Наказания ограничение по военной службе. Ограничение по военной службе. Условия и обстоятельства

Это наказание является новым для отечественного уголовного законодательства. Оно предусмотрено законом в качестве основного наказания, которое может быть назначено только осужденным военнослужащим , проходящим военную службу по контракту:

  • за совершение преступлений против военной службы (гл. 33 УК);
  • за общеуголовные преступления вместо исправительных работ, предусмотренных статьями Особенной части УК (например, за побои, кражу, незаконную охоту и др.).

Кроме того, данное наказание может быть назначено на основании ст. 64 и 65 УК — при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, а также при замене неотбытой части наказания более мягким — на основании ст. 80 УК. По своей сути это специальное наказание, которое содержит в себе некоторые свойства наказаний в виде и и применяется в отношении указанной специальной категории осужденных (т.е. старшин, прапорщиков, мичманов, офицеров).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, других федеральных органах государственной власти и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста мужского и женского пола, заключившие письменный договор (контракт) с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором упомянутым Федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы (ст. 32 указанного Закона).

Содержание данного наказания включает следующие правоограничения, применяемые к осужденному в течение установленного законом срока: а) из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%; б) во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании; в) срок наказания не засчитывастся в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК). Иные ограничения (понижение осужденного в должности или в звании, лишение его тех или иных льгот, отказ в улучшении жилищных условий и т.п.) не входят в содержание данного наказания и не должны применяться в связи с его исполнением.

Осужденный к наказанию в виде ограничения по военной службе продолжает проходить военную службу по контракту там же, где он и служил. Из его денежного содержания в доход государства ежемесячно удерживаются суммы в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. В отличие от исправительных работ минимум удержаний при ограничении по военной службе уголовным законом не установлен. Поэтому по смыслу закона он может составлять и менее 5%. Суд определяет размер удержаний, руководствуясь общими началами назначения наказания и его целями (ст. 43 и 60 УК). Согласно ст. 144 УИК удержание производится как из должностного оклада и оклада по воинскому званию, так и из надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Ограничение по военной службе может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. При назначении этого наказания вместо исправительных работ, предусмотренных в санкции конкретной статьи Особенной части УК, суд, очевидно, должен руководствоваться пределами, определенными в данной санкции, но с учетом пределов рассматриваемого вида наказания, установленных ч. 1 ст. 51 УК. Поэтому суд не может назначить военнослужащему, осужденному, к примеру, за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества по ст. 167 УК, ограничение по военной службе на срок менее трех месяцев, несмотря на то, что исправительные работы в санкции за указанное преступление могут быть назначены и на меньший срок.

Не предусматривает замены ограничения по военной службе в случае злостного уклонения от него другим, более строгим наказанием. Исполнение его возлагается на командование воинской части, в которой проходит службу осужденный.

1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса. 2. Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Комментарий к статье 51 1. Данная статья раскрывает содержание нового вида наказания, назначаемого как вполне самостоятельное в случаях совершения преступлений против военной службы и введенного в систему наказаний настоящим УК. Она заменяет ч. 2 ст. 34 УК РСФСР, по которой исправительные работы без лишения свободы военнослужащим заменялись содержанием на гауптвахте на срок до двух месяцев, не являющимся ранее самостоятельным видом наказания. 2. Ограничение по военной службе может быть назначено, если военнослужащий, проходящий службу по контракту, совершает то преступление против военной службы, за которое в качестве санкции такое наказание предусмотрено, например, ст. 348 УК "Утрата военного имущества", по которой возможно назначение штрафа, ограничения по военной службе, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы. 3. Ограничение по военной службе назначается вместо исправительных работ при совпадении особого статуса подсудимого, наличия санкции в статье Особенной части настоящего Кодекса в виде исправительных работ за совершенное преступление и желания суда назначить исправительные работы, которые он в таком случае заменяет на данный вид наказания, т.е. ограничение по военной службе. 4. Лицами, проходящими военную службу по контракту, являются граждане, заключившие в письменной форме контракт о прохождении военной службы с Минобороны России (министерством, государственным комитетом или ведомством, в котором предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом соответствующими нормативно - правовыми актами. 5. Ограничение по военной службе оказывает на осужденного психологическое воздействие фактом судимости, содержанием упрека государства, ограничивает или замедляет продвижение по службе, влечет экономические утраты, связанные с удержанием из денежного содержания в доход государства. 6. Срок ограничения по военной службе - от трех месяцев до двух лет - исчисляется в общем порядке по количеству месяцев и лет и отбывается во время прохождения военной службы по контракту. 7. Размеры удержаний из денежного содержания определяются до двадцати процентов денежного содержания, состав которого устанавливается специальными нормативными актами, т.е. лишь по верхней границе. 8. Повышение в должности, воинском звании не может иметь место на протяжении всего времени отбывания наказания осужденным, даже если для этого имеются фактические и юридические основания; законодатель не распространяет этот запрет на правительственные награды и квалификационные категории, если последние предусмотрены для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Время отбывания наказания не засчитывается в срок выслуги лет, необходимой для присвоения очередного звания. 9. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе регламентируются гл. 18 (ст. 143 - 148) УИК. Основные обязанности по исполнению этого наказания указанными статьями возлагаются на командира воинской части.

Комментариев:

Ежегодно весной и осенью проводятся призывные мероприятия. Но те, кто получил ограничения по службе, в армии остаются за бортом. Такие ограничения дают возможность получить военный билет, не проходя службу в рядах Вооруженных Сил. Рассмотрим существующие категории годности и возможное ограничение по военной службе.

Категории годности

Врачебная коллегия при медицинском обследовании определяет категорию годности молодого человека к службе. Эти категории подразделяются в зависимости от того, есть ли ограничение по военной службе:

  1. Наличие категории А указывает на то, что призывник имеет все физические возможности проходить службу в любых частях ВС РФ и даже на ВМФ и ВДВ.
  2. С категорией Б на службу возьмут, но с некоторыми ограничениями выбора места прохождения службы.
  3. Категория В дает отсрочку от службы, выдается военный билет, с ним призывник отправляется в запас. Служба для него остается страшным сном.
  4. Военнообязанным с категорией Г повестка приходит повторно спустя полгода или год. Эта категория признает новобранца временно негодным, например, если масса тела меньше нормы.
  5. С категорией Д юноши получают так называемый белый военный билет. Они признаются негодными для прохождения военной службы. У категории Д полное ограничение по военной службе, повторное медицинское обследование не требуется.

Самыми распространенными заболеваниями, которые могут стать ограничениями по службе в армии, являются следующие:

  1. Сколиоз второй и следующей стадии. Если позвоночник искривлен более чем на 11° и сопровождается отсутствием чувств и рефлексов сухожилий.
  2. Изменение формы стопы. Плоскостопие третьей стадии является ограничением по службе в армии. С ним тяжело приспособиться к обуви военного обмундирования.
  3. Проявленные заболевания суставов. Артроз второй и третьей стадий в суставах правой и левой ног.
  4. Частичная потеря зрения одного или обоих глаз. Это может произойти на почве нарушений глазной сетчатки и многих других заболеваний глазной области.
  5. Гипертония. Увеличенное артериальное давление.
  6. Понижение слуховой активности может стать ограничением по службе в армии. Плохое восприятие устной речи одним ухом, сказанной очень тихо с расстояния 2 м, глухота, глухонемота и хронический отит, сопровождающийся затрудненным носовым дыханием.
  7. Язвы желудка или двенадцатиперстной кишки.
  8. Хронический панкреатит.
  9. Грыжа и незначительные сбои работы пищеварительного тракта.
  10. Дефекты, отсутствие или деформация пальцев рук или ног.
  11. Старые вывихи и травмы, которые отчетливо видны на рентгеновском снимке.
  12. Мочекаменные болезни, наличие камней более 0,5 см в разных органах.
  13. Отклонения в психическом здоровье, навязчивые состояния, фобии и шизофрения.
  14. Заикание, при котором речь становится неразборчивой.
  15. Сахарный диабет, ожирение третьей степени.
  16. Вегетативно-сосудистая недостаточность, которая ведет к головокружениям и обморокам, может стать ограничением по службе в армии.
  17. Геморрой второй стадии и выше.
  18. Нарушения в органах дыхательной системы, приводящие к постоянному нарушению дыхания.
  19. Врожденный или приобретенный порок сердца, аритмия.
  20. Заболевания половых органов с несерьезными нарушениями функции.
  21. Синдром приобретенного иммунного дефицита, гепатит С, злокачественные опухоли и другие серьезные заболевания, которые могут привести к летальному исходу.

В Российской империи набор рекрутов (солдат) проходил с учетом их физических возможностей, состояния. Но тогда еще не было такой строгой системы категорий. На медобследовании присутствовал чиновник, который был решающим звеном при призыве молодого человека.

Вернуться к оглавлению

Особенности призывных мероприятий и часто встречающиеся ошибки военного комиссариата

Есть несколько наиболее распространенных ошибок, которые допускает военный комиссариат. Рассмотрим некоторые из них.

Военкомат высылает повестки регулярно.

Если вы пожелаете узнать, почему частота повесток превышает норму, скорее всего, вы получите такой ответ: сейчас нет разграничения призыва на весеннюю и осеннюю волны (он длится весь год). Это многолетняя уловка служащих в военкомате. Призывная кампания проходит два раза в год. Осенью (с 1.10 по 31.12) и весной (с 1.04 по 30.06). Эти промежутки прописаны в законе «О воинской обязанности и военной службе».

Если призывника вызывают в военкомат, наспех проводят медосвидетельствование и через несколько дней ждут его на пункте проведения военного призыва с вещами, то это противоречит вышеупомянутому закону. Такую повестку можно оспорить в судебном порядке.

Схема и проведение призыва законны лишь в том случае, если они проходят в установленные сроки.

Если юноше нет 18 лет, а повестки приходят пачками, это тоже незаконно. Призывным считается возраст с 18 лет.

Если вы предоставили военкомату справки, которые подтверждают наличие серьезного заболевания, а вас все равно просят обследоваться, после чего присваивают категорию А или Б, как себя вести?

И многие их совершают, даже не подозревая об этом. Другое дело, когда противоправное деяние совершает военнослужащий, который стоит на страже страны. Ранее в качестве мер наказания было предусмотрено или содержание под стражей, или увольнение, что, конечно же, не позволяло в полной мере справедливо наказать преступника, так как совершённое деяние может быть и незначительным, но ответственность наступала катастрофическая, что приводило к текучке кадров. С целью предоставить возможность «провинившимся» военным-контрактникам продолжить выполнять свои трудовые обязанности и долг, и был введён такой , как ограничение по военной службе.

Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания может применяться к военослужащим.

Понятие

Ограничение по военной службе – это вид уголовного наказания, характеризующийся в виде ограничения на продвижение по карьерной лестнице (повышении в звании) и в удержании у военнослужащего из действующего денежного довольствия определённого процента в доход государства.

Ключевой момент заключается в том, что субъектами этого вида наказания могут выступать только граждане, проходящие военную службу по контракту. В качестве положительной стороны стоит отметить ранее анонсированную возможность продолжить дальнейшее исполнение своего контракта, что особенно важно, если лицо, допустившее нарушение закона, является профессионалом своего дела.

Условия и обстоятельства

Данный вид наказания регулируется статьёй 51 УК РФ:

Ограничение по военной службе назначается осуждённым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трёх месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осуждённым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо , предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Итак, выделено два основных обстоятельства:

  1. Нарушение установленных требований и порядков прохождения военной службы. Эти противоправные деяния относятся к главе 33 УК РФ, которая насчитывает 22 статьи (с 331 по 352) и содержит 21 деяние.

Например, статья 340 УК РФ устанавливает вид ответственности за нарушение правил несения боевого дежурства – максимально ограничение по военной службе может быть назначено на срок до 2-х лет, содержание в дисциплинарной воинской части на срок 2-х лет, либо лишение свободы на срок 3-х лет.

  1. Совершено преступление (гражданское), за которое предусмотрены исправительные работы, к примеру, статья 160 УК РФ – «Присвоение или растрата».

Следует отметить, что подобный обвинительный приговор по вышеописанным противоправным деяниям может быть вынесен по отношению ко всем существующим категориям военнослужащих-контрактников и на протяжении всего срока службы.

Из денежного довольствия осуждённого к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осуждённый не может быть повышен в должности, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Как видно и части 2, возможно применение 3-х мер воздействия:

  • удержание не более чем 20% от заработной платы;
  • отсутствие возможности повышения в должности;
  • приостанавливается течение срока выслуги лет.


За скобки следует вынести один важный момент: если осуждённое лицо занимало определённую руководящую должность и после вынесения приговора оно не вправе остаться при своих обязанностях, то в соответствии с решением вышестоящего руководства переводится на другую должность.

Следует разобрать всё вышесказанное на примере:

Гражданин Иванов проходил службу по контракту в воинской части, находясь в звании прапорщика. В непосредственных обязанностях Иванова находилось ведение складом горюче-смазочных материалов. В один из дней несения службы на склад к Иванову пришли командир части в звании подполковника и проверяющий в звании майора. В ходе проверки проверяющий задавал каверзные вопросы, наталкивая Иванова на признание факта присвоения 100 литров бензина. Иванов после очередного «плевка» в свою сторону не выдержал и высказал майору всё, что «накипело», тем самым, оскорбив его. Действия Иванова характерны для статьи 336 УК РФ – «Оскорбление военнослужащего» с максимальным наказанием до одного года ограничения по военной службе или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Заключение

К сожалению, ограничение по военной службе в судебной практике не нашло стабильного применения, суды очень редко прибегают к положениям статьи 51 УК РФ, а по какой причине – это уже вопрос.

Преступления, совершённые военнослужащими, нельзя назвать крайне редким явлениям и порой содеянное действительно не заслуживает такого наказания, как лишения свободы или содержание в дисциплинарной воинской части, и более справедливым решением было бы применить ограничение по военной службе. Так как одним из ключевых мотивирующих к исправлению факторов является не столько , сколько отсутствие возможности для реализации своих трудовых амбиций.

Наказание в виде ограничения по военной службе предусмотрено ст. 51 УК РФ, согласно которой оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по кон- тракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Оно назначается за совершение военнослужащим преступления против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ. Таким образом, наказание в виде ограничения по военной службе может быть применено к военнослужащему, проходящему службу по контракту, не только тогда, когда в санкции статьи, по которой его привлекают к ответственности, указан данный вид наказания, но и в том случае, когда в санкции статьи содержится наказание в виде исправительных работ (но нет наказания в виде ограничения по службе). Как правило, здесь речь идет о преступлениях военнослужащего, не связанных со службой.

Уголовный закон сущность данного наказания определяет в виде конкретного размера удержаний из денежного содержания осужденного (но не более 20%), запрещения повышать его в должности и в воинском звании, невключения срока наказания в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, характерной особенностью данного наказания является то, что осужденный продолжает нести военную службу в своей части, находясь в том же воинском коллективе, который может оказывать на него благоприятное воспитательное воздействие.

Исполнению данного вида наказания УИК РФ уделил достаточно много внимания (ст. 143-148). Согласно ч. 7 ст. 16 Кодекса наказание в виде ограничения по военной службе исполняет командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу военнослужащие, осужденные к этому виду наказания. После вступления приговора в законную силу и поступления в часть его копии и распоряжения суда об исполнении приговора командир воинской части не позднее трех дней обязан издать соответствующий приказ. В приказе объявляется: на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению очередного воинского звания; какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания; в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им наказания в виде ограничения по службе. Данный приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего и принимается к исполнению. Копия этого приказа вместе с другими документами в трехдневный срок направляется в суд, вынесший приговор.

В случае уклонения командира воинской части от исполнения приговора суда он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

Собственно исполнение наказания в виде ограничения по службе для осужденного военнослужащего реально начнется (он почувствует это) в день получения заработной платы, когда из нее вычтут сумму удержаний, определенную приговором суда. Согласно Закону "О статусе военнослужащих" (1998) денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и месячного оклада по воинскому званию, которые составляют оклад месячного содержания военнослужащих. Лица, проходящие службу по контракту, кроме того, получают различные надбавки (за выслугу лет, службу в особых условиях и др.), а также дополнительные денежные выплаты (единовременные по итогам календарного года, при уходе в отпуск, в связи с переводом к новому месту военной службы, денежные компенсации вместо продовольственного пайка, за классность и др.). Удержания должны производиться со всех видов указанных выплат.

Удержания не производятся из тех сумм, которые выплачиваются осужденному военнослужащему не в порядке его денежного содержания, например, из страховых сумм за полученное увечье или заболевание во время прохождения военной службы, компенсаций за санаторно-курортное лечение и аналогичных выплат.

Другим негативным реальным последствием исполнения данного вида наказания для осужденного военнослужащего может явиться необходимость перемещения по службе в связи с несоответствием его нового правового статуса с занимаемой должностью, особенно если последняя связана с подготовкой личного состава подразделения и его воспитанием, т. е. когда нужно подавать пример добросовестного отношения к воинскому долгу и несению службы. В такой ситуации ст. 145 Кодекса предоставляет право командиру воинской части принять одно из трех возможных решений: перевести осужденного военнослужащего на равнозначную дожность (по окладу) в пределах данной воинской части; перевести или на другую должность, или в другую воинскую часть; перевести не только на другую должность, в другую часть, но и в иную местность.

Конкретное решение принимается с учетом как целесообразности исполнения приговора, так и наличия равноцен- ных должностей в конкретной воинской части. В качестве дополнительного компонента при решении данного вопроса может служить и мнение осужденного, его желание служить, например, в другой местности. Федеральный закон "О военной службе и воинской обязанности" (1998) предусматривает три вида контрактов, которые могут быть заключены при поступлении гражданина на воинскую службу: 1)

в кадрах Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации; 2)

в кадрах конкретной воинской части; 3)

на конкретной должности в конкретной воинской части.

Согласие осужденного военнослужащего на перевод в другую

часть или местность требуется в двух последних случаях. При отсутствии такого согласия на перевод в другую часть или иную местность контракт с военнослужащим может быть расторгнут. В этом случае ставится в известность суд, вынесший приговор, который должен будет рассмотреть вопрос о замене наказания в виде ограничения по службе другим видом наказания. Суд, вынесший приговор, ставится также в известность о перемещении осужденного в другую часть или местность.

Данный вид наказания не исчерпывается только элементами карательного воздействия, а предусматривает обязательное соединение с мерами воспитательного воздействия. Статья 146 Кодекса прямо обязывает командование воинской части, где проходит службу осужденный военнослужащий, проводить с ним воспитательную работу. Формы и методы проведения такой воспитательной работы закон не определяет, но содержит указание на то, что данная работа должна проводиться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного военнослужащего, а также его поведения и отношения к военной службе, т. е. требует в полной мере индивидуального подхода при организации и проведении этой работы. Хотя закон возлагает обязанность проведения воспитательной работы на командира воинской части, но, как правило, ее организует и проводит его заместитель по воспитательной работе с личным составом, подключая сюда не только опытных и авторитетных военнослужащих из числа офицерского и сержантского состава, но и имеющиеся в части и функционирующие при ней общественные формирования (например, офицерские собрания, суды чести, женские советы и т. п.). Командир части обязан контролировать эту работу; он также может с осужденным прово- дить персонально те или иные воспитательные мероприятия. Главное, чтобы такая работа проводилась систематически и носила осмысленный характер, акцентируя внимание прежде всего на ликвидации (нейтрализации, блокировании) тех качеств личности военнослужащего, которые и обусловили совершение им данного преступления.

За три дня до истечения определенного судом срока наказания (и зафиксированного в приказе по части) командир части издает приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по воинской службе. В этом приказе указывается прежде всего дата прекращения исполнения наказания, т. е. его последний день. Согласно ч. 1 ст. 72 УК РФ срок данного наказания исчисляется годами и месяцами. Кроме того, в приказе указывается о прекращении удержаний из денежного довольствия военнослужащего, а также о возобновлении течения срока выслуги лет и возможности в повышении в воинском звании и должности. Копия приказа в обязательном порядке направляется в суд. вынесший приговор, который таким образом контролирует исполнение данного вида наказания.

Закон предусматривает возможность досрочного прекращения исполнения наказания в виде ограничения по воинской службе, основания такого досрочного освобождения могут быть разными: 1)

замена данного наказания иным более мягким наказанием; 2)

в связи с применением актов помилования либо амнистии; 3)

по особым обстоятельствам, связанным с прохождением службы именно данным осужденным военнослужащим.

В соответствии с Законом "О военной службе и воинской обязанности" военнослужащий, проходящий службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы с расторжением заключенного контракта. Согласно данному Закону основаниями для досрочного расторжения заключенного с военнослужащим контракта являются: невыполнение условий контракта со стороны военнослужащего, признание лица негодным либо ограниченно годным к определенному виду или в целом к воинской служ.бе (тогда требуется заключение военно-врачебной комиссии). В этих случаях осужденный увольняется с воинской службы, издается соответствующий приказ, а его копия направляется в суд, вынесший приговор, для принятия решения о замене наказания в виде ограничения по военной службе другим видом наказания либо о досрочном освобождении от отбывания наказания (например, по болезни).