Понятие и функции органов судебного конституционного контроля. Понятие конституционного контроля, органы его осуществляющие. Отличия контроля от надзора

Конституционный контроль можно охарактеризовать как процедуру по осуществлению проверки актов и действий госорганов власти на их соответствие Конституции. Таким образом, его проведение возможно только там, где существует писаное право и, прежде всего, основные законы в форме Конституции, положения которой являются доминирующими в юридическом плане в сравнении с другими нормативно-правовыми документами.

Из истории

Движение по внедрению данного вида контроля стартовало в XIX столетии в Америке. Как известно, право в данной стране является прецедентным, и еще в 1803 году там был создан соответствующий прецедент во время рассмотрения дела Мэрбэри против Мэдисона, где было установлено, что суд имеет право толковать Конституцию и признавать любой нормативно-правовой акт не соответствующим ей.

Данная модель конституционного контроля, разработанная в Соединенных Штатах, была впоследствии принята другими государствами и получила распространение у них.

В Европе подобная система была разработана Г. Кельзеном, являющимся профессором права.

Орган конституционного контроля — Конституционный суд, как специализированная организация, впервые был создан в Австрии в 1820 году.

Понятие

Правовым государством может считаться такое, в котором имеется верховенство закона. При этом все ветви власти должны заниматься своим делом, то есть полномочия каждой из них должны быть лимитированы. Также в подобном государстве должна присутствовать возможность оспаривания различных нормативно-правовых актов на основе Конституции.

Рассматриваемый вид контроля должны осуществлять те лица, которые в максимально возможной степени независимы от госорганов власти, способные разрешать возникающие правовые коллизии беспристрастно. Однако такое происходит не всегда.

Органы

Ими могут являться такие лица (в зависимости от того, какой характер носит конституционное решение):

  • руководитель государства;
  • правительство;
  • законодательное собрание;
  • суды административные и общей юрисдикции.

Они могут выполнять рассматриваемый вид контроля специально вместе c иными выполняемыми ими функциями либо в ходе их осуществления. Помимо этого, к ним относятся: судебные, квазисудебные. К первым относится распространенная во многих странах, а ко вторым — Конституционные советы, образованные сначала во Франции, а затем и других государствах, которые приняли данную модель.

В зависимости от того, какими органами конституционного контроля он осуществляется, его подразделяют на централизованный и децентрализованный. Первый относится к компетенции спецорганов конституционной юстиции или Верховного Суда, а второй осуществляется судами общей юрисдикции.

В отдельных мусульманских странах такие органы составляют мусульманские юристы, а законодательство контролируется на предмет его соответствия исламским критериям.

Тот конституционный контроль, который осуществляется высшими органами власти, называется политическим, поскольку они являются выборными, и в ходе проведения очередных выборов ситуация может кардинально измениться, что приведет к динамике проводимой политики. Следовательно, данный контроль привязан к сиюминутным политическим задачам и является нестабильным.

При осуществлении рассматриваемого вида контроля госорганами, кроме судебных, его называют общим конституционным контролем. С целью его проведения могут создаваться вспомогательные органы и учреждения или такие устройства, которые будут специализироваться в данном вопросе, как, например, парламентский институт омбудсменов.

Подобный контроль может быть предварительным. Он предусмотрен в Швеции. Там консультативный контроль осуществляет законодательный совет, а постановляющий, носящий политический характер, выполняют Риксдаг и Правительство. Однако в данном случае политическая окраска рассматриваемой модели выражена слабо.

Деятельность судов

Выделяют 2 главные модели конституционного контроля:

  • европейскую;
  • американскую.

Помимо этого, некоторые исследователи выделяют гибридную модель, под которой понимают смешанный тип осуществления контроля.

Как отмечалось ранее, вторая разновидность возникла раньше. Здесь конституционность различных нормативно-правовых законов устанавливают суды общей юрисдикции во время рассмотрения определенных дел. Этот вид контроля получил название конкретного последующего.

В случае признания судом неконституционности нормативно-правового акта с доведением дела до Верховного Суда, его решение становится обязательным для всех судов. Если он посчитает закон таковым, то он формально продолжит свое действие, но никакой другой суд не будет его применять. В большинстве случаев подобный правовой акт парламентом государства после принятия подобного решения Верховным Судом отменяется.

В некоторых государствах (США, Японии, Аргентине и др.) судебный конституционный контроль могут осуществлять любые суды, в других же (Индия, Мальта) в Верховный Суд дело может поступить только после его рассмотрения нижестоящим, который не может принять решение о конституционности.

Европейская система включает в себя специальные судебные (квазисудебные) органы, осуществляющие рассматриваемый вид контроля. К ним относятся:

  • Федеральный конституционный суд в ФРГ;
  • Конституционный трибунал в Польше;
  • аналогичный по названию совет во Франции;
  • и некоторые другие.

Данная система в настоящее время проникла и в некоторые государства Латинской Америки. Такие органы могут быть не только федеральными, но и находится в рамках субъектов, входящих в ее состав. Так, в немецкой земле Гессен рассматриваемый вид контроля осуществляет Госсудебная палата, а в Саксонии — подобная под названием Конституционная. При этом специальные органы конституционного контроля — Конституционные суды, имеющие федеральный и региональные статусы, не образуют единой системы, что обусловлено тем, что между ними отсутствуют отношения инстанционности, каждый из них осуществляет проверку определенных нормативно-правовых актов на соответствие той Конституции, в ведении которой находится суд.

Рассматриваемые органы применяют абстрактный вид разбираемого контроля, хотя он может сочетаться и с конкретным.

Классификация рассматриваемого процесса

Выделяют следующие виды конституционного контроля:

  • обязательный;
  • факультативный;
  • предварительный;
  • последующий;
  • абстрактный;
  • конкретный;
  • формальный;
  • материальный;
  • внутренний;
  • внешний;
  • централизованный;
  • децентрализованный.

Два последних уже рассматривались выше. Остановимся подробнее на остальных.

Абстрактный вид присущ европейской системе рассматриваемого процесса. Вопрос о конституционности того или иного нормативно-правового акта может поднять любое лицо, признанное компетентным соответствующим законом, вне зависимости от конкретного дела.

Конкретный контроль называют инцидентным, то есть при его применении вопрос о конституционности разрешается только по поводу проведения конкретного разбирательства в суде. Широкое распространение он получил в государствах с децентрализованным конституционным контролем.

Предварительный контроль осуществляется в Польше, Румынии, Казахстане, Франции. Здесь нормативно-правовой акт становится объектом рассматриваемого вида контроля еще до вступления в действие для предотвращения различных антиконституционных ситуаций. Последним может становиться проект данного документа или же таковой принятый, но не подписанный.

Последующий контроль осуществляется на любых этапах применения правовых норм для обеспечения конституционности их применения. Этот вид осуществляется в России, Германии, Венгрии, Австрии, Испании, Португалии.

Обязательный — такой контроль, при котором нормативно-правовой документ должен проходить проверку, заложенную в названии, на конституционность. К данному виду относятся органические законы, существующие во Франции. Его цель — исключить потенциальные неконституционные нормы из самых главных нормативно-правовых документов.

Факультативный вид используется в том случае, если для установления конституционности определенного нормативно-правового акта обращается определенный субъект, у которого имеется такое право.

Формальный контроль производится с целью установления соблюдения необходимых процедур рассмотрения и принятия соответствующего нормативно-правового акта.

Материальный вид заключается в проведении проверки конституционности содержания как самого документа, так и отдельных его положений.

Внутренний контроль производится органом, издавшим правовой документ.

Внешний же вид осуществляется иными органами. Он является последующим, в то время как внутренний в основном предварительный.

Функции конституционного контроля

Они заключаются в совершении некоторых действий его органами. К ним относятся:

  1. Проверка соответствия конкретных правовых документов Конституции.
  2. Проверка конституционности международных контрактов в некоторых государствах.
  3. Разрешение споров между федерацией и ее регионами или между различными ее субъектами. Применяется в Австрии, Бельгии, США, Германии и Швейцарии.
  4. Аналогичное рассмотрение между унитарным образованием и областями такого государства. Характерно для Италии.
  5. Разрешение споров между органами госвласти по их компетенциям. Характерно для Италии и Швейцарии.
  6. Осуществление судебной функции над должностными лицами страны, относящихся к высшим. Характерно не для всех стран.
  7. Запрет политических партий в Германии и Турции при падении на них подозрения о нанесении ущерба демократическим основам.

Следовательно, в каждой стране имеется своя система органов рассматриваемого контроля, и функции, выполняемые ими, регламентированы правовыми актами данного государства и его Конституцией.

Субъекты рассматриваемого контроля

При его характеристике можно говорить о президентском, парламентском, правительственном контроле, осуществляемом судами общей юрисдикции и иными госорганами. Из всех субъектов конституционного контроля выделяют тех из них, для которых деятельность в данной сфере имеет доминирующее значение.

Для них характерны следующие признаки:

  • это высшие госорганы власти;
  • они могут быть созданы и функционировать как спецорганы конституционного контроля;
  • их полномочия и принципы деятельности закрепляются в Конституции;
  • они следят за соответствием законов и подзаконных актов требованиям основного закона;
  • споры с конституционным значением разрешаются именно этими органами;
  • они контролируют соотношение Конституции и нормативно-правовых документов как самой федерации, так и ее субъектов;
  • регулирование деятельности этих органов осуществляется специальным правовым актом, как правило, с рангом закона;
  • право толкования нормативных и правовых актов;
  • право отменять неконституционные нормы или накладывать ограничения на их применение.

Отличия контроля от надзора

Конституционный контроль и надзор отличаются тем, что последний имеет своей целью обнаружение неконституционных актов и требует от органа, его принявшего, отмены последнего. Надзорная деятельность может иметь место по инициативе органа, наделенного такими полномочиями или по обращениям с сообщениями о соответствующих нарушениях. В нашем государстве функцию госнадзора выполняет прокуратура.

Понятие конституционного контроля же предполагает осуществление в ходе которого производится оценка соответствия различных правовых актов Конституции, которые могут быть признаны неконституционными, что влечет их отмену.

Отличия конституционной юстиции от других видов правосудия

К ним относятся:

  • особая система законодательства, с помощью которой осуществляется регулирование конституционного правосудия;
  • при неосуществлении данного контроля общими судами характерно наличие своих особых судебных органов;
  • в них осуществляется судебное судопроизводство, которое имеет кардинальные отличия от других видов судопроизводства;
  • природа документов судебного конституционного контроля резко отличается своим своеобразием;
  • для органов, осуществляющих рассматриваемый контроль, характерно наличие конституционной юрисдикции.

Осуществление рассматриваемого контроля в нашей стране

В России подобная деятельность проводится с целью проверки правовых актов соответствующими Конституции государства. При этом документы, противоречащие основному закону, должны быть выявлены. Также предусматривается применение мер по их устранению. В самой Конституции установлены следующие формы ее защиты:

  • президент РФ;
  • прямой и косвенный конституционный надзор;
  • рассматриваемый контроль;
  • пересмотр и внесение поправок в данный основной закон в особом порядке;
  • толкование конституционных норм.

Судебным органом конституционного контроля в РФ является Конституционный суд (КС). Он не может осуществлять предварительную форму контроля. Он может проводить его по отношению к уже принятым и действующим нормативно-правовым актам. Причем в нашем государстве используется абстрактная форма контроля.

Помимо федерального КС в России действуют и одноименные или уставные суды субъектов. Те полномочия, которые к ним не относятся, осуществляются арбитражными судами и таковыми общей юрисдикции.

В нашей стране федеральный Конституционный суд был образован в 1990 г., а сформирован в конце 1991 года. Он не поднадзорен никаким инстанциям. При ведении судопроизводства ограничен только требованиями конституции и ФКЗ «О Конституционном суде...». Решения, принимаемые им, носят обязательный характер для любых субъектов.

Принципы его деятельности:

  • гласность;
  • независимость;
  • состязательность;
  • равноправие сторон;
  • коллегиальность.

Судья Конституционного суда должен быть возрастом не менее 40 лет, он не может занимать другие должности в государственных или общественных организациях, заниматься иной деятельностью, которая бы подлежала оплате, за исключением творческой. Он не должен оказывать кому-либо своего покровительства, быть вовлеченным в политику. Помимо этого, ему запрещено высказываться по рассматриваемому вопросу до тех пор, пока не будет принято решение КС.

В данный орган могут обратиться не все граждане. Такой привилегией с запросом о конституционности правовых документов обладают президент, парламент РФ или пятая часть от любой из ее палат, Верховный суд, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти регионов. По собственной инициативе Конституционный суд не может рассматривать дела. В его полномочия входит разрешение вопросов о конституционности правовых документов, изданных президентом, Правительством РФ и обеими палатами парламента и только по запросу выше обозначенных лиц. Если в документах этих лиц не устанавливаются нормы права, то такие дела данный суд не может рассматривать. Также в его полномочия входит разрешение споров по распределению компетенции как по горизонтали, так и по вертикали.

При этом с запросом о толковании Конституции может обращаться еще меньший круг лиц и органов: президент, Правительство, парламент, облдумы и иные законодательные органы регионов. В отличие от других запросов, критериев допустимости обращений по толкованию Конституции не установлено.

Предварительный конституционный контроль в РФ осуществляет Федеральное собрание. В пределах своих компетенций в рассматриваемом явлении задействованы и другие высшие лица и госорганы государства. Прежде всего, это президент, Правительство, а также исполнительные и законодательные органы регионов РФ, общие суды и прокуратура.

В заключение

Является одним из основных демократических институтов государства, с помощью которого осуществляется соблюдение требований Конституции в различных нормативно-правовых документах, принимаемых госорганами власти на различных уровнях. Существует несколько моделей его осуществления, наибольшее распространение среди которых получили европейская и американская. В нашей стране правом судебного вида данного контроля наделен Конституционный суд. В некоторых регионах имеются свои одноименные суды. Также в рассматриваемом контроле в пределах своих полномочий задействованы и иные органы и должностные лица государства.

Понятие и значение конституционного надзора и контроля. Юридическое верховенство (высшая юридическая сила) конституции предполагает ее особую защиту, надзор и контроль за ее соблюдением. Прежде всего возможны непосредственные способы защиты конституции. Например, народ в целом и каждый гражданин в соответствии с конституциями Ганы, Германии, Словакии вправе воспрепятствовать посягательствам на демократический конституционный строй. Существует ответственность должностных лиц за нарушение конституции (рассматриваемые ниже импичмент, предание высших должностных лиц особому суду), возможны репрессивные меры с целью пресечения нарушений конституции (запрещение по суду деятельности политических партий, подрывающих конституционный строй, введение чрезвычайного положения при грубых и массовых нарушениях конституции). Есть неспециализированный конституционный надзор, который осуществляют те или иные рассматриваемые ниже органы наряду с выполнением ими других главных задач (например, уполномоченный парламента - омбудсман по правам человека) и специализированный конституционный надзор (прокуратура в некоторых странах). Конституционный надзор предполагает прежде всего установление конкретного факта несоответствия нарушения конституционных норм, а решения об отмене таких актов при обращении надзорных органов принимают сами органы, которые, как предполагается, допустили нарушения, или их принимают другие, вышестоящие по отношению к ним органы государства . Обращения, постановления органов конституционного надзора обычно относятся к конкретным актам, нормам или фактам и не имеют общего, нормативного характера. Конституционный контроль предполагает непосредственное принятие обязывающих решений, имеющих общий, нормативный характер. Конституционный контроль осуществляют специализированные органы (например, конституционные суды). Впрочем, функции конституционного надзора и конституционного контроля не всегда можно четко разграничить (например, в социалистических странах) .

Конституционный контроль возник на основе присвоения этого права судами (США) или на основе обычая (Норвегия), и в этом случае он осуществляется по частным искам граждан и юридических лиц. С 1920-х гг. институт конституционного контроля предусматривают конституции, созданы особые конституционные суды. Широкое распространение конституционный контроль получил после Второй мировой войны. Органы конституционного контроля не отменяют закон, они не вправе делать это . Они лишь решают вопрос о его конституционности. Если закон, иной акт, его положения, статьи признаны неконституционными, это означает официальное признание их недействующими, их не вправе применять суды и другие органы государства, общественные объединения, граждане.

В ходе конституционного контроля (его органы и процедуры рассматриваются ниже) осуществляется не только защита конституционных норм, но и их развитие в соответствии с изменяющейся обстановкой. Наиболее яркий пример - США, где действующая Конституция 1787 г. была принята в совершенно иных социально-экономических и политических условиях. За два с лишним столетия существования конституционного контроля (с 1803 г.) суды, и прежде всего Верховный суд США, своими толкованиями создали практически новую, «живую» конституцию. Новые нормы конституционного права создаются органами конституционного контроля и в других странах (Индия, Италия, Канада, Франция и т. д.).

Органы конституционного контроля не могут рассматривать политические вопросы, они решают только вопросы права. На деле их решения очень часто имеют политический характер, связаны с политикой.

В практике самих органов конституционного контроля бывают случаи, когда в принятых ими решениях неверно истолковываются положения конституций. Косвенно об этом свидетельствуют особые мнения членов конституционных судов, довольно частое принятие решений при минимальном перевесе голосов (например, пять к четырем в Верховном суде США).

Тем не менее институт конституционного контроля - важнейший демократический институт. Его правильное функционирование обеспечивает соблюдение основного закона, поддерживает конституционную стабильность.

Органы, осуществляющие неспециализированный конституционный надзор. В настоящее время в странах тоталитарного социализма нет специальных органов конституционного контроля. Считается, что их не должно быть, так как наличие таких органов нарушало бы верховенство парламента. В социалистических странах функции конституционного надзора, особенно за конституционностью принимаемых законов, возложены на парламент, а также на его постоянно действующий орган (президиум высшего представительного органа, государственный совет, постоянный комитет и др.). Специальных органов конституционного контроля нет и в Великобритании, где впервые была сформулирована концепция верховенства парламента, и в Нидерландах.

В ряде стран некоторые функции конституционного надзора выполняет президент, который в соответствии с основным законом является гарантом конституции. На практике это выражается, в частности, в том, что если президент считает принятый парламентом закон не соответствующим конституции, он вправе использовать вето (не подписать закон, в результате чего закон не вступает в силу).

Специализированные органы конституционного контроля. В большинстве стран англосаксонской системы права (Австралия, Индия, Канада, США и др.), кроме самой Великобритании, а также в Дании, Норвегии функцию конституционного контроля выполняют суды общей юрисдикции (общие суды), т. е. суды, основная цель которых состоит в рассмотрении гражданских и уголовных дел. В одних странах контроль может осуществляться всеми общими судами (диффузный, т. е. рассредоточенный конституционный контроль), а окончательное решение принимает высшая судебная инстанция (Скандинавские государства, США, Филиппины, Япония); в других - только высшими судами (Гана, Шри-Ланка, Эстония); в некоторых федерациях также высшими судами субъектов федерации - штатов и др. (Индия, Канада, Малайзия), но окончательное решение является прерогативой верховного суда государства.

В ряде стран функции конституционного контроля (надзора) вверены специальному органу - конституционному суду (Германия, Италия и др.), в Австрии это конституционная судебная палата, в Польше - конституционный трибунал. Обычно конституционный суд формируется при участии разных ветвей власти (законодательной - парламента, исполнительной - президента), а также судейского корпуса (высшего совета магистратуры или аналогичных органов судебного руководства), а иногда - только парламентом (Германия). В его состав часто входят не только профессиональные судьи с большим стажем судебной или адвокатской практики, но и профессора права, политики, бывшие государственные служащие. Они обычно назначаются (избираются) на один, но довольно длительный срок (9-12 лет), реже - на два срока (Венгрия) с ротацией (частичным обновлением состава суда), например, в Испании он обновляется на одну треть через каждые три года. Иногда конституционный суд делится на палаты (обычно две) с равными полномочиями (Германия); может действовать только как единая коллегия (Испания). В некоторых странах функции конституционного суда выполняет специализированная палата конституционных гарантий, конституционного правосудия, конституционная контрольная палата, действующая отдельно или в составе верховного суда (Колумбия, Перу, Эстония и др.). В субъектах некоторых федераций (Германия) есть свои конституционные суды, действующие обычно на временной основе.

В Алжире, Казахстане, Марокко, Сенегале, Тунисе, во Франции создаются конституционные советы, иногда они называются конституционными судами или высшими конституционными судами, хотя на деле это скорее квазисудебные органы: они часто состоят не из судей, а из советников, и при рассмотрении дела судебная процедура используется только частично или совсем не используется. Конституционные советы формируются, как правило, без участия судейского корпуса. В некоторых странах они назначаются президентами, во Франции президент назначает одну треть состава совета и по одной трети - председатели обеих палат Парламента. В Эфиопии аналогичный орган называется Советом конституционных расследований (в его составе 11 человек, председателем Совета по должности является председатель Верховного суда, его заместитель - заместителем председателя Совета).

В некоторых мусульманских странах создаются конституционно-религиозные советы. В Иране конституционный контроль осуществляет своеобразный орган - наблюдательный совет (Совет стражей), состоящий из 12 человек: 6 богословов, назначенных руководителем государства (высшим духовным лицом), и 6 юристов, предложенных парламентом. Наблюдательный совет следит прежде всего за соответствием законов Корану, а затем - Конституции 1979 г. Под предлогом противоречия Корану он неоднократно отклонял законы. Однако считается, что последнее слово все же принадлежит парламенту. Для преодоления конфликтов между парламентом и наблюдательным советом создан специальный согласительный орган.

В Пакистане наряду с Верховным судом, который осуществляет конституционный контроль, есть еще два органа: Исламский совет (рассматривает соответствие законов Корану и Сунне в качестве консультативного органа для парламента) и Федеральный шариатский суд (он рассматривает иски некоторых государственных органов и граждан, в том числе о несоответствии шариату актов, касающихся граждан).

Во многих странах теперь соединяются обе модели контроля со стороны общих и специальных судов: если в ходе судебного процесса судья приходит к выводу (обычно по заявлениям сторон) о возможной неконституционности применяемого закона, он обращается за заключением в конституционный суд (Греция, Испания, Италия, Португалия).

Помимо конституционного контроля, на органы специализированного конституционного контроля возлагаются обычно и другие функции: наблюдение за правильностью проведения референдумов, объявление их результатов (Франция), рассмотрение конфликтов по вопросам компетенции между центральными органами и органами автономий (Испания), рассмотрение по существу обвинений, выдвинутых парламентом против президента республики (Италия), объявление неконституционными политических партий (Германия, Республика Корея), толкование конституций и представление заключений высшим органам государства по конституционным вопросам, а в некоторых странах и толкование обычных законов (Албания, Египет, Польша, Узбекистан), утверждение решений парламента о лишении мандатов депутатов (Словакия).

Неспециализированные органы конституционного контроля (конституционные суды, советы), как правило, не могут рассматривать дел а по своей инициативе, они делают это только при обращении в суд субъектов, имеющих на это право по закону. Однако в редких случаях самозапрос суда (т. е. инициирование им дела) возможен, например в Австрии, Албании, Польше, Узбекистане. В судах общей юрисдикции, напротив, любая сторона в процессе может поставить вопрос о неконституционности закона.

Обращаться в органы конституционного контроля могут высшие органы государства и должностные лица, субъекты федерации, автономные образования, группы депутатов и сенаторов, суды, омбудсма- ны (от швед, ombudsman - представитель чьих-либо интересов, здесь - парламентские уполномоченные по правам человека и др.), граждане, если нарушены их конституционные права (обычно только после рассмотрения дела общими или иными судами). В конституционные советы, которые осуществляют только предварительный конституционный контроль (о нем - ниже), граждане не могут обращаться с конституционными жалобами. Это недостаток данного способа . Если исчерпаны все способы защиты конституционных прав в своей стране, граждане могут обращаться в международные органы и международные суды. Подробнее об условиях такого обращения говорится в главе, посвященной правовому статусу личности.

Виды конституционного контроля. Различают конституционный контроль диффузный (рассредоточенный), когда решение о неконституционности, хотя и не окончательное, могут принимать многие органы (например, разные суды в США), и централизованный (единственный орган). Конституционный контроль называется предварительным ", когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до их вступления в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы (Франция и др.), к которым обращается президент или определенная законом группа депутатов (обычно из оппозиции) с просьбой о проверке конституционности принятого закона до подписания его президентом. Предварительный конституционный контроль имеет место также в Португалии (для некоторых актов), Румынии, Австрии, Казахстане, Иране (орган конституционного контроля обязан высказывать свое мнение о законе до вступления его в силу).

При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт подписан главой государства и вступил в силу (Германия, Индия, США, Филиппины и др.). В этом недостаток данного способа, поскольку до обращения в суд и принятия им решения могут длительное время действовать законы, иные правовые акты, не соответствующие конституции. Поэтому теперь в некоторых странах (Алжир, Армения, Италия, Перу, Португалия и др.) возможен и предварительный, и последующий конституционный контроль. Законы, иные правовые акты, положения, статьи, признанные неконституционными, либо сразу прекращают действовать (в США они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами и другими органами государства), либо запрещаются к публикации, если осуществляется предварительный конституционный контроль (и, следовательно, не вступают в силу). Во многих странах возможны и те и другие последствия. Как правило, решение специализированного органа конституционного контроля окончательно и обжалованию не подлежит. В некоторых странах, однако, решения органов конституционного контроля не являются окончательными: если в Намибии, Эквадоре, Эфиопии конституционный суд (в Эфиопии - Суд конституционных расследований) признает закон неконституционным, такое решение подлежит утверждению парламентом. В Казахстане с решением конституционного совета может не согласиться президент, и тогда дело рассматривается повторно, в Монголии с требованием повторно рассмотреть дело к Суду конституционного надзора может обратиться парламент (если Суд признал закон неконституционным).

Различают конкретный и абстрактный конституционный контроль. В первом случае решение выносится в связи с конкретным делом, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов). Существуют обязательный и факультативный контроль (обязательному контролю подлежат определенные виды законов, например все органические законы во Франции до их подписания президентом), решающий и консультативный (в последнем случае решение суда не обязательно для соответствующего органа). С точки зрения применения решения органа конституционного контроля различают решения, имеющие обратную силу (так называемое решение ex tunc), и решения, действующие только после их принятия (решения ех пипс). Первый вариант вызывает большие практические неудобства (часто невозможно некоторые отношения вернуть в прежний формат), поэтому в большинстве стран применяется только вторая форма. Она тоже имеет свои минусы: отношения, возникшие до принятия решения органом конституционного контроля и признанные им неконституционными, продолжают действовать. В некоторых странах Латинской Америки наряду с конституционным контролем общего характера существует конституционный контроль за соблюдением конституционных личных (только личных) прав человека - ампаро (исп. processo атраго - защита). За такой защитой в суд может обращаться не только сам потерпевший, но ради него любое лицо (в том числе малолетний), может обжаловаться любой акт (в том числе индивидуальный акт исполнительной власти), положительное решение суда по иску не влечет признания закона (иного нормативного акта) неконституционным. В отдельных странах Латинской Америки, Восточной Европы для защиты положений конституции может применяться процесс actio populatis (народное действие). Это иск некоторой группы лиц или общественного объединения, которые утверждают, что определенный правовой акт нарушает общественные интересы и конституцию.

Порядок рассмотрения споров по поводу неконституционности нормативных актов. Порядок оспаривания конституционности правовых актов в разных странах различен. Там, где в качестве органов конституционного контроля выступают общие суды, оспаривать конституционность закона или другого акта может любой гражданин или юридическое лицо , но лишь в связи с рассмотрением в суде конкретного (гражданского, уголовного и т. д.) дела, для решения которого применяется оспариваемый закон. В ходе разбирательства дела любая сторона может заявить, что этот закон, по ее мнению, противоречит конституции, в связи с чем суд должен вынести свое решение по данному вопросу (Австралия, Индия, США и др.). В Японии гражданам с иском о неконституционности закона разрешено обращаться непосредственно в общий суд. В Шри-Ланке это допускается только в отношении законопроектов, обсуждаемых в парламенте, до их принятия.

В тех странах, где учреждены специальные органы конституционного контроля (конституционные суды, советы), обращаться в такой орган с иском (заявлением, ходатайством) может строго ограниченный круг должностных лиц и государственных органов. Это президент республики (Ирландия), правительство (Германия, Италия), определенная часть депутатов парламента (Германия, Испания), председатели палат парламента (Испания, Франция), некоторые органы государства на местах (правительства земель в Германии, областные советы в Италии, Верховный суд и Административный суд в Австрии). Обращаться с иском о неконституционности правовых актов в специализированные органы конституционного контроля могут и граждане, но только в случае нарушения их конституционных прав. Такой возможности лишены граждане Франции. Однако с 2008 г. они имеют право на опосредованное обращение .

Обсуждение вопроса о неконституционности какого-либо акта в органах конституционного контроля протекает по-разному. В общих судах эти вопросы изучает и решает судья (коллегия судей), рассмотрение дела происходит по правилам гражданского процесса, на решение суда можно подать жалобу в апелляционный суд, затем в верховный суд, где назначается докладчик - один из членов суда. Составленные им материалы обсуждаются всем составом суда, и происходит голосование. В конституционных судах процесс рассмотрения вопроса о неконституционности акта тоже происходит в основном по правилам гражданского процесса (по существу, речь идет об особом конституционном процессе) с участием сторон, их представителей, с вызовом свидетелей, с заключениями экспертов. Докладчик тоже может быть назначен, но представленный им материал имеет вводный характер.

В конституционном совете процесс протекает по системе досье (в основном без участия сторон, на базе исследования письменных материалов). Главную роль играет докладчик по делу - член совета, которому председатель совета поручает подготовить проект решения, заключения. Стороны, эксперты, как правило, на заседание совета не вызываются, хотя бывают и исключения.

Во всех случаях, если конституционный контроль осуществляется коллегиальным органом, решения принимаются простым (США) либо фиксированным большинством голосов (в Египте - 7 из 11 членов суда, в Перу при рассмотрении публичных законов при совпадении 5 голосов из 7 членов суда). Резолютивная часть решения оглашается сразу после его принятия, мотивировочная может быть опубликована через определенный срок, иногда довольно длительный. Решение органа конституционного контроля обжалованию не подлежит (кроме случаев предусмотренного международными договорами обращения в международные судебные органы в связи с нарушением прав человека), его должны знать и руководствоваться им все органы государства. Однако в некоторых странах решение органа конституционного контроля может быть обжаловано (в Эфиопии решение Суда конституционных расследований - в верхнюю палату парламента - Сенат), либо оно должно быть утверждено парламентом. Парламенты Португалии, Намибии и Эквадора имеют право отменить решение двумя третями голосов, если закон признан неконституционным. В Казахстане,

Монголии решение подлежит повторному рассмотрению органом конституционного контроля и считается принятым только квалифицированным большинством голосов по требованию президента. В Индии и некоторых других странах решения верховного суда о не- конституционности преодолеваются путем принятия парламентом поправок к конституции. В особых случаях органы конституционного контроля могут проверять не только конституционность, но и соответствие законов субъектов федерации федеральным законам.

Некоторые «основные законы» (например, о семье, пенсиях, налогах в Венгрии) принимаются большинством парламента в две трети голосов и не подлежат конституционному контролю.

  • В некоторых странах есть свои особенности. Например, в Дании предварительный конституционный надзор осуществляет председатель однопалатного парламента(он может не допустить обсуждения проекта закона, если считает, что проект противоречит Конституции (последний раз это было в 1986 г.)), в Швеции надзор осуществляетзаконодательный совет, состоящий из судей высших инстанций, но его заключениеимеет предварительный характер и не мешает дальнейшему движению законопроекта впарламенте.
  • Подробнее см. § 2 гл. 17.
  • Во многих странах различаются частные и публичные законы.

Конституционный и уставной

Как называется насильственное присоединение одним государством всей или части территории другого государства?

Аннексия

Какой брак порождает юридические последствия согласно Семейному кодексу РФ?

зарегистрированный в органах загса брак порождает правовые последствия

Во время прогулки мать отшлёпала своего шаловливого ребенка. Жительница соседнего дома Бабкина сделала ей замечание, указав на то, что та злоупотребляет своими родительскими правами, неправильно воспитывает ребенка. Если такое ещё раз случиться, то она потребует, чтобы органы опеки и попечительства лишили родительских прав нерадивую мать. Имеет ли право гр. Бабкина вмешиваться в отношения между матерью и ребенком? В каком случае мать ребенка можно лишить родительских прав?

Нет, не имеет, т.к. это относится к функции органов опеки и попечительства. Лишить родительских прав мать ребенка можно в случаях, предусмотренных статьей 69 Семейного Кодекса РФ (уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.)

Вставьте пропущенное слово:
Народ осуществляет власть непосредственно, а также через...

Органы государственной.власти и органы местного самоуправления.

Вставьте пропущенные слова:
«Расторжение брака производится в органах... , а в некоторых случаях - в...порядке»

ЗАГС; судебном

Какой вид ответственности наступит в случае совершения мелкого хулиганства?



Административная ответственность

Какое понятие является лишним в данном перечне и почему: деспотия; полис; абсолютизм; самодержавие.

Полис, т.к. не является элементом формы правления

Гражданка Кашкина (в возрасте 69 лет) в течение года 12 раз вступала в брак и затем расторгала брак с иностранными гражданами, приехавшими из республик Средней Азии. Прокурор потребовал признать все эти браки и последний 13, ещё не расторгнутый брак с 20-летним гражданином одной из республик Средней Азии, недействительными, т. к. разница в возрасте между супругами не позволяет создать нормальную семью. Кашкина в ответ заявила, что это – её личное дело с кем заключать брак, прокурор не управомочен вмешиваться в личную жизнь граждан, все браки были заключены в органах ЗАГС в строгом соответствии с законом, и нет никаких законных оснований признания их недействительными. Насколько соответствуют закону требования прокурора и возражения Кашкиной?

Требования прокурора частично соответствуют закону. Согласно ст. 27 СК РФ, брак признается недействительным в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
Согласно ст. 28 СК РФ, прокурор относится к лицам, которые имеют право требовать признания брака недействительным. Согласно ст. 29 СК РФ, брак не может быть признан недействительным после его расторжения, за исключением случаев наличия между супругами запрещенной законом степени родства либо состояния одного из супругов в момент регистрации брака в другом нерасторгнутом браке. Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд только с требованием о признании недействительным последнего, 13, действующего брак гражданки Кашкиной.



Что в данном перечне является лишним и почему:

Политическая партия,

Религиозная организация,

Религиозное объединение,

Фонд

Фонд, т.к. участие нем не основано на членстве.

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону, что является содержанием следующего принципа осуществления правосудия: ...

Независимости суда

Сколько лет составляет общий срок исковой давности по гражданско-правовым требованиям?

3 года

Каков общий срок исковой давности?

3 года

Начало формы

Укажите, какие признаки относятся к коллективному договору, а какие – к соглашению:

Заключается в организации

Заключается в отрасли

Конституционный судебный контроль - это деятельность специально на то уполномоченных государственных органов, осуществляющих судебную власть, направленную на обеспечение верховенства конституции, предупреждение издания неконституционных нормативных актов, установления неконституционных законов, иных нормативных актов или действий, а в случае необходимости - толкование конституции и законов.

Конституционный судебный контроль является важным атрибутом современного демократического конституционного устройства. Без него немыслимо поддержание конституционной законности, а значит, и законности в целом. Без эффективного конституционного контроля основной закон страны обречен оставаться не более чем общей декларацией принципов и намерений.

В юридической литературе имеются неодинаковые подходы к классификации сложившихся моделей конституционного судебного контроля в различных странах. Большинство исследователей выделяют такие модели конституционного судебного контроля, как американская и европейская, дополнительно выделяют латиноамериканскую модель .

Американская модель конституционного судебного контроля (США, Мексика, Канада, Бразилия). Конституционный контроль осуществляют суды обшей юрисдикции всех уровней. В США в первую очередь органом конституционного контроля выступает Верховный суд, который более двух веков обеспечивает неприкосновенность Конституции США и ее конструктивное развитие.

Европейская модель конституционного судебного контроля (Австрия, Италия, Бельгия, Германия, Турция). Конституционный контроль осуществляется специально созданным судебным органом, организационно выделенным из судебной системы, не рассматривающим ни уголовные, ни гражданские дела, а разрешающим споры о конституционности актов.

Латиноамериканская система конституционного судебного контроля. Конституционный контроль осуществляется как специализированными органами конституционной юстиции, так и в иных судебных органах путем защиты нарушенных прав любого лица от нормативных правовых актов любого органа публичной власти, который тем самым нарушает конституцию государства.

В механизме правовой защиты конституции классификация видов конституционного контроля может быть проведена по следующим основаниям:

  • 1) по времени проведения :
    • - предварительный контроль (характерно осуществление контроля до вступления нормативного акта в силу; предполагает проверку конституционности законов на стадии рассмотрения их в парламенте или перед подписанием и промульгацией президентом; законопроект, признанный неконституционным, не подлежит принятию и опубликованию);
    • - последующий контроль (распространяется на принятые и вступившие в силу нормативные акты);
  • 2) по форме (способу) проведения :
    • - абстрактный контроль (применяется при рассмотрении конституционности нормативного правового акта вне связи с его конкретным применением. Допускается в Италии, Турции, Мексике, Австрии, Германии);
    • - конкретный контроль (осуществляется в большинстве стран, возникает в связи с применением рассматриваемого нормативного акта к конкретным обстоятельствам);
  • 3) по содержанию :
    • - формальный (проверка осуществляется только в отношении правильности процедуры принятия и издания соответствующего правового акта, т. е. отсутствует проверка содержания закона);
    • - материальный (заключается в соотнесении рассматриваемого акта с конституцией);
  • 4) по обязательности :
    • - обязательный (нормативный правовой акт подлежит проверке с точки зрения его конституционности и независимо от чьей-либо воли);
    • - факультативный (рассмотрение вопроса в органе конституционного контроля связано с волей заинтересованного государственного органа, должностного или частного лица, т. е. с инициативой субъекта, обладающего правом обращаться в орган конституционного контроля;
  • 5) по правовым последствиям :
    • - постановляющий (в случае обнаружения при проверке конституционности нормативного акта, противоречащего конституции, орган конституционной юстиции признает акт недействительным, утрачивающим юридическую силу);
    • - консультативный (запрашивается мнение органа конституционного контроля в процессе подготовки законопроекта);
  • 6) в зависимости от органов, проверяющих конституционность нормативных актов :
    • - централизованный (конституционный контроль осуществляется специальным либо только высшим судом);
    • - децентрализованный (конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции).
  • См. подробнее: Несмеянова С. Э. Конституционный судебный процесс в России: учеб, пособие. М., 2013. С. 9-24; Конституционный контроль в зарубежных странах: учеб, пособие / отв. ред. В. В. Маклаков. М., 2007. С. 48; и др.

Институт конституционного надзора – это установленный в большинстве стран мира порядок, когда проводится правовая экспертиза (оценка) соответствия текущего законодательства нормам конституции. Кроме термина «конституционный надзор» применяется термин «конституционный контроль». Иногда применяются и другие термины, которые зачастую непереводимы на русский язык: например, американский термин «Judicial review» – судебный надзор (просмотр, обозрение). Этот термин дословно не переводится и применяется только в смысле конституционного надзора.

Интересна и поучительна история возникновения идеи и практики института конституционного надзора. Первоначально мысль о том, что суды должны (помимо своих обычных функций – отправления правосудия по уголовным и гражданским делам) выполнять еще и особые функции – толкование законов и признание тех законов, которые не соответствуют конституции недействительными – появилось в эпоху американской революции, в эпоху возникновения независимого государства – Соединенные Штаты Америки. После принятия конституции США 1787 года появился такой коллективный труд, как публицистические эссе, опубликованные отдельными выпусками в виде газет под названием «Федералист». Автором этих политических эссе были Александр Гамильтон, Джеймс Мэдиссон и Джон Джей. А.Гамильтон и Дж.Мэдиссон являлись соавторами конституции, «отцами конституции», Джон Джей, хотя и не был делегатом Конституционного конвента, который разработал американскую конституцию, но в свое время избирался президентом Континентального конгресса (органа, предшествовавшего конгрессу США) и был очень известным юристом с блестящей репутацией. Эти государственные деятели первоначально решили сохранить свою анонимность и подписывались одним псевдонимом – Публий. За полгода они написали 85 статей, посвященных принятой конституции, с целью разъяснения ее идей и популяризации. Помимо прочего, в ряде этих эссе довольно настойчиво проводилась идея судебного конституционного надзора. То есть право суда не только оценивать житейские казусы, но и оценивать качество законов, сравнивая их с эталоном – конституцией. Естественно, такие идеи были услышаны и разделялись многими. И хотя конституционный надзор не был закреплен в конституции, идея упала на подготовленную почву, и для ее реализации был необходим какой–то толчок, чтобы она была реализована. Таким толчком послужил очень важный правовой конфликт, происшедший в 1803 году в США. Если быть абсолютно точным, то началось это событие в 1800 году и лишь закончилось в 1803. Но эта цифра, 1803 год, напоминает нам о знаменитом судебном деле «Мэрбэри против Мэдиссона», которое положило начало такому явлению государственно–правовой жизни, как конституционный надзор.

Очень важно отметить, что в некоторых странах (Франции и Ирландии) конституционные надзоры являются предварительными. То есть соответствующие органы, суды или конституционные советы, дают свои заключения о соответствии конституции до вступления их в силу, а иногда даже – до процедуры голосования в парламенте. Если такие органы признают, что законопроект не соответствует конституции, то он либо не ставится на голосование, либо не подписывается – его юридическое существование прекращается.

Гораздо чаще осуществляется, так называемый, последующий конституционный надзор. Он применяется в странах, где этим занимаются суды общей компетенции – США, Швейцария. Органы конституционного надзора рассматривают спор о конституционности законов после вступления этих законов в силу. Законы, признанные неконституционными, не применяются.

Конституционный контроль или надзор - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны независимыми от законодательной и исполнительной власти судебными или специальными контрольными органами по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа.

Институт конституционного контроля впервые возник в США, где еще в 1803 г. федеральный Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стране. Объявление закона таковым означало и означает в наши дни, что он не должен применяться в первую очередь судами. Эта модель К.к. впоследствии получила название американской. Впервые специальный орган конституционного контроля - конституционный суд - был создан в Австрии по Конституции 1920 г., что ознаменовало появление так называемой европейской модели К.к. В СССР конституционный контроль существовал формально в 1924-1936 гг. и был восстановлен в 1989 г. с образованием Комитета конституционного надзора СССР. В РФ К.к. был учрежден в 1991 г. (см. Конституционный Суд РФ). К настоящему времени самостоятельные органы К.к. созданы также на уровне республик в составе РФ. В некоторых других субъектах РФ предусмотрен аналог конституционного контроля - так называемый уставный контроль. В большинстве бывших союзных республик в 1991-1995 гг. также были созданы органы конституционного контроля. К концу 90-х гг. конституционный контроль был признан в абсолютном большинстве стран мира как неотъемлемый элемент демократической государственности. В современной мировой практике К.к. может осуществляться:

а) всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Дания, Мексика, Норвегия, Япония);

б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (Австралия, Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария, Эстония);

в) специальными конституционными судами, для которых К.к. - главная функция (РФ, Украина, Австрия, Германия, Италия, Турция, Кипр);

г) особым органом несудебного характера (Конституционный совет во Франции и Казахстане).

В ряде стран утверждается «смешанная модель», для которой характерно осуществление конституционного контроля как судами общей юрисдикции, так и специализированными органами конституционного правосудия (Греция, Португалия, ЮАР). Объектами конституционного контроля могут быть обычные законы, органические законы, конституционные законы, международные договоры, регламенты палат парламента, подзаконные нормативные акты, а также правоприменительная практика. В федеративных государствах объектом К.к. являются также вопросы разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами. По содержанию конституционный контроль может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов), материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе любого из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо судебным делом). В США и других странах, следующих классической американской модели, применяется только конкретный контроль, осуществляемый всеми судами общей юрисдикции в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел. Во Франции и ряде франкоязычных стран Африки применяется только абстрактный контроль. Для европейской модели (в том числе для РФ) характерно сочетание в той или иной пропорции абстрактного и конкретного контроля. По моменту осуществления К.к. может быть последующим, когда проверке подвергаются законы, принятые и вступившие в силу (США, Италия. Германия, РФ), или предварительным - когда проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента (Швеция, Финляндия). Во Франции, Мавритании, Габоне и некоторых других странах К.к. подвергаются принятые парламентом законы до их промульгации. В зависимости от того, предоставляется ли нормативный акт в орган конституционного правосудия по предписанию закона или по воле субъекта, обладающего правом инициативы, различают обязательный и факультативный К.к. В подавляющем большинстве государств применяется только факультативный контроль. Лишь во Франции и франкоязычных странах Африки существует обязательный контроль в отношении органических законов и парламентских регламентов, а в Румынии - в отношении конституционных законопроектов. Обычно орган, осуществляющий К.к., может признать противоречащими конституции либо весь закон (иной нормативный акт), либо его отдельные положения (статьи). Правовые последствия признания нормативного акта или его части неконституционными различаются в зависимости от модели К.к. В соответствии с европейской моделью (которой придерживается и РФ) нормы, признанные антиконституционными, официально утрачивают юридическую силу, признаются отмененными. В странах американской модели (США, Канада. Япония. Норвегия) решения верховных судов не являются общеобязательными и не могут непосредственно отменять неконституционный акт, однако последний не будет применяться государственными органами, и прежде всего судами (в силу судебного прецедента либо правовой традиции). В ряде государств решения органов К.к. о признании акта неконституционным могут быть отменены или не утверждены парламентом (Эфиопия, Румыния, Намибия) либо главой государства (Монголия, Казахстан). Функции К.к. являются главными, но единственными полномочиями органов конституционного правосудия. Последние также могут контролировать проведение выборов, референдумов, а иногда и утверждать их результаты (Венгрия, Казахстан, Индия. Италия, Франция и др.), рассматривать вопросы, связанные с преследованием высших должностных лиц за нарушение конституции, давая заключение (Болгария, Монголия, РФ и др.) или непосредственно решая вопрос об отстранении от должности (Австрия. Италия, Чехия. Хорватия и др.), контролировать деятельность политических партий (Болгария, Азербайджан, Турция и др.) и т.д.