Проведение аварийно спасательных работ на воздушных судах. Поисково -спасательные работы на авиационном транспорте. Организация и проведение пср при чс на транспорте

Особенностью возникновения и развития ЧС на авиатранспорте является высокая скорость передвижения в воздухе, наличия на борту большого количества горючего, нахождение людей в замкнутом пространстве, отсутствие эффективных мер воздействия на судно во время движения. Основными факторами травматизма и гибели людей являются силы, воздействующие при ударе о препятствие и при возникновении пожар на борту летящего судна.

Причинами ЧС здесь являются: взрывы и пожары, сходы со взлетно-посадочной полосы, падение воздушных судов. До 80 % ЧС происходит в районе аэропорта (на стоянке, при взлете и при заходе на посадку). Первоочередным мероприятием при спасении людей в ЧС является эвакуация, хотя эвакуационная возможность для различных судов не одинакова. Она зависит от типа ВС, компоновки, количества пассажирских мест. Согласно требованию ИКАО все пассажиры должны покинуть борт через выходы, расположенные с одной стороны, за 90 секунд. Эвакуация может происходить также через проломы в фюзеляже. Запоры дверей и люков устроены так, что их можно открыть как изнутри, так и снаружи. Для эвакуации используются трапы, приставные и пожарные лестницы, корпуса автомобилей, веревки.

В случае заклинивания дверей необходимо произвести вскрытие фюзеляжа. Место вскрытия отмечено уголками желтого цвета. В самом ВС находится надувной трап ТН-2. Трап, освобожденный от чехла и шпилек, удерживающим чехол в закрытом положении, выбрасывается наружу. После выправления трапа открывают вентиль баллона со сжатым воздухом и заполнить его (10 - 12 секунд). Пропускная способность трапа 100 человек за 2,5 - 3 минуты. Также используют матерчатые желоба, но они обладают малой пропускной способностью - один человек при страховке. Кроме того, есть еще спасательные канаты (через аварийные люки). В первую очередь эвакуируют детей, женщин, стариков.

Поисковые работы проводят в следующих случаях:

· получения сигнала бедствия;

· неприбытия ВС после 10 минут расчетного времени;

· если экипаж получил разрешения на посадку, но не произвел ее в установленное время;

· если при полете по трассе в течение 20 минут с бортом не было связи;

· во всех других случаях по требованию экипажа.

Возрастание роли водного транспорта в мировой экономике определяется исключительной экономичностью перевозки водным путем самых различных номенклатуры грузов. На морские перевозки приходится свыше 60 % всего мирового грузооборота. Разные страны располагают около 60 тыс. крупнотоннажных судов и свыше 20 млн. мелких судов. Ежегодно гибнет 300 - 400 судов, а аварию терпят свыше 8 тыс. судов. Причем погибает при этом более 200 тысяч человек. Почти каждое третье судно возвращается в порт после длительного рейса с повреждениями. Большинство аварий и катастроф на судах происходит по вине людей. В России в 1995 г. только с рыболовецкими судами произошло 118 аварий, из них 4 кораблекрушения.

6 декабря 1917 г. в порту Галифакс (Канада) произошел самый сильные неядерный взрыв за всю историю человечества. Французский пароход «Монблан» столкнулся с норвежским пароходом «Имо». На борту «Монблана» находилось 2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола, 35 тонн бензина, 10 тонн порохового хлопка. Была разрушена большая часть Галифакса, погибло 1963 человека, 2000 пропало без вести, ранено 9000 многие остались без крова.

Внутренние водоемы (реки, озера, водохранища) не представляют большой опасности при условии, что правила передвижения по воде строго выполняются. Но моря и океаны довольно часто создают проблемы, с которыми требуется считаться всем, кто использует морские суда для работы и развлечений. Поэтому следует иметь представление о бедствиях и спасении на море после кораблекрушения, то есть, как правило, катастрофы.

Основными причинами ЧС на водном транспорте являются:

· потеря остойчивости с опрокидыванием судна на борт или вверх килем;

· потеря плавучести;

· посадка на мель;

· столкновение с другим судном или препятствием;

· пожары и взрывы;

· вытекание из судна горюче-смазочных веществ или АХОВ.

Сейчас создана всемирная космическая система поиска аварийных судов и самолетов - международная спутниковая система приема радиосигналов бедствия с выдачей координат терпящих бедствие под названием КОСПАС-САРСАТ. При бедствии, когда возможна гибель судна, радиобуй сбрасывается в воду и начинает работать на частотах 121,5 и 406 мегагерц. В сигнале буя приводятся цифровые коды государства, порт приписки, название или номер судна. Данные передаются через спутники на вычислительный центр, где определяются координаты аварии и передаются спасательным службам. Точность определения координат не превышает 3-5 км.

В зоне катастрофы спасатели из спецотряда и спецчасти, специализированные на водном спасении, незамедлительно приступают к:

· спасению людей, оказавшихся в воде без каких-либо спасательных средств;

· затем тех, кто удерживается на плаву с помощью каких-либо предметов;

· затем тех, кто находится в индивидуальных спасательных средствах;

· тех кто находится в групповых спасательных средствах.

После оказания помощи людям, находящимся в воде, спасатели переходят на терпящее бедствие судно: по трапу или сходням, по канату, с использованием сетей и корзин, через иллюминаторы, через специально проделанные люки. Эвакуацией руководит капитан судна. В экстренных ситуациях, когда нет времени на проветривание помещений от вредных веществ, в каютах, трюмах, ангарах, следует проводить АСР в изолированных противогазах с использованием страховочной веревки. Имеется шифр передачи сигналов по веревке. При затоплении судна АСР и деблокирование пострадавших проводят спасатели - аквалангисты и водолазы. Связь с пострадавшими устанавливается путем простукивания. Далее делают проемы в корпусе судна с помощью газорезки, электропил, гидравлическими ножницами как можно ближе к ко дну, чтобы сохранить запасы воздуха.

Приложение 1.

Некоторые АХОВ и средства их обеззараживания:

Наименование Основные характеристики, агрегатное состояние Обеззараживающий раствор Расх т/т
Азота оксиды Бесцветная жидкость со сладковатым и острым запахом 10% р-р шел. Вода
Аммиак Бесцветный газ с удушливым запах. 10% р-р солян. 10% р-р серная
Водород фтористый Бесцветная жидкость с резким запахом Вода
Окись этилена Бесцветный газ со сладковатым, тошнотворным запахом 10% р-р аммиак Вода 4-5
Сероводород Бесцветный газ Вода
Сернистый газ Бесцветный негорючий газ с резким запахом, в атмосфере дымит 10% р-р щелоч. Вода 12,5
Соляная кисл. Бесцветный прозрачный раствор с острым запахом хлористого водорода 5% р-р щелочи Вода 7,4
Фосген Бесцветный газ с неприятным запахом прелого сена 10% р-р щелоч. Вода
Синильная кислота Бесцветная прозрачная жидкость 10% р-р гидр.хл. кальция Формалин
Фтор Газ светло-зеленого цвета с резким запахом (смесь озона и хлора) Вода
Хлор Газ желто-зеленого цвета с резким раздражающим запахом 15% р-р щелоч. Вода

Приложение 2.

Окраска и надписи на баллонах со сжатым и сжиженным газом

Назначение баллонов Цвет окраски баллона Текст надписи на баллоне Цвет надписи на баллоне Цвет полосы на баллоне
Для ацетилена Для водорода Белый Темно-зеленый Ацетилен Водород Красный Красный - -
Для сероводорода Белый Сероводород Красный Красный
Для аргона сырого Верхняя половина желтая, а нижняя - черная Сырой аргон Черный Белый
Для кислорода Голубой Кислород Черный -
Для аммиака Желтый Аммиак Черный -
Для хлора Защитный - - Зеленый
Для фосгена Защитный - - Красный
Для гелия Коричневый Гелий Белый -
Для всех остальных горючих газов Красный Наименование газа Белый -
Для азота Черный Азот Желтый Коричневый
Для аргона очищенного Черный Аргон Синий Белый
Для воздуха Черный Сжатый газ Белый -
Для сернистого ангидрида Черный Сернистый ангидрид Белый Желтый
Для углекислоты Черный Углекислота Желтый -
Для всех остальных негорючих газов Черный Наименование газа Желтый -

Приложение 3.

Знаки безопасности и их характеристики (ГОСТ 12.4.026 - 76)

Важным элементом профилактики аварии на дорогах, складах и при различной работе, включая аварийно-спасательные, являются знаки безопасности.Различают запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательно-информационные знаки безопасности.

Основу запрещающих знаков обычно составляют красные круги, заполненные внутри условным символом того, что они запрещают. При этом круг перечеркнут наклонной (по диаметру) красной линией. Например, круг «Запрещается пользоваться открытым огнем» заполнен горящей спичкой. Но круг не перечеркивается в том случае, когда внутри его указывается словами, что запрещено, например, «Опасная зона» или «Не загромождай проход».

Предупреждающие знаки помещают обычно в треугольник с толстыми внешними линиями. Например, предупреждение о легковоспламеняющейся жидкости - это язык пламени в центре треугольника. Так же помещен трилистник, предупреждающей о радиационной опасности. Восклицательный знак в треугольнике «Осторожно! Прочие опасности» применяется, когда причина опасности не известна.

Главная > Документ

Особенности ликвидации последствий аварии на транспорте

Общие положения

В общем случае авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств , нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде .Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы , ущерб здоровью людей и разрушения или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среды называется катастрофой .

Основные поражающие факторы при ЧС на транспорте:

Удары вследствие метательного и деформирующего воздействия неуправляемой механической энергии транспортного средства и энергии взрывов;- воздействие высокой температуры вследствие пожаров, взрывов;- воздействие потоков жидкостей (газов), находящихся под высоким давлением;- воздействие химически и биологически опасных веществ;- воздействие ионизирующих излучений;- воздействие электрического тока;- недостаточное количество кислорода для дыхания (при длительном пребывании в замкнутых пространствах, выгорании);- нервно-психологические воздействия и дезорганизация трудового процесса.

Отличительные особенности транспортных аварий (катастроф):

1. Происходят, как правило, внезапно, без предупреждения, что, учитывая нахождение людей в замкнутом пространстве салонов, вызывает шок, потерю контроля над собой, ощущение беспомощности;2. Происходят часто в удаленных и труднодоступных местах, что приводит к несвоевременному получению достоверной информации о ЧС, отсутствию на начальном этапе мощной специальной техники, запаздыванию помощи и росту числа жертв, в т.ч. из-за отсутствия навыков выживания;3. Затрудненность обнаружения воздействия источников ЧС в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения и эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;4. В большинстве случаев возникают на большой скорости, что приводит к сильным телесным повреждениям у пострадавших;5. Усложнение обстановки в результате воздействия перевозимых на транспорте опасных веществ;6. Трудность в определении числа пострадавших на месте катастрофы;7. Необходимость вывода аварийного транспортного средства в малонаселенные (безопасные) районы для предотвращения (уменьшения) последствий возможных ЧС (падений, взрывов, пожаров, выбросов опасных веществ и т.п.);8. Сложности при отправке большого количества пострадавших в другие города, в т.ч. в связи со спецификой лечения, а при невозможности - необходимость разворачивания временного полевого госпиталя;9. Необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям;10. Организация поисков останков погибших и вещественных доказательств катастрофы, часто на больших площадях;11. Необходимость приема, размещения и обслуживания (информация, питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения.

4.7.2 Особенности ведения поисково-спасательных работ

на автомобильном транспорте

Среди всех видов транспорта печальное лидерство по количеству трагических последствий и материальному ущербу принадлежит автомобильному транспорту (табл. 18).

Таблица 18

Количество пострадавших в год

Во всем мире

В США

В России

Погибших

> 300 тыс.

Получивших ранения, увечья

около 8 млн.

> 180 тыс.

В большинстве стран мира общественное мнение и официальная статистика органов регулирования движения усматривают основную причину дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в небрежности или ошибках водителей (75-80 %), в неисправности автомобилей (10 %) и в дорожных условиях (10 %).Наиболее распространенными среди ЧС на автотранспорте являются наезды транспортных средств на пешеходов (37,1%), столкновения (37,9%), опрокидывания (16,1%) автомобилей и другие (8,9%).Автомобильные ЧС происходят, как правило, на дорогах или в непосредственной близости от них.Это обеспечивает возможность быстрого подъезда спасателей и специальной техники к месту работ и оперативно проводить их.Однако не исключаются усложненные условия проведения ПСР при попадании транспортного средства в снежную лавину, селевой поток, камнепад, обвал, снежный занос, под воду и возникновение на дорогах автомобильных пробок.Для проведения ПСР при ликвидации последствий ЧС на автотранспорте спасатели должны иметь средства пожаротушения, инструменты (приспособления, машины) для подъема и перемещения тяжелых предметов, резки разнопрофильного металла, разжима (перекусывания) конструкций, средства поиска пострадавших и автотранспорта, освещения, связи, защиты, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации, жизнеобеспечения, работы под водой, сбора и обеззараживания опасных веществ. В ряде случаев работы могут проводиться с использованием альпинистского снаряжения.ПСР необходимо начинать с разведки, оценки ситуации и принятия решения. Главная задача спасателей - извлечение пострадавших (из салона автомобиля или из-под автомобиля) и оказание первой медицинской помощи.В большинстве автопроисшествий типичной обстановкой является ситуация, когда пострадавший в салоне или кабине автомобиля прижат к передней или боковым стенкам салона, спинкам кресел, стойкам и перегородкам.При этом зажатыми оказываются определенные части тела (руки, ноги, туловище) или практически весь человек.ПСР надо начинать с оказания помощи пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне и могут покинуть автомобиль через незастекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателя.Затем необходимо приступить к освобождению зажатых частей тела пострадавших. В зависимости от конкретной обстановки осуществляется отгибание листового и разнопрофильного металла, перекусывание стоек, перегородок, сидений. Проделываются лазы в корпусе, крыше, днище, в отдельных случаях крыша снимается полностью.Эти работы целесообразно выполнять с использованием гидроинструмента (пневмо, электроинструмента) а также немеханизированного инструмента: лома, кувалды, разжимов, съемников и подручных средств.При извлечении пострадавших из-под автомобиля используют два основных способа:- приподнимание автомобиля с помощью грузоподъемных механизмов и приспособлений (автокран, подъемник, домкрат, рычаг) или вручную (несколько человек);- устройство подкопа в грунте.При проведении ПСР спасатели должны быть постоянно готовы к тушению пожара, который может возникнуть при работе, прежде всего с электрорежущими инструментами. Для тушения пожара использовать возимые огнетушители и подручный материал.

Приложение 2



СХЕМА

организации АСР на месте ДТП

I Зона – зона выполнения АСР;

II Зона – зона размещения аварийно-спасательных средств;III Зона – зона размещения АСМ, 01, 02, 03, средств освещения и ограждения, частей аварийного транспорта

В случае возникновения аварии на автотранспорте, перевозящем опасные грузы, необходимо руководствоваться информацией, содержащейся в грузовых документах (аварийной карточке), а также знать значения информационных таблиц на транспортных средствах. Эти информационные таблицы содержат код экстренных мер, идентификационный номер опасного вещества по списку ООН и знак опасности.

Знак опасности указывает на вид опасности посредством использования пяти главных символов (рис.3): бомба (взрыв); пламя (пожар); череп и скрещенные кости (токсичность); трилистник (радиоактивность); жидкости, выливающиеся из двух стеклянных пробирок и поражающие руку (коррозия).Эти символы дополняются четырьмя другими символами: окисляющие вещества (пламя над окружностью); невоспламеняющиеся нетоксичные газы (газовый баллон); инфекционные вещества (три полумесяца, наложенные на окружность); различные малоопасные вещества (семь вертикальных полос) .

Класс 1

Взрывчатые вещества и изделия

Подклассы Подкласс Подкласс Подкласс

1.1, 1.2, 1.3 1.4 1.5 1.6

Газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением

Легковоспламеняющиеся жидкости

Подкласс 2.1 Подкласс 2.2 Подкласс 2.3

Воспламеняю- Невоспламеняю- Токсичные щиеся газы щиеся нетоксичные газы 1

Класс 2

Класс 4

Подкласс 4.1 Подкласс 4.2 Подкласс 4.3

Легковоспламеняющие- Самовозгорающиеся Вещества, выделяющие ся твердые вещества вещества легковоспламеняющиеся газы при взаимодей- ствии с водой

Класс 5

Класс 6

Подкласс 5.1 Подкласс 5.2

Окисляющие Органические вещества пероксиды

Подкласс 6.1 Подкласс 6.2

Токсичные Инфекционные вещества вещества

Класс 7

Класс 8

Радиоактивные вещества

Едкие и коррозионные вещества

Радиоактивно IРадиоактивно IIРадиоактивно III
№ 7а № 7б №7в Категория I Категория II Категория III № 7а № 7б №7вКатегория I Категория II Категория III

Информационная таблица СИО


Прочие опасные вещества и изделия


КЭМ

1381 ООН

15 Д

1381

Рис 3 Знаки опасности

Особенности ведения поисково-спасательных работ

при авариях на железнодорожном транспорте

Характерные особенности железнодорожного транспорта:

Большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет 3-4 тыс. т, масса пассажирского состава - около1 тыс. т, масса одной цистерны - 80 - 100 т;- высокая скорость передвижения состава (до 200 км/ч), при этом отсутствуют ограждения в пределах населенных пунктов, а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров (средняя техническая скорость движения пассажирского поезда: дальнего сообщения - 56 , пригородного сообщения - 47 км/ч);- опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);- электроток высокого напряжения (до 30 кВ), проходящий по кабелю, подвешенному на высоте 6 м над рельсами;- наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).- по железным дорогам перевозится более 400 наименований опасных грузов, в случае крушения состава с такими грузами может возникнуть зона ЧС с комбинированными поражениями - от взрыва, разлива АХОВ, пожара и схода (столкновения, опрокидывания) вагонов.Крушение поезда - столкновение пассажирского или грузового состава с другим поездом или подвижным составом, сход подвижного состава в поезде на перегонах и станциях, в результате которого погибли и (или) ранены люди, разбиты локомотив или вагоны до степени исключения из инвентаря, либо полный перерыв движения на данном участке превышает нормативное время для ликвидации последствий столкновения
Зона аварии - зона, занятая поврежденным подвижным составом, развалом, россыпью, разливом груза, увеличенная по периметру на дополнительную полосу шириной не менее 15 метров, в пределах которой проводятся спасательно-восстановительные работы при строжайшем соблюдении необходимых мер предосторожности.Опасные грузы - вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей.Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Ежесуточно на станциях и участках железных дорог России находятся около 16-20 тысяч вагонов с опасными грузами, а в год ими перевозится около 400 млн. тонн этих грузов. По железным дорогам осуществляется перевозка не только грузов, но и пассажиров. Согласно "Правил перевозки" в вагонах дальнего следования размещается 40-60 пассажиров, в пригородных - 140-160 пассажиров.По прибытии на место катастрофы спасатели должны провести следующие мероприятия:- сбор информации, разведка и оценка ситуации;- определение границ опасной зоны, ее ограждение и оцепление;- проведение ПСР с целью оказания помощи пострадавшим;- ликвидация последствий ЧС (локализация источника ЧС, тушение пожара и др.).

Ликвидация ЧС при пассажирских перевозках

Для перевозки пассажиров используются купейные, плацкартные и общие вагоны. Средний состав пассажирского поезда: дальнего сообщения - 14 вагонов, пригородного сообщения - 8 вагонов.Длина вагона - 23,6 , ширина- 3,06, высота - 4,36 м; масса - 52-55 т. Вагоны оборудованы двумя открывающимися вовнутрь дверями размером 80х185см. Они снабжены специальными замками, которые открываются трех- или четырехгранным торцевым ключом.Ширина прохода внутри вагона составляет 110 см, вагон оборудован системами электроснабжения, вентиляции и теплоснабжения.При столкновениях, резкой остановке поезда и переворачивании вагонов типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:- проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;- организовать поиск пострадавших, их освобождение, эвакуацию;- организовать первую медицинскую помощь пострадавшим.Проникновение спасателей в вагон можно осуществить через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона.В случае их заклинивания применяют лом, кувалду, зубило, режущий металл инструмент. Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В отдельных случаях в окно можно попасть путем подсаживания спасателей или втаскивания их за руки, при этом необходимо сначала убрать острые куски оконного стекла.После проникновения спасателей в вагон, они приступают к вскрытию купейных дверей, поиску пострадавших, оказанию им помощи, эвакуации. В случае нахождения пострадавших под вагоном спасатели должны осуществить его приподнимание и освобождение людей. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности. Иногда для извлечения пострадавших делается подкоп в земле или проделывается проем в конструкции.Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции. Он может охватить один вагон за другим. Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15-20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет порядка 950 0 С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут.Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5 - 6 т) и смазочных материалов (1,5 - 2 т).Основные задачи спасателей при пожаре пассажирского поезда:- проведение быстрого поиска и оперативной эвакуации пассажиров из вагонов в безопасное место;- розыск пассажиров, покинувших горящий состав во время движения;- тушение пожара.Иногда пассажирские поезда могут быть заблокированы снежными заносами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях задача спасателей сводится к обнаружению пострадавших, освобождении и оказании им помощи.

Ликвидация ЧС при грузовых перевозках

Средний состав грузового поезда - 56 вагонов. Максимальное количество вагонов в составе - 110. Скорость движения грузовых поездов, км/ч: 36,9 - участковая, 43,8 - техническая.По железной дороге перевозятся различные, в том числе пожаро-, взрыво-, радиоактивноопасные грузы. На каждый опасный груз составляется и включается в грузовые документы аварийная карточка , в которой дается краткая характеристика основных свойств и видов опасности, присущих данному грузу, рекомендуемые средства индивидуальной защиты и необходимые действия при аварийной ситуации. Помимо этого грузовые места с опасными грузами маркируются знаками опасности по ГОСТ 191433-88.

Пожары

При тушении пожаров на железной дороге основная задача спасателей заключается в оказании помощи пострадавшим, в тушении пожара, защите соседних составов и строений от возгорания, в защите окружающей природной среды.Высота пламени при горении цистерны с жидкими горючими материалами составляет 40-50 м, а площадь горения охватывает территорию в 1500 м 2 и более.При горении цистерн с горючими жидкостями необходимо организовать их охлаждение водой. В случае горения паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны необходимо под защитой стволов закрыть крышку или набросить на нее кошму (брезент).Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной, адсорбционными материалами. Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место.В случае горения нескольких цистерн одновременно, усилия необходимо направить на их охлаждение и защиту соседних вагонов и цистерн. При угрозе огня соседним составам горящую цистерну необходимо отвести в безопасное место и организовать ее тушение.При горении баллонов со сжатым или сжиженным газом работы необходимо проводить только из укрытия. В случае невозможности ликвидировать факел горящего газа допускается свободное его выгорание при постоянном охлаждении цистерны водой для снижении вероятности взрыва.При тушении пожара в подвижном составе с отравляющими, ядовитыми и взрывоопасными веществами следует:- передвинуть горящий состав в безопасное место;- тушить пожар мощными водяными струями;- открыть двери и люки;- согласовать свои действия с сопровождающими груз лицами.

Взрывы

Взрывы происходят в результате нарушения правил транспортировки взрывоопасных грузов, скопления взрывоопасной смеси на пути следования состава, пожаров, террористических актов.Взрыв цистерны со сжиженными углеводородными газами характеризуется выбросом пламени на высоту 120-150 м, отбрасыванием цистерны на расстояние до 100 м, а металлических осколков - на несколько сотен метров.В случае взрывов на железной дороге спасатели должны направить свои усилия на поиск и оказание помощи пострадавшим, обезвреживание и обеззараживание пораженных территорий, проведение контрольных измерений наличия вредных и опасных веществ в воздухе, воде и почве.

ЧС с АХОВ

Остановку выброса АХОВ проводят путем заделки отверстий в емкости или перекачиванием (перегрузкой) опасных грузов в запасные емкости или в безопасное место.Заделка течи осуществляется с использованием деревянных (пластмассовых, свинцовых) клиньев, забиваемых (зачеканиваемых) в отверстия. Иногда применяются хомуты или бандажи.Источник заражения локализуется обвалованием разлившегося вещества, сбором вредных веществ в естественные углубления, специальные канавы и контейнеры, нейтрализацией АХОВ специальными растворами и адсорбентами.После этого проводится дегазация территорий и транспортных средств и санитарная обработка личного состава.Все меры по ликвидации ЧС с АХОВ должны осуществляться с учетом характера груза и мерами предосторожности, указанными в аварийной карточке, а также указаний сопровождающих груз проводников и специалистов грузоотправителя .Как показывает опыт ликвидации последствий ЧС на железнодорожном транспорте, сил и средств самих дорог вполне достаточно для решения возникающих проблем (на 19 дорогах, входящих в состав МПС, в состав сил, предназначенных для ликвидации ЧС, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов). Поэтому привлечение сил от войск ГО, ПСС нецелесообразно, если эта авария устраняется в течение суток. Силы наши подходят в этом случае со значительным опозданием и реальной помощи не приносят. Другое дело, если авария связана с десятками погибших и сотнями пострадавших, когда требуется проведение сложных спасательных работ по извлечению людей из вагонов, тогда использование сил МЧС просто необходимо.Взаимодействие при таких ЧС крайне важно, т.к. кроме чисто технических проблем - разборки завалов, тушении пожаров, восстановлении железнодорожного пути и т.п., приходится решать проблемы с привлечением дополнительных сил охраны общественного порядка, пожарной, медицинской службы, решать такие сложные, требующие больших затрат времени вопросы, связанные с розыском и оповещением родственников погибших, их встречей и размещением, опознанием погибших, отправкой оставшихся в живых с места катастрофы. Решение этих вопросов ложится, как правило, на плечи председателя КЧС и начальника УГОЧС.При таких ЧС от КЧС (РЦ, УГОЧС) целесообразно выделять оперативную группу, которой необходимо выполнять следующие задачи:- организация и непосредственное осуществление в районе катастрофы непрерывного контроля и изучения обстановки, оценка масштабов и прогнозирование дальнейшего ее развития;- выработка предложений по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей среды в зоне ЧС, представление на утверждение предложения о плане работ по ликвидации ЧС, задействованию сил и средств РСЧС и осуществление реализации принятых председателем КЧС (начальником РЦ, УГОЧС) решений;- координация действий подсистем РСЧС, привлечение к работам сил и средств войск ГО, ПСС подготовка предложений об использовании всех видов ресурсов;- принятие на себя (по указанию председателя КЧС, начальника РЦ, УГОЧС) непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС;- организация и контроль оповещения населения о ЧС, принятие участия в планировании и организации эвакуации населения из района ЧС;- обеспечение работы в районе ЧС представителей СМИ, подготовка материалов для прессы о ходе работ по ликвидации ЧС;- обобщение опыта работы по ликвидации ЧС, подготовка отчетов о проделанной работе, расходах материальных и финансовых средств.

4.7.4 Особенности ведения поисково-спасательных работ

при авиакатастрофах

Запомни! 9 из 10 трагедий происходят в радиусе менее 30 км от аэродромов. Обобщенные данные мирового опыта авиакатастроф и авиапроисшествий показывают, что авиапроисшествия происходят:- при рулении самолета, высадке (посадке) пассажиров - 5,1 %;- на взлете - 13 %;- при наборе высоты - 13,4 %;- на снижении и начальном этапе захода на посадку - 12,6 %;- на конечном этапе захода на посадку - 19 %;- при посадке - 31,1 %; - в крейсерском полете - лишь 5,7 %.Если ЧС на авиатранспорте происходит в районе аэропорта , то непосредственная организация поиска и спасания экипажей и пассажиров воздушного судна (ВС) возлагается на старшего авиационного начальника аэродрома с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности. Проведение здесь аварийно-спасательных работ осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб: диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, пожарно-стрелковой, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции, АСС.Первоочередные мероприятия по спасению людей при ЧС связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) все пассажиры должны покинуть воздушное судно в случае ЧС на борту через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 с.Поэтому для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные, запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.Если от деформации корпуса самолета заклинило двери, необходимо вскрыть фюзеляж с учетом прохождения по всей длине фюзеляжа электропроводов и трубопроводов гидросистемы высокого давления. Их повреждение вызовет дополнительные сложности. Оптимальные места для вскрытия отмечены на фюзеляже уголками желтого цвета на белом фоне. Эвакуацию пассажиров осуществлять с использованием трапов, приставных и пожарных лестниц, веревочных систем, корпусов крупных автомобилей (автобусов).Для аварийного покидания воздушного судна на его борту размещены: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Пропускная способность надувного трапа ТН-2, ТН-3 до 100 чел. за 2,5-3 мин. Допускается одновременный спуск 2-х человек по надувному трапу и по матерчатым желобам - до 1 чел. Места размещения надувного трапа, матерчатых желобов в различных самолетах различные. Матерчатые желоба изготовлены из материала "плащ-палатка чехольная" и находятся, как правило, около выходов с правой стороны фюзеляжа. Над каждым аварийным выходом и над форточкой в кабине экипажа имеются спасательные канаты, закрепленные к кронштейну фюзеляжа.Место спасателя при эвакуации - возле каждого аварийного выхода. В первую очередь производить эвакуацию детей, женщин и престарелых, а затем всех остальных пассажиров. Пассажиры без сознания, с переломами и другими тяжелыми повреждениями выносятся на носилках, брезенте и опускаются на веревках на землю.После эвакуации спасатели проверяют скрытые места в пассажирских салонах, кабине экипажа и других служебных помещениях.Необходимо помнить, что при пожаре на борту воздушного судна:- через 2-3 минуты после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации;- температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола t=50 0 С, а на высоте 1,5 от пола уже t=250 0 С);- работы по тушению пожара проводить в изолирующих индивидуальных средствах защиты, используя рабочую рукавную линию, заполненную раствором пенообразователя;- работать, пригнувшись, охлаждая верхний высокотемпературный слой воздушного объема пассажирского салона;- эвакуацию пассажиров производить одновременно с тушением пожара;- вскрытие фюзеляжа начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем через различные проделанные отверстия;- эвакуацию целесообразно осуществлять с наветренной стороны.В случае авиакатастрофы не в зоне аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров ВС, потерпевших бедствие, осуществляется командующими соответствующими авиационными объединениями видов Вооруженных Сил, руководителями управлений Федеральной Авиационной Службы, в зонах ответственности которых (зонах ПСО) произошло авиационное происшествие.ПСР организуются в следующих случаях:- при получении сигнала бедствия с борта ВС, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций (радиобуев);- при получении доклада от экипажа ВС, наблюдавшего бедствие а также сообщений других очевидцев бедствия;- если в течении 10 мин после расчетного времени прилета ВС не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин;- если экипаж ВС получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;- при потере радиосвязи с экипажем ВС и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки, или потери радиосвязи более чем на 5 мин, если радиолокационная проводка не велась;- во всех других случаях, когда экипажу ВС требуется помощь.ПСР начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково-спасательных команд.В первую очередь необходимо с помощью самолетов, вертолетов и наземных поисковых групп обнаружить место падения самолета (вертолета).После приземления или высадки поисково-спасательному отряду немедленно приступить к эвакуации пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых бытовых условий, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи, успокоить людей и предотвратить панику.Обстоятельства могут сложиться так, что нельзя будет использовать механизированный инструмент, поэтому быть готовым работать только ручным инструментом (топором, ломом, кувалдой и т.д.).Если ВС при аварийной посадке устояло на шасси, и нет времени на развертывание бортовых аварийно-спасательных средств, то выводить пассажиров целесообразно на поверхность крыльев, а затем с помощью веревок и канатов опускать на землю. После проверки на наличие пассажиров в салоне, подсобных и других помещениях, приступают к спасению воздушного судна и перевозимых грузов.Необходимо помнить, что разброс пострадавших может быть очень большим, поэтому надо провести прочесывание местности по следу на земле или с места столкновения ВС с высоко расположенными предметами.После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, "черных ящиков" и обеспечить сохранность ценностей.До прибытия на место катастрофы председателя комиссии по расследованию запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения ВС по грунту, эвакуации раненых и погибших.Перемещение ВС до прибытия комиссии по расследованию допускается только в случаях, если ВС упало на ж-д., шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов .
  1. Митенкову Федору Михайловичу, непосредственному участнику ликвидации последствий аварии на Чернобольской аэс за неоценимую помощь в создании этой книги. Глава первая закон

    Закон

    Он не помнит как попал в Зону. Но Зона помнит о нем и всеми силами пытается уничтожить. Но он – Снайпер и он идет к цели несмотря ни на что. Его цель – Монолит, который даст ответы на все вопросы.

  2. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции нп-015-2000

    Документ
  3. Определением Конституционного Суда РФ от 06. 12. 2001 n 257-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17. 03. 2009 n 5-п раздел I. Общие положения глава закон (5)

    Закон

    Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

  4. Утверждены Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 28. 03. 2006 г. №1-4-54-370-14 примерная программа

    Примерная программа

    Примерная программа обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности (далее - Примерная программа) является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных

  5. Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий n 482 федеральный горный и промышленный надзор россии

    Документ

    В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред,

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ

ДЕКОМПРЕССИЯ - это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ В САМОЛЕТЕ

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ "ЖЕСТКОЙ" ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПСР ПРИ ЧС НА ТРАНСПОРТЕ

В воздушном пространстве Земли постоянно находятся тысячи летательных ап­паратов (самолеты, вертолеты, планеры, воздушные шары, дельтапланы). Они пере­возят пассажиров, грузы, выполняют научные, военные и специальные задания. Еже­годная статистика свидетельствует о том, что ЧС на авиатранспорте исчисляются ты­сячами случаев.

Особенность возникновения и развития ЧС на авиатранспорте заключается в вы­соких скоростях передвижения авиасредств, наличии на их борту большого количе­ства горючих и взрывоопасных веществ, нахождении людей в замкнутом простран­стве салонов, отсутствии эффективных мер воздействия на воздушное судно, тер­пящее бедствие. Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе, и пожар. Причинами ЧС в авиации становятся взрывы, пожары, сходы с взлетно-посадочной полосы, падения воздушных судов.


Глава 3


Содержание | Index

Безопасность полетов обеспечивается:

Строгой регламентацией проектирования, постройки, испытания и сертифика­
ции воздушных судов, авиационных двигателей и оборудования;

Полным перечнем технических требований и нормативов к характеристикам воз­
душных судов, их элементам, системам, агрегатам и оборудованию;

Системой технической эксплуатации воздушных судов с перечнем обязательных
правил по их подготовке и обслуживанию;

Техническими требованиями и нормативами к аэропортам, аэродромам, воздуш­
ным трассам;

Правилами организации управления воздушным движением;

Порядком работы метеослужб, обеспечивающих авиадвижение;

Системой расследования авиапроисшествий.

В авиакатастрофах 2000 года на планете погибло 1187 человек. Это са­мый высокий показатель за последние 10 лет. 2001 год также прошел под знаком авиакатастроф

Несмотря на постоянную работу по снижению ЧС на авиатранспорте, аварии и ка­тастрофы с воздушными судами нередки. Они возникают на стоянке, при взлете, в крейсерском полете, при заходе на посадку, при посадке.

Основная часть ЧС на авиатранспорте (около 80%) происходит в районе аэропорта (стоянка, взлет, заход на посадку, посадка). Проведение здесь аварийно-спасатель­ных работ осуществляют аварийно-спасательные команды (АСК), в которую входят расчеты от каждой службы: диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, пожар-но-стрелковой, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции, АСС. После получения информации об аварии на воздушном судне АСК обязаны немед­ленно приступить к работе. Число жертв авиакатастрофы находится в прямой зависи­мости от степени разрушения воздушного судна, теплового поражения и удушья при пожаре, от травмирования людей, покидающих борт через высоко расположенные люки, от организованности и слаженности действий пассажиров, экипажа, спасате­лей. Оперативному проведению аварийно-спасательных работ мешает паника, кото­рая может сделать эвакуацию вообще невозможной.


Пути эвакуации пассажиров с борта самолета


Содержание | Index

Глава 3


Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index

Первоочередные мероприятия по спасению людей при ЧС на авиатранспорте свя­заны именно с эвакуацией. Эвакуационные возможности воздушных судов различного класса отличаются друг от друга. Они зависят от компоновки салонов, количества пас­сажиров, наличия запасных и аварийных выходов, времени подготовки их к работе. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно в случае ЧС на борту через выхо­ды, расположенные на одной стороне, за 90 секунд. В аварийной ситуации все основ­ные, служебные, запасные двери должны использоваться для эвакуации людей. Она может осуществляться через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Конструкции замков ава­рийных выходов обеспечивают возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи. Изнутри выходы открывают члены экипажа или пассажиры. Снаружи эту ра­боту выполняют спасатели. Они подгоняют к аварийному выходу передвижной трап, специальное автотранспортное средство, навешивают веревочные системы. Рукоятки замков на аварийных выходах устроены просто, они заметны и не требуют больших усилий при открывании.

Иногда деформация фюзеляжа и высокая температура, возникающая вследствие пожара, приводят к заклиниванию дверей и люков. В этих случаях спасатели присту­пают к вскрытию фюзеляжа. Места вскрытия не могут быть произвольными, поскольку по всей длине фюзеляжа проложены электропровода и трубопроводы гидросистемы высокого давления. Их повреждение может привести к дополнительным сложностям. Оптимальные места вскрытия отмечены на фюзеляже уголками желтого цвета на бе­лом фоне. Вскрытие должно производиться с использованием дисковых пил, электро­шлифовальных машин, специальных кусачек и топоров. Эти работы необходимо про­изводить быстро и с соблюдением всех мер предосторожности.

Эвакуация пассажиров и членов экипажа с борта воздушного судна при ЧС мо­жет осуществляться с использованием передвижных трапов, приставных и пожарных лестниц, корпусов крупных автомобилей, веревочных систем.

В самом воздушном судне около выхода также находятся специальные средства для эвакуации: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Наду­вные трапы ТН-2 размещаются под люком пола перед входной дверью (Ил-62) или на откидной платформе (Ту-154), трап ТН-3 - на откидной платформе у передней входной двери. Для приведения надувного трапа ТН-2 (ТН-3) в рабочее положение не­обходимо открыть аварийную дверь, люк в полу (Ил-62), вынуть трап и закрепить люк. На Ту-154 и Ту-134 нужно откинуть платформу с закрепленным на ней трапом на полу перед аварийным выходом, проверить, не заломился или не перекрутился ли соеди-



Покидание пассажирами аварийного воздушного судна:

а - по надувному трапу; б - по брезентовому желобу


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 324

нительный шланг, привернутый к трапу и баллону с двуокисью углерода, и вытолкнуть трап с чехлом за борт судна. Одновременно следует выдернуть тросиком шпильки из штырей чехла. При этом чехол раскроется и трап вывалится из него. Если при силь­ном ветре трап, после того, как его вытолкнули, завернется под фюзеляж, то его не­обходимо оттянуть за нижний конец от самолета. После выправления трапа нужно сильно повернуть рукоятку вентиля баллона с двуокисью углерода. Трап заполняется газом за 10-12 с и занимает рабочее положение под углом 45-50° от самолета к земле. Допускается одновременно спускать по трапам ТН-2 и ТН-3 не более 2 человек. Про­пускная способность одного надувного трапа - 100 человек за 2,5-3,0 минуты.

Матерчатые желоба, как правило, находятся около выходов с правой стороны фю­зеляжа: на Ил-62 - под люком пола, на Ту-154 - на багажной полке вблизи выхода, на Ту-134А - в гардеробе экипажа. Матерчатый желоб-лоток предназначен для спуска людей на землю при экстренной эвакуации через служебные и запасные выходы. Он изготовлен из материала «плащ-палатка чехольная» с комбинированной пропиткой. После открытия двери (люка) надо извлечь желоб из чехла и вставить крючки желоба в верхнюю и нижнюю части двери. Выбросив желоб на землю, полотнище растягивают на 4-5 м от воздушного судна. Удерживая за 2 (Ту-134) или 4 (Ту-154) петли, спускают пассажиров вниз. Допускается одновременно спускать по матерчатому желобу не бо­лее 1 человека при его обязательной страховке.

Над каждым аварийным выходом, а также над форточкой в кабине экипажа или люками имеются спасательные канаты, закрепленные к кронштейну фюзеляжа.

Открыв форточку или люк, канат выбрасывают наружу.

На Ил-86 и Як-42 для аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа есть аварийные двери со встроенными в них надувными трапами. В процессе аварийного открывания двери происходят автоматический выброс из контейнера надувного трапа и наполнение его воздухом из баллона.

На Ил-86 - трап двухдорожечный, одновременно могут покидать воздушное судно и находиться на трапе 4 человека. На Як-42 - трап однодорожечный, одновременно на трапе могут находиться 2 человека.

При аварийной эвакуации спасатели вместе с экипажем обеспечивают помощь пассажирам и их страховку. В первую очередь эвакуируют детей, женщин, пожилых людей и только потом - всех остальных. Нельзя эвакуировать людей по поврежден­ному надувному трапу или желобу, или же при других опасных факторах, угрожающих их жизни и здоровью.

Пассажиров, находящихся в бессознательном состоянии или имеющих тяжелые телесные повреждения, осторожно выносят на носилках, брезенте, щитах и опускают на землю с помощью веревок.

После окончания эвакуации спасатели проверяют скрытые места в пассажирских салонах и кабине экипажа, а также кухни, гардеробы, санитарно-гигиенические и ба­гажные помещения, чтобы убедиться в отсутствии людей на борту. Если есть сведения о числе пассажиров и составе экипажа, то их сопоставляют с данными о спасенных и, при расхождениях, продолжают поиски до обнаружения пострадавших. Особую опас­ность представляют собой авиационные происшествия, сопровождающиеся пожаром. Этому способствуют:

Наличие на борту авиационного топлива и других горючих жидкостей;

Применение в качестве декоративно-отделочных и материалов конструкций пас­
сажирских салонов легковоспламеняющихся и горючих материалов, обладающих зна­
чительной скоростью сгорания, высокой дымообразующей способностью и выделяю­
щих высокотоксичные продукты неполного сгорания;


Глава 3


Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index

Малая огнестойкость обшивки фюзеляжа, приводящая при возгорании разлитого вокруг воздушного судна авиационного топлива к быстрому прогару корпуса и проник­новению огня внутрь салонов.

Пожары внутри пассажирских салонов относятся к пожарам в замкнутых объемах. Для них характерны большая плотность задымления, малый размер зоны горения, высокий температурный градиент по высоте помещения и малая (по сравнению с на­ружными пожарами) температура пожара, а также наличие в продуктах сгорания зна­чительных концентраций высокотоксичных веществ. Пожар в пассажирских салонах может возникнуть вследствие аварий, неосторожного обращения с огнем, замыкания электропроводки, провоза пассажирами огнеопасных веществ и др.

Одной из основных причин поражения людей внутри салонов при пожарах является отравление продуктами горения. Через 2-3 мин после распространения огня двуокись углерода в салонах достигает смертельной концентрации. Температура воздуха резко нарастает по высоте салона: если на уровне пола она составляет 50°С, то на высоте 1,3-1,5 м от пола уже 250°С.

В этих условиях помочь пассажирам эвакуироваться могут только быстрые и со­гласованные действия спасателей.

Тушение пожара внутри салонов, спасение пассажиров и экипажа начинается со вскрытия дверей, надкрыльных люков и обшивки фюзеляжа, проникновения спасателей внутрь аварийного судна. При вскрытии фюзеляжа увеличивается интенсивность горе­ния, резко нарастают объем пространства, охваченного пламенем, и температура огня.

Спасатели должны быть оснащены индивидуальными средствами тепловой и газо­дымной защиты, рабочей рукавной линией, заполненной раствором пенообразовате­ля, и перекрывным стволом (РС-Б, РСК-50, КР-Б с насадкой НРГ-5 и т.д.).

Наличие в салонах большого количества плотного дыма и токсичных веществ зна­чительно затрудняет положение как пострадавших, так и самих спасателей. Поэтому спасатели должны согласованно действовать в условиях ограниченной видимости, повышенных концентраций токсичных веществ и значительных температур.

Поскольку при пожаре внутри воздушного судна резко, как уже говорилось, нарас­тает температура по высоте пассажирских салонов, то спасатели должны в начальной стадии тушения, пока не будет снижена среднеобъемная температура, работать при-


Тушение пожара в самолете


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 326

гнувшись, охлаждая верхний высокотемпературный слой воздушного объема пасса­жирского салона.

При действиях в задымленной атмосфере один спасатель должен находиться сна­ружи фюзеляжа и иметь те же средства защиты, что и спасатели, работающие внутри судна. В его обязанности входит поддержание постоянной связи со спасателями, на­ходящимися в задымленных салонах, оказание немедленной помощи как пострадав­шим, так и, при необходимости, другим спасателям.

При пожарах внутри пассажирских салонов создается настолько сложная и опас­ная для жизни людей обстановка, что спасение их становится возможным только при немедленной эвакуации. Она должна осуществляться одновременно с тушением по­жара, причем через все двери, отверстия и люки, предпочтительно с наветренной сто­роны. Вскрытие фюзеляжа целесообразнее всего начинать с дверей, так как у них пропускная способность выше, чем у отверстий, проделанных в обшивке. Этими от­верстиями следует воспользоваться, когда эвакуация через двери невозможна.

Некоторые авиакатастрофы происходят не в зоне аэропорта, что вызывает необхо­димость организации и оперативного проведения поиска воздушного судна. Поисково-спасательные работы организуются в случаях:

Получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;

Если в течение 10 мин после расчетного времени воздушное судно не прибыло
в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует;

Если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее
в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

Если при полете по трассе потеряна связь с экипажем судна и его местонахож­
дение в течение 20 мин установить не удалось, а также во всех других случаях, когда
экипажу воздушного судна требуется помощь.

Поисково-спасательные работы проводятся с привлечением самолетов и верто­летов, оборудованных поисковой аппаратурой и комплектами спасательного снаря­жения, а также наземными транспортными средствами повышенной проходимости и спасательными катерами. При необходимости могут быть задействованы средства международной космической системы поиска терпящих бедствие воздушных и мор­ских судов «КОСПАС-САРСАТ».

Поиск воздушных судов, потерпевших бедствие, поисковыми самолетами произво­дится с применением радиотехнических средств (поисковая радиопеленгаторная ап­паратура, радиолокационная станция, имеющая поисковую спецприставку, бортовые УКВ-радиостанции) следующими методами: «гребенка», «параллельное галсирова-ние», «заданный маршрут», «расширяющийся квадрат».

При обнаружении воздушного судна определяются его координаты, устанавли­вается с ним связь, уточняются состояние здоровья людей и размеры необходимой помощи. Определяются возможность совершения посадки и маршруты выдвижения к месту нахождения воздушного судна наземных транспортных средств. Если осуще­ствить посадку поисковых воздушных судов невозможно, то поисково-спасательный отряд (ПСО) и необходимое для работы оборудование десантируются на место про­ведения ПСР.

После высадки ПСО немедленно приступает к эвакуации и перемещению пасса­жиров потерпевшего бедствие воздушного судна на безопасное расстояние. От спа­сателей требуется не только спасти людей, но и создать им необходимые бытовые условия, защищающие их от непогоды, оказать им первую помощь. Необходимо также успокоить людей и предотвратить панику.

Содержание | Index 326


Глава 3


Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index

В случае труднодоступнос т и района бедствия спасатели разворачивают времен­ный лагерь с необходимой системой жизнеобеспечения.

Если пассажирам и экипажу необходима немедленная и серьезная медицинская помощь, а возможности доставить их в лечебное учреждение нет, то в районе бед­ствия разворачивается временный полевой госпиталь.

Особенностью проведения спасательных работ в полевых условиях является от­сутствие на начальных этапах мощной специальной техники. Поэтому требования к действиям спасателей повышаются.

Обстоятельства на месте нахождения потерпевшего бедствие воздушного судна могут сложиться так, что у спасателей не будет возможности использовать механизи­рованный инструмент; тогда вскрытие фюзеляжа производится ручным инструментом (топор, лом, кувалда, лопата и др.).

Если во время аварийной посадки воздушного судна в удаленности от аэропорта и населенных пунктов на его борту вспыхнет пожар, то даже по прибытии на место бед­ствия потушить пламя переносными противопожарными средствами вряд ли удастся. В этом случае число спасенных пассажиров будет зависеть только от оперативности проведения эвакуации. Если воздушное судно при аварийной посадке устояло на шас­си и нет возможности использования бортовых аварийно-спасательных средств, то пассажиров через запасные двери нужно выводить на поверхность крыльев, а затем немедленно, с помощью веревок и канатов, опускать на землю, при этом страхуя их. После этого следует отвести людей на безопасное расстояние. Спасательные работы прекращаются только после эвакуации всех людей, находившихся на борту воздуш­ного судна. Затем, если возможно, приступают к спасению самого воздушного судна и перевозимых им грузов, поиску «черных ящиков».

Аварийная посадка может производиться и на водную поверхность. При сохране­нии целости воздушное судно обладает достаточной плавучестью, чтобы можно было успеть спасти людей. При наличии опасности поступления воды через входные двери при их открывании эвакуация пассажиров и членов экипажа проводится через запас­ные выходы (если они находятся выше уровня воды) или верхние люки (астролюки) и форточку в кабине экипажа. Для эвакуации используются спасательные катера, при­швартовывающиеся к воздушному судну.


Содержание | Ind

Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 328

При большой удаленности места аварийной посадки от берега для спасения людей используется авиационная техника (вертолеты, гидропланы, экранопланы). Допустим также спуск на воду надувных плотов, если возможностей авиационных спасательных средств недостаточно для полной эвакуации.

Воздушное судно при аварийной посадке на воду может затонуть целиком или, при его развале, по частям. В затонувшем воздушном судне остается запас воздуха, ко­торого пассажирам и членам экипажа должно хватить на некоторое время. Тогда к спасению людей привлекаются специальные водолазные команды, имеющие соот­ветствующую подготовку для ведения ПСР. Если место нахождения затонувшего воз­душного судна известно лишь приблизительно, то водолазы используют плавучие буи для отметки исследованных районов. При проведении ПСР на затонувшем воздушном судне вскрывать его фюзеляж следует в таком месте, чтобы воздух, сохранившийся в салонах, не улетучился.

После вывода из зоны бедствия пострадавших нужно приступить к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Только после этого начинаются работы по спасению воздушного судна и перевозимых им грузов. Исключение составляют слу­чаи, когда грузы имеют большую материальную и художественную ценность, а также опасные грузы (взрывчатые и радиоактивные вещества, АХОВ и др.). В таких случаях спасение людей и грузов проводится одновременно.

При некоторых авиационных катастрофах все находившиеся на борту воздушно­го судна погибают. На месте таких катастроф работа спасателей сводится к поиску останков погибших, фрагментов воздушного судна и «черных ящиков» для воссозда­ния картины развития ЧС.

Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах

Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах направлены на своевременное оказание экстренной помощи пострадавшим и предотвращение возможных последствий бедствия, вторичных поражающих факторов, которые могут нанести ущерб природной среде или крупный материальный урон.

В аварийных ситуациях число спасенных людей часто зависит от оперативности действий спасательной службы. В случае необходимости мы в кратчайшие сроки обеспечим боевую готовность спасателей-профессионалов и современного спасательного оборудования.

Аварийно-спасательные работы на земле и воде

Бывает так, что авиакатастрофы происходят в отдаленных от аэропорта местах; в таких случаях необходима срочная организация и проведение поиска воздушного судна. В случаях аварийной посадки самолета на водную поверхность, к спасению людей привлекаются профессиональные спасатели-водолазы и соответствующая техника.

После обнаружения потерпевшего крушение самолета от спасателей требуется не только обеспечить спасение людей, но и оказать им первую помощь, а также предотвратить панику. Если район бедствия находится в труднодоступном месте, служба спасения разворачивает временный лагерь, содержащий все необходимое для жизнеобеспечения пострадавших.

Порядок действий при аварийно-спасательных работах

    Поисковые мероприятия

    Поиск потерпевшего бедствие воздушного судна с привлечением спасательных транспортных средств (воздушных, наземных, водных), оборудованных необходимым снаряжением и аппаратурой.

    Подготовка плана спасательных работ

    По результатам поиска происходит уточнение координат места катастрофы, оценка текущей обстановки, прогнозирование последствий чрезвычайной ситуации.

    Ликвидация аварийной ситуации

    Оперативное принятие всех необходимых мер для устранения аварии и предотвращения ее вероятных последствий.

Общие принципы работы

    Заблаговременная подготовка сил и средств к оперативным действиям для ликвидации аварий;

    Экстренное реагирование на возникновение или угрозу чрезвычайной ситуации;

    Непрерывное и последовательное осуществление выработанного плана спасательных работ до полного их завершения;

    Применение современных технологий, обеспечивающих наиболее эффективный результат спасательных действий;

    Соблюдение всех необходимых мер безопасности.

Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
на воздушном транспорте

Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

Аварийно-спасательные работы в таких случаях осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб (диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции и др.).

Первоочередные мероприятия по спасению людей при такой аварии, как правило, связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

В этом случае для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные и запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.

При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что: через 2–3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации; температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола – 50 °С, а на высоте 1,5 м от пола – 250 °С); работы по тушению пожара следует проводить в изолирующих средствах защиты.

Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной стороны. Вскрытие фюзеляжа необходимо начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем у различных проделанных отверстий.

В случае авиакатастрофы вне зоны аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, организуется руководителями управлений Федеральной авиационной службы или командирами соответствующих авиационных объединений видов Вооруженных Сил, в зонах ответственности (зонах поисково-спасательных работ) которых произошло авиационное происшествие.

При этом поисково-спасательные работы организуются в следующих случаях:

при получении сигнала бедствия с борта воздушного судна, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций (радиобуев);

при получении доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие, а также сообщений других очевидцев бедствия;

если в течение 10 мин. после расчетного времени прилета воздушное судно не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин.;

если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел её в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

при потере радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки или потере радиосвязи более чем на 5 мин., если радиолокационная проводка не велась;

во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.

Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково-спасательных команд. В первую очередь, с их помощью обнаруживается место падения самолета (вертолета).

После приземления или высадки поисково-спасательной команды немедленно начинается эвакуация пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых условий выживания, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи.

После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна, погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, "черных ящиков" и обеспечить сохранность ценностей.

До прибытия на место катастрофы руководителя комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения воздушного судна по грунту, эвакуации раненых и погибших. Перемещение воздушного судна до прибытия указанной комиссии допускается только в случаях, если аварийное воздушное судно упало на железную дорогу, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов.