Указание гост по 44 фз. Каким образом осуществлять описание объекта закупки? Пример требований к функциональным и техническим характеристиками товаров

Masbi писал(а):что вот так сделаем и они у нас попляшут.. И поплясали …В пункте 55 Таблице № 2 Приложения А документации об Аукционе в том числе установлено: «Смесь горячая плотная песчаная. Наибольший размер зерен не менее 5 мм. Содержание фракции с размером зерен не более 10 мм должно быть 100 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 5 мм более 75 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 2,5 мм не более 90 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 1,25 мм менее 80 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,63 мм не более 70 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,315 мм не более 50 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,16 мм не более 30 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,071 мм не менее 9 % по массе.

Школа закупок

Вместе с тем, при составлении описания объекта закупки должно быть использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пример описания объекта закупки по 44-фз

Предел прочности при сжатии асфальтобетона из смеси, при температуре +50 °С не менее 1,1 МПа. Предел прочности при сжатии асфальтобетона из смеси, при температуре +20 °С не менее 2,1 МПа.

Предел прочности при сжатии асфальтобетона из смеси, при температуре 0 °С не менее 11 МПа. Водостойкость асфальтобетона из смеси не менее 0,8. Водостойкость при длительном водонасыщении асфальтобетона из смеси не менее 0,7.

Сдвигоустойчивость асфальтобетона из смеси по коэффициенту внутреннего трения не менее 0,65. Сдвигоустойчивость асфальтобетона из смеси по сцеплению при сдвиге, при температуре +50 °С не менее 0,35 МПа.

Трещиностойкость асфальтобетона из смеси по пределу прочности на растяжение, при расколе, при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин более 3 МПа. Значение водонасыщения для образцов, отформованных из смеси не менее 1 % по объему.

Требования к описанию объекта закупки по 44-фз

  • если необходимо соответствие ГОСТу, достаточно просто указать это – закон не обязывает переписывать тест ГОСТа, к тому же документы товара не содержат описания всех этих характеристик, в них указывается лишь соответствие тому или ному ГОСТу или стандарту;
  • следует знать и понимать, какие требования Вы устанавливаете и чем они обусловлены – ведь Вам придется каким-то образом проверять эти характеристики при приемке товара, а возможно и обосновывать их необходимость в суде.

Расписав какой-либо товар на несколько страниц, следует знать о том, что поставщик имеет право пожаловаться на наличие избыточных требований, а закупка может быть приостановлена или отменена в том случае, если заказчик не сможет объяснить, зачем он их установил.

Жалоба на избыточность требований заказчика в форме 2

Внимание

Закона о контрактной системе: 1) в документации об аукционе при описании материала установлены не стандартные показатели; 2) в приложении № 1 к техническому заданию при описании объекта закупки установлены очевидно избыточные требования для данного материала (например: массовая доля углерода в материале должна быть менее 3,05%, массовая доля марганца не должна быть более 0,5 %, массовая доля кремния должна быть менее 6,05%, массовая доля фосфора не должна быть более 0,04%).Решение комиссии:1. Признать жалобу ООО «Биоэкология» необоснованной.2. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика нарушения п.


1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.4.
Аукционной комиссией Заказчика заявка была признана не соответствующей требованиям аукционной документации, ООО «Биоэкология» было отказано в допуске к участию в аукционе на основании: «Заявка не соответствует пункту 3.1.3 части 1 аукционной документации: в заявке участника предоставлены недостоверные сведения». Заявитель утверждает, что его заявка содержит все сведения о конкретных показателях материалов в полном соответствии с требованиями Закона и аукционной документации.Согласно п.2 ч.1 ст.
64

Важно

Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки и инструкцию по ее заполнению. Заказчиком в документации не прописаны необходимые для формирования заявки рекомендации.

Избыточные требования к товарам по 44 ap

    Намеренное нарушение законодательства. Недобросовестные заказчики таким способом пытаются завуалировано ограничить конкуренцию и тем самым помогают победить в тендере конкретной аффилированной компании.

    Если у потенциального поставщика возникают основания полагать, что заказчик предъявляет излишние требования к товару, он может попросить их исключить отправив запрос на разъяснение документации или же обратиться с жалобой ФАС. В случае выявления факта попытки ограничения конкуренции, заказчик будет привлечен к ответственности.

    При этом сама закупка приостанавливается или полностью отменяется. Пример из практики В последнее время все большее количество жалоб на установление заказчиками избыточных требований стали решаться в пользу заявителя. Одним из показательных стало дело, рассматриваемое 2 марта 2017 года в Курском отделении УФАС.

Избыточные требования к товарам по 44 фз

Иными словами, составляя техническое задание, следует понимать реальное значение каждого устанавливаемого критерия и быть готовым объяснить, зачем он был установлен. Действия заказчика при описании объекта закупки К сожалению, мало кто из заказчиков знает о том, что такое избыточные требования к характеристикам товара – это и неудивительно, ведь в законе о контрактной системе об этом нет ни слова.

Вместе с тем, суды активно используют данное понятие при рассмотрении дел. Составляя техническое задание, представителю заказчика следует помнить:

  • описание не должно вводить потенциального участника в заблуждение – из него должно быть понятно, какой товар необходимо поставить;
  • под описание должны попадать как минимум несколько товаров – иными словами, описываемый предмет должен существовать.

Избыточные требования к товарам по 44 фз пример

Закона о контрактной системе; 3) по мнению Заявителя, требования к поковкам, брускам обрезных хвойных пород являются излишними, т.к. они относятся к технологическому ресурсу закупки, и неотъемлемой частью результата работ не становятся. Также Заявитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал что в нарушение Закона о контрактной системе к данным материалам Заказчиком установлены излишние требования: например для поковок допустимая величина заусенца при максимальном размере поперечного сечения поковки по поверхности разъёма штампа; 4) в нарушение Закона о контрактной системе наряду с аукционной документацией и ее технической частью Заказчиком на официальном сайте размещен документ: «Техническая часть.

Избыточные требования к товарам по 44 фз практика фас

Таким образом, заявка содержит недостоверные сведения.Комиссия установила:По п. 1 «Туалетный модуль-павильон» приложения № 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование: «Материал должен быть сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода должна быть не более 1,22%, массовая доля марганца должна быть менее 10,40 %, массовая доля кремния должна быть менее 0,85%».

Инфо

В заявке ООО «Биоэкология» по п. 1 значится: «Материал: сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода 1,22%, массовая доля марганца 10,30 %, массовая доля кремния 0,81%».


Однако в соответствии с ГОСТ 380-2005 стали марки ст3пс соответствуют следующие характеристики: «Массовая доля углерода 0,14-0,22%, массовая доля марганца 0,40-0,65%, массовая доля кремния 0,05-0,15%», следовательно, заявка ООО «Биоэкология» содержит недостоверные сведения.Таким образом, аукционной комиссией на основании п.

Избыточные требования к товарам по 44 фз в 2018 году

Заказчику — администрации Комсомольского городского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области (РФ, 155150, Ивановская обл., Комсомольский р-н, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2) устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 26 мая 2015 года аннулировать электронный аукцион на ямочный ремонт и ремонт картами асфальтобетонного покрытия дорог Комсомольского городского поселения (извещение № 0133300009715000019), отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы. 2. Специализированной организации — ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» (153000, РФ, Ивановская обл., г. Иваново, ул. Степанова, д. 17) разместить соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru в срок до 26 мая 2015 года. 3.


Понятие национального стандарта. Соотношение национальных стандартов и ГОСТов

Заказчики по 223-ФЗ столкнулись с проблемой применения новой редакции пункта 1 части 1 статьи 4 закона 223-ФЗ, а заказчики по 44-ФЗ - применения пункта 2 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе.

Эти нормы регламентируют порядок формирования технических заданий (описания объекта закупки), то есть - установления требований к закупаемой продукции, к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы.

Новая редакция этих норм обязывает заказчиков при формировании технических заданий (описании объекта закупки) использовать законодательство о техническом регулировании и документы национальной системы стандартизации.

Если для заказчиков по 44-ФЗ такая норма работает достаточно давно и часто является основанием для аннулирования закупок ФАС России, то заказчики по 223-ФЗ впервые столкнулись с ней 1 июля 2016 года.

Соответственно, в законе написано, что специалисты по закупкам должны хорошо знать:

1) законодательство о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 N184-ФЗ «О техническом регулировании»);

2) законодательство о стандартизации (Федеральный закон от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Чем отличается новая система стандартизации?

В рамках советской системы все производство было стандартизировано, все производилось по унифицированным технологиям или стандартам - ГОСТам. При переходе к рыночной системе жесткая унификация производства стала невозможной. Но регламентировать требования к производству той или иной продукции необходимо.

В связи с этим в 2002 году был принят Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании», который предусматривал вместо ГОСТов введение технического регламента. По сути технические регламенты предполагают установление стандартов в отношении только безопасности продукции для потребителей.

В соответствии с законом 184-ФЗ технические регламенты должны были утверждаться либо постановлениями Правительства РФ, либо указами Президента РФ, либо федеральными законами. В действующей редакции 184-ФЗ предусматривает также возможность утверждения технических регламентов международными договорами РФ.

Однако с 2002 годы было издано всего несколько десятков регламентов. Возникает вопрос: как регламентируется выпуск продукции, не попадающей в утвержденные технические регламенты?

Для выхода из этой ситуации было принято решение о том, что до ввода технических регламентов на конкретные виды продукции применяются старые ГОСТы в части обеспечения безопасности для потребителей.

Таким образом, возникла ситуация, когда действую одновременно и технические регламенты и ГОСТы. В настоящее время идет активный процесс разработки регламентов. Информация о принятых регламентах частично публикуется на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

  • безопасность изучений;
  • биологическую безопасность;
  • взрывобезопасность;
  • механическую безопасность;
  • пожарную безопасность;
  • безопасность продукции;
  • термическую безопасность;
  • химическую безопасность;
  • электрическую безопасность;
  • радиационную безопасность населения;
  • электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
  • единство измерений;
  • другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;

Специалист по закупкам при подготовке документации о закупке ОБЯЗАН открывать официальный сайт Росстандарта (см. раздел «Техническое регулирование», подраздел «Технические регламенты») и проверять наличие или отсутствие действующего технического регламента на закупаемый им товар, работу или услугу.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Большинство специалистов по закупкам не понимают разницы между техническими регламентами и национальными стандартами. Это действительно было взаимосвязано до 1 июля 2016 года. Теперь национальные стандарты регламентируются отдельным специальным законом, и большинство положений, касающихся стандартизации, из закона о техническом регулировании исключены.

Закон о стандартизации состоит и 36 статей.

В соответствии с п. 4 ч. 2 статьи 3 при закупках ТРУ применяются документы по стандартизации.

Статья 2 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом.

Ключевое слово в этом определении - «добровольность». Это означает, что документы по стандартизации - это в большинстве случаев добровольные стандарты.

Виды документов по стандартизации (статья 14):

  1. документы национальной системы стандартизации;
  2. общероссийские классификаторы (ОКПД 2 и ОКВЭД 2);
  3. стандарты организаций, в том числе технические условия;
  4. своды правил;
  5. документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона 162-ФЗ.
  1. Документы национальной системы стандартизации
  2. Общероссийские классификаторы.
  3. Стандарты организаций
  4. Свод правил
  5. Документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона 162-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 12 июля 2016 г. №669 "Об утверждении Положения о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией".

Общие правила применения национальных стандартов при формировании документации о закупке (44-ФЗ, 223-ФЗ)

Возникает вопрос: когда заказчики обязаны использовать национальные стандарты, если сам закон о стандартизации исходит из добровольности использования документов по стандартизации, кроме случаев, установленных в статье?

ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ

В рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам ТРУ, к размером, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы обязательны в силу действия самих этих законов.

Здесь нельзя забывать о том, что все ГОСТы, принятые до 03.07.2003, также приравниваются к национальным стандартам в части обеспечения безопасности.

ВТОРОЙ СЛУЧАЙ

В рамках 44-ФЗ не только требования, но и условные обозначения и терминология при описании этих требований к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы устанавливаются заказчиком в соответствии с требованиями документов национальной системы стандартизации, в том числе национальных стандартов (см. п.2 ч.1 ст.33 ФЗ-44).

ТРЕТИЙ СЛУЧАЙ

В рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ - документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

ЧЕТВЕРТЫЙ СЛУЧАЙ

В рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ -когда документы национальной системы стандартизации включены в своды правил во исполнение какого-либо действующего технического регламента.

Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» некоторые своды правил, в том числе некоторые СНиПы, признаются обязательными к исполнению.

Конкретные нормативные акты, которые обязательны для исполнения, перечислены в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который утверждён Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521.

Особенности применения национальных стандартов при закупке строительных работ. Примеры судебной и административной практики

Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений":

  1. Объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
  2. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

  1. механической безопасности;
  2. пожарной безопасности;
  3. безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
  4. безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
  5. безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
  6. доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
  7. энергетической эффективности зданий и сооружений;
  8. безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Правительством РФ утвержден специальный Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ПП РФ от 26.12.2014 № 1521).

При составлении технического задания специалисту по закупкам необходимо не только проверять наличие СНиПов, ГОСТов и сводов правил в Перечне, но и помнить, что они применяются не полностью, а только в части реализации безопасности потребителей.

Правовые последствия

Необходимо очень внимательно относиться к технической части закупочной документации, чтоб не нарушить требования законодательства. Если специалист по закупкам ссылается на устаревший ГОСТ, СНИП или национальный стандарт, участник закупки может направить запрос на разъяснение, в результате сдвинутся сроки проведения закупки, в противном случае участник мог обратиться в ФАС, и описание закупки могло быть признано необъективным. Апелляционные суды в таких случаях, как правило, принимают позицию ФАС.

Позиция арбитражных судов

Арбитражные суды отмечают, что если описание объекта закупки в документации о закупке противоречит законодательству РФ о техническом регулировании, в том числе национальным стандартам, а поданная участником заявка им соответствует, то такая заявка не подлежит отклонению закупочной комиссией.

Пример 1

Результаты испытаний не могут являться показателями товаров при описании объекта закупки применительно к требованиям статьи ЗЗ Закона № 44-ФЗ, поскольку они не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Вследствие этого установление заказчиком названных требований к характеристикам объекта закупки необъективно и свидетельствует о нарушении заказчиком пунктов 1 и 2 части 1 указанной статьи Закона.

Как следует из материалов дела, Приложение к Техническому заданию аукционной документации содержит требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ по государственному контракту. В указанном Приложении для смесей асфальтобетонных, щебней, песков заказчиком установлены, в том числе требования к частным остаткам на ситах. Однако антимонопольным органом и судебными инстанциями установлено, что согласно «ГОСТ Р 52129-2003. Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия», принятому Постановлением Госстроя РФ от 27.06.2003 № 119, «ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», введенному в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 № 18-43, и «ГОСТ 8736-93. «Песок для строительных работ. Технические условия» частный остаток на сите не является показателем товара. Данный параметр является расчетной величиной и используется при испытаниях товара для определения его зернового состава. Требования же к зерновому составу товаров установлены заказчиком в Приложении к Техническому заданию отдельно.

Согласно пункту 7.2.3 названного выше ГОСТ Р 52129-2003 частные остатки на каждом сите вычисляют по результатам просеивания путем деления массы остатка на сите на массу навески и умножения результата деления на 100. Результат каждого испытания вычисляют с точностью до второго десятичного знака после запятой. Причем, зерновой состав вычисляют как среднеарифметическое значение результатов двух параллельных испытаний.

Таким образом, проведенные испытания и расчет частных остатков на ситах не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки. Сами ГОСТы по разделам определяют, что относится к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристиках объекта закупки. Кроме того, предусмотренные ГОСТами испытания по определению частных остатков на ситах осуществляются на определенные партии товара, в паспортах на качество товара эти сведения заводами-изготовителями не указываются.

Пример 2

В рассматриваемом случае заказчик включил в Техническое задание требование к товару по цвету, не указав при этом конкретные показатели и характеристики данного требования, позволяющие определить участнику закупки, имеется ли у него в наличии соответствующий указанным требованиям товар. Кроме того, в документации содержится условие о том, что каждая единица товара должна быть упакована в индивидуальную упаковку из листового гофрокартона, закрепленную с помощью скотча.

ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области» VS Мурманское УФАС России

Суды по материалам дела установили, что требование в документации по цвету поставляемого товара «цвет по согласованию с заказчиком» не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета, ни конкретные цвета поставляемого товара не определены. Кроме того, установив единое требование к упаковке приобретаемого товара, заказчик также объективно и документально его не обосновал, поскольку имеются иные способы упаковки товара, обеспечивающие безопасную транспортировку и хранение товара.

Ответы на вопросы

Что писать по части ГОСТов при закупке импортного оборудования? Нужно ли в этом случае писать обоснование?

Если речь идет об уникальном оборудовании и российских ГОСТов и национальных стандартов на него нет, то писать ничего не нужно. Но при этом есть другие требования, например, технический регламент на упаковку товара и другие, на которые все равно придется сослаться.

При закупке у единственного поставщика образовательная услуга должна соответствовать действующим НПА, ГОСТам?

Естественно, должна.

Одной из обязанностей заказчика при осуществлении госзаказа является описание объекта закупки. Данное описание необходимо отразить в закупочной документации. Требования, предъявляемые к описанию объекта закупки, отражены в ст. 33 ФЗ-44. Как описать объект закупки правильно, и какие нарушения допускают заказчики при описании объекта закупки - об этом расскажем в настоящей статье.

Что необходимо включать в описание объекта закупки в документации?

Мы уже указали, какой статьей регламентируется описание объекта закупки - статья 33 Закона о контрактной системе. Данная норма закона содержит требование, согласно которому в описании объекта закупки должны включаться следующие данные :

  • функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (если есть необходимость);

Пример: закупка принтера. Указываем следующие характеристики: максимальный формат печати - А4, максимальное разрешение печати не менее 1200*1200 точек на д., скорость монохромной печати - не менее 38 листов в минуту, емкость лотка - не менее 150 листов, наличие интерфейса USB.

  • при описании объекта закупки должны использоваться показатели, условные обозначения, требования, терминология в отношении характеристик объекта закупки, которые отражены в соответствующих технических регламентах, документах, применяемых в рамках национальной системы стандартизации;

Пример: при закупке детской мебели стоит руководствоваться Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 025/2012.

Обратите внимание! Если заказчик не использовал терминологию, отраженную в технических регламентах или документах национальной системы стандартизации, то применение иной терминологии должно быть обосновано в документации о закупке.

Пример: закупка стола детского; указываем следующие показатели: высота - 460 мм, глубина - 550 мм, высота - 1030 мм.

  • требования к гарантийному сроку объекта закупки (при необходимости).

Описание объекта закупки может содержать:

  • ссылку на товарные знаки товара, но только для тех случаев, когда при выполнении работ или оказании услуг необходимо будет использовать товар, который не является предметом контракта;

Обратите внимание! При использовании товарного знака в данном случае обязательно необходимо указывать слова «или эквивалент». Исключение составляют случаи, когда закупаются запчасти и расходные материалы к оборудованию или машинам, которые уже используются заказчиком, а также в случае, когда требуется обеспечить совместимость уже имеющихся товаров с вновь приобретаемым.

  • спецификации, планы, эскизы, тестирования, фото, чертежи, результаты работ и т.д.

Скачать пример описания объекта закупки можно в конце статьи.

Обратите внимание! Для стандартизации в области описания объекта закупки по 44-ФЗ в 2017 году был разработан Каталог товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данный каталог размещен в ЕИС . Каталог предназначен, в том числе для единообразного описания объекта закупки. На официальном сайте госзакупок 07 октября 2017 года была размещена новость о формировании каталога, а также отмечено, что о возможности использования заказчиками данного каталога непосредственно при формировании информации и документов в ЕИС заказчики будут уведомлены дополнительно.

Какие данные не должны включаться в описание объекта закупки?

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ не допускают включение в данное описание указаний на:

  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • место происхождения товара;
  • название производителя;
  • иные требования к объекту закупки, если такие требования приведут к ограничению количества участников закупки. Исключение - у заказчика отсутствует иной способ, который позволил бы ему более точно и четко описать требования к объекту закупки .

Также будет ошибкой, если в документации о закупке будут отражены следующие требования:

  • к производителю товара;
  • к участнику закупки;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию производственных мощностей, трудовых и финансовых ресурсов, технологического оборудования у участника закупки, необходимых для исполнения обязательств по контракту. Исключение - случаи, когда Закон о контрактной системе допускает установление таких требований .

Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания

Антимонопольное ведомство указало, что зачастую при формировании закупочной документации заказчики делают крупные лоты - как по номенклатуре, так и по количеству закупаемых товаров. Однако, большинство поставщиков детского питания не в состоянии поставить такое количество товара, которое бы полностью соответствовало техническому заданию. А большая часть поставщиков могут поставить часть запрашиваемого товара.

Учитывая вышеизложенное, ФАС сделала вывод о том, что в целях сохранения конкуренции заказчикам целесообразно разделять крупные лоты на несколько. В этом случае количество потенциальных участников закупки увеличится. Также у непосредственных производителей продуктов детского питания появится возможность напрямую участвовать в закупке (Методические рекомендации ФАС России для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания).

Как не допускать ошибок при ведении закупок по 44-ФЗ?

Для этого удобно использовать бесплатную версию программы "Эконом-Эксперт". В ней вы сможете создать и проверить на наличие ошибок план-график и план закупок, подготовить отчет о закупках у СМП, рассчитать НМЦК и многое другое. Подробности о программе .

Судебная практика по вопросу требований к описанию объекта закупки

Нередко заказчикам приходится в суде доказывать объективность описания объекта закупки, его соответствие требованиям закона. Рассмотрим несколько примеров, когда суд подтвердил правоту заказчика, а также примеры описания объекта закупки, где суды указали на нарушения.

Примеры из судебной практики с ошибками при описании объекта закупки

Пример 1. Детская городская больница проводила закупку детских каш. Антимонопольное ведомство выдало предписание заказчику об устранении нарушений в связи с тем, что описание объекта закупки ограничивало количество участников, а точнее, было сформулировано таким образом, что под него подходили каши только одного производителя.

Антимонопольный орган отметил, что заказчик незаконно уменьшил максимальные значения витаминно-минерального состава товара, который установлен Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции. Что, в свою очередь, привело к сужению круга участников закупки. Судом было установлено, что требованиям технического задания соответствовали каши только трех производителей. В то время как каши еще 4 производителей не соответствовали по отдельным показателям. В тоже время, начальная максимальная цена была сформирована таким образом, что предложить к поставке возможно было каши только одного производителя.

Учитывая данные обстоятельства, суд отметил, что характеристики, указанные заказчиком, были направлены не на определение поставляемого объекта закупки его потребностям, а на закупку товара конкретного производителя.

Суд учел тот факт, что заказчик не смог обосновать необходимость снижения максимальных значений витаминно-минерального каш, которые установлены в Единых санитарных требованиях (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2016 года по делу №А58-5295/2015).

Пример 2. Заказчик закупал лекарственные препараты, указав при этом в документации по закупке требования к форме таблеток, способу их деления, фасовке. Вместе с тем, суд отметил, что данные характеристики не относятся к фармакологическим свойствам лекарственных препаратов, ни связаны с их терапевтической эффективностью. Также был выявлен факт того, что данным требованиям соответствует лекарственный препарат только одного производителя. В действиях заказчика были выявлены нарушения норм Закона о контрактной системе (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года).

Примеры из судебной практики, когда суды подтвердили законность описания объекта закупки

Пример 1. Медицинское учреждение объявило закупку лекарственного препарата. В документации было отражено требование к упаковке - флакон или иной эквивалент, который позволит обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Антимонопольное ведомство посчитало, что подобное требование ограничивает количество участников закупки и выдало предписание заказчику.

Верховный Суд РФ отметил, что в данном случае предъявленные заказчиком требования о поставке лекарственных препаратов во флаконе обусловлено спецификой назначения и способа его применения. А именно, вскрытая ампула не даст возможности в течение требуемого времени сохранить лекарство. Учитывая данное обстоятельство, закупка лекарственных препаратов в ампулах приведет к тому, что бюджетные средства будут расходоваться неэффективно.

Также суд отметил, что зафиксировано несколько производителей, которые выпускают необходимый лекарственный препарат во флаконах, в самой закупке участвовали 7 компаний, который предлагали товар от двух разных производителей (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года).

Пример 2. Заказчик проводил закупку камер наблюдения. Антимонопольный орган выявил нарушение в описании объекта закупки - отсутствие конкретных показателей. Ведомство посчитало нарушением указание в описании товара следующих фраз заказчика (выделено курсивом): «камера видеонаблюдения должна поставляться в сборе с солнцезащитным козырьком и кронштейном со сквозной проводкой кабеля, который обеспечивает защиту кабеля от механических повреждений и воздействия атмосферных осадков; камера должна быть антивандальной и иметь корпус усиленного класса надежности, что позволяет использовать ее на неспокойных объектах, там, где отмечается не только неблагоприятное воздействие среды, но и, так называемый, человеческий фактор».

Суд отметил, что такие фразы заказчика нельзя определить как конкретные показатели объекта закупки, потому что они описывают назначение товара. При этом в решении суда отмечено, что само по себе использование таких фраз, которые поясняют необходимость отмеченных ранее характеристик товара (солнцезащитный козырек, кронштейн, антивандальная функция, корпус усиленного класса надежности), в разделе «Характеристика товара» не дает оснований для того, чтобы отнести их к характеристикам товара. Суд отметил, что спорные словосочетания носили характер пояснений, а не требований к показателям объекта закупки (Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.02.2017 года по делу №А17-4579/2016).

Пример 3. Дошкольное учреждение проводило закупку работ по выполнению капитального ремонта отопления. В вину ДОУ вменялось отсутствие названия ГОСТов в описании объекта закупки, которым должен соответствовать товар, используемый при проведении работ. Вместе с тем, суд указал, что само по себе указание на необходимость соответствия товаров, используемых при проведении работ, требованиям ГОСТ без указания, какого именно ГОСТ, не может расцениваться как нарушение, так как участники закупки могут самостоятельно ознакомиться с требованиями государственных стандартов и сопоставить ГОСТ к товару (Постановление АС Московского округа от 16.08.2017 года по делу №А40-172144/2016).

Объект закупки — это, по 44-ФЗ, товары, работы, услуги (ТРУ), поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта.

Описание объекта закупки — это фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), позволяющая идентифицировать то, что нужно госзаказчику.

Как описывать

Одно из основных правил, установленных ст 33 ФЗ 44: описание объекта закупки должно носить объективный характер. Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых ТРУ установленным требованиям. При этом указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон.

При описании объекта закупки заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренные действующими техническими регламентами и стандартами, либо обосновать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.

Нельзя описывать, используя:

  • указание на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, знаки обслуживания, промышленные образцы;
  • наименование места происхождения или наименование производителя;
  • требования, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников.

Запрещено устанавливать требования к производителю, к деловой репутации участника, к наличию у него производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для производства, выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ).

Пример описания объекта закупки

Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример для заказа компьютерного стола, составлено в соответствии с правилами ст. 33 44-ФЗ:

Исключения из правил

Документация о госзакупке может содержать указание на товарные знаки в следующих случаях:

  • нет другого способа более точно описать характеристики объекта закупки;
  • при выполнении закупаемых работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в документацию слов «или эквивалент», кроме случаев:

  • когда товары, на которых размещаются другие товарные знаки, не совместимы с тем, что уже использует госзаказчик, при этом необходимо обеспечить взаимодействие уже имеющихся и вновь закупаемых объектов;
  • когда закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, уже используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пример описания с исключением из правил

Допустим, необходимо заказать расходные материалы для принтера — картридж. В этом случае следует указать:

  1. Товар — Картридж Canon PGI - 450XL (6434B001) для принтера Canon PIXMA MG-6640 черный пигмент.
  2. Ресурс печати — не менее 500 страниц.
  3. Гарантийный срок — не менее 12 мес.

При такой закупке можно не сопровождать указание на товарные знаки словами «или эквивалент», поскольку недопустима поставка других расходных материалов: поставляться могут только оригинальные расходные материалы (картриджи, контейнеры с тонером), которые изготовлены производителем оборудования, для которых они предназначены (принтеры находятся на гарантийном обслуживании).

1. Описание объекта закупки - это Описать объект закупки - это, по 44-ФЗ, означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект.

2. Требования к описанию объекта закупки

Ст. 33 ФЗ 44 описание объекта закупки требует делать с учетом определенных требований.
1. Указывать показатели, которых нет на рынке, нельзя.

При описании нельзя указывать показатели, которых нет на рынке аналогичных товаров. Также требования к предмету закупки должны соответствовать реальной потребности заказчика. Характеристики должны быть одинаково понятны для всех участников, не быть излишними и противоречивыми.

К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали - 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).

2. Указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики.

В описании указываются максимальные и(или) минимальные показатели, а также значения, которые не могут изменяться. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146 %. Листов в пачке: 500».

Требования которые не допускаются

Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), а также требования, которые влекут за собой ограничение количества участников.
С 11.01.2018 в правилах описания предмета госзаказа произошли изменения :
  • Законодатели исключили положение о том, что оно должно носить объективный характер.
  • Как и раньше, потребуется сопроводить товарный знак словами «или эквивалент».
Делать это будет не обязательно:
  • если товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
  • если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, согласно техдокументации.
Нужно использовать показатели и термины, которые предусмотрены техническими регламентами и документами национальной системы РФ.

Иные показатели, требования, обозначения и термины можно использовать, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

К примеру: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки должны быть выработаны в соответствии с ГОСТ 31805-2012 по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».

Можно включать при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа и наладки, а также обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.

К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну - 8 лет; по основанию дорожной одежды - 6 лет; по верхнему слою покрытия - 4 года».

При покупке лекарственных средств нужно обязательно указать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует - химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра.

К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма - порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».

Допустимо требование, чтобы товар был новым, не был в употреблении или в ремонте.

3. Пример описания закупки

При описании объекта закупки заказчик обязан использовать следующие характеристики:

Качественные . Совокупность свойств, характеристик, признаков, которые описывают объект закупки и соответствуют потребностям заказчика.
Технические. Определяют технические свойства предмета торгов. Конкретные параметры, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг.

Эксплуатационные . К ним относятся характеристики надежности и работоспособности объекта, условия, которые обеспечивают эффективную эксплуатацию: прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики.
Функциональные. Это способность объекта выполнять его основную функцию. Основное назначение и условия его использования по назначению.

4. Видео-инструкция правила описания объекта закупки


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.