Проект по окружающему миру «Кто нас защищает», (3 класс). Кто нас защищает (3 класс) Службы которые нас защищают

Cлайд 1

Cлайд 2

Цели и задачи проекта: Узнать, какие специальные службы защиты населения были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ Освоение навыков находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС.

Cлайд 3

Благодаря кому мы можем жить и спокойно работать? Какие службы защищают население? Для того, чтобы обеспечить безопасность в повседневной жизни, были созданы специальные службы защиты населения:

Cлайд 4

Наша армия родная На горах высоких, На степном просторе Охраняет нашу Родину солдат. Он взлетает в небо, Он уходит в море, Не страшны защитнику Дождь и снегопад. Шелестят берёзы, Распевают птицы, Подрастают дети У родной страны. Скоро я в дозоре Встану на границе, Чтобы только мирные Снились людям сны.

Cлайд 5

Пожарная охрана В огне пылает все вокруг, На лицах всех один испуг, Но вмиг пожарные пришли, Пожар потушили, людей всех спасли. Ловкость, скорость, сила Огонь вмиг победили. Будьте же всегда такими: Храбрыми, мужественными, А от нас вам «Спасибо!»

Cлайд 6

Полиция В зной и в холод, в дожди и в туманы, В час, когда Вам опасность грозит На почетном посту постоянно Полицейский России стоит. Он, порою, ценой своей жизни Защитит Вас от бед и невзгод. Полицейский свободной Отчизны, Непременно на помощь придёт

Cлайд 7

Скорая медицинская помощь В любую погоду, дорогой любой, Вы мчитесь спасать наши жизни. Вы скорая, и вам не ведом покой, Вы не совершите ошибки! Диагноз поставите верно всегда, Спасибо за это, родные! Мы верим, не будет страшна нам беда, Раз есть вы у нас, дорогие!

Cлайд 8

Аварийная газовая служба Огонь горит на нашей кухне, Из газа вспыхнет и не тухнет. Пусть ваша служба нелегка, Но труд ваш нужный, не напрасный!

Cлайд 9

Служба спасения (поисково – спасательная служба) Работает в городе Служба спасения, Работает в будни И в воскресенье. Если вдруг с кем-то Случится беда - Служба спасенья Поможет всегда.

Cлайд 10

Выводы: В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, посёлком, никто не застрахован от различных опасностей. Угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. Данный проект помог мне узнать, какие службы смогут мне в этом помочь.

Тема: Службы защиты населения: милиция, скорая помощь, пожарная служба, аварийная служба газа.

Цель: закрепить знания учащихся об основных правилах поведения в автономной ситуации, ознакомить учащихся с основными службами спасения и защиты населения, научить пользоваться помощью соответствующих служб, формировать умения работать в команде, сообща принимать решения, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: история, математика

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: Службы защиты населения: милиция, скорая помощь, пожарная служба, аварийная служба газа.

Цель: закрепить знания учащихся об основных правилах поведения в автономной ситуации, ознакомить учащихся с основными службами спасения и защиты населения, научить пользоваться помощью соответствующих служб, формировать умения работать в команде, сообща принимать решения, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: история, математика

Оборудование: мультимедийный проектор, столы, стулья, магнитная доска, карточки, маркеры, альбомы, карандаши, магниты, этапы алгоритмов.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся

Настрой на работу

Учитель: Сегодня наш урок начну с притчи «Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано

"Переверни и ты узнаешь что-то новое”

Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне "Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие". Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке мы будем по- настоящему счастливыми, мы обратим свое внимание на то, что уже знаем и эти знания постараемся привести в действие.

Условия проведения урока: класс предварительно поделен на группы, в каждой группе избран спикер, который руководит командой и будет оценивать работу каждого члена группы.

  1. Изложение нового материала.

Как видите, очень многое зависти от самого человека, а иногда мы обращаемся за помощью к службам, которые призваны защищать и спасать людей. Это службы: милиция, скорая помощь, пожарная служба, аварийная служба газа.

Как возникли эти службы, что побудило к их созданию, чем они занимались раньше? На эти вопросы мы сейчас и ответим.

1 группа Пожарная охрана – 01

На машине ярко-красной мчимся мы вперед.

Труд тяжелый и опасный

Нас пожарных ждет

Вой пронзительной сирены

Может оглушить

Будем и водой и пеной мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям сможем мы помочь

Ведь с огнем бороться будем смело день и ночь.

Пожарная служба относится к числу старейших государственных служб. Еще в 1504 г. В царствовании Ивана ІІІ была создана пожарно-сторожевая охрана., а в 1549 Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности.

Первая специализированная пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия для защиты от огня Московского печатного двора.

В начале, команда размещалась на Земском дворе и имела в своем составе 100 человек. С 1629 года в ней числится уже 200, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100 человек.

В их распоряжении находились простейшие насосы и другое имущество, выделяемое казной - бочки, ведра, щиты и т.п.

Во время царствования Петра1 постоянные угрозы возникновения пожаров побудили царя сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд

1747 году пожарной техникой (насосами и ручным инструментом) оснащаются все правительственные учреждения.

2 группа Полиция – 02

Человеку в полицейской форме

Суть присяги не дано забыть!

Ведь на самом неслужебном фоне -

вдумайтесь! -

Каким он должен быть,

Если люди разного покроя,

Глядя на него со стороны,

По нему по одному,

порою

Судят о законе всей Страны!

У древних римлян первоначально этим словом обозначали службу солдат-пехотинцев (miles); оно, в свою очередь, является производным от miles (тысяча, легион).

В 1715 году Петр I создал в России службу охраны общественного порядка и назвал ее полицией, что в переводе с греческого означает «управление государством».

Была образована Главная полицмейстерская канцелярия - орган руководства ведомством, которое еще только предстояло создать.

6 марта 1917 г. Временное правительство издало постановление о ликвидации корпуса жандармов, а 10 марта еще одно постановление - об упразднении Департамента полиции.

Была провозглашена замена полиции «народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления».

Основные функции полиции – защита прав граждан, интересов общества и государства, поддержание порядка и стабильности.

3 группа Скорая помощь – 03

Посторонитесь! Дорогу! Дорогу!

Скорая помощь летит на подмогу.

Приказ постового: Стоять! Хода нет!

Только для «Скорой» зеленый свет.

Где-то случилась большая беда

«Скорая помощь» мчится туда.

Успели! Приехали! Вот этот дом!

Встречайте машину с красным крестом

8 декабря 1881 г. в Венском театре комической оперы случился пожар. Это происшествие, принявшее грандиозные размеры (479 человеческих жертв), представляло ужасающее зрелище. Перед театром на снегу лежали сотни обожженных людей, многие из которых получили также различные травмы во время падения. Пострадавшие более суток не могли получить никакой медицинской помощи, при том, что в Вене в то время находилось множество первоклассных и хорошо оснащенных клиник.

Вся эта ужасная картина потрясла находившегося на месте происшествия профессора-хирурга Яромира Мунди, который оказался беспомощным перед лицом катастрофы. Он не мог оказать пострадавшим действенной помощи. На следующий же день доктор Я. Мунди приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества. . В первый же год своего существования Венская станция скорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим. В составе бригад работали врачи и студенты медицинского факультета.

Прообразом кареты скорой были кареты, на которых в 17 веке ездили дворовые люди боярина Федора Ртищева. Они собирали на улицах больных людей и отвозили их в больницу, которую содержал сам боярин.

Первая же станция скорой помощи была открыта в Петербурге 19 марта 1899 года. Каждый вызов фиксировался в специальном журнале, где указывались паспортные данные обслуживаемого больного, какой вид помощи был ему, куда и в какое время он был доставлен. Вызовы принимались только на улицы. На квартиры выезды были запрещены.

Позже, после Первой мировой войны появляются специализированные бригады скорой помощи и открываются научно-исследовательские институты.

Сегодня служба «Скорой помощи» продолжает свое развитие. Автоматизированы управление оперативной службы, прием вызовов от населения и передача их на выполнение выездным бригадам.

4 группа Аварийная служба газа – 04

Для чего нам нужен газ?
Чтобы радовал он нас.
Чтобы было всем тепло,
Ну а вечером - светло.
Чтобы бегала машина И крутилось колесо,
Чтоб приехали мы с дачи И вода была горячей.
В общем, газ нам лучший друг,
Без него мы, как без рук.

Ежедневно люди используют природный газ в своих бытовых целях. Это тепло батарей, всегда горячая вода в кранах.

Наш дом кажется нам крепостью, ведь именно здесь мы находимся в безопасности, руководим всеми коммунальными стихиями – водой, газом, электричеством.

На самом деле каждое из этих благ может причинить вред, как имуществу так и здоровью человека. Самым опасным является природный газ.

Служба газа занимается профилактикой, ремонтом, перенесением, монтажом и восстановлением газовых приборов и сетей, ликвидацией аварий и аварийных ситуаций.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: ИСТОРИЯ ТРЁХ ЦИФР Ещё в 1937 году в Великобритании для экстренной связи с полицией, пожарными и медиками начали использовать универсальный номер 999. Позднее аналогичные службы стали действовать в Бельгии, Дании, Австралии, Японии. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ ПО НОМЕРАМ " 01 ", "02", "03" И "04" СЛОЖИЛАСЬ В СССР В 30-Е ГОДЫ ПРОШЛОГО ВЕКА.

  1. Физкультминутка

Упражнение «Аплодисменты»

Учитель называет ситуацию, которая требует вмешательства служб спасения. Та служба, к которой относится данная ситуация аплодирует, если ситуация требует действий нескольких служб, значит аплодирует несколько групп.

Ситуации:

  1. пожар в квартире с печным отоплением, жертв нет;
  2. падение в канализационный люк;
  3. хулиганское нападение на улице;
  4. пожар в квартире газифицированного дома, имеются жертвы;
  5. сердечный приступ у прохожего;
  6. дорожно-транспортное происшествие, имеются жертвы;
  7. запах газа в районе строительной площадки;
  8. вашу квартиру ограбили;
  9. человек лежит на земле без сознания, а в руке у него оборванный электрический провод.

5.Закрепление изученного материала

Упражнение «Развязывание узлов» - метод для закрепления этапов, алгоритма.

Учитель: Ребята, мы с вами неоднократно говорили о том, как правильно вызывать службы спасения, что при этом необходимо говорить. На доске вы видите алгоритм с промежуточными этапами. Вам необходимо определить, какой этап за каким идет.

Алгоритм:

  1. Набрать номер соответствующей службы.
  2. Четко сказать, что случилось.
  3. Назвать точный адрес.
  4. Назвать свое имя, фамилию и номер телефона.
  5. Ответить на все вопросы диспетчера.

Учитель: Сейчас мы с вами, с помощью синквейна, попробуем дать описание службам защиты населения.

Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка –существительное.

2 строчка – прилагательные или причастия

3 строчка –глаголы

4 строчка –предложение.

5 строчка – одно слово – ассоциация,

Пример:

Синквейн о здоровье

Ценность

Благополучное, необходимое

Жить, богатеть, процветать

Здоровье - это красота в любом возрасте

Благо

Милиция

Надежная, сильная

Защищает, обеспечивает, следит

Милиция стоит на страже государства

Охрана.

Службы защиты населения

Мобильные, экстренные,

Защищают, помогают, ликвидируют

Они необходимы каждому.

Надежность.

Учитель: Сейчас посмотрим на вашу внимательность. Ответьте на несколько вопросов по той информации, что я вам дала ранее.

Учитель: А теперь давайте изобразим на наших альбомных листах свои службы защиты населения.

  1. Подведение итогов

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Службы защиты населения»

Благодаря кому мы можем жить и спокойно работать? Какие службы защищают население? Для того, чтобы обеспечить безопасность в повседневной жизни, были созданы специальные службы защиты населения:

Пожарная охрана За сутками сутки и ночью, и днем Готовы пожарные к битве с огнем. И нету на службе секунды для сна, Секунды - у них дорогая цена!

Полиция В зной и в холод, в дожди и в туманы, В час, когда Вам опасность грозит На почетном посту постоянно Полицейский России стоит. Он, порою, ценой своей жизни Защитит Вас от бед и невзгод. Полицейский свободной Отчизны, Непременно на помощь придёт

Скорая медицинская помощь День и ночь, скорей, скорей! На любые мчимся жалобы, Руки верные врачей, Фельдшера-универсалы. Снимем боли при гастритах, Распознаем перелом, Возим раненых, избитых, Заболевших тяжело.

Аварийная газовая служба Огонь горит на нашей кухне, Из газа вспыхнет и не тухнет. Пусть ваша служба нелегка, Но труд ваш нужный, не напрасный!

Наша армия родная Российской воин бережет Родной страны покой и славу, Он на посту, и наш народ Гордится армией по праву. Спокойно дети пусть растут В любимой солнечной Отчизне. Он охраняет мир и труд, Прекрасный труд во имя жизни! Трутнева Е.

Служба спасения (поисково – спасательная служба) Ты свяжись без промедленья, Со с лужбою спасения. Ведь они на страже ждут, Службу бдительно несут. Каждый день и каждый час Все они спасают нас. Мы должны их труд ценить И напрасно не звонить.

Аплодисменты

Развязывание узлов Набрать номер соответствующей службы. Четко сказать, что случилось. Назвать точный адрес. Назвать свое имя, фамилию и номер телефона. Ответить на все вопросы диспетчера.

Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять».

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строчка –существительное. 2 строчка – прилагательные или причастия 3 строчка –глаголы 4 строчка –предложение. Синквейн о здоровье Ценность Благополучное, необходимое Жить, богатеть, процветать Здоровье - это красота в любом возрасте

Тест 1. Когда была создана первая специализированная пожарная команда в Москве? в двадцатых годах XVII столетия 2. Какова основная функция полиции? защита прав граждан 3. Когда была открыта первая станция скорой помощи в Петербурге? 19 марта 1899 года 4. Чем занимается служба газа? профилактикой, ремонтом, перенесением, монтажом и восстановлением газовых приборов и сетей



Цель проекта: Узнать как можно больше о воинских званиях Российской армии.
Форма работы (индивидуально, в парах, группах, всем классом): групповая

Этапы работы:
1) поиск информации по теме
2) составление плана презентации
3) оформление презентации

Мои обязанности по проекту: Я должен подобрать картинки для презентации и напечатать текст на компьютере
Сроки работы: 1 неделя
Способы оформления результатов (стенд, альбом, памятный листок, фотовыставка, книга): презентация в электронном виде в программе

План моего выступления на празднике-презентации.

1) два вида военных званий: корабельные и войсковые
2) главное звание — маршал
3) звания высшего офицерского состава
4) звания старшего офицерского состава
5) звания младшего офицерского состава
6) прапорщики, сержанты, старшины, солдаты

Материалы к проекту (напиши, наклей, нарисуй то, что считаешь нужным).

Воинские звания Российской армии

В современной России установлено два вида воинских званий: корабельные и войсковые. Корабельные воинские звания присваиваются морякам подводных и надводных сил Военно-морского флота России (ВМФ), а также служащим береговой охраны Пограничной службы и водолазных подразделений.

Войсковые воинские звания присваиваются служащим наземных войск: сухопутных, военно-воздушных, ракетных войск, космических и воздушно-десантных, морской пехоте и морской авиации.

Высшее воинское звание в России — маршал Российской Федерации. Это звание присваивается Президентом России только за особые заслуги перед государством. Узнать маршала можно по погонам с большой красной звездой и гербом РФ в центре. За последние четверть века этого звания удостоился лишь один человек — Дмитрий Иванович Сергеев, человек, которому удалось сохранить ракетный щит страны в трудные переходные годы.

К высшим офицерским войсковым чинам относятся звания: генерал — майор, генерал — лейтенант, генерал — полковник и генерал армии. Причём генерал армии — это самый высокий генеральский чин в армии. В морских войсках существуют соответствующие звания: контр-адмирал, вице — адмирал, адмирал и адмирал флота. Тут тоже самое высокое офицерское звание это адмирал флота.

Старшие офицерские чины в наземных войсках — это майор, подполковник и полковник (подполковник старше майора, а полковник старше подполковника). В морских войсках соответственно — капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга и капитан 1-го ранга — высшее звание старшего офицера. Кстати Президент России Владимир Путин также носит звание старшего офицера — он подполковник запаса Российской армии.

К младшим офицерским чинам относятся воинские звания: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан, а также морские звания младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан — лейтенант. Для того, чтобы получить звание младшего лейтенанта необходимо поступить в высшее военное учебное заведение и хорошо закончить его. Далее звания присваиваются за годы успешной службы в армии.

Но конечно же больше всего военнослужащих в армии носят рядовые, а не офицерские звания. В наземных войсках это рядовые, ефрейторы, младшие сержанты, сержанты, старшие сержанты, старшины, прапорщики и старшие прапорщики. В морских войсках — матросы, старшие матросы, старшины 2 статьи, старшины 1 статьи, главные старшины, главные корабельные старшины, мичманы и старшие мичманы.

Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).

Работая над проектом я узнал много нового и интересного. Например, раньше я думал, что адмирал флота — это все равно, что генерал в армии. Большую часть информации я нашел в интернете, а с некоторыми вещами, например с погонами, мне помог разобраться папа.

Благодарности за помощь и сотрудничество.

Спасибо большое моему папе за помощь в работе над проектом.


Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема: кто нас защищает?

Задачи: познакомит с деятельностью служб, защищающих и спасающих людей.

Предметные результаты

Научатся работать с разными источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные:

находить в интернете и др. источниках информации различные сведения.

Коммуникативные:

интервьюировать ветеранов, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС.

Личностные результаты

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Основные понятия и определения

Армия России. МЧС России

КТО НАС ЗАЩИЩАЕТ

9 мая 2015 года наша страна отметила 70-ю годовщину победы в Великой Отечест-венной войне. В Москве на Красной площади состоялся необыкновенный по красоте и мощи военный парад. По Красной площади торжествен-ным маршем прошли солдаты и офицеры Рос-сийской армии. С трибун за парадом наблюдали ветераны Великой Отечественной войны, защитив-шие нашу страну от фашистов. Прекрасным бы-ло это единение разных поколений защитников Отечества. Современная Российская армия про-должает традиции старших поколений: верно слу-жить Родине, мужественно, с честью и достоинст-вом защищать её. Мы гордимся своей армией — надёжной защитницей страны и всего народа.

Давайте больше узнаем о нашей армии! Ка-кие виды и рода войск есть сегодня в Воору-жённых Силах России? Какие воинские звания носят наши военнослужащие и как это узнать по их погонам? Чем замечательны военные ко-рабли и самолёты России? Каждый из этих и ещё многих других вопросов может стать темой вашего исследования.

Нас защищает не только армия, но и поли-ция, служба пожарной охраны, Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС России). Сотруд-ники МЧС спасают людей в местах стихийных бедствий, в случае аварий на предприятиях, во многих других ситуациях, когда людям требуется экстренная помощь. В Интернете и других ис-точниках информации найдите сведения о дея-тельности и истории этих служб.

Возьмите с помощью взрослых интервью у ин-тересных людей — ветеранов Великой Отечест-венной войны, военнослужащих, сотрудников по-лиции, пожарной охраны, МЧС. Посмотрите, как берут интервью корреспонденты телевидения, поучитесь у них. Заранее продумайте и запиши-те вопросы, которые вы хотите задать. Внима-тельно слушайте собеседника, не перебивайте его. Ответы запишите в блокнот или на дикто-фон. Попросите разрешения сфотографировать вашего собеседника.

Результаты работы оформите в виде стен-дов, альбомов, памятных листков, фотовыставок. Можно собрать всю информацию в большую книгу «Кто нас защищает», проиллюстрировав её фотографиями и рисунками. Итоги работы по проекту подведите на празднике-презентации.

Создание армии

Развал Русской императорской армии начался в результате Февральской революции. После захвата власти большевиками советское правительство продолжило курс большевистской партии по уничтожению всех институтов буржуазного государства и процесс распада старой армии ещё более ускорился. Классики марксизма неоднократно говорили о том, что в ходе социалистических революций пролетариат должен сломать старую армию и заменить её всеобщим вооружением народа. Такие вооружённые силы явочным путём начали создаваться ещё в период февральской революции. Речь идёт о так называемой красной гвардии. Но суровая реальность мировой войны потребовала создания регулярной армии, уже в условиях советского государства.

Впервые о рабоче-крестьянской красной армии вскользь говорилось в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Развёрнутый закон был принят в середине января 1918 года.

До февраля 1946 года основное военное формирование СССР носило официальное название Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА, Красная армия).

Вооружённые Силы Российской Федерации были созданы 7 мая 1992 года на основе бывших ВС СССР и на тот период насчитывали 2 880 000 чел.

Штатная численность Вооружённых сил устанавливается указами президента Российской Федерации. Согласно последнему опубликованному указу, вступившему в силу с 28 марта 2017 года, общая штатная численность Вооружённых Сил Российской Федерации с 1 июля 2017 года составит 1903 тыс. человек, штатная численность военнослужащих — 1013 тыс. человек

МЧС РОССИИ

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России ) — федеральное министерство, одна из аварийно-спасательных служб России.

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии относятся опасным техногенным происшествиям.