Вопросы для эксперта автотехнической экспертизе. Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой. Виды проводимых проверок

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) редко обходятся без серьезных последствий, и в зависимости от их вида и тяжести встает вопрос о привлечении виновного лица к гражданской, административной или уголовной ответственности, а также выплаты возмещения. В рамках расследований и судебных разбирательств по делам о ДТП назначаются разные экспертизы, одна из ключевых и, можно сказать, обязательных – автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие – сложное событие, которому предшествуют и на которое влияют многочисленные и разнообразные факторы. Для установления всех обстоятельств ДТП крайне важно выявить эти факторы, определить степень влияния каждого на возникновение и развитие происшествия, а также соотнести все это с действиями участников аварии. Это дает получение ясной, объективной, реальной картины произошедшего, что является основной целью расследований и судебных разбирательств по делам о дорожных авариях.

Несмотря на то, что в современных условиях большое значение имеют средства видеофиксации, они не в силах помочь установить абсолютно все причины, механизм и последствия ДТП. Иначе обстоит дело с автотехнической экспертизой – это всестороннее исследование обстоятельств дорожной аварии, которое позволяет выявлять неочевидные факты и явления, устранять противоречия и разрешать спорные ситуации, делая категоричное заключение.

Назначение автотехнической экспертизы обязательно по всем уголовным делам о ДТП. В гражданских делах назначение судебной автотехнической экспертизы судом , в том числе по ходатайству участника процесса, также считается обязательным для установления всех обстоятельств ДТП, но прежде всего неясных и спорных. Для этого, в частности, проводятся следующие исследования:

  • экспертиза механизма ДТП ;
  • экспертиза действий участников аварии;
  • экспертиза нарушений ПДД .

Необходимо особо обратить внимание на то, что автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП не определяет виновных в аварии – это делает следствие и суд на основе всей совокупности доказательств. Поэтому в названии статьи «установление» виновности взято в кавычки. Но автотехническое исследование позволяет установить, какие нарушения ПДД и кем именно были допущены, как они повлияли на возникновение и ход происшествия, а также наступление тех или иных последствий.

Проблемы и ошибки при назначении экспертизы

Как правило, следователи и суды знают, когда, как и для чего нужно назначить автотехническую экспертизу. Сказывается профессиональный уровень и опыт. Аналогичное можно сказать об адвокатах и юристах, которые специализируются на делах о ДТП и представляют интересы клиентов на следствии и в суде. Но вот непосредственные участники аварий, в подавляющем большинстве, абсолютно не знают, какое значение может иметь в их деле автотехническая экспертиза.

Многие думают: назначил следователь или суд экспертизу, походатайствовал об этом адвокат – значит это для чего-то нужно, значит так положено. Такая позиция – недопустима. Никто не заинтересован в исходе дела больше, чем непосредственный участник ДТП. Да, у вас, скорее всего, не хватает нужных знаний, у вас стрессовое состояние и вам не до активного участия в процессе. Но у вас есть, должен быть профессиональный представитель – юрист или адвокат. И необходимо активно с ним контактировать и взаимодействовать, задавать вопросы и вникать в ход расследования или судебного разбирательства, настаивать на производстве экспертизы, которая, возможно, станет вашим единственным козырем для выигрыша дела или смягчения ответственности. Ваша судьба – в ваших руках.

Вторая проблема и ошибка – излишняя самоуверенность. Этим страдают как участники аварии, так и их представители. Вы можете быть трижды правы, но пока не докажете свою правоту в суде, ваша правда ничего не стоит. И как здесь не напомнить, что автотехническая экспертиза – одно из ключевых, а нередко – единственное доказательство в делах о ДТП. В судебных процессах важна каждая мелочь. Один судья посмотрит на дело так, другой – иначе. Один посчитает нужным самому назначить экспертизу, а другой – будет ждать от участников дела активных действий. Автотехническая экспертиза не бывает лишней, поэтому если есть хоть единственный шанс с ее помощью доказать вашу невиновность или, напротив, привлечь виновного к ответственности – воспользуйтесь им.

И, наконец, третья серьезная ошибка – назначение автотехнической экспертизы без должной подготовки. Это проявляется в следующем:

Первое. Экспертиза назначается ради экспертизы, как формальность, без четких целей и задач. В этой ситуации вы получите либо некий безотносительный к конкретике дела результат, либо заключение, которое не станет сильным доказательством, либо, того хуже, доказательство против вас. Впрочем, возможно, и угадаете, но не факт. Формальный подход к экспертизе – это всегда непредсказуемый результат. Правильный подход – понимание, зачем проводится экспертиза, что она может дать, как потом использовать ее результаты в доказывании. Назначение экспертизы – тактический прием в стратегии ведения дела, ее результат – мощное оружие в цепочке доказательств. Нужно относиться к этому именно так.

Второе. Формулировка типовых вопросов. Это может быть следствием первой ошибки, но может быть и следствием отсутствия нужных знаний. Сегодня не составляет труда найти нужную информацию по вопросам для автотехнической экспертизы или сразу образцы постановлений о назначении автотехнической экспертизы . Проблема в том, что массовое распространение получили именно типовые вопросы, и вы рискуете попасться на них. Результат – может, угадаете с содержанием и формулировкой вопросов, но, может, и нет. Не бывает абсолютно одинаковых ДТП, любая автотехническая экспертиза исследует конкретную, а не некую типовую ситуацию, поэтому определяются в индивидуальном порядке исходя из целей и задач назначаемого исследования.

Третье. Формулировка вопросов абы как, по принципу «больше – не меньше». Такой подход, возможно, и даст неплохой результат, но будьте готовы к тому, что цена и сроки исследования увеличатся кратно.

Четвертое. Неготовность материалов для исследования, ошибки, неполнота. Этим страдают те, кто плохо разбирается в автотехнических экспертизах и особенностях их назначения, и те, кто формально или невнимательно подошел к предстоящему исследованию. Как правило, материалами для исследований выступают документы из материалов дела: протоколы осмотра места происшествия, схема ДТП, протокол осмотра/проверки транспортного средства и его технического состояния, справки по ДТП, видео, фотоматериалы, объяснения, допросы, заключения других экспертиз, например, судебно-медицинской или трассологической, которые, среди прочего, определяют механизмы образования телесных повреждений и повреждений на транспортном средстве или иных объектах. Необходимые к представлению материалы определяются лицом, которое назначает экспертизу. Но участники процесса вправе в своем ходатайстве указать на перечень материалов, которые они считают необходимыми к направлению на исследование. Избежать ошибок помогает следование простому правилу: не знаете или не уверены, что нужно отправлять на экспертизу, обсудите этот вопрос с экспертом.

Порядок действий при назначении автотехнической экспертизы

Экспертизы назначаются и производятся по следующей схеме:

  1. Изучение, в том числе повторное, обстоятельств и материалов дела. Определение целей и задач производства экспертизы.
  2. Постановка вопросов для эксперта.
  3. Определения перечня и содержания материалов, которые будут предоставлены для производства экспертизы. Проверка отобранных материалов на предмет их достоверности, законности получения и достаточности для исследования и дачи заключения в соответствии с поставленными вопросами.
  4. Подготовка ходатайства в суд (следователю) о назначении автотехнической экспертизы (если инициатор исследования – участник процесса или его представитель).
  5. Вынесение определения суда (постановления следователя) о назначении автотехнической экспертизы .
  6. Ознакомление участников процесса с определением/постановлением о назначении автотехнической экспертизы , в рамках которого можно заявлять ходатайства, возражения на ходатайство другой стороны, делать иного рода заявления по существу вопроса. Здесь также допустимо ставить свои вопросы перед экспертом, дополняя перечень, сформулированный судом или следствием.
  7. Если следователь/суд сочтет возможным удовлетворить ходатайства сторон, заявленные при ознакомлении с постановлением/определением о назначении экспертизы, в него вносятся необходимые изменения/дополнения.
  8. Передача постановления/определения и материалов на экспертизу.
  9. Производство экспертизы.
  10. Ознакомление участников процесса с заключением эксперта, если необходимо – заявление ходатайств по результатам ознакомления. Возможна постановка вопроса о производстве повторной экспертизы.

В принципе, порядок действий практически идентичен процедуре назначения экспертиз другого вида. Поэтому остановимся на важных специфических деталях.

Анализируем ситуацию, определяем вопросы для эксперта

Вряд ли рядовой участник ДТП сможет самостоятельно полноценно разобраться во всех юридических тонкостях, особенностях, целях и задачах назначения автотехнической экспертизы. Поэтому, если вы – предполагаемый виновник ДТП или потерпевшая сторона, воспользуйтесь помощью своего юриста или адвоката. Решение о назначение экспертизы должно быть совместным. Вы должны понимать, что это даст, какие вопросы поставить, как действовать дальше. Необходимо и определиться с назначением экспертизы: кто будет инициатором.

  1. Для суда и следствия экспертиза – конечно, важное доказательство, но не такое, как для вас. Поэтому с назначением экспертизы могут тянуть, а в итоге – поставить не те вопросы или не так, как нужно было бы в ваших интересах.
  2. Пока вы медлите, дело в свои руки может взять вторая сторона. И тогда не вы, а ваш, по сути, соперник, будет определять, как и для чего проводить экспертизу. Соответственно, и заключение, вполне вероятно, будет в его интересах. По гражданским делам критически важно взять инициативу в свои руки. В уголовном процессе многое зависит от опыта, квалификации, порядочности следователя, но если ходатайство заявит другая сторона, она явно постарается включить в перечень вопросов такие, ответы на которые будут доказывать ее правоту.
  3. Исследования делают относительно долго, эксперт может быть загружен, поэтому быстрое назначение экспертизы – залог быстрого получения заключения, которое способно снять с вас обвинение, послужить окончательным доводом для разрешения спора и выигрыша дела. Любой процесс, будь то уголовный или гражданский, сказывается и на нервах, и на расходах – не забываем об этом.

Вопросы для экспертизы необходимо формулировать четко, конкретно, исходя из целей производства исследования, его предмета, и понимая, что эксперт должен дать на них категоричный, а не предположительный ответ.

Как правило, базовые вопросы автотехнической экспертизы после ДТП берутся из типовых, которые соответствуют авариям, имеющим схожие обстоятельства. Например, есть типовые вопросы автотехнической экспертизы при наезде на пешехода , столкновении двух транспортных средств и по другим категориям ДТП. Но такие вопросы нужно брать из научной, методической литературы, но никак не с форумов и соцсетей. И в любом случае необходимо внимательно смотреть, подходят ли типовые вопросы к вашей ситуации, все ли они требуются, нужно ли их редактировать или дополнять другими вопросами исходя из специфики вашего дела.

Для примера список типовых вопросов при столкновении двух транспортных средств:

  1. Соответствуют ли объяснения водителей А. и Б. развитию дорожно-транспортной ситуации?
  2. Как должны были действовать в сложившейся дорожно-транспортной ситуации водители А. и Б.?
  3. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители А. и Б.?
  4. Какие пункты правил дорожного движения нарушили водители А. и Б.?
  5. Имели ли водители А. и Б. техническую возможность избежать столкновения/наезда?

Бессмысленно задавать вопросы, на которые эксперт ответить не сможет. Например, о виновнике ДТП или степени вины. Эксперты дают ответы в пределах своей компетенции, не подменяя собой следствие или суд. Лишними будут и вопросы, не касающиеся задач конкретной экспертизы – это лишь усложнит исследование, затянет сроки и повысит стоимость.

При любых сложностях или сомнениях – смело консультируемся непосредственно с экспертами. Правильные вопросы при назначении автотехнической экспертизы лучше определять совместными усилиями.

Подготовка материалов для экспертизы

Зачастую стороны процесса, суд и следствие не усложняют себе задачу – присылают на экспертизу все материалы уголовного или гражданского дела. Это не является ошибкой, но нужно исходить из разумности и целесообразности.

В рамках анализа определяется:

  1. Какие материалы есть в деле, какие из них соответствуют предмету экспертизы, позволят дать заключение и ответить на поставленные вопросы.
  2. Будут ли предоставляемые материалы достаточны для исследования и выводов либо нужно позаботиться о получении дополнительных материалов и доказательств.

Эксперт не вправе сам собирать материалы, образцы для исследований. Поэтому будет проводить исследование на основании того, что представлено. Вместе с тем, эксперт вправе затребовать дополнительные материалы, только делают это далеко не все, не проявляя заинтересованности в качестве заключения.

Представленные материалы должны:

  • иметь отношение к предмету исследования;
  • как можно более подробно, детально и достоверно описывать обстоятельства ДТП, фиксировать их;
  • быть достаточными, чтобы дать ответы на все поставленные вопросы в категоричной форме.

Целесообразно проанализировать и исключить из материалов такие доказательства, которые высоковероятно могут быть поставлены под сомнение. Иногда протоколы и другие документы «грешат» процессуальными нарушениями. Признание этих доказательств недопустимыми поставит под сомнение и экспертизу.

Назначение экспертизы

Окончательное решение о назначение автотехнической экспертизы принимает следователь или суд. Но стороны процесса, их представители вправе и должны настаивать на производстве экспертизы, если считают ее необходимой.

Стороны, их адвокаты (юристы) могут:

  1. Подготовить ходатайство в суд (следователю) о назначении автотехнической экспертизы . При этом необходимо обосновать свою просьбу и крайне желательно сразу перечислить вопросы, а также указать эксперта (экспертную организацию), которому следует поручить производство исследования. Кроме того, можно указать экспертов (организации), производство экспертизы у которых нежелательно.
  2. Подготовить возражение на ходатайство о проведении автотехнической экспертизы , если вы не согласны с вопросами, экспертной организацией (экспертами) или другими заявлениями. Помимо обоснования возражений, если вы не против самой экспертизы, целесообразно указать свой перечень вопросов и определиться с экспертом (экспертной организацией).
  3. Обжаловать частичный или полный отказ в удовлетворении ходатайства о производстве экспертизы.

Постановление (определение) о назначении экспертизы

Следователи и судьи на практике используют для этого процессуальные образцы постановлений (определений) о назначении автотехнической экспертизы или переделывают под конкретную ситуацию постановления (определения) по предыдущим автотехническим экспертизам.

Определение суда о назначении автотехнической экспертизе или аналогичное постановление следователя:

  • является основанием для производства экспертизы;
  • готовится в соответствии с процессуальными требованиями (УПК, ГПК);
  • должно четко и полно отражать установленные к текущему моменту обстоятельства дела, содержать обоснование назначения экспертизы;
  • должно определять предмет исследования, представляемые материалы и вопросы для экспертизы;
  • направляется эксперту вместе с материалами для исследования.

С постановлением знакомятся стороны процесса. Они вправе делать заявления и ходатайства. Если что-то не так, обязательно необходимо выражать свое несогласие. Стороны, их представители могут корректировать и дополнять список вопросов, но окончательное решение – за судом или следователем.

Если экспертиза не в вашу пользу (повторная экспертиза)

Автотехническая экспертиза – независимое, объективное исследование, ограниченное предметом, представленными материалами и поставленными вопросами. Поскольку у сторон процесса интересы, как правило, противоположные, понятно, что и отношение к заключению эксперта будет различаться.

Нередко и сам инициатор исследования не согласен с выводами. Что-то не рассчитал, допустил ошибку при назначении экспертизы, переоценил ее возможности и т.д. – самые разные факторы могут оказать влияние. Чего греха таить, ошибаются и эксперты, а иногда и идут на поводу каких-то своих личных выгод и интересов.

При несогласии с экспертизой возможно назначение повторной экспертизы. Правда, это считается исключительной мерой. Отсюда – сложности с достижением поставленной цели, если речь идет о стороне процесса.

Для производства повторного исследования нужны веские основания. Сослаться на несогласие не получится. Необходимо подготовить мотивированное ходатайство о проведении повторной (если необходимо, комплексной) автотехнической экспертизы . Как правило, самое весомое основание – доказанность недостоверности, необъективности, предвзятости или других «пороков» исследования и заключения.

Если следствие или суд согласятся с вашими доводами, будет назначена повторная экспертиза. Порядок ее назначения схож с назначением первичной экспертизы, но, по понятным причинам, требует более ответственного и внимательного подхода. Повторное исследование может быть проведено либо другим экспертом, либо в другой экспертной организации.

В ДТП лучше не попадать, но, увы, это самые распространенные происшествия. Если уж так случилось, что вы оказались возможным виновником аварии или потерпевшим, главное – не опускать руки, готовить план действий и всеми законными средствами добиваться справедливости. Автотехническая экспертиза – очень весомое доказательство, которое используется чуть ли не в каждом деле о ДТП с причинением вреда здоровью, серьезным материальным вредом или со смертельным исходом. Чем весомее доказательство, тем ответственнее нужно подходить к его получению. Задействуйте хорошего юриста (адвоката), совместно с ним, привлекая для консультаций экспертов-автотехников, подготовьтесь к назначению экспертизы и внимательно, шаг за шагом выполните указанные выше рекомендации. Это не так сложно, как кажется. А если у вас есть какие-то вопросы, которые мы не смогли рассмотреть, вы всегда можете задать их и получить профессиональные ответы от наших экспертов.

Скоростная жизнь диктует определенные правила, по которым автомобили перемещаются по дорогам, но дорожно-транспортные происшествия стали уже почти привычным явлением в современной жизни.

При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Обычные процедуры предусматривают осмотр места происшествия, опрос свидетелей и различные диагностические мероприятия.

Основным видом исследования является автотехническая экспертиза при ДТП. Она проводится при невозможности выяснить детали происшествия либо для их уточнения.

Экспертиза включает в себя несколько видов процедур. Каждая из них проводится по своим основаниям и исследует разные аспекты ДТП.

Исследование обстоятельств происшествия

В процессе экспертизы могут быть рассчитаны параметры движения во время ДТП, а также проведен анализ действий водителя.

Специалист, который организует исследование, должен ответить на множество вопросов, поэтому экспертиза обстоятельств – довольно трудоемкий процесс, требующий опыта и знаний.

Только эксперт в силах восстановить картину событий, которые происходили как во время ДТП, так и предшествовали возникновению опасной ситуации.

Часто при помощи данного исследования устанавливается вина или невиновность участников происшествия. Автотехническая экспертиза при ДТП и ее результаты становятся единственным доказательством в суде при невозможности установить истинное положение дел во время аварии. Она позволяет установить следующее:

Данный вид диагностических мероприятий взаимосвязан с другими типами исследований в области ДТП, так как автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП) проводится только комплексным методом.

Исследование технического состояния автомобиля

Экспертиза является составляющей частью основного исследования обстоятельств и проводится с учетом особенностей транспортного средства. Уточняются имевшиеся до ДТП неисправности и их влияние на дорожную ситуацию, а также основные характеристики ТС.

Диагностика технического состояния предполагает осмотр узлов машины, а также соответствие заявленных параметров указанным в документах.

  • Экспертиза двигателя, коробки передач, приборов и кузова. Осмотр на наличие повреждений и установление времени их возникновения.
  • Если автомобиль имеет заводской дефект или повреждения возникли в процессе эксплуатации, эксперт выясняет, стало ли это причиной ДТП.
  • Повреждения, возникшие в результате столкновения (наезда), также подвергаются такому исследованию, как экспертный анализ ДТП. Автотехнические экспертизы в этих случаях выявляют, с каким объектом произошло столкновение, а также характерные неисправности.
  • Специалист должен определить степень влияния повреждения на возникновение происшествия .

Трасологическое исследование

Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.

Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.

Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.

Инженерно-психологическое исследование

Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.

В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.

Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.

События и параметры для исследования

Проведение автотехнической экспертизы при ДТП запрашивает заказчик – следователь, суд, физические или юридические лица. Для осуществления диагностических мероприятий привлекаются независимые специалисты, которые смогут объективно оценить ситуацию. По результатам выносится заключение эксперта, которое затем может быть использовано в суде.

Исследование проводится в следующих случаях:

Для того чтобы получилась более ясная картина ДТП, эксперты исследуют такие параметры:

  • Видимость.
  • Обзорность.
  • Дорожные условия и обстановку.
  • Помехи движению.
  • Опасные зоны и наличие аварийной обстановки.

Исследуя каждый из пунктов, специалист может создать трехмерную модель аварии.

КАСКО и ОСАГО

Автотехническая экспертиза после ДТП проводится в большинстве случаев для страховой компании. По общепринятым правилам страховщик осматривает автомобиль на наличие повреждений и, если имеет место страховой случай, выплачивает определенную сумму. Практика показывает, что компании часто занижают количество денежных средств, которые получит автовладелец.

В этом случае у получателя есть возможность обратиться в суд за назначением независимой экспертизы технического состояния автомобиля.

Есть другой, более короткий путь взыскания страховых денег. Опытные юристы советуют заранее провести оценку повреждений и уведомить страховщика о месте и времени процедуры. Затем автовладелец со всеми документами, в том числе с заключением эксперта, обращается в страховую компанию для получения выплат.

Если есть пострадавшие в ДТП

Потерпевшие или родственники обращаются в суд для возмещения ущерба здоровью. В этом случае должны быть проведены и автотехнические исследования, и экспертизы судебно-медицинского характера, которые не только определят степень тяжести нанесенного здоровью вреда, но и сделают заключение о действиях водителя в ДТП.

В документе не определяется, был ли у водителя прямой умысел на совершение дорожного преступления и виновен ли он. Результаты могут только указывать на обстоятельства, которые впоследствии влияют на исход дела.

Кто проводит исследования

Во время судебного расследования независимую экспертизу могут заказать следователи и судьи, как отмечалось ранее. Если же автовладелец обращается к специалисту самостоятельно, ему стоит уточнить, зарегистрирован ли эксперт (или экспертная компания) в Министерстве юстиции, и какой идентификатор ему присвоен. На проведение исследований обязательно должна быть лицензия, иначе заключение будет недействительным.

Сервисный центр, в котором обслуживается и ремонтируется автомобиль после ДТП, являясь заинтересованным лицом, не может производить автотехническое исследование. Экспертиза также не проводится частными лицами, не владеющими соответствующими навыками и инструментами.

В конечном документе должны быть указаны все обстоятельства (явные и предполагаемые по расчетным формулам), которые стали причиной происшествия. Заключение с неполной информацией может существенно ухудшить положение автовладельца и повлиять на исход дела. В практике довольно часто втречаются назначения повторной экспертизы, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.

Вопросы и исходные данные

Существуют вполне определенные вопросы автотехнической экспертизы после ДТП, на которые специалист должен ответить в процессе исследования. Также имеется перечень необходимых данных, предоставляемых эксперту для работы.

Базовые данные:

  • Марка и модель автомобиля (ТС), его состояние, число пассажиров.
  • Вид дорожного покрытия (сухой асфальт, лед, грязь и т. д.).
  • Тормозной путь – наличие, длина, время полной остановки.
  • Точка ДТП.
  • Скорость автомобиля (или нескольких ТС) до аварии.
  • При наезде на пешехода – характер наезда, какой частью автомобиля он был совершен. Видимость и угол обзора для участников ДТП.
  • Столкновение двух и более ТС – угол, под которым передвигались автомобили. На сколько градусов произошло смещение ТС после происшествия.
  • Действия водителя в момент аварии.
  • Замеры расстояния, на котором находились объекты перед происшествием и во время него.
  • Авария во время обгона – скорость потока и пострадавших ТС, количество автомобилей на полосе движения, действия водителей.

Судебная автотехническая экспертиза ДТП должна предоставить ответы на следующие основные вопросы:

  • Расчетная скорость ТС на базе соответствующих замеров тормозного пути
  • Расстояние, на котором находились объекты друг от друга в начале. Если был совершен наезд на пешехода, который переходил дорогу - как далеко находился автомобиль в тот момент, когда пешеход начал пересекать проезжую часть. При столкновении на перекрестке – как далеко располагалось ТС1 от ТС2, начинающего въезд на пересечение дорог.
  • Мог ли водитель предотвратить ДТП путем своевременного торможения либо другими технически возможными действиями? Была ли возможность избежать происшествия, если бы водитель вовремя отреагировал на опасную ситуацию?
  • Какие действия участников происшествия соответствуют правилам дорожного движения, а какие – нет.
  • При обгоне – расчет безопасного расстояния между автомобилями для совершения обгона в заданных условиях

Закон

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы которой решены в полном объеме, будет являться неоспоримым доказательством в рамках судебного расследования.

Порядок назначения специального исследования закреплен в КоАП РФ, ст. 26.4. В ней сказано, что эксперт, проводящий диагностические мероприятия, предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Поэтому при назначении экспертизы следует указать название компании или Ф.И.О. специалиста, который будет этим заниматься, чтобы при необходимости было кого привлекать.

Перед тем как отправить материалы на исследование, суд обязан ознакомить с ними участников процесса. Они имеют право дополнить указанные в направлении вопросы, на которые автотехническая экспертиза при ДТП обязана дать ответы.

Заключение в суде имеет относительную значимость, если экспертиза проводилась по инициативе сторон. Назначенная самим судом, она должна быть принята к изучению. В том случае, если суд с заключением не согласен, позиция должна быть мотивирована.

Пример

Какие вопросы можно ставить перед экспертом, если они не выходят за рамки его компетенции (на примере бокового столкновения ТС):

  1. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители (перечень статей) ТС?
  2. Установить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения и относительно проезжей части.
  3. Время и скорость движения ТС1 (выезжающего с прилегающей территории) до возникновения опасного момента.
  4. Имел ли возможность водитель ТС1 путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если его скорость была допустимой для движения в жилой зоне?
  5. Определить скорость ТС2 перед началом торможения, исследуя длину тормозного пути и расстояние, на которое было перемещено в момент столкновения ТС1.
  6. См. п.4 для водителя ТС2 и движения с допустимой скоростью по проезжей части

Для математических расчетов длины тормозного пути, дальности расположения и скорости существуют сложные формулы, в которых за исходные данные берется информация из предоставленных эксперту документов.

Оценка ущерба

На основании заключения, которое дает автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, не только определяется виновность одной из сторон в происшествии, но и рассчитывается нанесенный транспортному средству ущерб.

Степень вреда, причиненного автомобилю, определяется совершенно другими экспертами. В исследовании может быть использовано заключение экспертизы обстоятельств. Прежде всего, независимая оценка необходима для составления перечня повреждений, полученных в ходе ДТП.

Специалисты, исходя из автотехнического исследования, могут определить, какие именно неисправности возникли вследствие происшествия. Кроме этого, задачей экспертного бюро является расчет стоимости поврежденных деталей и работ по восстановлению ТС по максимальным рыночным ценам.

Это исследование ни в коем случае не проводят в рамках такого процесса, как автотехническая экспертиза после ДТП. Оценка ущерба не входит в компетенцию специалистов по диагностике обстоятельств.

Сроки проведения экспертиз

Время, за которое должны быть закончено то или иное исследование при ДТП, законом не регламентировано. Однако компании, предоставляющие такие услуги, сами заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно провести экспертизу.

На практике автотехническая диагностика обстоятельств аварии проводится от 14 до 30 дней, в зависимости от загруженности специалиста. Оценку ущерба после ДТП некоторые экспертные бюро предлагают произвести за срок от 1 до 3 дней.

Стоимость услуг зависит от марки транспортного средства (легковое или большегрузное), а также от количества повреждений, которые выявила оценочная или автотехническая экспертиза.

Расчет ущерба при ДТП не должен проводиться в бюро, которые являются партнерами страховых компаний. Как правило, такие фирмы стремятся предоставить не соответствующее истине заключение, которое позволяет в несколько раз уменьшить страховую сумму для водителя.

Время чтения: 6 минут

Расследование аварии призвано установить виновника. Однако не всегда лицо, признанное правонарушителем, согласно с выдвигаемым обвинением и готово компенсировать убытки. К тому же во время предварительного расследования сотрудники ГИБДД могут допустить ошибку и вынести несправедливое суждение, ведь для определения механизма происшествия нужно обладать специальной подготовкой. Автотехническая экспертиза при ДТП позволяет восстановить реальную картину аварии и оценить причиненный ущерб.

Цель проведения экспертизы

Все важные аспекты происшествия исследует сложная, многоступенчатая процедура, которой является автотехническая экспертиза при . Что устанавливает эксперт, проводящий процедуру расследования? Этот специалист отвечает на ряд вопросов, помогающих пролить свет на то, как развивались события во время столкновения.

В частности, он:

  1. Определяет возможные причины аварии, включая погодные условия, техническое состояние авто до происшествия и так далее.
  2. Оценивает актуальную стоимость поврежденного ТС.
  3. Устанавливает размер материального ущерба, причиненного владельцу ТС.

В некоторых ситуациях достаточно провести анализ одного лишь автомобиля, например, нюансы его производственных параметров или выявленные повреждения. В других же случаях однозначно трактовать события невозможно, поэтому существуют разные виды автотехнической экспертизы:

  1. Экспертиза обстоятельств происшествия.
  2. Оценка стоимости авто.

Автотехническая экспертиза является веским аргументом при решении споров в судебном порядке в следующих ситуациях:

  • потерпевший оспаривает размер материальной компенсации вреда, назначенный страховой компанией;
  • лицо, признанное виновным, не согласно, что авария произошла из-за его неправильных действий.

К помощи автоэкспертов можно прибегнуть не только после ДТП, но и в том случае, если нужно оценить качество ремонтных работ, выполненных сотрудниками СТО, или других действий, связанных с изменением конструкции автомобиля.

Цель автооценочной экспертизы состоит в определении рыночной стоимости поврежденного транспортного средства. Чтобы рассчитать текущую цену автомобиля, специалисту нужно ориентироваться в актуальных показателях по рынку аналогичных ТС данного года выпуска. Сопоставляя среднюю стоимость автомобиля на рынке и объем причиненного ущерба (количества и степени повреждения деталей), эксперт вычисляет стоимость машины.

Если в аварии побывал автомобиль, возраст которого не превышает 4–5 лет, специалист рассчитывает УТС - утрату товарной стоимости. Обычно ее размер составляет около 6% от рыночной цены авто на момент аварии.

Мероприятия при проведении экспертизы

Действия, которые предпринимает эксперт или команда специалистов, зависят от задач, поставленных перед ними. К примеру, если вопросы для автотехнической экспертизы при ДТП касаются анализа дорожных условий, будут приняты меры по исследованию фрагмента дороги, на котором произошло столкновение. Эксперт проанализирует:

  • состояние дорожного покрытия и размер повреждений (ям, ухабов, наплывов);
  • правильность дорожной разметки;
  • наличие дорожных знаков.

Каждый из этих факторов важен для безопасности участников движения. Если эксперт выявит нарушения, которые могли стать причиной столкновения, это повышает вероятность снятия обвинений с участника происшествия, признанного виновным.

Кроме того, вопросы на автотехническую экспертизу по ДТП позволяют оценить, был ли автомобиль с технической точки зрения пригоден к эксплуатации. Эксперт проведет анализ всех неисправностей (узлов, деталей и агрегатов ТС) или даже выявит возможный производственный брак.

Экспертиза обстоятельств происшествия требует особого внимания, поскольку является наиболее масштабным и трудоемким исследованием. Специалист учтет все факторы, сопутствовавшие происшествию, и установит наличие связи между ними и нанесенными повреждениями. В частности, эксперт принимает во внимание:

  • направление движения ТС;
  • особенности погодных условий;
  • физическое состояние водителей-участников аварии (или других участников происшествия, например, пострадавшего пешехода);
  • следы, оставленные автомобилями;
  • материалы дела, предоставленные ГИБДД ( , ).

Наряду с исследованием теории, эксперту может потребоваться проведение лабораторных анализов горюче-смазочных материалов, моделирование ситуации и ряд экспериментов.

Кто проводит исследования

Согласно нормам законодательства, проведение экспертизы может осуществить:

  • Страховая компания. В течение 5 рабочих дней представитель страховщика обязан произвести тщательное исследование поврежденного автомобиля, выяснить обстоятельства дела и начислить причитающуюся компенсацию.
  • Независимый эксперт. Нередко случается, что представитель страховой компании умалчивает некоторые повреждения, чтобы снизить размер выплаты. Если пострадавший полагает, что насчитанная сумма не покроет издержки на ремонт поврежденного ТС, он вправе организовать независимое расследование самостоятельно. Сотрудники независимого экспертного учреждения проанализируют техническое состояние машины, рассчитают стоимость ремонтных работ, оценят, насколько снизилась товарная стоимость после аварии, и ответят на целый спектр других вопросов. Независимую экспертизу можно провести даже после того, как авто было восстановлено. Для этого потребуются качественные фотографии автомобиля, сделанные до начала ремонтных работ. В случае если подобные материалы отсутствуют, расчет производится согласно информации, которая содержится в справке ГИБДД. В статье « » рассматриваются другие особенности проведения исследования.
  • Суд. Цель судебного разбирательства - выяснить, кто ответственен за случившееся. Экспертиза зачастую проводится государственными учреждениями (научно-исследовательскими институтами судебных экспертиз и научно-исследовательскими экспертно-криминалистическими центрами). В чем состоит исследование, назначаемое судом или следователем, и за чей счет оно проводится, рассказывается в статье « ».
  • Поскольку стороны имеют право высказывать свое мнение по вопросам, требующим заключения эксперта, желательно заранее проконсультироваться со специалистом. Он поможет определить спектр задач, которые необходимо решить во время исследования. Представленную информацию суд может использовать для создания перечня вопросов и выбора независимого эксперта.

    Что необходимо для проведения экспертизы

    Только специалист может решить, какой именно вид исследования будет наиболее информативен для конкретной ситуации. От выбора типа экспертизы будет зависеть ее продолжительность и стоимость, а также сколько сотрудников потребуется для проведения процедуры.

    Выбрав специалиста, пострадавший заключает договор с экспертной организацией на предоставление услуг. В документе прописывается перечень вопросов, требующих ответа, указываются цели, поставленные перед специалистом, фиксируется стоимость и сроки проведения исследования.

    После подписания договора клиент должен вручить эксперту все доступные материалы и документы:

    • удостоверение личности владельца ТС;
    • подтверждение права собственности на ТС;
    • , содержащая сведения об аварии;
    • показания свидетелей (если таковые есть).

    Эксперт может запросить и другие документы, которые помогут ему прийти к правильным выводам.

    Ходатайство для суда

    В большинстве случаев ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП позволяет представителям закона вынести объективное решение по делу, связанному с или признанию обвиняемого невиновным. Такая экспертиза может быть рекомендована по инициативе суда, если нужно уточнить детали, не освещенные в материалах дела.

    Однако это не означает, что одна из сторон не может подать ходатайство о проведении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП. Но в этом случае инициатору придется грамотно мотивировать ее необходимость. В тексте документа следует обозначить обстоятельства, на которые должно пролить свет данное расследование.

    Сторона может и устно попросить суд о назначении экспертизы, но в случае отказа будет очень непросто доказать обоснованность своей просьбы. Следовательно, заявление лучше подать в письменной форме, составленное по утвержденному образцу.

    В тексте ходатайства нужно перечислить вопросы к эксперту, также можно предложить определенного исполнителя и мотивировать свой выбор. В качестве приложений можно использовать лишь те доказательства, которые фигурировали в материалах дела.

    ДТП любого масштаба сопровождается бесконечными походами по разным инстанциям, где за все приходится платить. Неудивительно, что при выборе независимого эксперта пострадавший старается сэкономить. Если в городе функционирует не одна экспертная организация, существует соблазн подобрать вариант подешевле. Это нецелесообразно, поскольку любые компетентные услуги стоят дорого, а стоимость исследования по решению суда все равно возмещается страховой компанией.

    Выбирая компанию-исполнителя, следует обратить внимание на ее достижения в области экспертной деятельности, а также на количество экспертов, находящихся в штате, их образование, опыт работы.

    В частности, можно спросить себя:

  1. Заслуживает ли доверия данное экспертное учреждение?
  2. Обладают ли сотрудники знаниями, необходимыми для проведения оценки технического состояния автомобиля?
  3. Компетентны ли эксперты в конструкции разных типов транспортных средств?
  4. Какой репутацией данное учреждение пользуется в городе?

Серьезные организации даже при первой встрече готовы предоставить обстоятельную предварительную консультацию, не требуя за нее оплату. Обещания «по ходу договориться» должны насторожить потенциального заказчика.

Стоимость и срок проведения

Сколько времени длится автотехническая экспертиза при ДТП? Сроки ее проведения не регламентируются законодательством, поэтому указать точное количество дней никто не сможет. Продолжительность анализа обусловлена:

  • степенью сложности ситуации;
  • объемом материалов дела;
  • типом ТС;
  • загруженностью экспертов.

Если исследование осуществляется в досудебном порядке, средние сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП - от 10 рабочих дней до 2 месяцев.

Если же процедура назначается решением суда, ее продолжительность указывается в судебном определении.

Количество поставленных вопросов, сложность повреждений и другие факторы влияют также на то, во сколько обойдется автотехническая экспертиза ДТП. Стоимость независимого исследования зависит и от региона его проведения. Например, цена экспертизы в Москве и МО стартует от 5000 рублей, в других регионах - от 3000 рублей. УТС обычно оплачивается дополнительно.

Цель проводимого исследования - получить выводы эксперта. Если автотехническая экспертиза была правильно организована и проведена, ее результаты могут оказаться самым эффективным способом установить истину.

Заключение эксперта, оформленное в письменном виде, состоит из трех частей, каждая из которых заключает в себе важную информацию.

Вводная часть содержит:

  • сведения об эксперте;
  • подтверждение, что ему была разъяснена ответственность за предоставление заведомо ложных сведений;
  • формулировку исходных данных;
  • перечень поставленных вопросов.

В исследовательской части воспроизводится ход аналитического исследования, инженерные расчеты и их обоснование. Эксперт перечисляет технологии и методики, которые применялись при проведении анализов и экспериментов. Обязательное требование - указать источники данных, на которые опирался специалист (справочники, ГОСТы, ТУ). Благодаря этой информации компетентные лица могут сопоставить исходные сведения, содержащиеся в судебном постановлении о назначении исследования, и данные, использовавшиеся специалистом во время экспертизы.

Заключительная часть содержит собственно выводы, то есть обстоятельные ответы на все вопросы, которые удалось получить на основании экспертизы.

Следует быть готовым к тому, что суд может вызвать специалиста, проводившего экспертизу, для получения разъяснений по заключению.

Автотехническая экспертиза – независимая автотехническая экспертиза и оценка: Видео

Когда произошла авария на дороге, некоторые её детали можно выяснить с помощью специалиста. В этом случае на помощь может прийти автотехническая экспертиза.

Она проводится как на стадии расследования обстоятельств ДТП, так и в ходе судебных заседаний. При этом назначение автотехнической экспертизы при ДТП происходит как по инициативе самих участников инцидента, так и органов, ведущих его расследование.

В данной статье мы расскажем об общих моментах, которые нужно знать при проведении автотехнической экспертизы. И так.

В этой статье:

Проведение автотехнической экспертизы при ДТП

Ее целью является выяснение ряда обстоятельств, которые помогут прояснить всю картину ДТП. При этом существуют несколько направлений, по которым проводится данный тип исследований.

В первую очередь задачей эксперта является помощь в выяснении всех обстоятельств ДТП.

В частности, при содействии эксперта можно выяснить :

  1. С какой скоростью двигались машины.
  2. Протяженность тормозного пути.
  3. Расположение транспорта в момент столкновения.

Эксперт может также подтвердить соблюдение или игнорирование водителем правил дорожного движения.

Если причиной аварии являются неисправности в машине, то специалист поможет установить причины их возникновения. Это может быть важным доказательством при определении степени вины одного или обоих водителей.

Может статься так, что ДТП могут способствовать дорожные условия. Тогда автотехническая экспертиза призвана выяснить, насколько правильно были установлены дорожные знаки или нанесена разметка на трассе.

Назначение автотехнической экспертизы в суде

Как правило, специалист работает, что называется по горячим следам. Однако часто бывает так, что мнение специалиста необходимо уже тогда, когда дело слушается в суде. Тогда заинтересованная сторона должна заявить ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП.

Ниже нами приведён образец ходатайства о назначении автотехнической экспертизы. Стоит обратить внимание на то, что в нём следует очертить круг вопросов, которые планируются поставить эксперту, а также обстоятельства, на которые мнение специалиста поможет пролить свет.

Ведь известно, что судьи нечасто знают правила дорожного движения, особенно если они не автолюбители. Также необходимо упомянуть и на распределении между сторонами затрат по оплате стоимости экспертизы.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы можно как подать заблаговременно, так и заявить в судебном заседании. Всё будет зависеть от того, как повернётся ход рассмотрения дела.

В ходе рассмотрения дела суд может расширить круг вопросов, который будет поставлен на рассмотрение эксперта. Ведь свой вариант может предложить и противоположная сторона спора.

Если суд откажет в проведении экспертизы, то практика показывает, что такое определение обжалованию не подлежит.

Когда экспертиза возможна по собственной инициативе

Прежде всего, это дела, связанные с привлечением водителя к уголовной и административной ответственности или с возмещением ущерба, вызванного ДТП.

В этом случае на помощь может прийти независимая автотехническая экспертиза, которая станет надлежащим доказательством отсутствия у водителя вины. Её результаты приобщаются к делу и рассматриваются судьёй наравне с остальными материалами.

Поэтому перед, и в ходе проведения независимого исследования важно заручиться поддержкой от автоюриста. Он поможет сделать так, чтобы результаты экспертизы были объективными и приняты судом во внимание при вынесении решения.

Что может выяснить эксперт

Если автотехническую экспертизу назначает суд, то её результаты во многом зависят от того, насколько чётко сформулированы вопросы, которые должен прояснить специалист в ходе своих исследований.

Если назначается автотехническая экспертиза, вопросы могут быть следующими:

  1. Какова была скорость автомобиля до момента столкновения.
  2. В чём причина неисправностей в машине, которые привели к ДТП.
  3. Имел ли водитель возможность своими действиями предотвратить аварию.
  4. Правильно ли были применены участниками ДТП правила дорожного движения.
  5. Кто из автовладельцев имел преимущественное право на движение в спорной ситуации.
  6. Способствовали ли происшествию неправильное размещение знаков или дорожной разметки.

Конкретный перечень вопросов к экспертам поможет сформулировать автоюрист, который в случае необходимости оперативно изучит все материалы дела

Польза правового сопровождения

Когда предстоит судебный процесс связанный с установлением виновника ДТП или решения вопросов относительно его последствий, то во многих случаях является решающей.

Перед тем, как выйти с инициативой о назначении экспертизы, юрист ознакомится с материалами дела, проведёт общение со всеми участниками аварии (при возможности), а также осмотрит повреждённый автомобиль.

Ведь могут открыться детали, не выясненные ранее, и которые могут повлиять на ход рассмотрения дела.

После этого будет составлено обоснованное ходатайство о назначении экспертизы с указанием перечня вопросов и фактов, которые они помогут выяснить. Часто сопровождение юриста необходимо и при работе эксперта.

В этом случае автоюрист сможет предоставить дополнительные доказательства для исследований. В их число входят фотографии и материалы видеосъемки с места событий.

Если же у юриста возникнут сомнения в правильности заключения эксперта, то он рассмотрит возможность его оспорить или инициировать повторную экспертизу.

Как бы там ни было, во многих случаях результаты автотехнической экспертизы являются решающим доказательством в пользу истца или ответчика.

Поэтому перед тем, как инициировать работу эксперта, важно взвесить все за и против. В этом поможет консультационная поддержка юриста, которую можно получить у нас в офисе, по телефону или в режиме онлайн.