Организация оповещения населения. Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Способы оповещения и информирования населения об опасностях

В настоящее время применяются различные методы оповещения и информирования населения с задействованием наиболее современных технических средств и возможностей. Применяются они, чтобы широкие слои в кратчайшие сроки узнали всю экстренную информацию о сложившейся обстановке, если возникает ЧС, угроза ЧС, связанная с особенностями природы, техногенными причинами, военной активностью. Используются оповестительные системы и при необходимости срочно сообщить о ЧС, спровоцированных упомянутыми факторами. В рамках сообщения обязательно упоминают по шагам, как человек должен вести себя, какие первичные защитные меры принять, чтобы снизить вероятность ущерба для здоровья, имущества.

А надо ли?

Оповещение населения об опасности - использование СМИ и иных информационных каналов для передачи сведений относительно ЧС, которые уже возникли либо могут произойти с высокой степенью вероятности. Дополнительно специальные службы сообщают, какими мерами можно защитить себя, какие приемы использовать, какие территории наиболее безопасны. Подобные мероприятия - важнейший способ пропаганды знаний относительно защиты участков, людей от ЧС. Раскрываются аспекты гражданской безопасности. Нередко актуальные сведения передаются относительно водных объектов. Оповещения необходимы при возникновении высокой вероятности возгораний с целью предупреждения пожаров.

Через сигналы оповещения населения можно оперативно предоставить широким слоям максимум сведений относительно правил поведения, а также привлечь внимание людей к сложившейся ситуации. Это особенно актуально в условиях доминирования стереотипов а-ля «само пройдет» и «меня не коснется». Массовое громкое уведомление о факторе опасности дает шанс всем и каждому осознать всю тяжесть обстоятельств, сложившихся в текущий момент, а четкое инструктирование касаемо действий предотвращает панику и хаос.

Как это работает?

Оповещение населения в условиях ЧС реализуется применением специализированного технического потенциала, организационных методов. Необходимо объединение сил, ресурсов нескольких госинстанций для обеспечения совместной работы разных путей передачи данных широкой аудитории. Применяя средства оповещения, технологии связи, вещательные сетки, общеиспользуемые каналы, можно довести жизненно важную информацию. Не стоит пренебрегать возможностями госструктур, госсистем, разработанных специально для ЧС. В настоящее время действует так называемое объединение РСЧС - единая госсистема, призванная предупреждать о ЧС и координировать работы при ликвидации последствий.

Существует несколько разноуровневых систем оповещения и эвакуация населения. Самый масштабный - это федеральный, то есть такая сеть передачи данных, посредством которой сведения распространяются по территории всей державы. Несколько менее масштабны межрегиональные оповестительные системы, работающие одновременно в нескольких субъектах в пределах одного федерального округа. Далее следуют региональные, охватывающие отдельные субъекты, муниципальные, ответственные за передачу сведений населению муниципального образования, и объектные. Последние (они же - самые мелкие) представляют собой такие локальные оповестительные системы, которые созданы для передачи срочной информации жителям районов, где находятся объекты, потенциально представляющие опасность для человека.

Своевременно и по назначению

Система централизованного оповещения населения разработана не только лишь для предоставления сведений широкой аудитории, но с целью своевременного привлечения внимания к сложившейся обстановке чиновников, федеральных органов исполнительной власти, властных субъектных инстанций. Через оповестительные системы сведения поступают в территориальные образования МЧС, открытые в регионах центры, ответственные за гражданскую оборону, ликвидацию последствий различных негативных событий. Данные оперативно разносятся между инстанциями, обязанными решать задачи ГО, принимать меры по предупреждению наступления тяжелых последствий.

Столь сложная, разветвленная, многоуровневая система централизованного оповещения населения позволяет быстро донести сигналы, данные о ГУ МЧС, исполнительной власти, которые затем уже передают переформатированные данные широкой аудитории. Региональные оповестительные системы также работают с ГУ МЧС (отделы, отвечающие за конкретный регион), руководством по ГО. Через системы регионального уровня сведения поступают диспетчерам, муниципальным службам, ответственным за защиту широкой аудитории органам, спецотрядам, обеспечивающим ГО. Наконец, данные направляются населению федерального субъекта.

Муниципальный уровень

В таких масштабах оповещение и информирование населения об опасности организовано с целью доведения информационных сводок до начальников расчетов ГО, спецсил, отрядов, привлеченных для работы в случае ЧС (включая предупреждение такой ситуации), диспетчеров, дежурных, а также простого населения, обитающего на территории этого муниципального формирования.

Локальный уровень

Такое оповещение населения о чрезвычайных ситуациях необходимо для предоставления данных о сложившейся обстановке лицам, живущим на территории, за которую оповестительная система отвечает, а также диспетчерам, дежурным, спасателям, аварийным службам, руководству, обеспечивающему ГО на этой территории.

Систематизированный подход - залог успеха

Чтобы оповещение населения о ЧС дало результаты, необходимо прибегать к комплексным мерам привлечения внимания к сложившейся обстановке. Если есть вероятность ЧС либо таковое уже случилось, необходимо применять программные, технические средства, оповестительные мощности, методы мониторинга техногенных, природных процессов, явлений. Важно иметь в распоряжении и уметь пользоваться функционирующими методами проведения сигналов и особенно важной информации к тем, кому эти сведения жизненно нужны. Таковые должны поступать и в госорганы, управляющие госсистемой предупреждения ЧС и борьбы с последствиями. Современные требования безопасности федерального уровня обязывают использовать автоматизированные, автоматические средства донесения сведений до широких кругов.

Специальные техсредства для передачи информации, оповещения населения о ЧС обычно устанавливаются в местах массового нахождения людей. Речь идет о технике, через которую можно транслировать звук, видео, сообщения в иной форме, уведомляющие о возможности ЧС. Через такой объявление обязательно инструктируют, как нужно вести себя в настоящий момент, какие первичные меры принимать при изменении обстоятельств.

Не бойся!

Современные способы оповещения населения были разработаны как первичная мера предупреждения панического настроения среди широких слоев населения при возникновении ЧС. Не секрет, что самые разные причины такой обстановки, что мирные, что военные - повод для страха. Испуганные многочисленные людские массы не менее опасны, нежели иные природные обстоятельства, расцениваемые как ЧС. Предсказать итоги паники в большом скоплении людей крайне сложно. Такой фактор сильно угнетает положение, усиливает негативные последствия ЧС. Минимизация его возможна через грамотно организованное оповещение, для чего и была разработана такая сложная система с большим количеством уровней. Сигналы оповещения необходимо транслировать заранее, четко соблюдая установленный законами порядок передачи информации. Корректная подача сведений - залог адекватной реакции широкой аудитории.

Оповещение населения предполагает своевременное донесение информации о возможности землетрясения, наводнения, иного стихийного явления. Если произошла катастрофа, авария, через специальные системы транслируются данные о событии. Проводная связь, телевидение, радио - все эти каналы необходимо применять для полноценного охвата максимально многочисленной аудитории.

Актуальность вопроса

Отличительная черта нашей державы - большая протяженность радиолиний. Нет таких более-менее крупных населенных пунктов, где бы ни была оборудована радиоточка, узел для ретрансляции. Предприятия, учреждения, заведения, сельскохозяйственные объекты оснащены радиоузлами. Не менее важны телевизионные центры, ретрансляционные станции, радиостанции разного уровня - от федеральных до местных. Посредством всей этой технической мощи оповещение населения можно произвести в короткий срок и высоким процентом охвата.

Очень сложно найти такое жилое строение, даже частный дом, где не было бы собственного приемника радио, точки для доступа к сети. В крупных населенных пунктах представлены электрические сирены, установленные на крышах строений и на производственных территориях. Столь разветвленная сетка дает возможность быстро передавать информацию о ЧС, объясняя, что произошло, как вести себя, в чем специфика условий.

Историческая сводка

Столь массовым оповещение населения в пределах нашей державы стало в период Великой Отечественной войны, когда актуальные сведения о возможности воздушного нападения стали залогом успешного выживания мирного населения. В тот период наибольшую ответственность за своевременную подачу информации несли сирены, радиотрансляционная сетка вещания. Подобный слаженный механизм соответствовал духу времени, техническим возможностям того периода.

Как можно узнать из исторических сводок, оповещение населения в период Второй мировой обычно позволяло своевременно сообщить о тревожной обстановке и дать отбой, а аудитория без проблем слышала звуки и правильно их идентифицировала. Если раздавался сигнал воздушной тревоги, необходимо было срочно покинуть место пребывания и направиться в ближайшее укрытие. Такой звук информировал, что нападение с воздуха возможно в ближайшие же минуты.

Все течет, все изменяется

В наши дни системы оповещения населения стали сложнее, технологичное, эффективнее. Многое связано с изменением условий их эксплуатации. Вторая мировая закончилась, международная обстановка существенно изменилась, общественность обнаружила новые потребности. Оповестительные системы, позволяющие предупреждать о ЧС, как оказалось, нужны намного более широкие, нежели были организованы в военное время. На основании этого в 1988 был издан официальный государственный документ, призывавший реорганизовать оповестительную систему.

В настоящее время информационный сигнал в большинстве случаев - сирена, блок новостей по радио, телевидению. Длительность передачи - до трех минут. Старт сообщения стандартизирован: «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». Благодаря такому началу удается быстро привлечь внимание широких слоев населения и добиться достаточной тишины, благодаря чему все люди в зоне действия источника информации могут в равной степени хорошо расслышать сведения. Далее диктор сообщает, какие нужно принять последовательные шаги в рамках обеспечения собственной безопасности.

Технические моменты

Современная система оповещения населения - это такой метод передачи информации о происходящем или возможном событии, основная задача которого - привлечь внимание даже самых рассеянных слушателей. Для этого начало информационного блока передается на завышенной громкости. Это обусловлено техническими особенностями: сиренный электрический двигатель девять секунд пребывает под напряжением, что становится причиной формирования широкодиапазонной мощной звуковой волны. Следующие шесть секунд напряжение блокируется, за счет чего звучание становится слабее. Одиннадцатикратное повторение цикла - достаточный период, чтобы привлечь внимание широкой аудитории; после этого сирена отключается. «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» представляет собой сообщение длительностью ровно 165 секунд.

В норме сирены ставятся в населенных пунктах, численность обитателей которых - от полутысячи и более. Чтобы звуковое покрытие было максимальным, установки монтируют на крышах высоких зданий. Один прибор стандартного типа С-40 позволяет покрыть звуком 300-700 м2 в условиях городской зашумленности и высокоэтажных строений. Для усиления эффективности звуковые сигналы могут дополняться прерывистыми промышленными, транспортными гудками.

Это важно

Чтобы вся описанная система действительно работала, необходимо довести до широкой аудитории информацию о значении всех звуков. Обычно значение сирен, гудков рассказывают в школе на уроках ОБЖ, в учебных заведениях других уровней в рамках курсов, связанных с безопасностью, особенностями социального устройства и безопасности. Необходимо помнить эти сведения, чтобы в случае ЧС быстро сориентироваться в происходящем и понять, что означают громкие резкие звуки.

Альтернативный вариант

Чтобы быстро донести сведения до людей, находящихся вне стен дома, в населенных пунктах продумана система громкоговорителей. Это универсальные приборы, через которые транслируются и сигналы сирен, и речевые сообщения. Обычно механизмы устанавливают там, где бывают толпы - крупные улицы, площади, транспортные, торговые объекты. Работоспособность громкоговорителя обеспечивается его связью с радиотрансляционной городской сетью. Включаются такие приборы через специальные устройства. Доступ к ним имеют только дежурные и ответственные лица, занимающиеся вопросами ГО.

В целом, как показывает практика, именно ответственность дежурных, компетентность сотрудников - залог успешного информирования населения. Настоящий ценный работник - тот, кто способен быстро проанализировать сложившуюся ситуацию и запустить оповестительную систему.

Кто обязан?

Правовыми нормативными актами ответственность за обеспечение связи и запуск оповестительных систем возложена на руководящий состав органов, созданных для защиты жителей страны. Непосредственные операции по исполнению - сфера ведения начальников служб регионального, районного уровня, отдельного объекта. Такие лица должны своевременно проверять и поддерживать аппаратуру в рабочем состоянии, контролировать качество кабелей, воздушных линий передачи данных. Если нужны восстановительные, аварийные мероприятия, начальствующий состав должен организовать их в кратчайшие сроки. Для этого должностной инструкцией и служебным положением даны различные средства и инструменты, включая человеческие силы - формирования профессионалов, способных исполнить конкретное сформулированное задание.

Чтобы в момент происшествия быстро реализовать оптимальную последовательность мероприятий по оповещению населения и направлению действий широкой аудитории, следует иметь заранее разработанный план действий. Его составление - сфера ответственности организаций, занимающихся ГО, ЧС. При информировании именно такой план становится главным документом. В нем фиксируется, какие методики использовать, чтобы эффективно распространить поступившую из центральных источников информацию. Население, в свою очередь, должно принять соответствующие меры, чтобы обезопасить себя лично, следует поступившим через передатчики инструкциям.

Для тех, кто дома

Информирование аудитории, находящейся в стенах дома, реализуется через информационные блоки по телевидению, радио и другим каналам передачи звука. Если в населенном пункте прозвучал привлекающий внимание описанный выше сигнал сирен, следует сразу включить телевизор или радио, иной ретранслятор, чтобы прослушать звуковое оповещение. Это даст доступ к официальной информации о ЧС и общее представление о мерах, посредством которых можно себя обезопасить.

Длительность речевого информационного блока - не более пяти минут. Для передачи этих сведений прерывают стандартные программы вещания с определенной периодичностью.

Оповещение населения об опасности – процесс, обеспечивающий оперативное доведение заранее установленных сигналов и речевых сообщений до органов управления Единой государственной системы ГО и ЧС, должностных лиц объектов экономики и населения, проживающего вблизи территории, которая может подвергнуться поражению (заражению).

Оповещение и информирование населения вблизи объекта экономики являются самыми эффективными способами защиты. Оповещенное персонал и население вблизи объекта может своевременно, до воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, принять меры своей защиты.

Оповестить население – значить предупредить его о надвигающемся наводнении, пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе, угрозе теракта или начала военных действий. Для этой цели используются все средства проводной, радио – и телевизионной связи.

В целях оповещения и информирования населения используются:

    городские сети связи (радио, телевидение, телефон, в том числе мобильные сети);

    силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Рис.5. 2. Электрическая сирена С – 40.

Подавляющее большинство объектов экономики имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они мощной системой телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций. Вся эта система дополняется развитой сетью электрических сирен производственных объектов и больших городов.

Современная система оповещения включает следующую информацию и сигналы:

    сигнал «Внимание всем!», как правило, передается воем сирен объектов экономики. Услышав этот сигнал, необходимо включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение районной (городской) подсистемы Управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Речевое сообщение может быть такого варианта:

    «Внимание! Говорит штаб Комиссии города по делам ГО и ЧС. Граждане! Произошла авария на водозаборной станции с выбросом хлора в атмосферу. Подход зараженного воздуха к объекту может быть через 2 – 2,5 часа. Рекомендуем: закрыть окна и двери, произвести герметизацию рабочих помещений; покинуть все подвальные помещения объекта (хлор тяжелее воздуха, стелется по земле и заполняет все низинные места). Выдача противогазов осуществляется со склада хранения с 10 часов».

Такая информация передается несколько раз в течение примерно 5 минут. Это время позволяет принять и осуществить рекомендованы меры защиты.

    В военное время при возникновении воздушной, химической или радиационной опасности подается сигнал воем сирен, то есть сигнал «Внимание всем!», а затем речевая информация. К примеру: «Внимание! Говорит штаб Комиссии города по делам ГО и ЧС. Граждане! « Воздушная тревога!», « Воздушная тревога!» Населению занять укрытия согласно расчета в своём районе. По этому сигналу о непосредственной угрозе нападения противника, действовать надо быстро. Отключить (в темное время) наружное и внутреннее освещение, задёрнуть шторы (для светомаскировки), перекрыть газ, отключить воду, взять средства защиты, документы, ценные вещи и быстро занять своё место в убежище. Если сигнал оповещения застал вас на улице, покиньте транспортное средство и спуститесь в ближайшее убежище (метрополитен, перекрытый подземный переход и др.). Только с получением сигнала: «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги!» можно продолжить движение, работы и т.д.

    Сигнал « Радиационная опасность» подается при начале радиоактивного заражения (загрязнения) данной территории. Он доводится до населения в целях принятия мер безопасности. При нахождении дома житель обязан: закрыть окна, двери; надеть респиратор (противогаз) и приступить к герметизации жилища. Информацию об этих действиях население получить средствами связи города (района) от штаба Комиссии по делам ГО и ЧС. По команде штаба: «Все в укрытие!» Надеть средства защиты, противогаз (респиратор). Взять документы, запас продуктов и воды, медикаменты, предметы первой необходимости и следовать в убежище.

    Сигнал «Химическая тревога» подаётся при появлении признаков химического (биологического) заражения или обнаружении аварии на химически опасном объекте. Внимательно слушайте сигналы оповещения и инструкцию по действию по ним от штаба Комиссии по делам ГО и ЧС города (района). Инструкция по действию населения имеет целью максимально оказать помощь населению по уменьшению поражений от той или иной опасности.

    Сигнал «Отбой химической тревоги» подается в тех случаях, когда опасность для жизни населения полностью миновала. Обычно в тех случаях, когда ликвидация последствий химического заражения, проведена полностью.

В статье поговорим об оповещении населения о чрезвычайных ситуациях. Это довольно важная тема, так как происшествие может случиться в любой момент времени. Мы обсудим основные постулаты работы спасательных служб, а также наиболее частые сигналы, которые должно знать как можно большее количество людей.

Актуальность вопроса

В постановлении об оповещении населения о чрезвычайных ситуациях говорится о том, что при правильной работе можно добиться поразительных результатов. Однако почему может возникнуть подобная ситуация? Дело в том, что в последнее время в каждом городе сконцентрированы очень крупные точки промышленности. Из-за этого усложняется протекание технологических процессов. Очень часто могут возникать радиационные, взрывные, пожарные, химические опасности. Причиной катастрофы может стать банальный износ оборудования. Кстати, при статистическом рассмотрении данного вопроса можно заметить, что большинство аварий происходит именно из-за этого.

Также надо понимать, что катастрофы уносят человеческие жизни и наносят большой материальный ущерб. Не будем сюда относить оповещение населения о чрезвычайных ситуациях природного характера, так как в подобной ситуации немногое подвластно человеку. Всё, что в этом случае могут сделать люди, это принять все меры для своего спасения.

Но данный вопрос нуждается в рассмотрении потому, что на данный момент подобные ситуации происходят довольно часто. Кроме того, если правильно организовать систему оповещения, можно очень сильно сократить не только людские потери, но и ущерб. Однако что означает оповещение населения? Цель этого действия состоит в том, чтобы предупредить людей о приближающейся угрозе. Только так можно подготовить население и передать ему какую-то информацию.

Очень важно при этом рассказывать о последовательных действиях, которые надо выполнять для своего спасения. Особенно актуальна организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, если опасный инцидент происходит в условиях военного времени. Надо понимать, что в таких случаях всё зависит от времени, так как спастись можно за считанные минуты.

Однако последние события показывают, что на данный момент система оповещения работает не так хорошо, как хотелось бы. Все чаще происходят ситуации, когда люди массово гибнут из-за того, что не были вовремя извещены о приближающейся катастрофе. Однако проблема состоит в том, что массовые средства вещания в небольших городах и сельских населенных пунктах очень часто отсутствуют. Но тем не менее проводится максимальное усовершенствование системы информирования людей. Работа проводится по нескольким фронтам и подразумевает определение основных задач и функций, исследование видов оповещения граждан, описание требований, которые применяются к современным спасательным службам.

Но надо понимать, что для того, чтобы хорошо работала система оповещения населения, должна отлично функционировать система оповещения органов гражданской обороны. Только при этом условии население вовремя получит все указания. При этом исполнительные органы должны сработать очень быстро и точно, для того чтобы составить максимально точное сообщение и передать в нём максимум информации. Также очень важен психологический момент, который заключается в том, что сведения нужно подавать спокойным и ровным голосом, чтобы воззвать к человеческому рассудку.

Сигналы оповещения

Сигналы оповещения необходимы для того, чтобы органы гражданской обороны могли незамедлительно передавать информацию о физическом или бактериологическом заражении, эвакуации, радиационной опасности, воздушном нападении или угрозе затопления. Благодаря современным приборам можно очень быстро определить направление движения, место и время определенного носителя угрозы. Благодаря этому существенно увеличивается скорость передачи сигнала в штабы гражданской обороны. Но чаще всего сигналы используются при нападении противника, когда реальное время для спасения ограничивается несколькими минутами. Особенно это важно, когда угроза касается не отдельных людей, а всего населения. В таком случае масштабы катастрофы могут быть огромны.

Важность

Сложно переоценить важность своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Благодаря этой системе огромное количество людей успевает укрыться в течение первых 10-15 минут после предупреждения. В процентном соотношении потери людей снижаются с 90% до 5-7%. Особенно это актуально тогда, когда противник использует оружие массового поражения. Именно поэтому защита населения в основном зависит от качества организационной работы спасателей, а также от работы системы оповещения. Выполнение этих функций возлагается на штабы гражданской обороны.

Методы оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации

Производится на всех уровнях связи. Это и телевидение, радиовещание, использование средств для подачи световых и звуковых сигналов, применение специальной аппаратуры. Одновременно с этим населению даются указания, которые требуют незамедлительного выполнения. Если это природный катаклизм, то заранее сообщается приблизительное время начала трагедии, время приближения зараженного воздуха например. Сигналы, которые поступают от высшего штаба, дублируются всеми остальными штабами. Есть ряд сигналов, которые используют в системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. О них мы и поговорим ниже.

Сигнальное оповещение

Специальная обработка

Порядок оповещения населения о чрезвычайной ситуации может включать специальную обработку. Это значит, что в результате использования противником оружия люди, транспортные средства, сооружения, территория, техника, продовольствие, вода, пищевое сырье могут оказаться зараженными при помощи бактериальных средств. Для того чтобы исключить дальнейшее распространение заражения, проводится специальная обработка. Она включает в себя обеззараживание различных предметов и полную санитарную обработку не только населения, но и личного состава спасательных отрядов. Обеззараживание подразумевает выполнение комплекса работ по дегазации, дезактивации и дезинфекции потенциально зараженных поверхностей.

Дезактивация — это удаление потенциально опасных радиоактивных веществ с различных поверхностей. При этом может обрабатываться техника, различные транспортные средства, одежда, здания и сооружения, вода. Обычно дезактивацию проводят в тех случаях, когда возможная степень заражения превышает предельные значения. Эта операция может быть частичной и полной. Также надо заметить, что она выполняется двумя способами, а именно физико-химическим и механическим. Последний подразумевает удаление радиоактивных элементов заражённых предметов. Физико-химический метод подразумевает использование различных растворов, при которых радиоактивные вещества уничтожаются.

Дегазация — это специальный метод, который используется для разложения ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. Также этот процесс подразумевает удаление токсичных веществ с различных предметов для того, чтобы избежать зараженности. Проводится при помощи полировочных машин и других специальных технических приборов. Также используются органические растворители, моющие растворы и вода. Дегазация может быть частичной или полной.

Дезинфекция подразумевает полное уничтожение всех возбудителей заразных болезней при помощи бактериальных средств. Дезинфекция может быть профилактической, текущей и заключительной. Она проводится физическим, химическим, механическим способами. Санитарная обработка представляет собой целый комплекс мероприятий, которые направлены на ликвидацию последствий заражения населения и спасательных бригад. Если санитарная обработка проводится своевременно и на высоком уровне, то она позволяет предотвратить полное распространение инфекции за зоной заражения. Может быть частичной и полной.

Частичная санитарная обработка подразумевает исключительно механическую очистку наружных поверхностей, открытых участков кожи и так далее. Это временная мера, которая проводится в очаге поражения. Но главная цель состоит в предотвращении повторного инфицирования людей. Полная санитарная обработка подразумевает абсолютное обеззараживание тел и предметов при помощи дезинфицирующей жидкости. Сюда входит полная обмывка людей, их одежды. Цель такой обработки заключается в полном обеззараживании от отравляющих и радиоактивных веществ. Такой мере подвергаются спасательные бригады, служащие, рабочие и эвакуированное население. Она проводится после выхода из очага поражения. Обеззараживание личных средств, одежды и обуви может проходить несколькими способами в зависимости от конкретной ситуации. Это может быть газовый способ, когда очищение происходит в специальных камерах, камерный способ, кипячение, стирка с использованием специальных средств, замачивание в дезинфектантах.

Уровни системы

Рассмотрим пять основных уровней системы оповещения. Первый, самый важный уровень - это федеральный, на котором происходит оповещение всех наиболее важных служб на территории страны. Вторая важная ступень - межрегиональный уровень, на котором происходит оповещение в пределах федерального округа. Третья ступень - это региональное информирование, которое происходит в крупных регионах. Этот уровень очень важен, так как благодаря ему удаётся правильно скоординировать взаимодействие территориальных единиц. Следующий уровень системы оповещения - муниципальный, когда происходит оповещение на местном уровне. И самой последней ступенью становится объектовый уровень оповещения, когда людям доносят информацию о потенциально опасном объекте.

Но при этом надо понимать, что эффективность работы людей на всех этих уровнях зависит не только от того, насколько хорошо у них прописана должностная инструкция, но и от того, как они сами относятся к выполнению служебных обязанностей. Ведь очень часто происходят конфузы исключительно из-за того, что люди халатно относятся к выполнению своих профессиональных задач.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, предусматривают своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях с помощью комплексного использования государственных и коммерческих систем проводного, радио- и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

В соответствии с федеральными законами «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» силы и средства гражданской обороны участвуют в защите населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Поэтому вопросы оповещения и информирования населения об опасностях мы рассмотрим в комплексе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций как в военное, так и в мирное время. Система управления и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в РСЧС.

На территории всех субъектов Российской Федерации созданы территориальные системы централизованного оповещения, которые находятся на постоянном дежурстве.

Кроме централизованной системы оповещения, в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, аварийно опасных объектов) создаются локальные системы оповещения, которые являются частью территориальных систем.

Основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях является передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио- и телевизионного вещания. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Это сигнал «Внимание всем!». По сигналу необходимо включить радио или телевизионные приёмники на местной программе передач и прослушать сообщение органов ГОЧС.

Действия населения после прослушивания речевой информации зависят от конкретных условий.

В 2004 г. завершена работа по созданию единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) на базе телефона 01 (единый телефон пожарных и спасателей МЧС России). Анализ конкретных ситуаций показал, что эффективность реагирования на обращения граждан на территориях, где функционирует ЕДДС, увеличилась на 40%.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 г. назначен номер 112.

Некоторые задачи, которые должна решать система ЕДДС-112:

  • приём оператором по номеру 11 2 вызовов (сообщений о происшествиях) и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;
  • передача информации о происшествиях в дежурно-диспетчерс-кие службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
  • автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;
  • регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру 112 (запись, архивирование, поиск, передача и др.);
  • ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях), а также о его основных результатах.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приёмах и способах защиты населения от них.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие приём, обработку и передачу аудиосообщений и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

МЧС завершило создание «Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения» (ОКСИОН) в городах с населением более миллиона человек. Система ОКСИОН направлена на своевременное оповещение населения в местах массового пребывания людей при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, на предупреждение преступлений, контроль за радиационной и химической обстановкой, для профилактики чрезвычайных ситуаций и правонарушений, а также сбора информации о предпосылках возникновения кризисных ситуаций.

Выводы

  1. Основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в мирное время и в условиях войны, а также доведения до населения информации об обстановке и его действиях в сложившихся условиях является речевая информация с использованием государственных и местных сетей проводного, радио- и телевизионного вещания.
  2. Перед подачей речевой информации даётся предупредительный сигнал «Внимание всем!» (гудки, сирены).
  3. Умелые и чёткие действия каждого гражданина по сигналу «Внимание всем!» и строгое соблюдение правил поведения позволят своевременно принять меры защиты, сохранить и спасти жизнь себе и окружающим.

Вопросы

  1. С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?
  2. Как организованы централизованные системы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях?
  3. Для каких целей создаётся единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 112?
  4. Как вы будете действовать, если по радио услышали об угрозе наводнения (например, в результате гидродинамической аварии) и распоряжение об эвакуации? Что возьмёте с собой в первую очередь? Обоснуйте свой ответ.

Задания

  1. Объясните, для каких целей подаётся сигнал «Внимание всем!» и что необходимо сделать по этому сигналу. При выполнении задания можно использовать раздел «Дополнительные материалы».
  2. Подготовьте сообщение на тему «Создание в Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) на базе телефона 01. Положительный эффект, полученный в результате этого мероприятия».
  3. Используя средства массовой информации и Интернет, приведите конкретные примеры обращения граждан Российской Федерации в единую дежурно-диспетчерскую службу и быстрого реагирования служб МЧС на сигналы населения.

Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

Процесс оповещения населения обязательно сопровождается оповещением органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения и аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

Оповещение предусматривает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС), а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации о возникающих угрозах и порядке поведения в создавшихся условиях.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности "Внимание всем!".

Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.

Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Сигналы оповещения и информация, доводимые до органов управления, должностных лиц и сил РСЧС носят характер и содержание, соответствующие решаемым задачам.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения - федеральный, региональный (областной, краевой, республиканский), местный (муниципальный) и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются региональный, местный и объектовый.

Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.

Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления РСЧС данного уровня. Решение на применение системы оповещения любого уровня принимает соответствующий глава администрации (начальник гражданской обороны).

Следует подчеркнуть, что промедление с применением системы оповещения в значительной мере снижает эффективность защитных мероприятий и может привести к неоправданным жертвам и потерям среди населения. Это подтверждается трагическими событиями в первые сутки при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Системы централизованного оповещения регионального уровня.

Системы централизованного оповещения регионального уровня являются основным звеном в ряду систем оповещения РСЧС. Именно с этого уровня планируется организация централизованного оповещения населения в масштабе субъекта Российской Федерации.

Задачами СЦО регионального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней и их должностных лиц, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО этого уровня.

Информация, доводимая до органов управления и должностных лиц, носит оперативный характер, а до населения доводится информация о характере и масштабах угрозы, а также о действиях в создавшихся условиях.

СЦО территориального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение СЦО местных уровней. Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов и речевой информации. Время перехвата каналов связи определяется техническими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена СЦО данного территориального уровня и установленной длительностью передачи речевого сообщения.

Схема построения системы оповещения населения субъекта Российской Федерации

Верхние звенья СЦО регионального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям регионального уровня по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.

Элементы комплекса аппаратуры среднего звена СЦО территориального уровня устанавливаются на предприятиях местных органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).

Оконечные комплекты аппаратуры оповещения СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС, созданных при органах местного самоуправления, в органах управления сил, непосредственно подчиненных органам исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.

Системы централизованного оповещения местного уровня.

К местному уровню относятся системы оповещения города и сельского района. Задачами систем оповещения местного уровня являются оповещение должностных лиц данного уровня и органов управления объектового уровня, а также населения, проживающего на территории, охватываемой системой оповещения этого уровня.

Управление системой оповещения местного уровня может осуществляться непосредственно от оперативно-дежурной службы органов управления ГОЧС, созданным при органах местного самоуправления, или через дежурную смену узла связи города (района), где установлена аппаратура управления системой оповещения.

В региональные системы централизованного оповещения включены только районные центры, а население в других населенных пунктах сельской местности оповещается, в основном, по сетям радио - и телевещания, сельской телефонной сети, мобильными звукоусилительными средствами отделов внутренних дел и путем подворного обхода.

Систем оповещения населения сельских населенных пунктов с организацией управления из районного центра, в полном виде, у нас в стране практически нет, хотя проектные решения на их создание имеются.

Системы оповещения объектового уровня.

Все системы оповещения этого уровня можно разделить на локальные системы оповещения, создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные электростанции, химически опасные объекты, гидросооружения), и системы оповещения, создаваемые на других объектах экономики, не отнесенных к потенциально опасным.

Локальные системы оповещения (ЛСО)

Создание локальных систем оповещения определено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".

На территории субъектов Российской Федерации насчитывается несколько тысяч потенциально опасных объектов, аварии на которых представляют опасность миллионам людей.

При возникновении на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы) оповещение проживающего вблизи его населения на основе задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения связано с большими трудностями, так как в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок непосредственно в зоне потенциально опасного объекта. Поэтому оповещать приходится целый район или город, что связано со значительной задержкой во времени. В этих условиях более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия.

Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов.

Особенностью организации оповещения населения при авариях на химически опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям.

Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для химически опасного объекта составляет 2,5 км. Если такой объект построен за пределами населенного пункта, то, как правило, радиофикация приобъектового поселка осуществляется на основе использования радиоузла самого объекта, что упрощает решение задачи оповещения населения от дежурного диспетчера объекта.

Но многие химически опасные объекты, построенные на дальних окраинах городов, со временем оказались окруженными жилыми массивами и зоны ответственности их ЛСО могут охватывать жилой массив, где проживают тысячи людей. Мощности радиоузла такого объекта, как правило, недостаточно для охвата такой территории. В этих условиях необходимо в максимальной степени использовать имеющиеся средства оповещения городской системы оповещения и радиотрансляционной сети. Целесообразно также организовать управление электросиренами, установленными в жилых массивах, как от центральной станции оповещения города, так и от дежурного диспетчера объекта.

Зона действия ЛСО на атомной электростанции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. Непосредственное управление ЛСО организуется от начальника смены, как правило, начальника смены первого блока. В случае аварии на станции, последствия которой могут выйти за ее пределы, начальник смены осуществляет самостоятельно и с помощью дежурной смены узла связи АЭС дистанционное включение средств оповещения должностных лиц и персонала станции, а также населения своего поселка и населенных пунктов, размещенных в 5-ти км зоне вокруг станции. По прямому телефону начальник смены оповещает соответствующий орган управления ГОЧС через его оперативного дежурного.

В случае выхода последствий аварии за пределы зоны ответственности ЛСО, оперативный дежурный органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации осуществляет выборочное оповещение городов и районов, попадающих в зону возможного радиоактивного загрязнения, по территориальной СЦО.

Для организации оповещения при чрезвычайных ситуациях гидродинамического характера на крупных гидроузлах также создаются ЛСО. Включение ЛСО осуществляется либо ручным способом непосредственно от диспетчера гидроузла, либо автоматически от аппаратуры аварийной сигнализации при внезапном быстром заполнении нижнего бьефа. Экстренному оповещению подлежат населенные пункты, расположенные ниже плотины по течению на удалении до 6 км, а также поселок работников данного гидроузла. Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затоплении поступает в ближайший к гидроузлу орган управления ГОЧС, где организовано оперативное дежурство и управление территориальной системой оповещения населения.

Средства оповещения.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Для этого используются сирены наружной установки типа С-40, которые обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 метров.

Другим эффективным средством оповещения людей вне дома являются сети уличных громкоговорителей, которые выступают в качестве непременного компонента практически всех радиотрансляционных сетей городов и населенных пунктов и являются важным элементом систем оповещения населения. Уличные громкоговорители устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (оживленные улицы, торговые места, площади, остановки транспорта). Радиотрансляционные сети (сети проводного вещания) обеспечивают доведение информации по проводам до квартирных радиоточек (громкоговорителей) и уличных громкоговорителей. В отличие от электросирен, применение уличных громкоговорителей в целях оповещения более универсально. С помощью электросирен можно передать лишь условный сигнал опасности, а с помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать и звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений.

В сельских населенных пунктах число сирен очень мало, поскольку для их электропитания нужна трехфазная сеть и сеть управления, что в сельской местности часто трудно обеспечить. Следует отметить, что в последнее время сельские радиотрансляционные сети в виду своей нерентабельности постоянно сокращаются, закрываются сельские радиоузлы, прекращают свою работу районные студии проводного вещания, многие небольшие сельские населенные пункты вообще остались без сети проводного вещания.

Для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания (проводное, радио- и телевещание) на основе перехвата программ вещания, подаваемых на узлы проводного вещания, радиовещательные станции и передатчики звукового сопровождения телевещания. Этот перехват программ вещания осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры.

Сигналы и тексты оповещения записываются заранее на магнитные носители, которые хранятся в этих органах управления. В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается "живая передача" из органа управления без предварительной записи.