Что дает конституция. Зачем нужна конституция и почему ее называют основным законом страны? Отличия Конституции от других законов

Конституция есть практически в любом цивилизованном государстве. Что представляет собой данный нормативный акт, и для чего он нужен? Чем Конституция отличается от других законов? Ответы на эти и многие другие вопросы будут предоставлены в статье.

Что такое Конституция?

Определение constitutio на латыни означает "устройство". По сути, Конституция - закрепляющий государственное устройство. Именно поэтому данный нормативный акт обладает высшей юридической силой.

Конституция является сборником основных правил или законов. Этот закон определяет то, каким должно обладать государство. Нормы, закрепленные в основном законе страны, действуют для всех граждан.

Первые сборники законов существовали еще до нашей эры. Стоит вспомнить, например, закон 12 таблиц или сборник Хаммурапи. Однако впервые Конституция появилась в США в 1787 году - именно в том виде, который наиболее близок для нас сегодня. Это документ, имеющий относительно небольшой объем, разделенный на несколько частей. Основной закон США стал примером для принятия Конституций во множестве других стран.

Отличия Конституции от других законов

Что такое Конституция? Определение здесь можно дать очень простое: это закон. Но чем она отличается от других законов, которые также могут быть приняты в каком-либо государстве? Конституционные нормы являются основными в стране. На их основе выстраиваются все остальные законы. Именно поэтому про Конституцию говорят как про нормативный акт, обладающий наивысшей юридической силой.

Конституция должна содержать в себе наиболее общие сведения о самых важных государственных проблемах. Это, например, территориальное и властное устройство, свободы и права человека, судебная система и т.д. Отмена и принятие Конституции должны проходить особым образом - не так, как с остальными законами. Должен быть установлен специальный порядок, согласно которому отдельные нормы основного закона страны могут быть изменены или дополнены.

Виды Конституций

Специалисты в области права разработали несколько классификаций, по которым можно выявить основные виды и формы Конституций. По форме государственные законы делятся на неписаные и писаные. Здесь все просто: документ либо зафиксирован на бумаге, либо нет. Писаные Конституции характерны для большинства западных стран. Неписаные распространены для государств англо-саксонской системы (кроме США). Это, например, Великобритания и Новая Зеландия.

Также законы делятся на кодифицированные и некодифицированные. В первом случае закон представляет собой единый нормативный акт, а во втором - сборник обычаев, прецедентов, доктрин и т.д.

Конституции бывают жесткими и гибкими. Здесь все зависит от способа принятия дополнений и поправок. Гибкие законы изменить легко - достаточно лишь издать соответствующий акт. С жесткими все несколько сложнее. Зачастую их и вовсе нельзя изменить - можно лишь отменить, после чего принять новую Конституцию.

Таким образом, Конституция является довольно необычным нормативным актом. Основной закон государства по-особому принимается, влияет на все остальные документы, а также может иметь одну из множества форм.

Функции Конституции

Что такое Конституция? Определение этого понятия даст хоть и понятную, но все же недостаточно исчерпывающую информацию о явлении. Именно поэтому стоит обратить внимание на роль и функции Конституции как основного государственного закона.

Первая функция именуется учредительной. Именно Конституция учреждает все основы жизни в стране: политический и территориальный строй, человеческие права, общественные отношения и т.д. В чем еще проявляется учредительная функция? Как правило, основной закон страны базируется на определенных законах. Конституция РФ, например, имеет 9 глав, каждая из которых подкреплена - ФКЗ. При этом обычные федеральные законы должны опираться на нормы основного нормативного акта.

Учредительная функция делится на внешнеполитическую, идеологическую, а также юридическую. Основной закон страны закрепляет порядок взаимоотношений с миром, устанавливает определенную идеологию или полное ее отсутствие, а также дает представление о правовой системе в государстве.

Следующая функция именуется организаторской. Конституция призвана не закреплять достигнутые результаты, а ставить новые задачи. Это, например, увеличение политической активности, улучшение качества жизни, модернизация внешних отношений и т.д.

Конституция России

Российский основной закон состоит из трех частей. Это преамбула (вступительное слово), а также первый и второй разделы. В преамбуле изложены цели, задачи и принципы нормативного акта. В первом разделе имеется 9 глав, каждая из которых посвящена отдельной теме. Здесь рассказывается про государственное и территориальное устройство, про права человека, ветви власти и местное самоуправление. Второй раздел содержит переходные положения и заключение.

Российская Конституция была принята 12 декабря в 1993 году. До этого в России действовало четыре различных Конституций: первая была принята в 1918 году и касалась советской России. В 1925 году была изменена на основной закон РСФСР. В 1937 году и 1978 году Конституция также менялась и дополнялась.

Что такое Конституция? Определение здесь можно дать самое простое: это основной закон страны, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы государственного строя.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

РЕФЕРАТ
«Зачем нужна Конституция? Развитие конституционного права в
России».
Автор
Корьев Сергей Юрьевич

г. Фурманов 2016
Оглавление
1. Вступление «Зачем нужна Конституция?» ­ стр. 1
2. Предыстория развития конституционного права в России. – стр. 1 ­ 3
3. Конституция 1918 года. Значение Конституции для дальнейшего развития
конституционного права в России.­ стр. 3 ­ 4
4. Конституция 1924 года. ­ стр. 4 ­ 5
5. Конституция 1936 года, плюсы и минусы. – стр. 5 ­ 7
6. Конституция РСФСР 1978 года: основные положения и причины ее
изменения стр. 7 ­ 9
7. Конституция 1993 года. Предыстория принятия и значение. – стр. 9 ­ 12
8. Заключение.­ стр. 12 ­ 13
9. Список использованной литературы. – стр. 14

­ 1 ­
Зачем нужна Конституция?
Слово Конституция происходит от латинского слова «constitutio», что
означает установление ­ особый юридический документ, являющийся
основным законом государства и обладающий высшей юридической силой.
Самое главное - Конституция показывает, к каким целям стремится
конкретное общество; какие идеи и ценности оно считает жизненно важными
и необходимыми для своего существования и развития; какой тип отношений
между Человеком, Обществом и Государством считается правильным и
желаемым.
Конституция обычно определяет только самые общие, самые главные
принципы и правила, которые потом в более конкретном определении
находятся в отдельных законах. Таким образом, на базе Конституции
возникает стройная система законодательства, которое регулирует различные
стороны жизни страны.
Следует различать конституцию юридическую и фактическую.
Юридическая конституция - это тот порядок, то устройство государства,
экономики и общественных отношений, которое записано в Конституции.
Фактическая конституция - это та система общественных отношений и
институтов, которая в результате претворения норм и идей Конституции в
жизнь возникла на практике.
В периоды революций и наиболее глубоких общественно­политических
потрясений,
когда изменяется или даже полностью разрушается
существовавшая система общественно­политических отношений, юридические
конституции начинают стремительно устаревать и уже не могут служить
основой порядка и стабильности развития общества. Более того, не только
отдельные нормы, но и сама конституция в целом могут становиться поводом
для разногласий и политических конфликтов.
Когда возникает особенно большой разрыв между тем, что существует в
реальности, и тем, что записано в юридической конституции, говорят о
наступлении конституционного кризиса. Это значит, что прежняя
Конституция безнадежно устарела, что система власти и права не может
больше нормально функционировать на старой основе, поскольку это ведет к

хаосу и дезорганизации. Таким образом, государство и общество оказываются
перед настоятельной необходимостью создания нового Основного закона.
Предыстория развития конституционного права в России
Именно такая ситуация возникла в 1918 году в России. Принятие новой
Конституции стало не просто объективной необходимостью, но единственно
возможным способом сохранения страны.
Однако, прежде чем приступить к рассмотрению аспектов, способствовавших
принятию первой Конституции нового государства,
­ 2 ­
хотелось бы рассмотреть предысторию развития конституционного права в
России.
В царской России не было конституции. Существовали так называемые
Основные государственные законы, в которые революция 1905 года заставила
внести некоторые статьи буржуазно­демократического порядка. Мы видим
перед собой классический пример, когда государство и общество оказались
перед настоятельной необходимостью создания нового закона, который смог
бы урегулировать либо же как­то смягчить сложившуюся в стране ситуацию.
На пути к конституционному строительству в России важнейшими вехами
стали студенческие волнения, увеличение числа забастовок на промышленных
предприятиях, а также крестьянские бунты.
Итак, первая Конституция в России вступила в силу 23 апреля 1906 года,
будучи откорректированной императором Николаем II. Страна продолжала
своё историческое развитие, вступив в 1914 году в первую Мировую войну. В
связи с военными действиями на неопределённое время были отложены
вопросы по доработке и корректировке принятой Конституции.
Вновь к созданию текста Конституции и к её принятию пришлось обратиться
лишь в 1918 году. Посмотрим, что же было тому причиной, с какой целью и
зачем была принята Конституция. Как мы знаем, роль Конституции на всех
промежутках времени развития Российского государства очень велика. Это
первоначальный основной закон государства, который наиболее всего связан с
другими правовыми нормами, субъектами и объектами правовой системы.
Знания отличительных особенностей Конституций на различных этапах
времени необходимы для дальнейшего познания права.
25 октября 1917 года свершилась Октябрьская революция.
С этого момента до лета 1918 года в России действует неписаная конституция
­ свод основных декретов большевистского государства. Декреты
провозглашали диктатуру пролетариата и закрепляли полновластие Советов.
Они ликвидировали частную собственность, узаконивали национализацию
помещичьих земель и крупной собственности. В ожидании близкой победы
социализма во всем мире и скорейшего установления коммунизма Советы
принимали утопичные декреты. Так, Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа, впоследствии ставшая одной из основных частей

власти провозглашалось
первой конституции РСФСР, выражала решимость "вырвать человечество из
когтей финансового капитала и империализма". Исторической задачей
советской
подавление
эксплуататоров".
За всю историю России принято 5 Конституций: в 1918­ ом, 1924­ом, 1936­ом,
1978­ом и 1993­ем годах. Принятие каждой из них означало существенные
изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства.
Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими
социалистическими Конституциями. Несмотря на существенные

"беспощадное
­ 3 ­
особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с
принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических
ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер,
выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его
руководящей роли. При этом необходимо отметить, что всем конституциям
советского типа был присущ в значительной мере "фиктивный" характер. Они
провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.
(1)
Конституция 1918 года
Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом
Всероссийском съезде Советов.
Как мы знаем, на смену монархии новый государственный строй, которому
требовалось новое правовое обеспечение.
В конституции 1918 года нашли свое отражение коренные принципы
советской демократии. Послеоктябрьское конституционное развитие
характеризовалось ломкой имперской государственной системы и
формированием основ новой государственности. Различными декретами и
актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось
полновластие Советов.
Конституционные акты послеоктябрьского периода в России базировались на
утопических представлениях о тенденциях мирового революционного
процесса, ожидании близкой победы социализма во всех странах и
установление коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная,
классовая направленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав
трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью
первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала решимость “вырвать
человечество из когтей финансового капитала и империализма”.
Исторической задачей Советской власти провозглашалось “беспощадное
подавление эксплуататоров”.
Так статья 7 провозглашала: «власть должна принадлежать целиком и
исключительно трудящимся массам и их полномочному представителю­
Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».(1) Статья 7 четко

делит все общество на трудящихся и эксплуататоров, давая власть в руки
первых и лишая ее вторых. (2)
А в статье 10 говорилось со всей определенностью: «российская Республика
есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся
власть в пределах российской социалистической федеративной советской
республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному
в городских и сельских Советах».
Весь основной закон пронизан духом диктатуры пролетариата, хотя в нем нет
прямой формулировки этой диктатуры. В соответствии с ленинской идеей
классовости демократии в конституции четко и ясно сказано не только о том,
1.Е.И.Козлова, Ю.Е Кутафин. «Конституционное право в России».
2. Конституция РСФСР от 10.071918 г. ст. 7
­ 4 ­
кому служит советская демократия, но и против кого она направлена, а
именно против эксплуататорского меньшинства общества. Характерной
чертой советской демократии является ее интернационализм. Статья 22
основного закона гласит: «РСФСР признавая равные права за гражданами
независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет
противоречащим основным законам республики установление или допущение
каких­либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое
бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их
равноправия».
Конституция предоставляла гражданам узкий круг демократических свобод:
свободу совести (то есть иметь любые религиозные убеждения или не иметь
никаких, свободу выражения своих мнений, свободу собраний свободу
союзов. Конституция обеспечивала для трудящихся свободу слова, свободу
печати, или, как сказано в статье 14, свободу «выражения своих мнений». (3)
Конституция относила к высшим органам власти и управления всероссийские
съезды Советов, всероссийский центральный исполнительный комитет, его
Президиум, совет народных комиссаров РСФСР, народные комиссариаты
Российской Федерации. Конституция закрепила положение Всероссийского
съезда Советов как верховного органа власти.
Мы видим, что Конституция 1918 года носила половинчатый характер, так
как у новой власти ещё не было опыта управления государством и многие
принципы управления,
носили
идеологизированную, классовую направленность диктатуры пролетариата и во
многом базировались на утопических представлениях о тенденциях мирового
революционного процесса, ожидании близкой победы социализма во всех
странах и установление коммунизма. Однако, Конституция 1918 года
юридически закрепила итоги полугодового формирования советской
государственности и новой правовой системы. Основные ее значение
заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества.
Она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений,
провозглашённые в Конституции,

декларируя новые принципы и социальные ценности. Конституция РСФСР
закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив
в их основание новую идеологию.
Конституция 1924 года
Принятие новой Конституции 1924 года обуславливалось вхождением
РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением
российского законодательства в соответствие союзному (главным
образом, Конституции СССР 1924 года). В свою очередь, Конституция
СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании
СССР и Договора об образовании СССР.
31 января 1924 года Второй съезд Советов СССР принял первую конституцию
Советского Союза, состоявшую из шести разделов. Поскольку
Конституция была принята в последний день года, то ряд историков
3. ­ Конституция РСФСР от 10.071918 г. ст. 13, 14, 15
­ 5 ­
упоминает не о Конституции 1924 года, а говорит о Конституции 1925 года.В
данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с
изменениями административно­территориального деления и реорганизации
органов советского управления.
Из проекта была исключена Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа.
Высшим органом власти объявлялся
Съездэксплуатируемого народа. Высшим органом власти объявлялся Съезд
Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 тыс.
избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс.
избирателей). В период между съездами высшим органом власти был
Центральный исполнительный Комитет СССР, который состоял из Союзного
Совета и Совета Национальностей. (4)
Конституция закрепила РСФСР как федеративное государство с
автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную
силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в
Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.
Было установлено, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и
воздушный транспорт и средства связи составляют собственность рабоче­
крестьянского государства(5)
Таким образом, конечной целью Конституция РСФСР 1925 года ставила
“осуществление коммунизма”, в то время как Конституция РСФСР 1918
г. ставилась задача “установления социалистической организации
общества и победы социализма во всех странах”.
Конституция 1936 года
За период с 1934 по 1936 годы в стране произошли существенные
экономические, политические и социальные изменения:
­были ликвидированы остатки эксплуататорских классов;

­ изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде
появилось много выходцев из деревни);
­ сильные трансформации произошли в среде крестьянства;
­сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократию и
идеологов;
­ перемены в структуре и системе органов государственного управления.
05 декабря 1936 года съезд утвердил проект новой Конституции СССР. Новая
Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Число союзных республик,
входивших в состав СССР, с 1922 г. (образования СССР) возросло с четырех
до одиннадцати.
Конституция СССР 1936 года была принята Восьмым съездом Советов 5
декабря.
В народе ее называли "сталинской" и "конституцией победившего
социализма" ­ начальной стадии коммунизма. По мнению Сталина, эта
конституция была самой демократической в мире. К середине 30­х гг. во всех
4. Конституция СССР от 11 мая 1925 года, ст. 3
5. Конституция СССР от 11 мая 1925 года, ст. 15
­ 6 ­
сферах жизни СССР произошли существенные перемены. Изменился
социальный состав населения, в промышленности и сельском хозяйстве был
уничтожен частный сектор, качественные изменения произошли в системе
госучреждений и в сфере национально­государственного строительства.
Официально было провозглашено о построении основ социализма в СССР.
В начале 1935 г. ЦК ВКП(б) было принято решение о внесении изменений в
Конституцию СССР, которые должны были отразить произошедшие в стране
изменения. 7 февраля 1935 г. создается Конституционная комиссия из 31
человека во главе с И. В. Сталиным. В процессе работы комиссия пришла к
выводу о необходимости новой Конституции. По словам Сталина, она должна
была стать "регистрацией и законодательным закреплением этих завоеваний,
которые уже добыты и обеспечены". К лету 1936 г. был подготовлен проект
Конституции, опубликованный для всенародного обсуждения, а 5 декабря
1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию.
Новый основной закон создавал необходимые условия для перехода от
диктатуры коммунистической партии к подлинной народной демократии.
Считается, что Сталин при создании новой конституции преследовал сразу
несколько целей. Прежде всего, новая Конституция предназначалась для
внешнего пользования. Перед лицом надвигающейся военной угрозы со
стороны Германии руководство СССР не исключало возможности обращения
за поддержкой к западным демократиям. Для этого нужно было изменить
сложившиеся на Западе негативные представления о СССР, отвлечь внимание
мирового общественного мнения от массового террора. Признание основных
демократических прав личности, создание демократических политических

институтов должны были создать в мире иллюзию эволюции советской
системы в направлении западных конституционных демократий. С помощью
нового закона руководители Советского Союза рассчитывали поднять на
новую ступень общественный энтузиазм, заручиться поддержкой народа на
продолжение проводимого партией социалистического курса. Также с
принятием новой Конституции руководство рассчитывало снять
накопившуюся за годы насильственной коллективизации социальную
напряжённость. Чтобы предотвратить социальный взрыв, стране нужна была
передышка, вылившаяся в принятие новой Конституции. (6)
Конституция РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую
Советскую Федеративную Социалистическую Республику.
Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет РСФСР,
высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет Народных
Комиссаров РСФСР. Ограничения и неравенство в избирательных правах
ликвидировались. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное
голосование.
6.А.И.Никитин «Блеск и нищета основного закона». Журнал «Загадки
истории» №33.
­ 7 ­
В отличие от предыдущей Конституции 1924 года, где не было ни слова о
правах человека, здесь гарантировалась свобода совести, слова и печати,
митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и тайна переписки.
Все судебные заседания должны были быть открытыми.
Сталинская конституция закрепила за колхозами в бесплатное и бессрочное
пользование землю, заложила главные принципы социализма: "Кто не

работает, тот не ест" и "От каждого по его способности ­ каждому по его
труду".
С момента принятия Конституции 5 декабря стал выходным праздничным
днем. Таким он останется на протяжении 40 лет до принятия Конституции
1977 года.
Хотя там были некоторые основы, некоторые идеи, опираясь на которые,
скажем, правозащитники могли выйти на площадь с плакатом "Соблюдайте
хотя бы эту свою Конституцию!" Но инструмента для ее соблюдения не было.
Она была чистой декларацией, потому что ни одна ее норма напрямую не
могла действовать. Писатель А. Солженицын отмечал, что Сталинская
Конституция не выполнялась ни одного дня. В политической сфере так оно и
было. Для этого нужны были законы, подзаконные акты, инструкции. Была
масса благих пожеланий, которые просто не могли реализоваться. Скажем,
было записано право граждан на жалобу на административные органы в суды.
Много лет эта норма не действовала, потому что закона не было. Никто

никаких жалоб не принимал на основании прямой нормы Конституции. Никто,
потому что не было закона.
Впрочем, социальные гарантии от государства граждане СССР получили в
максимальном объёме.
Конституция РСФСР 1936 года закрепила
Таким образом,
административно­территориальное деление республики.
Каждая
автономная республика имела свою конституцию, учитывавшую ее
особенности и соответствующую Конституциям РСФСР и СССР – это
положение стало основой не только для Конституции 1977 года, но и
современной Конституции Российской Федерации.
Конституция РСФСР 1978 года: основные положения и причины ее
изменения
За 40 лет после принятия предыдущей конституции во всем обществе
произошли глубокие перемены, что их стало необходимо обобщить в новом
Основном законе страны. Конституция РСФСР 1978 года Введена в действие
с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке.
Принята из­за смены общесоюзной «сталинской» конституции на
«брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии
Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.
Отличительной чертой конституции 1977 года является наличие вводной
части закона, в которой дается характеристика основных этапов истории
­ 8 ­
Статья 1 гласит, что СССР есть
Прежние конституции
открывается характеристикой Советского
социалистическое
характеризовали
Советского государства.
Конституция состоит из крупных разделов,
посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме
соотношения государства и личности, национально­государственному
устройству.
Конституция состояла из девяти разделов.
Первая глава конституции
государства.
общенародное государство.
советское государство как государство рабочих и крестьян. (7)
Советским представительным органам посвящены почти целиком три раздела
конституции. (4­6). Особую роль в государственной жизни играет
Коммунистическая партия советского союза­ руководящая и направляющая
сила советского общества, ядро его политической системы. (7)
Во втором разделе конституции «Государство и личность» провозглашаются
права и свободы граждан. Основой всех прав граждан является право на труд,
то есть право на получение гарантированной работы с оплатой в соответствии
с количеством и качеством труда. Впервые были закреплены права на охрану
здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества.

базирующегося
В качестве цели указывалось на построение «бесклассового
коммунистического общества»,
на общественном
самоуправлении.
Основой экономической системы признавалась
социалистическая собственность на средства производства, основой
политической системы - Советы.
Новая конституция не только закрепляет права и свободы, известные по
прежним конституциям, но и расширяет гарантии этих прав. Право на
образование обеспечивается осуществлением всеобщего обязательного
среднего образования, в то время как прежняя Конституция гарантировала
лишь всеобщее начальное образование.
Конституция вводит новый принцип, допуская возможность обжалования в
суде незаконных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Она устанавливает право граждан на возмещение ущерба, причиненного
незаконными действиями государственных и общественных органов. Еще
шире рассматривается вопрос о суде. В статье 163 устанавливается, что
правосудие осуществляется только судом.
Можно сделать вывод, что конституция 1978 года провозглашала начало
превращения государства «диктатуры пролетариата» в «общенародное
социалистическое государство», но реальную власть оставляла в руках
партийно­советской номенклатуры. Конституция формально расширила
демократические права и свободы, укрепила суверенитет союзных республик
за счет перераспределения части полномочий из союзного центра. Но четкого
механизма гарантий прав и свобод конституционные статьи не содержали.
На практике они являлись лишь декларациями. Конституция РСФСР 1978
7. Конституция РСФСР от 12.04.1978 года, ст.1, ст. 6
обновилась согласно требованиям Конституции СССР. (8)
­ 9 ­
Конституция 1993 года
Конституция 1993 года: особенности нового этапа развития российского
В апреле 1993 года был известный всероссийский референдум, который
состоялся по инициативе президента Ельцина, ­ о доверии президенту,
политике правительства, о доверии парламенту ­ Верховному совету. После
этого образовался какой­то политический тупик. Референдум стали
толковать и так и сяк. И тогда возникла идея Конституционного совещания.
По указу Президента с начала мая 1993 года до начала июля проект
Конституции в основе своей был уже подготовлен. Он разрабатывался на
основе пактов о правах человека, начиная с ООН 1948 года.
На фоне разработки новой Конституции России к осени 1993 года после указа
Ельцина о роспуске Верховного Совета в России разразился кризис
власти.
обладающий неограниченными
полномочиями, мог принять к рассмотрению любые вопросы, в том числе и те
что, находились в непосредственном ведении Президента. С учетом поправок
1989­1992 годов конституция совершенно преобразилась. Из официального
Съезд народных депутатов,

названия страны и республик в составе РФ были исключены определения
"советская" и "социалистическая". Бывшие автономные республики и ряд
автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ.
Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и
Санкт­Петербурга. Изменилась государственная символика России. Теперь в
Конституции подтверждалась полная международная самостоятельность
России, ее внешней и оборонной политики. В обновленном варианте
конституция фактически закрепляла отказ от единовластия компартии. Были
узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм
собственности, в том числе частной. Были учреждены институты Президента,
и 30 октября 1991 года ­ Конституционный суд РФ.
Идея создать Конституционный суд, наверное, витала в воздухе, потому что
теория уже давно считала, что разделение властей до конца никогда не может
быть осуществлено, если судебная власть не уравновешивает законодательную
власть, не проверяет ее акты на соответствие Конституции. До 1991 года в
России и бывшем СССР эта идея никогда не получала должного развития.
Считалось, что контроль содержания законов ­ это функция парламента. И
поэтому в СССР уже в последние годы, в 1989 году, был создан
парламентский орган конституционного надзора,
который давал
рекомендации законодателю о том, что какие­то акты, принимаемые им, не
соответствуют Конституции. Для законодателя эти акты, если это касалось
проектов законов, не имели обязательного значения.
Комитет конституционного надзора не являлся судебным органом.
В сентябре 1993 года поздним вечером состоялось заседание, на котором
8. Ю.С.Кукшкин, О.И.Чистяков «Очерк по истории
Конституций».
Советских
­ 10 ­
присутствовали представители всех органов власти.
Это ночное сентябрьское заседание 1993 года было тяжелым и трагическим.
Этому, наверное, способствовало ненужное в то время полномочие суда
самому выбирать вопросы для собственного рассмотрения и проявлять
инициативу. Момент был политически острый, и суду как раз не нужно было
именно по этому политическому моменту выступать, но по инициативе
тогдашнего председателя собрались, сразу после того, как был обнародован
указ президента о конституционной реформе, очень долго и яростно спорили.
Большинство голосов было вынесено с заключением, что этот указ не
соответствует Конституции. Но надо сказать, что он так и остался в своей
только резолютивной части, потому что потом мы не смогли, по крайней мере,
большинством суда сформулировать мотивировку этого решения. В истории
это осталось. Потом практически все судьи участвовали в конституционном
совещании по разработке новой Конституции 1993 года и
новым законом о конституционном суде, который вобрал в себя уже
предыдущую практику за два года нашей деятельности.

После октябрьских событий 1993 года стало понятно всем, что России нужна
новая конституция.
12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне
действующая Конституция Российской Федерации.
19 сентября 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал указ, в
соответствии с которым 12 декабря объявлялся государственным
праздником.
Ныне действующая Конституция ­ пятая в истории России, но первая,
принятая всенародным голосованием.
После распада СССР и превращения России в независимое государство во
главе с всенародно избранным президентом в Конституцию России вносились
изменения, повышавшие роль, как главы исполнительной власти (президента),
так и Съезда народных депутатов – к которому переходила высшая
государственная власть. В результате текст Конституции России содержал
противоречивые положения о системе высшей государственной власти, что
привело к конституционному кризису в сентябре­октябре 1993. Кризис
разрешился в пользу президента РСФСР. Съезд народных депутатов и
Верховный Совет РСФСР были распущены.
Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от
социалистической модели общественного развития, монопольного положения
КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции
разделения властей.
Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены
определения “советская”, “социалистическая”, что означало признание
несостоятельности социалистической модели развития. Страна
стала называться Россией ­ Российской Федерацией. Были узаконены
политический плюрализм,
множественность и равноправие форм
собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения
­ 11 ­
властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были
учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились
права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В
Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и
гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.
Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие
автономные республики и ряд автономных округов и областей добились
статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов
федерального значения Москвы и Санкт­Петербурга.
Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная
международная самостоятельность России, её внешней и оборонной политики.
Новая конституция наделила президента РФ широкими полномочиями,
подчинила ему главу исполнительной власти – председателя правительства.

Президент получал право роспуска законодательных палат Федерального
собрания (Государственной думы и Совета Федерации), назначения высших
судей верховных судебных коллегий.
Согласно Конституции 1993, Россия – демократические федеративное
правовое государство с республиканской формой правления.(9) Российская
Федерация имеет президентскую форму правления. Президент – гарант
конституции, декларируемых гражданских, политических, экономических и
социальных прав и свобод россиян. (10) Конституция закрепляет равенство
прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям.(11) Согласно Конституции,
высшим
представительным, законодательным органом Российской Федерации
является парламент Российской Федерации – федеральное собрание,
состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.(12)
Конституция устанавливает порядок осуществления правосудия в России,
независимость суда, несменяемость и независимость судей, открытость
разбирательства дел в судах. (13)
Конституция закрепляет демократические основы управления на местном
уровне путем предоставления населению права самостоятельно решать
вопросы местного значения. С принятием конституции Российской Федерации
1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи
принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл
заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в
России.
Конституция РФ 1993 года ­ первая в истории страны полноценная
Конституция, признающая сохранность основных прав и свобод человека и
предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее
9.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года, сноска 9 ­ ст.1,
сноска 10 – ст.80, сноски 11 – ст.19, 12 – ст. 94­95, 13 – ст.120­121
­ 12 ­
правовой характер. Главная проблема ­ реализовать этот потенциал,
обеспечив эффективное применение Конституции в контексте развития
России, ее государственной и общественной жизни.
Конституция является фундаментом системы права, главным фактором,
базой для систематизации законодательства. На основе Конституции
Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется
упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от
устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на
базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования
демократического правового государства, упрочения режима законности и
правопорядка. Конституция Российской Федерации ­ бесспорная и
единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и

общественного строя, это соглашение между всеми социальными группами о
всеобщих правилах жизни общества. Она явилась необходимым этапом в
развитии правовой системы РФ.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что на изменение конституции
влияют многие факторы:
­ интересы различных социальных групп;
­преобразование формы правления или государственного устройства;
­господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на
государство и др.
Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких­либо
масштабных событий общественно­политического характера: революции,
завоевание независимости, распада государства, образование нового
государственного единства, изменение формы правления и политического
режима.
Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает
его новым содержанием. Конституция для России сегодня значит очень много.
В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение
обновляемой государственности, а в известных пределах и свою
национальную идею. Разумеется, Конституция ­ это не собрание политических
программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением,
отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт
со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции
отведено ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и
принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики,
политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем
успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к
национальной идее, точнее и полнее выражает ее
установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей,
игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной
идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со
стороны общества. (14)
­ 13 ­
Таким образом, можно сказать, что в жизнедеятельности современного
общества особое место принадлежит именно Конституции. Ее содержание и
сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует
важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и
государством,
принципы
организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на
котором зиждется правовая и политическая система.
Постепенное историческое развитие конституции привело российское
государство к ныне действующей Конституции Российской Федерации,
закрепляет основы общественного строя,

принятой всенародным голосованием (что тоже является немаловажным
фактом) 12 декабря 1993 года. Вопрос о целесообразности ее принятия, о
достоинствах и недостатках приведенных в ней норм остается спорным даже
сейчас. Однако можно сказать, что бесспорным преимуществом является то,
что существующий общественный строй был объявлен конституционным, а
сама Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив
достаточно сложный механизм внесения поправок. Судить же о реальных
последствиях ее принятия и действия, по признанию большинства
специалистов и правоведов, можно будет лишь по прошествии нескольких
десятилетий, которые должны показать, насколько новая Конституция
сможет стать реально работающим основным законом страны. Говоря о
значении Конституции, я хочу согласиться со словами журналиста Л.
Корнешова, который писал «Для меня важно, что нынешняя Конституция
обращена всеми своими статьями к личности, к человеку, к гражданину. В ней
нет и намёка на верховенство одних и даже косвенную подчинённость других.
В ней чёрным по белому записано признание идеологического многообразия,
многопартийности, равенства перед законом общественных организаций…»
14.Миронов О.О. «Конституция не может быть неизменной». Государство и
право № 4, 1998.
­ 14 ­
Список использованной литературы:
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. ­М.: Айрис­
Пресс, 2003.
2.Исаев И.А. История государства и права России: учебник. 3­е изд. перераб.
и доп. М.: Юрист.­2007.
3.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. -
М.: Проспект, 2006.

4.Коституционное право России: курс лекций /С.И.Некрасов, Ю.Л.
Шульженко, А.Н. Лебедев (и др.); отв. Ред. Ю.Л. Шульженко.­ М.: ТК Велби,
изд­во Проспект, 2008.­ 480 с.
5.Кукшкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк по истории Советских Конституций.­
2­е изд., доп.­ М.: Политиздат. 1987.
6.Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917­1991 гг.­
М.: Зерцало, 1997
7.Конституция РСФСР от 12.04.1978 года,
8.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года,
9.Журнал «Загадки истории»» № 33, 2013 год
10.Миронов О.О. «Конституция не может быть неизменной». Государство и
право № 4, 1998.
11. Интернет http://news­zakon.com.

Депутат Госдумы Евгений Федоров организовал рабочую группу, которая в данный момент занимается сбором различных предложений и проектов по редактированию Конституции страны.

По утверждениям экспертов, действующая Конституция 1993-го года уже не позволяет России найти решения для ряда ключевых проблем и, более того, серьезно ограничивает развитие страны. Поэтому специалисты указывают на тот факт, что в настоящий момент назрела необходимость, как минимум, внесения существенных изменений в Конституцию, как максимум - принятия принципиально нового документа.

Дело в том, что многие вопросы в России не решаются в качественном плане в силу конституционных ограничений для решения этих проблем. Например, предусмотренная конституцией независимость Центрального банка и его отказ от поддержки национальной экономики - в отличие от Центральных банков других стран - приводит к очень большим потерям российского бюджета и экономики, - пояснил Life News единоросс Федоров.

При этом парламентарий подчеркнул, что это лишь один из многих примеров тех проблем, которые остаются нерешенными из-за несовременности конституции.

Есть, конечно, и более глобальные проблемы, например, действующая сейчас Конституция не предусматривает стратегического управления страной. Да и сама политическая система, политические понятия, закрепленные в этом законе, противоречат историческим и культурным особенностям страны, - уверен Федоров.

В данный момент на рассмотрении группы, в состав которой, помимо парламентариев, вошли социологи, политологи, юристы и прочие эксперты, представлен один полный проект новой Конституции России. Его автором стал Степан Сулакшин, генеральный директор Центра проблемного анализа и депутат первых двух созывов нижней палаты парламента.

Новый документ состоит из 240 статей, в то время как действующая Конституция содержит "всего" 137 пунктов. Изменениям в новой версии Главного закона подвергнутся почти все статьи: так или иначе понятия, сдержащиеся в них, будут уточнены и проработаны более подробно, чтобы не носить, как подчеркивает Сулакшин, "сугубо декларативную функцию".

При этом Федоров подчеркивает, что, хотя он готов рассмотреть Конституцию Сулакшина, как наиболее систематизированное из представленных предложений, скорее всего, ее текст будет существенно изменен.

После просмотра всех предложений и изменений, в том числе, после исследования Конституции Сулакшина, мы вместе с экспертами напишем один проработанный до мелочей документ, но это долгая работа, - рассказал Life News Федоров.

По его словам, новый Главный закон страны может быть принят уже в ближайшие 3-4 года послеактивной

Работы по его разработке, к которому в скором времени подключатся и остальные депутаты Госдумы.

Интересно, что один из самых известных оппозиционеров, депутат от фракции "Справедливая Россия" Дмитрий Гудков, в принципе, поддержал инициативу единоросса, хотя и с некоторыми оговорками.

Конституцию нужно менять, но количество страниц не является показателем качества, потому что можно внести поправки, которые наделят президента дополнительными полномочиями в ущерб парламенту или судебной системе, - считает Гудков-младший. - Я бы предложил переписать Конституцию, существенно ограничив полномочия президента, передав большую их часть в парламент. Я сторонник парламентской республики, но нужно прописать хотя бы смешанную модель.

В целом все предложения эсера по изменению Конституции связаны с наделением парламента большим количеством функций и с изменением порядка выбора представителей власти и госчиновников.

Нам нужна конституция с четко прописанным механизмом разделения властей: независимую судебную, сильную парламентскую. И вообще необходимо прописать модель парламентской демократии в нашей стране. Однозначно сократить сроки полномочий и парламента, и президента: сделать как было, по 4 года, - продолжает рассуждать справедливоросс. - Я бы частично прописал процедуру выборности судей. Добавил бы полномочий парламентариям, точнее более подробно бы их прописал, а то нынешние нормы трактуют как хотят.

В свою очередь, представители фракции КПРФ не удивились стремлению "Единой России" внести измнения в главный закон страны. Коммунисты, хотя и признают в тот факт, что действующая Конституция не идеальна, считают, что партия власти пытается изменить ее в угоду своим интересам.

В идеале

они вообще бы вернули 6-ю статью, в которой бы закрепили то, что именно "Единая Россия" является направляющей силой для государства, - считает зампредседателя комитета Госдумы по конституционному строительству Вадим Соловьев. - Действующая Конституция для нынешнего режима - кость в горле.

Коммунист уверен, что "Единая Россия" идет по пути изменения Главного закона страны, чтобы утвердить свою власть и для того, чтобы принимаемые этой партией ужесточающие законы не входили в противоречие с Конституцией.

Все законопроекты ЕР направлены на ужесточение: это и закон о митингах, и закон о клевете, и другие. И они действительно иногда противоречат Конституции, что недопустимо. Поэтому партия власти инициирует "ползучий конституционный переворот", - считает Соловьев.

В свою очередь, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов уверен, что конституция, как рамочный документ государства, должна быть краткой и понятной.

В ней не должны быть подробно прописаны статьи, потому что этим непосредственно занимаются «подконституционные» акты – уголовный, административный и другие кодексы, а также отдельные законопроекты, - пояснил свою позицию политолог. - Смысл конституции в том, что она должна быть базовой и очень простой, минимально изменяемой, она обеспечивает единое правовое поле.

Эксперт отметил, что конкретика в главном законе страны и так есть, в ней четко прописано количество субъектов РФ, функционал органов власти и другие основополагающие пункты.

Собирать политологов и экспертов, чтобы переделать конституцию, с учетом того, что действующий президент не стал ее изменять в свое время, это попытка укрепить позиции действующего депутата, - заявил Абзалов.

Есть один, роль и значение которого особенно важны. Иногда его называют Основным Законом, чаще – Конституцией.

Конституция – это Основной Закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан , герб, гимн и флаг государства, его столица и другие фундаментальные вопросы жизни страны.

Основным Законом конституция называется потому, что все остальные законы должны на нее ориентироваться, ей подчиняться, строго соответствовать ее нормам. Если закон противоречит конституции, он признается антиконституционным и должен быть отменен. Антиконституционным является также любое действующее вразрез с «духом и буквой» конституции. Конституцией занимается специальная отрасль права - конституционное право. Эта отрасль права, которое рассматривает отношения, регулируемые конституцией, и положение самой конституции, конституционных законов.

На пути к Конституции.

Первая в мире Конституция была принята в США в 1787 г. и просуществовала свыше 200 лет; вторая – во Франции в 1791 г. Характерно, что формирование первых в мире конституций было тесным образом связано с провозглашением деклараций прав человека и гражданина, которые по сути были конституционными актами.

В России отмечались многочисленные попытки создания и утверждения конституций, а затем их периодическая смена. Еще в 1825 г. участники декабрьского восстания (декабристы) готовили конституционные документы о замене монархического строя демократическим. Пользовалась популярностью и идея конституционной монархии.

В к. XIX в. в России появились такие элементы конституционализма, как земство и суды присяжных заседателей (реформы Александра II). В те же годы был создан первый в России законченный проект Конституции, подготовленный комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова. Однако, намерениям этим не суждено было сбыться. (убийство Александра II за несколько дней до подписания им указа о введении выборных представителей сословий)

Под воздействием революции 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», где «даровал» своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – государственной думы , избираемого на основе народного представительства.

Смена многих конституций в России связана со становлением советской власти после Октябрьской революции 1917 г. В июле 1918 г. была провозглашена Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической республики (РСФСР), основанная на принципах диктатуры пролетариата, передаче власти советам рабочих и крестьянских депутатов, национализации средств производства, построении социализма. В январе 1924 г. (после создания в 1922 г. Советского Союза) была принята Конституция Союза Советских Социалистических республик, сохранившая основные черты Конституции РСФСР.

Пытаясь предать советскому строю видимость не присущей ему демократии, коммунистические власти страны приняли в декабре 1936 г. внешне либеральную, демократическую «сталинскую» конституцию, провозгласив «в интересах трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», права и свободы, которые, однако, никогда не соблюдались.

Обновленная в 1977 г. «брежневская» конституция СССР немного расширяла гражданские права, но закрепляла роль Коммунистической партии как главной руководящей силы, не предусматривала прямого действия конституционных прав, не обеспечивала независимости судебной власти от государства.

Действующая ныне Конституция Российской Федерации была принята в результате всенародного референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. В референдуме приняли участие 54,8 % избирателей, большинство которых (58,4 %) высказались за принятие предложенного проекта. В отличие от предыдущих российских конституций, в ныне действующей, четко продекларированы принципы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, права регионов – субъектов Федерации; высшей ценностью признан человек, наделенный правами и свободами.

Трегубова И. К .

Зачем необходимо знать Конституцию?

Многие люди убеждены в том, что Конституция написана для юристов, органов государственной власти, судов разной инстанции, депутатов и других лиц, решающих судьбы страны, общества, рассматривающих конфликтные ситуации. Понимание того неоспоримого факта, что Конституция есть закон, узаконенные правила нашей жизни, существования каждой семьи, человека, личности, не дошло до сознания всех граждан России – одни все еще считают, что Конституция – это «парадная вывеска», политические лозунги, как это было во времена советской власти; другим содержание Конституции представляется сложным для восприятия, третьи просто ленятся читать и изучать Конституцию своей страны, находя более интересные занятия.

Молодежь должна (и даже обязана) знать Конституцию своей страны не только для сдачи экзаменов и зачетов, но и в целях культурного развития, усвоения гражданских прав и обязанностей, определения своих места и роли в обществе.

Знание Конституции страны необходимо ее гражданам, чтобы:

А) осознать свои права и свободы, предоставляемые Основным Законам;

Б) применять конституционно закрепленные права в собственных интересах и в интересах сограждан;

В) использовать реальные возможности правовой защиты своих интересов, гражданских прав и свобод.

Вопросы викторины:

«Конституция России»

1.Что такое Конституция?

2.Почему Конституцию называют Основным Законом страны?

3.Где и когда была принята 1-ая Конституция в мире?

4.Когда была принята 1-ая Конституция в нашей стране?

5.Почему так часто менялись Конституции в советское время?

6.Когда была принята ныне действующая Конституция?

7.Что называет Конституция высшей ценностью в России?

8.Какие права и свободы гарантирует гражданам нашей страны Конституция?

9.На основе какого принципа функционирует государственная власть в России?

10.Перечислите, какие органы осуществляют государственную власть в стране.

11.Какова форма государственного устройства нашей страны?

12.Перечислите государственные символы страны.

13.Зачем надо знать Конституцию своей страны?

  • Закон о митингах

    В июне 2012 года, вскоре после событий на Болотной площади, в России ужесточили наказания за нарушения на митингах. В СПЧ «закон 6 мая» раскритиковали. «Главный порок закона состоит в том, что он по сути предполагает криминализацию процедуры использования базового конституционного права — права собираться мирно», — сказано в заключении совета.

    Закон о гостайне

    14 ноября 2012 года внесли изменения в закон о госизмене и шпионаже. Теперь уголовному преследованию можно подвергнуть за любую помощь иностранному государству или организации, если их деятельность «направлена против России». Согласно новому закону, запрещено разглашать сведения, полученные во время работы, учебы и других занятий. Первым случаем, когда закон о госизмене применили в расширенной редакции, стала история с многодетной матерью Светланой Давыдовой, которая позвонила в украинское посольство, чтобы рассказать о «командировке» на Украину солдат из военной части рядом с ее домом.

    «Закон Димы Яковлева»

    В декабре 2012 года гражданам США российских детей. В Совете по правам человека заключили , что этот закон противоречит Конституции России и ее международным договорам и «имеет дефекты законодательной техники». Например, его обсуждали четыре дня вместо положенных полутора месяцев. Тем не менее 1 января 2013 года «закон Димы Яковлева» вступил в силу и действует до сих пор.

    Закон об НКО

    21 ноября 2012 года вступил в силу закон об «иностранных агентах». «Считаю, что законопроект антиконституционен и должен быть отклонен. У нас не должно быть граждан второго сорта, какими неизбежно станут члены организаций, признанных иностранными агентами», — говорится в экспертном заключении СПЧ по этому закону.

    Закон о прокуратуре

    Закон «О прокуратуре» , по мнению многих экспертов, противоречит Конституции. В нем не сказано ни о временных ограничениях, ни о сроках исполнения требований прокуратуры при проверках НКО. В феврале Конституционный суд признал , что такое положение вещей противоречит Конституции, и призвал устранить противоречия в законе.

    Я не страдаю так называемым конституционным идиотизмом — Конституция работает не сама по себе, а только тогда, когда в обществе есть силы, заинтересованные в ее реализации. Силы, которые готовы защищать демократические и правовые основы Конституции, подавлены и рассеяны, они не активны. При таком соотношении сил получается, что власти действуют как бы по Конституции, но фактически усиливают репрессивное государство.

    В нашей Конституции хорошие первая и вторая главы, где говорится об основах конституционного строя и о правах и свободах граждан. А в главах, описывающих структуру государственной власти, явно допущен перебор в пользу президентской и исполнительной власти, особенно президентской. Расширение полномочий президента у нас происходило таким образом, что оно как бы соответствовало Конституции, но оно вышло за ее рамки.

    Интересно, что первая поправка, которую у нас приняли в 2008 году, была связана со сроком полномочий президента — его увеличили до шести лет. То есть полномочия единственного субъекта, который находится над законом и фактически вне закона, увеличили, а право граждан решать, кто будет этим субъектом, ограничили. А в США, например, первая поправка была связана со свободой: это было положение о том, что Конгресс не должен издавать законы, ограничивающие права граждан.

    Думаю, в российскую Конституцию следовало бы внести некоторые поправки, но не в нынешней ситуации, когда все контролируется исполнительной и президентской властью. В таких условиях заниматься поправками — значит, открывать ящик Пандоры. Те поправки, которые могут в ближайшее время внести, только ухудшат текст Конституции — разворачивается наступление на приоритет международного права, который зафиксирован в 15-й статье, ставится под вопрос светский характер государства и отделение от него церкви. Возможен отказ от статьи, которая запрещает единую государственную идеологию. Лучше уж совсем не трогать текст Конституции.

    Наталья Богданова, доктор юридических наук, специалист по конституционному праву:

    Конституции должны быть устойчивыми, их нельзя часто менять. Это общие положения и принципы, которые дальше развиваются в законодательстве — вот его менять можно. Конечно, в любом акте есть недостатки и недоговоренности, но с ними можно разобраться через решение Конституционного суда, чья задача — разъяснять смысл Конституции.

    Но если пересматривать полностью ее не стоит, то улучшать можно. Например, можно было больше развернуть Конституцию к гражданам — расширить блок, связанный с гражданским обществом, усилить и ответственность самих граждан за то, что делает государство. Есть интересные новые конституции, которые тут можно было бы привести в пример — например, швейцарская и финляндская. Но заниматься этим можно, когда нет других проблем, а не в такой ситуации, как сейчас.

    За время существования нашей Конституции в нее внесли несколько поправок, но я думаю, что без них наше государство могло бы спокойно существовать. Вот, например, дали президенту право предлагать свои кандидатуры в состав Совета Федерации. Но нет ни одного человека, которого предложил бы туда президент. То есть это неактуально, и непонятно, зачем это надо было придумывать.

    По сравнению с Европой Конституция в России довольно жесткая, но ее так и замышляли. Ее очень трудно изменить: например, у нас не продуман механизм, чтобы менять ее главные части — первую (основы конституционного строя), вторую (права и свободы человека и гражданина) и девятую (конституционные поправки и пересмотр Конституции). По правилам, для этого надо созвать конституционное собрание, но что это и как его собирать — эти вопросы не урегулированы. На мой взгляд, это не совсем правильно: получается, что законодатель не реализует предписание — федеральный закон о конституционном собрании должен функционировать в правовой системе, чтобы им можно было воспользоваться, если нужно.