Аналитика аналитические обзоры. Закон о банкротстве физических лиц (127 ФЗ) Изменения в законе о банкротстве с

127-ФЗ от 26.10.2002 определяет порядок и условия признания банкротства (несостоятельности) должника, регламентирует правила реализации мер по предотвращению утраты платежеспособности, проведения процедур, связанных с банкротством, а также иные отношения, касающиеся неспособности субъекта погасить обязательства перед кредиторами в полном объеме.

Действие нормативного акта распространяется на все организации, предприятия (в том числе унитарные), кроме казенных предприятий, политических и религиозных объединений. Отношения, возникающие при неспособности граждан, в том числе ИП погасить обязательства перед кредиторами, также регламентируются 127-ФЗ "О несостоятельности ". Нормы о банкротстве физлиц могут присутствовать и в иных правовых актах. Однако они могут применяться только при внесении дополнений/изменений в 127-ФЗ. С комментариями и содержанием некоторых его положений познакомимся далее.

Структура нормативного акта

В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" содержится 12 глав, в которых присутствует 233 статьи. Нормативный акт включает в себя:

  • Общие положения. В этой главе раскрываются основные понятия, используемые в тексте, предмет регулирования, обязанности и права обязательственных отношений и пр.
  • Предупреждение банкротства . В этой главе закреплены профилактические мероприятия в отношении должника.
  • Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде . В главе присутствуют нормы, регулирующие процессуальный порядок подготовки и проведения заседаний, субъектный состав.
  • Оспаривание сделок должника . В этой главе закреплены правила подачи требований о признании договоров недействительными, последствия процедуры.
  • Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве . В этой главе раскрываются особенности субсидиарной ответственности, дается определение контролирующего лица, закрепляется порядок подачи и рассмотрения заявления на привлечение к ответственности, взыскания убытков.
  • Наблюдение. В нормах главы установлен порядок его введения, ограничения и обязанности для должника, права управляющего, правила определения размеров требований кредиторов, компетенция собрания кредиторов и пр.
  • Оздоровление. В главе закреплены права участников судебного процесса, порядок, график погашения задолженности.
  • Внешнее управление. В этой главе устанавливаются правила его введения, последствия, обязанности и права внешнего управляющего, порядок формирования плана по погашению задолженности.
  • Конкурсное производство. Нормами этой главы определены правила выбора конкурсного управляющего, установлена очередность погашения требований, порядок формирования отчетности, процедура отстранения управляющего от производства.
  • Мировое соглашение. В главе установлен порядок оформления документа, условия признания, оспаривания, расторжения, а также последствия отмены.

Отдельные главы 127-ФЗ "О несостоятельности " посвящены банкротству:

  • Застройщиков.
  • Кредитных структур.
  • Естественных монополий.
  • Стратегических организаций и предприятий.
  • Финансовых структур.
  • Сельскохозяйственных предприятий.
  • Градообразующих организаций.
  • Клиринговых компаний.

О банкротстве граждан говорится в главе 10.

Последние изменения в нормативном акте

В конце 2016 г. в Закон "О несостоятельности (банкротстве )" были внесены поправки, коснувшиеся, в первую очередь, порядка привлечения к ответственности руководства предприятия-должника. Принятые изменения вступили в действие в 2017 г.

Кроме того, в положениях нормативного акта было закреплено право кредитных структур и госучреждений взыскивать имущество с заемщика-банкрота.

Признаки несостоятельности

Они раскрываются в 3 статье 127 -ФЗ. О несостоятельности физлица свидетельствует его неспособность погасить требования по денежным обязательствам или погасить задолженность по отчислению налоговых и прочих обязательных сумм в течение 3-х мес. с даты, когда их необходимо было исполнить (выплатить суммы). При этом размер задолженности должен превышать общую стоимость имущества физлица.

Организация признается банкротом при неспособности погасить предъявленные денежные требования или уплатить обязательные платежи в течение 3-х мес. с даты, когда соответствующие требования необходимо было удовлетворить.

Разбирательство дел

Как устанавливается в 6 статье 127-ФЗ, рассмотрение дел о банкротстве осуществляет исключительно арбитражный суд.

Если другое не устанавливается в рассматриваемом нормативном акте, производство может быть открыто, если общие требования к должнику-предприятию составляют не меньше 100 тыс. р., а к гражданину - не меньше 10 тыс. р. При этом у ответчиков должны присутствовать признаки банкротства, закрепленные в 3 статье 127-ФЗ "О несостоятельности".

При возбуждении производства по заявлениям конкурсного кредитора, уполномоченного органа во внимание принимаются требования, подтвержденные решением суда (арбитражного, третейского в том числе). При этом оно должно быть вступившим в силу.

Требования уполномоченных структур о выплате обязательных платежей могут приниматься во внимание при открытии судопроизводства, если их подтверждает решение налогового или таможенного органа о взыскании долга за счет имущества обязанного лица.

Особенности обращения в суд

Согласно 7 статье, правом на обращение в арбитражный суд наделяются:

  • Конкурсный кредитор.
  • Должник.
  • Уполномоченные органы.

У последних право возникает по истечении 30 дн. со дня принятия решения, о котором говорится в абз. 2 п. 3 ст. 6 127-ФЗ "О несостоятельности ".

Не является препятствием для принятия судом заявления частичное погашение требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, если величина непогашенной задолженности составляет не меньше размера, определенного в п. 2 ст. 6.

Права кредиторов и уполномоченных органов: статья 11

Реализация прав уполномоченных органов, конкурсных кредиторов, работников должника (бывших в том числе) осуществляется в порядке, определенном Правительством.

Исполнительные структуры власти, организации, в компетенцию которых входит взыскание задолженности по обязательным отчислениям, могут участвовать в рассмотрении обоснованности требований и оснований их включения в реестр требований.

Обжалование договоров, заключенных должником

Общий порядок оспаривания сделок должника закреплен в ст. 61.1. В норме, в частности, говорится, что договоры, заключенные банкротом или иными лицами от его имени, могут признаваться недействительными по правилам, установленным в ГК.

Для обеспечения реализации положений ФЗ № 127, сделкой, совершаемой под условием, считается соглашение, заключенное при наступлении соответствующих условий.

Правила главы 3.2 могут применяться при обжаловании действий, связанных с исполнением обязательств, вытекающих из семейных, трудовых, гражданских, налоговых, таможенных, процессуальных и иных отношений. Оспариваться могут в том числе и соглашения, приказы о повышении зарплаты, выплате премий или иных сумм в соответствии с ТК.

Данные о направлении в арбитражный суд заявлений о признании недействительности сделок по основаниям, предусмотренным в ФЗ № 127, вынесении акта в результате рассмотрения и пересмотра обращений должны включаться в реестр по правилам, установленным в 28 статье. Внесение информации осуществляется не позже 3-х дней со дня, когда арбитражный управляющий узнал либо должен был узнать о подаче заявления, вынесения соответствующего постановления. Если обращение направляет сам управляющий, то срок сокращается. Указанные выше сведения в таком случае должны быть включены в реестр не позже следующего дня (рабочего) после подачи заявления.

Банкротство граждан

Дело о несостоятельности физлица может быть открыто по его заявлению. В обращении в суд гражданин указывает:

  • Сумму и состав задолженности.
  • Сведения о том, что не является индивидуальным предпринимателем. Эту информацию необходимо подтвердить справкой, оформленной в ИФНС.
  • Сведения о том, что средства, взятые в кредит, не использовались для ведения предпринимательской деятельности.
  • Состав имеющегося имущества. Сведения должны подтверждаться правоустанавливающими документами.
  • Состав семьи, количество детей (при наличии).

В заявлении следует также привести данные о неизбежных затратах (на проживание, питание и пр.).

Последствия несостоятельности для физлица

Гражданин, подавший заявление о банкротстве, не может приобретать объекты в собственность. Речь, в частности, о недвижимости, автомобилях и пр. Вместе с тем, физлицо не сможет продать имеющуюся у него собственность.

Все счета, открытые на имя гражданина, будут заморожены, а открыть новый счет будет нельзя. Физлицо-банкрот не вправе выступать в качестве поручителя или гаранта, выезжать за границу.

Положительных последствий несостоятельности не так много. В первую очередь, во время проведения процедур банкротства на задолженность не будут начисляться проценты. Важной конституционной гарантией для должника является то, что у него останутся денежные средства, необходимые для проживания, и жилая недвижимость, если она является единственным местом жительства.

Стадии банкротства юрлиц

Процедура включает в себя следующие этапы:

  • Наблюдение. В ходе этой стадии осуществляется анализ финансового состояния предприятия.
  • Введение внешнего управления. Назначенный в установленном порядке управляющий осуществляет контроль проведения всех процедур, отвечает за сохранность имущества должника во время производства.
  • Оздоровление. На этом этапе исследуется возможность и целесообразность финансового спасения компании.
  • Конкурсное производство. Оно начинается, если оздоровление признано нецелесообразным. В ходе конкурсного производства осуществляется реализация имущества предприятия. За счет вырученных средств удовлетворяются требования кредиторов.

Особенности профилактических мероприятий

При возникновении признаков несостоятельности руководитель предприятия должен направить участникам (учредителям), а также собственнику имущества (если это унитарное предприятие) сведения об этом. Указанные лица обязаны оперативно предпринять меры по недопущению банкротства, направленные на восстановление платежеспособности компании. В реализации соответствующих мероприятий могут участвовать кредиторы или другие субъекты по соглашению с предприятием-должником.

При необходимости к осуществлению мер могут привлекаться федеральные, региональные или местные структуры власти.

Участники/учредители компании, а также в установленных случаях собственник имущества унитарного предприятия, кредиторы и прочие субъекты в рамках проведения профилактики банкротства вправе предоставить должнику финансовую помощь в сумме, достаточной для удовлетворения денежных требований и погашения задолженности по обязательным платежам. При этом должник или другие субъекты могут принять на себя обязательства в пользу лиц, оказавших такую помощь.

Мораторий на погашение требований

Он распространяется на денежные обязательства и задолженность по обязательным платежам, кроме текущих. Мораторий предполагает:

  • Приостановление исполнения документов по имущественным взысканиям, в том числе производимым в бесспорном порядке. Запрещено принудительная реализация требований, установленных в них. Исключением являются документы, выданные в соответствии с судебными решениями, вступившими в действие до введения на предприятии внешнего управления, о выплатах вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда, об истребовании материальных ценностей из незаконного владения, компенсации ущерба здоровью/жизни, выплатах, назначенных сверх них, взыскании долгов по текущим платежам.
  • Приостановление начисления финансовых санкций (пеней, штрафов, неустойки) за неисполнение/ненадлежащее выполнение обязательств, в том числе по налоговым и иным аналогичным платежам, кроме текущих.

На сумму требований, предъявленных конкурсным кредитором, уполномоченным органом, на дату введения в организации внешнего управления начисляются проценты. Если задолженность выражена в нацвалюте РФ, начисление осуществляется в размере ставки ЦБ (ставки рефинансирования), установленной на день введения управления.

В соглашении внешнего управляющего и конкурсного кредитора может предусматриваться меньшая величина % или менее продолжительный период их начисления. Проценты начисляются на требования кредиторов из каждой очереди до даты вынесения судом определения о начале расчетов с ними, до момента удовлетворения требований или принятия постановления о признании предприятия банкротом и начале конкурсного производства.

Еще в октябре 2002 года в России был признан факт, что любой гражданин может получить статус банкрота. Именно тогда вступил в силу закон 127, в который позже для корректировки текста не раз вносились дополнения.

В РФ с помощью этого ФЗ и его статей устанавливают определенные основания, через которые появляется возможность признания в банкротстве для физических лиц. Кроме того, этот процесс не может быть очень простым, поэтому в ФЗ о банкротстве и несостоятельности в последней редакции описан полный порядок процедуры объявления себя банкротом, а также условия, при соблюдении которых данная процедура будет иметь правильный характер.

Основные положения ФЗ 127 о банкротстве физических лиц

В статье второй закона о банкротстве и несостоятельности даются определения для основных понятий. Сейчас будут приведены понятия, которые действуют в последней редакции и являются наиболее актуальными для российских реалий.

Начнем с самого слова несостоятельность. Так обозначают неспособность физического лица должника удовлетворить на 100% обязанности по уплате платежей, и этот факт был подтвержден арбитражным судом. Должником же называют того гражданина, который является неспособным удовлетворит требования перед кредитором. Он может заявить о несостоятельности. Денежное обязательство – обязанность заплатить сумму кредитору по гражданско-правовой сделке.

Изменения в законе о банкротстве на 2016 год

Внесение дополнений в этот закон производится регулярно. В декабре 2015 года и в июле 2016 года уполномоченные органы одобрили последнюю редакцию правового акта. Вступила в силу последняя редакция закона о банкротстве и несостоятельности физических лиц 1 сентября текущего 2016 года.

Скачать ФЗ о банкротстве и несостоятельности физических лиц в последней редакции можно

Из последних изменений хочется выделить, к примеру, условие, при котором контролирующим должника лицом будут признавать тех, кто имел право давать указания потенциальному банкроту на протяжении последних трех лет (не более!). Ранее этот срок составлял два года. Кроме того, к данному списку лиц привязали и тех, кто является родственником физических лиц, собирающихся сообщить о своей несостоятельности.

Упрощенная процедура банкротства 127 ФЗ

Банкротство по упрощенной процедуре является более быстрым. Существует два основных способа: для признания несостоятельности ликвидируемого предприяти и для признания несостоятельности отсутствующего должника. Есть еще менее популярная процедура – для агента по ипотеке либо специализированного общества.

Итак, в первом упомянутом случае сначала назначается дата ликвидации ООО с публикацией соответствующего приказа. Это происходит либо по заявлению одного из кредиторов, либо по заявлению от ликвидатора. Пример заявления о банкротстве в суд можно скачать

Инвентаризация имущества, его оценка, взыскание дебиторской задолженности – хотя все это и входит в процесс — упрощенная процедура банкротства, все равно позволяет процедуре быть менее масштабной, чем полная ее версия по закону.

После подачи заявления о признании банкротом в суде рассматривается отчет и выносится окончательное решение.

Федеральный закон о несостоятельности и банкротстве фз 127 — за какой период оспариваются сделки?

В данном законе, в том числе прописан период, за который оспариваются сделки. Устанавливается, что для того, чтобы подать заявление, есть ровно один год. Данный временной отрезок еще называются периодом подозрительности. Вообще о несостоятельности речь может идти в том случае, если обязательства не исполнены в течении трех месяцев с той даты, когда они по договору должны быть исполнены. Второй возможный вариант для того, чтобы говорить о несостоятельности – если сумма долга превышает размер в десять тысяч рублей.

Кто не может быть признан банкротом согласно 127 ФЗ?

Материал подготовлен по заказу юридической компании «Доминиум»

На данной странице размещен Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) 127-ФЗ — его действующая редакция с изменениями на 2016 год. Последнюю редакцию вы можете скачать по ссылке выше.

В соответствии со статистическими данными, в России возросло количество предприятий-банкротов на 10 % по сравнению с показателями минувшего года. Эксперты видят основные причины несостоятельности индивидуальных предпринимателей в резком повышении курса национальной валюты, жестких налоговых рамках, нестабильной экономической ситуации.

Действующий Закон о несостоятельности (банкротстве) был принят еще в 2002 году, спустя 4 года после принятия предыдущей версии аналогичного закона.

Значение закона о несостоятельности (банкротстве)

Для проведения процедуры банкротства, которая применяется по отношению к юридическим лицам и частным предпринимателям, принят Федеральный Закон о «Несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 27.09.2002 года. Закон призван регулировать в судебном порядке отношения между заемщиком и кредитором, если между ними существует конфликтная ситуация, при которой заемщик, имеющий статус предпринимателя или юридического лица, не в состоянии осуществлять минимальные платежи по займу. Судебное производство может быть начато только после истечения трех месяцев со дня последнего срока уплаты минимального платежа.

Кроме того, что суд может признать банкротом индивидуального предпринимателя, в соответствии с ФЗ № 127 он должен обеспечивать принятие определенного комплекса мер на преодоление кризиса и регулирование сложной ситуации между заемщиком и кредитором.

Зачем нужен 127-ФЗ?

Единственная возможность взыскать долги с заемщика со стороны кредитора – это исполнительное производство, вся суть которого состоит в обращении взыскания судебными приставами-исполнителями на имущество гражданина по требованию кредитора, обратившегося в судебный орган с таким требованием.

Однако не всегда изъятие имущества – это лучший выход, что продиктовано пунктами ФЗ № 127. Судебный орган, отталкиваясь от положений Закона, обязуется проводить процедуру установления факта банкротства, а также регулировать меры, которые необходимо предпринимать относительно заемщика. Главное, к чему стремится суд в данном случае – это мировое соглашение. К тому же изъятие имущества в счет долга, если стоимость такового оказывается меньшей, чем размер общей суммы задолженности, не выгодна даже самому кредитору.

Содержание закона о несостоятельности (банкротстве)

Банкротство — определенное судебным органом отсутствие возможности выполнить со стороны должника требования кредиторов по уплате обязательных платежей.

С несостоятельностью связаны определенные процедуры, включая судебное производство, подтверждающее или опровергающее несостоятельность, которая может привести к негативным процедурам, ликвидационным процессам либо к заключенному мировому соглашению. Все указанные процедуры имеют основную цель, которая заключается в обеспечении интересов кредиторов, и способствованию, если это возможно, восстановлению платежеспособности должника.

В процессе рассмотрения дел о банкротстве для юридических лиц, являющихся должниками, предусмотрен комплекс мер, которые составляют процедуры:

  • наблюдения;
  • финансового оздоровления;
  • внешнего управления;
  • конкурсного производства;
  • мирового соглашения.

Определение процедуры банкротства

Наблюдение — процесс контроля состояния дел, которые имеют место быть в пределах деятельности должника. Проводится с целью сохранения имущества, анализа финансового положения, составления реестра комплекса требований от кредиторов к должнику. При введении наблюдения судебный орган назначает временного управляющего на свое усмотрение. На время проведения данной процедуры деятельность предприятия продолжается в нормальном режиме без учета необходимости выплат по долгам кредиторам. На основании выводов по работе в данном режиме определяются проблемы, ошибки, степень исков и другие показатели.

Оздоровление финансового положения используемое по отношению к должнику — юридическому лицу, процедура, проводимая с целью восстановления платежеспособности, а также последующего погашения задолженности со стороны должника. Решение о финансовом оздоровлении может быть принято арбитражным судом, если должник подал ходатайство. Должник собирает предусмотренный законом пакет документов и направляет их в одном экземпляре в суд, в другом – назначенному временному управляющему. Управляющий осуществляет анализ рисков и возможностей предприятия, определяет пути преодоления кризиса и на основании решения выносит свой вердикт – есть ли почва для проведения оздоровления финансового положения.

Внешнее управление — применяемый относительно должника комплекс действий с целью восстановления платежеспособности. Судебный орган имеет право принять окончательное решение относительно введения данной меры, а также отказаться от этого действия. При этом собрание кредиторов предлагает суду внешнего управленца, который будет заниматься восстановлением финансовой состоятельности.

Конкурсное производство — используемый по отношению к должнику комплекс мер с целью максимального удовлетворения требований кредиторов. Может быть введено на полгода, при этом допускается возможность продления на аналогичный срок. Продление термина конкурсного производства можно оспаривать.

Мировое соглашение — договор о прекращении спора, который может базироваться на уступках. Мировое соглашение основывается на договоренностях, достигнутых между индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом и кредитором. В суде должен предоставляться оригинал договора и его копия для приобщения к материалам по делу. На основании договора судья принимает решение о закрытии дела. При этом применение процессуального решения для взыскания должна вполне допустимо.

Изменения ФЗ-127 О несостоятельности (банкротстве) в 2016 году

В 2016 году в законе о несостоятельности (банкротстве) вступают в силу нормы о запрете назначения судом арбитражных управляющих, «в отношении которых имеется вступивший в законную силу судебный акт об отстранении от исполнения обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей». Также напрямую закреплена возможность оспорить действия арбитражного управляющего по привлечению третьих лиц для исполнения возложенных на него обязанностей, если привлечение третьих лиц повлекло дополнительные расходы.

Дата публикации: 12.10.2016 17:48 (архив)

Большинство изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2016 № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон №222-ФЗ), вступили в силу с 1 сентября 2016 года за исключением ряда положений, вступающих в силу в более поздние сроки.

Так, к субсидиарной ответственности могут быть привлечены лица, являющиеся конечными бенефициарами, а не номинальными руководителями. Законом введено прямое указание на должностные или родственные связи как основание для определения статуса контролирующего лица. Кроме того, срок, в течение которого будет определяться статус контролирующего лица, увеличен с 2 до 3 лет. А для целей субсидиарной ответственности для директоров организаций за совершение налогового правонарушения введена презумпция вины.

Для налоговых платежей введена дополнительная степень защиты от их оспаривания в качестве приоритетной сделки в процедуре банкротства.

Новые положения, внесенные в статьи 110, 111, 139 Закона о банкротстве, позволят обеспечить привлечение к торгам наибольшее число потенциальных покупателей и реализацию имущества по наиболее высокой цене благодаря наделению кредиторов правом самостоятельно утверждать условия проведения торгов и изменять состав лотов в случае нерезультативности первых торгов.

В целях оптимизации сроков процедуры банкротства введен предельный срок на представление арбитражным управляющим положения о торгах на утверждение собранию кредиторов – в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника.

Кроме того, конкурсный управляющий теперь обязан принять в ведение имущество должника и провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты открытия конкурсного производства. Данные изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, т.е. с 21.12.2016.

До 6-ти месяцев увеличен срок включения в реестр требований кредиторов для задолженности по обязательным платежам, которая выявлена после закрытия реестра требований кредиторов (по результатам выездной налоговой проверки или представления должником уточненных деклараций).

Определен исчерпывающий перечень эксплуатационных платежей (коммунальные платежи, платежи по договорам энергоснабжения и иные аналогичные платежи).

Введена новая статья 142.1, согласно которой, погашение требований кредиторов путем предоставления отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.

Обращаем внимание на то, что кредитор, не направивший конкурсному управляющему заявления о согласии на погашение своего требования путем предоставления отступного в установленный срок и (или) не указавший сведений об имуществе должника, считается отказавшимся от погашения своего требования путем предоставления отступного.

При этом в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность удовлетворения требований кредитора или уполномоченного органа только в денежной форме, обязательным условием соглашения об отступном является внесение на специальный банковский счет должника суммы денежных средств в размере, достаточном для погашения соответствующих требований кредитора или уполномоченного органа, удовлетворение которых законодательством Российской Федерации предусмотрено только в денежной форме, пропорционально размеру погашаемых требований кредитора, заключающего соглашение об отступном. Данные нормы вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, т.е. с 21.12.2016.

Обращаем внимание, что новая редакция Закона о банкротстве применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, а также производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, если к этому дню в отношении должника не введена процедура, применяемая в деле о банкротстве.

Тогда как к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений.

Введенные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству.

Несмотря на постоянную работу по улучшению Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве, Закон), практика по применению данного закона показывает его несовершенство.

Так, Федеральная налоговая служба, в последнее время занимающая все более активную позицию в делах о банкротстве, полагает, что "практика сейчас смещена в сторону интересов недобросовестного должника" , большинство кредиторов не получают удовлетворения своих требований, поскольку вывод активов осуществляется задолго до инициирования дела о банкротстве. В обоснование служба ссылается на статистические данные, размещенные Единым федеральным реестром сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ), согласно которым доля погашенных требований кредиторов в 2016 году снизилась по сравнению с показателями 2015 года .

В 2016 году законодателем были внесены изменения в Закон о банкротстве, призванные защитить интересы кредиторов должника. Верховный суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) сформулировал в ушедшем году несколько правовых позиций, принципиально меняющих сложившуюся судебную практику.

Рассмотрим подробнее резонансные изменения законодательства о банкротстве и правоприменительной практики и их возможное влияние на права и законные интересы кредиторов.

1. Изменения в законодательстве о банкротстве

1.1. Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц

В большинстве случаев дела о банкротстве инициируются должниками при заблаговременно выведенных активах, что не позволяет осуществить их возврат в конкурсную массу, например при использовании схемы с цепочкой "добросовестных" покупателей или при совершении сделки за пределами срока подозрительности . В такой ситуации фактически единственным шансом для кредитора получить удовлетворение своих требований остается привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

В 2016 году законодателем последовательно принят ряд изменений, направленных на обеспечение возможности реального взыскания с привлеченных к ответственности лиц.

1.1.1. Расширение признаков контролирующего должника лица

С 01 сентября 2016 года понятие контролирующего должника лица расширено: помимо ранее указанных признаков таким лицом будет признаваться лицо, имеющее "возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения… определять действия должника" . Кроме того, действия контролирующего лица теперь подлежат оценке за трехгодичный период до момента принятия заявления о признании должника банкротом. Такое новшество позволит привлекать к ответственности реальных бенефициаров должника, а не номинальных директоров и участников общества, зачастую появляющихся в преддверии инициирования дела о банкротстве.

1.1.2. Введение дополнительного основания, предполагающего наличие вины в действиях контролирующих должника лиц

С 01.09.2016 в Законе появилось новое основание для привлечения к субсидиарной ответственности единоличного исполнительного органа должника. Такое должностное лицо будет отвечать по обязательствам должника, если более 50% включенной в реестр требований кредиторов задолженности по основному долгу составляют требования, возникшие в результате правонарушения (выявленные в ходе производства по такому правонарушению), за совершение которого должник или его должностное лицо (единоличный исполнительный орган) привлечены к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения .

1.1.3. Расширение возможности взыскания задолженности по обязательным платежам

С 30 ноября 2016 года у налоговых органов появилось право взыскивать задолженность по налогам компании-должника с физических лиц, признанных аффилированными с ней. Такое взыскание производится в судебном порядке при условии перечисления выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передачи денежных средств или иного имущества "лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком" .

1.1.4. Выход субсидиарной ответственности за пределы дел о банкротстве

В расширение практики привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц также был принят Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" . По сути, после принятия названного закона институт привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компаний выходит за пределы дел о банкротстве. Теперь у конкурсных кредиторов появится право инициировать спор о привлечении контролирующих должника лиц и после завершения или прекращения дела о банкротстве в связи с отсутствием финансирования, а также в случае возвращения заявления о признании должника банкротом. Законодатель также увеличил до трех лет срок, в течение которого возможно обратиться с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности.

В настоящее время в случае удовлетворения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности право требования к контролирующему должника лицу подлежит продаже с торгов , что фактически лишает кредиторов возможности получить удовлетворение своих требований в каком-либо значительном размере. К заявлениям о привлечении к субсидиарной ответственности, поданным после 01.07.2017, будет применяться уже новое правило: арбитражный суд будет выдавать исполнительные листы на принудительное исполнение судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. В таком исполнительном листе суду надлежит указывать очередность удовлетворения требований каждого кредитора , которая и будет применяться в ходе исполнительного производства.

Предполагается, что рассмотренные выше нововведения позволят кредиторам активнее использовать институт субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и получать за счет этого реальное удовлетворение своих требований в большем объеме, чем в настоящее время.

1.2. Особенности правового положения налоговых органов как кредиторов в деле о банкротстве

В 2016 году также были приняты изменения, подчеркивающие особый статус задолженности по налогам и обязательным платежам.

Для остальных конкурсных кредиторов имеет значение нововведение, ограничивающее возможность оспаривания действий должника по уплате налогов и обязательных платежей на основании статьи 61.3 Закона о банкротстве . Новое правило означает, что, если налоговый орган не допустил нарушений по взысканию обязательных платежей, оспорить действия по уплате таких платежей и, соответственно, вернуть денежные средства в конкурсную массу будет возможно только при условии, что уполномоченный орган действительно располагал сведениями о наличии у должника просроченной задолженности перед иными кредиторами.

Кроме того, с 01 сентября 2016 года действует правило, запрещающее понижение очередности требований уполномоченного органа , если на момент закрытия реестра не вынесен либо не вступил в законную силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. При этом новой редакцией вышеуказанной нормы предусмотрено увеличение срока предъявления требований уполномоченного органа до восьми месяцев с момента опубликования сообщения об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства.

1.3. Изменения в части утверждения порядка реализации имущества должника

С 1 сентября 2016 года в процедурах банкротства, введенных после указанной даты, расширены права конкурсных кредиторов в части определения порядка реализации имущества должника.

Так, собранию (комитету) кредиторов теперь предоставлено право утвердить иной порядок реализации имущества должника, отличный от предложенного арбитражным управляющим, без обращения в арбитражный суд за разрешением разногласий .

Кроме того, привлечение специализированной организации в качестве организатора торгов теперь возможно только с согласия собрания (комитета) кредиторов .

Такие изменения способствуют большему контролю со стороны конкурсных кредиторов за процедурой реализации имущества должника и позволяют ускорить начало торгов за счет отсутствия необходимости разрешать в суде возникшие противоречия о порядке продажи имущества.

1.4. Регламентация порядка передачи имущества должника в качестве отступного

С 21 декабря 2016 года в Законе о банкротстве впервые появилось детальное регулирование порядка погашения требований кредиторов путем предоставления отступного .

Законодательно закреплен запрет на передачу отступного при наличии непогашенных текущих требований, а также требований первой и второй очереди. При этом передаваться в качестве отступного может только имущество, которое не было реализовано посредством всех торгов, предусмотренных Законом (в том числе посредством публичного предложения).

Собрание (комитет) кредиторов должно утвердить предложение конкурсного управляющего о порядке предоставления отступного и определить стоимость передаваемого имущества, которая не может быть ниже 50% цены на последнем этапе торгов посредством публичного предложения.

Имущество распределяется между кредиторами, направившими заявление о согласии заключить соглашение об отступном , с обязательным соблюдением очередности и пропорциональности удовлетворения требований.

Кредитор, принимающий имущество должника в качестве отступного, обязан внести на специальный счет должника денежные средства, достаточные для пропорционального погашения требований кредиторов, чьи требования в силу закона подлежат погашению только в денежной форме (налоговые органы).

Кроме того, ВС РФ разъяснил, что принимающий отступное кредитор сверх того перечисляет на счет должника сумму, определяемую как разность между стоимостью имущества и размером требований принимающего отступное кредитора, которые были бы погашены за счет продажи данного имущества третьему лицу по цене отступного, если бы отсутствовали требования кредиторов приоритетной очередности. Эта дополнительная сумма подлежит распределению между иными кредиторами той же очередности, к которой относится принимающий отступное кредитор, пропорционально размеру их требований к должнику, включенных в реестр .

Несмотря на достаточно подробную регламентацию порядка предоставления имущества в качестве отступного, некоторые вопросы остались нерешенными. Так, невозможность предложить кредиторам третьей очереди в качестве отступного имущество, которое не удалось реализовать на торгах и от которого отказались кредиторы предшествующих очередей, влечет обязанность предложить такое имущество учредителям (участникам) должника , что противоречит целям Закона о банкротстве и препятствует кредиторам получить удовлетворение хотя бы части своих требований.

2. Изменения в судебной практике по делам о банкротстве

В 2016 году ВС РФ сформулировал несколько принципиально новых правовых позиций, имеющих определяющее значение при рассмотрении дел о банкротстве.

2.1. Расширение круга лиц, имеющих право инициировать дело о банкротстве без решения суда

Согласно определению ВС РФ от 12.10.2016 по делу № А57-16992/2015 право на инициирование дела о банкротстве в отсутствие вступившего в законную силу решения суда сохраняется у цессионария, заключившего договор уступки прав требования с банком-кредитором. В обоснование своей позиции Судебная коллегия указала, что в качестве критерия, допускающего возбуждение дела о банкротстве подобным способом, должен рассматриваться не сам статус кредитной организации, обращающейся с соответствующим заявлением, а реализуемая ею деятельность по осуществлению банковских операций. Если возникновение требования, перешедшего к цессионарию, связано с реализацией специальной правоспособности кредитной организации, суду следует по существу разрешать вопрос об обоснованности предъявленного требования.

2.2. Право залогового кредитора на изменение своего статуса в деле о банкротстве

Немаловажным для кредиторов является определение ВС РФ от 01.08.2016 по делу № А32-29459/2012 , подтвердившее наличие у залогового кредитора права на полное или частичное изменение своего статуса в деле о банкротстве. Требование о частичном изменении статуса залогового кредитора по своей сути представляет частичный отказ от реализации своих прав, при этом такой кредитор получает право голоса на собраниях кредиторов, а остальные кредиторы – повышенную вероятность удовлетворения своих требований за счет реализации предмета залога при благоприятном исходе торгов. Таким образом, изменение статуса залогового кредитора не нарушает прав иных лиц и является правомерным.

2.3. Пресечение злоупотреблений при использовании статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации

На защиту кредитора-заявителя в деле о банкротстве встала Судебная коллегия ВС РФ при рассмотрении дела № А53-2012/2015 . Указанное определение пресекает практику, когда недобросовестное лицо, используя институт погашения задолженности третьим лицом , перехватывает требование кредитора-заявителя и приобретает тем самым предусмотренные Законом привилегии, позволяющие оказывать влияние на ход процедур банкротства. Так, осуществление третьим лицом частичного погашения требований заявителя до размера немногим меньше 300 000,00 рублей при наличии признаков злоупотребления правом со стороны осуществляющего погашение лица (например, при неоднократности такого действия) не должно освобождать должника от введения процедуры несостоятельности при наличии сведений, очевидно указывающих на его неплатежеспособность. Кроме того, Судебная коллегия указала, что в случае частичного погашения требований предшествующих заявителей, которые в совокупности являлись достаточными для введения процедуры наблюдения, при выборе временного управляющего суду надлежит рассмотреть кандидатуру лица, предложенную первым заявителем по делу о банкротстве.

Вместе с тем такой позиции в отношении действий на основании статьи 313 ГК РФ ВС РФ придерживается не всегда. Так, в определении от 13.10.2016 по делу № А41-61444/2015 и в определении от 25.01.2017 по делу № А41-108121/2015 суд признал правомерными действия третьих лиц, осуществивших погашение требований кредиторов-заявителей в полном объеме. При рассмотрении дела № А41-61444/2015 Судебная коллегия исходила из отсутствия признаков злоупотребления правом со стороны третьего лица (требование было погашено в полном объеме, иные кредиторы с заявлением об установлении своих требований не обращались), в связи с чем признала соответствующими закону действия по погашению задолженности. В рамках дела № А41-108121/2015 действия третьего лица были направлены на защиту охраняемых законом интересов, в то время как кредиторы-заявители наоборот утратили разумный мотив в обжаловании судебных актов в связи с погашением их требований.

2.4. Участие уполномоченных органов в делах о банкротстве и процедуры банкротства в этих делах

Значимым событием в правоприменительной практике стал и Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (далее – Обзор), пришедший на смену отмененному постановлению Пленума ВАС РФ № 25 от 22.06.2006 . Отдельные положения Обзора представляют интерес для всех конкурсных кредиторов, формируя новые подходы для разрешения общих вопросов банкротства.

2.4.1. Материалы по результатам налоговой проверки как доказательство в деле о банкротстве

Так, пункт 13 Обзора закрепил возможность использования в качестве доказательств в деле о банкротстве материалов по итогам налогового контроля, что может позволить минимизировать риск включения в реестр требований кредиторов искусственно созданной задолженности. Вместе с тем, при использовании в рамках рассмотрения требования кредитора материалов налоговой проверки суду и сторонам необходимо будет убедиться в отсутствии возражений на представленный акт налоговой проверки, а также в отсутствии обжалования налогоплательщиком решения, вынесенного на основании акта налоговой проверки, во внесудебном или судебном порядке. В противном случае определение суда об отказе во включении в реестр требований кредиторов может быть вынесено неправомерно.

2.4.2. Выплата процентов арбитражному управляющему при погашении требований кредиторов путем предоставления отступного

Согласно пункту 22 Обзора, который на практике может быть применен не только ФНС, но и другими кредиторами, при заключении уполномоченным органом и должником соглашения о погашении требований по денежным обязательствам путем предоставления имущества в качестве отступного, конкурсный управляющий не вправе претендовать на получение процентов за счет уполномоченного органа. Поскольку, несмотря на действия, предпринятые конкурсным управляющим, реализация имущества не состоялась, стимулировать арбитражного управляющего выплатой процентов не за что.

2.4.3. Срок предоставления собранием кредиторов новой кандидатуры арбитражного управляющего при освобождении (отстранении) прежнего управляющего

В пункте 24 Обзора нашла свое отражение позиция ВС РФ, согласно которой при освобождении (отстранении) арбитражного управляющего 10-дневный срок, установленный для выбора новой кандидатуры управляющего , подлежит исчислению с момента вынесения судом соответствующего определения о прекращении полномочий арбитражного управляющего. Кроме того, сам по себе пропуск указанного срока не является основанием для отказа в утверждении кандидатуры, предложенной собранием кредиторов к моменту проведения судебного заседания по вопросу утверждения арбитражного управляющего. Ранее в ситуациях, когда 10-дневный срок не был соблюден кредиторами (в том числе ввиду объективных причин), суды зачастую назначали управляющего, предложенного СРО.

2.4.4. Невозможность предоставления иной кандидатуры арбитражного управляющего при переходе статуса заявителя по делу о банкротстве

Принципиально важными являются разъяснения, изложенные в пункте 27 Обзора. ВС РФ указал, что в случае перехода статуса заявителя по делу о банкротстве в связи с исполнением обязательства (статья 313 ГК РФ) или заключения договора цессии, право на предоставление кандидатуры арбитражного управляющего не может перейти ко второму заявителю. Такое ограничение направлено на избежание злоупотребления правом со стороны лиц, желающих вступить в дело о банкротстве на стадии введения процедуры наблюдения, с единственной целью установления доминирующего положения в ходе процедур банкротства путем указания кандидатуры подконтрольного арбитражного управляющего.

В целом изменения 2016 года в законодательстве о банкротстве и судебной практике ВС РФ направлены на пресечение фактов злоупотребления в делах о банкротстве, а также на увеличение доли погашенных требований кредиторов к должникам в общем объеме заявленных требований.


Закон о банкротстве позволяет оспаривать сделки, совершенные не более чем за три года до принятия заявления о признании должника банкротом (глава III.1 Закона).

Абзац 34 статьи 2 Закона о банкротстве в ред. Федерального закона от 23.06.2016 № 222-ФЗ.

К ответственности по данному основанию будет привлекаться лицо, являвшееся единоличным исполнительным органом должника в момент совершения такого правонарушения (абзац 7 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве).

Абзац 8 и 9 подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ.