Кто дает разъяснения по 44 фз. Разъяснительные письма минфина россии, фас россии, минэкономразвития россии и иных органов власти. Иные полномочия контрактной службы

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, наделенного в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Вместе с тем в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России указанной компетенцией не наделено.

Следует отметить, что официальное разъяснение (по сути, толкование) представляет собой разновидность официального нормативного толкования норм права.

Кроме того, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех), разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.

Таким образом, разъяснение положений Закона N 44-ФЗ, имеющее юридическую силу, вправе давать палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

При этом интерпретация норм Закона N 44-ФЗ, осуществляемая Минэкономразвития России, является не официальным общеобязательным разъяснением, а позицией Минэкономразвития России по вопросам применения норм Закона N 44-ФЗ и не может служить правовым основанием для совершения юридически значимых действий.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Официальное разъяснение (толкование) представляет собой разновидность официального нормативного толкования норм права.

Разъяснение нормы дается уполномоченным властным органом, ранее ее принявшим.

Разъяснение положений Закона о контрактной системе, имеющее юридическую силу, вправе давать палаты Федерального Собрания РФ.

При этом интерпретация норм Закона о контрактной системе, осуществляемая Минэкономразвития России, является не официальным общеобязательным разъяснением, а позицией Министерства по вопросам применения закона и не может служить правовым основанием для совершения юридически значимых действий.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Довольно часто на практике приходится сталкиваться с ситуациями, когда закупочная документация или результаты проведенной закупки требуют разъяснений. Причем грамотно подготовленный запрос может помочь не только прояснить участнику все непонятные моменты, но и убедить Заказчика внести соответствующие изменения в документацию. Поэтому я глубоко убежден в том, что абсолютно каждый уважающий себя поставщик (участник закупки) должен уметь грамотно готовить и направлять такие запросы Заказчику. В этой статье мы подробно рассмотрим какие запросы на разъяснение по 44-ФЗ существуют, как их готовить и в какие сроки направлять. Помимо этого в статье вы найдете необходимые образцы запросов и ответов на них.

1. Виды запросов на разъяснение по 44-ФЗ

Совет №1 — Внимательно изучите всю документацию о проводимой закупке

Сроки на подачу запросов на разъяснение положений документации строго регламентированы, поэтому нужно изучить всю документацию и выписать по максимуму все спорные вопросы, которые требуют разъяснений. В противном случае времени на подачу нового запроса у вас может не оказаться.

Совет №2 — Точно сформулируйте свои вопросы

Если вы хотите получить от Заказчика точные и развернутые ответы на свои вопросы, то задавайте открытые вопросы, на которые нельзя дать односложный ответ “Да” или “Нет”. Если у Заказчика имеются нарушения в документации, то указывайте какой пункт документации не соответствует требованиям законодательства.

Совет №3 — Используйте форму запроса, предложенную Заказчиком

Сразу скажу, что единой регламентированной формы запроса на разъяснения положений документации не существует. Если в документации Заказчик привел свою форму запроса, то лучше воспользоваться такой формой. Если же такой формы в документации нет, то запрос можно подготовить в свободной форме на фирменном бланке участника закупки.

Ниже я привел один из вариантов формы такого запроса:

Запрос на разъяснения конкурсной документации — скачать образец

Ответ Заказчика на запрос разъяснений может выглядеть следующим образом:

Также у участников закупок часто возникает следующий вопрос: “Можно ли направить Заказчику запрос на разъяснение в виде скана документа с печатью и подписью на электронную почту?”

Здесь все зависит от конкретно взятого Заказчика. Многие Заказчики без проблем принимают сканы запросов по электронной почте. Другие же наоборот требуют, чтобы запросы в электронной форме были подписаны электронной подписью участника, ссылаясь на письмо Минэкономразвития от 06.05.2014г. № 10073-ЕЕ/Д28и. Хотя в этом письме речь идет не о запросах, а о жалобах в ФАС в электронном виде.

Совет №4 — Помните о том, что количество запросов о даче разъяснений положений аукционной документации строго ограничено

Участник закупки вправе направить не более чем 3-и запроса о даче разъяснений положений аукционной документации в отношении одного аукциона. Если вы будете отправлять Заказчику каждый раз по одному вопросу, то на практике может сложиться такая ситуация, что лимит запросов исчерпан, а вопросы еще остались.

Совет №5 — Помните о сроках

Подача запросов на разъяснение положений документации возможна в строго установленные сроки. Если ваш вопрос поступит Заказчику позже установленного срока, то отвечать на него Заказчик не обязан.

Совет №6 — Если подача официального запроса 44-ФЗ не предусмотрена, а в документации содержатся нарушения, направляйте жалобу в ФАС

Как мы уже говорили с вами выше в этой статье, подача запросов на разъяснение положений документации при проведении запроса котировок и запроса предложений 44-ФЗ не предусмотрена. Поэтому если в информации о проведении данных закупок содержатся нарушения или Заказчиком установлены требования, ограничивающие конкуренцию, то необходимо направлять жалобу в ФАС.

Совет №7 — Активно пользуйтесь запросами на разъяснение

Это не означает, что нужно забрасывать Заказчика вопросами по любому поводу или без повода. Но если документация содержит непонятные для вас моменты, то обязательно направляйте свои вопросы Заказчику.

6. Ответственность Заказчика за непредоставление разъяснений

Задача Заказчика, в чей адрес был направлен запрос на разъяснение, дать точный и исчерпывающий ответ на запрос в установленный законом срок. Однако на практике встречаются ситуации, когда Заказчик не отвечает на запрос участника, или отвечает позже установленного срока. За это ч.1.4 ст.7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность Заказчика в виде штрафа:

  • на должностных лиц - 15 000 рублей,​
  • на юридическое лицо - 50 000 рублей.

7. Запрос разъяснений по 223-ФЗ

Выше мы с вами рассмотрели вопросы подготовки и подачи запросов на разъяснение документации и итогов проведенных закупок в рамках 44-ФЗ. Теперь давайте поговорим с вами о запросах, направляемых в рамках 223-ФЗ.

Поскольку в рамках 223-ФЗ у каждого Заказчика должно быть собственное Положение о закупках, в рамках которого он проводит свои закупки, то сроки подачи запросов и сроки ответов на них у каждого Заказчика могут быть установлены свои. Также Заказчик может утвердить собственную форму такого запроса и возможные варианты его подачи.

Однако в большинстве случаев Заказчики, работающие в рамках 223-ФЗ, прописывают в своих Положениях такие же сроки, как и в 44-ФЗ.

На этом у меня сегодня все. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к этой статье, а также делитесь своим опытом подачи запросов на разъяснение положений документации и результатов проведенных закупок.

P.S.: Жмите на социальные кнопки, делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами.


Д.Ф. Аяцков

Научный руководитель Межрегионального института дополнительного образования, действительный государственный советник РФ 2 класса, доктор исторических наук, профессор

Дорогие друзья!

Мы реализуем программы, в основу которых был положен принцип сочетания фундаментальных и прикладных знаний. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами – практиками отраслей, представленных в нашем институте. Занятия проходят как в классической форме, так и в форме мастер-классов, тренингов, деловых игр.
Абсолютно уверен, что знания, полученные в Межрегиональном институте дополнительного образования, дадут вам новые возможности для эффективной мобильности и профессионального роста в Вашей профессиональной сфере.
Удачи Вам!


Е.В. Лабазнова

Ректор Межрегионального института дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент

Дорогие друзья!

Сегодня Институт предлагает широкий ряд программ, различающихся по продолжительности, содержанию, методикам и охватывающих весь цикл подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Созданный кумулятивный эффект от знаний, сформированных на основе совместного труда большого количества ведущих экспертов и преподавателей в своей отрасли, позволит Вам существенно повысить свою квалификацию и профессиональный статус.
Наши выпускники практически всегда говорят нам, что, покидая наши аудитории, они начинают видеть новые возможности и перспективы. Мы надеемся, что знания и навыки, полученные Вами в институте, послужат успеху и процветанию Вашей семьи, Вашей организации и страны в целом. Искренне желаем сделать правильный выбор, и помните – Ваш успех только в Ваших руках!

Письмо Министерства экономического развития РФ
от 13 января 2017 г. N Д28и-225

«О разъяснениях по вопросу применения Федерального закона
от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ»

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

Закон N 44-ФЗ не предусматривает полномочий субъектов Российской Федерации на определение единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Случаи осуществления заказчиками закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Так, пунктом 2 указанной части предусмотрено право заказчика осуществить закупку для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закон N 44-ФЗ допускается закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) работ или услуг, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Указанная норма предусматривает, что законодательным актом субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо (подведомственное ему учреждение, государственное унитарное предприятие) могут быть наделены исключительными полномочиями на выполнение конкретных работ (оказание конкретных услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Такие работы (услуги) на территории данного субъекта Российской Федерации должны выполняться (оказываться) только наделенным соответствующими исключительными полномочиями органом (учреждением, предприятием) независимо от того, кто является потребителем данных работ (услуг), в том числе для любых юридических и физических лиц. Из буквального и системного толкования пункта 6 части 1 статьи 93 закона N 44-ФЗ следует, что закупка данных работ (услуг) у такого органа (учреждения, предприятия) как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) обусловлена невозможностью такой закупки у иных лиц.

Отмечаем, что закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий, продуктов лечебного питания являются конкурентными и могут осуществляться неограниченным кругом лиц, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Закон N 44-ФЗ предусматривает право заказчика осуществить у единственного поставщика закупку работ или услуг, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями (подведомственными учреждениями, предприятиями).

Отмечено, что в соответствии с законодательством закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий, продуктов лечебного питания являются конкурентными и могут осуществляться неограниченным кругом лиц.

Органам власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.