Путешествие в четвертый удел богородицы

Древнее христианское предание сообщает: когда воскресший Иисус послал апостолов проповедывать Евангелие всем народам, то они собрались, чтобы бросить жребий, кому куда идти. Бывшая с ними Мария, мать Иисуса, потребовала, чтобы и она приняла участие в метании жребия: ей выпала страна под названием «Иверия» (1).

Идти самой на проповедь апостолы ее не пустили, но сказали: избери кого-нибудь из нас, чтобы он пошел вместо тебя, сверх собственного жребия. Ее избранником оказался Симон Кананит (Зилот), видимо, ее родственник, в свое время пригласивший ее вместе с Иисусом на свою свадьбу в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11). Завершив проповедь в своем уделе (у бриттов) он пришел в удел Богородицы, где и претерпел мученическую кончину.

Об очень раннем появлении христианства в Иверии пишет св. Ириней Лионский (130-202гг.); о «громадном значении» этого свидетельства говорит М.Э.Поснов (2) .

В начале 19в. преподобному Серафиму Саровскому в откровении дается напоминание о том, что «первый удел Богородицы на земле – Иверия» (второй – старый Афон, третий – Киево-Печерская лавра и четвертый – будущая Серафимо-Дивеевская женская лавра).

Что же это за страна – Иверия?
Сейчас так называют Грузию, и там существует предание, что Богородица, явившись во сне св. Нине, послала ее в Мцхету на проповедь (315-340 гг.), тем самым подтверждая, что Грузия – Ее удел. Впрочем, академик Марр (3) считал эту версию нереальной и доказывал, что св.Нина проповедывала в районе Кутаиса; во внутреннюю же Грузию христианство проникло позже через Армению.

Однако в апостольские времена центральная и восточная Грузия входила в состав враждебного Риму Парфянского царства, и с любого апостола там немедленно содрали бы кожу как с римского лазутчика. Доступным для христианской проповеди было только побережье Черного моря, находившееся под контролем Рима. Во всяком случае, в таких оживленных торговых центрах, как Питиунт (Пицунда) и Себастополис (Сухум) стояли римские гарнизоны.

Именно на эту страну (нынешнюю Абхазию) и выпал жребий Марии, здесь проповедывал Симон Кананит, место мученической кончины которого – Анакопия (Никопсия), нынешний Новый Афон. Здесь, у подножия Анакопийской (Иверской) горы на могиле Симона стоит старинный (много раз перестроенный) храм его имени. На вершине горы, в часовне, поставленной русскими монахами в конце 19 в., в алтарной апсиде помещены вырезанные из окрестных пещер камни с древними рисунками и надписями. Особенно примечательны изображения рыб: тайный знак христиан 2 века. Есть все основания предполагать, что община, созданная апостолом Симоном, пережила эпоху римских гонений. Тот факт, что на первом Вселенском Соборе в 325 г. принимал активное участие Питиунтский епископ, свидетельствует о глубокой укорененности христианства в Абхазии к этому времени.

Сама гора издавна считается «горой Богородицы» и с ней связан ряд замечательных местных преданий. Например: «Господь спрятал рай в земле и накрыл его Иверской горой». Еще: «под Иверской горой начинается подземный ход, который ведет прямо к Храмовой горе в Иерусалиме». Или вот такое пророчество: «приближается время, когда все истинное православие, которое останется на земле, соберется вокруг этой горы».

Тонкий намек на «удел Богородицы» содержится в раннехристианской легенде о том, что голубь принес к изголовью «усопшей» Марии оливковую веточку из «земного рая» (1). Но как доказывают авторы этой статьи в своей книге «Земля Адама» (4) библейский рай находился именно на территории нынешней Абхазии. [Изложение этой гипотезы см. Наука и Религия, 1999, №1]. (5)

Наконец, еще одна неожиданная параллель. В энциклопедии «Мифы народов мира»
(6) в статье «Абхазская мифология» известный историк и филолог Г.Дзидзария пишет нечто очень странное. По его словам, существует абхазское предание о том, что … «Бог происходит из семьи Х е ция». Это утверждение становится совершенно абсурдным, если учесть, что абхазы издревле веруют в единого, невидимого и всемогущего Бога. Есть, конечно, пророки, ангелы и даже русалки, но Бог есть Бог… При чем тут Хеция?

Мы спросили об этом у одного из современных представителей этого рода, профессионального историка. Он улыбнулся и сказал: Дзидзария все перепутал, из нашего рода происходит не Бог, а … Богородица.

Час от часу не легче!

Рыба - тайный знак христиан. Римские катакомбы III век.

Символика знака рыбы

Раннехристианские изображения в Ефесе

Начертание ИХТИУС на камне в Эфесе

Римское надгробие с рыбами

В связи со всем этим возникает вопрос: не скрывает ли предание о «метании жребия» какой-то намек на более глубокую и органичную связь Богородицы со своим земным уделом – Абхазией?
Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем небольшой экскурс в совсем другую эпоху – во времена … Геракла.

Древнегреческий миф о Геракле содержит одну странную географическую «неувязку». В поисках «яблок Гесперид» герой проходит мимо «седого Кавказа», освобождает прикованного Прометея, через страну амазонок приходит в Киммерию (район Тамани), где с помощью Атланта обретает искомые яблоки. До сих пор мифологическая топография вполне «логична», но вот назад он возвращается почему-то через … Египет!?
Как сказали бы абхазцы: «где Кавказ и где Египет»?
Многие комментаторы ломали голову, пытаясь разрешить этот парадокс.

Но есть одно удивительно простое и логичное решение.
Дело в том, что самоназвание древнего Египта – «Мыср» (в Библии – Мицраим). А в районе Пицунды есть священное абхазское урочище «Мыср а » (Мюссера). Вот через какой «Египет» возвращался Геракл: каким путем пришел, таким и ушел! Так что произошел нередкий в исторических легендах «филологический казус»: предание о Геракле было записано тогда, когда в памяти осталось только название местности, а где она находится, уже забыли. Зато про другой Мыср – а именно Египет, знали все… Отсюда и «геркулесовы столбы» оказались не на Босфоре или Керченском проливе, а на Гибралтаре, и прилегающий к ним океан стал называться «Атлантическим».

И нам пришло в голову: если однажды такая географическая путаница произошла, не могло ли это повториться еще раз?

Вот что говорит ангел, сразу после ухода волхвов явившись во сне Иосифу: «Возьми младенца и Матерь Его, и беги в Египет» (Мф. 2:13). Если вспомним, как тогда назывался Египет, то получается, что ангел сказал: «беги в Мыср».

А вдруг здесь опять имелся в виду абхазский Мыср? Тем более что никаких реальных признаков пребывания святого семейства в Египте нет: только цветистые восточные сказки. В повествовании Матфея нас всегда удивляло поведение волхвов: зная о злодейских намерениях Ирода, почему они просто не забрали святое семейство с собой? Может быть, в действительности так оно и было, и именно поэтому волхвы на обратном пути постарались избежать встречи с Иродом. Но чтобы в целях безопасности тщательно законспирировать этот факт, кто-то из близких пустил версию насчет «ангела» и «Египта». А потом ученики и сами поверили в эту легенду.

Если так, то приобретает решающее значение, откуда эти волхвы пришли.
У Матфея сказано: «С востока» (Мф. 2:1). И вот мы решили выяснить: а как это звучало на языке того времени: иврите (точнее, на близком к нему арамейском). Берем в руки современный обратный перевод Нового Завета с греческого на иврит и … испытываем настоящий шок!

«Страна востока» звучит на иврите (и на арамейском) как «Эрец Мизр а х »!!
Но это почти то же самое, что «страна Мыср». Причем толкование этого слова как «Египет» здесь исключается, потому что здесь оно означает именно «Восток», а Египет находится на юго-западе от Вифлеема.

Тут все ставится на место, хотя и весьма неожиданным образом.
Волхвы – это адамитские жрецы (4), которые получили пророчество о рождении Иисуса и пришли, чтобы спасти Его от опасности, забрать с собой в землю Адама и там приобщить к древней мудрости. «Звезда», которую они увидели «на востоке» («ва-мизрах», т.е. у себя в Мысра) и которая привела их к месту рождения Иисуса (Мф. 2:9) – это могла быть одна из «Аных»: так именуются световые явления Божественной силы, и поныне широко распространенные в святых местах Абхазии.

Святое семейство возвращается на родину после отстранения от власти в 7 гг. н.э. Архелая, наследника Ирода: «ибо умерли искавшие души младенца» (Мф. 2:20). Несомненно, что они сразу же по прибытии пришли на поклонение в Иерусалим. Если взять наиболее вероятную дату рождения Иисуса в 6 г. до н.э., то Ему в это время было 13 лет (Лк. 2:42), так что Он был уже совершеннолетним и вполне мог проповедывать в Храме (Лк. 2:46).

Теперь вернемся к загадочному преданию рода Хеция.

Возможно, события разворачивались следующим образом.
В самом Мыср а святому семейству оставаться было небезопасно – рядом был крупный город Питиунт с римским гарнизоном, так что ищейки Ирода, верного слуги и союзника римлян, могли напасть на след. Тогда абхазские жрецы переправили семью в удаленное глухое селение, где выдали их за родственников семьи Хеция – чтобы не было лишних вопросов. Надо полагать, что абхазский язык они к тому времени уже выучили, или, может быть, евреи в те времена просто считались одним из абхазских родов. И лишь позже стало известно, что это за «родственники». Так и родилось предание, что «Богородица – из рода Хеция»: ведь у абхазов приемное родство ставится выше кровного. Как раз за Иверской горой есть селение Анухва (Анхуа), что с абхазского можно перевести как «Удел Матери». Абхазские женщины рассказывали нам о нередких явлениях Богородицы Марии в этих местах. Ее особая любовь к этому месту вполне естественна: здесь прошли годы Ее юности, здесь прошло детство и отрочество Иисуса. Волнующая мысль для того, кто иногда бродит по тропинкам этого селения…

Если так, то становится понятным, почему в действительности эта земля стала уделом Богородицы, и почему Анакопийская гора считается Ее горой.

Правда, для религиозного сознания остается загадкой, почему все это до сих сохранялось в такой глубокой тайне. Встает также вопрос, с какой целью тайна начинает приоткрываться именно теперь. С научной же точки зрения мы имеем дело лишь с правдоподобной гипотезой. Ключ к доказательствам – информация, которую хранят древние рисунки и надписи, часть из которых была обнаружена на стенах многочисленных небольших пещер в этом районе. Но систематическим поиском и расшифровкой еще никто не занимался.
Богородица до времени хранит тайну Своей земли.

1. Сказания о земной жизни пресвятой Богородицы. М. 1990.

2. М.Э.Поснов. История Христианской Церкви, Брюссель. 1964, стр.78.

3. Н.Я.Марр. Исторический очерк Грузинской Церкви, 1906 г. Газ. «Русская Мысль», 1996, №4118.

4. Л.Регельсон, И.Хварцкия. Земля Адама. Сухум, 1997.

5. Е.Лазарев, Л.Регельсон, И.Хварцкия. Мы крещены сынами Ноя. Наука и Религия, 1999, №1.

6. Мифы народов мира. Издание 1-е, 1980. Г. Дзидзария, ст. Абхазская мифология.

Журнал Наука и Религия №3, 2008 г. под названием ГДЕ СПАСАЛОСЬ СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО? Лев Регельсон, Игорь Хварцкия

Добавление на Рождество 2013 г.:

Возникает естественный вопрос о том, на каком языке Иисус говорил, живя в Абхазии?

Ясно, что говорить по арамейски Его научили Иосиф и Мария. Вопрос в том, на каком языке они общались с абхазским окружением? Решение может заключаться в том, что в Абхазии тогда было достаточно много евреев рассеяния. Само семейство Хеция вполне могло быть двуязычным – весьма вероятно, что они были еврейскими родственниками Святого Семейства. То есть предание о родстве с Марией может быть вполне обоснованным. Глубинная связь с еврейством в Абхазии сохраняется до сих пор. Например, члены семейства Лейба считают себя ассимилированными евреями из колена Левит.

Первый удел: Иверия (современная Грузия)

Икона "Слава Грузинской Православной Церкви" с изображением покровительства Богородицы

Третий удел: Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра. Открытка XIX века

Четвертый удел: Серафимо-Дивеевский монастырь

Начало Четвёртого Вселенского Жребия Богородицы было положено в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова . В возрасте моложе 30 лет она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.

Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в лёгкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Неё следующее:

«Это - Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь, хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но, как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои - да будут с тобою! ».

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась на север России. В 1760 году её путь лежал к одной из знаменитых русских обителей - Саровскому монастырю .

Не доходя 12-ти верст до Сарова , в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в лёгком сне вновь увидела Божию Матерь:

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного ».

На этом месте была основана Дивеевская община, впоследствии ставшая Серафимо-Дивеевским монастырём.

В православном предании Удел (Жребий) Богородицы это святая земля, которая находится под Ее особенным покровительством. На Земле известны 4 места: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия).

Иверия (Грузия)

В 44 году н.э., когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, и обезглавил апостола Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и решили метнуть жребий кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Богородице достались земли Иверии.

Когда Богоматерь была уже готова отправиться в путь Ей явился Ангел Божий и сказал:

«Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».

Господь же возвестил Ей волю Свою:

«О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему:

«Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем».

Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела:

«Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

Св. равноапостольная Нина (Нонна) , память которой совершается 14 января, была родом из Каппадокии. Она принадлежала к числу тех посвященных Богу девственниц, которые во дни гонения Диоклетианова, спасая свою веру и девство, удалились из пределов Римской империи в Армению, где многие из них были замучены Тиридатом. В это время с одною из спутниц своих Нина, избежавшая смерти, поспешила укрыться в соседней Грузии. И здесь, будучи взята жителями в плен, своим необыкновенным постничеством, непрестанными молитвами и сохранением чистоты девственной невольно привлекла к себе общее внимание и уважение, что в дальнейшем послужило началом важнейшего переворота в судьбе Грузинского народа, принятие Христианства. Это случилось в 318 г.

Главной святыней Грузии и всего христианского мира является Риза Господа нашего Иисуса Христа , которая хранится в храме Светисцховели (Животворный столб) , кафедральном патриаршем соборе Грузинской православной церкви в г. Мцхета. Когда-то Мцхета был древней столицей Грузии, колыбелью христианства, историческим местом просветительской деятельности Святой равноапостольной Нины. Благодаря этому Мцхета — называют Вторым Иерусалимом.

Паломничество в Дивеево — это классика… И как любая классика, с первого взгляда может показаться чем-то банальным. Святая Земля, Афон, Египет: наши паломники все чаще едут за яркими впечатлениями в дальние страны. Но и дивеевское путешествие может стать настоящим открытием, если не забывать оглядываться по сторонам и хоть на полшага отходить в сторону от протоптанных троп. Именно так поступили корреспонденты «НС», отправившись к мощам преподобного Серафима на автомобиле по маршруту Москва–Владимир–Муром–Дивеево.

Читайте о паломничестве в Дивеево и в другие сокровенные места в

Из Москвы в Россию…

Приложиться к мощам препоодобного Серафима можно в любое время, исключая богослужебные моменты чтения Священного Писания, Шестопсалмия и Евхаристический канон. В этих случаях монастырские охранники останавливают очередь. Они же следят за порядком во время богослужения

Русская провинция — это совсем близко: нужно только выбраться из Москвы за МКАД. В малых городах по статистике проживает около половины населения страны. По пути в Дивеево, в 62 километрах от столицы, первый из таких городов — Павловский Посад. История «изобретателей» павловопосадского платка, как ни странно, имеет и церковное измерение. Из двух компаньонов, управлявших мануфактурой в XIX веке, один чтится Русской Церковью в лике святых. Это меценат и миссионер — праведный Василий Грязнов, или Павловопосадский: в купеческом старообрядческом Павловском Посаде он вернул около семи тысяч раскольников в лоно Церкви, прославился аскетичной и нравственной жизнью. В 1903 году на месте его погребения открылся Покрово-Васильевский монастырь, где сейчас покоятся мощи преподобного.

Проехав город с юга на север, вы попадете на Нижегородское шоссе. До Владимира это кратчайший путь. Через 50 километров по нему — Петушки, известные многим по бессмертной книге Венедикта Ерофеева. Для православного паломника этот, похожий более на село, чем на город, населенный пункт связан с именем Ковровского епископа, святителя и исповедника Афанасия (Сахарова). Не сворачивая с шоссе, остановитесь у моста через приток Клязьмы. С левой стороны вверх пойдет дорожка, она ведет к Успенскому храму. Здесь, в маленькой каморке на втором «этаже» кирпичной колокольни, равно как и рядом — на частных квартирах, в домах прихожан, святитель прожил остаток своей жизни после возвращения из лагерей. В глубине Петушков, направо от трассы, сохранился и дом, где святитель скончался. Найти его можно самостоятельно по адресу: 1-я Советская, 71, или спросить дорогу в храме. Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей. На престоле в честь Боголюбовской иконы, установленном еще святителем, иногда служатся литургии. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственноручно святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им, самодельное кадило и емкость для запивания Причастия, которые святитель сделал из тюремной оловянной кружки. Зайти в этот неказистый сруб можно практически в любое время: перед престолом домового храма круглосуточно читается псалтырь, кто-то из прихожанок постоянно дежурит на месте.

Владимир и Суздаль

После Петушков дорога на Дивеево лежит через два знаменитых древнерусских города: Суздаль и Владимир. Оба они заслуживают внимания, но начать стоит именно с Суздаля: если вы покинули столицу утром, то, осмотрев достопримечательности, здесь можно будет остаться на ночлег.

Суздаль. Вид на Спасо-Евфимиевский монастырь с территории другой обители – Покровского женского монастыря (XIV век). Избы были, правда, построены уже в наше время. В них – кельи насельниц и приют для девочек-сирот

В Суздаль легко попасть, свернув с владимирской окружной по указателю. Это, возможно, единственный русский город, облик которого почти не изменился с конца XIX века. Суздальский кремль внесен в список ЮНЕСКО. В его белокаменных архиерейских палатах и Рождественском соборе (XIII век) располагается музей. Вход — 50 рублей. В палатах историческая и художественная экспозиция. В соборе — рака с мощами святителя Арсения Элассонского (Суздальского), греческого епископа, волею судеб оказавшегося на Суздальской кафедре и очень почитаемого современными греками. Несмотря на «музейный» статус, к раке можно приложиться. Бывают в соборе и службы, но нечасто.

Через реку от Кремля — местные «Кижи», Музей деревянного зодчества. Сюда были свезены деревянные храмы со всей области. Их черные силуэты хорошо видны с вала-насыпи, оставшегося от укреплений древней кремлевской стены. Музей находится за рекой, и, чтобы добраться до моста, придется проехать весь центр. Лучше продолжить пешую прогулку. Восточнее Кремля — торговые ряды и площадь, усеянная палатками с сувенирами, медовухой и открытками. На ее противоположной стороне — два храма: шатровый Воскресенский и Казанский. В последнем покоятся мощи святых Феодора и Иоанна Суздальских. Отсюда через весь город тянется улица Ленина (бывшая Большая Владимирская). Прогулка по ней — отдельное удовольствие: крохотные двухэтажные домики, резные наличники, тишина. Напротив единственного здания советской постройки — горсовета и почты — монастырь Ризоположения, основанный в XIII веке. За монастырской оградой — автошкола, спортивный зал и гостиница. На всех постройках адрес: «улица Коммунальный городок». Центральный собор XVI века и братский корпус переданы Церкви, сейчас тут возрождается монашеская жизнь. Отсюда пешком совсем близко до другого монастыря — Александровского. Братия состоит всего из трех человек. График богослужений сохранился с советских времен: Литургия — в 9.00, всенощная — в 17.00 или даже в 16.00. «Так везде в Суздале, — рассказывает приветливый иеромонах в белой футболке, занятый на заднем дворе по хозяйству. — Священнослужителей тогда не хватало, и батюшки ездили из Владимира. Литургию они назначали со скидкой на транспорт, попозже, а всенощную — пораньше».

От Александровского монастыря можно пройти по песчаной дорожке вдоль берега реки до моста, рядом с которым — красные крепостные стены и сторожевые башни Спасо-Евфимиевского монастыря (функционирует как музей). Тут же кафе, где стоит выпить кофе, если вы не перекусили на торговой площади. На противоположном берегу — белоснежный ансамбль Покровского женского монастыря. Он тоже включен в список ЮНЕСКО. Здесь в Зачатьевской трапезной церкви хранятся мощи святой Софии Суздальской, первой супруги великого князя Василия III , прославившейся как подвижница.

Золотые ворота во Владимире, построены при Андрее Боголюбском в 1158-1164 годах. Тогда это был и главный въезд в крепость, окружавшую город, и сторожевая башня, и надвратная церковь. В 1238 году Батый не смог взять их и прорвался в город лишь через пролом в стене. Находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника

В 30 километрах от Суздаля расположен Владимир, столица области. Он тянется вдоль обрывистого берега Клязьмы, нанизывая улицы, как бусины, на центральную магистраль. Владимир знаменит двумя соборами: Дмитровским и Успенским. Если двигаться вдоль центральной улицы со стороны Суздаля или Нижнего Новгорода, первым по пути будет Дмитровский. Действует он как филиал исторического музея (часы работы с 11.00 до 18.00, кроме вторника). Внутри фрагменты домонгольских фресок XII века, снаружи знаменитая белокаменная резьба — символ Владимирской Руси. Чуть дальше по главной улице — кафедральный Успенский собор. Он передан Церкви. Открыт ежедневно с 9.00, когда начинается Литургия, и до 20.00. Здесь почивают мощи Владимирских благоверных князей. В центральном нефе — фрагменты росписи XV века: это работы преподобного Андрея Рублева. Будничное богослужение совершается в «трапезном» Георгиевском пределе.

Архитектурный пояс Дмитриевского собора во Владимире. Внутри фрагменты домонгольских фресок XII века, снаружи знаменитая белокаменная резьба – символ Владимиро-Суздальской Руси

Родина Ильи Муромца

От владимирских соборов, спустившись по Ерофеевскому спуску и переехав мост через Клязьму, вы попадете на трассу Р-72, до Мурома по ней чуть более двух часов пути. После строительства нового моста через Оку это — кратчайший путь на Дивеево. Раньше стационарной переправы не было, и многочасовые пробки у муромского парома вынуждали автомобилистов делать заметный крюк через Нижний Новгород.

В центре Мурома — там, где начинается улица Московская и расположен местный «Арбат» — россыпь облупленных и по-своему привлекательных домиков XIX века, — можно недорого поесть в одном из многочисленных кафе, а потом отправиться к местным святыням. Ориентиры — памятник Ленину и необычного вида напорная башня. За ними, если свернуть налево, два монастыря. Первый из них — Троицкий женский. Здесь, в центральном нефе Троицкого храма, покоятся мощи святых Петра и Февронии — православных покровителей семьи и брака. Утопающая в цветах территория монастыря наполнена паломницами женского пола, приезжающими сюда помолиться о семейном благополучии. Церковная лавка пестрит брошюрами о православном браке и молитвенными последованиями «о даровании супружества». Через дорогу от Троицкого — мужской Благовещенский монастырь. Здесь хранятся мощи муромских благоверных князей и подвижников: святителя Василия, первого епископа Муромского, равноапостольных Константина, его супруги Ирины и чад Михаила и Феодора, муромских чудотворцев.

Если спуститься от монастыря к Оке, на обрывистом берегу можно увидеть желтый храм Николая Чудотворца. Местные зовут его Никола Мокрый. Здесь хранятся мощи святой Иулиании Милосевой — еще одной муромской подвижницы. Рядом с храмом небольшой поклонный крест и пограничный столб: русло Оки — древняя граница Владимирского княжества. Через речку — некогда враждебная Нижегородская земля, а там мордва, марийцы и волжские булгары…

Если вы едете с детьми, возможно, им будет интересно посмотреть «место, где родился Илья Муромец». Этот былинный персонаж многими теперь ассоциируется с преподобным подвижником Ильей Киево-Печерским, чьи мощи почивают в Ближних пещерах Киевско-Печерской лавры. Добраться до «места рождения» непросто, но местные жители, гордые «великим земляком», с удовольствием покажут вам «тот самый холм, где Илья метал бревна, чтобы измерить глубину Оки», улицу Приокскую в пригороде Мурома — Карачарове, где «родился и провел детство Илья Муромец». Собственно на этой улице уже стоит поклонный крест, купальня и ларек сувениров (абсолютно не церковный). «Только вот крест не на том холме поставили! На самом деле он левее стоял», — жалуются карачаровцы и деловито показывают пальцем в соседний холм, который ничем не отличается от первого.

Дивеево

Первое, что бросается в глаза при въезде в Дивеево, — асфальт. Ровный: без сколов и ям. Для российской глубинки это явление уникальное. Рядом с бревенчатыми деревенскими домиками растут пятиэтажные новостройки повышенного комфорта, по обеим сторонам дороги открыты магазины, ближе к монастырю красуются свеженькие корпуса гостиниц. А за ними — паломническое агентство и высокая желтая колокольня с воротами. Это парадный въезд. Машину можно оставить на стоянке, дальше только пешком.

Около двухсот лет назад рязанская помещица Агафья Мельгунова, в монашестве Александра, пострижница Киево-Флоровского монастыря, остановилась здесь отдохнуть по пути в Саровский мужской монастырь, не дойдя до него 12 верст. Монахиня уснула у стены приходской дивеевской деревянной церкви. В чудесном видении ей явилась Пресвятая Богородица и объявила, что это место — Ее четвертый Удел во Вселенной. Она повелела основать здесь монастырь и предрекла ему славное будущее. Исполнению этого завета Александра посвятила всю оставшуюся жизнь. По совету саровских старцев на первых порах ей удалось собрать в Дивееве маленькую монашескую общинку. В 1789 году матушка заболела и, чувствуя близкую кончину, попросила саровских монахов позаботиться о сестрах. Такое попечение было поручено молодому иеродиакону — будущему преподобному Серафиму Саровскому. Спустя четверть века он основал поблизости от дивеевской обители, у мельницы, вторую монашескую женскую общину, так называемую мельничную. К сороковым годам XIX века две эти общины сольются в одну, по сути уникальную для российского монашества «женскую лавру». Указом Священного синода в 1862 году объединенные общины получили официальный статус монастыря. Впервые сюда назначили настоятельницу в сане игуменьи. Ею стала Мария (Ушакова), с чьим именем связывают расцвет Дивеева. Именно в это время здесь были построены Троицкий собор и другие каменные храмы, колокольня, корпуса для паломников и сестер. После революции, в 1919 году, монастырь преобразовали в трудовую артель — этот статус позволял поддерживать монашеское общежитие, но к Рождеству 1927 года община была разогнана. Часть сестер попали в лагеря. Другие сумели позже тайно вернуться в Дивеево, получить здесь работу и продолжать монашескую жизнь негласно. В советские времена здесь все пришло в упадок: храмы стояли обезглавленные и разоренные, на кровлях росли деревья, внутри располагались склады и гаражи.

В конце 1980-х, накануне нового открытия обители, здесь потихоньку стали собираться будущие сестры: местные дивеевские жители, энтузиасты из других городов. В 1989 году они приобрели домик, подходящий для храма, к нему пристроили алтарь, с этого и начались богослужения. Осенью того же года церкви отдали Троицкий монастырский собор. А в 1991 году состоялось официальное открытие монастыря и перенос мощей батюшки Серафима. В этом же году приехала матушка Сергия, насельница Рижского монастыря, специально приглашенная в Дивеево восстанавливать монашескую жизнь.

Храмы и святыни

Осмотр обители разумно начать с первого дивеевского храма — Казанской церкви . Она была построена на месте деревянной в 1773-1780 годах. Сегодня этот беленький храм — целый каскад из небольших пределов-храмов, пристроенных друг к другу. К паперти пристроена церковь Рождества Христова . Под нею в «крипте» храм Рождества Богородицы . Здесь покоятся мощи святых дивеевских подвижниц: Александры, Марфы и Елены. По завещанию преподобного Серафима сестры круглосуточно читают Псалтырь. Рядом с Казанской церковью — небольшое кладбище. Одна из могил, с выросшей прямо по центру холмика березой, принадлежит купцу Мотовилову, ученику преподобного Серафима, сохранившему для нас поучения великого старца. В советское время, уже после закрытия обители, прямо напротив кладбища разместился райком партии, большинство могил сровняли с землей. Пытались срубить и мотовиловскую березу, но ковш экскаватора сломался. У самого корня березы до сих пор торчит осколок его металлического зуба.

В центре монастырского двора — два собора: Троицкий (зеленый) и Преображенский (белый).

В Троицком соборе хранятся мощи преподобного Серафима, подойти к ним возможно только через северные врата храма, проход из центрального нефа перегорожен, чтобы очередь паломников не мешала молящимся за богослужением. Приложиться к мощам можно в любое время, исключая богослужебных моментов чтения Священного Писания, Шестопсалмия и Евхаристического канона. В этих случаях «секъюрити» в штатском ловко останавливают очередь. Они же следят и за порядком во время богослужения. Слева от мощей, в витринках по подобию музейных — личные вещи преподобного: поручи, бахилы, даже мотыга. Справа от центрального нефа — чтимая икона Пресвятой Богородицы «Умиление», перед такой же иконой часто молился преподобный Серафим. Ближе к алтарю, за столпом — место настоятельницы. Матушка Сергия сама читает канон, участвует в каждом богослужении, от полуношницы рано утром до повечерия и монашеского правила поздно ночью. Ежедневно утром в восемь часов здесь поют Параклис — особый молебный канон, посвященный Богородице, это одно из завещаний преподобного Серафима. В полдевятого начинается Литургия.

Преображенский собор был построен в начале XX века в древнерусском стиле. Сразу за ним начинается — еще одна дивеевская святыня. Это ров с насыпью шириной в полтора метра и длиной около 125 метров. Окопать этой канавкой территорию «мельничной» дивеевской общины приказал еще преподобный Серафим: «Тут по канавке обошла Сама Царица Небесная, взяв обитель себе в удел, — объяснял он. — Кто по канавке обойдет да полтораста раз “Богородиц” прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

Святая Канавка

После вечерней службы практически никто не расходится. Ждут ежедневного крестного хода по Канавке . Читая молитву «Богородице Дево, радуйся», сестры и паломники обходят ее по периметру, как и завещал старец. Это — одна из тех аскетических практик, которые преподобный оставил сестрам для научения непрестанной молитве.

Пробыть хотя бы день в монастыре считается обязательным. Преподобный Серафим говорил, что раз в сутки Пресвятая Богородица посещает Дивеево — отсюда и традиция.

На службе у преподобного Серафима

В субботу вечером Троицкий собор, вмещающий пять тысяч человек, наполнен до предела. После помазания многие сразу выходят подышать свежим воздухом. Тут под кустами сирени можно присесть на лавочку. Богослужение транслируется через колонки во двор. Во дворе монастыря почти всегда скопление паломников — приезжающих и уезжающих, спешащих к мощам, теснящихся возле ларьков с иконами или монастырской выпечкой, — все это создает немного «немонастырский» колорит дивеевской обители.

«Есть места, куда приезжают за тишиной, а к нам приезжают поклониться мощам преподобного, — объясняют монахини. — И это наша главная задача — накормить паломников, разместить. Таково наше особое служение — а если устаем, то едем в один из скитов, их у нас аж четырнадцать, там не бывает ни гостей, ни паломников».

Дивеевские святыньки

Главные дивеевские сувениры — это сухарики, освященные в котелке преподобного Серафима, и земелька из канавки (в Девееве вообще почему-то популярен уменьшительно-ласкательный суффикс, даже эти святыни сестры здесь иногда попросту величают святыньками).

Сухариками преподобный эксцентрично утешал посетителей — теперь в память об этом выпеченные на монастырской кухне сухари освящают в котелке преподобного Серафима и ежедневно с 8.30 до 16.00 раздают возле Преображенского собора паломникам.

Землю, оставшуюся от поновления канавки в начале 1990-х, можно набрать в песочнице у часовни, построенной на месте давно разрушенной мельницы. «Кто-то воспринимает земельку как языческий оберег, — соглашается настоятельница монастыря игуменья Сергия. — Да, некоторые едут сюда за земелькой, а потом спрашивают: и что с ней делать? Я таким отвечаю: ну зачем же ты берешь, если не знаешь?! Что мы можем поделать с такими людьми? Господь ведь никого не отвергает. Кто-то может приехать только за земелькой, а впоследствии стать глубоко воцерковленным».

Дивеевские «неформалы»

До сих пор на бывших монастырских территориях, еще не выкупленных монастырем и принадлежащих частникам, можно встретить местных «неформалов», как их с иронией называют насельницы: группки людей, укутанных в черное, совершают свои «отдельные» молебны у Императорской лиственницы, посаженной в честь рождения наследника Александра III сестрами еще в XIX веке. Они не общаются с духовенством обители и ходят по альтернативному маршруту канавки, потому что «новая канавка прорыта не там». А настоящий маршрут знают только они. «Мы не занимаемся воспитательной работой по отношению к паломникам — этим должно заниматься духовенство, — а мы стараемся только следить, чтобы не распространялась литература неправильная, листовки, которые иногда сюда привозят пачками. Но это все шелуха, даже в апостольские времена были и еретики, и волхвы. Монашествующие не участвуют в этой борьбе и не спасают других, они должны заниматься спасением собственной души», — убеждена настоятельница монастыря игуменья Сергия.

Уделом (Жребием) в православии называют Святую землю, которой особо покровительствует Богоматерь. Всего на мировой карте таких мест четыре:

  • Уделом Богородицы в Грузии служит Иверия;
  • в Греции святыней является гора Афон;
  • на Украине находится Киево-Печерская Лавра;
  • в России – Серафимо-Дивеевский монастырь.

Первый удел пресвятой Божией Матери в Древней Иверии возник после явления Богородицы святому апостолу Андрею Первозванному.

История возникновения первого удела

44 год н.э. ознаменовался гонениями христиан со стороны Ирода Агриппы, был обезглавлен апостол Иаков, заключен в темницу апостол Петр. После этих событий Богоматерь вместе со святыми апостолами приняла решение покинуть Иерусалим и нести Слово Божие в другие земли.

Кому куда отправиться решали с помощью жребия. Святой Божией Матери выпала доля идти в Иверию, однако ее путешествие закончилось, не успев начаться.

По преданию, Деве Марии явился посланец Господа Бога и велел не покидать Святой Город, дав обещание, что она сможет исполнить свой жребий, когда придет время. Поле этого Богоматерь поручила двум апостолам – Андрею Первозванному и Симону Кананиту – проповедовать Евангелие в Иверии и передала им Свой нерукотворный образ. Таким образом было положено начало грузинской православной церкви.

До IV века нашей эры в Грузии было распространено язычество, однако в результате трудов равноапостольной Нины на смену языческой религии пришло христианство. Нина увидела во сне Богородицу, которая передала ей крест, сделанный из лозы винограда и повелела нести Слово Божие в Georgia. Когда женщина очнулась от сна, то обнаружила, что держит приснившийся ей крест. Святая сохранила его и отправилась в Грузию, где проповедовала Евангелие. Дорога была тяжелая и опасная, но благодаря покровительству Девы Марии благополучно добралась до своей цели.

В Грузии святая Нина соорудила себе шалаш в зарослях ежевики на окраине древней столицы Иверии. На этом месте находится женский монастырь, а возле кустов ежевики возведена небольшая церковь. Святая, обитая в своем непритязательном жилище, вела проповеди и исцеляла болящих.

Труды святой равноапостольной Нины привели к тому, что правящий в те дни царь Мириан и его семья прошли обряд крещения, приняв христианство. Святая Нина исцелила супругу царя, царицу Нану, от тяжелой болезни. Царь был разгневан тем, что девушка-апостол склоняет его народ отречься от язычества и принять христианство, и хотел убить Святую Нину, однако сразу после этого лишился зрения. Царь Мириан не получил помощи от своих богов и был вынужден идти за спасением к целительнице, пообещав ей обратиться в веру христову, если она сможет его излечить. Слепота прошла, после чего царь пожелал пройти обряд Крещения.

По примеру правящей семьи Грузии постепенно крестилось все население. Начиная с 326-го года н.э. официальная государственная религия Georgia – христианство. С тех пор ежегодно в первый день второго месяца осени проводится массовое крещение всех желающих.

Популярный среди грузин кафедральный собор известен также под названием Храма виноградной лозы. Собор расположен в грузинской столице, здесь находится настоящая святая реликвия – тот самый крест из лозы винограда, с которым равноапостольная Нина проповедовала Евангелие больше 30 лет. У символа православной Грузии нетипичная для креста форма, напоминающая якорь. Это связано с тем, что лоза гибкая и не может держать жесткую форму. Виноградный крест находится в Тбилиси, под киотом Сионского Успенского патриаршего собора.

Храм Джвари

Храм Святого Креста расположен на въезде в предместья современной грузинской столицы. Мцехта – древняя столица страны, сейчас этот район Тбилиси является духовным центром Грузии, его легко найти на карте города. Грузия сменила свою столицу в V веке нашей эры, а до этого главным городом Иверии была Мцехта.

Древний город был основан в I до н.э. в месте, где сливаются две реки – . Название возникло по имени основателя поселения – царя Мцхетоса. История православной Мцехты тесно связана со святой Ниной.

Проповедница воздвигла на скале крест из дерева, к которому потянулись паломники, в том числе – новоявленные крещеные грузины. В месте паломничества, во время правления царя Гуарама (2-я половина VI века н.э.), возле креста был построен маленький храм. Существующая в наши дни церковь, возведенная над самим крестом, была заложена царем Степанозом I 15 веков назад.

Патриарший собор построен в XI веке н.э., его называют православным духовным сердцем Грузии. Собор Светицховели знаменит тем, что под ним захоронен Хитон Господень.


Реликвия оказалась в Грузии на заре христианства, в I веке. Раввин Элиоз из Иерусалима смог выкупить хитон у солдат-израильтян и привезти его Сидонии, своей сестре во Христе. Сидония была потрясена соприкосновением со святыней и умерла, не выдержав этого напряжения. Реликвия осталась в объятиях женщины и после смерти, так как ее не получилось извлечь из рук Сидонии. Христианка похоронена под собором вместе с хитоном.

Предание повествует, что на месте захоронения выросло дерево, из которого были вырезаны три креста и установлены с трех сторон страны. Это было сделано по указу царя Мариана, к которому пришла святая Нина и убедила срубить дерево, изготовив из него кресты. История на этом не закончилась.

Пень, оставшийся от дерева, начал выделять благодатное миро, способное исцелять болящих. По этой причине святыня получила название Животворного столба, иначе – Светицховели.

Это же название получил местный собор. Здание многократно подвергалось нападениям и было до основания разрушено войсками Тамерлана в XIV веке. Однако древние чертежи собора были сохранены и на их основании святыня была восстановлена в следующем столетии.

Патриарший собор служит местом захоронения грузинских царей и патриархов, а также является центром важных церковных событий, в том числе – настолования Предстоятелей.

Илия II

Илия II с 1977 года является Грузинским Патриархом, полное титулование «Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцехтский и Тбилисский». Илия II является духовным лидером всех грузин, проживающих на Земле. Грузины считают своего Патриарха святым и превозносят его при каждом удобном случае.

Илия II строго соблюдает древний обычай массовых крещений в водах реки Арагви, больше того – он сам проводит обряд крещения для каждого 3-го ребенка, становясь крестным отцом для этих детей. Как говорят – для увеличения рождаемости. Грузины охотно следуют этому правилу, стремясь заполучить патриарха-католикоса в крестные.

Уровень религиозности в Грузии очень высокий. В память об апостоле Андрее Первозванном, ставших первым христианским проповедников в землях Иверии, 12 мая объявлен государственным праздником и официальным выходным днем.