Никитин встреча зимы эпитеты и сравнения. Анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы. Словно рад он чему

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Произведение «Встреча зимы», написанное и опубликованное в 1854 году, стало одним из наиболее ярких стихотворений «природного» цикла, особой нитью проходящего через всю жизнь и творчество Ивана Саввича Никитина. В произведениях автор воспевал русскую природу и людей, живущих с ней в гармонии.

Главная тема стихотворения

На первый взгляд, центральной темой произведения является смена сезонов. С одной стороны, это действительно так, поэт посвящает свои строки окончанию черной, дождливой осени, радуется снегу, чистому и холодному, укрывшему все белым покрывалом и словно бы обновившему мир.

С другой стороны, «Встреча зимы» - произведение намного более сложное и многогранное. Помимо радости от наступления самого холодного времени года и подробного, поистине красивого описания природы, укрытой первым снегом, Никитин пишет о народе, населяющем Россию. В иносказательной форме поэт высказывает восхищение людьми, которые не боятся холода, но приветствуют его, которых не пугают ни метели, ни лютая стужа.

Жизнь в России с приходом зимы не останавливается. Несмотря на трескучие морозы, подчас попросту опасные для жизни, несмотря на все тяготы, связанные с необходимостью прокладывать путь через занесенные снегом поля и леса, русские люди радуются зиме, празднуют ее. К суровой зиме даже дети привыкают сызмальства, им «песни въюга поет». По мнению Ивана Саввича, это закаляет характер: «...растет богатырь, что под бурями дуб». Сама природа, подчас жестокая и немилосердная, живет, тем не менее, в мире с русскими людьми — и даже помогает им защищать отчизну от завоевателей.

Именно этой теме и посвящена последняя часть стихотворения. Никитин призывает зиму принять незваного гостя «на сторонке чужой», приготовить ему пир и пропеть песню, припасти для постели белый пух и засыпать метелью след. Данные строки отсылают читателя к многочисленным войнам, ведшимся на территории России в зимнее время — от Ледового побоища, когда само Чудское озеро словно бы поспособствовало победе русского оружия, затянув крестоносцев-тевтонцев под треснувший лед, до отгремевшей совсем недавно войны 1812 года, в которой русским, по словам бежавших в испуге французов, помогал сам «Генерал Мороз».

Структурный анализ стихотворения

Во «Встрече зимы» активно используются архаизмы (хмельный пир, искони и др.), а вот высокая лексика практически отсутствует. Никитин воспевает красоту русской зимы, не прибегая к чрезмерно торжественным, вычурным выражениям. Единственное исключение — предложение о Руси святой, заканчивающееся восклицанием, что только подчеркивает отношение поэта к родине.

Впрочем, недостаток высокой лексики поэт компенсирует обилие других изобразительно-выразительных средств. Особенно часто применяются олицетворения, метафоры, сравнения и эпитеты. Так, ребенок сравнивается с богатырем, который растет, словно дуб под бурями, метель поет песни, и в целом зима — как и вся природа — выступает в роли живого, все понимающего и чувствующего существа.

Перекрестная рифма и короткие строки делают стихотворение певучим, легко запоминающимся.

Во «Встрече зимы» Иван Саввич Никитин не только воспевает красоту русской природы и восхищается холодным временем года, но и отмечает особый склад людей, которые в этой природе живут.

В лесу заметней стала елка. Поздняя осень. Все то, что сияло и пело, в осенние скрылось леса. Сказочный чертог. Пустеет воздух, птиц не слышно боле. Уж небо осенью дышало. Осенний сюрприз. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. Нивы сжаты, рощи голы. Правила игры. Миновало лето, осень наступила. Разгулялась осень в мокрых долах. Ясным утром сентября хлеб молотят села. Осень. Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой.

«Стихотворения о весне» - Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…». Назовите фамилии поэтов и их произведения. Весна. Дождь. Читательская разминка. Листопад. Гори, солнце, ярче, лето будет жарче, а зима теплее, а весна милее. Найди лишнее слово. Какие слова связаны с темой «Весна». Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Весной». Подвести итог работы над разделом. Вставь пропущенное слово в четверостишие. О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка».

«Стихи о цветах» - Всю жизнь цветы не оставляют нас. За тонкий запах лёгких лепестков зовут меня царицею цветов. Собрались мы, весело заводим хоровод. Цветы сопровождают нас всю жизнь. Белая ромашка. На лужайке росы стылые, не шелохнётся вода. Под лебяжий чистый голос, у озёрного мыска зацветает гладиолус. В синем поле холодные тени, белый иней в саду на заре. Взгляните на раскрывшийся пион с пунцовыми литыми лепестками.

«Стихи о природе 19 века» - Анализ стихотворения. Ямб. Лист золотой. Анализ стихотворения «Осень». Майков Аполлон Николаевич. Стихи о природе. Стихотворный размер. Анализ стихотворения «Встреча зимы». Опять незримые усилья. Лики природы в стихах русских поэтов 19 века. Иван Саввич Никитин. Афанасий Афанасьевич Фет. Русский поэт. Встреча зимы. Языковые средства. Сравнение. Эпитеты. Настоящая фамилия. Осень. Картины весны.

«Весна в стихах» - Весна. Времена года. Весенние воды. Что актуально в изображении весны. Александр Сергеевич Пушкин. Еще в полях белеет снег. Картины И.И.Левитана, И.С.Остроухова. Утро года в живописи, поэзии, музыке. С чего для вас начинается весна. Произведения искусства. Федор Иванович Тютчев.

«Стихи про осень» - В.Поленов. Праздник осенних настроений. Осень на реке Незнайке. Стаи птиц. Пётр Ильич Чайковский. Сухие листья. Пейзаж с хижиной. Золотая осень. Заунывный ветер. Яков Аким. А.С.Пушкин. Закружилась листва золотая. Осень. Пётр Ильич Чайковский. Буйные ветры. Первые строки стихотворения. Поздняя осень. Туча небо кроет. Ф.Тютчев. Федор Тютчев. Иван Бунин. Афанасий Фет. Осенние листья. Унылая пора.

Тема: И.С.Никитин. Встреча зимы.

Цели:

    обучающие – продолжить знакомство с творчеством И.С. Никитина, показать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать глубину содержания произведения, учить находить красочные средства изображения, помогающие поэту создавать картины природы, обеспечить условия для дальнейшего совершенствования навыка чтения;

    развивающие – способствовать развитию умения анализировать поэтическое произведение, развитию навыка выразительного чтения, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки;

    воспитывающие – воспитывать любовь к родной земле, к русской природе, наблюдательность, интерес к творчеству И.С. Никитина, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

Оборудование:

    • учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 1;

      диск с записью отрывка из балета С. Прокофьева «Золушка» «Вариации Феи Зимы»;

      заготовка для упражнения «Прятки»;

      портрет И.С.Никитина;

      аудиозапись стихотворения «Встреча зимы»;

      картина А. Пластова «Первый снег»;

      запись скороговорки на доске;

      запись непонятных слов, словосочетаний и предложений.

Ход урока

I . Организационный момент . Речевка «Как хорошо уметь читать…»

Приветствуем друг друга улыбкой. Сегодня у нас на уроке гости, и я думаю, что мы покажем, как умеем хорошо работать на уроке.

II . Разминка

Но вначале давайте немного разомнемся.

    Произношение скороговорки учителем

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Чтение скороговорки: хором с ускорением темпа 3 раза, по цепочке.

2. Упражнение «Прятки» (среди букв, написанных на доске, найти слова:

(ИОТУАОСЕНЬИДРАЗИМАСВДОПР)

    Игра «Пропавшие слова».

Читаю текст. Дети добавляют недостающие слова.

Осень. Все дорожки в парке покрыты опавшими … . Небо затянуто серыми … . Далеко на юг улетели … . Вот-вот пойдет надоевший…

III . Проверка домашнего задания:

Конкурс «Лучший чтец»- чтение стихотворений об осени.

IV . Мотивацияи целеполагание

Из разноцветной, разноликой осени мы попадём совсем в другое время года, и всё это благодаря стихам Ивана Саввича Никитина. Мы будем стараться выразительно читать стихотворение и будем у читься понимать настроение и мысли поэта. А также наша цель - находить те слова и выражения, которые помогают поэту передавать красоту этого времени года, понаблюдаем, как сам поэт относится к зиме.

- Откройте учебник на стр. 68 и п рочитайте название произведения.

Рассмотрите иллюстрации к нему.

- Как вы думаете, о чем оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как ее встречают.)

- Ребята, а кто из вас любит это время года? За что вы любите зиму?

V . Актуализация (звучит музыкальный отрывок из балета С. Прокофьева «Золушка» «Вариации Феи Зимы»)

Послушайте отрывок из балета Прокофьева, который называется «Вариации Феи Зимы».

Как вы думаете, почему я поставила сегодня эту запись?

Беседа эмоционально-оценочного характера.

Что вы услышали в музыке?

Что чувствовали?

VI . Подготовка к восприятию нового произведения

Словарная работа.

Я думаю, что некоторые слова из стихотворения вам будут непонятны. Давайте их разберем. (слова написаны на доске)

Алмазы

Раздолье

Угрюмые небеса

Сумрачный лес

Лежит полотном

Просим милости

Не стать привыкать

Кровь морозом горит

VII . Первичное чтение – прослушивание стихотворения в исполнении артиста (пауза)

VIII . Проверка первичного восприятия

Понравилось ли вам это стихотворение?

Какие картины вы увидели? Как они меняются?

С каким чувством поэт пишет о наступившей зиме?

IX . Повторное чтение

    Жужжащее чтение с карандашом в руках, чтобы подчёркивать непонятные слова и выражения,

    Обсуждение непонятных слов и выражений,

    Чтение вслух по строкам по «цепочке»

    Выборочное чтение

Можно ли сказать, что И. С. Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создает как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)

- Проследите, как меняется все вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)

Како му времени года посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима еще не наступила, но идет первый снег)

- Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Первый снег закрывает грязь кругом, становится чисто, светло и красиво)

- Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостьей, приглашает к себе.)

Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он ее любил.)

Физкультминутка:

1) для глаз:

    Быстро поморгать глазами по 4 раза. Повторить 3 - 4 раза.

    Широко раскрыть глаза

    Упражнение «День – ночь». Повторить 4 - 5 раз

    Упражнение «Пальминг».

2) для туловища:

(И.п. – о.с.) Вечер зимний (руки вверх – в стороны)

в небе синем

звёзды синие (встать, руки вверх – в стороны)

зажёг (полуприсед, руки за голову)

(И.п. – о.с.) Ветви сыплют (наклон вправо, руки вверх)

синий иней (наклон влево, руки вверх)

на подсиненный снежок (поворот туловища вправо, влево).

X . Анализ произведения

четверостишья)

Подберите слова, обозначающие действие этих предметов: (на доске)

дождь туман лес

(стучал) (вставал) (плакал)

чертами живого. Каким настроением проникнуты эти строки? (тоски, печали)

Какие изменения произошли в природе в полдень? (зачитать третье

четверостишье) С чем сравнивает поэт снежок?

Как преобразилась природа на другой день?

четверостишья).

Как вы понимаете выражения «безлюдный простор»? «побелевшие поля»?

Изменился ли лес? Какими словами Никитин говорит о лесе? (выборочно зачитать)

Как поэт называет ветви деревьев? (чёрные кудри) Почему?

От чьего имени идёт обращение к зиме?

А как по-другому можно сказать про слово метель? Подберите синоним к этому слову (вьюга, буря, ураган, пурга, позёмка).

Почему для русского человека зима не страшна?

В чём основная мысль этого стихотворения?

XI . Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
– Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?

XII . Подготовка к выразительному чтению - Чтение за диктором (Работа над половиной произведения, до слов «Искони уж таков…»)

XIII . Домашнее задание

Нарисовать рисунок к одному эпизоду из стихотворения.

По желанию выучить часть стихотворения.

XIV . Рефлексия

Какую цель мы ставили в начале урока?

Достигли мы этой цели?

Почему произведение называется «Встреча зимы» ?

- Что хотел сказать Никитин своим стихотворением ?

XV . Итог урока

Чему научились? Что нового узнали?

Спасибо всем за работу. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много

нового и интересного.

В стихотворение И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко.

Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить свое состояние и настроение.

Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок

Метафора: снег лежит полотном

Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист.

Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима.

(4 оценок, среднее: 4.25 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Мы смотрим на картину «Конец зимы. Полдень», написанную известным художником К. Ф. Юоном, и многих охватывает чувство радости. Радостно смотреть...
  2. Стихотворение «Русь» Ивана Саввича Никитина впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете. Именно с него началась литературная слава...
  3. Николая Рубцова по праву считают поэтом русского Севера, так как он не только родился и вырос в Архангельской области, но...
  4. Почему людям по-разному отмерен жизненный срок? Почему кто-то коптит небо целый век, а кто-то, словно вспышка на небосклоне, проживает короткую,...
  5. ЖАВОРОНОК На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он...
  6. Никитин по праву заслужил звание одного из самых замечательных мастеров русского пейзажа. В стихотворении «Зимняя ночь в деревне», датированном декабрем...
  7. Стихотворение «Утро», написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того – он считал его одним из самых удачных в...

Тема урока: И.Никитин «Встреча зимы».
Цели урока: 1. познакомить со стихотворениями И.Никитина «Встреча зимы»;
2. способствовать развитию умений находить в тексте сравнения и эпитеты; видеть красоту природы; подбирать синонимы к словам.
3. воспитание любви к природе, к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: иллюстрации на тему зимы
Ход урока
Организационный момент.
Включайте лампочки-улыбки,Дарите искорку добра,Ведь очень часто не хватает Кому-то лучика тепла!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Протяните свои ладошки ко мне так, как с доски потягивает ласковое солнышко свои добрые лучики, а я приму ваши улыбки и ваше желание работать на уроке. Я хочу, чтобы урок принес радость общения друг с другом. Чтобы этот урок пополнил ваши знания. Пожелаем друг другу успехов!
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала стихотворение «Встреча зимы».
Теперь прочитайте стихотворение русского поэта И. Никитина «Встреча зимы» иопределите, какие эпитеты вам помогли представить себе то, о чём пишет автор.
Встреча зимыИ. Никитин
...На дворах и полях
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему...
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
снег лежит полотном - ак, матадайқаржатыр
просим милости к нам - қошкелдіңіздер
безлюдный простор - елсіз дала
раздолье - кең дала
ковры расстилай-кілемжайыптаста
Произносим правильно: безлюдный, побелевших полей, из-под чёрных кудрей, здравствуй, ковры расстилай.
Прочитайте стихотворение. Подумайте, где надо сделать паузы, с какой интонацией прочитать.
С помощью каких сравнений и эпитетов поэт описывает зиму?
Как вы думаете, поэту нравится зима, он ей рад? Какие слова и выражения могут подтвердить ваш ответ?
Какие песни севера будет петь зима?
О каких мостах и коврах говорится в стихотворении?
IV.Словарная работа.
степь – дала
безлюдный простор – елсіз дала
раздолье – кең дала
Зимой степь очень красива. Она кажется безлюдной – только снег лежит полотном. В лесах и степях зиме раздолье – она любит простор.
V. Чтение стихотворения учениками.
– Читайте стихотворение медленно, так, как вы вглядываетесь в картины природы, которые изобразил поэт.
VI.Физминутка
Если холодно тебе, то делай
Если холодно тебе, то делай так
Если холодно зимой,
Если холодно в лесу
Если ты совсем замерз, то делай так.
(1- хлопки, 2- щеки, 3- перед грудью, 4- хлопки по коленям)
VII.Выполнить рисунки к стихотворению или коллаж «Здравствуй, гостья зима!..»
VIII. Итог урока.
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– О чем заставил задуматься?
IX. Домашнее задание:
И. С. Никитина «Встреча зимы» стр 62, выучить наизусть