Виды и особенности контрольных проверок. Порядок уведомления и информирования о плановых и внеплановых проверках Внеплановая проверка уведомление

Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы Химич Николай Васильевич

5.4 Особенности документарных и выездных проверок

Помимо указанной классификации, все проверки Федеральным законом № 294-ФЗ в зависимости от предмета и места проведения разделены на документарные и выездные. Как документарная, так и выездная проверки могут быть проведены в ходе проведения и плановых, и внеплановых проверок.

Предметом документарной проверки в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 294-ФЗ являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Документарная проверка проводится по месту нахождения проверяющего органа.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Предметом выездной проверки в силу статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка может быть проведена только в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

Удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

Оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Однако в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц проверяющего органа, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Согласно Федерального закона № 294-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по установленной федеральным органом исполнительной власти форме.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий проверяющий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в проверяющий орган.

Важным нововведением Федерального закона № 294-ФЗ является положение о том, что результаты проверки, проведенной проверяющим органом с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень грубых нарушений установлен в части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ. К ним, например, относятся отсутствие оснований проведения проверки, нарушение сроков и времени проведения проверки, нарушение процедуры оформления проверки и т. п.

Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

1.2. Критерии отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок Выездные налоговые проверки считаются одной из самых эффективных форм налогового контроля, осуществляемого на территории Российской Федерации. При этом планирование выездных проверок

Из книги Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база автора Гусятникова Дарья Ефимовна

3.5. Особенности проверок налогоплательщиков, занимающихся производством и оборотом алкогольной продукции В истории страны доходы от производства и реализации алкогольной продукции являлись ведущими статьями государственного бюджета. Сегодня, когда государственная

Из книги Правовое регулирование международных банковских сделок и сделок на международных финансовых рынках автора Шамраев Андрей Васильевич

3.6. Особенности проверок иностранных организаций - российских налогоплательщиков В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации,

Из книги Организация бизнеса: грамотное построение своего дела автора Рыбаков Сергей Анатольевич

3.7. Особенности проверок филиалов и представительств В п. 2 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства

Из книги Обман и провокации в малом и среднем бизнесе автора Гладкий Алексей Анатольевич

3.8. Особенности проверок налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей и физических лиц Напомним, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) предпринимателя на основании соответствующего решения руководителя налогового органа или

Из книги Наличные денежные расчеты: с учетом последних изменений в законодательстве автора Корнийчук Галина

3.9. Особенности проверок налоговых агентов Налоговое законодательство понимает под налоговыми агентами лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В целом, по

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

3.2. Журналы проверок Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» всем работодателям вне зависимости от организационно-правовой

Из книги Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы автора Химич Николай Васильевич

Глава 4 Правовое регулирование документарных аккредитивов 4.1. Характеристика источников правового регулирования. Понятие документарного аккредитива, стороны и принципы аккредитивной сделкиВ международной банковской практике термину «документарный аккредитив»

Из книги Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы автора Сиббет Дэвид

Информация по результатам проверок Еще одним источником информации являются данные, полученные от госорганов после проведения внеочередных «заказных» проверок, если они были связаны с выемкой документов или истребованием копий корпоративных и

Из книги автора

Из книги автора

Порядок проведения проверок Как правило, нарушения выявляются при проведении выездных проверок, которые иногда проводятся налоговыми органами в виде специальных рейдов вместе с сотрудниками милиции или госторгинспекции. Это обусловлено еще и тем, что налоговым

Из книги автора

Результаты проверок Результаты проверок, проводимых инспекциями ФНС и территориальными органами государственных внебюджетных фондов, оформляются в аналогичном порядке. Порядок оспаривания итогов проверок налогоплательщиками (страхователями) также аналогичен.Если

Из книги автора

5. Регламент проведения проверок 5.1 Общие положения 26 декабря 2008 года был подписан Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -

Из книги автора

5.3 Проведение внеплановых проверок Предметом внеплановой проверки являются контроль за:? соблюдением юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными

Из книги автора

8. Особенности проверок административных правонарушений по статье 15.1 КоАП РФ 8.1 Существо нарушений по статье 15.1 КоАП, административная ответственность В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,

Из книги автора

Визуализация выездных сессий в Бристоле Эта история потянула бы на книгу, поэтому сразу перейду к рассказу о том, насколько важную роль сыграли графические заготовки в нашей работе. Рабочие сессии шли в Бристоле, куда съехались сотрудники всех 12 лабораторий, их

Внеплановая проверка налоговойне входит в общий график, разрабатываемый территориальными отделениями ФНС в начале каждого налогового периода, а проводится на основании соответствующего решения налогового органа. В нашей статье вы найдете информацию о том, в каких случаях ФНС может провести внеплановую проверку и какие моменты подвергаются анализу и оценке при вынесении решения о необходимости ее осуществления.

Налоговая проверка — понятие и виды

Налоговая проверка является одним из способов осуществления контроля со стороны ФНС за деятельностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с положениями ст. 87 НК РФ, налоговые проверки бывают 2 видов:

  1. Камеральные — проводятся налоговым органом по месту его непосредственного местонахождения. Объектами исследования при этом становятся налоговые декларации и иные отчетные документы, представленные налогоплательщиком в ФНС (ст. 88 НК РФ). Внеплановыми камеральные проверки быть не могут, поскольку фактически их инициирует сам налогоплательщик, направляя в ФНС декларацию.
  2. Выездные — проводятся налоговым органом на территории налогоплательщика на основании решения, вынесенного руководителем отделения ФНС (ст. 89 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ, предметами налоговой проверки являются правильность исчисления размера налоговых платежей и соблюдение сроков их перечисления в бюджет. В п. 5 указанной статьи устанавливается ограничение на количество проверок, которое может проводиться в отношении налогоплательщика за один период: налоговый орган не вправе проводить более 2 проверок по 1 налогу за год. Согласно п. 6 этой же статьи, максимальная продолжительность выездной проверки составляет 2 месяца, однако этот срок может быть продлен до 4 или даже (в исключительных случаях) 6 месяцев.

Налоговые проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. В первом случае налоговая служба заранее включает предприятие в составляемый график, во втором проверка осуществляется спонтанно. При этом законодательство не содержит точного определения понятия «внеплановая проверка», хотя на практике такие мероприятия проводятся довольно часто.

Внеплановая налоговая проверка — основания для проведения

Порядок организации и проведения внеплановых проверок разного рода (в том числе инициируемых налоговой службой), определен положениями ст. 10 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294. В п. 2 указанной статьи приведен перечень оснований для проведения налоговой внеплановой проверкиорганизации.

Не знаете свои права?

Так, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит ожидать проверяющих в том случае, если:

  • истек срок, отведенный налоговым органом на устранение нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
  • руководителем надзорного органа на основании требования прокурора был издан приказ о проведении внеплановой проверки.

Согласно ч. 11 ст. 89 НК РФ, внепланово проводятся проверки, связанные с осуществлением процедуры реорганизации или ликвидации предприятия (в этом случае неважно, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка). При этом налоговики могут проверять период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о необходимости проведения такой проверки.

Порядок проведения внеплановой выездной проверки аналогичен порядку осуществления обычной выездной, который установлен п. 5 письма ФНС РФ «О рекомендациях…» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Фактически внеплановая проверка и является выездной, однако ФНС проводит ее не на основании заранее разработанного и утвержденного плана, а по иным причинам. Далее рассмотрим подробнее, по каким критериям ФНС выбирает для проверки те или иные фирмы?

Внеплановая выездная проверка налоговой — чем руководствуется ФНС при выборе проверяемого юридического лица?

Раздел 3 приказа ФНС «Об утверждении концепции…» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ определяет критерии, служащие ориентиром при выборе налогоплательщиков, в отношении которых будет проведена проверка. В ходе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия налоговики принимают решение о целесообразности проведения дальнейших мероприятий, направленных на выявление нарушений в его налоговой политике.

Причиной проведения внеплановой проверки налоговой на предприятии могут стать следующие факторы:

  1. Небольшой размер налоговых отчислений, не соответствующий среднему показателю в отрасли.
  2. Несоответствие размера платежей, внесенных налогоплательщиком в бюджет, суммам, которые он должен был уплатить в соответствии с положениями действующего налогового законодательства и выбранной им системой налогообложения.
  3. Значительные отклонения результатов финансово-экономической деятельности предприятия в текущем налоговом периоде от результатов, которые были достигнуты за аналогичный временной промежуток ранее.
  4. Наличие противоречий между сведениями, содержащимися в документах на предприятии и переданными в налоговую.
  5. Ошибки, неточности и неправомерные действия, допущенные при формировании налоговой базы.

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Помимо направлений, в которых осуществляется финансово-экономический анализ деятельности предприятия, приказ ФНС № ММ-3-06/333@ определяет перечень критериев, которые служат ориентиром для налогового органа при принятии решения о проведении выездной проверки. В этот перечень входят:

  1. Низкая налоговая нагрузка на налогоплательщика. При оценке данного показателя налоговики сопоставляют налоговую нагрузку конкретной организации, со средним размером налоговых платежей, перечисляемых предприятиями, ведущими деятельность в той же отрасли. Расчет среднего уровня налогового бремени ведется на основании статистических сведений, характеризующих общий объем оборота денежных средств по анализируемому направлению деятельности, а также суммы уплаченных по итогам ее осуществления налоговых взносов. Если размер обязательных платежей, вносимых компанией, существенно отличается от установленных средних значений, вероятность того, что налоговики решат провести внеплановую проверку, крайне высока.
  2. Работа в убыток. Если налоговые декларации, подаваемые налогоплательщиком на протяжении нескольких налоговых периодов, содержат информацию о том, что предприятие не только не получает прибыль, но и не покрывает собственных расходов, понесенных на осуществление предпринимательской деятельности, представители налоговой службы могут вынести решение о необходимости проведения внеплановой проверки. Однако при этом, как показывает практика, налоговики относятся к убыточным компаниям весьма лояльно, т. к. обычно в ущерб себе работают предприниматели, недавно вышедшие на рынок и не успевшие покрыть понесенные на стадии запуска производства затраты.

Дополнительные критерии, установленные ФНС

Помимо указанных выше признаков основанием для проведения проверки могут стать:

  1. Несоответствие темпа роста расходов и доходов, приводящее к уменьшению размера прибыли и, как следствие, снижению размера налоговых платежей.
  2. Применение налоговых вычетов в значительных размерах. Значительным признается размер, при котором доля вычетов по НДС превышает 89% за последний год.
  3. Низкий уровень заработка работников, входящих в штат организации: сотрудники предприятия получают зарплату, размер которой существенно отличается от величины среднего заработка, сложившегося в регионе у специалистов этой отрасли.
  4. Неоднократное приближение значения показателей, характеризующих результаты финансово-экономической деятельности предприятия, к значениям, установленным в качестве ограничения для использования определенного специального налогового режима.
  5. Представление в ФНС декларации, суммы доходов и расходов в которой различаются минимально (для ИП).
  6. Осуществление взаимосвязи с контрагентами через нескольких посредников, создающих так называемую цепочку, в том случае, если нет разумного и обоснованного подтверждения целесообразности использования подобного подхода.
  7. Непредставление пояснений и ответов на запросы, направленные налоговым органом в адрес налогоплательщика.
  8. Неоднократное снятие с учета в одном территориальном отделении ФНС с последующей постановкой на учет в другом.
  9. Существенное отклонение уровня рентабельности от значения аналогичного показателя, сложившегося в среднем в отрасли.

Итак, внеплановая выездная проверка налоговой представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оценку правильности исчисления налоговых платежей и погашения задолженности, сформировавшейся перед ФНС. Такая проверка осуществляется на территории налогоплательщика, за исключением случаев, в которых помещение не позволяет проверяющим выполнить свои обязанности. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки может стать ликвидация предприятия, истечение срока, отведенного для исправления ранее выявленных нарушений, или требование прокуратуры, на основании которого руководство налогового органа приняло решение о необходимости проверочных мероприятий.

Внеплановые выездные проверки проводятся в соответствии с нормами, установленными законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ. Регламент назначения и реализации проверок на территории субъектов хозяйствования прописан в ст. 10 закона № 294-ФЗ. Контролирующие органы могут заинтересоваться деятельностью как юридического лица, так и ИП.

Внеплановая выездная проверка предпринимателей и юрлиц нацелена на выявление фактов несоблюдения требований действующих федеральных и муниципальных правовых актов в соответствующем сегменте бизнеса. Предметом исследования может стать выполнение предписаний госорганов. Задачи проверки включают и обеспечение условий для выполнения законодательных норм, минимизации риска причинения ущерба жизни, здоровью людей и животных, причинения вреда культурному наследию, окружающей среде, предупреждение чрезвычайных ситуаций (техногенного и природного характера), ликвидации их последствий.

Основания проведения внеплановой выездной проверки

Инициировать внеплановые проверочные мероприятия можно по следующим причинам (ст. 10 закона № 294-ФЗ):

  • В случае, когда субъекту хозяйствования ранее выдавались предписания об устранении нарушений. На дату истечения срока, отведенного на исправление недочетов, контролирующая структура может навестить юрлицо или ИП и ознакомиться с результатами «работы над ошибками».
  • Когда внеплановые выездные проверки проводит надзорный орган при получении им аргументированного представления от должностного лица органа госконтроля (надзора). В ходатайстве может быть озвучена информация о наличии угрозы или свершившемся факте нанесения урона здоровью или жизни людей, животных, государственной безопасности, сохранности музейных экспонатов, редких растений, архивной документации, научных изобретений, при нарушении прав потребителей (если в надзорный орган обращались граждане, чьи права нарушены), требований к маркировке товара.
  • По нормам закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка может быть проведена на основании приказа или распоряжения руководителя государственного надзорного органа, изданного по поручению Президента или Правительства России.
  • Проверка возможна если имеется требование прокурора, основанное на материалах обращения в органы прокуратуры третьих лиц.

О проведении проверки предприятие или ИП уведомляются не менее чем за 24 часа любым способом (телефонограммой, письмом, в т.ч. электронным, подписанным ЭЦП, нарочным и т.д.). Исключение – угроза жизни, здоровью людей, животным, окружающей среде, культурным объектам, безопасности страны, угроза чрезвычайных ситуаций. В таких экстренных случаях о проверке надзорные инстанции заранее могут не уведомлять (п. 16, 17 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Согласование внеплановой выездной проверки с прокуратурой

Проверочные мероприятия, которые не были заложены в план на предстоящий год, должны быть отдельно согласованы с прокуратурой (п. 5-10 ст. 10 закона № 294-ФЗ). Обращение требуется направлять в отделение прокуратуры по месту реализации коммерческой деятельности ИП или юридического лица, к которому намереваются наведаться проверяющие. Согласование внеплановых выездных проверок осуществляется в таком порядке:

  • оформляется заявление на согласование проверки по типовой форме;
  • заявление с документами, подтверждающими необходимость незапланированного визита на предприятие, направляется в прокуратуру;
  • поступившие заявки сотрудники прокуратуры рассматривают день в день;
  • в этот же день или на следующие рабочие сутки выносится решение о возможности или невозможности проведения проверки.

Поводом для отказа может послужить отсутствие оснований для внеплановой проверки, отсутствие документальных подтверждений позиции надзорной организации или неправильно оформленное решение о проверке. Разрешение не будет получено и в случае, если контролирующая структура пытается проверить сегмент работы компании, который выходит за рамки компетенции госоргана, либо если разные надзорные структуры собираются проверять соблюдение субъектом одних и тех же требований (п. 11 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

В исключительных случаях (когда требуются неотложные меры при угрозе причинения вреда или возникновения чрезвычайных ситуаций) проверка может быть начата в срочном порядке, в прокуратуру при этом направляется уведомление в течение суток после ее начала (п. 12 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Выездная внеплановая проверка прокуратуры

Прокурорский надзор деятельности субъектов хозяйствования может затрагивать вопросы соблюдения законодательных норм во всех сферах деятельности компаний и ИП. Полномочия органов прокуратуры прописаны в законе «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1. У субъекта для целей проверки может быть запрошена документация, но вся она должна иметь непосредственное отношение к предмету проверки. Прокуратура не может заменять другие надзорные органы (например, если рассматривается спор о несоблюдении прав потребителя, этим заниматься должен Роспотребнадзор, а не прокурор). По результатам проверки обязательно составляется акт, повторно проверить указанный в акте период нельзя.

Внеплановые выездные проверки государственной инспекции труда

Трудовая инспекция может появиться на предприятии с внеплановой проверкой, если подошел к концу срок исправления недочетов, зафиксированных во время предыдущей проверки, или поступила жалоба от работника фирмы/ИП. Поводом для проверки не может стать анонимная жалоба.

Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции реализуется только в том случае, если нельзя дать объективную оценку действиям работодателя на основании документального анализа. Проход на территорию проверяемого субъекта хозяйствования возможен после удостоверения личности проверяющего и представления копии приказа на проведение проверочных мероприятий. Трудовой инспектор может посещать рабочие объекты в любое время суток, запрашивать документы, получать пояснения должностных лиц в письменном виде, производить изъятие образцов материалов, выдавать предписания по выявленным недочетам и участвовать в расследовании несчастных случаев. Трудовой кодекс предписывает инспектору сохранять в тайне все полученные сведения о работе компании.

Внеплановая выездная проверка Роспотребнадзора

В ходе проверки субъекта хозяйствования Роспотребнадзором может проверяться соблюдение норм закона о защите прав потребителей, соблюдение санитарных норм и т.п. Проверяющие могут обследовать состояние зданий и сооружений, используемых в хозяйственной деятельности, исправность оборудования и транспортных средств, качество производимой продукции.

Внеплановая выездная таможенная проверка

Выездные проверки по вопросам соблюдения таможенного законодательства могут быть реализованы при наличии соответствующего распоряжения руководителя таможенной структуры. Проверяется соблюдение требований, установленных российским таможенным законодательством, и нормами стран-участниц Таможенного союза. В предписании должны быть зафиксированы сведения о типе проверки, основаниях для ее назначения, наименование проверяемого лица, фамилии проверяющих. Внеплановые проверки могут проводиться с такой периодичностью, которая позволяет объективно оценивать правомерность действий компании. Подробно о таможенных проверках читайте .

Проведение внеплановой выездной проверки Госпожнадзором

Органы пожарного надзора могут инициировать внеплановый визит на предприятие, если на территории его расположения действует специальный противопожарный режим. Основанием для проверки в т.ч. может стать завершение капстроительства, изменение класса функциональной пожароопасности объекта, ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, поступившие от третьих лиц жалобы.

Внеплановая выездная проверка проводится органом пожарного надзора путем осмотра помещений, эксплуатируемых фирмой зданий и сооружений. В ходе проверки могут быть изучены документы о проведении инструктажа персонала по пожарной безопасности , обследованы комнаты для курения или хранения горючих материалов. Обязательно анализируется доступность аварийных выходов и исправность противопожарного инвентаря, фиксируется наличие схем эвакуации. Порядок проведения внеплановой выездной проверки Госпожнадзора регламентировано п.п. 66-79 приказа МЧС РФ от 30.11.2016 № 644.

Порядок уведомления и информирования о плановых и внеплановых проверках

Информацию о плановых проверках на текущий год можно найти на официальных сайтах органов государственного (муниципального) контроля, а также на сайте Генеральной прокуратуры. При этом необходимо обязательно проверять наличие плановой проверки именно на сайте Генеральной прокуратуры, так как в процессе согласования организация может «выпасть» из списка: http://plan.genproc.gov.ru/plan2014/

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (далее 294-ФЗ) Глава 2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль

5. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

7. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

При этом законом предусмотрена процедура предварительного уведомление проверяемого юридического лица либо индивидуального предпринимателя о предстоящее проверке:

- ПЛАНОВОЙ

В соответствии с 294-ФЗ уведомление должно быть проведено не позднее чем в течение 3 рабочих дней до ее начала.

Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

- ВНЕПЛАНОВОЙ

В соответствии с 294-ФЗ уведомление должно быть проведено не позднее, чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

16. О проведении внеплановой выездной проверки …..., юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

При этом в случае проведения внеплановой проверки, основанием которой послужило поступление в органы государственного (муниципального) контроля (надзора) информации о возникновении угрозы и причинении вреда жизни и здоровью, угрозы и возникновении ЧС, нарушении прав потребителей, уведомление о проверке не требуется.

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. При этом на основании статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Нарушение данного срока является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля. Результаты проверки, проведенной органом государственного надзора с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного надзора или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Правоприменительная практика, в частности судебная практика, также свидетельствует о том, что лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. В подтверждение этой позиций можно привести решение ФАС Поволжского округа в постановлении от 2 июня 2010 г. по делу № А12-22144/2009 и постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 октября 2010 г. по делу № А29-1421 /2010.