Основные виды религий. Мировые религии. Основные признаки религии

В статье вы узнаете:

Здравствуйте, читатели!

Надо бы взять на заметку. Зная и понимая, в чем отличие философии от религии, мы расширим свой кругозор, а наши «серые клеточки» получат пищу для размышлений. Итак, 4 основных отличия по версии блога Юноны ☺ .

Вера и знания

Религия – это мировоззрение, основанное на вере в духовное божественное начало, которое создало материальный мир и подчиняет его себе. В связи с этим религию нельзя назвать наукой, поскольку ее доктрины не имеют материальных доказательств.

Философия – это мировоззрение, основанное на анализе вопросов развития материального и нематериального мира. Она отличается противоположным подходом – не принимает все на веру, а подвергает изучаемый объект критике и глубокому детальному осмыслению . Философия требует доказательств, основанных на аргументах, а не на безоговорочной вере. И анализирует, в том числе, саму религию.

Догма и поиск идеалов

  • Вера человека должна проявляться в следовании определенным законам и догмам, объясняющим существование всего мира. Требует соблюдения конкретных обрядов, ритуалов и действий (молитвы, исповеди, причастие и т.д.). Если человек уклоняется от их исполнения, то он вероотступник .
  • Отличие философии заключается в том, что она приветствует расширение системы знаний, поиск идеалов, концепций, нового практического опыта.
    Как говорил Сократ «Я знаю, что ничего не знаю» и в этом заключается внутренний стимул к бесконечному познанию. И когда Платон, его ученик, избрал иные взгляды на мир, Сократ гордился им. Он радовался тому, что его ученик пошел собственным путем в поисках истины.

Воссоединение и любовь к мудрости

Еще одно из главных отличий религии и философии в том, что они решают разные задачи . И в этой степени их сопоставить невозможно. Среди философов было много верующих людей, но они никогда не брались за сравнение этих разных видов мировоззрения.

  • Религия , если вкратце, призвана организовывать общественную жизнь людей с помощью морального воспитания, развития в них нравственности и духовности. Именно поэтому политические силы и религиозные течения часто сотрудничают и разделяют власть над населением.
  • Философия же, в свою очередь, как наука , призвана сформировать истинные знания и принципы существования бытия и человека, ценностную картину мира. Научить людей свободно мыслить: творчески и самостоятельно. Найти смысл жизни, свое место в мире.

И это отражается в этимологии самих учений. Религия с латинского переводится как «воссоединять». Философия же несет в себе слова «любовь к мудрости», иногда ее называют искусством . Потому что выйти за рамки обыденного мышления, осмыслить и увидеть новые закономерности, сможет только творческий высокоинтеллектуальный ум, рождающий образы в жадных поисках знаний.

Узнай себя

Бог, дух и сознание

Предметом религии являются отношения Бога, человека и мира. Бог для религии непознаваем. Мы можем познать себя в Боге, любовь Бога, его благодать и откровение, но не его самого или ту сущность, которая представлена в его форме.

Философия же отличается тем, что она познает процессы, причинно-следственные связи, для нее нет запретных тем, она постоянно ищет ответы. Ее основной вопрос : отношение сознания к материи, мышления к бытию и духа к природе. Например, что первично, дух или материя? Кроме того, она изучает и другие предметы:

  • глобальные силы, законы их организации (онтология),
  • человека, его природу и деятельность (антропология),
  • познание, его возможности (гносеология),
  • обобщенную историю человека (социальная философия),
  • природу ценностей (аксиология),
  • закономерности бытия (диалектика) и т.д.

4 отличия: резюме

Таким образом, отличие религии и философии заключается в следующем:

Религия:

  1. Она дает нам веру и уверенность в знаниях и ценностях без их доказательной проверки.
  2. Она дает готовые ответы, догматична и любые отступления от ее утверждений еретичны.
  3. Она служит людям, помогает им существовать вместе в мире и понимании. Безусловно, плохие люди есть везде и я опускаю сейчас те случаи, когда религией пользуются во вред, наживаясь на других и превращая ее в бизнес.
  4. Имеет конкретное практическое применение.

Философия:

  1. Она дает знание путем осмысления и подвергания сомнению.
  2. Она ставит вопросы и ищет на них ответы. Открыта к новому знанию и опыту.
  3. Учит человека мыслить, формировать собственное мировоззрение. Призвана создать целостную картину знаний о мире и человеке.
  4. Теоретически шире, чем религия и анализирует ее, как и все остальные предметы.

Стоит добавить, что, несмотря на различия философии от религии, они тесно взаимосвязаны , используют постулаты друг друга в своих учениях. И каждая из них по-своему полезна: оба, в конечном итоге, воспитывают душу человека. Однако разными методами. Кому какой способ подходит – выбирать вам.

Удачи и всего наилучшего. Ваша Джун.

« 1.1. Общая характеристика понятия «религия», существенные признаки религии Что такое религия? Если мы попытаемся найти какое-либо общепринятое...»

ПЛАН:

1. Роль религии в жизни общества

1.1. Общая характеристика понятия «религия», существенные признаки

1.2. Классификация религий

1.3. Религия и общество

2. Религия и прогресс

1. Роль религии в жизни общества

1.1. Общая характеристика понятия «религия», существенные

признаки религии

Что такое религия? Если мы попытаемся найти какое-либо общепринятое

определение этого понятия, то даже при поверхностном изучении вопроса увидим, что такого определения в природе не существует – определений масса.

И каждое отражает тот или иной взгляд на природу религии, включает в себя ту или иную ее оценку. Рассмотрим некоторые из определений, встречающихся в литературе.

По наиболее древнему и принятому объяснению, согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю, религия есть взаимоотношение между Богом и человеком.1 По мнению Василенко Л.И., религия - связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с ним.2 Религия – это организованное поклонение высшим силам, включающее в себя три общих элемента - веру, представления и культ.3 Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. – М., 1997, с.11 Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. – М., 1998, с.


178 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Т.26-а. – СПб, 1899, с.539 Всякая религия, подчеркивает Ф.Энгельс, является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.1 Религия - мировоззрение и мировосприятие, связанное с соответствующим поведением и своеобразными действиями, основанными на вере в существование бога или богов. Священного мирового разума, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. Будучи извращенным сознанием, религия не беспочвенна: в ее основе бессилие человека перед могуществом не подвластных ему естественных и общественных сил. Ведь связанное с религией мировоззрение, миросозерцание есть не что иное, как фантастическое отражение в головах людей тех вполне земных, реальных внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, но отражение перевернутое, ибо в нем земные силы принимают форму сил неземных.2 Осипов А.И. видит в религии две стороны – внешнюю – как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны религия представляет собой прежде всего мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (Церкви) с определенной структурой, Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т.20, с.328 Бутенко А.П., Миронов А.В. Вера и религия// Социально-политический журнал. – 1997. – №6, с.130 моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д. С внутренней стороны, религия – это непосредственное переживание Бога».1 Итак, мы привели лишь некоторые определения понятия «религия». И хотя таких определений существует огромное множество, потребность во всеохватывающем определении религии до сих пор не удовлетворена.

Для нас определение религии имеет не только теоретическое значение, поскольку от этого зависит, что мы будем квалифицировать как религиозные процессы, а что нет. Для того, чтобы считать какой-либо феномен духовным феноменом религий, он должен отвечать определенным сущностным характеристикам.

Существенные признаки религии (в отличие от несущественных, таких как: наличие сакральных атрибутов, храмов, последователей, священнослужителей):

наличие вероучения;

наличие сакральной практики;

наличие священного текста.

Вероучение - это система мировоззренческих установок, эксплицирующая положение индивида и его трансцендентного идеала, процесс трансцендирования индивида и результат трансцендирования.

Сакральная практика - это деятельность индивида по уподоблению объекту своей веры для успешного трансенсуса в Абсолют.

Сакральными текстами называются писания, получившие статус священных в какой-либо конфессии или религиозно-мистическом учении. Тем самым противопоставляются сакральные и профанические (обыденные) тексты.

Не известен ни один текст, который признавался бы священным всегда и повсюду, поэтому сакральность текста - характеристика относительная, связанная с определенным промежутком времени существования соответствующих верований и имеющая место только в пределах определенного социума, который может состоять из сотен миллионов людей (в Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М., 2003, с.101 настоящее время к христианам, например, относят порядка одного миллиарда человек), а может быть и весьма незначительным по количеству (небольшая секта). Ряд текстов признаются сакральными и ныне живущими людьми, другие почитались священными только в давно исчезнувших цивилизациях.

Но, тем не менее, можно с полной уверенностью утверждать, что сакральные тексты являются важнейшей составляющей практически любой религии или мистического учения.1

1.2. Классификация религий История человечества знает множество разнообразных религий и систем верований. Все они так или иначе исходят из идеи неполноты и несовершенства человека и предлагают пути нашего совершенствования, восхождения к высшей целостности, к спасению.

Религия - одна из необходимых форм постижения мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых ими конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования общества и индивида. Религия есть сфера нашего сознания, писал Гегель, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия глубокой мысли, стихает вся боль чувства, она есть сфера вечной истины, вечного покоя, вечного мира; в ней все народы всегда видели свое достоинство и праздник своей жизни.2 На сегодняшний день количество религий огромно. И, согласно различным данным, называются разные цифры. К примеру, архимандрит Амвросий (Юрасов), отвечая на вопрос о религиях, называет цифру в три с половиной тысячи.3 Очень многие из них возникли недавно – в двадцатом веке, и их влияние на общество, соответственно, мало По мнению Тимощук А.С., логическая операция классификации религий должна осуществляться по наиболее существенному признаку. Интересно Тимощук А.С. Философия религии: Курс лекций. – М., 1999, с.39 Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. – Т.1. – М., 1976, с.205 Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. Вопросы и ответы. – Иваново, 2001, с.21 отметить, что то, что берется в качестве существенного признака в то или иное время, много говорит о времени, в котором он применяется. Так, самая первая религиоведческая классификация, которую проводили миссионерыколонизаторы, была предельно проста: все религии делились на истинную и ложную. Естественно, что подобную классификацию нельзя рассматривать как правдоподобную в силу ее субъективных оснований.

Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований можно выделить следующие подходы:

эволюционный;

морфологический;

по характеру происхождения, распространения и влияния;

по характеру отношения;

статистический;

генеалогический.1 Эволюционный. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение (или проявление) в человеческом обществе, существование и угасание. Примером может послужить классификация, проведенная Ф.Гегелем:

I. Естественная религия.

1. Непосредственная религия (колдовство).

2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции.

2.1. Религия меры (Китай).

2.2. Религия фантазии (брахманизм).

2.3. Религия «в-себе-бытия» (буддизм).

3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъективности.

3.1. Религия добра или света (Персия).

3.2. Религия страдания (Сирия).

3.3. Религия загадок (Египет).

Тимощук А.С. Философия религии: Курс лекций. – М., 1999, с.49 II. Религия духовной индивидуальности.

1. Религия величия (иудаизм).

2. Религия прекрасного (Греция).

3. Религия целесообразности или рассудка (Рим).

III. Абсолютная религия (христианство).

Морфологический. При этом подходе религии разделяются по их составу, внутреннему содержанию (мифологические/догматические религии), по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа, по идеалу, по отношению к нравственности, искусству и т.д.

Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на:

монотеизм (единобожие), политеизм (многобожие), генотеизм («однобожие», т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом), атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентология), супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический космизм);

По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религии откровения, народные и личностные религии. Этот подход надо понимать диалектически, т.к. одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная и как мировая, народная и личностная.

По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутверждающие.

Статистический. Самый позитивный подход, т.к. здесь в качестве основания деления берутся эмпирически фиксируемые данные - количество верующих, возрастной и половой состав, географическая распространенность.

Генеалогический. При этом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Согласно этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии юго-восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские религии т.п. Позволяет проследить происхождение религий и вывить общее культурное пространство.1

1.3. Религия и общество Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного - живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого - ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом.

В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того - Россия. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Итак, роль религии субъективна для восприятия, поэтому, по мнению Тимощук А.С., более целесообразно говорить о функциях религии, что она Тимощук А.С. Философия религии: Курс лекций. – М., 1999, с.49-55 делает.

Функции религии в общественном времени и пространстве многообразны, можно из них выделить основные:

регулирующая функция;

мировоззренческая;

экзистенциальная;

интегрирующая;

политическая.1 Регулирующая функция. За историю человечества не было лучшей воспитательницы, чем религия. В религиях ограничения выступают как средство очищения души, однако их можно рассматривать и в этическом, и социологическом значении. К таким ограничениям относятся: пищевые запреты (посты, запреты на употребление галюценогенных веществ; в разных традициях могут запрещаться алкоголь, табак, наркотики и даже кофе и чай);

гендерные ограничения (целибат); этические нормы (десять заповедей).

Оценивая воспитательную роль религии, можно привести следующее высказывание: «Религия… есть защитная реакция природы против разлагающей силы ума… Это защитная реакция природы против того, что может быть угнетающим для индивида и разлагающим для общества в деятельности ума».2 Мировоззренческая функция заключается в передаче религией человеку миропонимания (объяснения мира в целом и отдельных вопросов в нем), миросозерцания (отражения мира в ощущении и восприиятии), мирочувствования (эмоционального принятия и отторжения), мироотношения (оценки). Религиозное мировоззрение задает пределы мира, ориентиры, с позиций которых понимается мир, общество, человек, обеспечивается целеполагание личности.

Отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития. Речь в данном случае идет не о формальной принадлежности к той Тимощук А.С. Философия религии: Курс лекций. – М., 1999, с.59 Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994, с.130 или иной религиозной конфессии и даже не об отношении, которое описывается терминами «религиозность» - «нерелигиозность», а о повышенном интересе к религии и серьезности попыток ее осмысления. Все более или менее признанные «властители дум человеческих» - пророки и святые, писатели и художники, философы и ученые, законодатели и главы государств - уделяли огромное внимание религиозным вопросам, осознавая или интуитивно чувствуя, какую роль играет религия в жизни индивида и общества. Вокруг этих вопросов на протяжении столетий шла ожесточенная полемика, которая иногда перерастала в кровавые столкновения и заканчивалась для одной из конфликтующих сторон тюрьмами, изощренными пытками и казнями.

Экзистенциальная функция религии состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором. Человек - это существо с «инстинктом причинности». Он не удовлетворяется лишь удовлетворением своих физиологических запросов, его абстрактное мышление, отвлекаясь от многообразия видимого проявления, пытается понять происхождение его самого, мира, предназначение человека. Это философские вопросы и одним из источников ответа на них является религия. Она служит опорой, жизненной осью для миллионов верующих. Экзистенциальная функция заключается также в психотерапевтическом значении религии для человека, который достигается через утешение, катарсис, медитацию, духовное наслаждение.

Интегрирующая роль религии заключается в ее единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития. Немецкий социолог М.Вебер и английский историк А.Тойнби придавали религии самодовлеющее значение в историческом процессе.

Интегрирующая роль религии способствует стабильности социальных институтов, устойчивости социальных ролей. Религия обеспечивает сохранение и развитие ценностей сакральной культуры и осуществляет передачу этого наследия следующим поколениям. Однако эта интегрирующая роль сохраняется только в обществе, где доминирует более или менее единое по своим догматам, этике и практике вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются противоречащие тенденции, если в обществе имеются противостоящие конфессии, то религия может выполнять дезинтегрирующую роль. Когда религия насаждается колонизаторами, то она также может служить источником распада прежних норм (например, разногласия между коренными индусами и англо-хинду). В гражданском обществе, обществе равных возможностей для всех законопослушных традиций дезинтегрирующая роль разных религий смягчается за счет их невмешательства в сферу законодательной власти.

Политическая роль религии в ее способности влиять на государственный строй гражданского общества. В некоторых обществах и на определенных этапах своего развития религия может служить делу освящения власти, обожествления правителя и приданию ему высшего духовного статуса. В современном российском обществе можно наблюдать активизацию «религиозности» политиков с целью повлиять на избирателей (православных или мусульман).1

2. Религия и прогресс На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса.

Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс, т.е. не только в эволюцию, а в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы, все страдания. И хотя иногда, как говорил Г.Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее, в конце концов прогресс возобладает и восторжествует. Г.В.Ф.Гегель определял всемирную Тимощук А.С. Философия религии: Курс лекций. – М., 1999, с.59-67 историю как «прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы можем познать в его необходимости».1 Вопрос о прогрессе - это не простой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане - и всего мирового бытия.

Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоскостного развития. Бросив взгляд на историю человечества, возвращаясь мыслью от звена к звену в глубь веков, мы обозреваем непрерывную цепь сменявших друг друга поколений людей. Каждое из них родилось, жило, радовалось, страдало и уходило в мир иной. Ткань всемирной истории состоит из вечно зарождающейся и обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями.

Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам, например: становится человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? Развивается ли утонченность ума и чувства людей или современные люди не продвинулись в своем умственном развитии ни на йоту по сравнению с великолепием умов, скажем, в древних цивилизациях? Что принесла людям современная техника - этот «идол» человечества? Разве авангардизм и абстрактное искусство лучше полотен Рафаэля и Леонардо да Винчи, а пьесы или стихи наших современников лучше творений Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова и Тютчева?

Некогда Ж.-Ж.Руссо выдвинул тезис, что прогресс наук и искусств принес людям неизмеримый вред. Этот тезис парадоксален только на первый взгляд. Руссо уже тогда угадал противоречивый характер развития человеческой цивилизации: одним она несет благо, другим - страдания.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003, с.204 Что же сейчас имеют в виду, когда говорят о прогрессе и его издержках?

Что вообще такое прогресс? По смыслу - это развитие к лучшему. Мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения, а также относительной самостоятельности.1 Высшее мерило прогрессивности всех общественных явлений - человеческая личность. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали - морали высокого уважения к себе и другим. Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении.

В эволюции теории прогресса можно выделить следующие этапы, каждый из которых характеризовался той или иной - негативной или позитивной, неосознанной или осознанной - соотнесенностью с христианской религиозностью. Сложившись в рамках просветительского сознания, теория прогресса изначально утверждалась как альтернатива ортодоксально христианского понимания истории, если не религиозного понимания вообще. С начала XIX века, по мере того как в западноевропейской культуре углубляется идея универсальной науки, включающей научное понимание общества, теория прогресса проникает в ее основание; этот процесс достигает своей заключительной фазы уже у Гегеля.

Рассмотрим точку зрения на проблему религии и прогресса Соловьева С.М. Он задается вопросом о том, что, если религия предполагает неизменяемость, а прогресс предполагает изменение, условливает ли это различие их взаимное исключение? И приходит к выводу, что нисколько, если Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003, с.207 не смешивать насильственно области религии и прогресса. Это будет очевидно из разбора мнений писателей, виновных в таком насильственном смешении, из разбора их мнений относительно прогресса и христианства, которое они хотят упразднить как не удовлетворяющее более потребностям времени.

«Философия и религия, - говорят они, - могут жить в согласии только под одним условием, чтобы религия не происходила путем чудесного откровения и не провозглашала догматов, которых разум принять не может. Если же, напротив, религия считает за собою божественное происхождение; если как основание для своего учения устанавливает таинства, которые разум человеческий не понимает или отвергает, то согласие между философией и религией невозможно».

Христианство не есть ли прогресс относительно язычества? Как этот прогресс совершился? Философы говорят, что переворот совершился работою человечества; верующие утверждают, что христианская религия есть чудесное откровение Божества. История за философов: она учит нас, что прогресс совершался в области религии, как во всех сферах человеческой деятельности.

Если был религиозный прогресс в прошедшем, то почему он невозможен в будущем?

Христианство, постановив такое высокое нравственное требование, которому человечество, по слабости своих средств, удовлетворить не может - а если бы удовлетворило, то упразднились бы изменения форм и прогресс,христианство, по тому самому, есть религия вечная. Известная религия тогда только может уступить место другой, высшей, когда человечество в своем развитии переступит ее требования, которые окажутся ниже его нравственных стремлений, как и действительно случилось с религиями наиболее развитых народов древности перед пришествием Спасителя. Но когда требования, выставленные религией, так высоки, что пребудут для человечества недосягаемым идеалом, то какое основание мечтать о какой-то новой высшей религии? Позволительна ли такая мечта на основании прогресса, когда прогресс именно условливается недосягаемостью идеала?

Давыдов Ю.А. отмечает, что единственной «научной теорией прогресса», не допускавшей «никаких компромиссов» с религией, и в этом смысле последней цитаделью социологической антирелигиозности, оставалась к концу прошлого века лишь марксистская теория, именно потому и продолжавшая привлекать к себе всех воинствующих атеистов, в том числе и из числа как позитивистов, так и приверженцев ницшеанской («брутально»антихристианской») философии жизни. Однако на рубеже XIX-XX веков и в этой цитадели была проломана крупная брешь; причем характерно, что пробита она была именно бывшими марксистами, и именно в России, где антимарксизм, сочетавшись с антипозитивизмом Соловьева В.С., от него же получил и христиански-религиозную окраску.1 Таким образом, прогресс нисколько не противоречит христианству, ибо он есть произведение слабости человеческих средств и высоты религиозных требований, поставленных христианством; христианство поднимает человечество на высоту, и это-то стремление человечества к идеалу, выставленному христианством, есть прогресс в мире нравственном и общественном.2 Итак, удар, направленный против христианства во имя прогресса, не достигает цели: оказывается, что христианство требует бесконечного прогресса.

Прогресс освящается христианством и противоречить ему не может. Но в то же время христианство, ставя наивысший идеал, не может иметь дела непосредственно ни с какими обществами и политическими формами, потому что если бы христианство остановилось на каких-нибудь формах и освятило их, то этим самым оно прекратило бы прогресс.

Давыдов Ю.А. Христианство и судьбы теории прогресса// Общественные науки и современность. – 2003. - № 4, с.12 Соловьев С.М. Прогресс и религия// Общественные науки и современность. – 2003. - № 2, с.8

Список использованной литературы:

1. Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. Вопросы и ответы.

– Иваново, 2001

2. Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994

3. Бутенко А.П., Миронов А.В. Вера и религия// Социально-политический журнал. – 1997. – №6

Наблюдениям за состоянием здоровья при приеме тех или иных растений...» (ПЦР) "Lawsonia intracellularis" АмплиСенс ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, Российская Федерация, 111123, город Москва, улица Новогиреевская, дом 3а ОГЛАВЛЕНИЕ...»

«Христианство и нравственность В современном обществе прочно устоялась мысль о независимости нравственности от религии. К сегодняшнему дню атеизм разработал целую систему антирелигиозной аргументации, которая сводится к отрицательным ответам на следующие вопросы:необходимо ли быть верующим, чтобы быть нравствен...»

«рекламные кампании IPA IPA 34 Рекламные Идеи № 5/2004 The Guardian: солидные нонконформисты Рекламодатель: британская газета The Guardian. Агентства: Claydon Heeley Jones Mason, London; DDB Matrix, London. Награды: D&AD Awards, 2004 ("серебро"), IPA...»

«МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РОССИЙСКГО РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ (В2ССЕГМЕНТ)ОБНОВЛЕНИЕ. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ Дата выпуска отчета: октябрь 2007 г. Данное исследование подготовлено МА Step by...»

«2 Содержание Место дисциплины в структуре образовательной программы. 1. 3 Перечень результатов обучения.. 2. 4 Содержание и структура дисциплины (модуля). 3. 5 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 4. 11 Фонд оценочных средств.. 5. 13 Типовые оценочны...»

«Приложение 5 1. Цели и задачи практики Учебная практика является составной частью учебного процесса подготовки бакалавров. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами практических навыков и компетенций по избранной профессиональной дея...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

(не мировых, а всех).

Мировой религией является религия, которая получила распространение среди народов разных стран по всему миру. Отличие мировых религий от религий национальных и национально-государственных в том, что в последних религиозная связь между людьми совпадает со связью этнической (происхождение верующих) или политической. Мировые религии также называют наднациональными, так как они объединяют разные народы на разных континентах. История мировых религий всегда тесно связана с ходом истории человеческой цивилизации . Список мировых религий невелик. Религиоведы насчитывают три мировые религии , которые мы кратко рассмотрим.

Буддизм.

Буддизм - древнейшая мировая религия , которая возникла еще в VI веке до нашей эры на территории современной Индии. На данный момент, по оценкам разных исследователей, насчитывает от 800 млн до 1,3 млрд верующих.

В буддизме нет бога-творца, как в христианстве. Будда означает - просветленный. В центре религии учения индийского принца Гаутамы, который бросил свою жизнь в роскоши, стал отшельником и аскетом, задумался о судьбах людей и смысле жизни.

В буддизме также нет теории о сотворении мира (никто не создавал, и никто им не управляет), нет понятия вечной души, нет искупления грехов (вместо этого - положительная или отрицательная карма), нет такой многокомпонентной организации, как церковь в христианстве. Буддизм не требует от верующих абсолютной преданности и отказа от других религий. Звучит забавно, но буддизм можно назвать самой демократичной религией. Будда является чем-то вроде аналога Христа, но при этом он не считается ни богом, ни сыном божьим.

Суть философии буддизма - стремление к нирване, самопознание, самосозерцание и духовное саморазвитие путем самоограничения и медитаций.

Христианство.

Христианство возникло в I веке нашей эры в Палестине (Междуречье) на основе учений Иисуса Христа, которые были описаны его учениками (апостолами) в Новом Завете. Христианство самая крупная мировая религия в географическом понимании (оно присутствует почти во всех странах мира) и по численности верующих (около 2,3 миллиарда, а это почти треть населения Земли).

В XI веке христианство раскололось на католицизм и православие, а в XVI веке от католицизма откололся еще и протестантизм. Вместе они составляют три крупнейших течения христианства. Более мелких ответвлений (течений, сект) больше тысячи.

Христианство монотеистично, хотя его монотеизм немного нестандартный: у понятия Бог три уровня (три ипостаси) - Отец, Сын, Святой Дух. Иудеи, к примеру, этого не приемлют; для них Бог один, и не может быть двоичным или троичным. В христианстве первостепенное значение имеет вера в Бога, служение Богу и праведная жизнь.

Главное пособие христиан - Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Заветов.

Как православные, так и католики признают семь таинств христианства (крещение, причастие, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство). Основные различия:

  • у православных нет Папы (единого главы);
  • нет понятия «чистилище» (только рай и ад);
  • священники не дают обет безбрачия;
  • незначительная разница в обрядах;
  • различие дат праздников.

У протестантов же любой желающий может проповедовать, число таинств и важность обрядов сведены к минимуму. Протестантизм, по сути, наименее строгое течение христианства.

Ислам.

В исламе также один бог. В переводе с арабского означает «покорение», «подчинение». Бог - Аллах, пророк - Мухаммед (Магомет, Магомед). Ислам занимает второе место по количеству верующих - до 1,5 миллиарда мусульман, то есть почти четверть населения Земли. Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове.

Коран - священная книга мусульман - представляет из себя сборник учений Мухаммеда (проповедей) и были составлены после смерти пророка. Немалое значение имеет также Сунна - сборник притч о Мухаммеде, и Шариат - свод правил поведения для мусульман. В исламе первостепенное значение имеет соблюдение обрядов:

  • ежедневная пятикратная молитва (намаз);
  • соблюдение поста в рамадан (9ый месяц мусульманского календаря);
  • раздача милостыни нищим;
  • хадж (паломничество в Мекку);
  • произнесение главной формулы Ислама (нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его).

Раньше в число мировых религий включали также индуизм и иудаизм . Сейчас эти данные считаются устаревшими.

В отличие от буддизма, христианство и ислам связаны друг с другом. И та, и другая религии относятся к авраамическим религиям.

В литературе и кино иногда встречается такое понятие, как «одна вселенная». Герои разных произведений живут в одном мире и могут однажды встретиться, как, например, Железный человек и Капитан Америка. Действие христианства и ислама происходит в «одной вселенной». Иисус Христос, Моисей, Библия упоминаются в Коране, причем Иисус и Моисей являются пророками. Адам и Хава - первые люди на Земле согласно Корану. Мусульмане в некоторых библейских текстах также усматривают пророчество появления Мухаммеда. В этом аспекте интересно наблюдение, что особенно жесткие религиозные конфликты возникли именно между этими, близкими друг другу, религиями (а не с буддистами или индусами); но этот вопрос оставим на рассмотрение психологам и религиоведам.

Вера — один из непререкаемых критериев религиоз-ности. Сказание мифа не требует веры как особого рода убежден-ности, оно описывает мир таким, каким видит его здесь и сейчас и не задается целью выяснить причины такого существования. Главное в мифе — воспроизвести прецедент, являющийся образцом для под-ражания, то есть мифическое повествование является руководством к действию, видом повседневного опыта, обусловленного знаниями предков. Нет необходимости каждый раз проверять достоверность этого знания, но если уж сомнения возникают, создается новая вер-сия мифа, снимающая противоречия. Для религиозного сознания сомнения недопустимы, требуется беспрекословная вера, осно-вывающаяся не на объяснениях (как в мифе), а на фанатич-ном принятии постулатов, даже если они противоречат здравому смыслу.

Два библейских персонажа наиболее отчетливо демонстрируют данное положение. Вера должна быть такой крепкой и безоснова-тельной, что преданный Богу не должен задумываться о причинах происходящего, задаваться вопросом о необходимости событий, как в ситуации с Авраамом. Испытывая его веру, Господь велит принести в жертву сына. Исаака. И Авраам принимает требование как про-мысел божий, не сомневаясь в необходимости жертвоприношения, с безропотной преданностью он готов выполнить волю господню. Ветхозаветный праведник Иов в качестве испытания веры получа-ет все новые и новые беды на свою голову. Разграблены его стада, сожжен дом, погибли дети. Пока он доискивается причин своих страданий и задается вопросом, за что ему все это, он получает очередные удары судьбы. Наконец, он понимает, что воля Господа непостижима, что ее не измерить никакими человеческими мерками, что у Бога есть какие-то свои причины наказывать своего раба. Иов не ищет более божественной справедливости, а просто принимает свою судьбу. Только тогда мучения его прекращаются. Безусловное смирение, ничем не оправдываемая вера, не допускающая рассудоч-ных умозаключений о необходимости происходящего, не требующая доказательств, — так можно охарактеризовать религиозное чувство почитания.

Основные признаки (элементы религии) с точки зрения религиоведения и богословия. Классификация религии в современном религиоведении.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю - как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

Сущность религии составляет вера в сверхчеловеческие существа, к коим относятся боги, ду­хи и герои (святые). Они превосходят обычного человека по силе, уму и другим способностям. Русское слово «Бог» восходит к древнеиранскому «Вада», а то, в свою очередь, к древнеиндийскому «Bhaga», что означает «господин», «тот, кто обладает властью». Бог как Господь - только часть содержание понятия о более совершенном сущест­ве, хотя и самая значительная. В некоторых религиях воз­никли идеи сверхчеловеческих существ, которые не явля­ются богами в этом смысле, т.е. не стремятся властвовать над людьми и воздействуют на человека только фактом своего наличия.

Вера содержит мощный нравственный заряд. Убежденность в том, что имеется кто-то более совершенный, чем я, по­буждает меня двигаться в направлении этого совершенст­ва. Такое движение бывает в основном двояким: во-пер­вых, человек подчиняет свое поведение воле более со­вершенных существ, т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремиться уподобить­ся этим существам и в какой-то степени преображается.

По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare», означающего «связывать», «при­креплять». Если эта версия верна, то в религии речь идет о связи людей ер сверхчеловеческими существами и друг с другом. Поскольку «сверхчеловеческое» - это то, что выше и совершеннее человека, главной функцией рели­гии выступает ценностная ориентация. Религия устанавливает или открывает святыни - высшие ценности. Метафорически выражаясь, она указывает человеку до­рогу туда, где он становится более совершенным.



Роль религии в нравственной жизни людей столь значитель­на, что с нею можно сопоставить только роль языка, без ко­торого мораль вообще была бы не возможна. Переживание священного не совпадает с представлением о нравствен­ном добре. Иначе религия и нравственность слились бы в неразличимое целое. Но в процессе исторического раз­вития культуры религия и мораль сближаются настоль­ко, что священный трепет превращается в благоговение, а божественные силы наделяются абсолютным нравст­венным совершенством. Однако такое сближение проис­ходит не во всех, а только в наиболее развитых религиоз­ных системах, и к нему ведет долгий исторический путь.

Понятие священного неотделимо от понятия тайны. Неис­коренимая таинственность священного обусловлена тем, что человеческий ум приспособлен к пониманию равно­го себя и более простого по организации, но неизбеж­но сталкивается с серьезнейшими трудностями, встреча­ясь с более высоким и совершенным. Сверхчеловеческое, опыт общения с которым представляет собой всякая рели­гия, никогда не может быть вполне прозрачным для чело­века. Оно содержит в себе еще неизвестные стороны и по­этому загадочно. Совершенно рациональная религия не­возможна. В качестве таковой она была бы не религией, а системой прикладного знания, совокупностью точных правил поведения. Зов, исходящий от Бога, никогда не бы­вает понятен человеку до конца. Поэтому он взращива­ет не только послушание, но и свободу.

Существенным свойством тайны является интимность (от лат. «mtimus» - «самый внутренний», «тайный»). Сверхчеловеческое открывает свою глубину избиратель­но: не каждому человеку и не всем в одинаковой степени. Для человеческого духа нет предмета более привлекатель­ного, чем тайна. Общение с высшей силой поднимает ин­дивида, делает его более совершенным не только в срав­нении с его прежним состоянием, но и с другими людьми, для которых подобное общение недоступно. Централь­ной в религии является противоположность сакрального (священного) и профанного (мирского, светского). Про-фанное (от греч. «προφανής» - «явный», «открытый») может обладать обыкновенной ценностью, быть вредным или просто безразличным для людей. Сакральное наде­лено особой ценностью, которая открывается только из­бранным и тем полнее, чем ближе они связаны со сверхъ­естественным. Исключительная сила притяжения, кото­рая исходит от тайны, способствует не только единению людей, но и обособлению: избранию отшельнического об­раза жизни или созданию сект (лат. «secta» - «образ мыс­лей, действия, жизни») - замкнутых групп единоверцев. Та чрезвычайно важная сторона религии, которая связа­на с феноменом тайны, называется мистической (от греч. «μθω» - «закрываться»). Если тайна начинает культиви­роваться целенаправленно, если важнейшие религиозные обряды намеренно скрываются от всех «непосвященных» людей, то нравы становятся эзотерическими (направлен­ными внутрь, закрытыми) в отличие от экзотерических (направленных вовне, открытых, общедоступных).

Поскольку религия не мыслима без мистического содер­жания, во всех религиозных системах мы находим экзо­терические и эзотерические слои. Их наличие придает религиозной нравственности ступенчатый характер. Об­ретение нравственного совершенства выражается в пе­реходе с более низкой ступени на более высокую. Самым общим в этом отношении является разделение нравст­венной жизни на три ступени: 1) мирян, обычных веру­ющих; 2) священнослужителей, живущих в миру; 3) мо­нахов - аскетов и отшельников.

Наиболее развитые формы религии оказывают многопла­новое позитивное воздействие на моральную жизнь че­ловека:

Они создают целостную картину мира, в которой на ос­нове взаимодействия между естественными и сверхъес­тественными силами определенному деянию соответ­ствует определенное воздаяние; таким образом обос­новывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что мо­ральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре;

В образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому долж­но определять жизнь верующего;

Формулируют и кодифицируют важнейшие нравствен­ные требования к человеку;

Через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему;

Определяют перечень основных положительных и от­рицательных качеств личности - добродетелей и поро­ков, - разрабатывают аскетическую практику обрете­ния первых и искоренения последних;

Устанавливают особо интимные отношения между людь­ми и соответствующие им нравы в церковной общине, мо­нашеском ордене или иных религиозных организациях, интерпретируя нравственную жизнь как ступенчатое вос­хождение к идеалу.

Эти разнообразные линии влияния религии на нравствен­ность можно свести к одной важнейшей: религия фор­мирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог.

Продуктом взаимодействия религии и морали являются ре­лигиозные нравственные системы, исторически возни­кающие в каждом культурном организме. Число таких систем соответствует числу религий, когда-либо сущест­вовавших в истории человечества и существующих в на­стоящее время. Каждая религия с общечеловеческой точ­ки зрения является самоценной, как всякий народ, язык и даже биологический вид. В рассмотрении мы ограни­чимся только теми, которые приобрели наибольшее чис­ло приверженцев и оказали наибольшее влияние на мо­ральное развитие человечества.

24.Теоцентризм библейской этики. Религиозно-этический смысл Декалога

Теолого-онтологическая доктрина Библии всецело проявляется в учении о человеке, антропологии. В сравнении с дуалистическими представлениями Востока и античности, согласно большинству из которых человек наделен той же природой, что и космос и является его слепком, библейское учение определенно говорит о том, что человек есть образ Божий. Вот как повествует об этом первая книга Ветхого Завета - Бытие: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

Библейское Откровение дает принципиально иное понимание мира и человека. Основой как Ветхого, так и Нового Завета является теологический, онтологический и антропологический монизм. Теологический монизм известен под именем монотеизма (с греч. monos - один, единственный и teos - Бог).

Исторически первой монотеистической религией стала религия Ветхого Завета. Отличительная его особенность - понимание Бога как Единицы.

Самым существенным моментом монотеизма является единоначалие, которое можно осознать, по крайней мере, в двух аспектах:

Во-первых, под единоначалием можно понимать то, что Бог есть единое и единственное начало мира в том смысле, что Он, и только Он один, без чьей-либо помощи, не прибегая ни к каким средствам и материалам, создает мир. Вот как повествует об этом святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".1

Во-вторых, в термине "единоначалие" звучит и мотив единоличного правления миром. И хотя однажды Христос и назвал сатану "князем мира сего"; всё же в метафизическом смысле именно Бог, и только Он является Верховным Господином мироздания, стратегически промышляющем о его метаисторической судьбе. Первая из десяти "моисеевых" заповедей посвящена именно этому:"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".

Декалог, или Десятисловие, как еще называют Десять заповедей – один из центральных документов библейского откровения. Декалог был центральным в Законе в ветхозаветную эпоху; не потерял он своего значения и после заключения Нового завета. Кроме того, в течение трех с лишним тысячелетий, прошедших с момента откровения Декалога, он оказал и продолжает оказывать исключительное, ни с чем не сравнимое воздействие на культуру и цивилизацию. То, что современный человек называет «общечеловеческими ценностями», в сущности, является нравственной составляющей Декалога. Данные иудеям, заповеди Декалога без изменения входят в христианскую и исламскую традицию.

Декалог, в отличие от остального Закона, возник в результате непосредственного Откровения Божьего, данного Моисею на горе Синай. Приблизительно это событие можно датировать 1250 годом до Р.Х. Согласно преданию, Бог Сам таинственным образом начертал Десять заповедей на каменных досках (скрижалях), приготовленных Моисеем.

И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира … ибо Я Господь, Бог твой…

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему…

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего … ничего, что у ближнего твоего.

Первая, включающая 1 – 4 заповеди, говорит об отношении человека к Богу и устроении духовной жизни людей;

Вторая, включающая последние 6 заповедей, говорит о нравственном устроении жизни и отношений людей друг с другом.

Важнейшей особенностью Декалога является соединение этих двух разделов в единое целое. Декалог придает обоим своим частям равное значение; тем самым нравственность становится формой поклонения Богу, а не только принципами наилучшего устроения земной жизни. Одновременно только в единстве религиозной и нравственной жизни человека последняя обретает твердые основания. Таким образом, Декалог на все времена стал главным манифестом библейского этического монотеизма.

26.Аскетичные наставления средневековой этики и учения о страстях и
Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю.

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской церкви. Мораль в Средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Бог, а не человек становится целью. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому вовсе не удивительно, что центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др.

Центральные проблемы средневековой этической мысли:

1) источник и природа зла – результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли;

2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;

3) антагонизм души и тела. Телесность – источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно;

4) источник нравственных ценностей – Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения.

Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие:

1) придание морали всеобщего, т. е. общечеловеческого, характера;

2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств;

3) углубление сущностного смысла понятия «нравственность» через категории вины, греха, страдания, искупления.

Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

С внешней стороны религия - мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п. Все эти псевдорелигиозные течения, содержащие некоторые отдельные элементы религии, представляют собой следствие религиозной деградации.

1. Первым и главным признаком религии является исповедание личного духовного начала - Бога - источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.

2. Признание Бога в религии всегда соединяется с верой в духов, добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.

3. Важнейший элемент религии - убеждение, что человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

4. Учение о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он - существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека. В христианском Откровении провозглашается даже большее - учение о всеобщем телесном воскресении и вечной жизни. Благодаря этому земная жизнь и деятельность человека приобретают полноценный смысл. Христианство утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь!» - резко контрастируя с атеистическим: «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!» Примечательно, что и в том, и в другом случае призыв обращен к вере - человеку не дано знания, принуждающего к выбору. «Человек - это его вера»,- писал И. В. Киреевский, Выбором веры человек свидетельствует о себе, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем хочет стать.

5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.

6. Культ как совокупность всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, таинств и действий, присущих каждой религии.

Каждая из этих характеристик обязательна для религии, но вместе с тем они далеко не равномерно присутствуют в каждой из них. Поэтому каждая религия имеет свой «религиозный уровень».

Эти основные признаки представляют собой необходимую форму религии, в которой находится действительное содержание. Религия привлекает внимание ищущих ее людей не просто теоретическими ответами на вопрос о смысле жизни, но явлением этого смысла с поразительной силой в душах истинно верующих. Религия открывает верующему Бога и духовный мир. Разнообразие религиозных переживаний верующего недоступно атеисту, хотя бы последний и прекрасно знал внешнюю сторону религии. Об этом хорошо сказал о. Сергий Булгаков: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть познание Бога и переживание связи с Богом… Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и подобно тому, как умом нельзя познать красоту, так лишь бледное представление о попаляющем огне религиозного переживания дается мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии, письменность, культ, обычаи… вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование».

Современный греческий богослов Х. Яннарас пишет: «Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни. …Любви, связывающей родителей и ребенка, не нужны ни логические доводы, ни какие-либо иные гарантии. Лишь когда эта связь подорвана, возникает нужда в доказательствах, и тогда аргументы рассудка силятся подменить собой жизненную реальность».

Подводя итоги, можно сказать словами о. С. Булгакова: религия есть «непосредственное познание Божества и живой связи с Ним».

1.Мировые религии:

Христианство

Православие
Католицизм
Протестантизм

2.Региональные религии

3."Новые религии" и синкретические культы*