Аттестация аварийно спасательных формирований и служб. © Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области Какие документы выдаются спасателю после прохождения аттестации

Для оценки уровня готовности поисково-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей к работе в условиях ЧС в Российской Федерации введена их аттестация, которая проводится в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.11.1997 г., №1479.

Правительство Российской Федерации
Постановление

Об аттестации аварийно-спасательных служб,

Во исполнение Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.

2. Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, образованной постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г., №507 утвердить квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, а также единые образцы свидетельства на право ведения аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями определенных видов аварийно-спасательных работ, удостоверения спасателя и жетона спасателя.

Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утвердить положение о книжке спасателя.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации образовать аттестационные комиссии для проведения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных в соответствующих субъектах, и спасателей.

Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований и спасателей

1. Аттестации подлежат профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования, общественные аварийно-спасательные формирования, далее именуются - аварийно-спасательные службы (формирования) и спасатели.

2. Аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач.

В ходе аттестации обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка работников органов управления и спасателей аварийно-спасательных служб (формирований), их оснащенность аварийно-спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно-спасательных работ.

3. При аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей устанавливаются единые для всей Российской Федерации квалификационные требования, утвержденные Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, далее именуется Межведомственная комиссия.

4. Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующей аттестационной комиссии по результатам медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке и после обучения по программам подготовки спасателей.

5. Аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) выдаются свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ, а спасателям - удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.

6. Указанные свидетельства и удостоверения спасателя действительны на всей территории Российской Федерации.

7. Аварийно-спасательные службы (формирования) и спасатели подлежат первичной, периодической и внеочередной аттестации.

Первичной аттестации подлежат вновь создаваемые аварийно-спасательные службы (формирования), а также граждане, решившие стать спасателями.

Периодическая аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей проводится по истечении срока их аттестации, но не реже одного раза в три года.

Внеочередная аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей проводится в случае изменения вида выполняемой ими аварийно-спасательной работы.

8. Организация работы по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей возлагается на Межведомственную комиссию, аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, имеющие аварийно-спасательные службы (формирования), и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют свою работу в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Межведомственной комиссией.

9. Координация работы по проведению аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей осуществляется Межведомственной комиссией.

Аттестация аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей МЧС России проводится в соответствии с квалификационными требованиями и методическими рекомендациями, утвержденными на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и общеобразовательных учреждений по их подготовке 18.12.1997 г., протокол №4.

Квалификационные требования и методические рекомендации
по проведению аттестации аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований и спасателей

Общие положения

Правовое регулирование в области проведения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, переподготовке и повышению квалификации осуществляется и соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», другими законодательными актами Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Цели и задачи аттестации

Аттестация аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, и образовательных учреждений по их подготовке, переподготовке и повышению квалификации проводится с целью определения их профессиональной готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и проведению работ по их ликвидации.

Основные задачи аттестации:

  • проверка степени готовности и возможности привлечения аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях:
  • проверка уровня знаний, профессиональной выучки, первоначальной противопожарной и медицинской подготовки, физической, психологической, моральной готовности и состояния здоровья спасателей;
  • проверка оснащенности техникой, имуществом и снаряжением аттестуемых для решения ими задач по предназначению;
  • проверка возможности и способности образовательных учреждений качественно решать задачи подготовки спасателей.

Аттестации подлежат:

  • профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на постоянной штатной основе, входящие в состав сил постоянной готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (РСЧС);
  • нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования;
  • спасатели, входящие в состав профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных общественных аварийно-спасательных формирований, а также не входящие в состав аварийно-спасательных формирований;
  • образовательные учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей.

Для проведения аттестации на федеральном, региональном и территориальном уровнях РСЧС создаются постоянно действующие межведомственная, ведомственные, региональные и территориальные аттестационные комиссии.

Межведомственная аттестационная комиссия

Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и общеобразовательных учреждений по их подготовке на территории Российской Федерации (далее - Межведомственная аттестационная комиссия) создается с целью координации деятельности ведомственных, региональных и территориальных аттестационных комиссий по обеспечению единой государственной политики в области аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, переподготовке и повышению квалификации, а также проведения аттестации на основе квалификационных требований.

В состав Межведомственной аттестационной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в структуре которых имеются аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, а также федеральных органов надзора за безопасным ведением работ в промышленности.

Председателем Межведомственной аттестационной комиссии является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, заместителями Председателя Межведомственной аттестационной комиссии - заместители Министра по должности.

На Межведомственную аттестационную комиссию возлагается:

а) проведение аттестации на основе квалификационных требований:

  • спасателей, представляемых на присвоение классной квалификации «Спасатель международного класса»;
  • профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований постоянной готовности федерального уровня, действующих на всей территории Российской Федерации, а также за рубежом, и их руководящего состава;

б) проведение экспертиз в интересах аттестации;

в) координация и контроль деятельности центральных ведомственных, региональных и территориальных комиссий по аттестации должностных лиц и формирований, входящих в РСЧС;

г) утверждение в пределах своей компетенции федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и программ подготовки спасателей;

д) выработка предложений по вопросам правового, научно-методического, информационного, технического обеспечения и улучшения социальной защиты аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.

Межведомственная аттестационная комиссия имеет право:

  • принимать в пределах своей компетенции решения, необходимые для организации и осуществления аттестации, а в случаях, когда она связана с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, делегировать полномочия центральным ведомственным аттестационным комиссиям;
  • рассматривать и утверждать программы подготовки спасателей;
  • запрашивать и получать информацию, необходимую для выполнения стоящих перед Межведомственной аттестационной комиссией задач, от министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, функционально занимающихся аварийно-спасательными и другими неотложными работами;
  • входить с предложениями в федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации по вопросам совершенствования аттестационной системы, повышения функциональной готовности к действиям аварийно-спасательных формирований и спасателей, их технического оснащения и профессиональной подготовки;
  • по согласованию с руководителями соответствующих организаций проверять готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации должностных лиц, участвующих в аварийно-спасательных и других неотложных работах, аварийно-спасательных формирований, а также образовательные учреждения, реализующие программы в интересах РСЧС независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Члены Межведомственной аттестационной комиссии имеют право:

  • проверять работу ведомственных, региональных и территориальных аттестационных комиссий по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, переподготовке и повышению квалификации на всей территории Российской Федерации;
  • по согласованию с руководителями соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации проверять готовность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей к реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и проведению работ по их ликвидации;
  • беспрепятственного допуска в места постоянной дислокации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей. Допуск на закрытые объекты и к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством порядке.

Членам Межведомственной аттестационной комиссии выдается удостоверение установленного образца.

При Межведомственной аттестационной комиссии может создаваться экспертная группа из числа ученых и специалистов министерств, ведомств и организаций Российской Федерации. Деятельность экспертной группы регламентируется Межведомственной аттестационной комиссией.

Ведомственные аттестационные комиссии

В федеральных органах исполнительной власти и организациях Российской Федерации, в структуре которых имеются аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, создаются

ведомственные аттестационные комиссии: центральные ведомственные и при необходимости, отраслевые, региональные, территориальные и объектовые ведомственные аттестационные комиссии.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых создаются аттестационные комиссии, может быть изменен или дополнен решением Межведомственной аттестационной комиссии.

Ведомственные аттестационные комиссии осуществляют аттестацию:

  • ведомственных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
  • нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований (по профилю ведомства);
  • спасателей профессиональных, нештатных и общественных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (по профилю ведомства);
  • образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей (по профилю ведомства).

Председателем центральной ведомственной аттестационной комиссии является руководитель федерального органа исполнительной власти или его заместитель. Составы центральных, ведомственных аттестационных комиссий утверждаются Межведомственной аттестационной комиссией по представлению федеральных органов исполнительной власти.

Центральные ведомственные аттестационные комиссии определяют задачи и функции отраслевых, региональных, территориальных и объектовых ведомственных аттестационных комиссий, а также порядок аттестации ведомственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей с учетом ведомственных нормативных документов, с последующей их регистрацией.

Составы отраслевых, региональных, территориальных и объектовых ведомственных аттестационных комиссий утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти по представлению центральной ведомственной аттестационной комиссии.

Региональные аттестационные комиссии

Региональные аттестационные комиссии создаются при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее региональные центры). Председателем региональной аттестационной комиссии является начальник регионального центра. Составы региональных аттестационных комиссий утверждаются Межведомственной аттестационной комиссией по представлению начальников региональных центров.

Региональные аттестационные комиссии проводят аттестацию:

  • профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований регионального уровня;
  • спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных, общественных аварийно-спасательных формирований, а также не входящих в состав аварийно-спасательных формирований;
  • образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей;
  • нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований регионального уровня.

Региональные аттестационные комиссии координируют и контролируют деятельность территориальных аттестационных комиссий региона, оказывают им помощь в организации проведения аттестаций и взаимодействуют с ведомственными аттестационными комиссиями.

Региональные аттестационные комиссии ведут учет аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, переподготовке и повышению квалификации на территории региона и организуют учет и порядок выдачи аттестационных документов.

Территориальные аттестационные комиссии

Территориальные аттестационные комиссии создаются при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Составы территориальных аттестационных комиссий согласовываются с соответствующим региональным центром и утверждаются Межведомственной аттестационной комиссией по представлению начальника регионального центра.

Территориальные аттестационные комиссии проводят аттестацию:

  • профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований территориального уровня;
  • нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований территориального уровня,
  • спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных, общественных аварийно-спасательных формирований территориального уровня, а также не входящих в состав аварийно-спасательных формирований;
  • образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей.

Центральные, ведомственные, региональные, территориальные аттестационные комиссии разрабатывают положения об аттестации и согласовывают их с Межведомственной аттестационной комиссией.

Организационные основы проведения аттестации

Аттестация проводится по планам и графикам, разрабатываемым соответствующими аттестационными комиссиями на очередной год.

Аттестация проводится аттестационной комиссией на основании материалов, представляемых учредителями и руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Допускается совместное проведение аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей ведомственными, региональными и территориальными аттестационными комиссиями. Оформление документов в этом случае возлагается на аттестационную комиссию, в ведении которой находится аварийно-спасательная служба, аварийно-спасательное формирование, спасатель.

На основании рассмотренных материалов и проведенной проверки аттестационная комиссия составляет акт аттестации, с которым знакомит учредителей и руководителя аварийно-спасительной службы, аварийно-спасательного формирования.

Акт утверждается председателем соответствующей аттестационной комиссии, с заключением о возможностях аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования выполнять возложенные на них функции по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.

Аттестация спасателей проводится аттестационной комиссией и оформляется протоколом.

Решение аттестационной комиссии считается действительным, если на заседании присутствует не менее двух третьих ее членов. Результаты аттестации вносятся в журнал регистрации (реестр) аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей соответствующих аттестационных комиссий.

Итоги аттестации доводятся до соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководства обслуживаемого объекта, надзорных органов и вышестоящей аттестационной комиссии.

Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования и спасатели подлежат первичной, периодической и внеочередной аттестации.

Первичной аттестации подлежат вновь создаваемые аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, а также граждане, решившие стать спасателями. Первичная аттестация спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований проводится при утверждении спасателей в должности.

Спасатели проходят обязательное обучение по утвержденным Межведомственной аттестационной комиссией программам первоначальной медицинской, противопожарной и психологической подготовки при образовательных учреждениях по подготовке, переподготовке и повышению квалификации спасателей, в том числе ведомственных.

Периодическая аттестация проводится по истечении срока аттестации и при повышении (подтверждении) классности, но не реже 1 раза в 3 года.

Внеочередная аттестация проводится в случае изменения вида выполняемой аварийно-спасательной службой, аварийно-спасательным формированием, спасателем аварийно-спасательной работы, и также в случае выявленных в ходе проверки уполномоченными на то лицами или комиссиями, нарушений требований, предъявляемых к аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, спасателям.

По результатам аттестации аттестационными комиссиями выдаются:

  • аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям - свидетельства на право ведения определенных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
  • спасателям - удостоверения спасателя, книжки спасателя, жетоны установленного образца. Положение о книжке спасателя утверждает Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В случае отрицательных результатов аттестации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования они лишаются указанного свидетельства.

В случае отказа в аттестации спасателя аттестационной комиссией составляется протокол, в котором указываются причины отказа, изымается удостоверение спасателя и делается соответствующая запись в книжке спасателя.

Свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях и удостоверения спасателей действительны на всей территории Российской Федерации.

Не позднее месяца после принятия решения об аттестации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования территориальная аттестационная комиссия представляет на них анкету в МЧС России, в вышестоящую региональную аттестационную комиссию, а ведомственные, отраслевые, региональные, территориальные и объектовые аттестационные комиссии - в центральные ведомственные аттестационные комиссии.

Региональные и центральные ведомственные аттестационные комиссии ежегодно к 1 декабря представляют анкеты МЧС России, заверенные председателем аттестационной комиссии, в Межведомственную аттестационную комиссию.

Проверки аттестационной работы в аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях проводятся аттестационными комиссиями в пределах своих полномочий или по указанию вышестоящей аттестационной комиссии и включаются в их планы работ. Планы работ аттестационных комиссий составляются на год. Результаты проверок аттестационной работы докладываются руководителям аварийно-спасательных формирований и являются обязательными для исполнения.

Деятельность образовательных учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации спасателей, в том числе их лицензирование и аттестация, проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области образования.

4. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. N 507 "О Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 2187);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5561).

Положение
о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, общественных аварийно-спасательных формирований (далее - аварийно-спасательные службы (формирования)), а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

2. Аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Граждане, приобретающие статус спасателя, и спасатели аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя и класса квалификации. При проведении аттестации гражданина, приобретающего статус спасателя, или спасателя определяется его соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к исполнению обязанностей спасателя, установленных законодательством Российской Федерации.

4. В отношении вновь созданной аварийно-спасательной службы (формирования) или гражданина, приобретающего статус спасателя, проводится первичная аттестация.

В отношении действующей аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя с периодичностью 1 раз в 3 года проводится периодическая аттестация, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, может проводиться внеочередная аттестация.

5. Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - аттестационные комиссии):

Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - Межведомственная аттестационная комиссия), образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти), образуемые этими органами;

аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии уполномоченных организаций), образуемые этими организациями;

аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.

6. Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), занимающиеся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у таких организаций собственных аварийно-спасательных служб (формирований), в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

7. Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

8. Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) Вооруженных Сил Российской Федерации и спасателей, входящих в их состав, проводится органами военного управления.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 8.1 с 11 мая 2018 г. - Постановление

8.1. Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований), входящих в их состав спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения горноспасательных работ проводится аттестационной комиссией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

9. Организация работы по проведению аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, возлагается на Межведомственную аттестационную комиссию, аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, аттестационные комиссии уполномоченных организаций и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, аттестационные комиссии уполномоченных организаций и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют свою работу в соответствии с методическими рекомендациями , утверждаемыми Межведомственной аттестационной комиссией.

10. Полномочия, права и обязанности аттестационных комиссий, требования, предъявляемые к порядку их формирования и составу, а также порядку принятия ими решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Координация работы по проведению аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией.

II. Порядок проведения аттестации аварийно-спасательных служб (формирований)

11. Вновь созданная аварийно-спасательная служба (формирование) допускается к первичной аттестации после укомплектования личным составом и оснащения аварийно-спасательными средствами в соответствии с требованиями, установленными пунктом 12 настоящего Положения.

Периодическая аттестация аварийно-спасательной службы (формирования) проводится 1 раз в 3 года.

Внеочередная аттестация аварийно-спасательной службы (формирования) проводится в случае реорганизации юридического лица - учредителя аварийно-спасательной службы (формирования), а также при изменении вида (видов) аварийно-спасательных работ, проводимых аварийно-спасательной службой (формированием), - по инициативе учредителя или руководителя аварийно-спасательной службы (формирования).

Внеочередная аттестация аварийно-спасательной службы (формирования) также может проводиться по инициативе органов контроля (надзора), осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку аварийно-спасательной службы (формирования), при выявлении в ходе проверки нарушения обязательных требований, предъявляемых при их аттестации.

12. Обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), являются:

а) наличие учредительных документов аварийно-спасательной службы (формирования) (устава (положения), приказа или иного документа о создании аварийно-спасательной службы (формирования));

б) соответствие состава и структуры аварийно-спасательной службы (формирования), утвержденных ее (его) учредителями или организацией, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), возложенным на нее (него) задачам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и требованиям законодательства Российской Федерации;

в) укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75 процентов которых аттестованы на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование);

г) оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями аварийно-спасательной службы (формирования), аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ и принадлежащими этой службе (этому формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации;

д) наличие условий (в соответствии с нормами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения, а для профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), кроме этого, - условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями этой службы (этого формирования);

е) постоянная готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации;

Информация об изменениях:

Пункт 12 дополнен подпунктом "ж" с 11 мая 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2018 г. N 518

ж) соответствие профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), выполняющих горноспасательные работы, требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

13. Для проведения первичной аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) в аттестационную комиссию представляется заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом, в котором указывается полное и (при наличии) сокращенное наименования аварийно-спасательной службы (формирования), организационно-правовая форма юридического лица и место нахождения юридического лица (в случае, если аварийно-спасательная служба (формирование) является юридическим лицом), место дислокации, телефон руководителя и оперативного дежурного. К заявлению прилагаются:

а) перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование), исходя из возложенных на нее задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) копии учредительных документов (устава (положения) аварийно-спасательной службы (формирования), приказа или иного документа о ее (его) создании);

в) карта (карты) зоны ответственности аварийно-спасательной службы (формирования);

г) копия документа, устанавливающего численность аварийно-спасательной службы (формирования);

д) справка об укомплектованности личным составом;

е) копии документов об образовании и (или) квалификации спасателей и других работников аварийно-спасательной службы (формирования) с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ;

ж) справка, содержащая сведения об аттестованных спасателях, с указанием реквизитов соответствующих аттестационных комиссий;

з) табель и ведомость оснащения оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ, документы по учету их технического состояния, а также документы, подтверждающие их принадлежность к аварийно-спасательной службе (формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации;

и) справка, содержащая сведения о наличии зданий (строений) и помещений, в которых дислоцируется аварийно-спасательная служба (формирование), наличии условий для проведения мероприятий по профессиональному обучению спасателей, а также об учениях и тренировках, проведенных аварийно-спасательной службой (формированием), в предаттестационный период (начиная со дня создания аварийно-спасательной службы (формирования)).

14. Для проведения периодической или внеочередной аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) соответствующее заявление с указанием вида аттестации (периодическая или внеочередная) представляется в порядке, предусмотренном пунктом 13 настоящего Положения. К заявлению прилагаются:

а) документы, представляемые для первичной аттестации, если за межаттестационный период в них внесены изменения;

б) справка, содержащая сведения о выполненных за межаттестационный период аварийно-спасательных работах, а также о проведенных аварийно-спасательной службой (формированием) учениях и тренировках;

в) копии документов об образовании и (или) квалификации спасателей и других работников аварийно-спасательной службы (формирования) с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ, полученных за межаттестационный период.

15. Копии документов, указанных в пунктах 13 и настоящего Положения, должны быть заверены подписью руководителя организации и печатью организации (при наличии печати), подавшей заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

Сроки рассмотрения аттестационной комиссией документов, представляемых для проведения аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), не должны превышать 45 дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

16. По результатам аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ;

б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ;

17. Основаниями отказа в аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) являются:

а) наличие в заявлении об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и (или) документах, представленных для проведения аттестации, недостоверной или искаженной информации;

в) несоответствие аварийно-спасательной службы (формирования) обязательным требованиям, предусмотренным пунктом 12 настоящего Положения;

Информация об изменениях:

Пункт 17 дополнен подпунктом "г" с 11 мая 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2018 г. N 518

г) несоответствие профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), выполняющих горноспасательные работы, требованиям пункта 2.1 статьи 7 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), указанных в части 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ".

18. Аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (далее - свидетельство об аттестации).

Форма и описание бланка свидетельства об аттестации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изготовление и выдача бланков свидетельства об аттестации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по заявкам аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти, аттестационных комиссий уполномоченных организаций и аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

19. При изменении полного и (или) сокращенного наименования (при наличии) аварийно-спасательной службы (формирования) и (или) адреса места дислокации руководитель организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководитель аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом, представляет в аттестационную комиссию заявление о переоформлении свидетельства об аттестации с указанием новых сведений.

Аттестационная комиссия проводит проверку представленных сведений и по результатам проверки принимает решение об оформлении нового свидетельства об аттестации.

Новое свидетельство об аттестации выдается взамен ранее выданного не позднее чем через 15 рабочих дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления о переоформлении свидетельства об аттестации. При этом срок действия свидетельства об аттестации не продлевается.

20. В случае утраты свидетельства об аттестации аттестационная комиссия на основании соответствующего письменного заявления руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления выдает дубликат, который оформляется с пометкой "дубликат".

III. Порядок проведения аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя

21. Граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей.

Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3 года.

Спасатели аварийно-спасательных служб (формирований), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, альтернативная гражданская служба, командировка), допускаются к периодической аттестации по ходатайству руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) в аттестационную комиссию.

Спасатели, не входящие в состав аварийно-спасательных служб (формирований), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по указанным причинам, допускаются к периодической аттестации по их заявлению в аттестационную комиссию.

Внеочередная аттестация спасателя в случае изменения вида (видов) выполняемых спасателем аварийно-спасательных работ проводится по инициативе руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя, а также при присвоении спасателю более высокого класса квалификации до проведения периодической аттестации.

Внеочередная аттестация спасателя также может проводиться по инициативе органов контроля (надзора), осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку аварийно-спасательной службы (формирования), при выявлении в ходе проверки нарушения обязательных требований, предъявляемых к спасателям при их аттестации.

22. Обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются:

а) прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения;

б) выполнение нормативов по физической подготовке, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

23. Для проведения первичной аттестации гражданин, приобретающий статус спасателя, представляет в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное им лично. В заявлении указываются имя, фамилия, отчество гражданина, место его работы, адрес места жительства и контактный телефон, а также перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестуется гражданин, приобретающий статус спасателя.

Заявление гражданина, приобретающего статус спасателя, входящего в состав аварийно-спасательной службы (формирования), заверяется руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом.

24. К заявлению, поданному в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения, прилагаются:

а) копия документа, удостоверяющего личность;

в) две цветные фотографии размером 3 х 4 сантиметра;

г) справка по результатам медицинского осмотра (обследования);

д) заключение врачебной комиссии по результатам психиатрического освидетельствования;

е) копии документов о квалификации, полученных по результатам профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей;

ж) копии документов, подтверждающих владение дополнительными специальностями в соответствии с заявленными видами аварийно-спасательных работ и технологией их проведения (при наличии);

з) копии документов, подтверждающих наличие спортивных разрядов (при наличии).

25. Для проведения периодической или внеочередной аттестации спасателя соответствующее заявление с указанием вида аттестации (периодическая или внеочередная) и заявленного класса квалификации представляется в порядке, предусмотренном пунктами 23 и настоящего Положения. К заявлению прилагаются:

б) удостоверение личности спасателя;

в) книжка спасателя с отметками об участии в аварийно-спасательных работах за межаттестационный период;

г) документы об образовании и (или) квалификации, полученных за межаттестационный период (при наличии);

д) служебная характеристика, подписанная руководителем аварийно-спасательной службы (формирования) или лицом, его замещающим (для спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований)).

26. Сроки рассмотрения аттестационной комиссией документов, представляемых для проведения аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, не должны превышать 45 дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

27. По результатам аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

в) отказать в аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

28. Для оценки уровня готовности спасателей вводятся следующие классы квалификации:

в) квалификация "спасатель второго класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель третьего класса" прошло не менее 2 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

г) квалификация "спасатель первого класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель второго класса" прошло не менее 3 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

д) квалификация "спасатель международного класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель первого класса" прошло не менее 3 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации.

30. Требования, предъявляемые к спасателям для присвоения (подтверждения) классов квалификации, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие аварийно-спасательные службы (формирования), уполномоченные организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные требования, предъявляемые к спасателям аварийно-спасательных служб (формирований).

31. Для присвоения спасателю следующего класса квалификации обязательными условиями являются:

а) совершенствование физической, специальной, медицинской и психологической подготовки, навыков действий в составе аварийно-спасательных служб (формирований);

б) получение в межаттестационный период профессионального образования или дополнительного профессионального образования, направленного на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков, освоение новых технологий ведения аварийно-спасательных работ;

в) подтверждение в ходе аттестации требований, предъявляемых для присвоения следующего класса квалификации.

32. При принятии решения о присвоении следующего класса квалификации спасателя учитывается опыт его участия в аварийно-спасательных работах, а для спасателя профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования) - оценка его профессиональной служебной деятельности и результаты профессионального обучения.

Спасателю, не подтвердившему в ходе аттестации ранее присвоенный класс квалификации, решением аттестационной комиссии присваивается более низкий класс квалификации в соответствии с квалификационными требованиями вплоть до лишения класса квалификации.

34. Гражданину, в отношении которого аттестационной комиссией принято положительное решение о присвоении статуса спасателя и об аттестации его на право ведения одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ, выдаются удостоверение личности спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.

В книжке спасателя указываются вид (виды) аварийно-спасательных работ, на ведение которого (которых) он аттестован.

Форма и описание бланка удостоверения личности спасателя и жетона спасателя, а также положение о книжке спасателя утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изготовление жетона спасателя, бланков удостоверения личности спасателя и книжки спасателя, а также их дубликатов производится за счет финансовых средств, предназначенных для обеспечения деятельности аварийно-спасательной службы (формирования), а для спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), - за счет средств спасателей.

Спасатель несет персональную ответственность за сохранность выданных ему удостоверения личности спасателя, книжки спасателя и жетона спасателя.

35. В случае утраты спасателем удостоверения личности спасателя, книжки спасателя или жетона спасателя аттестационная комиссия на основании соответствующего письменного заявления спасателя в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления выдает их дубликаты.

Дубликаты удостоверения личности спасателя и книжки спасателя оформляются с пометкой "дубликат".

IV. Оформление результатов аттестации

36. Решение аттестационной комиссии оформляется в виде протокола ее заседания, который подписывается председателем, заместителем (заместителями) председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Выписка из протокола заседания аттестационной комиссии с содержащимся в ней решением аттестационной комиссии в течение 15 рабочих дней направляется руководителю организации, подавшей заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ аварийно-спасательной службой (формированием), спасателем или гражданином, приобретающим статус спасателя, а при аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, не входящего в состав аварийно-спасательной службы (формирования), - непосредственно спасателю или гражданину.

Результаты аттестации в течение 15 рабочих дней в письменной форме доводятся до организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или учредителя (учредителей) аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом, а также до руководства обслуживаемых аварийно-спасательной службой (формированием) объектов и территорий.

Руководитель аварийно-спасательной службы (формирования), спасатель или гражданин, приобретающий статус спасателя, в случае несогласия с решением аттестационной комиссии имеет право обжаловать это решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

37. После принятия решения об аттестации сведения об аттестованных аварийно-спасательных службах (формированиях) и спасателях заносятся в регистрационные реестры аттестационной комиссии - регистрационный реестр аварийно-спасательных служб (формирований) и регистрационный реестр спасателей.

Порядок ведения указанных регистрационных реестров определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

38. Документы, представленные для проведения аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя, гражданина, приобретающего статус спасателя, протокол заседания аттестационной комиссии с решением об аттестации или отказе в аттестации, а также другие документы формируются в дело аттестационной комиссии.

Стоимость услуги в каждом конкретном случае рассчитывается индивидуально.

Срок проведения аттестации в среднем составляет от 2 месяцев до 1 года.

Мы оказываем полный комплекс услуг, связанных с подготовкой документов, формированием штата сотрудников, обеспечением подразделения необходимым оборудованием, и, самое главное, получением положительного решения в органах исполнительной власти.

О том, как учредить формирование, читайте

Теперь давайте рассмотрим всю процедуру поэтапно. Аттестация аварийно-спасательных формирований является обязательным условием для осуществления основной деятельности спасателей – поддержания постоянной, круглосуточной, боевой готовности на случай чрезвычайной ситуации. Без аттестационного свидетельства любая деятельность, связанная с выполнением АСР, влечет за собой административную и уголовную ответственность. Однако, в первую очередь, пренебрежение требованиями чревато травмами и гибелью для самих спасателей. На законодательном уровне аттестационные мероприятия в отношении АСФ, АСС, НАСФ и спасателей регулируются особым положением, в котором описана процедура испытаний, список документов, срок предоставления аттестационного свидетельства в случае положительного решения. Цель проведения аттестации в том, чтобы определить общую готовность профессиональной, нештатной или общественной аварийно-спасательной службы к выполнению своих непосредственных обязанностей. Выделяют несколько видов аттестации, которые отличаются в зависимости от типа оценки: первичная, периодическая, внеочередная.

Аттестация профессиональных АСФ и АСС

Процедура аттестации профессиональных формирований самая долгая, сложная и дорогостоящая. Это объясняется тем, что профессиональные службы имеют право самостоятельного заключения договоров и принятия решений в процессе своей работы. В 2017 году, после серии чрезвычайных ситуаций, прокатившихся по всей стране, были существенно ужесточены требования, предъявляемые при приведении аттестации. Многие действующие формирования были подвергнуты внеочередным проверкам, по результатам которых у более половины из них аттестация была приостановлена. Также были отменены требования по видам работ и на сегодняшний день, получить свидетельство можно на следующие виды работ:

    1. поисково-спасательные работы (ранее этот пункт имел градацию более чем на 20 видов работ);
    2. газоспасательные работы (теперь необходимо обращаться в ту комиссию, которая уполномочена на проведение аттестации в определенных отраслях промышленности, при этом определить точно отрасль не представляется возможным, что делает получение данного вида работ практически невозможным);
    3. горноспасательные работы (теперь необходимо обращаться в ту комиссию, которая уполномочена на проведение аттестации в тех отраслях промышленности, на которые получено разрешение в органах исполнительной власти);
    4. аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров (теперь получить аттестацию могут только те формирования, которые имеют лицензию на тушение пожаров, выданную МЧС России);
    5. работы, связанные с ликвидацией разливов нефти (предприятия, с которыми у Вас заключен договор, комиссия может отнести как одной, так и к другой отрасли промышленности, при этом Вами должна быть точно определена отрасль промышленности, что сделать, как Вы понимаете, практически невозможно);
    6. работы, связанные с ликвидацией санитарных последствий (про этот вид работ можно так же забыть, так как ни одна организация не в силах выполнить аттестационные требования);

Межведомственные аттестационные комиссии

Для проведения аттестационного мероприятия формируется Межведомственная комиссия, которая может включать в себя представителей исполнительной власти региона, субъекта, органа исполнительной власти или уполномоченных организаций. Аттестация происходит по утвержденным спискам, подготовленным на следующий год. После того, как комиссия проведет проверку в месте дисклокации и ознакомится с представленными материалами, учредителям и руководителю будет предъявлен для ознакомления аттестационный акт. Данный документ содержит заключение аттестационной комиссии относительно возможностей службы (формирования) по выполнению возложенных функций. Результат вносят в протокол комиссии, в котором фиксируются итоги аттестационной проверки, решение принимается в ходе открытого голосования путем подсчета голосов. В обязанности комиссии по аттестации входит информирование руководителя и учредителей службы (формирования) об итогах проверки. Надзорные органы и руководство обслуживаемого объекта так же должны быть поставлены в известность о результате пройденного испытания.

Документы, необходимые для проведения аттестации

Особое внимание следует уделить сбору и подготовке пакета документов для предоставления в аттестационную комиссию. Рассмотрим, какие документы понадобятся при первичной аттестации АСС/АСФ/НАСФ. Прежде всего, руководитель организации, на основе которой была сформирована АСС или руководитель АСС (при условии, что она является юр. лицом) должен написать заявление на право ведения аварийно-спасательных работ. К заявлению, в котором необходимо указать название АСС, ее дислокацию, телефон для связи, следует приложить пакет документов для аттестации:

      1. паспорт аварийно-спасательного формирования (требования в оформлению можно получить на сайте МЧС);
      2. перечень выполняемых аварийно-спасательных работ (список работ, на которые возможно провести аттестацию, указан выше);
      3. копию приказа и Устав формирования (устав необходимо разработать под конкретное формирование, брать за образец другое не рекомендуется);
      4. карту зоны ответственности (подразделения должны располагаться таким образом, что бы обеспечить прибытие на охраняемый объект в течение 5 минут с момента поступления вызова);
      5. данные о численности АСС (для профессиональных формирований численность личного состава должна быть установлена из расчета (минимально) для аварийно-спасательной группы – 30 человек, при этом 75 процентов из них должны быть уже аттестованы на те виды работ, на которые пытается аттестоваться само формирование);
      6. копии свидетельств о квалификации и профподготовке спасателей (книжка спасателя, документ об образовании, свидетельство на право ведения тех аварийно-спасательных работ, на которые пытается аттестоваться само формирование);
      7. документы, подтверждающие наличие спецтранспорта (минимальные требования для охраны одного объекта – это два специализированных автомобиля АГС, АГСС, АСА, или другие непосредственно предназначенные для тех видов работ, на которые пытается аттестоваться формирование, при этом транспортные средства должны быть специализированными по документам, стоять на учете в ГИБДД и иметь устройства для подачи спецсигналов);
      8. документы, свидетельствующие о наличие служебного здания, помещения, учебного кабинета (здание для размещения формирования должно быть построено по специальному проекту, прилегающая территория должна иметь тренировочную базу (полигон), специальные тренажеры, газодымную камеру и другие средства для отработки действий спасателей при возникновении чрезвычайной ситуации, при этом данное имущество должно находится на балансе организации, которая учредила формирование);
      9. документы, подтверждающие наличие на балансе специального оборудования, необходимого для выполнения тех видов работ, на которые пытается аттестоваться формирование (перечень оборудования содержится в нормативных документах, приказах МЧС России, при этом комплектами снаряжения должны быть обеспечены также спасатели, находящиеся в резерве, на случай отсутствия основного состава).

Аттестация спасателей — физических лиц

Приобрести статус спасателя может гражданское лицо, прошедшее аттестационную комиссию и получившее одобрение. К гражданам, желающим стать спасателями, предъявляются определенные требования. Прежде всего, это соответствие медицинским параметрам для выполнения аварийно-спасательных работ, в том числе, выполнение установленных физических нормативов. Также, следует предоставить свидетельство о прохождении курсов подготовки спасателей. Все перечисленные документы необходимо приложить к заявлению, направленному в адрес аттестационной комиссии. Заявление без указания личных данных (ФИО, адрес, контактный телефон, копия удостоверения личности) не принимается. Сроки рассмотрения заявки от физического лица составляют не более 45 рабочих дней. В течение указанного времени комиссия должна изучить документы и принять решение о выдаче свидетельства на все заявленные аварийно-спасательные работы (либо на один или несколько видов работ) или отказать в аттестации. Основанием для отказа могут стать неточные (недостоверные) сведения, указанные в заявлении, неполный пакет документов или несоответствие заявителя требованиям и нормам, предъявляемым к спасателям.

– это определение возможности выполнения спасателями, возложенных на них задач. Обязательность аттестации спасателей определена Федеральным законом РФ от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Она проводится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Основные положения аттестации спасателей утверждены постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».

Для проведения аттестации спасателей создаются постоянно действующие аттестационные комиссии: Межведомственная комиссия, комиссии федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования), и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов РФ.

Координация работы по аттестации спасателей возложена на Межведомственную комиссию по и спасателей, образованную решением Совета Министров – Правительства РФ от 30 мая 1993 года. Аттестация спасателей проводится с целью определения их профессиональной готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и проведению работ по их ликвидации. Аттестации подлежат спасатели, входящие в состав профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), нештатных, общественных аварийно-спасательных формирований, а также не входящие в состав аварийно-спасательных формирований. Установлена первичная, периодическая и внеочередная аттестации.

Первичная аттестация проводится для граждан, решивших стать спасателями; периодическая – по истечении срока аттестации и при повышении (подтверждении) классности, но не реже 1 раза в 3 года; внеочередная – в случае изменения вида выполняемой спасателем аварийно-спасательной работы, а также выявленных в ходе проверок нарушений требований, предъявляемых к спасателям. Решение о присвоении гражданину статуса спасателя, а также подтверждении (повышении) его классности принимают аттестационные комиссии по результатам медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке и обучения по программам подготовки спасателей. Первоначальная подготовка спасателей РФ осуществляется в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей, принятой на заседании Межведомственной аттестационной комиссии и утвержденной ее Председателем – Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1999 году. Первоначальная подготовка спасателей проводится в два этапа: обучение в образовательных учреждениях и обучение в составе аварийно-спасательного формирования. При этом обучение граждан, впервые принятых на работу в аварийно-спасательные службы (формирования) на должность спасателя, проводится по месту работы начиная со дня назначения на должность. Обучение в образовательных учреждениях (имеющих лицензии на право образовательной деятельности) организуется и проводится по подготовке, переподготовке и повышению квалификации спасателей. Обучение в образовательных учреждениях, включает подготовку по трем предметам:

  • медицинская подготовка – 64 часа;
  • противопожарная подготовка – 30 часов;
  • психологическая подготовка – 20 часов.

Всего – 114 часов.

В системе МЧС России первоначальная подготовка граждан, принятых на работу в поисково-спасательные формирования на должность спасателя, проводится в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей МЧС России, разработанной на основе Программы первоначальной подготовки спасателей РФ и утвержденной Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу в 1999 году. Кроме трех упомянутых предметов обучения, данная программа включает специальную (техническую), тактико-специальную и физическую подготовку, подготовку по связи, по радиационной, химической и биологической защите, по топографии. Программа предусматривает 140 часов обучения в составе поисково-спасательного формирования и 146 часов – в образовательных учреждениях.

В период прохождения первоначального обучения граждане, принятые на должность спасателя, не включаются в состав дежурной смены и не привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ, при которых может возникнуть угроза их жизни и здоровью в связи с профессиональной неподготовленностью. По окончании подготовки, обучаемые сдают зачеты и представляют документы в аттестационную комиссию. Аттестационная комиссия проводит проверку физических качеств, профессиональных знаний и навыков спасателей. Результаты аттестации оформляются протоколом. При положительном решении аттестационной комиссии гражданину присваивается квалификация «спасатель». Приказом начальника аварийно-спасательного формирования он допускается к самостоятельному исполнению должностных обязанностей.

По результатам аттестации спасателю выдаются удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон установленного образца. Положение о книжке спасателя утверждает Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основной формой поддержания и повышения профессионального уровня спасателей является систематическое проведение занятий по совершенствованию профессиональных знаний и навыков, поддержанию физического уровня. Профессиональная подготовка и повышение квалификации спасателей в составе поисково-спасательных формирований в системе МЧС России проводится в соответствии со сборником программ профессиональной подготовки спасателей МЧС России. Спасателю, имеющему стаж работы спасателем не менее двух лет и подтвердившему классность в ходе аттестации, решением аттестационной комиссии может быть присвоена квалификация «спасатель 3 класса». Квалификация «спасатель 2 класса» присваивается спасателю, имеющему стаж работы спасателем 3 класса не менее двух лет и подтвердившему классность в ходе аттестации. Квалификация «спасатель 1 класса» присваивается спасателю, имеющему стаж работы спасателем 2 класса не менее двух лет и подтвердившему классность в ходе аттестации. Квалификация «спасатель международного класса» присваивается спасателю, имеющему стаж работы спасателем 1 класса не менее двух лет, принимавшему участие в международных спасательных работах и имеющему документ, подтверждающий знание иностранного языка. Аттестационным комиссиям предоставлено право внеочередного повышения классной квалификации спасателям по результатам ведомственных, региональных и всероссийских соревнований аварийно-спасательных (поисково-спасательных) формирований, аварийно-спасательных команд и кинологических расчетов.

Билеты для аттестации спасателей

Ответы на билеты по всем классам (2,42 Мб)

Фрагмент текста: 1. Правила и порядок осмотра пострадавшего (определение признаков остановки сердца, остановки дыхания, выявление кровотечения, переломов костей).
Признаками смерти являются:
- отсутствие дыхания:
- отсутствие сердцебиения;
- отсутствие чувствительности на болевые и термические раздражители;
- снижение температуры тела;
- помутнение и высыхание роговицы глаза;
- отсутствие рвотного рефлекса;
- трупные пятна сине-фиолетового или багрово-красного цвета на коже лица, груди, живота;
- трупное окоченение, проявляющееся через 2-4 ч после смерти.
Окончательное решение о смерти пострадавшего принимается в установленном законом порядке.
Осмотр пострадавшего на предмет наличия кровотечения и переломов производится визуально, если пострадавший находится в сознании, то признаки переломов можно выявить по жалобам пострадавшего.
2. Виды зданий и их основные элементы , понятие огнестойкости строительных конструкций и зданий.
В зависимости от назначения здания и сооружения подразделяют на промышленные (производственного назначения), гражданские (жилые дома, школы, общественные здания и др.) и сельскохозяйственные (сельскохозяйственного производства).
Здания подразделяются на отапливаемые и неотапливаемые. По этажности здания различают: одноэтажные, малоэтажные (до 3 этажей включительно), многоэтажные (от 4 до 9 этажей), повышенной этажности (от 10 до 20 этажей) и высотные (более 20 этажей). Кроме того, здания могут быть смешанной этажности.
Здания, сооружения, а также части зданий и сооружений, выделенные противопожарными стенами 1-го типа (пожарные отсеки), подразделяются по степеням огнестойкости. Степень огнестойкости зданий определяется минимальными пределами огнестойкости строительных конструкций и максимальными пределами распространения огня по этим конструкциям...