115 фз о легализации доходов. Легализация доходов: законная борьба. На видео о проведении проверок

ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов» посвящен вопросам регулирования, а также предотвращению операций с денежными средствами, которые направлены на отмывание доходов. В ФЗ-115 указываются предписания для финансовых организаций, которые могут стать невольными посредниками в отмывании доходов, а также необходимые процедуры по предотвращению подобных сделок.

В данной статье будет предоставлено описание закона, его основные постановления, а также анализ некоторых отдельных статей.

ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов» был принят 7 августа 2001 года. Закон устанавливает меры, которые должны предотвратить, остановить, или устранить последствия отмывания денег. Также, устанавливаются меры контроля за организациями, посредством которых легализация доходов производится.

Закон определяет:

  • каким образом, происходит отмывание денежных средств. Какие манипуляции производят преступники для достижения цели;
  • чем является легализация. Отличается ли легализация от отмывания денежных средств;
  • ФЗ разграничивает понятия обязательного и внутреннего контроля, также, дает их определение;
  • законом назначен орган, в должностных обязанностях которого числится контроль за отмыванием денег, мошенничеством.

Документ устанавливает обязанность финансовых организаций содействовать в борьбе с мошенниками. К примеру, определенные законом финансовые организации могут предупредить легализацию доходов, путем сообщения информации о мошенниках в действующий государственный орган по борьбе с легализацией доходов. Даже если нет повода сомневаться в законности сделки, при ее сумме от 600 тысяч рублей, она контролируется, согласно закону. Для недвижимости, лимит не должен превышать 3 миллиона рублей.

В случае сделок с лицами, с подобными лимитами денежных средств, финансовые организации, по запросу органа контроля, обязаны идентифицировать личность клиента, а также второй стороны сделки и не позднее следующего, после сделки дня предоставить данные об операции.

Скачать ФЗ-115

ФЗ-115 «О противодействии отмыванию доходов» можно скачать . Закон определяет методы борьбы с отмыванием денежных средств, устранение их последствий, устанавливает перечень действий, при обнаружении мошенников.

Последние изменения ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов»

Легализация доходов, полученных преступным путем, регламентируется ФЗ-115. Согласно данному законодательному документу, разрабатываются правила внутреннего и обязательного контроля финансовых организаций, за соблюдением предписанных законом правил.

Также, определяются процедуры, которые помогают выявлять потенциально мошеннические сделки, доводить информацию о них до контролирующего органа. Давайте рассмотрим подробнее некоторые статьи ФЗ-115, а также их изменения, если таковые происходили в последней редакции.

Статья 1

В данной статье раскрываются цели закона. Цель закона — создать механизм противодействия легализации доходов. Также, закон защищает права граждан, контактирующих с денежными средствами, полученными неправомерным путем.

Изменений нет.

Статья 2

Данная статья ФЗ-115, описывает регулирование отношений граждан работающих, безработных и иностранных. Действие данного закона обращено к компаниям, которые осуществляют денежные операции с денежным, или материальным имуществом, расположенным за территорией Российской Федерации.

Изменений нет.

Статья 3

Документ устанавливает значение понятий – Обязательный контроль и Внутренний контроль. Обязательный контроль – это процесс, который устанавливает контроль за финансовыми операциями предприятия. Внутренний контроль — это действие, осуществляемое органом контроля для выяснения производительности, эффективности компании.

Изменений нет.

Статья 5

В данной статье описываются организации, осуществляющие операции с денежными средствами, или другим ценным имуществом.

К перечню таких организаций относятся:

  • организации, выдающие займы, кредиты;
  • компании, ответственные за реализацию и взаимодействие с ценными бумагами;
  • организации, занимающиеся страхованием жизни, предметов, а также федеральная почта.

Изменений нет.

Статья 6

Согласно изменениям, статья устанавливает сумму, при которой сделка попадает под контроль. Денежная сумма составляет 600 тысяч рублей, или 3 миллиона, для недвижимости.

Статья 7

Документ содержит перечень правовых действий, а также обязанностей компаний, которые занимаются операциями с денежными средствами. В статье описываются и обязанности компаний относительно других лиц.

Специалисты компании Ю-Питер Консалтинг оказывают помощь в составлении формализованных электронных сообщений в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

30 июля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральном законе №115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон №115-ФЗ). Так, в пункт 1.3 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ внесены изменения и дополнения.

Напомним, что статья 6 представляет собой перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю. То есть организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Закона №115-ФЗ, обязаны сообщать об указанных сделках в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг). За непредставление сведений об указанных сделках в Росфинмониторинг установлена административная ответственность частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. Изменения в пункте 1.3 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ

В прежней редакции (до 30.07.2017 г.) п. 1.3 ст. 6 Закона №115-ФЗ предусматривал обязанность сообщения в Росфинмониторинг о следующих операциях:

«Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указанных в статье 1 Федерального закона "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее».

Новая редакция п. 1.3 ст. 6 расширила субъектный состав лиц подлежащих контролю и снизила суммовой порог до 10 миллионов рублей. В нижеприведенной таблице Вы можете наглядно это увидеть рассматриваемые изменения:

Участники операции, предусмотренной п. 1.3 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ до 30 июля 2017 года

Участники операции, предусмотренной п. 1.3 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ с 30 июля 2017 года

хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21.07.2014 года №213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14.11.2002 года №161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";

государственные корпорации;

государственные компании;

публично-правовые компании.

2. Кто обязан сообщать в Росфинмониторинг об операциях по счету (вкладу) и покрытому (депонированному) аккредитиву?

Из буквального толкования рассматриваемого пункта можно предположить, что мониторинг указанных операций должны осуществлять исключительно финансовые организации 1 , которые имеют право открывать счет, вклад и покрытый (депонированный) аккредитив . Однако, справочник кодов видов операций, информация о которых представляется в Росфинмониторинг, утв. приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 2 предусматривает специальный код:

Цитата из приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110:

Код 4007 - «Зачисление денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списание денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, указанных в статье 1 Федерального закона "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, по-видимому, Росфинмониторинг полагает, что и другие организации (индивидуальные предприниматели) обязаны сообщать об указанных операциях в случае их выявления. Но, не будем делать поспешных выводов и продолжим наш анализ. Чтобы разобраться, какие субъекты обязаны сообщать об указанных сделках, по-видимому, нужно провести анализ действующего законодательства с целью выяснить какие субъекты используют «счета» в работе с клиентами, а какие не используют. Мы не будем рассматривать термины «вклад» и «покрытый (депонированный) аккредитив» потому что эти термины из банковского законодательства. И, разумеется, мы не говорим о термине «счет» в смысле бухгалтерского учета (бухгалтерский счет). Следовательно, можно сделать умозаключение, что в п. 1.3 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ речь идет о «счетах», которые предусмотрены законом. Итак, начнем наш анализ по видам деятельности субъектов Федерального закона №115-ФЗ, и узнаем какие субъекты в зоне особого внимания надзорных органов с 30 июля 2017 года.

1.Операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи" и подзаконные акты в сфере связи 3 использует термин «лицевой счет абонента».

2. Негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" содержит термин «пенсионный счет».

3. Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Федеральный закон от 29.11.2001 №156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" использует термин «лицевой счет в реестре владельцев инвестиционных паев».

Вывод: лишь в трех отраслевых законах упоминается термин счет в понимании пункта 1.3 статьи 6 Федерального закона 115 ФЗ.

Таким образом, проведенный анализ показал, что отраслевые федеральные законы, регулирующие деятельность нижеперечисленных субъектов не содержат обязанности открывать счет для клиентов, за исключением вышеперечисленных лиц. К указанным лицам относятся:

  1. Лизинговые компании (лизингодатели).
  2. Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (ювелиры).
  3. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (ювелиры).
  4. Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
  5. Организации, оказывающие посредническую деятельность при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (риэлторы, агентства недвижимости).
  6. Индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (риэлторы, агентства недвижимости).
  7. Адвокаты.
  8. Нотариусы.
  9. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг.
  10. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (бухгалтеры).
  11. Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента (факторинговые компании).
  12. Операторы по приему платежей.

Также нужно отметить, что и не все некредитные финансовые организации обязаны открывать счета для своих клиентов согласно действующему законодательству. К ним относятся:

  1. Микрофинансовые организации
  2. Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы
  3. Кредитные потребительские кооперативы
  4. Ломбарды
  5. Страховые организации
  6. Индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами
  7. Страховые брокеры
  8. Общества взаимного страхования

Но при этом, в приложении 4 к Информации Банка России «Форматы и структуры электронных документов, предусмотренных Указанием Банка России от 15 декабря 2014 года N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в перечне видов операций, сведения о которых представляются в Росфинмониторинг присутствует аналогичный код, как и в вышеупомянутом приказе №110:

Код 4007 - «Зачисление денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списание денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, указанных в статье 1 Федерального закона "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Об обязанности уведомления о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг

Важно отметить, что абзац первый и второй пункта 1.3 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ являются отдельными самостоятельными обязанностями для субъектов Федерального закона №115-ФЗ.

Первый абзац п. 1.3 ст. 7 предусматривает обязанность представлять в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операциях по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.

Второй абзац содержит обязанность кредитных и некредитных финансовых организаций уведомлять Росфинмониторинг о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг обществами, федеральными унитарными предприятиями, государственными корпорациями, государственными компаниями и публично-правовыми компаниями, указанными в абз. 1 п. 1.3 ст. 6 Закона 115 ФЗ, в порядке, установленном Положением о порядке уведомления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями уполномоченного органа об открытии, о закрытии, об изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, а также кредитными организациями об открытии, о закрытии, об изменении реквизитов отдельных счетов, открытых для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу, утвержденного Банком России 04.12.2014 №443-П (далее - Положение №443-П). Кстати, если внимательно изучить текст Положения №443-П, а именно главу 2 о порядке формирования и направления некредитной финансовой организацией сообщения об открытии, о закрытии, об изменении реквизитов счета, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг, то мы увидим, что Банк России в пункте 2.1 Положения №443-П упоминает исключительно об обязанности профессиональных участников рынка ценных бумаг в отношении мониторинга по счету депо владельца ценных бумаг и лицевому счету владельца ценных бумаг хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и общества, находящегося под его прямым или косвенным контролем. Несмотря на то, что форма ФЭС 443-П присутствует в личном кабинете Росфинмониторинга каждой некредитной финансовой организации, перечисленной в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ. В связи с этим, возникает вопрос об «уместности» указанной формы в личных кабинетах финансовых организаций, которые не относится к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, то есть не являются брокерами, дилерами, форекс-дилерами, управляющими, депозитарием, регистратором в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

И, разумеется, в связи с рассматриваемыми изменениями ждем изменений и дополнений в Положение №443-П.

В заключение хочу отметить, что проведенный анализ является лично моим профессиональным мнением, как независимого эксперта в сфере ПОД/ФТ, которое сформировано строго на нормах закона и не согласовано с надзорными органами. В случае если Вы столкнулись с субъектами, упомянутыми в с п. 1.3 статьи 6 Закона 115-ФЗ, и затрудняетесь в выработке единого подхода, обращайтесь к нашим специалистам, и мы поможем Вам сформировать письменный запрос от Вашего имени в Интернет-приемную Банка России.

1 Финансовые организации - кредитные организации и некредитные финансовые организации.

2 Приложение №4 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утв. приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110.

3 Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 №1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи"; Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 №575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи".

К серьезным преступлениям, совершаемым на территории РФ, относятся действия, связанные с отмыванием капиталов, иного имущества. Отмывание денег – это любые операции, связанные с финансами и имуществом, которое было приобретено в собственность незаконны способом. Уголовная ответственность и наказание за подобное преступление рассматриваются в статье 174 УК РФ.

Что такое отмывание денег

Особенно остро стоит вопрос извлечения незаконной прибыли в процессе реализации одной из теневых схем, включая финансирование террористический группировок, лиц, связанных с терроризмом. Введение закона №115-ФЗ призвано регулировать множество неясностей относительно процедуры выявления и превентивных мерах, пресекающих развитие негативных сценариев расширения сфер незаконной деятельности преступных организаций.

Положения закона №115, принятого в августе 2001 года, направлены на противодействие отмыванию незаконно полученных доходов (их легализации в экономике).

Законом №115-ФЗ приводятся разъяснения относительно того, что входит в понятие «отмывание денег», и каковы инструменты для выявления преступной деятельности, связанной с легализацией капитала.

В рамках определения понятия под отмыванием доходов понимают денежные поступления в виде наличности или безналичные перечисления, ставшие результатом незаконной деятельности преступников. Таким образом, доход, полученный преступным путем, представляет собой прибыль, полученную при проведении преступных схем, требующую дальнейшей легализации для свободного использования в коммерческих и личных целях.

Термин «отмывание денежных средств» (другое название – легализация) неотъемлемо связан с операциями, направленными на придание деньгам, полученным преступным путем, законного статуса в пределах правового поля.

Легализация предполагает переход денежных средств из наличности в безналичную форму, конечная цель которого — скрыть настоящий источник дохода. Первые шаги по легализации зачастую связаны с подделкой документов для создания видимости ложных сделок. Возврат денежной массы истинному владельцу уже происходит законным путем, выводя его капитал из теневого оборота, создавая репутацию добросовестного приобретателя.

Описание процесса легализации

Любая операция по отмыванию средств характеризуется определенной последовательностью, представляя собой несколько шагов:

  1. Совершение преступления с незаконным добыванием денег или имущества. К таким преступлениям могут относиться мошеннические действия, деятельность террористов, взятки, коррупция, торговля наркотическими веществами, доход от организованной преступности, иные способы.
  2. Размещение средств в потоке «чистых» коммерческих капиталов.
  3. Сокрытие следов реального источника появления капиталов с переводом средств на счета в иностранных банках, иные инвестиции, никак официально не связанные с преступниками.
  4. На стадии интеграции средства банковских счетов в других странах возвращаются преступникам на абсолютно законных основаниях в качестве их дохода.

В результате возникают ситуации обогащения, настоящая причина которого практически не отслеживается. Задача государственных служб – своевременное выявление и препятствие отмыванию незаконных капиталов, а также привлечение ответственных в этом деянии людей к ответу в рамках уголовного и административного законодательства.

Несение уголовной ответственности

Не только сами преступники, совершившие операции по легализации средств, несут уголовное наказание, но и лица, которые не оказали противодействия в момент отмывания средств. Правда, меры к таким гражданам применяются на основании Кодекса об административных правонарушениях (в частности, ст. 15.27 КоАП РФ). Ответственность применяется как к должностным лицам, так и к обычным физическим лицам. Если будет доказано, что лицо оказало прямое способствование отмыванию средств, вина рассматривается на основании уголовного законодательства.

Виновных в преступлениях по отмыванию средств или имущества ждет наказание согласно ст. 174 УК РФ:

  • штраф на сумму равную 120 тысячам рублей или годовому заработку осужденного (зарплата или иной доход);
  • если преступление связано с легализацией больших объемов отмытых средств, штраф увеличен до 300 тыс. рублей, альтернативным наказанием служит начисление штрафа в размере двухлетнего заработка, или нахождение в заключении сроком до 4 лет с возможным штрафом в пределах 100 тыс. рублей или полугодового заработка осужденного, судья также может назначить отбывание срока без выплаты штрафа;
  • возможно назначение принудительных работ или отбывание срока в течение 2 лет, а также дополнительное начисление штрафа до 50 тыс. рублей или трехмесячного заработка осужденного.

На видео о проведении проверок

Если речь идет об отмывании средств на особо крупные суммы, совершенном в результате сговора отдельной группы лиц злоумышленников (пункты «а» части 3 ст. 174 и ст. 174-1 Уголовного Кодекса), а также в случае легализации крупных сумм, совершенной должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (пункты «б» части 3 ст. 174 и ст. 174-1), предусмотрено более суровое наказание длительностью от 4 лет. Максимальный срок наказания – 8 лет. В качестве дополнительного наказания применяется штраф на сумму до 1 миллиона либо в размере пятилетнего заработка. Назначение штрафа выполняется по усмотрению судьи.

Направленность настоящего Федерального закона связана с защитой законных интересов и прав граждан, общества и в целом государства посредством создания нормативного механизма противодействия отмыванию средств, которые были получены нелегальным путем, и финансированием терроризма.

В данной статье Вы можете ознакомиться с общими положениями 115-го Федерального закона, доступного также для скачивания. Кроме того, мы предлагаем краткий обзор последних корректировок, внесенных в соответствующий закон 191-м Федеральным законом в 2016 году.

Общие положения

115-й Федеральный закон регулирует отношения:

  • граждан РФ и таковых без гражданства, иностранных лиц, а также организаций, чья деятельность связана с денежными средствами либо прочим имуществом;
  • структур иностранного государства, которые не предполагают образования юридического лица;
  • государственных органов, которые обеспечивают контроль на территории РФ за осуществлением операций, связанных с денежными средствами/прочим имуществом и имеет своей целью предупреждение, обнаружение и пресечений действий по отмыванию доходов преступным путем, а также финансированием терроризма;
  • федеральных органов исполнительной ветви власти и юридических лиц, касающихся установления бенефициарных владельцев юрлиц.

Действие 115-го Федерального закона распространяется:

  • на представительства и филиалы;
  • дочерние организации предприятий, чья деятельность связана осуществлением операций с денежными средствами и прочим имуществом, и которые находятся за пределами РФ, если это не идет вразрез с законодательством того государства, где установлено их местонахождение.

Кроме того, согласно международным договорам РФ, действие 115-го Федерального закона распространяется, в том числе, на юридических и физических лиц, которые выполняют операции с денежными средствами и прочим имуществом за пределами РФ.

Скачать полный текст 115-ого Федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов можно .

Какие последние изменения были внесены в закон

Все субъекты без исключения должны внимательно отнестись к данным нововведениям в законодательстве, касающихся, прежде всего, процедур осуществления идентификации клиентов и их представителей, бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей.

Рассмотрим их подробнее:

  • Поправки в 7-ю статью, в которой оговариваются права и обязанности предприятий, чья деятельность связана с осуществлением операций с денежными средствами/прочим имуществом. В частности, новая редакция коснулась перечня сведений, которые устанавливаются в отношении клиента (юридического лица) и его представителя, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца клиента (юридического лица). Вышеуказанные субъекты 115-го Федерального закона обязаны внести изменения в правила, предусмотренные для соблюдения внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, и анкету клиента. Согласно поправкам, теперь отдельно указывают организационно-правовую форму юрлица. Что касается анкеты, то здесь следует включать сведения, которые устанавливаются для юридических лиц, чья регистрация была осуществлена в соответствии с законодательством иностранного государства.
  • Благодаря новой редакции, у субъектов рассматриваемого Федерального закона появилась возможность самостоятельно выбирать характер, а также объем мер, связанных с изучением клиентов в рамках осуществления идентификации и дальнейшего обслуживания. При этом следует учитывать степень риска выполнения клиентами операций по отмыванию средств и финансированию терроризма. Речь идет о следующих мерах: получение сведений, касающихся целей установления и предполагаемого характера деловых взаимоотношений клиентов с предприятием/ИП; обозначение целей деловой репутации клиентов, финансового положения, осуществления финансово-хозяйственной деятельности; выявление источников получения денежных средств и прочего имущества клиентов.

  • Субъекты настоящего Федерального закона имеют право использовать сведения, которые были представлены клиентом для осуществления целей идентификации или обновления информации, также в форме электронного документа за электронной подписью. Ожидается, что нововведение позволит значительно ускорить документооборот между субъектами 115-го Федерального закона их клиентами, что, в свою очередь, приведет к ускорению выполнения обязанности, связанной с идентификацией клиентов до осуществления приема на обслуживание, а также сокращению времени для заключения договора.
  • Были также дополнены обязанности клиентов. Теперь клиентам вменяется обязанность предоставления предприятиям, чья деятельность связана с выполнением операций с денежными средствами/прочим имуществом, сведений относительно собственных участников/учредителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев.