Заявление временного управляющего. Заявление о включении в реестр требований кредиторов должника в период проведения процедуры наблюдения (образец). Что такое реестр требований кредиторов

Первая и обязательная процедура, которая вводится в отношении юридического лица - потенциального банкрота, это (п. 1 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ). Поэтому включение в реестр кредиторов зачастую происходит на стадии наблюдения.

Требования к должнику кредиторы должны предъявить в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, если хотят участвовать в . Направить заявление о включении в реестр требований кредиторов нужно в арбитражный суд, а также направить требования должнику и временному управляющему. К этим документам необходимо приложить судебный акт или иные документы, подтверждающие обоснованность требований (п. 1 ст. 71 Закона N 127-ФЗ).

Если кредитор пропустит указанный 30-дневный срок, то восстановить его не получится (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 N 93). Заявление о включении в реестр кредиторов, поданное в суд позже срока, будет рассмотрено уже после введения следующей за наблюдением процедуры (п. 7 ст. 71 Закона N 127-ФЗ). А именно не позднее чем через месяц после ее введения и по правилам, установленным для этой следующей процедуры (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29).

Образцы заявлений в арбитражный суд о включении в реестр кредиторов есть в справочно-правовой системе Консультант+

Надо ли платить госпошлину за включение в реестр требований кредиторов

Основания для уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, поименованы в НК РФ (ст. 333.21 НК РФ). В нем не предусмотрена госпошлина за подачу заявления о внесении в реестр требований кредиторов. Поэтому платить ее кредитор не должен.

Итоги рассмотрения судом заявления о включении в реестр

Суд, рассмотрев заявление о включении в реестр требований кредиторов, выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр (п. 4,5 ст. 71 Закона N 127-ФЗ). В определении о включении указывается размер требований и очередность их погашения. Оно вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Вынесенное определение направляется судом должнику, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю, если таковой участвует в деле о банкротстве (п. 5 ст. 71 Закона N 127-ФЗ).

На основании уже вступившего в силу определения о включении кредитора его должны будут включить в реестр требований кредиторов должника (

1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным и 20.2 настоящего Федерального закона.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

3. Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

5. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней) и статьей 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьей 20.2 настоящего Федерального закона, а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце втором настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

Одновременно с ходатайством арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей в деле о банкротстве заявленная саморегулируемая организация, членом которой является арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд кандидатуру нового арбитражного управляющего в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев, если в саморегулируемой организации отсутствуют арбитражные управляющие, изъявившие согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве. О невозможности представления кандидатуры арбитражного управляющего в связи с отсутствием арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, саморегулируемая организация извещает арбитражный суд.

7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным

Составление заявления о включении в реестр требований кредиторов – необходимая часть процедуры взыскания задолженности с предприятия-должника.

ФАЙЛЫ 2 файла

Что такое реестр требований кредиторов

Под этим названием кроется специальный документ, содержащий сведения обо всех компаниях и физических лицах, в отношении которых у организации–должника имеются неисполненные финансовые обязательства. Здесь же прописывается размер долгов, очередность и условия возмещения задолженностей и прочая необходимая информация.

В каких случаях необходимо писать заявление

Заявление о включении в реестр требований кредиторов пишется только в тех случаях, если должник официально проходит процедуру банкротства. Во всех остальных случаях финансовые притязания решаются через арбитражный или гражданский суд в общем порядке.

Срок подачи заявления

Закон четко ограничивает период составления и подачи данного вида заявления:

  • 30 дней (по календарю) с момента принятия территориальным арбитражным судом решения о введении процедуры наблюдения;
  • 60 дней (также по календарю), если намечена процедура конкурсного производства.

Информация о прохождении процесса банкротства (в т.ч. введении процедуры наблюдения или назначения конкурсного управляющего) находится в общем доступе в электронной картотеке суда и публикуется в средствах массовой информации (в частности журнале «Коммерсантъ») в течение 10 дней после факта вынесения решения.

Следует отметить, что после истечения срока подачи таких заявления кредитор также может направить данный документ в суд, но его шансы на успешное взыскание задолженности в этом случае стремятся к нулю, поскольку подобные требования удовлетворяются в самую последнюю очередь.

Связано это с тем, что при пропуске установленных сроков кредитор лишается возможности участвовать в общих собраниях кредиторов, а значит и оказывать влияние на их решения – а это зачастую играет очень значительную, если не сказать определяющую роль в установлении условий, очередности и прочих параметров взыскания задолженностей.

Как правильно составить заявление

На сегодня законодательство не предусматривает унифицированного бланка такого заявления, так что предприятия, организации и физические лица имеют возможность писать его в произвольной форме. Главное, чтобы по структуре оно соответствовало правилам написания деловой документации, делопроизводства, а по тексту и содержанию — нормам русского языка.

Несмотря на отсутствие стандартного бланка, в заявлении должен быть ряд необходимых сведений.
В первую очередь к ним относятся:

  • данные об адресате: наименовании судебного органа, в которое заправляется заявление и ФИО судьи.
  • информация об отправителе: полное название предприятия-кредитора, с указанием его организационно-правового статуса, ОГРН, ИНН, КПП и адреса.
  • данные о должнике.

В основной части документа необходимо написать:

  • суть претензии, а именно, по какому поводу, в каком размере и когда возникла задолженность. Все необходимые сведения сюда нужно вносить с указанием ссылок на договоры, акты и т.п. подтверждающие сделку бумаги.
  • при необходимости в документ можно внести данные о пенях, штрафах и прочих неустойках, возникших вследствие неисполнения обязательств должником.
  • после этого надо дать ссылки на законы РФ, которые обосновывают правомерность написания данного заявления.

Далее идет следующая часть документа, которая касается собственно просьбы о включении заявителя в реестр требований кредиторов, в завершении которой нужно в обязательном порядке в виде отдельного пункта дать ссылки на все прилагаемые к заявлению документы.

При необходимости в бланк может быть добавлена и прочая полезная информация, которую заявитель считает существенной.

Как правильно оформить заявление

Как в отношении содержания документа, так и в плане его оформления нет никаких особенных критериев. Заявление можно писать от руки (пастой любого темного цвета) или печатать на компьютере на обычном листе А4 формата или на фирменном бланке предприятия (второй вариант удобен тем, что не нужно вручную вносить реквизиты заявителя).

Единственное правило, которое следует соблюдать неукоснительно: наличие «живого» автографа представителя организации-кредитора (это может быть директор или иной работник, действующий от его имени на основании нотариально заверенной доверенности). При этом надо помнить о том, что использование факсимильных подписей при оформлении бланка категорически недопустимо.

Удостоверять бланк заявления при помощи печати организации сейчас строгой необходимости нет: с 2016 года юридические лица, как ранее и ИП, освобождены от требования закона использовать для визирования бумаг штемпельные изделия (только если эта норма не прописана в локальных актах компании).

Заявление следует писать в четырех экземплярах :

  • один из которых нужно направить в судебный орган,
  • второй – временному управляющему компании,
  • третий – самому должнику,
  • четвертый – оставить у себя.

Сведения о заявлении следует также внести в журнал исходящей документации фирмы.

Как передать заявление

Заявление можно донести до судебной инстанции и прочих адресатов несколькими путями:

  1. отправившись лично, чтобы отдать из рук в руки (наиболее простой, быстрый и распространенный способ);
  2. переслав через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении (гарантированный способ доставки, но достаточно затратный по времени);
  3. через доверенное лицо (обычно в роли такового выступает юрисконсульт предприятия или сторонняя организация, защищающая права заявителя), при наличии доверенности, с подписью и печатью нотариуса;
  4. в последнее время в обиход стал входить еще один вариант: отправка заявления через официальные электронные сервисы, но только при том условии, что заявитель имеет , зарегистрированную официально.

При банкротстве предприятий, связанном с невозможностью исполнения долговых обязательств, важная роль отводится временному управляющему. На этапе наблюдения он представляет интересы должника. начинается через три дня после того, как арбитражный суд получает заявление с просьбой начать процедуру банкротства. Наблюдение за процедурой, осуществляемое временным управляющим, длится, как правило, от трех до пяти месяцев.

На роль временного управляющего может претендовать только физическое лицо.

Утверждением гражданина на должность временного управляющего занимается арбитражный суд. Кредиторы могут предоставить свой список кандидатов на должность. В противном случае суд назначит на эту должность временного управляющего, обладающего нужными полномочиями.

Если необходимые претенденты отсутствуют, то арбитражным судом направляется запрос в специальный государственный орган, занимающийся делами финансового оздоровления. Сотрудники этого органа должны предоставить суду необходимую кандидатуру временного управляющего в течение недели с момента приема запроса. Назначение на эту должность регулируется Федеральным законом №127 .

Предпочтение при назначении отдается кандидату, зарегистрированному как индивидуальный предприниматель. В том случае, если на должность претендует работник государственных органов, занимающихся делами финансового оздоровления, статус индивидуального предпринимателя значения не имеет.


Препятствовать назначению управляющего на должность могут следующие качества претендента:

  • Судимость.
  • Участие в управлении на протяжении предыдущих трех лет компании-должника.
  • Ангажированность в пользу кредитора или компании-должника.

Временный управляющий приступает к исполнению обязанностей с момента назначения и до:

  • признания судом банкротства предприятия и выбора конкурсного управляющего;
  • назначения внешнего управляющего;
  • решения суда о мировом соглашении кредитора и компании-должником;
  • решения суда об отказе в признании факта банкротства.

Если кандидат, избранный на должность, не может исполнять возложенные на него обязанности, на его место арбитражным судом назначается другой претендент из реестра кандидатов.

Какую процедуру банкротства проводит временный управляющий?

Как уже упоминалось, временный управляющий действует на стадии наблюдения, которая начинается после подачи кредитором в арбитражный суд заявления с просьбой признать должника банкротом. Главные цели стадии наблюдения включают в себя:

  • организацию собрания кредиторов;
  • составление списка требований к компании-должнику со стороны кредиторов;
  • оценку и анализ финансовых активов компании-должника, а также поиск способов их сохранения.

На стадии наблюдения предприятие продолжает ведение основной деятельности: сотрудники предприятия выполняют свои должностные обязанности, однако полномочия руководства ограничиваются. Руководству запрещается заниматься реорганизацией компании, включая создание филиалов, юридических лиц и представительств.

По итогам наблюдения составляется отчет о финансовом состоянии должника, на основе которого арбитражный суд выносит решение по процедуре банкротства - предприятие признается платежеспособным либо стадия наблюдения переходит в одну из следующих стадий процедуры банкротства.

Обязанности

Основная обязанность временного управляющего заключается в принятии мер по сохранению финансовых активов . Кроме того, он занимается:

  • выявлением причин невозможности исполнения долговых обязательств;
  • определением уровня ликвидности имущества предприятия;
  • прогнозирование перспектив и сроков возврата платежеспособности при вводе процедуры несостоятельности внешнего управления;
  • оценка рыночной стоимости предприятия;
  • составляет план мероприятий по возврату предприятию-должнику платежеспособности.

Также наблюдающее лицо выявляет характерные черты фиктивного банкротства, среди которых выделяют:

  • отредактированную либо ликвидированную финансовую отчетность;
  • утаивание информации об имуществе;
  • отсутствие контроля за дебиторской задолженностью;
  • преднамеренно убыточные договоры;
  • неисполнение долговых обязательств при наличии финансовых возможностей;
  • отсутствие контактных данных контрагентов, которые заведуют имуществом предприятия-должника.

Руководству предприятия запрещается создавать помехи деятельности временного управляющего. По его требованию руководство должно предоставлять нужную документацию, иначе управляющий может привести в исполнение судебное решение принудительно. Кроме того, если истребуемая документация не может быть предоставлена по причине утери или уничтожения, временный управляющий может затребовать копии документов у контрагентов должника.

В должностные обязанности управляющего в процедуре наблюдения входит составление , чтобы они в течение одного месяца предъявили предприятию свои требования по исполнению долговых обязательств. Компания-должник, в свою очередь, может в течение одной недели оспорить данные требования.

После вынесения решения о старте стадии наблюдения управляющий письмом извещает кредиторов о начале процедуры банкротства в отношении их должника. В этом письме он указывает дату первой встречи кредиторов. Данное собрание созывается не позже чем за десять дней до первого судебного заседания, где будет рассматриваться дело о признании должника банкротом.

Прочие обязательства

При выявлении сделок, нарушающих требования ФЗ №127 , наблюдающее лицо предоставляет арбитражному суду требование о признании этих сделок недействительными.

При заключении некоторых сделок руководство несостоятельной компании должно проинформировать наблюдающее лицо о намерении заключить сделку и получить от него разрешение.

Сюда относятся сделки по:

  • выдаче и приобретению заемных средств;
  • распоряжению недвижимостью несостоятельной компании;
  • передаче имущественных средств в доверительное управление;
  • уступкам права требования;
  • распоряжению имуществом, цена которого составляет более десяти процентов суммарных активов несостоятельного предприятия;
  • поручительствам и гарантиям.

Наблюдающее лицо обязано контролировать деятельность руководства несостоятельного предприятия и противодействовать заключению убыточных сделок. При определенных обстоятельствах временный управляющий может ходатайствовать в арбитражный суд об исключении отдельных лиц от руководства компанией.

При контролировании деятельности должника наблюдающее лицо обязано принимать во внимание конфиденциальные данные, в том числе те документы, которые составляют коммерческую тайну предприятия.

По окончании стадии наблюдения должностное лицо предоставляет арбитражному суду отчетную документацию, в которой фигурирует информация о проделанной работе и данные о фин. состоянии предприятия. Кроме того, отчет может содержать меры по возвращении предприятию платежеспособности.

Отчет временного управляющего

По итогам своей деятельности временный управляющий предоставляет в арбитражный суд отчетную документацию. В отчете должна быть отражена информация:

  • по мероприятиям, проводимым с целью обеспечить сохранность имущества несостоятельного предприятия и выявить кредиторов;
  • отчет о предъявленных в арбитражный суд заявлениях и ходатайствах, связанных с осуществлением деятельности по наблюдению временным управляющим за процедурой банкротства;
  • другая информация по исполнению своих обязанностей.

Отчет временного управляющего включает в себя копии следующих документов:

  • Об анализе фин. состояния компании-должника. В документе должны быть отражены сведения о материалах, на основании производился анализ финансовых, инвестиционных и хозяйственных направлений деятельности несостоятельного предприятия.
  • Заключения о преднамеренном банкротстве. Сюда прилагаются бумаги, на основании которых подготовлено данное заключение.
  • Содержащих актуальный список требований кредиторов.
  • Содержащих протокольные записи собрания кредиторов.
  • Другие документы, содержащие информацию по исполнению наблюдающим лицом своих обязанностей.

Вознаграждение

По результатам стадии наблюдения должностное лицо временный управляющий имеет право получить вознаграждение, которое состоит из суммы фиксированного оклада и начисленных процентов. При этом выплата как фиксированного оклада, так и начисленных процентов относится к первоочередным платежам несостоятельного предприятия. Кроме того, требовать возмещение расходов, которые он нес во время осуществления своей деятельности.

Величина фиксированного оклада регулируется Федеральным законом №127 и составляет на текущий год тридцать тыс.руб. в месяц. Арбитражный суд вправе увеличить фиксированную часть оклада арбитражного управляющего, основываясь на ходатайстве кредиторов или других участников процедуры банкротства. Данное судебное решение может быть обжаловано. При отстранении наблюдающего лица осуществление выплат прекращается.

Отстранение временного управляющего на стадии наблюдения

Арбитражный суд имеет право отстранить должностное лицо от выполнения своих обязанностей, если:

  • Было удовлетворено ходатайство со стороны кредиторов или несостоятельного предприятия о ненадлежащем исполнении временным управляющим своих обязанностей. К ненадлежащему исполнению относится возникновение ситуаций, нарушающих права и интересы или провоцирующих убытки у кредиторов и должников.
  • Были выявлены обстоятельства, препятствующие назначению на должность временного управляющего других лиц из реестра претендентов.
  • Было удовлетворено ходатайство со стороны организации арбитражных управляющих (в том случае, когда текущее наблюдающее лицо было исключено из организации арбитражных управляющих за нарушение законодательства Российской Федерации и других правил осуществления служебной деятельности, отображенных в специальных нормативных документах).

Временный управляющий также может быть снят с должности по собственному заявлению.