Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Правовое регулирование несостоятельности и банкротства предприятий Государственное регулирование банкротства

Не обязательно влечет за собой прекращение его деятельности и распродажу его имущества для погашения возникшей у него задолженности. В действительности это не точное представление. Правовое регулирование банкротства предусматривает следующие процедуры несостоятельности юридического лица: наблюдение, финансовое оздоровление, мировое соглашение, внешнее управление и . Именно конкурсное производство предусматривает распродажу имущества и использование активов предприятия-должника для .

Для того чтобы обеспечить соблюдение интересов кредиторов, законодатель предусмотрел ряд норм, регулирующих воздействие на предприятие-банкрота разными способами. Так, при возбуждении дела о банкротстве на начальном этапе принимаются меры по обеспечению сохранности имущества и активов предприятия-должника. С этой целью накладывается арест на его имущество, устанавливается его финансовое состояние, отстраняется от управления собственник и прежнее руководство организацией.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) для восстановления платежеспособности банкрота позволяет применять меры, которые в итоге приводят должника в платежеспособное состояние, удовлетворяя требования кредиторов. При этом к нему не применяется процесс ликвидации. К таким мерам относится перепрофилирование производства фирмы-банкрота, ее продажи, накладывание моратория на требование кредиторов, а также . И если предыдущие меры не дали положительного результата или, например, если совет кредиторов счел нецелесообразным их применение, то должник подлежит ликвидации.

Арбитражный процесс имеет свои стадии. Основные из них – это принятие заявления, проведение судебного заседания по проверке обоснованности поданного заявления, подготовка дела к рассмотрению. Далее проводится заседание по рассмотрению дела, на котором устанавливается, является ли банкротом данный должник. После этого судом выносится акт об отказе в или о прекращении производства по делу либо о введении определенной процедуры банкротства. После вынесения судебного акта производится его исполнение или его обжалование. Заключительным этапом следует завершение производства по делу о несостоятельности.

Положения правового регулирования несостоятельности (банкротства) предусматривают как комплекс мер в отношении банкрота, направленных на восстановление его платежеспособности или на его ликвидацию.

Весь комплекс мер, которые применяются к должнику, предусмотрены действующим законодательством, важную роль в котором занимают его процедуры.

Правовое регулирование восстановительных мероприятий и наблюдения

Восстановительные мероприятия законодателем разделены на досудебную и судебную санацию, которые называются финансовым оздоровлением и внешним управлением соответственно. В этом случае действие правового регулирования несостоятельности (банкротства) направлено на предотвращения банкротства, проводимое до того момента, как в арбитражный суд подано заявление о признание несостоятельности предприятия-должника. На основании имеющейся практики по восстановлению платежеспособности должника рассматривают следующие способы его восстановления.

Первый из них заключается в том, что у должника осуществляется замена его активов. Применяться он может к предприятию любой организационно-правовой формы и заключается в том, что учреждается одно или несколько новых акционерных обществ. Для их учреждения используются активы должника, которые служат основой для новых акционерных обществ. Уставным капиталом новых образований служит имущество предприятия-должника при условии, что его обязательства остаются на нем. Этот способ может применяется к банкроту по решению его собственника, на основании которого он включается в план внешнего управления.

Другой способ состоит в том, чтобы увеличить уставной капитал, используя дополнительную эмиссию акций. Для применения этого способа требуется решение собрания акционеров, которые на протяжении 1,5 месяца после проведения эмиссии получают преимущество на скупку дополнительных акций. По истечении этого периода эти акции могут реализовываться свободно и только за деньги.

Еще один способ восстановления заключается в осуществлении одновременных расчетов со всеми кредитодателями, которые могут проводиться учредителями, собственниками и третьими лицами. На основании заявления арбитражному управляющему через одну неделю начинается расчет со всеми кредиторами. Удовлетворение всех требований должника происходит в течение месяца. После завершения всех расчетов в арбитражный суд и кредиторам арбитражным управляющим направляется уведомление.

Следующая процедура банкротства называется наблюдение. Ее назначение состоит в том, что к предприятию-банкроту принимаются меры по сохранению целостности и наличия его имущества. Во время этой процедуры анализируется финансовое состояние должника, учитываются и заносятся в реестр требования кредиторов, проводится их первое заседания. Главная задача наблюдения заключается в том, чтобы обеспечить сохранность имущества должника до того момента, пока арбитражный суд не вынесет решения по делу. Возлагается эта задача на арбитражного управляющего, который утверждается судом.

Временный управляющий решает возложенную на него задачу, осуществляя контроль деятельности руководства предприятия-должника. Помимо этого, для того чтобы установить целесообразность проведения для несостоятельной организации восстановления или ликвидации, управляющий должен изучить его финансовое состояние.

Финансовое оздоровление и внешнее управление

Для того чтобы восстановить платежеспособность должника и погасить его задолженность в соответствии с утвержденным графиком, применяется финансовое оздоровление. Эта процедура банкротства вводится положениями правового регулирования несостоятельности (банкротства) с целью сохранения фирмы-должника как самостоятельного хозяйствующего субъекта. При финансовом оздоровлении органы управления предприятием-банкротом не отстраняются и не лишаются своих полномочий. На их деятельность накладываются определенные ограничения со стороны административного управляющего. Арбитражный суд вводит эту процедуру на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем 2 года. Законодатель правильно посчитал, что введение финансового оздоровления на короткий срок будет неэффективным решением и предоставил возможность проводить эту процедуру в более длительный срок.

Судебная санация или внешнее управление применяют к предприятию-должнику с той же целью, что и финансовое оздоровление, но полномочия по управлению банкротом передаются . Положениями правового регулирования несостоятельности (банкротства) установлено, что эта процедура применяется исключительно к юридическим лицам. Вводится арбитражным судом на основании решения, принятого собранием кредиторов, которое приходит к нему простым голосованием и по результату большинства голосов.

В исключительных случаях арбитражный суд по своей инициативе может ввести внешнее управление фирмой-банкротом, что может не удовлетворять требования кредиторов и идти с ними вразрез. Положениями правового регулирования несостоятельности (банкротства) это допускается в тех случаях, если суд приходит к выводу, что решения первого собрания кредиторов и их ходатайство в суд об открытии конкурсного производства идет в ущерб большинству кредиторов. Судья может так поступить, если им в ходе рассмотрения дела устанавливается возможность восстановления платежеспособности должника.

Конкурсное производство и мировое соглашение

В его конечной стадией является конкурсное производство, в результате которого юридическое лицо прекращает свое существование. Положения правового регулирования несостоятельности (банкротства) позволяют применять ее к физическому лицу, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, с прекращением этой деятельности как итогом конкурсного производства. Целью этой процедуры является реализация имущества предприятия-банкрота и распределение полученных средств среди кредиторов согласно порядку очередности. При этом данная процедура позволяет обеспечить охрану имущественных интересов всех участников процедуры банкротства от противоправных действий.

Законодатель допускает, что между предприятием-банкротом и кредиторами может быть заключено добровольное соглашение об удовлетворении имущественных претензий на определенных участниками процесса условиях. Такая процедура называется мировым соглашением и предусматривает отсрочку или рассрочку по выполнению обязательств. Помимо этого, в мировых соглашениях применяются уступка прав требованиям фирмы-банкрота, выполнение третьими лицами обязательств банкрота, применение скидок с задолженности. Это наиболее желаемый способ завершить дело о банкротстве для организации-банкрота.

Требования к улучшению процедуры банкротства

Несмотря на различные процедуры банкротства, специалисты убеждены, что законодательства в вопросах несостоятельности неравномерно учитывают интересы всех участников процесса. Требуется создать такое правовое регулирование несостоятельности, которое бы создавало условия, позволяющие максимально удовлетворять требования кредиторов при сохранении действующих предприятий-должников. Именно этими категориями должен руководствоваться законодатель.

Проблема, которая очень актуальна на сегодняшний день, заключается в том, что арбитражные суды недостаточно объективно оценивают достоверность и обоснованность данных, на основании которых принимаются решения о признании должника банкротом.

С другой стороны, промедление с вынесением решения о возбуждении производства о несостоятельности, делает реальной угрозы интересам добропорядочным кредиторов.

Учет и анализ банкротств Байкина Светлана Григорьевна

1.3. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). Существующее законодательство Российской Федерации имеет вековую историю.

Ранее было сказано, что существовали времена, когда разрешалось применять более жесткие меры к должникам. Несостоятельность ассоциировалась с позором, и поэтому на сегодняшний день тема нормативно-правового регулирования очень актуальна.

В дореволюционной России была создана система нормативных актов о банкротстве, образовавших конкурсное право. Гражданско-правое регулирование банкротства оказалось делом весьма сложным. Становление нормативно-правой базы происходило веками. Основой развития конкурсного права стали «Банкротский Устав» от 15 декабря 1740 г., «Устав о банкротах» от 19 декабря 1800 г., «Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 г.

В новой Российской Советской Федеративной Социалистической Республике судами и иными государственными учреждениями не принимались и не разрешались никакие споры по гражданским отношениям, возникшим до ноября 1917 г. (в том числе и споры о несостоятельности должников). С 1921 г. в ходе осуществления новой экономической политики (НЭП) и в связи с расширением торгового оборота случаи несостоятельности хозяйствующих субъектов стали распространенным явлением. В 1922 г. был принят Гражданский кодекс РСФСР, который упоминал о несостоятельности в ряде статей, регулировавших отношения поручения, займа, залога, товарищества и др. При этом не существовало механизма реализации указанных норм.

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР в Гражданско-процессуальный кодекс (принят 1923 г.) в 1927 г. были включены нормы, предусматривающие регулирование несостоятельности. В главах ГПК РСФСР 1927 г. подробно регламентировано конкурсное производство, определены специальные основания недействительности сделок, указаны правила зачета взаимных требований, установлены правила отказа управляющего от исполнения договоров.

По окончании НЭПа практически прекратилось банкротство предприятий, так как существовала монополия государственной собственности и государственная поддержка убыточных предприятий.

В качестве условий для признания факта несостоятельности советское законодательство 1920-х годов принимало совокупность следующих факторов: 1) прекращение платежей на сумму более 3 000 руб. или неизбежность такого прекращения в будущем, вытекающая из состояния дел должника; 2) установление судом неспособности погасить полностью денежные требования; 3) наличие не менее двух кредиторов.

Отсутствие законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) в России в начале 1990-х годов привело к тому, что существовало огромное количество убыточных предприятий, конкурентоспособность продукции была очень низкой, процветали злоупотребления со стороны руководителей организаций, связанные с исполнением обязательств.

Для устранения всех негативных явлений в экономике в 1992 году был принят Закон РФ от 19 ноября 1992 года № 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

В законе было дано определение несостоятельности – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг, включая неуплату обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом либо неудовлетворительной структурой баланса должника).

Законом были введены понятия:

Неудовлетворительная структура баланса – такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности;

Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов;

Умышленное банкротство – преднамеренное формирование руководителем или собственником предприятия ложного мнения о его неплатежеспособности; нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах третьих лиц; заведомо некомпетентное ведение дела.

Законом были определены процедуры банкротства:

Реорганизация, включающая внешнее управление имуществом должника и санацию;

Ликвидация, включающая принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольнe. ликвидаци. под контролем кредиторов;

Мировое соглашение, как момент достижения договоренности между должником и кредиторам относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Также законом введена процедура санации, снижена роль государственного и административного управления, предусмотрена возможность добровольного объявления должника о своем банкротстве и ликвидации. В настоящее время данный закон утратил силу.

В Федеральном законе № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года дано более четкое определение понятия «несостоятельности (банкротства)» – это признанная арбитражным судом, объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Законом были определены основные признаки банкротства – размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуг, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника – юридического лица, вытекающих из такого участия.

Дело о банкротстве возбуждалось арбитражном судом при требовании к должнику – юридическому лицу в совокупности не менее 500 МРОТ.

Законом были предусмотрены меры, применяемые к должнику – юридическому лицу в виде процедур банкротства: досудебная санация, мировое соглашение, наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство; установлена упрощенная процедура банкротства. Но данный закон также утратил силу.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» действие закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Исключение, в соответствии со ст. 65 ГК РФ, составляют казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

В соответствии с новым законом должник признается банкротом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину – не менее чем 10 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Изменен срок рассмотрения дела о банкротстве. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ предусмотрено прекращение процедуры банкротства на любой стадии после уплаты всех долгов. В законе также прописана возможность исполнения обязательств должника третьими лицами, что также позволяет досрочно завершить дело о банкротстве.

Ужесточена процедура назначения арбитражных управляющих. Кандидатуру арбитражного управляющего предлагают саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Законом о несостоятельности (банкротстве) государству, как и другим кредиторам, предоставлены права участвовать в процедуре банкротства.

Также регламентируются особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

Предприятиям, имеющим определенные трудности, необходима помощь. Закон позволяет оценить свои возможности и принять решения о дальнейшем существовании.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Основной целью хозяйственной деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Однако в погоне за высокими прибылями или под влиянием различных внешних и внутренних факторов можно оказаться в состоянии, когда долгов больше, чем имущества . Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов либо помочь выйти должнику из кризиса.

Существуют также и другие подзаконные нормативные правовые акты , помогающие регламентировать вопросы банкротства, в частности, постановления Правительства РФ и его исполнительных подразделений.

Основные цели законодательства о банкротстве:

1) сохранить жизнеспособность предприятия , т.е. с помощью юридических механизмов помочь организации, переживающей кризис, оставаться в деле, когда это более благоприятно для её собственников, чем уход из бизнеса;

2) обеспечить защиту интересов кредиторов , удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной компании;

3) в качестве дополнительной, но довольно значимой цели, можно назвать следующую: обеспечить наблюдение за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов предприятия , испытывающего финансовые трудности, в процессе самого банкротства.

Действие Закона о банкротстве распространяется на все физические и юридические лица, за исключением казённых предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Закон о банкротстве предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников:

1) градообразующих организаций - представляют собой юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения населённого пункта;

2) сельскохозяйственных организаций - это юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50 % общей суммы выручки;

3) финансовых организаций - это страховые компании, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4) стратегических предприятий и организаций:

  • федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества , акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
  • организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы;

5) субъектов естественных монополий - это организации, осуществляющие производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии;

6) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и др.

Государственное регулирование несостоятельности (банкротства) в России

Роль и задачи института банкротства в рыночной экономике. Организационные, правовые и финансовые основы института несостоятельности (банкротства) в России. Функции института банкротства.

Развитие мирового опыта регулирования отношений несостоятельности. Системы банкротства в мировой практике. Эволюция критериев и условий возбуждения дела о банкротстве в российской правоприменительной практике. Арбитражное управление.

Важнейшей функцией государства является обеспечение стабильного функционирования экономики на всех уровнях управления, всех субъектов экономических отношений.

Банкротство представляет собой рыночный инструмент, регулирующий объективные процессы структурной перестройки экономики. В этой связи институт банкротства является особым инструментом государственного антикризисного регулирования деятельности субъектов рыночной экономики, достижения целей, обеспечения стратегий их развития, поддержания устойчивости, сохранения бизнеса проблемных предприятий, решения множества других проблем эффективного управления как на уровне государства, региональном и муниципальном уровнях, так и на уровне отдельных организаций.

При этом важной задачей государственного антикризисного регулирования является разработка политики по защите хозяйствующих субъектов от кризисных явлений и предотвращения их банкротства. Организационную основу государственного регулирования несостоятельности (банкротства) составляют:

  • нормативная законодательная база;
  • судебная система в лице арбитражных судов;
  • арбитражные управляющие;
  • СРО арбитражных управляющих;
  • государственные регулирующие и уполномоченные органы;
  • высшие учебные заведения и другие обучающие организации, осуществляющие подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации арбитражных управляющих.

Роль института банкротства в рыночной экономике значительна. Правовой режим банкротства является инструментом, с помощью которого возможно нахождение компромиссного решения между кредиторами и должником в целях урегулирования долгового конфликта и восстановления платежеспособности.

Основными задачами института банкротства являются:

  • оздоровление экономики посредством избавления от неэффективных организаций;
  • защита интересов кредиторов, в том числе государства;
  • восстановление утраченной финансовой устойчивости, платежеспособности временно неплатежеспособных организаций, но в принципе жизнеспособных.

Основной целью и назначением института банкротства является:

  • обеспечение предсказуемого распределения рисков для кредиторов и возмещения задолженности перед НИМИ;
  • сохранение жизнеспособных предприятий и осуществляемого на них бизнеса, испытывающих временные финансовые трудности.

Различают двойственный характер института банкротства:

Банкротство как инструмент, призванный цивилизованным путем ликвидировать неэффективные, неработающие субъекты рыночной

ЭКОНОМИКИ;

Банкротство как механизм реализации комплекса реабилитационных и ликвидационных процедур в отношении участников рынка при установлении факта их неплатежеспособности и несостоятельности.

Однако в случае ликвидации недобросовестных, неэффективных, проблемных организаций, производящих некачественную, не пользующуюся спросом продукцию (услуги), кризисы выполняют стимулирующую (очистительную) функцию и придают импульс развитию экономики, создают условия для обновления основных фондов и применяемых технологий.

Ликвидация бизнеса организаций, испытывающих временные финансовые и иные трудности, продукция (услуги) которых крайне необходима потребителям, наносит существенный ущерб не только их собственникам, но и другим предприятиям, бюджетам разных уровней и государству в целом.

В случае банкротства организаций и ликвидации их бизнеса проявляется множество негативных последствий:

  • возникают проблемы у организаций - партнеров ликвидированного хозяйствующего субъекта из-за непоставки или отказа в получении им продукции работ, услуг в рамках заключенных ранее ими договоров;
  • растет безработица ввиду возможного увольнения работников;
  • повышаются расходы местных бюджетов на выплату пособий по безработице, на переобучение высвободившихся работников при одновременном снижении налоговых поступлений и т.д.

Банкротство с ликвидацией бизнеса отдельных категорий должников (стратегических, градообразующих, сельскохозяйственных, системообразующих и иных предприятий) может оказать значительное негативное влияние на обороноспособность и продовольственную безопасность страны, финансово-экономическое состояние отдельных муниципальных образований, холдинговых структур и другие субъекты экономики.

Банкротство - это сложный процесс, который можно охарактеризовать с различных сторон: юридической, управленческой, организационной, финансовой, учетной, аналитической, социально-психологической, морально- этической и т.д.

Положительное влияние института банкротства на экономику государства проявляется в выполнении им «очистительной» функции. Основная цель института банкротства - создание эффективного механизма устойчивого экономического роста экономики страны посредством обеспечения перехода экономических ресурсов от неэффективных владельцев к эффективным и одновременного оздоровления жизнеспособного бизнеса при справедливом удовлетворении требований кредиторов. Обладая всеми признаками рыночного института, банкротство выполняет соответствующие данной категории функции (рис. 5.5).

В случае наличия угрозы банкротства собственники и менеджмент предприятия должны инициировать разработку антикризисных мер, направленных на оздоровление бизнеса, преодоление кризисных явлений и восстановление платежеспособности, своевременной оплаты обязательств. Надежная защита прав кредиторов способствует снижению их рисков, что способствует установлению надежных, доверительных отношений между хозяйствующими субъектами, улучшить условия получения кредитов компаниями: увеличить сроки займов, снизить процентные ставки, сформировать удобные схемы погашения займов.

Рис. 5.5.

Первая функция предполагает, что угроза банкротства стимулирует собственников и руководителей предприятий к соблюдению финансовой дисциплины и своевременному погашению обязательств.

Восстановление платежеспособности должника имеет большое экономическое значение, так как:

  • цивилизованным образом урегулируется долговой конфликт между кредиторами И ДОЛЖНИКОМ;
  • для бюджетной системы государства сохраняется налогоплательщик;
  • сохраняются рабочие места;
  • собственниками предприятия совершенствуется система управления бизнесом в целях повышения его конкурентоспособности;
  • сохраняются сложившиеся кооперационные связи и производственные цепочки между контрагентами.

Переход активов к эффективным собственникам посредством применения цивилизованных процедур банкротства позволяет повысить результативность использования факторов производства и конкурентоспособность организации, приводит к улучшению общей экономической конъюнктуры и функционирования рыночной экономики.

Важной составляющей государственного регулирования несостоятельности (банкротства) является сформированная нормативно-законодательная база, структура и содержание которой представлены на рис. 5.6 и которая включает в себя комплекс федеральных законов, постановлений Правительства РФ, отдельные статьи ГК РФ и АПК РФ, Федеральные стандарты и другие документы.


Рис. 5.6.

Финансовой основой функционирования института банкротства является то, что расходы по проведению процедур банкротства покрываются за счет организации должника. К ним относятся:

  • судебные издержки на проведение дела о банкротстве;
  • вознаграждение арбитражного управления;
  • оплата труда лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения осуществления его функций (аудитор, оценщик, специалист в области финансового анализа и др.).

В качестве дополнительных финансовых ресурсов могут использоваться на добровольных началах:

  • денежные средства кредиторов;
  • бюджеты разных уровней;
  • финансовые ресурсы собственников должника, поручителей, третьих лиц, условия использования которых в деле о банкротстве установлены законодательством.

Важной задачей государственного регулирования института банкротства РФ является создание заинтересованности субъектов рыночной экономики в сохранении бизнеса различных организаций-должников, обеспечение безопасности и привлекательности вложений частного капитала в реальный сектор экономики, в сферу предупреждения банкротства, обеспечение жесткого контроля за соблюдением дисциплины платежей и расчетов.

Анализ многовекового мирового опыта регулирования отношений несостоятельности позволяет выделить несколько этапов, в том числе:

жесткий, предусматривающий жесткое преследование за невозвращен- ные долги. В римском и английском праве- смертная казнь до II века н.э.; в 1990-х гг. в России использовались неформальные приемы выбивания ДОЛГОВ;

осмотрительный, сформировавшийся с появлением законодательства в XVI в., предусматривающий на первоначальном этапе жесткие нормы уголовного права, которые не помогали избежать банкротства и усугубляли неплатежеспособность ДОЛЖНИКОВ;

справедливый, законодательством предусматривалось справедливое распределение имущества добросовестного должника среди кредиторов, освобождение банкрота от долгов и предоставление ему возможности дальнейшего функционирования (XVIII в.);

гуманный период характерен для настоящего времени, основной целью является сохранение организации-должника с применением различных мер реорганизационного характера.

В настоящее время законодательство о банкротстве экономически развитых стран имеет два направления или две системы:

  • про-кредиторскую (Великобритания, Германия, Россия);
  • про-должниковскую (США, Франция, Япония). Так, основой законодательства о банкротстве во Франции является предупреждение банкротства предприятий.

За время развития рыночных отношений в России было принято три закона о несостоятельности, первый из которых был направлен на решение задач приватизации государственной собственности и «санитарных» задач освобождения экономики страны от неконкурентоспособных предприятий. Ввиду того что банкротство было новым явлением в системе экономических отношений России, число организаций, признанных несостоятельными, было относительно невелико: 1993 г. - 100; 1994 г. - 240; 1995 г. - 1108; 1996 г. - 2818.

В 1998 году с принятием второго Закона о банкротстве были более подробно регламентированы процедуры банкротства с сохранением про- кредиторской направленности. В законодательстве было множество недостатков, что позволяло недобросовестно перераспределять собственность. В 2001 году возбуждено примерно 18 000 дел о банкротстве, большинство организаций ликвидировано в процессе конкурсного производства. В Германии в этот год возбуждено 50 000 дел, 40 000 компаний была оказана помощь.

В настоящее время основной правовой документ в области банкротства - Закон о банкротстве, основной характеристикой которого является значительно большее соблюдение прав должника от неправомерных действий кредиторов. В Законе понятия «несостоятельность» и «банкротство» рассматриваются как синонимы.

Результаты анализа критерия и условий банкротства в российской практике свидетельствуют об его изменении во времени (табл. 5.3).

Неоплатность - превышение пассивов баланса должника над его активами, т.е. имущество должника не покрывает его обязательств.

Неудовлетворительная структура баланса свидетельствует о том, что наличествующее имущество должника не обеспечивает своевременное исполнение им обязательств перед кредиторами ввиду недостаточной степени его ликвидности.

Неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств, если не доказано иное.

Таким образом, термин неплатежеспособность означает, что у должника отсутствуют возможности своевременно и в полном объеме рассчитаться с кредиторами как за счет своей основной деятельности, так и за счет реализации ликвидного имущества. Неоплатность означает, что стоимость имущества должника меньше суммы его совокупной задолженности перед кредиторами, включая другие организации и индивидуальных предпри5.4. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства) в России

нимателей, кредитные организации, бюджетную систему государства, внебюджетные фонды, работников и бывших работников.

Таблица 5.3

Эволюция критериев банкротства

Нормативная законодательная база

Критерий банкротства

Признак банкротства и стоимостное условие возбуждения дела о банкротстве

Закон РФ от 19.11.1992 № 3929-1

«0 несостоятельности (банкротстве) предприятий»

Неоплатность,

неплатежеспособность

  • 2. Должник имеет неудовлетворительную структуру баланса или его обязательства превышают его активы.

ФЗ «0 несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 № 6-ФЗ

Неплатежеспособность

  • 1. Неисполнение обязательств должником в течение трех месяцев.
  • 2. Превышение суммы требований 500 минимальных размеров оплаты труда

ФЗ «0 несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ

Неплатежеспособность

  • 1. Неисполнение обязательств должником в течение трех месяцев.
  • 2. Совокупность требований к юридическому лицу составляет 300 ТЫС. руб.;

к физическому - 500 тыс. руб.

1 Закон РФ был введен в действие в 1992 г. В качестве юридического лица рассматривалось «предприятие» (см. преамбулу к Закону). Современная концепция ГК РФ, разделившая понятия «предприятие» и «организация» появилась в России только в 1994 г. (ГК РФ, часть 1). В связи с этим первая редакция Закона (1992) в качестве объекта называет «предприятие», а в последующих редакциях объектом банкротства является «организация».

Приведенные сведения свидетельствуют о том, что имеет место постепенная эволюция российского законодательства о банкротстве.

Первоначально институт банкротства России начал действовать в отношении предприятий, доля государства в которых составляла не менее 50% предусматривающий комплекс мер их финансового оздоровления, а также специальные процедуры банкротства - санацию и ликвидацию.

С развитием института банкротства России, принятием соответствующего Закона установлено, что в случае получения отрицательных результатов проведенных реорганизационных процедур - внешнего управления и санации - должник подлежит принудительной или добровольной ликвидации.

Указанный Закон защищал в основном должника (про-должниковская направленность), что в значительной степени снижало возможности кредитора в отстаивании своих прав. К его недостаткам также относится сложность и продолжительность реализации процедуры.

В период действия указанного Закона основной характеристикой института банкротства является добровольная ликвидация должников.

В рамках развития института несостоятельности России был создан государственный орган - Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН(б) при Госкомитете РФ по управлению государственным имуществом, важной функцией которого являлось представление от имени государства при решении проблем несостоятельности федеральных госпредприятий и организаций с долей государства в их уставных капиталах, интересы собственника.

В рамках совершенствования методов регулирования государством института банкротства и его развития указанная служба была преобразована в 1997 г. в Федеральную службу России по делам несостоятельности (банкротству), с последующим ее преобразованием в 1998 г. в Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству.

Государственное регулирование банкротства России указанными службами было направлено:

  • на контроль соблюдения дисциплины платежей и расчетов субъектами рыночной ЭКОНОМИКИ;
  • разработку и реализацию политики государства по предупреждению банкротства;
  • проведение государственного регулирования механизма функционирования рассматриваемого института;
  • совершенствование и развитие нормативной законодательной базы, судебной системы;
  • обеспечение института банкротства специалистами по антикризисному управлению, в том числе их подготовка, повышение квалификации, переподготовка в аккредитованных вузах и лицензирование.

При дальнейшем развитии института банкротства России в 2004 г. Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству была упразднена Указом Президента РФ в 2004 г., а ее функции и полномочия были переданы другим государственным органам исполнительной власти.

Федеральным законом о банкротстве, принятым в 1998 г., утвержден измененный критерий банкротства в отношении юридических лиц- неплатежеспособность с сохранением критерия неоплатности в отношении банкротства и физических лиц . Был принят специальный закон о банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, где также признаки банкротства основывались на принципе неоплатности .

В законе кредиторам предоставлялась возможность удовлетворения их требований за счет третьих лиц, которые управляют должником или влияют на принимаемые им решения, что характеризует рассматриваемый закон как «про-кредиторский».

Усиление роли кредиторов и снижение прав должников привело к резкому увеличению числа банкротств и другим негативным последствиям, так как предоставление кредиторам права контроля над активами должника и использование их в недобросовестных целях способствовало ликвидации многих организаций с прекращением деятельности в процедурах банкротства, переделу собственности; росту числа «заказных» банкротств; увеличению масштабов захвата ранее высокодоходных промышленных предприятий, повышению угрозы экспансии иностранного капитала как одной из форм захвата российского бизнеса.

К другим недостаткам Закона 1998 г. относятся:

  • невозможность обжалования определений арбитражных судов в отношении организации-должника;
  • введение процедуры наблюдения на стадии возбуждения дела о банкротстве на основании заявления о признании должника банкротом без судебной проверки обоснованности требований кредиторов;
  • возможность реализации имущества должника нерыночным способом по прямым договорам с покупателями без проведения торгов;
  • и другие недостатки.

Признание Конституционным судом РФ не конституционности некоторых статей Закона свидетельствует о государственном регулировании института банкротства, его дальнейшем развитии, что выразилось в принятии третьего Закона -№ 127-ФЗ , который на первоначальном этапе характеризовался как «умеренно про-должниковский» с его преобразованием в 2008 г. в «про-кредиторский», так как вместо предпочтения защиты интересов должников преимущество было отдано кредиторам.

С принятием в 2002 г. рассматриваемого Закона были устранены многие недостатки, и институт банкротства получил дальнейшее развитие, поскольку:

  • изменился механизм введения процедуры наблюдения, только на основании судебного решения по результатам рассмотрения обоснованности требований к должнику со стороны кредиторов;
  • права государства как кредитора были приравнены к правам конкурсных кредиторов;
  • разделены функции госорганов в сфере финансового оздоровления и банкротства;
  • внедрен институт саморегулирования в арбитражном управлении с передачей ему части контрольных функций государства.

Особое внимание в рамках регулирования и развития института банкротства было уделено отдельным сферам деятельности и субъектам экономики, с применением соответствующих законов, предусматривающих особенности их банкротства, в том числе Федеральный закон «О банкротстве кредитных организаций», «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» с последующей их отменой и внесением соответствующих изменений в основной закон.

Также учтены особенности банкротства в отношении:

  • градообразующих организаций;
  • сельскохозяйственных организаций;
  • финансовых организаций, в том числе кредитных, страховых, участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, кредитных кооперативов;
  • стратегических организаций и предприятий;
  • застройщиков;
  • граждан;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • крестьянских (фермерских) хозяйств.

Главными задачами государственного регулирования института банкротства России на современном этапе его развития являются:

  • сохранение бизнеса, если он может эффективно работать, в том числе защита бизнеса от неквалифицированных и (или) неправомерных действий собственников и менеджеров неплатежеспособных организаций;
  • совершенствование механизма учета интересов кредиторов, в том числе государства как кредитора;
  • защита интересов добросовестных собственников, включая государство как собственника;
  • обеспечение социальной справедливости;
  • развитие института саморегулирования арбитражных управляющих и т.д.

В рамках развития института банкротства России в отношении кредитных организаций банкротов было создано Агентство по страхованию вкладов, основными функциями которого ЯВЛЯЮТСЯ:

  • выплата вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая;
  • ведение реестра банков-участников системы страхования вкладов;
  • контроль формирования фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков;
  • управление средствами фонда страхования вкладов;
  • выполнение функций корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков;
  • финансовое оздоровление банков;
  • ведение реестра негосударственных пенсионных фондов;
  • формирование и инвестирование средств фонда гарантирования пенсионных накоплений;
  • контроль полноты и своевременности поступлений гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений и выплаты из него при наступлении гарантийных случаев.

Особое значение в рамках государственного регулирования института банкротства уделяется установлению меры ответственности руководителей, учредителей, собственников предприятия-должника- субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность - это одна из разновидностей гражданской ответственности, возлагаемой на третье лицо как дополнение к ответственности основного должника, когда последний не имеет возможности рассчитаться по имеющейся задолженности перед кредиторами.

Субсидиарная ответственность (от лат. эиЬэ1с11аги5- «резервный, вспомогательный»):

  • 1) право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести;
  • 2) дополнительная ответственность, возлагаемая, например, на членов полного товарищества в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг.

Субсидиарная ответственность собственников предприятий устанавливается по различным основаниям:

  • ввиду недостаточности денежных средств ликвидируемой организации для погашения задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов (п. 2 ст. 49 НК РФ);
  • в случае оплаты собственником уставного капитала общества не в полном размере;
  • в случае завышенной оценки стоимости внесенного в уставный капитал имущества (п. 3, 4 ст. 66.2 ГК РФ);
  • при банкротстве дочернего общества по вине материнской компании (п. 2 ст. 67.3 ГК РФ);
  • при неисполнении обязанности руководителя должника по подаче заявления должника о признании его банкротом в арбитражный суд в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о неплатежеспособности предприятия;
  • невыплате зарплаты работникам более чем за три месяца;
  • в случае действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, приведших к его банкротству (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве);
  • совершение подозрительных сделок или сделок с предпочтением;
  • сокрытие или искажение документов бухгалтерского учета или отчетности.

Государственное регулирование института банкротства распространяется на многие субъекты экономических отношений, в том числе на работодателей при наличии заявления работников в арбитражный суд.

Законодательной базой института банкротства предусмотрены соответствующие нормы ответственности за криминальные банкротства, в том числе за преднамеренные и фиктивные, а также меры по их предупреждению , проведению финансового анализа для определения признаков таких недобросовестных банкротств.

Преднамеренное банкротство -действия, совершенные руководителем или учредителем организации, заведомо влекущие ее неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

При этом ущерб может быть причинен кредиторам, а также учредителям организации.

Фиктивное банкротство - заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителями организации о ее несостоятельности.

В случае причинения крупного ущерба (на 01.03.2017 крупный ущерб в соответствии с ст. 170.2 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) составляет 2250 тыс. руб.) дела по фиктивному или преднамеренному банкротству рассматриваются уголовными судами, а наказания назначаются в соответствии с уголовным законодательством.

В целях усиления регулирующей функции государства и повышения правовой защищенности различных хозяйствующих субъектов необходима их защита от недружественных поглощений и рейдерства.

При этом недружественные поглощения зачастую происходят с использованием недоработок (несовершенства) действующего законодательства с целью установления полного контроля над бизнесом конкурента либо его ликвидации вопреки воле собственника, персонала, государства.

Рейдерский захват бизнеса осуществляется нередко с использованием коррупционных схем или возможностей криминальных структур.

Так, при возникновении признаков банкротства собственники организации, ее менеджмент и другие заинтересованные лица в рамках сохранения бизнеса могут реализовывать комплекс мер по восстановлению платежеспособности, стабилизации финансового состояния.

В случае непринятия соответствующих мер либо их неэффективности при наличии заявления руководителя организации или кредиторов в арбитражный суд возбуждается дело о банкротстве (рис. 5.7).

Правительство РФ своим решением от 24.07.2014 № 1385-р утвердило план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)», предусматривающий:

  • сокращение сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышение их эффективности и увеличение размера погашения требований кредиторов;
  • обеспечение сбалансированного подхода при применении к должникам реабилитационных и ликвидационных процедур в рамках дала о банкротстве;
  • сохранение имущественной массы и максимизация стоимости активов должника;
  • повышение эффективности защиты прав социальных категорий кредиторов;
  • совершенствование правового регулирования деятельности системы саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • внесение изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве) в части регулирования вопросов применения процедуры наблюдения и финансового оздоровления, очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, а также размера судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим;
  • уточнение порядка предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве;
  • подготовку предложений по созданию системы отбора арбитражных управляющих для их утверждения судом на принципах профессионализма, опыта и качества исполнения возложенных на арбитражных управляющих обязанностей при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Рис. 5.7.

В рамках реализации мероприятий указанного плана предусмотрена обязанность руководителей федеральных органов исполнительной власти по их выполнению с предоставлением соответствующих отчетов в Минэкономразвития, которое обязано осуществлять мониторинг и контроль реализации плана с последующим представлением в Правительство РФ доклада о ходе реализации плана.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Поясните задачи, роль и организационные основы института банкротства в России.
  • 2. В чем заключается двойственный характер института банкротства в отношении кризисных хозяйствующих субъектов?
  • 3. Поясните основные функции института банкротства в России.
  • 4. Дайте характеристику нормативно-законодательным и финансовым основам института банкротства в России.
  • 5. Охарактеризуйте в историческом плане развитие мирового опыта регулирования отношений несостоятельности (банкротства).
  • 6. Какие системы банкротства применяются в настоящее время в мировой практике?
  • 7. Охарактеризуйте критерии и условия определения признаков банкротства в российской правоприменительной практике.
  • 8. Дайте общую характеристику развития законодательства о банкротстве в России с 1992 г. по настоящее время.
  • 9. Что такое фиктивное и преднамеренное банкротство? Чем это опасно для общества?
  • 10. Поясните общую схему арбитражного управления.
  • Указ Президента РФ от 14.06.1992 № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применение к ним специальных процедур».
  • ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017), ст. 399.
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временныхправил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренногобанкротства».

Понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица не понаслышке знакомо государственным служащим, предпринимателям, специалистам, а также студентам экономических и юридических специальностей. Кто-то из столкнувшихся с данным термином штудирует билеты перед экзаменом, кто-то пишет курсовые или дипломную работу. В более поздний и трудный период жизни с данным явлением встречаются в судах, государственных органах, входя в различные комисии или - в худшем случае - будучи владельцем неплатежеспособного предприятия. Далее более подробно раскроем особенности несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Банкротство: общее понятие

Если рассматривать данный термин в общепринятом виде, то его значение - неплатежеспособность. Подобные ситуации возникают в момент, когда предприятие или не может рассчитаться со своими обязательствами в отношении банков, налоговых органов, поставщиков или других категорий кредиторов.

Впрочем, в просторечье иногда банкротом называют безработного человека, у которого закончились средства к существованию.

Общая характеристика несостоятельности (банкротства) юридического лица и стереотипы о неплатежеспособности имеют много общего. Вне экономических и юридических отношений, когда человек не имеет денежных средств или их недостаточно, чтобы расплатиться с долгами, как уже было сказано, его называют банкротом. Нормативно-правовые акты дают более подробную информацию. О ней - далее.

Банкротство (несостоятельность) юридического лица с точки зрения законодательства

Важно отметить, что данное явление нельзя описать каким-то одним нормативно-правовым актом. В Российской Федерации главным регулятором со стороны законодательства выступает Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" юридических лиц N 127-ФЗ от 2002 года. Кроме вышеописанного акта, процедура и понятие банкротства регулируются Гражданским кодексом РФ. После 127-ФЗ ГК занимает важную позицию и центральное место. Последний также регулирует несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц.

Кроме того, в данный список можно включить другие федеральные законы:

  • Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями).
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
  • Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих".

Сюда же входят и многие другие ФЗ о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, которые применяются в соотвествии с той или иной ситуацией.

Вышеперечисленные акты включают в себя такие основные понятия, как:

  • должник;
  • кредитор;
  • несостоятельность (банкротство) юридических лиц;
  • обязательные платежи.

В качестве должника может выступать которые не способны погасить требования своих кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам в течение срока, установленного законом о несостоятельности (банкротстве) физических лиц.

Кредитор - как правило, это юридическое лицо, в отношении которого лежит обязанность должника по оплате финансового долга.

Банкротство (несостоятельность) юридического лица признается арбитражным судом. Понимается как отсутствие у должника способности удовлетворить требования кредитора в отношении денежных обязательств.

Обязательные платежи - это налоги, пошлины, различные сборы и отчисления, например, в Пенсионный фонд или на медицинское страхование работника.

В целом правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица представляет собой довольно сложную систему. Это переплетение множества норм права различного уровня, а также положений и статей из ГК РФ, определяющих такое явление, как несостоятельность (банкротство) юридических лиц. Кратко его объяснить практически невозможно.

С точки зрения делопроизводства

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица включают в себя множество элементов. Если рассматривать процедуру выявления неплатежеспособности на основе судебного права, то, как было описано выше, сам факт банкротства должен установить арбитражный суд. Смысл этого в том, чтобы урегулировать обострившуюся ситуацию между предприятием и кредиторами на законных основаниях. Главная цель - эффективно распределить имущество предприятия и по возможности удовлетворить интересы обеих сторон конфликта, а именно - предприятия и кредиторов.

Итак, физическое лицо признали банкротом. В этом случае списываются все долги, регламентированные в законе, либо их определенная часть. Однако это повлечет некоторые негативные последствия, например, должник не сможет занимать руководящие посты в течение пяти лет, а также появятся проблемы с получением займов.

В случае с предпринимателями наиболее благоприятным вариантом будет не попадать в такие ситуации, когда риск для финансового состояния организации велик. Тут могут помочь комплексные меры профилактики банкротства. В первую очередь это соблюдение всех законов, здравый смысл, контроль за своими сотрудникам и отчетностью, ну и, конечно же, аудит.

Существует довольно большое количество консалтинговых и аудиторских фирм, частных специалистов, бухгалтеров-аутсорсеров, работающих удаленно или приходящих в нужное время. Данные специалисты могут не только помочь предотвратить банкротство (несостоятельность) юридического лица, но также и улучшить желаемые показатели и качество работы в целом.

Если же неблагоприятная ситуация наступила, а предприятие находится в состоянии банкротства, то лучше не затягивать процесс в поисках каких-нибудь обходных путей, а действовать добровольно. Не стоит тянуть время и обманывать кредиторов. Это только усугубит ситуацию и может добавить дополнительные проблемы, например штрафы и более серьезные санкции, вплоть до уголовного наказания.

Также, если на предприятии отсутствует штатный юрист, то следует привлечь компетентного специалиста, возможно, это сможет снизить судебные издержки, время проведения процесса, а ещё спасёт часть имущества предприятия от продажи.

Для физических лиц

Здесь ситуация обратная: чтобы гражданина признали банкротом, ему придется стойко защищать данную позицию в суде. Жизненые ситуации бывают разными, очень важно сохранять самообладание и порядочность, именно такой имидж поможет выиграть процесс.

Закон о банкротстве физических лиц относительно новый, поэтому возможы дополнительные тяжбы и проблемы, следует обратиться к грамотным специалистам в данной сфере.

Самое главное - не следует пытаться злоупотреблять этим законом, ведь если попытка обмана откроется, то очень велик шанс лишиться имущества, репутации и даже собственной свободы.