Иконография богоматери. В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы

Православная иконография Богородицы

Хотя иконография Богоматери отличается большим разнообразием, основных образов всего три: Оранта, Одигитрия и Умиление. Именно эти варианты изображений или, точнее, их «протографы» (ранние подобия) встречаются в памятниках искусства первых веков христианства, в частности в подземных некрополях римских катакомб. Сокрытие христианства, Святых иконописных образов обусловлено было гонением на веру в те времена. Вплоть до эпохи царствования Константина и Елены.

«Оранта» означает «молящаяся». Богоматерь изображается в молитвенной позе с воздетыми руками, то есть выражает образ христианской святости, неустанного молитвенного обращения.

«Одигитрия» в переводе с греческого обозначает «Путеводительница». Пречистая Дева изображается с Младенцем Христом. Благословляющий жест Богомладенца относится ко всем молящимся и к Самой Богородице, персонифицирующей Церковь. Дева Мария указует на Спасителя как на Путь Жизни - в этом смысле Она и является Путеводительницей. Христос говорит о Себе в Евангелии: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14;6).

На Руси образ Богородицы Одигитрии был одним из самых распространенных. Он известен в различных иконографических «изводах». Это иконы Богоматери Смоленской и Тихвинской, иконографически связанных с величайшими святынями христианского мира.

Икона Смоленской Божией Матери повторяет древнейший Царьградский образ Одигитрии, список которого был привезен из Греции супругой Владимира Великого - Анной - и позднее поставлен Владимиром Мономахом в Смоленском соборном храме. Тихвинская Богоматерь и подобные ей иконы Лиддская и Римская отражают иконографию нерукотворного образа Богородицы, запечатлевшегося на колонне храма в Лидде еще при жизни Апостолов Спасителя. Очень почитался на Руси и афонский Иверский образ, список которого был заказан в 1648 г. царем Алексеем Михайловичем, а затем вложен в Новодевичий монастырь.


На иконе Богоматери «Умиление»

Пресвятая Дева изображается склонившейся к Младенцу. Лик Христа касается ланиты Богородицы. Этот иконографический извод получил в греческой традиции название «Гликофилуссы», или Богоматери «Сладколобзающей». Хотя точно такие изображения не известны в раннехристианском искусстве, в первые века существовали изображения по смыслу подобные Умилению. Например, в римских катакомбах святой Прискиллы сохранилось изображение Девы Марии, склонившейся к Младенцу и кормящей Его грудью (III в.).

Икона Богоматери Умиление выражает не только идею Любви, но также идею Страдания. В восточнохристианской богослужебной традиции существует параллель между Рождественскими и Страстными событиями. Епифаний Кипрский в Слове на Великую Субботу, сопоставляя Рождество Христово с погребением Спасителя, пишет, что Христос рождается и погребается в каменной пещере, возлежит в яслях, как во гробе, помазуется смирной при погребении, принимая ее же в дар от волхвов при Рождестве.

Иоанн Златоуст называет алтарь, где совершается бескровная Жертва во время Литургии «духовной колыбелью». Таким образом, то умилительное целование, которое дает Богородица Своему Сыну выражает радость о Рождестве Спасителя и, вместе с тем, пророческую печаль о грядущих Страданиях Господа Иисуса.

Сама идея рождения человека и смерти взаимосвязана, отражая один из постулатов христианства. Рождение в физическом теле есть испытание, своего рода начало «воскрешения» духовного развития. Смерть физического тела есть освобождение, рождение нового этапа развития - Высшего Суда - для души.


Основные элементы иконографии Богородицы

1. Нимб, в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.

2. Мафорий (с греч. – накидка) – верхняя одежда замужних женщин.
Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).
Мафорий Богородицы с 474 года находится во Влахернском храме Богоматери в Константинополе.

3. Поручи – деталь богослужебного облачения; в иконографии Божией Матери – символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею – Христу.

4. Звезды на мафории имеют два значения:

* это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве»,
* символ Святой Троицы.

Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение Второй Ипостаси Святой Троицы – Бога Сына.

5. Надпись MR OU – сокращение слов «Матерь Бога», а IС ХС – сокращенное именование Спасителя.
Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность - вот главные черты, характерные для изображения Богородицы.

По Православному церковному календарю на большинство дней года приходится чествование чудотворных икон Божией Матери - около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы. Всего же ее икон насчитывается около 860. Это свидетельство не только особого почитания Богородицы, особой роли Ее как Заступницы перед Господом за сирых и странных, скорбящих и обидимых, но и свидетельство многообразия Богородичной иконографии.

Но, как и в иконографии Спасителя, здесь также выделяются основные типы:

1. «Молящаяся»(«Оранта», «Панагия», «Знамение»)
2. «Путеводительница»(«Одигитрия»)
3. «Умиление" («Елеуса»)
4. «Всемилостивая" («Панахранта»)
5. «Заступница" («Агиосортисса»)

1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»)


Богоматерь Оранта Великая Панагия.

Иконографический тип «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»)Один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы-«Оранты»(молящаяся) (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период.

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы - Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются «Панагия» (греч.«всесвятая»).

На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось.
27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы.
Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул:

«О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице!
Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града».

Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение - это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. - с нами Бог - одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться как в рост, так и по пояс.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

2. «Путеводительница» («Одигитрия»)


Богоматерь Смоленская. Начало XVI века.

Иконографический тип «Путеводительница» («Одигитрия»)На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

3. «Умиление»(«Елеуса»)


Богоматерь Толгская. Около 1327г.

Иконографический тип «Умиление»(«Елеуса»)На иконе «Умиление»мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Из икон этого типа наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.
Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако и сам тип изображения Богоматери «Умиление»находил, видимо, особый отклик в сердцах, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех православных христиан.

4. «Всемилостивая" («Панахранта», «Всецарица»)

Иконографический тип «Всецарица»Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны - «Державная» и «Всецарица».

5. «Заступница»(«Агиосортисса»)

Иконографический тип «Заступница»(«Агиосортисса»)На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.

Славимые имена Пречистой Девы
Мать Святой Руси, Посредница спасения, Одигитрия-Путеводительница, Предстательница, Мать святого Православия, Новая Ева, Непорочное начало, Матерь-Заступница, Матерь спасения, сходящая свыше, Владычица небесного Царьграда, Царица неба и земли, Державная, Царица мира, Мать наша и Госпожа, Матерь новой жизни, Мария Победа, Ходатаица, Соискупительница, Распределительница благодатных милостей и даров, Первоигумения, Первосвященница Мельхиседекова, Гора несекомая, Башня Давидова, Живая Книга жизни, Мистическая Роза, Неувядаемый Цвет, Садовница Райского сада, Царица вышнего Иерусалима, Мария - Ковчег спасения последних времен, Мать Евангелия любви, Наставница апостолов и учителей, Укрепление мучеников, Победоносная в брани, Живая Церковь, Купина Неопалимая, Огнезрачный Престол Божества, Скиния последних дней, Жена Облеченная в Солнце, Невеста Агнца..."

(На правах рукописи. Священник Илья (Попов), священник Тимофей (Животов), М., 1998г.
Опубл. в церковной литературе)

На Святой Руси явлено около 500 чудотворных икон Пречистой Девы, - великое свидетельство Ее живого непрестанного присутствия в стране Своего удела. Чудотворные иконы - проявления, излияния Богородичной любви и Света. Знамение необоримого Покрова и наставления верным (умозрение, богословие в красках, великое множество откровений и явлений Святой Девы было дано через иконы) и грозное обличение нечестивых, в первую очередь, "христианских" фарисеев и книжников. (См., напр., "Сказание о чудотворных иконах Богматери и о Ея милостях к роду человеческому").

Светлый лик

Светлый праздник Рождества, праздник веры, надежды и любви. Праздник света в душе каждого из нас, который боле 2000 лет пришел к нам с нею в этот день. Дева Мария, Пресвятая Дева, Богородица, Мариам, Царица Небесная, Сеиде Мариам - так обращаются к ней в разных странах, разные люди. Когда мы видим ее, обращаемся к ней - этот свет становится больше. Именно светлые лики Богородицы составляют большинство исцеляющих и чудотворных икон. К ней обращались во время великих бедствий, войн, эпидемий, пожаров. Легенды о случаях чудесного избавления входят в Историю русского государства.

Десятки типов ее изображений - более 800 создавалась на протяжении многих веков, основанных на исторических событиях, отражают особе место Божьей Матери в христианской культуре. Сведений о ней осталось немного, но именно ее мы видим в самых важных событиях, но какой? По разным сведениям различают от 4 до 6 основных типов икон Богородицы, остальные называют изводами - то есть вариантами основных образов.

Оранта (Молящаяся)

Так ее изображали еще первые христиане - в виде молитвенного обращения: в фас, по пояс и с поднятыми руками, согнутыми в локтях, а на фоне сферы Спас Эммануил.

Иконы этого типа еще называют Панагия (всесвятая) , а на Руси этот образ именуют Знамение в память о штурме осажденного Новгорода в 1169 году, когда согласно преданию из пронзенного стрелой образа Богородицы потекли слезы.


Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом самый распространенный в православной иконописи. Самыми известными образами Знамения являются - Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная . Особое место занимает чудотворная икона Божьей Матери Неупиваемая чаша , где Христос изображен в золотом кубке. Многим эта икона стала известна после выхода повести И. С. Шмелева "Неупиваемая Чаша" (1918).

Одигитрия (Путеводительница)

Изображения Одигитрии строгие и прямоличные, Божия Матерь держит Младенца Христа на левой руке, указывая на него правой, их головы не касаются друг друга. Одигитрия древнейший тип изображения Богородицы, который восходит у первому в истории иконописцу апостолу Луке. Здесь она предстает как путеводительница к Богу и вечному спасению.


На Руси к наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: Смоленская, Иверская (Вратарница), Тихвинская, Иерусалимская, Троеручица, Страстная, Споручница грешных.

Елеуса (Умиление)

Образы Богородицы, принадлежащие к типу Елеуса - полны нежности и умиления, любви земной и небесной, божественной и человеческой. Младенец-Христос припадает левой щекой к правой щеке Богоматери, Божия Матерь прижимает к Себе Сына.


В греческом варианте этот тип икон называют Гликофилуса. Сладкое лобзание - один из чудотворных образов, так же относящихся к Умилению, написанный, по преданию, евангелистом Лукой. Самая трогательная из чудотворных икон - Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. Она знает, какие страдания ждут его. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон. Сюда же относят и другие удивительные по красоте и силе иконы - Донская , Взыграние младенца, Млекопитательница, Взыскание погибших.


Самой почитаемой в России стала Владимирская икона Божией Матери, именно ее чаще всего можно увидеть в венчальных парах вместе с образом Спасителя. Именно образ Умиления находит самый большой оклик в сердце человека, ведь идея жертвенного служения, боль и скорбь матери всегда была близка и понятна на Руси.

К иконам типа Умиление относятся: Владимирская, Волоколамская, Донская, Федоровская, Жировицкая, Взыскание погибших, Почаевская .

Панахранта (Всемилостивая)

На иконах этого типа Божия Матерь изображена сидящей на престоле, держащей. На коленях она держит Младенца Христа. Престол здесь выполняет роль символа славы Богородицы, как самой совершенной, из рожденных на Земле.


В России наиболее известны Державная и Всецарица .

Агиосортисса (Заступница)

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.

Другие иконы, на которых Богоматерь изображается одна, могут быть отнесены к одному из основных типов, например Остробрамская - к Знамению, так же как и Невеста Неневестная (ее иногда называют Умиление, это келейная икона преп. Серафима Саровского), или к разряду Акафистных , прославляющих ее. Это, например, одна из самых чтимых икон - Богородица Семистрельная или Умягчение злых сердец.

Любой иконописный тип — это не свод безусловных правил, которые обязательны для исполнения, но направление мысли и цель, к достижению которой стремится иконописец. Поэтому каждый образ уникален, хотя и достаточно узнаваем в своем догматическом содержании и художественном решении.


В родах Помощница, Спорительница Хлебов, Козельщанская, Целительница, Умиление

Принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (или синем как у Феофана Грека), синей тунике и голубом покрове. На мафории изображают три золотые звезды - как знак ее непорочности и кайма как знак ее прославления. Мафорий (плат замужней женщины) - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой или синий цвет платья - Девство. И в написании образа Богородицы никогда не используют черный цвет - цвет скорби, ведь она - свет и надежда.

Иконография Богородицы это огромная часть нашей культуры. Многие ее образы можно назвать молодыми, например Державная была найдена в 1917 году, спрятанной в подвале церкви, а написана она была в конце XIX века. Каждая из сотен известных икон Божией матери имеет свою символику и значение, свою историю…

По сказанию св. Амвросия Медиоланского, основанному на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, - Апостолов из 70-ти, Пресвятая Богородица, живя на земле,

«была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна,
в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра,
не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид Ея был образом внутренняго Ея совершенства.
Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды,
но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное,
или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений,
или предначертывая новыя.
Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных.
Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

А св. Епифаний Кипрский и за ним Никифор Ксанфопул, жившие - первый в IV, а второй в XIV веках, упоминают на основании преданий, до них дошедших, даже о внешнем виде Девы Марии.
«Вид лица Ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы Ея являет».

Святой Прокл, архиепископ Константинопольский (V век), исчисляя лик святых, ублажает Пресвятую Деву особыми похвалами.
«Все памяти святых – говорит он – достославны. Но ничто не равняется славой с торжеством Богоматери. Все святые видели Христа только в гаданиях, а Она во чреве носила Воплотившегося. В мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицей Марией. Человек! Пройди умом твоим все творения и смотри – может ли что сравниться или превзойти Пресвятую Деву Богородицу?

Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслью в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи: есть ли другое подобное чудо во всех тварях?
Небеса поведают славу Божию; ангелы служат Богу со страхом; архангелы поклоняются с трепетом; херувимы, не могущие зреть славу Божию, ужасаются; серафимы, летая окрест, не приближаются, но трепеща взывают: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля славы Его; воды не вынесли Его голоса (при укрощении бури на озере); солнце, не стерпев поругания Творца, затмилось; ад от страха изрыгнул мертвецов; заклепы адовы от одного взора Его сокрушились, - исчисли, человек, все чудесное и дивись превосходству Девы: Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла во утробу Свою».


Основные элементы иконографии Богородицы

1. Нимб , в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.

2. Мафорий (с греч. – накидка) – верхняя одежда замужних женщин.
Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).
Мафорий Богородицы с 474 года находится во Влахернском храме Богоматери в Константинополе.

3. Поручи – деталь богослужебного облачения; в иконографии Божией Матери – символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею – Христу.

4. Звезды на мафории имеют два значения:

  • это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве»,
  • символ Святой Троицы.
Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение Второй Ипостаси Святой Троицы – Бога Сына.

5. Надпись MR OU – сокращение слов «Матерь Бога», а IС ХС – сокращенное именование Спасителя.

Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность - вот главные черты, характерные для изображения Богородицы.

По Православному церковному календарю на большинство дней года приходится чествование чудотворных икон Божией Матери - около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы.Всего же ее икон насчитывается около 860. Это свидетельство не только особого почитания Богородицы, особой роли Ее как Заступницы перед Господом за сирых и странных, скорбящих и обидимых, но и свидетельство многообразия Богородичной иконографии.

Но, как и в иконографии Спасителя, здесь также выделяются основные типы :

  1. «Молящаяся»(«Оранта», «Панагия», «Знамение»)
  2. «Путеводительница»(«Одигитрия»)
  3. «Умиление" («Елеуса»)
  4. «Всемилостивая" («Панахранта»)
  5. «Заступница" («Агиосортисса»)

1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»)

Один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы-«Оранты»(молящаяся) (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период.

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы - Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются «Панагия» (греч.«всесвятая»).

На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось.
27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы.
Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул:

«О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице!
Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града».
Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение - это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. - с нами Бог - одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться как в рост, так и по пояс.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

2. «Путеводительница» («Одигитрия»)

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

В нашем храме представлены следующие иконы типа «Путеводительница»:

Из икон этого типа наиболее известны Казанская, Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных и др.

3. «Умиление»(«Елеуса»)

На иконе «Умиление»мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Из икон этого типа наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.
Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако и сам тип изображения Богоматери «Умиление»находил, видимо, особый отклик в сердцах, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех православных христиан. Из икон этого типа в России наиболее известны - «Державная» и «Всецарица».

5. «Заступница»(«Агиосортисса»)

Иконография Пресвятой Богородицы

Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении : «Неописанное слово Отчее, из тебе Богородице описася воплощаемь…» , поэтому впервые Ее изображение появляется в таких сюжетах, как «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Отсюда развиваются впоследствии другие иконографические темы, отражающие догматический, литургический и исторический аспекты почитания Богородицы. О догматическом значении образа Богородицы свидетельствует Ее изображение в алтарных апсидах , поскольку Она символизирует Церковь. История Церкви от пророка Моисея до Рождества Христова предстает как действие Промысла о рождении Той, через Которую осуществится спасение мира, поэтому образ Богородицы занимает центральное место в пророческом ряду иконостаса. Развитием исторической темы является создание житийных циклов Богородицы. Важнейшей стороной почитания Богородицы, что засвидетельствовано множеством чудотворных икон, является вера в Ее заступничество за род человеческий «по вся дни». Основные направления почитания Богородицы проявились в различных формах. Ей посвящаются храмы, Ее изображения занимают важнейшее место в системе храмового убранства, во многом определяя его символику. Многообразием типов отличается иконография Богородицы, широко распространены иконы, предметы пластического искусства, в т.ч. украшения богородичных образов. Иконы Божией Матери и их литургическое почитание способствовали сложению развитых богослужебных чинов, дали импульс гимнографическому творчеству, создали целый пласт литературы — сказаний об иконах, что в свою очередь явилось источником дальнейшего развития иконографии.

Почитание Богородицы развивалось прежде всего в Палестине . С городами Назарет , Вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились Ее реликвии и Ее первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь Благовещения и Рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был Константинополь , где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в Ее честь, а город мыслился под покровом Пресвятой Девы. После III Вселенского Собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божией Матери.

Богородица на престоле

Основные типы образов Богородицы сложились уже в доиконоборческий период, самые ранние находятся в росписях римских катакомб : изображение сидящей женщины с обнаженным младенцем на руках в кубикуле Велато катакомб Присциллы (2-я пол. II в.— 1-я пол. III в.) трактуется как образ Богородицы; также в катакомбах Присциллы сохранилась фреска, представляющая Богородицу на престоле в сцене «Поклонение волхвов» (IV в.). Определяющую роль в сложении иконографического типа «Богородица на престоле» сыграли росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440), где впервые в христианском искусстве это изображение было представлено в конхе апсиды (не сохр.). Образ Богородицы на престоле, помещаемый с V в. в конхах алтарных апсид , заменил располагавшиеся там в более раннюю эпоху изображения Иисуса Христа (собор св. Евфразиана в Порече (Хорватия ), 543-553; церковь Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр ), 2-я четв. VI в.). Изображения Богородицы с Младенцем на престоле встречаются также на стенах центральных нефов базилик (Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне , VI в.; вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.; Феликса и Адавкта в катакомбах Присциллы в Риме, VI в.), на иконах (напр., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае , VI в.), а также в произведениях мелкой пластики (напр., ампулы Монцы (сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца в Италии), диптихи (аворий, VI в., Гос. музеи Берлина)).

Оранта

Другим распространенным типом изображения Пресвятой Девы является Оранта , где Богородица представлена без Младенца с воздетыми в молении руками (напр., на ампулах из сокровищницы собора Боббио) (Италия), на рельефе двери церкви Санта-Сабина в Риме, ок. 430 , на миниатюре из Евангелия Раввулы , на фресках апсиды мон-ря прп. Аполлония в Бауите (Египет, VI в.) и капеллы Сан-Венанцио в Риме (ок. 642), а также на донышках стеклянных сосудов .

Одигитрия

Одним из самых распространенных является образ Богородицы Одигитрии , названный так по имени константинопольского храма, в котором находилась эта почитаемая икона. По преданию, она была написана евангелистом Лукой и прислана из Иерусалима имп. Евдокией . Самое раннее изображение Одигитрии сохранилось в миниатюре из Евангелия Раввулы . На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, правая протянута к Нему в молитвенном обращении.

Нерукотворный образ Богородицы

В период иконоборческих гонений широкую известность получил нерукотворный образ Богородицы , по преданию возникший еще при жизни Пресвятой Девы на столпе храма, построенного апостолами в г. Лидде . Список с нерукотворного образа, привезенный из Палестины Патриархом Германом, почитается как чудотворная Лиддская (Римская) икона Божией Матери (изображение Одигитрии с Младенцем на правой руке).

Никопея

Особым почитанием пользовался в Константинополе образ Богородицы Никопеи , держащей обеими руками, подобно щиту, медальон с изображением Младенца Христа. Этот образ впервые встречается на печатях имп. Маврикия (582-602), кототрого, по преданию, икона сопровождала в войнах. С императором Маврикием связывают также установление праздника Успения Богородицы . Изображения Божией Матери с овальной иконой Христа в руках известны в росписях монастыря прп. Аполлония в Бауите и церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VIII в.). На Востоке в этот период был распространен образ Богородицы Млекопитательницы (фрески монастырей св. Иеремии в Саккаре (V в.) и прп. Аполлония в Бауите), подчеркивающий тему материнства и вочеловечения Бога.

Появившиеся в раннехристианском искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Древней Руси. Некоторые иконографические изводы сохранились почти без изменений, например образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии Константинопольской, 876 ; в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317 - 1318 гг.; в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502 , и др.).

Повторением древнего образца является изображение в алтаре церкви св. Софии в Охриде (30-е гг. XI в.) Божией Матери Никопеи , держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображенным не в медальоне (напр. в церкви Успения Богородицы в Никее, 787 (не сохр.); в Святой Софии Константинопольской, 1118 ; в соборе Гелатского монастыря, ок. 1130 ). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен в нескольких вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта , Влахернитисса (Великая Панагия) (мраморный рельеф XII в. из церкви Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божией Матери с пророком Моисеем и Патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ); роспись церкви Спаса на Нередице, 1199 (изображение не сохр.)), и поясное изображение (в русской традиции известно как « Знамение », напр. икона Божией Матери из Софийского собора в Новгороде, около 1160 ; мозаика нартекса монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316 - 1321 ). Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии , к которому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская , Тихвинская , Казанская и другие.

Послеиконоборческий период

В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление ), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская , Толгская , Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе — чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название « Взыграние » (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317 - 1318 ; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной , представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей.

Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова ; икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.).

Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью « Влахернитисса », что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи « Елеуса » (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обе — XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обе — XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» (XV в?, ЦАК МДА).

Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы « », находившийся в одноименном храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347-1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, 1423 ; русская икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как « Неувядаемый Цвет », « Блаженное Чрево », « Взыскание погибших », « Всех скорбящих Радость », « Споручница грешных », « Неопалимая Купина », « Гора нерукосечная », « Непроходимая Дверь » и др.

Богородичная иконография на основе литургических текстов

Богатейшим источником богородичной иконографии являются литургические тексты, прежде всего гимнографические. Расцвет этого вида иконографии приходится на кон. XIII - XVI в. Иллюстрируются пространные поэтические циклы, посвященные Богородице, как Акафист Богородицы, так и отдельные песнопения, центральным образом которых является Божия Матерь, например стихира «Что Ти принесем, Христе» («Собор Богоматери» — фреска церкви Спасителя монастыря Жича (Сербия), XIII в.; фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295 ; икона конца XIV — начала XV в., ГТГ); задостойник литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется» (икона кон. XV в., ГТГ); фреска Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, 1502 ); стих «Достойно есть» (икона сер. XVI в., Успенский собор Московского Кремля), богородичен 1-го часа «Что Тя наречем» (икона XVII в., ЦМиАР). К числу литургических образов относится также «Похвала Богородицы», основанная на песнопении «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона XIV в. и фреска XV в. из Успенского собора Московского Кремля; икона XVI в., ГРМ). Темой икон становятся события, празднуемые Церковью, связанные с почитанием Богородицы и святынь,— «Покров Пресв. Богородицы» (клеймо зап. врат собора Рождества Богородицы в Суздале, XII в.; икона XIV в., НГОМЗ; икона XIV в., ГТГ), «Положение ризы Пресв. Богородицы» (XV в., ЦМиАР).

Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Напр., на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. (происходит из ц. Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 7.09.2001 в Троицком соборе г. Пскова).

Житийный цикл

В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова , Слово апостола Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд других текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, например пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., ГМИИ). В росписи церкви Кызылчукур (Каппадокия; 850 - 860 ) сохранился самый ранний житийный цикл Богородицы, включающий 10 сцен от Благовестия Анне до Введения во храм Богородицы. Эти же сюжеты представлены в миниатюрах Минология Василия II в.), Спаса на Нередице (1199 , фрески не сохр.), Георгия в Ст. Ладоге (2-я пол. XII в.) житийный цикл Богородицы находится в жертвеннике. Протоевангельский цикл может включать композиции: принесение даров праведными Иоакимом и Анной, отвержение даров, плач Иоакима и Анны, моление Анны, моление Иоакима, испытание писаний, благовестие Анне, благовестие Иоакиму, встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, Рождество Пресв. Богородицы, ласкание Марии, питание Марии, первые семь шагов Пресв. Богородицы, принесение к старейшинам, введение во храм, моление о жезлах, вручение Марии Иосифу, Иосиф ведет Марию в свой дом, Благовещение у колодца, встреча Марии и Елисаветы, упреки Иосифа, сон Иосифа, испытание водой обличения.

Иконография богородичных образов XIII - XIV века

В XIII - XIV вв. житийный цикл Богородицы расширяется за счет повествования об Успении Божией Матери, куда входят сцены: прощание с иерусалимскими женами, прощание с апостолами, вознесение Богородицы и вручение пояса, перенесение тела Богородицы к месту погребения, отсечение ангелом рук нечестивому Авфонии, апостолы у пустого гроба Богородицы. Одним из примеров такого пространного цикла является роспись церкви Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395 ). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр южной стены и западную стену (напр. в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314 ). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса.

Иконография богородичных образов XV - XVI века

В XV - XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона, XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии).

Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы « «Умиление» Серафимо-Дивеевская (келейная прп. Серафима Саровского ), на которой представлена Богородица без Младенца со скрещенными на груди руками, с нимбом, окруженным огненными язычками, « Спорительница хлебов » (название дано прп. Амвросием Оптинским ), где запечатлено явление в небесах Богородицы, благословляющей нивы, обретенная в селе Коломенском « Державная ». Отношение Русской Церкви к образам Богородицы глубоко и точно выражено в словах песнопения богородична: «И до ныне милостиво».

> икона Божьей Матери Нечаянная Радость

На чудотворной иконе Богородицы «Нечаянная Радость» в точности отображается история, произошедшая с грешником в рассказе «Руно орошенное» Дмитрия Ростовского. Композиция образа в мельчайших деталях воссоздает это событие.

В левом углу иконы изображается молящийся грешник, стоящий на коленях перед образом святой Одигитрии. Младенец, сидящий на коленях Богородицы, на композиции облачен в рваные одежды, а тело его покрыто кровоточащими язвами. Под иконой размещены начальные слова рассказа из «Руна орошенного» или же молитва иконе. От грешника может быть изображена исходящая лента с молитвенным обращением к Богородице.

В 1963 году Дмитрием Ростовским был написан рассказ «Руно орошенное». Произведение святителя посвящено Богородице и чудесам, происходившим пред ее иконой. Одно из повествований начинается такими словами: «Человек некий беззаконный…», в этом эпизоде Дмитрий Ростовский рассказывает о том, как некий грешник каждый день молился Богородице, но при этом продолжал порочный образ жизни. Однажды перед выходом на грешное дело он решил помолиться и увидел страшное видение - на руках, на ногах и боку сидящего на коленях у Богородицы Младенца открылись язвы, и потекла кровь. На вопрос грешника «Кто это сделал», был дан скорбный ответ, что он и ему подобные. Стал тогда молить грешник Богородицу о заступничестве и прощении грехов. И лишь на третье обращение Пресвятой к Сыну Своему получил грешник прощение и впредь стал вести богоугодную жизнь. Это прощение грехов стало «нечаянной радостью» для него и дало название иконе, появившейся на основе рассказа.

Икона Богородицы «Нечаянная радость», находящаяся в храме Илии Пророка, считается одной из важнейших московских святынь. О том, как икона оказалась в храме, точных сведений нет, имеется только предположительная информация. С этого старинного образа было написано множество списков, которые попали в различные храмы страны. Первый список иконы Богородицы «Нечаянная радость» был создан в XVIII веке. С момента его написания, произошло много различных чудес, связанных с иконой «Нечаянная радость»: исцелялись больные, особенно часто – страдающие глухотой (самый известный случай – возращение слуха в 1838 году вдове Анисье Степановой); отчаявшимся родителям Пресвятая помогла вразумить и наставить на путь истинный детей, свернувших греховную дорогу.

Молитва пред иконой «Нечаянная Радость» помогает получить все, о чем мы мечтаем и чего давно желаем, но уже отчаялись получить; икона может даровать такую радость, которую можно в прямом смысле назвать «нечаянной». Родителям она поможет наставить детей на путь истинный, если они ступили на дорогу порока. Молящий пред «Нечаянной радостью» о прощении его прегрешений – получает прощение. Тому, кто потерял близких? икона помогает в их нахождении. Приходят с молитвой к этой иконе и те, кто желает исцелиться от недуга глухоты. Также «Нечаянная Радость» помогает в обретении душевного равновесия. Богородица защищает от любых бед и напастей всех обращающихся к ней с молитвой.