Святой старец схиархимандрит Севастиан Карагандинский

Святые жили не только в давние времена, посылал их Господь на землю и в 20 веке. Например, в 1997 г. был прославлен Севастиан Карагандинский - схимник, носитель традиций Оптиной пустыни. Свой жизненный путь он закончил в Казахстанской епархии.


Житие Севастиана Карагандинского

Мальчик появился на свет в Орловской губернии в конце 19 в. Семья была не очень большая - еще 2 старших брата. Но их попечение и остался маленький Стефан, когда умерли их отец и мать. Ему было всего 4 годика. Одним из самых ярких воспоминаний детства для Стефана стала поездка в Оптину пустынь, где он впервые встретился со старцем Амвросием.

Шло время, один из братьев юноши решил стать монахом. Это, конечно, сильно повлияло на младшего члена семьи. В возрасте 25 лет он поступает в ту же обитель келейником (нечто вроде помощника) к о. Иосифу. Старец относился к нему, как к родному. У него будущий исповедник научился истинам православия, смирению и любви. Через несколько лет Севастиан Карагандинский принял монашеский сан.

Вскоре скончался его любимый брат. Еще через несколько лет Оптина пустынь была официально закрыта революционными властями, хотя просуществовала еще несколько лет под видом сельскохозяйственной общины. Затем монахом пришлось разойтись по деревням и городам - кто куда.


Трудные года

Свое житие Севастиан Карагандинский продолжил в г. Мичуринске (бывший Козлов).

  • Служил при местном храме во имя Илии пророка.
  • Поддерживал связь с братьями из обители.
  • Заботился о монахинях из прочих закрытых монастырей.

Вокруг батюшки собрался некий духовный круг, что местным властям не понравилось. В 1933 г. старец Севастиан Карагандинский был отправлен в ссылку на 7 лет. До этого он совершил подвиг исповедничества.

Помещенного в застенки ГПУ монаха заставляли отречься от Христа. Он провел целую ночь на морозе в одной лишь рясе. Охрана менялась каждые 2 часа, а священник оставался без движения. По его словам, Матерь Божия окутала его теплом. Утром святого отца отправили на лесоповал в пос. Долинка возле Караганды.

В лагере продолжились издевательства и требования предать христианскую веру. Но святой не сдавался. Так и жил бок о бок с уголовниками, трудился в ночную смену сторожем, молился, не смыкая глаз. Под конец срока ему разрешили жить в сарае, возить воду для местного населения. Люди полюбили старца, приносили ему пищу, теплую одежду, которую от тут же отдавал другим заключенным.

Своей верой, смирением святой Севастиан Карагандинский многих в лагере привел к Богу, даже из числа начальства. В 1939 г. срок заключения закончился, но святой остался в Казахстане - говорил, что здесь его вторая родина. Возле него поселились и духовные дочери. Официально храмов тогда не было, молились дома, работали, а отец Севастиан трудился по хозяйству. Ночью тайно служили Литургию, ходил батюшка и по домам, совершал требы. Жители его не выдавали.

Ездил по окрестным селам - крестил, отпевал, венчал, если просили. Очень жалел осиротевших детей, ведь сам рано лишился родителей. В целом на служение церкви старец положил 57 лет своей жизни. Скончался на Радоницу в 1966 г., был похоронен возле Караганды.


Прославление

В 1997 г. Патриарх Алексий благословил почитание старца в качестве местночтимого преподобного, исповедника. В октябре этого же года были обретены мощи Севастиана Карагандинского. Сначала их установили в храме Рождества Богородицы. Весной следующего года при стечении множества паломников перенесли в соборную Введенскую церковь.

Рака для преподобного была привезена из Сергиева Посада - выполнена из цветных металлов и внешне напоминает сень над Сергием Радонежским. Установлена она в правой части храма. Паломники могут прийти к святому и прочитать акафист, совершить поклонение.

Чудеса святого старца

В чем же помогает верующим преподобный Севастиан Карагандинский? Сегодня есть много свидетельств о разных чудесах, которые случались как и при жизни, так и после ухода святого в обители небесные. Сын одной женщины во время купания заразился сильной инфекцией, по телу пошли нарывы. Стали читать молитву Севастиану Карагандинскому. Через три дня тело очистилось, остались только слабые следы. У другого молодого человека прошло недержание мочи, врачи не могли помочь. Список можно продолжать очень долго.

Пока не было церковных молитв, люди читали общий тропарь преподобным, обращались своими словами. Сегодня, чтобы обратиться к Севастиану Карагандинскому, можно читать тропарь, молитву, акафист. Молитвами преподобных отец наших, Господи, помилуй нас!

Молитва преподобному Севастиану Карагандинскому

О, пречестная и священная главо благодати Святаго Духа исполненная, Спасoво со Отцем обиталище, старцев Оптинских учениче и преемниче, града Караганды светлейшее украшение, Казахстанския страны бoгодарованный молитвенниче, Церкви Русския пастырю богопрославленный, сирым и вдовицам заступниче, немощных врачу безмездный, правило веры и благочестия, преподобных сожителю и мучеников сопричастниче, богоносне отче наш Севастиане досточтиме! К тебе усердно прибегая, моление теплое приносим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству; смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наша страсти попали; бодрствованием лености навык от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами и в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей многонедужия нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте Распявшагося за нас Сына Божия, Того сладчайшее Имя во уме и в сердце непрестанно имети и нас научи, да любовию Тому пламенея, страшный оный день судный сретити уготовимся, и в Царствие Небесное внити с тобою сподобимся, славити и воспевати Триединую державу Бога нашего: Отца и Сына и Духа Святаго во веки. Аминь.

Севастиан Карагандинский - молитва, мощи, житие was last modified: Июнь 7th, 2017 by Bogolub

Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (в миру Степан Васильевич Фомин) родился 8 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. После смерти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшого брата. Средний его брат принял постриг в Оптиной Пустыни. Степан хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник. Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни.

3 января 1909 года Степан был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником. Так он напитывался благодатным духом Оптинского старчества. Пострижен Степан был в мантии с именем Севастиан в 1917 году, когда начиналось время гонения на Церковь Христову.

Оптина, хотя до неё и доходили сведения о готовящихся ограбления её и закрытии, старалась жить мирно и тихо - однако, уже 10 (23) января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта, хотя монастырь и продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Многие, особенно молодые послушники, не выдержав тяжелого труда и суровых требований, покинули Оптину. Одновременно на её территории был устроен Музей. Скитов к этому времени уже не существовало. Все жили практически одним днем. В 1923 году монастырские службы были полностью прекращены и власти приступили к выселению монахов. Братские келии сдавались музеем желающим в качестве летних дач. Все это время отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского.

В 1927 году монах Севастиан принял священство от епископа Калужского. После кончины старца Нектария в 1928 году отец Севастиан приехал в город Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там он служил с 1928 по 1933 годы вплоть до своего ареста. Батюшка не любил немолитвенного нотного пения и старался устроить на своем приходе благоговейное монастырское пение. В этот период он вёл в Козлове борьбу с обновленцами и не оставлял общения с жившей в рассеянии братии Оптиной Пустыни.

В феврале 1933 года отца Севастиана арестовали. На допросах батюшка дал прямой ответ: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввласгью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».

Его приговорили к 7-летнему заключению на лесоповал, несмотря на слабое здоровье и повреждённую левую руку. Но и в ссылки он проводил воскресный день в молитве и беседе. Ночные дежурства батюшка также проводил в молитве, никогда не позволяя себе спать. «В заключении я был, - вспоминал батюшка, - а посты не нарушал. Если дадут какую-нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».

После освобождения он остался в селе Большая Михайловка, под Карагандой, и окормлял всех стремящихся к Богу, приходя к ним в дома и совершая требы, хотя разрешение на это со стороны властей не было -«народ в Караганде был верный -не выдадут». Батюшку полюбили и в окрестностях, поверили в силу его молитв. Со всех концов страны стали съезжаться духовные чада старца, всех он принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте. Часто старец благословлял приезжавших к нему за духовным окормлением монахинь жить в какую-нибудь семью, что было в духе Оптинских старцев. Такие матушки становились как бы ангелами-хранителями дома.

Лишь в 1955 году верующие добились официального разрешения властей на регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке, так что общими усилиями удалось построить храм, который освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, хотя и было это в день Вознесения Господня. Священников батюшка подбирал себе сам. Вокруг него собралась монашеская женская община. О его общине архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) так говорил: «батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил». «Маленькая церковь, от земли не видно, а столп горит до неба».

22 декабря 1957 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», Владыкой Иосифом (Черновым) батюшка был возведён в сан архимандрита и награждён Патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви». В 1964 году ко дню своего Ангела был награждён архиерейским посохом - награда, примеров не имеющая.

Батюшка сохранял безупречное исполнение церковного Устава, не допуская при Богослужении пропусков или сокращений. Церковные службы были для него неотъемлемым условием его внутренней жизни. В беседах его любимым образом был святой Апостол Иоанн Богослов - он часто призывал паству к почитанию этого Апостола Любви. Отец Севастиан очень почитал святые иконы и говорил, что он даны нам в помощь от темных сил, что есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать. Он приводил слова старца Нектария Оптинского о том, что мудрость, разум и рассудительность есть дары Святого Духа, которые приводят к благочестию.

Батюшка обладал тонким юмором и любил пошутить, но всегда доброжелательно. Он не жалел времени на беседу с человеком. Каждый его совет приводил к благополучию.

Власти, видя его авторитет, всячески старались закрыть храм, но это им не удавалось: батюшка - как только они его вызовут - обезоруживал их так, что они совершенно лишались дара слова и после его ухода удивлялись: «Что это за старичок такой, что мы сделать ничего не можем?»

Батюшка всегда и во всём учил полагаться на волю Божия Промысла. Он также любил природу, жалел животных, однажды спас только что родившихся котят.

Людям он помогал своей тайной молитвой. О бесноватых он говорил: «Здесь они потерпят, а там мытарства будут проходить безболезненно... Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретёте». У батюшки была духовная мудрость, великое терпение. Если кто при нём роптал на ближнего, он скажет: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите». Не поладит кто, он волнуется: «Я настоятель, а всех вас слушаю».

Он заботился о спасении каждого, это была его цель. Он просил: «Мирнее живите». Однажды, среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже указал: «Вот этих людей нельзя трогать, они, по гордости, не вынесут ни замечания, ни выговора. А других, по их смирению, можно». Очень важное значение он придавал молитвам за усопших, и других призывал: «молитесь за усопших больше всего. За всё слава Богу! Слава Богу за всё!»

3 (16 н. ст.) апреля 1966 года батюшка принял постриг в схиму от Владыки Питирима (Нечаева), прибывшего к нему для совершения пострига. Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и будучи учеником её великих старцев, перенеся изгнания и заключения в большевицких концлагерях, он по неисповедимым судьбам Божиим пронёс своё старческое служение в столице знойных степей Центрального Казахстана, многострадальной Караганде.

Преподобный старец схиархимандрит Севастиан скончался 19 апреля 1966 года – на Радоницу и был погребен на Михайловском кладбище Караганды.

В октябре 1997 году решением Синодальной комиссии по канонизации святых и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось прославление преподобного старца Севастиана Карагандинского, исповедника, в лике местночтимых святых.

22 октября 1997 по благословению архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия совершилось обретение мощей преподобного Севастиана. Полгода мощи старца находились в основанном им храме Рождества Пресвятой Богородицы в Михайловке. 2 мая 1998 года торжественным крестным ходом, с пасхальными песнопениями, архиепископом Алматинским и Семипалатинским Алексием и сонмом духовенства рака с мощами Преподобного была перенесена в главный храм Караганды - Введенский кафедральный собор. В духовном торжестве приняли участие тысячи православных карагандинцев и многочисленные паломники из разных городов Казахстана и России. Гроб с мощами преподобного Севастиана установлен для поклонения в правой части центрального придела в благолепной раке под сенью, изготовленной мастерами из города Сергиев Посад. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе имя преподобного Севастиана Карагандинского внесено в диптих новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Прп. Севастиан Карагандинский: я вас прошу, чтобы вы утешали друг друга

Наследник оптинских старцев прп. Севастиан Карагандинский основал тайный монастырь среди угольных шахт и лагерей. Что рассказали очевидцы его подвига? Чем живет монастырь сегодня? 22 октября Церковь вспоминает обретение мощей преподобного.

Въезд в Караганду со стороны Долинки - поселка, где располагалась администрация Карлага

Не было не только дров для обогрева, но даже и воды для питья. Зимой, чтобы утолить жажду, люди ели снег

В Караганде, в самое тяжелое для Церкви послевоенное время, был устроен тайный монастырь – монашеская община при молитвенном доме, а затем при приходском храме. Общину основал прп.Севастиан Карагандинский – один из последних оптинских старцев, келейник преподобных Иосифа и Нектария Оптинских. Чтобы понять как и для кого в казахской степи ему удалось сохранить оптинские традиции и возродить старчество, надо углубиться в историю.

Караганда - город в Казахстане - была построена всего 70 лет назад заключенными и спецпереселенцами - крестьянами-кулаками, пригнанными из центральной России. В начале 30-х годов их привозили в телячьих вагонах и выгружали в голой степи. На месте будущего города, в землю были воткнуты колышки с названиями "улиц" и номерами "домов". Люди копали на своих участках ямы и жили в них.

Не было не только дров для обогрева, но даже и воды для питья. Зимой, чтобы утолить жажду, люди ели снег. Вместо стекол использовали льдины (можно представить, какая температура была внутри землянок, если окна делали из льда!) А климат в Казахстане суровый: температура зимой опускается до -50, а летом поднимается до +40.

Этап заключенных женщин конвоируют на работы в одном из отделений лагеря

На "Мамочкином кладбище" хоронили детей, родившихся Карлаге

Сотрудники Карлага на фоне администрации

Музей Карлага находится в поселке Долинка, в историческом здании администрации лагеря

В подвалах администрации Карлага камер никогда не было, но их воссоздали для полного погружения посетителей музей в атмосферу лагеря

На стенах музея можно увидеть плакаты, демонстрирующие лагерный быт

В Карлаге отбывали сроки ученые с мировыми именами: Александр Чижевский, Николай Тимофеев-Ресовский и многие другие

Камеры никогда не были такими свободными, как на этом макете, на двухэтажных нарах ютились десятки и сотни заключенных

Здание администрации Карлага в поселке Долинка, в котором сейчас находится музей

«Кто с хороших земель, те семьями вымирали»
Вспоминает Василий Иванович Самарцев:

Мы жили в Оренбургской области. Родители наши были глубоко верующие люди. В 1931 году отца раскулачили, посадили в тюрьму, а нас, шестерых детей и нашу маму, в мае 31-го года привезли на 9-й поселок близ Караганды в открытую степь.

Старшему брату было 11 лет, за ним шел Геночка, мне - четыре года, меньше меня были Иван - три года, Евгений 2-х лет, а младший Павлик был грудным ребенком. С собой у нас были кошма и сундук. Мы вырыли в земле яму, постелили кошму, сломали сундук и поставили его вместо крыши. Это был наш дом. Когда шел -дождь или снег, мы накрывали яму кошмой. И вот, шестеро детей, мы как цыплята возле матери жались.

Нам, детям, паек давали очень скудный. Ручеек там был маленький, он пересыхал, воды не хватало. Зима в 32-м году была очень суровая, и я своими глазами видел, как целые семьи лежали мертвыми. От голода умирали люди, от холодам и от болезней.

Оренбургские, сибиряки - те были покрепче. А кто с хороших земель - Тамбов, Воронеж, Пенза, те послабей, те семьями вымирали. Хоронили как? Копали ямы метра три шириной, мертвые семьи из бараков вытаскивали, кидали на телегу, везли и в ямы сваливали, как дрова.

И у нас на одной неделе в эту зиму умерли братики Павел, Иван и Евгений. А как умер Геночка, мы даже не слышали. Стали звать его кушать, а Геночка мертвый. Детям маленькие ящички сделали, а грудного Павлика завернули в тряпочку, в железную трубу положили, могилку подкопали и похоронили. Нас выжило двое братьев и мама. В 33-м году приехал наш отец, но вскоре умерла от голода мама.

Верующие спецпереселенцы собирались группами на молитву. А когда освободились из Карлага монахини Марфа и Мария, они рассказали, что из Долинки скоро освободиться оптинский старец отец Севастиан. И мы стали ждать его.

Отец Севастиан через несколько месяцев после освобождения из лагеря вместе с монахинями Варварой, Февронией и Агриппиной, приехавшими к нему в ссылку из Тамбовской области. Это они купили первый саманный домик в Караганде, с которого началось образование общины

За первую же зиму умерло 4/5 от всех, кого привезли на поселение.

Власти срочно нуждались в рабочей силе, чтобы начать угольные разработки. Поэтому в 1931 году было принято решение открыть небывалый по размерам исправительно-трудовой лагерь - филиал ГУЛАГа - Карлаг. Территория Карлага - это степь и полупустыня 200 на 300 километров. К своему расцвету Карлаг состоял из 26 отделений-поселков, в ведении которых располагались 192 зоны, связанные друг с другом единой инфраструктурой.

В Казахстан снова потянулись вереницы поездов, на этот раз - с политическими заключенными. Первые партии, как говорят местные жители, состояли из монахов и священнослужителей. Они строили первая жилые бараки, административные здания, дороги для будущего лагеря. Затем были этапы с деятелями культуры, учеными и инженерами. Кроме добычи угля, совхоз «Гигант», как еще назывался Карлаг, кормил армию, давал государству зерно, мясо, оружие и одежду.

Эшелоны с заключенными, общий вид лагеря, работа заключенных и вольнонаемных на шахте

Архивные хроники ГУЛАГа

Сбор урожая капусты на лагерных полях

Карлаг был настоящим адом: Пытки, зверства, холод, голод, болезни, расстрелы, изнасилования. Детей, родившихся в лагере в результате «следственных мероприятий» хоронили неподалеку на «Мамочкином кладбище». Через Карлаг (с 1931 по 1956 год) прошло более 1 млн заключенных. Но точных данных о погибших и выживших нет - архивы до сих пор закрыты.

Безымянная могила на "Мамочкином кладбище", где хоронили детей, родившихся в Карлаге

На молитву
собирались
по ночам

Заключенные отбывали в Карлаге сроки от 3 до 25 лет, но и после освобождения часто оставались в Караганде. Они продолжали работать «вольнонаемными» на тех же шахтах. Это называлось остаться «на вечное поселение». Многие из них были верующими людьми. Среди заключенных в Карлаг был оптинский иеромонах Севастиан (Фомин) - келейник последних оптинских старцев: преподобного Иосифа (Литовкина) и преподобного Нектария (Тихонова).

Монахи, оказавшиеся тогда в Караганде, одевались в мирскую одежду и работали на мирских работах - в больницах, колхозах, на шахтах. Иногда, о постриге выяснялось только на их собственных похоронах, когда какая-нибудь известная всем Марина Петровна или Вера Никитична лежала в гробу в монашеской одежде, приготовленной и припрятанной заранее на этот случай.

Узнав от других верующих, что в лагере находится священник отец Севастиан, несколько монахинь разыскали его и стали помогать. Навещали в воскресные дни, привозили продукты, чистое белье, епитрахиль и поручи. Если удавалось выйти на прогулку, они вместе молились, исповедовались.

По слабости здоровья отца Севастиана поставили работать хлеборезом, затем сторожем складов в зоне лагеря. В ночные дежурства он всегда молился. И начальство, приходя с проверкой, неизменно заставало его бодрствующим. Отец Севастиан рассказывал, как иногда в зону привозили кинофильмы и всех заключенных сгоняли в клуб. «Я в кино не ходил, - вспоминал он, - все идут, а я скажу напарнику: «Ты иди за меня в кино, а я за тебя подежурю».

Отсидев свой срок, отец Севастиан остался в Караганде. Он поселился рядом с навещавшими его монахинями в небольшом саманном домике (из глины, навоза и соломы). «Люди здесь другие, сознательные, хлебнувшие горя. Будем жить здесь», - говорил он им.

До официального открытия Богородице-Рождественского монастыря в 1997 году, монахини, жившие в общине, ходили в мирской одежде. На фото огород при храме

Разрешения служить не было, поэтому для совместной молитвы верующие во главе с отцом Севастианом собирались тайно по ночам. Каждый раз требы совершались в новом доме. И каждый раз дом этот был набит битком. Люди приходили и уходили по одному или парами, чтобы не привлекать внимания. Окна наглухо завешивались одеялами. И никто ни разу не выдал. Люди в Караганде надежные.

Все это происходило не так давно - в 50е годы - и очень еще много тех, кто до сих пор помнит эту сплоченность, это единение, эту общую молитву, напоминавшую молитву первых христиан. Об этом времени много вспоминает Вера Афанасьевна - сирота, которую отец Севастиан удочерил маленькой девочкой и поселил в домике с несколькими монахинями. В юности у нее был красивый голос и она помогала петь на требах, а со временем стала келейницей, постаревшего отца Севастиана.


Вера Ткаченко рано осталась сиротой. Преподобный Севастиан взял ее к себе и поселил ее в домике недалеко от храма вместе с несколькими монахинями. Вера пела вместе с другими женщинами на службах, а когда преподобный состарился - стала его келейницей

«Если бы я не был сиротой, я бы так не сочувствовал другому»
Вспоминает Вера Афанасьевна Ткаченко, келейница:

Познакомилась я с батюшкой Севастианом в 1939 году. Мне было восемь лет, а Батюшка только освободился из тюрьмы. Я жила у своей тетки. Она была верующей, и часто вместе с Батюшкой мы ходили по домам и молились. А когда умерла моя мама, он взял меня к себе - поселил к одной монахине. Он говорил: «Если бы я не был сиротой, я бы так не сочувствовал другому».

Когда я подросла, отец Севастиан взял меня к себе келейницей. В те годы церковь наша была еще не зарегистрирована мы лет десять ходили молиться по домам. Вот, допустим, на Федоровку надо идти молиться и Батюшка говорит: «Утром встаем в половине пятого и идем на Федоровку». И мы все встаем и идем пешочком на Федоровку. Через плечо книги, Батюшка с батожочком, мать Варя, мать Груша - это батюшкин хор. Там помолимся, и в половине восьмого Батюшка благословлял меня идти на работу (не работать нельзя было, преследовали тех, кто не работал). А с работы прихожу - опять надо идти молиться. С одного конца Караганды идем в другой, потому что нельзя было служить на одном и том же месте.

Батюшка был исключительный человек. С плачущими он плакал, с радующимися - радовался. Он всегда держал умную молитву, она была в. его сердце. Но жизнь его души была сокрыта.

У меня забота была такая: смотрю с клироса в алтарь - ага, Батюшка разоблачается, мне нужно скорее идти в келью, приготовить, чтобы Батюшка пришел, и все было уже на столе. Батюшка покушал - надо чтобы скорее лег отдохнуть. А здесь народ идет - то один, то другой, а Батюшка уставший, иногда скажет: «Не могу принять». «Батюшка, как же мне сказать им?» «А вот так и скажи и не обидь, и найди, как сказать. Если необходимо, пусть подождут». Я иду: «Батюшка - говорю - отдыхает». Вот Батюшка отдохнул, книжечку читает. Опять: «Батюшка, женщина пришла». «Пусть ждет». А сам все читает. Опять идешь, объясняешься. А народ ропщет: «Э-э, да это ты сама не хочешь к Батюшке пустить!» Я - к нему. Он: - «Нет, пусть подождут, еще время не пришло». «Батюшка, они говорят, что это я к Вам не пускаю». А он: «Любишь кататься, люби и саночки возить. Я ведь и сам у старца жил в Оптиной Пустыни». Бывало, я совсем к нему не допускала, потому что Батюшка скажет: «Я не могу сегодня принять, я очень плохо себя чувствую». И люди говорили: «Вера очень строгая, поколотить может».


Преподобный Севастиан и Вера Ткаченко (справа)

Храм под землей

После 10 лет тайной церковной жизни, община получила возможность открыть в Карагандинском районе Михайловка молитвенный дом. В 1955 году была зарегистрирована религиозная община, все вместе купили два саманных домика, стоявших рядом, и объединили их под одну крышу. Хотели поднять потолок, но власти не дали такого разрешения.

Тогда все прихожане взялись за лопаты и за одну ночь тайно выкопали пол на метр вниз (вывезли на машинах 50 кубометров земли), покрыли пол досками и утром в храме уже совершался молебен. Отец Севастиан говорил, что в Караганде люди живут под землей (в саманных землянках), работают под землей (в шахтах), а теперь и молятся под землей.


Храм Рождества Богородицы был устроен преподобным Севастианом из двух саманных домиков, объединенных под одной крышей. Власти не разрешили поднять потолок, тогда прихожане, вместе с преподобным, за одну ночь выкопали пол на метр в глубину. Многие иконы для храма были написаны старицей монахиней Агнией

Вскоре молитвенный дом освятили, как церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Местные жители несли в храм сохранившиеся у них чудом иконы. Начались церковные службы. Монашеская община давно существовала, а теперь рядом с действующим храмом начали селиться и миряне - отец Севастиан сам покупал им домики в этом районе. Храм и церковные службы были общей радостью, общим делом для всего прихода. Пережив страшные годы лагерей, травли, одиночества люди сплотились и обрели семью в церковной общине.


Преподобный Севастиан с сестрами на территории храма

Церковная жизнь была устроена по Оптинскому уставу. В храме соблюдались и соблюдаются до сих пор традиции, взятые отцом Севастианом из старой Оптины. Например, Великим постом священники служат в зеленом облачении, а на Троицу в белом. Поют на два клироса, но не нотным, а монашеским молитвенным распевом. Службы никогда не сокращаются. В храме читается неусыпаемая Псалтырь. Отец Севастиан строго за этим следил и, чувствуя близкую кончину, часто напоминал, чтобы на священнические и руководящие должности ставили хотя слабых и немощных, но своих. Тогда все будет без изменений, как было при нем.

Удивительно, как разоренная и опустевшая Оптина пустынь, которая была закрыта и уничтожена на своем историческом месте, вдруг проросла своим уставом, традициями и даже старчеством в далекой Караганде. Уникальность карагандинской общины в том, что внутри нее живут оптинские традиции и дореволюционный оптинский дух, которые в современной Оптиной пустыни монахи заново открывают по книгам.


Монахиня Анастасия - одна из двух блаженных стариц, которые были знакомы преподобному Севастиану еще по Оптиной пустыни

Агния и Анастасия

Отец Севастиан был не единственным оптинцем в Михайловке. В 50-х к общине прибились две блаженные старицы Анастасия и Агния. Обе монахини были знакомы отцу Севастиану по Оптиной пустыни и он прислушивался к их советам. Мать Агния была иконописицей, а мать Анастасия несла подвиг юродства и странничества, на который ее еще в юности благословил оптинский старец преподобный Анатолий (Зерцалов).

Монахиня Анастасия (в центре) и Таисия Фомина (справа) - племянница преподобного Севастиана

Матушка и огурцы
Вспоминает Таисия Владимировна Фомина о монахине Анастасии:

С матушкой Анастасией я была очень близка. Мать Анастасия - это была истинная любовь. На кого-то она нашумит, а меня жалела всю жизнь. Она шла путем юродства, ее трудно было понять. Вот, родной ее брат (в Петербурге жил), он считал, что она сумасшедшая. В семье ее очень любили, а когда она стала чудить, все о ней плакали.

Что ей принесут - все ей нужно, все возьмет, а через пять минут у нее уже ничего нет, все раздала. А тех, у кого провидела большую нужду или горе, ублажала больше остальных. Кто-то поропщет, что она другого так ублажает, а у того случится такое горе, что ничему не обрадуешься.

При церкви матушка работала не покладая рук, все мыла, все убирала. Она варила очень вкусный квас и кисель из овса. Куда идет за отцом Севастианом и кисель с собой несет. Батюшка едет на Мелькомбинат, и она за ним. Она и пешком могла пойти, и знала все дома, в которые он заходил.

Раз он поехал на Мелькомбинат к Александре Софроновне - у ее мужа был рак пищевода, и отец Севастиан поехал причастить его и отслужить молебен. И пока они в доме молились, матушка пошла на огороде хозяйничать. И когда Софроновна вышла и поглядела на огород, ей плохо стало. Матушка все огурцы, которые должны были уже зацвести, повырывала, верхушками воткнула в землю, корнями наверх. «Мать! Да что ты наделала! Хоть бери палку и лупи тебя!» А на следующий день ударил такой мороз, что все на огороде померзло. А матушка заранее у Софроновны на огороде убрала, но никакого убытка ей не причинила.

А то, бывало, она придет, человеку поработает, все, что может, сделает, а потом, чтобы ее не хвалили, чужие валенки наденет и пойдет. «Мать, что ж ты чужие валенки надела?» - «Ах, тебе валенки жалко?» Бах! Один валенок в одну сторону кидает, другой - в другую, и пошла разутая. Благодарить ее или ругать? Все в недоумении - очень сложное дело.

Вот еще вам случай расскажу. Идет матушка по церкви, всех расталкивает. Подошла к матери Тамаре, сбросила ее со стула: «Ну-ка, вставай, я больного человека посажу!» Старую мать Тамару согнала, а тетю Лизу, которая была намного моложе ее, посадила. Сестры ворчат: «Ну что ты, мать, дурака валяешь?» И что вы думаете? Тетя Лиза вскоре заболела. Все плохо ей, плохо, в больницу положили, и там плохо. Потом обнаружили рак. Матушка на операцию не благословила, она предвидела, что человек умрет. И молодая, здоровая тетя Лиза через полгода умерла. А мать Тамара прожила еще пятнадцать лет. Вот и все. Нам кажется это чудачеством, а у нее свой закон. Но матушка - это была такая любовь, таким человеком была она, каких уж нет.

Община собирается в храме не только на праздничные и воскресные богослужения, но и на ежедневное чтение вечернего правила, после которого все желают друг другу доброй ночи. Эта традиция особенно любима приходскими детьми

Некнижное
старчество

Последующие 60 лет этой приходской общины (и до сегодняшнего дня) не похожи ни на что другое в современной церковной жизни. В Караганде, на месте мученичества и исповедничества сотен тысяч безвинно осужденных, сохранилось живое, не книжное старчество. Оно так органично вошло в жизни уже трех поколений прихожан, что люди даже не представляют себе какой-то другой духовной жизни.

Все привыкли, что при храме живут старцы и старицы, которые сменяют друг друга, но не изменяют ставшего традиционным, хода церковной жизни, и в любой беде, перед любым решением, помолившись Богу, люди привыкли брать благословение у старца. В каждой приходской семье есть десятки историй божественной помощи по его молитвам или наоборот - историй вразумления, вследствие непослушания духовнику.

С самого начала община была задумана и устроена, как большая семья. Поэтому и заботы об общем доме распределяются на всех - на клир, на сестер, на паломников и на прихожан

Мишенька
Вспоминает Ольга Сергеевна Мартынова:

У меня заболел шестилетний племянник - упал с велосипеда и стал хромать. Родители не обратили на это внимания. Я решила сама показать его врачу. Хирург осмотрел и сказал: «У него гниет бедро». Сделали операцию и неудачно. Во второй раз вскрыли, зачистили кость, но опять неудачно. Тогда я пошла в церковь, и вдруг отец Севастиан сам меня спрашивает: «Ольга, у тебя кто-то болеет?» «Да, - отвечаю - племянник» - «А ты переведи его в Михайловскую больницу, у тебя ведь там хирург знакомый». Я договорилась и перевела племянника в эту больницу.

Врачи как глянули: мальчик едва, живой - и быстро его опять под нож, сделали срочную операцию, уже третью. Воскресенье подходит, я прихожу в храм. Батюшка спрашивает: «Привезла мальчика? Что же ты до дела не доводишь? Почему ко мне его не несешь? Люди ко мне из Москвы, Петербурга едут, а ты рядом и не несешь его ко мне. Вот прямо сейчас иди в больницу и на руках неси его ко мне».

Я пошла в больницу, там была с мальчиком его мать. Мы взяли Мишу и на руках по очереди донесли его до церкви. Дело было перед вечерней. Занесли в храм, поднесли к отцу Севастиану. Батюшка его зовет: «Ми-ишенька, Ми-ишенька!» А он только глазами повел и лежит, как плеть, весь высох, безжизненный.

Батюшка говорит: «Поднеси его к иконе Святой Троицы в исповедальной». Я поднесла. Батюшка попросил, чтобы поставили стул и говорит: «Поставь Мишеньку на стул!» Я - в ужасе! У ребенка руки и ноги как плети, как он встанет, он ведь уже полумертвый! Батюшка тогда зовет мать и говорит: «Вы его с двух сторон держите и ставьте. Смелее, смелее!» Поставили его, ножки коснулись стула, а мы с двух сторон держим, вытягиваем его в рост. Затем отец Севастиан позвал еще монахинь и сказал им: «Молитесь Богу!» - и сам стал молиться. Мы держим Мишу и я смотрю: он твердеет, твердеет, прямеет, прямеет, выпрямился и встал на свои ножки!

Батюшка говорит: «Снимайте со стула, ведите его, он своими ножками пойдет». И Миша пошел своими ножками. Все - в ужасе! А отец Севастиан помазал его св. маслом и говорит матери: «Ты останься здесь с ним ночевать, мы его завтра причастим, он и хромать не будет». Но мать не осталась, уехала с Мишей на радостях домой. И еще отец Севастиан просил ее привезти мешок муки в благодарность Богу, а она привезла только маленький мешочек. И вырос наш Мишенька, стал такой хорошенький, но на одну ножку хромал - ведь мать не послушалась, не оставила его причастить.


Последняя прижизненная фотография преподобного Севастиана. Сделана 15 апреля 1966 года за три дня до его праведной кончины

«Одного требую –
любите друг друга»

Несколько месяцев перед смертью старец Севастиан болел. Два алтарника, будущие священники - прот. Александр Киселев и архим. Петр (Горошко), носили его в храм на складном креслице. Старец их ласково называл «мои коняшки». Он был очень исполнительным и терпеливым пациентом. Безропотно исполнял все назначения. А медиков вокруг было много, так как когда к нему приходили за благословением на учебу - он обычно благословлял в медучилище или мединститут, а если спрашивали куда пойти работать - то чаще всего он благословлял идти санитаркой в больницу.

Петр Горошко (слева) и Александр Киселев (справа) - алтарники преподобного Севастиана, будущие священники, клирики Богородице-Рождественского храма. "Мои коняшки" - ласково называл их преподобный Севастиан, так как в последние месяца его жизни они носили его в храм на складном креслице

«У прп.Севастиана не было пустых слов»
Рассказывает отец Александр Киселев, бывший алтарником у прп.Севастиана:

Мне было пятнадцать, когда в 1956 г. мы по благословению прп.Севастиана из Тамбовской области приехали в Караганду. На Воздвижение Креста Господня он благословил меня в алтарь и благословил стихарь. И с того времени по праздничным дням я стал прислуживать в алтаре.

Первые четыре года наша семья проживала в небольшой землянке, а в 61-м году, по благословению прп.Севастиана, мы купили домик побольше. И когда он пришел его освящать, остался у нас ночевать. Надо сказать, что когда прп.Севастиан приезжал на Мелькомбинат (район Караганды), сразу собирался народ, человек шестьдесят и более. Не надо было никого приглашать, все оставляли свои дела и приходили, чтобы помолиться и потрапезничать с ним. Преподобный освятил наш дом, народ уже разошелся, мы сидели с ним за вечерним чаем, и он говорит: «Шура, вам бы нужно на окна ставни сделать». Я говорю: «Батюшка, да здесь много кое-чего нужно», - и не обратил во внимания на его слова. Месяца через два, в вечернее время в окно комнаты, где жил наш дедушка, хулиганы бросили кирпич, который пролетел рядом с головой дедушки и упал в углу. Тогда я вспомнил, что надо ставни сделать. У прп.Севастиана не было пустых слов, а что скажет, то нужно выполнять.

Был еще случай очень интересный. В один год в Караганде был неурожай на картофель, и прп.Севастиан своим чадам давал осенью картофель по мешку или по два на семью. В том числе дал мешок картофеля нашему дяде, семья которого состояла из трех человек. Прошла зима, и перед Пасхой дядя пришел домой и говорит своей жене: «Шура, у наших соседей по батюшкиному благословению картошка не убывает. Им дали мешок, они всей семьей ели, и картошка не убывает». - «А мы-то с тобой, - говорит жена, - тоже картошку не покупали, а всю зиму ее варили, и у нас-то, посмотри, еще картошка есть». Вот такое было чудо.

После смерти преподобного я поступил в Троице-Сергиеву Лавру - закончил там семинарию и академию. В Лавре было много торжеств, различных форумов, собор - избрание Патриарха Пимена. Я был непосредственным его участником - курьером при соборе. Но я не ощутил больше того духовного настроения, той духовной благодати, что ли, умиротворения души, что я ощущал, находясь, будучи еще молодым человеком, при преподобном. Казалось бы, и сонм архиереев, и все торжественно и празднично, все это, несомненно, хорошо было, но это другое… Той тихости, того мира в душе, который я ощущал при преподобном, его уже не было.


Похороны преподобного Севастиана
в 1966 году

Умер старец Севастиан в 1966 году. Перед смертью он попросил вынести его из кельи в храм, чтобы попрощаться со своими духовными чадами:

«Прощайте, дорогие мои, ухожу я уже. Простите меня, если чем огорчил кого из вас. Ради Христа простите. Я вас всех за все прощаю. Жаль, жаль мне вас. Прошу вас об одном, об одном умоляю, одного требую: любите друг друга. Чтобы во всем был мир между вами. Мир и любовь. Вот я вас всех прошу, чтобы вы утешали друг друга, жили в любви и мире, голоса бы никогда друг на друга не повысили. Больше ничего от вас не требую. Это самое главное для спасения. Здесь все временное, непостоянное, чего о нем беспокоиться, чего-то для себя добиваться. Все быстро пройдет. Надо думать о вечном».

Келья преподобного Севастиана. Все в ней сохранилось так же, как и при его жизни. Сестры и паломники любят бывать в этой келье, чтобы помолиться преподобному

После смерти отца Севастиана народ продолжал ездить в Михайловку, теперь уже на могилу к старцу. И по его молитвам, Господь помогал и помогает: исцеляет, утешает всех, кто этого просит. Чудеса продолжались, как будто старец по-прежнему присутствовал среди своей паствы. Продолжалась и жизнь прихода. В храме служили священники, которые помнили преподобного, бережно относились к уставу и настрадавшимся людям.

Преподобный еще при своей жизни часто направлял людей, искавших волю Божию, к блаженным матушкам Анастасии и Агнии. Старицы пережили преподобного на 10 лет. Все это время они жили при монастыре, молились, принимали народ. Мать Анастасия умерла в 1977, а мать Агния - в 1976 году.

Великопостное богослужение в Богородице-Рождественском храме

«Я приехал ругаться»
Вспоминает игумен Николай (Карпов):

С матерью Агнией я познакомился в 1973 году. Я был тогда совсем светский человек, невоцерковленный и приехал к ней ругаться (это касалось моей личной жизни). И так получилось, что при общении с матушкой все переменилось в моей жизни и умирилась моя душа.

Это была старушка под девяносто лет, но с такими чистыми, ясными, голубыми глазами. Казалось бы, что может знать бабушка, которая нигде не училась, жила с четырнадцати лет в монастыре, и что она может рассуждать о жизни после монастыря? И тем не менее, на все мои вопросы она давала такие ответы, что и образованный человек не сможет так ответит, как отвечала она.

Я приехал (это было еще до армии), она поговорила со мной, попоила чаем и отправила в церковь: «Идите в церковь, молитесь». Как молиться? Ну, мама нас в детстве водила в церковь, причащала, и больше я в церкви никогда не молился.

Пришел в церковь, а народа там мало было, бабушки на меня оглядываются. Такое ощущение - все на тебя смотрят, ну как молиться? И я за столб встал и молюсь, как могу. Помолившись, пришел к матушке.

Она меня чаем поит, угощает, рассказывает о своем прошлом, как она жила, как в монастырь поступала, и говорит: «Был у меня знакомый дворянин, очень благородный человек, но как придет в церковь, все ему кажется, что на него все смотрят. Он встанет за столб и стоит». Я сперва не понял, спрашиваю: «Как фамилия этого человека?» - думал из истории какое-то знакомое лицо. А она мне не ответила и стала дальше рассказывать. Только после я понял - она про меня рассказывала.

Территория монастыря - это архипелаг саманных домиков, сарайчиков и двориков

Монастырские дворы соединены переходами, тропинками, воротами и калитками. На фото монахини идут на послушания

Монастырский сторож возле часовни, построенной при храме преподобным Севастианом

Архимандрит Петр (Горошко) - духовник не только монастыря, но и всего карагандинского духовенства. Его очень любят сестры и прихожане

Монастырь-
архипелаг

В 1997 году состоялось открытие мощей и прославление преподобного Севастиана и при храме официально зарегистрировали Богородице-Рождественский монастырь. Монашеская община существовала в Михайловке с самого основания - преподобный собирал и селил при храме монахинь, вышедших из лагеря или сосланных на поселение. Но теперь у монастыря появился официальный статус - он перестал быть тайным и монахини, ходившие в мирской одежде, смогли надеть апостольники.

Настоятельницей нового монастыря стала схиигумения Севастиана (Жукова), которая была во главе двадцатки еще при открытии храма в 1956 году. Она хорошо помнила преподобного и блаженных стариц. В течении сорока лет до своего игуменства матушка принимала деятельное участие в жизни храма: праздничные и воскресные трапезы, прием гостей, размещение паломников - все это было на ней.

Преподобный Севастиан Карагандинский

Преподнобноисповедник Севастиан Карагандинский (Фомин Степан Васильевич) родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьяновское Орловской губернии в бедной крестьянской семье.

  • После смерти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшого брата. Средний его брат принял постриг в Оптиной Пустыни.
  • Хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник.
  • Мальчик был слаб здоровьем, в тяжёлых полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни.
  • 3 января 1909 года Степан был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником. Т
  • 1917 г. - пострижен в мантии с именем Севастиан.
    10 (23) января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта большевиками, хотя монастырь и продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Многие, особенно молодые послушники, не выдержав гнёта советской власти, покинули Оптину. Одновременно на её территории был устроен музей. Скитов к этому времени уже не существовало. Все жили практически одним днем.
  • В 1923 году монастырские службы были полностью прекращены и власти приступили к выселению монахов. Братские келии сдавались музеем желающим в качестве летних дач. Все это время святой Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского.

    1927 году - принял священство от епископа Калужского.

  • После кончины старца Нектария в 1928 году святой Севастиан приехал в город Козлов (ныне - Мичуринск), где получил назначение в Ильинскую церковь.
  • Там он служил с 1928 по 1933 годы вплоть до своего ареста. Святой не любил немолитвенного нотного пения и старался устроить на своем приходе благоговейное монастырское пение. В этот период он вёл в Козлове борьбу с жуликами-обновленцами и не оставлял общения с жившей в рассеянии братии Оптиной Пустыни.
  • Февраль 1933 г. - арестован. На допросах святой дал прямой ответ: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближённых, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввласгью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».
  • Приговорён к 7 годам лагерей. Срок отбывал на лесоповале, несмотря на слабое здоровье и повреждённую левую руку. Но и в лагере он проводил воскресный день в молитве и беседе. Ночные дежурства батюшка также проводил в молитве, никогда не позволяя себе спать. «В заключении я был,а посты не нарушал. Если дадут какую-нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».

    После освобождения он остался в селе Большая Михайловка, под Карагандой, и окормлял всех стремящихся к Богу, приходя к ним в дома и совершая требы, хотя разрешение на это со стороны советских властей не было -«народ в Караганде был верный -не выдадут». Батюшку полюбили и в окрестностях, поверили в силу его молитв. Со всех концов страны стали съезжаться духовные чада старца, всех он принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте. Часто старец благословлял приезжавших к нему за духовным окормлением монахинь жить в какую-нибудь семью, что было в духе Оптинских старцев.

  • 1955 г. - верующие добились официального разрешения властей на регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке, так что общими усилиями удалось построить храм, который освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, хотя и было это в день Вознесения Господня. Священников батюшка подбирал себе сам. Вокруг него собралась монашеская женская община. О его общине архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) так говорил: «батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил». «Маленькая церковь, от земли не видно, а столп горит до неба».
  • 22 декабря 1957 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», Владыкой Иосифом (Черновым) был возведён в сан архимандрита и награждён Патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви».
  • В 1964 году ко дню своего Ангела был награждён архиерейским посохом - награда, примеров не имеющая.
    Святой сохранял безупречное исполнение церковного Устава, не допуская при Богослужении пропусков или сокращений. Церковные службы были для него неотъемлемым условием его внутренней жизни. В беседах его любимым образом был святой Апостол Иоанн Богослов - он часто призывал паству к почитанию этого Апостола Любви. Отец Севастиан очень почитал святые иконы и говорил, что он даны нам в помощь от темных сил, что есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать. Он приводил слова старца Нектария Оптинского о том, что мудрость, разум и рассудительность есть дары Святого Духа, которые приводят к благочестию.

    Советские власти, видя его авторитет, всячески старались закрыть храм, но это им не удавалось: вызвав святого к себе они совершенно лишались дара слова и после его ухода удивлялись: «Что это за старичок такой, что мы сделать ничего не можем?»

    Людям он помогал своей тайной молитвой. О бесноватых он говорил: «Здесь они потерпят, а там мытарства будут проходить безболезненно... Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретёте». У батюшки была духовная мудрость, великое терпение. Если кто при нём роптал на ближнего, он скажет: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите». Не поладит кто, он волнуется: «Я настоятель, а всех вас слушаю».

    Он заботился о спасении каждого, это была его цель. Он просил: «Мирнее живите». Однажды, среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже указал: «Вот этих людей нельзя трогать, они, по гордости, не вынесут ни замечания, ни выговора. А других, по их смирению, можно». Очень важное значение он придавал молитвам за усопших, и других призывал: «молитесь за усопших больше всего. За всё слава Богу! Слава Богу за всё!»

  • 3 (16 н. ст.) апреля 1966 года принял постриг в схиму от Владыки Питирима (Нечаева) , прибывшего к нему для совершения пострига.
    Скончался 19 апреля 1966 года – на Радоницу. Погребён он был на Михайловском кладбище.
  • Реабилитирован в 1989 году.
  • Прославлен в 1997 году как местночтимый святой Алма-Атинской епархии.
  • 22 октября (4 ноября) 1997 года были обретены святые мощи перенесены в новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в Караганде. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и будучи учеником её великих старцев, перенеся изгнания и заключения в большевицких концлагерях, он по неисповедимым судьбам Божиим пронёс своё старческое служение в столице знойных степей Центрального Казахстана, многострадальной Караганде.

Литература:

Ответить Подписаться Скрыть

Сила милостыни
был очень милостив к окружающим. В 1944 году, когда он приехал в Карагандинские степи, там не было еще города, но лишь многочисленные поселения из ссыльных Карагандинских лагерей политзаключенных, переселенных поволжских немцев. Невыносимая жизнь в лагерях, острая нужда и недоедание на "свободе" делали свое дело: "Караганда стоит на костях, кровь мучеников оросила землю КАРЛАГа. Место это святое."- говорил преподобный, и помогал, чем мог, отдавая последнее.
Одна вдова имела лишь мешок картошки до весны. А тут еще две семьи переселенцев из политических приехали ни с чем. Голодная смерть ожидала их. "Что делать, батюшка? - со слезами вопрошала старца женщина. - Дать? Сами помрем. Не дать? Так как жить после этого?". "Дай, - ответил святой. - И Бог восполнит твой недостаток". И ушел молиться. Вдова ушла (а у нее были дети!) и отдала ведро картошки. Но на утро в мешке не убавилось! Так, отдавая картошку до весны, выжили все! Осталось и еще, чтобы посадить на огороде.
Этот случай нам стал известен от пономаря Александра Свято-Тихоновской церкви г. Степногорска Акмолинской области. Он посетил в 1994 году Богородице-Рождественскую церковь с. Михайловка (пригород Караганды), которую построил батюшка в 1955 году, беседовал с настоятелем игуменом Петром, келейником старца, общался с прихожанами, был на могилке святого.

Страшный грех непочитания родителей
"Видел я, - рассказывает р.Б. Александр. - На службе такую картину. Игумен Петр совершил Литургию и, когда подавал для лобызания крест, одна прихожанка стала ругаться, говорить кощунственные слова, шипеть, хрипеть... Но стоило ей приложиться ко кресту, она сникла, умолкла, и вновь тихо возвратилась на свое место, опустив лицо. Меня это потрясло, но окружающие не обращали внимания. "С ней всегда так, - объяснили мне после службы прихожане. - Вначале он была верующей, ходила всегда с матерью в церковь. Но потом охладела, вступила в комсомол, стала ругать мать за мракобесие, грешить против седьмой заповеди, дерзить... И за это ее посетило беснование. И мать, жалея дочь, обратилась к батюшке Севастиану. Старец сказал, что беда посетила ее промыслительно, для вразумления, и за обиду матери. Можно ее исцелить, заставить беса выйти. Но сразу это неполезно: снова Бога забудет. А под конец жизни исцелится," - говорил он. Вот и несет свой крест дочь эта до сих пор и не ропщет. Слава Богу."

Случаи исцеления по молитвам старца Севастиана
- В 1955 г. у м. Марии стала болеть верхняя губа. Губа деформировалась растущей опухолью... Хирург сказал, что надо срочно оперировать и дал направление в онкологическое отделение. Пошла матушка брать благословение на операцию, а батюшка сказал: «Опухоль уже большая, губу срежут, а в другом месте может появиться место такое. Нет, не надо делать операции. Прикладывайся к иконе Святой Троицы, что в панихидной, Бог даст, так и пройдет». Мать Мария обрадовалась... Вскоре я уехала на два месяца в отпуск. Вернулась и увидала м. Марию... На губе и следа опухоли не было. «Как же Вы губу вылечили? - спросила я. «А я не лечила ее, только к иконе Святой Троицы прикладывалась, как батюшка благословил, и опухоль постепенно уменьшаться стала и совсем пропала. Слава Богу!».
При этом, конечно, не отвергал старец и медицинской помощи, пользуясь ею и сам от двух своих духовных дочерей - врачей, сообщивших это чудесное исцеление.

В 1960 году из г. Ижевска приехала к Батюшке Пелагия Мельник. Уже в течение полугода она не могла есть ни хлеба, ни других продуктов. Питалась исключительно молоком и сырыми яйцами... Она просила, чтобы её пропустили без очереди, но всё безрезультатно. Внезапно открылась дверь, вышел батюшка и сказал: «Пропустите эту женщину, она очень больна». Старец дал больной стакан воды, свежую просфору и яблоко, попросил сесть на широкую скамейку и благословил всё это есть. По послушанию Пелагия всё съела и сразу же заснула. Проснулась она через сутки совершенно здоровой.

После смерти Батюшки приехала одна женщина из Новосибирска. У неё было раковое заболевание. Она упала на могилу батюшки и громко рыдала. Потом помолилась, призывая его помощь, и, уходя, взяла с могилы земли... Постепенно у неё болезнь исчезла, и она своё исцеление засвидетельствовала.

Летом 1999 года к могиле старца приехала женщина из Тюмени. Она добиралась с четырьмя пересадками специально, чтобы помолиться у могилы и поблагодарить преподобного Севастиана за совершенные чудеса. По его молитвам в ее семье совершилось три чуда исцеления.
Чудо первое. Несколько лет назад врачи обнаружили у нее опухоль матки. На операцию она не решалась идти по трем причинам: боялась боли, выхода из наркоза, который обычно сопровождается тошнотой и страшной рвотой и боялась услышать сообщение, что у нее рак. Она слышала, что есть святой в Караганде, который творит настоящие чудеса. Вместе с двумя сыновьями стала ему усердно молиться. Они молились своими словами, как могли. Перед тем, как идти на операцию, она попросила: "Батюшка, сделай так, чтобы я не боялась!” В больницу пошла успокоенная, на операционный стол ложилась без страха. Очнулась уже в палате и с удивлением обнаружила, что нет у нее никакой тошноты, рвоты и даже болей в животе. "Значит, мне не делали операцию”, - подумала она. Пощупала живот, а там шов и повязка, как полагается. Все, о чем она просила, совершилось.
Второе чудо произошло с ее сыном. Как-то летом они с семьей поехали отдыхать в Аркалык. Рядом с домом, где они жили у своих родственников было озеро, в котором местные жители старались не купаться, т. к. вода в нем застоялась и можно было заразиться волосом - микроорганизмом, который входит в тело человека и потом перемещается по нему, оставляя гнойные раны. Старший сын не послушался предупреждений и искупался. Перед отъездом мать пошла к местному священнику за благословением и тот дал ей клочок с могилы батюшки Севастьяна. Когда семья вернулась домой, сын стал жаловаться, что у него на теле появились розовые пятнышки. Потом эти пятна превратились в гнойные язвы и стали болеть. Женщина прошла через всех врачей, которые говорили ей, что избавиться от волоса практически невозможно. Тогда она вспомнила про песочек преподобного Севастьяна. "Помолимся нашему святому, - сказала она сыну, - раз он мне помог, то и тебе поможет, на третий день ты излечишься”. В таком дерзновенном порыве она сняла повязки, каждую ранку засыпала песком и забинтовала. На третий день, помолившись, сняли повязки и увидели, что от ран остались только розовые пятнышки как знак милости Божией.
Чудо третье. Когда младшему сыну исполнилось 16 лет, пришла повестка на приписную комиссию в военкомат. Ему же было стыдно идти, потому что он страдал ночным недержанием мочи. Никакое лечение не помогало. Мать сказала: "Давай, Саша, теперь будем молиться за тебя, а то надоели эти мокрые матрацы и перед людьми стыдно”. Через несколько дней сын сообщил ей, что исцелился. Тогда женщина решила, что она должна обязательно поехать в Караганду и поблагодарить старца Севастиана за все благодеяния, ниспосланные на ее семью.

Есть еще много бесчисленных чудес, совершенных силой Божьей, по молитве преподобного Севастиана. Молитва его сильна. Рассказывали, что молясь он приподнимался над землей в воздух. Но дар чудотворения старец скрывал, да и цель его служения была иная; ее мы видим в последней проповеди преподобного пастыря перед своими пасомыми: "Господи! Господи! Господи! Я ведь не один. Со мною все мои чада. Не могу я войти без них, не могу один находиться в светлой Твоей обители. Они мне поручены Тобою". И потом добавил еле слышно: "Я без них не могу".