Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда. Локальные нормативные акты по охране труда в организации Перечень нормативных актов по труду

Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. (статья 209 ТК РФ).

Правовые мероприятия заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств обеспечения их соблюдения, т.е. охраняемых государством под страхом санкций. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает в себя федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также локальные нормативные акты, принимаемые на конкретных предприятиях и в организациях.

Социально-экономические мероприятия включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда; установление компенсаций и льгот при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда; защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников; обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах и т.д.

Организационно-технические мероприятия заключаются в организации служб и комиссий по охране труда на предприятиях и организациях в целях планирования и осуществления работы по охране труда, а также обеспечения контроля за соблюдением правил охраны труда; организация обучения руководителей и персонала; информирования работников о наличии (отсутствии) вредных и опасных факторов; аттестации рабочих мест, а также в целях устранения или уменьшения степени воздействия негативных факторов при проведении мероприятий по внедрению новых безопасных технологий, использованию безопасных машин, механизмов и материалов; повышении дисциплины труда и технологической дисциплины и т.д.

Санитарно-гигиенические мероприятия заключаются в проведении работ, направленных на снижение производственных вредностей с целью предотвращения профессиональных заболеваний.

Лечебно-профилактические мероприятия включают организацию первичных и периодических медицинских осмотров, лечебно-профилактического питания и т.д.

Реабилитационные мероприятия подразумевают обязанность администрации (работодателей) перевести работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показаниями и т.д.

К иным мероприятиям следует отнести мероприятия, направленные на выполнение требований пожарной безопасности, промышленной безопасности, электробезопасности и прочего в процессе трудовой деятельности работников.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются (статья 210 ТК РФ):

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в области охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей; и т.д.

Государственные нормативные требования охраны труда и здоровья.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. (статья 211 ТК РФ)
Конституция Российской Федерации
Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Работник обязан:

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания;
  • проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.

Цели, задачи и принципы правового регулирования охраны труда.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управление трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда);
  • разрешению трудовых споров.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений (Ст. 2 ТК РФ):

  • Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • Равенство прав и возможностей работников;
  • Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • Обеспечение равенства возможностей работников без дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • Сочетание государственного договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • Обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленным Трудовым Кодексом и иными федеральными законами;
  • Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • Обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

В соответствии с главой 35 «Организация охраны труда» Трудового Кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.
Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.
В соответствии со статьей 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующим требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Нормативно-правовые акты по охране труда: гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, стандарты безопасности труда

Правовое поле в области охраны труда состоит из четырех взаимосвязанных уровней правовых нормативов: единых, межотраслевых, отраслевых и нормативов предприятий.

Единые правовые нормативы включают в себя основные государственные документы, которые устанавливают фундаментальные принципы политики государства в области охраны труда. Это Конституция, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ФЗ – 181).
Межотраслевые правовые нормативы представляют собой государственные документы, которые действую без исключения во всех отраслях экономики, т.к. не имеют отраслевого признака. К ним относятся: стандарты Системы стандартов безопасности труда (ГОСТы и ССБТ), межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы), руководства (Р) Госсанэпидемнадзора Минздрава России, правила безопасности (ПБ) Ростехнадзора, документы Госэнергонадзора России («Правила устройства электроустановок» – ПУЭ, «Правила эксплуатации электроустановок потребителей» – ПТЭ, «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей» — ПОТ РМ-016-2001), строительные нормы и правила (СНиП).
Отраслевые правовые нормативы определяют требования безопасности, являющиеся специфическими для той или иной отрасли экономики. Это – отраслевые стандарты – ОСТы, отраслевые правила по охране труда – ПОТ О, типовые отраслевые инструкции – ТОИ. Эти правовые нормативы рассчитаны только на конкретную отрасль экономики и не имеют юридической силы в других отраслях.
Нормативные правовые акты предприятия представляют собой локальные акты, действующие только на конкретном предприятии: приказы, распоряжения, должностные инструкции, инструкции по охране труда и др.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия Системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ.
Каждый из документов имеет равную правовую силу. Например, требования безопасности труда, заложенные в инструкции по охране труда на рабочем месте, являются столь же обязательными для работника и работодателя, как и выполнение требований статей Конституции Российской Федерации.

Порядок обеспечения охраны труда и осуществление
государственного контроля и надзора.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.
В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:
1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

  • федеральная инспекция труда;
  • федеральные надзоры — органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;
  • органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

  • органы исполнительной власти на федеральном уровне;
  • органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;
  • органы местного самоуправления.

3) Органы, осуществляющие общественный контроль:

  • профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

Контроль состояния охраны труда на рабочих местах в ОАО «РЖД».

Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:

  • Государственный контроль и надзор;
  • Ведомственный контроль:
    • Комплексные проверки;
    • Целевые проверки;
    • Оперативный контроль
  • Общественный контроль;
  • Производственный контроль.

Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной инспекцией труда и иными федеральными органами контроля.

Ведомственный контроль осуществляется:

  • Департаментом охраны труда ОАО «РЖД»;
  • Службами охраны труда железных дорог;
  • Руководителями предприятий и учреждений;
  • Ведомственными органами контроля и надзора (Ростехнадзор);
  • Общественный контроль осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников.

Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния охраны труда проводятся на основании ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма на железных дорогах.
Комплексные проверки проводятся не реже одного раза в 5 лет.
Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда.
Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог.
Оперативный контроль за состоянием охраны труда проводится руководителями и специалистами управлений и отделений дороги при посещении ими предприятий.

Обязанности работодателя по созданию безопасных условий труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, применяемых инструментов и материалов;
  • применение средств индивидуальной защиты;
  • безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха;
  • приобретение и выдачу спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • обучение безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчастных случаях, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • контроль состояния условий труда на рабочих местах;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
  • недопущение работников без прохождения обязательных медосмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
  • беспрепятственный допуск лиц органов управления охраной труда, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профзаболеваний.

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Работники, осуществляющие виды деятельности, связанные с источниками повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Статья 214 ТК РФ обязывает работника:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно применять средства защиты;
  • проходить обучение безопасным методам выполнения работ, приемам оказания первой помощи, инструктажи по охране труда, стажировку, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни людей, о каждом несчастном случае, о признаках острого профзаболевания;
  • проходить медицинские осмотры.

Права и обязанности работников в области охраны труда.

Право работника на труд определено статьей 219 ТК РФ. Каждый работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • получение достоверной информации об условиях охраны труда на рабочем месте;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • обеспечение средствами защиты в соответствии с требованиями охраны труда;
  • обучение безопасным методам и приемам труда;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля;
  • личное участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая или профзаболевания;
  • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
  • компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (статья 220 ТК РФ). Условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда.

Если работа приостановлена органами надзора из-за нарушения требований охраны труда не по вине работника, за ним сохраняются место работы и средний заработок на время приостановления работы. При отказе работника от работ в случае опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае не обеспечения работника средствами защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший простой. Отказ работника, в таких случаях, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение вреда осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. №125-ФЗ.

Государство устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда.

На работах с вредными условиями труда, или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно сертифицированные средства индивидуальной защиты и спецодежда (статья 221 ТК РФ) в соответствии с установленными нормами, коллективным договором или тарифным соглашением. Их приобретение, хранение, ремонт, стирка, дезактивация осуществляются за счет средств работодателя.
В целях обеспечения санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в организации оборудуются санитарно-бытовые помещения (для приема пищи; оказания медицинской помощи; отдыха в рабочее время и психологической разгрузки). Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи. Перевозка в лечебные учреждения работников, пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваний, производится транспортными средствами организации либо за ее счет (статья 223 ТК РФ).
В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда: дисциплинарная, административная, материальная и уголовная. Дисциплинарная – в соответствии ТК РФ: замечание, выговор, увольнение.
Административная – в соответствии КоАП РФ.
Материальная – в виде возмещения убытков в добровольном либо судебном порядке.
Моральный ущерб – только по обоюдному согласию либо через суд.
Уголовная ответственность – в соответствии УК РФ ст. 143 — Нарушение правил охраны труда, 113 – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, 216 – нарушение ПБ при ведении горных, строительных и иных работ, 217 – нарушение ПБ на взрывоопасных объектах, 219 – нарушение правил пожарной безопасности, 350 – нарушение правил вождения или эксплуатации машин.
Ответственность за нарушение нормативных актов по охране труда определены статьей 362 Трудового кодекса РФ, статьями 23…26 Основ законодательства об охране труда, Уголовным кодексом РФ (статьи 143, 238,263, 266, 268), Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 5, 6, 8…13). Должностные лица, виновные в нарушении законодательных и нормативных актов об охране труда, привлекаются к ответственности.
Например, статья 11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах.
В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ за нарушение правил охраны труда лицом, ответственным за соблюдение этих правил, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, это лицо наказывается штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо лишением свободы на срок до двух лет; если это повлекло за собой смерть человека - лишением свободы на срок до пяти лет. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей – наказывается наложением штрафа в размере 100-200 МРОТ либо лишением свободы до 2 лет.

Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда.

Действующим законодательством РФ предусмотрены различные виды ответственности руководителей, должностных лиц и организаций за нарушения, связанные с охраной труда.

Административная ответственность наступает если:

  1. нарушения, не связанные с привлечением к уголовной ответственности; (ответственность определяется в виде наложения штрафа от 5 до 50 МРОТ;
  2. нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору штраф от 30 до 50 МРОТ;
  3. сокрытие страхового случая при обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве (штраф 3-5 МРОТ, а с юридического лица 50-100 МРОТ).

Соглашения по охране труда. Роль профсоюзов.

Участие Работников в управлении охраной труда осуществляют при проведении:

  • специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • производственного контроля;
  • контроля и оценке состояния условий и охраны труда на производственном объекте.

Представительным органом работников ОАО «РЖД» является РОСПРОФЖЕЛ. Предложения работников по улучшению условий и охраны труда рассматривают в комитетах (комиссиях) по охране труда и учитывают в разделе «Улучшение условий и охраны труда» коллективного договора.
Коллективный договор – это соглашение между представителями руководства ОАО «РЖД» и представителями работников, в лице руководства РОСПРОФЖЕЛ.
Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ, внештатные технические инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в установленном порядке беспрепятственно посещают производственные подразделения ОАО «РЖД» для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий трудового договора.
Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ вносят обязательные для рассмотрения должностными лицами представления, требования и предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Техническая инспекция труда осуществляет свои функции в соответствии с положением, утвержденным РОСПРОФЖЕЛ.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда исполняют свои функции в соответствии с Типовым положением об уполномоченном (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза с учетом особенностей и специфики работы согласно положению, утвержденного РОСПРОФЖЕЛ.
Руководители филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» предоставляют в установленном порядке соответствующему выборному органу РОСПРОЖЕЛ сведения о принятых мерах, выполнении мероприятий по улучшению условий и охране труда и устранению причин происшедших несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В соответствии с договоренностью с компанией «Консультант Плюс» размещаем основополагающие нормативные правовые акты по вопросам охраны труда и пожарной безопасности. Для удобства работы нормативные акты структурированы по тематикам.
Обращаем Ваше внимание, что тексты отдельных НПА доступны лишь в определенное время .

Нормативные правовые акты по вопросам охраны труда и пожарной безопасности

Основы основ

  1. Уголовный кодекс РФ (УК РФ). Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ .
  3. Федеральный закон от 30.12.01 № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» .
  4. Постановление Правительства РФ от 27.12.10 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» .
  5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н (ред. от 22.11.2011) «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17648) .

До и в процессе проверки работодателя надзорными органами

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (с изм.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  2. Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875
    «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Трудовые отношения

  1. 1. Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»

Организация работы по охране труда у работодателя

  1. ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования
  2. Постановление Минтруда РФ от 08.02.00 № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»
  3. Постановление Минтруда РФ от 17.01.01 № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.2012 N 23513) .
  5. Постановление Минтруда РФ от 22.01.2001 N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»
  6. Приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2014 N 33294).
  7. Постановление Минтруда РФ от 17.12.02 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»

Требования к квалификации специалистов по охране труда

  1. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»
  2. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»

Обучение по вопросам безопасности труда

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
  2. ГОСТ 12.0.004-90 (1999) ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
  3. Постановление Минтруда РФ от 13.01.03 № 1 и Минобразования РФ от 13.01.03 № 29 «О утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Специальная оценка условий труда

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
  3. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 32н
    «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»
  4. Письмо ПФ РФ от 12.02.2014 N НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов»
  5. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
  6. Постановление Правительства РФ от 03.07.2014 N 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»
  7. Приказ Минтруда России от 03.07.2014 N 436н»Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда»(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2014 N 33492)
  8. Приказ Минтруда России от 12.08.2014 N 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»
  9. Приказ Минтруда России от 22.09.2014 № 652н «Об утверждении порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда»

Безопасное выполнение работ на высоте

  1. Правила по охране труда при работе на высоте, утверждены приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 155 н.
  2. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
  3. Государственный стандарт СССР ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»
  5. ГОСТ Р ЕН 365-2010 ССБТ. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования к инструкции по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту, маркировке и упаковке.
  6. ГОСТ 32489-2013 «Пояса предохранительные строительные. Общие технические условия».
  7. ГОСТ Р ЕН 363-2007 ССБТ. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Страховочные системы. Общие технические требования.
  8. ГОСТ Р ЕН 355-2008 ССБТ. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Амортизаторы.
  9. ГОСТ Р ЕН 813-2008 ССБТ. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Привязи для положения сидя.
  10. ГОСТ 12.1.046-85 ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок.
  11. ГОСТ 12.4.059-89 ССБТ. Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные. Общие технические условия.
  12. ГОСТ 12.4.107-2012 ССБТ. Строительство. Канаты страховочные. Технические условия.
  13. ГОСТ 23407-78 «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия».
  14. ГОСТ 24258-88 Средства подмащивания. Общие технические условия (с поправками).
  15. ГОСТ 26887-86 «Площадки и лестницы для строительно-монтажных работ. Общие технические условия».
  16. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве». Часть 1. Общие требования. Госстрой России, 2001 г.
  17. СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве». Часть 2. Строительное производство. Госстрой России, 2002 г.

Производственный контроль

  1. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О спнитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 №18 СП (Санитарные правила) от 13.07.2001 № 1.1.1058-01 (с изменениями на 27 марта 2007 г)

Обеспечение молоком и профпитанием

  1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.09 № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»
  2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.09 № 46н «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»

Средства индивидуальной защиты

  1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.09 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.01.10 № 28н «О внесении изменений в Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 290н»)
  2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.10 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»
  3. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 (ред. от 13.11.2012) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (вместе с «ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты»)
  4. Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 г. №541н);
  5. Нормы бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам, осуществляющим наблюдения и работы по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; постоянному и переменному составу учебных и спортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО)), утвержденные Постановлением Минтруда России от 31.12.1997 г. №70;
  6. Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 г. №297).

Медицинское освидетельствование работников

  1. Постановление Правительства РФ от 23.09.02 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»
  2. Приказ Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г. Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. (вступил в силу с 1.01.2012 г)

Социальная защита пострадавших на производстве и социальное страхование

  1. Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»(Постановление Правительства РФ от 31.09.02 № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве»)
  2. Федеральный закон РФ от 24.07.98 № 125-Ф3 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  3. Приказ Минтруда России от 25.12.2012 N 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2012 N 26385)
  4. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2012 N 26440)

Пожарная безопасность

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  2. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  3. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»)
  4. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»
  5. Постановление правительства РФ №1225 от 30.12.2011 г. «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»
  6. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171) (ред. от 09.12.2010)
  7. «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173)
  8. Приказ МЧС России от 24.04.2013 N 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»)
  9. «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»
  10. Приказ МЧС России от 21.02.2013 N 115 «Об утверждении свода правил СП 6.13130 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (вместе с «СП 6.13130.2013. Свод правил…»)
  11. Приказ МЧС России от 21.02.2013 N 116 «Об утверждении свода правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»
  12. «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 179)
  13. «СП 10.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 180) (ред. от 09.12.2010)

В этой статье мы разберемся, какие государственные нормативные требования охраны труда должен знать каждый специалист по ОТ и ТБ, какие нормативные документы по охране труда нужно использовать для решения конкретных производственных задач, что может входить в перечень нормативных документов по охране труда на конкретном предприятии. В конце статьи обязательно посмотрите видеоролик на эту тему.

Чтобы правильно понимать суть своей работы и , профильные специалисты должны четко знать требования действующих нормативных документов по охране труда. Основные наиболее часто используемые документы должны быть всегда под рукой. Какие же нормативные документы по охране труда в 2019 году специалисты чаще всего помещали на свой письменный стол?

Базовый перечень нормативных документов по охране труда

Нормативно правовые акты по охране труда разделены на государственный и локальный уровни. В перечень документов каждого из уровней входят нормы, правила, положения, стандарты, инструкции и другие нормативные акты, содержащие обязательные либо рекомендованные для выполнения требования и нормативы. Не допускается противоречия положений разработанной в организации локальной документации государственным нормативным требованиям охраны труда.

Базовые нормативные акты, определяющие взаимоотношения работодателей и трудящихся в сфере ОТ:

1. Трудовой кодекс РФ. В разделе 10 Кодекса прописаны обязательные для выполнения любыми организациями требования относительно:

√ задач госнадзора за состоянием ОТ;
√ обеспечения трудящихся молоком, лечебно-профилактическим питанием;
√ организации обучения вопросам ОТ;
√ организации общественного контроля со стороны трудящихся и профсоюзов, обязанностей и прав каждого из участников системы контроля;
√ ответственности всех участников трудового процесса за нарушение требований ОТ;
√ прав трудящихся на безопасную профессиональную деятельность;
√ подбора и передачи трудящимся СИЗ;
√ организации медосмотров;
√ организации госэкспертизы условий труда;
√ функционирования комиссий по ОТ;
√ расследования и постановки на учет НС, ПЗ;
√ санитарно-бытового обслуживания.

2. Прочие нормативные документы. В повседневной деятельности специалистам по ОТ понадобятся такие нормативные документы по охране труда (2019 год):

125-ФЗ «Об обязательном соцстраховании от НС и ПЗ» , в котором прописаны основы соцстрахования и порядок возмещения причиненного травмой или заболеванием вреда;

123-ФЗ «Техрегламент о требованиях ПБ» , который устанавливает базовые требования к различным объектам общественного, производственного и бытового назначения;

и Приказ от 15.02.2014 №835н , утверждающие основания и порядки проведения предварительных, периодических, предсменных, послесменных, предрейсовых и послерейсовых медосмотров;

Перечисляющий его функции и раскрывающий содержание каждой из них.

Также специалисту понадобятся правила и нормы охраны труда, предназначенные для отрасли, в которой ведет хозяйственную деятельность его компания. Например, в автотранспортных организациях в базовый перечень нормативных документов по охране труда в 2019 году входит постановление Минтруда и соцразвития РФ от 12.05.2003, которое вводит в действие ПОТ РМ-027-2003, а на предприятиях строительной отрасти в перечень наиболее часто используемых нормативно правовых актов по охране труда включены многочисленные СНиПы.

Краткий перечень нормативных документов по охране труда, который поможет выполнить конкретные задачи

Правильно:

< организовать обеспечение трудящихся молоком , спецпитанием или компенсировать их отсутствие помогут постановление Правительства РФ от 13.03.2008 №168, приказы Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 №45н и №46н;

< организовать спецоценку условий на рабочих местах помогут постановления Правительства от 14.04.2014 №290 и от 03.07.2014 №614, приказы Минтруда от 25.12.2012 №625н и Роструда от 30.10.2014 №384;

< наладить выдачу СИЗ помогут приказы Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 №290н, от 20.04.2006 №97, от 25.04.2011 №340н, от 31.12.2010 №1247н, от 14.12.2010 №1104н, от 07.12.2010 №1077н, от 18.06.2010 №454н, от 22.06.2009 №357н, от 09.12.2009 №970н, от 24.12.2009 №1028н, от 12.08.2008 №416н, от 22.10.2008 №582н, от 16.07.2007 №477н и приказы Минтруда РФ от 09.12.2014 №997н, от 03.11.2015 №844н, от 01.11.2013 №652н, от 02.08.2013№341н и его же постановление от 31.12.1997 №70, которые устанавливают соответствующие правила и нормы охраны труда для разных отраслей;

< организовать работу трудящихся младше 18 лет, женщин и инвалидов помогут постановления Правительства РФ от 25.02.2000 №162 и №163, от 06.02.1993 №105, постановление Минтруда РФ от 07.04.1999 №7 и его же приказ от 19.11.2013 №685н, а также СП 2.2.9.2510-09;

< организовать работу кабинета, уголков ОТ поможет постановление Минтруда от 17.01.2001 №7. В нем освещены основные задачи, для решения которых они оборудуются, перечень необходимого оснащения (оборудование, наглядная агитация, документы, макеты, образцы СИЗ и др.) и рекомендации по организации их работы;

< организовать работу уполномоченного трудового коллектива по ОТ поможет постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 №30;

< разработать и внедрить СУОТ помогут приказ Минтруда РФ от 19.08.2016 №438н, ГОСТ 12.0.230.1-2015, а оценить качество ее построения и эффективность работы – ГОСТ 12.0.230.2-2015;

< разработать инструкции по ОТ специалисты смогут после изучения требований РД 11 12.0035-94 «ССБТ. Инструкция по ОТ. Требования к разработке, оформлению, изложению и обращению»;

< создать комиссию по ОТ поможет приказ Минтруда России от 24.06.2014 №412н;

< укомплектовать службу ОТ персоналом помогут постановления Минтруда от 22.01.2001 №10 и 08.02.2000 №14;

< укомплектовать аптечки поможет приказ Минздрава и соцразвития РФ от 05.03.2011 № 169н, в котором прописаны названия необходимых изделий и медикаментов, нужное их количество и параметры (форма выпуска, размеры).

Больше всего полезной для специалиста по ОТ информации содержится в нормативно-правовых актах по охране труда, образующих ССБТ. Часть включенных в ее состав госстандартов, правил и норм охраны труда носит рекомендательный характер, т. е. организациям дано право самостоятельно решать, пользоваться конкретным ГОСТом или нет. Например, качественно организовать обучение трудящихся ОТ в дополнение к обязательному для выполнения постановлению 1/29 поможет . В ССБТ многочисленные правила и нормы охраны труда систематизированы и разбиты на подсистемы (в настоящее время их 6 – с 0 по 5 включительно), поэтому выбрать нужные нормативные документы по охране труда отсюда не составит труда.

Рекомендательный характер носят и Типовые инструкции, утверждаемые, как правило, на федеральном уровне. В ходе разработки собственных инструкций текст типовых инструкций можно изменять и дополнять либо не использовать их вовсе и работать «с чистого листа», соблюдая требования РД 11 12.0035-94.

Видеоролик Анатолия Терентьева «Нормативные требования охраны труда» (Нормативно-правовые акты по охране труда)

Текст видео:

Нормативно-правовые акты по охране труда содержат в себе обязательные государственные требования как по охране труда, так и по пожарной безопасности.

В каких случаях Вам пригодятся нормативные документы?

√ Вам надо разрабатывать мероприятия по реализации любых видов работ;
√ Вам нужно разработать инструкцию по охране труда;
√ У Вас случился (не дай Бог) несчастный случай на предприятии, и Вам этот случай надо расследовать.
√ Вам надо обосновано доказать инспектору по труду, что нарушений у Вас не было.

Давайте поговорим о том, какие есть государственные нормативные документы, которые в Вашей работе могут пригодиться?

1. Конституция Российской Федерации — прописывается во всех документах, но на практике практически не применяется.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации – это основной документ, который регулирует отношение между работодателем и работником. Трудовой Кодекс специалисту по охране труда условно можно разбить на две части:

1 часть ТК – трудовое право. Если, например, Вас интересует содержание трудового договора, порядок предоставления отпуска, предоставление гарантий и компенсаций.

2 часть ТК — охрана труда, раздел 10. В этом разделе есть:

√ права и обязанности работодателя (указывается что он должен делать, а вот ка делать – не указывается);
√ права и обязанности работника;
√ порядок расследования и учета несчастных случаев на предприятии.

В Трудовом Кодексе также есть важные разделы, касающиеся государственного контроля надзора в Российской Федерации за соблюдением трудового законодательства, а также контроль и надзор со стороны общественных организаций (профсоюзов)

3. Иные нормативно-правовые акты Российской федерации (субъектов РФ).

√ системы стандартов безопасности труда. Это ГОСТы и технические регламенты;

√ правила по охране труда на каждый вид работ;

√ строительные нормы и правила (СНиПы). Довольно часто в организации проводят совмещенные работы, когда на предприятие приходит строительно-монтажная организация для проведения строительных работ. Возникает вопрос, как правильно допустить эту бригаду, как правильно организовать совместную работу двух организаций? В СНиПах вы найдете ответ на эти вопросы;

√ санитарные нормы и правила (СанПиНы). За выполнение санитарных норм и правил следит Роспотребнадзор. Одним из самых важных СанПиНов называется «Производственный контроль за соблюдением санитарных правил».

√ нормативно-правовые акты по пожарной безопасности. Самым важным документом является «Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

√ требования по опасным производственным объектам (Федеральный закон 116 ФЗ). Применяется исключительно для работников, работающих на опасных производственных объектах.

Акт проверки системы охраны труда на предприятии в рамках выполнения соглашения между администрацией и работниками

Акт, фиксирующий результаты проведенной проверки соблюдения на предприятии условий охраны труда, составляется уполномоченной на это комиссией. Комиссия создается в порядке ст. 218 ТК РФ, инициатива по ее формированию может принадлежать как администрации, так и работникам (либо их представителям). При этом необходимо отметить, что ТК РФ не обязывает администрацию организации создавать подобную комиссию заблаговременно. Соответственно, речь о ее создании может идти лишь при возникновении соответствующей необходимости.

Существенным подспорьем при образовании комиссии является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 24.06.2014 № 412н, который содержит уже готовую правовую основу (типовое положение) для ее работы. П. 2 данного положения предписывает, что созданная комиссия должна действовать на основании внутреннего документа организации, разработанного с учетом ее специфики и требований типового положения.

Основная цель работы комиссии — проверка соблюдения требований безопасности труда (выполнения индивидуальных и коллективных соглашений между администрацией и работниками) и подготовка предложений по доработке указанных соглашений в целях предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма.

Документом, призванным фиксировать выявленные нарушения, является акт о проверке.

Что же касается устранения обозначенных в акте нарушений, то соответствующие планы мероприятий (предложения, рекомендации и т. д.) составляются комиссией отдельно и составными частями акта не являются.

Предписание инженера и акт о состоянии охраны труда

Анализ ст. 217 и 218 ТК РФ показывает, что акт и предписание специалиста (инженера) по охране труда имеют разную природу и составляются разными лицами.

Специалист (инженер) по безопасности труда, в отличие от описанной выше комиссии, — постоянно действующий сотрудник, деятельность которого осуществляется согласно ч. 1 ст. 217 ТК РФ (хотя этим же может заниматься и целое подразделение, исполняющее его функции). В своей работе он обязан руководствоваться рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда РФ «Об утверждении…» от 08.02.2000 № 14. Этим же документом утвержден бланк предписания, которое обязательно для исполнения администрацией организации.

Акт же проверки ситуации в сфере трудовой безопасности, в отличие от предписания, комиссия разрабатывает самостоятельно, если только его унифицированная форма не утверждена внутренним документом организации при принятии положения (инструкции) о деятельности данного органа. Действующим законодательством унифицированной формы акта не установлено, что позволяет каждой организации использовать свои варианты, учитывающие специфику производства и особенности охраны труда, характерные именно для нее.

Образец акта проверки состояния охраны труда, на который можно ориентироваться при составлении, вы можете увидеть ниже.

Образец заполнения акта проверки по охране труда

Акт проверки состояния охраны труда в ООО «Заря» № 2

Москва

Комиссия, действующая на основании приказа директора ООО «Заря» «Об утверждении Положения о комиссии по проверке состояния охраны труда» № 18 от 2 июля 2014 года, в составе:

  • председателя комиссии — директора ООО «Заря» Петрова С. Л.,
  • зам. председателя — специалиста по охране труда ООО «Заря» Сергеева Н. К.,
  • зам. председателя — представителя профсоюза ООО «Заря» Чиркиной А. Т.,
  • секретаря — юриста ООО «Заря» Семеновой В. А.,
  • члена комиссии — главного механика ООО «Заря» Федорова Е. В.,
  • члена комиссии — главного энергетика ООО «Заря» Синичкина В. П.,
  • члена комиссии — врача-терапевта ООО «Заря» Фоминой Н. С.

провела комплексное обследование состояния системы безопасности труда сотрудников предприятия, соблюдения санитарно-гигиенических требований, выполнения правил пожаро- и электробезопасности.

По результатам проведенной проверки выявлены следующие недостатки:

  1. Некомплект средств индивидуальной защиты для электрика:
    • отсутствуют диэлектрические галоши, изолирующие колпаки и накладки;
    • используются диэлектрические перчатки с истекшим сроком службы.
  2. На экранирующем устройстве распределительного щита № 2 отсутствуют необходимые знаки безопасности и маркировка.
  3. При внутренних перемещениях сотрудников (временном совмещении или исполнении обязанностей отсутствующего сотрудника) на предприятии не проводился внеплановый инструктаж по охране труда:
    • с Токаревым С. М. при замещении должности оператора парового котла;
    • Сидоровым Е. Д. при временном исполнении обязанностей электрика участка № 2.
  4. Ремонт распределительного щита пожарной сигнализации в период с 8 по 10 августа 2018 года осуществляли электрики Сидоров Е. Д. и Глушко Н. П. При этом оба выполняли работы, не имея допуска соответствующего уровня. Инструктаж с ними по соблюдению требований охраны труда не проводился.
  5. Предписание № 4 инженера по охране труда об устранении нарушений норм электробезопасности, выданное главному энергетику ООО «Заря» 2 сентября 2018 года со сроком исполнения до 2 февраля 2019 года, на момент проведения проверки не исполнено в полном объеме.

Член комиссии Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Трудовой кодекс детально прописывает меры по регулированию трудовых отношений между работником и руководителем . Одной из таких мер является обеспечение условий по охране труда в любой организации.

Соблюдение методов охраны труда контролируется путём назначения особой комиссии. Её создание инициируется самим работодателем, работниками или лицами, уполномоченными защищать права рабочих.

Что такое акт проверки состояния охраны труда

В этом акте отражается результат проверки соблюдения условий охраны труда. Он составляется по результатам проверки, проведённой комиссией. Руководитель данной комиссии разрабатывает и утверждает план проведения проверок на предприятии.

Обычная практика – одна проверка в квартал, но не реже двух раз в год.

Проверка проводится полным составом комиссии или неполным. В ходе проверок проводится мониторинг следующих моментов:

  • проведение мероприятий по технике безопасности;
  • меры по предотвращению ;
  • ведение , наличие в них дат и росписей сотрудников предприятия;
  • устранение нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок.

Все замечания и недочёты заносятся в текст акта. Результаты устранения недочётов, обнаруженных в предыдущие разы, в текст документа не вписываются.

Акты составляют в двух экземплярах, проставляются подписи всех членов комиссии. Руководитель предприятия также заверяет акт своей подписью. Один экземпляр остаётся у комиссии, другой – у директора, который обязан донести данные акта до должностных лиц, ответственных за участки, на которых комиссия обнаружила недостатки.

По результатам, занесённым в акт, разрабатывается программа мероприятий по устранению выявленных недочётов. В этот план вносятся также даты проведения, ответственные лица и сроки исполнения.

Бланк образец АП охраны труда в школе можно скачать .

Акт проверки охраны труда в школе

Проверке охраны труда посвящено данное видео:

Комиссия по проверке

Комиссия для проверки соглашения не является постоянно действующим звеном на предприятии, её необязательно назначать заранее, обычно она создается в случае необходимости. Непрерывное наблюдение за охраной труда осуществляет инженер по технике безопасности (ч.1 ст. 217 ТК РФ).

Правовой основой работы такой комиссии служит приказ № 412н Минтруда РФ «Об утверждении…», который отражает основные положения по её организации и работе. Согласно этого документа работа комиссии должна проводиться в соответствии с внутренними документами организации, которые учитывают её специфику и требования типового положения.

Целью работы такой комиссии являются:

  • проверка соблюдения трудовых договоров: индивидуальных и коллективных;
  • отражение полученных результатов проверок;
  • внесение предложений по улучшению и усовершенствованию данных соглашений.

Два первых пункта вносятся в акт о проверке. Для предложений и рекомендаций создаётся отдельный документ.

Акт проверки пишется в произвольной форме, если на предприятии официально не введён унифицированный бланк такого документа.

Законодательство России не установило единый бланк акта, поэтому каждое предприятие вправе применять любой вариант составления акта.

Проверка знаний по охране труда, действующее законодательство в этой сфере и особенности составления АП рассмотрены в этом видеосюжете:

Соглашение об охране труда

Если коллективный трудовой договор в организации не подписан, требуется в виде отдельного документа издать соглашение об охране труда, главное предназначение которого – защита прав работников и работодателей. Является частью трудового договора между работодателями и работником и создаётся в качестве приложения к нему. Отражаются взаимоотношения работников и руководителей предприятия с точки зрения безопасных условий труда, нормативов по обеспечению такой безопасности, критерии ответственности каждой из сторон.

Главная цель соглашения — создание условий для предотвращения несчастных случаев при полноценном функционировании предприятия.

Нормативная база соглашения:

  1. Конституция РФ. Закрепляет право на труд с одновременным созданием условий, соответствующих требованиям по обеспечению санитарно-гигиенических стандартов и безопасности.
  2. Трудовой кодекс. Положения по охране труда, основные права и обязанности работодателей и работников по созданию условий для охраны труда.
  3. ФЗ № 52. Обязанность руководства проводить регулярные медосмотры сотрудников и обеспечивать условия труда согласно санитарных норм.

Соглашение включает в себя следующую информацию:

  • наименование предприятия и его организационная форма;
  • список лиц, ответственных за обеспечение охраны труда;
  • виды деятельности по оперативному контролю;
  • меры усовершенствования и улучшения безопасности;
  • ресурсы для обеспечения охраны труда.

Пример соглашения по охране труда в ДОУ можно скачать .

Образец соглашения

Срок действия соглашения – 1 год. Каждый год по итогам выполнения положений данного соглашения предоставляется отчёт. Отчёт служит основанием для внесения изменений и дополнений в обновлённое соглашение об охране труда.

Проверка соблюдения условий соглашения

  • Комиссия следит за соблюдением положений трудового соглашения. Производится осмотр и аттестация каждого рабочего места предприятия и на этой основе выдвигаются конкретные шаги по обеспечению охраны труда.
  • Подписывается документ, в котором фиксируются все необходимые меры по обеспечению охраны труда организационного, технического, санитарно-профилактического характера, а также .
  • Комиссия действует совместно с профсоюзами, одной из важных функций которых является наблюдение за созданием безопасных условий труда для работающих и проведение различных мероприятий по этому поводу.
  • Комиссия, состоящая из руководителя и других лиц, уполномоченных для контроля за охраной труда, в том числе профсоюзов, составляет акт, в который заносятся обнаруженные нарушения и недочёты, мероприятия по устранению этих недостатков.

Акт заполняется по такому порядку:

  • порядковый номер мероприятия;
  • его название;
  • срок реализации;
  • лицо, ответственное за проведение мероприятия и документальное оформление;
  • планируемые результаты мероприятия.

Контроль за выполнением условий соглашения (аудит) должен проводиться каждые полгода. Это позволяет обеспечить беспрерывное усовершенствование условий по безопасности труда.

Проверки госинспекции труда — тема видео ниже: