Храм Спаса Преображения – Патриаршее подворье Троице-Сергиевой лавры в Переделкино. Старец Илий: «Ослабление семьи грозит ужасными последствиями

Несколько слов о духовнике Святейшего Патриарха Кирилла схиархимандрите Илии 8 апреля, 2012

Оригинал взят у moskalkov_opera в Скажи мне, кто твой друг!

Завтра начинается Страстная неделя. Не трудно догадаться, что основной вал грязи, льющейся сейчас на Патриарха и Русскую Православную Церковь, накатит именно в эти дни. В дни, когда большинство православных делает последние усилия к тому, чтобы встретить Светлый Праздник Пасхи в достойном духовном состоянии.

Я очень надеюсь и молю Бога о том, чтобы у меня и моих друзей получилось не сорваться в эти дни.

А напоследок хочу немного рассказать о духовнике Патриарха Московского Кирилла. Об Схиархимандрите Илии.
Конечно, церковные люди все прекрасно знают кто это такой. Но, я надеюсь, что среди тех, кто нападает сейчас на Патриарха и Церковь есть те, кто делает это просто по незнанию, по НЕДО...РАЗУМЕНИЮ, и кому-то этот пост поможет понять, что, как-минимум, не всё так просто в жизни.)

Ведь я и сам когда-то выкрикивал своим православным друзьям в лицо грубые слова "про зажравшихся попов", сам был уверен, что "вера это личное дело каждого" и "Бог должен быть внутри, а не в Церкви". Откуда только Ему взяться внутри, если нутро заполнено другим? Как солнцу появиться в комнате с закрытыми окнами?
Скажут - так открой окна, причём здесь посредники-попы? Отвечу - а пусть ваши дети обретут грамоту сами, зачем посредники-учителя? Или сами научитесь водить автомобиль, без этих хапуг-инструкторов, вы же взрослые люди, сами всё понимаете!

Так вот, для тех, кто НЕДОРАЗУМЕЛ. Для христианина главное личное покаяние.
Каяться мы все не любим, а уж каяться перед священником это, я вам скажу, совсем не то, что внутри себя. Даже мой скудный опыт духовной жизни не оставляет никаких сомнений в правильности покаяния перед свидетелем.

Так к чему это я? Да к тому, что и Святейший Патриарх также как и все ходит на исповедь. А исповедует его ни кто нибудь, а вот этот человек.
Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) - всероссийский известный старец, духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Родился в многодетной семье в 1932 году в селе Становой Колодезь Орловского района, Орловской области. Родители - Афанасий Иванович и Клавдия Васильевна - крестьяне.



Отец скончался от тяжелого боевого ранения в военном госпитале в 1942 г. Клавдия Васильевна одна вырастила четверых детей.

В 1949 г. Алесей Ноздрин закончил Станово-колодезскую среднюю школу. Потом была служба в армии.

С 1955 по 1958 годы Алексей Ноздрин учился в механическом техникуме г. Серпухова Тульской области. По окончании учебы был направлен в г. Камышин Волгоградской области на строительство хлопчатобумажного комбината. Там же принял решение посвятить свою жизнь духовному служению и поступил учиться в Духовную семинарию г. Саратова.

В 1961 г. во время так называемого "хрущевского" гонения на Церковь Саратовская Духовная семинария была закрыта. Алесей Ноздрин продолжил образование сначала в Духовной семинарии, а затем в Ленинградской духовной академии. Там же он принял иноческий постриг с именем Илиан.

В годы пребывания в Ленинградской епархии много потрудился на разных приходах.

С 1966 года десять лет провёл в Псково-Печерском монастыре - древней обители Русской Церкви.

3 марта 1976 года Определением Священного Синода РПЦ иеромонах Илиан (Ноздрин) вместе с четырьмя другими монахами был направлен нести иноческое послушание на Святой Афонской горе (Греция), в русскую обитель великомученика Пантелеимона. Он был среди той горстки монахов, которые помогли сохранить здесь монашескую жизнь, поддержать связь монастыря с Русским Православием, и предотвратить реально сложившуюся угрозу передачи Пантелеимоновского монастыря грекам. О. Илиан нёс послушание в скиту, скрытом в горных ущельях. Ему было также доверено духовничество в стенах Пантелеимонова монастыря. На Афоне о. Илиан имел возможность общаться со многими духоносными старцами и подвижниками веры, представителями и различных Поместных Православных Церквей. Молитвенный и духовный подвиг на Святой горе готовил батюшку к той нелегкой миссии, которая ему предстояла по возвращению в Россию.

В конце 1980-х годов о. Илиан был призван обратно на Родину и направлен в восстанавливающуюся после 65-летнего запустения Оптину пустынь. Здесь он принял постриг в великую схиму с именем Илий. 20 лет схиигумен Илий исполнял в обители свое призвание, возрождая старческое служение, чем всегда славился монастырь. Батюшку отличали опыт, мудрость, а также безотказность, кротость, смирение, доброта и любовь в отношении к братии и паломникам, которые во множестве стали стекаться к нему. Были засвидетельствованы многие случаи его прозорливости и действенности его молитв. За эти два десятилетия Оптина вернула себе былое величие, став духовным центром Православия.

Оптинская пустынь - великая монашеская обитель. Узнайте об опыте духовного наставничества мирян - старчества, читать о современном старце и чудотворце Илии, живом и сегодня

Старец Илий - наследник мудрости Оптиной

Оптинская пустынь - великая монашеская обитель, которая была основана еще в XIV веке, но истинный духовный расцвет ее пришелся на XIX век. Находится Свято-Введенская Оптина Пустынь недалеко от города Козельска. Здесь два века назад был возрожден опыт духовного наставничества мирян - старчества. Ранее, после реформ Петра Великого, в России было принято лишь коротко исповедоваться, причем с недоверием к священнику - Петр Первый повелел духовенству под страхом наказания доносить на преступников.



Величие обители

Великая столетняя старица Сепфора, святая и чудотворица наших дней, ходила по разрушенному монастырю Оптиной пустыни в 1980-х и говорила: «Благодать! Сколько здесь благодати!» В Соборе (собрании) прославлены 14 преподобных старцев Оптиной Пустыни. Старцы - аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи - Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.


Старчество - великое явление в Православии. Издревле святые принимали людей, приходивших к ним за советом. Люди узнавали о святости подвижника по его дару чудотворения и прозорливости. Именно после долгих аскетических подвигов принимали людей и Оптинские старцы. Они изгоняли из одержимых людей бесов, исцеляли, пророчествовали и утешали людей в любых бедах.


Возрождение старчества в Оптиной пришлось на Золотой век русской литературы. Некоторые старцы повлияли на жизнь и творчество русских писателей: Николая Гоголя, Федора Достоевского, Льва Толстого, Константина Леонтьева (последний жил в обители долгое время). Так, Достоевский нашел утешение у старца Амвросия Оптинского после семейной трагедии - смерти маленького сына. Многие эпизоды величайшего романа писателя «Братья Карамазовы» стали итогом размышлений в этой поездке, а в литературном образе святого старца Зосимы все современники узнали самого святого Амвросия. В романе «Братья Карамазовы» вы можете прочитать о ежедневном приеме людей святым Амвросием, его помощи им и прочитать описание его внешности и поведения: Достоевский оставил поистине неоценимый подарок всем почитателям Оптиной.



Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Это современный старец, истинный продолжатель традиций святого старчества старины. Старцу более 85 лет, но он продолжает нести свое послушание, говорить со всеми приходящими к нему мирянами и монахами.


Будущий старец родился в Орловской области. Он верил во Христа еще при советской власти, молился с трех лет. Отслужил в армии и окончив техникум, будущий старец работал в Камышине и там же пришел в храм на послушания. Его благословили поступать в семинарию, и он окончил не только семинарию, но и Духовную академию в Ленинграде. Удивительно, старец сразу принял монашество, служил в ряде ленинградских храмов, затем жил в Пскова-Печерском монастыре, а потом был благословен церковноначалием на служение в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Уже оттуда в 1989 году его благословили переехать духовником в Оптину - восстанавливаемую обитель.
Сегодня старец Илий - духовник самого Патриарха Кирилла (с 2009 года, после того, как владыка Кирилл был избран Патриархом). Он живет в Переделкино, на территории Патриаршего подворья, но принимает многих людей!



Сегодня продолжателем традиции Оптинских старцев является схиархимандрит Илия, духовник обители. Он дает ответы на насущные вопросы, например, можно ли отдавать пожилых людей в дом престарелых?


  • «Это все то же самое – потеря морали, потеря совести, потеря благочестия. Надо почаще заглядывать в басни Крылова. Сколько он обличает наше поведение! Люди совершенно не понимают, кто их родил, кто их воспитал. Теряют такое отношение к родителям. Это грозит очень страшным, утратой семьи нормальной. Если они оставили родителей, то будут ли у них настоящие дети, которые смогут им помочь, найти для них время, когда они сами станут стариками? Смогут ли вообще помогать им в старости?
    Прежде всего, должна быть вера. Должен быть страх Божий. Понятие, что они будут такими же – окажутся в возрасте и в старости. Хорошо еще, если будут. А может и не быть таких хосписов, домов престарелых».*

Всю жизнь монахи посвящают, отрекаясь от мира, молитве за него, то есть за каждого человека. Церковь благословляет мирян читать ежедневно молитвы Господу утренние и вечерние, они есть в каждом молитвослове. А вот у монахов молитвенное правило еще обширнее, поэтому они используют Иисусову молитву по четкам.


В молитве нужно сосредоточенность, старание и воля, чтобы не рассеиваться умом. Преподобный Амвросий Оптинский сам составил ряд молитв на разные случаи жизни, которые может читать любой верующий человек. Этим советам следуют многие Оптинские насельники.


Один из советов - молиться ко Господу словами псалмов.


  • При нападении врагов видимых и невидимых, интригах человеческих и искушениях бесовских - читать один из псалмов 3, 53, 58 и 142.

  • Псалом 90-й читать в опасности для жизни.

  • При депрессии, душевных тяготах и тревоге - псалом 101.


Афоризмы и заветы старцев Оптиной

По свидетельствам знавших старца Амвросия Оптинского людей, он владел несколькими языками, был очень эрудирован. Его литературный язык - а преподобный оставил достаточно большое письменное наследие - прост, лаконичен и образен, старец создал много поговорок, самые интересные и известные из которых:


  • «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»;

  • «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно»;

  • «Где просто - там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного».

Главная мысль заветов старца - необходимо оставить свою жизнь в Божиих руках, довериться Богу во всех проблемах, а со своей стороны - трудиться подвигом молитвы, помогать близким, воздерживаться от излишеств, жить просто. Преподобный Амвросий давал свои советы людям всех сословий, а значит, каждый из нас может последовать им. Божии заповеди просты; молитва как общение с Богом - тоже делание обычное; просто и радоваться каждому дню жизни, и благодарить за него - все это вместе подарит вам совершенно иное качество жизни духовной и обыденной.


Схиархимандрит Илий продолжает традицию духоносных наставлений - и все они тоже сказаны прекрасным литературным языком:


«Молитва – это беседа с Богом. Мы питаемся каждый день; когда приходится по-иному, то и не каждый день. Поддерживаем свое физическое существование до наших последних минут жизни. Но жизнь духовная, настоящая выходит за рамки этого мира – это и есть наши отношения с Богом, и они происходят через молитву.
Прежде всего мы должны правильно понимать суть нашей жизни, то есть знать, что нужно для того, чтобы, как сказано в Евангелии, наследовать жизнь вечную. Господь Спаситель Сам конкретно сказал об этом: возлюбить Бога всем сердцем, всей крепостию, всем помышлением. И ближнего, как самого себя. Когда человек это исполняет, тогда всё становится на свои места. Правильная расстановка жизни – как ежедневной, так и всей в ее последовательности. Правильно осуществить свое назначение в этом мире».



Заветы и помощь святого Амвросия

Преподобный Амвросий Оптинский – живший совсем недавно святой, основатель Шамординский пустыни и Оптинский старец, учитель и целитель. Он оказывал очень большое влияние не только на любивших и почитавших его крестьян, но и на образованное общество XIX века.


Будущий преподобный родился в семье сельского священника, но еще во времена семинарии был отъявленным… франтом. Лишь тяжелая болезнь заставила его полностью пересмотреть свои взгляды, дав обет Богу уйти в монастырь.


8 октября 1839 г. Он приехал в Оптину, где был с радостью принят в послушники преподобным старцем Оптинским старцем Львом (Наголкиным). Отец Лев сразу сделал молодого и образованного послушника своим келейником, то есть секретарем и помощником. Кроме того, послушником будущий святой выполнял ряд непростых послушаний в трапезной: варил дрожжи и был хлебопеком. Через малое время, в 1841 году Александр принял рясофорный постриг и был наречён Амвросием, в честь святителя Амвросия Медиоланского - проповедника и просветителя.


В 1842 году его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания - то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежало монастырю и сам монастырь брал на себя обязанность обеспечивать жизнь святого. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.


Через год святого Амвросия рукоположили в иеродиакона, то есть сделали монашествующим священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику. В том же году Господь послал ему новое испытание, новую тяжелую болезнь: простудившись зимой, он занемог. Братия думала, что Амвросий скончается и по традиции 9 декабря 1845 года его рукоположили в иеромонаха, как бы давая тем утешение его душе. Святой почти не мог двигаться и два года находился между жизнью и смертью, но выжил. Однако до самой смерти, которая последовала в 1891 году, он не мог совершать богослужения и даже почти не в состоянии был передвигаться, будучи большую часть времени лежачим. За ним ухаживал келейник.


Святость преподобного Амвросия освещала каждого приходящего к нему. Этот немощный физически человеком был великим духовно. С терпением переносил он свою тяжелую болезнь, утешая и многие тысячи людей, приходящих к нему. Сначала он стал старцем только Оптинской обители, а затем к нему стало приходить множество и обычных людей, упавших от монахов о прозорливости старца. Господь давал ему знание человеческих мыслей, прозорливость о настоящем и дар предсказания будущего - то есть советов относительно грядущего. Ведь священники Православной Церкви тем и отличаются от экстрасенсов и гадалок, что, видя Духом Божиим будущее, не говорят просто, что будет, а дают совет, как лучше поступить по послушанию воле Божией.


Старец никогда не показывал людям тяжесть всего состояния, но рассказывал, как он рад служить и помогать людям. Не вставая с постели, он благословлял передавать материальную помощь нуждающимся. Его попечением жили ученики семинарий, насельники приютов и богаделен, вдовы. Обо всех он помнил, о жизни каждого узнавал.


Образовался круг почитательниц святого старца, желавших также посвятить свою жизнь Богу и людям, и преподобный Амвросий благословил создание известного сегодня всей России Шамординского монастыря - Казанской Амвросиевской пустыни. Здесь заботились о детях и стариках, возделывали землю, помогали в больнице занемогшим жителям окрестности (надо сказать, что в те времена само создание больницы было делом добрым: не была развита сельская медицина, а при транспортировке на лошадях больные часто умирали).


Все время старца было занято или молитвой, или ответами на письма, или общением с посетителями: приходили к нему и крестьяне, и дворяне, и сановники, причем и на просьбу о благословении на кормление индюшек, и на вопросы о государственном устройстве он отвечал с одинаковым вниманием и любовью. Зная настроения интеллигенции, ее мысли - ведь он успел до принятия монашеских обетов побыть в светском обществе, обучаясь в семинарии - он увещевал этих людей не предаваться пустой философии, умозрительным сплетениям мысли, но твердо исповедовать Православие, а значит - жить жизнью церковной, работать над собой по заветам Отцов Церкви.


Старец скончался в Шамординский обители, однако по завещанию преподобного его тело было похоронено в родной для святого Оптиной пустыни.


На могильной плите его были высечены слова апостола Павла, если перевести на русский: «Был для больных как немощный, чтобы и больных приобрести для Церкви Божией. Для всех был всем, чтобы спасти хотя бы кого-то». Имеется ввиду самоотречение преподобного, любовь его ко всем людям и понимание. Могила его находилась возле захоронения святого Макария, духовного наставника преподобного, бывшего духовником обители до него; сейчас над местом его захоронения находится часовенка, а мощи пребывают во Введенском соборе монастыря.



Молитвы и помощь святых

Можно сказать, что святые старцы Оптинские помогают во всех трудностях. Нет такой беды, в которой не обращались бы к им люди. Однако традиция их почитания говорит, что они имеют особую благодать в наставлении человеческой души на путь, предназначенный Богом для нее:


  • в поиске своей профессии;

  • в поиске своего человека для супружества;

  • в избавлении от душевной тревоги, тоски, неопределенности;

  • проблемах с выбором и поиском жилья;

  • в избавлении от нечистой силы, колдовских воздействий.

Следующая молитва написана святыми Оптиной пустыни, но кем конкретно-неизвестно. Она называется просто: молитва Оптинских старцев. Читать молитву онлайн можно по тексту ниже:


«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня».


Эта молитва - прекрасное произведение словесности, одновременно несущее великую духовную силу. Молящийся о своем пути, просящий словами Оптинских старцев о руководстве Божием, понимает, что слышать волю Божию необходимо, просить Его о помощи также важно, но нужно и прилагать все свои усилия к тому, чтобы задуманное дело исполнилось.


Продолжение молитвы Оптинских старцев на каждый день:


«Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля. Во всех словах и делах моих – руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою».*


Кроме того, не прекращайте ежедневной молитвы и будьте внимательны к себе: Господь говорит с нами в нашем сердце. Когда вы не можете сделать выбор, помолитесь и прислушайтесь к себе. Некая идея, решение появятся как единственно возможные в вашей душе.


Завершение молитвы Оптинских старцев на каждый день:


«Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».


Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!


Говорят, что сегодня в России совсем не осталось старцев. Священнослужителя Илия называют последним, кто может удостоиться такого звания. Известный в народе и церковной среде старец Илий Ноздрин, несмотря на преклонный возраст, по-прежнему принимает посетителей и является персональным Патриарха Московского.

Путь к любви и вере

Вера в Илии, которого при рождении родители нарекли Алексеем Афанасьевичем Ноздриным, кажется была всегда. Еще мальчишкой Алексей ходил в церковь, молиться Богу мальчик начал уже в три года.

Родился этот уникальный человек в селе Становой Колодезь. После окончания школы в 50-х годах поступил служить в армию. Там был зачислен в ряды комсомольцев, о чем по возвращению к гражданской жизни сильно сожалел.

Раскаяние так захватило Алексея, что он решился сжечь партийный билет. И вновь обратился к вере, как к единственному источнику благодати и праведности.

Затем Алексей Афанасьевич обучался в техникуме. Работал в городе Камышин. После работы молодой человек часто приходил в местную церковь к священнику Иоанну Букоткину. Он то и посоветовал Алексею поступить в духовную семинарию.

Учась в семинарии в Санкт-Петербурге, Алексей стал близко общаться с будущим Патриархом Кириллом. В 1966 году от рук митрополита Никодима получил постриг в монашество. В это же время был наречен духовным именем Илиан в честь одного из сорока святых мучеников Севастийских. Тем же митрополитом был назначен в сан иеромонаха. Служил в разных ленинградских церквях, монастырях и приходах.

Был направлен в Оптину пустынь в 1989 году для работы духовником, где настоятель обители постриг его в великую схиму с именем Илий. Там живет старец Илий Ноздрин и сегодня.

Схиархимандрит крайне отрицательно относится к любым проявлениям коммунизма. Сталин и Ленин для него – злейшие враги народа и веры. Его общественные взгляды представляют собой следующее:

Оптинский старец ведет простую жизнь. Он много молится и занимается регулярным приемом людей, нуждающихся в его совете.

Уклад жизни в Оптиной пустыни довольно суров. Духовник Илий носит обычный подрясник. Выглядит худым и сгорбленным. Но все, кто попадает к нему на прием, наперебой твердят о той святости, которая исходит от этого воина Христа.

Старец Илий говорит тихим голосом и простыми словами. Но они как будто проникают в сердце, отзываются там чем-то уже давно известным, но пока до конца не осознанным. Священнослужитель Илий очень хорошо знает Библию, церковную историю, жития святых. Он разбирается во многих мирских проблемах. И часто переезжает с места на место по своим церковным делам. И везде его находят люди, желающие получить от старца благословение.

Кто такие духовные старцы?

Тех, кто только поступает работать в церковь, называют новоначальными. Этакими духовными младенцами, только что ступившими на путь веры.

А кто же тогда духовные старцы? Звание старца нельзя получить по чьему-то приказу. Старцами становятся те священнослужители, которые стремятся к единению с Богом, живут согласно Божьим законам и отмечены Божьей милостью. Эти люди проходят сложный путь веры и любви. Они наделены прозорливостью, но не показывают ее без меры, их мудрость тихая, а вера очень глубокая.

Старцы умеют вселить в человека духовную силу, чтобы он мог справиться со своими проблемами самостоятельно. Они лишь указывают направление и делятся своей благодатью с верующими.

Истинные старцы чисты душой как дети. Они действительно преисполнены любви к миру, лишены страстей, спокойны и смиренны. Такое состояние достигается людьми тогда, когда они много трудятся духовно, занимаются духовным развитием. Все вышеперечисленное есть и в Илии Ноздрином. И подтверждением этому служит тот нескончаемый людской поток, который как будто не иссякает рядом со старцем.

Оптинский старец Илий Ноздрин является примером высокодуховного человека. Его деяния просты и лишены пафоса, а результаты от них превосходят все ожидания. Будут ли в дальнейшем в России старцы, подобные ему? На этот вопрос ответить сложно. Но христианство, как и весь мир, непрерывно развивается. Поэтому надежда на такую духовную опору остается всегда. Ведь из года в год все больше людей приходит . Возможно, вера кого-то из них будет столь сильна, а жизнь чиста, что появится новый старец, который будет неустанно помогать людям решать их проблемы, поддерживать их и направлять по правильному пути.

Старчество в России, как явление, стоит особняком в ряду других религиозных явлений. Основателем русского старчества традиционно считается святой преподобный Паисий Величковский (1722-1794), подвизавшийся на Афоне и в Молдовлахии, сегодняшней Румынии. Расцвет старчества пришёлся на девятнадцатый век, когда такие островки ярко пылали во многих монастырях России - в Введенской Оптиной пустыни, на Соловках, в Саровской, Глинской, Санаксарской пустыни, Киево-Печёрской лавре, Псково-Печерском монастыре, Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и т.д. Причём постепенно чисто монашеская традиция духовного окормления стала охватывать и мирян. Образ старческого служения, сложившийся у преп. Амвросия, уже подразумевал широкое наставление и людей иногда и вовсе далёких от православия.
Постепенно стали появляться старцы, которые и вовсе не принадлежат к монашеству. Самый известный из этих старцев - о. Алексий Мечев (1859-1923), священник московского храма Николы в Кленниках. Возникает всеобщее убеждение, что) старец это старый мудрый монах или священник, который путём глубинного личного общения с любым человеком, без труда проникает в его внутренний мир, сразу и точно выявляет его проблемы, больные места, озаряет их светом своей христианской любви и подсказывает пути их решения, одновременно и исцеляя. Меняются местами духовное окормление и чудеса, и если раньше дары провидчества, исцеления и т.п. были вторичны и не обязательны, то теперь они порою даже в церковной среде считаются приоритетными. Ну, что ж всё логично, когда нет веры в Бога, её заменяет вера в чудеса...
Впрочем, в советское время старцев уже практически не стало. Аналогичная картина и ныне...
Из бесспорных нынешних единичных авторитетов, последних из могикан, признаваемых всеми, остаётся схиархимандрит Илий (Ноздрин), у которого вчера мне удалось побывать. Ну, обо всём по-порядку...
Лучшее жизнеописание отца Илия можно прочитать по ссылке http://derjava-rusi.narod.ru/simplelii.html , здесь же и наиболее удачная фотография батюшки - ни добавить, ни убавить. Таков он и есть, старый, тщедушный, горбатенький, но какая духовная мощь, какой взгляд "как силу имеющий", истинно, как Господь сказал Павлу: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи".
Духовник Оптиной пустыни и Патриаршего подворья, духовник обоих патриархов - Алексия II и нынешнего Кирилла. Попасть к нему не совсем просто, но вполне возможно. Отец Илий периодически то в Оптиной пустыне (249723, Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь». Сайт http://www.optina.ru/), то в Храме преображения Господня патриаршего подворья в Переделкино (Москва, Лазенки 7-я ул., д. 42.,координаты GPS N 55,657300° E 37,347000° , сайт www.spas-pr.ru).
В век интернета человек пропасть не может, были сведения от френдов, что две недели назад отца Илия видели на Афоне. Оставалась два варианта - Оптина и Переделкино, но это уже не Греция, было легче. Так, как ехал к другу в Апрелевку, а Переделкино не так уж и далеко, решил заехать на удачу... В рабочие дни в 7.30 в Преображенском Храме служится Божественная литургия. Окончание где-то в 9.15-9.30. После этого батюшка в течение часа завтракает, отдыхает, а с 10.30 принимает посетителей в братском корпусе - двухэтажном домике слева от храма.
Как и везде в России там бардак (странно было бы, если бы было иначе). Почитатели батюшки шведским клином ломятся в узенькие двери небольшой комнаты на первом этаже корпуса. И здесь на передовой появляется калоритный персонаж - келейник батюшки Георгий Богомолов. Его трубный глас перекрывает все имеющие неосторожность ворваться сюда звуки," мордасьтенкий богатырь с конским хвостиком" (как его описала одна прихожанка)начинает первичную сортировку по половому признаку - сначала проходят женщины и дети, затем мужчины. Счастливчики усаживаются с обоих сторон за длинным столом, постепепенно пересаживаясь на один стул при движении очереди. Остальные стоят в коридоре и на улице. Батюшка сидит сбоку от начала стола в низком креслице. Подходящий становится перед ним на колени или садится на стоящий рядом стульчик и в течение нескольких минут рассказывает ему свои проблемы, затем отец Илий отвечает ему и даёт несколько брошюр или книгу, диски, после чего место занимает следующий. Дышащие в затылок люди и красноричевые взгляды вкупе с братским похлопыванием по плечу келейника Георгия - основные двигатели этого людского потока. (http://www.znamenye.ru/index.php?name=gallery&op=cat&cid=133)
Пока народ божий ждёт своей очереди, он досканально узнаёт всю нелёгкую биографию Георгия - и то, что он 11 лет в Оптиной, и что в своё время командовал полком(!) ВДВ, и то, что он возглавлял игорный бизнес гостиницы "Россия" и нескольких других и что у него один сын в ген.прокуратуре, а другой - главный врач онкоцентра, особенно часто повторялось, что он из черкесских казаков и крут со всеми "черножопыми". Всё это перемежалось христианскими пассажами о греховности всех понаехавших и предложениями покинуть всем помещение в связи с необходимым срочным отъездом в свои приходы. Несмотря на всю комичность ситуации, за всем этим самовлюблённым кудахтаньем, была очевидна его всеобъемлющая, какая-то сыновняя любовь к батюшке. Было удивительно смотреть, как этот ожиревший богатырь на цыпочках в мгновение ока подбегал к батюшке, когда тот его звал и мигом выполнял его поручения, общаясь при этом удивительно тихим голосом. Было видно снисходительно-любящее (снисходитльное не в смысле свысока, а именно как снисходительное к слабостям) отношение самого батюшки, так порою мать смотрит на своё любимое, не в меру расшалившеееся дитё...
При всём при этом, Георгий периодически выдавал довольно зрелые наставления, когда читали вслух духовную книгу, которую он "за послушание" дал читать пришедшим. Удивительная создавалась картина - в суете и шуме читалась книга, периодически прерываемая лирическим отступлениями Георгия,а в это время в углу шептали на ухо друг другу исповедуемый и отец Илий. Странно, но всё это было как-то естественно, органично что-ли, будто так и должно было быть.
Наслушались разных удивительных вещей об отце Илие от стоящих в очереди очевидцев. Стоящей впереди женщине, он сказал, чтобы она вела своего больного мужа их храма в братский корпус - он его первым примет, и при этом назвал по имени, хотя никогда не видел ни его, ни её. Другая женщена рассказала, что они с дочкой приезжали к нему за советом о женитьбе. Девушке было за тридцать и один порядочный и не бедный, но нелюбимый ею человек сделал ей предложение. Она колебалась выходить замуж или нет. Отец Илий сказал, что это не её мужчина, посоветовал, чтобы они ехали в такую-то деревню в такой-то дом. Пару дней они всё обсуждали чудной наказ, а потом (что теряем!) поехали. Открыл калитку какой-то дед, и, услышав всё, это решил, что они какие-то сумасшедшие, позвал бабку. Об отце Илии никто из них и не слышал. Пригласили их в дом, а там оказались два брата. За одного из них эта девушка и вышла замуж через 3 месяца. Сейчас у них уже ребёнок, счастлива...
К отцу Илию попал только на второй день... В первый было слишком много народа, вижу не укладываюсь. На второй день поехал уже в компании, видно так уж судил Бог, чтобы я поработал в роли красного агитатора и привёл к отцу Илию и своих знакомых, к которым поехал...
Подарил ему дореволюционную книгу с печатью библиотеки из оптиной пустыни о монастырском уставе Нила Сорского (в своё время выкупил на молотке.ру). Отец Илий сразу открыл её на биографии Нила и стал мне читать. Потом сказал, почитаю,мол, и отвезу в библиотеку в пустынь, там им больше нужно...
Самое, пожалуй, удивительное не то, что сказал, что у меня двое детей (мальчик и девочка), хотя я и не говорил ему этого, а именно ощущение какой-то необыкновенной "жалеющей любви" охватывающей тебя, абсолютно незнакомого человека, которого после твоих признаний и любить то, по большому счёту, не за что... Это удивительное, ни с чем не сравнимое чувство, это не поддающееся рациональному описанию ощущение мощной энергетики, исходящее от этого тщедущного,больного и старого человека, такого родного и почему-то сразу горячо любимого. Это, наверное, и есть Христова любовь... Хочется сидеть и сидеть рядом с этим удивительным человеком и ещё, эти необыкновенно мягкие тёплые руки, которые касаются твоей головы. "Ну, ты уж больше не греши! Постарайся!"..
Моли Бога о нас, батюшка Илий!!! И будь ещё с нами, мы очень нуждаемся в тебе и твоих молитвах!

P.S. Георгий дал свой сотовый телефон, но так как он уже оказался выложен в интернете, то думаю ничего плохого не сделаю, дав ссылку на него (http://www.znamenye.ru/index.php?name=pages&op=page&page_id=63), можно будет хоть узнать, где батюшка, всё таки езда в неизвестность не всем легка... Георгий личность любящая себя и потому очень активная - он и на фейсбуке

ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ - Схиархимандрит Илий (Ноздрин) - 85 лет; Отрывки из жизни: Все, кому случалось встретиться с отцом Илией, уверены, что даже мимолетная встреча с ним - событие большой духовной значимости в их жизни. Я чувствую то же самое. По милости Божией, мне довелось несколько раз беседовать со старцем, исповедаться ему, принимать из его рук Святое Причастие. А когда отец Илий в 2009 году расспросил меня о моих первых рассказах, то благословил на писательский труд. И вот, после благословения старца, самым чудесным образом, неожиданно для меня самой, никогда не имевшей дела с книжными издательствами и издателями, в течение трёх лет, были написаны и изданы мои книги «Монастырские встречи» и «Непридуманные истории». Я начала бережно записывать истории о старце, которыми щедро делились со мной его чада и те, кто просто имел опыт встречи с отцом Илией. Истории эти были какие-то очень «тихие»: смирение и кротость старца как бы распространялось и на эти рассказы и на самих рассказчиков… Их хотелось рассказывать вполголоса, как рассказывают люди о чём-то драгоценном, сокровенном. О своей встрече со старцем поведала и разрешила записать её рассказ монахиня Филарета. Мать Филарета, а тогда просто Людмила Гречина, в Бога верила всю жизнь, но воцерковилась, будучи уже зрелым человеком. Она окончила Московский авиационный институт (МАИ), и работала инженером по запуску спутников в отделе памяти. Думает, что, если бы не пришла к Богу, то её уже не было бы в живых, как нет в живых некоторых её ровесниц, работавших вместе с ней. Но когда человек растёт духовно, Господь даёт ему время, не срывает несозревший плод. Воцерковление Людмилы Гречиной произошло довольно-таки чудесным образом. Она вместе с сыном проводила отпуск в Италии. Выходила вечером гулять, любовалась холмами вдали и каким-то монастырём, прекрасный вид на который открывался с пригорка. И вдруг услышала голос: - Вернёшься в Россию - пойдёшь в монастырь. Сказано это было так ясно и чётко, что, вернувшись в Россию, Людмила, которой в то время было уже 57 лет, решила обратиться к старцу. Она приехала в Оптину Пустынь к Оптинскому старцу, отцу Илии. К отцу Илии попасть всегда трудно, желающих посоветоваться со старцем, попросить его молитв или просто благословения, всегда больше, чем может вместить день даже такого подвижника. Но Людмила, с Божией помощью, не только сразу же смогла поговорить с ним, но и стала его духовным чадом. Старец прозорливо предвидел её монашеский путь. Он сразу же предложил Людмиле поехать в Новодевичий монастырь. - Как - в Новодевичий? Да там же музей, батюшка! Старец улыбнулся и ответил: - Там монастырь. Уже четыре месяца как открыт. - А кто меня туда возьмёт в мои-то годы?! - Иди-иди! Тамошняя игумения тебя возьмёт, не сомневайся! И он дал характеристику игумении, хотя никогда в жизни её так и не увидел. Людмила поехала в Новодевичий монастырь. И живёт там уже восемнадцать лет. Отец Илий стал её духовным отцом. Правда, приезжает она к нему нечасто. Как-то раз она, уже будучи монахиней, подумала: «Редко я батюшку вижу, может, и не считает он меня своим чадом-то?» И загрустила. Через пару дней получает письмо от старца. А начинается оно словами: «Чадце моё духовное!» Утешил батюшка… Мать Филарета вспоминает о случаях прозорливости духовного отца: «Батюшка иногда мог дословно повторить слова, сказанные в келье Новодевичьего монастыря, хотя находился за четыреста километров от Москвы - в Оптиной Пустыни». Как-то раз она привезла духовному отцу подарок из паломнической поездки в Александрию - подрясник очень хорошего качества, из натурального хлопка. Положив подарок в пакет, отправилась на поиски старца. Что в пакете - никому не видно, сюрприз для батюшки будет… И вот идёт она по Оптиной и видит: старец у храма с паломниками беседует. Встала мать Филарета в сторонке и ждёт, пока отец Илий освободится, чтобы, значит, подарок ему свой подарить. Ждёт, а сама вспоминает, что старец все подарки тут же раздаривает. Как-то паломница ему банку клубничного варенья дарит, а он тут же её матери Филарете передаёт и говорит: «Давай вот матушке варенье-то отдадим, ей нужнее». И стали её помыслы донимать о подряснике: не будет ведь носить батюшка, передарит кому-нибудь! Хоть бы уж сам поносил! Такой подрясник хороший! Нет, не будет сам носить… Точно, кому-нибудь передарит… В этот момент старец к ней оборачивается и говорит: - Ну, давай, давай уже свой подарок! Да буду, буду я его сам носить! Мать Филарета улыбается…