Наезд на пешехода наказание. Что грозит водителю, если сбил пешехода? Пьяный водитель насмерть сбил пешехода

Наезд на пешехода в настоящее время - самое распространенное дорожно-транспортное происшествие. На него приходится больше половины всех аварий на дорогах. Что грозит водителю, если пешеход пострадал в результате наезда?

В соответствии с действующим законодательством вред, причиненный здоровью человека, подразделяется на три вида: легкий, средний и тяжкий. Тяжкий вред здоровью определяется по правилам судебно-медицинской экспертизы. Средний и легкий вред можно разграничить очень просто - по времени нетрудоспособности. Если пострадавший находился на лечении менее трех недель - вред здоровью легкий, а если более трех недель - вред здоровью средней тяжести. Именно от степени тяжести причиненного здоровью вреда и определяется вид ответственности, которая будет применима к водителю.

За причинение легкого вреда здоровью пешехода водитель будет привлечен к административной ответственности. Статья 12.24 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает в виде наказания штраф от 5 до 8 МРОТ (500 - 800 рублей), или лишение водительских прав на срок от 6 до 12 месяцев, или арест сроком до 15 суток.
При тяжком вреде здоровью водитель будет привлечен к уголовной ответственности. Такую ответственность предусматривает ст. 265 Уголовного кодекса в виде ареста до 6 месяцев, либо лишения свободы сроком до 5 лет. До недавнего времени такое же наказание было предусмотрено и при средней тяжести вреда здоровью. Но в указанную статью были внесены изменения, а именно исчезло упоминание о вреде средней тяжести.
Еще один аспект этой проблемы - оставление водителем места аварии. Раньше закон предусматривал за это уголовную ответственность. В настоящее время эта норма отменена. Теперь, если водитель сбежит с места дорожно-транспортного происшествия, максимум что ему грозит - административная ответственность, то есть штраф от 10 до 15 МРОТ (1000 - 1500 рублей), или лишение водительских прав на срок до 12 месяцев, или арест сроком до 15 суток. Правда Уголовный кодекс предусматривает ответственность за оставление человека в опасности. Но применять ее в данном случае будет сложно, так как доказать состав преступления со стороны водителя будет проблематично.

Выше говорилось о двух видах ответственности - уголовной и административной. Но существует и третий вид ответственности - гражданско-правовой. Это означает, что гражданин, пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, имеет полное право обратиться в суд с иском к водителю сбившего его автомобиля.
Как правило, истцы в этом случае требуют выплаты компенсации за материальный и моральный вред. С материальным вредом все понятно - это те расходы, которые понес гражданин в связи со своим лечением. Естественно, что они должны быть подтверждены документально. Как правило, эта компенсация взыскивается судом без проблем в размере фактически потраченных на лечение средств.
Моральный вред - это физические и нравственные страдания, которые претерпел пострадавший. Размер этой компенсации определяет суд, исходя из фактических обстоятельств дела.
Говоря о гражданско-правовой ответственности необходимо упомянуть о том, что она наступает даже при отсутствии вины водителя. В качестве примера можно привести типичный случай, когда пешеход переходит проезжую часть в неположенном месте и становится жертвой проезжавшего мимо автомобиля. Даже в этом случае невиновному водителю придется держать ответ перед судом.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про , которые являются для последнего весьма опасными и часто ведут к серьезным последствиям как для здоровья пешехода, так и для кошелька водителя.

Однако сразу же следует отметить, что виновником наезда на пешехода далеко не всегда является водитель автомобиля. Соответственно, не всегда водителю придется нести наказание за аварию.

Замечу, что среди участников дорожного движения бытуют два противоположных мнения:

  • В ДТП с пешеходом всегда виноват пешеход.
  • В ДТП с пешеходом всегда виноват водитель.

На практике же все зависит от конкретной дорожной ситуации, и об этом и пойдет речь в данной статье.

ДТП по вине пешехода

Поскольку пешеходы и водители представляют собой два как бы противоборствующих класса участников дорожного движения, то чаще всего они замечают именно нарушения правил дорожного движения друг друга. Т.е. пешеходы пристально следят за водителями, которые не пропускают их на переходах, ну а водители ругают пешеходов, которые выходят на дорогу в самых неожиданных местах.

Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток . Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно также, как делают это и днем.

Если Вам часто в темное время суток приходится переходить дорогу, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Например, это могут быть 2 белые светоотражающие полосы на штанинах брюк. Пешехода с подобными элементами легко можно заметить издалека, поэтому для него риск попадания в ДТП намного меньше.

Перейдем к рассмотрению ДТП, виновниками которых являются пешеходы. Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов . Чаще всего происходят следующие нарушения:

  • Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.
  • Пешеход переходит дорогу вне .

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила :

1. Пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно-транспортных происшествий, поэтому если Вы заметили за собой спешку при участии в дорожном движении, то рекомендую на пару минут остановиться и передохнуть.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

- Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Такое нередко бывает в спальных районах, поэтому там часто устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).

- Пешеход-пенсионер , который никогда не знал правил и еще помнит те времена, когда машины были настоящей диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Такого пешехода, как правило, переубедить очень сложно.

- Местный пешеход , который переходит дорогу в том месте, где еще недавно был пешеходный переход. Не всякий пешеход внимательно следит за дорожными знаками и разметкой, поэтому очень часто в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода пешеходы продолжают переходить дорогу по привычке. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не пропускают, а пешеходы все равно идут.

- Пешеход бежит за троллейбусом . Типичная ситуация, которая открывает в пенсионерах второе дыхание и заставляет их с невиданной прытью нестись на другую сторону дороги - это отъезжающий автобус или троллейбус. В районе остановок общественного транспорта ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько типичных ситуаций, однако рекомендую обратить на них внимание как пешеходам, так и водителям, ведь ДТП не доставит приятных ощущений ни одному из его участников.

Отдельно хочу отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий , ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, я рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым скорее всего окажется водитель, однако рисковать собственной жизнью я не советую. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.

В настоящее время, ответственность пешеходов за нарушение правил дорожного движения невелика. Максимальный штраф - 1 000 рублей .

Однако если по вине пешехода произойдет ДТП, в котором будет причинен вред здоровью, то наказание будет несколько серьезнее:

  • Легкий или средней тяжести вред здоровью - штраф в размере 1 000 - 1 500 рублей.
  • Тяжкий вред здоровью - уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до двух лет).
  • Смерть человека - уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет).
  • Смерть двух или более людей - уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до семи лет).

Обратите внимание, что даже пешеход может попасть за решетку при нарушении правил дорожного движения.

Наезд на пешехода по вине водителя

Водитель, в отличие от пешехода, имеет куда больше возможностей нарушения правил, которые по его вине приведут к наезду на пешехода:

1. Наезд на пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. Чаще всего наезд происходит из-за того, что водитель либо вовремя не заметил пешехода на переходе, либо вообще не заметил пешеходный переход. Естественно, специально никто пешеходов сбивать не будет.

2. Наезд на пешехода при повороте на перекрестке (пункт 13.1 ПДД) либо при съезде с дороги (пункт 8.3 ПДД). В этом случае водитель не всегда знает, что он должен уступить дорогу пешеходам, однако опять же специально совершать наезд водитель вряд ли будет. Дело скорее в том, что очень часто пешехода невозможно вовремя заметить из-за припаркованных автомобилей или других препятствий.

3. Наезд на пешехода на регулируемом пешеходном переходе.

4. Наезд на пешехода вне пешеходного перехода при движении с превышением скорости или с нарушением другого пункта правил.

Итак, на что следует обратить внимание водителю для предотвращения наезда на пешехода :

1. Остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы любят неожиданно появляться на дороге.

2. Притормаживающие на дороге автомобили. Водители часто пропускают пешеходов даже вне пешеходных переходов и если этого вовремя не заметить, можно попасть в неприятное ДТП.

3. Припаркованные автомобили, особенно в центральной части крупных городов. Бывают ситуации, когда из-за припаркованных как попало машин движение на дороге сильно затруднено. Однако это не останавливает пешеходов от неожиданного выхода на проезжую часть.

4. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток и не имеющие светоотражающих предметов. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, не всегда можно заметить вовремя. Это следует помнить при движении ночью в населенных пунктах.

Апогей для водителя - нерегулируемый пешеходный переход рядом с остановкой общественного транспорта, рядом с которым припаркован грузовик или микроавтобус, в темное время суток. Ситуация в жизни хоть и не часто, но встречается, и следует быть в ней предельно осторожным. Двигаться со скоростью 20-30 км/ч, внимательно анализируя поведение всех участников движения.

Ответственность за наезд на пешехода

В этой статье я уже писал о том, что нужно избегать наезда на пешехода даже в том случае, если он переходит дорогу в неположенном месте. Любое ДТП с участием пешехода имеет несколько неприятных последствий:

1. Огромная потеря времени. Оформление даже легкого соприкосновения автомобилей очень часто занимает 8-10 часов, что уж говорить про ДТП, в котором есть пострадавшие.

2. Пешеход может скрыться с места ДТП и найти его впоследствии вряд ли удастся. Соответственно, даже в случае нарушения правил пешеходом, чинить автомобиль придется водителю из собственного кармана.

Кроме того, на водителя будет наложено и официальное наказание :

1. За нарушение правил, повлекшее наезд на пешехода. Например, в случае наезда на пешеходном переходе - штраф в размере 1 500 - 2 500 рублей.

2. Штрафы за другие нарушения правил, которые могут быть между делом выявлены сотрудниками ГИБДД. Например, и т.п.

3. Дополнительное административное или уголовное наказание в случае нанесения вреда здоровью пешехода:

  • Легкий вред здоровью - штраф 2 500 - 5 000 рублей или на 12 - 18 месяцев.
  • Причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего - штраф 10 000 - 25 000 рублей или на 18 - 24 месяцев.
  • Тяжкий вред здоровью потерпевшего - уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до двух лет).
  • Смерть пешехода - уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет).
  • Смерть нескольких пешеходов - уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до семи лет).

Естественно, водитель должен быть наказан лишь в том случае, если с его стороны было совершено нарушение правил дорожного движения, которое и повлекло возникновение дорожно-транспортного происшествия.

Если рассматривать ситуацию в целом, то следует отметить, что наезд на пешехода чаще всего происходит случайно из-за одновременного воздействия многих факторов. Поэтому как будучи пешеходом, так и находясь за рулем автомобиля, следует эти факторы отслеживать и не рисковать собственной жизнью и здоровьем. Особенно это относится к случаям чрезмерной торопливости.

Удачи на дорогах!

    Наезд на пешехода – один из самых распространенных видов ДТП, фиксируемый не только на дорогах, но и на обочинах. Какую ответственность несет водитель при наезде на пешехода и какое наказание грозит виновному лицу в ДТП рассмотрим подробнее в представленном материале.

    Определение

    Наезд на пешехода – ДТП, в котором водитель совершил наезд на человека. На пешеходном переходе (регулируемом либо нет) владелец авто всегда обязан убедиться в полном отсутствии людей на дороге и после этого продолжить движение. Закон предусматривает, что водитель всегда в данном случае является виновным лицом, так как управляет транспортным средством, создающим повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ).

    Исключением будет ситуация, когда пешеход намеренно бросился под автомобиль (к примеру, чтобы затем взыскать денежные средства через суд за причиненный здоровью ущерб). Но такое обстоятельство должно быть зафиксировано с помощью видеорегистратора или камеры дорожного движения. Свидетельские показания на практике также нередко играют в пользу водителю.

    Преимущество пешехода

    Правила дорожного движения России (ПДД РФ) определяют преимущество движения пешехода перед транспортом. Наезд на человека на пешеходном переходе является грубым правонарушением владельца авто, за которую он понесет ответственность.

    На каждом пешеходном переходе владелец автомобиля должен уступить проезжую часть (не создавать помех) пешеходам, которые переходят дорогу или ступившим на проезжую часть только что (п.14.1 ПДД РФ). Водителю нельзя продолжать движение, если это вынудит переходящего проезжую часть изменить скорость либо направление хода.

    Наезд на пешехода: ответственность 2017

    Наезд на пешехода - серьезное нарушение, ответственность за которое предусмотрена не только гражданским и административным, но и уголовным кодексом.

    Гражданская ответственность

    Если причинен незначительный вред здоровью пострадавшему, виновное лицо может быть привлечено к гражданской ответственности. Ст.1079 ГК РФ обязывает лицо, которое осуществляет деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих людей (водитель авто), возместить вред, причиненный транспортным средством. Избежать данной обязанности можно лишь доказав, что опасность возникла при обстоятельствах непреодолимой силы либо умысле потерпевшего.

    Если гражданская ответственность владельца ТС застрахована, то вред будет возмещен страховой компанией в пределах страховой суммы. Если же данной суммы недостаточно, чтобы возместить причиненный ущерб, то водитель возмещает недостающую часть суммы на основании ст. 1072 ГК РФ,

    Определение размеров и срока компенсации причиненного вреда определены в ст.1085 - ст.1090 ГК РФ.

    Максимум компенсационных выплат по ОСАГО в отношении пострадавшего определяет ст. 7 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС»:

  • 500 тыс. рублей – за ущерб здоровью или жизни;
  • 400 тыс. рублей – за вред имуществу.

Административная ответственность

Если пешеходу причинен легкий либо средней тяжести ущерб здоровью, водитель понесет наказание по ст.12.24 КоАП РФ:

  • за причинение легких телесных повреждений - в виде штрафа в размере от 2,5 тыс. до 5 тысяч руб., либо лишение водительского удостоверения на срок от одного года до полутора лет;
  • за причинение повреждений средней тяжести предусмотрен - штраф в размере от 10 тыс. до 25 тыс. руб., либо лишение водительского удостоверения на срок от полутора до двух лет.

Для возмещения материального и морального ущерба, пострадавший вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Уголовная ответственность

При причинении тяжкого вреда здоровью либо смерти человека, переходящего дорогу в положенном месте, при условии, что вред произошел из-за нарушения ПДД РФ, водитель понесет ответственность по ст. 264 УК РФ.

Согласно УК РФ ответственность может быть представлена в 2-х случаях:

  1. если пострадавшему в результате аварии были причинены тяжкие телесные повреждения, то назначаются принудительные работы до двух лет, лишение свободы до двух лет или ее ограничение до 3-х лет, арест до 6-ти месяцев.
  2. если при наезде наступила смерть потерпевшего, то наказание предусматривает: обязательную конфискацию водительских прав, назначение принудительных работ на срок до 4 лет, либо лишением свободы до пяти лет.

Стоит учитывать тот факт, что если деяние было совершено водителем в состоянии алкогольного опьянения, то наказание будет намного строже.

Что делать водителю

Действия водителя, который сбил пешехода, независимо от вины последнего, точно прописаны в ПДД РФ:

  1. Прежде всего, следует немедленно остановить машину, выставить аварийный знак и затем включить габаритные огни, поставив на режим аварийной сигнализации.
  2. Обеспечить защиту потерпевшего от движущихся транспортных средств, чтобы исключить наиболее серьезные повреждения.
  3. Помочь пострадавшему, вызвать ГИБДД и скорую медицинскую помощь. При острой необходимости, если жизнь потерпевшего находится в опасности, следует отвезти его в больницу на другом транспорте, не убирая собственное ТС до прибытия правоохранительных органов. Неоказание соответствующей помощи влечет уголовное наказание согласно ст. 125 УК РФ.
  4. Чтобы не усугубить степень ответственности, водителю требуется дождаться инспекторов ГИБДД, даже если пострадавший ушел с места происшествия.


  5. Зафиксировать на камеру или на фото место аварии с разных ракурсов с привязкой к местности, учитывая расположение предметов, которые причастны к ДТП.
  6. Если передвижение прочих транспортных средств по проезжей части невозможно, нужно освободить проезд, но только после после фиксации на фото или видеопленку. В иных случаях, автомобиль с места аварии убирать не следует.
  7. При возможности, необходимо записать данные свидетелей.
  8. Уведомить о происшествии страховую компанию, которые направят к месту ДТП сотрудников для осмотра и помощи в заполнении документации. Если пешеходу причинен ущерб здоровью, возмещать его будет, прежде всего, страховая компания владельца ТС по ОСАГО.
  9. Принять участие в оформлении протокола, а также ознакомиться со схемой и получить необходимую справку о ДТП под роспись. Если имеется видеозапись регистратора, предоставить ее сотруднику ГИБДД. При несогласии с данными протокола, зафиксируйте это в документе в особой графе.
  10. После составления документации, инспектор определяется с числом и временем прибытия в отделение ГИБДД виновного лица, чтобы водитель предоставил письменные показания. До этого времени автомобилисту стоит обратиться за помощью к опытным юристам о получении необходимой информации или правовой защиты. В объяснительной нужно подробно описать все обстоятельства произошедшего:
  • место и дату происшествия;
  • схему наезда на пешехода с фиксированием направления и скорости передвижения авто и потерпевшего;
  • состояние дороги;
  • расположение дорожных знаков, сигналы светофоров и наличие разметки;
  • прочие обстоятельства, которые оказали влияние на данное происшествие.

Грамотное разбирательство дела о наезде на пешехода требуют глубоких знаний не только ПДД РФ, но и административного, а иногда и уголовного права. Без профессиональной консультации автоюриста в этой ситуации не обойтись. Опытные и грамотные специалисты нашего веб-портала Правовед.ru готовы оказать помощь в подобных вопросах, дать подробную консультацию как по телефону, так и в режиме онлайн с помощью формы обратной связи.

По данным статистики количество ДТП, в которых травмы получают пешеходы, не уменьшается. Виноваты в этом не только водители, но и в некоторых случаях сами пешеходы. Что делать водителю, если он сбил пешехода на пешеходном участке дороги, отмеченном специальной разметкой, то бишь на «зебре», а пешеход переходил дорогу на красный свет светофора? Надо платить штраф или нет? Когда определена ответственность административная, а когда грозит уголовная? Закон, по статье 1079 ГК РФ определяет - автомобиль источник повышенной опасности, поэтому водитель отвечает за его безопасную эксплуатацию. Даже когда виноват сам пешеход, например перебежал дорогу ночью перед быстро идущим авто в неположенном для перехода месте и был сбит, вред его здоровью должен компенсировать водитель. Таковы на настоящий момент, за небольшими исключениями, правила ПДД, КоАП и законы РФ.

Законы определяют

Закон предусматривает ответственность водителя административную (штраф), уголовную, гражданско-правовую (денежная компенсация)

После того как водитель сбил пешехода, сам пострадавший или его родственники имеют право обратиться в суд и потребовать компенсировать моральный и материальный ущерб. Если автомобиль застрахован, часть расходов возможно оплатит страхования компания.

Критерии, по которым определяется вред здоровью указаны в приказе министерства здравоохранения №194н (части 1 и 2).

В большинстве случае, суд считает:

  • Легкое нарушение - требуется лечение на срок не выше 21 дня.
  • Нарушение средней тяжести - госпитализация свыше 3 недель.
  • Тяжкий вред - пострадавший становится инвалидом.

В первом случае применяется статья 12.24 КоАП - штраф. Во втором случае, грозит арест на 15 суток и лишение прав на срок до 12 месяцев.

Пешеход сбит насмерть или стал инвалидом - грозит тюремное наказание.

При определении вины учтут особенности ДТП:

  • наезд совершен на зебре либо в неположенном для перехода месте;
  • водитель был трезв или нет;
  • машина скрылась с места аварии.

Максимальное наказание определяет УК РФ, статья.264.

Наезд на пешеходном переходе

Водитель сбил пешехода на пешеходном переходе - машина должна остаться на зебре, даже если она мешает людям переходить дорогу. Зоной повышенной опасности считаются перекрестки. Там часто бывает виноват водитель, поворачивающий на центральную дорогу с большой скоростью.

Наезда не удалось избежать, необходимо действовать спокойно, иначе пострадавшему можно нанести дополнительный вред здоровью.

После ДТП необходимо выполнить следующее:

  • остаться на месте аварии;
  • не выключать видео регистратор;
  • быстро выйти из авто и поставить знак аварийной остановки;
  • не перемещать с проезжей части дороги предметы разбросанные вокруг места аварии;
  • вызвать скорую помощь и ГИБДД;
  • не переносить пострадавшего на тротуар;
  • фотографировать окружающую обстановку устройством, которое фиксирует время съемки.

Оказывать первую помощь сбитому человеку и делать искусственное дыхание надо очень осторожно, возможно повреждение позвоночника.

Наезд вне перехода в городе

Водитель сбил пешехода вне пешеходного перехода. В данном случае наказание водителя будет административным, если пешеход нарушил ПДД, получил травмы легкой степени и его здоровью ничего не угрожает. За наезд на пешехода в неположенном для перехода месте водитель обязан заплатить штраф, даже если он предпринял все меры, чтобы избежать ДТП и его машина была исправна. Иногда потерпевший просит не вызывать ГИБДД (могут оштрафовать на 1000 рублей). Надо предложить ему медицинскую помощь и предложить довезти до дома. Такая ситуация возможна, но лучше этого не делать. В дальнейшем пострадавший может решить, что его здоровью причинен вред, характеризующийся как тяжкий. Тогда он может потребовать через суд денежную компенсацию.

Если сбитый пешеход получил травмы средней тяжести, вызов скорой помощи и сотрудников ГАИ обязателен. Оставлять потерпевшего на проезжей части дороги запрещено. Уменьшит вину водителя тот факт, что наезд совершен на городской трассе, а не на зебре.

Наезд вне города

Серьезные неприятности ожидают водителя, если он сбил пешехода вне пешеходного перехода на трассе, в неположенном для перехода участке дороги. В небольших поселениях, многие жители проходить по зебре, даже если она нанесена на дорогу, не считают нужным. Поэтому проезжать такие участки дорог, особенно ночью, надо осторожно. В условии плохой видимости наезд часто наносит серьезный вред здоровью потерпевшего и в дальнейшем квалифицируется как тяжкий.

Что делать в этом случае - уехать с места ДТП, пока никто не увидел, или остаться? Напоминаем, неоказание медицинской помощи расценивается как преступление - наказание до 5 лет лишения свободы.

Машина должна остаться на дороге, фары и видео регистратор выключать нельзя. Необходимо поставить знак аварийной остановки, позвонить в скорую помощь и ГИБДД.

Если человек нуждается в срочной медицинской помощи, а приезд врачей задерживается, его можно отправить на попутном ТС. Эти действия возможно уменьшат административный штраф и права не отберут.

В экстренной ситуации разрешено самому водителю доставить потерпевшего в больницу.

Пешеход был пьян

Если водитель сбил пьяного пешехода, тогда действия потерпевшего могут рассматриваться, как грубая неосторожность. Для суда будет важно установить, где произошел наезд, на зебре, в неположенном для перехода месте или ночью на междугородней трассе. Доказать грубую неосторожность можно предоставив фото и видео материалы с места ДТП. Необходимо будет медицинское заключение о степени опьянения не только сбитого пешехода, но и самого водителя. Травмы потерпевшего признаны легкими, тогда водителю наказание только штраф, а машина не будет задержана.

При более серьезных увечьях, возможно, придется оплатить потерпевшему лечение. Но размер компенсации может быть уменьшен в соответствии со статьей 1083 ГК.

Если пешеход получил вред здоровью, признанный экспертизой как тяжкий, или умер, тогда водителю грозит уголовная ответственность. Избежать ее можно только по решению суда.

Ответственность пьяного водителя

Если сбил пешехода, он получит не только штраф, но наказание по УК РФ, а машина будет задержана. Первоначально могут по суду назначить 15 суток ареста.

Сегодня за наезд на человека по неосторожности, если тому причинен тяжкий вред, возможен максимальный срок тюремного заключения 7 лет. Кроме того, за сбитого насмерть человека надо платить деньги на содержание неработающих членов семьи погибшего.

Если в ДТП погибли два человека или более, водителю грозит максимальное наказание - 9 лет лишения свободы.

В УК РФ указана только максимальная ответственность, поэтому некоторые водители отделываются условными сроками. Они доказываю, что пешеходы виноваты сами. Например, находились на зебре при красном сигнале светофора, были пьяны или находились на неположенном участке дороги. В оправдание приводят факты: ПДД не нарушали, машина с места аварии не уезжала. Но даже в этом случае права отберут.

В 2016 году в УК РФ будут внесены изменения в части сроков минимального тюремного заключения и минимальные размеры денежного возмещения за причиненный вред здоровью.

Денежные выплаты

Законом предусмотрена обязательная материальная ответственность водителя при наезде на пешехода. Если виновник ДТП водитель, он должен заплатить административный штраф в размере от 2000 до 25000 рублей (КоАП статья 12.24, 2016 год).

Пострадавшему пешеходу водитель обязан компенсировать убытки и причиненный вред здоровью (глава 59 ГК РФ), даже если он не виноват в аварии, оказал помощь пострадавшему, не скрылся с места наезда.

В настоящее время максимальные выплаты, назначенные судами составляют:

  • 100 000 - 160 000 рублей при средней тяжести травм;
  • 500 000 рублей, если потерпевший получил инвалидность;
  • 1000 000 рублей получат родственники погибшего пешехода.

Уголовная ответственность не является поводом для уменьшения размера материальной компенсации. Наиболее суровое наказание получит водитель, если он сбил пешехода и скрылся, особенно, если ДТП произошло на зебре.

Надо аккуратно водить автомобиль и помнить: наезды часто происходят ночью, и не на зебре, а в неположенном для перехода участке дороги.

Автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения. Кто из нас не слышал этот тезис, ставший уже практически афоризмом? Однако тенденции современного рынка автомобилей в России все сильнее и сильнее переворачивают это высказывание с ног на голову. Злободневная реальность такова, что автомобиль вновь становится предметом роскоши. Вместо того чтобы купить себе практичный "универсал" в хорошей комплектации, будущий автовладелец уже посматривает в сторону кроссовера, несмотря на более скудное оснащение. Ведь такие "квази-вседорожники" сейчас в тренде. Но каков бы ни был автомобиль, начиная от двухместных малюток типа "Смарт" и заканчивая такими гигантами, как "Форд Ф-150" или "Тойота-Тундра", он всегда был и остается механизмом, способным нанести серьезный вред здоровью как водителя, так и пешехода.

Источник повышенной опасности

Самая страшная опасность для любого водителя - это наезд на пешехода. При этом уже становится не так важно, или он нарушил правила дорожного движения. Моральная травма останется на всю его оставшуюся жизнь, особенно если наезд обернется для пострадавшего летальным исходом. Более того, превентивно будет виноват именно тот, кто управлял автомобилем, источником повышенной опасности. Ответственность за сбитого пешехода всегда ложится на плечи того, кто это сделал. Все экспертизы и разбирательства будут позже, и, по сути, водителю придется доказывать свою правоту вразрез с основными положениями Конституции о

Суровая реальность

В нашей жизни может случиться всякое, и надо постараться быть готовым к основным неприятностям, с которыми может столкнуться на своем жизненном пути. Самое главное, не паниковать и не усугубить ситуацию своими дальнейшими действиями.

Все происходит буквально за доли секунды. Раздается отчаянный визг тормозов, потом глухой удар, сопровождающийся, как правило, звоном разбитого стекла, и тело пешехода отлетает в сторону от автомобиля. Как бы нам ни хотелось об этом думать, но следует сразу признать факт - произошло ДТП с участием пешехода. И если за рулем были вы, то вам за это и отвечать.

Сразу после столкновения

Первым делом надо заглушить мотор автомобиля и, выйдя из транспортного средства, убедиться в том, что созданная ситуация не повлечет дальнейших аварий. Если все в пределах нормы - бегом к пострадавшему, оказывать ему первую помощь. Есть сомнения или много машин вокруг? Попросите кого-нибудь рядом предупредить других водителей и вызвать спасателей и инспекторов дорожно-постовой службы.

Дальнейшие действия зависят от состояния пострадавшего. Если водитель совершил наезд на пешехода, но тот в сознании, пытается подняться или самостоятельно покинуть место происшествия, попросите его не делать этого. Узнайте, нужна ли ему медицинская помощь, предложите отвезти его в больницу. Визуально оцените его состояние. Иногда люди в состоянии шока могут подняться на ноги и уйти с открытым переломом ноги или отбитыми внутренними органами при обильном кровотечении изо рта, носа или ушей. А спустя полчаса теряют сознание или, что еще страшнее, падают замертво. Помните главное правило - если водитель сбил пешехода, ответственность за это ложится на него в любом случае. Лучше всего дождаться наряда ДПС, даже если пострадавший покинул место аварии. Ведь вечером он вполне может пойти в полицию и написать на вас заявление.

Срочно звонить спасателям

Не пытайтесь скрыться с места ДТП. Это карается не только за «оставление места аварии», но и «оставление человека в опасности», особенно если его травмы тяжелые. Как определить степень тяжести? Если человек без сознания, бьется в судорогах, у него обильное кровотечение или идет отсутствует дыхание или пульс - нужно срочно звонить в службу спасения. Телефонный номер в Российской Федерации для вызова экстренных служб единый - 112.

После подключения автоматического оператора вызывайте сразу службу скорой медицинской помощи. Назовите ваше полное имя и фамилию, сообщите, что произошел наезд на пешехода, и что он находится в критическом состоянии. Сообщите медику примерное место дорожно-транспортного происшествия и опишите симптомы пострадавшего. Оператор на проводе даст вам точный порядок действий по оказанию первой помощи. Помните, чем быстрее вы сделаете это, тем больше шансов спасти человеческую жизнь.

Что делать потом

Не звоните в полицию сразу, не тратьте драгоценные секунды. Оператор медицинской службы отправит наряд по указанному адресу в любом случае, а если рядом с вами есть свидетели или желающие помочь, то они, скорее всего, уже вызвали полицию. При совершении ДТП с участием пешехода важно как можно быстрее помочь тому человеку, которого вы сбили. Затем еще раз проверьте безопасность вокруг вас, выставите знак аварийной остановки, наденьте световозвращающий жилет и только после этого сделайте звонок в полицию, чтобы сообщить об инциденте.

От того, как вы позаботились о пострадавшем и как быстро и четко выполнили все пункты, которые прописываются в таких ситуациях в правилах дорожного движения, будет зависеть ваша степень вины и вынесенное вам наказание. Ответственность за наезд на пешехода может предусматривать как денежный штраф, так и возбуждение уголовного дела с возможным лишением свободы.

Перебегая проезжую часть

Пешеход всегда сильно рискует. Согласно он должен ее пересекать по минимально короткому пути и только убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Если водитель сбил пешехода не на пешеходном переходе, то ему позже, в суде, будет легче доказать свою невиновность. Беспечность пострадавшего будет стоить ему не только подорванного здоровья, но и отсутствия компенсации со стороны автолюбителя, совершившего наезд. Особое место занимают случаи, когда пострадавший был под действием алкоголя или сильнодействующих психотропных препаратов, изменяющих восприятие существующей реальности. Как мы все прекрасно знаем, участникам дорожного движения запрещено находиться в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Поэтому, пересекая автодорожное полотно, да и просто находясь на пешеходном тротуаре (ведь он также относится к определению «дорога»), пешеход становится участником дорожного движения, равно как и водитель автомобиля, велосипеда или гужевой погонщик. Выходя на улицу в нетрезвом состоянии, пешеход заранее нарушает установленные нормы и правила дорожного движения, что, несомненно, будет учтено в суде не в его пользу. Даже если водитель сбил пешехода на ответственность будут делить между собой оба участника дорожного инцидента. Здесь не рассматриваются случаи, когда сам водитель находится в алкогольном или наркотическом опьянении. Такие ситуации караются по отдельным статьям жестко и справедливо: огромные денежные штрафы, лишение права управления транспортным средством, возмещение пострадавшей стороне, лишение свободы или принудительные общественные работы.

Опасная "зебра"

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, то в этом случае все сложнее. Ведь, согласно пункту 14.1 свода правил дорожного движения, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть. Более того, следующий пункт, 14.2, регламентирует обязательное снижение скорости вплоть до полной остановки, если другое транспортное средство снизило скорость или остановилось перед пешеходным перекрестком. Эти две аксиомы движения по улицам городов должны быть заучены и применяться водителями на уровне подсознания при управлении автомобилем. Ведь именно поэтому, если в настоящее время водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность будет ложиться на него в любом случае. Не успел среагировать - вина водителя, нарушение пункта 14.2, не остановился и снес человека - вина водителя, нарушение пункта 14.1.

В обход

Повышенные штрафы и серьезный контроль со стороны дорожно-постовой службы - это не прихоть чиновников, а результат печальной статистики и попытки исправить положение с использованием метода «стальной руки» или повышения штрафных тарифов. Однако такой подход не всегда работает в полную силу. Возможность за крупную сумму денег или при наличии связей в определенных кругах избежать наказания за совершенный проступок выделяет среди основной массы водителей некую группу лиц, для которых ужесточение закона не создает видимых барьеров и не заставляет их пересмотреть свой стиль вождения. Для такого человека не играет особой роли, что он сбил пешехода вне пешеходного перехода или на нем. Он уверен, что наказание способно обойти его персону стороной. И в этом проблема нашего общества.

Пока у нас не будет достигнут принцип «неотвратимости наказания» за наезд на человека и другие тяжелые ДТП, горестные вести все так же будут врываться в квартиры простых граждан, изменяя статистику пострадавших пешеходов и покалеченных жизней в сторону ее увеличения.

В суд в любом случае

Итак, что сегодня, в реалиях правового государства, грозит водителю, если он сбил пешехода вне пешеходного перехода или совершил наезд непосредственно на нем? Независимо от того, на кого ложится вина за дорожно-транспортное происшествие, у водителя, который управлял в этот момент автомобилем, в любом случае наступает гражданско-правовая ответственность. Это говорит о том, что пострадавший пешеход может обратиться в суд с иском и потребовать возмещения как материального, так и морального ущерба. Такая практика существует даже тогда, когда в аварии виноват сам потерпевший. Даже в этом случае автолюбителю придется отвечать перед судом за совершенный поступок.

Морально и материально

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность за это деяние предусматривает компенсацию последнему материального и морального вреда. Материальный вред - это оплата всех трат, направленных на лечение пострадавшего и восстановление его здоровья. Естественно, любая сумма должна быть подтверждена документально, то есть чеками или выписками из медицинских учреждений и пунктов продажи лекарственных средств. Моральный вред - это компенсационная сумма за нравственные или физические страдания, недополученный доход пострадавшего вследствие его травмы, возможная упущенная выгода или любые иные факторы. Сумма морального вреда обычно устанавливается потерпевшей стороной, а утверждается или понижается до приемлемых значений судом, рассматривающим исковое заявление от пострадавшего пешехода. Здесь стоит отметить тот факт, что если автолюбитель считает себя невиновным, он может подать встречный иск на пешехода с требованиями компенсировать как ремонт автомобиля, получивший повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, так и моральный вред, нанесенный ему пережитым стрессом от перенесенного столкновения. Однако если водитель сбил человека на пешеходном переходе, от таких действий лучше отказаться. В ходе судебного разбирательства они могут ухудшить положение дел обвиняемого автолюбителя.

Буква закона

Печальная статистика ДТП с участием пешеходов заставляет руководство нашей страны периодически пересматривать правовые акты, регулирующие административное и уголовное наказание за такие правонарушения. Пересматривать в сторону их ужесточения, что хоть и в неравном процентном соотношении, но все же приводит к снижению летальных исходов. В настоящее время тем из нас, кто сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность предусматривает как административное, так и уголовное наказание.

Статья 12.24 Кодекса об предусматривает в качестве наказания либо штраф в количестве 5-8 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), либо лишение права на управление автомобилем на срок от шести месяцев до года, либо административный арест на 15 суток, либо совместное применение указанных санкций по отношению к виновному водителю. Такая мера применяется, если пострадавшему причинен легкий вред здоровью, и он пробыл на лечении не более трех недель.

При нанесении сбитому пешеходу вреда здоровью средней тяжести, тяжкого вреда или при смертельных случаях для водителя наступает по статье 264 Уголовного Кодекса РФ, предусматривающей лишение свободы сроком от 6 месяцев до пяти лет. В случае отягчающих обстоятельств каждое дело рассматривается тщательно и в индивидуальном порядке.

Осторожнее, пешеход

В современном мире автомобиль был и остается опасным механизмом, способным не только покалечить, но и, к сожалению, даже лишить жизни других участников дорожного движения. Находясь на улице, особенно в непосредственной близости от проезжей части, следует проявлять адекватность в поведении и осторожность, быть внимательным и четко контролировать то, что происходит по сторонам. Это касается в первую очередь пешеходов, то есть всех нас вместе взятых. Ведь припарковав свое транспортное средство и поставив его на сигнализацию, каждый из нас перестает быть водителем и становится обычным пешеходом.