Застёжка молния. Когда застёжка-молния начала производиться в ссср

Очевидно, что застежка типа «молния» всем известна и очень популярна во всех своих применениях и проявлениях.

Это одежда и обувь, сумки и чехлы, масса других не менее полезных вещей. А известно ли вам, что лежит в основе ее принципа действия?

Немногие знают, что идею для ее воплощения в жизнь подарила миру обычная птица. Точнее - перо птицы. Еще точнее - принцип соединения элементов пера в единую плоскость. Это чередующееся зацепление ворсинок пера, в итоге составляющее единое целое.
То же происходит и в обычной «молнии». При ее застегивании элементы одного края входят в зацепление с элементами другого края с помощью замка или, по-другому, «бегунка».

Элементы могут представлять собой пластиковые или металлические скобы или зубцы, одним концом закрепленные на полоске ткани. Пластиковый вариант может быть литым (который называется «трактор») или витым («спираль»).

Самым слабым звеном всего этого застегивающего устройства обычно является именно замок, или «бегунок». Его неисправность может проявляться в поломке «язычка» - приспособления, которое мы зажимаем пальцами. Может сломаться механизм, который удерживает бегунок в закрытом состоянии, и тогда он будет расстегиваться. Кроме того, неисправность способна проявиться в расхождении половинок молнии при попытке ее застегнуть. В последнем случае многие советуют поджать половинки замка друг к другу.



Ремонт застёжки-молнии посредством поджима бегунка

Сначала можно попробовать поджать замок не снимая бегунка.

Найдите плоскогубцы, можно воспользоваться кусачками, или даже молоточком

Найдите у застежки место, где внутреннее пространство пустое, а не где перегородка. Это часть ближе к низу куртки, как правило.

Постарайтесь сдавить плоскогубцами этот край до той степени чтобы верхняя и нижняя стенки краем коснулись друг друга.

Отпустив плоскогубцы, вы увидите, что края снова отойдут на некоторое расстояние, но уже меньшее.

Попробуйте проверить застегивание замка молнии, если стало застегиваться, то все прекрасно...


koposhilki.ru

Если молния застегивается все еще не очень хорошо, то придётся снимать бегунок...

Чтобы снять неисправный замок, необходимо убрать ограничитель на одной или обеих половинках застежек. На одной - если молния имеет внизу разъемное соединение. Ограничитель чаще всего представляет собой металлическую скобу, не допускающую выскакивание «собачки» за пределы ленты с зубчиками.

Эту скобу нужно будет аккуратно разогнуть с помощью шила или тонкой отвертки и полностью снять с полоски ткани-основания «молнии».

После того как ограничитель снят бегунок вынимают через вверх молнии. Видим, что он действительно искажен и поэтому молния не работает...

Плоскогубцами зажимаем ползунок, исправляем его искривления

Поджимаем с одной и с другой стороны

Исправленный ползунок сажаем на молнию

Ставим на место ограничитель

И зажимаем его плоскогубцами.

Проверяем, застёгивается ли застёжка-молния...


ladyzest.com

Бывает, что на застёжке-молнии нет ограничителя, а ограничителем служит загиб ткани застежки с последующей прошивкой. В этом случае край необходимо подпороть.. Если это сделать сложно, то можно поступить следующим образом:

Нам понадобятся маленькие плоскогубцы(или щипцы для маникюра, или отвёртка плоская) и большие плоскогубцы

Вводим плоский конец инструмента (отвертки, например) под зажим бегунка и слегка отжимем его,

Чтобы его можно было без труда снять с молнии.

Вводите плоскогубцы в бегунок так как показано здесь, чтоб немного расширить.

Только не переусердствуйте, а то совсем сломаете

Затем снова вставляем бегунок на молнию...

А дальше уже маленькими плоскогубцами или щипчиками для ногтей аккуратно прижимаете сбоков

После таких манипуляций замок просто обязан заработать:о)


Замена бегунка на застёжке-молния

Поджим замка, конечно, дело полезное...
Но такая реанимация может проводиться только раз, больше замок не выдержит и развалится окончательно. Поэтому, если вам удалось единожды спасти свою молнию, то постарайтесь приготовить запасной бегунок - на всякий пожарный случай.

Качественно отремонтировать такую застёжку на одежде или обуви без полной ее замены можно, только заменив весь замок. Даже на качественной застежке он выходит из строя в первую очередь, так как к нему прикладывается постоянное физическое усилие, и его площадь относительно мала, по сравнению с площадью всех зубцов.

Чтобы определить, какой замок необходимо приобрести, нужно знать несколько параметров. Слайдеры имеют разные размеры - чаще всего их наносят на обратную сторону зажима.

  • У металлических размеры варьируются от 3 до 10 и более. С обратной стороны слайдер по форме напоминает треугольник.
  • Бегунок тракторных молний с изнанки имеет форму трилистника или овала, и обозначаются № 3 и далее.
  • У витых молний форма слайдера только овальная, номера от 3 и далее.

Буквенные обозначения, которые выбиты рядом с цифрами, обозначают следующее:

  • Х - молния неразъемная, литая, замков 2;
  • L - застежка не расстегивается, замок 1;
  • Н - неразъемная молния, замка 2;
  • D - застежка полностью открывается, 2 замка с 2-мя разъемами;
  • А - замок без разъема;
  • В - разъем с 1 замком;
  • С - разъем, 2 замка.

Как различать бегунки:

Также определите тип замка: он бывает

  • автомат - механизм внутри собачки не дает расходиться зубьям при любом положении ее язычка;
  • полуавтомат - расстегивание возможно только при поднятом «язычке» — после того как молнию застегивают, нужно закрепить специальный стопор, при поднятом пуллере замок разойдется;
  • галантерейный - когда зубья молнии не блокируются, и стопора в механизме нет.

Необходимо помнить, что бегунки меняются на металлических и пластмассовых молниях верхней одежды. На брюках и юбках замена собачки в силу специфики невозможна.
Молния расстегивается и бегунок остается на одной половине молнии. Верхний ограничитель аккуратно снимается с помощью отвертки и пассатижей. Если край молнии рядом с ограничителем очень близко прилегает к ткани, то необходимо будет немного подпороть (это бывает редко).
Саму молнию нужно постараться застегнуть. После этого без особых усилий полностью вывести замок со стороны снятых ограничителей. Новый замок установить на место старого, заправив в пазы «собачки» края направляющей ленты. После того, как замок будет установлен, с помощью плоскогубцев зажать, поставив на свои места, металлические ограничители или пришить отпоротую ткань.

Подробнее...

Лучший способ поставить правильный бегунок, это при покупке нового - иметь образец старого. Для его установки потребуются бокорезы. А также “ограничители” для бегунка, что бы он не слетал вверху молнии. Они так же продаются в швейных магазинах. Если не повезло приобрести “ограничители”, то можно снять их со старой металлической молнии, например с джинсов.

Бокорезами ” перекусите” пластиковый ограничитель вверху молнии (металлический снимите с помощью отвёртки)

И снимите его. С другой стороны поступите так же.

Здесь показано, что бегунки имеют одну форму. Цветные бегунки не продают в наших швейных магазинах, поэтому ограничимся тем что есть.

Теперь аккуратно наденьте бегунок слегка раскачивая вверх вниз.

На место, где был пластиковый ограничитель наденьте металлический.

И аккуратно зажмите бокорезами. С другой стороны проделайте то же самое.

Замена бегункабез усилий и в домашних условиях произведена.


Мастерская Алёны Масловой

Изобретатель : Уиткомб Лео Джадсон
Страна : США
Время изобретения : 1891 г.

Сейчас застежка-молния пользуется широкой популярностью. Ее можно встретить на легкой и верхней одежде, обуви, сумках, по прямому назначению или в качестве украшения. Впервые по достоинству застежку-молнию оценили спустя 80 лет со дня ее «открытия». Над ней работали несколько разных изобретателей.

Первым был Илайес Хоу, американский изобретатель, который изобрел . Он, вдохновленный ее способностью прочно и быстро скреплять между собой ткань, начал работу над созданием застежки–молнии. В 1851 году он пытался получить патент на изобретение, но тогда его идея не нашла отклика среди производителей одежды и идея осталось только идеей.

Спустя 20 лет в Чикаго случился огромный по своим масштабам пожар, который вошел в историю США как один самых разрушительных. В бушующем пламени оказалась маленькая девочка. Она бы погибла, если бы рядом не оказался скромный герой – некий чертежник Стайл, который спас ей жизнь и повредил себе спину, неудачно прыгнув со второго этажа. Стайл прошел лечение, но ему было трудно наклоняться, чтобы зашнуровать обувь.

В этой трудной ситуации Стайл обратился к своему другу Уиткомбу Джадсону, который мог помочь. Уиткомб Лео Джадсон (англ. Whitcomb L. Judson) был инженером-изобретателем и имел на своем счету 12 патентов. Стайл поделился своей проблемой и попросил изобретателя создать какую-нибудь застежку, которая позволяла бы не наклоняться надолго и застегивать обувь одной рукой.

Так Стайл подтолкнул Джадсона к изобретению застежки-молнии. Не стоит думать, что Джадсон украл идею Хоу. Джадсон – честный изобретатель, и разработал идею вполне самостоятельно. Видимо, необходимость в подобном изобретении нарастала, и Джадсон «выхватил» идею из воздуха.

7 ноября 1891 года патентом под номером 504038 была зарегистрирована «застежка для обуви». Она представляла собой две цепочки: на одной – крючки, на другой – петельки, и сцеплялись они с помощью ключа-язычка (“claps locker”). А если его перевернуть, то изделие расстегивалось. В 1894 году Джадсон смог привлечь инвесторов и основал свою компанию «Universal Fastener», которая занималась выпуском только одного изделия – изобретенной застежки.

Глава компании Льюис Уокер и партнер Джадсона Гарри Эрл твердо верили в успех застежки. Их ожидания долго не оправдывались: людям трудно было принять новое, революционное изобретение, которое, к тому же, не было надежным. Была еще одна причина, по которой изобретение не «прижилось» сразу: люди просто не умели пользоваться этой застежкой.

Сейчас это может показаться смешным, но в конце XIX века Джадсону смеяться явно не хотелось. Чтобы научить людей пользоваться новой застежкой, к ней прилагали инструкцию на двух страницах. Но даже «обучение» не решило проблем. Возможно, молния и нашла бы своего покупателя – если бы не стоила дороже самой обуви или сумки. Высокая цена была вынужденной мерой: производство молнии стоило немалых денег.

Поэтому за время «черной полосы» в истории компании самым крупным заказом можно считать 20 застежек для американской почтовой службы. Джадсон был близок к банкротству. Нужно было что-то предпринимать, причем срочно. В 1904 году Джадсон усовершенствовал конструкцию, расположив крючки и петли на матерчатых лентах. Теперь застежка не прикреплялась к обуви, а пришивалась. К сожалению, этот по-настоящему удачный ход не принес удачи компании. Положение оставалось бедственным.

В 1905 году компанию реорганизовали и перевели из Чикаго в Хобокен, штат Нью-Джерси. Количество покупателей по-прежнему оставалось критически малым, и Льюис Уокер решил привлечь к работе американского инженера шведского происхождения – Гидеона Сундбэка. Гидеон оставил прежнюю работу в знаменитой компании “Westinghouse”, которая занималась разработкам новых технологий в области электричества.

В то время электричество было гребнем волны прогресса, и оставить работу в перспективной процветающей фирме ради разоряющейся компании, которая не выпускает ничего, кроме застежки, не пользующейся спросом – верх абсурда. Тем не менее, 26-летний Гидеон сделал именно так. Утверждать, что он поверил в гений Джадсона и его изобретение, означало бы покривить душой. Причиной «передислокации» инженера стало великое чувство, подталкивающее людей и не к такому безрассудству – любовь к дочери менеджера компании “Universal Fastener” Питера Аронсона, Эльвире. Молодые люди стали семейной парой в 1909 году.

В том же году скончался Уиткомб Джадсон. Он так и не увидел успеха своего детища. Но он всегда верил в него, и ожидания оправдались, пусть и после смерти изобретателя. Сундбэк также оправдал надежды своих работодателей. Он модернизировал застежку, создав практически новую конструкцию под названием “Hookless N1”, что означает «Бескрючковая N1». Изготовление застежки было упрощено, количество металлических зубьев – увеличено, к тому же теперь они были скреплены пружинкой.

Однако творческий процесс застежки-молнии на этом не закончился. Новая конструкция хоть и была привлекательной, но надежностью не отличалась: несколько «рейсов» туда-сюда – и все, можно выбрасывать. Следующий вариант появился через год. “Hookless N2” отличалась элементами другой формы и напоминала уже привычную для нас застежку-молнию. Однако внедрить новинку в производство оказалось делом не из легких.

Фабриканты еще помнили первый почти провал, поэтому отнеслись к усовершенствованию с вполне понятным недоверием. Поэтому первые четыре застежки были проданы только в конце 1914 года за символическую цену – по доллару за штуку. Вскоре ситуация кардинально изменилась. В 1917 году Америка присоединилась к воюющему миру, вступив в Первую мировую войну. Обмундирование солдат «сверкало молниями»: на летных комбинезонах, карманах мундиров, даже на брезенте, которыми накрывались самолеты – везде использовалась застежка Уиткомба Джадсона.

Солдаты оценили удобство нового замка. После демобилизации они продолжали использовать молнии на обуви, в спортивной одежде, кожаных изделиях. Очень скоро преимущество такой застежки было по достоинству оценено и гражданским населением. В том же переломном 1917 году была запатентована разделяющаяся застежка. Молния наконец-то получила признание потребителей.

Название «зиппер» принадлежит Бертраму Року, президенту обувной компании “B.F. Goodrich”. Ему очень нравился звук молнии: “zzzip!” (по-русски «вжик!»). В 1923 году Рок выбрал молнию в качестве застежки для калош. Модель окрестили “Zipper Boots”. В вопросе об авторстве слова «зиппер» (которое, кстати, само по себе ничего не означает, а является звукоподражанием) также упоминается имя английского писателя Гильберта Франкау, сделавшего «зиппер» именем нарицательным и обозначающим именно застежку-молнию. Что, в общем-то, способствовало превращению молнии из новинки в реалию повседневной жизни.

В двадцатых годах молния окончательно завоевала свое право на существование и активно использовалась при пошиве одежды. Примечательно то, что застежка-молния довольно долго не использовалась при пошиве женской одежды. Общество того времени считало безнравственным показывать доступность женщины, а застежка открывалась быстро, поэтому только в 1930 году мадам Шапарель, владелица парижского Дома моды, решилась на сей отчаянный шаг.

Застежка прочно вошла в повседневную жизнь и принесла Уолкеру и Сундбэку миллионы дохода. Но окончательно на женской одежде молния закрепилась только к середине века. С удачного почина мадам Шапарель началось продвижение молнии не изобретателями, а дизайнерами, актерами и даже герцогом Виндзорским. Эльза Скиапарелли, одна из великих дизайнеров ХХ века, обратила свой взгляд к детям и поняла, что им довольно трудно справляться с крючочками-шнурочками. Поэкспериментировав с одеждой для маленьких детей, она поняла, что молния как нельзя лучше подходит для неловких детских пальчиков. Эльза «подкинула» идею производителям, и в 1935 году на свет появился гениальный слоган рекламной кампании: «Ваши дети смогут одеваться сами!».

Детская одежда с молнией сразу завоевала популярность. По-настоящему «прорывным» годом для молнии стал 1937-ой. Французский модельер Жан Клод решил разместить застежку на ширинке мужских брюк. В великом и могучем русском языке нет такого слова, которое в полной мере отразило бы реакцию публики… Фурор! Успех! Экстаз! Брюки с застежкой расходились со скоростью света. Тенденцию поддержал и герцог Виндзорский, отдав предпочтение новой модели брюк.

Символом сексуальной революции молнию сделал Марлон Брандо. В 1953 году он снялся в фильме «Дикарь», где его «игра» с молнией возмутила борцов за нравственность, зато привела в восторг тех, кто пропагандировал свободу поведения. Если даже в свободной Америке молния расколола общество, что уж говорить о Советском Союзе, где подобные штучки могли расценить как подрыв моральной основы социализма.

Тем не менее, люди состоятельные могли позволить себе брюки и платья на молнии. Вплоть до 60-ых годов наличие одежды с молнией в гардеробе считалось признаком роскошной жизни. Нынешний день предлагает нам молнии самых разных видов – и металлические, и «тракторные», и спиральные. Разработаны даже молнии для костюмов космонавтов: они отличаются абсолютной герметизацией замка.

Японская фирма “YKK” на сегодняшний день производит более половины молний на планете. Бангладеш, Индия и Китай также считаются центрами по производству молний.

Пусть застежка-молния не сразу получила признание, зато теперь её лавров не отнимешь! Трудно даже и представить современную жизнь без такого удобного предмета!

Именно такое название получила застежка-молния в первых , выдававшихся на территории РФ сначала иностранцам, а затем и советским гражданам.

В те же 30-е годы выдавались патенты и на станки для производства молний. Точной даты появления молнии уже не установить. Довольно странно складывалась судьба этого полезного предмета. Достаточно обратить внимание на хронологию, связанную с её изобретением и её распространением для широкого пользования.

  • 1851 г. - американец Элайя Хоу, которому также принадлежит идея создания швейной машинки, получил патент на застежку-молнию . Не пошло.
  • 1891 г. - еще один американец Лео Джадсон патентует её как застежку для обуви, только через два года представляя её на всеобщее обозрение. Опять дело с молнией заглохло, для тех лет технология производства оказалась сложноватой.
  • 1913 г. Джадсон сколотил уже коллектив из инженеров, который занялся и разработкой технологии производства застежки и её нового варианта. Дело буксовало. Из-за первых неудач фабриканты отнеслись к "молнии" и её внедрению с большим недоверием.
  • 1923 г оказался ключевым. Наконец-то, такое давнее и практичное изобретение приобрело широкую популярность.

У нас же она впервые стала появляться на военных комбинезонах и была исключительно униформистской деталью. В первой половине 30-х годов, как уже говорилось, популярность молнии в СССР стала расти, мы встречаем её уже на спортивной одежде в виде застежки ворота.

На картинке страничка журнала моды за 1938 г.

К 40-м годам это уже не только деталь спортивной одежды, но и неотъемлемая часть модных и очень популярных тогда мужских курток , которые в Москве и тогдашнем Ленинграде назывались, соответственно, но с точностью до наоборот - "ленинградки" и "москвички", а еще "бобочки". Массовое производство застежки "молнии" в СССР к этому моменту было поставлено уже на широкую ногу.


В центре одной из мозаичных композиций на станции московского метро "Киевская", открытой в марте 1954 года, мы видим молодого человека в той самой "бобочке" с молниями.

«Вжик!» - застегнули джинсы. «Вжик!» - застегнули свитер. «Вжик-вжжжик!» - застегнули куртку (молния длинная, заело, однако). «Вжик!» - застегнули обувь. Застегнули так же сумку, одежду ребенка, рюкзак ребенка и побежали на работу. Сэкономлено время, сэкономлены нервы. А все благодаря изобретению, которое сначала не было признано потребителями.

«Люди посвятили двадцать с лишним лет, изобретая и совершенствуя застежку-молнию. Это кажется неразумным, бессмысленным. Застежка не работала, постоянно выходила из строя, изобретателям давно пора было выбросить ее на свалку», - писал Роберт Фридел в книге «Застежка-молния: исследование нового». Какое счастье, что не он был причастен к ее изобретению…

Признание застежки-молнии молниеносным не назовешь. Да и как он мог быть таким, если сам изобретатель не придавал ему значения и посчитал простой случайностью! Имя этого гения – Элайя Хоу. Человек, создавший также и швейную машинку, назвал свое новое изобретение «автоматической непрерывной застежкой». Это было в середине ХIХ века, в 1851 году.

Неудивительно, что молния не нашла своего покупателя – слишком уж новым, революционным изобретением она стала для того времени. К тому же сам автор не озаботился вопросом рекламы, не восприняв изобретение всерьез. Поэтому имя его оказалось несколько забыто…

Спустя 20 лет в Чикаго случился огромный по своим масштабам пожар, который вошел в историю США как один самых разрушительных. В бушующем пламени оказалась маленькая девочка. Она бы погибла, если бы рядом не оказался скромный герой – некий чертежник Стайл, который спас ей жизнь и повредил себе спину, неудачно прыгнув со второго этажа. Стайл прошел лечение, но ему было трудно наклоняться, чтобы зашнуровать обувь. В этой трудной ситуации Стайл поступил так, как обычно поступают все: обратился к своему другу, который мог помочь. Уиткомб Л. Джадсон был инженером-изобретателем и имел на своем счету 12 патентов. Стайл поделился своей проблемой и попросил изобретателя создать какую-нибудь застежку, которая позволяла бы не наклоняться надолго и застегивать обувь по возможности одной рукой. Так Стайл подтолкнул Джадсона к изобретению застежки-молнии.

Не стоит думать, что Джадсон украл идею Хоу. Джадсон – честный изобретатель, и разработал идею вполне самостоятельно. Видимо, необходимость в подобном изобретении нарастала, а Джадсон «выхватил» идею из воздуха.

7 ноября 1891 года патентом под номером 504038 была зарегистрирована «застежка для обуви». Она представляла собой две цепочки: на одной – крючки, на другой – петельки, и сцеплялись они с помощью ключа-язычка (“claps locker”). А если его перевернуть, то изделие расстегивалось.

В 1894 году Джадсон смог привлечь инвесторов и основал свою компанию «Universal Fastener», которая занималась выпуском только одного изделия – изобретенной застежки. Глава компании Льюис Уокер и партнер Джадсона Гарри Эрл твердо верили в успех застежки. Их ожидания долго не оправдывались: людям трудно было принять новое, революционное изобретение, которое, к тому же, не было надежным. Была еще одна причина, по которой изобретение не «прижилось» сразу: люди… просто не умели пользоваться этой застежкой. Сейчас это может показаться смешным, но в конце XIX века Джадсону смеяться явно не хотелось. Чтобы научить людей пользоваться новой застежкой, к ней прилагали инструкцию на двух страницах.

Но даже «обучение» не решило проблем. Возможно, молния и нашла бы своего покупателя – если бы не стоила дороже самой обуви или сумки. Высокая цена была вынужденной мерой: производство молнии стоило немалых денег. Поэтому за время «черной полосы» в истории компании самым крупным заказом можно считать 20 застежек для американской почтовой службы. Джадсон был близок к банкротству.

Нужно было что-то предпринимать, причем срочно. В 1904 году Джадсон усовершенствовал конструкцию, расположив крючки и петли на матерчатых лентах. Теперь застежка не прикреплялась к обуви, а пришивалась. К сожалению, этот по-настоящему удачный ход не принес удачи компании. Положение оставалось бедственным.

В 1905 году компанию реорганизовали и перевели из Чикаго в Хобокен, штат Нью-Джерси. Количество покупателей по-прежнему оставалось критически малым, и Льюис Уокер решил привлечь к работе американского инженера шведского происхождения – Гидеона Сундбэка. Гидеон ради оставил прежнюю работу в знаменитой компании “Westinghouse”, которая занималась разработкам новых технологий в области электричества. В то время электричество было гребнем волны прогресса, и оставить работу в перспективной процветающей фирме ради разоряющейся компании, которая не выпускает ничего, кроме застежки, не пользующейся спросом – верх абсурда. Тем не менее, 26-летний Гидеон сделал именно так. Утверждать, что он поверил в гений Джадсона и его изобретение, означало бы покривить душой (причем сильно покривить).

Причиной «передислокации» инженера стало великое чувство, подталкивающее людей и не к такому безрассудству – любовь к дочери менеджера компании “Universal Fastener” Питера Аронсона Эльвире. Молодые люди стали семейной парой в 1909 году.

В том же году скончался Уиткомб Джадсон. Он так и не увидел успеха своего детища. Но он всегда верил в него, и ожидания оправдались, пусть и после смерти изобретателя.

Сундбэк также оправдал надежды своих работодателей. Он модернизировал застежку, создав практически новую конструкцию под названием “Hookless N1”, что означает «Бескрючковая N1». Изготовление застежки было упрощено, количество металлических зубьев – увеличено, к тому же теперь они были скреплены пружинкой. Однако «мытарства» застежки-молнии на этом не закончились. Новая конструкция хоть и была привлекательной, но надежностью не отличалась: несколько «рейсов» туда-сюда – и все, можно выбрасывать.

Следующая «версия» появилась через год. “Hookless N2” отличалась элементами другой формы и напоминала уже привычную для нас застежку-молнию.

Однако внедрить новинку в производство оказалось делом не из легких. Фабриканты еще помнили первый почти провал, поэтому отнеслись к усовершенствованию с вполне понятным недоверием. Поэтому первые четыре застежки были проданы только в конце 1914 года за символическую цену – по доллару за штуку. Вскоре ситуация кардинально поменялась.

В 1917 году Америка присоединилась к воюющему миру, вступив в Первую мировую войну. Обмундирование солдат «сверкало молниями»: на летных комбинезонах, карманах мундиров, даже на брезенте, которыми накрывались самолеты – везде использовалась застежка Уиткомба Джадсона. Солдаты оценили удобство нового замка. После демобилизации они продолжали использовать молнии на обуви, в спортивной одежде, кожаных изделиях. Очень скоро преимущество такой застежки было по достоинству оценено и гражданскими. В том же переломном 1917 году была запатентована разделяющаяся застежка. Молния наконец-то получила признание потребителей.

Название «зиппер» принадлежит Бертраму Року, президенту обувной компании “B.F. Goodrich”. Ему очень нравился звук молнии: “zzzip!” (по-русски «вжик!»). В 1923 году Рок выбрал молнию в качестве застежки для резиновых калош. Модель окрестили “Zipper Boots”. В вопросе об авторстве слова «зиппер» (которое, кстати, само по себе ничего не означает, а является звукоподражанием) также упоминается имя английского писателя Гильберта Франкау, сделавшего «зиппер» именем нарицательным и обозначающим именно застежку-молнию. Что, в общем-то, способствовало превращению молнии из новинки в реалию повседневной жизни. В 20-ых годах молния окончательно свое право на существование и активно использовалась при пошиве одежды.

Примечательно то, что застежка-молния довольно долго не использовалась при пошиве женской одежды. Общество того времени считало безнравственным показывать доступность женщины (а застежка открывалась быстро), поэтому только в 1930 году мадам Шапарель, владелица парижского Дома моды, решилась на сей отчаянный шаг. А в следующем году попрали законы нравственности и Дома моды Нью-Йорка. Застежка твердо обосновалась на пьедестале и принесла Уолкеру и Сундбэку миллионы дохода. Но окончательно на женской одежде молния закрепилась только к середине века.

С удачного почина мадам Шапарель началось продвижение молнии не изобретателями, а дизайнерами, актерами и даже герцогом Виндзорским. Эльза Скиапарелли, одна из великих дизайнеров ХХ века, обратила свой взгляд к детям и поняла, что им довольно трудно справляться с крючочками-шнурочками. Поэкспериментировав с одеждой для маленьких детей, она поняла, что молния как нельзя лучше подходит для неловких детских пальчиков. Эльза «подкинула» идею производителям, и в 1935 году на свет появился гениальный слоган рекламной кампании: «Ваши дети смогут одеваться сами!». Стоит ли говорить, что детская одежда с молнией сразу завоевала популярность…

По-настоящему «прорывным» годом для молнии стал 1937-ой. Французский модельер Жан Клод эпатажу ради решил разместить застежку на ширинке мужских брюк. В великом и могучем русском языке нет такого слова, которое в полной мере отразило бы реакцию публики… Фурор! Успех! Экстаз! Бомба! Брюки с застежкой расходились со скоростью света. Тенденцию поддержал и герцог Виндзорский, отдав предпочтение новой модели брюк.

Символом сексуальной революции молнию сделал Марлон Брандо. В 1953 году он снялся в фильме «Дикарь», где его «игра» с молнией возмутила борцов за нравственность, зато привела в восторг тех, кто пропагандировал свободу поведения.

Если даже в свободной Америке молния расколола общество, что уж говорить о Советском Союзе, где подобные штучки могли расценить как подрыв моральной основы социализма. Тем не менее, люди состоятельные могли позволить себе брюки и платья на молнии. Вплоть до 60-ых годов наличие одежды с молнией в гардеробе считалось признаком роскошной жизни.

Нынешний день предлагает нам молнии самых разных видов – и металлические, и «тракторные», и спиральные. Разработаны даже молнии для костюмов космонавтов: они отличаются абсолютной герметизацией замка. Японская фирма “YKK” на сегодняшний день производит более половины молний на планете. Бангладеш, Индия и Китай также считаются центрами по производству молний.

Пусть зиппер не сразу получил признание: зато теперь его лавров не отнимешь!