Остановка вне стационарного поста дпс.  Основания для проверки документов сотрудником ДПС

Автоинспекторы, пожелавшие проверить документы у водителя, совсем скоро смогут сделать это на любом участке шоссе. Приказ, запрещавший останавливать автотранспорт (в случае отсутствия нарушений с его стороны) вне стационарных постов ГАИ, принятый пять лет назад, первый замминистра внутренних дел Александр Горовой признал ошибочным. "Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, которым запрещалось останавливать любые транспортные средства вне стационарных постов", - сказал он на совещании у главы государства. Ошибочность того приказа Горовой объяснил транспортной логистикой и географией нашей страны.

Однако, как стало известно "Российской газете", данный приказ все-таки еще действует, а отменить его только планируется. Впрочем, полицейские не сомневаются, что это произойдет уже в самое ближайшее время.

Этот документ проходит последние согласования. Новый регламент отменит норму, которая предполагает остановку автомобиля для проверки документов лишь на стационарных постах.

Эффективность такого решения будет зависеть от контроля за его исполнением

В последней редакции Административного регламента по работе сотрудников ДПС (утвержденного в 2009 году и обновленного в декабре 2014 года) указано, что автоинспекторы могут останавливать транспортные средства только в случае, если водитель нарушил правила или для оказания помощи. Для проверки документов автолюбителей разрешено останавливать только на стационарных постах ДПС.

В марте 2017 года на портале Госавтоинспекции появилось сообщение о разработке новой редакции Административного регламента. В публикации было указано, что в целях реализации общественного порядка и в условиях сокращения штата предложено отменить запрет на остановку транспортных средств для проверки документов вне стационарных постов. Замглавы МВД Горовой, говоря о необходимости отмены такой меры, также подчеркивал, что она позволит сотрудникам ГИБДД останавливать автобусы и проверять соблюдение водителями режима отдыха и сна. Дело в том, что в последнее время участились аварии с автобусами, произошедшие из-за того, что водитель уснул.

Общее число пассажиров, погибших по вине водителей автобусов, по данным МВД, уже выросло на 21 процент. Из 115 погибших по вине водителей автобусов за последнее время пассажиров 39 погибли из-за того, что люди за рулем уснули. Отмена нормы о том, что не нарушающий ПДД транспорт можно тормозить только на стационарных постах, позволит автоинспекторам останавливать на трассах междугородные автобусы и проверять водителей.

Окажется ли полезным возвращение полицейским подобных полномочий, "РГ" спросила экспертов.

Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев полагает, что отмена приказа, запрещающего останавливать транспортные средства вне стационарных постов, ни на что не повлияет. "Никто и ранее по сути не запрещал этого делать. Да, говорили, что нельзя останавливать автомобиль без причин для проверки документов, но инспектор останавливал автомобили, ссылаясь на проведение спецмероприятий. То есть автомобилистов как останавливали вне стационарных постов, так и будут останавливать", - уверен эксперт.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, председатель движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков в свою очередь не исключает, что возможность останавливать транспортные средства вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны автоинспекторов. "До сегодняшнего дня остановить водителя могли только в случае, если он нарушил правила дорожного движения. Не исключаю, что впредь сотрудник будет останавливать и смотреть, к чему можно прицепиться. Здесь риски пятьдесят на пятьдесят. С одной стороны, это может способствовать большей выявляемости административных и уголовных преступлений и их профилактике, а с другой стороны, возможны злоупотребления", - пояснил депутат, подчеркнув, что эффективность такого решения "будет зависеть от контроля его исполнения соответствующими службами".

Кстати, накануне недавно назначенный новый глава ГИБДД России Михаил Черников заявил, что он против остановки водителя лишь ради остановки. "Это же экономика. Двигаясь из точки "А" в точку "Б", мы планируем, что я должен добраться за условно 30 минут. Останавливает сотрудник. И после этого водитель ведь с еще большей скоростью поедет. Ему надо нагнать то время, которое он потерял. Это логично", - считает генерал-майор.

В данной серии статей мы дадим советы автовладельцам как правильно действовать и общаться во время встреч с инспектором ГИБДД. Ситуации будем разбирать по ходу событий на дороге и начнем с остановки автомобиля поднятым жезлом блюстителя закона. По тексту будут даваться ссылки на правовые и нормативные документы Российской Федерации, для того чтобы текст имел законную основу и еще больше юридически подковал водителей.

Сигнал для остановки

Итак, самая распространенная ситуация. Вы спокойно едете на своем авто, и вдруг взмахом руки сотрудник органов автоинспекции просит вас притормозить и остановиться. В таком случае необходимо, убедившись, что вы не помешаете остальным участником дорожного движения, включить правый сигнал поворота и приступить к парковке на обочине или у края дорожной полосы. Будьте внимательны во время маневра, за вами пристально наблюдает оборудованный свистком и жезлом человек, который может выписать дополнительный штраф за неправильную парковку.

  • п. 22*. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.
  • п. 64*. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.
  • При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
  • п. 65*. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Место для остановки

После остановки вы можете, но не обязаны, выйти из машины и подойти к инспектору, а можете и подъехать задним ходом, если это не противоречит ПДД. Вас отделяет примерно 10 - 20 метров и сотрудник ГИБДД должен подойти к вашему авто сам.

  • п. 67*. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю…

Говоря про место для остановки, то вы можете продолжить путь до безопасного места, чтобы выполнить остановку по требованию инспектора. Это расстояние может быть различным. Если этого не сделать, то нерадивый гаишник обязательно выпишет штраф за неправильную парковку, а его претензии «почему вы отъехали так далеко» или «вы не остановились по моему требованию» объясняйте очень просто «там нельзя было останавливаться, согласно ПДД».

  • п. 66*. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления…

Не забывайте об аварийных стоп-сигналах. Включайте их, когда сомневаетесь в правильности своих маневров, это дополнительно обезопасит вас от действий сотрудника ГИБДД.

Причина остановки

Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД может быть несколько. Но они должны четко формулироваться инспектором для разъяснения водителю причины.

  • п. 63*. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Под данные пункты может попадать абсолютно все. Но вы должны услышать четко сформулированную причину. Если такого не последовало, можете распрощаться с инспектором пожелав удачи и спросив разрешения на продолжение пути.

  • Порядок задержания транспортных средств определен в статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме этого, задержание транспортных средств может производится в порядке, определенном статьей 11 Закона Российской Федерации «О милиции». В соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД России от 02.03.2009 г. № 185) сроки исполнения сотрудниками ГИБДД административных процедур (действий), в том числе и задержание транспортных средств, должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки. Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в досудебном (руководителям соответствующих строевых подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие органы управления Госавтоинспекции) и судебном порядке

К вам подошел инспектор

Когда начинается диалог между органом власти и гражданином, второй находится, заранее, в проигрышной ситуации. Для этого обзаведитесь некоторыми предметами, которые помогут вам. В первую очередь, включите камеру на сотовом телефоне, видеорегистратор на автомобиле, диктофон. Любое средство записи.


Не поддавайтесь панике, ни к чему хорошему это не приведет. Соберитесь с духом и готовьтесь к общению с инспектором. Будьте вежливы и обращайтесь к нему по званию «товарищ лейтенант», к молодым сотрудником можно применить «начальник», но крайне осторожно. Улыбайтесь и будьте спокойны.

Приготовьте ручку, блокнот, куда необходимо будет записывать любые данные, ФИО инспектора, номер на знаке инспектора, его звание и отделение ГИБДД, к которому он приписан. Сотрудник ГИБДД обязан представиться, сообщить все свои данные. На груди инспектора должен наблюдаться специальный жетон, и любые его отмазки - "Отломалась булавка, на которой он крепится" - не должны вас смущать. Требуйте его предоставить. Такая скрупулезность необходима для того, чтобы инспектор понял, что вы юридически грамотны и записали его данные. Теперь он будет гораздо более сдержан и вежлив. Далее, попросите гаишника предоставить вам его удостоверение. Он не обязан давать его водителю в руки, но развернуть должен.

Довольна распространенная ситуация на дороге: законопослушный гражданин передвигается на своем транспортном средстве, не нарушая правил дорожного движения. Вдруг его останавливают сотрудники ГИБДД, вне стационарного поста, и требуют предъявить документы. Насколько это правомерно и соответствует законодательству? Попробуем разобраться.

Мы уже рассматривали на нашем портале сайт , в котором перечисляются все причины, по которым инспектор ГАИ может останавливать проезжающие мимо машины. Приведем небольшой перечень, в каких случаях остановка и требование предъявить документы будут правомерны:

  • обнаружение признаков нарушения требований о безопасности дорожного движения - то есть водитель нарушил один из пунктов ПДД;
  • у инспектора имеется ориентировка или приказ проверять ТС и их водителей на причастность к совершению незаконных действий - проводится спецоперация «Перехват» и тормозят всех, кто подпадает под ориентировку;
  • произошло ДТП и инспектор останавливает транспортные средства для опроса водителей об обстоятельствах, либо необходимость задействовать понятых;
  • инспектору требуется помощь водителя: перевезти пострадавших в аварии, воспользоваться автомобилем для поимки преступника;
  • проведение разнообразных мероприятий на основе распорядительных актов выше стоящих инстанций.

В 63-ем пункте приказа ясно и четко сказано, что останавливать водителя для проверки документов можно лишь в пределах стационарных пунктов ДПС. Как видим, просто так, без причины, сотрудники ГИБДД не имеют право вас проверять.

Тем не менее, случаи остановки уже стали обыденными. Работники Госавтоинспекции ссылаются на следующие законы и нормы. Прежде всего, на пункт 2.1.1 ПДД, в котором сказано, что по требованию сотрудника ГИБДД водитель обязан предъявить удостоверение и документы на транспортное средство, а также полис ОСАГО.

Во-вторых, есть статья 13 п. 20 ФЗ «О полиции», в которой сказано, что инспектора, а также представители различных служб МВД имеют право останавливать автомобили в следующих случаях:

  • для проверки документов на право пользования и управления ТС;
  • для обеспечения безопасности на проезжей части;
  • при возникновении подозрений о возможных нарушениях.

Далее в этой статье идет целый список пунктов. Но ясно одно, что, остановив вас, гаишник может аргументировать это тем, что у него возникли некие подозрения. Например за рулем дорогого джипа сидит молодой парень, а в салоне громко играет музыка и веселится целая компания. Либо у стража порядка возникли вопросы по поводу перевозимого вами в прицепе груза. Одним словом, причин для подозрения можно придумать миллионы.

Действительно, мы видим двойные стандарты. С одной стороны, причины для остановки строго регламентированы в приказе МВД. С другой же стороны, сама формулировка о «подозрении» является довольно размытой. Подозревать, как говорится, можно любого из нас, причем в чем угодно.

К счастью, ясность вносит статья 27 все того же ФЗ «О полиции». Что в ней говорится? Дословно следующее:

  • сотрудник ГИБДД обязан придерживаться должностного (административного) регламента ГИБДД .

Ну а требования данного регламента перечислены в 185 законе МВД, п. 63. То есть все те пункты, которые мы перечислили выше. Таким образом, если вас останавливают без причины, следует ссылаться на все эти статьи и подпункты.

С другой стороны, имеется небольшое новшество. В 2016 году в приказ №185 были внесены небольшие дополнения. В частности, сотрудники ГИБДД получили право проверять документы вне стационарных пунктов ДПС и без особых причин, но при условии, что контроль осуществляется на служебном авто с включенными мигалками . Скрытый же патруль запрещается - вы можете спокойно проехать мимо, если видите, что кто-то выскакивает из кустов и машет вам полосатой палкой.

Понятно, что простому водителю, спешащему по своим делам, некогда вникать во все эти юридические дебри. Тем не менее, следует придерживаться простых правил, если вас остановили без причины:

  • включить камеру, диктофон или видеорегистртор для фиксации разговора;
  • инспектор обязан показать, не выпуская из рук, свое удостоверение, назвать имя и звание, указать причину остановки;
  • если указания причин не было, вы можете сказать ему о неправомерности действий;
  • в случае составления протокола за, якобы, отказ выполнить законные требования инспектора, пишите в нем, что вас остановили без объяснения причин/без видимых на то причин.

Помимо всего прочего, по вашему запросу инспектор обязан сообщить вам все свои данные для составления на него жалобы в прокуратуру и Управление ГИБДД. Именно так советуют поступать юристы. Опять же, все это отнимает массу нервов и времени, поэтому, если вы не чувствуете за собой никакой вины, просто покажите документы, зафиксировав процесс общения с гаишником на камеру, и мирно отправляйтесь дальше по своим делам.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о новом . Данный документ регламентирует деятельность сотрудников ГИБДД начиная с 20 октября 2017 года.

Напомню, что ранее в РФ действовал другой регламент - , однако он утрачивает силу.

Ну а для начала немного общей информации по новому регламенту. Документ имеет колоссальный объем (137 листов формата А4). Как правило, в своих статьях на "ПДД Мастер" я рекомендую водителям самостоятельно читать полные тексты рассматриваемых нормативных документов. Однако в данном случае советовать этого не буду, т.к. по факту изменений не так уж и много.

На сравнение двух регламентов требуется несколько дней. Однако, как оказалось, большая часть информации в указанных нормативных документах совпадает. Просто пункты приведены в другой последовательности и разделы сгруппированы по другим признакам. Ну а действительно важные нововведения, которых всего несколько, будут рассмотрены ниже.

Работа ГИБДД в поле зрения видеокамер

39. Осуществление сотрудником административных процедур при надзоре за дорожным движением при наличии возможности должно производиться в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов.

Новый регламент прямо говорит о том, что сотрудник ГИБДД должен работать в поле зрения систем видеонаблюдения. Это необходимо для того, чтобы при возникновении конфликтных или неоднозначных ситуаций можно было понять, кто является их виновником.

При этом возможно использование видеокамер установленных:

  • в автомобиле ДПС;
  • на посту;
  • на сотруднике (носимый регистратор).

Обратите внимание, в пункте 39 присутствует фраза "при наличии возможности". Так что, к сожалению, использование видеозаписей не является обязанностью полицейских.

Использование устройств видеозаписи при отсутствии понятых

40. Для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником цифровой аппаратуры (носимых видеорегистраторов, видеокамер, фотоаппаратов с функцией видеозаписи, прочих устройств, позволяющих осуществлять видеозапись ). Полученные при совершении административных действий видеозаписи, приобщаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Использование технических средств, не принадлежащих ГИБДД

46. Специальные технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

Использование сотрудниками при контроле за дорожным движением указанных специальных технических средств, не состоящих на балансе органов внутренних дел, не допускается .

При контроле за дорожным движением допускается использование иных технических средств фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Обратите внимание, до 20 октября 2017 года сотрудники ГИБДД могли использовать только специальные технические средства, состоящие на балансе ГИБДД. Новый регламент позволяет использовать спецсредства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям.

В данном случае водители должны быть готовы к тому, что на дорогах могут появиться дополнительные специальные технические средства. Например, речь идет об , фиксирующих нарушения правил.

Остановка автомобилей для проверки документов вне постов

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС ).

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
...
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
...
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Пожалуй самое обсуждаемое нововведение - это возможность остановки автомобилей для проверки документов вне стационарных постов ДПС . Так что водителям нужно быть готовым к тому, что начиная с 20 октября 2017 года останавливать их будут чаще. Даже если на то нет видимых причин.

Кроме того, обратите внимание, что введены и еще несколько новых причин для остановки (пункты 84.7-84.9, 84.12, 84.14). В том числе автомобиль может быть остановлен для проверки документов пассажиров, если имеются данные, на основании которых сотрудник подозревает их в совершении преступления или нахождении в розыске. Обратите внимание, должны иметься именно данные.

Например, в ГИБДД позвонил человек и сообщил следующую информацию. В автомобиле ВАЗ 2101, который едет по ул. Ленина в городе Петушки находится Иванов И.И., объявленный в международный розыск. Информация передается экипажу ГИБДД, который и останавливает указанное транспортное средство для проверки документов пассажиров.

Использование мигалок при остановке в темное время суток

Пункт 85 нового регламента ГИБДД:

В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

Выше шла речь о том, что сотрудники ГИБДД теперь смогут останавливать автомобили вне стационарных постов. Однако в дополнение к этому в темное время суток они должны использовать специальные световые сигналы.

Т.е. данное нововведение должно уберечь водителя от того, что его автомобиль ночью попытается остановить постороннее лицо, не имеющее отношения к ГИБДД. Будем надеяться, что несмотря на фразу "при наличии возможности", инспекторы не будут пренебрегать данным пунктом.

Особенности принудительной остановки транспортных средств

97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:

  • с применением специальных средств принудительной остановки транспорта - при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях ;

Напомню, что принудительная остановка применяется лишь в тех случаях, когда водитель отказывается добровольно остановить транспортное средство. Нововведение заключается в том, что регламент запрещает проводить принудительную остановку:

  • на горных дорогах;
  • в местах с ограниченной видимостью;
  • на железнодорожных переездах;
  • на мостах;
  • на путепроводах;
  • на эстакадах;
  • в туннелях.

Исправление ошибок в документах ГИБДД

174. Сотрудник, вынесший постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя, законного представителя юридического лица, а также по своей инициативе вправе исправить допущенные в указанных документах описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания документа.

Новый регламент ГИБДД дает инспектору возможность исправить ошибки, допущенные в тексте составленного им документа. В том числе и по собственной инициативе. При этом речь идет только о небольших исправлениях (описках, опечатках, арифметических ошибках).

Основания для досмотра автомобиля

155.

  • проверка обоснованного предположения
  • проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве.
  • осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.

202. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

  • проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
  • проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве;
  • задержание лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", передвигающихся на транспортных средствах.

Обратите внимание, в данном пункте фраза "обоснованного предположения" заменена на фразу "данных". Различие заключается в том, что обоснованное предположение инспектор в том числе может сделать и самостоятельно после остановки автомобиля, а данные должны иметься заранее.

Например, если имеется ориентировка, полученная от дежурного, то это, безусловно, данные, т.е. основание для досмотра.

Другой пример. Ранее инспектор мог самостоятельно сделать обоснованное предположение. Например, если инспектор предполагал, что в автомобилях с 20 и марки ГАЗ часто перевозят наркотические вещества, то это могло стать обоснованным предположением и послужить причиной для досмотра. Новый регламент подобных действий не позволяет.

Изъятие записей видеорегистратора инспектором

176. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.

216. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы (в том числе носители аудио- и видеоинформации установленных в транспортных средствах видеорегистраторов ), имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.

Пункт 216 административного регламента дает возможность сотруднику ГИБДД изъять карту памяти из видеорегистратора, установленного в автомобиле нарушителя.

Например, сотрудник ГИБДД видит нарушение (проезд на запрещающий сигнал светофора) и останавливает автомобиль. Однако водитель не согласен с указанным нарушением и продолжает спорить с полицейским. В автомобиле установлен видеорегистраор, который записал момент въезда на перекресток. В этом случае сотрудник может в том числе изъять карту памяти и приобщить ее к делу.

Так что имейте в виду, что если законопослушному водителю наличие регистратора помогает, то для нарушителя оно может оказаться вредным.

Соответствие пунктов старого и нового регламента

Еще раз напомню, что новый административный регламент ГИБДД очень сильно похож на предшествующий. Если Вы желаете сравнить эти документы, то рекомендую воспользоваться таблицей, которая устанавливает соответствие между административными процедурами:

Административная процедура Пункт " " регламента Пункт " " регламента
Надзор за дорожным движением 58 38
Контроль за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации 75 55
Регулирование дорожного движения 79 58
Остановка транспортного средства 84 63
Остановка пешехода 101 77
Проверка маркировочных обозначений 106 82
Опрос водителя 131 102
Составление протокола 142 109
Вынесение постановления 156 120
Доставление 175 187
Задержание водителя 179 192
Досмотр водителя 189 165
Осмотр ТС 197 149
Досмотр ТС 202 155
Изъятие вещей 213 173
Отстранение от управления 223 126
Освидетельствование на состояние опьянения 227 129
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения 234 136
Задержание ТС 244 146
Запрещение эксплуатации 258 143
Арест ТС 260 181
Выезд на место ДТП 266 207

В завершение хочу напомнить, что на основе нового регламента записан аудиокурс "Секреты общения с ГИБДД".

Все нововведения, рассмотренные выше, включены в новую версию курса, поэтому он сохраняет свою актуальность. И если Вы до сих пор не изучили аудиоуроки, то рекомендую это сделать.

Удачи на дорогах!

Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Горовой сообщил, что известный приказ №185 МВД фактически отменен.

Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Транспортная логистика и география нашей страны говорят о том, что это было ошибкой с нашей стороны, - приводят слова первого заместителя главы ведомства на совещании Интерфакс и ТАСС. Ранее об этом сообщил глава ГИБДД России генерал-майор полиции Михаил .

По его словам, отказ от нормы, запрещающей сотрудникам останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен в Административном регламенте. Напомним, что речь идет о ставшем уже притчей во языцех приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в пункте №63 говорится, что для проверки документов водителя и пассажиров машину только на стационарных постах ДПС.

Этот приказ появился на свет в те же времена, что и по своей сути сентенция тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева. Генерал заявил, что сотрудников полиции можно бить: «Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны». Благодаря пошедшему после этого заявления в народ убеждению, будто «Нургалиев разрешил» бить полицейских, немало граждан стали фигурантами уголовных дел по факту насилия в отношении сотрудников полиции.

Также и 185-й приказ стал для многих «продвинутых» основанием для бесполезных препирательств с патрульными ДПС на дороге. На самом деле, сотрудник, остановивший машину на обочине и проверяющий документы у ее водителя, всегда найдет совершенно законное обоснование своих действий: машина похожа на разыскиваемую, ее водитель похож на преступника, находящегося в розыске, идет какая-нибудь спецоперация типа «Перехват», «Ураган» и тому подобное. Да и стационарных постов ДПС на самом деле практически уже не осталось на наших дорогах. И что, теперь должна только аварии оформлять, и даже лихача или пьяного остановить «вне поста» не моги? Зачем тогда вообще ГИБДД нужна? В общем, непонятно, по какой причине в СМИ возник ажиотаж по этому поводу.