Как отмечают день ангела. Святцы: как праздновать именины

Инструкция

Испеките, например, каравай или пирог. Если гостей на празднике будет немного, то преподнесите маленький пирожок каждому, выражая таким образом свою признательность за их приход в дом.

Обязательно пригласите на этот праздник своих крестных, ведь они считаются самыми почетными гостями, которым непременно следует оставить самый красивый и вкусный кусок пирога.

Приготовьте блюдо, которое указывало бы на имя вашего ангела -покровителя или на его деяния (рыба на день Петра или пирожки со спрятанными внутри монетками в день Святого Матфея).

Из горячительных напитков предложите красное вино, что не будет противоречить церковным канонам. Другие спиртные напитки в день ангела лучше не употреблять: это считается неприемлемым.

Постарайтесь создать уютную домашнюю атмосферу, ведь день ангела – это тихое и спокойное общение, приносящее духовное обогащение и радость. Приглушите свет, расставьте свечи, воспользуйтесь ароматизированными и выполненными в виде фигурок ангелов свечами

Украсьте дом картинками с изображением своего ангела или событий из его жизни. Используйте также символические рисунки, специальные формы для выпечки, разноцветные флажки с вышивкой лика ангела -хранителя.

Не ограничивайтесь только застольем с близкими друзьями. В день своего покровителя посетите храм. По возможности, подготовьтесь к исповеди и причащению заранее, чтобы в этот день можно было исполнить таинства.

Выучите молитву, посвященную своему ангелу-хранителю (можно самую простую, состоящую из нескольких строчек), со словами благодарности. Произнесите ее перед началом праздничного застолья. При желании исполните и короткое песнопение (кондак), в котором рассказывается о догматическом значении ангела .

Если именины у друга, то приготовьте ему особый, очень личный подарок, например, кружку с его именем, книгу о его святом покровителе, иконку с изображением ангела или именной амулет.

Источники:

  • как праздновать свои именины

К сожалению, такой праздник, как день ангела , имеет недостаточно широкое распространение. Многие люди даже не знают, когда именно его отмечать. А ведь долгое время считалось, что имя играет действительно большую роль в жизни и судьбе человека. Так что знать о дне ангела было бы неплохо, так же, как и праздновать его.

Инструкция

Можно устроить небольшую вечеринку дома, пригласить друзей с таким же именем, как и у вас. Украсьте квартиру по случаю торжества: развесьте на шторах и потолке красивых ангелочков, распечатайте оформленную информацию о своем и прикрепить ее на стенах. Неплохой идеей будет пирог, который можно украсить кремовой надписью с именем приглашенных. Также можно придумать различные конкурсы , связанные , например, поиграть в «имена».

Любой праздник – это отличный повод встретиться с друзьями. Можно сходить в кафе, бар или клуб.
Подарите друг другу тематические подарки: это могут быть фигурки ангелочков или иные безделушки тем или иным образом связанные с вашим именем. Кроме того, современные магазины предлагают широкий ассортимент замечательных открыток, подходящих именно для этого праздника, и содержащих интереснейшую информацию, характеризующую владельца имени.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какие молитвы нужно читать в день рождения и в день ангела? Спасибо.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Человек по своей природе двусоставный, поэтому он рождается дважды: телесно и духовно: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3: 6). Без духовного рождения невозможно увидеть Царствия Божия. Но и духовное рождение невозможно без телесного. Поэтому день рождения для христианина – значимое событие. У людей неверующих день рождения сводится к поздравлению, подаркам и застолью. Очевидно, что это нужно. Однако на первом месте должно быть благодарение Богу, даровавшему в этот день бесценный дар жизни.

«Жизнь дана нам именно для приготовления к вечности, и подумать о вечности, остановиться на ней подольше своим размышлением всего естественнее и подручнее в день рождения и в день ангела: в эти дни вы и в церковь ходите – благодарить Подателя жизни за дар жизни, и родных и знакомых своих соберите (кто имеет достаток) – чтобы с друзьями своими возвеселиться. Это дни особенные, нарочитые в вашей жизни; для того и празднуются они, чтобы благодарить Господа Бога за дар бытия, особенно за дар будущей жизни, которую Он приуготовил, чтобы, празднуя в радости с своими родственниками, друзьями, знакомыми день своего рождения или ангела (заметьте, мы празднуем день ангела, то есть день христианской нашей жизни), нам с особым удовольствием вспомнить о жизни будущего века (Символ веры), для которого мы и на свет произошли, и живем на этом свете. Так смотрите же: близки ли вы к своей цели – к Царству Небесному или еще далеки <…> Собрали ли вы запас добрых дел? Каковы ваши вера, надежда и любовь? В день ангела лучше всего подумать об этом, самое удобное время испытать свою веру, надежду и любовь» (Иоанн Кронштадтский, святитель. Творения. Дневник. 1860–1861. М., 2005. Т. 3. С. 189–190).

В этот день можно заказать в храме благодарственный молебен или дома помолиться.

Тропарь, глас 4-й

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.

Слава и ныне:

Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.

Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.

В день именин, кроме благодарения Богу, принято читать молитвы своему святому покровителю, память которого в этот день Церковь празднует. Если молитву найти не удается, то – своими слова. Самое главное – теплота и искренность. Надо постараться в этот день причаститься Святых Таин.

Православная Христианская Церковь, кроме общецерковных праздников, которые отмечают все верующие люди, определяет для каждого свой личный, а потому и по-особому дорогой праздник – день Ангела или именины.

В этот день Православная Церковь проводит празднование в честь святого, имя которого наречено нам при крещении и которое мы носим.

В наше время к моменту совершения Таинства Крещения имя крестящегося обычно уже выбрано его родителями. И поскольку церковное в честь одного из святых угодников Божьих, нужно выбрать святого, носившего такое имя, особенно в тех случаях, когда их несколько. Для этого в церковном календаре определяется самый ближайший день празднования в честь святого с таким именем, следующий после дня рождения крестящегося. И далее, на протяжении жизни верующего, именно этот святой будет его небесным покровителем, а день памяти этого святого станет днем Ангела или именинами новокрещенного. По этому же правилу можно узнать свой день Ангела в том случае, если крещение совершалось в детстве, и сегодня вы не помните своего святого покровителя. Однако чтобы не ошибиться, лучше всего обратиться к священнику храма с просьбой указать вашего святого и точно определить дату именин. Сегодня во многих православных храмах выписывают свидетельства, подтверждающие совершение Таинства Крещения, с указанием даты дня Ангела и святого покровителя.

В некоторых случаях с выбором имени святого покровителя могут возникать трудности . Это происходит, если имени крестящегося нет в святцах Православной Церкви. В качестве примеров можно привести такие распространенные имена как Станислав, Эдуард, Светлана и Виктория. Иногда такие затруднения решаются подбором аналога на другом языке. Светлана в этом случае может быть наречена Фотинией, от греческого «фотос», что означает свет, а Виктория – Никой, от сочетания латинского «виктория» - победа и греческого «ника» – победа. В других случаях, как правило, подбирают церковное имя крестящемуся, наиболее близкое по звучанию к уже данному гражданскому имени. Обычно такой выбор делают родители крестящегося или он сам.

В большинстве случаев произношение церковного имени нареченного при крещении и применяемого в обиходе гражданского отличаются по своему звучанию. Так, Ивана нарекают Иоанном, Федора – Феодором, Сергея – Сергием, с ударением на первом слоге. Поэтому необходимо знать и помнить что, приступая к таким церковным обрядам, как Таинство Исповеди и Причащение, следует называться именно церковным именем, а не гражданским.

Наречение именем святого может быть совершено только священником Православной Церкви, который благословляет крестящегося и перед Таинством Крещения читает над ним особую молитву. Имя, которое дается при крещении, будет именем человека перед лицом Господа на протяжении всей жизни, до той самой поры пока он не последует в вечность.

Как праздновать день своего святого

Следует четко понимать, что именины не являются днем рождения в светском понимании этой традиции. День ангела – это день памяти вашего небесного покровителя, день празднования святого, а не событие, посвященное вашему рождению. В прежние времена на Руси день рождения не праздновался вообще, а отмечали только именины. В такой день верующие старались обязательно посетить службу в храме, исповедаться и причаститься.

Для верующего человека день Ангела – это особенный день. Праведный Иоанн Кронштадский говорит о том, что верующий человек празднует день своего святого покровителя здесь, на земле, для того, чтобы наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом... Дни рождения и наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними. Обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно... богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

На день Ангела имениннику дарят подарки. Эти знаки внимания могут быть самыми разнообразными. Сегодня в храмах можно приобрести очень хорошие поздравительные открытки с днем Ангела. Тексты в них примерно такого содержания: «Примите мои самые искренние поздравления с Днем Вашего Ангела. Желаю Вам всего самого лучшего и молю Господа о мирном течении Вашей жизни, Вашем долгоденствии и добром здоровье по молитвам Вашего святого покровителя». К таким поздравительным открыткам можно прикладывать и другие подарки самого различного содержания.

Конечно же, именины не обходятся без праздничного дружеского застолья. Однако следует помнить, что если ваш день Ангела приходится на постный день, то и угощение на столе должно соответствовать посту. Во время Великого поста именины, приходящиеся на будний день, переносят на ближайшую субботу или воскресенье, а лучше будет, если застолье по этому поводу будет перенесено вообще на Светлую седьмицу. Дни «малых именин» не будут в этом случае столь торжественны, но посещение храма в этот день все равно является обязательным. В храме молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен думать прежде всего об исправлении собственного сердца и собственной жизни, а уже после этого стремиться подражать им. Ибо написано: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден (Лк. 6,36); будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16)».

Однако этот светлый для верующего человека праздник не должен быть отмечен только застольем. В день именин следует обязательно посетить храм, при этом заранее духовно приготовившись к такому посещению. Нужно заранее духовно настроить себя на чистое общение со своим святым покровителем, имя которого вам дано при крещении. Во время пребывания в храме следует исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Придя из церкви, нужно некоторое время посидеть в тишине и осмыслить то общение, которое было у вас с вашим святым в храме.

Святой праведный Иоанн Кронштадский говорит о том, что те, кто молится Божией Матери, должны стремиться подражать Ее невообразимой чистоте, смирению, терпению и преданности воле Божией. Те же, кто молится ангелам, обязаны помышлять о духовности и горнем житии, отрицая постепенно плотские страсти. И должны они молиться о пламенной любви к Богу и ближнему своему. Если же люди молятся святым, то должны они подражать их любви к Богу и призрению суетных мирских благ, воздержанию, нестяжанию и терпению. Иначе молитва будет простым сотрясением воздуха.

В Православном исповедании говорится о том, что во время молитвы мы призываем святых, быть посредниками между нами и Богом. Мы просим их о том, чтобы они молили Его за нас, и обращаемся к ним как к нашим друзьям, которые служат Ему, прославляют Его и поклоняются Ему. Мы просим помощи святых не в их собственной силе, а молим о ходатайстве их за нас перед Богом о ниспослании благодати на нас. Обычно мы не отдает святым Божеской чести, но молимся им как братьям нашим и друзьям, чтобы они испросили нам помощи Божией и ходатайствовали за нас перед Господом.

Святитель Иоанн Златоуст говорит нам о том, что молитвы, обращаемые к святым, имеют великую силу, но только в том случае, когда мы сами искренне раскаиваемся в грехах наших и исправляемся. Потому что верующий человек должен, прежде всего, сам быть искренним, и только потом просить помощи у святого, который чистой душе откроется намного быстрее. Следует всей душой стремиться к тому, чтобы молитва в нашем сердце звучала искренне. Только в этом случае обращение наше будет услышано.

Которое наложено человеку при крещении, он носит всю жизнь. С этим именем он переходит в вечность, и это имя упоминается Церковью при вознесении молитв об упокоении души. Даже если родители дали ребенку имя, не упоминаемое в святцах Церкви, то при крещении выбирается созвучное ему имя православное. В этом случае во всех поминальных записках следует указывать то имя, которое дано при крещении.

Святой Феодор Едесский пишет о том, что Господь дает каждому из нас двух ангелов. Один из них – это наш Ангел хранитель, который защищает нас от зла, несчастий и помогает делать добро. Другой – это святой угодник Божий, который ходатайствует за нас перед Господом и молится за нас. Это его имя мы носим. Его молитвы быстрее приемлет Бог, потому что они более достойные, чем наши, грешные.

Верующий христианин должен хорошо знать житие своего святого покровителя. Обязан в своем доме иметь его икону и молиться ему. Самая простая молитва здесь: «Моли Бога обо мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». Читать ее следует утром и перед сном. Кроме молитвы-тропаря хорошо еще выучить молитву-кондак. Это короткое молитвенное православное песнопение, где кратко изложено историческое или догматическое значение отмечаемого лица и празднуемого события. Всей своей жизнью православный человек обязан показывать, что он достоин имени своего святого покровителя. Об этом преподобный Амвросий Оптинский сказал: «По имени твоему и житие твое да будет».

В день Ангела, приходя в храм Божий, мы обращаемся ко всем святым с искренней просьбой о том, чтобы они молились за нас перед Господом, но больше других мы должны просить об этом того святого, чье имя носим. Именно он любит нас больше других, именно он спешит нам на помощь в случае нужды, и именно поэтому мы должны обращаться прежде всего к нему.

В день Ангела мы просим у Бога об исполнении нашего моления и делаем это, пользуясь братской помощью нашего святого покровителя. И он всегда поддержит и поможет нам.


Как определить день своих именин (день ангела )

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня — день Ангела , день тезоименитства .

Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого.

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов, — учит святой Феодор Едесский, — один из которых — Ангел хранитель — хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел — святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас пред Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.

Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

«Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы... Святые не забывают нас и молятся за нас... Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти, повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.

Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так, святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн — более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый — соименный, с тем же именем), то вашим днем Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперед по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.

Если вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения — это день ваших именин, остальные же дни его памяти называют малыми именинами.

Если ребенок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя.

Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.

Пророки — святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.

Апостолы это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось еще семьдесят. Двое из апостолов, Петр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными . Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фекла и другие.

Мученики это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками . Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фекла, поэтому их называют первомучениками .

Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками : например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.

Святители епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.

Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками .

Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.

Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами . Например, Адам, Ной, Авраам и другие.

Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.

Юродивые Христа ради — люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей еще называют блаженными.

Как подражать своему святому

Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое да будет», — писал преподобный Амвросий Оптинский.

Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении: одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных. Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одной главой — Господом Иисусом Христом — и находятся в тесном общении между собой. Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства. Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам. Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.

Подобно тому как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной еще большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.

Как же мы можем подражать святым?

Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно.

Во-вторых, мы должны с благоговением и живой верой обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин — днем Ангела. Подобно Ангелам хранителям они — наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых.

В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подражать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?

Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною , отвергнись себя (Мк. 8, 34). Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжателъности и послушания; мирянин не дает этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ духовных, повиноваться закону и властям.

Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.

Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого , как вы и делаете . Просим же вас , братия , уважать трудящихся у вас , и предстоятелей ваших в Господе , и вразумляющих вас , и почитать их преимущественно с любовью за дело их ; будьте в мире между собою . Умоляем также вас , братия , вразумляйте бесчинных , утешайте малодушных , поддерживайте слабых , будьте долготерпеливы ко всем (1 Фес. 5, 11—14).

Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубже в жизнь этих святых, мы видим в них высокие духовные совершенства — самоотвержение, смирение, полную нестяжательность, твердость духа. Они безбоязненно говорили правду всем нуждавшимся в обличении и вразумлении. С каким терпением переносили они голод и жажду, стужу и зной и все лишения, соединенные с их многотрудной жизнью! Можно и должно подражать этим совершенствам, не принимая на себя того, как они проявлялись у юродивых: искоренять в себе гордость, самолюбие, корысть, приучать себя к терпению, кротко сносить обиды. Кто последует по этому пути, тот, и не будучи юродивым, будет достойным подражателем святых, ублажаемых Церковью за подвиг юродства о Христе.

Поступая так, мы приблизимся к подвигам святых наших и покажем себя достойными тех славных имен, которые нарекла нам святая Церковь при крещении.

Как праздновать день своего ангела

День Ангела — особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом... Дни рождения и именин наших должны, преимущественно пред всеми другими днями будними, обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришельствия и странствия, что прилепляся к тленным вещам безрассудно, грешно... богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

День Ангела, именины, не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются святых Христовых Тайн.

В день именин дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же вообще на Светлую седмицу.

Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день все-таки желательно.

«Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды , как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36); будьте святы , потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).

Молящиеся Божией Матери должны подражать Ее смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправды) и терпению; молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему; молящиеся святым да подражают их любви к Богу и презрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать... Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания... тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На это отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию... Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога... Мы не отдаем им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Православное исповедание ).

«Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся... Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитвах, но для того, чтобы мы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами» (святитель Иоанн Златоуст ).

Самая простая молитва своему святому:

«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя ), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».

«Мы обращаемся к святым с просьбой помолиться за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь [песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо] своему святому... Помни: подобный подобного ищет» (святой праведный Иоанн Кронштадтский ).

Кроме тропаря хорошо выучить молитву своему святому, кондак. Кондак — это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица.

В молитвах святым мы испрашиваем у них прежде всего помощи духовной, по слову Божию: ищите ... прежде Царствия Божия и правды Его , и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Это «все» — и телесное здравие, и семейное благополучие, и материальный достаток. Мы просим у Бога о том, чтобы Он исполнил моление наше, если оно не явно греховно, но мы не можем свои человеческие желания и домыслы делать волей Божней. Ко всякому своему человеческому прошению должны мы присовокуплять в сердце своем: обаче же не яко аз хощу , но якоже Ты хощеши .

Надо стремиться к тому, чтобы в сердце искренно звучала эта наша молитва, иначе мы молимся как язычники во многоглаголании своем .

Краткий месяцеслов с указанием дня ангела

День своего Ангела можно определить по краткому месяцеслову .

МУЖСКИЕ ИМЕНА (даты указаны по новому стилю)

АЛЕКСАНДР защитник людей (греч.). Святитель — 29 мая и 25 дек.; священномученик — 28, 29 марта, 25 авг.; мученик — 6 февр., 22, 26 марта, 23 апр., 26 мая, 2, 23 июня, 22, 23 июля, 14, 24, авг., 11 окт., 4, 22 ноября; преподобный — 8 марта, 30 апр., 3 мая, 22 июня, 12 сент.; благоверный князь — 12 сент., 6 дек.

АЛЕКСИЙ защитник (греч.). Святитель — 25 февр., 2 июня, 18 окт.; мученик — 22 авг.; преподобный — 30 марта, 7 мая, 11 окт.

АНАТОЛИЙ восточный (греч.). Святитель — 16 июля; мученик — 6 мая, 3 дек.; преподобный — 16 июля, 10 сент., 11 окт.

АНДРЕЙ мужественный (греч.). Апостол — 13 июля, 13 дек.; святитель — 17 июля; священномученик — 4 окт.; мученик — 28 апр., 31 мая, 1 сент., 6 окт.; преподобномученик — 30 окт.; преподобный — 25 июня, 17 июля, 23 сент., 15 дек.; благоверный князь — 5 июня, 6, 17 июля, 9 ноября; блаженный — 15, 23 окт.

ВАЛЕНТИН сильный (лат.). Священномученик — 12 авг.; мученик — 7 мая, 19 июля.

ВАЛЕРИЙ бодрый , крепкий (лат.). Мученик — 22 марта, 20 ноября.

ВАСИЛИЙ царский (греч.). Святитель — 14 янв., 12 февр., 25 апр., 12 мая, 23 июня, 16 июля; священномученик — 20 марта, 4 апр., 9, 13 мая; мученик — 14 янв., 19 июля, 11 дек.; преподобномученик — 24 авг., 11 окт.; преподобный — 13 марта., 8 апр.; благоверный князь — 17 марта, 5, 21 июня, 16, 28 июля; блаженный — 15 авг.; праведный — 5 апр.

ВИКТОР победитель (лат.). Мученик — 13 февр., 23 марта, 2, 28 апр., 1 мая, 29 сент., 24 ноября.

ВИТАЛИЙ жизненный (лат.). Мученик — 7 февр., 11 мая; преподобный — 5 мая.

ВЛАДИМИР (слав.). Равноапостольный — 28 июля; благоверный князь — 4 июня, 17 окт.; священномученик — 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

ВСЕВОЛОД всем владеющий (слав.). Благоверный князь — 24 февр., 5 мая, 10 дек.

ГЕННАДИЙ благородный (греч.). Святитель — 13 сент.; преподобный — 5, 28 февр., 5 июня.

ГЕОРГИЙ земледелец (греч.), (слав. Юрий). Святитель — 6 марта, 30 апр., 2, 29 мая, 31 авг.; мученик — 4 февр., 8 июня; великомученик — 6 мая, 16, 23 ноября, 9 дек.; преподобный — 21 янв., 17 апр., 10 июля, 6 сент.; исповедник — 26 мая; благоверный князь — 17 февр., 27 июня.

ГРИГОРИЙ бодрствующий (греч.). Святитель — 1, 23 янв., 7, 12 февр., 17, 25 марта, 3 мая, 12 сент., 18, 27, 30 ноября, 6 дек., 2-я Неделя Великого поста; священномученик —13 окт.; мученик — 11 окт., 11 дек.; преподобномученик —21 янв.; преподобный —18, 21 янв., 28 июня, 21 авг., 10, 12 сент., 11, 13, 18 окт., 3 дек.

ДИМИТРИЙ — Святитель — 5 июня, 4 окт., 10 ноября; мученик — 22 авг., 24 сент., 8, 28 ноября; преподобный — 24 февр., 8 ноября; благоверный царевич — 28 мая, 5, 16 июня; благоверный князь — 1 июня.

ЕВГЕНИЙ благородный (греч.). Священномученик — 20 марта; мученик — 3 февр., 20 ноября, 26 дек.; преподобный — 25 февр., 4 марта.

ИОАНН благодать Божия (евр.). Предтеча и Креститель — 20 янв., 9 марта, 7 апр., 7 июля, 11 сент., 6, 25 окт.; апостол — 21 мая, 13 июля, 9 окт.; святитель — 9, 12 февр., 1, 23 июня, 9 июля, 31 авг., 12, 15, 20, 27 сент., 16, 28 окт., 10, 25 ноября, 17 дек.; священномученик — 14 ноября; мученик — 4, 6 февр., 22 марта, 27 апр., 1, 12 мая, 4, 6, 15 июня, 25 июля, 12, 17, 22 авг., 6, 11 окт., 4 ноября, 11 дек.; преподобномученик — 25 апр.; преподобный —28 янв., 8 февр., 8 марта, 2, 9, 11, 12, 24 апр., 1, 2, 20 мая, 8, 25, 26 июня, 2, 9, 16, 25, 31 июля, 3 авг., 11 окт., 1, 22 ноября, 15, 16, 17, 20 дек., 11 янв., в 4-ю Неделю Великого поста; бессребреник — 13 февр., 11 июля; праведный — 9 июня, 7 июля, 1 ноября; блаженный — 5, 11 июня, 16 июля, 16 сент., 25 ноября, 23 дек.; благоверный князь — 1 июня.

КИРИЛЛ солнце (перс.). Равноапостольный — 27 февр., 24 мая; святитель — 31 янв., 31 марта, 3 апр., 11 мая, 22 июня; священномученик — 22 июля, 19 сент.; мученик — 22 марта, 11 апр.; преподобный — 17 февр., 17 мая, 22 июня, 20 ноября, 21 дек.

КОНСТАНТИН твердый , постоянный (лат.). Равноапостольный — 3 июня; святитель — 18 июня; мученик — 19 марта, 17 авг., 15 окт., 4, 22 ноября; преподобный — 8 янв., 11 авг.; благоверный князь —18 марта, 3, 5, 21 июня, 16 июля, 2 окт.

ЛЕОНИД подобен льву (греч.). Мученик — 23 марта, 29 апр., 18 июня, 21 авг.; преподобный — 30 июля.

МАКСИМ величайший (лат.). Мученик — 19 февр., 4 марта, 23 апр., 11, 13, 27 мая, 12, 24 авг., 18, 28 сент., 22 окт., 10 ноября, 5 дек.; преподобный — 3 февр., 26 авг.; праведный —29 янв.; блаженный — 26 авг., 24 ноября.

МИХАИЛ кто , как Бог (евр.). Архангел — 19 сен., 21 ноября; святитель — 5 июня, 13 окт.; преподобномученик — 5 июня, 11 авг.. 14 окт.; преподобный — 24 янв., 20 мая, 6, 25 июля, 31 дек.; мученик — 3 окт., 30 ноября; праведный — 5 дек.; благоверный князь — 27 февр., 27 марта, 3, 6 июля, 5 дек.

НИКИТА победитель (греч.). Святитель — 13 февр., 2 апр., 13 мая, 10 июня; великомученик — 28 сент.; преподобный —16 апр., 17, 27 мая, 5, 6 июня, 6 июля, 26 окт.; праведный — 22 сент.

НИКОЛАЙ побеждающий народ (греч.). Равноапостольный —16 февр.; святитель 22 мая, 19 дек.; мученик — 22 марта; преподобный — 6 янв.; 17 февр., блаженный — 13 марта, 9 авг.

ПАВЕЛ малый (лат.). Апостол — 12 июля; святитель — 20 марта, 12, 23 сент., 19 ноября, 5 янв.; мученик — 29 февр., 17, 23, 31 марта, 16 июня, 29 июля, 30 авг.; преподобный — 23, 27, 28 янв., 20 марта, 11 июля, 10, 23 сент., 17 окт., 20, 28 дек.

ПЕТР камень (греч.). Апостол — 29 янв., 12, 13 июля; святитель — 3, 22 янв., 16 мая, 6, 23 сент., 18 окт.; священномученик — 17 окт., 8 дек.; мученик — 10,: 25, 26 янв., 4, 8 февр., 6 апр., 31 мая, 22 авг., 16 сент., 6 окт.; преподобный — 14 февр., 5, 25 июня, 13, 14 июля, 26 сент., 22 окт., 8 дек.; праведный — 12 февр., 5 окт.; благоверный князь — 8 июля, 5 дек.

РОМАН римский (лат.); крепкий (греч.). Мученик — 11 февр., 23 авг., 1 дек.; преподобный — 6 июля, 14 окт., 10 дек.; благоверный князь — 16 февр., 15 мая, 5 июня, 1, 6 авг.

СЕРГИЙ (лат.). Мученик — 20 окт.; преподобный — 27 янв., 2 апр., 1 июня, 6, 11, 18 июля, 24 сент., 8, 11,20 окт.

ФЕОДОР Божий дар (греч.). Святитель — 9 янв., 5 мая, 5, 21, 28 июня, 6, 22 июля, 11 дек.; священномученик — 17 июля, 16 дек.; мученик — 21, 27 февр., 2, 7, 19 марта, 23 апр., 4 мая, 6, 21 июня, 25 июля, 17, 18, 25 сент., 3 окт., 20 ноября, 6 дек. и в субботу 1-й седмицы Великого поста; преподобномученик — 24 авг., 11 окт.; преподобный — 9 янв., 8 февр., 2 марта, 3, 29 мая, 18 июня, 24 авг., 10 сент., 5 окт., 24 ноября,; блаженный — 1 февр.; благоверный князь — 18 марта, 3, 5, 18 июня, 2 окт.

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

АЛЕКСАНДРА мужественная (греч.). Мученица — 2 апр., 6, 31 мая, 19 ноября. Мученица — 28 апр., 12 ноября, 4 янв.; преподобномученица — 11 ноября; преподобная — 23 марта.

АНАСТАСИЯ воскресение (греч.). Мученица — 28 апр., 12 ноября, 4 янва.; преподобномученица — 11 ноября; преподобная — 23 марта.

АННА благодать (евр.). Пророчица — 16 февр., 10 сент., 22 дек.; праведная — 7 авг., 22 сент., 22 дек.; мученица — 8 апр., 18 июля, 4 ноября, 3 дек.; преподобная — 26 июня, 11 ноября; благоверная княгиня — 23 февр., 25 июня, 15 окт.

АНТОНИНА приобретающая взамен (греч.). Мученица — 14 марта, 23, 26 июня.

ВАЛЕНТИНА сильная (лат.). Мученица — 23 февр., 29 июля.

ГАЛИНА тишина , спокойствие (греч.). Мученица — 23 марта, 29 апр.

ЕВГЕНИЯ благородная (греч.). Преподобномученица — 6 янв.

ЕВДОКИЯ благоволение (греч.). Благоверная княгиня — 6 июля; блаженная — 6 июля; преподобномученица — 15 марта, 17 авг.; преподобная — 30 мая, 30 июля.

ЕКАТЕРИНА всегда чистая (греч.). Великомученица — 6 дек.

ЕЛЕНА факел (греч.). Равноапостольная — 3 июня; мученица — 8 июня; благоверная княгиня — 24 июля; праведная — 12 ноября.

ЕЛИЗАВЕТА почитающая Бога (евр.). Праведная — 18 сент.; мученица — 4 ноября; преподобная — 7 мая.

ЗИНАИДА божественная (греч.). Мученица — 24 окт.

ЗОЯ жизнь (греч.). Мученица — 15 мая, 31 дек.; преподобная — 26 февр.

ИОАННА (ЖАННА ) благодать Божия (евр.). Праведная — в Неделю святых жен-мироносиц (3-я Неделя по Пасхе); 10 июля.

ИРИНА мир (греч.). Мученица — 29 апр., 18 мая, 1 окт.; праведная — 26 мая.

КСЕНИЯ странница (греч.). Преподобная — 6 февр.; блаженная — 6 февр.

ЛИДИЯ родом из Лидии (в Малой Азии). Мученица — 5 апр.

ЛЮДМИЛА людям милая (слав.). Мученица — 29 сент.

МАРИНА морская (лат.). Мученица — 30 июля; преподобная — 13 марта.

МАРИЯ госпожа (евр.). Равноапостольная — 4 авг., в Неделю свв. жен-мироносиц; праведная — 17 июня; мученица —19 февр., 20, 22 июня, 25 июля, 22 авг.; блаженная — 11 ноября; благоверная княгиня — 6 июля; преподобная — 8, 25 февр., 15 апр., Неделя 5-я Великого поста.

ПАРАСКЕВА пятница , приготовление (греч.). Мученица — 2 апр., 10 ноября; преподобномученица — 8 авг.; преподобная — 27 окт.

ПЕЛАГИЯ морская (греч.). Мученица — 17 мая, 20 окт.; преподобная — 21 окт.; праведная — 21 окт.

СВЕТЛАНА (ФОТИНИЯ ) светлая (греч.). Мученица — 2 апр.; преподобная — 26 февр.

СОФИЯ премудрость (греч.). Преподобная — 6 июля; мученица — 30 сент.; 1 окт.

ТАМАРА (груз., с евр.: Фамарь — пальма ). Праведная — 14 мая и в Неделю свв. жен-мироносиц.

Говорят, что, когда рождается человек, на небе загорается новая звезда. В этот день традиционно люди отмечают главный праздник – . Но не менее важным событием для всех православных христиан являются крестины. Родителям и крестным младенца к этому дню необходимо подойти осмысленно, подготовиться заранее.

В момент совершения таинства крещения церковь дает младенцу духовное имя святого, к которому привязан этот день по церковному календарю. Поэтому день ангела еще называют именины. С этих пор ангел будет всегда рядом с человеком прислушиваться к его внутреннему голосу, оберегать от злодеяний, защищать, наставлять на путь истинный.

Духовное имя совпадает с основным. Поэтому найти день своих именин вы легко сможете, обратившись к церковному календарю или непосредственно в саму церковь. Там же вы сможете приобрести для себя именную иконку на случай ее отсутствия, получить необходимую информацию о своем ангеле, о его жизни и поступках. На иконке с изображением святого есть молитва обращения, которую необходимо читать утром и вечером перед сном.

Молитва небесному покровителю :

Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Молитва Ангелу-Хранителю :

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь

В первую очередь, что нужно сделать в день ангела, это прийти в церковь и помолиться своему святому, попросить прощения за все совершенные грехи. Верующие люди заранее соблюдают пост, причащаются и исповедуются. Обязательно закажите для себя молебен (сорокоуст) о здравии, оставьте церковному служителю записку со своим именем.

В ней вы можете указать также имена своих родных, близких людей, которым вы желаете добра. Священнослужители обратятся к вашему ангелу, будут молиться за вас, просить здоровья как телесного, так и духовного.

Придя домой, накройте стол и скромно отметьте этот святой праздник в узком кругу людей. На именины в знак внимания принято поздравлять подарками. Это должны быть символические небольшие сувениры, например, в виде ангелочков и предметов с их изображением. Также можно подарить икону, поздравительную открытку с днем ангела, купленную в церкви, статуэтку, красивую подушку с вышивкой и многое другое.

Маленькому ребенку, несомненно, принесет радость игрушка в виде феи, волшебника, а также любой желанный для него подарок. Практично будет подарить что-либо из одежды, именное полотенце, подушку или одеяльце. Не забывайте, что делать подарок нужно от души, чтобы своим жестом показать искренность и хорошее отношение к имениннику.

1793 дня назад