Основные принципы декларации прав ребенка. История международной защиты прав ребенка Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым

Декларация прав ребенка провозглашена резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. Она состоит из Преамбулы и 10 принципов.

В преамбуле отмечается, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без национальный, расовых, религиозных, политических и иных убеждений, социального и имущественного положения. Ребенок в силу своей физической и умственной незрелости нуждается в специальной защите и заботе, в том числе и правовой, как до, так и после рождения.

Декларация содержит 10 принципов, согласно которым следует поступать.

Принцип 1. За ребенком должны признаваться все права без каких-либо различий или дискриминации.

Принцип 2. Ребенку должна быть обеспечена защита и предоставлены условия для физического, умственного, нравственного, духовного и социального развития здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства.

Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения: право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Матери должен быть обеспечен надлежащий дородовый и послеродовый уход.

Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые в силу его особого состояния.

Принцип 6. Для гармоничного развития ребенок должен расти на попечении родителей и лишь в исключительных случаях может быть разлучен с матерью. Общество обязано заботиться о малоимущих. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. На первом месте должно быть обеспечение интересов ребенка.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием.

Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

Преамбула

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические и иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека , а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

(Права человека. Сборник международных договоров, с.139-141)

Текст документа сверен по:
"Международная защита прав и свобод
человека", Москва, Юридическая литература,

1990 год. Официальный перевод

Развитие международных отношений в современном мире перенесли отношения сферы человеческих прав внутри государства на международно-правовую арену. Это регулирование затрагивает новые аспекты отношений, и государства отвечают за конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод человека. А они обеспечивают стабильность и устойчивость правопорядка. Чтобы понять, что такое Декларация прав ребенка, нужно разобраться в ее истории и причинах создания.

История декларации

В 21 веке совершаются преступления против детей и подростков. Проблема рассмотрения прав ребенка возникала недавно. И основная причина – ребенок не достиг совершеннолетия.

В 19 веке проводились демократические движения и реформы, которые повлияли на общество. Некоторые государства начали защищать детей от произвола родителей. Права детей зачастую рассматривались по отношению к рабству, детскому труду, торговли детьми и проституции несовершеннолетними.

В конце 19 века впервые урегулировали права ребенка в Австралии. После этого суды начали проводить в Канаде и США. Судебной системе нужен был документ, как основа юридического процесса.

В 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Она стал первым международным документом по правам ребенка. Слово «декларация» с латинского означает провозглашение. Документ выглядит как рекомендации и не обладает обязательной силой. В нем утверждены основные принципы и программные положения.

В начала работы ООН, еще в 1945 году, права и благополучие детей находились на первых позициях. В Генеральной Ассамблеи создали Детский фонд ООН, ЮНИСЕФ. Он на сегодня выступает главным механизмом помощи детям по всему миру. В 1948 году во Всеобщей Декларации прав человека отметили положение о том, что дети – это объект особой помощи. В 1959 году женевский документ доработки и новую Декларацию ООН о правах ребенка юридически зафиксировали в полном объеме.

Главная позиция Декларации – человечество обязано давать ребенку лучшее, что есть. Документ провозглашает 10 социальных и правовых норм, относящихся к защите и благополучию детей в международном формате.

Забота о детях и их защита – это обязанность семьи и отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите детей.

Создатели Декларации назначили ответственных лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не проводят эти работы. Положения отражают обязанности взрослых перед ребенком.

10 принципов Декларации прав ребенка:

  1. Дети имеют такие же права, как и их сверстники. Поэтому их нельзя ущемлять, занижать или вовсе отменять.
  2. Ребенок имеет право на достоинство и возможность формировать нравственную и духовную личностью.
  3. Государство дает детям гражданство, а родители – имя.
  4. Дети имеют социальный уход и медицинскую поддержку, которые предоставляются его матери при беременности и в послеродовой период. У каждого ребенка должно быть жилье и питание. Особенное внимание в Декларации уделяется детям школьного возраста. Рассказывается почему нужно постоянно контролировать состояние ребенка, особенно из неблагополучных семей.
  5. Неполноценные дети обеспечиваются особой заботой и вниманием.
  6. Детям нужна любовь родителей и государства, чей он гражданин.
  7. Детям предоставляется бесплатное обучение. Могут играть и развиваться. А родители учат их ответственности и полезности для общества.
  8. Определяются первостепенные возможности получить помощь.
  9. Детей нельзя бить, заставлять делать то, что не дает ему развиваться и наносит вред здоровью и эмоциональной стабильности.
  10. Ребенок имеет право на мирную жизнь, где родители учат его заботе и взаимопониманию.

Значение Декларации прав ребенка

Кратко говоря, Декларация – это программа для создания одинаковых условий на воспитание, образование, обеспечение, физическое и духовное развитие. Критерии относятся ко всем детям независимо от пола, расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или других мнений, национальности и т.д. Документ призывает родителей, общественные организации и правительство признать права детей и совместно воплощать их в жизнь.

Документ существенно повлиял на политику, дела правительства и отдельных лиц. Государства закрепили эти положения в конституциях и документах государственных и общественных организаций.

С юридической точки зрения, Декларация несовершенный документ. В ней не определяется понятие «ребенок». Сами принципы – это скорее не права ребенка, а обязанности взрослых перед детьми. Декларация не считается обязательным документом для подписания. Однако важность положений невозможно переоценить, так как Женевская декларация прав ребенка стала началом защиты прав детей. Она закрепилась в международно-правовых актах и на ее основе создаются новые документы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Декларация прав ребенка 1959 года впервые закрепила основные и обязательные для всех требования по обращению с детьми. В резолюции прописаны десять основополагающих принципов, которые будут подробно рассмотрены в этой статье.

О правах ребенка

Декларация состоит из преамбулы и ряда самих принципов. В преамбуле сообщается о вере в основные права человека, в ценность и достоинство его личности. ООН преисполнена решимости всячески содействовать общественному прогрессу и улучшению уровня жизни.

Организация ссылается на Декларацию прав человека, принятую в 1948 году. Именно этот документ признается основным источником и правовой базой для введение в действие Декларации прав ребенка 1959 года. ООН принимает во внимание, что ребенок - существо физически и умственно незрелое, нуждающееся в постоянной заботе и охране. Именно поэтому в обязанности взрослых людей входит посильное оказание помощи детям, их воспитание и обучение. В конце документа декларируется знаменитое изречение: "Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет".

Общие принципы

Декларация прав ребенка содержит в себе десять основополагающих и обязательных для исполнения правил. В первом принципе за детьми закрепляются все те свободы и права, что указаны в декларации 1948 года. Каждый ребенок в равной степени наделен правами вне зависимости от цвета кожи, языка, пола, расы, религиозных или политических убеждений, социального или имущественного положения и т.д. Таким образом, Декларация исключает любые формы дискриминации.

Во втором принципе закрепляется норма, согласно которой, ребенку должна быть обеспечена качественная социальная защита. При этом неважно, каким именно образом эту защиту можно реализовать. Нужно лишь, чтобы детям предоставлялись благоприятные условия для физического, умственного или духовного развития. Ребенок должен расти в условиях достоинства и свободы.

Третий принцип Декларации прав ребенка гласит о праве каждого рожденного человека на гражданство и имя. Обеспечиваются этими элементами все дети с самого рождения - без каких-либо исключений.

Социальные блага

Декларация прав ребенка ООН от 1959 года гласит о необходимости качественного социального обеспечения для всех без исключения детей. Закрепляется эта норма в четвертом принципе рассматриваемого документа. Что подразумевается под социальным обеспечением? Декларация гласит об уходе за ростом и развитием ребенка. Медицинское обслуживание, питание, жилище, образование и развлечение являются здесь основными составляющими элементами. Особая забота нужна детям, что родились физически или умственно неполноценными. Декларация гласит о специальном режиме и особой заботе за такими детьми.

Шестой принцип международного акта закрепляет необходимость проявления любви и понимания по отношению к ребенку. Только родительская любовь поможет гармоничному развитию личности. Таким образом, в принципах Декларации прав ребенка закрепляются не только материальные, но и моральные обязанности родителей, попечителей и опекунов.

Право на образование

Седьмой принцип Декларации прав ребенка закрепляет права детей на образование. Международный акт гласит, что хотя бы начальные стадии образовательных организаций должны быть обязательными и бесплатными.

Процессы обучения и воспитания положительно сказываются на общем культурном развитии личности. Человек приобретает возможность развить свои способности и суждения. Формируется социальная и моральная ответственность, в результате чего личность становится полноценным членом общества.

Ответственность за образование Декларация возлагает на родителей или законных представителей ребенка. Особое внимание документ уделяет развлечениям и играм, которые также оказывают положительное влияние на формирование личности.

Защита ребенка

Восьмой принцип Декларации прав ребенка (год 1959) закрепляет приоритет детей при оказании населению медицинской или любой другой помощи. Именно ребенку должна быть оказана первая помощь.

Принцип 9 закрепляет защиту детей от небрежного или жесткого отношения, грубости, эксплуатации т.д. Дети не должны работать, пока не достигнут надлежащего возрастного периода. Ребенку запрещается заниматься деятельностью, которая мешала бы его образованию, здоровью, физическому, нравственному или психическому развитию.

Что закрепляет последний из десяти принципов Декларации прав ребенка? Положение провозглашает ограждение детей от занятий или действий, которые могли бы поощрять религиозную, расовую, национальную или иную форму дискриминации. Дети должны воспитываться в духе терпимости, взаимопонимания, дружбы, всеобщего братства и мира. Каждый ребенок обязан понимать, что человеческая энергия должна быть направлена на служение другим людям.

Женевская декларация о детях

Не являются исчерпывающими международными нормами, что регламентируют защиту детей. Существуют и другие нормативные акты, также закрепляющие и провозглашающие интересы и свободы детей всего мира.

Одной из первых деклараций о детях была Женевская конвенция, принятая в 1924 году. Этот документ состоял из пяти принципов, которые запрещали детский принудительный труд, рабство, торговлю детьми и проституцию несовершеннолетних. В Декларации закрепляются хоть и довольно простые, но, в то же время, очень точные формулы. Голодный ребенок должен быть накормлен; больной вылечен;
бездомному нужно дать приют, а сироте - поддержку. Конвенция закрепляла знаменитый принцип, согласно которому, ребенок должен расти в атмосфере любви и заботы.

На некоторых положениях и была выстроена Декларация детских прав 1959 года.

Конвенция ООН

Конвенция о правах ребенка была принята в 1989 году. При этом работа над документом началась еще в 1946 году - тогда при ООН образовался специальный детский фонд. Конвенция разрабатывалась на протяжении долгих 30 лет. Периодически в текст документа вносились поправки, нормы многократно изменялись, ликвидировались некоторые положения.

Автором проекта официально считается польский профессор А. Лопаток. Сам документ состоит из трех частей и 54 статей. Первая часть устанавливает общие положения, вторая - права ребенка, а третья регулирует процедурно-правовые проблемы соблюдения Конвенции государствами. Большое внимание в документе уделяется процессам обучения и воспитания детей. В 1993 году Конвенцию приняла Российская Федерация. Чуть позже была принята и Декларация прав ребенка.

Права ребенка в России

Российская Федерация ратифицировала большинство из существующих о правах детей. Российские законы декларируют верховенство прав и свобод человека. Запрещается ограничение прав на воспитание и обучение. Каждый ребенок имеет право на профессиональную занятость или получение образования, на отдых и охрану здоровья.

Существуют в России и меры по защите детей. Так, национальные федеральные законы ограждают детей от пропаганды неравенства, нетерпимости, вооруженных конфликтов, насилия и т.д.

Существуют ли у национального права по вопросам защиты детей какие-то проблемы с международными договорами? Можно вспомнить, разве что, последний резонансный случай. Совсем недавно в ряде международных инстанций постановили, что Федеральный закон РФ "О запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних" противоречит десятому принципу Декларации прав ребенка, Конвенции ООН и некоторым другим актам о детях. В ЕСПЧ и ООН уверены, что закон порождает нетерпимость, а именно гомофобию. Все-таки международные нормы направлены на ограждение детей от любых форм дискриминации. Отечественные же законодатели сослались на конституционную норму о нравственности (статья 55). Безусловно, имели место и другие прения, однако представленный случай стал наиболее ярким и показательным.

Права ребенка зафиксированы не только в отечественном законодательстве. Они официально установлены и признаны международными документами. В качестве основных из них выступают Конвенция и Декларация прав ребенка.

Основные положения

В соответствии с международными документами, ребенком признается гражданин, которому нет 18 лет. Государство принимает на себя обязанность по защите детей. Ребенок имеет право на:

  1. Равенство.
  2. Семью.
  3. Образование.
  4. Государственную заботу и защиту, если ее нет (постоянно либо временно) от родителей.
  5. Свободу выражения мыслей.
  6. Собственное мнение.
  7. Гражданство и имя.
  8. Получение информации.
  9. Защиту от жестокого обращения и насилия.
  10. Медицинское обслуживание.
  11. Досуг и отдых.
  12. Дополнительную государственную поддержку при наличии особых потребностей.

Нормативная база

На национальном и международном уровнях принято большое количество специальных актов. В 1989 году была принята Конвенция. Она состоит из 54 статей. Все положения, включенные в нее, распространяются без исключения на всех детей. В России в качестве основного нормативного документа выступает ФЗ № 124. Его положения устанавливают гарантии прав ребенка в РФ. Они приняты в соответствии с международными актами.

Женевская Декларация прав ребенка

Впервые она была принята в 1924 году. Ее содержание сводилось к описанию пяти положений, обеспечивавших защиту детей от торговли, проституции и рабства. Первая Декларация ООН о правах ребенка стала серьезным прорывом в международном законодательстве. Однако необходима была несколько иная защита несовершеннолетних. Принципы Декларации прав ребенка были доработаны. Новая редакция была принята в 1959 году. В этом документе основные гарантии были зафиксированы в расширенном варианте. Разработчиками была определена ответственность тех, кто обязан обеспечивать, воспитывать, учить несовершеннолетних, но не делает этого. Международная Декларация прав ребенка излагает, таким образом, обязательства взрослых перед детьми.

Преамбула

В этой части провозглашаются основания, по которым принимается Всеобщая Декларация прав ребенка. Этот документ базируется на:

  1. Утверждении народами Объединенных Наций в своем Уставе веры в ценность и достоинство личности.
  2. Решимости содействовать общественному развитию и улучшению качества жизни при большей степени свободы.
  3. Декларации о правах человека, в которой установлено равенство людей вне зависимости от их пола, религии, цвета кожи, расы, политических и прочих убеждений, социального или национального происхождения, имущественного положения и иных обстоятельств.
  4. Том факте, что ребенку вследствие его умственной и физической незрелости требуется социальная забота и охрана, надлежащая правовая защита и до и после рождения. Эта необходимость была зафиксирована в акте от 1924 года и признана в других документах международных организаций и специализированных учреждений, занимающихся вопросами, касающимися благополучия детей.
  5. Утверждении, что ребенок должен получать лучшее, что имеет человечество.

Равенство

Декларация прав ребенка распространяет свое действие на всех детей. Положения документа должны признаваться за всеми несовершеннолетними без исключений и каких-либо различий либо дискриминации по признаку пола, религии, цвета кожи, языка, социального/национального происхождения, рождения, имущественного положения и прочего обстоятельства, относящегося к самому малолетнему или к семье.

Защита

Декларация прав ребенка утверждает необходимость обеспечения специальной охраны законами и прочими средствами. Для несовершеннолетних должны быть созданы благоприятные условия и предоставлены возможности, позволяющие развиваться нравственно, умственно, духовно, физически, здоровым в социальном отношении. Этот процесс должен идти нормальным путем в условиях достоинства и свободы. В ходе принятия законодательных актов для реализации этих задач главным должно быть намерение наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетних.

Социализация и блага

Декларация устанавливает требование о том, что с рождения человек должен иметь право на гражданство и имя. Несовершеннолетнему необходимо предоставлять блага социального обеспечения. Ребенку принадлежит право на здоровое развитие и рост. Для этого специальная охрана и уход (дородовой и послеродовой в том числе) должны обеспечиваться и ему, и его матери. Несовершеннолетнему принадлежит право на надлежащее жилище, питание, медицинское обслуживание и развлечение. Декларация прав ребенка устанавливает требование о том, что неполноценным в социальном, психическом, физическом отношении гражданам до 18 лет должен обеспечиваться специальный уход, забота и образование, необходимые ввиду особенностей состояния.

Гармоничное развитие

Несовершеннолетний нуждается в понимании и любви. В тех случаях, когда это возможно, ребенок должен расти под ответственностью и на попечении родителей в атмосфере любви, материальной и моральной обеспеченности. Малолетний не может быть, кроме ситуаций с исключительными обстоятельствами, разлучен со своей матерью. На публичных структурах власти и обществе лежит обязанность обеспечивать особую заботу детям, не имеющим семьи и достаточных средств для существования. Желательно, чтобы законодательства государств прописывали предоставление многодетным семьям пособия на поддержку несовершеннолетних.

Образование

Декларация прав ребенка устанавливает обязанность государств обеспечить бесплатное и обязательное обучение, по крайней мере, на начальных этапах. Несовершеннолетний должен получить образование, которое будет способствовать его культурному развитию, совершенствованию его личного суждения и способностей, сознанию социальной и моральной ответственности, становлению полезным для общества. Руководящим суждением для лиц, на которых лежит обязанность за обучение, должно быть наилучшее обеспечение интересов детей. Эта ответственность в первую очередь налагается на родителей. Несовершеннолетнему должна обеспечиваться полная возможность развлечений и игр, которые были бы ориентированы на цели, преследуемые обучением. Способствовать реализации права на образование должны органы власти и общество.

Охрана

Дети должны быть при любых обстоятельствах в числе тех, кто первыми получает помощь и защиту. Несовершеннолетних необходимо оградить от всех форм жестокости, небрежного отношения и эксплуатации. Ребенок не может быть объектом торговли ни в каком ее виде. Малолетнего не допускается принимать на работу до достижения им установленного возрастного минимума. Ответственные лица не вправе поручать ребенку занятие или трудовую деятельность, вредные для его образования и здоровья, препятствующие нравственному, умственному и физическому его развитию.

Заключение

Преступления против подростков и детей совершаются повсеместно. Эта проблема стоит перед мировым сообществом в числе первых. Декларация провозглашает требование оградить детей от практики, в рамках которой может поощряться религиозная, расовая или иная форма дискриминации. Несовершеннолетнего надлежит воспитывать в духе терпимости, взаимопонимания, международной дружбы и братства. Ребенок должен пребывать в полном сознании того, что его способности и энергия должны быть посвящены служению на пользу общества. Все лучшее, что присутствует на планете, принадлежит детям, равно как и взрослым. Оно не может быть отнято у несовершеннолетних ни по чьей прихоти. Взрослые несут полную ответственность за обеспечение защиты, заботу, воспитание, материальное содержание, здоровое развитие детей.