Кто выбирает совет федерации рф. Совет Федерации. Досье. Что это такое

Сове́т Федера́ции - орган российской законодательной власти, верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации, действует согласно Конституции Российской Федерации 1993 года. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации : по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти; всего 178 депутатов. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) российский гражданин не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Решение о формировании Совета Федерации было принято президентом Б.Н. Ельциным осенью 1993 года. Своими указами от 11 октября и 6 ноября 1993 года он определил порядок выборов Совета Федерации по мажоритарной системе. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России, в том числе его верхней палаты - Совета Федерации.
Положение о выборах в Совет Федерации первого созыва предусматривало, что каждый субъект федерации должен избрать в этот законодательный орган по два депутата. Выборы проходили по мажоритарной системе в двухмандатных избирательных округах, (один округ соответствовал территории одного субъекта федерации). Кандидаты в Совет Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями. На выборах 1993 года был избран 171 депутат, позднее были доизбраны еще 4 депутата. В соответствии с переходными положениями Конституции Российской Федерации депутаты Совета федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе.
Первое заседание Совета Федерации состоялось 13 января 1994 года. На нем был избран председатель - В.Ф. Шумейко. За два года работы Совета Федерации первого созыва в 1994-1995 годах было проведено 32 заседания и принято 773 постановления. В конце 1995 года был принят новый закон о порядке формирования Совета федерации, согласно которому в него входили по должности по два представителя от каждого субъекта федерации - глава законодательного и глава исполнительного органов государственной власти. Отныне Совет Федерации должен был работать на непостоянной основе. На первом заседании Совета федерации второго созыва 23 февраля 1996 года его председателем стал Егор Строев, глава администрации Орловской области. За время работы Совета Федерации второго созыва в 1996-2001 годах было проведено 47 заседаний и принято 2843 постановления. В эти годы Совет Федерации действовал как представитель интересов регионов на федеральном уровне, гарантировал политическую стабильность страны. Совет Федерации выступал и как инициатор международных акций. Среди них заметное место занял ставший ежегодным Петербургский экономический форум, первое заседание которого состоялось летом 1997 года. В сентябре 2000 года под эгидой Совета Федерации прошел Байкальский экономический форум.
8 августа 2000 года вступил в силу новый закон о порядке формирования Совета Федерации, который предусматривал переход к порядку работы этого законодательного органа на постоянной основе. В соответствии с новым законом вновь избранный глава исполнительной власти субъекта федерации назначал одного представителя в Совете Федерации на срок своих полномочий. Соответственно другой член Совета Федерации избирался от законодательного органа субъекта федерации, также на срок полномочий этого органа.
Поскольку в ряде субъектов Российской Федерации (Башкирии, Кабардино-Балкарии, Карелии, Якутии, Свердловской области) действуют двухпалатные законодательные органы, новый закон предусмотрел, что член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного органа субъекта федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. До вступления в силу решений об избрании (назначении) в установленном новым законом порядке новых членов Совета Федерации, прежние члены Совета Федерации должны продолжали исполнять свои полномочия.
5 декабря 2001 года председателем Совета Федерации был избран Сергей Миронов, представитель от законодательного собрания Петербурга. К январю 2002 года состав членов Совета Федерации полностью обновился и 16 января 2002 года Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе. В соответствии с новым регламентом в Совете Федерации были созданы 16 комитетов и семь постоянных комиссий.
С 2002 года Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной думы, за исключением заслушивания посланий президента или Конституционного суда, выступлений руководителей иностранных государств.
Заседания Совета Федерации проводятся в Москве, с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание. Совет Федерации избирает из своего состава председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Бывший председатель Совета Федерации Е. Строев избран почетным председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным).
Все члены Совета Федерации, за исключением председателя его заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.
Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям: Совет Федерации совместно с Государственной думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой и Советом Федерации.
К ведению Совета Федерации также относятся: утверждение изменения границ между субъектами федерации; утверждение указа президента о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами Российской Федерации; назначение выборов президента; отрешение президента от должности; назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда; назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора; назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации, равно как и каждый ее член, обладает правом законодательной инициативы. Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Закон установил новый порядок формирования Совета Федерации, предложенный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской федерации 5 ноября 2008 года. В соответствии с новым законом кандидатом для назначения в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года. В 2011 году С.М. Миронова на посту председателя Совета Федерации сменила В.И. Матвиенко.

Порядок формирования Совета Федерации РФ закреплен в соответствующем законе. Так, в состав входит по 2 представителя от субъекта страны. Государственный Совет Российской Федерации включает в себя по одному от исполнительного и представительного (законодательного) властного органа субъекта.

В качестве члена рассматриваемого органа может быть назначен (избран) гражданин России, не моложе тридцати лет. При этом лицо должно обладать правом выбирать и быть выбранным в соответствии с конституционными нормами.

Порядок формирования Совета Федерации предусматривает, что члены - представители субъектов выбираются на срок полномочий этих органов, а при их формировании - на период полномочий депутатов, избранных однократно.

Представители двухпалатного законодательного института избираются по очереди от каждой палаты на половину периода деятельности соответствующей палаты.

Порядок Формирования Совета Федераций предусматривает рассмотрение кандидатов на избрание председателем.

Представитель от госвласти субъекта назначается должностным лицом (руководителем исполнительного высшего органа) субъекта.

Порядок формирования Совета Федерации предполагает тайное голосование при избрании представителя законодательного института власти. Принятое решение оформляется соответствующим постановлением.

Решение, принятое о назначении представителя от исполнительного органа закрепляется соответствующим указом. Этот указ в течение трех дней направляется в госвласти субъекта.

Порядок формирования Совета Федерации предусматривает определенные условия вступления в силу указов и постановлений о назначениях. Например, решение о принятии в должность представителя от исполнительного властного органа в случае, если на внеочередном (очередном) заседании представительного органа госвласти субъекта две трети всего количества депутатов не отдадут свои голоса против назначения.

Постановления о назначении (избрании) членов Госсовета направляются принявшими их органами в Совет Федерации.

Согласно законодательству, образование рассматриваемого органа завершилось к началу 2002-го года.

В соответствии с конституционными нормами, установлен перечень вопросов, которыми ведает Госсовет. Среди них следует отметить вопросы по:

  1. Утверждению изменения границ субъектов.
  2. Утверждению указа Президента о введении в стране военного положения.
  3. Решению вопроса о возможности применения Вооруженных Сил страны за ее пределами.
  4. Назначению судей Верховного, Конституционного, Высшего Арбитражного органа правосудия.
  5. Назначение и освобождение от полномочий Генпрокурора страны.

Согласно соответствующей конституционной норме Госдума и Совет Федерации образуют Счетную палату. Порядок ее деятельности, состав закрепляется законодательно.

Из своего состава Совет Федерации выдвигает Председателя, а также его заместителей. Они ведают внутренним режимом работы, ведут заседания. Госсовет формирует комиссии, комитеты, проводит связанные с вопросами своего ведения. В структуре органа при этом недопустимо образование парламентских объединений, фракций.

Обеспечение коллегиального и оперативного обсуждения каких-либо неотложных вопросов по деятельности Госсовета, связанных с постоянным функционированием органа, осуществляется при помощи Совета палаты. Этот коллегиальный орган действует постоянно. В его состав включены заместители Председателя Госсовета, Председатель, председатели комиссий и комитетов Совета, а также Комиссии по парламентским процедурам и регламенту.

Советом Федерации называют верхнюю палату Федерального собрания . Все субъекты Российской Федерации имеют в нем двоих представителей: представлен как исполнительный, так и представительный орган.

Совет Федерации обладает исключительными полномочиями, определенными в сто второй статье Конституции. Совет Федерации утверждает изменение границ субъектов; утверждает президентские приказы, касающиеся введения военных и чрезвычайных положений; решает вопросы о том, стоит ли использовать Вооруженные силы за пределом российской территории; назначает президентские выборы; отстраняет с должности Президента; назначает на должности судей в Конституционный и другие суды; назначает Генеральных прокуроров и Председателей Счетной палаты, а также назначает пятьдесят процентов ее аудиторов. Счетную палату образуют для контролирования исполнения федерального бюджета их людей, входящих в Совет Федерации, а также депутатов, представленных в Государственной Думе.

Другими полномочиями, которыми обладает Совет Федерации, являются законодательные. Они состоят в том, что Совет Федерации вправе рассматривать и одобрять или отклонять законы принятые Госдумой. Стоит также отметить, что в случае если Совет Федерации вообще не рассматривает закон, то он считается одобренным.

Третьей группой полномочий являются полномочия по самоорганизации. Совет принимает регламенты, которыми регулируются процедуры и вопросы организации Совета Федерации. Однако, они все - равно не предусматривают весь спектр вопросов и процедур.

В структуре Совета есть Председатель, его заместители (три), сформированные комитеты, аппарат Совета, а также возможно создание временных комиссий.

В основе деятельности Совета Федерации лежит принцип коллективности. Рассматриваемые вопросы свободно и открыто обсуждаются, также принимаются решения. Также у Совета есть право проводить закрытые заседания. На заседание могут приглашать представителей госорганов, общественные объединения, научные учреждения, независимых экспертов, ученых и прочих экспертов. Представителям СМИ и депутатам Госдумы также разрешено быть на заседаниях.

Также имеют право присутствия, как на открытых заседаниях, так и на закрытых заседаниях Совета представители Судов, Президент, представители Правительства.

Заседания являются правомочными, если на них было не менее двух третей от всего количества членов Совета. Руководство заседанием осуществляется Председателем Совета, стоит отметить, что у него нет полномочий по высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам, по комментированию выступлений, по даче характеристики выступающим.

Рабочим языком Совета Федерации был и остается русский язык. Выступления имеют следующий вид: они могу проходить как в виде докладов, содокладов, заключительных слов по обсуждаемым вопросам, выступлениях в прениях, так и в виде справок, информации, заявлений, обращений.

Совет Федерации принимает решения с помощью либо открытого, либо тайного голосования, для которого используют электронную систему подсчета голосов, либо используя бюллетени. Принятие решения происходит, если в его пользу больше половины голосов всех членов Совета.

Таким образом, Совет Федерации – это орган власти, имеющий широкий круг полномочий, который имеет сложную структуру и свой индивидуальный порядок работы. Он является палатой Федерального собрания и включает в свой состав представителей всех субъектов РФ.

Верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. См. также: Федеральное Собрание Российской Федерации Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Совет Федерации - СФФСРФ Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://www.council.gov.ru/​ гос., РФ … Словарь сокращений и аббревиатур

Совет Федерации - согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации. До 2000 формировалась из глав субъектов Российской Федерации. В 2000 главы субъектов были заменены представителями. Во главе Совета… … Политология. Словарь.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - (СФ) верхняя палата Федерального Собрания парламента РФ. СФ первого созыва был избран непосредственно населением сроком на два года. Согласно ФЗ О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 декабря 1995… … Юридический словарь

Совет федерации - (англ. Council Federation) 1) палата Федерального Собрания парламента РФ, в которую входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительных органов гос ной власти. Одно и то же лицо не… … Энциклопедия права

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - верхняя палата Федерального Собрания парламента РФ. В соответствии с Конституцией РФ в С.Ф. входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования… … Юридическая энциклопедия

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 одна из двух палат Федерального собрания … Современная энциклопедия

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, по Конституции 1993, верхняя палата парламента Российской Федерации Федерального Собрания. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Совет Федерации - СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 одна из двух палат Федерального собрания. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Совет Федерации - по Конституции 1993 верхняя палата парламента Российской Федерации Федерального собрания. * * * СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, орган российской законодательной власти, верхняя палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России)… … Энциклопедический словарь

Книги

  • , . Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правом человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона "Об… Купить за 616 руб
  • Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год , . Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона «Об… Купить за 502 руб
  • Совет Безопасности РФ в государственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации , В. И. Мельников. Настоящая монография заместителя председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. И. Мельникова посвящена изучению политико-правовых аспектов деятельности Совета…

Порядок формирования Совета Федерации Российской Федерации. Специфика данного органа

Если Государственная Дума Федерального Собрания представляет все население РФ, то Совет Федерации, часто именуемый нижней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом, то есть всей России. Совет Федерации - постоянно действующий орган.

Согласно части 2 статьи 95 Конституции РФ, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В части 2 статьи 96 Конституции порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. От 25.07.2006) установил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен):

гражданин РФ;

достигший 30-летнего возраста;

обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органы госвласти РФ.

От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по два представителя:

один - назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

другой - избирается представительным (законодательным) органом субъекта РФ на срок полномочий этого органа. При формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Новый порядок формирования Совета Федерации опять же означает, что палата не имеет установленного срока регистратуры. Такой вывод вытекает из того факта, что избрание в субъектах РФ глав представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется не синхронно, вследствие чего в течение каждого года в Совете Федерации будет неоднократно проходить смена каких-то его членов.

Назначение представителя в Совет Федерации от законодательной и от исполнительной власти субъекта РФ

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. Группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного органа госвласти субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа. Если законодательный орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) на срок его полномочий. Данное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения в 3-дневный срок. Решение вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата.

Решение законодательного органа госвласти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного органа госвласти субъекта РФ принимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа, а двухпалатного законодательного (избирательного) органа госвласти субъекта РФ - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена Совета Федерации с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении).

Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван досрочно органом, которым он был назначен (избран).