Фернан Магеллан: «Великий Первопроходец. Первое кругосветное путешествие. Кто совершил первое кругосветное путешествие

Фернан Магеллан (1470-1521) - португальский мореплаватель. Первым совершил кругосветное плавание и пересек океан, названный им Тихим. Доказал наличие единого Мирового океана и предоставил практическое свидетельство того, что Земля имеет форму шара.

Родился в Португалии в дворянской семье. В детстве служил пажом в свите португальской королевы, получил хорошее образование, изучал космографию, навигацию и астрономию. В 20 лет отправился в свое первое плавание, участвовал в морских сражениях с арабами, индийцами и маврами, получил чин морского капитана за храбрость, проявленную в боях.. Из-за ложного обвинения ему отказали в дальнейшем повышении по службе. Потеряв доверие короля, Магеллан подал в отставку.

В 1517 г. он переехал в Испанию и принял испанское подданство. Вместе со своим другом, астрономом Рюи Фальера, он убедил короля Карла V в том, что к югу от Южной Америки существует проход из Атлантического океана в Тихий. Открытие этого прохода принесло бы большую выгоду для государства: еще папа Александр VI, разделив Землю меридианом, повелел все земли (и известные, и еще не открытые) к западу от Канарских островов считать собственностью Испании. Это обстоятельство и стало важным поводом для продвижения на запад.

Была организована экспедиция из пяти судов («Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория») под руководством Магеллана, которая вышла в море по направлению к Рио-де-Жанейро. Продвигаясь к югу материка, он открыл все атлантическое побережье Южной Америки. Двигались только днем, чтобы не пропустить пролив. В марте экспедиции пришлось встать на зимовку в удобной бухте. В ту же ночь на кораблях начался бунт во главе с командирами кораблей: трудности и лишения, выпавшие на их долю, очень озлобили людей. Бунт был жестоко подавлен самим Магелланом, и в начале октября флот направился к югу. В октябре того же года, к югу от Ла-Платы, обогнули материк и вошли в залив, названный в честь Святого Юлиана. Примерно месяц он обследовал его, но прохода в Южное море не обнаружил. На берегу пролива экспедиция однажды увидела огни костров и Магеллан назвал место Огненной Землей. Вскоре экспедиция подошла к восточному устью пролива, которое носит теперь его имя.

Но в пролив вошли только три судна: один корабль погиб, команда судна «Сан-Антонио» дезертировала, вернувшись в Испанию. Командир корабля оклеветал Магеллана, рассказав королю о якобы его измене. Через полтора месяца экспедиция вышла в Тихий океан.

При пересечении Атлантики мореплаватель использовал впервые свою систему сигнализации, и корабли его флотилии ни разу не потеряли друг друга из виду.

Первый переход через Тихий океан начался 28 ноября. На оставшихся трех кораблях Магеллан вышел в неизвестный океан, обогнул Америку с юга по открытому им проливу. Так как погода в это время была очень хорошей, он назвал океан Тихим. Почти 4 месяца продолжалось плавание, Вскоре начались голод и цинга, многие умирали. Пересекая океан, он прошел не менее 17 тыс. км, но открыл лишь два островка - один в архипелаге Туамоту, другой - в группе Лайн. 6 марта 1521 г. Магеллан открыл остров Гуам.

Десять дней спустя экспедиция Магеллана достигла Филиппинских островов (1521). Отряд был хорошо встречен населением, а один из местных вождей - Зебу - даже принял христианство и испанское подданство. После этого Магеллан вмешался в распри местных племен и погиб в одной из стычек с туземцами. Зебу же, изменив испанцам, умертвил часть из них. Оставшиеся в живых члены экипажа сбежали на свои корабли и вышли в море.

На трех судах осталось всего 115 человек - людей не хватало, и судно «Консепсион» пришлось сжечь. Несколько месяцев корабли блуждали в поисках островов пряностей. У острова Тидоре испанцы дешево купили много гвоздики, мускатного ореха и т. д. и разделились: «Виктория» с капитаном Хуаном Элькано двинулась на запад вокруг Африки, а «Тринидад», нуждавшийся в ремонте, остался. Капитан Элькано, боясь встречи с португальцами, держался значительно южнее обычных путей. Он первым прошел по центральной части Индийского океана и, открыв лишь остров Амстердам, доказал, что «южный» материк не достиг этой широты. 6 сентября 1522 г. «Виктория» завершила кругосветное путешествие и возвратилась домой, чуть позже вернулся «Тринидад». Но на нем привезли столько пряностей, что их продажа компенсировала потерю остальных кораблей.

Путешествие Магеллана считается одним из величайших событий XVI в.: отправившиеся на запад экспедиции, вернулись обратно с востока и доказали таким образом, что Земля имеет форму шара; впервые европейцы пересекли самый большой из океанов - Тихий, открыв проход из Атлантики. Кроме того, экспедиция выяснила, что значительно большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака) и пролив. Все путешествия Магеллана описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта.

Начало экспедиции. Атлантический океан. Бразилия

20 сентября 1519 года флотилия из пяти судов с командой в 265 человек во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир) на поиски юго-западного пролива из Атлантического океана в открытое в 1513 году конкистадором Васко Нуньес де Бальбоа «Южное море».

Через два месяца корабли достигли берегов Бразилии и направились на юг вдоль Американского материка. В марте 1520 года они остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Здесь Магеллану с большим трудом удалось подавить мятеж части членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию.

Открытие Магелланова пролива. В сентябре 1520 года экспедиция на четырёх кораблях («Сантьяго» погиб в разведке 22 мая) вышла в океан и взяла курс на юг. В конце октября 1520 года достигли пролива, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя - Магелланов пролив. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжёлым; кроме того, «Сан-Антонио», шедший передовым, выйдя из пролива, повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, самовольно вернулся в Испанию.

Тихий океан. Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии. «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, - мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трёх месяцев продолжался этот переход, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла, на кораблях было состояние близкое к мятежу.

Филиппинские острова. Гибель Магеллана. Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит в сражении 27 апреля. Раджа острова Себу, только что присягнувший на верность королю Испании, воспользовался этим и заманил испанцев на торжественный обед, где устроил резню и убил несколько десятков человек. Кораблям пришлось срочно отплыть. Отсутствие опытного руководителя дало себя знать. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

Разделение экспедиции. Обратный путь.Там были закуплены пряности и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» - на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами, 18 человек вернулись на родину.

Итоги экспедицииПродажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 4 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму[источник не указан 156 дней]. В 1523 был издан отчёт императорского секретаря Максимилиана Трансильвана о путешествии, а затем были опубликованы и подробные воспоминания одного из участников экспедиции - венецианца Антонио Пигафетты.Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Новые открытия привели к обострению прежних противоречий между Испанией и Португалией. Долгое время эксперты обеих сторон не могли точно определить границы испанских и португальских владений из-за отсутствия точных данных о долготе вновь открытых островов. В 1529 г. соглашение было достигнуто: Испания отказалась от своих притязаний на Молуккские острова, но сохранила права на Филиппинские острова, которые получили свое название в честь наследника испанского престола, будущего короля Филиппа II. Однако в течение долгого времени никто не решался повторить путешествие Магеллана, и путь через Тихий океан к берегам Азии не имел практического значения.

Помните, как Нил Амстронг произнес известную фразу, назвав свой первый шаг по лунной поверхности гигантским скачком для человечества? А ведь задолго до него такие подвиги совершали Средневековья. Например, открытия Магеллана стали настоящей революцией в представлении людей о своей планете и заставили их усомниться в нерушимости догматов католической церкви. Так кем же был человек, доказавший, что Земля круглая, открывший, где находится Магелланов пролив на карте? Какие последствия имели его открытия для развития науки? Чтобы найти ответы на эти вопросы, стоит познакомиться с историческими фактами, большинство из которых известны благодаря Антонио Пигафетта — итальянскому мореплавателю, участвовавшему в первом кругосветном путешествии.

Фернан Магеллан: биография

К сожалению, сегодня никто не может точно сказать, где родился первым из европейцев обогнувший Южноамериканский континент. Однако большинство исследователей считают, что это событие произошло 17 октября 1480 года в Порту или в Саброзе. В то же время, согласно историческим документам, в подростковом возрасте Фернан служил пажом у королевы Леоноры Ависской, поэтому предполагается, что он имел дворянское происхождение.

Когда Магеллану исполнилось 25 лет, он отправляется в Индию в составе эскадры Франсишку Альмейды. Отслужив положенные 5 лет, Фернан пытается вернуться на родину, но волею случая вынужден остаться в Индии, где добивается благосклонности колониальных властей и завоевывает большой авторитет в среде военных. Таким образом, будущий великий путешественник оказывается в Лиссабоне лишь в 1512 году. И участвует в войне с Марокко, во время которой своими самовольными действиями вызывает гнев короля Мануэла Первого. Во время аудиенции Магеллан просит у монарха разрешения отправиться в морскую экспедицию, однако получает отказ. В то же время Мануэл Первый дает ему понять, что не будет против, если тот станет служить другому сюзерену. Интересно, знай тогда что будущие открытия Магеллана прославят Испанию, дал бы он ему подобный совет?

Что предшествовало первому кругосветному путешествию

Оскорбленный Магеллан покидает родину и отправляется в Испанию, покупает дом в Севилье, женится, у него рождается сын. Обзаведясь полезными связями, Магеллан обращается в организацию, занимающуюся финансированием морских экспедиций — "Палату Контрактов", но там отказываются выделить деньги на осуществление его проекта по поиску западного пути к Островам пряностей. В то же время личную заинтересованность проявляет Хуан де Аранда, требующий 1/8 часть от возможных прибылей, а король Испании Карл Первый дает разрешение на снаряжение пяти кораблей. Теперь вы знаете, кем был до своего знаменитого путешествия Магеллан. Что открыл он, будет рассказано далее.

Магеллана: ожидаемые экономические выгоды

Хотя Колумбом сделало Испанию сверхдержавой, все же главная цель этой экспедиции, а именно достижение берегов Индии западным путем, не была достигнута. А ведь это сулило огромные экономические выгоды! В частности, таким образом было бы доказано, что знаменитые Острова пряностей, отошедшие Португалии по Тордесильясскому договору, находятся в "испанском" Южном море. В свою очередь это означало, что ожидаемые открытия Магеллана могли значительно расширить владения Карла Первого и покончить с монополией португальцев на торговлю пряностями, которые тогда ценились на вес золота.

Путешествие в Бразилию и Патагонию

Героическая морская эпопея Магеллана началась 20 сентября 1519 года, когда 5 судов, снабженных продовольствием на 2 года вперед, вышли из Сан-Лукара. Всего в экспедиции принимало участие до 280 человек, 100 из которых были экипированы как солдаты. Кроме того, корабли были оснащены 10 пушками и 50 аркебузами. Главное судно - "Тринидад" - и каравелла "Сантьяго" управлялись самим Магелланом и еще одним португальцем, Жуаном Серраном. Остальные же три корабля вышли в поход под предводительством высокородных испанских идальго, договорившихся устроить мятеж, если им покажется, что командор Фернан сбился с пути.

Преодолев с большим трудом Атлантический океан, 29 ноября экспедиция Магеллана достигла берегов Бразилии и стала исследовать берега Ла-Платы, надеясь, что это и есть пролив, через который можно добраться в "Южное море". Убедившись в ошибочности этого предположения, эскадра проследовала далее на юг, вдоль берега Южноамериканского континента и, встретив по дороге пингвинов, приняла их за туземцев. Блуждание продолжалось до конца марта 1420 года, когда Магеллан принял решение встать на зимовку и урезать пайки экипажа. Во время зимовки испанцы познакомились с местными жителям, которые ходили, намотав на ноги сено. И назвали их патагонцами (большеногими), а их страну Патагонией.

Магелланов пролив

21 октября 1520 года корабли экспедиции оказываются у узкого пролива. На разведку высылаются корабли "Сан-Антонио" и "Консепсьон", которым чудом удается избежать гибели во время внезапно налетевшей бури. Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В момент, когда волна несла судна к берегу, они попали в узкий проход, исследования которого показали, что в нем соленая вода, а лот не достигает берега. Оба корабля возвращаются к Магеллану и сообщают благую весть о том, что морской путь в "Южное море" найден, а спустя много лет его обозначают как Магелланов пролив на карте мира. К сожалению, это открытие ни в тот исторический момент, ни веками позже не могло принести человечеству никакой пользы с экономической точки зрения, так как этот путь чрезвычайно долог и опасен для судоходства. Однако он дал огромный толчок к развитию таких наук, как картография и география.

Острова Огненной земли, открытые Магелланом

Южнее обнаруженного пролива члены экспедиции увидели землю, на которой в ночное время загорались огни. Магеллан ошибочно предположил, что это северная оконечность Terra Australis Incognita — Южного материка — и назвал ее Огненной землей. Как оказалось впоследствии, это был архипелаг, состоящий из 40 тысяч островов и островков. Таким образом, на вопросы: "Что сделал Фернан Магеллан?", "Что открыл?" можно в качестве ответа с полным правом назвать и Огненную землю. Сегодня все знают, что от материка архипелаг отделяет Магелланов пролив, а на самом большом из его островов — Исла-Гранде — находится самый южный город планеты — Ушуая.

Открытие Марианских островов

Преодолев пролив за 38 дней, корабли экспедиции вышли в океан и проплыли около 17 000 км до первого необитаемого острова, который встретился на их пути. Моряки были удивлены, так как до этого предполагалось, что Америка находится недалеко от берегов Азии. Тогда и понял Магеллан, что открыл миру истинное соотношение между сушей и водами океанов, а также дал людям представление о размерах Земли. Пристать к земле не удалось, и они продолжили свое путешествие, пока не достигли острова Гуам, который относится к группе Марианских островов. Оказалось, что местные жители понятия не имели о частной собственности, а потому пытались унести с кораблей любые предметы, которые попадались им под руку. Именно поэтому испанцы назвали острова Ландронес, что переводится как воровской. Там путешественники запаслись продовольствием и свежей водой и продолжили свой путь.

Открытие Филиппинских островов

Так как было очевидно, что экспедиция уже находится в Восточном полушарии, Магеллан, опасаясь встреч с португальцами, стремился держаться подальше от вод, где проходили морские судоходные пути. Скоро его корабли достигли неизвестных островов. Было решено назвать их архипелагом св. Лазаря, а впоследствии они были переименованы в Филиппинские острова. Для высадки был выбран Хомонхом, поэтому при ответе на вопрос: "Как называется первый остров, открытый Магелланом в Азии?", следует указать именно на него.

Гибель путешественника

Сегодня всем известно, какие земли открыл Магеллан. Однако немногие знают подробности его гибели.

Итак, как встретил смерть человек, первым из людей сумевший обогнуть Южноамериканский континент? Все началось с того, что вождь остров Мактан отказался подчиниться властителю соседнего Хумабону, который присягнул на верность Испанской короне и даже крестился, вместе с семьей и приближенными вельможами. Магеллан решил показать местным жителям, что европейцы ценят и защищают своих вассалов, и отправился усмирять непокорных мактанцев. При этом он не рассчитал, что туземцы, успевшие изучить методы ведения войны европейцами, уже не относились к ним как к небожителям. Кроме того, военная экспедиция Магеллана была плохо подготовлена, и испанцы не рассчитали, что их суда не смогут подойти достаточно близко к берегу. Практически сразу после начала боя войску Магеллана был нанесен большой урон, так как туземные воины целились копьями в незащищенные доспехами ноги испанских солдат, а когда те попытались добраться до своих судов, стали их добивать стрелами. Та же участь постигла и командора Фернана, который, желая прикрыть своих отступающих соратников, остался сражаться в воде с горсткой верных воинов, но был ранен сначала в лицо, а затем исколот наконечниками копий. Так погиб один из величайших путешественников в истории человечества. Однако он навсегда вписал свое имя в анналы мировой истории, и сегодня каждый школьник знает, какой пролив открыл Магеллан.

Дальнейшая судьба моряков экспедиции

Гибель Магеллана и восьми его соратников подорвала престиж испанцев в глазах туземцев. Поэтому Хумабону решает избавиться от пришельцев и устраивает званый обед, во время которого расправляется со значительной частью командиров. Оставшимся же приходится бежать. Наконец, добиравшись до Островов Пряностей, выжившие члены экспедиции Магеллана закупают товар и собираются в обратный путь, когда узнают, что португальский король объявил Магеллана дезертиром и издал приказ о задержании его судов. На тот момент на плаву остаются только два корабля, командиры которых решают отправиться домой разными путями. Так судно "Тринидад" оказывается в плену у португальцев, а члены его экипажа заканчивают жизнь на каторге в Индии. Совсем по-иному складывается судьба тех, кто отправляется в Испанию на "Виктории", под командованием Хуана Эльканто, через мыс Доброй Надежды. Им ценой неимоверных усилий удалось добраться до Севильи. Таким образом, перед тем, как отвечать на вопросы: "Кто такой Магеллан?", "Что открыл?", стоит призадуматься. Ведь то, что его называют первым путешественником, который совершил кругосветное плавание, не совсем верно. Более того, он никогда не ставил перед собой подобной цели, так как его единственным желанием было найти западный путь, по которому в Испанию можно было завозить пряности и получать от этого прибыль.

Фернан Магеллан: что открыл

Такая короткая жизнь, длиной всего в 40 лет, но какие блистательные результаты! Именно такие мысли возникают, когда читаешь рассказ о путешествии, которое совершил Магеллана. Что открыл? Знаменитый пролив, названный его именем, Огненную землю, Марианские и Филиппинские острова. А самое главное — Магеллан доказал, что из Европы в Азию можно попасть не только огибая Африку, но и двигаясь в западном направлении.

24.05.2017 23894

История о первой кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. О том, как два капитана обогнули земной шар впервые под флагом российского военного флота вопреки жестоким обстоятельствам, которые препятствовали их мечте.

Предпосылки и цель экспедиции

Прошения капитана Ивана Крузенштерна пылились в столах чиновников Адмиралтейства. Столоначальники считали Россию сухопутной державой и не понимали, зачем во­обще нужно ехать на край света - составлять гербарии и карты?! Отчаявшись, Крузенштерн сдается. Теперь его выбор - же­нитьба и тихая жизнь… И проект капитана Крузенштерна наверняка затерялся бы в дальних ящиках чиновников Адмиралтейства, если бы не частный капитал - Российско-Американская компания. Основной ее бизнес – торговля с Аляской. В ту пору - бизнес сверхприбыльный: купленную на Аляске за рубль шкурку соболя в Петербурге можно было продать за 600. Но вот беда: путь из столицы на Аляску и обратно занимал… 5 лет. Какая уж тут торговля!

29 июля 1802 года компания обратилась к императору Александру I, - тоже, кстати, ее акционеру, - с просьбой разрешить кругосветную экспедицию по проекту Крузенштерна. Цели - доставить на Аляску необходимые припасы, забрать товар, а заодно установить торговлю с Китаем и Японией. Подавал прошение член правления компании Николай Резанов.

7 августа 1802 года, всего через неделю после подачи прошения, проект был утвержден. Решено было также отправить с экспедицией посольство в Японию, возглавить которое предстояло Николаю Резанову. Начальником экспедиции был назначен капитан-лейтенант Крузенштерн.


Слева - Иван Федорович Крузенштерн, справа - Юрий Федорович Лисянский


Состав экспедиции, подготовка к плаванию

Летом 1803 года из гавани Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева». Капитаном Надежды был Иван Крузенштерн, капитаном Невы – его друг и однокашник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» - трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24х пушек. Были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандр» и «Темза». Длина «Надежды» - 117 футов, т.е. около 35 метров при ширине 8.5 метров, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» - 108 футов, водоизмещение 370 тонн.



На борту «Надежды» находились:

    мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями

    посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита

    ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев

    загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Выпущен из Морского корпуса досрочно в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских сражениях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Служил волонтером на судах английского флота, посетил берега Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.

Ермолай Левенштерн. 26 лет. Лейтенант «Надежды». Отличался слабым здоровьем, но службу нес исполнительно и аккуратно. В своем дневнике подробно описал все происшествия экспедиции, включая курьезные и малопристойные. Давал нелестные характеристики всем своим товарищам, - за исключением Крузенштерна, которому был искренне предан.

Макар Ратманов. 31 год. Первый лейтенант шлюпа «Надежда». Одноклассник Крузенштерна по Морскому корпусу. Самый старший из офицеров экспедиции. участвовал в русско-шведской войне, затем, в составе эскадры Федора Ушакова, во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Отличался редкой храбростью, а также прямотой в высказываниях.

Николай Резанов. 38 лет. Из обедневшей дворянской семьи. Служил в Измайловском лейб-гвардии полку, затем секретарем различных канцелярий. Вызвав ревность фаворита императрицы Платона Зубова, был отправлен в Иркутск инспектировать деятельность предпринимателя Григория Шелихова. Женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Добился у императора Павла разрешения на основание Российско-Американской компании и стал одним из ее руководителей.

Граф Федор Толстой, 21 год. Гвардии поручик, член свиты Резанова. Прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и шулер. В экспедицию попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка, и во избежание неприятностей по решению семьи оказался в плавании вместо двоюродного брата.

Вильгельм-Теофиль Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и, натуралист. Великолепный рисовальщик, составивший рисованную хронику экспедиции. Впоследствии сделает себе имя в науке. Бытует версия, что многие его рисунки скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.

Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф, 29 лет. Доктор медицины. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил естественнонаучные исследования, собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского Университета. Санкт-Петербургской Академии наук.

Иоганн-Каспар Горнер, 31 год. Швейцарский астроном. Вызван из Цюриха для участия в экспедиции в качестве штатного астронома. Отличался редким спокойствием и выдержкой.



Шлюп "Надежда"

Шлюп «Нева»: Командир - Лисянский Юрий Федорович.

Общая численность команды корабля – 54 человека.

Юрий Лисянский. 29 лет. С детства мечтал о море. В возрасте 13 лет досрочно выпущен из Петербургского морского корпуса в связи с Русско-Шведской войной. Участвовал в нескольких сражениях. В 16 лет произведен в мичманы. Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени. Отличался исключительной требовательностью к себе и подчиненным.


Подготовка к экспедиции

В начале 19 века на картах Атлантического и, главное, Тихого океанов белели пятна. Пересекать Великий океан русским морякам предстояло почти вслепую. Корабли должны были идти через Копенгаген и Фалмут на Канары, затем в Бразилию, далее - остров Пасхи, Маркизские острова, Гонолулу и Камчатка, где корабли разделятся: «Нева» отправится к берегам Аляски, а «Надежда» - в Японию. В Кантоне (Китай) корабли должны встретиться и вместе вернуться в Кронштадт. Суда шли по регламенту русского военного флота. Дважды в день - утром и ближе к вечеру - проводились учения: постановка и уборка парусов, а также тревоги на случай пожара или пробоины. Для обеда команды в кубриках опускались подвесные столы, прикрепленные к потолку. За обедом и ужином давали одно блюдо – щи с мясом или солониной или кашу с маслом. Перед едой команда получала чарку водки или рома, а тем, кто не пил, ежемесячно уплачивалось по девять копеек за каждую не выпитую чарку. По окончании работ раздавалось: «Команде петь и веселиться»!



Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен.


Маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) - Флорианополис (Бразилия) - Остров Пасхи - Нукухива (Маркизские острова) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский - Нагасаки (Япония) - остров Хоккайдо (Япония) - Южно-Сахалинск - Ситка (Аляска) - Кадьяк (Аляска) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены - острова Корву и Флориш (Азорские острова) - Портсмут (Великобритания). 5 (17) августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт, совершив все путешествие за 3 года и 12 дней.


Описание плавания

Экватор

26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Мыс Горн и Нука-Хива

В Тихий океан Нева и Надежда вышли порознь, но капитаны предусмотрели этот вариант и заранее договорились о месте встречи – Маркизский архипелаг, остров Нукухива. Но Лисянский решил по дороге зайти еще и на остров Пасхи – проверить, не занесло ли сюда «Надежду». «Надежда» же благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан, а ранним утром пасхального воскресенья 24 апреля 1804 года, на 235-й день плавания, в солнечном мареве показалась земля. Нука-Хива сегодня – маленький сонный остров. Всего две дороги и три деревушки, одна из которых – столица под названием Таиохае. На весь остров – 2770 душ, которые неспешно занимаются производством копры и подсобным хояйством. Вечерами, когда спадает жара, сидят у домов или играют в петанг, привезенную французами забаву для взрослых… Центр жизни – крохотный причал, единственное место, где можно увидеть сразу несколько человек сразу, да и то ранним утром в субботу, когда рыбаки привозят на продажу свежую рыбу. На 4й день стоянки у Нуку-Хива к капитану прибыл гонец от короля со срочной вестью: на рассвете с горы увидели далеко в море большой корабль. Это была долгожданная «Нева».

Экватор

Аляска

Русской Америкой с 1799 по 1867 год назывались владения Российской империи в Северной Америке, - полуостров Аляска, Алеутские острова, Александровский архипелаг и некоторые поселения на побережье Тихого Океана. «Нева» благополучно достигла цели и подобралась к берегам Аляски 10-го июля 1804 года. Пункт назначения - Павловская бухта на острове Кодьяк, столицы Русской Америки. После мыса Горн и острова каннибалов это часть плавания представлялась морякам тихой и скучной… Но они ошибались. В 1804 году экипаж «Невы» оказался здесь в самом центре боевых действий. Воинственное племя тлинкитов восстало против русских, перебив небольшой гарнизон форта.

Российско-Американская торговая компания была основана в 1799 году «русским Колумбом» - купцом Шелиховым, тестем Николая Резанова. Компания торговала добытыми мехами, моржовыми клыками, китовым усом, ворванью. Но ее главной задачей было укрепление далеких колоний... Управляющим компании был Александр Баранов. Погода на Аляске даже летом переменчива – то дождь, то солнце… Оно и понятно: север. Уютный городок Ситка живет сегодня рыбной ловлей и туризмом. Здесь тоже многое напоминает о временах русской Америки. Сюда, на подмогу Баранову, и спешил Лисянский. Отряд под командой Баранова, который отправился на Ситку, насчитывал 120 промысловиков и около 800 алеутов и эскимосов. Им противостояло несколько сотен индейцев, укрепившихся в деревянной крепости… В те жестокие времена тактика противников повсеместно была одна и та же: в живых не оставляли никого. После нескольких попыток переговоров Баранов и Лисянский решают штурмовать крепость. На берег высаживается десант - 150 человек - русских и алеутов с пятью пушками.

Потери русских после штурма составили 8 человек убитых, (в том числе - трое матросов с «Невы») и 20 раненых, включая начальника Аляски - Баранова. Подсчитывали потери и алеуты… Еще несколько дней осажденные в крепости индейцы самоуверенно стреляли в русские баркасы и даже в «Неву». А потом вдруг прислали гонца с просьбой о мире.


Шлюп "Нева" у берегов Аляски

Нагасаки

Русское посольство Николая Резанова и Ивана Крузенштерна ожидало ответа сегуна у берегов Японии. Только спустя два с половиной месяца «Надежде» позволили войти в порт и приблизиться к берегу, и в гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. Японцы заявили, что дней через 30 из столицы приедет «большой человек» и объявит волю императора. Но неделя проходила за неделей, а «большого человека» все не было... Спустя полтора месяца переговоров японцы выделили, наконец, посланнику и его свите небольшой дом. А затем отгородили возле дома садик для моционов – 40 на 10 метров.

Послу объявили: принять его при дворе нет никакой возможности. Также сёгун не может принять подарки, потому что он должен будет ответить тем же, а Япония не располагает большими кораблями, чтобы послать их царю… Японское правительство не может заключить с Россией соглашение о торговле, потому что закон запрещает сношения с другими нациями... И по этой же причине всем российским кораблям впредь запрещалось входить в японские гавани… Однако император распорядился снабдить моряков провизией. И выдал 2000 мешков соли, 2000 шелковых ковриков и 100 мешков пшена. Дипломатическая миссия Резанова была провалена. Для экипажа «Надежды» это означало: после многих месяцев на рейде Нагасаки они могут, наконец, продолжить плавание.

Сахалин

«Надежда» обошла всю северную оконечность Сахалина. По дороге Крузенштерн называл открытые мысы именами своих офицеров. Теперь на Сахалине есть мыс Ратманова, мыс Левенштерна, гора Эспенберга, мыс Головачева… Один из заливов был назван именем корабля – залив Надежда. Только спустя 44 года капитан-лейтенант Геннадий Невельской сумеет доказать, что Сахалин – остров, проведя корабль по узкому проливу, который получит его имя. Но и без этого открытия - исследования Крузенштерна на Сахалине были весьма значительны. Он впервые нанес на карту тысячу километров сахалинских берегов.

В Макао

Следующим местом встречи «Невы» и «Надежды» был определен расположенный неподалеку порт Макао. Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 года. Военный корабль не мог долго находиться в Макао даже с грузом мехов на борту. Тогда Крузенштерн заявил, что намеревается купить столько товаров, что они не поместятся на его судне, и ему необходимо подождать прибытия второго корабля. Но неделя шла за неделей, а «Невы» все не было. В начале декабря, когда «Надежда» уже собиралась выходить в море, появилась, наконец, «Нева». Ее трюмы были забиты пушниной: 160 тысяч шкурок морского бобра и котика. Такое количество «мягкого золота» было вполне способно обрушить меховой рынок Кантона. 9 февраля 1806 года «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на родину. «Нева» и «Надежда» довольно долго шли вместе, но 3 апреля, у мыса Доброй Надежды, при пасмурной погоде потеряли друг друга. Местом встречи на такой случай Крузенштерн назначил остров Святой Елены, куда и прибыл 21 апреля.

В обход Ла-Манша

Крузенштерн, чтобы избежать встречи с французскими каперами, выбрал обходной путь: вокруг северной оконечности Шотландии в Северное море и далее через Кильский пролив – в Балтийское. Лисянский в районе Азорских островов узнал о начале войны, но все равно пошел через Ла-Манш, рискуя встретить французов. И стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.


Что открыли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский

На карту мира были нанесены новые острова, проливы, рифы, бухты и мысы

Исправлены неточности карт Тихого океана

Русские моряки составили описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других районов
Крузенштерн и Лисянский провели всесторонние исследования океанических вод Русским мореплавателям удалось изучить различные течения и открыть Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах

Экспедиция собрала богатые сведения о прозрачности, удельном весе, плотности и температуре морской воды на различных глубинах

Экспедиция собрала богатые сведения о климате, давлении атмосферы, приливах и отливах в различных районах океанов и другие данные, которые положили начало новой морской науке - океанографии, изучающей явления в Мировом океане и его частях

Значение экспедиции для развития географии и других наук

Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку: она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих. Иван Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина. Появилась новая наука - океанология: никто до Крузенштерна не проводил исследования морских глубин. А еще участники экспедиции собрали ценные коллекции: ботанические, зоологические, этнографические. За последующие 30 лет было совершено еще 36 русских кругосветных плаваний. В том числе, при непосредственном участии офицеров «Невы» и «Надежды».

Рекорды и Награды

Ивана Крузенштерна наградили орденом Святой Анны II степени

Император Александр I по-царски наградил И.Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции. Все офицеры получили следующие чины:

    командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.

    лейтенанты по 1000

    мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона

    нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей.

    По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия

Юрий Лисянский стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.

Короткая справка о жизни участников экспедиции по ее завершении

Участие в этом походе изменило судьбу Лангсдорфа. В 1812 году он будет назначен русским консулом в Рио-де-Жанейро и организует экспе­дицию во внутренние районы Бразилии. Собранные им гербарии, описания языков и традиций индейцев до сих пор считаются уни­кальным, непревзойденным собранием.


Первое пересечение экватора русскими моряками

Из офицеров, совершивших кругосветное плавание, многие с честью служили в русском флоте. Кадет Отто Коцебу стал командиром корабля и сам позже совершил в этом качестве кругосветное путешествие. Фаддей Беллинсгаузен позднее возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открыл Антарктиду.

За участие в кругосветном путешествии Юрий Лисянский был произведен в капитаны второго ранга, получил от императора пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременную награду от Российско-Американской компании в 10 000 рублей. После возвращения из экспедиции Лисянский продолжил службу в Военно-Морском флоте. В 1807 году возглавлял эскадру из девяти кораблей на Балтике и ходил к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами. В 1808 году был назначен командиром корабля "Эмгейтен".

А я бы с радостью писал вам письма,

Путешествие испанского мореплавателя повлияло на ход истории. Копилка открытий пополнялась ежегодно. Человечество оказалось на пороге космографической революции. Познакомимся с личностью капитана и рассмотрим достижения кругосветной экспедиции.

Магеллан Фернан: краткая биография

Фернан Магальяйнш (имя при рождении) родился в семье мелкого португальского дворянина в 1480 году. С детства его манили водные просторы. По достижении 12 лет, становится придворным пажом в Лиссабоне. Исправно несет службу и в 1505 году отправляется на завоевание восточных земель. В Индии получает свое первое ранение. В боевых действиях вырабатывает мужество и отвагу, завоевывает авторитет.

По историческим данным, к 1510 году Магеллан становится капитаном. Известно, что он участвовал в военном совете при вице-короле Альбукерке. Очередная борьба за стратегически важный объект — землю Малакки, с участием Фердинанда, заканчивается победой. Перед покорением семи морей, Фернан Магеллан в 1512г. получает пенсионное жалование, но продолжает службу на флоте в Восточной Африке.

В 1514 году в Марокко он получает серьезное ранение в ногу. Мало того, Фернана обвиняют в пособничестве врагам. Возмущенный происходящим, он отправляется на родину искать защиты у Мануэля I. В это же время, правителю поступает множество доносов на мореплавателя. Разгневанный король прогнал капитана, покинувшего место службы без разрешения.

Кругосветное плавание экспедиции, план которого вынашивал Ф. Магеллан, могло сорваться из-за этих событий. Хотя, точная причина конфликта неизвестна. Однозначно можно утверждать, что капитан спросил разрешения на службу другому государю и получил одобрение. Существует версия, что Фернан отрекся от подданства в Португалии и провозгласил себя Эрнандо Магелланом.

Кто совершил первое кругосветное путешествие

Дальнейшие сведения теряются вплоть до 20.10.1517, когда Эрнандо селится в испанском городе Севилье. Идею кругосветки он излагает в «Палате Контрактов», но совет отказывает в поддержке. Лишь один из руководителей соглашается помочь экспедиции, за вознаграждение. Стороны заключили договор и проект был отдан на рассмотрение. В последствии он благополучно был одобрен королем Испании Карлом I.

Интересно, что первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана поддержал ярый противник идей Колумба и Кортеса — президент комитета по делам Индии.

На положительное решение монарха повлияло несколько факторов:

  • В плане был поиск пролива, который бы соединял океаны;
  • произвела впечатление задумка плыть на запада, а приплыть на восток;
  • содействие Роя Фалейру – авторитетного в Европе астронома.

Для достижения поставленных целей, из казны выделялся солидный бюджет. Эрнандо был заранее произведен в чин адмирала и награжден Орденом Святого Иакова. Инициатору полагалось внушительное жалование, 20% от всей прибыли похода. За детьми закреплялись руководящие посты на новых территориях.

Дата кругосветного плавания экспедиции Ф. Магеллана была назначена на 10 августа 1519 года. Здесь возник вопрос первенства: под чьим флагом пойдут корабли? Мануэль I узнал про готовящийся поход и всячески пытался вернуть капитана.

Изначально, король действовал мирно. Начал уговаривать, обещая прощение, предлагал удвоенную цену. Попытки договориться терпели неудачу. Португальский консул организовал серию провокаций в Сельвие, которые должны были предотвратить выход эскадрильи в море. Но, в назначенный срок, 265 – 280 человек, на 5 судах под общим названием «Арманда де Малукка» двинулись в заданном направлении.

Начало пути

Первое кругосветное путешествие Фернандо Магеллана начинается с бунта. Испанцам претило подчиняться португальцу. Помимо этнического вопроса, им не нравилось высокомерие, с которым глава экспедиции относится к подчиненным. Главное – он напрочь отказывался обозначить маршрут. Адмирал насильственно усмиряет восстание и команда отправляется к берегам Бразилии.

На прилегающих морских территориях исследовались все уголки в поисках пролива. Здесь он должен был находиться, если верить таинственным картам Фернана Магеллана — главнокомандующего кругосветного путешествия. Однажды первопроходцам показалось, что желанное место найдено. При подробном изучении, оно оказалось устьем реки Параны.

Было решено направить эскадру на юг. Продвижение шло медленно, властвовали штормы. Погода ухудшалась. Наступил конец марта. Фернан объявил о необходимости перезимовать в достигнутой точке – 49 0 15′ южной широты. Бухта получила название Сан-Хулиан (Святая Елена).

Новые знакомые и старые обиды

Местность казалась совершенно неприспособленной для жизни людей. Европейцы были поражены тем, что морозы крепчали с приближением лета. В воспоминаниях очевидцев о кругосветном путешествии Фернана Магеллана описывалось два живых существа из бухты: пингвины и тюлени. Но вскоре ситуация изменилась.

На мореплавателей вышел местный житель. Испанцы отмечали высокий рост индейца. За ноги большого размера страну назвали Патагонией (испан. patagon – ногастый). Завязавшаяся дружба с новыми людьми, сыграла с аборигенами злую шутку. Несколько человек взяли в экспедицию. До Европы из индейцев никто не дошел.

Прославился Сан-Хулиан и другими трагическими событиями. Капитаны трех кораблей поняли: пути Магеллана на карте нет. Эскадра идет наугад. Поднялся мятеж, который был жестоко подавлен. Одного из организаторов казнили, двух других — оставили на берегу.

Цель достигнута

21 октября 1520 года флотилия достигла прохода. В дороге разбился корабль «Сантьяго», но люди были спасены. Протяженность пролива составляет около 600 км. Самые сложные испытания ждали моряков здесь. Они не встречались с местными жителями. Иногда, вдалеке по южной стороне, замечали огни костра. Это породило название территории «Огненная Земля».


Путь Магеллана на карте

Месяц эскадрилья путешествовала там, где на карте находится Магелланов пролив – между Огненной Землей и Южной Америкой. Вновь поднялось восстание. Судно «Сан-Антонио» было отправлено на разведку, но так и не вернулось. Лучший по оснащению корабль решил вернуться в Испанию. Примечательно, что в его трюмах хранилось большинство запасов экспедиции. Капитан предал адмирала в тот день, когда на горизонте появился океан.

Без продовольствия команда скиталась 3 месяца и 20 дней. Многих одолела цинга, люди стали умирать. Огромный океан Магеллан назвал Тихим. На протяжении всего плавания не было штормов, бурь. Пигафетта, хронист команды, отмечал утомительность и мучительность тишины.

Поразителен тот факт, что флотилия прошла мимо крупных архипелагов Полинезии. Таити и Маркизы остались незамеченными. 6 марта 1521 года экспедиция остановилась на мелких Марианских островах. Моряков обокрали до нитки аборигены, но они в долгу не остались. Отплатили тем же и продолжили путь, назвав острова Воровскими.

Тайна гибели первооткрывателя

В кругосветном плавании экспедиции Ф. Магеллана, он погибает 27 апреля 1521 года. Пройдя по океану еще неделю, команда натыкается на Филиппинские острова. Завязываются отношения, ради которых и было затеяно путешествие. Начинаются торги с местными жителями. Князь Хумабон охотно вступает в сделки с европейцами. Но не все жители рады гостям.

Вождь островка Мактан Лапу-Лапу объявляет войну адмиралу. Удивительно, но Фернан – опытный военный — берет на сражение необученных людей: юнг, стюардов, поваров. В результате потасовки, его насмерть забивают копьями. С точки зрения современников и историков – это было самоубийство.

Объяснение такого поведения предложено в 70-х годах прошлого века. Если проследить путешествие Магеланна, на карте видно, что обнаруженные территории выходят за границы испанских владений. Первооткрыватель нехотя обманул Карла I и предпочел смерть объяснениям перед королем. А как вы думаете, являлось ли это причиной для морехода, чтобы умереть? Напишите в комментариях.

Некоторые члены экспедиции были убиты на новых землях, часть погибла в море. Домой вернулось 18 человек. Корабли под завязку были набиты пряностями, расходы на экспедицию покрылись полностью.

Наследие первооткрывателя


Что же открыл Фернан Магеллан? Вклад в науку заключается в нескольких пунктах:

  • Открытие Тихого океана;
  • доказательство, что Земля — шар;
  • доказано предположение о том, что планета вращается вокруг своей оси (независимо от Галилея).

В честь первооткрывателя названы:

  • Магелланов пролив – Фернандо называл его проливом Всех Святых;
  • вид пингвина;
  • лунный кратер;
  • подводная возвышенность в районе Маршаловых островов;
  • космолет (1990 год);
  • галактики Большое и Малое Магеллановы облака.

В 1985г. именем морехода назван круизный лайнер. Он функционирует и где сейчас находится судно «Магеллан» можно отследить с помощью специальных сервисов.

Мятежи на кораблях Магеллана нанесли значительный ущерб истории. Бунтари заметали следы. После схватки на Филиппинах, выживших было мало для управления тремя кораблями. Один решили сжечь. Туда предварительно отнесли всю компрометирующую документацию. Но значимость кругосветной экспедиции видна и без этих документов.

: достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки еще не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду. К тому времени стало ясно, что Америка - это не Азия , но предполагалось, что Азия лежит сравнительно недалеко от Нового Света . В 1513 году Васко Нуньес де Бальбоа , пройдя Панамский перешеек , увидел Тихий океан , названный им Южным морем. С тех пор пролив в новое море искало несколько экспедиций. Примерно в те годы португальские капитаны Жуан Лишбоа и Иштебан Фроиш дошли примерно до 35°ю.ш. и открыли устье реки Ла-Платы. Они не могли его серьёзно исследовать и приняли огромный затопленный эстуарий Ла-Платы за пролив .

Магеллан, судя по всему, имел подробные сведения о поисках португальцами пролива и, в частности, о Ла-Плате, которую он считал проливом в Южное море. Эта уверенность сыграла важную роль в планировании им экспедиции, однако он был готов к поискам других путей в Индию, если этот окажется ложным .

Ещё в Португалии важную роль в подготовке экспедиции играл компаньон Магеллана астроном Руй Фалеру. Он создал способ исчисления долготы и произвел вычисления, из которых следовало, что Молуккских островов легче достичь, отправляясь на запад, и что эти острова лежат в полушарии, «принадлежащем» Испании по Тордесильясскому договору . Все его расчёты, как и способ исчисления долготы, впоследствии оказались неверными. Какое-то время Фалеру числился в документах по организации плавания перед Магелланом, но в дальнейшем он всё больше оттесняется на второй план, и командующим экспедиции назначается Магеллан. Фалеру составил гороскоп , из которого следовало, что ему нельзя отправляться в экспедицию, и остался на берегу .

Подготовка

В снаряжении экспедиции большую роль сыграли европейские купцы, не имевшие возможности поучаствовать в прибыльной торговле с Ост-Индией из-за монополии португальцев. Хуана де Аранду, которому по договору с Магелланом полагалась восьмая часть прибыли, оттесняют от кормушки, объявив, что это соглашение «не соответствует интересам нации» .

По договору с королем от 22 марта 1518 года Магеллан и Фалеру получали одну пятую часть чистых доходов от плавания, права наместничества на открытых землях, двадцатую часть прибыли, получаемой от новых земель, и право на два острова, если будет открыто более шести островов .

Португальцы пытались противодействовать организации экспедиции, но на прямое убийство не решились. Они старались очернить Магеллана в глазах испанцев и заставить их отказаться от плавания. В то же время факт, что экспедицией будет командовать португалец, вызывал недовольство многих испанцев. В октябре 1518 года произошло столкновение между участниками экспедиции и толпой севильцев. Когда Магеллан поднял на кораблях свой штандарт , испанцы приняли его за португальский и потребовали снять. К счастью для Магеллана конфликт удалось погасить без особых жертв . Чтобы приглушить противоречия, Магеллану было предписано ограничить число португальцев в экспедиции пятью участниками, однако из за недостатка моряков в ней оказалось около 40 португальцев .

Состав и снаряжение экспедиции

В экспедицию готовилось пять кораблей с запасом продовольствия на два года. Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус , солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль , анчоусы , изюм, чернослив , сахар, айвовое варенье, каперсы , горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз , 60 арбалетов , 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и (ее использовали в качестве лекарства). Экспедиция обошлась более чем в 8 миллионов мараведи .

Экспедиция Магеллана
Корабль Тоннаж Капитан
Тринидад 110 (266) Фернан де Магеллан
Сан-Антонио 120 (290) Хуан де Картахена
Консепсьон 90 (218) Гаспар де Кассада
Виктория 85 (206) Луис де Мендоса
Сантьяго 75 (182) Жуан Серран

По штатному расписанию на судах полагалось находиться более, чем 230 морякам, но кроме них в экспедиции было немало сверхштатных участников, среди которых был родосский рыцарь Антонио Пигафетта , составивший подробное описание путешествия. А также прислуга и рабы вплоть до негров и азиатов, среди которых стоит упомянуть раба Магеллана Энрике, родившегося на Суматре и взятого Магелланом в качестве переводчика. Именно он станет человеком, первым вернувшимся на родину, обогнув земной шар. Несмотря на запрет в экспедиции нелегально оказалось несколько женщин-рабынь (вероятно индианок). Вербовка моряков продолжалась и на Канарских островах . Всё это затрудняет подсчёт точного количества участников. Разные авторы исчисляют количество участников от 265 до не менее чем 280 .

Магеллан лично командовал Тринидадом. Сантьяго командовал Жуан Серран - брат Франсишка Серрана, спасенного Магелланом в Малакке. Тремя другими кораблями командовали представители испанской знати, с которыми у Магеллана сразу начались конфликты. Испанцам не нравилось, что экспедицией командует португалец. Кроме того, Магеллан скрывал предполагаемый маршрут плавания, и это вызывало недовольство капитанов. Противостояние было довольно серьёзным. Капитану Мендосе даже было передано специальное требование короля прекратить препирательства и подчиниться Магеллану. Но уже на Канарских островах Магеллан получил сведения что испанские капитаны договорились между собой убрать его с поста, если посчитают, что он им мешает .

Атлантический океан

Капитан Сан-Антонио Картахена, являвшийся представителем короны в плавании, во время одного из рапортов демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал» (адмирал), а просто «капитан». Картахена был вторым лицом в экспедиции, по статусу почти равным командиру. В течение нескольких дней он продолжал это делать несмотря на замечания Магеллана. Тому пришлось терпеть это, пока капитаны всех кораблей не были созваны на Тринидад для решения вопроса о судьбе матроса-преступника. Забывшись, Картахена снова нарушил дисциплину, но на этот раз он был не на своем судне. Магеллан лично схватил его за шиворот и объявил арестованным. Картахене разрешили находится не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов. Командиром Сан-Антонио стал родственник Магеллана Алвару Мишкита .

29 ноября флотилия достигла побережья Бразилии , а 26 декабря 1519 года - Ла-Платы , где проводились поиски предполагаемого пролива. Сантьяго был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег. На этом пути европейцы впервые увидели пингвинов .

Продвижение на юг шло медленно, кораблям мешали штормы, близилась зима, а пролива все не было. 31 марта 1520 года , дойдя до 49°ю.ш. флотилия встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан .

Мятеж

Семья Магеллановых пингвинов в Патагонии

Встав на зимовку, капитан распорядился урезать нормы выдачи продовольствия, что вызвало ропот среди моряков, уже измотанных длительным сложным плаванием. Этим попыталась воспользоваться группа офицеров недовольных Магелланом.

Магеллан узнает про мятеж только утром. В его распоряжении остается два корабля Тринидад и Сантьяго, почти не имевший боевой ценности. В руках же заговорщиков три крупных корабля Сан-Антонио, Консепсьон и Виктория . Но мятежники не желали дальнейшего кровопролития, опасаясь, что им за это придется отвечать по прибытии в Испанию . К Магеллану была послана шлюпка с письмом в котором говорилось, что их цель всего лишь заставить Магеллана правильно выполнить приказы короля. Они согласны считать Магеллана капитаном, но он должен советоваться с ними по всем своим решениям и не действовать без их согласия. Для дальнейших переговоров они приглашают Магеллана прибыть к ним для переговоров. Магеллан в ответ приглашает их на свой корабль. Те отказываются .

Усыпив бдительность противника, Магеллан захватывает шлюпку перевозившую письма и сажает гребцов в трюм. Мятежники больше всего опасались удара по Сан-Антонио, но Магеллан решил напасть на Викторию, где находилось много португальцев. Шлюпка, в которой находится альгвасил Гонсало Гомес де Эспиноза и пять надежных людей, отправляется к Виктории. Поднявшись на корабль, Эспиноза вручает капитану Мендосе новое приглашение от Магеллана прибыть на переговоры. Капитан начинает читать его с ухмылкой, но дочитать не успевает. Эспиноза наносит ему удар ножом в шею, один из прибывших матросов добивает мятежника. Пока команда Виктории пребывала в полной растерянности на борт вскакивает еще одна, на этот раз хорошо вооруженная, группа сторонников Магеллана во главе с Дуэрте Барбозой , незаметно подошедшая на другой шлюпке. Экипаж Виктории сдается без сопротивления. Три корабля Магеллана: Тринидад, Виктория и Сантьяго - встают у выхода из бухты, перекрывая мятежникам путь к бегству .

После того, как у них отняли корабль, мятежники не решились вступить в открытое столкновение и, дождавшись ночи, попытались проскользнуть мимо кораблей Магеллана в открытый океан. Это не удалось. Сан-Антонио был обстрелян и взят на абордаж . Сопротивления не было, жертв тоже. Вслед за ним сдался и Консепсьон .

Для суда над мятежниками был создан трибунал . 40 участников мятежа были приговорены к смерти, но тут же помилованы, поскольку экспедиция не могла терять такое количество матросов. Был казнён только совершивший убийство Кесадо. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан казнить не решился, и они были оставлены на берегу после ухода флотилии. Больше про них ничего не известно .

Через несколько десятилетий, в эту же бухту зайдет Френсис Дрейк , которому также придется совершить кругосветное плавание. На его флотилии будет раскрыт заговор и в бухте состоится суд. Он предложит мятежнику выбор: казнь, или его оставят на берегу, как Магеллан Картахену. Подсудимый выберет казнь .

Пролив

В мае Магеллан послал Сантьяго во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус . Ещё через несколько дней в бурю корабль потерял управление и разбился. Моряки, кроме одного человека, спаслись и оказались на берегу без пищи и припасов. Они пытались вернуться к месту зимовки, но из-за усталости и истощения соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, специально предназначенного для разведки, а также припасов, находящихся на нём, нанесла большой ущерб экспедиции.

Магеллан сделал Жуана Серрана капитаном Консепсьона. В результате все четыре корабля оказались в руках сторонников Магеллана. Сан-Антонио командовал Мишкита, Викторией Барбоза .

Пролив Магеллана

Во время зимовки моряки вступили в контакт с местными жителями. Они были высокого роста. Для защиты от холода они обматывали ноги большим количеством сена, поэтому были названы патагонцами (большеногими, рождёнными с лапами) . Сама страна по их имени была названа Патагония . По приказу короля было необходимо привезти в Испанию представителей встретившихся экспедиции народов. Поскольку матросы опасались схватки с высокими и сильными индейцами, они пошли на хитрость: давали им в руки множество подарков, а когда те уже не могли больше ничего удержать в руках, предлагали им в подарок ножные кандалы, назначение которых индейцы не понимали. Так как руки были заняты, патагонцы соглашались чтобы кандалы цепляли к их ногам, пользуясь этим матросы их сковывали. Так удалось захватить двух индейцев, но это привело к столкновению с местными жителями с жертвами с обеих сторон. Ни один из пленников не дожил до возвращения в Европу .

24 августа 1520 года флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан. За время зимовки она лишилась 30 человек. Уже через два дня экспедиция вынуждена была остановиться в бухте Санта-Крус из-за непогоды и повреждений. В путь флотилия вышла только 18 октября. Перед выходом Магеллан объявил, что будет искать пролив вплоть до 75°ю.ш., если же пролив не обнаружится, то флотилия пойдет к Молуккским островам вокруг мыса Доброй Надежды .

21 октября под 52°ю.ш. корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. Сан-Антонио и Консепсьон посылаются на разведку. Вскоре налетает буря длившаяся два дня. Моряки опасались, что посланные на разведку корабли погибли. И они действительно чуть не погибли, но когда их понесло к берегу, перед ними открылся узкий проход, в который они вошли. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали еще проливы и бухты. Вода все время оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о возможном проливе .

Флотилия вошла в пролив и много дней шла по настоящему лабиринту скал и узких проходов. Пролив впоследствии был назван Магеллановым . Южную землю, на которой ночами часто виделись огни, назвали Огненной Землей . У «реки Сардин» был созван совет. Кормчий Сан-Антонио Эстебан Гомиш высказался за возвращение домой из-за малого количества провианта и полной неизвестности впереди. Другие офицеры не поддержали его. Магеллан хорошо помнил судьбу Бартоломео Диаша , открывшего мыс Доброй Надежды, но уступившего команде и вернувшегося домой. Диаш был отстранён от руководства будущими экспедициями и так никогда и не попал в Индию. Магеллан объявил, что корабли пойдут вперёд .

У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. Сан-Антонио и Консепсьон идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается Конспесьон, но от Сан-Антонио нет известий. Пропавший корабль ищут несколько дней, но всё бесполезно. Позже выяснилось, что кормчий Сан-Антонио Эстебан Гомеш поднял мятеж, заковал в цепи капитана Мишкиту и ушёл домой в Испанию. В марте он вернулся в Севилью, где обвинил Магеллана в измене. Началось следствие, всю команду посадили в тюрьму. Над женой Магеллана установили надзор. Впоследствии бунтовщиков выпустили, а Мишкита оставался в тюрьме вплоть до возвращения экспедиции .

28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля.

Тихий океан

Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, дойдя до 38°ю.ш., где повернул на северо-запад , а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30°ю.ш., повернул на северо-запад .

Магелланов пролив. Эскиз карты Пигафетты. Север внизу.

Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Такие огромные размеры нового океана оказались неожиданными для моряков. При планировании экспедиции исходили из предположения, что Азия находится сравнительно близко от Америки. Кроме того, в то время считалось, что основную часть Земли занимает суша, и только сравнительно небольшую - море. Во время пересечения Тихого океана стало ясно, что это не так. Океан казался бескрайним. В южной части Тихого океана находится множество обитаемых островов, на которых можно было бы получить свежие припасы, но маршрут флотилии прошел в стороне от них. Не готовая к такому переходу, экспедиция испытывала огромные лишения .

«В продолжение трёх месяцев и двадцати дней , - отмечал в своих дорожных заметках летописец экспедиции Антонио Пигафетта, - мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями, которые сожрали самые лучшие сухари. Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью кожу, покрывающую грот-грей, чтобы ванты не перетирались; от действия солнца, дождей и ветра она сделалась неимоверно твёрдой. Мы замачивали её в морской воде в продолжение четырёх-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие угли и съедали её. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать» .

Кроме того, на кораблях свирепствовала цинга. Погибло, по разным источникам, от одиннадцати до двадцати девяти человек . К счастью для моряков, за все время плавания не было ни одной бури и они назвали новый океан Тихим.

Во время плавания экспедиция дошла до 10 °C.ш. и оказалась заметно севернее Молуккских островов, к которым стремилась. Возможно, Магеллан хотел убедиться, что открытое Бальбоа Южное море является частью этого океана, а, возможно, он опасался встречи с португальцами, которая для его потрепанной экспедиции закончилась бы плачевно. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен еще один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания .

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов . Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все, что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими (Ландронес). При уходе флотилии местные жители преследовали корабли на лодках, забрасывая их камнями, но без особого успеха .

Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов , которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он ищет необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился .

Смерть Магеллана

На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю .

Началась оживлённая торговля. За железные изделия островитяне легко отдавали золото и продукты. Впечатлённый силой испанцев и их оружием, властитель острова раджа Хумабон соглашается отдаться под покровительство испанского короля и вскоре крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, множество представителей знати и простых островитян. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей .

Смерть Магеллана

Памятник Лапу-Лапу на острове Себу

Вот что написал о смерти адмирала историограф экспедиции, Антонио Пигафетта :

…Островитяне по пятам преследовали нас, выуживая из воды уже однажды использованные копья, и таким образом метали одно и то же копье пять-шесть раз. Узнав нашего адмирала, они стали целиться преимущественно в него; дважды им уже удалось сбить шлем с его головы; он оставался с горстью людей на своем посту, как подобает храброму рыцарю, не пытаясь продолжать отступление, и так сражались мы более часу, пока одному из туземцев не удалось тростниковым копьём ранить адмирала в лицо. Разъярённый, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьём, но оно застряло в теле убитого; тогда адмирал попытался выхватить меч, но уже не смог этого сделать, так как враги дротиком сильно ранили его в правую руку, и она перестала действовать. Заметив это, туземцы толпой ринулись на него, и один из них саблей ранил его в левую ногу, так что он упал навзничь. В тот же миг все островитяне набросились на него и стали колоть копьями и прочим оружием, у них имевшимся. Так умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя.

Завершение экспедиции

В результате поражения погибло девять европейцев, но ущерб репутации был огромен. Кроме того сразу же дала себя знать потеря опытного руководителя. Вставшие во главе экспедиции Жуан Серран и Дуарте Барбоза вступили в переговоры с Лапу-Лапу предлагая ему выкуп за тело Магеллана, но тот ответил, что тело не будет выдано ни при каких условиях. Неудача переговоров окончательно подорвала престиж испанцев, и вскоре их союзник Хумабон заманил их на обед и устроил резню, убив несколько десятков человек, в том числе почти весть командный состав . Кораблям пришлось срочно отплыть. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов .

Там были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный маршрут. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме , а «Виктория » - на запад в обход Африки . «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии . «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен некоторым числом островитян-малайцев (почти все из них погибли в дороге). На корабле вскоре стало не хватать провизии (Пигафетта отмечал в своих записях: «Кроме риса и воды, у нас не осталось съестного; из-за недостатка соли все мясные продукты попортились» ), и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

9 июля 1522 года изношенный корабль с измождённым экипажем подошёл к островам Зелёного мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Здесь Пигафетта пишет:

«В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова и тут же отправили лодку к берегу за провизией, придумав для португальцев историю, будто мы потеряли нашу фок-мачту под экватором (на самом же деле мы потеряли её у мыса Доброй Надежды), и за это время, что мы её восстанавливали, наш капитан-генерал уехал с двумя другими кораблями в Испанию. Расположив их таким образом к себе, а также отдав им нашего товару, нам удалось получить от них две груженные рисом лодки… Когда наша лодка снова подошла к берегу за рисом, были задержаны тринадцать человек экипажа вместе с лодкой. Опасаясь того, чтобы некоторые каравеллы не задержали также и нас, мы в спешном порядке направились дальше»

Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию - он лишь хотел найти западный маршрут к Молуккам и возвратиться назад, вообще для любого коммерческого рейса (а рейс Магеллана был таким) кругосветное путешествие бессмысленно. И только угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад, причём если бы «Тринидад» проделал свой маршрут благополучно, а «Виктория» была бы пленена, никакого кругосветного путешествия не было бы.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей . Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Потерянный день

Кроме того, как обнаружилось, участники экспедиции «потеряли день » . В те времена ещё не было понятия о разнице между местным и Всемирным временем, так как самые далёкие торговые экспедиции проходили в обоих направлениях практически по одному и тому же маршруту, пересекая меридианы сначала в одном направлении, потом в обратном. В этом же случае, впервые зафиксированном в истории, экспедиция вернулась в начальный пункт, так сказать, «не возвращаясь», но двигаясь только вперёд, на запад.

На кораблях с христианским экипажем, как полагается, для поддержания порядка вахт , счисления движения, ведения записей, но, в первую очередь, для соблюдения церковных католических праздников , велось счисление времени . Хронометров в те времена не было, моряки пользовались песочными часами (от этого на флоте и был счет времени по склянкам). Начало счёта суточного времени было в полдень . Естественно, каждый ясный день моряки определяли момент полудня, когда Солнце было в самой верхней точке , то есть пересекало местный меридиан (с помощью компаса или по длине тени). От этого вёлся и счет дней календаря , в том числе воскресных дней, пасхалий и всех прочих церковных праздников . Но ведь каждый раз моряки определяли время местного полудня, соответствующего меридиану, на котором в этот момент находилось судно. Корабли плыли на запад, вслед за движением Солнца по небосводу, догоняя его. Поэтому, будь у них современный хронометр или простые часы , настроенные на местный полдень порта Санлукар-де-Баррамеда , моряки бы заметили, что их день чуть длиннее обычных 24 часов и их местный полдень всё больше и больше отстаёт от родного испанского, переходя постепенно на испанский вечер, ночь, утро и снова день. Но, поскольку хронометра у них не было, плавание их было чрезвычайно неспешным и с ними случались более важные и страшные происшествия, то об этой «мелочи» со временем никто просто не думал. Церковные праздники эти отважные испанские моряки отмечали со всей тщательностью, как ревностные католики , но, как оказалось, по своему собственному календарю . В итоге, когда моряки вернулись в родную Европу, оказалось, что их корабельный календарь отстал от календаря родины и Церкви на целые сутки. Это произошло на островах ЗелёногоМыса. Вот как описал это Антонио Пигафетта:

… мы подошли наконец к островам Зеленого Мыса. В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова [Сантьяго] и тут же отправили лодку к берегу за провизией […] Мы поручили нашим людям, отправившимся на лодке к берегу, расспросить, какой это был день, и они узнали, что у португальцев был четверг, что нас весьма удивило, так как у нас была среда, и мы никак не могли понять, отчего могла произойти такая ошибка. Я чувствовал себя хорошо все время и делал отметки каждый день без перерывов. Как выяснилось впоследствии, тут не было никакой ошибки, ибо мы шли все время по направлению к западу и вернулись к тому же пункту, куда двигалось и солнце, и таким образом выиграли двадцать четыре часа, в чем никаких сомнений быть не может.

Оригинальный текст (итал.)

Al fine, costretti dalla grande necessità, andassemo a le isole de Capo Verde.

Mercore, a nove de iulio, aggiungessemo a una de queste, detta Santo Iacopo e subito mandassemo lo battello in terra per vittuaglia […]

Commettessimo a li nostri del battello, quando andarono in terra, domandassero che giorno era: me dissero come era a li Portoghesi giove. Se meravigliassemo molto perchè era mercore a noi; e non sapevamo come avessimo errato: per ogni giorno, io, per essere stato sempre sano, aveva scritto senza nissuna intermissione. Ma, come dappoi ne fu detto, non era errore; ma il viaggio fatto sempre per occidente e ritornato a lo stesso luogo, come fa il sole, aveva portato quel vantaggio de ore ventiquattro, come chiaro se vede.

То есть они неправильно праздновали воскресенья , святую Пасху и прочие праздники .

Таким образом было открыто, что при путешествиях вдоль параллелей , то есть в плоскости суточного вращения Земли вокруг своей оси, время как бы меняет свою длительность. Если двигаться на запад , за Солнцем , догоняя его, день (сутки) как бы удлиняется. Если же двигаться на восток , навстречу Солнцу, отставая от него, сутки, наоборот, укорачиваются. Для преодоления этого парадокса позже была разработана система часовых поясов и понятие линии перемены дат . Эффект смены часовых поясов теперь испытывает каждый, кто предпринимает дальние, но быстрые, путешествия в широтном направлении на самолётах или скоростных поездах.

Примечания

  1. , с. 125
  2. , с. 125-126
  3. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  4. , с. 186
  5. КАПИТУЛЯЦИЯ
  6. , с. 188
  7. , с. 192
  8. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  9. , с. 126-127
  10. , с. 190
  11. , с. 192-193
  12. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  13. , с. 196-197
  14. , с. 199-200
  15. , с. 128
  16. , с. 201-202