Деисус. Деисусный Чин. Благовещенский собор Московского Кремля. Деисусный чин

(греч. Deesis - моление) - композиция из трех икон, изображающих Христа посередине и обра-щенных к нему в молитвенных позах Богоматерь (слева) и Иоанн Креститель (справа) или двух ангелов по сторо-нам. Она размещалась во втором ярусе иконостаса, слу-жила ядром деисусного чина, в котором помимо выше-указанных трех икон располагались архангелы Михаил и Гавриил, а также апостолы из числа двенадцати, из которых ближайшими к Христу были Петр и Павел. Такой состав деисуса утвердился к XIV в. для всех стран визан-тийского круга, кроме Руси, где в деисусный чин вклю-чали Василия Великого, Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия и Дмитрия. Именно таков был деисусный чин, созданный в 1399–1405 гг. Феофаном Греком. Дальнейшее развитие русского иконостаса связано с уве-личением числа икон деисусного чина, который в XV в. пополнился иконами апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, святых Григория Богослова и Николая Чудотворца. В

XVI в. число икон еще возрос-ло - включались преподобные столпники Симеон и Даниил, московские митрополиты Петр и Алексий, русские святые Сергий Радонежский, великомученики Борис и Глеб и др. Такой усложненный состав деисусного чина сохранился до середины XVII в. (до никоновской реформы), после чего он был приведен к общему для всех православных церквей канону - икон двенадцати апостолов, стоящих по сторонам икон архангелов. Лишь в провинции сохранялись усложненные деисусные чины, к которым русская церковь стала возвращаться повсеместно с XIX в. с развитием ретроспективных тенденций в церковном искусстве.

Не оставались неизменными и изображения трех главных икон, определяющих композиционный строй всего деисусного чина. Деисусы могли быть с изобра-жением в рост, поясные и только голов. Обычно Христос изображается сидящим на троне, благословляющим, с Евангелием в руках. Богоматерь (слева) и Иоанн Предтеча (справа) - в позе молитвы, иногда со свит-ками в руках. С течением времени образ Христасудии сменился образом его как главы небесной и земной церкви, что подчеркивало идею единства Земной и Небесной церкви, покровительства Небесного царства Земному. Помимо Феофана Грека знаменитые деисусы созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным для Успенского монастыря, Дионисием, Феодосием для Ферапонтова монастыря.

Т. С. Еремина

Деисусный чин

Архангелы Михаил и Гавриил

В деисусном чине архангелы располагаются вторыми от главного образа Спаса Вседержителя следом за Богоматерью и Иоанном Предтечей . Михаил - справа от Христа, Гавриил - слева . Архангелы Михаил и Гавриил входят в число семи <...> высших ангельских духов, хотя архангелами называются также бесплотные духи низшей иерархии.

Иерархия небесных сил, по Дионисию Ареопагиту, такова: высшая - серафимы, херувимы, престолы; средняя - господства, силы, власти; низшая - начала, архангелы, ангелы.

Михаил - небесный архистратиг, предводитель небесного воинства . Гавриил - вестник Божией воли, благовестник Деве Марии и непрестанный Ее спутник и покровитель. Изображаются с ангельскими жезлами и зерцалами (часто с надписью “И. Х.”) в руках.

Образы архангелов Михаила и Гавриила имеются в деисусных чинах иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

В ГТГ находится изображение архангела Михаила из так называемого Звенигородского чина, принадлежащего кисти Андрея Рублева .

Там же - архангел Михаил из деисусного чина иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, принадлежащий мастерской Дионисия. Икона архангела Гавриила из этого же чина находится в ГРМ .

Вместе архангелы Михаил и Гавриил изображаются на иконах “СОБОР АРХАНГЕЛОВ МИХАИЛА И ГАВРИИЛА”. Здесь они, стоящие прямо в полный рост, держат круглую “славу” (медальон, сферу) с поясным изображением Спаса Еммануила. Сюжет установился в IX веке, когда после периода иконоборчества снова утвердилось православие. Образ Спаса Еммануила, который держат архангелы,- символ восстановления почитания икон.

Бывают отдельные иконы “Собор архангела Михаила” и “Собор архангела Гавриила”. Они изображаются одинаково и различаются только надписями. Медальон со Спасом Еммануилом помещается на груди архангела.

Архангел Гавриил как посланец Бога возвестил Захарии о рождении Иоанна Крестителя, а Деве Марии - о рождении Иисуса Христа . Иконы с сюжетом Благовещения были очень распространены на Руси.

Архангел Михаил часто изображается в образе воина с крыльями, с мечом в одной руке и хартией в другой как на иконах, так и у входа в церковь или выхода из нее. На хартии, согласно правилам, следует писать слова: “С нечистым сердцем притекающим в сей чистый Дом Божий немилосердно меч мой простираю”. Слова могут быть и другими : “Божий воевода есмь. Меч ношу. На высоту возношу. Божиим страхом устрашаю. Презрителей наказую”. Есть и третий вариант: “Во всеоружии стою, и на благих взираю кротко, а злых посекаю мечем сим”.

Напротив архангела Михаила изображается архангел Гавриил, и на его хартии пишутся слова: “Скорописца трость в руке держа, помышления входящих записую, добрых храню, а злых наказую строго” .

Наиболее чтимая икона архангела Михаила с деяниями находится в Архангельском соборе Московского Кремля, она относится к началу XV века .

Архангел Михаил изображается также на иконах “ЧУДО В ХОНЕХ”. Предание говорит о том, что в селении Хони в Малой Азии был целебный источник с церковью, посвященной архангелу Михаилу. Язычники в своей борьбе с христианством решили затопить церковь и уничтожить источник. Они выкопали ров, где соединились течения двух рек, и направили воду на церковь. Пономарь Архипп в горячей мольбе обратился к архангелу Михаилу, и тот ударом жезла о камень остановил поток, а вода ушла в скалы. Название местечка Хони происходит от греческого слова, означающего “воронка ”.

(греч. - моление, прошение) - икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа-Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно - Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов св. мучеников и пр. Основной догматический смысл подобных икон - посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии (отсюда Деисус как ядро композиции «Страшный Суд»). В после-иконоборческую эпоху икона «Деисус» помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратилась в деисусный чин высокого иконостаса (см.).


Смотреть значение Деисус. Деисусный Чин в других словарях

Деисус — м. три иконы: Спасителя, Богоматери и Предтечи, ставимые, по обычаю, вместе.
Толковый словарь Даля

Чин — чина, мн. чины, м. 1. Степень служебного положения государственных служащих, гражданских и военных (дореволюц., загр.). В дореволюционной России было четырнадцать классов........
Толковый словарь Ушакова

Деисус М. — 1. Иконописная композиция с изображением Христа посередине и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Предтечи. 2. Икона с таким изображением.
Толковый словарь Ефремовой

Деисусный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: деисус, связанный с ним. 2. Свойственный деисусу, характерный для него.
Толковый словарь Ефремовой

Чин По Чину Нареч. Устар.
Толковый словарь Ефремовой

Чин Чинарём Нареч. Устар. — 1. Как следует, как полагается; чин чином.
Толковый словарь Ефремовой

Чин Чином Нареч. Устар. — 1. Как следует, как полагается.
Толковый словарь Ефремовой

Чин — - служебный
разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определенные
права и
обязанности. В России установлены классные чины для прокурорских........
Экономический словарь

Чин — -а; мн. чины́; м.
1. В России до 1917 г.: разряд, класс военных и гражданских служащих, получаемый по установленному порядку; лицо этого разряда, класса. Полковничий ч. В чине........
Толковый словарь Кузнецова

Классный Чин — - вид специальных званий (см.: Звание специальное), которое присваивается работникам прокуратуры, органов юстиции и аппаратов судов, Судебного департамента при Верховном........
Юридический словарь

Чин — - служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определенные права и обязанности. В РФ установлены классные чины для прокурорских работников. До........
Юридический словарь

Деисус — (от греч. deesis - моление) - в средневековом, преимущественновосточно-европейском искусстве композиция, включающая изображения Христа(посредине) и обращенных к нему в........

У Чин У — (ок. 1773 - ок. 1838) - бирманский писатель, создатель т. н.дворцовых драм, преимущественно на сюжеты джатак: "Махотада", "Папахейн","Вейтандая", затрагивающих социальные и политические........
Большой энциклопедический словарь

Чин — служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаныопределенные права и обязанности. В России установлены классные чины дляпрокурорских работников.........
Большой энциклопедический словарь

На иконе представлена композиция Деисуса, в переводе с греческого означающего «моление». Она является одной из самых распространенных и символически емких иконографических тем, которая складывается еще в ранневизантийский период, а с XI века становится центральным образом, доминировавшим и в украшении рукописей, и в литургической утвари, и в монументальных программах.

Деисус традиционно располагается в конхе центральной апсиды, на алтарном своде, над царскими вратами алтарной преграды и, как ядро композиции «Страшного суда», на западной стене. В концентрированной, почти эмблематичной форме Деисус воплощал целый ряд важнейших символико-догматических идей, являясь своего рода главной иконой в пространстве церкви. Перенесенный в скромную монашескую келью, он создавал синтезирующий образ всей храмовой декорации. К таким келейным Деисусам, по всей видимости, и принадлежала небольшая синайская икона.

В центре композиции изображен Христос, стоящий, подобно императору, на особом красном подножии и благословляющий с Евангелием в левой руке. По сторонам - Богоматерь и Иоанн Креститель, протягивающие к Нему руки в жесте моления. Изобразительная схема восходит к позднеантичным императорским церемониям, когда во время приемов по сторонам императора стояли высшие придворные, склонившиеся с протянутыми руками. Смысл ритуальных жестов состоял в выражении покорности и прославлении владыки мира. В данном контексте византийский Деисус может быть понят как образ небесного двора, где Христу космократору предстоят наиболее близкие Ему на земле высшие представители человеческого рода.

Наряду с темой прославления важнейший смысл Деисуса составляет идея заступничества: лучшие из людей молят Высшего судию о милосердии в день Страшного суда. Богоматерь и Иоанн Креститель выступают как посредники между грешным человечеством и всемилостливым Господом, олицетворяя надежду на спасение. Именно эта идея выделена как главная в дошедшем до нас описании одной из икон Деисуса, принадлежащем современнику синайской иконы византийскому интеллектуалу Иоанну Мавроподу.

В XI веке Деисус имел и глубокий литургический смысл, создавая многозначный образ Евхаристической жертвы. По мнению византийских богословов, Богоматерь, олицетворявшая новозаветную Церковь, и Иоанн Предтеча , унаследовавший ветхозаветное священство и передавший его в момент Крещения, как бы сослужат Христу «Великому архиерею», свершающему литургию в небесном храме. Примечательно, что в синайской иконе под обычными хитоном и гиматием Христа видны поручи священнического стихаря.

При этом Христос из Деисуса может быть истолкован и как образ самой Жертвы - евхаристического Агнца на дискосе, рядом с которым в чине проскомидии располагаются просфоры Богородицы и Иоанна Крестителя. В строгом соответствии с древней литургической традицией Христос в Деисусе одновременно приемлющий, приносящий и приносимый.

Воплощенное в композиции Деисуса сочетание идей прославления, спасения и евхаристии подчеркнуто изображениями на верхнем поле синайской иконы, где строго над головой Христа показан медальон с троном, который обрамляют два поясных образа архангелов, протягивающих к трону покровенные руки. Это образ «Престола славы» и «Престола уготованного» на Страшном суде, одновременно это литургический образ алтарного престола, на котором приносится Жертва, и, наконец, в византийском истолковании это символ Св. Троицы, осуществляющей Домостроительство спасения.

На боковых полях синайской иконы присутствуют два редких изображения: св. Иоанна Милостивого в епископском облачении патриарха Александрийского и св. Иоанна Лествичника , показанного как игумен Синайского монастыря в особом головном уборе и монашеских одеждах, держащим в правой руке мученический крест. Образ Иоанна Лествичника говорит о том, что икона была заказана для монастыря или даже в нем написана. Изображения двух святых Иоаннов, прославившихся в VII веке, несомненно, были связаны с особой волей заказчика иконы.

Первоначальный живописный слой синайской иконы имеет серьезные утраты, они особенно заметны в фигуре Иоанна Крестителя. Дописями являются три медальона нижнего поля и медальон с архангелом в правом верхнем углу.

(фр. deambulatoire, от deambuler - прогуливаться, прохаживаться), обход алтаря - в некоторых базиликах развитого романского стиля (прежде всего в храмах овернской школы 11 в. и в Бургундии), позже в готических соборах (см. Готика, преимущественно во Франции и Испании) обходная галерея, как бы продолжающая боковые нефы за трансептом и окружающая хор с вост. стороны (та же планировка иногда повторяется в крипте собора). Идея Д. восходит к планировке раннехристианских центрических сооружений типа базилик Сан-Стефано Ротондо в Риме (6 в.) или Сан-Витале в Равенне (6 в.); впервые, как принято считать, была осуществлена в базилике Сен-Мартен в Type (10 - 14 вв.). Обход позволял регулировать потоки паломников, поклонявшихся реликвиям, выставленным в апсиде (либо в апсидиальных капеллах). В некоторых больших соборах - пятинефных (Нотр-Дам в Париже) либо с пятью нефами, начинающимися от алтаря (Нотр-Дам в Шартре), сооружался т. н. двойной Д. (в два нефа).

ДЕЗУРБАНИЗМ (фр. desurba nisme) - направление в градостроительстве 20 в., отрицающее целесообразность концентрации населения в больших городах и разрабатывающее проекты рассредоточения жителей за пределами городов и создания системы небольших поселков среди природы. Принципы Д. сформулировал Фрэнк Ллойд Райт в книге "Исчезающий город" (1932) и в проекте (1935), предполагавшем размещение жилых и общественных зданий среди сельскохозяйственных угодий. Идеи Д. оказали влияние на архитекторов России (проект зеленого города, 1930, архитекторы М. О. Барщ, М. Я. Гинзбург) и на строительство городов-спутников после второй мировой войны. См. Город-сад.

ДЕИСУС (греч. deesis, букв. - моление), деисис - трехличная икона или композиция из трех икон, трех фигур, изображающая Христа посредине и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Предтечу. Композиция Д. помещалась во втором ярусе иконостаса, над Царскими вратами, а также над дверьми при входе в церковь и даже над воротами и входными дверьми во дворцах и домах, на предметах облачения и т. д. Д. бывали оглавные (изображались только головы), поясные и в рост. Как правило, Спаситель изображается благословляющим, с Евангелием в руке. Богоматерь (слева от зрителя) и Иоанн Предтеча (справа) - в позе молитвы, иногда со свитками в руках. Д. с умоляющими Богоматерью и Иоанном Предтечей изображается в сцене Страшного суда: как посредники между Богом и людьми они умоляют Христа зарод христианский. Композиция Д. сложилась в византийском искусстве. В русском высоком иконостасе Д. занял центральное место, определяя художественный строй всего живописного ансамбля. Д., дополненный с обеих сторон фигурами архангелов, апостолов и других святых, выделялся в иконостасе размерами и торжественностью строя, образуя деисусный чин, В центре композиции иконостаса утверждается образ Спаса на престоле (Вседержителя), определяющий величественный масштаб композиции. В русской иконописи иконы Д. известны с 12 в. (две горизонтальные иконы из Успенского собора Московского Кремля в Третьяковской галерее); знаменитые иконы деисусного чина созданы в нач. 15 в. Андреем Рублевым и Даниилом Черным (ок. 1408, Третьяковская галерея) для Успенского собора во Владимире, в нач. 16 в. Дионисием, Фео досием и Владимиром (1500 - 1502, Третьяковская галерея) для Ферапонтова монастыря.

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН - ярус иконостаса с иконами Иисуса Христа (благословляющего правой рукой и с Евангелием в левой руке.) и святых, обращающихся к нему в молитве. Его ядром является трехфигурный деисус, уже в 11 в. помещавшийся наряду с изображениями важнейших событий Нового завета на узких иконах горизонтального формата, устанавливавшихся на архитравах византийских алтарных преград. В дальнейшем созрела идея убранства алтарной преграды по преимуществу как образа моления святых о "Божьем милосердии". Известны принадлежавшие к Д. ч. иконы 12 в., написанные на отдельных досках. В 14 в. основной композицией алтарной преграды становится Д. ч. крупных икон с полуфигурами святых, где следом за Богоматерью и Иоанном Предтечей изображаются архангелы Михаил и Гавриил и апостолы из числа двенадцати, из которых ближайшими к Христу были Петр и Павел. Такой состав Д. ч. стал каноническим для искусства всех стран византийского мира, кроме Руси, где в кон. 14 в. был создан грандиозный Д. ч. с композицией "Спас в силах" в центре и предстоящими ему изображаемыми в полный рост представителями различных чинов святости. Первым таким Д. ч. из сохранившихся (а, возможно, и самым ранним) был созданный Феофаном Греком (ок. 1399 - 1405), находящийся в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля: вслед за Петром и Павлом Христу там предстоят творцы литургии Василий Великий и Иоанн Златоуст. Тогда же в Д. ч. стали включать изображения великомучеников Георгия и Димитрия, на что указывают их иконы, находящиеся в том же иконостасе, хотя, вероятно, не принадлежавшие изначально феофановскому чину.Д. ч. стал обязательным ярусом возникшего на рубеже 14 - 15 вв. русского высокого иконостаса, а его тип, представленный кремлевским памятником, стал ведущим. В Д. ч. иконостасов Успенского собора во Владимире ("Васильевский чин", ок. 1408) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1420-е гг.) при той же иерархии предстоящих фигур, как в кремлевском Д. ч., возросло их число. Апостольский "лик" пополнился иконами Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, святительский - иконами Григория Богослова и Николы Чудотворца. К кон. 15 в. в Д. ч. вошли представители еще одной категории святости - преподобные: обычно это столпники Симеон и Даниил. За святителями вселенской церкви стали следовать русские иерархи: московские митрополиты Петр и Алексий, ростовский архиепископ Леонтий. В 16 в. преподобные часто представлены исключительно русскими святыми: Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским и др. В соответствии с установившейся иерархией в Д. ч. включались иконы других русских святых, напр. князей Бориса и Глеба как мучеников. В сер. 17 в. реформаторская деятельность патриарха Никона коснулась и состава Д. ч. В новом иконостасе Успенского собора Московского Кремля, созданном по его заказу в 1653 г., он был приведен к норме, свойственной искусству остального православного мира: по сторонам от икон архангелов здесь стоят иконы двенадцати апостолов. Такая иконография Д. ч., в 15 - 16 вв. на Руси исключительно редкая, сразу стала ведущей; Д. ч. с усложненным составом предстоящих фигур остался популярным в русской провинции, в глухих местах - до 19 в. В кон. 17 в. Христос в среднике Д. ч. стал изображаться в облике Царя царей и Великого архиерея. Образ Христа судии сменился образом его как главы небесной и земной церкви. В средниках всех чинов иконостаса, соединившихся в сплошную вертикаль, отчетливее, чем прежде, зазвучала тема единства Земной и Небесной церкви, покровительства Небесного царства царству Земному. В таком виде Д. ч. существовал до 19 в., когда с развитием ретроспективных тенденций в церковном искусстве стали повторяться формы, свойственные ему до сер. 17 в.