Как отказаться от права собственности на землю. Условия и порядок отказа от права собственности на земельный участок

Земельный пай – участок земли, выделенный из общего массива.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Впервые это понятие получило распространение в 1996-1997 годах, когда началась массовая раздача земель, ранее принадлежавших государству.

Однако большинство земель принадлежат гражданам только на бумаге, фактически они долгое время никем не обрабатываются и не используются по назначению.

Причины

К сожалению, лишь небольшая часть владельцев понимают и осознают их ценность.

Остальные об этом не осведомлены, что обусловлено несколькими причинами:

  1. Выделение земельной территории осуществлялось бесплатно. Она выдавалась работникам сельскохозяйственных предприятий и труженикам совхозов. Следовательно, на не были затрачены собственные средства.
  2. Государство не дало четкого определения этим участкам. В последующем все стороны вопросов, связанных с земельными паями, были законодательно оформлены, но об этом мало кому известно.
  3. Встречаются ситуации, когда владельцы наделов умирали, а правопреемники не вступили , вследствие чего оно перешло к государству обратно.

В связи с этими причинами практически треть выделенной земли в результате проведения реформ обладают владельцами только формально.

Законодательство

Процесс отказа от земельного пая регламентируется законодательством.

В соответствии с от 1997 года, отказ от территории основывается на заявлении, поданным собственником.

Этот вопрос регулируется другими нормативно-правовыми актами, например, но вышеупомянутый регулирует процедуру отказа в полном объеме.

Как отказаться от земельного пая сельхозназначения?

Собственники земельных паев не должны забывать, что у них не только права на участок, но и обязанности.

К ним относятся обязанность:

  • содержать принадлежащий объект недвижимости;
  • оплачивать налоги и иные платежи;
  • раз в определенный период времени проводить оценку .

Чтобы за собственником не начинали накапливаться долги, то от участка можно отказаться.

Редко кто начинает заниматься его продажей или искать , поэтому вопрос об отказе поднимается часто.

Своего пика он достигает осенью, поскольку в это время наступают сроки уплаты поземельного налога.

Условия

Как отказаться от земельного пая?

При отказе от участка необходимо принимать во внимание следующие условия, установленные Земельным Кодексом РФ:

  1. Право собственности на территорию прекращается не с момента написания заявления, а с момента государственной регистрации прекращения действия права.
  2. В случае отказа от права бессрочного использования территории подавать заявление требуется в исполнительный орган власти (данное положение предусматривается ст. 39 ЗК РФ). Дополнительно к нему необходимо приложить документацию.
  3. Исполнительный орган, в который подавалось заявление, рассматривает его и приложенный перечень документов в течение тридцати дней с момента подачи.
  4. Право на получение земельного участка, написавшего отказ от него, у гражданина прекращается.
  5. В ситуациях, когда права собственности на земельный пай были зарегистрированы в государственном реестре, исполнительный орган при получении заявления об отказе должен в течение недели обратиться в палату регистрации для прекращения права пользования (положение регулируется ФЗ № 171 от 2018 года).
  6. Исполнительный орган при получении заявления об отказе от земельной территории в течение недели, с момента принятия решения, должен сообщить об этом в налоговый орган.

Порядок действий

Отказ от владения и распоряжения земельным участком подразумевает полный отказ от всех прав на него.

После составления письменного заявления и его рассмотрения исполнительным органом власти, бывший собственник не может наследовать, продавать, сдавать в аренду, или совершать иные сделки с территорией.

После подачи заявления в исполнительный орган власти должно пройти тридцати дней, в течение этого времени документ должен быть рассмотрен.

Другой порядок действий предусматривается для тех, кто не выделил пай из общего массива. Если эта процедура не была проведена, то не удастся от него отказаться.

Для потребуется:

  1. Дать объявление в районную газету о том, что вы желаете выделить территорию.
  2. Организовать общее собрание участников массива, на котором могут быть рассмотрены возражения.
  3. Провести процедуру для определения и записи границ. Для этого необходимо обратиться в органы БТИ или организацию, у которой имеется соответствующая лицензия.
  4. Организовать кадастровые работы на территории, что требуется для получения .
  5. Обратиться с документами в регистрационную палату, чтобы зарегистрировать право собственности.

Только после этого можно отказаться от участка.

Перечень документов

Чтобы исполнительный орган власти принял заявление об отказе от земельного пая на рассмотрение, в соответствии с от 2018 года, потребуется приложить к нему следующие документы:

  1. Ксерокопия документа, подтверждающие процесс регистрации юридического лица (положение актуально только для юридических лиц).
  2. Кадастровый паспорт участка.
  3. Документация, выступающая подтверждением права лица на земельную территорию. Если она отсутствует, то требуется приложить копию решения, вынесенного исполнительным органом.
  4. Паспорт собственника надела.

Важно, что исполнительный орган запрашивает указанную документацию в органах государственной власти и ведомствах, в распоряжении которых она находится.

Официальные бумаги, выступающие удостоверением права собственности на землю, запрашиваются у гражданина, если они отсутствуют в распоряжении иных государственных органов.

Образец заявления

Образец заявления для отказа от земельного пая, включает в себя:

  • наименование органа местного самоуправления, которому подается заявление;
  • ФИО заявителя;
  • адрес его регистрации.

В тексте документа необходимо указать о том, что гражданин добровольно отказывается от права владения участка.

Перечисляется список прилагаемых документов, обязательно проставляется дата и подпись.

Прекращение прав

При подаче заявления об отказе от земельной территории и прав на неё не потребуется уплачивать государственную пошлину.

Процедура осуществляется бесплатно, при этом нет необходимости предварительно записываться на прием. Отменить действие заявления в дальнейшем не удастся.

Итак, отказ от земельного пая не будет связан с трудностями, если надел был предварительно выделен из общего массива. Для этого потребуется только составить заявление и подать его в орган исполнительной власти.

Необходимо учитывать, что при высокой задолженности по налогам отказаться от территории не удастся до момента погашения долга.

На видео о прекращении долевой собственности на землю

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

Последние годы многие горожане стремятся приобрести дачный участок, но бывают и обратные ситуации, когда дача становится в тягость. Можно ли от нее нужно отказаться?

Земельный участок находится далеко, на границе с соседней областью. В силу возраста ездить за город мне уже тяжело. Расскажите, как отказаться от участка? Марина Рогова, г. Москва

Владельцы садовых земельных участков помимо земельного налога должны платить членские и целевые взносы, причем вносить плату необходимо даже в том случае, если участком никто не пользуется.

Если участок стал не нужен, лучше его выставить на продажу. В том случае, когда участок сложно или невозможно продать, собственник может отказаться от него. В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для этого необходимо подать заявление в Росреестр, приложив правоустанавливающий документ.

Предоставление правоустанавливающих документов не требуется, если право собственности на земельный участок или земельную долю зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Право собственности на земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (п. 2 ст. 53 ЗК РФ). С этого дня у гражданина прекращаются права и обязанности на земельный участок, в том числе и обязанности по уплате налога и внесению членских и целевых взносов.

После отказа гражданина от права собственности на земельный участок происходит государственная регистрация права собственности на этот участок субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок обязан направить уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Уведомление направляется и гражданину, подавшему заявление об отказе от права собственности на земельный участок или земельную долю.

Отказаться можно не только от земельного участка, который принадлежит садоводу на праве собственности, но и от того земельного надела, который был выделен в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение. В этом случае процедура немного отличается.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

К заявлению об отказе прилагаются следующие документы: копия паспорта гражданина; кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке); документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

На основании заявления и приложенных к нему документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Копия этого решения в трехдневный срок направляется гражданину, отказавшемуся от земельного участка.

В экономических отношениях встречаются ситуации, когда в силу тех или иных обстоятельств конкретный объект гражданского оборота перестает иметь какую-либо ценность для его собственника, который отказывается от права собственности на него. В этом плане земельные участки как объекты рыночных отношений не исключение.

В связи с этим Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает в качестве одного из оснований прекращения права на земельный участок отказ от права на него. Условия и порядок отказа определены статьей 53 ЗК РФ. Отказ от права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации как прекращение права собственности с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Согласно статье 30.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) юридически отказ от соответствующего права собственности оформляется только заявлением надлежащей формы об отказе от права на земельный участок или земельную долю. Устные заявления не могут быть приняты во внимание, а если лицо просто не использует участок, то в ряде случаев это может образовывать состав земельного правонарушения (например, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение трех лет).

К заявлению прилагается документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

Право на земельный участок, не зарегистрированное в ЕГРП, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным статьей 39.2 ЗК РФ, решения о прекращении права собственности на земельный участок. Указанное решение принимается соответствующим органом в месячный срок со дня получения такого заявления.

Копия данного решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

Исполнительный орган государственной власти (на территории Омской области - Министерство имущественных отношений Омской области) или орган местного самоуправления (на территории города Омска - Департамент имущественных отношений Администрации города Омска) обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в ЕГРП, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения.

В том случае, если право собственности на земельный участок или земельную долю было зарегистрировано в соответствии с Законом о регистрации, предоставление документов, подтверждающих право собственности на земельный участок или земельную долю, не требуется, поскольку сведения, подтверждающие факт регистрации права собственности на земельный участок или земельную долю, находятся в распоряжении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Данное положение основано на требованиях части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которой при предоставлении государственной услуги, в том числе в виде государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, от заявителя требуются правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП.

Земельные участки, в том числе и доли в них, от которых отказались их собственники, переходят с собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В то же время следует учитывать, что реализация отказа от права собственности на земельную долю возможна только при условии соблюдения требований гражданского законодательства относительно порядка реализации такого отказа. Так, отказ от права собственности реализуется на основании ст.236 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Таким образом, государственная регистрация отказа от права собственности на земельную долю возможна только в том случае, если такая земельная доля будет приобретена другим субъектом, то есть собственник, отказывающийся от права собственности на земельную долю, должен каким-либо образом произвести её отчуждение.

В качестве единственного субъекта, приобретающего право собственности на земельную долю, в отношении которой совершен и зарегистрирован отказ собственника, закон определяет муниципальное образование. Тем самым отказная доля переходит в муниципальную собственность. Иные формы собственности в данном случае не предусмотрены.

Собственник земельного участка или земельной доли, который отказывается от права собственности на такой земельный участок или земельную долю, освобождается от обязанности обеспечения государственной регистрации права собственности на такой земельный участок или земельную долю в случае, если право собственности возникло до введения в действие Закона о регистрации.

Предоставление указанному собственнику такой «льготы» видится правомерным и целесообразным, так как возложение на него этой обязанности явилось бы усложнением процедуры государственной регистрации отказа от права собственности на земельный участок или земельную долю. Кроме того, собственно требование о государственной регистрации права собственности до государственной регистрации отказа от нее представляется нецелесообразным.

Закон о регистрации предусматривает упрощенный порядок государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю в случае отказа от такого права собственником земельного участка или земельной доли, который сводится к тому, что от уполномоченного органа государственной власти (субъекта Российской Федерации или муниципального образования) не требуется заявление о такой государственной регистрации.

При этом на Росреестр возлагается обязанность после осуществления такой государственной регистрации направить вышеуказанным органам, а также бывшему собственнику (лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на земельный участок или земельную долю) уведомление в письменной форме (в форме официального письма Росреестра) о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю.

Действующее законодательство не содержит каких-либо указаний относительно того, возможен ли отказ собственника от земельного участка, обремененного правами третьих лиц. Кроме этого, не упоминается отказ лица от права собственности на земельный участок в качестве одного из оснований прекращения обременений (ограничений) этого участка.

Одним из основополагающих принципов гражданского права является принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования. В силу данного принципа содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права сформулированы на базе общего правила: «Разрешено все, что не запрещено законом». В соответствии с этим правилом субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, а, значит, лица могут отказываться от права собственности на земельные участки, обремененные правами третьих лиц, поскольку это не запрещено законом. В силу чего ограничения (обременения) земельного участка сохраняются и переходят вместе с участком в публичную собственность.

Основной причиной отказа собственника от земельного участка является его желание освободиться от бремени содержания этого участка, в силу чего воля такого собственника направлена на прекращение принадлежащего ему права. Можно сказать, что судьба земельного участка ему безразлична. Безразличие к судьбе участка и к тому, кто станет его новым собственником, как представляется, послужило основной причиной для закрепления законодателем правила об автоматическом возникновении публичной собственности на земельные участки, от права частной собственности на которые отказались их прежние собственники. Ведь земельный участок является не просто вещью, но и природным объектом, природным ресурсом одновременно, кроме этого, частью территории государства, составляющей вместе с другими земельными участками основу жизни и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории.

За период 2015 года в Управление Росреестра по Омской области поступило 405 заявлений о прекращении права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности, из них 389 заявлений от физических лиц и 16 аналогичных заявлений от юридических лиц. Из общего количества поданных заявлений 27 -имеют отношение к земельным участкам, находящимся на территории города Омска, и 378- к земельным участкам, находящимся на территории Омской области (в том числе, 154 земельных участка в Омском районе, 50 - в Таврическом, 30 - в Нижнеомском районе).

Виктория Гарань,

ведущий специалист-эксперт отдела регистрации

прав на земельные участки и объекты

недвижимости нежилого назначения

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

  • Глава V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
  • Глава V.1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
  • Глава V.2. ОБМЕН ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, НАХОДЯЩИЙСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
  • Глава V.4. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, МЕЖДУ СОБОЙ И ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
  • Глава V.5. БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПЕРЕДАЧА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ИЛИ В СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
  • Глава V.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЕРВИТУТА, ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ) (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
  • Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
  • Глава VII. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
  • Глава VII.1. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
  • Глава VIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ПРИ УХУДШЕНИИ КАЧЕСТВА ЗЕМЕЛЬ, ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
  • Глава IX. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
  • Глава X. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ И ОЦЕНКА ЗЕМЛИ
  • Глава XI. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
  • Глава XII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ)
  • Глава XIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
  • Глава XIV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • Глава XV. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
  • Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • Глава XVII. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
  • Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА
  • Глава XIX. ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
  • Статья 53 ЗК РФ. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

    //=ShareLine::widget()?>

    2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

    (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ , от 03.07.2016 N 361-ФЗ )

    3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

    (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ , от 23.06.2014 N 171-ФЗ )

    3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:

    копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

    кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);

    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.

    (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

    (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

    (п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

    4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

    (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

    Вопрос: Пишет Вам пенсионер. Вопрос мой касается земельного пая, выданного мне колхозом в 1990 – ых годах. Имею документ на пай, а фактически его нет, только налог плачу ежегодно. Прибыли пай не приносит никакой, только траты на налоги, где он фактически находится – непонятно. Хочу от земельного пая отказаться. Обращался в Земхоз, однако там мне сказали, что не могут оформить отказ, направив меня в город. Подскажите, пожалуйста, как мне отказаться от пая и нужно ли будет платить что-нибудь за данный отказ?

    Ответ: Вопрос отказа от права собственности на земельный пай является одним из актуальнейших на сегодняшний день, поскольку от грамотного юридического оформления отказа от права собственности, зависит не только момент прекращения права собственности на пай, но и момент прекращения обязанности уплаты земельного налога. Что касается земельных долей (паев), механизм отказа от земельного пая (доли) для граждан с 1 января 2011 года существенно упрощен. Состоит он в следующем. Гражданин-участник общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без выделения земельного участка в натуре в счет земельной доли вправе отказаться от права собственности на долю. Отказ от права собственности на земельную долю (пай) осуществляется путем подачи заявления в территориальный отдел Управления Росреестра по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. К заявлению прилагается документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю (пай), в частности свидетельство о праве собственности на земельный пай и, конечно же, паспорт, удостоверяющий личность гражданина. Итак, что же нужно практически сделать нашему читателю, чтобы избавиться от земельного пая и не уплачивать за него земельный налог? В первую очередь необходимо найти свидетельство на право собственности на земельный пай, которое было выдано гражданину (в 1994-1998 годах). В случае отсутствия свидетельства о праве собственности на пай, можно заказать его дубликат, который приравнивается к оригиналу. Далее со свидетельством, либо с его дубликатом (и естественно с паспортом) обратиться в Управление Росреестра по соответствующему району. В этом отделе гражданин собственноручно подпишет заявление об отказе от земельного пая, и в соответствии с действующим законодательством через 30 дней с момента подачи заявления право собственности на земельную долю (пай) будет прекращено. С даты прекращения права на земельную долю (пай) гражданину не предъявляется к уплате земельный налог за земельную долю (пай). Прекращение права собственности на земельную долю (пай) осуществляется бесплатно.