Как рассчитывается мрот в году. Аттракцион невиданной щедрости. Перечень регионов, в которых местный мрот ниже нового

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – это минимально возможная величина заработной платы, которую предприятие может начислять своему сотруднику. Также эта величина используется в расчетах при определении суммы для выплат пособий по безработице и временной нетрудоспособности. Работодатель не может начислить своему сотруднику заработную плату ниже минимального уровня, иначе он навлечет на себя штраф.

Текущая величина МРОТ зависит от нескольких показателей:

  • общегосударственной ценовой политики;
  • потребностей резидентов и нерезидентов, работающих на территории Российской Федерации;
  • увеличения государственных показателей эффективности производства;
  • снижения уровня безработицы;
  • текущего уровня инфляции.
С 1 июля 2017 года величина минимального размера оплаты труда будет составлять 7800 рублей для российских граждан в месяц (). Данный закон 20 декабря 2016 года подписал Владимир Путин. Ранее сообщалось, что повышение будет на 17,33% и уже в январе, но по факту это лишь 4% и июль 2017 года.

С 1 января 2017 года увеличения МРОТ не будет, он останется на прежнем уровне 7500 рублей .

С 1 июля 2016 года величина минимального размера оплаты труда составляет 7500 рублей для российских граждан в месяц ( , ), Госдума одобрила закон о повышении МРОТ 17 мая 2016 года, Президент РФ Владимир Путин подписал закон 2 июня 2016 года), это на 1296 рублей выше, чем предыдущий показатель.

Размеры минимальной заработной платы по регионам

С изменениями и дополнениями от 01.07.2016

Регион Российской Федерации Размер МРОТ в 2016 году
Центральный федеральный округ
Белгородская область 8694
Брянская область 6500
Владимирская область 6204
7000
Воронежская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
8787 (для организаций внебюджетной сферы)
Ивановская область 8645
Калужская область
Костромская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Курская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Липецкая область 6000 (для организаций бюджетной сферы)
(для организаций внебюджетной сферы)
Московская область 12500
Орловская область 9778
Рязанская область 6350 (для организаций бюджетной сферы)
7500 (для организаций внебюджетной сферы)
Смоленская область 6200
Тамбовская область 6240 (для организаций бюджетной сферы)
7500 (для организаций внебюджетной сферы)
Тверская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7280 (для организаций внебюджетной сферы)
Тульская область 11000 (с 01.08.2016) (для организаций бюджетной сферы)
13000 (с 01.08.2016) (для организаций внебюджетной сферы)
Ярославская область 6000 (для организаций бюджетной сферы)
8021 (для организаций внебюджетной сферы)
г. Москва 17300
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия 7213 (для организаций бюджетной сферы северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша)
5796 (для организаций бюджетной сферы остальных районов)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Коми 6500
Архангельская область 7500
Вологодская область 7500
Калининградская область 10000
Ленинградская область 7800
Мурманская область 13650
Новгородская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Псковская область 7500
г.Санкт-Петербург 11700
Ненецкий авт.округ 6204
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 7500
Республика Калмыкия 7500
Краснодарский край 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Астраханская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7350 (для организаций внебюджетной сферы)
Волгоградская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
не ниже 1,2 прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Ростовская область 7500
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 7500
Республика Ингушетия 7500
Кабардино-Балкарская Республика 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Карачаево-Черкесская Республика 7500
Республика Северная Осетия - Алания 7500
Чеченская Республика 8252
Ставропольский край 8588
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8900 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Марий Эл 9251
Республика Мордовия 7500
Республика Татарстан 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7309 (для организаций внебюджетной сферы)
Удмуртская Республика 7500
Чувашская Республика 7500 (для организаций бюджетной сферы)
6988 (для организаций внебюджетной сферы)
Пермский край
Кировская область 7500
Нижегородская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
9000 (для организаций внебюджетной сферы)
Оренбургская область 7500
Пензенская область 7500
Самарская область 7500
Саратовская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7900 (для организаций внебюджетной сферы)
Ульяновская область 6500 (для организаций бюджетной сферы)
10000 (для организаций внебюджетной сферы)
Уральский федеральный округ
Курганская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7620 (для организаций внебюджетной сферы)
Свердловская область 8862
Тюменская область 7700 (для организаций бюджетной сферы)
9300 (для организаций внебюджетной сферы)
Челябинская область 6100(для организаций бюджетной сферы)
8300 (для организаций внебюджетной сферы)
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра МРОТ с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате
Ямало-Ненецкий авт.округ 12431
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8751 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Бурятия 7500
Республика Тыва 7500 (для организаций бюджетной сферы)
не ниже 6300 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Хакасия 7500
Алтайский край 7500 (для организаций бюджетной сферы)
9400 (для организаций внебюджетной сферы)
Забайкальский край 6044 (для организаций бюджетной сферы)
8095 (для организаций внебюджетной сферы)
Красноярский край 6204 (для организаций бюджетной сферы)
9544 (для организаций внебюджетной сферы)
Районы Крайнего Севера Красноярского края 16130 (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район)
14269 (Северо-Енисейский район)
19009 (Эвенкийский муниципальный район)
15313 (Туруханский район)
15200 (г.Енисейск)
Иркутская область 7774 (для организаций бюджетной сферы)
9717 (для организаций внебюджетной сферы)
Кемеровская область 13617
Новосибирская область 9030 (для организаций бюджетной сферы)
9390 (для организаций внебюджетной сферы)
Омская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7135 (для организаций внебюджетной сферы)
Томская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8581 (для организаций внебюджетной сферы)
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) 15390
Камчатский край 16910-19510
Приморский край 7500
Хабаровский край 11414-15510
Амурская область 7500
Магаданская область 18750 (для организаций бюджетной сферы)
20250 (для организаций внебюджетной сферы)
Сахалинская область 16838
Еврейская авт.область 7500
Чукотский авт.округ 6204
Крым
Республика Крым 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7042 (для организаций внебюджетной сферы)
г. Севастополь 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7343 (для организаций внебюджетной сферы)

Архив:

Таблица МРОТ для оплаты труда по годам

Срок, с которого установлен МРОТ Сумма МРОТ, руб./мес. Нормативный акт, установивший МРОТ
с 1 января 2018 Проект Закона
с 1 июля 2017 7800 ст.1 Закона №460-ФЗ от 19.12.2016
с 1 июля 2016 7500 ст.1 Закона №164-ФЗ от 02.06.2016
с 1 января 2016 6204 ст.1 Закона №376-ФЗ от 14.12.2015
с 1 января 2015 5965 ст.1 Закона №408-ФЗ от 01.12.2014
с 1 января 2014 5554 ст.1 Закона №336-ФЗ от 02.12.2013
с 1 января 2013 5205 ст.1 Закона №232-ФЗ от 03.12.2012
с 1 июня 2011 4611 ст.1 Закона №106-ФЗ от 01.06.2011
с 1 января 2009 4330 ст.1 Закона №91-ФЗ от 24.08.208
с 1 сентября 2007 2300 ст.1 Закона №54-ФЗ от 20.04.2007
с 1 января 2006 1100
с 1 сентября 2005 800 ст.1 Закона №198-ФЗ от 29.12.2004
с 1 января 2005 720 ст.1 Закона №198-ФЗ от 29.12.2004
с 1 октября 2003 600 ст.1 Закона №127-ФЗ от 01.10.2003
с 1 мая 2002 450 ст.1 Закона №42-ФЗ от 29.04.2002
с 1 июля 2001 300
с 1 января 2001 200 ст.1 Закона №82-ФЗ от 19.06.2000
с 1 июля 2000 132 ст.1 Закона №82-ФЗ от 19.06.2000

МРОТ для налогов, штрафов и пеней

Может ли оклад или зарплата быть меньше МРОТ

Действительно, стоит различать оклад работника и заработную плату, это, как правило, могут быть разные суммы. Согласно ст. 129 Трудового Кодекса РФ заработная плата включает в себя:
  • Должностной оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
  • Компенсационные выплаты - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера.
  • Стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Таким образом, поскольку заработная плата может включать в себя несколько групп выплат, должностной оклад может быть установлен работодателем ниже значения МРОТ, но лишь при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат общая сумма заработной платы будет не ниже минимального размера оплаты труда. Если работник получает лишь один оклад, то в этом случае его величина также не может быть ниже значения МРОТ.

Также следует сказать, что выплачиваемая заработная плата работнику может быть ниже начисленной. Например, если работник отработал неполный месяц или не выполнил свои трудовые обязанности. В этом случае выплаченная зарплата за месяц может быть ниже минимального размера оплаты труда.

МРОТ (минимальный размер оплаты труда) - важнейший показатель, от которого зависят выплаты сотрудникам, он напрямую влияет на расчет зарплаты и пособий работникам.

Статья поможет узнать как учитывать доплаты, надбавки к окладу сотрудника при проверке, соответствует ли его зарплата при повышении МРОТ.

к меню

МРОТ на 2019 год по регионам: таблица

Помимо федерального МРОТ регионы устанавливают свой показатель. Убедитесь, что зарплаты в организации не ниже региональной минималки. За нарушение трудовые инспекторы организации и руководителю.

Даны значения регионального МРОТ для Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Центральный федеральный округ


Смотреть Величину МРОТ в вашем регионе

в формате.PDF 232 Кб по состоянию на 05.03.2019

  • на 26.11.2018
  • на 14.08.2018
  • на 25.07.2018
  • на 20.06.2018
  • на 09.06.2018
  • на 01.05.2018

к меню

МРОТ Москва 2019

МРОТ «минималка» в Москве пересматривается ежеквартально и зависит от размера . Если он снижается, то размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне. Если увеличивается, то с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу постановления московского правительства об установлении прожиточного минимума трудоспособного населения, вырастает и минимальная зарплата. Об этом сказано в пунктах 3.1.1 и 3.1.2 постановления правительства Москвы от 15.12.15 № 858-ПП «О проекте Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей».

  • С 1 января 2011 года МРОТ = 10 400 рублей
  • С 1 июля 2011 года МРОТ = 11 100 рублей
  • С 1 января 2012 г. - 11300 рублей,
  • с 1 июля 2012 г. - 11700 рублей.
  • с 1 июля 2013 года - 12 200 руб.
  • с 1 января 2014 г. - 12600 руб.
    с 1 июля 2014 г. - 12850 руб .
  • с 1 июня 2014 г. - 14000 руб.
  • с 1 января 2015 г. - 14500 руб.
  • с 1 апреля 2015 г. - 15000 руб.
  • с 1 июня 2015 г. - 16500 руб.
  • с 1 ноября 2015 г. - 17300 руб.
  • с 1 октября 2016 г. - 17561 руб.
  • с 1 июля 2017 г. - 17642 руб.
    Согласно постановлению правительства Москвы от 13.06.17 № 355-ПП и трехстороннему соглашению между правительством Москвы, Московским объединением профсоюзов и Московским объединением работодателей от 15.12.15 № 858-ПП,
  • с 1 октября 2017 г. - 18742 руб.
    Постановлением Правительства Москвы от 12 сентября 2017 г.

Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда и используется в современной экономике для многих целей. Рассмотрим динамику МРОТ, а также особенности показателя.

Что это такое и для чего необходимо

Минимальный размер оплаты труда – минимум оплаты, который установлен на федеральном уровне. Он может рассчитываться за определенный промежуток времени – час, день, неделя, месяц, год.

Именно ту сумму, которая установлена, работодатель обязуется платить своему сотруднику, не меньше (можно больше). Данная планка может быть установлена в законодательном порядке и в неформальном виде.

Хотя этот показатель используется в большинстве стран мира, однозначного мнения касательно пользы и вреда его применения не имеется.

Есть несколько задач , для решения которых используется показатель МРОТ:

  • оптимальное регулирование трудовой оплаты;
  • возможность определения размеров пособий по временному процессу нетрудоспособности;
  • расчетные действия по выплате пособий, связанных с беременностью и родами;
  • обязательное социальное страхование.

Нормативно-правовые акты и планируемые нововведения

Регламент по тем или иным порядкам устанавливается в Трудовом кодексе, статьей 133 . Согласно действующим положениям законодательства, ежемесячная оплата за труд работника, который полностью отработал данный период, не может быть ниже, чем минимальный показатель оплаты .

Установление оптимального показателя осуществляется в рамках федерального законодательства. Если говорить о данных на 2015 год, то этот параметр составлял 5965 руб., а со следующего года он повысился на 250 рублей. В 2017 году данный критерий возрос еще больше. В 2018 год в январе МРОТ составлял 9489 руб., с 1 мая — 11 163 руб.

Согласно части 1 ст. 133 , МРОТ, устанавливаемый по всей территории страны, не может составлять меньшую величину , чем прожиточный минимум.

Если работодатель будет выплачивать сотрудникам заработную плату, которая не превышает размер МРОТ, то в дальнейшем это грозит административной ответственностью.

МРОТ в России

Рассмотрим таблицу, в которой отражена динамика роста показателя по годам – с 2008 по 2018.

Годовой период установления МРОТ Значение МРОТ, рублей
С 2009, с 1 января 4330
С 2011, с 1 июня 4611
С 2013, с 1 января 5205
С 2014, с 1 января 5564
С 2015, с 1 января 5965
С 2016, с 1 января 6204
С 2016, с 1 июля 7500
С 2017, с 1 июля 7800
С 2018, с 1 января 9489
С 2018, с 1 мая 11 163

Исходя из табличных данных, можно сделать вывод, что в последние годы наблюдаются активные темпы роста данного показателя . Чем ближе к 2017-2018 годам, тем больше возрастает МРОТ. Практика насчитывает несколько случаев , при которых пересчет этой величины наблюдался 2 раза в год, в частности – в 2016, 2018 годах, а также изменения дважды в год происходили в 2001, 2005.

Сколько составляет от прожиточного минимума

В России есть закон, в соответствии с которым МРОТ должен быть не меньше величины прожиточного минимума. В 2018 году в этом плане произошло уравнение , и величины имеют идентичное значение.

С начала 2018 года МРОТ составлял 85% от величины прожиточного минимума и сравнялся с суммой 9489 рублей. По данным на май МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом .

Федеральный МРОТ

Вообще на территории России установлено два показателя – для расчетных мероприятий по заработной плате и для проведения подсчетов штрафных санкций, пени, пособий.

Для расчета зарплаты

С января 2002 года по начало 2010 показатель МРОТ использовался в целях регулирования трудовой оплаты и определения размерных значений различных пособий .

До 2002 года данный критерий использовался и для решения других задач. Например, для точного определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, для компенсации вреда по работе, профзаболеваниям и прочим повреждениям. В целях решения этих задач с 2018 года используется показатель в 11 163 руб .

Во множестве российских регионов для определения оплаты трудовых действий используется еще и региональный МРОТ . То есть получается, что законодатели определенных регионов имеют право на установление своего размера заработной платы.

Есть несколько сторон , силами которых определяется оптимальный показатель МРОТ:

  • правительство, которое ответственно за экономику того или иного субъекта, в его роли может выступать населенный пункт, регион, край или область;
  • объединения, относящиеся к работодателям, это могут быть союзы ремесленников, работников промышленной сферы, предпринимателей;
  • федерации профсоюзов.

После оговорок всех соглашений работодателям делается предложение присоединиться к новым правилам.

Для штрафов, налогов, пеней

Если необходимо определить именно данные величины, то ранее в этих целях практиковалось использование базовой суммы . Ее размер подвергался многочисленным изменениям с 2001 года и оставался равным показателю в 100 рублей.

Но в настоящее время зависимость штрафной суммы от минимального оплатного размера установлена в законодательном порядке, который и регламентирует эти суммы в твердых величинах. К примеру, штрафы по правонарушениям административного или уголовного характера считаются не в показателе МРОТ, а имеют выражение в виде конкретной суммы .

Получается, что в настоящее время штрафные и прочие санкции, согласно общим требованиям российского законодательства, подлежат исчислению в твердых суммах и не имеют отношения к МРОТ. В связи с этой причиной базовая сумма, которая ранее находила применение в процессе начисления и расчета штрафных величин, в настоящее время считается не актуальной .

Зато сегодня МРОТ актуален в ходе определения минимальных показателей заработной платы и вычисления сумм полагающихся социальных пособий.

Минимальный размер зарплаты в крупных регионах

Если рассматривать данные на 2018 год, то практически во всех регионах действует уровень в 11 163 руб . В некоторых — выше.

85 регионов России установили минимальный размер оплаты труда.

Прожиточный минимум и потребительская корзина

В качестве прожиточного минимума выступает минимальный показатель дохода, который является необходимой суммой для обеспечения и поддержания среднего уровня жизни в стране. Этот показатель представляет собой приблизительную стоимость потребительской корзины .

Расчет прожиточного минимума осуществляется в отдельности по каждому региону. Также его определение производится для различных категорий населения – пенсионеры, дети, трудоспособные граждане.

примерный расчетный перечень товарных позиций , который характеризует типичную структуру годового потребления одного человека. Также это значение может рассчитываться на целую семью.

Этот набор целесообразно использовать для расчетных операций по минимальному потребительскому бюджету (прожиточному минимуму). Это – своеобразная база для сравнения расчетного и реального потребительского уровня.

Если рассматривать структурный состав годовой потребительской корзины, то в нее у трудоспособного человека входит следующий годовойнабор продуктов :

  • картофель – 100,4 кг;
  • хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на крупу, муку, бобовые) – 126,5 кг;
  • овощи и бахчевые — 114,6 кг;
  • фрукты свежие — 60 кг;
  • мясная продукция и полуфабрикаты – 58,6 кг;
  • рыбопродукты — 18,5 кг;
  • молоко и молокопродукты — 290 кг;
  • масло растительное, маргарин и другие жиры — 11 кг;
  • яйца – 210 шт;
  • прочие продукты (соль, чай, специи) — 4,9 кг.

Помимо этого, стоит учесть еще и непродовольственные товары, которые включают в себя половину суммы, затраченной на продукты. Вдобавок стоит учесть и коммунальные платежи с прочими услугами, которые условно берутся за норму в 50% от стоимостного показателя продуктовой корзины.

Ответственность за выплаты зарплаты ниже МРОТ

Если работодатель платит сотруднику зарплату ниже прожиточного минимума, он несет определенную ответственность .

  1. Административная – в данном случае речь идет о штрафе суммой от 1000 до 5000 рублей. Для юридических лиц эти показатели увеличиваются и составляют от 30 000 до 50 000 руб. Возможно приостановление коммерческой работы на 3 месяца.
  2. Уголовная . Она подразумевает необходимость выплаты штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. или лишение права занимать руководящие посты на 3 года. В некоторых случаях наказание подразумевает лишение свободы.

Таким образом, МРОТ играет важную роль в жизни страны и регионов. Грамотный подход к его расчету гарантирует народу хороший уровень жизни.

Что тут скажешь? Проняло. Минимальный размер оплаты труда в России традиционно поднимается раз в год, 1 января. В текущем 2016 году он тоже поднимался. Но как-то… подозрительно слабо. Особенно на фоне происходящего в стране. Теперь депутаты решили исправить свою недоработку и заодно подкинуть работы бухгалтерам и предпринимателям. А то вдруг они заскучали…

Кого не коснется новый МРОТ 2016-го года?

  1. Новый уровень МРОТ пока не повлияет на расчет личных взносов предпринимателей. По старому (еще 2000 года) закону эти взносы весь год считаются исходя из того уровня, который был принят на 1 января.
  2. Эта перемена останется практически незамеченной в регионах, в которых местный МРОТ уже установлен на более высоком уровне. При назначении зарплаты работодатели обязаны ориентироваться на оба МРОТ – федеральный и региональный – обязательно выбирая при этом максимальный.

Перечень регионов, в которых местный МРОТ ниже нового

Основная часть забот, связанной с повышением минимального размера оплаты труда, выпадет на долю предприятий из этих регионов:

Приписка «только бюджетные учреждения» означает, что в регионе установлены разные МРОТ для бюджетных учреждений и частного сектора – и при этом МРОТ бюджетников ниже нового федерального.

Как повысить зарплату сотрудникам до июльского МРОТ?

Давайте не будем рассматривать вариант ответа «просто взять и повысить». Ведь вопрос в том, как сделать это максимально удобно.

Дело в том, что вам, строго говоря, не обязательно поднимать до уровня нынешнего МРОТ сами оклады сотрудников. По трудовому законодательству выше или равна МРОТ должна быть сумма итоговых выплат.

То есть у вас есть два варианта:

  • все-таки повысить оклады – это «окончательное решение вопроса», но для этого вам придется оформить довольно много документов;
  • ввести надбавки – это проще и удобнее, однако потом вам придется посматривать за ними, чтобы сумма выплат вдруг не оказалась ниже МРОТ.

Разберем оба пути.

Доводим до МРОТ месячный оклад работника

Этим путем мы пройдем в три этапа:

  • приказ директора об изменении штатного расписания в целом;
  • приказ директора о повышении окладов конкретным работникам;
  • допсоглашения к трудовым договорам с конкретными работниками.

Первые два приказа в принципе могут быть составлены в произвольной форме. В первом обязательно должны быть указаны конкретные должности, на которых повышается оклад, новые значения окладов и дату, с которой действуют эти новые значения.

Да, вот примерно так выглядят бухгалтеры и директора крупных предприятий в момент повышения МРОТ.

С документом должен быть официально ознакомлен сотрудник, ответственный за выдачу заработной платы сотрудникам. Весь штат с ним знакомить не обязательно.

А вот второй приказ, составленный на основании первого – приказ, в котором будут перечислены конкретные лица, занимающие в вашей компании должности, на которых был повышен оклад – обязательно должен быть доведен до всех перечисленных в нем людей.

И последний этап – дополнительные соглашения, которые заключаются с лицами, зарплату которых вы доводите до нового минимального размера оплаты труда. В этих допсоглашениях вам следует по-новому изложить пункт об оплате и обязательно указать дату, с которой действует это изменение.

Вводим надбавки до уровня МРОТ

Этот способ особенно прекрасен тем, что при желании вы можете единожды ввести надбавки не на фиксированную сумму, а на разницу между окладом и МРОТ. В таком случае вам не придется больше беспокоиться о переоформлении документов и подписании множества приказов, даже если «безумный принтер» начнет вводить новый МРОТ каждые две недели.

Итак, для использования этого пути вам потребуется оформить два документа:

  • новое приложение к принятому в организации положению об оплате труда (или же новое положение об оплате труда);
  • допсоглашения к трудовым договорам – примерно такие же, как и при первом варианте.

Если у вас, к примеру, нет положения об оплате труда и вводить его не планируется, вы технчиески можете прописать все необходимое в любом другом внутреннем документе соответствующего уровня.

Прописать там надо примерно следующее:

1. Работникам ООО «Рога и копыта», оклад которых ниже регионального минимального размера оплаты труда, полагается доплата.
2. Сумма доплаты равна разности между региональным МРОТ и окладом сотрудника.

Штрафы за несоответствие зарплаты сотрудников МРОТ

Поговорим о грустном. Собственно, я надеюсь, что вам не придется встретиться с описанном в этом параграфе – в конце концов, вся эта статья написана именно для того, чтобы вас не оштрафовали. Но проговорить это все же надо.

Итак, КоАП и УК устанавливают следующие кары для работодателей, которые не соблюдают МРОТ.

  1. За первое нарушение должностные лица и ИП платят штраф от 1 000 до 5 000 рублей, а организации – от 30 000 до 50 000 рублей.
  2. Рецидив карается так: индивидуального предпринимателя штрафуют на 10 000 – 20 000 рублей, руководителя штрафуют на ту же сумму либо дисквалифицируют на 1-3 года, организацию штрафуют на 50 000 — 70 000 рублей.
  3. Это все был КоАП. А теперь УК: если зарплата ниже МРОТ выплачивается систематически, то есть на протяжение двух месяцев, то с нарушителя могут спросить по 145.1 статье УК. А это штраф от 100 до 500 тысяч рублей, принудительные работы до трех лет без права занимать некоторые должности или даже лишение свободы на тот же срок.

Можно ли законно выплачивать сотруднику зарплату ниже МРОТ?

Как менялся МРОТ в последние годы?

Ну что, о насущном поговорили, поговорим о глобальном. Собственно говоря, мы не станем говорить много слов. Обойдемся несколькими цифрами – они будут значительно красноречивее, а выводы вы сможете сделать сами.

Что будет с МРОТ дальше?

Это выстраданное решение, на прошлой неделе президент подписал соответствующий закон. Эта мера коснется порядка 5,5 миллионов человек. Ну, а в перспективе, как мы с вами и договаривались, о чем я говорил на социальном форуме, будем стремиться к тому, чтобы к 2020 году подтянуть МРОТ до уровня прожиточного минимума работающего. Дмитрий Медведев, премьер-министр Российской Федерации

В общем, будем держаться.

Минимальная зарплата (МРОТ) с 1 июля 2016 года повышается на 21%. Но даже после этого она составит всего около 70% от прожиточного минимума. В Трудовом кодексе еще 15 лет назад было установлено, что она не может быть ниже этого показателя. Нынешний МРОТ, даже повышенный, это лишь $115, что в 10 раз ниже чем в США, и в 20 раз, чем в некоторых странах Европы.

Россия: федеральный МРОТ

С 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышается до 7500 рублей, или почти на 21%. Перед этим он был повышен 1 января на 4%, как и все социальные пособия. Повышение зарплат коснется около 1 млн человек, из которых 87% работают в бюджетных учреждениях. Именно региональные бюджеты, как оказалось, – самые жадные работодатели в стране.

С идеей повышения МРОТ выступил премьер Дмитрий Медведев 25 марта на форуме возглавляемой им «Единой России». Конечно, такие важные вопросы не должны решаться на слетах отдельных политических сил. Но как еще завоевать толику популярности для партии? Как выяснилось, у федерального бюджета почти нет работников, получающих МРОТ, и для него расходы на это мероприятие практически равны нулю. Чем, вероятно, и объясняется «невиданная щедрость» нашего правительства – расходов из федерального бюджета на это мероприятие не запланировано вообще.

7500 рублей в месяц – много это или мало? Логично привязать уровень МРОТ к прожиточному минимуму: нельзя платить меньше той суммы, на которую можно прожить. Такая норма и была введена в России еще в начале нулевых годов. В Трудовом кодексе РФ, ст. 133, установлено, что МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ПМт). Но тогда МРОТ составлял только 7% от ПМт, и немедленное введение этой логичной нормы было затруднено. Поэтому ст. 421 ТК был установлен переходный период, предусматривающий, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ устанавливаются федеральным законом.

Прошло 15 лет, но такого закона нет до сих пор. Не хочет правительство брать на себя какие-либо обязательства по этому показателю. Нет и стратегии повышения МРОТ. Он повышается, но крайне нерегулярно, с запаздыванием, рывками.

В 2015 году Минтруд все-таки решил взяться за разработку закона о повышении МРОТ и 26 мая опубликовал законопроект на сайте раскрытия информации. Планировалось, что с 1 января 2016 года МРОТ составит 7198 рублей. Далее поэтапно МРОТ будет подниматься на 10 п. п. к ПМ ежегодно: с 65% с 1 января 2017-го до 100% с 1 января 2020 года. Маленькая хитрость была и тут – ПМт учитывался за I квартал предыдущего года, а не последнее его значение, что должно систематически немного занижать размер МРОТ. Но этот закон правительство решило «забыть» и не стало даже вносить его в Госдуму, а внесло только повышение МРОТ до 6204 рублей/мес. с 1 января 2016-го. Потом о нем «забыли» и депутаты, которые внесли поправку о повышении МРОТ с 1 июля.

В январе 2009 года МРОТ достиг максимальной величины к ПМт – 78% и с тех пор падал, снизившись до 57% в начале прошлого года. Затем правительство перешло к стратегии сдерживания роста ПМ – чтобы не фиксировать слишком высокую бедность (часть населения страны, живущего ниже ПМ). И только благодаря этому МРОТ начал расти. Июльское повышение особенное, оно выведет МРОТ на уровень около 70% к ПМт.


Россия: региональные МРОТ

Регионы устанавливают на своей территории уровни ПМ и МРОТ, которые не могут быть ниже федеральных. Большинство регионов установило МРОТ именно на минимальной границе федерального закона. Более того, некоторые регионы держат уровень МРОТ даже ниже федерального уровня, задерживая принятие законов о его повышении после принятия таких федеральных законов.

Вторая стратегия – федеральный МРОТ для бюджетной сферы и повышенный для небюджетной. Ее приняли, например, новые субъекты Федерации – Крым и Севастополь. Бюджет позволяет себе платить людям меньше, а других работодателей заставляет платить больше. В чем логика? Демонстрация бедности?

Нет. Ответ – социальная инженерия. В регионе устанавливается МРОТ на федеральном уровне, а потом заключается трехстороннее региональное соглашение о немного повышенном МРОТ между работниками, работодателями и властями для внебюджетной сферы. Так устроена политика не только в бедных, но и во многих богатых нефтегазодобывающих регионах страны. «Переговорный» уровень МРОТ обычно недотягивает до ПМт. Так, в ЯНАО он составляет 76% от ПМт, в НАО – 61%.

Для чего применяется МРОТ?

Меньше, чем МРОТ, в нашей стране не имеет права платить ни один работодатель за полный рабочий день. Раньше к МРОТ были привязаны штрафы и многое другое, но по закону его можно использовать только для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

По факту МРОТ применяется также для целей налогообложения – индивидуальные предприниматели платят ежемесячно 26% от МРОТ в Пенсионный и 5,1% – в фонд медстрахования. Рост МРОТ компенсируется его учетом внутри налога на «упрощенку» (6% от доходов). Только для совсем маленьких оборотов такой компенсации будет недостаточно.

Третья стратегия предусматривает федеральный МРОТ для федеральных бюджетников и МРОТ, равный или больше ПМт, – для всех остальных. Удалось насчитать 12 таких регионов в стране, выполняющих требования ТК РФ. В том числе 2 региона – Липецкая и Волгоградская области – установили МРОТ с превышением над ПМт в 1,3 и 1,2 раза соответственно.

В Москве МРОТ составляет 17,3 тыс. рублей по трехстороннему соглашению. При ПМт 17,13 тыс. рублей (I квартал 2016 года) МРОТ в столице превышает ПМт на 1%. Максимальный в стране МРОТ – 19 009 рублей в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края. Это связано с чрезвычайно высоким прожиточным минимумом в регионе, к которому привязан региональный МРОТ.


Минимальная зарплата в мире

В мире размер минимальной зарплаты воспринимается прежде всего как способ борьбы с нищетой. Если человек работает, то зарплаты должно хватать на его проживание. Именно так трактует этот показатель Международная организация труда. Однако и она допускает влияние на него «экономического фактора» – требований экономического развития и состояния рынка труда. Это отражено в Конвенции 1970 года о минимальной зарплате, ратифицированной 53 странами (СССР и Россия не ратифицировали ее).

Экономическая теория относительно МРОТ вкратце такова: чрезмерно высокий уровень минимальной зарплаты может привести к росту безработицы (если МРОТ выше точки равновесия спроса и предложения труда). А вот чрезмерно низкий МРОТ или его отсутствие не приведет к снижению безработицы, т. к. он ниже точки баланса спроса-предложения на труд. В мире существует два основных механизма установления МРОТ. Первый – это национальный закон. Он применяется в 90% стран мира. Впервые такой закон был введен в Новой Зеландии в 1894 году, затем в Австралии и, наконец, в Соединенном Королевстве – столице Британского содружества – в 1909‑м. Английское изобретение.

Второй способ – в странах с хорошими профсоюзными традициями. Прежде всего это страны Северной Европы – Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, а также Австрия, Италия и некоторые другие. Тут нет национального закона о МРОТ, и последний устанавливается в соглашении профсоюзов и объединений работодателей.

Во многих странах эти два способа применяются комбинированно – например, описанный выше механизм определения МРОТ в России. Чаще всего минимальная зарплата устанавливается за час работы. Это исключает споры о неполном рабочем дне и т. п. Реже – как в России – как зарплата за месяц.

В развитых странах размер минимальной зарплаты очень велик. Лидером, по данным OECD, является Люксембург – $2,5 тыс./мес. ($13,2/час). Еще выше она в Швейцарии (которая не вошла в статистику OECD): $2,4–4,5 тыс./мес. для неквалифицированных рабочих и $3–5,7 тыс./мес. – для квалифицированных в зависимости от отрасли.

В США национальная минимальная зарплата составляет $7,25/час. Это около $1200–1300/мес. Сейчас ведется активная дискуссия о повышении национальной минимальной зарплаты до $10,1/час. При этом в отдельных штатах и городах минимальная зарплата может быть существенно больше. Лидерами являются Сиэттл и Лос-Анджелес с минимальной зарплатой выше $15/час.

Российский МРОТ после повышения с 1 июля составит всего $0,55/час. Даже если рассчитывать по паритету покупательной способности, то он немного превысит $1/час. С учетом минимальной безработицы в стране вполне можно повысить МРОТ существенно ближе к ПМт, что приведет к заметному сокращению бедности в стране (людей, живущих за чертой ПМ). Что этому мешает? Отношение властей в России к повышению МРОТ как к «выкинутым деньгам» (которые с куда большей пользой могут пойти на госзаказы «правильным» партнерам), а не как к способу борьбы с бедностью и стимулированию спроса в экономике.