устранять возникшие технические неисправности транспортного средства по возможности необходимо вне проезжей части дороги. В случае устранения технических неисправностей транспортного средства на проезжей части дороги лицам, выполняющим такие действия, рекомендуется находиться в одежде повышенной видимости со световозвращающими элементами.

Согласно требованиям правил дорожного движения, в частности пункта 17.1, «при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)». Пункт 17.3 Правил дорожного движения гласит: «При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)». Таким образом, пешеход, участвующий в дорожном движении в темное время суток вне освещенных участков дороги и если он не движется по тротуару, ДОЛЖЕН себя обозначить, а при переходе по пешеходному переходу пешеходу лишь РЕКОМЕНДУЕТСЯ обозначить себя световозвращающими элементами. Административная ответственность применяется только в случаях нарушения требования, описанного в пункте 17.1 Правил дорожного движения.

Как правильно носить фликер

Ежедневно за отсутствие фликеров в Беларуси привлекается к административной ответственности 200–300 пешеходов, сообщает пресс-служба УГАИ МВД. Световозвращающий элемент - это не оберег, его наличие само по себе не гарантирует безопасности. Водитель должен увидеть фликер - тогда он заметит вас и успеет отреагировать.
Добиться максимального эффекта от использования фликеров можно, если прикреплять их так, чтобы они были видны со всех сторон, советуют в ГАИ.
Светоотражающую ленту можно завязать на рукаве

или штанине, а подвеску пристегнуть булавкой к одежде.

Она должна висеть на высоте колена со стороны проезжей части. Лучше всего использовать одновременно два или больше световозвращателей - с правой и с левой стороны. Также напомним, что световозвращающие элементы только двух цветов - белого и лимонного - проходят сертификацию и соответствуют всем требованиям.



Красные, синие, зеленые фликеры - малоэффективны.


Правила дорожного движения о световозвращающих элементах

Глава 4. Права и обязанности пешеходов
17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии - по обочине. В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств. При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.
17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.
При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземногопешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходурекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

  1. В темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги пешеход, ведущий велосипед, мопед, мотоцикл без бокового прицепа, обозначенный габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами), должен двигаться по ходу движения транспортных средств.

Глава 19. Остановка и стоянка транспортных средств

  1. При вынужденной остановке транспортного средства на проезжей части дороги и в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять всевозможные меры для выведения его за пределы проезжей части дороги.
    Устранять возникшие технические неисправности транспортного средства по возможности необходимо вне проезжей части дороги. В случае устранения технических неисправностей транспортного средства на проезжей части дороги лицам, выполняющим такие действия, рекомендуется находиться в одежде повышенной видимости со световозвращающими элементами.

Трактовка правил

Можно находиться в темное время суток без световозвращающих элементов :

  • на тротуаре;
  • на пешеходной или велосипедной дорожке;
  • на освещенном переходе через проезжую часть дороги.

Крайне нежелательно оказаться без световозвращающих элементов:

  • пересекая освещенную проезжую часть вне перехода, в том числе, по линии перекрестка;
  • ведя по обочине или по краю проезжей части дороги велосипед, мопед или мотоцикл, пусть даже обозначенные габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями;
  • устраняя технические неисправности транспортного средства на проезжей части.

Госавтоинспекция категорически против отсутствия фликеров:

  • при движении в темное время суток по краю проезжей части дороги;
  • при пересечении неосвещенной проезжей части вне перехода;
  • на неосвещенном переходе через проезжую часть дороги.

Уважаемые граждане! Брестским областным управлением Департамента охраны и подразделениями охраны области на постоянной основе осуществляется работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, велосипедистов, а также водителей гужевого транспорта по изъятию последних с проезжей части и не обозначенных светоотражающими элементами (фликерами), а также лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

В последние годы наша местная ГАИ активно борется с пешеходами, которые в тёмное время суток перемещаются по городу без фликеров. Причём делает это где нужно и где не нужно. Так, например, излюбленное место ловли «нарушителей» — это часть улицы Станционной, ведущая к вокзалу.

Всё бы ничего, да участок, который инспектора избирают для своей «охоты», является с недавних пор «Жилой зоной». А вот штрафовать за «фликер» в жилой зоне не совсем правильно, о чём, кстати, неоднократно заявляли в прессе сами гаишные начальники.

Но для начала напомним нашим согражданами, что оштрафовать за фликер нас могут лишь в одном случае – когда мы идём по неосвещённой дороге в тёмное время суток. В ПДД это описано так: Пешеход обязан: п. 17.1. двигаться по тротуару , пешеходной или велосипедной дорожке , а при их отсутствии - по обочине .

В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств .

При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами;

Всё! Больше нигде мы фликер надевать не должны! Только при движении по краю проезжей части . То есть – по дороге. Ещё конкретнее: по краю асфальта, если дорога – асфальтированная. Ни в парке, ни на тротуаре, ни на обочине дороги инспектор ГАИ не может привлечь нас к ответственности по ст. 18.23 КоАП РБ, по которой и штрафуют тех, кто попадается «без фликера». Кстати, помимо штрафа от одной до трёх базовых величин данная статья предусматривает и такую меру, как предупреждение. Хотя, наверняка, наши инспектора не очень охотно сообщают о такой возможности. Планы нужно выполнять!

Кстати! Переходить (пересекать) проезжую часть можно без фликера. Об этом тоже нужно знать и пресекать действия особо ретивых инспекторов, которые пытаются оштрафовать нас при попытке просто перейти дорогу – якобы, мы не обозначили себя на проезжей части. Ведь в данном случае пешеход не двигается по краю проезжей части. Об этом прямо сказано в пункте 17.3 ПДД: «При пересечении проезжей части дороги по подземному, надземному, наземному пешеходным переходам и перекресткам в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающими элементами» .

Обратите внимание: «рекомендуется», а не «обязан». Но вернёмся к нашей жилой зоне, где мостовские гаишники частенько охотятся на путешественников, которые спешат к поездам или с поездов к своим домам. Видимо, эти люди кажутся представителям правоохранительных органов лёгкой добычей, ибо с большими сумками да в спешке спорить с милицией как-то не слишком удобно. Да и знаков «жилая зона» в темноте не видно.

Так имеют ли они право штрафовать «за фликер» в жилой зоне? Давайте посмотрим в Правила. Что такое «жилая зона»?

2.21.жилая зона - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Жилая зона » и «Конец жилой зоны », а также дворовая территория, прилегающая к жилой застройке.

В данном определении нет ни слова о проезжей части. Есть некая территория, обозначенная знаками, и придворовая территория. Кстати, движения автомобилей в жилой зоне ограничивается скоростью в 20 км/ч. Не заметить пешехода при такой скорости движения даже безо всяких фликеров, согласитесь, очень трудно. Разве что двигаясь без включённого ближнего света фар, что в тёмное время суток запрещено правилами. Так зачем в жилой зоне фликер? Весьма обтекаемо, но в смысле «нет, не нужен» отвечает на этот вопрос и начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Миноблисполкома Олег Тюрин, комментируя ситуацию с фликерами: «В жилой зоне транспортному средству разрешается двигаться со скоростью не более 20 км/ч — это предписано Правилами, да и быстрее вряд ли поедешь: где из-за припаркованных на узких улочках автомобилей и трудностей при встречном разъезде, где из-за ям, где из-за «спящих полицейских», где из-за плотного пешеходного движения и т.д. В общем, водитель, двигаясь с малой скоростью, постоянно начеку, и у него ситуация «под контролем». При возникновении малейшей опасности он успевает затормозить и избежать аварии.

Что не скажешь о загородных трассах, где скорость основного транспортного потока 100-120 км/ч, это в лучшем случае».

То есть смысл высказывания понятен: в жилой зоне фликер не нужен, а вот на скоростных трассах… Но это вроде бы понятно. Хотя вот некоторым мостовским инспекторам – нет.

Впрочем, спорить с властью – себе дороже, поэтому тем согражданам, которые всё-таки передвигаются по Станционной в тёмное время суток, не обозначая себя «светоотражающими элементами», посоветую одно: сойдите всё же на обочину. То есть просто идите по грунту или травке рядом с асфальтом. Обочина не является краем проезжей части, поэтому по закону оштрафовать вас за «необозначенность» нельзя.

Если же вас всё-таки решили «привлечь», хотя вы уверены, что вы не нарушили правила, смело пишите в протоколе «не согласен», а в «замечаниях к протоколу» укажите, где конкретно вас оштрафовали (с ориентирами в виде ближайших строений и указанием места, где вы находились в момент остановки вас инспектором – на обочине, на тротуаре, на газоне). Надеяться на то, что инспектор честно и принципиально всё это напишет сам, мягко говоря, не стоит. Это, скажем так, не в его интересах. В идеале лучше всего заснять момент вашего общения с инспектором на видео, благо такая функция есть практически в любом современном телефоне. Вы имеете право без разрешения инспектора производить видеозапись, однако лишь до момента начала составления протокола. Запретить вам снимать должностное лицо никто не имеет права, даже если инспектор утверждает обратное. Ваш ответ прост – вы снимаете не его, а его незаконные действия для доказательства вашей невиновности в суде. А вот после начала составления протокола по закону требуется заявить ходатайство о видеосъёмке. Разумеется, обычно в таком разрешении отказывают. Хотя, казалось бы – чего бояться, если всё по закону?