Профилактика пожаров в повседневной жизни. Причины возникновения пожаров и меры профилактики бедствий. В каком состоянии у вас проводка

29.09.2013 15318 0

Цель урока. Разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности чело­века по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.

Изучаемые вопросы

1. Значение профилактики пожаров.

2. Основные направления деятельности человека по обес­печению пожарной безопасности.

3. Защита населения Российской Федерации от пожаров

4. Основные права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

5. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

Изложение учебного материала

1. Опираясь на примеры из курса истории, напомнить уча­щимся, что, с одной стороны, овладение огнем позволило че­ловеку воздействовать на окружающую среду и воздействия эти стали соизмеримы с силами природы. С другой стороны, огонь стал одним из источников огромной разрушительной силы. Превращает огонь в страшную, всеразрушающую стихию преж­де всего человек. Значит, от человека зависит, какой стороной огонь повернется к людям (будет он врагом или другом). Рассмотреть информацию последнего года о пожарах в России и за рубежом.

Второй вопрос логически вытекает из первого: огонь становится врагом человека, когда вырывается из-под контроля. Значит, основные усилия человека должны быть направлены на выработку мер пожарной безопасности. Далее выделить три взаимосвязанных направления в этой деятельности, подчеркнув, что все три направления постоянно совершенствуются государством, а их реализация способствует повышению уровня общей культуры населения в области пожарной безопасности.

3. Особое внимание следует уделить системе организации пожарной охраны в Российской Федерации. Рассказать о деятельности пожарно-спасательных подразделений МЧС, о разработках Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России.

В заключение урока попросить учащихся самим сделать вывод. Он должен звучать так: каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.

4. Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умения действовать во время пожара.

Права граждан в области пожарной безопасности

Каждый человек в случае пожара имеет право на:

защиту жизни, здоровья и имущества;

возмещение ущерба в установленном порядке;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности;

участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безо­пасности.

Права человека с необходимостью подкрепляются его обязанностями. В области пожарной безопасности каждый человек обязан:

соблюдать требования пожарной безопасности (в том чис­ле научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научить­ся ими пользоваться;

иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;

при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожар­ную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;

выполнять все законные требования должностных лиц по­жарной охраны.

5. Познакомить обучаемых с ответственностью, которую несут граждане за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 167 УК РФ).

Контрольные вопросы

1. При каких условиях огонь становится опасным для че­ловека?

2. Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?

3. Как организована пожарная безопасность в Российской Федерации?

4. Какие основные мероприятия проводит МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране?

5. Каковы основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?

6. Каковы обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности и в чем их значение для обеспечения личной безопасности?

7. Какие виды ответственности предусмотрены за наруше­ние правил пожарной безопасности?

Домашнее задание

1. Изучите § 1.2 , § 1.3 учебника.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кузьмино-Гатьевская средняя общеобразовательная школа

Ход урока :

I. Организационный момент:

Эмоциональный настрой

( приветствие,

Определение отсутствующих,

Проверка готовности учащихся к уроку);

Знакомство с ходом урока.

II. Проверка домашнего задания:

Письменная тестовая работа по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях , их причины и последствия»:

1. Пожар – это:

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б) большое задымление;

В)

А) в транспорте;

Б)

В) на объекте экономики.

А) пригнувшись к полу;

Б) дыша через мокрую ткань;

В)

Проверка тестовой работы.

А) Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.

Б) Перечислите причины возникновения пожаров связанные с неосторожным обращением с огнём.

бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не отведенных местах;

разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;

отогревание в зимнее время замерзших труб отопления паяльной лампой или факелом;

подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;

чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;

небрежное хранение горючих жидкостей;

применение для освещения открытого огня.

В) Перечислите причины возникновения пожаров связанные с неправильной эксплуатацией печного отопления.

неисправность печей и их плохая подготовка к отопительно­му сезону;

своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;

установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;

оставление топящейся печи без присмотра;

применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Г) Перечислите причины возникновения пожаров связанные с шалостями детей.

игра со спичками;

разведение костров в подвалах и на чердаках;

поджог тополиного пуха в летнее время;

нарушение правил обращения с пиротехникой.

III. Изучение нового материала:

Ещё в древние времена, оценив силу огня, человек понял, что пожар легче предупредить, чем заниматься его тушением и ликвидацией последствий.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о значении профилактики пожаров и обсудим основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.

Слайдовая презентация.

А) Значение профилактики пожаров.

Б) Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.

В) Защита населения Российской Федерации от пожаров.

IV. Закрепление нового материала:

А) При каких условиях огонь становится опасным для человека?

Б) Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?

В) Как организована пожарная безопасность в Российской Федерации?

V. Итоги урока:

Государство совершенствует систему обеспечения пожарной безопасности. Для того чтобы эта система работала эффективно, каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.

VI. Домашнее задание:

٭ подготовить сообщение о наиболее крупных пожарах за последний год.

8 класс.

Раздаточный материал.

их причины и последствия».

1. Пожар – это:

А) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;

Б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;

В) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

2. Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:

А) неосторожным обращением человека с огнем;

Б) неправильной эксплуатацией печного отопления;

В) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.

3. Самые опасные поражающие факторы пожара – это:

А) открытый огонь и понижение концентрации кислорода;

Б) большое задымление;

В) температура среды и токсичные продукты горения.

4. Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:

А) в транспорте;

Б) в жилом секторе и общественных местах;

В) на объекте экономики.

5. Как правильно покинуть помещение, если в нем произошёл пожар и задымление?

А) пригнувшись к полу;

Б) дыша через мокрую ткань;

В) используя оба указанных выше приема.

Тест по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях,

их причины и последствия».

1. Пожар – это:

А) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;

Б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;

В) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

2. Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:

А) неосторожным обращением человека с огнем;

Б) неправильной эксплуатацией печного отопления;

В) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.

3. Самые опасные поражающие факторы пожара – это:

А) открытый огонь и понижение концентрации кислорода;

Б) большое задымление;

В) температура среды и токсичные продукты горения.

4. Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:

А) в транспорте;

Б) в жилом секторе и общественных местах;

В) на объекте экономики.

5. Как правильно покинуть помещение, если в нем произошёл пожар и задымление?

А) пригнувшись к полу;

Б) дыша через мокрую ткань;

В) используя оба указанных выше приема.

Тест по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях,

их причины и последствия».

1. Пожар – это:

А) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;

Б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;

В) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

2. Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:

А) неосторожным обращением человека с огнем;

Б) неправильной эксплуатацией печного отопления;

В) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.

3. Самые опасные поражающие факторы пожара – это:

А) открытый огонь и понижение концентрации кислорода;

Б) большое задымление;

В) температура среды и токсичные продукты горения.

4. Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:

А) в транспорте;

Б) в жилом секторе и общественных местах;

В) на объекте экономики.

5. Как правильно покинуть помещение, если в нем произошёл пожар и задымление?

А) пригнувшись к полу;

Б) дыша через мокрую ткань;

В) используя оба указанных выше приема.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров. Основные права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

Ответьте на вопрос: «Огонь - друг человека или огонь - враг?» Огонь становится врагом: если к использованию его в процессе жизнедеятельности относятся безответственно; если не соблюдаются установленные нормы пожарной безопасности1; если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооруженные конфликты); если теряется контроль над процессом горения. Стоит только огню вырваться из-под контроля человека, возникает пожар со всеми вытекающими последствиями.

Пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры пожарной безопасности - это действия по её обеспечению и по выполнению её требований.

Первое направление - это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются специальными законами или другими нормативными актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности. Эти условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров. В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно условно выделить три взаимосвязанных направления.

Второе направление - это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность этих действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами. Третье направление - это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.

Состав пожарной охраны страны Федеральная противопожарная служба, Подразделения ведомственной пожарной охраны, Подразделения пожарной охраны (предприятий, воинских частей, на железнодорожном транспорте, в аэропортах и морских портах), Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России.

соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться; иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности; при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества; выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны. В области пожарной безопасности каждый человек обязан:

Статья 167 УК РФ. Умышленные уничтожение или повреждение имущества 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, - наказываются: штрафом в размере до сорока тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются: принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Разъяснить значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности чело­века по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности. Цель урока. Изучаемые вопросы Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров Основные права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Ответьте на вопрос: «Огонь - друг человека или огонь - враг?» Огонь становится врагом: если к использованию его в процессе жизнедеятельности относятся безответственно; если не соблюдаются установленные нормы пожарной безопасности; если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооруженные конфликты); если теряется контроль над процессом горения. Стоит только огню вырваться из-под контроля человека, возникает пожар со всеми вытекающими последствиями.

5 слайд

Описание слайда:

По данным МЧС России за январь-июнь 2015 года Произошло 72779 пожаров Погибло 5042 человека Прямой ущерб составил 6 962 632 рублей

6 слайд

Описание слайда:

Пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры пожарной безопасности - это действия по её обеспечению и по выполнению её требований.

7 слайд

Описание слайда:

В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно условно выделить три взаимосвязанных направления. Кратко в тетрадь, Учебник, стр. 15-16

8 слайд

Описание слайда:

Первое направление - это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются специальными законами или другими нормативными актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности. Эти условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров. Второе направление - это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность этих действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами. Третье направление - это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.

9 слайд

Описание слайда:

Состав пожарной охраны страны 1. Федеральная противопожарная служба 2. Подразделения ведомственной пожарной охраны 3. Подразделения пожарной охраны (предприятий, воинских частей, на железнодорожном транспорте, в аэропортах и морских портах) 4. Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России

10 слайд

Описание слайда:

соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться; иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности; при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества; выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны.

11 слайд

Описание слайда:

Статья 167 УК РФ. Умышленные уничтожение или повреждение имущества 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, - наказываются: штрафом в размере до сорока тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются: принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

12 слайд

Описание слайда:

Каждый человек в случае пожара имеет право на: - защиту жизни, здоровья и имущества; - возмещение ущерба в установленном порядке; - участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу; - получение информации по вопросам пожарной безопасности; - участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности Права граждан в области пожарной безопасности

13 слайд

Описание слайда:

Меры пожарной безопасности в быту заключаются в выполнении следующих основных правил, которые запрещают: хранение в доме (квартире) большого количества легковоспламеняющихся и горючих веществ; загромождение лестничных площадок, проходов, чердаков, подвалов, балконов различными вещами и предметами; пользование неисправными и самодельными электрическими и газовыми приборами; оставление без присмотра включенных электроприборов, особенно плиток, утюгов, телевизоров; сушку белья вблизи электронагревательных приборов, газовых плит, топящихся печей; отогревание замерзших труб отопления открытым огнем; зажигание свечей, бенгальских огней, фейерверков вблизи новогодних елок, занавесок и других быстровоспламеняющихся предметов;

14 слайд

Описание слайда:

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О пожарной безопасности» граждане нашей страны обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности, первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь;

Урок 2.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.

Цель урока. Разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.

Изучаемые вопросы

    Значение профилактики пожаров.

    Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.

    Защита населения Российской Федерации от пожаров

    Основные права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

    Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

Изложение учебного материала

    Опираясь на примеры из курса истории, напомнить учащимся, что, с одной стороны, овладение огнем позволило человеку воздействовать на окружающую среду и воздействия эти стали соизмеримы с силами природы. С другой стороны, огонь стал одним из источников огромной разрушительной силы. Превращает огонь в страшную, всеразрушающую стихию прежде всего человек. Значит, от человека зависит, какой стороной огонь повернется к людям (будет он врагом или другом). Рассмотреть информацию последнего года о пожарах в России и за рубежом.

Второй вопрос логически вытекает из первого: огонь становится врагом человека, когда вырывается из-под контроля. Значит, основные усилия человека должны быть направлены на выработку мер пожарной безопасности. Далее выделить три взаимосвязанных направления в этой деятельности, подчеркнув, что все три направления постоянно совершенствуются государством, а их реализация способствует повышению уровня общей культуры населения в области пожарной безопасности.

3. Особое внимание следует уделить системе организации пожарной охраны в Российской Федерации. Рассказать о деятельности пожарно-спасательных подразделений МЧС, о разработках Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России.

В заключение урока попросить учащихся самим сделать вывод. Он должен звучать так: каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.

4. Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умения действовать во время пожара.

Права граждан в области пожарной безопасности

Каждый человек в случае пожара имеет право на:

    защиту жизни, здоровья и имущества;

    возмещение ущерба в установленном порядке;

    участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу;

    получение информации по вопросам пожарной безопасности;

    участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности.

Права человека с необходимостью подкрепляются его обязанностями. В области пожарной безопасности каждый человек обязан:

    соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться;

    иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;

    при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану;

    до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;

    выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны.

5. Познакомить обучаемых с ответственностью, которую несут граждане за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 167 УК РФ).

Контрольные вопросы

    При каких условиях огонь становится опасным для человека?

    Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?

    Как организована пожарная безопасность в Российской Федерации?

    Какие основные мероприятия проводит МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране?

    Каковы основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?

    Каковы обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности и в чем их значение для обеспечения личной безопасности?

    Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение правил пожарной безопасности?

Домашнее задание

    Изучите § 1.2 , § 1.3 учебника.