Инструкция по пожарной безопасности для религиозных организаций. Пожарная безопасность в храмах и церквях: основные правила

Приветствую всех постоянных Читателей нашего сайта и коллег по цеху. Сегодня мы выкладываем новый документ, утвержденный Приказом МЧС №615 от 23 ноября 2016 года. Называется этот документ «Свод правил. Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности».

Скачать указанный документ можно на нашем сайте, пройдя по ссылке .

Поскольку свод правил опубликован и утвержден Приказам МЧС, имеет силу закона и нормативного документа, которым необходимо пользоваться при проектировании. Однако, на наш взгляд, документ еще «сырой», имеет в своем составе противоречащие друг другу пункты и будет в дальнейшем еще скорректирован. Так чтобы было понятно, о каких именно противоречиях идет речь, обращу Ваше внимание на содержимое следующих ниже пунктов.

Раздел 1, п. 1.1. (Область применения)

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий, сооружений и помещений объектов религиозного назначения .

Теперь в этом же Своде правил посмотри, что понимается под выражением «Объекты религиозного назначения» – смотрим Раздел 3, п. 3.1 (Термины и определения)

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими

определениями:

3.1 Объекты религиозного назначения: Здания, сооружения, помещения, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы, построенные или перепрофилированные (целевое назначение которых изменено) для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний , проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).

Прекрасно, все пока понятно. Теперь возвращаемся обратно в Раздел 1 (Область применения), п. 1.4 и 1.5

1.4 Настоящий свод правил не распространяется на сооружения религиозного почитания (паломничества), а также на жилые помещения при совершении в них богослужений и других религиозных обрядов и церемоний . Требования пожарной безопасности для названных жилых помещений устанавливаются в соответствии с их классом функциональной пожарной опасности.

1.5 В отношении зданий, в которых осуществляется образовательная деятельность духовными образовательными организациями, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в отношении зданий, предназначенных для обучения религии, применяются требования пожарной безопасности, установленные для зданий образовательных организаций.

Внимательно прочитав вышеуказанные пункты, мы видим конфликт формулировок. С одной стороны, п.1.1. предписывает применять требования Свода правил к объектам религиозного назначения, в перечень которых входят (согласно п. 3.1.) здания, сооружения, помещения предназначенные для совершения богослужений и прочих религиозных обрядов и церемоний, также обучения религии и религиозному образованию, также места религиозного почитания (паломничества). И тут же, пунктами 1.4 и 1.5 того же Раздела 1, исключаются сооружения религиозного почитания (паломничества), жилые помещения для проведения богослужений, а также образовательные религиозные заведения относятся к объектам, к которым применимы требования пожарной безопасности, установленные для зданий образовательных организаций – то есть уже не по настоящему Своду правил. Кто понимает в чем тут дело, сразу сообразил, что от ключевого решения «куда отнести объект» зависят и объемно-планировочные решения и опять же, возможность организовать встроенные помещения различного назначения, а так же эвакуационные пути, функциональное назначение Ф n.n. и еще некоторые тонкости.

Объекты религиозного назначения вообще, надо сказать, долгое время проектировались «вне пожарных норм» в части, к примеру, крышных ограждений или пожарных лестниц (считалось что нельзя портить внешний вид храмов), в отношении пожарных сигнализаций (считалось недопустимым устанавливать пожарные извещатели на потолках храмов, часто покрытых старинной росписью или фресками, являющимися исторической ценностью), в части использования открытого огня в общественных помещениях и местах массового скопления людей (свечи и лампады) и немало еще моментов есть. Сейчас, с утверждением настоящего Свода правил, вопрос считается решенным – к объектам введенным в эксплуатацию до 2008 года Свод правил не применяется – их рассматривают через «призму» Правил противопожарного режима, утвержденных Правительством РФ 25.04.2012 г. №390, а к «новоделам» после 2008 года применим Свод правил в полной мере (см. раздел «Введение» «Свод правил. Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности»).

На этом, статью «Объекты религиозного назначения. Требования П.Б.» завершаю, читайте другие статьи на нашем сайте (список ссылок на статьи на главной странице сайта), участвуйте в обсуждениях в наших группах социальных сетей по следующим ссылкам:

Наша группа В Контакте –

Пожарная безопасность в храмах и церквях: основные правила

Для храмов утвердили правила пожарной безопасности

Все сооружения религиозного назначения – церкви, храмы, монастыри, мечети – в интерьере и обиходе содержат множество пожароопасных предметов. К ним относятся лампады, подсвечники, а также многие службы проходят с использованием зажженных церковных свечей.

Пожар в таких зданиях, к сожалению, не редкое явление. Частой причиной называется несоблюдение инструкции о мерах пожарной безопасности в церкви и других религиозных помещениях

Правительство России утвердило правила противопожарного режима для религиозных объектов, в частности православных храмов.

В рамках профилактики пожарной безопасности Правила противопожарного режима в России дополнены разделом XXI «Объекты религиозного назначения».

Новый раздел Правил противопожарного режима включает в себя следующие положения:

  1. В части здания (помещения), предназначенной для размещения священнослужителей во время богослужения, следует предусматривать не менее 1 огнетушителя.
  2. В помещениях охраны, постоянного дежурства персонала должна предусматриваться телефонная связь.
  3. Хранение горючих жидкостей в помещениях молельных залов не допускается, за исключением горючих жидкостей, предназначенных для проведения обрядов. Хранение горючих жидкостей должно осуществляться в специально оборудованных местах. Запас горючих жидкостей в молельном зале должен быть в количестве, не превышающем суточную потребность, но не более: 20 литров – для помещений с отделкой из негорючих материалов; 5 литров – для остальных помещений. Горючие жидкости в молельных залах не должны храниться в стеклянной таре. Розлив горючих жидкостей в лампады и светильники должен осуществляться из закрытой небьющейся емкости. Размещение электронагревательных приборов на расстоянии менее 1 метра до мест розлива горючих жидкостей не допускается.
  4. Запрещается проводить пожароопасные работы в здании (помещении) в присутствии прихожан.
  5. Ежедневно должны быть проверены пути эвакуации людей, эвакуационные и аварийные выходы и при необходимости приведены в соответствие с требованиями настоящих Правил.
  6. При проведении праздничных богослужений с массовым пребыванием людей необходимо предусмотреть дополнительные организационные противопожарные мероприятия.
  7. Подсвечники, светильники и другие устройства с открытым огнем следует устанавливать на негорючие основания в устойчивом положении, исключающем их опрокидывание. Разожженные кадила во время проведения богослужения могут быть поставлены только на негорючее основание в специально отведенном месте с отделкой из негорючих материалов. Расстояние от места установки разожженного кадила до предметов отделки помещения и интерьера, одежды и других предметов, выполненных из горючих материалов, должно быть не менее 0,5 метра.
  8. Не допускается предусматривать вешалки для одежды прихожан и места для хранения одежды в непосредственной близости (менее 1,5 метра) от подсвечников и источников открытого огня, от печей и вытяжек из печей.
  9. Крепление к полу ковров и ковровых дорожек, используемых только во время богослужений, допускается не предусматривать.
  10. Временно размещаемые в молельном зале горючие материалы (ели, сухая трава) должны находиться на расстоянии более 1,5 метра от источника открытого огня.
  11. Допускается размещение травы по площади молельного зала в праздник Святой Троицы не более чем на 1 сутки с дальнейшей заменой.

1 региональный отдел надзорной деятельности

Законодательная база о противопожарном режиме:

Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», за исключением отдельных положений, вступило в силу 15 мая 2012 г. Данным Постановлением были утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее — Правила).
Данные Правила заменяют собой ранее действовавшие Правила пожарной безопасности в РФ, утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (далее — ППБ 01-03).
Рассмотрим положения, которые вступят в силу с 1 сентября 2012 г.
Пунктами 6, 7, 9, 14 Правил с 1 сентября 2012 г. на руководителя организации возлагается ряд обязанностей по информированию работников о пожарной безопасности и снабжению их средствами индивидуальной защиты, а также по оснащению помещений организации телефонной связью, специальным оборудованием, другими противопожарными средствами.
Согласно п. 6 Правил руководитель организации должен также обеспечить установку табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок. По сравнению с ранее действовавшей нормой п. 13 ППБ 01-03 п. 6 Правил дополнен рядом объектов, на которых должны быть установлены таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.
Сохраняются требования к установке планов эвакуации при пожаре на объектах с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов). Планы эвакуации также должны быть размещены на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек (п. 7 Правил). Обеспечить установку указанных планов должен руководитель организации. Это правило большей частью совпадает с требованиями п. 16 ранее действовавших ППБ 01-03. Разница заключается в том, что в ППБ 01-03 предписывается размещать планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек. В новых Правилах планы эвакуации людей в случае пожара должны быть размещены на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек.
Пунктом 14 Правил предусматривается, что руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте требований, установленных ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
В частности, руководитель организации обеспечивает размещение на определенных территориях знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено». Места, специально отведенные для курения табака, должны быть обозначены знаками «Место для курения».
Курение полностью запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках. Норма, содержащая схожие требования, была установлена п. 25 ППБ 01-03.
В обязанности руководителя организации входит обеспечение наличия на объекте с ночным пребыванием людей инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (п. 9 Правил).
С 1 сентября 2012 г. территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан требуется обеспечить звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, телефонной связью, а также запасами воды для пожаротушения (п. 16 Правил). Указанные меры пожарной безопасности должны соответствовать нормам, установленным в ст. ст. 6, 63 и 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон N 123-ФЗ). Подобная норма содержалась в п. 114 ППБ 01-03.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с п. 2 ст. 63 данного Федерального закона.
Согласно п. 89 Правил с 1 сентября 2012 г. начинают действовать положения, актуальные для руководителей гостиниц, мотелей, общежитий и других зданий для проживания людей. Так, руководителю организации вменяется в обязанность обеспечение ознакомления (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, мотели, общежития и другие здания, приспособленные для временного пребывания людей, с правилами пожарной безопасности. Если на указанных объектах присутствуют иностранные граждане, необходимо, чтобы речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности были выполнены на русском и английском языках. Ранее аналогичные нормы содержались в п. п. 125 — 127 ППБ 01-03.
На объектах организаций торговли с 1 сентября 2012 г. тара из-под керосина и других горючих жидкостей должна храниться только на специальных огражденных площадках (п. 130 Правил). Норма, аналогичная названной, содержалась в п. 172 ППБ 01-03.
Пунктом 131 Правил вводится запрет на совместную продажу в одном торговом зале оружия (гражданского и служебного) и патронов к нему и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию. Схожая норма содержалась в п. 174 ППБ 01-03, но касалась только продажи боеприпасов и пиротехнических изделий.
Кроме того, с 1 сентября 2012 г. начинает действовать п. 372 Правил, который предписывает организациям выполнять транспаранты и баннеры, размещаемые на фасадах жилых (административных или общественных) зданий, из негорючих или трудногорючих материалов.

«Известия», Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ подготовило проект правительственного постановления, который призван дополнить действующие нормативные акты в области пожарной безопасности.

Новый проект вводит в «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные правительством РФ в апреле 2012 года, раздел «Объекты религиозного назначения».

Издание приводит комментарий главы юридической службы Московской патриархии игумении Ксении (Чернеги), которая принимала участие в обсуждении проектов противопожарных нормативных актов, касающихся религиозных объектов, на протяжении последних нескольких лет.

Он отметила, что благодаря использованию термина «религиозные объекты» новые правила коснутся не только непосредственно храмовых помещений (для обозначения которых раньше применялся термин «культовые сооружения»), но и множества других построек церковного назначения.

По словам главы юридической службы Московской патриархии, в число объектов, которые теперь подпадают под действие новых правил, войдут также дома для паломников, монастырские сооружения, центры религиозного обучения.

Отмечается, что в разработке и согласовании документа принимали участие представители Русской православной церкви и архитекторы, имеющие опыт строительства церковных зданий.

Игумения Ксения (Чернега) указала на важную особенность новых правил: они будут распространяться лишь на объекты, построенные после вступления в силу данного документа.


Пожарная безопасность в храмах. Правовое регулирование и опыт последних лет

На сегодняшний день правила пожарной безопасности на религиозных объектах регулируются нормативными документами, принятыми в период с 2003 по 2012 гг.

До 2012 года в Правилах противопожарной безопасности в Российской Федерации присутствовала отдельная статья XVII, посвященная культовым сооружениям. Там, в частности, говорилось о том, что подсвечники, светильники и «другие устройства с открытым огнем» должны устанавливаться на негорючие основания. Кроме того, правила устанавливали, что эти подсвечники и светильники «должны быть надежно прикреплены к полу, чтобы исключить их случайное выпадение».

Этот пункт Правил вызывал критику со стороны Церкви, представители которой заявляли, что данное требование противоречит внутренним установлениям Русской православной церкви.

Фото: Храм Успения Пресвятой Богородицы села Аликово По действующим правилам, масло для лампад, светильников и т. п. должно храниться в церковных помещениях в металлических шкафах. В помещении допускается хранение не более 5 литров масла, а запас лампадного масла непосредственно в помещении храма должен храниться в металлической таре и составлять не более суточной потребности.

«Розлив ГЖ (горючей жидкости - сайт) в лампады и светильники должен осуществляться из закрытой небьющейся емкости на противне из негорючего материала. Розлив ГЖ в лампады и светильники следует осуществлять только при отсутствии открытого пламени, а при включенных электронагревательных приборах на расстоянии не менее 1 м от них», - говорится в Правилах пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС от 18 июня 2003 года.

За период с 2001 по 2009 год в Москве было зафиксировано около 40 пожаров на религиозных объектах, принадлежащих различным конфессиям. При этом в большинстве случаев причиной возгорания были признаны несоблюдение правил противопожарной безопасности и неосторожность в обращении с огнем.

Инспекторы пожарного надзора отмечали, что порой на объектах религиозного назначения используется ветхая электропроводка, не проводится огнезащитная обработка деревянных конструкций, а противопожарные мероприятия не выполняются в установленные сроки.

В одном только 2008 году органы государственного пожарного надзора Главного управления МЧС по г. Москве вручили религиозным организациям 125 предписаний для устранения выявленных нарушений, а к административной ответственности было привлечено более 100 должностных лиц.

По результатам проверок тогда был составлен список храмов, где правила противопожарной безопасности соблюдались хуже всего. В него вошли такие известные московские храмы, как храм свт. Николая на Трех горах, храм «Большое Вознесение», Афонское подворье, храм св. мученика Иоанна Воина на Большой Якиманке, храм св. великомученицы Екатерины на Большой Ордынке - подворье Православной церкви в Америке, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе и другие.

Как сообщалось на сайте МЧС, в канун праздника Рождества инспекторы посетили храмы и проверили соблюдение правил пожарной безопасности. «В результате инспекций было установлено, что объекты находятся в удовлетворительном противопожарном состоянии», - было сказано в официальном сообщении.

Пожарная безопасность религиозных организаций

К.А. Чернега, юрисконсульт Управления делами Московской Патриархии, профессор кафедры гражданского права и процесса АТиСО, к.ю.н.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ определил правовые основы обеспечения пожарной безопасности. Установленные данным законом требования являются обязательными для Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений (епархий, монастырей, приходов, подворий), имеющих правоспособность юридического лица.

в то же время Церковь в процессе своей деятельности при решении вопросов безопасности руководствуется нормами специального законодательства о некоммерческих, в том числе религиозных, организациях, а именно Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Впрочем, важно отметить, что указанные законы не содержат норм, посвященных вопросам контроля и надзора в сфере пожарной безопасности. Так, ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определяют особенности осуществления Росрегистрацией (ее территориальным органами) контроля за соответствием деятельности религиозных организаций целям, предусмотренным их уставами, и законодательству Российской Федерации.

Конкретные требования к обеспечению пожарной безопасности на культовых объектах изложены, главным образом, в двух нормативных актах:

– в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 (зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. № 4838)

Нормах пожарной безопасности НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования».

Комментарий к ППБ 01-0

В силу п. 772. ППБ 01-0 подсвечники, светильники и другие устройства с открытым огнем должны быть надежно прикреплены к полу, чтобы исключить их случайное выпадение.

Вопросы внутреннего убранства православных храмов регулируются внутренними установлениями – каноническими правилами Русской Православной Церкви, которые имеют многовековую историю. Согласно ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации.

В соответствии с каноническими правилами Церкви практически все виды светильников (паникадило, седмисвещник, лампада, дикирий и т.д.) вообще не ставятся на пол храма. Например, паникадило утверждается на куполе храма. Единственный вид светильника – односвещник устанавливается на полу, однако, вместе с тем он подлежит перемещению во время богослужения (выносится из алтаря, ставится перед Царскими вратами и т.п.). Таким образом, светильники в православном храме вообще не могут «надежно прикрепляться к полу» (см., в частности, Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский «Новая скрижаль или объяснение о церкви, литургии и обо всех службах и утварях церковных» С-Пб, 1908). Соответствующее требование п. 772. ППБ 01-03 о прикреплении к полу светильников грубо противоречит внутренним установлениям Русской Православной Церкви.

Что касается изобретенного составителями ППБ 01-03 риска «выпадания» светильников и подсвечников, то, очевидно, указанные церковные предметы могут упасть. Однако, «выпасть» (подобно первому снегу) они, конечно же, не могут.

Большинство православных храмов являются памятниками истории и культуры. Полы таких храмов (деревянные, мраморные и т.п.) находятся под охраной государства и составляют предмет обязательств по сохранению памятников истории и культуры (охранных обязательств) либо договоров безвозмездного пользования (охранных договоров). В случае передачи храма-памятника в собственность религиозной организации оформляется обязательство по сохранению памятников истории и культуры (охранное обязательство); при передаче храма памятника в безвозмездное пользование религиозной организации с ней заключается договор безвозмездного пользования (охранный договор), содержащий условия по сохранению храма-памятника.

Согласно вышеуказанным охранным документам религиозная организация, получившая здание храма в собственность или безвозмездное пользование, не вправе изменять его внешний вид пола, в том числе просверливать пол.

В силу п. 1.2 НПБ 108-96 требования органов государственного пожарного надзора в отношении культовых зданий памятников истории и культуры и мероприятия, компенсирующие отступления от требований норм и правил, должны решаться совместно с государственными органами охраны памятников истории и культуры.

Однако, порядок такого согласования и, соответственно, урегулирования неизбежных межведомственных разногласий не определены нормативными правовыми актами. В этой связи подавляющее большинство споров, возникающих в связи с применением ППБ 01-03 и НПБ 108-96 между органами государственного пожарного надзора и государственными органами охраны памятников истории и культуры, заходят в тупик. Такая ситуации сложилась, в частности, в Республике Коми.

Важно подчеркнуть, что поскольку религиозные организации являются стороной обязательств по сохранению храмовпамятников (договоров безвозмездного пользования), решения вышеуказанных государственных органов в отношении культовых зданий – памятников истории и культуры и мероприятий, компенсирующих отступления от требований ППБ 0103 и НПБ 108-96 должны приниматься с обязательным участием религиозных организаций. Кроме того, решения, направленные на изменение внешнего вида храма-памятника, должны быть отражены в тексте соответствующих охранных документов.

Что касается вновь выстроенных храмов (не являющихся памятниками истории и культуры), то в ряде случаев попытки применения в отношении них ППБ 01-03 и НПБ 108-96 доходят до абсурда. Так, в одном из актов проверок Сыктывкарского отдела Госпожнадзора содержится предписание о перемещении на 15 метров от жилых домов расположенного в центре столицы Республики Коми вновь выстроенного храма св. блг. Князя Александра Невского.

Комментраий к НПБ 108-96

Вторым нормативным актом, регламентирующим вопросы пожарной безопасности для религиозных организаций, являются НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования». Хотелось бы высказать свою точку зрения по существу данного документа непосредственно касающегося деятельности религиозных организаций в сфере предупреждения пожаров.

Он был введен в действие приказом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России от 18 июня 1996 г. № 32. НПБ, затрагивающие интересы религиозных организаций, не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Между тем, согласно постановлению Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных министерств, в частности приказы, подлежат государственной регистрации в Минюсте России. Таким образом, незарегистрированный в установленном порядке приказ МВД не имеет юридической силы и не обязателен для применения.

Обращает на себя внимание еще одна немаловажная деталь. Указанные НПБ согласованы с Минстроем России (письмо № 13/132 от 29.03.95 г.) и Минкультуры России (письмо № 495-41-14 от 06.05.96 г.). Однако при этом совершенно проигнорировано положение п. 7 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмот-ении указанных вопросов.

В целях реализации положения п. 7 ст. 8 данного закона на федеральном уровне созданы следующие совещательные органы, включающие в свой состав представителей заинтересованных религиозных организаций: Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (см. распоряжение Президента Российской Федерации от 2 августа 1995 года № 357-рп); Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации (см. постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2006 г. № 438). Структуры по взаимодействию с религиозными объединениями действуют в аппаратах Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации.

Несмотря на указанные обстоятельства НПБ не были согласованы не только с централизованными религиозными организациями, но также и с упомянутыми совещательными органами, созданными при Президенте Российской Федерации и при Правительстве Российской Федерации.

Анализ правовых аспектов обеспечения пожарной безопасности поневоле поставил на повестку дня еще один важный вопрос: Почему для религиозных организаций без какого-либо участия с их стороны разработаны специальные НПБ, в которых изложен большой объем различных требований, подлежащих обязательному исполнению, а для других объектов различного назначения такие НПБ отсутствуют.

В конце марта этого года в результате пожара в ночном клубе, расположенном в театре «Ленком», погибло 10 человек. По информации СМИ со ссылкой на персонал клуба в нем каждую ночь проводились огненные шоу с использованием чистого спирта.

Аналогичный пожар имел место в баре города Орска Оренбургской области где также погибло 10 человек. Подобных пожаров, к сожалению, по стране происходит довольно много.

При этом вызывает недоумение следующее обстоятельство: для религиозных организаций установлено императивное требование, согласно которому в храме допускается хранение лампадного масла в количестве не более 5 литров. В то же время в ночном клубе применяется чистый спирт и это никем не нормируется и не пресекается, тем более, что чистый спирт по своим физико-химическим свойствам гораздо опаснее лампадного масла.

В этой связи возникает вопрос: почему же отсутствуют специальные НПБ для игровых и развлекательных заведений, начиная от баров, клубов, игровых залов, казино, варьете и др., где значительная масса людей находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?

Как не парадоксально, но в ППБ 0103 нет вообще какого-либо упоминания о казино и других подобных организациях, зато религиозным организациям посвящен целый раздел.

Чем обусловлена такая «любовь и забота» пожарных к регламентации правил и норм пожарной безопасности в зданиях, предоставленных религиозным организациям?

Священнослужителей, сотрудников религиозных организаций, а также прихожан нельзя сравнить с футбольными или другими фанатами. Как правило, это законопослушные люди. В то же время, для них, но, что принципиально важно, без их участия, без учета традиций и внутренних установлений религиозных организаций, придумана масса различных запретительных мер, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Должностные лица пожарного надзора от имени государства требуют их исполнения, хотя элементарная логика подсказывает, что нельзя самому писать правила и самому их контролировать.

В этой связи позволительно спросить: «А где НПБ, разработанные ГПС, для других объектов с массовым пребыванием людей, для тех же «праздников пива», где поведение фанатов и одурманенной пивом молодежи никак нельзя сравнить с поведением прихожан в храме.

Столь большое количество вопросов поставленных выше не имеет своей целью кого-либо обидеть или поставить в неудобное положение. Это закономерная реакция на, мягко говоря, не вполне законную попытку давления Государственного пожарного надзора на религиозные организации.

Русская Православная Церковь заинтересована в том, чтобы предоставленные ее каноническим структурам объекты религиозного назначения были пожаробезопасными, чтобы в храмах, монастырях и других объектах не было пожаров, чтобы повсеместно строго соблюдались правила пожарной безопасности.

В заключении хотелось еще раз подчеркнуть, что правовой статус НПБ 10896 далек от совершенства. Сложно поверить, что юристы и должностные лица МЧС России не знали о правовой несостоятельности указанных НПБ. Тем не менее, 18.06.2003 года МЧС России издает приказ №316 «Об утверждении норм пожарной безопасности».

Этим приказом утвержден перечень из 128 норм пожарной безопасности, в который вошли НПБ 106-96.

Согласно заключению Минюста РФ (письмо от 18.06.2004 № 07/5845-ЮД) приказ МЧС России от 18.06.2003 года №136 в государственной регистрации не нуждается. Здесь есть небольшая юридическая тонкость. Действительно, сам по себе перечень норм пожарной безопасности не нуждается в государственной регистрации, но это вовсе не означает, что в ней не нуждаются сами НПБ, которые включены в указанный перечень. Без государственной регистрации в Минюсте России НПБ 106-96 являются не более чем рекомендацией.

К сожалению, реальная жизнь показывает, что иногда на объектах культа случаются пожары.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.securpress.ru/