Заказчик принимает товар 44 фз. Если заказчик нарушает закон: что делать поставщику? Что заказчик должен сделать после расторжения контракта

Приемка товара по 44-ФЗ является одним из этапов исполнения контракта. Поставщику важно не только поставить качественный товар, соответствующий требованиям контракта и техническому заданию, но соблюсти порядок передачи товара заказчику. Последний же, в свою очередь, должен осуществить приемку в строгом соответствии с положениями закона, нормативно-правовых актов и пунктов контракта. Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ Вопросы передачи и приемки товара по 44-ФЗ урегулированы ст. 94 указанного закона и ст. 513 Гражданского кодекса РФ. Согласно ч. 3 ст. 94 ФЗ-44 заказчик при приемке товара должен провести экспертизу по вопросу его соответствия условиям контракта. Заказчик может воспользоваться услугами сторонних экспертов или ограничиться силами своих специалистов при проведении экспертизы.

Заказчик отказывается принимать товар по контракту, заключённому по 44 фз

Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы. Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства.


Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.

Общая ошибка

Заказчик обязан приложить акт, а также документы, свидетельствующие в пользу того, что товар недоброкачественный.

  • Согласно части 15 статьи 95 заказчик обязан принять решение о расторжении контракта и уведомить об этом поставщика в письменной форме в срок не более трех дней с момента принятия такого решения. В это же время он размещает документ о расторжении договора в ЕИС.
    Решение вступает в законную силу спустя 10 дней.
  • Если в течение этих 10 дней поставщик устраняет все нарушения и компенсирует затраты на проведение экспертизы, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении договора.
  • При расторжении контракта в одностороннем порядке сведения о таком поставщике сразу же попадают в РНП. Это негативно скажется на его репутации и затруднит дальнейшее участие в государственных закупках.

Приемка товара по 44-фз: инструкция к применению

Планируем подать в кассацию, но в связи со сложившимися обстоятельствами решили подготовиться максимально, как это возможно. Есть ли у вас обзор по подобным делам? Может, есть судебные решения? Считаем, что нам нужно как-то доказать, что мы не должны самостоятельно изучать характеристики оборудования, которое указано в техническом задании, если хотим предложить эквивалент, а проводим сравнение только по тем характеристикам, которые указаны в техническом задании.
Ответ: Обзора у меня нет, честно говоря. Я с Вашей позицией согласна, заказчик приглашает Вас поторговаться, условия торга должны быть изложены в документации исчерпывающим образом. Но непонятно, что же в Вашем контракте описано? Ведь в предмете контракта должен быть описан именно тот товар, который Вы предложили (то есть пресловутый эквивалент), а не тот, который был указан в документации об аукционе.

Форум института госзакупок (москва)

  1. Пропишите в контракте штрафные санкции за поставку продукции ненадлежащего качества. Такое право устанавливается частью 8 статьи 34 44-ФЗ.
    Согласно постановлению Правительства РФ за номером 1063 от 25.11.13 размер штрафа определяется в виде фиксированного процента от итоговой цены контракта.
  2. Предусмотреть максимальное обеспечение контакта, что позволит в случае необходимости покрыть понесенные убытки.
  3. Правильно составлять описание объекта закупки. В нем должны быть четко прописаны характеристики, которые соответствуют именно тому товару, который вы хотите получить в итоге.

Такие меры помогут снизить вероятность недобросовестного исполнения поставщиком своих обязательств.

Что делать, если заказчик не выбирает весь товар

Внимание

А сам документ о приемке должен быть утвержден заказчиком. Если заказчик привлекал к проведению экспертизы стороннюю организацию, эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ должен учитывать выводы, отраженные в экспертном заключении.


К акту приемки можно приложить заключение по экспертизе. Если же заказчик полагает, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара по 44-ФЗ.

Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика. Установленного законом образца таких документов нет, поэтому составить их можно в свободной форме.

Экспертиза по 44-фз — приемка по госконтракту

ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет. В письме от 12.06.2016 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров. Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.

У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика. У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.

Отказ заказчика принимать товар по 44фз

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу. Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным. Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение. Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них - обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.

Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом. Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом. По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ.

Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Если у заказчика отпала необходимость в приемке некоторой части товара по контракту, необходимо либо расторгнуть контракт по соглашению сторон в части исполненных обязательств, либо заключить к нему дополнительное соглашение об уменьшении объема товара по контракту. Заказчику необходимо, чтобы все было документально оформлено по исполнению обязательств сторонами и контракт был правильно закрыт, вне зависимости от ссылки на данный пункт в контракте.

Также необходимо учесть, что Контракт возможно расторгнуть, если в нем отсутствует условие, что окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по нему, и контракт признается действующим до установленного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (т. е. до поставки товара, предусмотренного контрактом, в полном объеме) (п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ).

Сведения о расторжении контракта необходимо разместить в ЕИС на следующий рабочий день, после того как расторгли контракт и закрыть контракт в реестре контрактов на сайте ЕИС.

Как расторгнуть контракт

Законом № 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • в случае одностороннего отказа заказчика;
  • в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя).

Такие основания предусмотрены частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Расторгнуть контракт по соглашению сторон допускается, если у сторон нет друг к другу претензий по исполнению.

Однако в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в т. ч. гарантийного обязательства), в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Расторжение контракта по соглашению сторон оформляется в виде дополнительного соглашения.

Датой расторжения контракта (прекращения обязательств) считается дата заключения соглашения о расторжении, если иное не вытекает из соглашения (ч. 2, 3 ст. 453 Гражданского кодекса РФ).

Расторжение контракта по решению суда

Если стороны контракта не соглашаются на расторжение по взаимному соглашению либо в законе или контракте отсутствует необходимое основание для одностороннего отказа от исполнения, допускается расторгнуть контракт по решению суда.

Расторгнуть контракт по решению суда можно:

  • при нарушении контракта одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении контракта (ст. 450 Гражданского кодекса РФ);
  • в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или контрактом.

Случаи расторжения контракта по Гражданскому кодексу РФ:

  • досрочное расторжение договора аренды по требованию арендодателя (ст. 619 Гражданского кодекса РФ);
  • досрочное расторжение договора аренды по требованию арендатора (ст. 620 Гражданского кодекса РФ);
  • расторжение договора найма жилого помещения по требованию наймодателя (п. 2 ст. 687 Гражданского кодекса РФ).

Расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика

Односторонний отказ от исполнения контракта допускается по основаниям, предусмотренным в Гражданском кодексе РФ.

Из положений Гражданского кодекса РФ следует, что односторонний отказ от исполнения контракта допускается в случае существенных нарушений контракта одной из сторон.

Существенные нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта:

  • купли-продажи - пункт 1 статьи 463, абзац 2 статьи 464, пункт 2 статьи 468, пункт 2 статьи 475, пункт 2 статьи 480, пункт 2 статьи 488, абзац 2 статьи 490, пункт 3 статьи 495, пункт 4 статьи 497, пункт 2 статьи 500, пункт 3 статьи 503 Гражданского кодекса РФ;
  • поставки - статья 523 Гражданского кодекса РФ;
  • возмездного оказания услуг - пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ;
  • аренды - пункт 2 статьи 610, пункт 3 статьи 627 Гражданского кодекса РФ;
  • подряда - пункт 5 статьи 709, пункт 2 статьи 715, статья 717 Гражданского кодекса РФ;
  • банковского счета - пункт 1 статьи 859 Гражданского кодекса РФ;
  • страхования - пункт 2 статьи 958 Гражданского кодекса РФ.

Заказчик принимает решение об одностороннем отказе, если в контракте он предусмотрел право на принятие такого решения.

Если до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик решил провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, то решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается только в случае, если по результатам экспертизы подтверждаются нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа (ч. 10, 11 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик размещает в ЕИС. Срок размещения - в течение трех рабочих дней (не позднее) с даты принятия такого решения. В тот же срок заказчик уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении.

Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте.

  • по адресу электронной почты;
  • с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о получении.

По истечении 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Датой надлежащего уведомления признается:

  • дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об отказе от исполнения;
  • дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте;
  • дата по истечении 30 дней с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения в ЕИС, когда невозможно получить указанное подтверждение либо информацию.

Такое правило установлено в части 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщик (подрядчик, исполнитель):

  • устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения;
  • компенсировал заказчику затраты на проведение экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые по гражданскому законодательству являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Когда контракт расторгается по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заказчик вправе закупить товар (работы, услуги), являющийся предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса предложений на основании пункта 6 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Если до момента расторжения контракт частично был исполнен, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги уменьшается на объем обязательств, исполненных по расторгнутому контракту. Цена такого контракта уменьшается пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы, оказанной услуги (ч. 18 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Когда заказчик обязан принять решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке

1. Если в ходе исполнения контракта заказчик установил, что:

  • поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, документации о закупке;
  • поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, документации о закупке, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • поставляемый товар не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, документации о закупке, к поставляемому товару.

2. Если в ходе исполнения контракта, заключенного по пункту 47 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, расторгнут специальный инвестиционный контракт.

  • сторона, которая заключила специальный инвестиционный контракт, направляет уведомление о его расторжении заказчику, у которого контракт по пункту 47 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ находится в стадии исполнения. Срок на это - 10 рабочих дней со дня, когда расторгнут специальный инвестиционный контракт.
  • заказчик, получив уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта, принимает решение расторгнуть в одностороннем порядке контракт, заключенный по пункту 47 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Срок на это - три рабочих дня со дня, когда получено уведомление;

3. Если в ходе исполнения контракта, заключенного по пункту 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, расторгнут контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию, модернизации, освоению производства товара на территории субъекта РФ (ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ).

Порядок расторжения такого контракта следующий:

  • сторона, которая заключила контракт от имени субъекта РФ согласно статье 111.4 Закона № 44-ФЗ, направляет уведомление о его расторжении заказчику, у которого контракт по пункту 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ находится в стадии исполнения. Срок на это 10 рабочих дней со дня, когда расторгнут контракт, заключенный согласно статье 111.4 Закона № 44-ФЗ.
    Уведомление должно быть направлено по почте заказным письмом с извещением о вручении. Перечень заказчиков определяется по информации, которая содержится в реестре контрактов;
  • заказчик, получив уведомление о расторжении контракта, заключенного согласно статье 111.4 Закона № 44-ФЗ, принимает решение расторгнуть в одностороннем порядке контракт, заключенный по пункту 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Срок на это - три рабочих дня со дня, когда получено уведомление;
  • после принятия решения заказчик расторгает контракт по общим правилам, которые предусмотрены настоящей рекомендацией и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

При проведении закупки по государственному оборонному заказу особенности порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта могут быть установлены Законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». В настоящее время они не установлены.

Расторжение контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя)

Поставщик (подрядчик, исполнитель), так же как и заказчик, вправе отказаться от исполнения контракта.

Условие для принятия решения об отказе поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - в контракте предусмотрено право заказчика на принятие такого решения.

Решение об одностороннем отказе принимается по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения.

Существенные нарушения заказчиком контракта:

  • купли-продажи - пункт 3 статьи 484, пункт 4 статьи 486, пункт 2 статьи 487, пункт 2 статьи 489, абзац 2 статьи 490, абзац 2 статьи 496 Гражданского кодекса РФ;
  • поставки - пункт 3 статьи 509, пункт 2 статьи 515, статья 523, пункт 2 статьи 533 Гражданского кодекса РФ;
  • возмездного оказания услуг - пункт 2 статьи 782 Гражданского кодекса РФ;
  • аренды - пункт 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ;
  • безвозмездного пользования - статья 699 Гражданского кодекса РФ;
  • подряда - пункт 3 статьи 716, пункт 2 статьи 719 Гражданского кодекса РФ;
  • строительного подряда - пункт 3 статьи 745 Гражданского кодекса РФ;
  • транспортной экспедиции - статья 806 Гражданского кодекса РФ;
  • хранения - пункт 2 статьи 896 Гражданского кодекса РФ.

О принятом решении поставщик (подрядчик, исполнитель) уведомляет заказчика.

Для этого в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (не позднее) поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику.

Решение направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте.

Также решение направляется телеграммой либо:

  • посредством факсимильной связи;
  • по адресу электронной почты;
  • с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение исполнителем подтверждения о его получении (ч. 20 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

По прошествии 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 21 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Датой надлежащего уведомления заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

Если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчика нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения, были устранены, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение (ч. 22 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Если контракт расторгается в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя), то заказчик проводит закупку товаров, работы, услуги, являющихся предметом расторгнутого контракта, согласно положениям Закона № 44-ФЗ (ч. 24 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от его исполнения влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц - в размере 50 000 руб.;
  • на юридических лиц - 200 000 руб. (ч. 6 ст. 7.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Предприниматели несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрено иное (ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Что заказчик должен сделать после расторжения контракта

С момента расторжения контракта заказчик должен:

1. В течение трех рабочих дней направить информацию о расторжении контракта в Казначейство России (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Порядок направления такой информации установлен:

  • в Правилах ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084;
  • в приказе Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».

2. В течение одного рабочего дня разместить информацию о расторжении контракта в единой информационной системе. Сведения, составляющие государственную тайну, заказчик не должен размещать (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

3. В течение семи рабочих дней разместить в единой информационной системе отчет об исполнении контракта (подп. «в» п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093).

4. В течение трех рабочих дней направить в ФАС России информацию для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которая предусмотрена частью 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ, в случае, если контракт расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом от исполнения. Кроме того, вместе с такой информацией заказчик должен направить данной службе копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин отказа (ч. 16 ст. 95, ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

При работе с госзаказчиками, как правило, все идет достаточно четко и планомерно, если участник сам добросовестно выполняет свои обязательства по контракту. Но и здесь нельзя на сто процентов застраховаться от ситуаций, когда заказчик не подписывает акт приёмки или указывает, что услуга, товар или работы не соответствуют требованиям качества.

Если в отношениях закупок в рамках 223 Федерального закона эти вопросы можно урегулировать заранее, например, прописать в договоре штрафные санкции за немотивированную просрочку в приемке или даже установить, что работы считаются принятыми с момента сдачи документов уполномоченному представителю принимающей стороны. То в случае государственных закупок эта проблема чаще всего решается через суд.

Существенные условия госконтракта в рамках 44 Федерального закона поменять невозможно, поэтому в случае таких конфликтов вопросы решаются в претензионном порядке.

Претензионная работа с заказчиком

Для суда потребуются доказательства того, что исполнитель пытался сдать работы и обращался к заказчику. Участник должен направить заказное письмо с уведомлением о вручении, в котором содержится сообщение:

  • о завершении работ;
  • акты;
  • назначено время приемки, в которое представитель заказчика должен явится.

На будущее, для суда должно быть видно, что заказчика приглашали, работы пытались сдать, но он необоснованно уклонялся от приемки и подписания актов выполненных работ. Поэтому важно правильно сдавать документы: должно быть видно, что они получены другой стороной.

Зачастую бывает, что поставщик приезжает в офис заказчика, оставляет документы где-то у секретаря и уезжает, не получив подтверждения о приемке. В такой ситуации, в суде будет очень легко доказать, что никаких документов предоставлено не было.

Лучше всего будет отправить документы почтой, с подтверждением о вручении. Так как такой факт заказчику будет очень сложно оспорить в суде и доказать, что поставщик не предоставил акты для подписания практически нереально.

Согласно ст. 753 Гражданского Кодекса заказчик, получивший сообщение о готовности к сдаче результата работ (товаров или услуг), обязан немедленно приступить к приемке.

Если заказчик не является на приемку ТРУ - акт подписывается в одностороннем порядке.

Такой документ служит основанием для оплаты и может быть признан судом недействительным только, если мотивы отказа от подписания обоснованы.

Здесь нужно подумать о доказательствах выполнения работ для суда:

  1. засвидетельствовать выполнение третьей независимой стороной;
  2. пригласить субподрядчиков;
  3. поставщиков материалов;
  4. подготовить промежуточные акты;
  5. переписку с заказчиком. Сейчас, заверенная нотариусом интернет-переписка также служит доказательством в суде.

А вот фотографии выполненных работ суды обычно не принимают, т.к. непонятно - где это снято, что за объект, в какой период сделано фото и так далее.

Бывает, что заказчик не принимает работы, т.к. его не устраивает качество. Нужно тогда смотреть, а было ли требование к качеству вообще детально прописано в аукционной документации и контракте?

Часто - это только общие фразы, например, товар должен быть пригоден для использования. Заказчик должен указать конкретные, а не общие замечания, почему он считает услугу или товар не пригодными, в чем выразился недостаток. При этом все требования, которые предъявляются к поставщику должны совпадать с условиями, описанными в документации.

После определения недостатков, стороны должны согласовать срок их устранения. Возможно, потребуется заключение эксперта, которое поможет доказать поставщику, что качество товара, работ или услуг соответствует условиям контракта.

Подготовка претензии заказчику

Известно, что решение любых вопросов нужно сопровождать письменными документами. Если что-то не удается урегулировать с заказчиком, не надо ждать, что оно само решится. В государственных закупках каждый день очень важен, потому что сроки строго регламентированы законом и их нарушение ведет к штрафам и пеням.

Нужно готовить претензию сразу, как только что-то пошло не так.

Этот документ можно разбить на несколько частей:

  1. В так называемой шапке, пишем кому и от кого, регистрируем исходящий номер.
  2. Далее необходимо кратко описать ситуацию. Например, “такого-то числа был заключен государственный контракт номер такой-то. Работы выполнены в полном объеме и приняты заказчиком 15 февраля, оплата должна была быть произведена 15 марта. Уже начался апрель, а оплаты до сих пор не поступило.”
  3. Также надо указать на пункты контракта, в которых зафиксированы сроки и ответственность, сделать ссылку на п. 5 ст. 34 44-ФЗ, согласно которой заказчик, допустивший просрочку, уплачивает в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
  4. Указывается расчет, нормы закона на которые ссылается участник, срок ответа на претензию, как правило, это 7 дней и само требование.

Пеня по контракту

В претензии нужно указать краткий расчет задолженности: 1/300 умножается на ставку рефинансирования (в апреле 2018 года текущая ставка 7,25%) полученное произведение умножается на сумму долга и на количество дней просрочки.

Размер штрафа зависит от цены контракта, например, если цена меньше трех миллионов, то штраф будет 2,5 % от стоимости контракта. Также за другие нарушения заказчика установлены штрафы в виде фиксированной суммы.

В простых стандартных случаях составить претензию под силу участнику самому. В сложных ситуациях лучше все-таки обратится к специалистам.

При возникновении проблем с заказчиком по контракту 44-ФЗ -отказа в подписании актов или задержки оплаты, мы советуем сразу же пытаться решить эту проблему. Сначала попробовать урегулировать все мирным путем переговоров, а если заказчик так и не выполнит свои обязательства, то решать проблему необходимо через суд. Т.к. если, например, акты не будут подписаны к сроку окончания исполнения контракта, это будет только проблемой поставщика. И штрафы за это будут наложены на исполнителя.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Приемка товара по 44-ФЗ является одним из этапов исполнения контракта. Поставщику важно не только поставить качественный товар, соответствующий требованиям контракта и техническому заданию, но соблюсти порядок передачи товара заказчику. Последний же, в свою очередь, должен осуществить приемку в строгом соответствии с положениями закона, нормативно-правовых актов и пунктов контракта.

Прежде чем начать нашу статью, хотим посоветовать вам ведущий сервис для дистанционного оказания услуг в сфере госзакупок — . Он объединяет специалистов по всей стране. Теперь вы легко можете найти удаленного сотрудника, который подготовит за вас тендерную документацию, подаст заявку на аукцион или выполнит любую другую услугу по 44-ФЗ.

Смотрите короткое видео о том, как работает сервис :

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

Вопросы передачи и приемки товара по 44-ФЗ урегулированы ст. 94 указанного закона и ст. 513 Гражданского кодекса РФ. Согласно ч. 3 ст. 94 ФЗ-44 заказчик при приемке товара должен провести экспертизу по вопросу его соответствия условиям контракта. Заказчик может воспользоваться услугами сторонних экспертов или ограничиться силами своих специалистов при проведении экспертизы.

Законом установлена обязанность провести экспертизу при помощи экспертной организации при приемке, когда товар закупается у единственного поставщика . Из этого правила есть исключения, они указаны в ч.4 ст. 94 ФЗ-44.

Если экспертиза проводится в экспертной организации, то по её результатам должно быть составлено заключение, подписанное экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации.

В заключении эксперта могут быть отражены предложения по устранению нарушений, допущенных при исполнении контракта, и сроках их устранения, если такие нарушения не помешают приемке товара, работ или услуг.

Порядок приемки товара по 44-ФЗ

Согласно нормам гражданского законодательства РФ после того, как покупатель получил товар, он должен его осмотреть в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Непосредственно порядок приемки товара должен устанавливаться контрактом. В контракт может быть включен отдельный раздел, посвященный данному вопросу. В нем могут быть отражены следующие вопросы:

  • место приемки товара;
  • действия заказчика по приемке товара (например, проверка по упаковочным листам номенклатуры поставленного товара на соответствие спецификации и техническим требованиям, проверка полноты и правильности комплекта сопроводительных документов, проверка наличия или отсутствия внешних повреждений упаковки, проверка комплектности и целостности поставленного товара);
  • сроки приемки товара по 44-ФЗ.

Поэтому при возникновении вопросов по приемке товара в рамках контракта по 44-ФЗ, прежде всего, стоит ознакомиться с условиями данного контракта – какие правила для приемки в нем предусмотрены.

Также в контракте может содержаться ссылка на применение по вопросам приемки товара Инструкций о порядке приема продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, утвержденными Постановлениями Госарбитража СССР № П-6 от 15.06.1965 г. и № П-7 от 25.04.1966 г. (далее – Инструкции по приемке). Скачать инструкции по приемке товара можно в конце настоящей статьи.

В указанных документах подробно отражены следующие вопросы: сроки приемки, действия покупателя при приемке товара, вопросы по явке представителя поставщика на приемку, документы, которые необходимо составить по окончании приемки.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 отмечено, что указанные инструкции по приемке товара могут применяться покупателем, только если это прямо предусмотрено договором.

Пример из судебной практики

Суд отказал истцу в расторжении договора, во взыскании неустойки за поставку некачественного товара. При этом суд отметил, что нарушение приемки товара расценивается как основание для признания факта поставки некачественного товара недоказанным. Суд посчитал недостаточным доказательством некачественности товара представленные претензионные уведомления о некачественном товаре, подписанные только со стороны покупателя. Истец фактически нарушил порядок и сроки уведомления поставщика о возможно имеющихся расхождениях по качеству поставленного товара, предусмотренные ч. 3 ст. 513 ГК РФ и Инструкцией о приемке товара по качеству (Постановление АС Московского округа Постановление от 28 июля 2017 года по делу №А40-172808/2016).

Приемка товара, доставленного с помощью транспортной организации

Стоит помнить о необходимости применения специальных нормативно-правовых актов, регулирующих работу данного вида транспорта, при приемке товара (ч. 3 ст. 513 ГК РФ). Так, например, при поставке товара с помощью железнодорожного транспорта, также необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 513 ГК РФ на покупателя возлагается обязанность провести проверку товара на соответствие сведениям, которые отражены в сопроводительных документах и принять товар с соблюдением правил, установленных законами и нормативно-правовыми актами.

Пример из судебной практики

Предприниматель обратилась в суд с иском к компании о взыскании денежных средств за поставленный некачественный товар. Истец получила товар (конфеты), и при его дальнейшей реализации к ней стали поступать жалобы от покупателей на его качество. В течение 6 дней после получения товара предприниматель обратилась с претензией к поставщику. Компания претензию не удовлетворила. Несмотря на представленное истцом заключение эксперта, суд отказал в исковых требованиях. В суде было установлено, что товар находился в пути более 20 суток и доставлен получателю со значительной просрочкой в доставке. А покупатель в нарушение требований закона приняла товар без проверки его качества и количества, а также в железнодорожной накладной отсутствует отметка, в каком состоянии выдан контейнер.

Суд отметил, что представленные доказательства не исключают, что качество кондитерских изделий ухудшилось вследствие несоблюдения необходимых условий их хранения в период транспортировки либо нахождения товара на складе истца (Постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу №А17-174/10 от 30 июня 2004 года).

О том, как дешево доставлять товар заказчику по России, читайте в нашей статье по .

Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ

Согласно ч. 6 ст. 94 ФЗ-44 в целях приемки товара заказчик может создать приемочную комиссию. Закон содержит только одно требование к такой комиссии – в неё должно входить не меньше 5 человек. При этом в законе нет требований о том, чтобы в комиссию входили только сотрудники заказчика.

Вместе с тем, если условиями контракта предусмотрено обязательное применение Инструкций по приемке, то необходимо соблюсти еще одно требование к приемочной комиссии – в комиссию должны входить сотрудники, которые компетентны в вопросах качества и комплектности подлежащего приемке товара. В этом случае учитывается род работы, образование, опыт трудовой деятельности таких сотрудников.

При создании приемочной комиссии заказчику необходимо утвердить положение о работе приемочной комиссии и издать приказ о её формировании.

Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ?

В случае если поставленный товар соответствует требованиям заказчика, должен быть составлен документ о приемке товара . Данный документ должен быть подписан заказчиком, а если создавалась приемочная комиссия, то в акте приемки должны стоять подписи всех членов комиссии. А сам документ о приемке должен быть утвержден заказчиком. Если заказчик привлекал к проведению экспертизы стороннюю организацию, эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ должен учитывать выводы, отраженные в экспертном заключении. К акту приемки можно приложить заключение по экспертизе.

Если же заказчик полагает, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара по 44-ФЗ . Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

Установленного законом образца таких документов нет, поэтому составить их можно в свободной форме. Целесообразно отразить в приемочных документах следующие сведения:

  • поставленный товар и его стоимость;
  • результаты экспертизы;
  • заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
  • список выявленных недостатков;
  • подписи членов приемочной комиссии.

Если в вашем контракте указано на необходимость применения Инструкций по приемке, то обратите внимание на требования п. 29 данной Инструкции, где указано, какие сведения необходимо включить в акт приемки.

Указанные документы должны быть оформлены в сроки для приемки товара, установленные законом или контактом.

Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ?

В практике нередки случаи, когда заказчик проводит экспертизу и обнаруживает, что поставленный товар не соответствует требованиям, отраженным в контракте, в техническом задании. В этом случае заказчик отказывается принимать товар, ссылаясь на нормы 44-ФЗ. В этой ситуации заказчик направляет мотивированный отказ от приемки с указанием причин такого отказа и требованием устранить недостатки в установленные сроки.

Если поставщик согласен с заявленными недостатками и может их устранить, то он устраняет их. Производится повторная приемка товара.

Если же поставщик полагает, что товар качественный, то он может заказать независимую экспертизу качества поставленного товара, его соответствия требованиям технического задания. Положительные результаты данной экспертизы поставщик может направить в адрес заказчика с требованием принять и оплатить товар, то есть направить досудебную . По истечении 30 дней с момента вручения претензии заказчику (или иного срока, установленного контрактом для рассмотрения претензии) поставщик может обратиться в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением. О том, как подать документы в суд, читайте .

Также стоит заметить, что когда заказчик отказывается от приемки товара ненадлежащего качества, а поставщик не устраняет недостатки, то заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт (если такая возможность предусмотрена контрактом).

В случае расторжения контракта со стороны заказчика сведения о поставщике могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому поставщику важно не только в судебном порядке обязать принять товар, но и участвовать в заседании ФАС по вопросу включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, а также обжаловать в суде решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Если вам нужна юридическая помощь по вопросу приемки товара, то можете обратиться к нам. Первая консультация — бесплатно. Подробности .

Пример из судебной практики

Поставщик в соответствии с условиями контракта поставил Заказчику компьютеры, но последний отказался их принимать, так как поставленный товар не соответствовал требованиям спецификации и контракта. Для устранения замечаний Заказчика Поставщик доукомплектовал поставленные компьютеры петлями для висячего замка и безвинтового крепления карт расширения. Но заказчик указал, что самостоятельная установка таких частей без согласия заказчика и производителя фактически свидетельствует об изменении технических характеристик составляющей системного блока компьютера. В связи с отказом заказчика от приемки товара поставщик обратился в суд с иском об обязании заказчика принять товар.

Нарушения законодательства со стороны заказчиков на любом этапе закупки - явление нередкое. Однако до сих пор многие поставщики не знают, как действовать, если их права нарушены. На самые распространенные вопросы участников закупок отвечает Анна Крайнева, руководитель тендерного отдела ГК BiCo.

Если установлены излишние требования…

Предположим, заказчик выставляет излишние требования: просит предоставить лицензию, которая не нужна для выполнения условий контракта. Что делать в такой ситуации поставщику?

Избыточные требования к участникам противоречат законодательству. Например, заказчик может требовать от участника разрешения, на получение которых придется потратить немало времени и денежных средств. Например, лицензия ФСБ на работу с гостайной оформляется долго и дорого стоит, поэтому не каждый участник может ее своевременно получить. Свидетельство СРО также обходится недешево.

Важно!

Для получения лицензии ФСБ организация должна предоставить подтверждение степени секретности и ходатайство от заказчика, а ее генеральный директор - оформить допуск к гостайне и пройти соответствующее обучение.

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании» (далее - Закон № 99-ФЗ) специальные разрешения выдают на те виды деятельности, в результате которых может быть нанесен ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, памятникам истории и культуры, обороне и безопасности государства. Лицензирование в иных целях не допускается.

В России выдают лицензии на 50 видов деятельности. Перечень закреплен в ст. 12 Закона № 99-ФЗ. Этот список часто меняют. Поэтому заказчики иногда допускают ошибки, требуя лицензии на те виды деятельности, которые в него уже не входят. Такие действия ограничивают конкуренцию, препятствуют открытости и прозрачности, нарушая основные принципы законодательства о закупках.

Важно!

Федеральная антимонопольная служба считает, что при проведении закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства (письмо ФАС России от 02.11.2015 № АЦ/60557/15).

И все же, оценивая действия заказчика (требования, установленные в документации) с точки зрения их правомерности, не следует забывать о том, что продукция может быть предназначена, к примеру, для нужд обороны и безопасности.

Например, один из заказчиков установил в документации требование о наличии лицензии на производство вооружения и военной техники. Участник обратился в антимонопольную службу с просьбой признать действия учреждения незаконными. Заявитель представил письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, согласно которому поставляемые детали и агрегаты отнесены к гражданской продукции.

И все-таки жалобу признали необоснованной в связи с тем, что запчасти заказчик приобретал для военной техники. Поэтому комиссия пришла к выводу, что действия заказчика не противоречат законодательству о контрактной системе (решение ФАС России от 29.06.2015 по делу № КГОЗ-310/15).

Если же сомнений в нарушении Закона № 44-ФЗ не возникает, поставщику в таких случаях рекомендуется действовать следующим образом. Во-первых, нужно направить запрос о разъяснении положений документации. Сделать это необходимо до окончания срока подачи заявок.

Например, при проведении аукциона подать запрос надо не менее чем за 3 дня до даты окончания подачи заявок. Заказчик должен рассмотреть обращение в течение 2 дней.

Обратите внимание, что если последний день срока поступления запроса приходится на выходной день, окончание такого срока переносится на следующий за ним рабочий день (письмо Минэкономразвития России от 22.01.2016 № Д28и-88).

Во-вторых, не бойтесь отстаивать свои права и обращайтесь в контролирующий орган: в данном случае - это ФАС России. Подавать жалобу на положения документации нужно также до того, как срок подачи заявок закончился.

Если первую часть заявки отклонили…

Как быть, если первую часть заявки на участие в аукционе отклонили неправомерно?

Прежде чем подать жалобу, нужно убедиться в том, что действия заказчика неправомерны. Ведь отклонить заявку без объяснения причин учреждение не вправе. В соответствии с Законом № 44-ФЗ причина отклонения должна быть указана в протоколе. Например, при рассмотрении первых частей заявок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной положениями Закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Если в протоколе отсутствует информация о причине отклонения со ссылкой на статью Закона № 44-ФЗ, то отклонение является необоснованным и, соответственно, неправомерным.

В таком случае участнику следует оформить жалобу в ФАС. При ее составлении обратите внимание на следующий момент. Обращение обязательно должно содержать указание, какие конкретно действия (бездействие) заказчика обжалуется, а также документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Учтите, что подать такую жалобу в контрольный орган участник вправе не позднее чем через 10 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения заявок (ч. 4 ст. 105 Закона № 44-ФЗ). Если этот срок пропущен, то можно попытаться отстоять свои права в суде.

Если плата по контракту не поступила…

Что делать поставщику, если заказчик не платит за выполненные работы, отказывается принять работу в срок без объяснения причин?

В таких случаях у поставщика должен быть следующий алгоритм действий. Начните вести претензионную работу с заказчиком в письменном виде, при этом обязательно фиксируйте входящие номера писем и даты, визируйте у ответственных лиц. Дублируйте обращения по электронной почте. При отправке претензии посредством e-mail, обязательно ставьте в копию вышестоящего руководителя.

Если учреждение не отвечает на такое обращение, то обращайтесь в судебные инстанции.

Важно!

Любой участник закупки, чьи права и законные интересы были нарушены, вправе обратиться и в прокуратуру РФ (письмо Минэкономразвития России от 09.10.2015 № Д28и-2930)..

Чтобы грамотно обжаловать отказ заказчика принять и оплатить товар, надо тщательно изучить условия контракта. Закон может быть на стороне поставщика, если учреждение, к примеру, нарушит порядок приемки товара.

В качестве примера приведу постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.09.2015 № Ф05-12693/2015. Один из пунктов контракта гласил, что товар будет принят заказчиком в соответствии с инструкцией, утвержденной постановлением Государственного арбитража СССР от 25.04.1966 № П-7.

Согласно этому документу принимать товар можно только в присутствии поставщика. Таким образом, заказчик нарушил одно из условий контракта, поэтому его односторонний отказ от исполнения обязательств признали неправомерным.

Порядок обжалования действий заказчика в контрольные органы

КТО Любой участник закупки, в том числе общественные объединения и объединения
ЧТО Действия (бездействие) заказчика, нарушившие законные права и интересы участника
КОГДА Протоколы - не позднее 10 дней с момента его размещения протокола в ЕИС. Положения документации - только до истечения срока подачи заявок. Итоги подведения аукциона - не позднее даты заключения контракта . Обжалование действий оператора электронной площадки - в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий
КАК В письменной форме