Стресс. Напряжение или дрожание мышц. Стресс на работе

Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и - при ее повторении или длительном действии - способствует эффективному запуску специфических, как правило, более экономных адаптивных реакций. Стрессы формируются у ребенка еще во внутриутробном периоде. Их причиной могут быть движения матери, создающие умеренный дефицит О 2 , в борьбе за который ребенок развивает двигательную активность, а это ускоряет формирование многих систем его организма. Если мать переедает и ее кровь содержит избыток питательных веществ, двигательная активность плода, напротив, снижается, и его развитие тормозится.

Роды формируют стресс не только у матери, но и у новорожденного. Умеренные стрессы детства, возникающие при игровом общении детей, положительные и отрицательные эмоции, формирующиеся в процессе знакомства ребенка с окружающим миром, двигательная активность и периодические охлаждения могут способствовать физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию. Регулярно плавающие дети начинают ходить на 3 месяца раньше обычного; они болеют в 3 раза реже, а их словарный запас в 3-4 раза больше, чем у детей, не занимающихся плаванием.

Умеренные стрессы могут способствовать повышению настроения и работоспособности, обеспечивают обезболивающий эффект, что представляется важным в периоды повышенных требований к организму человека: на экзаменах, в момент выполнения хирургом сложных операций, при публичных выступлениях. Отсюда можно предположить, что недостаточная выраженность стрессовых реакций может быть фактором, неблагоприятным для здоровья.

4. Опасность стрессов для здоровья

Неблагоприятному влиянию стресса на здоровье могут способствовать:

    безысходность или неопределенность ситуации, к которой трудно приспособиться (стихийные бедствия и войны, потеря близких людей);

    высокая интенсивность или продолжительность стресс-реакции, завершающейся истощением адаптивных резервов;

    личностные или биологические особенности, определяющие слабость антистрессорной защиты;

    использование для защиты от стресса опасных для здоровья и жизни приемов.

Неблагоприятное влияние на здоровье человека присуще физическим и еще чаще психоэмоциональным стрессам. Так, шум, сам по себе не связанный с какой-либо опасностью для человека, тем не менее может вызвать состояние тревоги и, как другие стрессоры, тормозить деятельность желудка, нарушать пищеварение в целом и вызывать неврозы.

К эмоциональным признакам хронического стресса относят:

    смены настроения,

    повышение тревожности и антипатию к людям,

    появление раздражительности, усталости и рассеянности.

К поведенческим проявлениям хронического стресса отнесены:

    появление нерешительности,

    нарушение сна,

    переедание или потеря аппетита,

    снижение качества работы и повышение числа невыходов,

    учащение несчастных случаев,

    более частые курение и прием алкоголя.

К соматическим признакам стресса относятся:

    аритмии сердца и сердцебиение,

    боль и чувство сжатия грудной клетки,

    затрудненное дыхание,

    вздутие живота,

    боли в животе и понос,

    частые мочеиспускания,

    снижение полового влечения и импотенция,

    нарушение менструального цикла,

    покалывание в руках и ногах,

    боли в области головы, шеи, спины, поясницы,

    ощущение "комка" в горле,

    двоение в глазах,

    ухудшение зрения, кожные сыпи.

Оценивая диагностическую роль этих явлений, отмечается, что - усталость, безнадежность, депрессия - более часто, чем боль в груди, являются прогностическими симптомами внезапной смерти. Вышеуказанные явления, однако, чаще всего формируют картину неврозов.

Женщины, обычно, легче мужчин переживают острые стрессы; они адаптируются к стрессорным факторам более экономно физиологически, но при этом испытывают больший психический дискомфорт, чем мужчины. Женщины чаще мужчин страдают неврозами. Имеют значение и некоторые приобретаемые свойства личности. Личностный "тип А" , характеризующийся в 3-7 раз большей склонностью к стрессам и развитию в связи с этим ИБС по сравнению с параметрами "типа Б". Людей типа А характеризуют высокий жизненный темп, соревновательность, настойчивое желание признания у окружающих, агрессивность, лидерские качества.

Люди делятся на экстерналов и интерналов.

Экстерналы характеризуются уходом от трудных ситуаций, обвинением в своих трудностях других людей или "рока", низкой мотивацией достижений, стремлением подчиняться другим людям.

Интерналы же предпочитают конструктивные стратегии совладения с трудностями, стараясь видеть их источник в себе. (Китайская пословица гласит: мудрый ищет погрешности в себе, немудрый - в других). Интерналы уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью. Любое событие они рассматривают как стимул для развития собственных возможностей. Такой тип формируется еще в детстве при двух условиях:

а) наличии объекта подражания;

б) предоставлении родителями самостоятельности в решениях жизненных проблем.

Тип адекватной стратегии в стрессорных ситуациях определяется, очевидно, силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов и другими свойствами организма. У людей для оценки склонности к стрессам часто используются психологические методы, например, оценка тревожности по шкале Спилбергера и Ханина, анализ цветовых предпочтений - тест Люшера.

Стресс – особое , которым организм реагирует на экстремальное воздействие. Впервые стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее.

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс ) и отрицательную (дистресс ) формы стресса.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

В результате стресса возникает депрессия. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани организма. К ним относятся: болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий (сигналы тревоги, опасности, обиды и т.д.). В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический и психологический стресс . Последний подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе. Если информационная нагрузка превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности, говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс вызывается сигнальными . Он проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители.

Особое значение для человека имеет психологический стресс, так как многие события приводят к возникновению стресса у человека не из-за их объективных особенностей., а потому что конкретный человек воспринимает событие как источник стресса. Отсюда вытекает важный принцип преодоления психологических стрессов: проще изменить представление человека о мире, чем сам мир.

Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленный на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое функциональное состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций.

Г.Селье выделил три фазыстресса:

1. Стадия тревоги состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта. Если стрессор сильный, (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

2. Стадия сопротивления возникает, если действие совместимо с возможностями адаптации. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости выше обычного. При большинстве болезней или травм к пораженному участку направляются антитела. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству.

3. Стадия истощения. Каждый человек проходит через выше перечисленные стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма могут истощиться. Тогда наступает стадия истощения, при которой возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает. В случае психологического стресса истощение принимает форму нервного срыва.

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса, по-разному влияют на деятельность.

Фаза мобилизации . Первые этапы развития стрессового состояния характеризуются тем, что общая эмоциональная напряженность еще не достигает своего максимума. Поэтому она оказывает преимущественно положительное (стеническое) воздействие и на психические процессы, и на общую организацию деятельности. Здесь эмоциональная активация повышает продуктивность выполнения основных управленческих функций. Внешние стрессоры выступают в роли своеобразных стимулов для интенсификации психических процессов и для полного вовлечения потенциала личности в деятельность. Данная фаза обозначается понятием продуктивного стресса или «эвстресса» (эвстресс – сложносокращенное слово от сочетания «эвристический стресс»). Возрастает объем восприятия и внимания, повышается гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояния «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления (феномен гиперактивации мышления ). Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения. Способы и методы организации деятельности становятся также более адекватными, разнообразными, эффективными. В целом эту фазу следует рассматривать как адекватную – мобилизующую реакцию психики и организма в целом на усложнение внешней ситуации.

Фаза расстройства . В силу объективно присущих психической и физиологической организации человека ограничений существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий. До тех пор пока он не достигнут, происходит мобилизация имеющихся возможностей. Однако затем психика «начинает давать сбои»; из положительного (мобилизующе-энергетического) фактора трансформируются в преимущественно отрицательный – деструктивный фактор. В первую очередь изменения возникают в когнитивной сфере. Сужается объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти, затрудняется актуализация информации из (феномен блокады прошлого опыта ). Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытка вспомнить решения, встречавшиеся ранее (репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления ).

Для деятельности в целом характерными становятся попытки ее организации не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте нормативного способа (явление заалгоритмизированности деятельности ). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Возникающие и нарастающие на этой фазе явления характеризуют, таким образом, непродуктивный стресс, обозначаемый понятием дистресса (дистресс – сложносокращенное слово от словосочетания «дисфункциональный стресс»).

Фаза деструкции характеризуется максимальной дистрессовостью – полным распадом организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих ее. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения. В первом случае становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места». Во втором случае, наоборот, имеет место блокада деятельностной и поведенческой активности; возникает состояние заторможенности и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности деятельности, а ее общим срывом.

Три отмеченные фазы имеют общий характер. Однако наряду с ними имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессвоустойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессвоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять стрессустойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва».

Основные механизмы стресса - гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка.

Селье считал, что стрессоры вызывают стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Относительно того, как стрессовый фактор достигает гипоталамуса, нет единой точки зрения. Некоторые авторы считают, что стрессор через соответствующие анализаторные структуры воздействует на кору головного мозга. Далее через таламус сигнал поступает к гипоталамусу и параллельно – в , которая является “связующим звеном” между сознанием и телом. В таком случае физический по природе стрессор, так же как и психологический стрессор, может влиять на когнитивные процессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо от природы стрессора. В то же время, существуют данные о том, что информация о стрессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу по специальному зрительному тракту. В любом случае ни у кого не возникает сомнения, что ретикулярная формация, гипоталамус и лимбические структуры принимают непосредственное участие в развитии стрессовой реакции; в осознании стрессора и формировании необходимой адекватной реакции принимает участие весь мозг, включая и вегетативную нервную систему. Всегда необходимо помнить о понимании мозга как части целостной нейроэндокринной системы, управляющей нашей психикой и поведением. Во многих современных работах развиваются новые представления о гормональных механизмах и пептидной регуляции дистрессовых состояний, вплоть до молекулярных механизмов стресса, включенности тех или иных медиаторных систем.

Итак, по-видимому, под влиянием Селье, недооценивавшим роль ЦНС, основной акцент в изучении стресса делался на исследованиях механизмов дистресса, вегетативной и гормональной регуляции. В тоже время, роль ЦНС в возникновении стрессовой реакции или недооценивалась, или вообще игнорировалась.

После работ У. Кеннона, в 20 годы XX столетия, постепенно пришло понимание, что управляющим органом является нейроэндокринная система, в которой некоторые ЦНС выполняют нейроэндокринные функции. Анохин П.К., Симонов П.В., Судаков К.В. и многие другие исследователи стали обращать внимание на важную роль ЦНС в развитии как стресса, так и дистрессовых состояний и связанных с ними психосоматических заболеваний.

Основные структуры мозга, участвующие в возникновении стресса: лобная кора; лимбические структуры; вегетативный компонент, реализуемый через гипоталамус и центры . В работах Симонова подчеркивается роль передних отделов коры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса в возникновении . Такое сходство структур, участвующих в генезе разных по функции стресса и эмоций не должно смущать. Все эти структуры чрезвычайно гетерогенны и полифункциональны. Если функциональной единицей мозга является распределенная система, тогда тесно связанные функции могут обеспечиваться разной системой модулей через взаимодействующие интегративные зоны в одних и тех же структурах. Так, функции гипоталамуса не ограничиваются регуляцией деятельности эндокринной системы. Являясь основным подкорковым центром управления вегетативной нервной системой, гипоталамус принимает участие в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, терморегуляции, обмена веществ, управляет функциями и бодрствования, стрессовых и эмоциональных систем.

Но остановимся на механизмах, которые хорошо изучены. Когда индивид сталкивается со стрессором, гипоталамус активирует эндокринную систему и вегетативную нервную систему. Эта активация может осуществляться как через нервные пути, так и гуморальным путем. От передней доли гипоталамуса по прямому нервному пути происходит активация гипофиза, который вырабатывает окситоцин и вазопрессин. Кроме того, эта доля гипоталамуса вырабатывает тиреотропный релизинг-гормон. Этот гормон, в свою очередь, действует на гипофиз таким образом, что там начинается тиреотропного гормона. Последний гуморально активирует щитовидную железу, которая начинает производить тироксин, выбрасываемый в кровь.

Задняя доля гипоталамуса через симпатический отдел вегетативной нервной системы активирует мозговое вещество надпочечников, которые начинают вырабатывать большие дозы адреналина и норадреналина, поступающие в кровь. Последние гормоны объединяются в группу метаболических гормонов, так как непосредственно активируют клеточный метаболизм.

Передняя доля гипоталамуса при продолжении действия стрессора, помимо нервного пути воздействия, оказывает на гипофиз и гуморальное воздействие – производит кортикотропный релизинг-гормон, который действует на гипофиз, заставляя его производить аденокортикотропный гормон. Он, в свою очередь, действуя на кору надпочечников, приводит к выбросу кортикоидных гормонов, одним из представителей которых является кортизол – “гормон стресса” и альдостерон. Основная функция кортизола – повышение уровня сахара в крови – резко усиливает клеточный метаболизм, подготавливая нас к борьбе со стрессором. Альдостерон поднимает артериальное давление, обеспечивая быстрейшее поступление кислорода и питательных веществ к активным структурам организма.

Исследования последних лет позволили выделить анатомически самостоятельные структуры системы стресса, к которым отнесено голубое пятно в заднем мозге. Эта зона богата нейронами, вырабатывающими норадреналин. Вторая структура – паравентрикулярное ядро гипоталамуса (основной производитель кортиколиберина). Нейроны гипоталамуса, вырабатывающие кортиколиберин, регулируются в основном нейронами, которые содержат норадреналин и находятся в заднем мозге. Эти кортиколибериновые и норадреналиновые системы нейронов являются “узловыми станциями” системы стресса. Они соединяются с большим мозгом посредством связей, включающих нейроны, выделяющие дофамин, и проецируются в мезо-лимбический дофаминовый тракт, что позволяет им участвовать в регуляции мозговых систем и подкрепления. Обнаруженная связь нейронов, выделяющих кортиколиберин, с миндалиной и гиппокампом, важна для извлечения из памяти и эмоционального анализа информации о тех внешних событиях, которые вызвали изменения стрессового уровня.

Влияние стресса на поведение и деятельность человека

Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом).

Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться – человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.

Состояние стресса изматывает человека, снижается качество жизни. При этом каждый организм обладает адаптационным запасом энергии. У каждого человека запас сил и возможности психологического преодоления последствий напряженной ситуации индивидуальны.

Существуют примеры стрессовых ситуаций, которые наиболее сильно воздействуют на личность. Любое изменение жизненных условий вызывает напряжение, к которому человек приспосабливается. Рассмотрим наиболее значимые стрессовые ситуации в рабочей и личной сфере, составленные психологами по результатам исследований.

Стресс в повседневной жизни

Любое стрессовое событие стоит рассматривать как взаимодействие человека и его окружения. Одни и те же ситуации для кого-то станут критическими, а другой с ними справляется. Что может влиять на степень напряжения?

  1. Характер, темперамент, самооценка. Тревожные люди более подвержены влиянию критических обстоятельств. Человек со слабым потенциалом в жизни быстрее истощается, у него не хватает ресурсов для борьбы.
  2. Возрастные периоды. На каждом этапе жизни существуют моменты уязвимости и ранимости. В критическую группу входят подростки, беременные женщины, пожилые люди.
  3. Человек, истощенный во время болезни, испытывает стресс более остро, так как заболевание относится к критическому фактору.

События, которые ведут к социальным, финансовым и физическим изменениям вызывают напряжение. Психологи разработали ситуации, которые значительно влияют на здоровье, моральное самочувствие и адаптационные возможности. Существует специальный рейтинг наиболее травмирующих моментов.

Шкала стрессовых событий из жизни по мере убывания

Разные авторы работали над разработкой стрессовых примеров, но самыми первыми были американские психиатры Холмс и Рей. Их анализ связан с зависимостью заболеваний от происходящих в жизни травмирующих событий. Ученые работали с большой базой пациентов, были обработаны данные пяти тысяч человек.

Выводы психиатров были представлены в специальной таблице, где описаны сильные стрессовые ситуации из жизни.

  1. На первом месте стоит смерть любимого или близкого человека. Стадии переживания смерти длительны, иногда человек не может оправиться от нее до конца жизни.
  2. После переживания смерти наиболее тяжело переносится развод. превышает допустимые нормы, так как человеку приходится справляться с напряжением на всех уровнях.
  3. Попадание в тюрьму оценивается как сильный стрессовый фактор. В некоторых случаях попадание под суд члена семьи затрагивает и его родственников. Это сильная эмоциональная нагрузка для семьи.
  4. Остро переживается болезнь или получение травмы. Ситуации, связанные с болезнью, критичны из-за потери работоспособности, а сознание собственной ущербности, например, при травмах – это сильный стресс для современной личности.

В жизни бывают не только негативные события, ученые обнаружили, что и положительные ситуации влияют на уровень напряжения. К позитивным ситуациям в шкале напряжения относятся:

  • свадьба;
  • примирение с любимым человеком;
  • уход на пенсию;
  • беременность;
  • отпуск, проведение праздников.

Снижают ресурсы и влияют на стресс сексуальные проблемы, сложности с коллекторами из-за просроченных долгов, конфликты в отношениях, переезд и смена места жительства. В современной жизни примеров стресс-факторов прибавилось. В таблицу добавилось напряжение из-за автомобильных пробок, потери мобильного телефона, новостей о катастрофах и терактах.

Каждый фактор оценивается баллами, если накладывается несколько событий, то стресс становится высоким и может нанести угрозу здоровью.

Стресс на работе

Помимо повседневной жизни, стоит выделить отдельную группу . Рабочие ситуации, вызывающие напряжение, стоят в стрессовой шкале на начальном уровне. Проблемы на работе сказываются на здоровье, психологическом климате в коллективе, общем моральном самочувствии. Рассмотрим примеры рабочих травмирующих моментов.

Сотрудник перегружен рабочими задачами, он не укладывается в отведенный промежуток времени, вынужден задерживаться на работе. Основные чувства человека при этом – постоянное беспокойство, страх не успеть вовремя, усталость.

Интересно, что бездействие на работе может вызывать такие же эмоции.

Конфликт поручений. Такой стресс фактор складывается из-за несогласованности руководства. Работнику дают указания, противоречащие друг другу. Требования могут кардинально противоречить, это вызывает напряжение, человек не может эффективно выполнить ни одно из поручений.

Нестабильность, ожидание плохих известий. Некоторые компании время от времени испытывают кризисные ситуации или находятся на грани банкротства. Сотрудники таких организаций подвержены постоянному страху. Волнения связаны с возможностью задержек заработной платы, сокращения, необходимости искать новое рабочее место.

Скучная деятельность на работе. Неинтересные задачи сказываются на эмоциональном состоянии. Человек использует любые варианты, чтобы не выполнять рабочие поручения. При этом одна и та же деятельность для одного будет интересной, а для другого нет. Это вопрос профессиональных предпочтений.

Плохие условия труда. Плохое освещение, сырость, холод, шум – эти ситуации негативно влияют на человека и заставляют его испытывать стресс.

Моббинг в коллективе. Травля в коллективе – одно их самых сильных переживаний на работе. В ситуации психологического дискомфорта человек может заболевать, моббинг – одна из самых частых причин увольнения.

Часть стрессовых событий можно предвидеть и попытаться подготовиться к ним. Например, в ситуации беременности женщина ходит на курсы, читает литературу, чтобы быть готовой к новой роли. Иные ситуации нельзя предсказать, они становятся ударом и вызывают сильный стресс. Это смерть члена семьи или болезнь. Часть негативных моментов человек может преодолеть, они становятся для него жизненным уроком. К примеру, сотрудник сумел построить систему тайм-менеджмента и справился с нагрузкой на работе.

Видео: Психологическая мастерская Евгения Якушева «Как бороться со стрессом»

Сохранение и поддержание постоянства внутренней среды организма в постоянно меняющейся окружающей среде.

Мобилизация ресурсов организма для выживания в трудной обстановке

Адаптация к непривычным условиям жизни

При воздействии раздражающего фактора у человека формируется оценка ситуации как угрожающей. Степень угрозы у каждого своя, но в любом случае вызывает негативные эмоции. Осознание угрозы и наличие отрицательных эмоций "толкают" человека на преодоление вредоносных воздействий: он стремится бороться с мешающим фактором, уничтожить его или "уйти" от него в сторону. На это личность направляет все свои силы. Если ситуация не разрешается, а силы для борьбы кончаются, возможен невроз и ряд необратимых нарушений в организме человека. Наличие осознанной угрозы - это основной стрессовый фактор человека. Поскольку в одних и тех же ситуациях одни люди видят угрозу разной степени, а другие в этих же условиях не видят её вовсе, то и стресс, и его степень у каждого свои. Возникшая угроза вызывает в ответ защитную деятельность. У личности активизируются защитные механизмы, прошлый опыт, способности. В зависимости от отношения человека к угрожающему фактору, от интеллектуальных возможностей его оценки формируется мотивация на преодоление трудности или её избежание.

Исследования специалистов показали, что в определенной степени стресс полезен для человека, поскольку играет мобилизирующую роль в его жизнедеятельности и способствует адаптации к изменившимся условиям жизни и деятельности. Вместе с тем если стрессовые воздействия на человека превышают его адаптационные возможности либо осуществляются в течение длительного времени, то они могут приводить к нежелательным негативным последствиям. Человек может ощущать угрозу своему здоровью, жизни, материальному благополучию, социальному положению, самолюбию, своим близким и т. д. С психологической точки зрения состояние стресса включает специфическую форму отражения человеком экстремальной ситуации и модель поведения как ответную реакцию на это отражение.

В современной психологии распространено понятие копинг (от англ. to cope - совладать), т.е. умение справляться с трудной ситуацией. Иногда он может быть деструктивным, например, если человек уходит "в глухую защиту": нет, этого не произошло; нет, этого не может быть. Но чаще всего в данное понятие вкладывается позитивный смысл: преодоление и благополучное разрешение кризисной ситуации. Существуют разные стратегии преодоления стресса. Одна из них - умение выражать эмоции. Другая - переоценка ситуации, построение иной картины событий. Третий путь - целенаправленные действия, позволяющие изменить не подлежащую переоценке ситуацию, когда слезами горю тоже не поможешь.

Не секрет, что в психологии не бывает точного и четкого определения какого-либо понятия, так же как и не бывает его одного варианта. Тоже и со стрессом. Дам пару простых и понятных его определений.

1. Стресс это такое состояние организма человека, при котором все его системы находятся в напряжении, как физическом, так и психологическом.

2. Стресс это реакция организма человека на какое-нибудь воздействие извне.

Понятно любому человеку, что стресс является неотъемлемой частью его жизни. Не большой стресс или случайные переживания безвредны. Опасен же сильный и долгий стресс, чрезмерный. Именно чрезмерный стресс и будем рассматривать в этой статье. Тот, который может оказать пагубное воздействие на организм даже здорового человека. Для наглядности, разделим это пагубное воздействие на психологическое и физическое, которые будут отличаться по своим симптомам. К психологическим симптомам стресса можно отнести раздражительность человека, казалось бы, на пустом месте, снижение интереса к жизни в целом и к ее сферам в отдельности. А вот к физическим симптомам относят более видимые болезни: язва или рандомные боли во всем организме, будь-то сердце или голова.

Самый главный вопрос, который должен волновать это почему возникает стресс, его причины. Постараюсь перечислить самые главные причины-факторы стресса, на мой взгляд.

1. Рабочие моменты жизни человека:

1.1 Скучная и нелюбимая работа – неинтересная. Когда приходится прикладывать усилия воли для ее выполнения, таким образом, переступая через себя. Часто такая ситуация вызывает неосознанное беспокойство, недомогания.

1.2 Неопределенность собственной роли в коллективе – когда работник неуверен в том, что от него требуется, в первую очередь его поведение в конкретных ситуациях.

1.3 Конфликты на рабочем месте – споры ругань, предвзятое отношение коллег.

1.4 Конфликт ролей – самым простым примером данной причины стресса может быть несколько начальников на одного подчиненного, соответственно несколько разных поручений на одно задание.

1.5 Рабочая перегрузка – слишком большой объем работы, который надо сделать за не большой временной промежуток. Интересно то, что и слишком малая рабочая нагрузка также приводит к стрессу, банально, фрустрация относительно собственной значимости.

1.6 Другие причины, под которыми можно понимать посторонний шуми на рабочем месте, например длительный ремонт в соседнем помещении. Также сюда можно отнести температурные изменения и свет – естественный или искусственный.

2. Личная жизнь человека. В данном разделе, факторы вызывающие стресс могут быть отрицательными и положительными, но знак не влияет на силу стресса и его побочные эффекты.

2.1 Отрицательный стресс в личной жизни может быть представлен неприятностями в личной жизни или отсутствием таковой, смертью родственников, отсутствием понимания и поддержки со стороны близких людей.

2.2 Положительный стресс тот, который происходит с нами в моменты безграничного счастья: встреча с любовью всей жизни, свадьба, значимое достижение в спорте или работе, долгожданная встреча с друзьями или рождение ребенка. Казалось бы, откуда тут взяться стрессу, ведь это хорошие события, которые приносят в нашу жизнь столько тепла! Но со стороны физиологии эти события вызывают то же напряжение, которое весьма не благополучно сказывается на организме.

Интересное понятие, стрессовое напряжение. Что же это? Все просто. Это ответ на происходящую ситуацию. Здесь и сейчас! Причинами может стать: отсутствие времени – жизнь в постоянной спешке, отсутствие нормального режима сна, употребление энергетических напитков и алкоголя, отсутствие возможности выговорится, а как следствие нет доверия к людям.

Как же понять, что вы находитесь на грани стрессового напряжения?

1. Быстрая утомляемость, которая приводит к элементарным ошибкам в работе.

2. Ухудшается память, мысли просто не задерживаются в голове. Были, и вот их нет!

3. Частая и повышенная возбудимость, но быстро перетекающая в усталость, сходящая на ноль.

4. Сбой в режиме приема пиши: либо переедание, либо частый отказ от еды.

5. Алкоголь и сигареты становятся верным спутником. Они на некоторое время снимают усталость и тревожность, тем самым помогая человеку почувствовать себя лучше. Жаль, только что эффект от таких «лекарств» не долгосрочен, да и проблем приносит огромное количество.

6. Бывает, возникает боль, то в одном месте, то в другом. Бесконтрольная и беспричинная, что может только напугать человека, еще больше взволновать его.

Ну что, узнаете себя? Какой стиль жизни вы ведете? Стрессовый или нет?

Под стрессовым стилем я понимаю все беды сразу, плюс не способность быстро пережить их. Этими бедами могут быть трудности в семье, отсутствие понимая, конфликты на работе, постоянная спешка из-за нехватки времени на выполнение работы. Это может привести к не правильной жизненной позиции: жизнь слишком сложная штука, в которой мне сложно приспособится. Как вывод, люди, получаются запрограммированы на постоянные неудачи, на безвыходные ситуации – замкнутый круг.

Если есть стрессовый стиль жизни, то должен быть и не стрессовый. Здесь не будем учитывать не большой стресс, без него жить не получится. Суть этого стиля в том, что человек доволен жизнью, может сам быстро справляться с временными трудностями, он окружен заботой и любовью. Ну а самое главное, эти люди имеют свое хобби, которое и является их «спасательным кругом». Интересная деятельность, которая приносит положительные результаты и эмоции, помогает человеку почувствовать себя значимым. Это помогает наслаждаться жизнь на полную катушку, развивает чувство юмора, которое, как известно, является самым действенным средством для преодоления напряженных ситуаций, конфликтов.

Пришло время написать несколько простых способов борьбы с напряженными ситуациями и стрессом в целом. Поверьте, ничего нового я не напишу. Но постараюсь кратко и понятно изложить всеми нами известные способы «релаксации» или отдыха.

1. Банально, дышите носом. Самый простой способ успокоится. Две минуты медленно дышать, при этом сердцебиение замедляется.

2. Постараться избавится от гнетущих душу мыслей. Знаю, дело сложное, но полезное. Можно постараться сделать акцент на тяжести своего тела, думать об этом. О том, как вы расслабляетесь и успокаиваетесь.

3. Я, как сторонник физической нагрузки, могу еще порекомендовать минут 10-15 выполнять не хитрые упражнения. Больше на растяжку мышц, чем на физическую нагрузку. Напрягать выборочно мышцы собственного тела, научится чувствовать его. Можно сказать, что это отсылка к йоге, впрочем, это правда.

4. На вдохе напрягам мышцы своего тела, а на выдохе расслабляем. Просто, но эффективно.

От релаксации перейдем к более понятным и привычным способам, тем которые не требуют специальных занятий.

1. Стоит раз и навсегда решить для себя, что является более приоритетным и прекратить переживать по мелочам. Ведь эти мелочи имеют свойство накапливаться, соответственно из мелких превращаются в крупные.

2. Надо, научится уважительно, относится к другим, не важно, на сколько, отвратительно ведет себя человек, вы относитесь к нему уважительно. В такой ситуации сами заметите то, как быстро вас прекратит волновать его поведение.

3. Знаете, слово нет, бывает хорошим. Учитесь говорить его. Это избавит от лишних хлопот, ведь брать на себя не нужную работу или ответственность только по душевной доброте может принести вам больше неприятностей. Не стесняйтесь говорить нет!

4. Стоит слушать других, а не говорить только о себе любимом.

5. Заведите себе правило, каждые полчаса рабочего времени уделять пару минут на отдых.

6. Правильное питание тоже еще один из способов поддерживать организм в тонусе. При том не только правильное, но и регулярное.

7. Не делайте скоропостижных выводов, которые чаще приносят только чувство страха, большинство этих выводов основаны на наших умозаключениях, а не на конкретной ситуации, то есть люди склонны действовать сгоряча.

8. Часто ситуации вызывающие стресс проходят сами собой, либо человек может сам справится с ними, без посторонней помощи и уж тем более без привлечения специалистов.

9. Именно активный образ жизни может стать самым надежным соратником в борьбе со стрессами. Просто делайте 20 минутную зарядку каждый день. И чаще гуляйте на свежем воздухе.

Стресс это опасный враг организма, но он не бессмертен. Главное не опускать руки. Человек сам ставит себе границы собственных возможностей. Сам возводит вокруг себя бастионы проблем, замыкаясь в них с головой. Как только, он поймет, что стены это не лучшая защита. Как только, будут сделаны первые шаги в принятии напряженной ситуации, так сразу будет, складывается картинка решения и выхода из стресса.