Введение политики опричнины. Опричнина Ивана Грозного: как это было

В середине шестнадцатого века в Русском государстве возник глубокий внутриполитический кризис. Он был вызван в первую очередь возникшим у большинства бояр, князей, а также представителей духовенства желанием получения большей свободы и самостоятельности. Сам Иван Грозный, наоборот, стремился к укреплению своего самовластья.

Предпосылки

Усугублялась ситуация рядом поражений русской армии в Ливонской войне, голодом в стране из-за неурожаев, множеством пожаров, вызванных жарой, общим ухудшением жизни народа на этом фоне. В конце 1564 года царь вместе с казной, семьей и придворными неожиданно переехал в Александровскую слободу, откуда прислал манифест об отречении от престола. Этот шаг носил сугубо демонстративный характер, ведь в то время никто не мог себе представить страну без батюшки-царя. В очень короткие сроки к нему прибыла делегация, которая умоляла его вернуться, а знать была согласна на любые наказания. В ответ на это Иван Грозный потребовал осуществить введение опричнины в стране.

Понятие и цели

Опричнина заключалась в том, что царь брал в особое правление часть государства, где получил право казнить всех ему неугодных и непослушных. По его воле у дворян и знати забирали собственность и земли, а их владельцев казнили либо ссылали. Опричнина Ивана Грозного, по сути, являлась государством в государстве. Все земли, которые в нее не вошли, именовались как «земщина». Главная и единственная цель, которую преследовал царь, заключалась в существенном усилении его собственной власти. Она достигалась путем произвола, репрессий и стремительных перемен. При этом права, законы и общественные традиции грубо нивелировались. Опричнина Ивана Грозного привела к тому, что в государстве правили страх и террор. При этом враги царя, которые зачастую оказывались мнимыми, подвергались ужасным, невиданным ранее казням и пыткам.

Организация репрессий

Массовые погромы и убийства длились с 1569 по 1571 годы. Специально для их реализации было создано опричное войско, управы на которое просто не существовало, ведь в своих деяниях оно прикрывалось именем царя. Опричнина Ивана Грозного особой жестокостью отличалась в северо-западных и центральных регионах страны, где до этого боярство имело особо прочные позиции. Полностью уничтожить его не удалось, однако существенно подорвать политическую роль и мощь всё-таки получилось. Кульминацией террора стали действия карательной армии против жителей Новгорода, когда из-за ложной информации о готовящемся здесь заговоре против государя были жестоко замучены и утоплены в местной реке около 15 тысяч ни в чём не повинных людей.

Последствия

Опричнина Ивана Грозного погубила сотни тысяч человеческих жизней. Крестьяне массово бежали на окраины страны. В государстве начался голод. Зачастую даже в Москве встречались случаи людоедства. В результате всего этого земли были разорены, а население существенно сократилось. Этим не могли не воспользоваться внешние враги царя. Поход на Москву Крымского хана Девлет-Гирея лишний раз продемонстрировал катастрофические последствия опричнины. Только после объединения земского и опричного войск татары были разбиты. В 1572 году слово «опричнина» в государстве было запрещено, а сама она была отменена.

1569-1570 годы стали пиком развития опричнины. Проявленная сподвижниками Ивана Грозного жестокость в эти года стала символом террора и опалы на долгие годы.

Изначально в опричном войске царя числилось

Резкое неприятие столь радикальной политики высказала царю и церковь. Недавно возведенный в сан митрополит Филипп отказался благословлять поход царя на Новгород и выступил с полной критики речью, обличавшей опричнину. По приказу Ивана Грозного Филипп был низложен, то есть лишен сана главы православной церкви, и заточен в Отрочий монастырь близь Твери. Во время похода на Новгород Малюта Скуратов, ближайший сподвижник Грозного, собственными руками задушил Филиппа в келье.

Новгородский поход

Осенью 1569 года царь получил сообщение, что новгородская знать планирует передать земли Новгорода под патронат Польши, одновременно сместив при этом самого Ивана с престола. Царем, согласно полученным данным, должен был стать князь Владимир Старицкий. Спустя несколько дней сам князь, его жена и старшая дочь покончили с собой, согласно общепринятой версии выпив отравленное вино по приказу Ивана IV. Большинство историков уверены, что полученный донос был ложным и стал лишь поводом для усмирения чересчур вольных, по мнению Грозного, земель. В декабре 1569 года, собрав большое войско, царь выступил против Новгорода.

Расправа над новгородцами, по свидетельствам летописцев, была крайне жестокой. Разграбленные дома, подворья и даже монастыри, сожженный скот и все припасы, убитые и замученные люди – согласно летописным сводам, за шесть недель пребывания в новгородских землях опричники казнили 10-15 000 человек.

Однако современные исследователи ставят под сомнение эту цифру. Сам Малюта Скуратов, руководивший казнями в Новгороде, в своем отчете говорит о 1505 жертвах. Историки называют разные цифры – от 2000 до 3000 человек. Учитывая, что население города на тот момент едва ли составляло 30 000 человек, данные о 15 000 кажутся несколько преувеличенными. Однако по причине уничтоженных припасов зимой 1570 года в Новгороде вспыхнул голод, и исследователи считают жертвами опричнины и всех, погибших от голода и болезней в тот год.

Конец опричнины

Вернувшись из Новгородского похода, царь продолжил политику террора. Однако жертвами пристального внимания Ивана Грозного стали теперь люди из его ближайшего окружения, те, кто стоял у истоков новой политики. Были казнены все организаторы и активные деятели опричнины – князья Вяземский, Черкасский, Басмановы. Опалы избежал лишь новый любимец царя Малюта Скуратов. По различным обвинениями были казнены и руководители земщины – общее количество жертв, по некоторым данным, превысило 200 человек. 1570-71 года ознаменовались массовыми казнями в Москве.

Причиной роспуска опричного войска стало вторжение в Москву крымского хана Девлет-Гирея. На борьбу с захватчиком земщина выставила 5 полноценных полков, опричники же в большинстве своем на войну не явились – царского войска набралось едва ли на один полк. Столь открытая демонстрация полной неспособности к защите стала причиной официальной отмены опричнины.

Последствия опричнины

Историки не дают однозначной оценки столь масштабному политическому деянию Ивана Грозного. Кто-то считает опричнину настоящим бедствием для русского государства, причиной разорения земель, кто-то, наоборот, видит в ней движущую силу централизации и усиления власти. Столь противоречивые мнения обусловлены, в том числе, и недостатком исторического материала для объективного изучения опричнины как государственного политического явления.

Минусы опричнины . Пожалуй, самым значимым последствием столь сурового варианта внутренней политики можно считать разорение многих земель. Уезды и уделы, по которым покатилась волна карательных отрядов опричников, лежали в руинах – массовые казни как правителей земель, так и рядового крестьянства не способствовали процветанию. Экономический кризис, вызванный сокращением посевных площадей – а Россия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной – стал причиной голода в центральной и северо-западной частях страны. Голод, в свою очередь, вынуждал крестьян переселяться из обжитых районов, вскоре переселение обернулась откровенным бегством. Государство пыталось бороться с обезлюдиванием земель, принимая первые крепостные акты, как, например, указ о заповедных летах. Так опричнина стала причиной закрепощения крестьян, усиления из зависимости от воли помещиков.

Эта политика оказала свое влияние и на проводимую в то время Ливонскую войну. Частично опричнина стала причиной поражения России в ходе военных действий. Боясь обвинений, военачальники не спешили проявлять инициативу в проведении боевых операций. Кроме того, на вооружении войска сказалось и недостаточное финансирование – из-за разорения центральных земель в последние годы опричнины государственная казна недополучила значительную часть налогов.

Плюсы опричнины . Несмотря на резкую критику со стороны большинства историков как XVIII-XIX веков, так и современных, опричнина имела и положительные стороны, не упомянуть о которых нельзя.

В первую очередь, политика террора послужила на благо централизации страны. Разорение княжеских уделов, смерть, насильственные земельные мены и переселения представителей высшего боярско-дворянского сословия существенно ослабили земельно-родственные связи между противниками верховной власти. Следствием этого стало укрепление влияния царя и централизации государства.

Формирование нового стиля правления, без оглядки на боярскую думу тоже стало возможным благодаря введению опричнины. И хотя самодержавие не всегда шло на благо, для нового государства, только что объединившегося из разрозненных земель, единая власть стала системообразующим фактором. По мнению многих историков, становление великого государства невозможно без суровых мер – пусть и столь жестоких как опричнина. Террор во времена Ивана Грозного мог быть единственной формой утверждения центральной власти, единственным способом объединения земель.

Опричнина

ОПРИ́ЧНИНА -ы; ж. Ист.

1. Система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 - 1572 гг., осуществляемых для укрепления Русского централизованного государства и для борьбы с княжеско-боярской оппозицией и предполагаемой изменой.

2. Часть Московского государства, выделенная в 1565 г. Иваном Грозным в особый, находившийся в его непосредственном управлении, удел с особым административным аппаратом и особым войском. Вся земля разделилась на земщину и опричнину.

3. Особое войско Ивана Грозного, служившее ему опорой в борьбе с княжеско-боярской оппозицией.

4. В удельной Руси 13 - 15 вв.: часть удела, выделенная в особое владение (например: часть, выделенная вдове князя в пожизненное владение).

опри́чнина

1) в XIV-XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи. 2) Название удела царя Ивана IV Грозного в 1565-1572 с особой территорией, войском и государственным аппаратом. 3) Система внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565-72 для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.).

ОПРИЧНИНА

ОПРИ́ЧНИНА (опришнина, от древнерусского опричь - особо), наименование внутренней политики Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный) в 1565-1572 годах. В 14-15 веках опришниной называли особое удельное владение членой великокняжеской семьи, обычно женщин. В 1565 году Иван Грозный выделил себе опричнину - государев удел с особой территорией, войсками, учреждениями. Политика опричнины была направлена на искоренение предполагаемой измены в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации).
Учреждение опричнины было подготовлено событиями начала 1560-х годов. Иван Грозный стремился к активному продолжению Ливонской войны (1558-1583), но натолкнулся на оппозицию некоторых лиц из своего окружения. Разрыв с Избранной радой и опалы на княжат и бояр в 1560-1564 годах вызывали недовольство знати, руководителей приказов и высшего духовенства; некоторые представители знати, не согласные с политикой Ивана IV, бежали за границу (А.М. Курбский). В декабре 1564 года Иван IV уехал в Александрову слободу под Москвой и 3 января 1565 года объявил об отречении от престола из-за «гнева» на духовенство, бояр, детей боярских и приказных людей. В слободу прибыли депутации от бояр и духовенства, а также от посадских людей Москвы, которые согласились на предоставление царю чрезвычайных полномочий. Был подготовлен указ, которым Иван IV объявил об учреждении «особного» двора с особой территорией, войском, финансами и органами управления. Целью опричнины провозглашалось искоренение «крамолы»; создавались специальный аппарат управления и послушное царю войско (первоначально в тысячу человек). В опричнину вошли: в центральной части страны - Можайск, Вязьма, Суздаль; на юго-западе - Козельск, Перемышль, Белев, Медынь; на севере - Двина, Великий Устюг, Каргополь, Вологда, а также дворцовые владения. Доходы с опричной территории поступали в казну и шли на содержание опричного войска и аппарата управления. Численность опричного войска достигала 5-6 тысяч человек. Позднее в состав опричного удела дополнительно были включены Кострома, Старица, часть Новгорода, Обонежская и Бежецкая пятины. В опричнине действовали опричная дума, финансовые приказы - Чети. Опричное войско возглавили в основном выходцы из государева двора. Царь ввел неподсудность опричников общегосударственным органам власти и суда. Остальная часть государства получила наименование земщины. Она продолжала управляться Боярской думой, вынужденной по всем важнейшим вопросам испрашивать согласия царя. На устройство опричнины земщина была обложена единовременным налогом в 100 тысяч рублей.
С территории опричнины выселялись многие местные землевладельцы, не зачисленные в «особный» двор, а их земли передавались дворянам-опричникам. Взятые в причнину дворяне лучше, чем другие помещики, наделялись землей и крестьянами, получали щедрые льготы. Этими земельными перераспределениями было в некоторой мере подорвано экономическое и политическое значение крупной земельной аристократии. С началом опричнины усилились опалы и казни. Проводниками опричных репрессий были боярин А.Д. Басманов, оружничий князь А.И. Вяземский, М.Л. Скуратов-Бельский. Учреждение опричнины и действия Ивана IV Грозного, направленные на физическое уничтожение подлинных и мнимых политических противников и конфискацию их земельных владений, вызвали протест части дворянства и духовенства. На Земском соборе 1566 года группа дворян подала челобитную об отмене опричнины. Челобитчики были казнены. Недовольство опричниной выразил митрополит Афанасий (покинул престол 19 мая 1566), против опричнины выступил и новый митрополит Филипп Колычев (задушен М.Л. Скуратовым в 1569). С 1568 года началась большая волна репрессий (дело боярина И.П. Федорова), завершившаяся ликвидацией Старицкого удела (1569) и разгромом Новгорода (1570). По делу И.П. Федорова было казнено более 400 человек. Во время новгородского похода в Твери, Торжке (в городах, через которые шли опричники) и в Новгороде опричники только по донесению Скуратова-Бельского убили 1505 человек (на самом деле казненных и убитых было во много раз больше). Опричные репрессии сопровождались убийствами и грабежами населения городов и вотчин. Среди погибших в Новгороде большую часть составляли черные посадские люди. Население облагалось непосильными налогами, для взимания которых опричники применяли пытки и казни.
В результате опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придав ей черты восточной деспотии. Политика опричнины стала важным этапом на пути крестьянского закрепощения. В годы опричнины царское правительство щедро раздавало помещикам, особенно из числа опричников, черные и дворцовые земли. В то же время резко увеличились крестьянские повинности, опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не по сроку. Увеличение государственных податей и частновладельческих повинностей вызывало разорение крестьян. Опричный террор усугублялся затяжной войной в Ливонии, набегами крымских татар, голодом, эпидемиями, правежами. В условиях опричного террора, когда любой протест подавлялся в зародыше, главными формами сопротивления крестьянства стали массовые побеги и неуплата податей. Разделение государства на опричнину и земщину таило в себе гибельные последствия. В 1572 году опричнина была отменена и часть конфискованных земель возвращена их прежним владельцам. Возрождение опричнины под названием «удела» произошло в 1575-1576 годах, когда Иван IV поставил во главе земщины служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича, а сам приступил к новым земельным переделам.
Начиная с 16 века высказывались различные суждения о причинах введения опричнины и ее сущности. Прогрессивная российская историография в целом склонилась к негативной оценки последствий опричнины для развития Российского государства. Исследования советских историков (П.А. Садикова, С.Б. Веселовского, А.А. Зимина, И.И. Полосина, И.И. Смирнова, Л.В. Черепнина, С.О. Шмидта, Р.Г. Скрынникова, В.Б. Кобрина, С.М. Каштанова, Н.Е. Носова) рассматривали опричнину как комплекс военных, административных, финансовых и социальных мер правительства Ивана IV, направленных на преодоление пережитков феодальной раздробленности в стране, возвышение дворянства и усиление крестьянского закрепощения, но признавали, что политика опричнины сопровождалось массовыми репрессиями, которые затронули не только княжат и бояр, но и дворян, а также широкие народные массы. Историки постсоветской России не видят в опричной политике положительных сторон, полагают, что размах репрессий Ивана Грозного ничем не оправдан и во сного связан с маниакальными чертами характера самого царя. Опричнина подорвала экономику и производительные силы России, что стало одной из причин кризиса Смутного времени.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "опричнина" в других словарях:

    ОПРИЧНИНА, 1) в 14 15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи. 2) Название удела царя Ивана IV Грозного в 1565 72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом. 3) Система внутриполитических мер Ивана IV в 1565 72 … Русская история

    ОПРИЧНИНА, опричнины, мн. нет, жен. (ист.). 1. В древней Руси удельного периода земельный надел, выделяемый в пожизненное пользование вдове князя. 2. В царствование Ивана IV часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и… … Толковый словарь Ушакова

    1) в XIV XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана Грозного в 1565 1572 гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом; 3) система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 1572 гг … Юридический словарь

    1) в 14 15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи2)] Название удела Ивана Грозного в 1565 72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом3) Система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 72 для борьбы с п … Большой Энциклопедический словарь

    ОПРИЧНИНА, ы, жен. 1. В России в 1565 1572 гг.: система чрезвычайных мер, осуществлённых Иваном IV для разгрома боярско княжеской оппозиции и укрепления самодержавия. 2. Часть государственных территорий, находившаяся в непосредственном управлении … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 опричина (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    1) в 14 15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана Грозного в 1565 72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом; 3) система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 72 для борьбы с … Политология. Словарь.

    Опричнина - (от древнерусск. «оприч» кроме, отдельно, особо) название системы мероприятий, проведенных Иваном IV в целях укрепления централизованного государства и ликвидации экономического и политического влияния боярства и княжат (бывших удельных князей).… … Энциклопедия права

Опричнина Ивана Грозного – это темное событие на Руси, случившееся в период 1565 — 1572 гг., оставившие глубокий след в истории российского государства. К этому моменту Русь уже пережила не одно событие, которое могло повлиять на государственность в целом и форму правления в частности.

Шестнадцатый век был особенным из-за власти Ивана IV, которому народ дал прозвище «Грозный». Несомненно, события, описываемые в этой статье, дадут полное представление о том, что несло угрозу.

Есть в восточной мудрости краткое изречение о жизни в интересное время. Период царствования Ивана можно с легкостью отнести к такой формулировке. Ведь мало кто мог чувствовать себя в полной безопасности, особенно среди бояр.

Что такое опричнина

По личному распоряжению первого царя (точного мотива нет) на Руси все упоминания об опричниках были удалены из летописей. Термин «опричнина» даже произносить было запрещено. Поэтому нашим современникам сложно представить, что это такое.

Из истории известно два значения этого термина, которые менялись от цели трактовки:

  1. Опричнина – это царский удел, который имел свой государственный аппарат и персональное войско.
  2. Опричнина – это комплекс особых мер, предпринятый царем в период с 65 по 72 года 16 века, направленный на восстановление государственного порядка и уничтожения оппозиции.

Разумеется, царь не может владеть всеми землями страны единолично, поэтому для бояр были выделены иные территории. Если царский удел, по сути, – это опричнина, то боярский удел – земщина.

Схема разделения была простой: наиболее ценные земли передавались в пользование государя, а остальные следовало обложить налогами.

Причины опричнины

Предпосылкой введения особого режима была сложившаяся политическая ситуация в стране. Досадное поражение на западе, постоянные атаки татарского хана с востока, а в стране неуважение к власти – все это стало главной причиной для начала жесткого вмешательства русского царя. Ему требовалось срочно принять меры, чтобы сдержать грядущий раскол.

Усугубило положение предательство видного военачальника из государственного аппарата, который сбежал во враждебную Литву. В сложной политической ситуации для подозрительного Ивана IV такое событие стало знаковым.

Уже через два года он ввел новый государственный режим – опричнину. В переводе со старорусского слово означало «особое положение».

Очередной причиной введения опричнины были личные мотивы Грозного: ограничить влияние оппозиции и церковных сепаратистов.

Кто такие опричники во времена Ивана Грозного

После введения опричнины в 65 году, царь, опасаясь за свою жизнь и самодержавие, обзавелся личной охраной из числа людей царского удела - опричников. Так впоследствии было сформировано опричное войско, которое прославилось своими репрессивными мерами.

Самые известные имена опричников:

  • Скуратов Малюта — главный палач опричного войска. Он виновен в убийстве московского митрополита, осуждавшего опричнину, — Филиппа Московского;
  • Басманов Фёдор — инициатор опричнины;
  • Вяземский Афанасий — глава опричников;
  • Черкасский Михаил — служилый князь удела.

Сущность политики опричнины Ивана IV

Дата начала основных событий — это 60-е годы шестнадцатого века. Чувствуя угрозу со стороны своих поданных, Иван IV покидает Москву. В письмах он обвиняет в предательстве бояр.

Происходит раскол армии и населения. Правда, разделения на богатых и бедных царь не делает, кроме того, в письме он указывает, что не желает зла «простому люду».

Карта России при опричнине (для увеличения нажмите)

В 65 году Грозный разделил территорию страны на опричнину и земщину. При помощи земщины частично пополнялась царская казна, поскольку налоги шли в пользу опричнины. Однако, в итоге, казна все равно опустела.

Из Слободы Иван регулярно приезжал в Москву, чтобы казнить личных врагов и лишить имущества бояр, которых считал предателями. Кровавые казни были прекрасной демонстрацией решимости царя покарать тех, кто смел перечить правителю.

В 69 году шестнадцатого века Иван узнает о готовящемся заговоре в Новгороде. Ему потребовалось менее года, чтобы ввести крупные силы в город. В полуторамесячный период на улицах города произошло свыше полусотен избиений. Сожжен не один дом. В результате подобных репрессий в городе осталась в живых лишь одна пятая часть населения. Любое восстание становилось попросту невозможным.

Из Новгорода карательная операция царя переместилась в Псков, где повторилось то же самое. После карательного похода царь вернулся в столицу, где нашел порядка двух сотен изменников из числа старших бояр.

В результате набегов на города, сократилось число потенциальных защитников страны. Пожалеть об этом пришлось в 71 году, когда хан Гирей вместе со своим войском подошел к стенам Москвы и без особого труда выиграл сражение с опричными войсками русского царя. Противостоять обученным в набегах татарским воинам они не смогли. Татары подожгли окраину, нанеся колоссальный урон городу.

Москву чуть позже освободили. Но поражение в бою с татарами заставило Грозного объединить расколотую армию.

В 72 году (1572г. — год отмены опричнины) опричнина была отменена окончательно, уступив место крепостному праву. По окончании опричнины, у крестьян на многие годы были отобраны право и свобода.

Последствия опричнины для российского государства

К сожалению, они очень велики и трагичны:

  1. За время действия подобного режима, Боярская дума, которая много раз решала политические задачи Руси, перестала существовать как государственный орган, а стала только данью былой традиции.
  2. Десятки тысяч людей потеряли жизни. Причем на одного убитого боярина приходилось до десятка простых крестьян и ремесленных мастеров, что привело к крупному кризису в экономике страны.
  3. Более 80% урожайных полей пришло в запустение. Сельское хозяйство практически не развивалось.
  4. Россия проиграла Ливонскую войну, которая длилась свыше двадцати лет.
  5. После смерти Ивана Грозного, поскольку прямых наследников на царский престол не было, наступили Смутные времена. Многие самозванцы попытались занять место российского государя.

Плюсы и минусы опричнины

Трудно отыскать положительные стороны в тоталитарном режиме.

Главным преимуществом опричнины стало установление государственной власти, а также полное уничтожение оппозиции.

Несмотря на большое количество жертв, Грозному удалось провести реформы в православии и немного укрепить внешнюю политику.

Отрицательных сторон в провидении такого режима было гораздо больше:

  • убийство митрополита Филиппа;
  • шестинедельный террор опричным войском Новгорода;
  • практически заказное убийство брата царя — Старицкого. В тот же день была убита вся семья Старицких;
  • экономический кризис;
  • упадок сельского хозяйства;
  • пустая казна.

Заключение

Споры о смысле столь жестокой формы правления до сих пор ведутся в исторических кругах. Опричнина относится к разумным, а возможно необходимым мерам. Хронологические рамки, в которых упоминается опричнина – это темные века в мировой истории.

Примерно в это же время происходят такие кровавые события как массовое убийство в ночь святого Варфоломея. Поэтому не стоит называть Грозного каким-то неуравновешенным и жестоким правителем. В столь сложные времена он сумел избежать удара ножом в спину (вспомним Цезаря) и вывести страну из политической «бездны».

Опричнина - период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана IV и непосредственно осуществлявшие репрессии.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь» , что означает «особый» , «кроме» . Опричниной в Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове.

Предыстория

В январе 1558 года царь Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря для получения доступа к морским коммуникациям и упрощения торговли с западноевропейскими странами.

После перемирия марта-ноября 1559 года Великое княжество Московское сталкивается с широкой коалицией врагов, к числу которых относятся Польша, Литва, Швеция. Фактически участвует в анти-Московской коалиции и Крымское ханство, которое разоряет регулярными военными походами южные области московского княжества. Война принимает затяжной изнурительный характер. Засуха и голод, эпидемии чумы, крымско-татарские походы, польско-литовские рейды и морская блокада, осуществляемая Польшей и Швецией, опустошают страну.

Причины введения опричнины

Уже в ходе первого этапа Ливонской войны царь неоднократно упрекал своих воевод в недостаточно решительных действиях. Он обнаружил, что «бояре не признают его авторитет в военных вопросах». Представители могущественного боярства начинают выступать против продолжения борьбы за выход к Балтике.

В 1564 году царю изменяет командующий западной армией князь Курбский, который выдаёт агентов царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев, в том числе в польско-литовском походе на Великие Луки.

Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него, русского самодержца, существует страшный боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон послушного им князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. И что митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются совершенно чрезвычайные меры.

Создание опричнины

3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. 3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство.

Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину».

Это слово употреблялось сначала в смысле особого имущества или владения; теперь же оно получило иное значение. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, писарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание опричнины были назначены особые города (около 20, в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг) с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины (Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр.); прежние жители были переселены на другие улицы. В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.

Все остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. Все дела должны были решаться по старине, причём с большими делами следовало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские - то к государю. За подъем свой, то есть за поездку в Александровскую слободу, царь взыскал с Земского Приказа 100 тысяч рублей.

По мнению проф. С. Ф. Платонова, после учреждения опричнины было быстро разрушено землевладение крупной феодальной знати, бояр и княжат, которые в массе своей были переселены на окраины государства, где шли постоянные военные действия:

В книге В. И. Костылева «Иван Грозный» описывается клятва опричника: «Клянусь быть верным государю и великому князю и его государству, молодым князьям и великой княгине и не молчать обо всем дурном, что я знаю, слыхал или услышу, что замышляется тем или другим против царя или великого князя, его государства, молодых князей и царицы. Я клянусь также не есть и не пить вместе с земщиной и не иметь с ними ничего общего. На этом целую я крест!»

По мнению же проф. С. Ф. Платонова правительство предписывало опричным и земским людям действовать вместе. Так, в 1570 г., в мае, «приказал государь о (литовских) рубежах говорити всем бояром, земским и из опришнины… и бояре обои, земские и из опришнины, о тех рубежах говорили» и пришли к одному общему решению.

Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царю. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для боярства; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников.

Скоро царь с опричниками уехал в Александровскую слободу, из которой сделал укрепленный город. Там он завел нечто вроде монастыря, набрал из опричников 300 человек братии, себя назвал игуменом, князя Вяземского - келарем, Малюту Скуратова - параклисиархом, вместе с ним ходил на колокольню звонить, ревностно посещал службы, молился и вместе с тем пировал, развлекал себя пытками и казнями; делал наезды на Москву и ни в ком царь не встречал противодействия: митрополит Афанасий был слишком слаб для этого и, пробыв два года на кафедре, удалился на покой, а преемник его Филипп, смело говоривший правду царю, скоро был лишен сана и жизни. Род Колычевых, к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Иоанна. В это же время погиб и двоюродный брат царя Владимир Андреевич.

Поход против Новгорода

В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в "заговоре" недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван, в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода.

2 января 1570 г. войска вступили в Новгород, и опричники начали свою расправу с жителями: людей забивали до смерти палками, бросали в реку Волхов, ставили на правёж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 − 600 человек, считались счастливыми. Шестую неделю царь провёл в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот.

«Синодик опальных», составленный около 1583 года, со ссылкой на отчет («сказку») Малюты Скуратова, говорит о 1505 казненных под контролем Скуратова, из которых 1490 были отрублены головы, а еще 15 расстреляны из пищалей. Советский историк Руслан Скрынников, прибавив к этому числу всех поименно названных новгородцев, получил оценку в 2170-2180 казненных; оговариваясь, что донесения могли быть не полны, многие действовали «независимо от распоряжений Скуратова», Скрынников допускает цифру в три-четыре тысячи человек. В. Б. Кобрин считает эту цифру крайне заниженной, отмечая, что она исходит из предпосылки, что Скуратов был единственным или по крайней мере главным распорядителем убийств. Согласно новгородской летописи, во вскрытой могиле погибших обнаружили 10 тысяч человек. Кобрин сомневается, что это было единственное место погребения убитых, однако считает цифру в 10-15 тысяч наиболее близкой к истине. Общее население Новгорода тогда не превышало 30 тысяч. Однако убийства не были ограничены лишь самим городом.

Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. Первоначально ему он готовил ту же участь, но царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. В то время, как гласит популярная легенда, Грозный гостил у одного псковского юродивого (некоего Николы Салоса). Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царем его лучший конь, что произвело впечатление на Иоанна. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены.

Московские казни 1571 года

Теперь под репрессии попали самые приближенные к царю люди, руководители опричнины. Были обвинены в измене любимцы царя, опричники Басмановы — отец с сыном, князь Афанасий Вяземский, а также несколько видных руководителей земщины - печатник Иван Висковатый, казначей Фуников и др. Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 человек: думный дьяк читал имена осужденных, палачи-опричники кололи, рубили, вешали, обливали осужденных кипятком. Как рассказывали, царь лично принимал участие в казнях, а толпы опричников стояли кругом и приветствовали казни криками «гойда, гойда». Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя. Казни не раз возобновлялись, и впоследствии погибли: князь Пётр Серебряный, думный дьяк Захарий Очин-Плещеев, Иван Воронцов и др., причём царь придумывал особые способы мучений: раскаленные сковороды, печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело, и т. п. Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму, чтобы избежать казни, он велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо. Московские казни 1571 года были апогеем страшного опричного террора.

Конец опричнины

В 1572 году опричнина фактически прекратила своё существование - войско показало свою неспособность отразить нападение крымских татар на Москву, после чего царь принял решение отменить опричнину… Жертвами репрессий за все время царствия Ивана IV стало, по оценке Р.Скрынникова, проанализировавшего поминальные списки (синодики ), около 4,5 тысяч человек, однако другие историки, как В. Б. Кобрин, считают эту цифру крайне заниженной.

В 1575 г. Иоанн поставил во главе земщины крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя - государем князем московским". От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, неважные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины одиннацать месяцев: затем Иоанн Васильевич дал ему в удел Тверь и Торжок. Разделение на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существовала до смерти Грозного (1584), но самое слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник - словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили «города и воеводы дворовые и земские».

Последствия опричнины

Последствия опричнины многообразны. Как отмечает В. Кобрин, «писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие». До 90 % земли лежало «в пустее». Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и «волочились меж двор». Книги полны записями такого рода: «…опритчиные на правежи замучили, дети з голоду примерли», «опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам умер, дети безвесно збежали», «опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли». В Двинской земле, где собирал подати опричник Барсега Леонтьев, целые волости запустели по выражению официального документа «„от гладу, и от мору, и от Басаргина правежу“. В духовной грамоте 90-х гг. автор отмечает, что его село и деревню в Рузском уезде „опришницы розвозили, и та земля стояла в пусте лет з двацеть“. Экономические и демографические результаты опричнины резюмировал псковский летописец, записавший: „Царь учиниша опричнину… И от того бысть запустение велие Руской земли“».

Непосредственным результатом запустения был «глад и мор», так как разгром подрывал основы шаткого хозяйства даже уцелевших, лишал его ресурсов. Бегство крестьян, в свою очередь, привело к необходимости насильно удерживать их на местах - отсюда введение «заповедных лет», плавно переросшее в учреждение крепостного права. В плане идеологическом опричнина привела к падению морального авторитета и легитимности царской власти; из защитника и законодателя царь и олицетворяемое им государство превратились в грабителя и насильника. Выстраиваемая десятилетиями система государственного управления сменилась примитивной военной диктатурой. Попрание Иваном Грозным православных норм и ценностей и репрессии в отношении Церкви лишили смысла самопринятый догмат «Москва - третий Рим» и привели к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Как считает ряд историков, события, связанные с опричниной, явились непосредственной причиной системного общественно-политического кризиса, охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под именем «Смутного времени».

В плане военном, опричнина показала свою полную неэффективность, проявившуюся во время нашествия Девлет-Гирея и признанную самим царем.

В плане политическом, опричнина утвердила неограниченную власть царя - самодержавие. Это последствие, наряду с крепостным правом, оказалось наиболее долгосрочным.

Историческая оценка

Историческая оценка опричнины в зависимости от эпохи, научной школы, к которой принадлежит историк, и т. п. может быть кардинально противоположной. До известной степени, эти основы этих противоположных оценок были заложены уже во времена самого Грозного, когда сосуществовали две точки зрения: официальная, рассматривавшая опричнину как акцию по борьбе с «изменой», и неофициальная, видевшая в ней бессмысленный и труднопостижимый эксцесс «грозного царя».

Дореволюционные концепции

По мнению большинства дореволюционных историков, опричнина была проявлением болезненного помешательства царя и его тиранических наклонностей. В историографии XIX века, этой точки зрения придерживались Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров, Д. И. Иловайский, отрицавшие в опричнине всякий политический и вообще рациональный смысл.

В противоположность им, С. М. Соловьев старался рационально осмыслить учреждение опричнины, объясняя его в рамках теории борьбы государственного и родового начал, и видя опричнину направленной против второго, представителями которого считает боярство. По его мнению: «Опричнина была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними». Мнение С. М. Соловьева разделяет К. Н. Бестужев-Рюмин.

Сходно глядел на опричнину и В. О. Ключевский, считавший её результатом борьбы царя с боярством - борьбы, которая «имела не политическое, а династическое происхождение»; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политическое сожительство и было разделение государства на опричнину и земщину.

Е. А. Белов, являясь в своей монографии «Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.» апологетом Грозного, находит в опричнине глубокий государственный смысл. В частности, опричнина способствовала уничтожении привилегий феодальной знати, которая препятствовала объективным тенденциям централизации государства.

Одновременно делаются первые попытки найти социальные, а затем и социально-экономическую подоплеку опричнины, ставшие магистральными в ХХ веке. По мнению К. Д. Кавелина: «Опричнина была первой попыткой создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, на место рода, кровного начала, поставить в государственном управлении начало личного достоинства.»

По мнению С. Ф. Платонова,опричнина нанесла ощутимый удар по оппозиционной аристократии и тем самым укрепив русскую государственность в целом. Похожего мнения придерживается Н. А. Рожков, называя опричнину выражением победы «самодержавной власти царя над олигархическими тенденциями боярства». В завещании царь написал: «А что есми учинил опришнину, и то на воле детей моих, Ивана и Федора, как им прибыльнее, и чинят, а образец им учинил готов ».

В своем «Полном курсе лекций по русской истории» проф. С. Ф. Платонов излагает следующий взгляд на опричнину:

В учреждении опричнины вовсе не было «удаления главы государства от государства», как выражался С. М. Соловьев; напротив, опричнина забирала в свои руки все государство в его коренной части, оставив «земскому» управлению рубежи, и даже стремилась к государственным преобразованиям, ибо вносила существенные перемены в состав служилого землевладения. Уничтожая его аристократический строй, опричнина была направлена, в сущности, против тех сторон государственного порядка, которые терпели и поддерживали такой строй. Она действовала не «против лиц», как говорит В. О. Ключевский, а именно против порядка, и потому была гораздо более орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений.

С. Ф. Платонов видит основную суть опричнины в энергичной мобилизации землевладения, при которой землевладение, благодаря массовому выводу прежних вотчинников с взятых в опричнину земель, отрывалось от прежних удельно-вотчинных феодальных порядков и связывалось с обязательной военной службой.

С конца 1930-х гг., в советской историгорафии (частью по вненаучным причинам) безальтернативно возобладала точка зрения о прогрессивном характере опричнины, которая, согласно этой концепции, была направлена против остатков раздробленности и влияния боярства, рассматривавшегося как реакционная сила, и отражала интересы служилого дворянства, поддерживавшего централизацию, что в конечном счете отождествлялось с общенациональными интересами. Истоки опричнины виделись, с одной стороны, в борьбе крупного вотчинного и мелкого поместного землевладения, с другой же стороны - в борьбе прогрессивной центральной власти и реакционной княжеско-боярской оппозиции. Концепция эта восходила к дореволюционным историкам и прежде всего к С. Ф. Платонову, но вместе с тем насаждалась административным путем. Установочную точку зрения выразил И. В. Сталин на встрече с кинематографистами по поводу 2-й серии фильма Эйзенштейна «Иван Грозный» (как известно запрещенной):

Р. Ю. Виппер считал, что «учреждение опричнины было в первую очередь крупнейшей военно-административной реформой, вызванной нарастающими трудностями великой войны за доступ к Балтийскому морю, за открытие сношений с Западной Европой.», и видел в нем опыт создания дисциплинированной, боеспособной и преданной царю армии.

В 1946 году вышло Постановление ЦК ВКП(б), в котором говорилось о «прогрессивном войске опричников». Прогрессивное значение в тогдашней историографии Опричного войска состояло в том, что его образование было необходимым этапом в борьбе за укрепление централизованного государства и представляло собой борьбу центральной власти, опиравшейся на служилое дворянство, против феодальной аристократии и удельных пережитков, сделать невозможным даже частичный возврат к ней - и тем самым обеспечить военную оборону страны. И. И. Полосин предполагает: «Может быть, метла и песья голова опричников Грозного были обращены не только против боярской измены внутри страны, но и против… католической агрессии и католической опасности ». По мнению историка Фроянова: «Исторические корни Опричнины уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры, апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И Опричнина стала совеобразной формы его защиты ».

Положительного мнения об опричнине придерживается И. Я. Фроянов: «Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах… с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от Московии под власть Литвы… Московское государство окончательно и бесповоротно встало на путь служения, очищенная и обновленная Опричниной… ».

Развернутая оценка опричнины дана в монографии А. А. Зимина «Опричнина Ивана Грозного» (1964), которая содержит следующую оценку явления:

Опричнина была орудием разгрома реакционной феодальной знати, но в то же время введение опричнины сопровождалось усиленным захватом крестьянских «черных» земель. Опричный порядок был новым шагом на пути к укреплению феодальной собственности на землю и закрепощению крестьянства. Произведенное разделение территории на «опричнину» и «земщину» (…)способствовало централизации государства, ибо это деление было направлено своим острием против боярской аристократии и удельно-княжеской оппозиции. Одной из задач опричнины было укрепление обороноспособности, поэтому в опричнину отбирались земли тех вельмож, которые не отбывали военную службу со своих вотчин. Правительство Ивана IV проводило персональный пересмотр феодалов. Весь 1565 г. был наполнен мероприятиями по перебору земель, ломкой сложившегося старинного землевладения В интересах широких кругов дворянства проводились Иваном Грозным мероприятия, имевшие целью ликвидировать остатки былой раздробленности и, наводя порядок в феодальном беспорядке, крепить централизованную монархию с сильной царской властью во главе. Сочувствовало политике Ивана Грозного и посадское население, заинтересованное в укреплении царской власти, ликвидации пережитков феодальной раздробленности и привилегий. Борьба правительства Ивана Грозного с аристократией встречала сочувствие народных масс. Реакционное боярство, предавая национальные интересы Руси, стремилось к расчленению государства и могло привести к порабощению русского народа иноземными захватчиками. Опричнина знаменовала собой решительный шаг по пути укрепления централизованного аппарата власти, борьбы с сепаратистскими претензиями реакционного боярства, облегчала защиту рубежей Русского государства. В этом заключалось прогрессивное содержание реформ периода опричнины. Но опричнина была и средством подавления угнетенного крестьянства, она проводилась правительством за счет усиления феодально-крепостнического гнета и являлась одним из значительных факторов, вызвавших дальнейшее углубление классовых противоречий и развитие классовой борьбы в стране".

В конце жизни, А. А. Зимин пересмотрел свои взгляды в сторону сугубо отрицательной оценки опричнины, видя в «кровавом зареве опричнины» крайнее проявление крепостнических и деспотических тенденций в противовес предбуржуазным. Эти позиции развили его ученик В. Б. Кобрин и ученик последнего А. Л. Юрганов. Опираясь на конкретные исследования, начавшиеся еще до войны и проведенные в особенности С. Б. Веселовским и А. А. Зиминым (и продолженные В. Б. Кобриным), они показали, что теория о разгроме в результате опричнины вотчинного землевладения - миф. С этой точки зрения, разница между вотчинным и поместным землевладением была не такой принципиальной, как считалось ранее; массового вывода вотчнинников с опричных земель (в чем С. Ф. Платонов и его последователи и видели самую суть опричнины) вопреки декларациям не было осуществлено; а реальности вотчин лишились главным образом опальные и их родственники, тогда как «благонадежные» вотчинники, видимо, были взяты в опричнину; при этом в опричнину брались как раз те уезды, где преобладало мелкое и среднее землевладение; в самой опричинине было большой процент родовой знати; наконец, опровергаются и утверждения о персональной направленности опричнины против бояр: жертвы-бояре особо отмечены в источниках потому, что они были наиболее видными, но в конечном итоге гибли от опричнины прежде всего рядовые землевладельцы и простолюдины: по подсчетам С. Б. Веселовского, на одного боярина или человека из Государева двора приходилось три-четыре рядовых землевладельца, а на одного служилого человека - десяток простолюдинов. К тому же террор обрушился и на бюрократию (дьячество), которая, согласно старой схеме, вроде бы должна быть опорой центральной власти в борьбе с «реакционным» боярством и удельными пережитками. Отмечается также, что сопротивление боярства и потомков удельных князей централизации - вообще чисто спекулятивная конструкция, выведенная из теоретических аналогий между социальным строем России и Западной Европой эпохи феодализма и абсолютизма; никаких прямых оснований для таких утверждений источники не дают. Постулирование же широкомасштабных «боярских заговоров» в эпоху Ивана Грозного основывается на утверждениях, исходящих от самого Грозного. В конечном счете эта школа отмечает, что, хотя опричнина объективно разрешала (хотя и варварскими методами) некоторые насущные задачи, прежде всего усиление централизации, уничтожение остатков удельной системы и самостоятельности церкви - она была, прежде всего, орудием установления личной деспотической власти Ивана Грозного.

В. Б. Кобрин обращает внимание на мрачноватый, но удачный, по мнению историка, каламбур в повествовании Курбского: опричников князь называл кромешниками; в аду же, как считалось, господствовала «тьма кромешная». Опричники стали у Курбского адовым воинством.

По мнению В. Б. Кобрина, опричнина объективно укрепила централизацию (что "Избранная рада пыталась сделать методом постепенных структурных реформ), покончила с остатками удельной системы и независимостью церкви. При этом опричные грабежи, убийства, вымогательства и прочие бесчинства привели к полному разорению Руси, зафиксированному в переписных книгах и сравнимому с последствиями вражеского нашествия. Главный результат опричнины, по Кобрину, это утверждение самодержавия в крайне деспотических формах, а опосредованно также утверждение крепостничества. Наконец, опричнина и террор, по Кобрину, подточили нравственные устои русского общества, уничтожили чувство собственного достоинства, самостоятельности, ответственности.


С начала «Перестройки» второй половины 80-х годов начинается переоценка исторических событий, в том числе и опричины. В основном не научные исследования, а больше популистские рассуждения.

Наиболее заметным событием в оценке опричины стало художественное произведение Владимира Сорокина «День опричника». Его издало в 2006 году издательство «Захаров». Это фантастическая антиутопия в форме повести одного дня. Главный герой Андрей Комягин является высокопоставленным опричником, фактически заместителем «Бати» − главного опричника.

Сорокин изображает опричников как беспринципных мародеров и убийц. Единственные правила в их «братстве» − верность государю и друг другу. Они употребляют наркотики, занимаются мужеложством из соображений сплочения коллектива, берут взятки, не гнушаются нечестных правил игры и нарушений законов. И, конечно же, убивают и грабят тех, кто впал в немилость к государю. Сам Сорокин оценивает опричину как максимально негативное явление, которое не оправдывается никакими позитивными целями:

Опричнина больше ФСБ и КГБ. Это старое, мощное, очень русское явление. С XVI века оно, несмотря на то что официально было при Иване Грозном всего в течение десяти лет, сильно повлияло на русское сознание и историю. Все наши карательные органы, да и во многом весь наш институт власти — результат влияния опричнины. Иван Грозный разделил общество на народ и опричных, сделал государство в государстве. Это показало гражданам государства Российского, что они обладают не всеми правами, а все права у опричных. Чтобы быть в безопасности, надо стать опричным, отделиться от народа. Чем у нас на протяжении этих четырех веков чиновники и занимаются. Мне кажется, опричнину, ее пагубность, по-настоящему еще не рассмотрели, не оценили.